Термины классического танца. Методические рекомендации к изучению французских терминов классического танца

МБОУДОД «Детская школа искусств» г. Яровое

Краткий

СЛОВАРЬ

французских терминов

классического танца

Составитель: В.Г.Волошина

Концертмейстер ДШИ г. Яровое

г. Яровое

2014 г.

Введение

Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Экзерсис у опоры или на середине – это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно. Экзерсис стоит из одних и тех же элементов.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы.

Soubresaut – (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.

Saut de basque – (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu – (сутеню) выдерживать, поддерживать.

Suivi – (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.

Sur le cou de pied – (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Sus-sous – (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.

Temps lie – (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм

Тombё - [томбе] падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie

Tours chaines (тур шене), цепочка поворотов следующие друг за другом слитные полуповороты с ноги на ногу на полупальцах или на пальцах с продвижением вперёд, в сторону или назад.

Adajio – (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.

Allonge – (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.

Aplomb – (апломб) устойчивость.

Arabesque – (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.

Arrondi – (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.

Assemble – (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Attitude – (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Balance – (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

Pas ballonne – (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце – характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.

Pas ballotte – (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire – (балансуар) качели. Применяетсяв grand battement jete.

Batterie – (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Battus – (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.

Bourree pas de – (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Brise - (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Basque pas de – (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.

Battement – (батман) размах, биение; упражнение для ног.

Battement tendu – (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.

Battement fondu – (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.

Battement frappe – (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.

Battement double frappe – (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.

Battement developpe – (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

Battement soutenu – (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.

Cabriole – (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.

Preparation – (прэпарасьон) приготовление, подготовка.

Releve – (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

Releve lent – (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.

Renverse – (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.

Rond de jambe par terre – (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air – (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.

Royal – (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.

Saute – (сотэ) прыжок на месте.

Simple – (семпль) простой. Простое движение.

Sissonne – (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee – (сисон ферме) закрытый прыжок.

Sissonne ouverte – (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple – (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee – (сисон томбэ) прыжок с падением.

Pas d`actions – (па д`аксион) действенный танец.

Pas de deux – (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.

Pas de trios – (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.

Pas de quatre – (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.

Passe – (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

Petit – (пти) маленький.

Petit battement – (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette – (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Pique - [пике] легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

Plie – (плие) приседание.

Pointe – (пуантэ) носок, пальцы.

Port de bras – (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.

Chain – (шен) цепочка.

Changement de pieds – (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.

Pas chasse – (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Chat, pas de – (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.

Ciseaux, pas – (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

Coupe – (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.

Pas Couru – (па курю) пробежка.

Croisee – (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.

Degagee – (дегаже) освобождать, отводить.

Demi plie – (деми плие) полуприседание.

Developpee – (девлоппэ) вынимание.

Dessus-dessous – (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

Ecartee – (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee – (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.

Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.

Pas Emboite – (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors – (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.

En dedans – (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.

En fase – (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant – (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.

Entrechat – (антраша) прыжок с заноской.

Entrechat-tromis – (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.

Entrechat-quatre – (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-six - (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.

Epaulement – (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.

Exercice – (экзерсис) упражнение.

Flic-flac – (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.

Fouette – (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.

Fermer – (фермэ) закрывать.

Faille, pas – (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Galoper – (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.

Glissade – (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand – (гранд) большой.

Jete – (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

Jete entrelace – (жетэ антрэлясэ) entrelacee – переплетать. Перекидной прыжок.

Jete ferme – (жетэ фермэ) закрытый прыжок.

Jete passé – (жетэ пассэ) проходящий прыжок.

Lever – (левэ) поднимать.

Pas – (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».


В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ - ЧАСТЬ 1

Прыжки классического танца крайне разнообразны по виду. При их разборе мы увидим, что они делятся на две основные группы. В первой группе-прыжки воздушные: для такого прыжка танцующий должен сообщить движению большую силу, должен замереть в воздухе. Во второй группе-движения, которые нельзя сделать, не отрываясь от земли, без прыжка: но они не устремлены вверх, а, как ползучие растения, стелются по земле.

К таким ползучим партерным прыжкам относятся:

pas glissade, pas de basque и jete en tournant в исполнении первой своей части.

Воздушные прыжки в свою очередь подразделяются на четыре вида:

1)прыжки с двух ног на две, среди них: а) исполняемые непосредственно сVпозиции: changement de pied, echappe, soubresaut; б) исполняемые с предварительным отведением ноги сVпозиции в сторону и приведением ее обратно вVпозицию: assemble, sissonne fermee, sissonne fondu, sissonne tombee, pas de chat, failli, chasse, cabriole fermee, jete ferme fondu;

2)прыжки с двух ног на одну имеют тоже разновидности: а) когда сначала отрываются от пола двумя ногами, а заканчивают движение на одну ногу (в позе), к ним относятся: sissonne ouverte, sissonne soubresaut, ballonne, ballotte, rond de jambe en 1"air saute; б) когда движение начинается выбрасыванием ноги (делается взлет), а кончается остановкой на той же ноге в позе, к ним относятся:jeteсVпозиции, grand jete,начинающееся сVпозиции,jeteс продвижением по полкруга, emboote;

3)прыжки с одной ноги на другую: jete entrelace, saut de basque, jete passe, jete на attitude (когда оно исполняется с preparation IVпозиции croisee);

4)прыжки комбинированные, по своей структуре состоящие из нескольких элементов: jete renverse, sissonne renversee, grand pas de basque, rond de jambe double, pas ciseaux, balance, jete en tournant и grand fouette.

Прыжки воздушные могут быть малые и большие, но, независимо от их степени, отрыв танцующего от пола должен быть всегда виден.

При развитии прыжка следует руководствоваться следующими указаниями.

1.Перед всяким прыжком должно быть сделаноdemi-plie.

Так как главным фактором подачи силы при отделении танцующего от пола служит ступня, необходимо при выработке прыжка обращать особое внимание на правильноеdemi-plie,т. е. не отделять пяток от пола.

2.В момент прыжка следует держать ноги напряженно вытянутыми в колене, подъеме и пальцах, если прыжок делается двумя ногами. Если же он делается на одну ногу, другая принимает требуемое позой положение, причем надо строго соблюдать выворотность верхней части ноги и стройность спины, т. е. не выпячивать ягодиц.

3.После прыжка ноги должны коснуться пола сначала носком, затем плавно перейти на пятку и опуститься наdemi-plie,после чего вытянуть колени.

Как справедливо говорил Волынский, элевация состоит из двух элементов: собственно элевации и баллона. Элевация в собственном смысле слова есть взлет: человек отделяется от земли и делает высокий прыжок по воздуху, но такой прыжок может быть бессодержательным или гимнастически-акробатичным. Какой-нибудь акробат может перепрыгнуть через10человек, поставленных в шеренгу, изумляя ловкостью, но признать за ним элевацию классического порядка нельзя: это механический фокус, обусловленный хорошо тренированными мышцами. Чтобы была танцевальная элевация, необходимо к прыжку присоединить баллон. Под баллоном разумеется способность танцовщика задержаться в воздухе в определенной позе. Танцующий как бы замирает в воздухе. И вот, когда мы имеем дело с высоким прыжком, соединенным с баллоном, мы и говорим о классической элевации. Она развивается целым рядом движений, как то: для развития прыжка, оканчивающегося на две ноги, служит changement de pieds, для развития прыжка “трамплинного типа” с движением вперед, назад и в сторону на одну ногу служит pas ballonne.

Эти подготовительные pas для большой элевации необходимо проделывать с упорством и вниманием на тре-тьем-четвертом году обучения и проходить их в большом количестве.

К изучению прыжков подходят постепенно и издалека. Для детей и начинающих первоначальным упражнением служит следующее: стать вIпозицию,demi-plie,оттолкнуться пятками и прыгнуть, захватив вытянутые пальцы, выгнув подъем и вытянув колени; опускаясь, касаться пола носком, в следующий момент опуститься на пятки наdemi-plie,выпрямиться и вытянуть колени. Такое изучение прыжка на две ноги у палки можно начать, когда постигнут экзерсис, т. е. после первого полугодия обучения(рис.48). То же делается соIIиVпозиций. Эти прыжки называются temps leve.После чего переходим к changement de pieds.

При прохождении temps leve на середине зала, оно часто делается на одной ноге, т. е. одной ногой производится прыжок, другая сохраняет положение, принятое до прыжка.

Рис.48. Temps leve на две ноги

CHANCEMENT DE PIEDS

Petit changement de pieds. Стать в V позицию, правая нога впереди,demi-plie,оттолкнуться от пола, прыгнуть вверх, захватив вытянутые пальцы, выгнув подъем и вытянув колени; опускаясь на пол, подменить ноги, левая будет впереди. Опускаться так же: сначала носком, затем пяткой, заканчивая движениеdemi-plieвVпозицию. Прием вырабатывает мягкость и эластичность прыжка, устраняя всякую его жесткость(рис.49).

Рис.49. Petit changement de pieds

Для более подготовленных учениц я предпочитаю другую разновидность petit changement. Все проделывается совершенно так же, но прыжком не надо отрывать ноги от пола, носок все время в соприкосновении с полом, вы только как бы встаете на пальцы. Движения исполняются непрерывной цепью, без упора наplie,хотя надо заметить, что акцент делается не в воздух, а в пол, наplie.

В таком виде это упражнение еще эффективнее и действительнее в своих результатах и применяется в конце экзерсиса на середине зала (как заключительная часть allegro) в быстром темпе.

Grand changement de pieds.Для этого упражнения demi-plie делается поглубже, более напряженно; чтобы выше подняться в воздух, нужно сильно оттолкнуться пятками от пола, соединив ноги вместе; с

Рис.50. Grand changement de pieds:

a -итальянский: б - русский

вытянутыми коленями, стараться держаться в этом положении возможно дольше и лишь в последний момент подменить ноги. Опускаться в той же последовательности, как и в petit changement. He следует при перемене ног в воздухе широко их раздвигать-тогда вы потеряете форму changement de pieds, назначение которого есть перемена ног вVпозиции. Ноги надо раздвинуть на расстояние, необходимое для этого переноса(рис.50,б}.

При первоначальном изучении прыжков нужно обращать особое внимание на руки, которые должны оставаться совершенно спокойными от плеч до кистей, слегка закругленными, как в подготовительном положении, они не должны подергиваться, как бы помогая движению ног.

В итальянском экзерсисе при исполнении changement de pieds принято ноги подгибать(рис. 5O, a).

PAS ЁСНАРРЕ

Petit echappe. Demi-plie вVпозиции, оттолкнуться пятками и сразу же с вытянутыми пальцами и коленями прыжком перейти наIIпозицию наdemi-plie,строго соблюдая правило, указанное дляplieнаIIпозиции; возвращаясь обратно таким же прыжком, с вытянутыми пальцами и коленями, закончить вVпозиции(рис.51).


Рис.51. Petit echappe

Это pas можно делать и вIVпозиции на croise и efface, придавая соответствующую позу рукам. Но вообще на таких небольших прыжках позы рук не должны быть высоки. Высокое положение рук следует оставить для больших прыжков. Делая echappe, необходимо следитьза равномерным рИё обеих ног, особенно быть к этому внимательным при исполненииechappeсIVпозиции.

Echappe можно делать, заканчивая его на одну ногу.

Pas исполняется так же, только заключение другое:

ноги возвращаются не наVпозицию, а одна из них идет sur le cou-de-pied вперед или назад. И это echappe делается как наII,так и наIVпозициях.

Grand echappe. Если в petit echappe, в прыжке, ноги сразу же раскрываются наIIпозицию, то в grand echappe, послеdemi-plie(поглубже), вытянуть ноги, соединенные вVпозиции во время возможно более высокого прыжка, и только падая раскрыть их наIIпозицию. Возвращаться вVпозицию также с большого прыжка, сильно оттолкнувшись пятками от пола(рис.52).


Рис.52. Grand echappe

Это echappe можно также заканчивать на одну ногу, падая на attitude, arabesque или на developpe вперед на90°,т. е. вообще в большую позу.

PAS ASSEMBLE

Assemble является существенным началом для выработки прыжка вообще. Это надежный фундамент и первый шаг к танцу для начинающих. Несмотря на некоторую сложность, assemble - одно из начальных pas. Его рано вводят в экзерсис, так как, когда ученики его поймут, дальнейшее постигается ими уже легче.

Стать вVпозицию, правая нога впереди,demi-plieи одновременно левая нога отводится скользящим движением в сторонуIIпозиции и, вытянутая, касается носком пола воIIпозиции; правой ногой, оставшейся вplie,оттолкнуться от пола, вытянув пальцы и колено; левая нога одновременно с правой возвращается вVпозицию вперед наdemi-plie(рис.53).

С этогоplieдвижение повторяется с другой ноги, и таким образом при исполнении этого pas достигается небольшое продвижение вперед.

Необходимо следить за точностьюIIпозиции, т. е. не позволять ноге отклоняться на ecarte вперед или назад; точность при первоначальном изучении этого pas гарантирует впоследствии правильное исполнение его более сложной формы- grand assemble.


Рис.53. Assemble

Assemble делается и с продвижением назад следующим образом:Vпозиция, правая нога впереди, вынести ее наIIпозицию и при заключении поставить назад вVпозицию. В таком виде (в два темпа) assemble изучается первоначально.

В следующей по трудности стадии нога проходитIIпозицию на высоте45°(условно) без акцента наIIпозиции. Такое assemble исполняется в один темп. В заключение проходят grand assemble.

Grand assemble. Если делать его назад, правая нога выбрасывается на90°наIIпозицию, как на grand battement; последующий прыжок-большой-относит танцующего в сторону. В этот момент левую ногу нужно поднести к правой спереди и сомкнутыми задержать их в воздухе, затем одновременно обеими ногами опуститься вVпозицию на demi-plie.

Итальянцы для впечатления большей высоты прыжка после grand battement поджимают ноги, прежде чем опуститься вVпозицию. Это лоджимание ног в прыжке придает танцу характер гротеска, нарушая его классическую линию(рис.54).

Grand assemble применяется обыкновенно в наиболее выигрышный момент исполнения. Чтобы взять force на такое большое движение, эффектнее сделать перед ним preparation или в виде glissade, или в такой форме: проделать grand developpe вперед, упасть на эту ногу на plie и оттолкнуться посильнее, забрасывая другую ногу наIIпозицию на90°;отталкивание происходит энергичнее, и все движение выигрывает.


Рис.64. Assemble (итальянское)

Вообще, чтобы выделить прыжок и усилить его впечатление, следует сопровождать его не равноценным по величине, а меньшим. Одно движение выигрывает за счет другого. Например, в “Дон Кихоте” в сцене сна последовательные soubresaut и assemble надо исполнять, давая большую силу и высоту прыжка на soubresaut, и тогда следующее assemble - среднее как заканчивающее движение. Таким образом выделяется и подчеркивается первое движение, и, наоборот, можно исполнять вместо soubresaut проходящее failli и всю силу прыжка давать на assemble.

При первоначальном изучении assemble я не ввожу участия рук и добиваюсь только, чтобы их привыкли держать свободно и не связанно, чтобы ими не дергали.

Когда assemble усвоено учащимися, можно ввести движение рук. Кисти рук вместе с ногой приоткрываются в сторонуIIпозиции и в заключительнойVпозиции как бы закрываются, соединяясь в подготовительном положении. Затем начинают применять повороты головы. При продвижении ноги и рук наIIпозицию голову нужно держать профильно, в противоположную сторону от открываемой ноги, при окончании assemble повернуть голову в другую сторону также профилем. Указание поворота головы в профиль я делаю потому, что иначе неопределенность поворота делает голову как бы склоняющейся к плечу, что дает слабое, вялое впечатление.

В старших классах, когда assemble исполняется непосредственно одно за другим, его делают у меня без участия рук; и только в сложных комбинациях, вырабатывающих уже танцовщицу, я ввожу в исполнение assemble участие рук. Assemble делается во всех направлениях, вперед, назад, croise, efface и т. д.

В заключение приходится настаивать на точном за-канчивании assemble вVпозицию во время урока. Если на сцене, в танце, приходится иногда не совсем точно исполнять pas, то для того, чтобы его правильность не потерялась, танцовщица должна ежедневным экзерсисом, исполняемым педантично и ревностно, сохранять и поддерживать выработанные формы своего танца. Чем более упражняется танцовщица в экзерсисе, тем менее она делает ошибок на сцене. Для того и предназначен ежедневный урок.

Так же как книга сложена из слов, дом из кирпичей, любой балет сложен из движений. Строгие, раз и навсегда установленные позиции рук и ног, позы, прыжки, вращения, связующие движения – основа классического танца. Соединяя эти движения, выстраивая их в определенном порядке, балетмейстер создает хореографический рисунок балета.
Красота и сила движений зависят от того, точно ли они выражают характер музыки, и от того, какой смысл вкладывают в них постановщик – балетмейстер и исполнитель – артист балета. И оказывается, что одно и то же движение может выглядеть по-разному, может быть добрым и злым, отважным и трусливым, красивым и уродливым, и зависит это иногда от наклона головы, иногда от положения рук и корпуса, от силы и выразительности прыжка, от плавности и стремительности вращения.
Потому так непохожи друг на друга балетные спектакли.

АЛЯСГОН, АРАБЕСК, АТТИТЮД, ЭКАРТЕ. Основные позы, "киты", на которых держится классический балет. Во всех этих позах исполнитель стоит на одной ноге, а другая высоко поднята: в сторону (алясгон), назад (арабеск), назад с согнутым коленом (аттитюд), по диагонали вперед или назад (экарте).

АДАЖИО. Танец двух или нескольких героев балета, в котором они раскрывают свое внутреннее состояние.

АССАМБЛЕ. Прыжок, во время которого одна нога открывается в сторону, вперед или назад, а к концу прыжка подтягивается к другой ноге.

БАЛЕТМЕЙСТЕР. Человек, который сочиняет, или, как говорят, ставит балет. Иногда балетмейстером, или балеруном, называют исполнителей мужских партий в балете. Это неправильно. Мужчина в балете называется танцовщиком.

ВАРИАЦИЯ. Сольный танец, танцевальный монолог.


ГЛИССАД. Скользящее боковое движение. Обычно оно связывает одно движение с другим, служит подготовкой, разбегом для прыжка.

ЖЕТЕ. Прыжок с одной ноги на другую. Большие жете исполняются, как прыжок через воображаемое препятствие во всех основных позах балета – арабеске, аттитюде, алясгоне.

КАБРИОЛЬ. Прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. Ноги сильно вытянуты. Исполняется этот прыжок во всех направлениях: вперед, в сторону, назад.

ЛИБРЕТТО. Литературный сценарий балета, его содержание.

ПА-ДЕ-ДЕ. Главная танцевальная сцена в балете или в одном из актов балета. В па-де-де раскрываются взаимоотношения героев, показывается танцевальное мастерство исполнителей. Па-де-де состоит из адажио, вариации танцовщика и вариации балерины и коды – коротких, технически сложных танцевальных кусков танцовщика и балерины.

ПАЧКА. Костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.

ПИРУЭТ. Вращение вокруг своей оси на полупальцах или пальцах одной ноги. Пируэты бывают маленькие, когда во время вращения одна нога плотно прижата к другой спереди или сзади. Большие пируэты исполняются во всех основных позах.

ПОДДЕРЖКА. Необходимый элемент классического танца. Во время танца танцовщик помогает балерине, поддерживает, поднимает ее.

ПУАНТЫ. Один из основных элементов женского танца в классическом балете – танец на кончиках вытянутых пальцев. Для этого нужны балетные туфли с твердым носком.

ПЯТАЯ ПОЗИЦИЯ. Основная позиция ног классического танца. Ноги развернуты на сто восемьдесят градусов. Пятка правой ноги плотно прижата к носку левой, а пятка левой ноги плотно прижата к носку правой. Из этой позиции чаще всего начинается танец, и этой позицией чаще всего заканчивается.

РОНД ДЕ ЖАМБ. По-французски значит – круг ногой. На самом деле – половину круга описывает нога на полу и в воздухе, во время прыжка и приседания.

СОТЕ. Прыжок, во время которого сильно вытянутые ноги находятся в первой, второй или пятой позициях.

ТУРЫ. Вращение вокруг своей оси во время прыжка. Туры делают с одним и двумя оборотами. Тур с двумя оборотами – элемент мужского танца.

УРОК. Артисты балета никогда не перестают учиться. Каждый день они приходят в балетный класс на урок. Он длится не меньше часа. Урок делится на две половины: меньшая – экзерсис (упражнение) у станка и большая – экзерсис на середине зала. Во время урока совершенствуются и отрабатываются все движения, которые нужны в танце артисту балета.

ШАЖМАН ДЕ ПЬЕ. Прыжок, во время которого ноги находятся в пятой позиции и меняются местами.

ФУЭТЕ. Вращение балерины вокруг своей оси на пальцах одной ноги. Другую после каждого поворота она открывает в сторону. Фуэте обычно исполняется в очень быстром темпе шестнадцать или тридцать два раза подряд.

Grand [гранд] — с франц. большой. Используется как приставка для уточнения широты и амплитуды движения (например: ).

Petit [пти] — с франц. малый. Используется как приставка для уточнения широты и амплитуды движения (например: ).

Pas [Па] — движение или комбинация из движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Par terre [партер] — c франц. на полу. Термин, который применяется к движениям для обозначения положения рабочей ноги.

Preparation [препросьён] с франц. подготовка. Исполняется на вступление или конец музыкальной фразы для подготовки к основному упражнению или движению.

Aplomb [Апломб] дословный перевод с франц. отвесный. Характеризует устойчивость исполнителя.

Adagio [Адажио] с итал. медленно, тихо. Плавные, спокойные движения под медленный музыкальный темп.

À la seconde [А ля згонд] с франц. ко второй. Положение рабочей ноги в сторону на 90° или выше.

Allegro [Аллегро] с итал. весело. В хореографии словом Allegro [Аллегро] принято называть прыжковую часть урока.

Elevation [Элевация] с франц. подъем, возвышение. Способность танцовщика выполнять высокие прыжки с фиксацией позы.

Ballon [баллон] с франц. мяч, воздушный шар. Этим термином в хореографии называют умение «зависать» в воздухе, сохраняя позу. Этот навык бывает приобретенный и врожденный. Развивается баллон специальными упражнениями, заимствованными из акробатики.

En facé [ан фас] с франц. перед лицом, спереди, в лицо. Положение лицом к смотрящему, при котором «лицевая» часть головы, корпуса, ног обращена прямо к зрителю(первая точка). Во время работы с хореографическим станком, положение анфас может меняться: 1) бедра, плечи и лицо развернуты к станку, обе руки на палке; 2) боком к станку, положение анфас параллельно палке; 3) спиной к станку.

Épaulement [Эпальман] с франц. плечо. Разворот корпуса в диагональ (2 или 8 точку в пространстве).

Разделены на восемь частей (Рис. 1). Первая точка определяется исполнителем, лицом к зрителю (En facé [ан фас]). Вторая точка – разворот корпуса в диагональ (Épaulement [Эпальман]), вправо. Третья точка – разворот корпуса вправо, левым боком к зрителю. В каждую следующую точку корпус аналогично разворачивается вправо.

Double [Дубль] с франц. двойник, двойной. Удвоенное исполнение элемента в движении.

En dehors [Андеор] с франц. снаружи. Направление движения или поворота от себя или наружу.

En dedans [Андедан] с франц. внутрь. Направление движения или поворота к себе, вовнутрь.

Выворотность — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Координация — соответствие и согласование всего тела.

Полупальцы –положение стоп(ы), когда вес тела остается на «подушечках» пальцев ног(и), а пятка максимально отрывается от пола. Еще говорят встать «на носочки».

Затакт – в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. В хореографии затакт – сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «И».

МОА УДОД «Дворец пионеров и школьников»

Словарь французских терминов

классического танца

Подготовила: Глухова С.Ю.,

педагог высшей квалификационной

г. Орск, 2013

В процессе обучения искусству танца педагог особое внимание должен уделять терминологии. Точное, правильное владение профессиональной лексикой говорит о культуре, о профессионализме, как педагога, так и воспитанников. Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология, которая дает словесное определение танцевального элемента.

Танец своими истоками восходит к глубокой древности, но его терминология сложилась в XVII веке (в 1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.

Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине.

Ниже приводится перечень основных терминов классического танца; произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

Adajio - (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.

Allonge - (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.

Aplomb - (апломб) устойчивость.

Arabesque - (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.

Arrondi - (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.

Assemble - (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Attitude - (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Balance - (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

Pas ballonne - (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце - характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.

Pas ballotte - (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire - (балансуар) качели. Применяется в grand battement jete.

Batterie - (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Battus - (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.

Bourree pas de - (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Brise - (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Basque pas de - (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.

Battement - (батман) размах, биение; упражнение для ног.

Battement tendu - (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.

Battement fondu - (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.

Battement frappe - (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.

Battement double frappe - (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.

Battement developpe - (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

Battement soutenu - (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.

Cabriole - (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.

Chain - (шен) цепочка.

Changement de pieds - (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.

Pas chasse - (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Chat, pas de - (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.

Ciseaux, pas - (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

Coupe - (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.

Pas Couru - (па курю) пробежка.

Croisee - (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.

Degagee - (дегаже) освобождать, отводить.

Demi plie - (деми плие) полуприседание.

Developpee - (девлоппэ) вынимание.

Dessus-dessous - (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

Ecartee - (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee - (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.

Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.

Pas Emboite - (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors - (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.

En fase - (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant - (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.

Entrechat - (антраша) прыжок с заноской.

Entrechat-tromis - (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.

Entrechat-quatre - (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-six - (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.

Epaulement - (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.

Exercice - (экзерсис) упражнение.

Flic-flac - (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.

Fouette - (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.

Fermer - (фермэ) закрывать.

Faille, pas - (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Galoper - (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.

Glissade - (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand - (гранд) большой.

Jete - (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

Jete entrelace - (жетэ антрэлясэ) entrelacee - переплетать. Перекидной прыжок.

Jete ferme - (жетэ фермэ) закрытый прыжок.

Jete passé - (жетэ пассэ) проходящий прыжок.

Lever - (левэ) поднимать.

Pas - (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas d`actions - (па д`аксион) действенный танец.

Pas de deux - (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.

Pas de trios - (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.

Pas de quatre - (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.

Passe - (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

Petit - (пти) маленький.

Petit battement - (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette - (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Plie - (плие) приседание.

Pointe - (пуантэ) носок, пальцы.

Port de bras - (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.

Preparation - (прэпарасьон) приготовление, подготовка.

Releve - (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

Releve lent - (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.

Renverse - (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.

Rond de jambe par terre - (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air - (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.

Royal - (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.

Saute - (сотэ) прыжок на месте.

Simple - (семпль) простой. Простое движение.

Sissonne - (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee - (сисон ферме) закрытый прыжок.

Sissonne ouverte - (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple - (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee - (сисон томбэ) прыжок с падением.

Soubresaut - (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.

Saut de basque - (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu - (сутеню) выдерживать, поддерживать.

Suivi - (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.

Sur le cou de pied - (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Sus-sous - (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.

Temps lie - (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм.

Краткий словарь основных понятий хореографии

Воспитаннику хореографического коллектива желательно знать содержание понятий, употребляемых в процессе его обучения. Предлагаемые ниже понятия составляют суть обучения технологии танца.

Классическая школа танца - система практических приемов по управлению движениями на основе мышечных ощущений, требующая фиксации для закрепления основ, как необходимое условие совершенствования. На ее основе приобретается навык перестройки системы движений. Задача школы - научить студента правилам и приемам, при помощи которых можно управлять устойчивостью, апломбом.

Устойчивость - умение сохранить определенное положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость - основа в постижении апломба (равновесия). Студент учится двигаться так, чтобы в любой момент зафиксировать то или иное положение, позу, правильно расположить центр тяжести. Так, для исполнения позы студент мысленно ее представляет, создает образ, настраивает все части тела на ее удержание.

Контроль играет ведущую роль. Он ведется за правильным выполнением движения, вырабатывает устойчивость, апломб, осанку. Контроль осуществляется посредством саморегуляции студента по требованиям преподавателя. Контроль помогает правильно перераспределить работу между группами мышц: включить в нее задействованные в данный период и освободить от нагрузки другие группы мышц.

Повтор - метод усвоения правил, приемов, ощущений. Повтор способствует выработке мышечной памяти, развитию внимания студента к поставленному перед ним заданию, исправлению ошибок как самостоятельно, так и с помощью преподавателя. Повтор способствует закрепле-нию получаемых знании, навыков, умений.

Координация - сочетание правил, приемов и ощущений, согласованных с музыкой. Студент учится сочетать, варьировать их на практике, сознательно организовывать движения заданной формы во времени, пространстве, в рамках образа. Координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность («танцевальность», как ее называют в повседневной жизни).

Элевация (от франц. elevation - подъем, возвышение) - «природная способность танцовщика выполнять высокие прыжки с перемещением в про-странстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы».

Ballon - (баллон, от франц. букв. - воздушный шар, мяч) - составная часть элевации - «способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохранить позу».

Держать крест - удерживать, координировать перекрестное положение конечностей в тех или иных позах, управляя движением. В основе креста лежат правила перекрестной координации мышц всех частей тела: ног, рук, спины, шеи. Школа классического танца использовала естественный принцип перекрестной координации всех четырех конечностей, взяла за основу, развила его и довела до совершенства.

Корпус - включает в себя плечевой пояс, спину и ее мышцы, ребра, мышцы груди и живота. «Стержень устойчивости - позвоночник. Надо ря-дом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях научиться его ощущать и владеть им» (А. Я. Ваганова).

Опорная нога - так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия.

Работающая нога - так называют условно освобожденную от тяжести ногу, выполняющую какое-либо движение».

En dehors - (ан деор) наружу, движение или вращение от опорной ноги.

En dedans - (ан дедан) внутрь, движение или вращение к опорной ноге.

Preparation - подготовка к движению. Состоит в следующем. Вначале дается информация о музыкальном размере, темпе, ритме, характере предлагаемого движения. Затем делается вдох, руки при этом отражают движение корпуса, приоткрываются из подготовительного положения пальцами в стороны, тоже как бы делая вдох. При вдохе диафрагма подни-мается и сохраняет это положение на выдохе.

Затакт - (важный элемент для воспитании исполнителя) в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. Он может быть равен 1/4, 2/8, 3/8 и т. д. В хореографии затакт - сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «и».

Список литературы

1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

3. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. - 416 с.

4. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. -Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

5. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И. Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

6. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. - Санкт-Петербург: Лань, 2006. - 240 с.

7. Базарова, Н. П. Классический танец [Текст ] / Н. П. Базарова. - Ленинград: Искусство, 1975. - 184 с.

8. Балет [Текст ]: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. - Москва: Сов. энцикл., 1981. - 623 с.

9. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность [Текст ] / Л. Д. Блок. - Москва: Искусство, 1987. - 556 с.

10. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. - 192 с.

11. Валукин, М. Е. Эволюция движения в мужском классическом танце [Текст ]: учебное пособие / М. Е. Валукин. - Москва: ГИТИС, 2007. - 248 с.

12. Волынский, А. Л. Книги ликований. Азбука классического танца [Текст ] / А. Л. Волынский. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. - 352 с.

13. Головкина, С. Н. Уроки классического танца в старших классах [Текст ] / С. Н. Головкина. - Москва: Искусство, 1989. - 160 с.

14. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и

15. тренировки [Текст ] / Джозеф С. Хавилер. - Москва: Новое слово, 2004. - 111 с.

16. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии [Текст ]: метод. пособие / И. Г.Есаулов. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 136 с.

17. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 416 с.

18. Ивлева, Л. Д. Анатомо-физиологические особенности обучения хореографии [Текст ]: учеб. метод. пособие / Л. Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 78 с.

19. Костровицкая, B. C. Слитные движения. Руки [Текст ]: учеб. пособие / B. C. Костровицкая. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2009. - 128 с.

20. Костровицкая, B. C. 100 уроков классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

21. Костровицкая, B. C. Школа классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая, А. А. Писарев. - Ленинград: Искусство, 1981. - 262 с.

22. Мей, В. П. Азбука классического танца [Текст ] / В. П. Мей, Н. П.Базарова. - Санкт-Петербург- Москва: Лань, 2005. - 256 с.

23. Мессерер, A. M. Уроки классического танца [Текст ] / A. M. Meccepep. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2004. - 400 с.

24. Миловзорова, М. С. Анатомия и физиология человека [Текст ] / М. С. Миловзорова. - Москва: Медицина,1972.

25. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.-метод.пособие / Т. Б. Нарская. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005. - 154 с.

26. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новерр. - Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2007. - 384 с.

27. Основы подготовки специалистов - хореографов. Хореографическая педагогика [Текст ]: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006. - 632 с.

28. Пестов, П. А. Уроки классического танца [Текст ] / П. А. Пестов. - Москва: Вся Россия, 1999. - 428 с.

29. Ромм, В. В. Тысячелетия классического танца [Текст ] / В. В. Ромм. - Новосибирск, 1998. - 160 с.

30. Русский балет [Текст ]: энцикл. / ред. кол. Е. П. Белова. - Москва: Согласие, 1997. - 632 с.

31. Сафронова, Л. Н. Уроки Классического танца [Текст ]: методическое пособие для педагогов / Л. Н. Сафронова. - Санкт-Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. - 190 с.

32. Серебренников,Н. Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст ]: учеб.- метод. пособие / Н. Н. Серебренников. - Ленинград: Искусство, 1979. - 151 с.

33. Соковикова, Н. В. Введение в психологию балета [Текст ] / Н. В. Соковикова. - Новосибирск: Сова, 2006. - 300 с.

34. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И.Тарасов. - Санкт-Петербург - Москва: Лань, 2005. - 512 с.

35. Эльяш, Н. И. Образы танца [Текст ] / Н. И. Эльяш. - Москва: Знание, 1970. - 239 с.

36. Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия. - Т. 1. Балет. - Москва: ООО «Кордис - Медиа», 2003.