Что является основным средством тренировки. Средства и методы спортивной тренировки. Основные средства спортивной тренировки. Физические упражнения и их виды

Многосторонний характер спортивной тренировки предполагает использование широкого круга средств для воздействия на организм спортсмена. Их многообразие определяется характером спортивной дисциплины, этапом подготовки, квалификацией, полом и возрастом занимающихся и многими другими факторами. Систематика этих средств с учетом целенаправленного их приложения является важной задачей тренировочной методики. При ее решении особенно важно иметь в виду, что тренировочный процесс представляет непрерывное чередование работы и отдыха (нагрузки и восстановления) как на отдельных занятиях и микроциклах, так и на более крупных этапах подготовки. Из этого следует, что средства тренировки должны стимулировать (максимально эффективно) и эти два процесса – нагрузку и восстановление. Они наиболее ярко выражены в видах спорта, которые характеризуются активной двигательной деятельностью. В основе этой деятельности лежат физические упражнения, что определяет их роль как основного средства морфофункциональной специализации организма.

В зависимости от своей динамической и кинематической характеристики в отношении конкретной двигательной деятельности физические упражнения могут разделяться на три главные группы: соревновательные, специально-подготовительные и общеразвивающие упражнения.

Соревновательные упражнения – это типичные для соответствующего вида спорта или спортивной дисциплины целостные двигательные действия, которые являются предметом специализации и исполняются в соответствии с правилами соревнований. Их качественная характеристика определяется тем, что по динамике нервно-мышечных усилий и по внешней структуре они являются адекватными специфической деятельности.

В зависимости от их структурной организации они разделяются на несколько основных групп, подгрупп и видов (Л. П. Матвеев и соавт.).

  • 1. Моноструктурные упражнения – относительно стабильные формы, которые разделяются на две подгруппы:
    • скоростно-силовые упражнения (прыжки, броски, метания в легкой атлетике, поднятие тяжестей и др.);
    • циклические упражнения для развития выносливости при различной мощности: бег на средние и длинные дистанции в легкой атлетике, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде и др.
  • 2. Полиструктурные упражнения – переменные формы, которые варьируют в зависимости от условий соревнования:
    • лыжно-альпийские дисциплины;
    • спортивные игры (баскетбол, волейбол, хоккей и др.);
    • единоборства (борьба, бокс, фехтование и др.).
  • 3. Комплекс соревновательных упражнений:
    • различные многоборья (пятиборье, десятиборье);
    • спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.

Кроме этой классификации физических упражнений существуют и другие. В зависимости от способа, каким проявляются физические (двигательные) качества: скоростно-силовые упражнения; упражнения на выносливость; координационные упражнения; упражнения с комплексным проявлением качеств.

С точки зрения вложенных усилий упражнения могут быть разделены на имеющие максимальную, субмаксимальную, большую и умеренную мощности.

Независимо от специфического характера соревновательных упражнений их одностороннее применение в тренировке не может решить проблему спортивного совершенствования. Основной причиной этого является неизбежная адаптация к ним организма, которая приводит к быстрому снижению их стимулирующего воздействия. С другой стороны, посредством этих упражнений нельзя создать необходимую максимальную нагрузку вследствие неизбежных ошибок в техническом исполнении. Эти и некоторые другие причины заставляют использовать в процессе тренировки и другой вид физических упражнений.

Специально подготовительные упражнения – это такие двигательные действия, которые по ряду характеристик являются близкими, но не тождественными соревновательным упражнениям. Они могут выражаться или в динамической, или в кинематической структуре, но не в обеих одновременно (в таком случае они не отличаются от соревновательных упражнений). Эта особенность специально подготовительных упражнений имеет исключительное значение для повышения эффективности спортивной подготовки. В наибольшей степени это относится к развитию физических качеств (преимущественно скоростно-силовых возможностей). Так, например, временно пренебрегая внешней структурой двигательного действия, но сохраняя динамику нервно-мышечного усилия, создаются условия для значительной нагрузки на работающее звено (группу мышц). Достаточно вспомнить, что в подготовке атлетов-прыгунов, баскетболистов, волейболистов и других спортсменов для развития прыгучести широко используются упражнения с подскоками и с преодолением от больших до максимальных сопротивлений (штанга, свинцовые пояса, тяжелая обувь и другие упражнения).

Одним из больших преимуществ специально подготовительных упражнений является их применимость и в неспецифических (отличающихся от соревновательных) условиях. Так, например, в плавании используются имитационные упражнения на суше с искусственным увеличением веса тела; для лыжников-альпинистов – слаломные трассы без снега, для лыжников-бегунов – роликовые коньки; отличным средством для подготовки прыгунов в воду являются упражнения на батуте и т.д. Эти и другие преимущества специально подготовительных упражнений сделали их в последние годы основным средством спортивной подготовки. В ряде видов спорта их удельный вес достигает 50–60% от общего объема тренировочной работы. На этой основе была разработана система вспомогательных тренажеров – для силовой подготовки, для технического совершенствования и пр., что обогатило тренировочную практику новыми видами тренировочных средств.

Общеподготовительные упражнения – это такие двигательные действия, посредством которых решаются преимущественно задачи общей подготовки спортсмена. Для этой цели может использоваться широкий круг упражнений, в различной степени приближающихся к соревновательным и специально-подготовительным упражнениям, либо к упражнениям, коренным образом отличающимся от них. Применение общеподготовительных (общеразвивающих) упражнений является необходимым условием повышения общей и специальной тренированности спортсмена. Посредством этих упражнений нейтрализуется однообразие соревновательных упражнений и стимулируются функции всех органов и систем в организме.

В наибольшем объеме средства общей подготовки используются в подготовительном и переходном периодах, но в последние годы была доказана их высокая эффективность и в период соревнований (особенно в рамках так называемых тонизирующих и разгрузочных микроциклов). Объем и интенсивность общеподготовительных упражнений варьируются в очень широких границах, в зависимости от вида спорта и этапов подготовки, но во всех случаях они должны быть сообразны с индивидуальными особенностями спортсмена.

Указанные до сих пор "активные средства тренировки" могут в различной степени использоваться как для нагрузки организма, так и для помощи процессам восстановления. Кроме них в тренировочной практике с успехом применяются и другие средства воздействия. Так, например, в последние годы все чаще используется так называемое идеомоторное упражнение, с помощью которого (на базе представления о движениях) возникают ритмические импульсы в тех мышечных группах, которые производят движения. Этот феномен был установлен еще Фарадеем (1853) и Шеврялом (1856), а впоследствии многократно доказан И. П. Павловым, А. Н. Крестовниковым, В. В. Васильевой и др.

Одновременно с этим используется и большое число средств для активного и пассивного восстановления – массаж и самомассаж, различные электро- и гидропроцедуры, сауна, физиотерапевтические и медикаментозные средства и др. В своей совокупности они оказывают необходимое воздействие на процессы катаболизма и таким образом стимулируют морфофункциональную специализацию организма.

Методы тренировки. Воздействие тренировочных средств на организм спортсмена в наибольшей степени зависит от методов (способов) их приложения. В зависимости от цели и задач тренировки в практической деятельности используется большое число методов, которые затрагивают различные стороны подготовки (физическую, техническую, тактическую, психологическую и т.д.). Сущность этих методов и их систематизация также являются одной из переменных проблем в теории спорта. Это обязано объективным трудностям, вытекающим из сложного характера двигательной деятельности и различий в подходе к этой проблеме. Так, например, в ряде случаев методы рассматриваются с точки зрения нагрузок, в других – как способ организации тренировочных занятий. К этому необходимо добавить и большие терминологические различия, возникающие на чисто языковой основе, вследствие усиленного обмена информацией в области спорта. Вот почему в теории и особенно в практике встречаются такие термины, как "интервальная" или "фракционная" тренировка; "интервальная" работа, "интервальный метод", несмотря на то, что речь идет об одном и том же – об основном принципе воздействия на организм. Когда рассматриваются методы спортивной тренировки, необходимо иметь в виду, что речь идет о едином педагогическом процессе обучения, воспитания и совершенствования. Сущность этого процесса наиболее ярко выражена в совершенствовании вегетативных и двигательных функций под единым "руководством" ЦНС. На этой основе (с известной условностью) методы тренировки могут быть рассмотрены с нескольких сторон (рис. 4.9).

Рис. 4.9.

В основе первого подхода лежит способ, в соответствии с которым производится регулирование работы и отдыха как неделимых компонентов тренировочной нагрузки. С этой точки зрения ее можно осуществить по двум основным принципам:

  • 1) без перерыва (например, продолжительный бег умеренной интенсивности);
  • 2) с перерывом (с интервалами различной продолжительности).

Первый принцип можно осуществить двумя способами:

  • равномерным методом, при котором усилие сохраняется в определенных (стандартных) границах, т.е. не изменяется;
  • переменным методом, при котором нагрузка изменяется (варьирует) в различной степени, без перерыва работы.

В зависимости от задач тренировки равномерная работа может протекать на различном уровне – с более высокой или более низкой интенсивностью и с различной продолжительностью.

Переменный метод также может иметь различные формы в зависимости от степени вариативности, продолжительности активных и "пассивных" фаз, способа их чередования и т.д.

Второй принцип (интервальный ) может реализоваться путем двух методов:

  • повторного метода, при котором данная стандартная работа повторяется через определенный интервал отдыха;
  • интервально-переменного метода, при котором работа осуществляется по интервалам, но с переменной интенсивностью.

В дальнейшем произошел ряд модификаций этих двух методов. Имея разные названия, они не изменяют сущности принципа. Так, например, повторная работа для каждой отдельной тренировки может производиться с разной интенсивностью или производительностью. Различной может быть и продолжительность отдыха.

Что касается интервально-переменного метода, то здесь создается много комбинаций. Так, например, одновременно или последовательно могут изменяться продолжительность работы и ее интенсивность, а также продолжительность времени отдыха.

Приоритет каждого из них в процессе тренировки определяется, прежде всего, характером двигательной деятельности (ее сложностью, возможностями расчленения, уровнем спортивной подготовки и др.).

Указанные выше методы, которые часто определяются как строго регламентированные (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков), представляют "основной методический арсенал" спортивной тренировки. Их особенность выражается при спортивной тренировке, прежде всего, в повышенных требованиях к функциональным возможностям организма. Это стремление привело к различным конкретным формам приложения, которые часто определяются как самостоятельные методы (соревновательный, игровой, круговой и др.). Независимо от того, оправдан ли такой подход, более важным является тот факт, что полноценный успех в процессе спортивной тренировки можно получить только при умелом сочетании перечисленных методов и их многочисленных вариантов.

При рассмотрении средств и методов спортивной тренировки необходимо иметь в виду, что эффект от их применения значительно повышается, когда они умело сочетаются с другими дополнительными факторами подготовки (различными тонизирующими и восстановительными процедурами самого разного содержания).

Средством называется то, что используется для решения определенных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

Физические упражнения - двигательные действия, используемые для решения определенных задач. Физические упражнения - основное и специфическое средство спортивной тренировки. Для решения основных задач тренировочного процесса - обучения, воспитания физических качеств и совершенствования в избранном виде спорта - применяют разнообразные упражнения. Их разделяют на четыре основные группы.

Первая группа - соревновательные упражнения, присущие данному виду спорта. Соревновательные упражнения являются предметом специализации и выполняются в соответствии с условиями соревнований. Соревновательные упражнения юные спортсмены начинают применять тогда, когда детям и подросткам необходимо впервые выступать на соревнованиях, т.е. на этапе начальной спортивной специализации (после одного - двух лет занятий).

Вторая группа - подготовительные специальные (специфические) упражнения, предназначенные для обучения и развития физических и волевых качеств. Эти упражнения отбираются применительно к требованиям избранного вида спорта. Кроме того, специальные упражнения должны быть сходными по форме и структуре движений с элементами избранного вида спорта. Эти упражнения называют специально подготовительными. Их подразделяют на подводящие и развивающие.

Подводящие упражнения направлены, главным образом, на освоение формы, техники движений. Развивающие упражнения направлены на развитие функциональных возможностей (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости). Подводящие упражнения необходимы для овладения техникой и совершенствования вида спорта. Развивающие упражнения предназначены для развития физических (двигательных) качеств.

Третья группа - общеразвивающие физические упражнения для всестороннего физического развития (например, наклоны, приседания, размахивания, упражнения с предметами и т.д.)

Четвертая группа - упражнения из других видов спорта, в которых спортсмен не специализируется. Упражнения этой группы используются для разносторонней физической подготовленности.

Целесообразность занятий каким-либо упражнением определяется пользой, которую они могут принести для повышения функциональных возможностей организма. Поэтому перед занимающимися появляется необходимость в знании влияния физических упражнений и физиологическую «стоимость» конкретного упражнения. Упражнения включают в активную деятельность различные группы мышц. Благодаря этому в организме человека происходит целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают изменения как двигательной, так и вегетативной сфер.

У человека более 600 мышц. Однако в зависимости от физического упражнения количество их включения в работу различно. Так, к примеру, в процессе ходьбы работают около 150 мышц, в беге - около 300. Чем активнее мышечная работа, тем больше крови она требует. Следует подчеркнуть, что мышечная работа стимулирует деятельность всех органов человека. А сердце - это важнейший орган, сокращаясь, как мощный насос, безостановочно гонит кровь по сосудам.

Каждая клетка, каждый орган и человеческий организм в целом привыкли к определенной интенсивности обмена веществ, который в значительной степени определяется мышечной работой.

Говоря о сердце и сосудах, следует привести несколько цифр и фактов. В покое при ударах 70 раз в минуту сердце в сутки делает примерно 100 тысяч сокращений, в месяц - 3 млн., в год - 36 млн., в течение всей жизни от 3 до 4 млрд. и более. За одно сокращение оно выбрасывает крови в сосудистую систему от 50 до 80 мл, а за 70 лет перекачивает 150 - 180 тысяч тонн и более крови. Общая длина сосудов в теле человека достигает 100 тысяч км. Если вытянуть капилляры в одну линию, то ими можно «обмотать» нашу планету в 2,5 раза.

Последними исследованиями было установлено, что у сердца есть «коллеги» по труду - периферические сердца. Оказалось, что каждая скелетная мышца по отношению к кровообращению не только проточная сосудистая система и потребитель крови, но и самообеспечивающийся орган, мощный насос. На основании исследований было доказано, что насосная функция периферического «сердца» по полученному эффекту превосходит даже центральное сердце. Скелетная мышца рассматривается как физиологический вибратор, выполняющий одновременно две функции: механическую работу и обеспечение собственного (кровоснабжения) кровообращения.

Обнаружение внутримышечного периферийного «сердца» дает возможность по-новому подойти к направленной тренировке мышц человека для облегчения деятельности сердца. Поэтому для скелетных мышц необходимо искать целенаправленные средства. К этим средствам следует отнести упражнения на тренировочных устройствах. Спортивные достижения и занятия физической культурой в настоящем и будущем немыслимы без специальных комплексов тренажерных устройств, обеспечивающих направленную тренировку внутримышечных «сердец».

Дополнительными тренировочными средствами, являются технические средства и тренажеры, необходимые для общей и специальной подготовки спортсмена. Тренажеры, оборудованные устройствами контроля и управления, являются в настоящее время новым средством, еще более специализированным, направленным на совершенствование спортивной подготовки. Применение технических средств и тренажеров способствует быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств и разнообразит учебно-тренировочный процесс.

Идеомоторные упражнения представляют собой многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением. Их эффект основан на двигательных функциональных реакциях, возникающих у человека в момент представления о движении.

Повторное мысленное выполнение физического упражнения, его части, элемента, связки позволяет быстрее овладеть техникой и тактикой, развить творческую инициативу, успешно применять технико-тактические приемы в новой ситуации, настраивает на предстоящее выполнение двигательного действия, содействует более полному проявлению физических и волевых качеств.


Спортивная тренировка - это целесообразное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.
Существует две направленности спорта - массовый спорт и профессиональный. Соответственно они имеют разные цели и задачи. Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта - укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых. Цель подготовки в сфере спорта высших достижений - добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Спортивная тренировка является одной из форм спортивной подготовки. Второе понятие – более широкое и направлено на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, форм и условий (лекции, беседы, соревнования, образ жизни, специализированное питание, методы восстановления и т.д.), с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.
Готовность к достижению спортивных результатов характеризуется соответствующим уровнем развития физических качеств - силы, быстроты, выносливости и других, степенью владения техникой и тактикой (технико-тактическая подготовленность), необходимым уровнем развития психических и личностных свойств (психологическая подготовленность), соответствующим уровнем знаний (теоретическая подготовленность).
Что же касается средств, методов, принципов спортивной тренировки, то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений.
    Средства спортивной тренировки
Средством называется то, что используется для решения определенных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы, технические и тренажерные устройства.
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения .
Упражнения могут быть разделены на три группы: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
Избранные соревновательные упражнения - это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Ряд соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу действий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и смешанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упражнения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие преимущественного проявления выносливости, а также комплексные - воздействующие на широкий круг физических способностей, к которым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений комплексное проявление основных физических качеств происходит в условиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.
Существуют также комплексы относительно самостоятельных соревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально- подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.
Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:
1) подводящие упражнения - двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них некоторых движений, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений (например, переход толчком ног из упора лежа в упор стоя согнувшись ноги врозь является подводящим упражнением для освоения прыжка ноги врозь через козла в длину);
2) подготовительные упражнения - двигательные действия, способствующие развитию тех двигательных качеств, которые необходимы для успешного изучения основного физического упражнения (например, подтягивание будет служить подготовительным упражнением для изучения лазанья по канату).
3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации - у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции - у бегунов, пловцов, игровые комбинации -у футболистов, волейболистов и т. п.);
4) имитационные упражнения, приближенно воссоздающие в иных условиях соревновательное упражнение (бег на роликовых коньках - для конькобежца);
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики - для прыгуна в воду).
Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье - имитационные упражнения.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации и дефицита тренировочного времени спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе способствуют его специализации.
    Методы спортивной тренировки
Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Методические приемы часть того или иного метода, элементы, выражающие отдельные действия тренера и обучающихся в процессе их взаимной деятельности.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (упражнения). Как правило, все эти методы и методические приемы применяются в физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами, условиями занятий профессиональной подготовленностью педагога-тренера и др. факторами.
Словесный метод -с его помощью сообщаются теоретические сведения по технике, тактике, правилам соревнований. В работе со спортсменами старшего возраста методы слова используются больше.
Методы обеспечения наглядности применяются для создания зрительных, слуховых, двигательных образов. Их условно можно разделить на две группы:
1) методы непосредственной наглядности (показ техники физических упражнений);
2) методы опосредованной наглядности (показ плакатов, рисунков, схем и других пособий).
Метод упражнений , основан на двигательной деятельности и условно разделяется на две группы:
1) метод строго регламентированного упражнения;
2) метод относительно нерегламентированного упражнения.
К первой группе относятся метод целостного или расчлененного упражнения и методы равномерного, переменного, повторного, интервального упражнения и др.
Ко второй группе, прежде всего, относятся игровой и соревновательный методы.
Суть метода целостного упражнения заключается в том, что разучиваемое упражнение выполняется в целом, т.е. технику движения осваивают сразу после показа и объяснения простейших упражнений, которые нельзя расчленять (бросок по кольцу).
Метод расчлененного упражнения предусматривает расчленение сложного технического действия (выход со стартовых колодок).
Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью, стремясь сохранить заданную скорость, постоянный темп и т.д.
Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем направленного изменения скорости передвижения, темпа и т.п.
Повторный метод характеризуется многократным выполнением
упражнения с определенным интервалом отдыха, в течение которого достаточно полно восстанавливается работоспособность.
Интервальный метод внешне походит на повторный. Оба характеризуются многократным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха. Но если при повторном методе характер воздействия нагрузки на организм определяется исключительно самим упражнением (длительностью интенсивностью), то при интервальном методе тренирующим воздействием обладают также интервалы отдыха. Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторного упражнения ЧСС была 120-140 уд/сек, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. Число повторений упражнений от 10-20 до 20-30.
Основу игрового метода составляет игровая двигательная деятельность, определенным образом упорядоченная. Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми (хоккеем, волейболом). Игровой метод один из важных в процессе подготовки, особенно, молодых спортсменов. Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки как по направленности, так и по степени воздействия.
Соревновательный метод - один из способов стимулирования интересов деятельности спортсменов с установкой на победу или достижение высокого результата в каком-либо упражнении при соблюдении правил соревнований. Соревновательный метод используется либо в элементарной форме (например, кто больше забросит в кольцо мячей), либо в виде официальных и полуофициальных соревнований в основном подготовительного характера Фактор соперничества в процессе состязаний создает благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий. Дозировка нагрузки ограничена.
    Общепедагогические и другие средства и методы, используемые в спортивной тренировке.
В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и специальные средства и методы, включенные в систему подготовки спортсмена.
Средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. Как и во всяком педагогическом процессе, ведущая роль в спортивной тренировке принадлежит педагогу-тренеру. Для руководства тренировочной деятельностью спортсмена, его обучения и воспитания тренер использует в первую очередь методически разработанные формы речевого общения, убеждения, внушения, разъяснения и управления. Хорошо известно, что роль слова в качестве педагогического средства и метода исключительно велика и многогранна. С его помощью тренер влияет фактически на все стороны деятельности спортсмена в процессе тренировки. К этим методам относятся инструктирование перед выполнением заданий, сопроводительные пояснения, вводимые по ходу упражнений и в интервалах между ними, указания и команды, замечания и словесные оценки поощрительного или коррекционного характера.
Для обеспечения необходимой наглядности и достоверности восприятий в современной практике спорта используются специализированные средства и методы. Они направлены не только на формирование зрительных восприятий, но и обеспечивают наглядность в самом широком смысле этого слова, дают объективную информацию о параметрах выполняемых действий и способствуют их исправлению по ходу выполнения. Так, решая задачи технической, тактической и физической подготовки, в частности, применяют:
- средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации (демонстрация типовых кинокольцовок с записью техники спортивных движений, анализ видеозаписей упражнения, только что выполненного спортсменом, и т. п.);
и т.д.................

Средство - это конкретное содержание действия спортсмена, а метод - это способ действий, путь их применения. Основными средствами тренировки спортсмена являются физические упраж­нения, которые условно можно разделить на три группы: обще­подготовительные, специально-подготовительные и соревнова­тельные.

К общеподготовительным упражнениям относятся те, которые по форме движения не имеют сходства с соревновательным уп­ражнением.

Специально-подготовительные упражнения по внешней форме и внутреннему содержанию проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма спортсмена очень близки к избранному виду легкой атлетики.

Соревновательные упражнения - это комплекс двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации и выполняемых в соответствии с существующими правилами со­ревнований. К этим упражнениям относятся избранный вид легкой атлетики и его варианты.

Средства спортивной тренировки разделяются по направлен­ности воздействия на две группы:

— преимущественно связанные с совершенствованием различ­ных сторон подготовленности - технической, тактической и т. п.;

— преимущественно связанные с развитием двигательных качеств. Методы спортивной тренировки в практических целях принято условно делить на три группы: словесные, наглядные и практи­ческие. следует следить за тем, чтобы они строго соответствовали поставленным задачам, общедидактиче­ским принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям спортсмена, их классификации и уровню подготовленности.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение, команда, подсказка и др.

Наглядные методы многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним прежде всего следует отнести правильный в методическом отношении, непосредственный показ упражнений и их элементов тренером или квалифицированным спортсменом. Кроме этого следует ши­роко использовать наглядные пособия:

Методы практических упражнений условно можно разделить на две основные подгруппы:

— методы, преимущественно направленные на освоение спортив­ной техники, т.е. на формирование двигательных умений и навы­ков, характерных для избранного вида спорта;

— методы, преимущественно направленные на развитие двига­тельных качеств.

Среди методов выделяют методы разучивания движений в целом и по частям.

При использовании методов разучивания движений, как в це­лом, так и по частям большая роль отводится подводящим и ими­тационным упражнениям. Подводящие упражнения применяются для облегчения задач овладения спортивной техникой.

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура ос­новных упражнений и обеспечиваются условия, облегчающие ос­воение двигательных действий.

Структуру методов определяют характер упражнения в процессе однократного использования данного метода (непрерыв­ный или с интервалами отдыха) и режим выполнения упражне­ний (равномерный, стандартный или переменный, варьирующий). Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Интервальный метод пре­дусматривает выполнение упражнений с регламентируемыми пау­зами отдыха.

В качестве других самостоятельных методов следует выделить игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических прие­мов и ситуаций

Соревновательный метод предполагает специально организован­ную деятельность, направленную на выявление уровня подготов­ленности спортсмена и выступающую в качестве способа повы­шения эффективности тренировочного процесса.

Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на две группы упражнений:

Соревновательные,

Вспомогательные (специально-подготовительные, общеподготовительные).

Соревновательные упражнения - это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), кото­рые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранно­му виду спорта. Они делятся на 2 группы:

1-собственно-соревновательные упражнения

2-тренировочные формы соревновательных упражнений.

Ряд собственно-соревновательных упражнений носит характер относительно узконаправленных и ограниченных по двигательному составу дейст­вий. Это циклические дисциплины (легкоатлетический бег; ходьба; лыжные, велосипедные гонки; бег на коньках; плавание; гребля и др.); ациклические (тяжелая атлетика, стрельба, единоборства и др.) и сме­шанные упражнения (легкоатлетические прыжки, метания и др.) По характеру воздействия на основные физические качества эти упраж­нения можно подразделить на скоростно-силовые и требующие пре­имущественного проявления выносливости , а также комплексные -воздействующие на широкий круг физических способностей, к кото­рым относятся спортивные игры и спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование). В этих видах соревновательных упражнений ком­плексное проявление основных физических качеств происходит в ус­ловиях постоянной и внезапной смены ситуации и форм движений.

Существуют также комплексы относительно самостоятельных со­ревновательных упражнений, представляющие особые виды спорта -двоеборья и многоборья. Они могут включать как соревновательно однородные упражнения (конькобежный спорт), так и совершенно разнородные (современное пятиборье, легкоатлетические многоборья, лыжное двоеборье и др.). В то же время существует большая группа соревновательных упражнений многоборного характера с постоянно изменяющимся содержанием (гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.).

Наряду с вышеперечисленными комплексами соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и их тренировочные формы, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т.к.направлены на решение тренировочных задач и могут представлять собой более утяжеленные или облегченные формы этих упражнений. Удельный вес соревновательных упражнений в боль­шинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.


К вспомогательным упражнениям относят специально-подготовительные и общеподготовительные.

Специально-подготовительные упражнения (СПУ) включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру про­являемых способностей.

Так, к числу специально-подготовительных упражнений бегуна относится, например, бег по от­резкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игро­виков - игровых действий и комбинаций (сюда может относиться вы­полнение отдельных ударов, элементов игровых комбинаций и т.д.). Специально-подготовительные упражнения не тождественны избранному соревновательному упражнению. Они создаются и подбираются с та­ким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференци­рованное воздействие на совершенствование физических способно­стей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяют на:

1. подводящие, способст­вующие освоению формы, техники движений;

2. развивающие, на­правленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, вы­носливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.

Обшеподготовительные упражнения (ОПУ) являются преимущест­венно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения - как при­ближенные по особенностям своего воздействия к специально-подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные). Круг этих средств теоретически без­граничен. Практически же он ограничивается временем, местом заня­тий и другими обстоятельствами.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблю­дают следующие требования: общая физическая подготовка спорт­смена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного со­вершенствования являться фундаментом для совершенствования со­ревновательных навыков и определяющих спортивный результат фи­зических способностей:

- при воспитании неспецифической, т.е. общей выносливости -длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

- при воспитании собственно-силовых способностей - упражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражне­ния спортивно-вспомогательной гимнастики с различного рода отя­гощениями и сопротивлением;

- при воспитании быстроты движений и двигательной реакции -спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;

- при воспитании координационных способностей - элементы спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими требованиями к координации движений.

Однако тренеру всегда следует помнить, что ОПУ должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между раз­личными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерно­стями положительного и отрицательного "переноса" различных фи­зических качеств и двигательных навыков.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности особенно у детей. Детский и подростковый организм находится в постоянном разви­тии. Его костно-связочный аппарат относительно непрочен и уязвим для крайне односторонних нагрузок. Юные спортсмены, которые вы­полняют большие объемы специализированных нагрузок, более под­вержены травмам, чем тренирующиеся с достаточными объемами об­щеподготовительных средств.

В процессе спортивной тренировки следует учитывать, что грани­цы между представленными группами тренировочных средств в ка­кой-то мере условны. Всегда имеются упражнения, которые занимают как бы промежуточное положение, объединяя в себе признаки всех трех групп.