L всероссийская олимпиада школьников по физике. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (7 класс)

Всероссийская олимпиада школьников по физике состоит из четырех этапов...

В первом из них, школьном, могут участвовать учащиеся, начиная с седьмого класса. Он проводится в сентябре-октябре. Как правило, участникам предлагают решить 4-5 задач.

Затем следует муниципальный этап, он также проходит для школьников 7-11 классов. А в следующем, региональном, могут участвовать только учащиеся 9-11 классов (для семи- и восьмиклассников проводится аналог третьего и четвертого этапов - олимпиада Максвелла). Именно на этом этапе к теоретическому туру добавляется еще и экспериментальный.

В заключительном этапе ежегодно принимают участие около 300 школьников. В нем так же, как и в региональном, два тура. Победители и призеры финала зачисляются в профильные вузы без экзаменов.

Школьные олимпиады по физике проводятся в Москве с 1938 года. Первое всесоюзное соревнование прошло в 1962 году.

Что нового

Как участвовать

  1. Сообщите в школе о своем желании участвовать в олимпиаде, узнайте, когда и где будет проходить первый этап.
  2. Участвуйте в школьном этапе.
  3. Дождитесь своих результатов, узнайте в школе проходной балл на муниципальный этап и информацию о проведении.
  4. Готовьтесь и приходите на муниципальный этап.
  5. Сравните свою проверенную работу с критериями, в случае несогласия с баллами - задайте вопрос жюри.
  6. Выясните проходные баллы на региональный этап и информацию о нем. Например, на странице всероссийской олимпиады в вашем регионе. Сайты организаторов в регионах →
  7. Приходите на региональный этап. Для успешного выступления надо участвовать в двух турах: теоретическом и экспериментальном.
  8. Дождитесь результатов, ознакомьтесь со своей проверенной работой и критериями. Если нашли расхождения - задайте вопросы жюри и подайте апелляцию.
  9. Проходные баллы на заключительный этап ищите в интернете, их публикует Минобрнауки России.
  10. Всю информацию о поездке на финал вам сообщит ответственный за всероссийскую олимпиаду в вашем регионе. Контакты ответственных за олимпиаду в регионах →

Что особенного

Как готовиться

Решайте задания прошлых лет Разберите сложные места с учителем. Задавайте вопросы. Школа заинтересована в вашем успехе – это повышает ее престиж. Задания и решения →

Обсуждение олимпиады

Анна Солнцева, 26 ноября 2016 Здравствуйте. Уже долго ищу на сайте Всероса информацию о том, что победители и призеры прошлого года могут участвовать в этом году. Но не пойму, с какого этапа Всероссийской олимпиады школьников. Например, если я призер по физике муниципального этапа в г. Москва за прошлый год за 8 кл, то могу ли я сразу идти на региональный этап в этом году за 9 кл? Или я могу идти на муниципальный этап в этом году за 9 кл, а на регион нет? Помню, была где-то ссылка на официальный документ, не могу найти. Помогите, кто в теме, пожалуйста! Еще второй момент: это абсолютно правило, что победители и призеры прошлого года проходят на следующий этап этого года (или тот же этап этого года) автоматически? Или же это зависит от количества набранных баллов прошлого года по сравнению с уровнем участников этого года? Пример: в прошлом году было ооочень много призеров по английскому в муниципальном этапе 8 кл. И на регион брали только победителей. Ну и что в этом случае делать призеру прошлого года, он же не знал, что так вырастет уровень, поэтому не пошел на тот же этап в этом году, решил воспользоваться правом призерства. А в этом году его прошлогоднего призерства оказалось мало. Получается, что это рискованно, сидеть и надеяться на прошлогоднее призерство, потому что в этом году могут поднять требования, и в следующий тур пускать лишь победителей. Так? Или же установить новую границу баллов, с которой призер прошлого года будет в пролете и не сможет автоматом пройти на основе прошлогодних заслуг в следующий тур. Может так быть? Или же, НЕЗАВИСИМО от того, какие уровни и правила объявления призеров и победителей муниципального этапа этого года, прошлогодние призеры и победители автоматом пойдут на регион? Прокомментируйте, пожалуйста. И если знаете ссылку по этой теме, пришлите, пожалуйста.

Второй (муниципальный) этап

Всероссийской олимпиады школьников по физике

10.1. На гладком горизонтальном столе лежит плашмя тонкий обруч массой М . По периметру обруча намотана легкая нерастяжимая нить, за свободный конец нити мы тянем с силой F , направленной по касательной к обручу. С каким ускорением движется конец нити, за который мы тянем?

Решение

Обруч будет скользить по столу, и при этом нить будет с него сматываться. В результате обруч будет совершать сложное движение, которое можно представить в виде суммы поступательного движения обруча как единого целого (при отсутствии вращения) и вращательного движения обруча вокруг своей оси (при неподвижном центре обруча). Так как нить нерастяжима, то искомое ускорение ее конца равно касательному (тангенциальному) ускорению точки обруча, в котором он касается нити. В соответствии с правилом сложения ускорений, это ускорение равно сумме ускорения, связанного с поступательным движением обруча, и касательной составляющей ускорения точек обруча, связанной с его вращательным движением: a = a пост + a вращ.

Так как обруч совершает поступательное движение под действием постоянной силы F , то a пост = F /M . Вследствие того, что обруч тонкий и все его элементы находятся на одинаковом расстоянии от оси вращения, касательная составляющая ускорения точек обруча также равна a вращ = F /M . Следовательно, искомое ускорение конца нити равно a нити = a = 2F /M .

Критерии

Баллы

За что ставятся баллы

Полное верное решение

Правильно найдены a пост и a вращ, но далее они неправильно сложены или не сложены вовсе.

Правильно найдены a пост или a вращ (какая-либо одна из величин).

10.2. В Вашем распоряжении 6 резисторов сопротивлением по 100 Ом. Как их нужно соединить, чтобы получить резистор сопротивлением как можно ближе к 60 Ом? Не обязательно использовать все резисторы!

Решение

Рассмотрим три схемы электрических цепей:

Рассчитаем сопротивления этих схем:

100 Ом/2 = 50 Ом

≈ 66,7 Ом

= 60 Ом

Соединение резисторов по схеме 3 дает наилучший результат, ровно 60 Ом.

Критерии

Баллы

За что ставятся баллы

Приведена схема нужной цепи и сделан расчет, доказывающий, что ее сопротивление равно 60 Ом.

Рассмотрено 3 и более схем различных цепей и сделаны расчеты их сопротивлений, но схемы искомой цепи (с сопротивлением ровно 60 Ом) среди них нет.

Рассмотрены 1 или 2 схемы различных цепей и сделаны расчеты их сопротивлений, но схемы искомой цепи (с сопротивлением ровно 60 Ом) среди них нет.

Рассмотрена 1 схема цепи и сделан расчет ее сопротивлений, но эта схема не является искомой (с сопротивлением ровно 60 Ом).

Есть отдельные уравнения или чертежи, относящиеся к сути задачи, при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

10.3. По двум трубкам в сосуд подают два потока жидкостей с разными температурами. После смешивания и установления температуры в сосуде избыток жидкости вытекает наружу. В первом опыте температуры жидкостей были +50 °С и +80 °С, а результирующая температура в сосуде оказалась равной +60 °С. Во втором опыте расход первой жидкости увеличили в 1,2 раза, а ее температуру довели до +60 °С. Расход второй жидкости и ее температура не изменились. Найти установившуюся температуру.

Решение

Запишем уравнения теплового баланса для обоих опытов. Обозначим расходы жидкостей по массе через M и а M, соответственно, их удельную теплоемкость – через c , температуры – через t 1 = +50 °С, t 2 = +80 °С, t 3 = +60 °С, а искомую температуру – через t .

Решим получившуюся систему уравнений:

=> =>

Критерии

Баллы

За что ставятся баллы

Полное верное решение

Верное решение, в котором имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение (описки, ошибки в вычислениях и т. п.).

Верно записаны уравнения теплового баланса для обоих опытов, но решение не получено.

Верно записано уравнение теплового баланса только для одного из опытов.

Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи, при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

10.4. На гладком горизонтальном столе находится легкий стержень, к концам которого привязаны короткие нерастяжимые куски легкой нити. К свободным концам кусков нити прикреплены грузы М и 3М , лежащие на столе (см. рисунок). Нити вначале не провисают. К середине стержня приложена сила F , параллельная кускам нити и перпендикулярная стержню. Найти ускорение середины стержня. Считайте побыстрее, пока стержень не повернулся!

Решение

Так как стержень легкий, то сумма моментов сил натяжения нитей T 1 и T 2 и силы F , вычисленных относительно оси, проходящей через любую точку, должна быть равна нулю. Следовательно, T 1 = T 2 = F /2.

Поскольку нити нерастяжимы и не провисают, то ускорения концов стержня равны ускорениям привязанных к ним грузов: для левого конца стержня и https://pandia.ru/text/78/452/images/image014_43.gif" width="123" height="42 src=">.

Критерии

Баллы

За что ставятся баллы

Полное верное решение

Верное решение, в котором имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение (например, описки).

Правильно найдены ускорения концов стержня (или грузов), но ускорение середины стержня не определено.

Правильно найдены силы натяжения нитей.

Есть отдельные уравнения или чертежи с пояснениями, относящиеся к сути задачи, при отсутствии решения (или при ошибочном решении).

Решение неверное, или отсутствует.

Всероссийская олимпиада школьников по физике. 2014–2015 г.

Муниципальный этап. 7 класс
Задача 1. Спортивная парусная яхта вышла в плавание с попутным ветром. Ей предстояло пройти расстояние 250 км . В первые 10 часов пути яхта двигалась со скоростью 15 км/ч , затем ветер переменился, и остаток пути яхта
прошла со скоростью 10 км/ч . Сколько часов занял весь путь?

Подсказка Ответ

Весь путь занял 20 ч.

Задача 2. Школьник Вася решил измерить среднюю плотность кубика льда. Он взвесил кубик, измерил длину его ребра, вычислил объём кубика и разделил его массу на объём. Результат очень удивил Васю: средняя плотность ледяного кубика оказалась равна 0,5 г/см 3 , хотя в справочнике было написано, что плотность льда 0,9 г/см 3 . Тогда Вася предположил, что в ледяном кубике находится полость, наполненная воздухом. Найдите объём полости, если длина ребра кубика составляет 3 см .

Подсказка Ответ

Объём полости 12 см 3 .

Задача 3. Школьник Ярослав и пёс Барбос идут по дороге, двигаясь по ней к вершине холма. Ярослав идёт со скоростью 2 км/ч . С самого начала подъёма на холм Барбос начал бегать от Ярослава до вершины, затем назад до школьника и так далее, пока тот не взобрался на холм. Какой путь пробежит Барбос до того момента, как Ярослав взберётся на самую вершину? Скорость Барбоса 9 км/ч , а длина пути до вершины холма 400 м .

Подсказка Ответ

Барбос пробежит 1,8 км.

Задача 4. Школьница Алиса проводит опыты с подвешенной к потолку пружиной, кубиком, большим числом одинаковых шариков и гирями. Алиса обнаружила, что подвешенный к пружине кубик растягивает её сильнее, чем шарик и гиря массой 300 г , но слабее, чем шарик и гиря массой 500 г . Также Алиса обнаружила, что подвешенный к пружине кубик растягивает пружину сильнее, чем три шарика, но слабее, чем четыре шарика. Какой может быть масса шарика? А масса кубика? Известно, что величина растяжения пружины прямо
пропорциональна массе подвешенного к ней груза.

Подсказка Ответ