Всероссийская олимпиада школьников по физике состоит из четырех этапов...
В первом из них, школьном, могут участвовать учащиеся, начиная с седьмого класса. Он проводится в сентябре-октябре. Как правило, участникам предлагают решить 4-5 задач.
Затем следует муниципальный этап, он также проходит для школьников 7-11 классов. А в следующем, региональном, могут участвовать только учащиеся 9-11 классов (для семи- и восьмиклассников проводится аналог третьего и четвертого этапов - олимпиада Максвелла). Именно на этом этапе к теоретическому туру добавляется еще и экспериментальный.
В заключительном этапе ежегодно принимают участие около 300 школьников. В нем так же, как и в региональном, два тура. Победители и призеры финала зачисляются в профильные вузы без экзаменов.
Школьные олимпиады по физике проводятся в Москве с 1938 года. Первое всесоюзное соревнование прошло в 1962 году.
Что нового
Как участвовать
- Сообщите в школе о своем желании участвовать в олимпиаде, узнайте, когда и где будет проходить первый этап.
- Участвуйте в школьном этапе.
- Дождитесь своих результатов, узнайте в школе проходной балл на муниципальный этап и информацию о проведении.
- Готовьтесь и приходите на муниципальный этап.
- Сравните свою проверенную работу с критериями, в случае несогласия с баллами - задайте вопрос жюри.
- Выясните проходные баллы на региональный этап и информацию о нем. Например, на странице всероссийской олимпиады в вашем регионе. Сайты организаторов в регионах →
- Приходите на региональный этап. Для успешного выступления надо участвовать в двух турах: теоретическом и экспериментальном.
- Дождитесь результатов, ознакомьтесь со своей проверенной работой и критериями. Если нашли расхождения - задайте вопросы жюри и подайте апелляцию.
- Проходные баллы на заключительный этап ищите в интернете, их публикует Минобрнауки России.
- Всю информацию о поездке на финал вам сообщит ответственный за всероссийскую олимпиаду в вашем регионе. Контакты ответственных за олимпиаду в регионах →
Что особенного
Как готовиться
Решайте задания прошлых лет Разберите сложные места с учителем. Задавайте вопросы. Школа заинтересована в вашем успехе – это повышает ее престиж. Задания и решения →
Обсуждение олимпиады
Анна Солнцева, 26 ноября 2016 Здравствуйте. Уже долго ищу на сайте Всероса информацию о том, что победители и призеры прошлого года могут участвовать в этом году. Но не пойму, с какого этапа Всероссийской олимпиады школьников. Например, если я призер по физике муниципального этапа в г. Москва за прошлый год за 8 кл, то могу ли я сразу идти на региональный этап в этом году за 9 кл? Или я могу идти на муниципальный этап в этом году за 9 кл, а на регион нет? Помню, была где-то ссылка на официальный документ, не могу найти. Помогите, кто в теме, пожалуйста! Еще второй момент: это абсолютно правило, что победители и призеры прошлого года проходят на следующий этап этого года (или тот же этап этого года) автоматически? Или же это зависит от количества набранных баллов прошлого года по сравнению с уровнем участников этого года? Пример: в прошлом году было ооочень много призеров по английскому в муниципальном этапе 8 кл. И на регион брали только победителей. Ну и что в этом случае делать призеру прошлого года, он же не знал, что так вырастет уровень, поэтому не пошел на тот же этап в этом году, решил воспользоваться правом призерства. А в этом году его прошлогоднего призерства оказалось мало. Получается, что это рискованно, сидеть и надеяться на прошлогоднее призерство, потому что в этом году могут поднять требования, и в следующий тур пускать лишь победителей. Так? Или же установить новую границу баллов, с которой призер прошлого года будет в пролете и не сможет автоматом пройти на основе прошлогодних заслуг в следующий тур. Может так быть? Или же, НЕЗАВИСИМО от того, какие уровни и правила объявления призеров и победителей муниципального этапа этого года, прошлогодние призеры и победители автоматом пойдут на регион? Прокомментируйте, пожалуйста. И если знаете ссылку по этой теме, пришлите, пожалуйста.
Второй (муниципальный) этап
Всероссийской олимпиады школьников по физике
10.1. На гладком горизонтальном столе лежит плашмя тонкий обруч массой М . По периметру обруча намотана легкая нерастяжимая нить, за свободный конец нити мы тянем с силой F , направленной по касательной к обручу. С каким ускорением движется конец нити, за который мы тянем?
Решение
Обруч будет скользить по столу, и при этом нить будет с него сматываться. В результате обруч будет совершать сложное движение, которое можно представить в виде суммы поступательного движения обруча как единого целого (при отсутствии вращения) и вращательного движения обруча вокруг своей оси (при неподвижном центре обруча). Так как нить нерастяжима, то искомое ускорение ее конца равно касательному (тангенциальному) ускорению точки обруча, в котором он касается нити. В соответствии с правилом сложения ускорений, это ускорение равно сумме ускорения, связанного с поступательным движением обруча, и касательной составляющей ускорения точек обруча, связанной с его вращательным движением: a = a пост + a вращ.
Так как обруч совершает поступательное движение под действием постоянной силы F , то a пост = F /M . Вследствие того, что обруч тонкий и все его элементы находятся на одинаковом расстоянии от оси вращения, касательная составляющая ускорения точек обруча также равна a вращ = F /M . Следовательно, искомое ускорение конца нити равно a нити = a = 2F /M .
Критерии
Баллы | За что ставятся баллы |
Полное верное решение |
|
Правильно найдены a пост и a вращ, но далее они неправильно сложены или не сложены вовсе. |
|
Правильно найдены a пост или a вращ (какая-либо одна из величин). |
|
10.2. В Вашем распоряжении 6 резисторов сопротивлением по 100 Ом. Как их нужно соединить, чтобы получить резистор сопротивлением как можно ближе к 60 Ом? Не обязательно использовать все резисторы!
Решение
Рассмотрим три схемы электрических цепей:
Рассчитаем сопротивления этих схем:
100 Ом/2 = 50 Ом |
|
|
Соединение резисторов по схеме 3 дает наилучший результат, ровно 60 Ом.
Критерии
Баллы | За что ставятся баллы |
Приведена схема нужной цепи и сделан расчет, доказывающий, что ее сопротивление равно 60 Ом. |
|
Рассмотрено 3 и более схем различных цепей и сделаны расчеты их сопротивлений, но схемы искомой цепи (с сопротивлением ровно 60 Ом) среди них нет. |
|
Рассмотрены 1 или 2 схемы различных цепей и сделаны расчеты их сопротивлений, но схемы искомой цепи (с сопротивлением ровно 60 Ом) среди них нет. |
|
Рассмотрена 1 схема цепи и сделан расчет ее сопротивлений, но эта схема не является искомой (с сопротивлением ровно 60 Ом). |
|
Есть отдельные уравнения или чертежи, относящиеся к сути задачи, при отсутствии решения (или при ошибочном решении). |
|
Решение неверное, или отсутствует. |
10.3. По двум трубкам в сосуд подают два потока жидкостей с разными температурами. После смешивания и установления температуры в сосуде избыток жидкости вытекает наружу. В первом опыте температуры жидкостей были +50 °С и +80 °С, а результирующая температура в сосуде оказалась равной +60 °С. Во втором опыте расход первой жидкости увеличили в 1,2 раза, а ее температуру довели до +60 °С. Расход второй жидкости и ее температура не изменились. Найти установившуюся температуру.
Решение
Запишем уравнения теплового баланса для обоих опытов. Обозначим расходы жидкостей по массе через M и а ∙M, соответственно, их удельную теплоемкость – через c , температуры – через t 1 = +50 °С, t 2 = +80 °С, t 3 = +60 °С, а искомую температуру – через t .
Решим получившуюся систему уравнений:
=> =>
Критерии
Баллы | За что ставятся баллы |
Полное верное решение |
|
Верное решение, в котором имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение (описки, ошибки в вычислениях и т. п.). |
|
Верно записаны уравнения теплового баланса для обоих опытов, но решение не получено. |
|
Верно записано уравнение теплового баланса только для одного из опытов. |
|
Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи, при отсутствии решения (или при ошибочном решении). |
|
Решение неверное, или отсутствует. |
10.4. На гладком горизонтальном столе находится легкий стержень, к концам которого привязаны короткие нерастяжимые куски легкой нити. К свободным концам кусков нити прикреплены грузы М и 3М , лежащие на столе (см. рисунок). Нити вначале не провисают. К середине стержня приложена сила F , параллельная кускам нити и перпендикулярная стержню. Найти ускорение середины стержня. Считайте побыстрее, пока стержень не повернулся!
Решение
Так как стержень легкий, то сумма моментов сил натяжения нитей T 1 и T 2 и силы F , вычисленных относительно оси, проходящей через любую точку, должна быть равна нулю. Следовательно, T 1 = T 2 = F /2.
Поскольку нити нерастяжимы и не провисают, то ускорения концов стержня равны ускорениям привязанных к ним грузов:
для левого конца стержня и https://pandia.ru/text/78/452/images/image014_43.gif" width="123" height="42 src=">.
Критерии
Баллы | За что ставятся баллы |
Полное верное решение |
|
Верное решение, в котором имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение (например, описки). |
|
Правильно найдены ускорения концов стержня (или грузов), но ускорение середины стержня не определено. |
|
Правильно найдены силы натяжения нитей. |
|
Есть отдельные уравнения или чертежи с пояснениями, относящиеся к сути задачи, при отсутствии решения (или при ошибочном решении). |
|
Решение неверное, или отсутствует. |