Метание гранаты. Легкая атлетика Метание гранаты легкая атлетика таблица

Введение

Изучению и совершенствование техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов – из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы. Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Совершенствование техники.

Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное – это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия – взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в с крестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги – моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Процесс обучения метанию гранаты.

Процесс обучения метанию гранаты 600 г на дальностьделится на три этапа: ознакомление, разучивание, тренировка (совершенствование).

Ознакомление направлено на создание у обучаемых правильного представления о разучиваемом упражнении, и ясного понимания его структуры.

Для ознакомления необходимо:

Назвать упражнение в точном соответствии с НФП: «Упражнение 52. Метание гранаты 600 г на дальность»;

Образцово показать упражнение лично или с привлечением одного из сержантов подразделения (заранее подготовленного и отлично выполняющего упражнение военнослужащего из числа обучаемых). Показ должен быть слитным, четким и точным, в установленном темпе, чтобы у обучаемых сложилось полное представление об упражнении в целом.

Упражнение выполняется в комплексе с подходом к месту метания и отходом от него, а также со всеми командами и докладами. Во время показа упражнения обучаемые должны находиться в одно (двух) шереножном строю вдоль сектора метания, лицом к нему, чтобы видеть показ упражнения в профиль.В случае личного показа руководитель командует сам себе;

Объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение. Объяснение техники выполнения элементов упражнения осуществляется лаконично, без лишних подробностей. Внимание обучаемых задерживается только на наиболее существенных, по мнению руководителя, деталях техники и элементах соединений или комбинаций, от которых во многом зависит качество выполнения упражнения.Следует указать, что основное предназначение изучаемого упражнения - развитие у обучаемых специальных двигательных качеств и создание предпосылок психологической устойчивости при метании боевых гранат.Прикладное назначение данного упражнения заключается в способности обученного военнослужащего метать боевосколочные противопехотные гранаты в цель на дальность и точность.

Метание гранаты 600 г на дальность изучается на занятиях по ускоренному передвижению и лёгкой атлетике, а совершенствуются – на комплексных учебно-тренировочных занятиях и на занятиях по другим предметам боевой подготовки.

Руководитель доводит, что это упражнение входит составной частью в упражнения 32, 33, 34, 35 и 37 (упражнения на полосе препятствий) и в упражнение 50 «Бег на 3 км с метанием гранат и стрельбой». Оно включается в перечень упражнений, выполняемых во время плановых занятий и спортивно-массовой работы в период подготовки подразделений к боевым действиям;

Показать упражнение еще раз по частям с попутным объяснением техники выполнения. Упражнение показывается с остановкой после разбега до линии метания с замахом рукой в движении. Руководитель объясняет технику выполнения бросковых шагов и порядок выполнения стопорящих прыжков.

Разучивание направлено на формирование у обучаемых новых двигательных навыков и совершенствование техники выполнения упражнения.Метание гранаты 600 г на дальность представляет собой физическое упражнение сложное для обучаемых и состоит из нескольких составных элементов, поэтому его разучивание целесообразно проводить по разделениям.В начале метание гранаты разучивается с места, а затем с двух и четырех шагов по разделениям. Метание с полного разбега начинается на малой скорости беговых шагов после медленной ходьбы, чтобы прочувствовать координацию движений. Затем скорость разбега постепенно увеличиваю

Тренировка (совершенствование) направлена на закрепление у обучаемых двигательных навыков, совершенствование физических и специальных качеств. Тренировка заключается в многократном повторении упражнения с постепенным усложнением условий его выполнения и повышением физической нагрузки. Основным методом развития физических качеств у обучаемых во время тренировки в метании гранаты 600 г на дальность являются повторный метод. В этом случае, количество повторений упражнения (метаний гранаты) зависит от уровня текущих индивидуальных показателей занимающихся, учет которых ведется в подразделении в Карточках учета результатов практических проверок по физической подготовке и уровня спортивной подготовленности военнослужащего. Повторный метод характеризуется многократным выполнением метания гранаты с индивидуальной величиной усилий 100% от максимального. Способ организации военнослужащих при метании гранаты на всех этапах обучения - фронтальный. Для повышения плотности занятия и при наличие достаточного количества учебных гранат, метание проводится в одношереножном строю с интервалами между обучаемыми в 3-4 шага. Обучаемые метают гранаты по команде справа и слева по одному и сами наблюдают за местом падения гранат. Сбор гранат производится только по команде руководителя занятия.

4.Техника ме­тания гранаты

Для правильного и точного броска не­обходимо правильное держание снаряда. Гранату держат так, чтобы ее ручка своим основанием упиралась в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, а остальные пальцы плотно охватывали ручку гранаты. При этом большой палец мо­жет располагаться как вдоль оси гранаты, так и поперек (рис. 1).

Рис. 1. Держание гранаты.

На соревнованиях по легкой атлетике гранату метают с разбега от планки длиной 3,66 м в коридор шириной 10 м. Вес гранаты для мужчин и женщин 700 г, для юношей и девушек - 500 г.Гранату держат способом, показанным на рисунке. Обхватывают четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец касался торца ручки; продольная ось гранаты находится в линии предплечья. Лишь при выполнении броска кисть вначале сгибается в тыльном направлении, а потом во время хлесткого движения рукой - в ладонном. Во время разбега гранату держат над плечом. Полусогнутая рука с гранатой - свободной двигается вперед-назад в такт бега. Разбег, бросковые шаги и метание гранаты выполняются так же, как и при метании копья. Подняв гранату над плечом, метатель начинает разбег (25-30 м). В первой части разбега движение прямолинейное и равноускоренное (до 20 м), затем следуют пять бросковых шагов (до 10 м).Попав левой ногой на контрольную отметку примерно за 10 м от планки для метания, делая шаг с правой ноги (с пятки), метатель начинает плавно отводить гранату по дуге, посылая руку вперед-вниз. Затем во время второго шага левой ногой с пятки он переводит руку с гранатой вниз-назад.

Третий шаг с правой ноги, так называемый «скрестный», - наиболее ответственный, так как во время его выполнения происходит подготовка к метанию. Его делают быстро за счет толчка левой ноги и махового движения правой, стопа которой ставится с наружной части пятки на всю подошву, поворачиваясь носками на 45° к линии разбега. Ускоренное движение ног и таза опережает верхнюю часть туловища и руку с гранатой. Туловище наклоняется в сторону, противоположную направлению метания; рука с гранатой поднимается до высоты плечевого сустава в том же направления.С четвертым шагом начинается бросок гранаты. Левая нога ставится на грунт с пятки стопой внутрь до 45° к линии метания и несколько левее от этой линии (20-30 см).

Выпрямляя и поворачивая правую ногу влево, метатель поворачивает туловище грудью в направлении метания, выводит таз вперед на левую ногу и, поднимая локоть руки с гранатой вверх, переходит в положение «натянутого лука».

Мышцы передней части туловища сильно растягиваются и вслед за этим быстро сокращаются. Вначале сокращаются мышцы туловища, затем руки и, наконец, кисти и пальцев. Хлестким движением кисти и пальцев заканчивается рывок, и граната выбрасывается под углом 42-44°.Чтобы не переступить через планку после броска, метатель делает пятый, тормозящий, шаг, останавливающий поступательное движение тела. Этот шаг выполняется прыжком с левой ноги на правую, стопа которой ставится носком влево от линии метания. Левая нога поднимается назад. Иногда делают еще дополнительно 2-3 скачка на правой ноге в направлении метания. В связи с тем, что пятый шаг делается прыжком на метр-полтора в направлении броска, левая стопа при четвертом шаге ставится не у планки, а за метр-полтора от нее.
После хлесткого движения кистью и пальцами руки граната в полете вращается вертикально (в плоскости полета).

Вот это и есть правильная техника метания гранаты , и если вы научитесь выполнять все нюансы, если научитесь правильно выполнять эту технику метания гранаты , то вы однозначно повысите свои результаты и будете метать гранату дальше, чем раньше

Заключение.

Нередко можно слышать что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно основой легкоатлетических упражнений служат ходьба бег прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге последних шагах и всех фазах согласования движений ног туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки молодых людей к службе в армии.


Похожая информация.


Карманное оружие, ручное вооружение и метательное оружие, гранаты - объединяют современную огневую мощь и проверенную временем надежность сильной комбинации. Поскольку даже неметательные гранаты могут быть очень опасными, если неправильно используются, «чрезвычайно» важно знать, как обращаться с ней и бросать ее безопасно, прежде чем вы попытаетесь это сделать. Следует иметь ввиду, что никакое письменное руководство, даже достаточно информативное, не может заменить совет закаленного эксперта по оружию, таким образом, «никогда» не используйте гранату, пока вы не прошли обучение в военной или полицейской школе.

Шаги

Бросок из положения стоя

    Определите местонахождение вашей цели, перед вами готовая граната. В отличие от огнестрельного оружия, не существует способа «направить» гранату на ваших врагов так, чтобы был выбор, что повредить, гранаты без разбора поражают цель всецело: будь то друг или враг, которые находятся в пределах радиуса взрыва. Поэтому важно знать, где ваш противник, прежде чем потянуть чеку. Даже не берите гранату, пока вы не определили вражеское положение, вы намереваетесь нанести удар. Вы ведь не хотите остаться с действующей гранатой и не найти места, куда ее бросить.

    Захват гранаты в руке для броска. Когда вы нашли цель, и готовы бросить гранату, захватите ее в той руке, которую вы обычно используете для броска. Захватите гранату в ладони вашей руки с чекой. Используйте большой палец, чтобы оказать устойчивое давление на рычаг безопасности - большой, квадратный, металлический рычаг, идущий от вершины к низу гранаты.

    Сдвиньте чеку гранаты другой рукой. Захватите кольцо на стороне механизма рычага, просунув палец через него, и удалите его, потянув, крутящими движениями. Чека, держащая рычаг на месте, должна стать меньше. Обратите внимание на то, что, вопреки изображению гранат в фильмах по телевизору, их плавкие предохранители не обязательно загораются, когда вы тянете чеку. Скорее это произойдет, когда вы отпустите рычаг, и предохранитель загорится, поэтому держите давление на рычаг, пока вы не бросите гранату.

    Бросок с движением сверху вниз. Гранаты могут быть брошены естественно. Тем же самым путем вы можете бросить мяч. Чтобы бросить гранату, поставьте ноги примерно на ширине плеч, немного согнув в коленях, отведите руку назад и бросьте гранату из-за головы, сделав большой шаг вперед. Ваша рука должна пройти рядом с вашим ухом, и вы должны немного повернуть бедра. Позвольте гранате скатиться до ваших кончиков пальцев.

    • Для максимального расстояния и точности, бросая гранату, выполните движение броска. Таким образом, после того, как граната полетит, опустите руку вниз и продолжайте поворачиваться немного в бедрах.
  1. Спрячьтесь! Используйте время, которое у вас есть перед взрывом гранаты, чтобы защитить себя. Присядьте, встаньте на колени или скройтесь за любым доступным покрытием, чтобы защитить себя от осколков. Следует иметь в виду, что в таких ситуациях, в которых вы, вероятно, будете использовать гранату, вы, скорее всего, захотите спрятаться не только от взрыва гранаты, но также и от вражеского огня, поэтому не тратьте время впустую и прячьтесь.

    Бросок из положения, стоя на коленях

    1. Встаньте боком к вашей цели. Зачастую в боевых ситуациях у вас не будет возможности бросить гранату из свободного положения. Например, если вы будете «подперты» сзади вражеским огнем, то вы не захотите высовываться и вставать, чтобы бросить гранату. К счастью, есть возможность бросить гранату из положений, которые минимизируют вашу подверженность ответу.

      • Чтобы бросить гранату из положения, стоя на коленях, начните, занимая надлежащую позицию. Согните колени, чтобы опуститься близко к земле, затем поверните тело на 90 градусов подальше от направления, в котором вы намереваетесь бросить гранату так, чтобы ваше плечо находилось «подальше» от вашей цели. Трудно получить тот же бросок в положении на коленях, который вы получили бы в положении стоя. Самым разумным выбором будет бросок через ваше тело, это максимизирует силу броска.
    2. Снизьтесь перед броском и сфокусируйте всю силу броска позади вас. Согнитесь и прижмитесь к земле так, чтобы ваше колено указывало на вашу цель. В то же время вытянитесь так, чтобы боковая сторона вашего ботинка коснулась земли. Держите свое тело прямо и напряженно для максимальной стабильности.

      • Имеется в виду, что позиция, стоя на коленях, которую вы используете, чтобы бросить гранаты, «не является» тем же самым типичным видом позиции, которую вы можете использовать в обычных небоевых ситуациях (так, когда вы должны взять что-то с пола). Эта измененная позиция придает дополнительную стабильность и поддержку. Совершив бросок, вы не сможете продвинуться, просто опускаясь одним коленом на пол и сгибая другое.
    3. Протяните вашу руку перед броском. Держите гранату напротив груди, вытаскивая чеку и удерживая рычаг. Поскольку вы поднимаете руку перед броском назад, протяните другую руку к своей цели, вытянув пальцы. Держите руку до броска под небольшим углом (приблизительно 45 градусов). Если вы поместите руку правильно, вы должны проверить, насколько и как сгибается рука.

      • Как упомянуто выше, позиция, стоя на коленях, не предусматривает такого сильного броска, как позиция «стоя». Разместите вашу руку перед броском таким образом, чтобы позволить себе делать дополнительные движения после броска, это немного увеличит вашу силу.
    4. Бросок движением сверху вниз. Запустите гранату за голову, пронеся руку мимо уха и повернувшись в бедрах. Для увеличения силы броска отодвиньтесь в сторону.

      • Не забудьте спрятаться! Расположитесь максимально низко за самым крепким ближайшим укрытием. Как всегда, если нет ближайшего укрытия, прижмитесь с силой к земле против направления взрыва.

    Бросок из положения лежа

    1. Лежа на спине, удалите чеку. Из всех положений броска гранаты, положение лежа, как правило, предполагает наименьшее количество силы, расстояния и точности, таким образом, когда возможны другие позиции, они предпочтительнее. Однако в ситуациях, когда вы находитесь за очень низким укрытием, вы не можете рисковать и подвергать себя вражескому огню. Не торопясь, попробуйте встать в положение на колени. В тех случаях, когда бросок лежа, может быть единственным способом нанести удар врагу, не подвергайте себя смертельной опасности.

      • Чтобы начать, лягте на спину за укрытием. Вы должны лежать параллельно взмаху вашей руки при броске, расположенной далеко от вашей цели. Это позволит вам легко захватить и подготовить гранату возле вашей груди, а также открывает вам самые лучшие варианты укрытий от взрыва.
    2. Поднимите ваше тело назад и приготовьте гранату, чтобы бросить ее. Нагнитесь под углом 90 градусов, чтобы тело соприкоснулось с коленями. Поставьте боковую сторону своего ботинка вдоль земли. Как и в позиции на коленях, это придаст вам дополнительную стабильность и силу при броске.

      • Одновременно, подготовьте гранату, вытаскивая чеку и отпуская рычаг. Поднимите руку рядом с ухом и подготовьтесь бросать.
    3. Бросьте гранату через ваше тело. Чтобы бросить гранату, оттолкнитесь, поскольку вы запускаете гранату от своего тела. Выполните эти движения. В случае необходимости вы можете даже провернуться полностью. Поддерживайте на низком уровне голову и тело во время броска, однако, основное преимущество позиции лежа состоит в том, что она минимизирует риск вражеского огня, поэтому останьтесь лежать.

      • Если можете, используйте так же нерабочую руку, чтобы захватить любой объект перед вами для дополнительной устойчивости.
    4. Спрячьтесь. Так как вы уже лежите, вы не должны «наклоняться» после того, как вы выпустите гранату. Однако, вы должны удостовериться, что находитесь позади любого доступного укрытия. Как упомянуто выше, если нет никакого доступного укрытия, вы должны лечь против взрывной волны, чтобы минимизировать повреждения.

      • Помните, что в надлежащей форме вам будет тяжело получить тот же самый результат броска на расстоянии из положения, лежа, как и из положения «на коленях» и (особенно) положения стоя. Поскольку граната, вероятнее всего, будет ближе к вам при взрыве, более важным моментом является защита себя после броска.

    Безопасный бросок гранаты

    1. Выберете правильную гранату для вашей работы. Гранаты имеют огромное разнообразие форм. Некоторые сделаны для поражения врага, другие, для того, чтобы просто ошеломить или подчинить его, сохранив ему жизнь, и еще для того, чтобы причинить ущерб имуществу. Чрезвычайно важно знать о типе гранаты, которую вы бросаете, прежде чем вы бросите ее. Если вы используете неправильную гранату, результаты могут иметь катастрофические последствия. Ниже несколько наиболее распространенных типов гранат:

      • Фрагментационные гранаты: производят много маленьких осколков при взрыве. Обычно используется для смерти небронированных целей, на близких расстояниях с быстро уменьшающейся эффективностью в более длинных диапазонах. Осколки могут проникнуть через мягкие ткани, такие как древесина, пластырь, олово, но не повредит шлакоблоки, мешки с песком и броню.
      • Фугасные гранаты: создают взрыв с чрезвычайной силой. Этот эффект усиливается в окружающей среде, особенно в городских районах и бункерах, укреплениях и так далее. Может также использоваться для запланированного сноса.
      • Самодельные зажигательные гранаты: производит чрезвычайно высокотемпературный огонь. Может поджечь огнеопасные структуры, разрушить оборудование и оружие, и даже проникнуть через бронированные машины в определенных ситуациях.
      • Дымовые гранаты: производит или белый, или цветной дым. Обычно используемый метод, чтобы скрыть пехоту или движение легкового автомобиля, или как знак для своих.
      • Гранаты шокового действия или светошумовые гранаты: производят оглушительный удар и яркую вспышку на мгновение, дезориентируя цели в бою.
      • Отравляющее вещество лежит в основе гранаты: обычно она заполняется слезоточивым газом, резиновыми окатышами или другими несмертельными средствами устрашения. Эти гранаты предназначаются, чтобы разогнать и подчинить толпу, не вызывая смертельные раны.
    2. Изучите радиус действия вашей гранаты. Гранаты могут легко вызвать жертвы среди своих, если они взрываются слишком близко к вам, таким образом, чрезвычайно важно знать, какие диапазоны считают «безопасными». Даже, если вы будете далеко за пределами летального радиуса действия вашей гранаты, вы захотите спрятаться, прежде чем она взорвется. Довольно редко, представляется возможным обнаружить осколки, обломки или взрывы вне определяемого летального диапазона, поэтому не подвергайте себя этим опасностям напрасно.

      Проявите особое внимание и осторожность, «подготавливая» вашу гранату. Так как у гранат есть рассчитанный плавкий предохранитель, для вражеской цели теоретически возможно взять гранату и отбросить ее назад, чтобы попасть в вас. Во избежание этого, некоторые солдаты используют технику, названную, «подготовка» гранаты, преднамеренно держа ее в течение короткого времени перед броском, чтобы сократить количество времени, в которое враг должен отбросить ее назад. Чтобы приготовить гранату, потяните чеку, выпустите рычаг, посчитайте до «одного тысячи одного» или «двух тысяч одного», затем бросьте. У большинства боевых гранат есть четыре или пять вторых плавких предохранителей, таким образом, «не готовьте вашу гранату больше одной или двух секунд», если вы не уверены, что ее плавкий предохранитель более длинный Спрячьтесь, прежде, чем граната взорвется. Этот момент может буквально иметь тонкую грань между жизнью и смертью, особенно если вы находитесь в пределах ее смертельного диапазона. Помещение с физическими барьерами является почти всегда хорошей идеей (за исключением дымовых гранат по очевидным причинам). Однако не все формы укрытия равны, когда дело доходит до гранат. Для вашей личной безопасности важно понять различие между «хорошим» и «плохим» укрытием, прежде чем вы бросите свою первую гранату.

    Это достаточно высокая температура, которая может пропалить даже сталь, таким образом, здесь важно расстояние для собственной защиты от этих гранат.

    • Приспособьтесь к своей ситуации. Используйте месторасположение в своих интересах.
    • Помните, чем ближе ваше положение напоминает положение, стоя, тем дальше вы можете бросить гранату. Используйте руки и ноги, чтобы максимизировать свой диапазон.

    Предупреждения

    • Если в вашей гранате используется заряд взрывчатого вещества какого-либо типа или обломки от какого-либо крепления, это может вызвать серьезную травму.
    • Фрагментационные гранаты М67 чрезвычайно опасны! Они разработаны, чтобы наносить смертоносные удары на расстоянии пяти метров и приводить к жертвам - в пятнадцати метрах. Не используйте их нигде, кроме боя и боевых учениях.

Несмотря на высокую сложность и техничность метание гранаты сегодня не относится к распространённым спортивным дисциплинам, однако довольно часто используется многими тренерами в качестве вспомогательного упражнения. На первый взгляд метание кажется несложным и не требует дополнительной сноровки, но пренебрежение к тренировкам может привести к серьёзному травмированию. В этой статье мы подробно рассмотрим основные тонкости обучения метанию гранаты, а также укажем на основные недочёты спортсменов при выполнении упражнений.

Дополнительные упражнения

Дополнительные упражнения - это то, с чего следует начать перед активной подготовкой к метанию гранаты. Они дают возможность подготовить плечевой пояс к будущим нагрузкам, а также вовлечь в работу те мышцы и связки, которые зачастую выполняют пассивную работу.

В результате этого спортсмену удаётся всего за несколько тренировок развить в себе все те необходимые качества, которые помогут придать гранате при толчке необходимую инерцию.

В профессиональном и любительском спорте такие упражнения разделяют на два основных класса:

  • подводящие - помогают атлету развить необходимую технику движений при броске;
  • развивающие - тренируют мускулатуру и связки, отвечающие за силу броска.

При правильной работе тренера такие упражнения дают возможность развить в атлетах:

  • гибкость;
  • координацию;
  • скорость движения и ловкость;
  • подвижность и силу плечевого сустава.

Для предподготовки спортсменов используют множество упражнений. Однако не многие из них обрели настоящую популярность среди тренеров и их подопечных, так как достаточно часто чрезмерно активное вовлечение в работу пассивных мышц приводит к болезненным растяжениям.

Впрочем, сегодня также известны безопасные упражнения, не вызывающие растяжений мышц и связок.

Чтобы развить гибкость и мускулатуру плечевого сустава используют следующие упражнения:

  • подъёмы рук перед собой до плеч (с дополнительным весом или без);
  • попеременный жим гантелей от груди вверх в положении стоя или сидя;
  • круговые движения рук (с весом или без);
  • отводы рук в стороны при наклонённом туловище.

Развить координацию можно при помощи:
  • поворотов туловища в стороны при вертикальном положении тела;
  • попеременных подъёмов ног параллельно полу в положении стоя;
  • подъёмов рук и ног над собой в положении лёжа;
  • наклонов стоя с отведёнными в стороны руками.

Улучшить скоростно-силовые качества поможет:

  • бег с высокого и низкого старта на ускорение (дистанции до 20 м);
  • линейные эстафеты с дистанциями до 15–20 м;
  • метание набивного мяча из-за головы двумя руками;
  • метание набивного мяча в цель на дистанцию до 10 м.

Важно! Каждое из дополнительных упражнений следует выполнять на протяжении 4–5 подходов и не менее чем с 3–4 повторениями.

Техника: последовательность выполнения элементов

Как и любая другая спортивная дисциплина, в метании гранаты существует не только собственная техника выполнения, но и тонкости, которые отличают её от прочих метательных дисциплин.

Поэтому пред тем как приступать к внедрению упражнения в общий тренировочный процесс, нужно обязательно подробно изучить каждый из отдельных этапов его выполнения.

Видео: техника метания снаряда

Держание снаряда

Правильный хват гранаты играет одну из ключевых ролей придания снаряду правильной траектории полёта, от чего резко зависит и конечная дистанция.

Существует две разновидности хватов:

  • с высоким расположением центра тяжести - снаряд берётся спортсменом за рукоятку четырьмя пальцами такими образом, чтобы опор снаряда приходился на мизинец (согнут и прижат к ладони);
  • в кулак - снаряд сжимается всеми пальцами руки, при этом его ось направляется перпендикулярно руке.

Первый способ среди атлетов считается более предпочтительным, он даёт возможность показать хорошие результаты для спортсменов с развитой кистью. При этом кисть остаётся расслабленной, благодаря чему спортсмену во время броска можно с лёгкостью контролировать положение гранаты.

Захват в кулак более прост для выполнения и хотя достаточно серьёзно закрепощает кисть, но даёт возможность неподготовленным спортсменам показать достойные результаты. Достигается это благодаря удлинению рычага метания во время такого хвата.

Разбег

Во время разбега спортсмен достигает определённой скорости, которая крайне важна для придания грузу необходимой инерции для благополучного полёта.

На этом этапе граната должна обязательно находиться на уровне плеча, так как только в этом случае возможен её удачный бросок. Кроме того, только на уровне плеча спортсмен может наиболее эффективно контролировать положение веса при толчке.

Разделяют разбег на две основные части:

  1. От старта до контрольной отметки. Длительность этого пути составляет около 10–15 м (8–10 беговых шагов). На этом этапе атлет набирает ту скорость, которая ему потребуется для эффективного броска. Такой бег должен быть ускоряющимся, ритмичным, прямолинейно направленным, без резких скачков.
  2. От контрольной отметки до планки броска. Заключительная часть разбегочной дорожки - длиной не более 5–10 м (около 4–5 бросковых шагов). Дойдя до контрольной отметки, атлет начинает подготовку к броску снаряда. Отсчёт времени для финального броска зачастую начинают с левой ноги, таким образом, во время метания гранате удастся придать наибольшую силу толчка. С шагом правой ноги до броска спортсмену нужно придать направлению метающей руки оптимальное положение, которое поможет грузу приобрести правильную траекторию.

Финальное усилие

Данный этап начинается после достижения спортсменом вертикали, опущенной через основание правой ноги до упора на левую ногу во время четвёртого шага после контрольной отметки.

Начинают финальное усилие после принудительного поворота положения тела, таким образом, чтобы плечи и таз находились максимально параллельно друг к другу, а рука с гранатой была перпендикулярна тазу.

Данное положение должно занимать не более одного движения и выполняться атлетом мгновенно, в противном случае бросок может не получиться. Одним из наиболее важных элементов финального усилия можно назвать работу левой ноги.

Она не должна:

  • сгибаться, так как этого гасит набранную во время разбега скорость;
  • принимать наклон более 60° к проекции ОЦМТ (общий центр массы тела), так как это приводит к резкому уменьшению силы будущего толчка;
  • идти в разнобой с правой, так как это резко снижает силу метания и дальность полёта.

Заключительным этапом финального усилия является толчок груза. К этому времени спортсмен максимально близко подходит к планке броска. При этом его тело максимально растягивается и принимает позу «метателя лука».

В таком положении мускулатура плечевого пояса максимально разгибается, что придаёт грузу при метании дополнительную инерцию. При правильном положении тела достигается совместная работа мускулатуры рук, спины и ног, поэтому результативное метание включает в себя только комплексную работу всех отделов тела.

Рывок оказывает на гранату максимальное воздействие. На этом этапе спортсмен резко направляет руку вперёд, что и помогает вытолкнуть гранату в полёт. При этом достаточно важным является и положение гранаты при толчке.

Знаете ли вы? Метание гранаты как спортивная дисциплина возникло в Европе в 20-е годы ХХ столетия. Оно включалось во многие комплексные военно-спортивные подготовки для тренировки общей боевой выносливости солдат.

При правильной технике броска локоть должен максимально выйти вперёд на уровне плеч, а сам снаряд - наклониться под углом к горизонту около 40°.

Сохранение равновесия после броска

Сохранение вертикального положения атлета после толчка относится к не менее важным этапам, нежели прочие. Потеря равновесия часто приводит к падению спортсменов, что нередко заканчивается травмами.
Кроме того, в мире лёгкой атлетики потеря баланса тела считается техническим поражением, которое приводит к непризнанию достигнутых результатов. После метания у атлета сохраняется общая инерция тела, поэтому ему достаточно тяжело устоять на ногах после броска.

Резко снизить движение поможет быстрый переход с левой ноги на правую. При этом нужно обязательно слегка направить носок в левую сторону - таким образом, создаётся мощный тормозящий эффект, который помогает мгновенно остановиться в пределах одного шага.

Наиболее часто атлетам для торможения даётся не более 1–1,5 м, при превышении границ данного отрезка результаты зачастую не засчитываются. Поэтому лучше всего приготовиться к торможению заблаговременно, для этого бросок делают на расстоянии в 2–2,5 м от финальной точки торможения.

Важно! Обучение сохранению равновесия после броска должно проходить вместе с изучением всей методики метания, так как во время тренировок у спортсменов вырабатывается стойкая привычка, которая практически не поддаётся коррекции в будущем.

В противном случае у спортсмена при торможении может возникнуть потеря равновесия, которую часто компенсируют махами рук. В спортивном мире это недопустимо и всегда приводит к техническому поражению.

Что влияет на результаты метания

Не всегда отменная спортивная подготовка атлета способствует скорым и мгновенным спортивным результатам. Причин для этого может быть масса, так как на дальность броска гранаты могут влиять сразу несколько косвенных факторов.

Прежде всего, результаты наиболее часто зависят от начальной скорости гранаты, которую задаёт спортсмен. Она является следствием пути приложения силы и скорости прохождения этого пути. Следовательно, чем длительнее атлет воздействует на гранату, тем меньше времени и усилий ей нужно для прохождения определённой траектории.

При тщательном анализе нескольких траекторий полёта гранаты можно утверждать, что наилучшие результаты наблюдаются у тех спортсменов, которым удаётся бросить снаряд под углом 40°. Поэтому чем ближе к этому значению положение гранаты во время окончательного толчка, тем большую дистанцию ей удастся преодолеть.

Объясняется это явление достаточно просто: под этим углом на снаряд минимально воздействует сила тяжести земли, а также сопротивление атмосферы. В результате на груз влияет минимальное количество сил противодействия, что даёт ему возможность пролететь большую дистанцию.

Типичные ошибки

Наиболее часто при обучении спортсменов любого класса тренеры сталкиваются с достаточно распространёнными ошибками, которые снижают эффективность тренировок в разы.

Бояться их не стоит, так как они являются естественным процессом развития спортсмена и его результатов. Однако и пренебрегать такими проявлениями не рекомендуется, иначе атлет попросту может серьёзно травмироваться.

Знаете ли вы? Метание является одной из древнейших спортивных дисциплин. Оно активно популяризировалось ещё во времена древнегреческих Олимпийских игр (VIII век до н. э.).

При метании гранаты атлеты совершают следующие ошибки:

  • при отведении гранаты кисть метающей руки опускается ниже плеч;
  • неравномерное движение ног при разгоне (передвижение вдогонку);
  • высокий прыжок при крестном шаге;
  • резкая остановка перед броском;
  • метание гранаты проводится только кистью, без использования силы плечевого пояса;
  • отклонение спортсмена при броске в одну из сторон;
  • опускание локтя ниже уровня плеча;
  • сгибание коленей при толчке снаряда.

Устранить основные ошибки спортсменов помогут следующие рекомендации:
  1. Технику толчка нужно обязательно прорабатывать стационарно перед зеркалом, что поможет атлету самостоятельно корректировать положение его тела, а также задействованную в броске мускулатуру.
  2. При запаздывании ног в бросковом шаге стопами нужно проталкиваться вперёд, а бёдра - разводить в стороны.
  3. Если у атлета наблюдаются проблемы с крестным шагом, ему показана имитация этого элемента без снаряда шагом и бегом.
  4. Когда при броске у атлета замедляется ход, его бросок следует синхронизировать с правой ногой, а на левую переносить последнее движение.
  5. Если спортсмен сгибает колени перед броском, ему нужно обязательно отработать его технику с использованием дополнительных весов (двумя руками из-за головы).

Метание гранаты - это достаточно сложная спортивная дисциплина. Несмотря на свою внешнюю простоту, она требует от атлета серьёзной подготовки и длительно отработки техники броска.

Метание гранаты стоит обязательно включать во все комплексные программы по физической подготовке, так как оно способно достаточно быстро развить в атлетах силу, координацию и выносливость.

Изучению и совершенствованию техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов – из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.

Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы.

Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Разбег и подготовка к броску

Снаряд держится над плечом чуть выше уровня головы, причем локтевой сустав не должен быть ниже уровня плечевого, а угол между плечом и предплечьем должен быть более 90°. Такое положение метающей руки считается наиболее эффективным перед выполнением второй части разбега – подготовки к броску.

Разбег совершается равномерно ускоренно легким пружинистым шагом, при этом спортсмен контролирует положение снаряда и метающей руки. Длина разбега может колебаться и зависит от индивидуальных особенностей метателя. В метаниях малого мяча и гранаты – разбег до 20 м.

Разбег условно можно разделить на две части. Первая часть (6–8 шагов) разбега проводится с целью приобретения метателем первоначальной скорости, вторая (4–6 шагов) – подготовка к броску. Для сохранения скрестной работы ног и рук в разбеге спортсмен с шагом правой ноги выполняет незначительное движение назад кисти со снарядом.

Разбег до начала отведения снаряда выполняется на передней части стопы со слегка наклоненным вперед туловищем. Вторая часть разбега называется подготовкой к броску (финальному усилию) и выполняется бросковыми шагами с незначительным ускорением, активно отводя снаряд назад. Обычно начало отведения снаряда отмечается на дорожке разбега контрольной отметкой.

В практике существует несколько способов отведения снаряда в момент выполнения бросковых шагов, но все они направлены на обгон нижней частью тела (ноги) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду – одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях. Школьники успешно осваивают отведение снаряда назад от плеча с одновременным поворотом плеча боком в направлении метания.

Однако при метаниях малого мяча и гранаты более эффективным является отведение снаряда от плеча вперед-вниз-назад. Отведение кисти со снарядом от плеча прямо назад облегчает сохранение общего прямолинейного продвижения метателя по разбегу. Отведение снаряда способом вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать своевременность движений руки со снарядом относительно центра тяжести тела и является более динамичным замахом, что немаловажно для увеличения пути приложения силы к снаряду.

Стремясь к созданию высокой (но не максимальной) скорости в разбеге, не следует допускать излишнего напряжения мышц тела, в противном случае это приводит к нарушению необходимого контроля за своими действиями и создает дополнительные трудности для выполнения следующей, наиболее ответственной, части движения.

Скорость разбега метателя является его индивидуальной особенностью, соответствующей его физической и технической подготовленности. В заключительной части разбега в момент выполнения бросковых шагов, связанных с отведением снаряда и принятием удобного положения для выполнения финального воздействия на снаряд, важно правильное выполнение предпоследнего из бросковых шагов, так называемого «скрестного шага». Увеличивая скорость его выполнения, метатель создает условия для перехода к броску без остановки, что значительно повысит скорость воздействия на снаряд в финальном усилии. Это осуществляется быстрым отталкиванием стопой левой ноги, способствующим ускоренному выносу стопы правой ноги, обгону нижними частями тела верхних и облегчает отклонение туловища в правую сторону.

При выполнении «скрестного шага» необходимо следить за последовательностью и согласованностью действий всех частей тела метателя. Приземляясь на стопу слегка развернутой наружу (25–40°) ноги, что создает впечатление «скрестного шага», метатель должен быть убежден в полном отведении снаряда метающей рукой. Такая постановка стопы с некоторым поворотом наружу вызовет незначительный поворот таза, но следует помнить, что этот поворот должен быть необходим.

В исходном положении для броска ученик оказывается на слегка согнутой правой ноге, сохраняя положение с выведенным вперед тазом. Носок стопы правой ноги слегка развернут наружу, туловище повернуто левым боком по направлению к метанию, правая рука со снарядом отведена назад и в локтевом суставе прямая; левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, создавая натяжение мышц левой стороны туловища. В этот момент рука со снарядом и ось плеч составляют почти прямую линию, тяжесть тела находится в основном на правой ноге, левая нога внутренней стороной стопы касается грунта, прямая в коленном суставе.

Финальное усилие

Бросок начинается с поворотом стопы правой ноги пяткой наружу с одновременным разгибанием ноги в колене. Это разгибание продвигает вперед-вверх таз, опережая плечи. Одновременно кисть метающей руки поворачивается ладонью вверх, поворачивая руку в плечевом суставе и сгибаясь в локтевом. В результате этих действий оптимально растягиваются группы мышц передней части туловища, передней части бедра правой ноги и плеча правой руки со снарядом, и метатель оказывается в положении «натянутого лука». Из этого положения правая нога продолжает распрямляться в колене и стопе, левая, упираясь в грунт, способствует продвижению таза вверх-вперед и сохраняет натяжение мышц всего тела. Метатель полностью повернулся грудью вперед, из этого положения метающая рука со снарядом двигается через плечо мимо уха, еще более сгибаясь в локтевом суставе, оставляя предплечье и кисть со снарядом как бы волочащимся сзади. Эти действия метателя значительно влияют на увеличение пути приложения силы к снаряду, а значит, и начальной скорости его вылета.

Одновременно с движением тела метателя вперед-вверх левая рука начинает движение локтем назад ладонью наружу, способствуя продвижению вперед туловища. Необходимо контролировать положение руки со снарядом над плечом. Это способствует использованию крупных групп мышц всего тела в необходимом прямолинейном воздействии на снаряд в финальном усилии. При приближении локтя метающей руки к уху плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе. Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт, метатель завершает движение туловища хлестообразным движением кисти со снарядом. Метатель по инерции поворачивается правым боком по направлению метания, тем самым увеличивая путь воздействия на снаряд.

Отклонение туловища метателя влево от направления метания, сгибание левой ноги в колене в момент выпуска снаряда – грубые ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения силы к снаряду, а значит, к уменьшению начальной скорости вылета снаряда. Движение тела вперед после выпуска снаряда гасится перескоком с левой ноги на правую с поворотом ее под углом примерно 45° и сгибанием в коленном суставе с тем, чтобы не пересечь линию, ограничивающую коридор для разбега метателя.

Методика и последовательность обучения

Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.

Упражнения для тренировки

1. Броски и ловля мяча.

2. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы. Из этого положения перенести вес тела на правую ногу (правую ногу на всю ступню), одновременно отвести правую руку назад за голову и слегка отклонить туловище назад (замах). Затем, перенося вес тела на левую ногу, выпрямиться и резким движением руки вперед-вверх (под углом около 45°) бросить мяч.

3. То же, что и 2, но другой рукой.

4. Метание мяча с места по горизонтальной мишени.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога на носке (в сторону метания), правая рука с мячом вверху, смотреть на мишень, находящуюся в 3–4 м. Из этого положения перенести вес тела на левую ногу (правую на носок), туловище повернуть влево по направлению метания, правую руку слегка согнуть (замах). Затем в темпе энергичным движением бросить мяч в цель. Чтобы сохранить устойчивое положение, ноги слегка сгибаются, а туловище наклоняется вперед-влево.

5. То же, что и упражнение № 4, но другой рукой.

6. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, в цель (щит 1ґ1 м), расположенную на высоте 2 м, с расстояния 2 м (упражнение, развивающее координацию и точность движения, глазомер).

7. То же, что и упражнение № 6, но с постепенным увеличением расстояния до 4–6 м.

8. Метание мяча из-за головы, стоя боком по направлению метания.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, вес тела на обеих ногах, правая рука с мячом на уровне головы. Из этого положения согнуть правую ногу, левую на носок, отвести правую руку вправо-назад и отклонить туловище вправо. Затем быстрым движением разогнуть правую ногу и перенести вес тела на левую, одновременно повернуть туловище влево и энергичным движением кисти бросить мяч под углом около 45°.

9. Метание мяча через веревку, натянутую на высоте 2–3 м.

10. То же, что и упражнение № 9, но другой рукой.

11. Метание мяча, стоя боком к цели, расположенной на высоте 2–2,5 м, с расстояния 3–3,5 м.

12. Метание мяча. Обращать внимание учеников на правильное отведение руки и сгибание ноги перед броском.

13. Метание мяча. Обращать внимание на поворот туловища во время броска и заключительное движение рукой.

14. Метание мяча в цель (щит 1ґ1 м) с постепенным увеличением расстояния до 6–8 м.

15. Метание мяча и других легких предметов с места на дальность.

16. Метание мяча с места с минимальных расстояний в цель, расположенную на высоте 3 м; цель – щит с концентрическими кругами, диаметры кругов – 20, 40, 60, 80, 100 см.

17. То же, что и упражнение № 16, но с постепенным увеличением расстояния от цели до 8–10 м.

18. Метание мяча и других легких предметов через веревки, волейбольные сетки, щиты, расположенные на высоте 3–4 м.

19. Метание мяча изученными способами на дальность.

20. Метание мяча по горизонтальной цели шириной 2 м с расстояния до 12 м.

21. Метание мяча изученными способами по «коридору», ширина «коридора» 10 м.

Упражнения в метании можно усложнить, выполняя их из различных положений (сидя, с колена, с шага, с разбега, из-за укрытия).

При метании в цель желательно иметь как можно больше мишеней (целей). Лучше всего, если они будут расположены в одну линию. Для проведения метания класс разбивается на группы по числу имеющихся мишеней.

Факторы, влияющие на результат в метаниях

От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?

Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат.

Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей копья показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда. В-третьих, на дальность полета влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать.

В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда.

Совершенствование техники

Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное – это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия – взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в скрестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги – моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Специальные бросковые упражнения

1. Ноги на ширине плеч, мяч за головой. Бросок выполняется вперед-вверх в цель при пружинистой работе ног, разгибанием туловища и захлестом предплечьями и кистями.

2. То же из и.п. стоя в шаге.

3. Тот же бросок с постановкой левой ноги на грунт из и.п. стоя на слегка согнутой правой ноге, мяч за головой.

4. Метание тяжелых снарядов с трех шагов.

5. Стоя в шаге, в руках блин от штанги. Выполнить замах вправо-вниз-назад, занять положение натянутого лука.

6. Стоя в шаге, в правой руке гантель или предмет (весом 1–2 кг). Выполнить замах вперед-вниз-назад, обращая внимание на поворотное движение правого бедра влево.

7. Стоя в шаге, в правой руке ядро (предмет 1–2 кг). Выполнить замах и метнуть его в цель.

8. Метание тяжелых снарядов с трех шагов и с подбега.

9. Дыхательная гимнастика – диафрагмальное дыхание без задействования межреберных мышц.

С ростом спортивного мастерства количество имитационных упражнений, направленных на отработку отдельных элементов техники, значительно сокращается. Следовательно, увеличивается число упражнений целостного характера, выполняемых в движении с соревновательной скоростью.

Места для проведения соревнований

Разбег совершается в коридоре шириной 4 м, длиной не менее 30 м, ограниченном по бокам линией белого цвета. Окончание разбега в метаниях мяча ограничивается криволинейной планкой или линией белого цвета шириной 7 см, вычерченной в виде круга радиусом 8 м.

Какие общеразвивающие упражнения нужно выполнять,
чтобы совершенствовать умение метать гранату?

Метание ручной гранаты на дальность можно выполнять стоя с места, в движении, с колена, из положения лежа. В учебно-боевых условиях эти способы метания применяются в атаке, из-за невысоких укрытий, из траншеи, люка танка.

Суть метания гранаты состоит в мощной работе мышц, с предварительно растянутого состояния, в момент, когда тело метателя занимает положение будто бы растянутого для стрельбы лука (ил. 1).

Во время метания с места это происходит в момент размаха (поворота туловища с одновременным отводом руки с гранатой назад), во время метания в движении - в конце разбега. Максимальная дальность броска наблюдается при угле вылета гранаты 42-45°.

Ил. 1. Схема положения «натянутого лука»

Помните, что при угле вылета менее 40° в результате меньшей высоты траектории дальность полета уменьшается. И, наконец, при угле вылета более 45° в результате быстрой потери скорости дальность полета уменьшается значительно больше.

Наступательные и оборонительные гранаты необходимо держать в руке запалом вверх так, чтобы большой, первый, второй и третий пальцы плотно охватывали ее корпус, а мизинец упирался в дно гранаты. Спусковой рычаг запала прижимается к ладони в области большого пальца (ил. 2).

Ил. 2. Способы держания гранаты при метании на дальность

Правильность держания автомата определяет результат броска гранаты в цель и на дальность. Оружие в руке не должно мешать разбегу, отводу гранаты с рукой, выполнению броска и остановке. Пальцы левой руки крепко охватывают автомат немного выше прицельной планки. Ремень предварительно подтягивают и наматывают на магазин (ил. 3). Рука с автоматом свободно опущена вниз, оружие стволом наклонено слегка вперед-вверх.

Ил. 3. Способы держания автомата при метании гранаты на дальность

Метание гранаты стоя с места применяется во всех случаях, когда обстановка позволяет подняться в полный рост. При этом способе достигается наиболее точное поражение цели на расстоянии 35-45 м. В технике исполнения существует два способа замаха: «вверх-назад» и «вниз-назад». Метание гранаты с замахом по дуге вверх-назад является более эффективным для точного поражения цели.

Для броска гранаты с замахом верх-назад стать лицом в сторону цели. Правая рука с гранатой согнута в локте перед грудью. Левая рука с автоматом опущена вниз. Отставляя назад правую слегка согнутую ногу, развернутую носком наружу, перенести на нее тяжесть тела. Отвести руку с гранатой вверх-назад и прогнуться в пояснице. Плечи развернуть вправо. Левая рука с автоматом, слегка согнутая в локте, занимает положение перед грудью. Замах выполняется свободным плавным движением.

Активным толчком выпрямить правую ногу в коленном и голеностопном суставах и повернуться в сторону цели. Рука с гранатой должна находиться примерно на линии средней части туловища, чуть выше лопаток. Перенося вес тела на левую ногу, вывести локоть, выбрасывая руку вперед-вверх, и с одновременным разгибанием ее в локтевом суставе быстрым захлестывающим движением кисти метнуть гранату в цель (ил. 4). Левая рука с автоматом идет назад-вниз и прижимается плечом к боку, словно фиксируя корпус в плоскости метания, не позволяя ему разворачиваться влево. После броска гранаты туловище продолжает немного двигаться вперед. Для удержания его от падения вес тела переносится на выставленную вперед правую ногу.

Ил. 4. Метание гранаты вверх-назад стоя с места:
а - приготовление к метанию гранаты; б - замах для броска гранаты; в - бросок гранаты

Метание гранаты с замахом вниз-назад выполняется из исходного положения, стоя лицом к цели. Правая рука полусогнута в локте перед грудью, оружие - в левой руке, стволом вперед, опущено вниз. Отставляя правую ногу назад носком вправо и сгибая ее в колене (или выставляя левую вперед), развернуть корпус вправо и перенести тяжесть тела на согнутую в колене правую ногу. Одновременно плавным движением провести замах, отведя правую руку с гранатой по дуге вниз-назад. В конечном положении замаха рука должна быть выпрямлена, расслаблена и направлена пальцами вверх. Автомат в левой руке движется к пряжке пояса, способствуя повороту туловища вправо. В момент выполнения замаха смотреть на цель (ил. 5). Следующая фаза метания выполняется аналогично технике метания гранаты с замахом вверх-назад.

Ил. 5. Метание гранаты стоя с места с замахом по дуге вниз-назад

Метание гранаты в движении (с разбега) выполняется в атаке, а также в тех случаях, когда ее необходимо метнуть на максимальное расстояние, если местность позволяет сделать разбег. Разбег может проводиться тремя шагами, а для достижения большей дальности - в несколько шагов.

При метании гранаты, выполняемого с разбега в три шага, с исходного положения (строевая стойка, оружие в левой руке) сделать быстрый шаг вперед левой ногой, одновременно начать замах, опуская правую руку с гранатой вперед-вниз. Во время следующего шага правой ногой продолжить замах, отведя руку назад, с одновременным поворотом корпуса вправо. Выставляя левую ногу в направлении цели на носок и одновременно сгибая в колене правую ногу, закончить поворот корпуса и замах. Используя скорость, полученную во время разбега, и, вкладывая в бросок последовательно силу корпуса и руки, бросить в цель гранату, пронося ее над плечом. Оружие при замахе подается чуть влево-назад (ил. 6).

Ил. 6. Метание гранаты в движении:
а - приготовление для метания гранаты; б, в - замах для броска гранаты; г - бросок гранаты

При необходимости метнуть фанату как можно дальше разбег следует выполнять с 10-12 шагов. Замах и бросок при этом выполняются на последних трех шагах.

При метании гранаты на дальность с оружием в руке наиболее характерны следующие ошибки:

  • а) делают слишком длинный разбег;
  • б) не используют разбег, гранату метают с места;
  • в) слишком большая скорость в начальной части разбега,
  • г) недостаточно уделяют внимания второму бросковому шагу, который связывает разбег с броском;
  • д) при выполнении скрестного шага чересчур сгибают руку с гранатой в локте, что уменьшает силу броска;
  • е) в момент броска преждевременно отрывают правую ногу от почвы, что уменьшает силу броска.

Метание гранаты с колена используется для поражения целей на расстоянии до 30 м из-за невысоких укрытий (воронки, рва, разрушенных стен и т. п.), обычно после стрельбы с колена.

Из положения «стрельба с колена» положить автомат перед собой (или удерживая его в левой руке), приготовить гранату для метания. Разворачивая корпус вправо и отклоняясь назад, широким плавным движением вниз и назад выполнить замах. Левая нога при этом слегка разгибается в колене и разворачивается носком и коленом внутрь. Приподнимаясь с пятки правой ноги и прогибаясь в пояснице, быстро развернуть туловище грудью в сторону цели. Последовательно отталкиваясь носком и коленом правой ноги и подавая таз вперед-вверх, метнуть гранату в цель. В момент выпуска гранаты из руки туловище, сгибаясь в пояснице, наклоняется к левой ноге (ил. 7). Сразу же за броском быстро принимается положение готовности к стрельбе.

Ил. 7. Метание гранаты с колена

Метание гранаты из положения лежа используется при ведении огня из этого положения или после скрытого приближения к врагу на дистанцию метания.

Для метания гранаты из этого положения нужно положить оружие перед собой и взять гранату в правую руку. Подтянуть руки к груди и опереться ими на землю. Отталкиваясь руками и слегка отодвигая правую ногу назад, встать на левое колено и замахнуться.

Распрямляя толчком правую ногу, одновременно поворачиваясь грудью к цели и падая корпусом вперед, метнуть гранату в цель, упасть на согнутые руки и приготовиться к стрельбе (ил. 8).

Ил. 8. Метание гранаты из положения «лежа»:
а - приготовление для метания гранаты; б, в - приготовление к замаху и замах для броска гранаты; г - бросок гранаты

Для метания гранаты из траншеи неполного профиля необходимо встать к передней стенке траншеи и, положив оружие на бруствер, подготовить гранату для метания. Затем, отставляя правую ногу назад, перенести на нее вес тела и, прогибаясь в пояснице, замахнуться, отводя руку с гранатой по дуге вверх-назад (ил. 6). Далее, отталкиваясь правой ногой, последовательно включая в работу мышцы туловища, плечевого пояса и руки, метнуть гранату в цель.

Метание гранаты из глубокой траншеи происходит с опорой на ее откосы. Стоя на дне траншеи, подготовить место в ее откосах для опоры ногами. Упершись левой рукой о передний бруствер траншеи, поставить правую ногу в выемку заднего откоса и, опираясь на нее, поставить левую ногу в выемку переднего откоса. Слегка приподнявшись над траншеей, замахнуться вверх и назад и, метнув гранату в цель, спрыгнуть на дно траншеи. Оружие может находиться на бруствере траншеи или за спиной.

Метание гранаты.

  1. В чем заключается суть метания гранаты на дальность?
  2. Какие есть способы гранаты при метании на дальность?
  3. Как нужно держать автомат при метании гранаты на дальность?
  4. Какая техника метания гранаты «стоя с места» и «в движении»?
  5. Какие ошибки наиболее характерны для метания гранаты «на дальность с оружием в руке»?
  6. Опишите технику метания гранаты с колена и лежа.
  7. Как нужно метать гранату из траншеи?
  8. Какие способы метания гранаты лучше всего подходят для метания на дальность?