Гитарный бой обучение. Игровые стили и виды гитарного боя. Знаменитые игровые техники

Одним из наиболее распространенных способов получения звуков при игре на гитаре считается гитарный бой, на языке специалистов называемый ритмическим рисунком. Это лишь один из способов звукового сопровождения.

Говоря обыкновенным языком, гитарный бой - это извлечение звуков посредством ударов по струнам всей рукой или только определенными пальцами. Впервые этот музыкальный прием был придуман в Испании и носил название «разгеадо». Впоследствии появились другие виды отличимые друг от друга частотой ударов по струнам и количеством пауз.

для новичков

Как правило, гитарный бой для начинающих исполнителей кажется очень сложным, так как имеет множество разновидностей и способов извлечения звуков. Основные способы игры на :

  • Если играть всей рукой, то звук будет сильным и громким, но при этом будет затруднительно контролировать четкость звучания.
  • Ударять можно кончиками ногтей, причем пальцы не должны быть сильно оттопырены от ладони.
  • Если играть совмещая большой и получается подобие медиатора.
  • Также можно ударять по струнам одним ногтем, в этом случае звучание становится более чистым, но тихим.

Для облегчения обучения можно использовать различные схемы гитарных боев.

Схематические обозначения

V - удар сверху вниз.

^ - удар снизу вверх.

i - удар указательным пальцем.

Б - бас (басовая струна зависит от аккорда).

Приглушение струн большим пальцем.

Х - полное глушение ладонью.

В зависимости от комбинаций вышеприведенных символов образуются различные виды гитарного боя. Освоив несколько основных боев, можно сыграть большое количество армейских, эстрадных и дворовых композиций.

Простой бой

Этот бой называется также четверкой и позволяет сыграть большое количество песен. Ритмический рисунок - V ^ V Х ^, где вниз играется большим пальцем, а вверх - указательным. Отработать этот вариант боя можно на примере песен Виктора Цоя «Кукушка» и «Пачка сигарет».

Эстрадный бой

По-другому называется «шестерка», также является довольно простым и распространенным боем. Схема выглядит следующим образом: V V ^ ^ V ^ - без глушения и V V Х ^ ^ V Х ^ - с глушением на 2-м и 5-м ударах. Примером «шестерочки» служат композиции "Сектора Газа" «Демобилизация» и "Агаты Кристи" - «Как на войне».

Знаменитый бой «восьмерка»

Этот гитарный бой для начинающих позволяет импровизировать музыканту над собой и получать индивидуальные варианты исполнения.

Базовая схема «восьмерки»: V _ V _ ^ V V ^ V ^.

Для импровизированного исполнения можно менять очередность ударов пальцами, играть с приглушением, а также расставлять паузы различной длины между ударами.

Блатной бой

Эти виды гитарного боя также имеют несколько вариаций исполнения.

Схематический рисунок: Б V Х Б ^ V Х

В зависимости от аккорда басовые струны будут отличаться. К примеру, соответствуют 5-я и 6-я струна, используемая для баса, а для Dm - 5-я и 4-я.

Стиль кантри

Исторически бой кантри появился в фольклоре европейских переселенцев. Сейчас этот стиль известен по всему миру не менее других музыкальных направлений.

Схематический рисунок стиля кантри: Б V Х ^ Б ^ V Х ^

Басовые струны играются большим пальцем и зависят от расположения аккорда.

Испанский стиль

Этот вид боя является разновидностью «восьмерки». Эти схемы гитарных боев трудно поддаются изучению, так как в них присутствует игровой прием «расгеадо». Разновидности расгеадо:

  • Нисходящее расгеадо осуществляется от нижней струны к верхней. Для его исполнения нужно провести по струнам «веером» из пальцев, начиная от мизинца.
  • Восходящий игровой прием исполняется в обратном направлении. Собранные под ладонь пальцы веерообразно скользят вдоль струн, начиная с верхней.
  • Кольцевое расгеадо совмещает оба вышеперечисленных приема.

Знаменитые игровые техники

Несомненно, начинающим музыкантам необходимо в совершенстве освоить уроки гитарного боя, прежде чем переходить к стилевым техникам. Для общего ознакомления приведем несколько наиболее популярных стилей:

  • Техника баррэ заключается в зажатии указательным пальцем некоторых или всех шести струн. В зависимости от количества зажатых струн баррэ делится на большое и малое.
  • Слайд - стиль игры с использованием одноименного с ним приспособления, надеваемого на палец. При этом слайд должен неотрывно скользить по струнам, придавая интересное звучание.
  • Стиль свип распространен в среде современных виртуозов. Его техника заключается в быстром перемещении с одного лада на другой, тем самым создавая «размытый» звук.
  • Теппинг - техника игры посредством несильных ударов правой рукой по струнам на грифе. Иногда возможно задействование обеих рук.
  • Легато - это своеобразный способ извлечения звуков на грифе гитары, производимый левой рукой. Бывает смешанным, восходящим и нисходящим.

Это далеко список современных игровых приемов и техник, которые можно изменять и совершенствовать, так же как и виды гитарного боя.

Rating 4.75 (6 Votes)

В нотных записях гитарных партий можно встретить обозначения, указывающие направление удара по струне. Следовать ли этим рекомендациям - решать музыканту. Не смотря на то, что наш сайт не является самоучителем игры на гитаре, мы считаем нужным остановиться чуть подробнее на этой теме, чтобы был ясен смысл этих знаков.

Немного теории. Условимся, что левой рукой гитарист зажимает струны, а правой - извлекает звуки. Говорят, что правой рукой (гитарист, скрипач и т.д.) музыкант играет. Именно играет. За эмоциональность игры отвечает именно правая рука музыканта, играющего на струнных инструментах.

Способов извлечения звуков в арсенале гитариста довольно много. Мы говорим в данной статье о тех способах игры, когда правая рука не бьёт по нескольким струнам, а извлекает звуки из вполне определённых струн. Например, игра перебором, либо соло пальцами или медиатором.

В случае игры пальцами, обычно большой палец дёргает струну сверху, а остальные пальцы - снизу. Если нужно сыграть что-то довольно быстрое, то играют указательным и средним пальцами, как бы «бегут» пальцами, дёргая струны снизу. Вариантов много, мы только обратили внимание на то, что чаще всего большой палец дёргает струну сверху, остальные пальцы - снизу. Конечно, бывают исключения.

При игре медиатором, струну дёргают как сверху, так и снизу. Удар сверху сильнее, нота легче акцентируется, поэтому сильные доли играют ударом медиатора сверху. Быстрые партии играют, как правило, чередуя удары сверху и снизу.

Обозначение направления удара по струне

Направления ударов по струнам (сверху или снизу) обозначаются под нотами следующим образом:

Если группы нот повторяются, либо очень похож ритмический рисунок, то достаточно указать направления ударов медиатором в начале рисунка, а повторы можно опустить. Давайте рассмотрим хороший пример, в котором заодно вспомним и некоторые другие элементы нотного письма. Итак, пример:

В.Монти, «Чардаш»

На рисунке изображена часть знаменитого произведения «Чардаш» Витторио Монти. При прослушивании, вы услышите более длинный фрагмент, чем изображён на партитуре. Очень уж красивая музыка:)

Знаками обозначены удары медиатором сверху вниз. Обратите внимание - на сильных долях (начала и середины тактов) удары именно сверху вниз.

Знаками обозначены удары медиатором снизу вверх. Обратите внимание - удары и в большинстве случаев чередуются. Встречаются 2 удара подряд там, где необходим удар на сильной доле. Посмотрите предпоследний такт: два удара подряд для того, чтобы первая нота последнего такта (сильная доля) была взята ударом (сверху вниз).

11 и 12 такты не содержат знаков и . Почему? Ответ такой: предыдущие два такта содержат такой же ритмический рисунок, а на нём уже показаны направления ударов. В принципе, достаточно было в 9 такте на первом ритмическом рисунке (первые 4 ноты 9-го такта) указать направления ударов. Но мы растянули на 2 такта.

Повторение - мать ученья!

Пользуясь хорошим примером, давайте вспомним и другие элементы нотного письма:

  • Размер произведения: две четверти.
  • Произведение играется довольно быстро, поэтому автор облегчил нам чтение нот: мы видим обозначения для пальцев левой руки (цифры рядом с нотами). Не стоит слепо следовать советам по расстановке пальцев, но прислушаться надо. По крайней мере понять, что имел ввиду автор.
  • Обозначений для пальцев правой руки нет. Почему? Потому, что играем медиатором.
  • Знаки альтерации. Есть случайные диезы, а также бемоль при ключе (на ноте «си»). Раз бемоль при ключе, то вместо всех нот «си» следует играть «си-бемоль». Действие случайных знаков альтерации (у нас это диезы) распространяются только на один такт.
  • В начале второй строки нотного стана стоит цифра 7. А в начале третьей строки - цифра 12. Это номер такта, с которого начинается строка. Так проще ориентироваться.
  • Обратите внимание на репризу - она охватывает собой всю изображённую часть произведения. Значит, следует играть два раза.

Еще в средние века смелые, отчаянные и отмеченные Амуром молодые люди пели своим любимым под окнами серенады. Время шло, к композициям добавились музыкальные инструменты, лидирующую позицию среди которых занимает гитара. О, эта шестиструнная повелительница сердец миллионов! Ее звуки лечат душевные раны. Она объединяет людей всех возрастных групп, города, страны и даже континенты. Именно благодаря гитаре у нас есть потрясающие рок-коллективы (как-то тяжело представить себе музыканта, выдающего бешеные ритмы на... арфе).

Как изучать? С чего начать?

Первый "бой" - он легкий самый

Считается, что самый простой бой на гитаре - это тот, который ученику поддастся быстрее всего. Вообще, существует несколько довольно легких его вариантов. Одним из наиболее простых является следующий: пальцем руки ударяем вниз по струнам, небольшая пауза (как раз, чтобы отнять палец от струн), затем повторный вверх, но уже с заглушкой, и последним является элемент "удар сверху вниз". Схематично можно изобразить так:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх_ опять Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх и т. д.

Бой "восьмерка"

Второй по списку легкий бой на гитаре для начинающих исполняется следующим образом: указательным пальцем ведущей руки проводим вниз по струнам по порядку два раза, после идут два аналогичных движения снизу вверх без отрыва от струн и остановок. Затем следует комбинация вниз-вверх.

Данный для начинающих схематично выглядит так:

Вниз _ Вниз _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Вверх и снова сначала.

Иногда для ритма может добавляться седьмой ход - удар по струнам вниз. При этом изначально (в процессе изучения) тут может не быть абсолютно никаких глушений. Потом, постепенно, их можно добавить.

Тогда схема слегка поменяется:

Вниз _ Вниз _ Заглушка _ Вверх _ Вверх _ Вниз _ Заглушка _ Вверх.

Данный бой на гитаре для начинающих еще называют "универсальным", или "восьмеркой". Последнее название появилось в результате подсчета количества движений, которые необходимо выполнить для одного цикла боя.

Для того чтобы "отточить" технику, необходимо следовать правилам:

  • не торопиться;
  • считать;
  • тренироваться.

С практикой придет и умение. Комбинировать с техниками получается довольно хорошо у тех, кто достаточно долго тренировался и поднаторел в искусстве игры на этом волшебном шестиструнном инструменте. Заглушка при игре боем может выполняться либо большим пальцем, либо ребром руки - все зависит от метода исполнения той или иной композиции.

Для того чтобы узнать, как играть на гитаре: боем, перебором или комбинированным вариантом, можно обратиться к помощи все тех же ресурсов: самоучителю или друзьям, прекрасно освоившим данное искусство.

Что же такое гитарный бой?

Простыми словами это способ игры на гитаре, при котором правая рука извлекает звук путем удара по струнам, отрабатывая определенный ритмический рисунок. Этот способ игры наиболее популярный. Бой в описаниях к песням обозначается в виде схемы, где чаще всего присутствуют следующие элементы:

V — удар по струнам вниз;

^ — удар по струнам вверх;

⃰ — глушение струн;

_ — пауза.

Б — играется только басовая струна.

Теперь разберем на примере. Придумаем любой бой и изобразим его в виде схемы: V^_V*^. Теперь, зная условные обозначения, понимаем, что последовательность здесь следующая: удар вниз, затем удар вверх, далее делаем паузу, после снова удар вниз с глушением струн, потом вверх и повторяем всю эту комбинацию.

Думаю, здесь вопросов возникнуть не должно, поэтому перейду к следующему шагу.

Часто начинающие гитаристы спрашивают: «А сколько всего гитарных боев?» или пишут что-то типа: «Пришлите все гитарные бои…». Опытный гитарист, прочтя эти строки, наверняка улыбнется, ведь он прекрасно понимает, что гитарные бои нельзя измерить количеством. В подтверждение к этому могу добавить, что бои можно придумывать самому, достаточно взять гитару и изобретать новые схемы, видоизменяя те, что даны выше. Поэтому не стоит ставить перед собой цель выучить все бои. Для начала достаточно знать основные бои, а со временем понятие «выучить бой» уже само собой потеряет свой смысл и каждый бой будет играться на слух.

К основным боям, которым действительно стоит уделить внимание и изучить, я могу отнести следующие:

  1. Простой бой. Играется он по следующей схеме: V^V^ — вариант без приглушки, V^V*^ — вариант с приглушкой. Для наглядности стоит посмотреть по данному виду боя.
  2. Эстрадный бой («шестерка»). Это самый популярный бой, которым, при желании, можно сыграть большинство песен. Его схема выглядит следующим образом: VV^^V^ — вариант без приглушки, VV*^^V*^ — вариант с приглушкой. по бою «шестерка» так же можно посмотреть на нашем сайте.
  3. Бой «Восьмерка». Данный вид боя тоже довольно популярен и играется он следующим образом: V_V_^VV^V^, причем это не единственное его обозначение. В сети интернет можно найти несколько трактовок этого боя. Дело в том, что кто-то не делает паузы между ударами по струнам, кто-то чередует большой и указательный пальцы, кто-то играет с приглушкой и так далее. В любом случае, ритмический рисунок остается прежним, просто с разным звучанием.
  4. Блатной бой. В эту категорию можно занести несколько видов боев, которыми чаще всего играют «блатные» песни. К примеру, щипок (если, конечно, его можно отнести к бою), играющийся по схеме Б — 3+2+1 — 3+2+1 (три струны играются одновременно). по данному бою можно посмотреть здесь. Другой разновидность блатного боя играется так: Б_v^Б^v^. Это один из боев Владимира Высоцкого. И таких боев очень много.
  5. Испанский бой. Многие замечают, что испанские бои очень красиво звучат и подчеркивают умение играть на гитаре. Действительно, такие бои можно услышать довольно редко, поскольку они довольно сложны в изучении. Испанских боев тоже довольно много, поэтому не буду расписывать их схематично, гораздо полезнее будет посмотреть по двум красивым боям.

Это несколько боев, которые мне сразу пришли в голову. Возможно, есть другие бои, которые можно приравнять к «основным», список я не ограничиваю. Эти бои стоит учить («Испанский бой» для начинающих гитаристов — довольно сложный элемент, его изучение можно отложить), поскольку на начальном этапе игры на гитаре нужно максимально развить правую руку и автоматизировать ее, чтобы, впоследствии, играть бои без заучивания не составляло проблемы.

Приобретая определенные навыки и постепенно набираясь опыта, гитарист уже не пытается заучить бой, поскольку рука сама движется по такту игры. Для скорейшего наступления этого момента нужно просто взять песню и попробовать подобрать под нее бой, аккомпанируя ей, и со временем отработка этого навыка даст свои плоды. Нужно лишь запомнить простое правило: ничего не бывает сразу и если что-то не получается, это повод для тренировки, а не для капитуляции. Как говорится: «Дальше — больше…».

Гитарный бой

Для того чтобы уметь играть на гитаре, недостаточно только знать расположение аккордов. Необходимо еще уметь извлекать из них звук. Для этого необходимо изучить технику боя. Бой на гитаре представляет собой своего рода сопровождение или аккомпанемент, при котором звук из гитарных струн извлекается путем удара по ним правой рукой или медиатором. Так, существует несколько его разновидностей. Здесь я попытаюсь как можно доступнее и проще объяснить принцип гитарного боя.

Простой бой на гитаре

Итак, для начала потренируйтесь ровно считать до восьми: раз-два-три-…-восемь. Очень важно, чтобы этот счет был ровный (с равными интервалами между цифрами). Итак, бой представляет собой удары по струнам по очереди вверх-вниз. На раз - вниз, на два - вверх, на три - вниз, на четыре - вверх. Повторите несколько раз, закрепите данный навык. Это основа, на которой строятся все остальные навыки боя.

Еще один простой бой на гитаре

На раз - вниз, на два - вверх, на три - пауза (то есть не играется ничего, в это время правая рука переносится вниз, но без удара по струнам), на четыре - снова вверх. Это наиболее популярный вид боя для шумных компаний и песен в стиле «Восьмиклассницы» Цоя.

Бой "шестерка" на гитаре

Это один из самых популярных видов гитарного аккомпанемента. Как несложно догадаться из названия боя, ударов по струнам здесь шесть. Играется он следующим образом: на раз - вниз, на два - пауза (перенос руки вверх без удара по струнам), на три - вниз, на четыре - вверх, на пять - пауза (переносим руку вниз), на шесть - вверх, на семь - вниз, на восемь - вверх. Всего получилось шесть ударов по струнам. Этот бой непрост. Однако научившись его играть, вы сможете сыграть почти любую песню.

Бой "восьмерка" на гитаре

Данный вид боя немного проще. Он играется так: На раз - вниз, быстрый перенос руки вверх, на два - снова вниз, на три - вверх, на четыре - вниз, далее опять быстрый перенос руки вверх, на пять - вниз, на шесть - вверх, на семь - вниз, на восемь - вверх.

Еще один интересный бой - испанский бой на гитаре

Этот вид боя довольно сложный для новичков, однако все решает практика. Главное, понять суть и принцип, а далее воспроизвести самому и повторять до тех пор, пока не будет получаться идеально. Эту технику еще называют "расгеадо", или "веер", потому что техника визуально похожа на раскрытие или закрытие веера. Итак, техника испанского боя. Пальцы собраны вместе в кулак, но не напряжены. Представьте, что вы держите в правой руке бабочку - в любой момент вы можете расправить пальцы и выпустить ее. При этом мизинец может в этом не участвовать - он не нужен. Как только вы поднесли руку к струнам, начинайте резко расправлять пальцы и ударять каждым из них по струнам. Сначала расправьте безымянный, далее - средний, затем - указательный. Вы «раскрыли веер». Повторите это в более быстром темпе, чтобы струны звенели непрерывно на протяжении всех трех ударов. В некоторых источниках указано, что можно использовать и мизинец. Это только придаст звуку полноту и громкость. Такой «веер» называется восходящим - от самой низкой струны к самой высокой (по звучанию, а не по расположению!). Есть еще одна разновидность испанского боя - нисходящий. Он выполняется боем от самой высокой струны к самой низкой. Наш «раскрытый веер» мы теперь «закрываем», ударяя сначала мизинцем, затем безымянным, средним и указательными пальцами от самой высокой струны к самой низкой. Таким образом опять же образуется непрерывный поток звука. Еще один вариант - соединение первого и второго типа испанского боя. Сначала восходящий, а затем нисходящий. Такая техника называется "кольцевым веером".