Что делать с полем зенит арена. Технические решения. Один из самых дорогих

Выкатное футбольное поле строящегося в Санкт-Петербурге стадиона "Зенит-Арена" не соответствует требованиям ФИФА, поэтому матчи под эгидой ФИФА на этом "инновационном" поле проводиться не могут и не будут, сообщило в четверг, 3 ноября, агентство Regnum со ссылкой на осведомленный источник, знакомый с ходом визита инспекторов ФИФА на петербургский стадион 31 октября.

Контекст

"Инспекторы ФИФА попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи чемпионата мира проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в семь раз", - рассказал собеседник агентства, отметив, что речь идет и о матчах Кубка конфедераций 2017 года. Причиной ненормативных вибраций, возможно, стала легкость конструкции выкатного поля, на котором разбит травяной газон.

Представители ФИФА предложили принимающей стороне самой решить, что теперь делать с выкатным полем, но необходимость его скорейшей замены на стационарный газон уже очевидна и властям Петербурга, констатировал источник. Чтобы провести, как запланировано, матчи чемпионатов под эгидой ФИФА в 2017-2018 годах, придется практически навсегда убрать выкатное поле из чаши стадиона и срочно заняться созданием традиционного футбольного газона, добавил он.

Выкатное поле, наряду с раздвижной крышей, было одной из особенностей нового стадиона на Крестовском острове. Их сложностью и объясняли общественности многократное удорожание спортивной арены. Выкатное поле должно было обеспечить проведение на стадионе массовых концертных или выставочных мероприятий без угрозы футбольному газону.

Смотрите также:

  • 10 лет, а стадиона нет

    Стройку "Крестовского" не зря назвали многострадальной. За 10 лет проект 3 раза менялся, а бюджет вырос в 6,5 раз - с 6,7 до 43,8 млрд руб. Стадион в 2018 году должен принять матчи Чемпионата мира по футболу, а в 2017-ом - Кубка конфедераций. Сдачу и тестовый матч власти обещали провести в сентябре 2016-го, но в июне проверка Контрольно-счетной палаты выявила "отсутствие готовности по ряду работ".

  • Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    Вместо Кировского - "Крестовский"

    История стройки началась в 2005 году, когда на месте стадиона им. Кирова на Крестовском острове мэрия Петербурга решила построить современную арену. На фото из космоса 2000 года виден "Кировский" - памятник архитектуры федерального значения, сооруженный до Второй мировой войны. Он стоял на насыпном 16-метровом холме. В границах старого футбольного поля теперь размещено поле "Крестовского".

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    2006 год. Демонтаж и старт нового проекта

    В 2006 году, несмотря на протесты петербуржцев, начался демонтаж трибун "Кировского". На конкурсе проектов победила идея японского архитектора Кисё Курокава, предложившего образ стадиона - космического корабля с антеннами-мачтами. Сооружение с выкатным полем и раздвижной крышей с наддувом горячего воздуха для таяния снега должно было обеспечивать солнечным светом натуральный футбольный газон.

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    2007 год. С опережением графика

    В 2006 году строительство футбольной арены на Крестовском острове было поручено петербургской компании ООО "Синтез-Суи". Она определила стоимость своих услуг в 6,7 млрд рублей в ценах того времени. В 2007 году мэрия Петербурга рапортовала: работы идут с опережением графика, стадион будет сдан к началу 2009 года, и уже в марте местная команда "Зенит" должна провести там первые матчи сезона.

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    2009 год. Несоответствие требованиям ФИФА

    В 2008 году смета "Крестовского" выросла до 13 млрд руб в связи с увеличением числа мест для зрителей до 62 тысяч и подорожанием стройматериалов и работ на сложном грунте. Сдачу объекта перенесли на 2010 год. Но в конце 2009-го выяснилось, что стадион по утвержденному экспертизой проекту не отвечает требованиям ФИФА к вместимости, уровню комфортной видимости и к пожарной безопасности помещений.

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    2011 год. Сроки сдачи вновь отложены

    Выполнение стандартов ФИФА сдвинуло сдачу "Крестовского" на 2011-й, а потом на 2013 год. Число мест увеличили до 68 тысяч. Новый генподрядчик "Инжтрансстрой-СПб" должен был переделать часть работ, демонтировать и строить заново кровлю, чтобы закрыть не только трибуны, но и поле. Смета выросла с 13 до 22,5 млрд рублей. К осени 2013-го потратили 15 млрд, но готовность стройки составила 35 процентов.

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    2013 год. Очередная корректировка

    В 2013 году было возбуждено уголовное дело против "Синтез-Суи" - первого генподрядчика "Крестовского", завысившего стоимость грунтовых работ на объекте на 0,5 млрд рублей. "Инжтрансстрой-СПб" был вынужден не только монтировать сложнейшие конструкции стадиона, но дополнительно укреплять грунты - вес чаши стадиона более 1 млн тонн. Бюджет стройки вновь увеличился - с 22,5 до 24,3 млрд рублей.

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    2014 год. До завершения далеко

    К концу 2014 года "Инжтрансстрой-СПб" закончил сооружение чаши "Крестовского". Предстояли установка стационарной части кровли, монтаж раздвижной крыши, выкатного поля, инженерных систем, отделка, наладка оборудования, благоустройство и создание инфраструктуры. Сдача его была вновь перенесена - на июнь 2016-го. Была утверждена новая стоимость проекта - 34,9 млрд рублей, "и ни копейки больше".

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    2015 год. Новая набережная

    К январю 2015 года готовность "Крестовского" составила 70 процентов. На снимке из космоса видны работы по созданию намыва - искусственного участка земли в 16 гектаров на западе Крестовского острова. На новой набережной запланирована транспортная инфраструктура - парковки, дороги, проезды, рекреационная зона и станция метро "Новокрестовская". На это было выделено дополнительно 2,39 млрд рублей.

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    Лето 2016 года. Готовность объекта 85%

    К весне 2016 года на стройке "Крестовского" в Петербурге было использовано 486 000 куб. м бетона - в 5,5 раз больше, чем для возведения стадиона "Уэмбли" в Лондоне. Общий вес всех металлоконструкций составил 26 тыс тонн, что сравнимо с 4 Эйфелевыми башнями. Площадь крыши стадиона - 71 тыс кв метров, что приблизительно равно 3 Красным площадям. В июле готовность объекта составила 85 процентов.

    Один из самых дорогих

    В августе 2016-го на "Крестовском" снесло часть кровли, затопило подвалы, помещения покрылись плесенью. Но власти обещают сдать объект 30 декабря, а первый матч провести весной 2017-го. "Стройка века" в Петербурге по цене вышла на 4 место в мире - 1,1 млрд долларов по курсу 2013 года, когда версталась смета. Дороже обошлись лишь "Уэмбли" в Англии, "Олимпийский" в Канаде и "Ковбойз Стэдиум" в США.

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    Первые тесты

    11 февраля 2017 г. на стадион пустили первых зрителей - в тестовом мероприятии приняли участие около 10 тысяч человек, которые после него как один жаловались на пыльные и потертые кресла. Первый футбольный матч на "Крестовском" должен пройти 23 апреля, когда "Зенит" примет екатеринбургский "Урал". А летом на арене состоятся игры Кубка конфедераций, включая матч открытия и финал турнира.

    Стадион "Зенита" в Петербурге - долгострой длиной в 10 лет

    Назови его, если сможешь

    С названием этого объекта все сложно. Часто его называют "Зенит-Ареной", но в "Зените" говорят, что это некорректный вариант. В апреле 2016 года топонимическая комиссия города дала стадиону географическое обозначение "Крестовский". При этом во время Кубка конфедераций и чемпионата мира арена будет официально именоваться "Стадион Санкт-Петербург". А после крупных турниров ему могут дать новое имя.


Как объяснил РБК агроном одного из московских футбольных стадионов, «даже самое хорошее поле можно загубить за три дня». По его словам, причин может быть множество, например, неправильные агротехнические мероприятия. «Также сильно влияют погодные условия, — добавляет он. — Поле — это живой организм». Чтобы дать точную оценку происходящему на «Крестовском», говорит собеседник РБК, необходимо взять пробы грунта, проверить, как осуществлялся уход за газоном: «Может быть, люди просто вышли на поле и ботинками занесли инфекцию».

Однако главный агроном «Зенита» Константин Креминский уверен, что дело не в погодных условиях, а в подрядчике, которого нанял предыдущий генеральный подрядчик «Инжтрансстрой СПб» (в августе 2016 года его сменила компания «Метрострой»). Упоминает Креминский и название того подрядчика — это компания «Бамард». «За девять месяцев... аэрация не проводилась ни разу. Кроме того, подрядчик, которого нанял город, плохо подготовил поле к зиме — никакой обработки средствами защиты растений сделано не было». А когда выдвижное поле в конце февраля задвинули внутрь чаши и растопили снег, газон оказался испорчен. «Мы увидели различные грибковые заболевания, много плесени», — резюмирует зенитовский агроном.

Мелкое «корыто»

Контракт на создание поля для «Крестовского» «Бамард» получила весной 2016 года, победив на тендере, объявленном компанией «Инжтрансстрой СПб». По словам представителя одной из компаний, участвовавших в тендере, работать на крупнейшей арене Санкт-Петербурга хотели все профильные игроки рынка — российские «Интерспортстрой», «Спорт и Ко», «Процион», «Бамард», британская компания SIS, словацкая Engo. «Это очень привлекательный и статусный контракт», — говорит собеседник РБК, оценивая стоимость работ по проектировке и монтажу такого газона под ключ в €1,8-3 млн.

Вся тендерная документация, как и условия, которые предложил победитель, — коммерческая тайна. «Инжтрансстрой СПб» и «Бамард» отвечать на вопросы про стоимость контракта отказались.

Представитель компании — участницы тендера утверждает, что проблемы с полем были предсказуемы. И об этом знал весь рынок, включая компанию-подрядчика, говорит он.

«Организатор конкурса — генподрядчик строительства стадиона «Инжтрансстрой СПб» в техническом задании обозначил параметры, изначально делавшие реализацию работы трудновыполнимой», — говорит собеседник РБК в одной из компаний. Главной проблемой являлась глубина так называемого корыта, в котором размещается газон со всей «внутренней инженерией». «Пирог» стандартного поля (трава и минимум три слоя песка и щебня с коммуникациями, обеспечивающими дренаж и подогрев. — РБК ) имеет глубину 45 см, в техзадании по «Санкт-Петербургу» было 40 см, — говорит собеседник РБК. — Это требует нестандартного, даже уникального решения».

Поле стадиона «Санкт-Петербург». Март 2017 года (Фото: Антон Ваганов / ТАСС)

По словам источника, компании, участвовавшие в конкурсе, обращали внимание заказчика на это, однако параметры техзадания остались неизменными. Источник РБК в «Инжтрансстрое СПб» уверяет, что изменить техзадание было невозможно: «Технические параметры, в том числе глубина «корыта», были утверждены в рамках всего проекта заказчиком — Санкт-Петербургом, и поменять что-то было невозможно. В проекте были прописаны все размеры и параметры поля. С учетом того что поле было запланировано как сложная выдвижная конструкция, изменить проектные параметры, ту же глубину, было нельзя, поэтому мы работали в рамках согласованного проекта».

По словам собеседника в «Инжтрансстрое СПб», компания «Бамард» предложила обоснованное техническое решение этой проблемы, которое и было принято.

Подрядчик со связями

Источник РБК, знакомый с деталями выбора подрядчика для газона «Крестовского», говорит, что «Бамард» «лоббировали на самом высоком уровне». «Министерство спорта давно сотрудничает с «Бамардом» по программе строительства полей с искусственными газонами, и Мутко лично рекомендовал клубам и региональным властям, строящим новые стадионы, пользоваться услугами этой российской компании», — говорит он. Получить подтверждение этой информации РБК не удалось. В Минспорта на запрос РБК пока не ответили.

​«Бамард» — один из крупнейших российских производителей напольных покрытий для бизнес-центров, кинотеатров, отелей. Компания действительно входит в пятерку крупнейших поставщиков спортивных покрытий, подтвердил РБК представитель другой крупной компании со схожей специализацией. Как следует из данных базы СПАРК, «Бамард» активно участвует в тендерах на заключение госконтрактов, преимущественно на поставку и монтаж искусственных полей. С 2013 года компания выиграла 79 тендеров по госконтрактам на сумму 1,9 млрд руб. По данным с сайта «Бамарда», компания поставила более 70 полноразмерных искусственных футбольных полей на спортивные объекты в разных регионах России.

Однако с натуральными газонами компания имела дело лишь в нескольких случаях. «Они главным образом занимаются искусственными футбольными полями, мультифункциональными спортивными площадками — для баскетбола, волейбола, гандбола. Натуральные газоны для футбола — это не основной их бизнес», — говорит представитель другого игрока этого рынка. На официальном сайте «Бамарда» указано, что компания стелила натуральные поля на трех крупных проектах — на стадионе «Локомотив» в Черкизово, на петербургском стадионе «Петровский», на «Арене Химки» в Подмосковье.

​За последние три года компания также выиграла тендеры на реконструкцию стадионов «Чайка» и «Локомотив» в Воронеже (12 млн руб.), площадки в Самаре (запасное поле стадиона «Металлург», 44,9 млн руб.), стадиона «Труд» в Тольятти (76 млн руб.), а также на создание газона на стадионе «Центральный» в Екатеринбурге. Стадион на Урале, как и газон в Санкт-Петербурге, примет игры чемпионата мира по футболу 2018 года. Остальные упомянутые поля будут тренировочными для команд — участниц мундиаля. По словам представителя «Бамарда», компания также укладывала натуральные газоны в Астрахани (стадион «Волгарь») и Краснодаре (стадион «Центральный»).«Если бы у нас не было необходимой компетенции, никто бы нам газон в Санкт-Петербурге не доверил», — говорит он.

Поле в Екатеринбурге начали обустраивать 1 апреля, первый посев травы произойдет 1 июля. Официальный срок сдачи всего стадиона по контракту — 31 декабря 2017 года, а первые матчи запланированы на апрель—май 2018 года.

По данным СМИ, компания укладывала натуральный газон и в Казани на «Казань Арене», но там с ним тоже возникли проблемы. Финалистам Кубка России 2016 года — «Зениту» и ЦСКА — запретили проводить предматчевые тренировки на поле, чтобы окончательно не «убить» газон. После матча в мае 2016 года газон на стадионе было решено перестелить — и это доверили уже другой компании. В «Бамарде» «потерю Казани» связывают со сменой руководства в местном футбольном клубе «Рубин». «Новый гендиректор клуба уже работал с другой компанией по укладке газона, он и поручил перестелить поле на «Казань Арене», — говорит он.

Бесхозный газон

Гендиректор «Бамарда» Александр Прытков​ заявил РБК, что при сдаче поля «Крестовского» все необходимые инженерные системы находились в рабочем состоянии, а у сотрудников стадиона есть все, что нужно для обслуживания поля. «Вопрос заключается не в технологии посева того или иного газона; во многом ситуация зависит от качества и правильности применения агротехнических мероприятий на этих объектах», — сказал он.

Это заявление противоречит заявлению зенитовского агронома, который, судя по его словам, уверен, что до последнего момента, то есть до конца февраля, за качество газона должен был отвечать «Бамард». Прытков подтверждает, что так оно и было, но не согласен с выводом сотрудника футбольного клуба. «Мы в июне 2016 года засеяли футбольное поле, в сентябре передали его подрядчику. Но и после этого, согласно контракту, мы его обслуживали — есть журнал с графиком подкормки, полива, — рассказывает Прытков. — Зимовка газона на улице — нормальная практика, трава выдерживает морозы и в минус 20 градусов».

По словам Прыткова, газон после зимовки находится в удовлетворительном состоянии. Видимые недостатки покрытия являются естественным следствием зимы, а слова агронома «Зенита» гендиректор «Бамарда» объясняет желанием футбольного клуба «перестраховаться». «Учитывая то, что на стадионе пройдут игры Кубка конфедераций, «Зенит» не хочет брать на себя ответственность за состояние газона, это политический вопрос», — сказал РБК Прытков. По его словам, у компании есть результаты независимых экспертиз, которые свидетельствуют о том, что никакого грибка и плесени после зимовки газона в почве нового стадиона нет.


Выдвижное поле стадиона «Санкт-Петербург» (Фото: Михаил Киреев / РИА Новости)

Проблемный стадион

Строительство нового стадиона «Зенита» на Крестовском острове началось в 2007 году. Заказчиком строительства выступала мэрия Санкт-Петербурга. Изначально стоимость строительства оценивалась в 14 млрд руб., а сам стадион обещали ввести в эксплуатацию в 2009 году.

Однако впоследствии проект и его бюджет неоднократно корректировались. В результате «Крестовский» стал одним из самых дорогих стадионов мира и самым дорогостоящим в истории России. К моменту сдачи его стоимость составила около 44 млрд руб.

Эта сумма точно увеличится, признают в «Зените», принявшем в управление стадион. Величина дополнительных расходов зависит от масштаба проблем, в том числе с газоном.

Гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов в интервью «Фонтанке» заявил, что «Зенит» уже вложил в «доделку» своего нового стадиона 1 млрд руб., а всего, по оценкам футбольного клуба, в первые два года эксплуатации из клубного бюджета потребуется потратить 5,5 млрд руб. для приведения стадиона в идеальную кондицию. «Мы готовы доводить его до ума и планируем со временем сделать домом «Зенита», но понимаем, что объективно этого не произойдет условно раньше сезона 2019/20», — заявил Митрофанов.

Замена газона на «Крестовском», если таковая действительно потребуется, может обойтись «Зениту» в полную стоимость его разработки и монтажа, то есть в сумму до €3 млн, считает представитель одной из компаний, участвовавших в тендере на поставку газона. Однако назвать точную сумму он затруднился. «Точно не известно, что надо исправлять, — говорит он. — Футбольное поле — это не только газон с травой, но и внутренние инженерные коммуникации, несколько сложных дренажных слоев, об их состоянии невозможно судить по фотографиям».

Представитель другой компании — участницы тендера на поставку газона «Крестовского» говорит, что теоретически возможно уложить поле вместе со всеми внутренними коммуникациями в недостаточно глубокое «корыто», но это несет потенциальные риски. «Понимаете, есть стандартные технологические решения при укладке футбольных газонов, которые применяются во всем мире и по которым мы можем гарантировать качественное функционирование всех систем при должном уходе, — объясняет собеседник РБК. — Наверняка можно втиснуть «пирог» и в недостаточно глубокую емкость, но, во-первых, подгонка технологий под нестандартные размеры будет стоить дороже, а во-вторых, никто не знает, как поведет себя такой уникальный газон в процессе эксплуатации: может, все будет в порядке, а может, придется постоянно что-то менять и ремонтировать».

Александр Прытков уверяет, что менять ничего не придется и все внутренние коммуникации газона будут работать исправно. «Это действительно очень сложный инженерный объект, у поля очень неглубокое основание — аналогов в мире не существует, но мы уверены в своей работе», — говорит он.

Опрошенные РБК специалисты по укладке газонов утверждают, что на уже построенном стадионе «подогнать» поле под стандартные размеры, то есть сделать «корыто» поглубже, невозможно — это значит, что придется перестраивать весь стадион.

Выкатное поле стадиона «Крестовский» не удастся выдвинуть за пределы арены после Кубка конфедераций. Бюджет на подготовку плиты для выката поля не предусмотрен

Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press

Рядом со стадионом «Крестовский» расположены временные сооружения, которые были построены к Кубку конфедераций. Они находятся на плите, предназначенной для выката поля, и не позволяют выдвинуть газон за пределы чаши стадиона. Предполагалось, что временные сооружения будут демонтированы после Кубка конфедераций, однако сметой эти работы не были предусмотрены. Об этом «Аргументам и фактам» рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.

«Выкатить его мы теперь при всем желании не можем: на бетонной плите внешнего периметра уже расположены временные сооружения — IT-компаунды и ТВ-компаунды. Проектирование временных зданий и сооружений проводила «Арена 2018», структура, уполномоченная ФИФА. Изначально предполагалось, что временные постройки собираются перед Кубком конфедераций, потом демонтируются, собираются перед чемпионатом мира, опять демонтируются — и переходят в «режим наследия». В проектной части эти позиции есть, в сметной — отсутствуют. То есть разобрать компаунды после Кубка конфедераций, освободить плиту и выкатить на нее поле мы не можем — денег не предусмотрено», — сказал Албин.

По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга, из-за невозможности выдвинуть поле за пределы стадиона газон на «Крестовском» оказался испорчен. Проблем, по словам Албина, удалось бы избежать, если бы поле находилось постоянно в естественной природной среде, а не чаше стадиона.

«Убежден: поле, когда оно не эксплуатируется, должно находиться в природных условиях. Если бы газон не только зимовал, но и грелся на внешнем периметре, а не в чаше, — проснулся бы и расцвел с первыми лучами солнышка», — сказал Албин.

Албин посетовал на то, что при подготовке проекта стадиона для расположения компаундов прессы была выбрана именно плита выкатного поля стадиона. По его мнению, временные сооружения возможно было расположить так, чтобы они не мешали нормальному функционированию арены.

«Компаунды эти нам прилично мешают. По логике вещей, они вообще там не должны находиться. Нужно было в свое время немножко пошевелить мозгами и разместить их где-то в стороне. Но никак не на платформе выкатного поля», — заключил чиновник.

Газон на «Крестовском» после зимы пришел в негодность. «Зенит» смог провести на этом поле два матча, после чего вернулся на старый стадион «Петровский». Максим Митрофанов, который тогда занимал пост генерального директора клуба, заявил, что «поле умерло».
К Кубку конфедераций на «Крестовском» будет уложен новый газон. Стоимость работ составит как минимум 9 млн рублей.

Стадион на Крестовском острове. Непростые решения строителей

Завершающий этап строительства футбольного стадиона на Крестовском острове предусматривает применение сложных инженерных решений. О нестандартных подходах в управлении этим уникальным проектом рассказывает генеральный директор компании-генподрядчика – ООО «Инжтрансстрой-СПб» Виталий ЛАЗУТКИН.

Виталий Витальевич, наверняка это самый необычный проект в вашей практике. Чем он отличается в первую очередь?
– Особенность объекта не только в его уникальности, но и в том, что работы приходится вести в стесненных условиях. На площадке восемь гектаров, где сооружается спортивно-концертный комплекс, одновременно идут общестроительные работы, монтируются сложнейшие конструкции и инженерные объекты. Только по объему СМР проект сопоставим со строительством нескольких жилых микрорайонов.

К категории технически сложных можно, например, отнести устройство несущих железобетонных конструкций нестандартной формы. Кстати, для них был разработан и специальный состав самоуплотняющегося бетона. На стадионе за период строительства смонтировано более 40 000 тонн металлических конструкций, часть из которых имеют сложную конфигурацию и сами по себе представляют уникальные технические сооружения.

– Приходилось ли принимать непростые решения с организационной точки зрения?
– Конечно, ведь строительство, проектирование и перестройка объекта идут одновременно. К тому же параллелно проводятся экспертизы. Сейчас готовится уже пятая. Дело в том, что изначально планировалось построить клубный стадион. А в 2012 году было принято решение провести здесь полуфинал чемпионата мира по футболу в 2018 году, и проект был пересмотрен. Вместимость арены увеличена до 68 000 мест.

В результате этих и других изменений пришлось выполнить большой объем работ по перестройке. Так, чтобы увеличить вместимость объекта без изменения основания и площади застройки, потребовалось изменить габариты мест для прохода и эвакуации зрителей. Только бетона было демонтировано 7000 кубометров.

– Что именно понадобилось перестроить?
– В первую очередь был проведен анализ несущей способности свай. Выяснилось, что в течение двух лет перестройки свайное основание не нагружалось согласно проектному решению и грунты стабилизировались. Однако было решено, что этого недостаточно. Чтобы обезопасить будущее здание, по всему периметру на 1,5 м увеличили толщину плиты ростверка, опирающейся на свайное поле. Как следствие, в нижних помещениях на такую же величину поднялся уровень пола, из-за чего пришлось сооружать дополнительные лестницы и пандусы.

Кроме этого (между отметками 6 и 14) был введен дополнительный технический этаж. Также до 40 000 кв. м была увеличена площадь коммерческих помещений, запланированных под магазины, кафе, рестораны.

– Какие параметры стадиона пришлось приводить в соответствие с требованиями FIFA?
– Эта организация каждый год публикует рендер требований к принимающей чемпионат мира стороне. Меняются параметры служебных помещений для размещения стюартов, охраны, телерадиокомментаторов, также и ранжир VIP-зон. Это, безусловно, надо учитывать при строительстве.

К тому же, согласно ключевым требованиям FIFA, был на пару градусов изменен угол наклона трибун. Поэтому нам пришлось демонтировать и выравнивать ранее построенные железобетонные конструкции. Кроме этого, при первоначальном проектировании не были определены маршруты и объемы работ по прокладке коммуникаций. Поэтому впоследствии в готовых стенах, толщина которых в некоторых местах достигала 1,2 м, пришлось пробивать каналы для прокладки сетей.

– Расскажите о необычных технологиях и материалах, которые применялись при строительстве.
– Многие решения, часть которых была заложена еще в первоначальном проекте Кисе Курокавы, а остальные появились при последующем редактировании, являются уникальными. В частности, на объекте применены очень сложные инженерные решения. Самым сложным с технической точки зрения оказался монтаж стационарной кровли. В ходе работ приходилось уточнять проектные решения, пересчитывать нагрузки многих несущих конструкций, производить усиление некоторых участков кровли. В частности, было принято решение увеличить жесткость светопрозрачных элементов. То есть мы и строили, и проектировали одновременно, внося по ходу усовершенствования. И так происходило на всех участках работ.

Даже после экспертизы проекта стадии «П» требовались усовершенствования. Оптимизация проекта в одних местах позволяла снизить стоимость и упростить решения, а в ответственных местах, где применены серьезные конструктивы и несущие элементы, наоборот, мы шли по пути увеличения несущей способности и повышения безопасности. Это прежде всего касалось несущих бетонных конструкций, кровли, стоек опирания и пилонов. Например, пилоны спроектированы архитектором в обратную сторону от приложения нагрузки, в сторону натяжения вант, и поэтому не являются самонесущими.

С точки зрения механики процессов это положение нельзя назвать оптимальным. Нам понадобились дополнительные ванты, чтобы удержать пилоны, а при их установке применялись дополнительные поддерживающие конструкции, которые пересекали все тело стадиона, вплоть до основания. Это, в свою очередь, не позволяло нам полноценно заниматься прокладкой инженерных сетей и замыканием теплового контура в тех помещениях, где проходили эти поддерживающие конструкции. В угоду архитектурной концепции Курокавы нам пришлось усложнить работы. В принципе, это относится не только к наклонным пилонам, но и ко всем оригинальным идеям концепции – к раздвижной кровле, выкатному полю. Все эти решения были сохранены, но затраты и трудоемкость их реализации выше среднего.

– Разве на стадии экспертизы проекта это было не очевидно? Почему архитектору не предложили заменить дорогостоящие решения оптимальными?
– Претензии были высказаны. С учетом замечаний проект пересчитывали дважды. Однако, когда победителем конкурса был утвержден проект Курокавы с его концепцией, никто не задумывался над деталями. Например, каким образом данное архитектурное решение будет работать в северном климате. Так, крыша просто висела на системе пилонов. При этом архитектор явно не учитывал ветровые и особенно снеговые нагрузки, которые бывают в нашей климатической зоне.

В 2011–2012 годах «Мостоотряд № 19» начал монтаж крыши. Когда наши конструкторы взялись рассчитать параметры крыши, выяснилось, что она не способна нести нормативные нагрузки. Работы остановили, кровлю частично демонтировали и пересчитали. Часть металлоконструкций была признана негодной, были заказаны новые конструкции. В 2012–2013 годах была пересчитана и система опирания кровли. В 2014-м появился новый проект крыши. Мы перераспределили нагрузки. Теперь пилоны во многом больше выполняют декоративную, нежели несущую функцию. А конструкция кровли стала более безопасной, поскольку через систему малых стоек она опирается на чашу стадиона. Пилоны же устроены таким образом, что если какой-то из них потеряет несущую способность, то крыша останется в безопасном положении.

– Все ли прошло гладко при монтаже кровли?
– Работы были разбиты на несколько этапов. Монтаж выполняли специалисты швейцарской фирмы VSL. В процессе нам пришлось преодолевать технологические трудности, связанные с натяжкой вант, система которых раскрепляется через пилоны и поддерживает кровлю.

У нас не было единой модели, как поведет себя кровля, поэтому в режиме реального времени мы следили за реакцией металла после натяжения вант. Для этого была разработана сложная система пошаговой натяжки. Пряди вант через специальное устройство были заведены в домкраты. Каждая прядь натягивалась строго на определенную нагрузку. По кругу были просчитаны циклы приложения нагрузок натяжения, и крыша постепенно перераспределяла свой вес на систему вант и пилонов. Нам приходилось приостанавливать работы, в частности, по причине заклинивания вантов в замках. Кроме того, когда достигались критические показатели, стройка останавливалась по требованию ученых и специалистов авторского надзора. С помощью сложных математических расчетов производился пересчет моделей нагрузок. Поэтому процесс натяжки продлился на полтора месяца дольше, чем предусматривалось проектом.

– Стройка – живой организм, и проблемы во взаимодействии с подрядчиками неизбежны. Как вы их решали?
– Действительно, взаимодействие подрядчика с субподрядчиками важно, и иногда приходится, чтобы не сорвать контракт, идти на нестандартные решения. Например, основным подрядчиком по устройству кровли был «Мостоотряд № 19». В марте прошлого года компания объявила себя банкротом и не смогла продолжать работу. Возникла угроза остановки стройки, поскольку связанные договорами с этой компанией субподрядчики и поставщики не хотели рисковать и намеревались свернуть свою деятельность. На принятие решения потребовалось два дня.

Мы как генподрядчики пообещали, что все обязательства по текущим работам выполним своими силами. Около 500 человек, сотрудников «Мостоотряда № 19», работающих на объекте, ввели в наш штат. За месяц был развернут участок № 2, куда влились еще и 12 субподрядных фирм. Пришлось провести расчеты, освидетельствовать объем незавершенки, перевести на «Инжтрансстрой» библиотеку исполнительной документации, выполнить процедуры, связанные с органами Ростехнадзора.

Теперь по факту получается, что «Инжтрансстрой», являясь генподрядчиком, своими силами ведет самые сложные и ответственные работы. Такая схема – большая редкость. К тому же по госконтракту наша компания является еще и проектировщиком и разработчиком рабочей документации.

– Наверняка нашим читателям будет интересно, как технически устроено выдвижное поле и зачем понадобилось такое решение?
– В нашем климате (а наш стадион – самый северный стадион подобного класса) футбольный газон, к качеству которого сейчас предъявляются высокие требования, очень сложно сохранить. К тому же у арены высокие борта чаши, стационарная крыша, отчего инсоляция и освещенность поля минимальны. Чтобы ухаживать за газоном, поле нужно выдвигать.

Система выдвижного поля – это конструкция весом 7000 тонн, что сопоставимо с массой крупного грузового состава. Но при этом она должна двигаться быстро, плавно и безопасно. Главной задачей было минимизировать затраты на передвижение такой массивной конструкции. Последовательно предлагалось несколько инженерных решений. Сначала речь шла о шагающих гидравлических домкратах. Предпринималась и попытка выполнить задачу за счет системы лебедок. Даже поступало предложение сделать плавающее поле.

В ходе работ концепцию поменяли. Систему домкратов было решено поменять на систему электросервоприводов. Потом к ним добавили еще воздушную подушку. Мы герметизируем края поля, выполняем поддув, разгружающий массу поля через систему вентиляторов нагнетания воздуха. В результате нагрузка в 500 кг снижается до 100 кг на кв. м. На перемещение поля уходит около часа. Таким образом, обеспечивается возможность ухода за газоном, пирог которого, высотой в полметра, состоит из стабилизированного специальными волокнами грунта. Для этой же цели поле оснащено системами автоматического подогрева, аэрации, полива и дренажа.

Есть и другая причина внедрения сложной выдвижной системы – двойное назначение объекта. Известно, что стадион будет действовать не только как футбольная арена, но и как спортивно-концертный комплекс. А на футбольном газоне никакие другие мероприятия проводить нельзя

Без выкатного поля стоимость стадиона была бы ниже. © Фото «Инжтрансстрой-СПб»

Во время последней проверки стадиона «Зенит-Арена» специалисты FIFA выявили проблемы с выдвижным полем. Оно пружинит, а значит, нормально играть в футбол на нем не получится. Пока инженеры продумывают способы стабилизации «выдвижного поля», «Росбалт» рассказывает, как оно появилось, почему архитектор стадиона был против, и какие еще стадионы могут похвастаться таким ноу-хау.

История выдвижного поля

Стадион-долгострой «Крестовский», стоимость которого ныне оценивается в 42,5 млрд рублей, начали проектировать в 2006 году. Автором проекта стал знаменитый японский архитектор Кисе Курокава. К тому времени он уже построил стадион Оита, а также современные международные аэропорты в Куала-Лумпуре и Астане. Японец предложил создать стадион в форме «летающей тарелки».

Изначально Курокава отказался от идеи строить на арене выдвижное поле. Японский архитектор хотел сэкономить деньги. Ведь осенью 2006 года считалось, что стадион можно будет возвести всего за 250 млн евро. По замыслу архитектора, футбольное поле должно было состоять из множества двухметровых зеленых травяных модулей, которые при необходимости можно было оперативно заменять.

Тем не менее идея выдвижного поля продолжала обсуждаться.

«Не нужно поддаваться моде. „Выдвижение“ не способствует сохранению естественного газона, особенно при наших сложных погодных условиях. Если соглашаться на этот принцип, то только в случае проработки технологий поддержания такого поля в хорошем состоянии», — заявила Матвиенко в конце 2006 года .

«Исходя из сложных петербургских погодных условий, специалисты считают, что выдвижное поле может сильно повысить стоимость проекта, но не дать того эффекта, который мы хотим. Надо все взвесить», — заявила Валентина Матвиенко в марте 2007 года.

И все-таки вопрос с выдвижным полем решили обсудить. Решение принимали сразу три вице-губернатора — Александр Вахмистров, Александр Полукеев и Сергей Тарасов. В итоге они дали добро.

Уже через месяц губернатор подвела итог обсуждению.

«Взвесив все за и против, мы посчитали строительство выдвижного поля наиболее правильным вариантом… Конечно, тревога есть, как за любой крупный проект. Но все идет по плану. И, думаю, у нас есть все возможности завершить проект в намеченные сроки. Пусть болельщики начинают готовить для красивого стадиона новые плакаты, новые лозунги».

Тогда же, в апреле 2007 года, решено было ликвидировать скоростную гоночную трассу «Невское кольцо», которая петляла вокруг старого стадиона. С того самого знаменательного визита прошло 9,5 лет.

Шли годы, стадион становился все дороже.

Наконец, в начале ноября 2016 года, выдвижное поле пока не достроенного стадиона увидели инспекторы ФИФА. Попрыгав по газону, они ощутили вибрацию. Оказалось, что ее нормы превышены в семь раз. Следовательно, играть в футбол на профессиональном уровне на таком газоне не возможно.

Заменить выдвижное вибрирующее поле на стационарное федеральные и городские чиновники категорически отказались. Вице-премьер по вопросам спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко заявил, что о недоделках как раз и можно узнать исключительно опытным путем, то есть проверяя объект в режиме эксплуатации.

«Поле пружинит? Это так подается. Речь идет о вибрационных процессах, но это профессиональный язык. Думаю, все профессионалы понимают, что такая глыба раскачиваться не может? Речь идет о том, что поле на нестабильной основе закатывается в стадион, нужны усиления. Сейчас технические решения будут найдены. Это обычная вещь», — заявил журналистам Мутко.

О наличии плана по устранению вибраций выдвижного поля сообщил и вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин: «По поводу вибрации. Надо войти в проектное положение. В мире всего четыре выкатных поля. План устранения вибрации у нас существует».

Мировой опыт

В мире всего четыре стадиона с выдвижным полем. Подобные инженерные решения имеют место на арене в немецком Гельзенкирхене, голландском Арнеме, американском Финиксе, а также японском Саппоро.

Veltins-Arenа находится в Гельзенкирхене. Там проходят матчи футбольного клуба «Шальке 04», а также соревнования по хоккею. Так, на Veltins-Arena состоялся матч открытия чемпионата мира по хоккею с шайбой 2010 года между сборными Германии и США. На стадионе регулярно проводятся концерты мировых звезд. Вместимость арены — 61 тыс 973 человек. Построена в 2001 году за €191 млн.

Стадион Gelredome расположен в голландском городе Арнем. На нем свои матчи проводит футбольный клуб «Витесс». Арена вмещает до 39 тыс зрителей. Построен в 1998 году за $64 млн.

University of Phoenix Stadium расположен в пригороде американского Финикса в городке Глендейл. Хозяином арены считается команда по «американскому футболу» «Аризона Кардиналс». Строительство спортивного сооружения заняло три года. Торжественное открытие стадиона, вмещающего 63 тыс. 400 человек, состоялось 1 августа 2006 года. На постройку потратили $455 млн.

Стадион «Саппоро Доум» расположен в японском городе Саппоро. Здесь проводит свои матчи футбольный клуб «Консадоле Саппоро» и бейсбольная команда «Хоккайдо Ниппон-Хам Файтерс». Максимальная вместимость стадиона составляет 53 тыс. 796 человек. Открыт в 2001 году, стоимость строительства — $400 млн.

Мнения специалистов

Эксперт в области строительства спортивных сооружений, главный специалист «Росинжиниринга» Антон Нефагин:

«Надо понимать, что футбольное поле можно использовать ограниченное число раз. За ним нужно ухаживать: поливать, заниматься стрижкой травы, работать с освещением и прочее. На стадионе „Зенит-Арена“ решили выкатывать поле на естественное освещение. На мой взгляд, в наших широтах это неоправданное решение. Гораздо проще было бы регулярно производить замену газона на стационарном поле.

Если делать многофункциональную арену, на которой можно было бы проводить концерты и шоу, то надо позаботиться о том, чтобы в футбол можно было играть в другом месте. Например, Stade de France в пригороде Парижа — это супермногофункциональная арена, на которой проводятся даже авторалли, мотогонки и конные скачки. Но футбольного поля как такового на этом стадионе нет. Каждый раз перед центральными футбольными матчами его укладывают заново.

Указывалось, что на то, чтобы закатить и выкатить футбольное поле, нужно потратить $25 тыс. Но одно дело, когда выкатка происходит в строительных условиях, а другое — в спортивных. Думаю, что поле на Крестовском все-таки будет выкатываться только „по большим праздникам“.

Возьмем „Ледовый дворец“, в котором играет хоккейный СКА. Когда в „Ледовом“ проходят концерты, СКА отправляется играть в „Юбилейный“. Концерты для „Ледового дворца“ в приоритете, потому что на них можно заработать. Новый же стадион строится именно для „Зенита“. Чтобы провести концерт, требуется не просто убрать поле, но и собрать всю инфраструктуру. А на это уходит не два и не три дня. Видимо, поле будут убирать летом в футбольное межсезонье. Практика показывает, что для ухода за газоном российские стадионы приглашают иностранного специалиста-агронома. А он уже подбирает помощников из местных, у которых есть необходимый опыт.

Что касается проблемы вибрации на „Зенит-Арене“, то здесь много раздуто нашими СМИ. У ФИФА есть стандартные тесты, которые были проведены. На поле кидали грузик, чтобы измерить поглощение удара. В итоге уровень поглощения удара оказался низким. Думаю, что причиной этого стала „подушка“ или „пирог“, то есть то, что лежит непосредственно под верхним слоем, под газоном. Были минусовые температуры. Возможно, свою роль сыграл природный фактор, „подушка“ подмерзла. А возможно, были оплошности при укладке верхнего слоя».

Доктор геолого-минералогических наук, эксперт в строительстве, эксперт по вопросам почвы и сооружений Алексей Шашкин:

«Всегда надо говорить на понятном языке, в том числе когда речь ведется о вибрации. Когда мы говорим о вибрациях в спальных районах, то есть определенные нормы, которые ее ограничивают. Они строго прописаны в ГОСТах. Есть промышленная вибрация — вибропогружение шпунта и свай. В ней тоже свои параметры. Что касается вибрации выкатного поля на стадионе, то у нас нет ни критериев, ни методик. Надо исходить и из целей. Когда начинали строить стадион, то сколько стоил баррель нефти? Он стремился к своему максимуму. Поэтому и решили, а почему бы в Петербурге не быть выкатному полю. Сегодня, в кризис, наверное, приняли бы другое решение. Это все бодание на проектирование. Власти говорят: нам нужен стадион на котором можно было бы играть в футбол на живой траве и проводить концерты, обеспечьте условия. Выкатное поле в лучшей степени это обеспечивает. Я видел, как выкатывается поле. Процесс занимает несколько минут и выглядит очень эффектно».

Александр Калинин