Правила игры в настольный хоккей. Раздел I. Суть и принципы игры в настольный хоккей Как научиться играть в настольный хоккей

Настольный хоккей STIGA — это игра, которая требует к себе особого внимания и некоторых знаний. С одной стороны настольный хоккей — это всего лишь пластиковая игрушка, с другой — довольно сложный механизм, который нуждается в подготовке перед началом игры и определенном уходе для продления срока службы.

На сайте Российской Федерации Настольного хоккея этой теме посвящен целый раздел:

  • Ремонт и эксплуатация настольного хоккея на сайте РФНХ

Но со временем взгляд на многие вопросы, связанные с подготовкой площадки, меняется. Мы, с помощью наших знатоков, поможем вам разобраться в нюансах стандарта STIGA, являющегося официальной игрой ITHF (Международная Федерация Настольного Хоккея).

Алексей Кринов, один из организаторов МЛНХ, имеющий за плечами диплом инженера-механика, внушительный трудовой стаж по специальности инженера-конструктора и богатый опыт «общения» с полянами при покупке и подготовке настольного хоккея к турнирам, предлагает вашему вниманию авторскую серию рассказов-советов.

ВОКРУГ ПОЛЯНЫ

Записки инженера-механика Алексея Кринова

Рассказ первый: «ВЫБОР ПРАВИЛЬНОЙ ПОЛЯНЫ».

Итак, что есть настольный хоккей? В первую очередь — это механизм и поэтому для надежной работы требует определенной подготовки и профилактики. Кроме того, существует ряд требований, которые необходимо соблюдать при подготовке хоккея к проведению соревнований по настольному хоккею.

С чего начинается подготовка настольного хоккея? Будем называть его для краткости привычным в кругах игроков термином «поляна». Конечно же, с покупки. Купить его в России можно несколькими способами:

  • во-первых, обратившись в РФНХ: www.board-hockey.ru/sale-stiga.html
  • во-вторых, в магазине СПОРТМАСТЕР: www.sportmaster.ru/catalog/product/search.do?text=play+off
  • в-третьих, в интернет-магазине (Google тебе в помощь)
  • в-четвертых, и это, на мой взгляд, очень неплохой вариант — поехать на соревнования по настольному хоккею в Латвию и у организаторов купить новую поляну за 50 евро. Почему там дешевле? Латвия находится внутри ЕС, поэтому там в цене не учитывается наша российская надбавка за «растаможку».
  • в-пятых, на турнирах РФНХ можно купить б/у поляну, уже прошедшую предтурнирную подготовку. Цены варьируются в зависимости от количества проведенных турниров на поляне от 2000 руб. до 4000 руб.

Но в любом случае, необходимо обратить внимание на отсутствие возможных дефектов. Настольный хоккей — не спортивный снаряд, производимый по строгим стандартам, а игрушка. И отношение у производителя, к сожалению, соответствующее.

Нельзя хватать первую предложенную коробку и, радостно повизгивая, бежать вприпрыжку домой. Ты серьезный человек и должен вести себя сообразно этому. Запомнил? Особенно это относится к интернет-магазину. Расписался в получении — значит видимых дефектов не было. Но это не всегда так.

Начнем проверку товара. Открываем коробку и проверяем комплектацию…

Рассказ второй: «ПРАВИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛЯНЫ».

Сбегал? Извини, я не предупредил, если ты собираешься играть в настольный хоккей с друзьями под пивко раз в месяц, то заморачиваться подготовкой поляны не надо. Она благополучно пролежит на шкафу в коробке лет двадцать и умрет естественной смертью ввиду тривиального старения пластика. Если же ты хочешь подарить ей яркую жизнь, полную «заходных», «кокосов», «гвоздей», «мальцевых» и других феерических комбинаций, то читай дальше.

Небольшое отступление. Я никоим образом не претендую на роль первооткрывателя в области подготовки полян. Практически все было придумано еще до того, как я взял в руки жерди Стиги. Это мой личный опыт.

Как я уже говорил, настольный хоккей с точки зрения инженера это механизм. Главные враги любого механизма — ударные нагрузки, трение и грязь. Моя цель максимально снизить влияние этих факторов.

Итак, ударные нагрузки .

Нахокеры азартны и не всегда в состоянии вовремя остановить движение рук. В результате имеют повреждения как пальцев, так и поляны. Конструкторы хоккея не предполагали такого фанатизма и не предусмотрели достаточно надежных ограничителей. Наиболее повреждаемыми являются концы дорожек центрального нападающего и левого защитника (см. фото ниже).

С помощью ластиков исправим недоработку шведов.

Чтобы не повредить лед во время доработок, аккуратно сними покрытие и спрячь его в коробке. Будь осторожен — лед в нескольких точках приклеен к каркасу непонятной субстанцией…

Рассказ ремонтный: «КАК СПРАВИТЬСЯ С ВЫЛЕТАЮЩИМИ ЖЕРДЯМИ».

Stiga очень «любит» своих потребителей и не дает им скучать!

В прошлом сезоне имело место прокручивание резинок (причем, иногда на первом же турнире) и деформация корпусов полян. Только мы научились с этим бороться, как неугомонные производители нашей любимой игры подкинули новых проблем.

Первая - «закусывание» механизмов.
Причины этого выявлены, но полного исправления дефекта, кроме замены механизма, пока добиться не удалось. Попытки продолжаются.

Вторая – «выдергивание» жердей из шестеренок.
Причины банальны (моё мнение). Это желание производителя уменьшить себестоимость изделия за счет применения более дешёвой (и, как следствие, менее качественной) пластмассы. Плюс естественный износ инструмента (накатки).

Не раз менялись, – причем весьма существенно. Так, в 19 в. иным было количество игроков на площадке (9ґ9, затем – 7ґ7), команды обходились без запасных игроков, а в их составе были хоккеисты с необычным по современным меркам амплуа: например, так называемый ровер (англ. rover) – нападающий, имевший право играть только у ворот соперника. По-иному вводилась в игру шайба. Судья клал ее на лед, разводил, держа руками, клюшки соперников и, подав соответствующую команду, отскакивал в сторону. Лишь со временем шайбу стали вбрасывать.

Долгое время применение силовых приемов допускалось исключительно в зоне защиты, – только в 1970 разрешили силовую борьбу по всему полю. Три года спустя перестали фиксировать проброс шайбы, если первым ее коснется игрок атакующей команды. Одно из самых кардинальных изменений произошло в 2001: было отменено так называемое «правило красной линии », по которому игрок не мог принимать шайбу за средней линией, если она была послана из зоны защиты. Подобные новшества вносятся в правила для того, чтобы сделать игру более динамичной, острой и зрелищной.

ХОККЕЙНАЯ ПЛОЩАДКА

Размеры хоккейной площадки. В правилах ИИХФ и НХЛ размеры хоккейной площадки различаются. По правилам ИИХФ, площадка должна быть желательно размера 58 х 30 метров; в официальных соревнованиях под эгидой ИИХФ допускается отклонение от этого размера до 61 м. в длину и до 27 м. в ширину; для прочих соревнований минимальный размер площадки установлен в 40 х 20 метров. Правила НХЛ предписывают размер площадки в 200 х 85 футов, то есть 60,96 х 25,90 метров. В НХЛ считается, что меньшие размеры способствуют силовой борьбе, броскам по воротам, игре у бортов, где происходит много жарких единоборств, стычек и драк. Углы площадки должны быть скруглены дугой окружности радиусом от 7 м до 8,5 м по правилам ИИХФ и 28 футов (8,53 м) в НХЛ.

Борта хоккейной площадки. Площадка должна быть окружена пластиковыми или деревянными бортами высотой не менее чем 1 м и не более чем 1,22 м над уровнем поверхности льда. На лицевых бортах площадки должно быть установлено защитное стекло и поверх стекла — защитная сетка, предотвращающая вылет шайбы за пределы площадки и, как следствие, попадание в зрителей. В средней части бокового бортика расположены две открывающиеся внутрь дверцы, предназначенные для выхода игроков на площадку. Ещё две дверцы расположены напротив, на скамейке для оштрафованных игроков.

Разметка хоккейной площадки. В 3-4 м от бортов проведены лицевые линии. В 17,23 м от линии ворот — синие линии зон, благодаря которым площадка разделяется на 3 зоны: центральную зону и две зоны соперников. В центре поля — красная линия, разделяющая площадку пополам, и точка вбрасывания, находящаяся посередине красной линии. По обе стороны от ворот на расстоянии 6 м нарисованы точки вбрасывания с зоной вбрасывания радиусом 4,5 м.

Скамейка штрафников. Каждая хоккейная площадка оборудована двумя скамейками для оштрафованных игроков. Каждая скамейка должна быть рассчитана минимум на 5 игроков. Минимальная длина скамейки — 4 метра, ширина — 1,5 метра.

Хоккейные ворота. Конструкция ворот: Ширина — 1,83 м (6 футов); Высота — 1,22 м (4 фута); Наружный диаметр стоек — 5 см. Хоккейные ворота укрепляются на штырях, для которых во льду просверливаются отверстия. Данная технология обеспечивает довольно крепкую фиксацию ворот на поверхности площадки, но в то же время ворота могут сдвигаться, чтобы игрок, столкнувшийся с ними, не получил травму. От центра линии ворот радиусом 1,8 м обычно прочерчивается площадь ворот: в России длина лицевой линии площади ворот — 3,6 м; в НХЛ — 2,44 м.

ХОККЕЙНАЯ ЭКИПИРОВКА

Большое внимание уделяется хоккейной экипировке. Спортсмены заботятся о том, чтобы максимально обезопасить себя от болезненных ударов шайбы и клюшки, от ударов при столкновении с другим игроком, от падения на борт и т. д. Раньше обмундирование хоккеиста было тяжелым, и хоккеисты выглядели в нём неуклюжими, испытывали дискомфорт. Хоккейная экипировка полевого игрока состоит из:

Клюшка — спортивный снаряд, при помощи которого в хоккее перемещают по площадке шайбу.

Коньки — ботинки с прикрепленными к ним металлическими лезвиями. Используются для передвижения по льду. Ботинки изготавливаются из кожи или пластика, лезвие — металлическое. Хоккейные коньки разделяются на коньки со съёмным лезвием, и литым лезвием, а также по степени защиты и манёвренности конька — для защитников, нападающих или вратарей.

Раковина — представляет собой пластиковую раковину специальной формы. Предназначена для защиты паховой области от попадания шайбы и различных травм.

Шлем и визор — часть экипировки полевого игрока, надеваемого на голову для защиты от повреждений.

Щитки (наколенники и налокотники). Наколенники предназначены для защиты коленного сустава и голени хоккеиста, налокотники для защиты локтевого сустава игрока.

Нагрудник (панцирь, наплечник) — обеспечивает защиту грудной клетки и всей спины игрока, особенно позвоночника. Кроме переднего и заднего протектора, в конструкцию панциря входят специальные накладки-чашечки для плеч, а некоторые модели дополнительно снабжены усиленными боковыми вставками и регулируемыми (съемными) протекторами живота и поясницы.

Перчатки (краги) — особые перчатки, защищающие кисти рук, кистевые суставы и нижнюю часть предплечий игрока при ударах клюшкой по рукам, попаданиях шайбы, и в других подобных случаях. Особенности конструкции хоккейных краг таковы, что они обеспечивают максимальную степень подвижности суставов верхних конечностей для обеспечения эффективной работы клюшкой.

Капа — приспособление из гибкой пластмассы, надеваемое во время спортивных тренировок и соревнований, а также развлекательных спортивных занятий для предотвращения травмы зубов.

Трусы (шорты). Хоккейные шорты предназначены для предотвращения травмирования хоккеиста при падениях, столкновениях, попаданиях шайбы и других случаях. Сшиты из специальной высокопрочной искусственной ткани, с жёсткими вставками на бёдрах, копчике, пояснице и позвоночнике.

Защита горла (ошейник) — полужесткая деталь из пластика или кевлара, защищающая горло, шею (спереди и сзади) и ключицы игрока.

Свитер (англ. Hockey jersey) — обязательная часть спортивной экипировки игрока в хоккее с шайбой, одевается поверх защиты (нагрудник, налокотники).

Гамаши.

Экипировка хоккейного вратаря состоит из:

— Вратарская клюшка.

— Вратарские коньки. Отличия от коньков полевого игрока: более длинное широкое лезвие; пластиковая ударопрочная внешняя конструкция; укороченный задник; специальные отверстия в стакане конька для крепления щитков.

— Шлем и маска.

— Защита горла.

— Нагрудник. Усиленный нагрудник, у которого совмещены налокотники и сам нагрудник. Локтевая область и область груди усилены дополнительными накладками.

— Бандаж — представляет собой пластиковую раковину специальной формы. Предназначена для защиты паховой области от попадания шайбы и других различных травм.

— Трусы (шорты). Хоккейные шорты предназначены для предотвращения травмирования хоккеиста при падениях, столкновениях, попаданиях шайбы и других случаях. Сшиты из специальной высокопрочной искусственной ткани, с жёсткими вставками на бёдрах, копчике, пояснице и позвоночнике. В шортах вратаря применяются более прочные вставки.

— Блокер (Блин) — широкая вратарская перчатка с местами для пальцев с внутренней стороны. Предназначена для защиты тыльной стороны кисти руки, в которой вратарь держит клюшку, и одновременно является эффективным инструментом отражения бросков.

— Ловушка — перчатка, похожая на бейсбольную ловушку, но сконструированная специально для ловли шайбы, с учетом хоккейной специфики.

— Щитки — предназначены для отражения бросков. Изготавливаются из полностью искусственных материалов.

Верхняя форма и шлемы игроков одной команды должна быть одинакового цвета (вратарю разрешается иметь шлем, отличный по цвету от шлемов других игроков). На свитерах игроков должны быть нанесены номера и фамилии.

Хоккейная шайба. Должна быть изготовлена из вулканизированной резины или другого одобренного ИИХФ материала и быть в основном черного цвета. Размеры шайбы: Диаметр: 7,62 см.; Толщина: 2,54 см.; Вес: 170 г.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИГРЫ В ХОККЕЙ

Матч по хоккею с шайбой состоит из трех периодов по 20 минут чистого времени. Перерывы между периодами длятся 15 минут. В случае ничейного результата по окончании трех периодов возможно назначение дополнительного времени (овертайма). В случае ничьей по окончании овертайма пробиваются штрафные броски (буллиты). Необходимость овертайма, а также его продолжительность, необходимость и количество штрафных бросков оговариваются отдельно в регламенте турнира.

СОСТАВ КОМАНДЫ В ХОККЕЕ

На матч обычно приходят 20-25 игроков от одной команды. Минимальное и максимальное количество игроков определяется регламентом турнира. Одновременно на поле со стороны одной команды должны находиться шесть игроков: пять полевых и один вратарь.

Допускается замена вратаря на шестого полевого игрока. Смены игроков возможны как в паузах во время остановки времени игры, так и непосредственно в ходе игры. Во время проведения овертаймов на площадке присутствует по пять игроков (вратарь и четыре полевых).

СУДЬИ В ХОККЕЕ

Хоккейный матч обслуживает судейская бригада, состоящая из трёх или четырёх судей. Один или два судьи (в зависимости от регламента турнира) называются главными судьями, два других - помощниками главного судьи, или лайнсменами. В обязанности главного судьи входит отслеживание нарушений правил, фиксация взятия ворот (голов). Помощники главного судьи отвечают за отслеживание положений «вне игры», пробросов шайбы, нарушений численного состава, а также проведение вбрасываний шайбы. Кроме судей в поле, на каждом матче присутствует судейская бригада, находящаяся за пределами площадки.

В судейскую бригаду входят:

— двое судей за воротами;

— один секретарь;

— один судья-хронометрист;

— один судья-информатор;

— один судья видеоповтора;

— двое судей на скамейке штрафников;

— двое судей регистраторов.

НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ В ХОККЕЕ

Толчок соперника (так же толчок клюшкой и толчок на борт); атака игрока, не владеющего шайбой (силовые приемы в хоккее можно применять лишь против соперника, владеющего в данный момент шайбой, сделав при этом не более двух шагов ему навстречу), а также нападение на вратаря (считается нарушением, даже если он далеко из ворот); подножка, задержка соперника руками, зацеп, атака сзади.

Удар соперника (локтем, коленом и пр.); игра высоко поднятой (т. е. поднятой выше плеча) клюшкой, удар клюшкой, а также игра сломанной клюшкой или клюшкой нестандартных размеров; задержка шайбы руками, преднамеренное падение на шайбу (включая вратаря, если он вышел за пределы вратарской площади); нарушение процедуры вбрасывания шайбы или установленного порядка выхода со скамейки запасных (или оштрафованных) игроков.

Задержка игры (преднамеренный выброс шайбы за пределы площадки, смещение ворот и пр.); бросок клюшки на лед; грубая игра, драка; неспортивное и недисциплинированное поведение (игрок допускает симуляцию - так называемый «нырок» или «рыбку», оспаривает решение судьи или каким-то образом вмешивается в его действия, использует оскорбительные выражения и пр.).

При некоторых нарушениях наказание, согласно правилам, может быть различным — и зависит от интерпретации игровой ситуации главным судьей: например, было ли нарушение преднамеренным или нет, насколько велика ответственность игрока за участие в драке и т.д.

Правилами предусмотрены следующие наказания:
— малый штраф;
— малый скамеечный штраф, большой штраф;
— штраф за недисциплинированное поведение с правом немедленной замены;
— удаление до конца игры (с правом замены через 5 минут);
— штрафной бросок (буллит).

Хоккеист, наказанный малым штрафом, удаляется с площадки на 2 мин чистого игрового времени - и не может на это время быть заменен другим игроком. Вратарь в случае нарушения им правил с площадки не удаляется, наказание за него отбывает кто-то из полевых игроков, команда при этом играет в численном меньшинстве. Оштрафованный игрок может вернуться на площадку досрочно, - в случае, если команда-соперник сумеет реализовать численное преимущество.

Если игрок, находящийся на скамейке для запасных или «штрафников», пререкается с судьями, вмешивается в игру и т. д., он наказывается малым штрафом. Если подобное нарушение допустил оштрафованный хоккеист, один из полевых игроков его команды, находящихся в этот момент на площадке, покидает ее.

Малый скамеечный штраф накладывается не на конкретного игрока, а на команду: за «общее» нарушение (например, численного состава) или за нарушение, непосредственного виновника которого не удается установить (к примеру, бросок предмета на лед со скамейки запасных). Для отбывания малого штрафа может быть назначен (тренером) любой игрок команды, кроме вратаря. Первый большой штраф влечет удаление провинившегося игрока (кроме вратаря) на 5 мин чистого игрового времени без права замены. Повторный большой штраф (в течение одной игры) автоматически приводит к удалению игрока до конца матча, его команда при этом 5 мин. играет в меньшинстве.

За недисциплинированное поведение хоккеист (за исключением вратаря) удаляется на 10 мин чистого игрового времени - с правом немедленной замены. Повторный дисциплинарный штраф (в одной игре) становится дисциплинарным штрафом до конца игры. Хоккеист, удаленный до конца игры (за исключительную грубость и пр.), отправляется в раздевалку. Он не имеет права принимать участие в следующих играх команды, - пока его проступок не будет обсужден в организации, ответственной за проведение соревнований.

Дисциплинарные штрафы предполагают немедленную замену оштрафованного игрока. Так называемый отложенный штраф применяется в случае, если в момент нарушения правил игроком на скамейке штрафников уже находятся два (или более) его партнеров по команде: по правилам, на площадке должно находиться не менее 3 полевых игроков от каждой команды. В такой ситуации провинившийся игрок удаляется с площадки и заменяется другим полевым игроком, - до того момента, пока не истечет штрафное время одного из его партнеров, оштрафованных ранее.

Возможно и обоюдное нарушение. От «обычного» оно отличается тем, что оба игрока-соперника отбывают штраф полностью, - даже если одной из команд удастся забить гол. Если судья зафиксировал нарушение правил одной из команд (обозначив это соответствующим жестом), но шайба пока находится у соперника, игра не останавливается - до тех пор, пока провинившийся игрок или кто-то из его партнеров не коснется шайбы. Если команда-соперница сумеет забить гол, судья фиксирует взятие ворот, а оштрафованный игрок остается на площадке.

Штрафной бросок (буллит) назначается в следующих случаях:

— Игрок обороняющейся команды умышленно сдвинул ворота, чтобы не дать сопернику забить гол (если это сделал полевой игрок, он также наказывается дополнительно большим штрафом); кто-то из оштрафованных (или находящихся на скамейке запасных) игроков вышел на поле, чтобы предотвратить взятие ворот; игрок (кроме вратаря), находясь в площади своих ворот, умышленно лег на шайбу, взял ее в руки (со льда) или подгреб под себя рукой.

— Игрок обороняющейся команды умышленно бросил клюшку (или ее часть) в шайбу в своей зоне защиты, чтобы предотвратить взятие ворот; игрок, вышедший один на один с вратарем, подвергся нападению (или был сбит) игроком защищающейся команды - во избежание броска по воротам; за 2 (и менее) мин до окончания матча команда, имеющая на скамейке оштрафованных не менее двух игроков, нарушила численный состав.

Штрафной бросок может выполнять любой игрок команды (за исключением оштрафованных) - назначенный капитаном. По сигналу судьи, игрок выполняющий буллит, ведет, не останавливаясь, шайбу от центральной точки к воротам соперника, и пытается поразить их.

Защищает ворота в момент выполнения буллита только вратарь. До начала выполнения штрафного броска он не имеет права покидать площадь ворот. После того, как игрок, выполняющий буллит, коснется шайбы, голкипер может защищать ворота любым разрешенным способом. Когда бросок по воротам произведен, выполнение буллита считается завершенным. Игрок, выполняющий его, не имеет права добивать в ворота шайбу, отскочившую от вратаря, стойки ворот или лицевого борта.

В некоторых ситуациях не нарушившей команде дается возможность выбора между выполнением штрафного броска в ворота соперника или удалением провинившегося игрока. В случае серьезного нарушения возможно «двойное наказание»: в виде буллита и штрафного времени. Если нарушение зафиксировано на исходе игрового времени, то буллит выполняется сразу по окончании времени игры. Время необходимое для его выполнения в общее игровое время не включается.

Проброс шайбы и положение хоккеиста «вне игры». Два существенных игровых момента, связанных с делением хоккейной площадки на зоны. Если хоккеист команды, играющей в равных составах с соперником (или в численном большинстве), находясь на своей половине поля, тем или иным способом отправляет шайбу за линию ворот другой команды, игра должна быть остановлена. После чего шайба вводится в игру в точке конечного вбрасывания в зоне нарушившей команды.

Если шайба, посланная игроком со своей половины поля, попадает в ворота соперника, засчитывается гол, - проброс в таком случае не фиксируется. Он также не фиксируется, если шайба до пересечения линии ворот прошла через площадь ворот, задела кого-то из игроков обороняющейся команды, попала на эту половину поля непосредственно от хоккеистов, участвующих во вбрасывании на другой его половине, или была брошена игроком команды, находящейся в данный момент в численном меньшинстве.

Если, по мнению линейного судьи, игрок противоположной команды (за исключением голкипера) имеет возможность сыграть с шайбой до того, как она пересечет линию ворот, но намеренно не делает этого, проброс не фиксируется и игра не останавливается. Правило о положении «вне игры» во многом определяет хоккейную тактику. Согласно этому правилу, игроки атакующей команды не могут входить в зону нападения до того, как туда попадет шайба. Положение хоккеиста относительно синей линии определяется по его конькам, а не по клюшке. Игрок считается «вне игры», если оба его конька полностью находятся за синей линией в зоне атаки.

«Вне игры» не фиксируется, если игрок, владеющий шайбой, пересекает синюю линию впереди нее. А также в случае, когда хоккеист вводит или передает шайбу с свою зону защиты в то время, как там находится игрок (игроки) команды-соперницы. Возможное «вне игры» — единственное ограничение, связанное с передачей (игрой в пас) в хоккее.

Все игроки должны вести себя честно и в духе fair play во всех ситуациях. Настольный хоккей является видом спорта, в который играют с позиций честности, этики и уважения.

  1. Игровая модель и подготовка поляны

2.1. Для игры должны использоваться поля STIGA.

2.2. Пластиковые углубления в воротах должны быть удалены.

2.3. Поля должны быть укреплены на столе.

2.4. Скорость покрытия должна поддерживаться на уровне фабричной.

2.5. Игроку разрешается поместить отражатель шайб в ворота соперника. В этом случае игрок должен предоставить возможность использования отражателя также своему сопернику, то есть иметь с собой такой же отражатель для вторых ворот.

  1. Игровые фигуры

3.1. Для игры должны использоваться фигуры версии PLAY-OFF фирмы STIGA (все фигуры имеют клюшку с одной стороны).

3.2. ITHF может разрешить использование других версий фигур STIGA, если на то имеются убедительные причины.

  1. Матчи

4.1. Матч продолжается 5 минут.

4.2. Время игры продолжает идти, даже если шайба покинула игровое поле.

4.3. Для всех матчей должен использоваться звуковой таймер.

4.4. Четкий и безошибочный сигнал (музыка или звуковое предупреждение), извещающий о скором начале матча, должен быть подан в любой момент не ранее 30 и не позже 15 секунд до начала матча. Звуковой таймер должен подавать однозначные сигналы в определенные интервалы (или трети времени матча или каждую минуту матча); музыка должна обозначать последние 30 секунд матча. Матч завершается четким сигналом об окончании игры.

4.5. Если в матче происходит остановка, игра начинается с того счета, на котором был прерван матч.

4.6. Если игрок не находится перед полем в готовности к игре в течение 30-ти секунд после начала игры, он автоматически проигрывает этот матч со счетом, указанным в правилах соревнования.

4.7. Если игрок во время матча отказывается продолжать игру, а его противник настаивает на продолжении, он автоматически теряет все забитые голы в течение матча, в то время как соперник может добавить дополнительные 5 голов к своему счету.

4.8. Во время матчей на вылет, в случае ничьей по истечении 5-и минут, назначается овертайм. Овертайм начинается с вбрасывания. Победителем матча объявляется тот, кто забьет первый гол («золотой гол», «внезапная смерть»).

  1. Вбрасывание шайбы

5.1. Шайба в начале каждого матча должна находиться в центре площадки. Игра начинается со стартового сигнала. Если один из игроков сдвинет шайбу до сигнала, производится вбрасывание.

5.2. Вбрасывания выполняются «отпусканием» шайбы над центром площадки.

5.3. Фигуры центрфорварда и левого защитника должны находиться на ближней к игроку половине поляны (ближе красной средней линии поля), вне центрального круга, прежде, чем может быть произведено вбрасывание, и не могут трогать отпущенную шайбу до того момента, как она коснется поверхности поляны.

5.4. Шайба должна быть отпущена с высоты примерно в 5-и сантиметрах над головами фигур, причем отпускающая рука должна быть неподвижна и оба игрока должны видеть шайбу перед отпусканием. Плоская сторона шайбы должна быть направлена вниз.

5.5. До отпускания шайбы игрок обязан убедиться, что противник готов к игре. Если вбрасывание было выполнено неверно, противник может потребовать нового вбрасывания или выполнить вбрасывание сам. Если игрок выполняет много неверных вбрасываний в игре на вылет, его противник может потребовать нейтрального вбрасывающего.

5.6. После вбрасывания должно пройти 3 секунды, прежде чем забитый гол может быть засчитан. Это правило сохраняет силу даже если вбрасывание производит нейтральный участник.

5.7. Прежде, чем гол может быть засчитан после вбрасывания, должно произойти одно из следующих событий: (а) шайба коснулась борта; (b) по истечении трех секунд после вбрасывания шайба коснулась одной из фигур, помимо центрфорварда атакующего игрока и вратаря защищающегося игрока; (с) выполнен осмысленный пас центрфорварду. Если не очевидно, получил центрфорвард пас случайно или в результате осмысленного паса, защищающийся игрок (или рефери, если он назначен на игру) может решить, разрешить ли центрфорварду атаковать ворота непосредственно. Если решено, что непосредственно центрфорвард атаковать ворота не может, гол может быть забит только в соответствии с пунктами (а) или (b).

5.8. Когда матч серии плей-офф переходит в овертайм, игроки могут попросить нейтрального участника выполнять вбрасывания, или они могут согласиться на альтернативный метод ввода шайб в игру: нейтральный участник помещает шайбу на центр поляны, просит обоих игроков подтвердить готовность сигналом «готов» («ready»), и затем говорит «начали» («go»).

  1. Взятие ворот (гол)

6.1. Чтобы взятие ворот было засчитано, шайба должна остаться в воротах. Если шайба вылетела из ворот, взятие не засчитывается, и игра продолжается далее.

6.2. Шайба должна быть удалена из сборника шайб (если такой имеется в воротах) до следующего вбрасывания.

6.3. Гол, забитый за счет прижима неподвижной шайбы к сетке ворот или вратарю атакующего игрока, не засчитывается, если по пути в ворота шайба не коснулась борта или одной из фигур, кроме вратаря защищающегося игрока. Это правило справедливо также в случае, когда неподвижная шайба в начале прижимающего движения не касается сетки ворот.

6.4. Не разрешено забивать гол туловищем фигуры (не клюшкой) после обработки шайбы. Однако, гол, забитый правой ногой фигуры, считается, если она использовалась, как клюшка (т.е. поворотом фигуры). Гол, забитый туловищем фигуры, засчитывается, если шайба не была остановлена (обработана) этой фигурой.

6.5. Если гол забит во время звучания финальной сирены, он не засчитывается.

6.6. Если любая фигура или голкипер ломается в то время, когда забивается гол, гол засчитывается.

6.7. Гол, забитый за счет сдвигания всего поля / «тряски» поляны, не засчитывается.

  1. Правило площади ворот

7.1. Если шайба полностью неподвижна, касается линии ворот, и не касается вратаря, защищающийся игрок может объявить «стоп», после чего производится вбрасывание.

7.2. Если шайба полностью неподвижна, находится в площади ворот, но не касается линии ворот, защищающийся игрок должен продолжать игру.

  1. Правило владения

8.1. Запрещено владение шайбой, если не предпринимается видимых попыток забить гол. Такое поведение рассматривается как пассивная игра.

8.2. Если наблюдается стремление к пассивной игре, противник может дать предупреждение, сказав «пассивная игра» («passive play»). В течение трех секунд после предупреждения игрок, владеющий шайбой, должен либо бросить по воротам, либо выполнить пас, в противном случае его соперник может потребовать произвести вбрасывание.

8.3. Если шайба находится во владении одной фигуры без пасов или бросков, предупреждение может быть дано только после того, как пройдут 5 секунд. В течение одной секунды после вынесенного легитимного предупреждения, шайба должна оказаться в зоне контроля хотя бы одной из фигур соперника, в противном случае соперник может сказать «стоп» и назначить вбрасывание. Если матч обслуживает судья, то он может пользоваться специальным таймером, который подаёт сигналы по прошествии 5 и 6 секунд соответственно: в таком случае судья (или другое официальное лицо) может сбрасывать таймер каждый раз, как шайба переходит из зоны владения одной фигуры в зону владения другой фигуры, и может назначать вбрасывание в случае сигнала о прошествии 6 секунд на владение.

8.4. В случае, если в серии плэй-офф между соперниками возникло разногласие по применению Правила владения, или если несколько игроков на любой стадии турнира обвиняют игрока в пассивной игре, нейтральный участник по договоренности обоих игроков (рефери) может быть назначен для наблюдения за последующими матчами. Если на матч назначен судья, игроки не делают предупреждения сами, и при пассивной игре вбрасывание выполняет судья.

8.5. Если игрок неоднократно игнорирует Правило владения в течение турнира, судьи турнира могут назначить переигровку матчей, на результат которых оказало влияние нарушение, при этом на матч обязательно назначается судья. Если число таких матчей слишком велико (более 3-х), судьи турнира могут принять решение о поражении игрока во всех таких матчах со счетом, указанном в правилах турнира.

  1. Помехи в игре

9.1. Игроку разрешается поправлять (прижимать) свои фигуры только тогда, когда шайба находится под его полным контролем.

9.2. Если соперник забивает гол в то время, как игрок поправляет свои фигуры, гол засчитывается.

9.3. Если игрок замечает, что одна из фигур соперника приподнята на штыре, он может попросить соперника прижать фигуру, и тот обязан сделать это. Игра может быть продолжена, когда соперник будет готов к игре.

9.4. Если игрок во время прижимания фигур выполняет пас между своими фигурами, производится вбрасывание.

9.5. Грубая игра с тряской поляны, вызывающей смещение шайбы, запрещена.

9.6. Если любая фигура теряет шайбу в результате тряски поля (соперником), шайба должна быть возвращена обратно этой фигуре.

9.7. Во время игры игрокам не разрешается размещать руки вблизи поверхности поляны так, что это может помешать игре. Если рука игрока во время игры касается движущейся шайбы, его соперник может либо поместить шайбу туда, куда она, вероятно, попала бы (т.е. в ворота или вблизи одной из фигур), или потребовать вбрасывания, и вбросить шайбу. Если есть неоднозначность с точкой, в которую шайба должна была прийти, решение принимается против задержавшего шайбу.

  1. Прерывание игры

10.1. При любой неприятности (нарушении, неисправности), очевидной обоим игрокам, или делающей нормальную игру невозможной для одного из игроков (к примеру, поломка механизма, штыря, фигуры или опоры поляны, выключение света, появление дополнительных шайб на поляне, очевидная помеха игре одного из игроков со стороны третьего участника), матч должен быть немедленно прерван. Любой гол, забитый в такой ситуации, не засчитывается. Если случается незначительная неприятность, очевидная только одному игроку, или лишь незначительно затрудняющая его игру (к примеру, резиновый наконечник соскользнул со штыря, сместились ворота, погнулся штырь, слегка сместилась опора поляны), игрок должен прервать игру, сказав «стоп», иначе любой забитый гол будет засчитан. Матч продолжается, когда оба игрока готовы продолжать игру.

10.2. Если игра прерывается, и при этом теряется значительное время, потерянное время добавляется к оставшемуся до конца игры, и матч доигрывается.

10.3. Голы, забитые, когда игра была прервана, не засчитываются.

10.4. Если игрок однозначно владел шайбой перед прерыванием матча, матч продолжается с шайбой в том месте, где она была перед прерыванием; в противном случае производится вбрасывание.

10.5. Если звуковой таймер вышел из строя, игра должна быть остановлена. Необходимо определить, нужно ли доиграть какое-то время и, если необходимо, то определить максимально точно время доигровки так, чтобы продолжительность матча была максимально приближена к 5 минутам, и так, чтобы голы, забитые по истечении 5 минут матча, не были засчитаны. Если технические средства не могут способствовать разрешению споров, то за соблюдение правила на групповом этапе несёт ответственность организатор соревнований, во время матчей плей-офф – судья, в отсутствии судьи игроки должны сами принять решение по эпизоду.

  1. Пас «защитник-вратарь-защитник»

Если игрок делает пас защитником вратарю так, что соперник не может перехватить шайбу, то игрок, сделавший этот пас, не может сделать передачу вратарём другому защитнику так, чтобы соперник не мог перехватить эту передачу. Если игрок всё-таки успешно выполняет две эти передачи, то соперник может назначить и произвести вбрасывание.

* Правила скопированы с сайта Российской федерации настольного хоккея (обновлённая редакция правил – август 2016 года):



Глава 2. Суть и принципы игры в настольный хоккей.

Глава 4. Права и обязанности игрока.

Раздел II. Общие правила проведения соревнований

Глава 5. Игровые схемы.
Глава 6. Требования к проведению фото- и видеосъёмок на официальных соревнованиях
Глава 7. Категории участников
Глава 8. Сбор результатов игр
Глава 9. Организаторы соревнований

Раздел I. Суть и принципы игры в настольный хоккей

Глава 1. Термины и определения
1.1. "Поляна" - устройство настольного хоккея в целом.
1.2. "Миниатюра" - фигурка хоккеиста.
1.3. "Жердь" - металлическая спица, посредством которой осуществляется контроль за миниатюрой.
1.4. "Матч" - пятиминутный поединок между двумя игроками, либо поединок, увеличенный на время, равное длительности овертайма при игре на выбывание.
1.5. "Тур" - одновременная игра нескольких пар игроков в соответствии с расписанием.
1.6. "Гол" - ситуация, когда шайба в течение игрового времени пересекла линию ворот и осталась в воротах.
1.7. "Линия ворот" - прямая линия, ограниченная двумя штангами ворот.
1.8. "Вбрасывание" - ввод шайбы в игру, осуществляемый вбрасыванием ее в точку центрального вбрасывания, находящуюся в центре арены.
1.9. "Крайнее ближнее положение" - положение миниатюры при котором управляющая ей жердь выдвинута на максимальную длину.
1.10. "Крайнее дальнее положение" - положение миниатюры, при котором управляющая ей жердь полностью задвинута.
1.11. "Единица" или "первый игрок" - миниатюра вратаря.
1.12. "Двойка" или "второй игрок" - миниатюра левого защитника.
1.13. "Тройка" или "третий игрок" - миниатюра правого защитника.
1.14. "Четверка" или "четвертый игрок" - миниатюра левого нападающего.
1.15. "Пятерка" или "пятый игрок" - миниатюра центрального нападающего.
1.16. "Шестерка" или "шестой игрок" - миниатюра правого нападающего.
1.17. "Первая жердь", "Вторая жердь", "Третья жердь", "Четвертая жердь", "Пятая жердь", "Шестая жердь" - жерди, управляющие соответствующими миниатюрами.
1.18. "Половина" одного из игроков - часть зала, на котором находится игрок, ограниченная воображаемой линией, которая продолжает центральную красную линию поляны.
1.19. "Клюшка" - клюшка миниатюры.
1.20. "Поправить поляну" - устранить лёгкие технические неполадки (укрепить миниатюру на арене, поправить ворота или выпрямить рычаг и т.д.).
1.21. "Джингл" - аудиодорожка, при помощи которой проводится отсчет времени матча.
1.22. "Правила" - правила игры в настольный хоккей.
1.23. "Игровая схема" - виды систем проведения игр между группами игроков:
1.24. "Пассивная игра" - контроль шайбы одной из сторон без обострения игры (бросков по воротам или создания угроз воротам соперника с последующим броском).
1.25. "Затягивание времени" - ведение игры одним из игроков с преднамеренным, чрезмерно частым или длительным поправлением поляны, а также ведением пассивной игры.
Глава 2. Основные правила
2.1. Главные понятия.
2.1.1. Для игры в настольный хоккей противники располагаются по противоположным сторонам поляны.
2.1.2. Игра заключается в том, чтобы, управляя миниатюрами, при помощи рычагов забросить в ворота противника как можно больше голов.
2.1.3. Продолжительность матча - 5 минут (300 секунд).
2.1.4. Матч начинается стартовым гонгом джингла либо произнесением слова «Старт» при отсчёте времени вручную.
2.1.5. Победителем считается игрок, забросивший за время игры большее число шайб.
2.1.6. В случае, когда количество голов равно исход встречи считается ничейным.
2.1.7. Во время матча на выбывание, если по истечении 5 минут счет ничейный, победителем становится тот, кто забросит шайбу первым.
2.1.8. не зависимости от разности шайб победитель матча получает 2 очка, а проигравший получает 0 очков.
2.1.9. Если результат матча ничейный, то оба игрока получают по одному очку.
2.2. Вбрасывание
2.2.1. Вбрасывание производится после вылета шайбы за пределы поляны, после взятия ворот одного из игроков, после передержки времени одним из игроков, после неправильно произведённого вбрасывания, после технических остановок, при начале овертайма.
2.2.2. Также вбрасывание может назначить один из игроков в случае, если шайба остановилась перед воротами, задевая линию ворот, при этом:
2.2.2.1. единица не должна касаться шайбы;
2.2.2.2. игрок должен громко и отчетливо сказать "Стоп", достать шайбу и вбросить её.
2.2.3. Вбрасывание проводится одним из игроков матча или арбитром. Другие лица к вбрасыванию не допускаются.
2.2.4. После взятия ворот вбрасывание производится игроком, пропустившим шайбу.
2.2.5. После вылета шайбы за пределы поляны вбрасывание производится игроком, на чью половину попала шайба при вылете.
2.2.6. После окончания матча в случае, если требуется дополнительное время, все вбрасывания производит арбитр матча.
2.2.7. Если во время игры за пределы поляны вылетали шайбы и на столе не осталось ни одной шайбы, то игрок, производящий вбрасывание должен поднять вылетевшую шайбу. Если половина поля не определена, вбрасывание проводится одним из игроков по договоренности.
2.2.8. Во время вбрасывания пятерки должны находиться в крайнем ближнем положении. Остальные миниатюры могут находиться в произвольном положении.
2.2.9. Вбрасывающий игрок одной рукой держит жердь пятого игрока, а в другой руке держит шайбу.
2.2.10. Вбрасывающий поднимает шайбу на расстоянии 10-20 см над игровой поверхностью прямо над точкой вбрасывания. При вбрасывании шайба должна лететь в её горизонтальном положении и быть видна обоим игрокам.
2.2.11. Вбрасывающий вбрасывает шайбу так, чтобы она летела вертикально вниз на точку вбрасывания. Вбрасывать можно только при условии, что оба игрока готовы к вбрасыванию и держат пятую жердь.
2.2.12. После того, как вбрасывающий отпустил шайбу и она коснулась игровой поверхности, вбрасывание считается произведенным.
2.2.13. Правильность вбрасывания определяют сами игроки.
2.2.14. В случае неправильного вбрасывания проводится повторное вбрасывание, право вбрасывания не переходит другому игроку.
2.2.15. Игрок, определивший неправильное вбрасывание, может назначить повторное вбрасывание только в течение трех секунд после вбрасывания, для этого он должен громко и отчетливо сказать "Стоп!".
2.2.16. Если до начала игры организаторы отметят, что игрок физически не способен вбрасывать, то в порядке исключения они могут допустить отклонения от требований к правильному вбрасыванию.
2.2.16. Вбрасывание в начале игры проводится следующим образом:
2.2.17.1. обе пятёрки находятся в крайнем ближнем положении, а игроки удерживают пятые жерди;
2.2.17.2. шайба лежит в центре поля на точке вбрасывания;
2.2.17.3. игроки разыгрывают шайбу сразу после сигнала о начале игры;
2.2.18. Если игрок дотронулся до шайбы до сигнала о начале встречи, и нет возможности вернуть шайбу в точку вбрасывания до начала встречи, то вбрасывание проводится по обычным правилам сразу после начала матча. Право на вбрасывание в этом случае дается игроку, не дотронувшемуся до шайбы.
2.3. Счёт.
2.3.1. Любая шайба, которая в течение игрового времени оказалась в воротах, засчитывается в пользу противоположной стороны.
2.3.2. Шайба не засчитывается, если она оказалась в воротах, но:
после этого сразу вылетела из ворот;
2.3.2.1. время, прошедшее после вбрасывания составило меньше трех секунд;
2.3.2.2. гол забит пятеркой, при том что ни одна другая миниатюра, в том числе и пятёрка противника, единолично не владела шайбой после вбрасывания;
2.3.2.3. гол забит ударом двойки, тройки или единицы о неподвижную шайбу, прижатую к сетке ворот, напрямую;
2.3.2.4. в момент попадания в ворота шайбы прозвучал сигнал об окончании игры.
2.3.3. Перед началом матча ползунки на полосках счета должны быть установлены в положении "0".
2.3.4. Игрок, забивший гол, должен сдвинуть ползунок на полоске счета в сторону увеличения цифры в окошке ползунка.
2.3.5. Если игрок забил за время матча больше десяти голов, то с десятым голом он переводит ползунок в положение "0", тем самым полоска счета начинает отсчитывать единицы второго десятка.
2.3.6. После окончания матча счет снимается с показаний полосок счёта. Если по какой-то причине игрок не сдвинул вовремя ползунок, то после матча этот гол не учитывается.
2.4. Отсчёт времени
2.4.1. Матч длится пять минут без компенсации времени, потраченного на такие игровые ситуации, как вылет шайбы, взятие ворот, поправление миниатюр, дополнительное вбрасывание и др..
2.4.2. Отсчет времени производится при помощи джингла.
2.4.3. Джингл должен состоять из следующих частей:
2.4.3.1. за тридцать секунд до начала матча начинает играть музыка;
2.4.3.2. за пять секунд до начала матча музыка прекращается, с началом матча производится удар гонга;
2.4.3.3. за 30 секунд до конца матча начинает звучать музыка;
2.4.3.4. за пять секунд до конца матча музыка прекращается с ударом гонга матч прекращается.
2.4.4. Все разделы джингла должны быть отчетливо слышны игрокам и судьям.
2.4.5. Если использование джинглов невозможно или требуется продолжить остановленный матч, то отсчет времени производится вручную по следующим правилам:
2.4.5.1. отсчет времени берётся вручную с использованием секундомера или часов с секундной стрелкой;
2.4.5.2. перед запуском секундомера арбитр предупреждает игроков о начале матча вопросом: «Готовы?»;
2.4.5.3. После подтверждения готовности всех игроков засекающий говорит: "Старт!" - и начинает отсчет времени;
2.4.5.4. за одну минуту до окончания матча засекающий говорит "Осталось одна минута";
2.4.5.5. окончание матча засекающий отмечает словом "Время!".
Глава 3. Оборудование и игровые условия
3.1. Стол
3.1.1. Поверхность стола, с шириной от 60 см и длиной не менее 60 см, должна лежать в горизонтальной плоскости на высоте 73 см от пола, допускается отклонение высоты на 5 см.
3.2. Поляна
3.2.1. Поляна должна соответствовать стандарту STIGA PLAY OFF.
3.2.2. Одна поляна состоит из одного корпуса, двенадцати миниатюр, двух ворот, двух прозрачных бортов, двух полосок счета и четырёх ножек.
3.2.3. Шайба должна скользить по игровой поверхности поляны, согласно следующим стандартам:
3.2.3.1. при установке шайбы на центр поляны она должна оставаться неподвижной, если одну из торцовых частей поляны медленно поднять на высоту 30 см, допускается отклонение высоты на 4 см;
3.2.3.2. шайба не должна оставаться неподвижной при высоте одной из торцовых частей поляны 34 см и выше.
3.2.3.3 Управление миниатюрами должно быть свободным, без сильного трения. Для этого полозья, по которым ходят миниатюры, и поворотные механизмы миниатюр смазываются силиконовой смазкой.
3.2.4. Прозрачные борта должны быть настольно прозрачными, чтобы были видны руки противника. Не допускаются наклейки или маркировка на бортах, мешающие свободному обзору рук противника.
3.2.5. Поляна должна быть закреплена на столе.
3.2.6. Диаметр отверстий, по которым ходят жерди, не должен превышать двойной диаметр жерди.
3.2.7. Не допускаются поляны, у которых механизм миниатюр легко застревает в крайних положениях.
3.2.8. Резинки на жердях не должны проворачиваться при резком повороте миниатюры рукой.
3.2.9. Миниатюры не должны подниматься при резком повороте рычага.
3.2.10. Полоски счета должны быть установлены нулём к центру поляны.
3.3. Шайба
3.3.1. Шайба должна соответствовать стандарту STIGA PLAY OFF.
3.3.2. Поверхность шайбы должна быть гладкой, без заусенцев.
3.3.3. Возле поляны перед началом матча должна быть как минимум одна запасная шайба и быть в пределах досягаемости обоих игроков.
3.4. Игровые условия
3.4.1. Игровое пространство для каждого игрока должно составлять вдоль поляны не менее полутора метров от центра поляны, по ширине не менее шестидесяти сантиметров от центра поляны, по высоте не менее двух с половиной метров от пола.
3.4.2. Освещенность игровой поверхности поляны должна быть равномерной и составлять не менее 200 люкс.
3.4.3. Источники света должны быть расположены выше допустимого уровня игрового пространства и направлены на освещение поляны. При этом они не должны слепить глаза игрокам прямо или через отражение от поляны.
3.4.4. Источники света, направленные на освещение поляны, должны быть ярче ненаправленных.
3.4.5. Температура в игровом зале должна быть не ниже +17°С, но не выше +25°С.
Глава 4. Права и обязанности игрока
4.1. Игрок имеет право:
4.1.1. потребовать не засчитывать гол, если он был забит не по правилам.
4.1.2. самостоятельно устранять несущественные поломки поляны, поправлять свои миниатюры и единицу противника, при условии единоличного владения шайбой.
4.1.3. вбрасывать шайбу, кроме случаев, описанных в 2.2.6 и 2.2.16.
4.1.4. определять правильность произведённого вбрасывания, а также длительность единоличного владения шайбой у одной миниатюры соперника.
4.1.5. на 30 секундную разминку перед началом игры за поляной, где будет проводиться встреча;
4.1.6. ознакомиться с любым игровым оборудованием, которое будет использоваться перед игрой;
4.1.7. остановить игру, если противник явно и намеренно передержал шайбу у одной миниатюры более пяти секунд. Для этого нужно громко сказать "Стоп!" и назначить вбрасывание, вбрасывает при этом игрок, остановивший игру;
4.1.8. использовать неигровое оборудование, такое как стулья, табуретки, секундомер, подставки для полотенец, воды и др., если оно удовлетворяет следующим условиям:
4.1.9.1. оборудование не используется для управления настольным хоккеем;
4.1.9.2. оно располагается на стороне игрока, не на поляне, не над поляной и не мешает противнику;
4.1.9.3. оно не издает звуков, отвлекающих от игры: имитации звуков джинглов, голоса засекающего время вручную, звуки игровой ситуации, а также излишне громких или резких звуков;
4.1.10. передвигать шайбу миниатюрами при помощи жердей;
4.1.11. ударять своими миниатюрами по миниатюрам противника для того, чтобы отнять шайбу или помешать противнику свободно владеть шайбой, а также сдвигать миниатюры противника своими миниатюрами;
4.1.12. получать советы в неигровое время (перерывы между матчами, разминка, технические остановки, другое время), а также в игровое время в момент отсутствия шайбы на поле.
4.2. Игроку во время игры запрещено:
4.2.1. намеренно гнуть жерди поляны;
4.2.2. проводить разминку в момент звучания джингла.
4.2.3. удерживать шайбу у одной миниатюры более 5 секунд. При этом время, потраченное на поправление поляны игроком или арбитром, не учитывается при подсчёте времени единоличного владения шайбой миниатюры.
4.2.4. осуществлять действия, направленные на изменения результата или хода игры через сдвигание или сотрясение поляны, изменение положения полосок счёта;
4.2.5. затягивать игровое время;
4.2.6. поправлять миниатюры противника без его разрешения, за исключением единицы.

Раздел 2. Общие правила проведения соревнований

Глава 5. Игровые схемы
5.1. Настоящие Правила предусматривают следующие игровые схемы:
а) игры на выбывание;
б) игры по круговой системе;
в) игры по сумме двух встреч.
5.2. Целью игр на выбывание является выявление сильнейшего игрока в серии очных поединков между двумя игроками в настольный хоккей.
5.3. Серия игр на выбывание на стадии выявления победителя турнира или победителя лиги проводится до четырех побед одного из игроков.
5.4. Круговая система представляет собой отрезок соревнований, при котором трое и более игроков объединены в группу, и каждый игрок проводит равное количество игр с каждым соперником по группе.
5.5. Целью проведения игр по круговой системе является выявление группы сильнейших игроков или нескольких групп игроков, разных по силе, реже одного сильнейшего игрока.
5.6. При игре по круговой системе для выявления победителя берутся следующие показатели (приведены в порядке значимости):
а) общее количество набранных очков;
б) очки, набранные в матчах между игроками с равным количеством очков;

В) разница забитых и пропущенных шайб в матчах между этими игроками;

Г) большее количество забитых шайб в матчах между этими игроками;

Д) общая разница забитых и пропущенных шайб в групповом турнире;

Е) большее общее количество забитых шайб, забитых в групповом турнире;

5.7. Игры по сумме двух встреч - это серия из двух матчей, победителем в которой считается тот, кто в двух очных поединках имеет лучшую разницу забитых-пропущенных голов. В этой игровой схеме возможна ничья в отдельно взятом матче. А случае итогового равенства голов назначается дополнительное время до первого забитого гола.
5.8. Игры по сумме двух встреч используются для быстрейшего выявления тех игроков, которые будут участвовать в основной сетке турнира. Как правило, в случаях большего числа зарегистрировавшихся на турнир игроков, чем это указано в регламенте турнира.
5.9. Матчи проходят подряд с перерывом не более 3 минут при этом. В случае если дополнительное время одной из пар превышает две минуты, через минуту после окончания их матча начинается следующий тур игр на выбывание.
5.10. Начальные стороны игроков и поляна определяются расписанием. Если расписанием не заданы стороны игроков или поляна, то это определяется игроками по договоренности, если договоренность не была быть достигнута, то решение принимается арбитром матча, который может назначить жребий.
5.11. После каждого матча игроки меняются сторонами. Поляна должна оставаться той же, кроме случаев со значительной поломкой поляны.
Глава 6. Требования к проведению фото- и видеосъёмок на официальных соревнованиях.
6.1. Разрешается:
6.1.1 С согласия игроков матча проведение съемки со штатива в пределах игрового пространства, если оно удовлетворяет следующим условиям:
6.1.1.1. камера и штатив расположены вне непосредственной близости к игрокам;
6.1.1.2. если камера находится над поляной, она и поддерживающие ее конструкции должны находиться не ниже 55 сантиметров над уровнем игровой поверхности поляны.
6.2. Запрещается:
6.2.1. использовать неигровое оборудование участника соревнований оно наносит урон оборудованию организаторов соревнований;
6.2.2. съемка игры фотокамерой или видеокамерой в пределах игрового пространства;
6.2.3. съемка игры фотокамерой или видеокамерой со вспышкой или с осветительными приборами с расстояния ближе 1,5 метров от игрового пространства.
Глава 7. Участники соревнований
7.1. Категории участников
7.1.1. Правила выделяют такие категории участников:
7.1.1.1. основная - все игроки в настольный хоккей без исключения;
7.1.1.2. женская - игроки женского пола без ограничений по возрасту;
7.1.1.3. юниорская - игроки мужского пола, которые на момент начала соревнования не достигли 18-летнего возраста;
7.1.1.4. ветеранская - игроки, которые на момент начала соревнования достигли 40-летнего возраста; Категории участников
7.1.1.5. командная - игроки, входящие в состав команды, заявленной на командное соревнование.
7.2.1. Допуск к соревнованиям производится в соответствии с регламентом соревнования после регистрации на основании своевременно поданной заявки, если она требуется.
7.3. Права и обязанности участника
7.3.1. Участник соревнований имеет право:
7.3.1.1. обратиться в судейский комитет с просьбой предоставить арбитра на матч против конкретного противника;
7.3.1.2. остановить игру и вызвать организаторов для устранения технических неполадок, в частности, плохо закреплённые миниатюры, изогнутые жерди и прочее.
7.3.1.3. потребовать прекращение фото- и или видеосъемки по ходу встречи, если перед этим он не давал согласие на её проведение.
7.3.2. Участник соревнований обязан:
7.3.2.1. соблюдать Правила и регламент соревнования;
7.3.2.2. провести все предусмотренные регламентом матчи;
7.3.2.3. быть корректным по отношению к соперникам, судьям и зрителям.
7.3.3. Участнику соревнования запрещено:
7.3.3.1. обнулять полоски счёта до тех пор, пока результат игры не будет зафиксирован в протоколе;
7.3.3.2. грубое поведение и другие неуважительные действия по отношению к организаторам соревнований, соперникам и зрителям;
7.3.3.3. игрок должен выступать в футболке или рубашке с короткими рукавами при соблюдении организаторами температурного режима;
7.3.3.4. игрок должен снять на время игры с себя украшения, часы и другие предметы, которые могут зацепиться за жерди и тем самым погнуть их;
7.3.3.5. любые вопросы о законности или приемлемости игровой одежды должны решаться организаторами соревнований;
Глава 8. Организаторы соревнований
8.1. Для проведения турнира обязательно наличие организационного, статистического и судейского комитетов.
8.2. Задачами организационного комитета являются составление регламента турнира, обеспечение турнира качественным инвентарём и необходимыми игровыми условиями в соответствии с пунктами 3.2, 3.3, 3.4. настоящих Правил и регламентом турнира.
8.3. Регламент турнира должен содержать следующие пункты:
8.3.1. название, категория, цели турнира;
8.3.2. даты, время, место проведения, сроки регистрации;
8.3.3. состав, группы, минимально и максимально допустимое количество участников;
8.3.4. турнирная сетка с точным указанием игровых схем, которые будут использоваться на турнире, количеством этапов и длительности перерывов между этапами;
8.3.5. распределение функций организационного, статистического и судейского комитетов;
8.4. Основными задачами статистического комитета являются:
8.4.1. составление и реализация системы равномерного распределения играющих пар;
8.4.2. проведение жеребьёвки;
8.4.3. подсчёт результатов игр.
8.5. Задачей судейского комитета является обеспечение выполнения настоящих Правил и регламента турнира всеми участниками соревнований.
8.6. Судейский комитет состоит из Главного судьи, заместителя главного судьи и арбитров.
8.7. Главный судья формирует судейский корпус, назначает судей на матчи, принимает решения о вынесении наказания в виде технического поражения в случае нечестной игры, дисквалификации игрока на весь турнир, принимает жалобы на неудовлетворительное судейство подчинённых ему заместителя Главного судьи и арбитров.
8.8. Главный судья может выступать в роли арбитра.
8.9. Заместитель главного судьи может замещает Главного судью или выступать в роли арбитра.
8.10. Арбитр принимает жалобы, вбрасывает шайбу в дополнительное время, заполняет и сверяет протоколы, а также решает другие вопросы, связанные с выполнением настоящих Правил и не относящиеся к полномочиям главного судьи.
8.11. Права и обязанности арбитра.
8.11. Арбитр имеет право:
8.11.1. вбрасывать шайбу;
8.11.2. устранять мелкие технические неполадки, связанные с игровым оборудованием;
8.11.3. остановить матч и заменить поляну, на которой играют игроки, если она не соответствует стандартам, описанным в настоящих Правилах;
8.11.4. назначить жребий в спорных ситуациях, если другое решение не может быть принято;
8.11.5. назначать техническое поражение в случае неявки игрока или игроков;
8.12. Арбитр обязан:
8.12.1. осуществлять дополнительный контроль времени матча;
8.12.2. фиксировать нарушения Правил;
8.12.3. применять санкции к нарушающим Правила;
8.12.4. заполнять протокол матча.

8.13. Арбитр не имеет права комментировать текущую игру, вести диалог с игроками, выходящий за рамки прямых обязанностей арбитра матча.
8.14. Допускается совмещение должностей в разных комитетах одними и теми же лицами.
8.15. Допускается совмещение организационных функций с участием на турнире в качестве игрока.
8.16. Все члены судейского комитета обязаны знать настоящие Правила.
8.17. Перед началом турнира джингл должен быть проигран для ознакомления игроками.
8.18. На протяжении всего турнира должен быть использован один и тот же джингл.
8.19.. При нарушении правил съемки организаторы должны потребовать прекратить съемку.
Глава 9. Сбор результатов игр
9.1 Для подсчета результатов игр турнира судейским комитетом используются протоколы.
9.2. Лист протокола результатов игры должен быть составлен до начала матча.
9.3. Место положения протокола результатов игры должно быть известно и доступно всем участникам игр, результаты которых в нем протоколируются.
9.4. Организаторы должны обеспечить доступность протокола для участников матча с целью более удобного внесения результатов. Рядом с листом протокола должна быть ручка.
9.5. Лист протокола должен содержать:
9.5.1. номер стола;
9.5.2. номер тура;
9.5.3. фамилии и имена обоих игроков;
9.5.4. свободное место для занесения результата матча;
9.5.5. место для подписи участника поединка, занесшего результат в протокол.
9.6. Структура протокола должна быть понятной, и данные, относящиеся к каждой игре, должны быть отделены друг от друга.
9.7. Протокол может иметь записи нескольких игр, проводящихся на одной и той же поляне, в рамках одного этапа турнира.
9.8. По окончании матча победитель игры должен занести результат в протокол.
9.9. При ничьей результаты в протокол заносит любой из игроков пары, по договоренности между ними.
9.10. Каждый, кто заносит результат игры в протокол, рядом ставит личную подпись, и тем самым подтверждает верность занесенных данных.
9.11. Все данные, заносящиеся в протокол, должны быть вписаны разборчиво и без исправлений. Если требуется исправление, то оно осуществляется либо арбитром матча, либо главным судьёй соревнований, а рядом с исправленным результатом должны стоять подписи обеих сторон матча и судьи, исправившего данные в протоколе.
Глава 10. Нарушения Правил и наказания
10.1. Виды наказаний.
10.1.1. В случаях нарушения правил, применяются следующие наказания:
а) устное предупреждение;
б) техническое предупреждение со счётом 0:10;
в) дисквалификация.
10.2. Порядок применения наказаний к нарушителю Правил.
10.2.1. Нарушением Правил считается только нарушение, которое было зафиксировано судейским комитетом. Оценки других лиц не могут быть поводом для назначения каких-либо наказаний.
10.2.2. Степень строгости судейства должна быть одинаковой на протяжении всего турнира и не должна выходить за рамки, определённые настоящими Правилами.
10.2.3. Устное предупреждение выносится в любой момент матча, если нарушение единично и, по мнению арбитра матча, не является достаточно серьёзным.
10.2.4. Если устное предупреждение - недостаточная мера наказания, то нарушившему игроку может быть назначено техническое поражение.
10.2.5. В случае грубых или неоднократных нарушений Правил или регламента турнира судейский комитет может назначить дисквалификацию.
10.2.6. Решение о назначении дисквалификации принимается судейским комитетом коллегиально, при участии Главного судьи.
10.2.7. Дисквалификация - это лишение права принимать участие в турнире.
10.2.8. Дисквалифицированный игрок удаляется из турнирной таблицы и занимает последнее место в турнире. Если таких игроков несколько, то для определения более высокого места учитывается добытый игроками в ходе турнира результат, а также более высокое место в рейтинге.
10.2.9. Игрок, опоздавший на матч более чем на 30 секунд, согласно расписанию, считается не явившимся на матч игроком.
10.2.10. Участнику, не явившемуся на матч или отказавшемуся от продолжения матча без согласия соперника, назначается техническое поражение.
10.2.11. В случае если оба игрока не явились на матч, то каждому из них назначается техническое поражение.
10.2.12. Умышленная порча игрового оборудования, целью которого является попытка повлиять на ход игры, наказывается техническим поражением или дисквалификацией.

Правила игры в настольный хоккей

1. Игроки обязаны вести себя в соответствии с нижеследующим Кодексом Поведения Игрока. В любое время все игроки обязаны вести себя честно, в хорошем спортивном духе. Настольный хоккей с момента зарождения был и всегда будет "спортом джентльменов".

2. Игровое поле: модель и подготовка

2.1. Для игры должны использоватся поля STIGA

2.2. Пластиковые углубления в воротах должны быть удалены.

2.3. Поля должны быть прикреплены к столу.

2.4. Скорость скользения на поверхности поля должна поддерживаться такой же, как на поле, полученном с завода.

3. Фигуры

3.1. Для игры должны использоваться фигуры версии PLAY-OFF фирмы STIGA (все фигуры имеют клюшку с одной стороны).

3.2. ITHF может разрешить использование других версий фигур STIGA, если на то имеются убедительные причины.

4. Матчи

4.1. Матч продолжается пять (5) минут.

4.2. Время игры продолжает идти, даже если шайба покинула игровое поле.

4.3. Для всех матчей должен использоваться звуковой таймер.

4.4. Четкий и безошибочный сигнал (музыка или звуковое предупреждение), извещающий о скором начале матча, должен быть подан в любой момент не ранее 30 и не позже 15 секунд до начала матча. В течение игры звуковой таймер должен указывать определенные интервалы (трети матча или минуты) различными сигналами; в последние тридцать (30) секунд матча звучит музыка. Матч заканчивается финальным сигналом.

4.5. Если матч должен быть переигран с начала (например, если неисправен таймер), игра начинается с того счета, на котором был прерван матч.

4.6. Если игрок не находится перед полем в готовности к игре в течение тридцати (30) секунд после начала игры, он/она автоматически проигрывает этот матч со счетом, указанным в правилах соревнования.

4.7. Если игрок во время матча отказывается продолжать игру, а его противник настаивает на продолжении, голы, забитые им во время игры автоматически аннулируются, а его противник может прибавить к своим дополнительные пять (5) голов.

4.8. Во время матчей на вылет, в случае ничьей по истечении пяти (5) минут, назначается овертайм. Овертайм начинается со вбрасывания. Победителем объявляется тот, кто забьет первый гол ("внезапная смерть").

5. Вбрасывания

5.1. Все матчи начинаются с шайбой, находящейся в центре площадки. Игра начинается со стартового сигнала. Если один из игроков сдвинет шайбу до сигнала, производится вбрасывание.

5.2. Вбрасывания выполняются отпусканием шайбы над центром площадки.

5.3. Центрфорварды и левые защитники до вбрасывания должны находиться на своей стороне от красной средней линии поля, вне центрального круга, и не должны вводиться в центральный круг, пока шайба не коснется точки центра.

5.4. Шайба должна быть отпущена с высоты примерно в пяти (5) сантиметрах над головами фигур, причем отпускающая рука должна быть неподвижна, а шайба расположена плоской стороной вниз и видна игрокам.

5.5. До отпускания шайбы игрок обязан убедиться, что противник готов к игре. Если вбрасывание было выполнено неверно, противник может потребовать нового вбрасывания или выполнить вбрасывание сам. Если игрок выполняет много неверных вбрасываний в игре на вылет, его противник может потребовать нейтрального вбрасывающего.

5.6. Гол, забитый в течение трех (3) секунд после вбрасывания, не засчитывается. Это правило действует также и в том случае, когда вбрасывание производится нейтральным человеком.

5.7. Шайба должна отразиться от борта, или одна из фигур, но не центрфорвард, должна овладеть шайбой, прежде чем гол может быть засчитан.

5.8. Во время овертайма матчей на вылет, игроки могут попросить нейтрального человека выполнять вбрасывания, и они могут согласиться на следующий вариант вбрасвания: нейтральный вбрасывающий помещает шайбу в центр поля, просит обоих игроков объявить "Готов", после чего объявляет "Начали".

6. Взятие ворот

6.1. Взятие ворот засчитывается, если шайба осталась в площади ворот. Если шайба вылетела из ворот, взятие не засчитывается, и игра продолжается без остановки.

6.2. Шайба должна быть удалена из сборника шайб (если такой имеется в воротах) до следующего вбрасывания.

6.3. Гол, забитый напрямую в результате прижимания неподвижной шайбы к обрамлению ворот или вратарю, не засчитывается. Если же после такого действия шайба по пути в ворота отразилась от борта или от другой фигуры, гол засчитывается.

6.4. Не разрешено забивать гол туловищем фигуры (не клюшкой) после обработки шайбы. Однако, гол, забитый правой ногой фигуры, считается, если она использовалась, как клюшка (т.е. поворотом фигуры). Гол, забитый туловищем фигуры, засчитывается, если шайба не была остановлена (обработана) этой фигурой.

6.5. Если гол забит во время звучания финального сигнала, он не засчитывается.

6.6. Если любая фигура или голкипер ломается в то время, когда забивается гол, гол засчитывается.

6.7. Гол, забитый за счет сдвигания всего поля, не засчитывается.

7. Правило Площади Ворот

7.1. Если шайба остановилась в площади ворот и касается линии ворот, защищающийся игрок может объявить "блок" и произвести вбрасывание.

7.2. Если шайба остановилась в площади ворот, но не касается линии ворот, защищающийся игрок обязан продолжать игру.

8. Правило Владения Шайбой

8.1. Запрещено владение шайбой, если не предпринимается видимых попыток забить гол. Такое поведение рассматривается, как пассивная игра.

8.2. Если наблюдается стремление к пассивной игре, противник может дать предупреждение, сказав "пассивная игра". Это дает возможность игроку, владеющему шайбой, сменить способ атаки, чтобы избежать потери шайбы. Если пассивная игра продолжается, противник может потребовать вбрасывания.

8.3.Если шайба находится во владении одной фигуры без пасов или бросков, предупреждение может быть дано только после того, как пройдут пять (5) секунд с момента, как фигура получила контроль над шайбой.

8.4. Если расхождение во мнениях относительно пассивной игры происходят во время матчей на вылет, или если несколько игроков во время любого этапа соревнования обвинят одного игрока в пассивной игре, назначается нейтральный человек (рефери), с кандидатурой которого согласны оба игрока, для наблюдения за последующей игрой (играми). Если назначен рефери, игроки не подают сигнал предупреждения сами, и вбрасывания из-за пассивной игры могут производиться только рефери.

8.5. Если игрок неоднократно игнорирует правило о пассивной игре в течение турнира, судьи соревнования могут принять решение переиграть такие игры под наблюдением рефери. Если количество таких игр слишком велико (более, чем три (3)), судьи соревнования могут принять решение и засчитать этому игроку поражения во всех этих играх со счетом, указанным в правилах соревнования.

9. Помехи в игре.

9.1. Прижимать фигуры разрешено только если игрок полностью контролирует шайбу.

9.2. Если соперник забивает гол в то время, как игрок прижимает свои фигуры, гол засчитывается.

9.3. Если игрок замечает, что одна из фигур соперника приподнята на штыре, он может попросить соперника прижать фигуру, и тот обязан сделать это. Игра может быть продолжена, когда соперник готов к игре.

9.4. Если игрок передает шайбу другой фигуре, одновременно прижимая фигуры, производится вбрасывание.

9.5. Грубая игра, выражающаяся в тряске поля так, что шайба начинает двигаться, запрещена.

9.6. Если любая фигура теряет шайбу в результате тряски поля (соперником), шайба должна быть возвращена этой фигуре.

10. Прерывание игры

10.1. В случае любой необычной ситуации (например, поломка механизма, штыря, или поля, смещение ворот, выключение света, появление нескольких шайб на поле, кто-то или что-то отвлекает одного из игроков), игра немедленно прерывается. Игрок может прервать игру, сказав "стоп", если противник не заметил неординарную ситуацию. Игра возобновляется, когда оба игрока снова готовы играть.

10.2. Если игра прерывается, и при этом теряется значительное время, потерянное время добавляется к оставшемуся до конца игры, и матч доигрывается.

10.3. Голы, забитые, когда игра была прервана, не засчитываются.

10.3. Если игрок несомненно владел шайбой до прерывания игры, игра продолжается с шайбой в той точке, где она находилась; в ином случае производится вбрасывание.