Базовая тренировка велосипедиста. Физическая подготовка велосипедиста

Зима в скоре подходит к концу, значит пора потихоньку наращивать базу. Как правильно спланировать базовую тренировку и зачем она нужна?

Что такое базовая тренировка?

Во время базовой тренировки ваш организм научится использовать кислород более эффективно. Обычно, базовая тренировка – это длительные поездки с ровным темпом. Умеренная интенсивность позволяет вашему телу совершить необходимые адаптации. Ранняя весна – это идеальное время для такой тренировки.

Если весной наработать хорошую базу, то в разгар сезона вы гораздо легче будете переносить тяжелые тренировки на пиковых мощностях. Усталость будет наступать позже, высокую мощность, а следовательно и скорость можно будет держать гораздо дольше.

Базовая тренировка велосипедиста – это затратная по времени часть тренировочного процесса, но обходного пути нет.

Медленно, но уверенно к победе

Как узнать что выбрали правильный темп для базовой тренировки?

Если во время поездки можете спокойно разговаривать, не задыхаясь, значит темп выбран правильно.

Более точным методом, будет использование датчика сердечного ритма или поверметра. Для тех кто использует датчик сердечного ритма базовой зоной будет 60-70 % от максимального значения. Если используете поверметр, то ориентируйтесь на 56-75% от функциональной пороговой мощности (FTP).

Поездки с такой интенсивностью учат ваше тело сжигать жиры вместо гликогена. Гликоген – это то, как наш организм откладывает углеводы, но его запасы ограничены и хватает их обычно на 30-90 минут интенсивных тренировок. Чтобы кататься по 5-6 часов, организм использует жиры, но для того чтобы их сжигать нужно какое-то количество углеводов – так что не забывайте есть во время базовой тренировки.

Когда растет интенсивность тренировки, сжигается больше гликогена и меньше жиров. Базовая тренировка делает этот процесс более эффективным. Чем выше интенсивность, при которой ваш организм использует жиры как источник энергии, тем больше гликогена останется в запасе для финальной атаки.

Физиологические адаптации

Базовая тренировка выполняется в аэробном темпе. Тело получает достаточное количество кислорода для интенсивности с которой вы едете.

В свою очередь, выработка молочной кислоты находится под контролем. Вопреки распространенному мнению, молочная кислота - это не что-то, что заставляет мышцы гореть во время интенсивной тренировки. Молочная кислота на самом деле является топливом, созданным в результате химической реакции в мышцах, при сжигании кислорода для производства энергии.

Внутри мышечных клеток находятся митохондрии – это так называемые электростанции вашего тела. Именно в митохондриях молочная кислота сжигается и вырабатывается энергия. Когда митохондрии в мышцах достигают предела в переработке молочной кислоты, оставшаяся молочная кислота попадает в кровоток.

При правильной базовой тренировке, уровень молочной кислоты в крови не повышается. Это означает, что митохондрии в мышцах способны обрабатывать всю произведенную молочную кислоту и не нужно пускать ее в кровоток. Катаясь с базовой интенсивностью, вы тренируете митохондрии перерабатывать молочную кислоту и стимулируете их становиться эффективнее при сжигании жира в качестве топлива.

Если вы тренируетесь слишком интенсивно, то учите свои митохондрии сжигать больше гликогена, чем жира.

Итак, как долго должна проходить эффективная базовая тренировка?

Базовая тренировка не обязательно должна быть длинной

Много людей думают, что базовая тренировка это не меньше четырех часов унылого катания, но это не совсем так. Да, профессионалы катаются и по 5-6 часов и проводят в седле до 30 часов в неделю.

Но для тех из нас кто не целиться на Тур де Франс, стоит сфокусироваться на качестве тренировки, а не её продолжительности.

Стабильность усилий и время езды в правильной зоне – это ключ к успеху. К примеру, двухчасовая поездка с каденсом 90-100 об/мин и 60-70% от максимальной ЧСС, это лучше чем трехчасовая поездка с большим усилием на подьемах и спуском с нулевым усилием.

Для тех у кого нет много времени на тренировку, можно ездить в верхнем пределе базовой зоны (65-70% от максимальной ЧСС/ 65-75% от FTP). Но помните, если дышать становиться тяжелее, значит – едете слишком быстро.

Во время базовой тренировки хорошо отрабатывать технику.

Базовая тренировка с высоким каденсом

В начале тренировки нужно ехать с каденсом 90-100 об/мин. Такое педалирование закрепит правильную технику в мышечной памяти и в конце тяжелой гонки эффективность педалирования будет оставаться прежней.

Мощность = крутящий момент х 2π* каденс. Простыми словами мощность – это как сильно вы давите на педали умноженное на то, как быстро вы их крутите. Если крутить педали быстрее, то крутящий момент будет ниже. Так, усилие сконцентрировано на аэробной системе (сердце и лёгкие), а не на мышечной силе. Мышечные адаптации происходят быстрее, чем аэробные, но и утрачиваются быстрее. Если поработать над базой сейчас и над мышечной силой позже, то к соревновательному сезону вы будете в топовой форме.

Базовые тренировки могут показаться монотонными и скучными. Можно добавить короткие 6-10 секундные спринты. Короткие спринты увеличивают выработку естественного гормона роста. Если на последнем часе тренировки сделать пять 6-секундных спринтов с 8-10 минутами для восстановления между ними, то тренировка не только станет менее скучной, но и восстановление после тренировки пройдет быстрее.

Во время базовой тренировки можно пообщаться с друзьями, насладиться видом и вспомнить для чего вы вообще начали заниматься велоспортом.

Базовая тренировка, как и любая другая тренировка, заключается в постепенном выходе за пределы того, на что способен ваш организм. Стремитесь увеличить недельную продолжительность на 10-15 процентов в течение двух-трех недель, а затем сделайте легкую неделю.

Если нет много времени для тренировок, то увеличивайте не время, а интенсивность. Начните с нижнего предела интенсивности и постепенно увеличивайте.

Для большинства спортсменов период наработки базы составит 12-16 недель. За этот период вы увидите рост средней скорости/мощности, а интенсивность останется прежней. Со временем, вы заметите, что чувствуете себя более комфортно на велосипеде и после тренировки возвращаетесь не таким уставшим.

К концу периода наработки базы вы должны комфортно проезжать то расстояние на которое нацелены в сезон. После наработки базы можно переходить к скоростным и другим специфическим навыкам для того соревнования к которому вы готовитесь.

Средняя тренировка профессионального велосипедиста длиться от 2 до 4 часов. Большая часть времени затрачивается на езду на велосипеде. Однако на протяжении недели несколько часов отводится на силовой тренинг, в котором акцент сделан на мускулы ног. Особенно активно в тренажерном зале велосипедисты работают в период межсезонья. Тренировочный график велосипедиста зависит от его специализации.

Напомним, что велосипедист может быть сильным спринтером, гибким горняком или универсалом. Также на тренировочный процесс оказывают влияние и предстоящие гонки, в которых спортсмен собирается принимать участие. Это могут быть однодневка или многодневные гонки. Также следует отметить, что график тренировочного процесса атлет может получать от личного тренера либо своей команды.

Начальные периоды тренинга спортсмены посвящают увеличению аэробных показателей, а используются для этого длительные заезда при частоте сердечных сокращений в 60 процентов от максимального показателя. Тем выбирается сравнительно легкий и устойчивый, так как заезды могут длиться практически весь день и спортсмен не должен чувствовать сильной усталости. Благодаря таким базовым тренировкам закладываются основы физической подготовки.

В таком режиме велосипедисты работают один или два месяца, после чего увеличивают интенсивность занятий до 75–80 процентов от максимального показателя частоты сердечных сокращений. Также в это время используются интервальные тренировки, и вся дистанция делится на отрезки, которые спортсмен проходит с разной интенсивностью.

Непосредственно перед гонкой велосипедисты работают с высокой интенсивностью, составляющей 95–100 процентов от максимального показателя частоты сердечных сокращений. Отметим, что с ростом интенсивности сокращается длительность преодолеваемых ими отрезков дистанции.


Чтобы следить за пульсом во время занятия, спортсмены используют монитор сердечного ритма, а также измеритель мощности. Однако опытные спортсмены способны по своему состоянию определять все необходимые параметры и при этом не обращать внимания на приборы. Во время межсезонья спортсмены планируют отдых, длительность которого составляет от одной недели до месяца. Но даже в это время они не забывают о тренировках.

Говоря о том, как тренируются профессиональные велосипедисты, следует отметить несколько заповедей, которым следуют спортсмены:

  1. Тренировки должны быть умеренными. У любого человека есть предел его физическим возможностям. Нельзя постоянно заставлять организм работать на максимуме. Более того, во время занятий спортсмен должен оставаться в определенных пределах собственных возможностей. Опытные тренера советуют своим подопечным работать на тренировке так, чтобы после ее завершения оставалось ощущение, что можно было бы сделать чуть больше. Нельзя на занятиях доводить свой организм до полного изнеможения. Способность мускулов сокращаться имеет свои пределы и когда в организме заканчиваются запасы гликогена, необходимо просто остановиться и отдохнуть. Если игнорировать эту рекомендацию и часто перегружать организм, то в результате время на восстановление резко увеличится. Чем выше уровень подготовки велогонщика, тем более ощутимой должна быть разница между тяжелыми и легкими тренировками.
  2. Занятия должны быть последовательными. Наше тело способно адаптироваться к однообразной работе. Спортсмены составляют тренировочный план, в котором многие аспекты остаются неизменными на протяжении всего времени. Однако нельзя говорить о том, что все тренировки оказываются однообразными. Если это будет так, то прогресс замедлиться. Только благодаря разнообразию можно расти. В то же время неподготовленный человек при виде тренировочного плана профессионального велогонщика может и не заметить отличий. Каждый спортсмен понимает, что невозможно на протяжении всего сезона находиться на пике своей формы. Если стараться этого добиться, то кроме перетренированности вы ничего не получите. Профессионалы всегда тренируются последовательно и стараются не работать на пределе своих возможностей.
  3. Не забывайте об отдыхе. Вы должны помнить, что организм адаптируется к нагрузкам исключительно во время отдыха. Только в этот момент атлет может стать сильнее и выносливее. Чем выше интенсивность тренинга, тем больше времени следует уделять отдыху.
  4. Старайтесь реже тренироваться в группе. Групповые тренировки имеют свои преимущества перед индивидуальными занятиями. Однако они могут спровоцировать вас на быструю езду в тот момент, когда стоило бы замедлить темп. Относитесь к групповым занятиям с осторожностью.
  5. Планируйте пик свой формы. Тренировочный план должен быть составлен таким образом, чтобы атлет вышел на пик физической формы непосредственно перед важной гонкой. Все заезды, в которых планируется участвовать на протяжении сезона стоит разделить на три типа - А, В, и С. Гонки типа С следует рассматривать с точки зрения тренировочных заездов. Соревнования типа В имеют высокий приоритет, но при подготовке к ним не стоит форсировать свою форму. Показать все, на что вы способны, необходимо только в гонках типа А.

Питание профессиональных велосипедистов


Мы с вами выяснили, как тренируются профессиональные велосипедисты. Но совершенно очевидно, что без правильного питания невозможно рассчитывать на серьезные успехи. Зачастую на протяжении дня во время гонки спортсмены вынуждены преодолевать минимум сто миль. Представьте, какой запас энергии должен быть в организме, чтобы он мог нормально работать все это время.

Велогонщики употребляют большое количество фруктов, овощей, рис, картофель, пасту. Все эти продукты являются отличными источниками углеводов. Однако для восстановления после гонки или тренировки необходимо обеспечить организм белковыми соединениями. Сами спортсмены часто признаются, что иногда позволяют себе даже фаст-фуд, но это связано с необходимостью. Основная масса пищи, употребляемой велосипедистами, является здоровой и полезной.

Во время гонки необходимо поддерживать жидкостный баланс, а также пополнять запасы энергии. Для этого используется специальные батончики и гели, поставляющие в организм белковые соединения и углеводы. Заметим, что во время тренинга они поступают аналогичным образом, ведь длительность занятий по продолжительности не уступает гонке, а порой и превосходит её.

На велосипеде в обязательном порядке должна находиться бутылочка с жидкостью, чтобы избежать обезвоживания. Спортсмены во время соревнований или тренировок пьют не простую воду, а специальные напитки, содержащие комплекс электролитов, а порой и кофеин. Перед стартом гонки каждый спортсмен получает сумочку-мюзетту, в которой находятся энергетические батончики, гели, маленькие бутерброды и даже пирожные.

За один этап многодневной гонки в среднем велосипедисты сжигают порядка пяти тысяч калорий. При этом показатель энергетической ценности дневного рациона составляет максимум три тысячи. Это говорит о том, что спортсмены могут потреблять любые продукты и не беспокоиться об этом. Однако велогонщики известны своей одержимостью к массе тела.

Зачастую они взвешивают свои порции, чтобы было легче придерживаться заданной калорийности рациона. Также зачастую они становятся на весы после гонки, чтобы определить то количество пищи и воды, которое необходимо употребить для восстановления массы тела. Во время межсезонья масса тела гонщика может превышать соревновательную максимум на пять кило. Но они редко об этом задумываются, ведь после начала тренировочного процесса все вернется в норму. Чтобы следить за своим питанием, профессиональные велогонщики обращаются за помощью к диетологам.

Несколько слов необходимо сказать и о восстановлении. После тяжелых тренировок или гонки это крайне важно. Для этого ими совершаются легкие велопрогулки, во время которых организм быстрее восстанавливается, а кровоток нормализуется. Минимум восемь часов спортсмены уделяют сну, а некоторые стараются найти время, чтобы вздремнуть, даже после тренинга, если это позволяет сделать график занятий.

После завершения гонки или тренировки, в обязательном порядке необходимо употреблять восстановительные спортивные коктейли, в состав которых входят белковые соединения и углеводы. Спустя некоторое время следует полноценная трапеза, чтобы ускорить регенеративные процессы в организме. В каждой команде есть массажисты, которые помогают восстанавливаться. Известно, что благодаря массажу ускоряются процессы утилизации молочной кислоты.

Какой образ жизни ведут профессиональные велогонщики?


Соревновательный этап в велоспорте длиться с января по октябрь. Среди всех видов спорта именно у велосипедистов сезон является самым продолжительным. Чтобы оставаться все это время на пике формы, профессиональным велогонщикам необходимо придерживаться заданного темпа жизни. Они должны не только показывать результаты, но и успевать восстанавливаться.

Во время сезона спортсменам приходится часто путешествовать, но они не успевают оценить красоты тех мест, в которых оказываются. Частые перелеты крайне утомительны и после них требуется тратить время на адаптацию. Во время межсезонья многие спортсмены путешествуют вместе с семьями.

Во время сезона все помыслы спортсменов нацелены на результат. Они в обязательном порядке участвуют в различных рекламных мероприятиях, встречаются со спонсорами команды. Зачастую приходится им давать и интервью для различных СМИ. Перед стартом гонки проводится общекомандный сбор, на котором обсуждается стратегия. Все эти мероприятия значительно уменьшают количество свободного времени.

Однако профессионал должен оставаться таковым во всем, и образ его жизни адаптирован под карьеру. Практически у каждого профессионального спортсмена есть собственный бизнес, которым он вплотную займется после завершения карьеры. Пока же велогонщик участвует в соревнованиях, то он редко видится с семьей и все его мысли нацелены на победу в очередной гонке.

Больше о тренировке профессиональных велосипедистов, смотрите в следующем сюжете:

Не забудь рассказать друзьям


Мышцы
Есть два типа мышечных волокон, составляющих мышцы: медленные и быстрые. Быстрые могут производить большое количество работы за короткое время, а медленные эффективно работают при невысоких и длительных нагрузках. Быстрые волокна используют углеводы в качестве топлива, и в результате бескислородного обмена производят побочный продукт: лактат (молочную кислоту).
Медленные волокна используют и углеводы и жир совместно с кислородом и производят углекислый газ и воду как результат метаболизма. Спринтерские скорости обеспечиваются быстрыми волокнами, в то время как медленные работают во время долгих умеренных нагрузок.
Энергосистемы
Есть 3 типа энергосистем: аэробная, анаэробная лактатная и анаэробная безлактатная. Все 3 системы важны для велосипедиста, особенно это важно для байкера, так как горный велосипед требует регулярных всплесков активнсти, например при взятии крутого подъема.
Анаэробная алактатная система (АТФ-КФ): может поставлять энергию не более 10 секунд. В горном велосипеде используется для спринтов и взятия торчков или проезда препядствий.
Анаэробная лактатная система: может эффективно поставлять энергию в течение не более 2 минут. Своего пика она достигает на 30 секундах, далее производительность падает из-за закисления мышц. Анаэробная система начинает работать после безлактатной системы при работе на максимальной мощности. Пример из горного велосипеда, это стартовый спринт или короткие подъемы, которые длятся меньше 2 минут.
Аэробная система: используется для немаксимальных нагрузок и именно она является главной системой в любой кросс-кантрийной гонке, за исключением моментов превышения анаэробного порога. Анаэробный порог это интенсивность при которой начинает работать анаэробная система. Признаки достижения порога включают в себя затрудненное дыхание и очень тяжелое ощущение в мышцах.
Общая концепция
Цели
Почему вы участвуете в гонках? Ради удовольствия, ради соревнования, участия, для достижения своего предела, для того чтобы победить? Какой будет ответ такова и ваше цель. Это может быть просто достижение хорошей формы, чтобы успешно финишировать в гонке, может быть вы хотите стать быстрее чем раньше или победить в своем классе. План тренировок должен полностью зависеть от целей. Цели должны быть достижимы.
Дневник тренировок
Дневник тренировок очень полезен для предупреждения перетренировки и для наблюдения за прогрессом Полный дневник должен включать в себя значения утреннего пульса, вес и уровень мотивации. Тип тренировки с заметками что было сделано. Длительности и самочувствие во время тренировки, обязательно записывайте любые изменения в железе или посадке. В дальнейшем, при каких либо проблемах, это поможет откатить все назад. Естественно, детализация дневника зависит от целей, которых вы хотите достичь.
Перетренировка
Перетренировки гораздо хуже недотренировки. Организм не восстанавливается полностью после тренировок и в результате наблюдается падение результатов вместо их роста. Признаки перетренировки: постоянная потеря веса, повышенный пульс в состоянии покоя и проблемы со сном. Дневник тренировок - прекрасный инструмент для отслеживания перетренировки.
Тренировочный план
Тренировки состоят из циклов нагрузок и восстановления. После подвергания организма нагрузкам, организм восстанавливается готовым к более высоким нагрузкам. Это называется сверхкомпенсацией. При правильном подборе интервалов между нагрузками и восстановлением можно будет наблюдать постоянный рост результатов.
В среднем, человеку требуется 2 интенсивных тренировки в неделю для поддержания уровня подготовки, а для роста требуется 3 или более тренировок. В среднем для полного восстановления после интенсивной тренировки требуется от 24 до 48 часов. Следовательно хорошей идеей будет не делать подряд 2 интенсивные тренировки, лучше запланировать после интервалов или восстановительный день или длительную поездку в аэробном режиме.
Планирование сезона
Сезонная подготовка состоит из 3-х частей: предсезонной, сезонной и послесезонной. Каждая часть расставляет свои акценты. Обычно части состоят из двух макроциклов по 4-12 недель каждая.
Предсезонная подготовка делится на 2 цикла: общая и специальная тренировки. Во время общей фазы проводится построение аэробной базы для грядущего сезона. Обычно эта фаза продолжается от 3 до 4 месяцев и состоит в осноном из большого объема низкоинтенсивных тренировок для подготовки выносливости. Фаза специальной подготовки это переход к соревновательному сезону. Она включает в себя большие объемы и интенсивности. Вместе с этим в программе появляются специальные тренировки анаэробной системы.
Вторая часть сезона также делится на два макроцикла: предсоревновательную и соревновательную. Ранние гонки не так важны, поэтому первые 2-3 гонки служат для определения формы и недостатков, которые надо исправлять. В соревновательной фазе вы достигаете своего пика и все что делается в этой фазе служит для поддержания пиковой формы. Объем уменьшается, а интенсивность остается высокой для поддержания пиковой формы. Гонки обычно идут через 1-2 недели, поэтому в этой фазе почти нет места для роста и основной акцент делается на восстановление и подготовку к следующей гонке.
Послесезонный цикл это обычно время без тренировок. В это время главное это поддержание формы при помощи разнообразной спортивной активности. Объем и интенсивности низки, чтобы дать организму полностью восстановиться после всего сезона. Лыжи, коньки или любой другой вид подобный вид спорта поможет поддержать форму.
Мезоциклы
Мезоциклы состоят из 2-6 недель специальных тренировок. Целью могут быть тренировки выносливости, анаэробной системы и т.п. Важно помнить, что тренируя анаэробную систему не надо забывать про выносливость. 4-недельный мезоцикл обычно достигает пика активности на 3-й неделе, первая неделя обычно составляет всего 50% от объема 3-й недели, вторая неделя составляет 75% от объема 3-й недели, 4-й неделя так же составляет 75% от 3-1 недели для восстановления. Для оценки формы можно проводить тесты, например гонка на время на какой-то трассе. Или же засекать время, сколько вы тратите на какой-либо подъем.
Микроциклы
Это просто красивое название, описывающее расписание тренировок на неделю. 2-4 микроцикла составляют мезоцикл и включают специальные тренировки для достижения целей, поставленных в данном мезоцикле. Очень важно включать в план обязательный отдых.
Типичное расписание на неделю:
Понедельник: отдых
Вторник: интервалы
Среда: интенсивная тренировка около анаэробного порога
Четверг: выносливость
Пятница : восстанавливающая тренировка или отдых
Суббота: симуляция гонки, гонка, или длинная спокойная тренировка
Воскресенье: гонка или длинная спокойная тренировка
(вообще странно, лучше ИМХО поменять местами среду и четверг)
Специальные тренировки
Каждая специальная тренировка должна начинаться с 10-15 разогрева с постепенно возрастающей интенсивностью и упражнениями на растяжение, выполняемыми непосредственно перед тренировкой. После тренировки необходимо сделать закатку в 10-15 минут и повторить упражнения на растяжение. Это поможет мышцам восстановиться после тренировки и быстрее вывести из них остатки метаболизма, скопившиеся в них.
Тренировка выносливости
Тренируя выносливость вы на самом деле тренируете способность организма поставлять энергоносители в мышцы. Существует два типа тренировок для повышения выносливости: длинные спокойные тренировки и быстрые в темпе. Длинные тренировки занимают практически все тренировочное время в начале сезона. Они делаются на пульсе 60-80% от максимального. Длительность тренировок от 75 до 150% от продолжительности гонок, в которых вы собираетесь участвовать. Например, если гонка продлится 1:30, то подобная тренировка должна быть продолжительностью в 2:30 как минимум 1 раз в неделю. Быстрые темповые тренировки выполняются на уровне чуть ниже гоночного темпа, на пульсе 70-80% от максимального и должны длиться минимум 30 минут. В этих тренировках можно обойтись и без пульсометра, просто замеряя ваш пульс в течение 10 секунд после тренировки. Примерные формулы для расчета максимального пульса: 220 минус возраст для мужчин и 226 минус возраст для женщин, или же 210 минус возраст*0,5 минус ваш вес в фунтах * 0,01 + 4.
Тренировки выносливости должны выполнятся 3-4 раза в неделю и конечно же надо внимательно следить на признаками перетренировки.
Интервальные тренировки
Интервалы выполняются на следующий день после легких, восстановительных тренировок или после дня отдыха. Для начинающих рекомендуется не делать их более 1 раза в неделю.
Анаэробные алактатные интервалы тренируют анаэробную безлактатную систему, следовательно каждый интервал не должен быть больше 10 секунд на максимуме усилий. Соотношение работа:отдых должно быть 1:5 или 1:6, т.е. на 10 секундный интервал 50-60 секунд отдыха. Общий объем не должен превышать 1 минуты за сет (т.е. 6 интервалов по 10 секунд). Количество сетов не должно превышать 2-3 с отдыхом между ними 3-10 минут. Тренировки этой системы длятся 8-12 недель и не более 3 раз в неделю. Это самые малозначимые интревалы, вплоть до того, что их можно вообще не выполнять.
Анаэробные интервалы должны быть длится от 10 секунд до 2 минут, соотношение работа:отдых также 1:5 или 1:6. Не следует делать больше 2 сетов за 1 раз, причем общий объем интервалов не должен превышать 15 минут. Отдых между сетами 10-15 минут. Программа интервалов должна длится 8-12 недель и не более 3 раз в неделю. Эти интервалы помогут улучить выносливость, если выполняются за несколько недель до начала соревнований.
Интервалы могут быть быть также использованы для тренировки аэробной системы. Они продолжаются от 3 до 7 минут на максимальной интенсивности. Соотношение работа:отдых здесь 1:2 или 1:3 с количеством повторений от 3 до 8. Аэробные интервалы продолжаются 3-6 недель и выполняются после 3-6 недель базовых тренировок.
Гонка
Спортивные успехи определяются двумя составляющими: физической формой и психологической подготовкой. Хорошая форма ничего не значит если вы не готовы переносить страдания чтобы победить. Первый путь подготовить себя к гонке это внутренний разговор с самим собой. Будет неплохо, если вы поразмышляете, чего вы хотите добиться и как вы это сделаете. Это подготовит вас к тому, что бы стартуете с правильным настроением для достижения максимального результата. Естественно, настрой должен быть позитивным и быть четко нацеленным на результат. Негативные мысли приводят к падению результатов. Следовательно надо думать над тем, чего вы хотите добиться, а не над тем, чего вы хотите избежать.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1 Особенности тренировки велосипедистов-шоссейников 5
Особенности тренировочной и соревновательной деятельности велосипедистов
Глава 2 Структура и содержание тренировочного процесса 31
Средства и методы -
Специфические нагрузки -
Тренировочные нагрузки с использованием специальноподготовительных упражнений 33
Общефизическая подготовка (ОФП) 37
Методы тренировки 39
Физическая подготовка 42
Технико-тактическая подготовка 54
Формирование тактического мышления 63
Воспитание морально-волевых качеств 66
Социальные факторы 71
Структура и содержание тренировочного процесса 74
Подготовительный период 79
Соревновательный период - 85
Переходный период 95
Периодизация тренировочных нагрузок 96
Тренировка в условиях среднегорья
Особенности подготовки при переезде в контрастные поясно-географические зоны 111
Как тренируются велосипедисты-профессионалы 114
Глава 3 Управление процессом подготовки 127
Общая характеристика системы подготовки спортсменов
Технология управления тренировочным процессом
Контроль подготовки велосипедистов 131
Педагогический контроль -
Определение рациональной посадки, аэродинамика системы «велосипедист - велосипед» 135
Проблемы управления с учетом индивидуальных особенностей велосипедистов 140
Медико-биологический контроль 144
Психологический контроль 153
Технология управления 156
Восстановительные процедуры 159
Питание велосипедиста 163
Питание на дистанции соревнований 171
Некоторые гигиенические советы -
Основные компоненты процесса управления 174

Введение
В нашей стране теоретические основы спортивной тренировки формируются применительно к особенностям каждого вида спорта - легкой атлетики, гимнастики, плавания, велосипедного спорта и т. д. Наряду с этим развивается также общая теория спорта, представители которой (Н. Г. Озолин, JI. П. Матвеев, Ю. В. Верхошанский, В. Н. Платонов и др.) пытаются сформировать интегральные основы тренировки, характерные для всех видов спорта. Соотношение общих и частных особенностей наложило глубокий отпечаток на теорию тренировки велосипедистов, особенно шоссейников.
До 1966 г. теория шоссейного велосипедного спорта в основном базировалась на описании и анализе практического опыта выдающихся гонщиков того времени.
В 1966 г. в сборнике «Велосипедный спорт» (М., ФиС, с. 5 - 25) была опубликована статья JI. П. Матвеева, в которой излагалась суть универсальной теории построения тренировки с ее следующими основными положениями: утверждение фундаментального значения подготовительного периода, продолжительность которого должна быть не менее 6 месяцев; значительные перепады в объемах нагрузки, выраженные в виде малых, средних и больших волн; наличие большой волны объема нагрузки на стыке переходного и подготовительного периодов; особое значение общефизической подготовки; использование эффекта запаздывающей трансформации и принципа «маятника» при подведении гонщиков к ответственным стартам; фактическое исключение интенсивных, а также специфических тренировочных нагрузок в переходном периоде и т. д. Тренерам предлагалось в дальнейшем формировать подготовку спортсменов, специализирующихся в гонках на шоссе и треке, на базе указанной теории.
Ряд специалистов велосипедного спорта (А. А. Красников, Е. М. Архипов, В. П. Музис, Ю. Г. Крылатых, С. М. Ми-наков, Д. А. Полищук и др.) в своих трудах пытались «стыковать» тренировочный процесс велосипедистов с универсальной системой JI. П. Матвеева и В. Н. Платонова.
Однако указанное направление не стало общепринятым.
В 1960 - 1970 гг. в практике велосипедного спорта сформировалась оригинальная методика тренировки. В отличие от первого направления здесь разрабатывались такие методические установки, в которых пересматривалось соотношение продолжительности подготовительного и соревновательного периодов, отвергалась практика большой волны тренировочных нагрузок на стыке переходного и подготовительного периодов, подвергалась сомнению фундаментальная роль подготовительного периода, расширялся объем соревновательных нагрузок, уменьшалась амплитуда волн нагрузки в подготовительном и соревновательном периодах и отрицалось ведущее значение общефизической подготовки в формировании базы функционального состояния.
К числу представителей второго направления относятся: В. А. Капитонов, А. А. Кузнецов, В. П. Петров, JI. И. Живодеров, Н. Г. Морозов, С. В. Ердаков, Н. П. Кириенко, А. Д. Нижегородцев, В. Г. Минченко, А. Г. Карпенко и др.
В настоящей книге содержатся сведения о спортивной тренировке велосипедистов, специализирующихся в шоссейных гонках. Авторы попытались синтезировать практический опыт подготовки велосипедистов средней и высокой квалификации с современными научными концепциями и конкретными исследованиями, раскрывающими отдельные компоненты подготовки гонщиков, управления тренировочным процессом, службы направленного восстановления работоспособности спортсменов, сущности комплексного контроля и т. д. Указанные проблемы характерны для представителей второго направления.
Авторы сопоставляли методические установки, принятые как в велосипедном, так и родственных - циклических видах спорта, которым свойственно повторение одних и тех же движений.
В пособии впервые представлены организационные и методические основы подготовки велосипедистов-про-фессионалов, а также особенности тренировки шоссейни-ков в условиях среднегорья.
Авторы надеются, что книга представит интерес для спортсменов и тренеров - представителей так называемых циклических видов спорта, а также для преподавателей физического воспитания и научных работников.
Все критические замечания будут с благодарностью приняты и внимательно изучены авторами.

Глава 1
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВКИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ-ШОССЕИНИКОВ
ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ
Велосипедисты-любители соревнуются в следующих видах гонок на шоссе и на местности:
1. Групповая гонка, длина которой на каждом соревновании устанавливается организаторами, составляет 150 - 200 км. Она считается классической и входит в число обязательных гонок на национальных первенствах, чемпионатах мира и олимпийских играх. Неофициально считается самой престижной гонкой в любительском велосипедном спорте.
2. Командная гонка на 100 км также считается классической и включается в программы национальных первенств, чемпионатов мира и олимпийских игр.
3. Критериумы - гонки с промежуточными финишами, маршрут которых прокладывается по кольцевым трассам (длиной от 2 до 4 км каждая). Общая длина дистанции 70 - 90 км. Такие соревнования, равно как и гонки, обозначенные под порядковыми номерами 4 - 8, в программу чемпионатов мира и олимпийских игр не включаются. Однако в последние годы они входят в программы международных соревнований, а также чемпионатов СССР.
4. Парная гонка на 50 км.
5. Индивидуальная гонка на время, длина дистанции от 25 до 50 км.
6. Кросс - гонка по пересеченной местности, трасса которой прокладывается по проселочным дорогам и бездорожью, длина дистанции до 40 км.
7. Горный чемпионат страны на дистанции чаще всего от 20 км и более.
8. Многодневные шоссейные гонки.
9. Двух- и трехэтапные соревнования на шоссе.
По данным Единой всесоюзной спортивной классификации 1984 - 1988 гг., в СССР культивируется 96 видов спорта, не считая национальных, и у каждого есть свои специфические особенности. Но тренировочный процесс, помимо различий, имеет общие черты, особенно в родственных видах спорта. Так, аэробные возможности явля-
ются определяющим фактором не только для велосипедистов, но и для лыжников, бегунов-стайеров, скороходов, гребцов и др.
Сходные факторы предопределяют возможность заимствования методики подготовки и обмена опытом в родственных видах спорта. При этом недопустимо голое копирование велосипедистами методики тренировки гребцов или лыжников. Однако могут быть сходные методические подходы, организация управления подготовкой, использование опыта службы восстановления и т. д. Творческое заимствование опыта - это сложный раздел деятельности специалистов.
Общепризнано, что тренировочный процесс пловцов и велосипедистов значительно различается. Однако замечательный тренер сборной команды ГДР по велосипедному спорту Дитер Херман сумел в свое время позаимствовать опыт подготовки пловцов своей страны и творчески применить его в тренировке велосипедистов.
В советской системе физического воспитания циклическим видам спорта отводится особая роль.
Во-первых, следует указать на их использование в массовой физкультуре, особенно среди лиц среднего и пожилого возраста. Бег, ходьба, плавание, катание на велосипеде, ходьба на лыжах широко применяются в лечебной и оздоровительной физкультуре.
Во-вторых, в программу нормативов комплекса ГТО всех степеней входят многие циклические виды: бег на лыжах, бег легкоатлетический, плавание, ориентирование на местности, марш-бросок, туристические походы.
В-третьих, эти виды спорта занимают большую часть программы олимпийских игр. Выступающая по полной программе циклических видов спорта на зимних и летних олимпиадах национальная команда при максимальном успехе может набрать более 40 % очков в неофициальном зачете. Для сравнения укажем, что за счет спортивных игр при максимальном успехе команда в состоянии набрать лишь немногим более 3 % очков от их общего объема.
Велосипедисты разыгрывают на олимпийских играх девять комплектов медалей, уступая в этом отношении представителям легкой атлетики, гребли, водных видов спорта. Однако количество разыгрываемых наград, по мнению многих специалистов, явно не соответствует той популярности, которой пользуется велосипедный спорт во всем мире.
Согласно данным ООН, опубликованным в 1986 г., самым популярным видом спорта в мире является велосипедный - во всех его разновидностях. На нашей планете насчитывается более 420 млн велосипедистов. К 1987 г. только 3 % владельцев использовали велосипеды как транспортное средство, а 97 % пользовались ими в спортивно-оздоровительных целях.
В наш бурный век все острее ощущается дефицит времени, поэтому возрастает необходимость в одном виде деятельности решать несколько задач. Езда на велосипеде от места жительства к месту работы может удовлетворить потребность человека в двигательной деятельности как оздоровительном средстве и одновременно быть способом передвижения. В такой ситуации человек, экономя время, укрепляет здоровье, ибо физическая нагрузка во время езды на работу и обратно может быть достаточно интенсивной и продолжительной. Поэтому отпадает необходимость проводить специальные занятия по физической подготовке.
Внушительная цифра - 420 млн велосипедистов - станет еще более впечатляющей, если к ним присовокупить поклонников велотренажеров. Велотренажеры - одно из самых распространенных средств домашней физкультуры. Их можно встретить в кабине космического корабля, на ледоколах и судах дальнего плавания, в спорткомплексах подводных лодок. Велоэргометры и велостанки - непременные атрибуты врачебно-физкультурных диспансеров, кафедр физического воспитания вузов, научно-исследовательских и клинических лабораторий, санаториев, оздоровительных центров, профилакториев и спортивных баз.
Велосипедисты часто соревнуются. В Европе, например, в течение года велосипедисты стартуют значительно чаще, чем, скажем, пловцы, бегуны, лыжники, конькобежцы.
Одна из самых существенных специфических особенностей тренировки велосипедистов-шоссейников - возможность выполнения огромных объемов соревновательной нагрузки, о чем свидетельствуют данные табл. 1. Особый интерес представляют соотношения числа соревновательных стартов, а также процентное выражение объемов соревновательного километража к общему объему специфической нагрузки.
Как видим, у шоссейников нагрузки наибольшие по сравнению с представителями других видов спорта. Число стартов у велосипедистов составляет 100 - 125 в год, т. е. гонщики в среднем стартуют один раз в три дня. Объем соревновательной нагрузки у шоссейников высокой квалификации равен 11 000 - 16 000 км в год, что составляет
35 - 40 % общего объема специфической нагрузки. Соответствующие величины у спортсменов родственных видов спорта значительно меньшие. Именно эти различия представляют особый интерес.
В табл. 1 показаны объемы только специальных нагрузок. Они и принимались во внимание при определении относительного объема соревновательных нагрузок. Но эти величины изменятся, если при соответствующих расчетах за точку отсчета взять не объем специальной нагрузки, а объем всей нагрузки, т. е. суммарные объемы общефизической подготовки и специальных упражнений.
Объем ОФП в годичном цикле тренировки у велоси-педистов-шоссейников значительно меньший, чем у представителей родственных видов спорта. Если рассчитывать величины соревновательного километража от суммарного объема общей нагрузки, то обнаруженное в табл. 1 различие в величинах относительной нагрузки между велосипедистами и представителями всех остальных циклических видов спорта увеличивается еще более. Ориентировочно можно считать, что объем соревновательной деятельности велосипедистов-шоссейников, выраженный в относительных единицах, в 20 - 30 раз превышает соответствующий объем у спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта. Из всех спортсменов только велосипедисты преодолевают такой огромный объем соревновательной нагрузки.
В прошлом делались попытки увеличения объема соревновательной деятельности во многих видах спорта. Однако они не всегда были удачными. Если даже удавалось добиться успеха, то число соревнований в том или ином виде спорта никогда не достигало уровня велосипедного спорта. Можно утверждать, что если, например, бегуны или гребцы заимствуют опыт велосипедистов и увеличат объем соревновательных нагрузок с 1 - 1,5 %, как это свойственно им в настоящее время, до 35 - 40 %, то это не приведет к положительным результатам.
В недалеком прошлом у советских велосипедистов объем соревновательных нагрузок был практически таким же, как и в других циклических видах спорта. И в тот период результаты лучших советских гонщиков за редким исключением были весьма скромными. Наши спортсмены восторгались достижениями итальянцев, французов, голландцев и бельгийцев, прежде казавшимися нам недосягаемыми.
На основе теоретических разработок JI. М. Шелешнева, В. А. Капитонова и С. В. Ердакова велосипедисты высокой квалификации в период с 1969 по 1979 г. значительно увеличили число соревнований. Этот процесс осуществлялся в два этапа (рис. 1). На первом (1969 г.) число стартов увеличилось с 27 до 62, на втором этапе (1975 - 1979 гг.) - с 63 до 110. В эти же годы, особенно с 1972 г., значительно улучшились и спортивные результаты советских шоссейников, которые закрепились в авангарде мирового велосипедного спорта.
Любопытно отметить, что в тот же период, т. е. с 1969 г., и в некоторых других циклических видах спорта увеличились соревновательные нагрузки, что также сопровождалось улучшением спортивных результатов, но это увеличение не было столь значительным, как у велосипедистов.
Таким образом, высокий объем соревновательных нагрузок - важная особенность процесса подготовки шос-сейников высокой квалификации. Но почему только велосипедистам доступны высокие объемы соревновательных нагрузок?
Дать исчерпывающий ответ нелегко. И все же некоторые данные об особенностях езды на велосипеде позволяют высказать по этому поводу несколько суждений.
Динамографическая структура педалирования. Конструкция велосипеда определяет оригинальное распределение усилий мышц ног, рук и туловища, развиваемых гонщиком во время педалирования. Такое распределение дает возможность велосипедисту по сравнению, например, с бегуном более эффективно реализовать потенциальные возможности в ходе преодоления дистанции. Поясним это на следующем примере, сопоставляя динамографическую структуру шага легкоатлетического бега и оборота педали велосипедистом.
Во время марафонского бега средняя скорость передвижения по дистанции у бегуна высокой квалификации составляет 5,0 - 5,5 м/с. При беге с такой скоростью величина потребляемого кислорода в среднем составляет 80 - 85 % от МПК.
В биомеханической структуре бегового шага есть так называемый безопорный период: после заднего толчка ногой бегун отрывается от опоры и некоторое время передвигается вперед в безопорном состоянии. Затем следует приземление на другую ногу. В момент соприкосновения с опорой (передний толчок) возникает усилие, величина которого, например, у бегуна, имеющего массу тела 70 кг, составляет 185 - 200 кг. Следует подчеркнуть, что такое усилие развивает лишь одна нога бегуна. А ведь при пробегании марафонской дистанции спортсмен совершает до 25 000 шагов.
Мы не рассматриваем другие детали динамограммы бега, ибо в этом нет необходимости: достаточно и этой информации. Но приведенные данные позволяют представить ту огромную механическую нагрузку, которую испытывают ноги бегуна во время пробегания марафонской дистанции.
В отличие от бегунов ноги велосипедистов не испытывают такой огромной нагрузки. Вес тела гонщиков во время езды на велосипеде относительно равномерно распределяется на руль, седло и педали, а усилия прикладываются в пяти точках: кисти рук, таз, стопы ног.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

Меня, как персонального тренера, заинтересовал вопрос: «А как работает тело велосипедиста при езде?». Прочитав несколько интересных книг на эту тему и углубив свои знания, я немного по другому взглянул на этот вопрос. И теперь он звучит так: «Как, занимаясь в зале, можно улучшить показатели езды на велосипеде?». Вот на него то я сегодня и отвечу!

Физическая подготовка велосипедиста

Работа мышц при езде на велосипеде

Мышцы ног

Несомненно, основной рабочей группой для велосипедиста являются ноги. Тут нюансов немного, основная задача держать таз неподвижно. Устойчивый крепко сидящий в седле таз, залог успешной езды велосипедиста, так как педали надо крутить, а не давить.

Основные рабочие группы мышц, это задняя поверхность бедра, ягодицы, передняя поверхность бедра, икры и камбаловидные мышцы.

Тут хитрости не много, приседания, становая тяга, прыжки (плиометрическая нагрузка), и доработка в тренажёрах (сгибание и разгибание голени и голеностопа).

А вот тут начинается самое интересное. Казалось бы, НОГИ , а остальное подождёт! А вот и нет! Оказывается, чем лучше развита верхняя часть тела, тем эффективнее работают ноги! В профессиональном велоспорте речь идёт о 20-25% эффективности работы велосипедиста, и это профессионал!

Оказывается, при езде на велосипеде ноги давят на педаль, наклоняя велосипед в свою сторону, а если педали контактные или туклипсовые, то вторая нога в это время тянет вторую педаль вверх, усугубляя положение. Вот и получается мощные, тренированные, ноги наклоняют велосипед, а слабые руки и корпус не в состоянии противодействовать его наклону. Получается раскачивание велосипеда, то, что мы часто видим на финишном рывке в велогонках, а это считается ошибкой в технике. Любое отклонение велосипеда от движения вперед является напрасной тратой энергии, а эффективные траты итак составляют 20-25%.

Вот и получается, что хорошо тренированные ноги не в состоянии развить полной мощи без адекватно развитого корпуса и рук.

Руки

Работа рук заключается в постоянном удержании туловища на велосипеде (ведь корпус наклонён вперёд и опирается руками на руль), а так же направление велосипеда в нужную сторону. Плюс держать руль на трудных участках пути, гравий, булыжная мостовая и т.д. и т.п. И ещё один нюанс, представьте что вы встаёте из седла, скажем, преодолеть подъём. Без крепких рук это просто не получится, велосипед будет шатать из стороны в сторону и ноги устанут очень быстро из-за того, что много энергии потрачено впустую.

Для проработки мышц рук подойдут любые упражнения на сгибание и разгибание рук в локте, а так же сгибание и разгибание предплечья в кисти. Отлично подойдёт жим лёжа, так как на трицепс падает солидная нагрузка от веса тела.

Плечи

Плечи, выполняют роль связующего звена между руками и корпусом. В связи с этим на них оказывается постоянная нагрузка в процессе езды от веса тела, и повышенная нагрузка при подъёме в гору, вставании из седла и.т.д.

Наиболее интересны для тренировки являются мышцы так называемой «Вращающей манжеты плеча». Это четыре мышцы, которые крепятся в разных местах к лопатке и к плечевой кости. Отвечают за поворот плеча, отведение его в стороны и, самое главное, за стабильность плечевого сустава. Это надостная мышца, подостная мышца, малая круглая мышца и подлопаточная мышца:

Для проработки мышц плеча подойдут махи гантелей через стороны, как вариант вместо гантелей можно использовать амортизаторы, жим гантелей, штанги, амортизаторов, от груди над головой сидя или стоя.

Мышцы предплечья «хват»

Слабый хват не позволит эффективно ездить на велосипеде. Сильные ноги и сильные торс с руками не помогут, если за руль невозможно держаться в нужном режиме. Основная задача мышц хвата, держать руль. Над этим и стоит работать. Держать вес, стараясь удержать его силами мышц пальцев.

Корпус постоянно в наклоне и для того что бы смотреть в перёд голова находится в задранном вверх положении. Но при этом голова не «висит» так, как когда мы смотрим в небо, а удерживается мышцами шеи, относящимися к группе мышц разгибающих позвоночник, ведь если расслабить мышцы, голова, тут же, упадёт и повиснет.


Но фокус не в этом. Фокус в том, что из-за длительной работы мышц находящихся позади позвоночника, мышцы спереди развиты гораздо слабее! Более того, из-за этого дисбаланса сил мышц, задняя сторона позвонков, а именно межпозвоночные диски, испытывает более сильное давление, нежели спереди.



Поэтому, в тренировках, стоит уделить внимание именно мышцам передней стороны шеи.

Мышцы спины являются основой для, практически всех, физических нагрузок. Велосипед не исключение. являются очень частыми для велосипедистов. Причина кроется в положении спины при езде на велосипеде, корпус наклонён длительное время и мышцы спины находятся в постоянном напряжении.

Если мышцы спины подготовлены, они помогают стабилизировать таз, а следовательно помогают ногам развивать максимальную эффективность при педалировании.

Слаженная работа мышц спины позволяет длительно сохранять правильную посадку, мышцы выпрямляющие позвоночник и правильную работу рулём, особенно в трудную минуту подъёма или рывка, мышцы двигающие плечевой пояс и пояс верхних конечностей.

Мышцы спины можно поделить на мышцы позвоночника, а именно разгибатели спины и мышцы двигающие плечевой пояс.

  • : состоят из трёх частей, подвздошно-реберная мышца, остистая мышца, длиннейшая мышца. Функция данных мышц разгибать позвоночник.


  • Мышцы двигающие плечевой пояс и пояс верхних конечностей: ромбовидные мышцы большая и малая (мышцы между лопатками), широчайшие мышцы спины. Трапециевидные мышцы (мышцы между лопатками, находятся слоем выше ромбовидных мышц).



Мышцы груди являются основными мышцами связующими велосипед с велосипедистом посредством рук. Хорошо подготовленные мышцы груди помогают долгое время удерживать правильное положение тела и особенно полезны в моменты напряжения при подъёме и рывке.

К мышцам груди относятся:

1) Большая грудная мышца

2) Малая грудная мышца

3) Передняя зубчатая мышца


На мышцах живота самая ответственная, и одновременно незаметная, роль. Мышцы живота находятся между двумя крепкими и надёжными конструкциями, нижняя часть (таз и ноги) и верхнюю часть (грудная клетка и руки). Мышцы живота обеспечивают передачу усилий от рук к ногам и наоборот. Попробуйте толкнуть что-нибудь стоя на ногах, полностью расслабив живот. То-то же!

Вот как это происходит. Вы встаёте на педали крепко вцепившись в руль и начинаете мощно давить на них, мышцы живота напрягаются, чтобы связать руки с ногами и "конструкция велосипедист" не развалилась.

К мышцам живота относятся:

2) Внутренние и наружные косые мышцы живота

3) Поперечные мышцы живота


ТРЕНИРОВКА В ТРЕНАЖЁРНОМ ЗАЛЕ

Необходимо усвоить раз и навсегда. Наш организм не делится на руки, ноги, бицепс, трицепс и т.д. Наш организм всегда работает как единое целое. По этому, необходимо тренировать всё тело, каждую тренировку!

Вот перечень упражнений на каждую из, выше перечисленных, частей тела:

РУКИ

Сгибание рук со штангой в положении стоя

Вариант: сгибание рук с использованием эластичной ленты

Сгибание рук с гантелями на бицепс

Вариант: концентрированное сгибание руки на бицепс

Изолированное сгибание рук со штангой

Вариант: изолированное сгибание рук на тренажере

Разгибание рук на трицепс.

Вариант: разгибание рук с использованием канатной рукояти

Разгибание руки в наклоне

Вариант: разгибание руки в наклоне на блоке

Разгибание рук над головой на трицепс

Вариант: французский жим со штангой лежа

Обратное сгибание рук в локтях стоя

Варианты: обратное сгибание рук в локтях стоя на

балансировочных дисках; обратное сгибание рук с гантелями

Обратное сгибание рук в лучезапястных суставах

Вариант: накручивание на палку шнура прямым хватом

с отягощением

Сгибание рук в лучезапястных суставах со штангой 34

Вариант: накручивание на палку шнура обратным хватом

с отягощением

ПЛЕЧИ

Жим гантелей сидя

Варианты: жим на тренажере; жим штанги сидя

Тяга штанги к груди

Варианты: тяга к груди на блоке; тяга штанги к груди стоя

на балансировочных дисках

Подъем гантелей со сменой положения рук

Вариант: подъем гантелей со сменой положения рук стоя

на балансировочных дисках

Разведение предплечий и подъем рук с гантелями

Варианты: отведение предплечья с гантелью лежа;

приведение предплечья с гантелью лежа

Подъем рук в стороны лежа на мяче

Вариант: подъем рук в стороны в наклоне сидя

Тяга гантели одной рукой

Вариант: тяга блока одной рукой

Мост на голове

Разгибание шеи с отягощением

Вариант: разгибание шеи сидя

Сгибание шеи с отягощением

Вариант: сгибание шеи стоя у стены

Боковое сгибание шеи с отягощением

Вариант: наклоны шеи на тренажере

ГРУДЬ

Отжимания на брусьях

Вариант: отжимание на тренажере

Обратный наклонный жим гантелей лежа

Вариант: обратный наклонный жим штанги лежа

Сведение рук на блоке

Вариант: сведение рук на блоке сидя

Жим штанги лежа

Вариант: жим на тренажере

Жим гантелей лежа на мяче

Вариант: жим гантели одной рукой лежа

Отжимание от пола с набивным мячом

Вариант: отжимание на мяче

Наклонный жим гантелей лежа

Вариант: наклонный жим штанги лежа

Разведение рук лежа на мяче

Вариант: сведение рук на тренажере с подушками

для предплечий

Пуловер с гантелью

Вариант: пуловер на тренажере

СПИНА

Тяга блока к груди в положении сидя

Вариант: тяга к груди сидя на тренажере

Шраг с гантелями

Вариант: шраг со штангой

Подтягивания

Вариант: подтягивания на тренажере

Тяга блока вниз

Вариант: подтягивания в наклоне

Тяга штанги к животу

Вариант: тяга к животу на тренажере

Подъем разноименных рук и ног лежа на мяче

Вариант: подъем одноименных рук и ног лежа на мяче

Обратный подъем ног лежа на мяче

Вариант: разгибание спины на римской скамье

Становая тяга

Вариант: становая тяга с широкой постановкой ног

Наклон вперед со штангой

Вариант: наклон на тренажере

ЖИВОТ

Подъем корпуса из положения лежа на мяче

Вариант: подъем корпуса с поворотом

Передача мяча

Скручивание на блоке

Вариант: скручивание лежа

≪Уголок≫ в упоре лежа

Упор лежа на предплечьях

Вариант: упор лежа боком на предплечье

Обратное скручивание

≪Уголок≫ с согнутыми ногами

Вариант: попеременное сгибание ног в висе

Подъем ног сидя на мяче

Вариант: подъем ног сидя на скамье

Повороты туловища лежа на мяче

Вариант: повороты туловища стоя с гимнастической палкой

Боковое скручивание

Вариант: боковое скручивание на наклонной скамье

НОГИ

Приседания со штангой

Вариант: приседания со штангой на груди

Подъем со штангой из положения сидя

Вариант: подъем со штангой из положения сидя

с использованием балансировочных дисков

Приседания со штангой на одной ноге

Варианты: приседания со штангой на одной ноге

с использованием скамьи; приседания со штангой

на одной ноге на тренажере

Жим ногами

Вариант: приседания на тренажере

Приседания с опорой на спину

Варианты: продолжительный присед; приседания

на балансировочных дисках

Наклоны стоя на одной ноге

Варианты: наклоны стоя на одной ноге с гантелью;

наклоны стоя на полу на одной ноге

Прыжки с места двумя ногами

Вариант: прыжки на одной ноге

Выпад

Вариант: выпад в сторону

Выпад на степ-платформе

Вариант: выпад в сторону на степ-платформе

Как составить программу подготовки

И далее всё просто. Что бы составить себе тренировку, мы берём по одному из каждых разделов: РУКИ, НОГИ, ГРУДЬ, СПИНА, ПЛЕЧИ, ЖИВОТ. Делаем 3 подхода в 10-12 повторениях с весами близкими к максимальным. Должно быть ощущение, что после 10-12 подъёмов (в зависимости от того сколько повторов вы выбрали для своих тренировок) вы можете сделать ещё 2 ну может быть 3, это и будет ваш близкий к максимальному вес.

Автор статей персональный тренер по фитнесу и бодибилдингу. Слушатель курса FPA и участник семинаров. Проводит персональные тренировки, в том числе с велосипедным уклоном. Подробная информация в личной беседе, в ВК (