Для измерения быстроты используют тест. "тестирование для определения двигательных способностей учащихся". Средства воспитания скоростных способностей

Бег на дистанцию Юме хода

Тест проводится двумя воспитателями на беговой дорожке длиной не менее 30 м, шириной 2-3 м, с песчаным или асфальтовым покрытием. На линии начала 10-метрового отрезка (т.е. старта) и линии финиша ус­танавливаются 2 стойки. Ребенок начинает разгоняться за 10 м так, чтобы набрать максимальную скорость к линии старта. Помощник воспитателя стоит строго на линии старта. В момент, когда ребенок поравнялся с ли­нией старта, помощник делает резкую отмашку флажком. По этому сиг­налу воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер и в момент, когда ребенок пересек линию финиша, секундомер выключает.

Необходимое оборудование: секундомер, 2 стойки для старта и фини­ша, мел, размеченная беговая дорожка. Тест можно проводить с двумя участниками на беговой дорожке.

Бег на дистанцию 30 м

На участке детского сада выбирается прямая асфальтированная или плотно утрамбованная дорожка шириной 2-3 м, длиной не менее 40 м. Тест можно проводить на стадионе. На дорожке стойками или флажками


отмечаются линия старта и линия финиша. Расположение линии старта и финиша должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку. Тестирование проводят 2 воспитателя, один с флажком - на линии старта, второй с секундомером - на линии финиша.

По команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и при­нимают стартовую позу стоя - «Высокий старт». Следует команда «Марш!», и дается отмашка флажком. В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер.

Дети начинают бег на дистанцию. Во вре­мя бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег, подсказы­вать элементы техники. Отмашка флажком должна даваться воспитателем сбоку от стартующих детей и четко. Во время пересечения финишной ли­нии секундомер выключается. Время фиксируется воспитателем, стоящим на линии финиша.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Необходимое оборудование: 2 стойки или флажка, 2 секундомера, раз­меченная беговая дорожка.

«Челночный бег» 3*10 м

Тест проводится на ровной площадке длиной не менее 15 м, на кото­рой чертятся 2 параллельные линии на расстоянии 10 м друг от друга. На каждой черте наносятся 2 круга диаметром 0,5 м с центром на черте.

По команде «Внимание!» ребенок подходит к стартовой линии. По ко­манде «Марш!» ребенок бежит к кубику, положенному в круг напротив, поднимает его, бежит назад к стартовой линии и кладет кубик в пустой круг. Затем возвращается назад.

Учитывается время от команды «Марш!» до момента возвращения на финиш. Бросать кубик не разрешается. При нарушении этого правила на­значается вторая попытка. Выполняется одна попытка.

Тест предназначен для детей 4-7 лет.

Необходимое оборудование: секундомер, кубик (5 см 3), мел.

Тест по определению выносливости

Бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей)

Проводится на стадионе или размеченной площадке дошкольного уч­реждения двумя воспитателями.

На дистанциях намечаются линии старта и финиша. По команде «Вни­мание!» дети подходят к стартовой линии. По команде «Марш!» дается от­машка флажком и старт для бегущих, включается секундомер. При пересе­чении линии финиша секундомер выключается. Выполняется одна попытка.

Тест предназначен для детей: 5 лет - дистанция 90 м;

6 лет - дистанция 120 м;

7 лет - дистанция 150 м.

Тест-бег на дистанцию 300 м проводится для детей 5-7 лет на про­хождение дистанции, без учета времени.

Экология здоровья: При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий...

Как составить индивидуальную программу занятий

При помощи этих тестов вы сможете самостоятельно определить свою физическую подготовленность и составить программу занятий

При определении физической подготовленности используют калькулятор, при составлении индивидуальной программы занятий – сумматор и дозатор.

Калькулятор физического состояния предназначен для комплексной оценки функциональных возможностей сердечно–сосудистой системы и физической подготовленности по балльной системе КОНТРЭКС–2 (контроль–экспресс).

Система КОНТРЭКС-2 разработана отечественными учеными С.А. Душаниным, Е.А. Пироговой и Л.Я. Иващенко (1984), ими созданы несколько диагностических систем для первичного (КОНТРЭКС-3), текущего (КОНТРЭКС-2) и самоконтроля (КОНТРЭКС-1).

Показатели для определения уровня физического состояния по системе «КОНТРЭКС-2» приведены ниже.

КОНТРЭКС–2 включает 11 показателей и тестов, которые оцениваются следующим образом:

1. Возраст. Каждый год жизни дает 1 балл. Например, в возрасте 50 лет начисляется 50 баллов и т.д.

2. Масса тела. Нормальная масса оценивается в 30 баллов. За каждый килограмм сверх нормы, рассчитываемой по следующим формулам, вычитается 5 баллов:

мужчины: 50 + (рост – 150)x0,75 + (возраст – 21)/4

женщины: 50 + (рост – 150)x0,32 + (возраст – 21)/5

Например, мужчина 50 лет ростом 180 см имеет массу тела 85 кг, а нормальная масса тела составит:

50 + (180 – 150) x 0,75 + (50 – 21)/4 = 80 кг.

За превышение возрастной нормы на 5 кг из общей суммы баллов вычитается 5x5 = 25 баллов.

3. Артериальное давление. Нормальное артериальное давление оценивается в 30 баллов. За каждые 5 мм рт. ст. систолического или диастолического давления выше расчетных величин, определяемых по ниже приводимой формуле, из общей суммы вычитается 5 баллов:

мужчины: АДсист. = 109 + 0,5 x возраст + 0,1 x масса тела;
АДдиаст. = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;

женщины: АДсист. = 102 + 0,7 x возраст + 0,15 х масса тела;
АДдиаст. = 78 + 0,17 x возраст + 0,1 x масса тела.

Например, у мужчины 50 лет с массой тела 85 кг артериальное давление 150/90 мм рт. ст.

Возрастная норма систолического давления составляет:

109 + 0,5 x 50 + 0,1 x 85 = 142,5 мм рт. ст.

Норма диастолического давления:

74 + 0,1 x 50 + 0,15 x 85 = 92 мм рт. ст.

За превышение нормы систолического давления на 7 мм рт. ст. из общей суммы вычитается 5 баллов.

4. Пульс в покое. За каждый удар менее 90 начисляется один балл. Например, пульс 70 в минуту дает 20 баллов. При пульсе 90 и выше баллы не начисляются.

5. Гибкость. Стоя на ступеньке с выпрямленными в коленях ногами, выполняется наклон вперед с касанием отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохранением позы не менее 2 секунд. Каждый сантиметр ниже нулевой точки, равный или превышающий возрастную норму, приведенную для мужчин и для женщин в табл. 1, оценивается в 1 балл, при невыполнении норматива баллы не начисляются. Тест проводится три раза подряд, и засчитывается лучший результат.

Например, мужчина 50 лет при наклоне коснулся пальцами отметки 8 см ниже нулевой отметки. Согласно табл. 1, норматив для мужчины 50 лет составляет 6 см. Следовательно, за выполнение норматива начисляется 1 балл и 2 балла за его превышение. Общая сумма составляет 3 балла.

Таблица 1. Нормативы двигательных тестов для оценки основных физических качеств

Воз­раст, лет Гиб­кость, см Быстро­та, см Динами­ческая сила, см Скоростная вынос­ливость Скоростно-силовая вынос­ливость Общая выносливость
10–минут­ный бег, м 2000 м, мин.
муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен.
19 9 10 13 15 57 41 18 15 23 21 3000 2065 7,00 8,43
20 9 10 13 15 56 40 18 15 22 20 2900 2010 7,10 8,56
21 9 10 14 16 55 39 17 14 22 20 2800 1960 7,20 9,10
22 9 10 14 16 53 38 17 14 21 19 2750 1920 7,30 9,23
23 8 9 14 16 52 37 17 14 21 19 2700 1875 7,40 9,36
24 8 9 15 17 51 37 16 13 20 18 2650 1840 7,50 9,48
25 8 9 15 17 50 36 16 13 20 18 2600 1800 8,00 10,00
26 8 9 15 18 49 35 16 13 20 18 2550 1765 8,10 10,12
27 8 9 16 18 48 35 15 12 19 17 2500 1730 8,20 10,24
28 8 8 16 18 47 34 15 12 19 17 2450 1700 8,27 10,35
29 7 8 16 18 46 33 15 12 19 17 2400 1670 8,37 10,47
30 7 8 16 19 46 33 15 12 18 16 2370 1640 8,46 10,58
31 7 8 17 19 45 32 14 12 18 16 2350 1620 8,55 11,08
32 7 8 17 19 44 32 14 11 18 16 2300 1590 9,04 11,20
33 7 8 17 20 43 31 14 11 17 16 2250 1565 9,12 11,30
34 7 8 17 20 43 31 14 11 17 15 2220 1545 9,20 11,40
35 7 8 18 20 42 30 14 11 17 15 2200 1520 9,28 11,50
36 7 7 16 20 42 30 13 11 17 15 2200 1500 9,36 12,00
37 7 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1475 9,47 12,12
38 6 7 18 21 41 29 13 11 16 15 2100 1460 9,52 12,20
39 6 7 19 21 40 29 13 10 16 14 2000 1445 10,00 12,30
40 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1420 10,08 12,40
41 6 7 19 22 39 28 13 10 15 14 2000 1405 10,14 12,48
42 6 7 19 22 39 28 12 10 15 14 2000 1390 10,22 12,58
43 6 7 20 22 38 27 12 10 15 14 2000 1370 10,30 13,07
44 6 7 20 23 38 27 12 10 15 14 1950 1355 10,37 13,16
45 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1950 1340 10,44 13,25
46 6 7 20 23 37 27 12 10 15 13 1900 1325 10,52 13,34
47 6 7 20 23 36 26 12 9 15 13 1900 1310 10,58 13,43
48 6 6 21 24 36 26 12 9 14 13 1900 1300 11,05 13,52
49 6 6 21 24 36 26 11 9 14 13 1850 1285 11,12 14,00
50 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1850 1273 11,19 14,08
51 6 6 21 24 35 25 11 9 14 13 1800 1260 11,25 14,17
52 6 6 22 25 35 25 11 9 14 12 1800 1250 11,34 14,25
53 5 6 22 25 34 25 11 9 14 12 1800 1235 11,40 14,34
54 5 6 22 25 34 24 10 9 14 12 1750 1225 11,46 14,42
55 5 6 22 25 34 24 10 9 13 12 1750 1215 11,54 14,50
56 5 6 22 25 33 24 10 9 13 12 1750 1200 12,00 14,58
57 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1190 12,05 15,06
58 5 6 23 26 33 24 10 9 13 12 1700 1180 12,11 15,14
59 5 6 23 26 33 23 10 8 13 12 1700 1170 12,17 15,20
60 5 6 23 26 32 23 10 8 13 12 1650 1160 12,24 15,30


6. Быстрота. Оценивается «эстафетным» тестом по скорости сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. За каждый сантиметр, равный возрастной норме и меньше, начисляется 2 балла.

Тест выполняют в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Ассистент берет 50–сантиметровую линейку и устанавливает ее вертикально (цифра «ноль» обращена к полу). При этом ваша рука находится примерно на 10 см ниже окончания линейки.

После команды «внимание» ассистент в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее большим и указательным пальцами схватить линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки.

Тест проводится три раза подряд, засчитывается лучший результат.

Например, у мужчины 50 лет результат тестирования составил 17 см, что лучше возрастного норматива на 4 см. За выполнение нормы насчитывается 2 балла и за его превышение 4х2=8 баллов. Общая сумма – 10 баллов.

7. Динамическая сила (проба Абалакова). Оценивается максимальной высотой прыжка вверх с места. За каждый сантиметр, равный и превышающий нормативную величину, приведенную в табл. 1, начисляется 2 балла.

Выполнение теста: испытуемый стоит боком к стене рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (ученическая линейка длиной 1 м). Не отрывая пяток от пола, он как можно выше касается шкалы поднятой вверх более активной рукой. Затем он отходит от стены на расстояние от 15 до 30 см, не делая шага, прыгает вверх, отталкиваясь двумя ногами. Более активной рукой он касается измерительной шкалы как можно выше. Разница между значениями первого и второго касания характеризует высоту прыжка. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Например, у мужчины 50 лет результат равен 40 см. Это превышает возрастную норму на 5 см (см. табл. 1). За выполнение норматива начисляется 2 балла, за превышение – 5x2 = 10 баллов. Общая сумма составляет 10+2 = 12 баллов.

8. Скоростная выносливость. Подсчитывается максимальная частота поднимания прямых ног до угла 90° из положения лежа на спине за 20 секунд. За каждое поднимание, равное и превышающее нормативное значение, начисляется 3 балла.

Например, у мужчины 50 лет результат выполнения теста составил 15 подниманий, что превышает возрастную норму на 4. За выполнение норматива начисляется 3 балла, за превышение 4x3 = 12 баллов. Итого 15 баллов.

9. Скоростно-силовая выносливость. Измеряется максимальная частота сгибания рук в упоре лежа (женщины в упоре на коленях) за 30 секунд с начислением 4 баллов за каждое сгибание, равное и превышающее норматив.

Например, при тестировании мужчины 50 лет частота сгибания рук в упоре за 30 с составила 18 раз. Это превышает возрастной норматив на 4 и дает 4x4 = 16 баллов, плюс 4 балла за выполнение нормативной величины. Общая сумма составляет 20 баллов.

10. Общая выносливость.

1) Лица, не занимающиеся ранее физическими упражнениями или занимающиеся не более 6 недель, могут пользоваться следующим непрямым способом.

Пятикратное выполнение упражнений на развитие выносливости (бег, плавание, езда на велосипеде, гребля, бег на лыжах или коньках) в течение 15 минут при частоте пульса не менее 170 в минуту минус возраст в годах (максимально допустимый пульс составляет 185 минус возраст) – дает 30 баллов, 4 раза в неделю – 25 баллов, 3 раза в неделю – 20 баллов, 2 раза – 10 баллов, 1 раз – 5 баллов, ни одного раза и при несоблюдении описанных выше правил, касающихся пульса и тренировочных средств – 0 баллов.

За выполнение утренней гимнастики баллы не начисляются.

общая выносливость оценивается по результату 10–минутного бега на возможно большее расстояние. За выполнение норматива, приведенного в табл. 2, начисляется 30 баллов и за каждые 50 м дистанции, превышающей эту величину, 15 баллов. За каждые 50 м дистанции меньше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов, набранных по этому тесту, составляет 0. Тест рекомендуется для лиц, самостоятельно занимающихся физическими упражнениями.

3) При групповой форме занятий уровень развития общей выносливости оценивают с помощью забегов на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин. Контролем служит нормативное время, приведенное в табл. 1. За выполнение нормативного требования начисляется 30 баллов и за каждые 10 секунд меньше этой величины – 15 баллов. За каждые 10 секунд больше возрастного норматива из 30 баллов вычитается 5. Минимальное количество баллов по тесту составляет 0.

Например, у мужчины 50 лет результат 10–минутного бега составит 1170 м, что меньше возрастного норматива на 103 м. Следовательно, сумма баллов по этому тесту составит 30–10=20 баллов.

11. Восстанавливаемость пульса.

1) Для незанимающихся физическими упражнениями после 5 минут отдыха в положении сидя измерить пульс за 1 минуту, затем сделать 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и вновь сесть. Через 2 минуты вновь измерить пульс за 10 секунд и результат умножить на 6. Соответствие исходной величине (до нагрузки) дает 30 баллов, превышение пульса на 10 ударов – 20 баллов, на 15 – 10 баллов, на 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

2) У занимающихся физическими упражнениями более 6 недель восстанавливаемость пульса оценивается через 10 минут после окончания 10–минутного бега или бега на 2000 м для мужчин и 1700 м для женщин путем сравнения пульса после бега с исходной величиной. Совпадение их дает 30 баллов, превышение до 10 ударов – 20 баллов, 15 – 10 баллов, 20 – 5 баллов, более 20 ударов – из общей суммы следует вычесть 10 баллов.

Например, у мужчины 50 лет частота пульса до бега была равна 70 в минуту, через 10 минут после 10–минутного бега – 72, что практически совпадает с исходной величиной пульса и это обеспечивает 30 баллов.

Результаты

После суммирования полученных по всем 11 показателям баллов физическое состояние оценивается как:

– низкое – менее 50 баллов;
– ниже среднего – 51–90 баллов;
– среднее – 91–160 баллов;
– выше среднего – 160–250 баллов;
– высокое – более 250 баллов.
опубликовано

В практике физического воспитания количественно-силовые воз можности оцениваются двумя способами: 1) с помощью измери­тельных устройств - динамометров (рис. 12, 4), динамографов,] тензометрических силоизмернтельных устройств; 2) с помощы специальных контрольных упражнений, тестов на силу.

Современные измерительные устройства позволяют измерять а практически всех мышечных групп в стандартных заданиях (сгиба­ние и разгибание сегментов тела), а также в статических и динами* ческих усилиях (измерение силы действия спортсмена в движении

Рис. 12. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развития силовых, скоростно-снловых способностей и силовой выносливости

В массовой практике для оценки уровня развития силовых ка­честв наиболее часто используются специальные контрольные упражнения (тесты). Их выполнение не требует какого-либо специ­ального дорогостоящего инвентаря и оборудования. Для опреде­ления максимальной силы используют простые по технике вы­полнения упражнения, например жим штанги лежа, приседание со штангой и т.п. Результат в этих упражнениях в очень малой степени зависит от уровня технического мастерства. Максималь­ная сила определяется по наибольшему весу, который может под­нять занимающийся (испытуемый).

Для определения уровня развития скоростно-силовых спо­
собностей и силовой выносливости используются следующие
контрольные упражнения: прыжки через скакалку (рис. 12, J),
подтягивания (рис. 12, 7, 6), отжимания на параллельных брусь­
ях, от пола или от скамейки (рис. 12, 9, 10), поднимание туло­
вища из положения лежа с согнутыми коленями (рис. 12, б),
висы на согнутых и полусогнутых руках (рис. 12, 14), подъем
переворотом на высокой перекладине, прыжок в длину с ме­
ста с двух ног (рис. 12, 2), тройной прыжок с ноги на ногу
(вариант - только на правой и только на левой ноге), подни­
мание и опускание прямых ног до ограничителя (рис. 12, 5),
прыжок вверх со взмахом (рис. 12, 1) и без взмаха рук (опре­
деляется высота выпрыгивания), метание набивного мяча (1-
3 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой
(рис. 12, 11, 12, 13) и т.д. Критериями оценки скоростно-
силовых способностей и силовой выносливости служат число
подтягиваний, отжиманий, время удержания определенного
положения туловища, дальность метаний (бросков), прыж­
ков и т.п. I



По большинству из этих контрольных испытаний проведены
исследования, составлены нормативы и разработаны уровни (вы­
сокий, средний, низкий), характеризующие разные силовые воз­
можности. Подробнее о критериях оценки силовых способностей
и способах их измерения можно прочитать в соответствующих учеб- Г
никах и пособиях . -

7.3. Скоростные способности и основы методики их воспитания 11

Под скоростными способностями понимают возможности че­ловека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Раз-"Ц личают элементарные и комплексные формы проявления скоро-¥ стных способностей. К элементарным формам относятся быстро­та реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) дви жений.


Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее известным дви­жением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, так­тильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плава­нии, прекращение нападающего или защитного действия в еди­ноборствах или во время спортивной игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции - временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Ла­тентное время простой реакции у взрослых, как правило, не пре­вышает 0,3 с.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте - это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений - это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 с).

В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в раз­личных сочетаниях и в совокупности с другими физическими ка­чествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей. К ним отно­сятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и другими факторами, в частности техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми ка­чествами и др.

Способность как можно быстрее набрать максимальную ско­рость определяют по фазе стартового разгона или стартовой ско­рости. В среднем это время составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называ-


ют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

В играх и единоборствах есть еще одно специфическое проявле­ние скоростных качеств - быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и на­чать движение в другом направлении.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от це­лого ряда факторов: I) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особен­ностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быст­рых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кисло­та - АТФ и креатинфосфат - КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне­деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных при­родных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения воз­буждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной инфор­мации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферен­тного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от централь­ной нервной системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появ­ления в ней механизма активности.

Максимальная частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в со­стояние торможения и обратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действи­ях, влияют: частота нервно-мышечной имггульсации, скорость пе­рехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чере­дования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорос­ти ее расщепления и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресин-тез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолити-ческого механизмов (анаэробно - без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспе­чении разной скоростной деятельности составляет 0-10%,

Генетические исследования (метод близнецов, сопоставление скоростных возможностей родителей и детей, длительные на­блюдения за изменениями показателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности су-



щественно зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

Наиболее благоприятными периодами для развития скорост­ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до II лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в пока­зателях быстроты простой реакции и максимальной частоты дви­жений. Целенаправленные воздействия или занятия разными ви­дами спорта оказывают положительное влияние на развитие ско­ростных способностей: специатьно тренирующиеся имеют пре­имущество на 5-20% и более, а рост результатов может продол­жаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способнос­тей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начи­нают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состо­ит в необходимости разностороннего развития скоростных спо­собностей (быстрота реакции, частота движений, скорость оди­ночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваи­вают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить млад­ший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно бла­гоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача - максимальное развитие скоростных способ­ностей при специализации детей, подростков, юношей и деву­шек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота дей­ствия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача - совершенствование скоростных способнос­тей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных цикличес­ких актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздей­ствием на собственно скоростные способности, но и иным пу-


Тем - через воспитание силовых и с ко ростно- силовых способ­ностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех фак­торов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.

В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназ­ванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен (напри­мер, можно обладать хорошей реакцией на сигнал, но иметь не­высокую частоту движений; способность выполнять с высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гаранти­рует высокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой по­ложительный перенос быстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфические особен­ности скоростных способностей поэтому требуют применения соот­ветствующих тренировочных средств и методов по каждой их раз­новидности.

1.3.1. Средства воспитания скоростных способностей

Средствами развития быстроты являются упражнения, выпол­няемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. ско­ростные упражнения). Их можно разделить на три основные груп­пы (В. И.Лях, 1997).

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компо­
ненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции; б) ско­
рость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты
движений; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную
выносливость; е) быстроту выполнения последовательных дви­
гательных действий в целом (например, бега, плавания, веде­
ния мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все
основные компоненты скоростных способностей
(например, спортив­
ные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и
все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и
координационные, скоростные и выносливость); б) на скорост­
ные способности и совершенствование двигательных действий
(в беге, плавании, спортивных играх и др.).

В спортивной практике для развития быстроты отдельных дви­жений применяются те же упражнения, что и для развития взрыв­ной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие ■ упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с мак- I симальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.


Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа дви­жений; бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его уве­личения; упражнения на повышение скорости расслабления мы­шечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном вы­ражении применяются три группы упражнений: упражнения, ко­торые используются для развития быстроты реакции; упражне­ния, которые используются для развития скорости отдельных дви­жений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрыв­ным характером.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ

РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В подготовке спринтера, в принципе, как и спортсмена другой специализации, важны тесты, или контрольные испытания, позволяющие определить уровень подготовленности бегуна на определенном этапе спортивной подготовки. Особенно важное значение имеют данные показатели в предсоревновательный сезон, и после их проведения еще есть возможность скорректировать подготовку к соревнованиям и выйти на пик формы к важных стартам.

Контрольные тесты делятся на четыре группы:
1. Для оценки быстроты выполнения движений в отдельных суставах;

2. Для оценки быстроты сложной и простой реакции;

3. Для оценки целостных двигательных движений;

4. Для оценки скорости одиночного движения.

Рассмотрим данные тесты в той же последовательности:
1. Частота движений рук и ног оценивается посредством теппингтестов. Спортсмен выполняет тест, а ассистент фиксирует общее число рук и ног (поочередно или одной) за 5 - 20 секунд;

2. Время простой реакции измеряется в условиях, когда известно действие спортсмена на заранее известный сигнал. Для спринтера данным сигналом может быть выстрел или другой звуковой раздражитель, означающий момент старта, что должно сопровождаться выходом с колодок. При этом время фиксируют датчики, устанавливаемые в сами колодки, реагирующие на изменение давления на них стопами спринтера. Сложная реакция характеризуется тем, что ни сам сигнал, ни реагирование на него спортсмена заранее неизвестны;

3. В спринте применяются в этих случаях дистанции 30, 50, 60 или 100м, которые преодолеваются с низкого или высокого старта. При этом исследуются динамика скорости, время отдельных фаз движений, частота шагов и другие показатели;

4. Здесь можно использовать работу с мячом. Фиксируемыми показателями будут: время удара, одного шага, передачи мяча и т.д., что определяется с применением сложной биомеханической аппаратуры.

Быстрота - способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

тест № 2. Определение координационных способностей (челночный бег)

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

Тест № 3. Определение выносливости (бег в течении 6 минут)

Цель: Определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

Тест № 4. Определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

Нормативы физической подготовленности М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской, для детей 5-6 лет

Таблица 1

Критерии оценки развития физических качеств

I уровень – высокий – 8-7 баллов

II уровень – средний – 6-4 баллов

III уровень – низкий – 3-0 баллов

Каждый уровень характеризуется следующими параметрами:

I уровень – высокий – 8-7 баллов – ребеноквыполнил все четыре задания на высоком уровне, без признаков переутомления, активно вел себя при выполнении упражнений, умел слушать воспитателя, понимал инструкции и выполнял задания без ошибок.

II уровень – средний – 6-4 баллов – ребеноквыполнил задания на среднем или высоком уровне (но не было выполнения какого-либо задания на низком уровне), без признаков переутомления, допускали ошибки при усвоении инструкции воспитателя.

III уровень – низкий – 3-0 баллов – ребеноквыполнил одно или несколько заданий на низком уровне, переутомился, проявил пассивность или безразличие, имел негативные реакции в случае неудачного выполнения заданий.

Начальное исследование уровня развития физических качеств детей

Старшего дошкольного возраста

Таблица 2

№ п/п Дети Возраст Критерии Итоговый балл/ уровень
Бег 30м Бег 3*10м Бег на выносливость Прыжки в длину с места
1. Милена
2. Илья
3. Артём
4. Никита
5. Арина
6. Виктория
7. Полина
8. Серёжа

При выполнении данных заданий у детей возникали трудности вследствие……

План развития физических качеств через народные подвижные игры у детей старшего дошкольного возраста

Тематический план учебного материала

Содержание материала Старшая группа неделя
1. Утренняя гимнастика + + +
2. Упражнение Спортсмены на тренировке + +
3. Упражнение «Штангисты»
4. Упражнение «Гимнасты» + + +
5. Упражнение «Пловцы» + +
6 .Упражнение «Футболист» + + +
7. Упражнение « Атлеты» + + + + +
8. Упражнение « Оздоровительный бег» +
9. Упражнение «Отдохнём» (см. Приложение № 1) + +
10 Игра « Конники» + + +
11. игра « Перевозка урожая»
12. Игра «Горелки»
13. Игра «Охотники и звери»
14. Игра « Рыбак» (см. Приложение № 2)

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.

В комплекс входят народные подвижные игры, предназначенные для детей 4–6 лет.

Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:

Народные игры являются средством педагогики;

Народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;

Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;

Народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;

Народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.

Заключение

В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы физического развития ребенка. Их развитие – важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые еще недостаточно изучены.

В дошкольном возрасте совершенствуется функциональные возможности центральной нервной системы. Более устойчивыми становятся внимание, воображение, память (двигательная), мышление.

Развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно, хотя в целом относительно высокими темпами.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, сутавно-связочный аппарат) еще не окончено, поэтому следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета и наоборот, умеренные по нагрузке упражнения способствуют их укреплению, стимулируют рост костей.

Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т.е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция. Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдает и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.

Прогрессивные ученые – психологи, педагоги, врачи, такие как: Высотский Л.С., Усова А.П., Ушинсикй К.Д., Покровский Е.А.,П.Ф. Лесгафт и др. раскрыли роль игры, как деятельности способствующей качественным изменениям в психическом и физическом развитии ребенка

Они рассматривают подвижные игры, как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

Детские подвижные игры, взятые у сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям. Они выступают не только как фактор физического развития, но и как средство духовного формирования личности

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, опасения и побуждают к осторожности, этим увлекают детей. Детей также привлекают в народных играх разнообразные действия и ситуации, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.

Таким образом, игра не только вид деятельности, но средство его умственного, нравственного и физического развития.

В процессе игры развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, дисциплинированность), развиваются волевые процессы, в поведенческом плане развиваются рефлексы, ребенок учится ставить цель и добиваться ее.

В народных подвижных играх наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств (быстрота, выносливость, ловкость, сила, гибкость)

В результате исследования мы пришли к выводу, что народные подвижные игры, направленные на развитие психофизических качеств, можно включать в различные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей.

Список литературы

1. Ашмарин Б. А., «Теория и методы физического воспитания». Издательство « физкультура и спорт», 2009, 225с.

2. Кенеман А.В., « народные подвижные игры ». Издательство «Просвещение », Москва 2003, 280 с.

3. Кожевников З., « Теория и методы физического воспитания». Издательство « Просвещение», 1971, 115с.

4. Карманова Л.В. « физическая культура в старшей группе», «физкультура и спорт», Москва 2004, 280 с.

5. Иванчикова Р.В., « Народные игры с детьми.». Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

6. Кудрявцев В.А., « Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте». Дошкольное воспитание. 2004, № 11.

7. Павлова Л.И., « Значение народных подвижных игр в физическом развитии дошкольника». Дошкольное воспитание. 2002, № 4.

8. Литвинова И.Н., « Детские народные подвижные игры». М., 2005., с. 97.

9. Пензулаева, Л.И., « Анатомо-физиологические особенности детей». - М.: Педагогика, 1984. - 190 с.

10. Рунова М.А., «Особенности организации занятий по физической культуре», Дошкольное воспитание. - 2009. - №9. - С.42-52.; №10. - С.56-63.

11. Спатаева М. Х., « Методика дифференцированного подхода в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста II и III групп здоровья».- М.: Просвещение, 2002.- 130

12. Степаненкова Э. Я., « Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 368 с.

13. Шебеко В.Н. «Физическое воспитание дошкольников» . - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

14. «Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств» // Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.

15. Вавилова Е.Н., «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» - Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

Приложение № 1

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА

Цель - «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия