Как называется велосипед на широких колесах. Фэтбайк – велосипед вездеход. Все хорошо в меру

Многие считают, что все велосипеды похожи, но это совсем не так! Горные, городские, складные, шоссейные, гибридные модели… Велики как люди – такие разные и совсем не похожи друг на друга. В этой статье мы поговорим об одном из самых необычных и удивительных типов двухколесной техники. Знакомьтесь – это фэтбайк (fatbike)! Дословно его название переводится, как «толстый велосипед». Так на самом деле и есть, самое первое, что бросается в глаза при взгляде на fatbike – это мощные колёса с широченными покрышками, которые имеют приличный вес. Ширина покрышек у этого необычного велика может достигать 4,8 дюйма! или 12 сантиметров! Толсто? Более чем, ведь у горного велика, который имеет довольно широкую резину, эта цифра максимум 2,5 дюйма.

Каждая покрышка fatbike весит около 1,5 килограммов. Масса обода составляет около килограмма. Прибавив к этому вес камер, спиц, ободных лент, втулок и спиц, мы получим внушительную массу - около 3 – 3,5 кг на каждое колесо. Суммарный вес fatbike обычно составляет 14 - 20 кг.

1. Что такое фэтбайк и для чего нужны такие широкие колёса?

Увидев такие широкие покрышки и узнав сколько они весят, многие задаются вопросом «Зачем такие широченные колеса?». Давайте вместе разберемся, что такое фэтбайк и кому он нужен.

Итак, fatbike - это велик повышенной проходимости с очень толстыми покрышками шириной от 3,5 до 4,8 дюймов и обычно низким давлением в камерах (от 5 PSI или 0,2 атмосфер). Вилка во многих моделях жесткая, без амортизации. Дело в том, что роль амортизатора в фэтбайке успешно исполняют мягкие высокие покрышки, которые прекрасно справляются с различными неровностями на пути, делая езду максимально комфортной и мягкой. Хотя, встречаются и модификации с амортизационной вилкой и даже двухподвесы.

Остальное навесное оборудование практически не отличается от обвеса обычного горного байка (за исключением ободных тормозов – в фэтбайке тормоза всегда дисковые).

Идеальные условия для велосипедной езды и Россия, а в частности Санкт-Петербург и область - вещи редко совместимые. Почти полгода лежит снег, потом часто идет дождь, на дорогах слякоть и грязь, а кататься всегда хочется! Поэтому в СПб все большую популярность приобретают велики с толстой резиной фэтбайки - настоящие внедорожники в велосипедном мире, которые обладают повышенной проходимостью и комфортом, а также обращают на себя внимание непросвещенных прохожих. Именно для проходимости и амортизации нужны такие колёса.

2. Колёса, которые проедут везде.

С первого взгляда и из названия понятно, что именно толстые колёса делают фэтбайк особенным. Благодаря таким колёсам, он может проехать практически по любой местности. Глубокие сугробы, острые камни, пляжный песок, жидкая грязь, лесная чаща, горные тропы, заболоченная или пересеченная местность, городские бордюры и ступеньки, а также асфальт и грунтовые дороги – все будет покорено!

Такая вездеходность достигается не только благодаря широким покрышкам, свою роль в проходимость вкладывает глубокий рисунок протектора покрышек, а также возможность использования широкого диапазона давления в камерах. Камеры фэт-велосипеда можно накачивать давлением в диапазоне от 5 до 30 PSI (дюймов на квадратный сантиметр).

Надувая fatbike в первом режиме, с мягкими камерами, Вы превратите байк в самый настоящий «внедорожник». Такое низкое давление заставляет покрышки буквально «растекаться» по поверхности рельефа, поглощая при этом любую неровность. Что позволяет с успехом штурмовать песчаные пляжи, снежные просторы, грунтовые дороги с толстым слоем грязи после дождя и любые другие места, по которым другой велосипед даже подъехать не сможет. Вы будете ехать на фэтбайке, а другим придется объезжать непроходимую местность или же нести велик на себе!

За такие «суперспособности» придется заплатить пониженной скоростью и управляемостью. Ведь крутить педали на высокой передаче с наполовину сдутой резиной станет непросто, поэтому придется переключиться на низкую передачу. Да и закладывать виражи хуже.

Накачав камеры полностью, можно забыть о больших проблемах с управляемостью и скоростью, fatbike станет послушным и не таким медленным. Правда из-за большего веса байка и большего сопротивления качению широких покрышек, на нем труднее разгоняться и ехать в гору, да и максимальная скорость будет пониже, по сравнению с другими типами великов. Зато толстые покрышки обеспечивают удивительную мягкость хода. Именно поэтому, такие велики часто оборудованы жесткой вилкой. Дополнительная амортизация, которая стоит много денег, им просто не нужна.

3. Кому нужен fatbike?

С первого взгляда можно подумать, что велик с такими огромными покрышками предназначен только для тех, кто хочет заехать в непроглядную глушь. Но, это не совсем так. Вспомните, как часто на Вашем пути встречаются сугробы, грязь, песок, камни, бордюры и другие препятствия, через которые Вы на обычном велике не проедите? А фэтбайку это по плечу, спустил наполовину давление в шинах – и поехал.

К тому же, возможность накачивать а на свой вкус, позволяет успешно использовать этот велик для городских прогулок. Накачал камеры – и катайся себе не спеша, но с комфортом по городским асфальтовым дорогам. При этом велик на мощных покрышках дает несколько преимуществ во время езды по городу. Например, съезжать по ступенькам и преодолевать бордюры на этом байке намного проще. А на обычном велике, Вы бы даже не подумали съехать по ступенькам, так что с фэтбайком открываются новые горизонты в покорении «каменных джунглей», которые обеспечат свежие ощущения, эмоции и позитив. Этот велик призывает попробовать что-то новое, хочется заехать туда, где раньше боялся. Если Вы опытный райдер, то обязательно появится желание полихачить. А зимой на нем захочется кататься по городу только из-за одного вида.

Не забывайте и о внешнем виде этого байка. Что ни говори, а он выглядит очень круто. Такой большой, красивый, брутальный, функциональный… он ловит на себе завистливые взгляды прохожих и автомобилистов. Его не стыдно показать окружающим людям.

А еще покупка фэтбайка – это прекрасный способ похудеть! Езда с наполовину сдутыми камерами по пересеченной местности – еще та активная тренировка! За одну такую поездку спалишь много калорий.

Так что, если для Вас не так критичен большой вес байка и Вы не гонитесь за большой скоростью передвижения, стоит серьезно рассмотреть вариант покупки велика на толстых колесах, возможно это именно то, что Вам нужно!

4. Где купить fatbike?

Фэтбайки еще не получили большого распространения на территории России, у нас они только набирают популярность, поэтому найти где купить в своем городе качественный фэтбайк не всегда просто.

Если Вы хотите купить фэтбайк в Санкт-Петербурге, приходите в спортивный универмаг USPORTS. Мы специализируемся на продаже велосипедов, поэтому у нас Вы найдете даже такой необычный велик на толстых покрышках от всемирно известной чешской компании AUTHOR, которая выпускает только качественные байки, при этом их ценовая политика довольно скромная.

Также Вы можете сделать заказ фэтбайка через этот сайт.

5. Фэтбайки - прошлое, настоящее и будущее.

История 2-х колесных «толстяков» началась еще в 80-х годах прошлого века, когда хозяин веломагазина в Аляске Марк Грюнвальд разработал и кустарным методом изготовил первый велик на очень широкой резине, который был способен преодолевать тяжелое бездорожье.

Идея Марка понравилась его приятелям, но в массовое производство такие байки запущены не были. Только в 2005 г. эта идея обрела путевку в жизнь, когда компания Surly запустила производство фэтбайков, которые получили признание и популярность.

Сегодня фэт байки нашли своих покупателей не только в США, но и в остальном мире. Многие серьезные вело бренды имеют в своем арсенале модели этого типа. Поездки на «толстяках» постепенно открыли новое направление в велоспорте, со своими соревнованиями и правилами. Также 2-х колесные вездеходы получили признание среди туристов в о многих странах мира. В России они пока не настолько популярны, но уже сегодня многие россияне пересаживаются на байки вездеходы. Например, 3-е экстремалов из СПб проехали на фэтбайках более 300 км вдоль берегов Северного Ледовитого океана.

Будущее fatbike можно предсказать уже сегодня. Они будут становиться все более популярны и обязательно займут достойное место в велосипедной семье.

Так что, если Вы желаете разнообразить активный отдых и решили купить fatbike – покупайте смело, жалеть об этом не придется!

Идеальные условия для езды на велосипеде и Россия - вещи редко совместимые. Полгода лежит снег, еще три месяца - грязь и слякоть, а кататься хочется всегда! Именно поэтому в нашей стране все большую популярность приобретают так называемые Фэт-байки, или «толстые велосипеды» (дословно от англ. fat - «толстый» и bike - «велосипед»). Их можно назвать настоящими внедорожниками веломира, обладающими повышенной проходимостью и вызывающими массу вопросов в головах непросвещенных прохожих.

Несмотря на то, что первый Fatbike появился еще в начале 90-х годов прошлого века, его внешний вид пока непривычен и экзотичен. В первую очередь, разумеется, бросаются в глаза широкие покрышки, и самые распространенные вопросы, которые слышат владельцы фатбайков: «Зачем такие колеса?» и «Это мотоцикл или велосипед?». Давайте попробуем вместе разобраться, что такое fatbike и кому он нужен.

Что такое Fatbike?

Фэтбайк - это велосипед с очень толстыми покрышками (отсюда и название) шириной от 3,5 до 4,8 дюймов (у обычного горного велосипеда ширина покрышек максимум 2,5 дюйма) и низким давлением в камерах (от 0,2 до 2 атмосфер). В остальном обвеска практически не отличается от обвески обычного маунтинбайка (за исключением необходимости только жестких вилок и дисковых тормозов). Широкие колеса берут на себя роль амортизатора и делают езду на fatbike максимальной мягкой и комфортной. Вес фэтбайка колеблется в пределах 14-17 килограммов.

Отцом фэт байков считается житель Аляски и основатель фирмы Wildfire Fatbike Марк Грюнвальд. Суровый климат и короткий велосезон заставили его задуматься над повышением проходимости велосипедов по снегу и мягким грунтам. А для этого нужна большая площадь соприкосновения шин и поверхности дороги. В те времена самые широкие 3-дюймовые шины растягивали на 80-миллиметровых ободах до 3,5 дюймов. Со временем разные производители стали выпускать толстые покрышки и толстые велосипеды (сейчас это Surly, Salsa, Fatback, Fatbikes, Sandman).

Зачем нужны такие колеса?

Ответ на этот вопрос до неприличия прост: чтобы кататься. Кататься зимой и летом, по насту и фирну, по замерзшим рекам и озерам, по мягким грунтам и трейлам, по камням и высокой траве, песку на пляже или даже в пустыне. В общем, fatbike нужен для езды по тем местам, где не пройдет обычный горный велосипед.

Широкие покрышки и большой объем воздуха внутри них при низком давлении в камерах максимально увеличивают площадь соприкосновения и уменьшают давление на поверхность, по которой едет фэт-байкер. Колеса фетбайка буквально растекаются по дороге и скрадывают любые неровности. В результате при наборе скорости появляется ощущение, что велосипед не просто едет, а почти летит над рыхлой поверхностью. При этом на обычной ровной дороге фатбайк может вести себя и как обычный байк - достаточно лишь увеличить давление в шинах. Вот такой универсальный веловнедорожник!

Fatbike - машина полезная и интересная. Его непременно стоит купить, если вы хотите испытать новые ощущения и расширить свои возможности, покататься по необычным трассам в необычных условиях.

Классический вариант двухколесного средства передвижения не позволяет быстро и комфортно передвигаться по жидкой грязи, бездорожью и песку. Решают такие проблему велосипеды с широкими колесами, которые можно использовать даже в достаточно суровых климатических условиях. При этом необходимо знать, что такое фэтбайк. Также особенным моментом является то, для чего нужен фэтбайк. Соответствующая экипировка, надежный велосипед и знание некоторых особенностей эксплуатации техники обеспечат комфортное передвижение по бездорожью, в суровых условиях и при непогоде.

Назначение и особенности конструкции

Обычные классические модели велосипедов любого типа не позволяют осуществлять эффективные поездки в сложных условиях. Поэтому производители выпустили фэтбайк, который отличается широкими и большими колесами и практичностью. Перед выбором определенной модели стоит знать, что такое фэтбайк, его виды и характеристики, а также для чего нужен фэтбайк. Такой подход позволяет выбрать оптимальный вариант велосипеда, который обеспечит безопасность, комфорт в пути по любой дороге.

Многие люди, желающие узнать, фэтбайк - что это такое, высоко оценивают практичность данного транспортного средства. Обусловлено это тем, что конструкция велосипеда имеет продуманную форму. Таким образом, можно выделить следующие особенности конструкции данной модели велосипеда:

  • Основной отличительной деталью фэтбайка являются колеса и давление в них. Они имеют большую ширину, чем у других велосипедов;
  • Ширина обода у транспортного средства также больше, чем у горных моделей или у электровелосипеда;
  • Байк имеет широкие и толстые покрышки, которые обеспечивают высокую эффективность при езде по различным трассам;
  • На ободах присутствуют отверстия, необходимые для снижения веса изделия, ведь массивные покрышки и большая ширина делают транспорт тяжелым;
  • На фэтбайк можно установить как гидравлические, так и дисковые тормоза. Также существует и электровелосипед широкими колесами.

Велосипед с широкими и большими колесами оптимален для бездорожья, езды по рыхлому снегу или жидкой грязи и другим подобным трассам. Такая практичность техники обусловлена тщательно продуманной шириной покрышки. При этом можно регулировать давление внутри данных деталей, при необходимости увеличивая или уменьшая площадь сцепления с дорогой. Именно поэтому велосипед с большими колёсами - средство, популярность которого достаточно высока.

В конструкции не предусмотрены амортизаторы, но их отсутствие компенсируется большими колесами. С помощью таких элементов транспортное средство позволяет легко преодолевать различные препятствия в виде камней, ухабов на дороге и других зон. Такой проходимостью не отличается обычный велосипед любого типа. При этом внутри покрышки каждого колеса давление составляет около 0,5-1,5 атм. Обычный вариант техники имеет покрышки, давление в которых - от 2 до 3,5 атм. Таким образом, увеличивается эффективность сцепления больших колес с грунтом и проходимость транспортного средства, что обеспечивает давление.

Главные конструктивные отличия, которыми обладает фэтбайк, касаются колес и моторколеса. Остальные детали немного отличаются от элементов классического велосипеда. Например, втулки обладают большей прочностью, особенно задняя. Также фэтбайки имеют спицы, которые могут быть переменного или постоянного сечения. Крепкая и надежная рама обеспечивает прочность велосипеда в различных суровых условиях.

Велосипед с необычными широкими колесами также отличается универсальностью. Такое средство передвижения легко трансформировать как в зимний вариант, так и в летний. Для этого нужно приобрести две пары колес: одни стандартного типа, а другие - большие. В первом случае техника будет напоминать горный велосипед, а во втором фэтбайк обеспечит комфортное передвижение в сложных условиях, по снегу или грязи, камням или бездорожью. При этом стоит учесть, что покрышки и колеса должны быть высококачественными, а давление в них - оптимальным.

Тормозная система

Удобные и надежные фэтбайки выпускают только несколько основных производителей. Каждая компания также представляет все необходимые детали к данной технике, например, моторколесо. Особенно известна такая компания как SURLY, но практичны и модели, которые выпускает компания FATBIKES. В любом случае для каждой модели популярных средств чаще всего имеют дисковые гидравлические тормоза. При этом на фэтбайке с широкими и большими колесами можно установить моторколесо и сделать электровелосипед , популярность которого высока. Такой подход позволяет значительно усовершенствовать модель техники, которую выпустила любая компания.

В ассортименте популярных производителей присутствуют велосипеды, имеющие дисковые гидравлические тормоза, но также можно приобрести электровелосипед. На такой модели присутствует моторколесо, а давление в нем обеспечивает легкое передвижение. Перед выбором электровелосипеда стоит определить, фэтбайк - что это такое и для чего нужны моторколеса. Учитывается местность, по которой планируется езда, особенности эксплуатации, стоимость и характеристики моторколеса электровелосипеда. Разнообразные варианты популярных видов электровелосипеда и любого моторколеса обладают следующими особенностями:

  • Продуманная конструкция, которой отличается байк, обеспечивает комфортную эксплуатацию техники;
  • Электровелосипед и моторколеса могут иметь различные параметры и конфигурацию аккумуляторов, а при необходимости можно установить дисковые гидравлические тормоза;
  • Качественные велосипеды и моторколеса, которые выпускает любая известная компания, могут иметь как алюминиевую, так и стальную раму;
  • Моторколесо, которое имеет велосипед с большими шинами, может быть установлено как спереди, так и позади.

Разнообразные модели данной техники практичны и удобны в процессе эксплуатации. Надежный электровелосипед или обычный фэтбайк отличаются большими колесами, хорошей проходимостью в различных условиях и легким техническим обслуживанием. Такими преимуществами обусловлена высокая популярность как электровелосипеда, так и простой модели.

Практичные фэтбайки, имеющие моторколеса, являются надежным средством передвижения, но техника не позволяет ездить по большим сугробам и болоту. Фэтбайк или электровелосипед обеспечат комфортную езду в тех условиях, в которых классический тип двухколесного транспорта без моторколеса не проедет даже небольшого расстояния. При этом важно подобрать качественные и прочные тормоза, большие покрышки, а также следить за техническим состоянием электровелосипеда или байка.

Сегодняшний выпуск "спец-теста" не совсем обычный. Мало того, что речь пойдет о велосипедах, так еще не простых, а монстрических! Имя им - фэтбайки.

Первые упоминания о велосипедах с гигантскими покрышками относятся к началу 20 века. В конце восьмидесятых начали появляться работоспособные конструкции - например, для преодоления пустынь и снежных трейлов.

Основная идея фэтбайка (или, по-русски, жиробайка) - широченные (до 5 дюймов) покрышки с низким давлением (0.3-1.5 атм), позволяющие радикально увеличить пятно контакта для максимального сцепления.

Поначалу эти байки делали из обычных прогулочных велосипедов-круизеров, но с ростом интереса со стороных жителей прибрежных и снежных территорий, фэтбайки быстро эволюционировали, к концу двухтысячных сформировав собственный класс велосипедов, в котором начали конкурировать крупнейшие производители. В 2013 году первые велосипедисты достигли на фэтбайках Южного полюса Земли. Спрос на фэтбайки продолжил свой рост.

Тестовые модели от крупнейшего американского бренда Specialized - наиболее совершенные модели фэтов этой марки с алюминиевыми рамами (круче - только варианты с карбоновыми рамами). Они совершенно не похожи на классические "пляжные" фэтбайки, скорее, это горные велосипеды с необычно большими колесами.

Отличие между двумя велосипедами - в комплектации. Черный Specialized Fatboy Expert оснащен жесткой карбоновой вилкой, в то время как желто-зеленый Fatboy Pro имеет амортизационную вилку. Какой из них лучше, и вообще, нужны ли такие велосипеды в реальной жизни, и если да - то зачем?

Оборудование тестовых велосипедов относится к высшему классу.

Трансмиссия на Expert - на 20 скоростей (стандарт 2x10). Такая навеска используется на спортивных велосипедах: шатуны E13, переключатели SRAM X.0.

Вилка - жесткая, карбоновая. Передняя ось у Expert имеет ширину 135 мм - как задняя у большинства байков. Спейсинг задней втулки “фэта” - 190 мм. И перья, и вилка имеют запас по ширине для установки еще более толстой покрышки диаметром до пяти дюймов.

Версия Pro имеет более "фрирайдную" навеску.

Амортизационная вилка Rock Shox Bluto RL с воздушной пружиной имеет возможность регулировки жесткости вплоть до полной блокировки. Передняя ось - вставная, шириной 150 мм. Ход вилки составляет 80 мм, ее тонкая настройка облегчается за счет нанесенных на правую стойку индикаторов сэга.

Также в глаза бросается телескопический подседельный штырь, управляемый манеткой на руле - стандарт для фрирайдных и эндуро-байков.

11-ти скоростную трансмиссию SRAM X01(с одной передней звездой Direct Mount и 11-ти скоростной кассетой SRAM X1 сзади). Как вы видите, натяжителя цепи нет - современные звезды типа Narrow-Wide имеют зубья переменной толщины, надежно удерживающие цепь от соскакивания. Шатуны Race Face Next SL известны своим сочетанием прочности и малого веса.

На обоих велосипедах установлены покрышки Specialized Ground Control размерности 26x4.6 дюйма.

Когда читаешь описания и смотришь фотографии, не понимаешь, насколько они огромные. Но это так - покрышки толще, чем у кроссовых мотоциклов, и по размеру близки к автомобильным покрышкам (на фото - покрышки BF Goodrich A/T размерности 245/65 R17).

Широко расставленные грунтозацепы улучшают самоочистку покрышки при езде по грязи.

Для достижения минимального веса колес - ключевого параметра для хорошего наката байка - обода имеют ажурную конструкцию. Впрочем, запас по облегчению на будущее еще есть - в продаже можно найти более легкие покрышки и камеры.

Раз уж речь пошла про вес, то, по неофициальным данным, Expert весит 13.4 кг, а Pro - 14.5 кг (без педалей). Это не так уж много для велосипеда с такими огромными колесами. И тут мы переходим к главному - как это едет?

Чтобы это проверить, мы с друзьями поехали в небольшой велопробег к заброшенной позиции РЛС близ Плещеева озера (г. Переславль-Залесский, Ярославская область). Маршрут протяженностью в несколько десятков километров пролегал преимущественно по грунтовым дорогам, было и несколько асфальтовых километров.

С первых же метров фэтбайк удивляет. Тем, насколько хорошо он катит! Конечно, на идеально ровном асфальте он немного (именно немного!) уступает по накату аналогичному по весу алюминиевому хардтейлу со стандартными покрышками шириной 2.2 дюйма. Но при езде по реальным, разбитым дорогам, фэтбайк значительно комфортнее, чем любой хардтейл: накачанные до 0.5 атмосферы огромные покрышки эффективно аннигилируют все неровности и угловатости, защищая руки и пятую точку от вибраций.

Больше 7-8 PSI или 0.5 атмосферы качать шины смысла нет - этим вы убьете смысл всей идеи. Если давление правильное, то вашей наградой будет фантастический комфорт. С жесткой вилкой едешь, как будто на двухподвесе, при этом фэт гораздо более стабилен: несмотря на угол рулевой трубы в 70.5 градусов, байк идет по траектории невозмутимо, словно каток. Свою роль в такое поведение вносит и длинный задний треугольник (длина нижних перьев 455 мм).

Но и это еще не самое главное. Самое интересное начинается, когда начинаешь дурачиться, то есть ездить по канавам, обочинам, бордюрам, корням, лестницам.

Благодаря тому, что "плюшевые" покрышки буквально растекаются по всем встреченным препятствиям, зацепа у фэта столько, что даже на самой большой звезде сзади мне не хватало сил, чтобы заставить заднее колесо пробуксовывать. Аналогично, заставить фэтбайк пуститься в скольжение при поворотах или на торможении - задача непростая на сухом покрытии.

Езда по косым склонам, песчаным и гравийным кучам, рыхлому грунту еще никогда не приносила мне столько удовольствия! Неудивительно, что фэтбайки изначально были созданы для езды по песку и снегу - на покрытии со слабой несущей способностью они демонстрируют свои лучшие стороны, позволяя спокойно ехать там, где обычные покрышки скользят и проваливаются. Связку из песчаного 120-ти градусного поворота и последующего затяжного подъема по сыпухе проехали без остановки только фэтбайки. Проходимость и держак - на высоте!

Нужна ли фэтбайку амортизационная вилка? При всех своих преимуществах, большие колеса и специфичная "короткая" трансмиссия здорово ограничивают максимальную скорость, а на "равнинных" скоростях амортизирующих свойств покрышек хватает для обработки любых неровностей. Так что вилка нужна фэтбайку только при высокоскоростном катании в горах по сложному рельефу, по камням и т.д. В приципе, это видно и по комплектации "амортизированного" Fatboy Pro: широкий руль, маленькая передняя звезда и телескопический штырь выдают в нем "горное" предназначение. В остальных случаях "мягкая" вилка - лишь балласт, увеличивающий общий вес байка.

Посадка - достаточно спортивная, со значительным наклоном вперед, что обеспечивает байку хорошую развесовку, а райдеру позволяет не уставать даже при длительных поездках.

Комфорт и стабильность быстро сделали фэтбайки любимцами среди участников нашей вылазки. В числе тестеров оказалась и самая известная российская мотогонщица Анастасия Нифонтова , которая в процессе подготовки к мотогонкам постоянно тренируется на различных велосипедах - как горных, так и шоссейных, а также принимает участие в соревнованиях по триатлону.

Вот ее резюме:

"Поначалу эти толстячки вызывали улыбку на лицах искушенной вело публики и их даже в шутку прозвали жиробайками. Но, стоило сесть и прокатиться на одном из них хотя бы пару метров, то снисходительная ухмылка сменялась кивком уважения. Однако, улыбка с лица не сходила ни в первом, ни во втором случае.

Большую часть пути мы ехали по песчаным грейдерам и иногда колеса моего велика противно вязли в размокшей песчаной жиже. В какой-то момент и я решила поддаться искушению попробовать в деле смешной жиробайк. Первым же приятным удивлением было то, что весит он практически столько же, сколько мой модный карбоновый кросс-кантрийный вел Olympia.

Делаю несколько оборотов педалями и понимаю, что катится он по противной, размытой дождем грязюке просто великолепно. Большие толстые колеса не вязнут в грязи, они буквально облизывают все мелкие кочки и камешки и тебя не трясет как на стиральной доске. На удивление, по асфальту он тоже прекрасно катится.

А сколько внимания и улыбок окружающих привлекает к себе этот чудо-аппарат! Все, кто встречался нам на пути, с неподдельным любопытством сворачивали шеи, а стоило остановиться сразу же засыпали вопросами. Скажу честно, я искренне влюбилась в этих толстячков и при возможности обязательно бы обзавелась таким милым двухколесным другом для того чтобы с комфортом и удовольствием кататься в прогулочном режиме и при этом оставаться в центре внимания! "

Действительно, с привлечением внимания фэтбайки справляются на все сто. Местные жители показывают пальцами и на минуту перестают лузгать семки. Рыбаки и прочие грибники уважительно смотрят на покрышки низкого давления, спрашивая, насколько тяжело ехать на них по асфальту. В ответ я обычно проезжал мимо них на заднем колесе - мол, как два байта переслать!

Конечно, современные “плюсбайки” (27+ и 29+, велосипеды с легкими покрышками шириной 2.8-3 дюйма) будут более универсальными, но до брутальной эстетики фэтов им как до луны пешком.

Что касается недостатков, то они тоже нашлись. Первый из них - цена, особенно пугающая людей, которые не разбираются в велосипедах и не знаю, сколько они стоят. Байки- на 100% импортный товар, стоимость которого в России напрямую зависит от курса доллара или евро. Fatboy Expert обойдется в 190 тысяч рублей, Pro - на сто тысяч дороже. Самые простые модели фэтбайков Specialized начинаются от 114 тысяч рублей. Топовый карбоновый фэт от “спеша” стоит более 450 тысяч рублей, как спортивные велосипеды… Увы, таковы наши экономические реалии. С другой стороны, в Европе эти велосипеды стоят ровно столько же. Хороший велосипед - штуковина дорогая!

Далее, дисковые гидравлические тормоза Shimano (XT на Pro и Deore на Expert) работали адекватно при сухой погоде, но через несколько часов езды по грязи под ливнем, мощность тормозов на обоих велосипедах несколько снизилась. Возможно, были изношены тормозные колодки - у тестовых велосипедов нелегкая жизнь. Примечательно, что трансмиссия обоих байков при этом работала, как часы.

Еще один недостаток "фэта" вытекает из особенностей конструкции, а точнее, грандиозной ширины покрышек и ободов. Зафиксировать байк на стандартном велобагажнике на крышу автомобиля непросто, для этого необходимо полностью сдувать покрышку. Чтобы избежать этих танцев с бубном, я использовал для перевозки байков пикап Mitsubishi L200.

Два жиробайка и куча всякого барахла поместилась в кузов под крышку без каких-либо проблем.

Подведем итог. Specialized Fatboy - это прекрасный способ разнообразить повседневное катание. Он катит гораздо лучше, чем от него ожидаешь, при этом проходимость просто феноменальная. Лучше всего достоинства "фэта" раскрываются при езде по рыхлому грунту, но и на обычных дорожках он гораздо комфортнее традиционных горных велосипедов.

Это не спортивный велосипед, и это не замена традиционным байкам, но это генератор удовольствия. Если вы ищете новых ощущений от катания, и не боитесь всегда быть в центре внимания, то фэтбайк Specialized - это ваш выбор!

Велосипеды предоставлены на тест магазином

За последние два года фэтбайки – или ширококолесные велосипеды – приобрели большую популярность. Их родина – США. До России и других стран Восточной Европы мода на фэтбайки докатилась не так давно. Но именно здесь, на территориях с продолжительной зимой и большим количеством снега, эти аппараты имеют все шансы стать такими же популярными, как и у себя на родине.

История возникновения

Появление в 1970-ые гг. велосипедов с большим количеством передач, мощной тормозной системой, амортизацией, широкими покрышками, легкими и прочными деталями позволило существенно расширить географию поездок. Те аппараты были по-своему вездеходны, но основное свое применение нашли на горных маршрутах, отчего и получили название «горные». Их массовое производство пришлось на начало 1980-х гг. К 1986 г. продажи маунтинбаков превысили объем городских, туристических и шоссейных велосипедов. Велосипедисты оценили все преимущества вездеходного двухколесного транспорта.

На нем без труда можно было ездить по проселочным дорогам, пересеченной местности, каменистым грунтам. Но ограничения остались: мягкие поверхности и крутые склоны плохо проходимы горными байками. Технология их производства совершенствовалась: применялись новые более легкие материалы, проводилась работа с подвеской, прилагались усилия для улучшения внешних характеристик. Это совершенствование было направлено на повышение скорости и улучшение прохождения пересеченных местностей. На таких поверхностях, как песок, грязь и снег, горные аппараты оставались неэффективными.

Дальнейшая трансформация горного байка происходила в конце 1980-х гг. в двух районах Северной Америки – на Аляске и в Мексике. На Аляске ежегодно устраиваются зимние соревнования по преодолению больших дистанций. Участники сами работают над совершенствованием своих транспортных средств, придумывая различные конструктивные дополнения к ним. Очевидно, что для поездки по снегу требуется большая площадь соприкосновения с поверхностью резины. Это и было основным направлением совершенствования: любительская инженерная мысль рождала причудливые аппараты, например, с тремя ободами на одном колесе.

Одновременно в Мексике человек по имени Рэй Молина, любивший ездить по пескам и оврагам, сделал 82-миллиметровый обод, на который надел специально сделанную 3,5-дюймовую (8,9 мм) камеру. Тестовая поездка по песчаным дюнам Чиуауа показала, что получившийся велосипед неплохо справляется с поставленной задачей. Аляскинец Марк Гронуэлд приметил изобретение Молины на одной из международных велосипедных выставок в 1999 г. Внеся небольшие изменения в конструкцию, он получил то, что сейчас называют фэтбайком.

В 2000 г. участник зимнего аляскинского соревнования Майк Куриак выиграл невероятную гонку на дистанции более 1500 км, первым преодолев расстояние за 15 дней. Его фэтбайк был сделан на основе тех идей, которые ранее реализовал мексиканец Молина.

Массовое производство аппаратов на колёсах увеличенной ширины начинается в 2005 г. американской компаний Surly под маркой Pugsley. Первый фэтбайк был выполнен в фиолетовом цвете с ободом в 65 мм и широкими шинами в 3,7 дюйма. К 2007 г. фэтбайки начали производить с десяток, преимущественно американских, компаний.

Преимущества

  1. Фэтбайк – вездеходный двухколесный транспорт. Он эффективен на таких поверхностях, как:
  • снег и лед;
  • камни и гравий;
  • песок;
  • грязь;
  • бездорожье (включая лесное).
  1. Подходит для зимы.

Несмотря на то, что транспортное средство с увеличенной шириной колес прекрасно справляется с любыми проблемными поверхностями, его наибольшая ценность для регионов с длительной зимой – это, безусловно, его снегоходность. В наших широтах обычным великом можно пользоваться ограниченный период времени в году.

Для многих это является проблемой, т. к. привычка кататься есть, но реализовать ее невозможно. Одним из зимних вариантов поддержания формы являются велотренажеры. Фэтбайки в этом отношении открывают новые горизонты и позволяют кататься зимой даже в лесу – там, где остальные ходят на лыжах.

  1. Идеально амортизирует.

Кочки, палки, небольшие бревна и стволы деревьев, другие неровности поверхности – не проблема для ширококолесного велосипеда. Благодаря слабо накаченным камерам и конструктивным особенностям, фэтбайк имеет возможность до 7 см вертикального хода без какого-либо дискомфорта для едущего.

  1. Экономит силы.

На трудных поверхностях фэтбайк имеет легкий накат. Там, где после нескольких километров езды на горном велосипеде, наваливается усталость, на фэтбайке продолжается непринужденное движение.

  1. Может быть трансформирован в обычный велосипед.

Лишняя пара колес шириной 2-2,5 см и диаметром в 29’’ позволит сделать из фэтбайка обычный горный велосипед. Для этого требуется, чтобы рама была оффсетной. Оффсет рамы – это смещение перьев в сторону на 1,75 или 2,8 см. При этом ось втулки становится смещенной относительно оси рамы. Оффсет обода – это смещение спицевых дырочек на ободе относительно плоскости обода. Оффсетная рама позволяет использовать стандартные втулки горных велосредств шириной 13,5 см, с ободами шириной до 10 см и резиной до 4,8’’.

Большинство известных производителей выпускают фэтбайки с оффсетными рамами.

  • Велосипеды с увеличенной шириной колес предполагают слабое давление в камерах. Свои лучшие качества по преодолению вязких грунтов, песка и снега фэтбайк проявляет при давлении около 5 PSI.
  • Не спешите. Фэтбайк создан не для быстрой езды. Он тяжело стартует, инертен, но всегда устойчив.
  • Часто оптимальным является давление 7-17 PSI. Оно позволяет как ездить по подготовленным трассам, так и преодолевать легкое бездорожье.
  • На твердых покрытиях при давлении шин ниже 15 PSI аппарат сложно управляем.
  • При давлении выше 20 PSI поведение фэтбайка на твердых покрытиях не отличается от горного велосипеда. Однако на неровных поверхностях обеспечена сильнейшая тряска и сложность управления.
  • Фэтбайки – это не шипованная резина. Несмотря на то, что они неплохо справляются с преодолением ледяных поверхностей, следует быть внимательным, не ехать быстрее 15 км/ч, сохранять равновесие, не делать крутых поворотов.
  • При любом ледяном подъеме рекомендуется спуститься с велосипеда и преодолеть его своим ходом.

Производители и цены

Основные производители ширококолесных велосипедов находятся в США. Стоимость колеблется от $1000 до $5500.

Производитель Материал изготовления Модель Цена от, $
Surly Сталь Pugsly 1750
Pug Ups (4”) 1950
Moonlander (5”) 2550
Krampus 1950
ECR 2175
Salsa Алюминий Muk2 2399
Muk3 1850
Ti Mukluk 4399
Сталь Beargrease 3499-5499
9:zero:7 Whiteout 4199
Алюминий Только рама 799-2199
Fatback Сталь Corvus (рама) 1850
Алюминий Corvus (рама) 999
Specialized Алюминиевая рама, стальная вилка Fatboy 2000
Fatboy Expert 2600
Borealis Сталь Yampa 3599
Kona Алюминий Wo 1699
Trek Farley 2699
Carver Титан и сталь Ti O’Beast (только рама) 1399
Gnarvester (только рама)
Genesis Сталь Caribou 2500
On-One Алюминий Fatty 1375
Nashbar Сталь Big Ol’Fat Bike 1100
Charge Cooker Maxi 1599
KHS Алюминий 3000 1799
Motobecane Разные модели 699
Eltreco X4 600