Когда разбилась команда локомотив по хоккею. Упавшие с неба. Семь авиакатастроф, в которых гибли спортивные команды. Гибель сборной Замбии

Заходя на посадку в свердловский аэропорт «Кольцово », «Дуглас С-47», принадлежавший Министерству обороны, разбился при посадке. Из 13 членов команды ВВС и 6 летчиков не выжил никто.

ПОЧЕМУ КОМАНДА ПОЛЕТЕЛА САМОЛЕТОМ

Турнирная ситуация для команды ВВС складывалась совсем непросто. Она в конце 1949 года была на первом месте, но, проиграв московским динамовцам, разделила лидерство с ЦДКА. Василий Сталин , командующий ВВС Московского военного округа, - настоящий фанат хоккея, делал все, чтобы летчики впервые стали чемпионами СССР . Из армейской команды в ВВС сразу после Нового года был переведен лучший нападающий страны Всеволод Бобров . Были и другие кадровые решения. Игра против челябинск ого «Дзержинца» должна была стать дебютом Боброва в новом коллективе. Одной из причин того, что команда полетела в Челябинск самолетом, считалась необходимость для Боброва сыграться с новыми партнерами.

Обычно в те времена и футболисты, и хоккеисты добирались на игры поездом. Однако Василий Сталин, как говорят, «используя служебное положение», отправлял своих любимцев самолетами, находившимися в составе ВВС МВО. Правда, тот роковой рейс, как вспоминали ветераны хоккея, не должен был состояться вообще. Летчики должны были ехать поездом с Казанского вокзала. Но играющий тренер Борис Бочарников , понимавший, что трое суток в поезде могут сказаться на спортивной форме коллектива, буквально упросил генерал-лейтенанта Сталина предоставить самолет, чтобы, вылетев в шесть утра 5 января, к вечеру быть в Челябинске и два-три дня потренироваться.

КАТАСТРОФА

Погода резко ухудшалась. Уже во время посадки в Казани стало ясно, что метеоусловия в Челябинске тяжелые. Урал был практически закрыт для авиации. Но Борис Бочарников, только-только ставший тренером команды, хотел добраться в пункт назначения как можно быстрее. Кинулся звонить Василию Сталину. Тот после долгих уговоров дал добро на роковой полет.

Снег и ветер усиливались, и о том, чтобы лететь в Челябинск, пришлось забыть. С-47 получил приказ садиться в Свердловске . Погода и там была «на грани». Четыре раза летчики пытались зайти на посадку, но каждый раз неудачно. Пятый заход стал роковым...

По официальной версии, «Дуглас» разбился потому, что был дезориентирован сигналами приводной радиостанции с находившегося рядом военного аэродрома «Арамиль ». Радиостанции двух аэропортов по халатности работали на одних и тех же частотах, в результате чего экипаж в конце концов потерял ориентировку в пространстве (визуально садиться было невозможно из-за сильного снега), и самолет рухнул на землю.

Сегодня мы узнаем об авиакатастрофах спустя считанные минуты после случившегося. А в 1950 году о гибели хоккеистов и экипажа было известно немногим. Даже матч «Дзержинец» - ВВС не был отменен, хотя играла (и выиграла) уже другая команда. Скрывали детали катастрофы до конца шестидесятых годов. Именно тогда появились первые материалы на эту тему и был опубликован полный список погибших. А в январе 1950 года, через пару недель после 70-летия генералиссимуса Сталина, омрачать народные торжества сочли невозможным. Никаких официальных сообщений не было. Команда ВВС продолжала играть, причем в ее состав были включены игроки, фамилии которых были привычны слуху болельщиков. В те времена дикторы объявляли составы команд без упоминания имен. Место погибшего Юрия Жибуртовича занял его брат Павел, вместо Александра Моисеева взяли в команду однофамильца. А Бобров, Шувалов , Виноградов были известны как игроки ВВС. Но болельщики, конечно, со временем все узнали. А вот узнал ли о катастрофе Иосиф Сталин, неизвестно. Скорее всего, Сталин-младший, понимая, что ему несдобровать (отправил команду служебным военным самолетом), сделал все, чтобы отца «не расстраивали». И продержался на посту командующего ВВС МВО еще два с половиной года…

Можно как угодно относиться к магии цифр, но число 42 многие наверняка будут считать роковым для наших хоккеистов. 7 сентября 2011 года команда «Локомотив» (Ярославль ) разбилась в самолете ЯК-42, а 5 января 1950 года хоккеисты ВВС МВО погибли в «Дугласе» С-47 с бортовым номером 42…

ВЫЖИВШИЕ

С этой историей связано несколько случаев чудесного спасения пяти хоккеистов. Они должны были быть на борту, но в последний момент что-то случилось, что их туда не пустило.

Последний перед полетом матч команда ВВС проиграла динамовцам. Противостояние двух клубов в те времена было принципиальным. А тренером летчиков тогда был Матвей Гольдин , настоящий подвижник хоккея. У динамовцев в той игре блеснул воспитанник Гольдина Василий Трофимов. И когда игроки и тренеры шли в раздевалку, Гольдин поздравил его: «Здорово сыграл, Василек!» Об этой фразе немедленно доложили Василию Сталину. Реакция была мгновенной: «Ах, ты наших врагов поздравляешь!» - кричал генерал Гольдину. В результате в новый 1950 год команда ВВС вошла с играющим тренером Борисом Бочарниковым. А Гольдин остался жив…

Всесильный командующий ВВС МВО, чтобы усилить команду, перед Новым годом перевел в нее нескольких игроков, в том числе и Виктора Шувалова, игравшего до этого в Челябинске. Именно по этой причине Сталин-младший принял решение: в Челябинск Шувалов не поедет, чтобы не раздражать местных болельщиков (воспоминания хоккеиста читайте в колонке справа).

Александр Виноградов «спас себя сам». Его спасла грубая игра против вратаря «Крыльев Советов». За это он был дисквалифицирован на два матча. И его решили не брать в Челябинск…

Самое известное «спасение» - это судьба Всеволода Боброва, в те времена лучшего хоккеиста, да, пожалуй, и футболиста СССР. Сколько версий случившегося с ним утром 5 января ходило в хоккейной среде в советские времена! Одни говорили, что он с кем-то выпивал и поэтому опоздал к самолету. Другие, в том числе и наш выдающийся тренер Анатолий Владимирович Тарасов , рассказывали и писали о том, что он якобы даже успел добраться до аэродрома и бежал за самолетом, но его не заметили. Третьи считали, что Бобров, которому приписывают ставшую крылатой фразу «Тренируется тот, кто играть не умеет», вообще собирался ехать поездом и прибыть прямо к игре. Сам же Всеволод Михайлович писал о том, что его подвел будильник, поставленный на 4 часа утра (самолет улетал в 6).

Еще одним человеком, который не попал в разбившийся С-47, был один из самых известных советских тренеров, а в то время 19-летний хоккеист и футболист ВВС Виктор Васильевич Тихонов . В свое время он рассказывал мне, что, когда в 1948 году был приглашен в футбольную команду «Динамо», на тренировку пришли два офицера в летной форме и настоятельно предложили ему посетить следующую игру между ВВС и «Спартаком». От таких предложений отказываться было не принято. После игры его подвели к генералу небольшого роста, который осмотрел его, пожал руку и сказал: «Хороший молодой человек». Понятно, что генералом был Сталин-младший, а его фраза обозначала то, что Тихонов переходит в команду летчиков.

Виктор Васильевич в 1950 году играл за ВВС в футбол, в хоккей с мячом и в «шайбу». Но до основного состава «не дорос». Поэтому хотя и считался игроком команды, в Челябинск не полетел…

Алексей БОГОМОЛОВ .

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА

«Мы играли восьмером. А потом поехали хоронить...»

Нам удалось дозвониться до легендарного хоккеиста Виктора Шувалова.

В 50-м ни одна газета про гибель ВВС не писала, - рассказывает Шувалов. - А мы уже на следующий день вышли и сыграли. Восьмером…

Вам чудом удалось избежать гибели...

Наш играющий тренер Борис Бочарников обратился к куратору команды Василию Сталину и попросил, чтобы мы вылетели на следующий матч в Челябинск пораньше. Там очень сильный мороз , ребятам надо акклиматизироваться. Сталин сказал: «Ну раз надо, то готовьте самолет. Только Шувалова с собой не берите». А я как раз недавно из Челябинска в Москву переехал. Сталин справедливо считал, что меня на Урале освистают.

Как узнали о гибели команды?

Приехал адъютант Василия Сталина и сказал: «Поехали, командующий вызывает». В приемной у Сталина было уже несколько игроков, начались разговоры: с командой что-то не так. Это сейчас телевидение, радио, Интернет. Все сразу становится известно. А тогда если радио, то только сарафанное. Кто-то кому-то что-то сказал. Через десять минут нас позвали к Сталину, который усадил нас и сказал: «Ребята, несчастье. Команда разбилась. Вам надо собраться и поездом ехать в Челябинск на игру». Мы сели и поехали. В Челябинск, потом в Свердловск и так далее… И никто нас не спрашивал, что мы чувствуем, трясет нас или нет… В то время все обязаны были быть крепкими и здоровыми. А родственники в Челябинске даже после моего звонка не поверили, что я живой…

Мы из Челябинска поехали в Свердловск, где нас повели в ангар. Там лежали искореженные тела ребят. Смотреть на это было невозможно. Но мы смотрели. Потом играли. А после игры хоронили….

Дмитрий НЕСТЕРОВ («Советский спорт» - специально для «КП»)

Проклятый маршрут

Футболисты «Пахтакора », разбившиеся 32 года назад, тоже летели в Минск .

11 августа 1979 года случилась, пожалуй, одна из самых ужасных трагедий в нашем футболе. В небе над Днепродзержинском столкнулись два рейсовых пассажирских самолета Ту-134. В одном из них из Ташкента на матч чемпионата СССР летела команда «Пахтакор». Вместе с 17 членами клуба в той авиакатастрофе погибли 172 пассажира. Парадокс ситуации заключается в том, что клуб из Ташкента летел, как и хоккеисты «Локомотива», в столицу Белоруссии , где должен был играть с «Динамо» (Минск).

Подготовили Александр БОГОМОЛОВ, Александр БОЙКО, Елена КРИВЯКИНА, Ринат НИЗАМОВ, Александр ГРИШИН, Ярослав КОРОБАТОВ, Александра МАЯНЦЕВА, Валерий БУТАЕВ, Дмитрий СТЕШИН, Владимир ВОРСОБИН, Роман ПРЯНИКОВ, Михаил КОНТУЕВ, Татьяна МИХНЕВИЧ, Надежда КЛЕМИНА («КП» - Ярославль»), Виктория МИНАЕВА («КП» - Новосибирск»), Инна КРИВЕЦ, Виктория ДУДИНА («КП» - Саратов»), Евгений САЗОНОВ, Андрей ОСМОЛОВСКИЙ («КП» - Минск»), Дарья ТОКАРЕВА, Алексей ОВЧИННИКОВ, Динара НАЖИПОВА («КП» - Уфа»), Ирина КОЗЛИК («КП» - Минск»), Вера СОКОЛОВА («КП» - Саратов»).

Напомним, 7 сентября ярославская хоккейная команда «Локомотив» попала в авиакатастрофу . Самолет ЯК-42, на котором ярославские хоккеисты летели в Минск, где должны были сыграть с местным «Динамо», упал с высоты 500 метров сразу после взлета. Всего на борту было 45 человек, из них 37 хоккеисты (

Что бы взять на борт очень важных пассажиров. Этот чартерный рейс совершает фирма «Як Сервис» и на его борту находиться лишь экипаж. Второй пилот - Игорь Жевелов является заместителем директора компании по летной работе. К тому времени он был пилотом уже почти 30 лет, и за это время налетал около 13000 часов . Командир воздушного судна - Андрей Соломенцев. Он близкий друг Игоря Жевелова. Третий человек в кабине - бортинженер Владимир Матюшин. В самолете также находиться Александр Сизов - инженер по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования.

Эксперт: В чартерных рейсах особенно важно безопасно доставить людей из пункта «А» в пункт «Б», и обеспечить качественное обслуживание. От этого зависит репутация компании, получит ли она заказ снова.

В Ярославском аэропорту введены особые меры безопасности. На экономический форум в город приехали самые влиятельные политики России. Но подняться на борт самолета готовятся не политики. Это не менее престижные пассажири - команда Ярославского хоккейного клуба «Локомотив».

Хоккеист: У «Локомотива» фантастические болельщики. Они способны перекричать кого угодно и всегда поддерживают свою команду. Каждый раз, когда я приезжал в этот город, чувствовалась особая атмосфера. Это настоящий хоккейный город. Там обожают эту игру.

Авиакатастрофа Локомотив Ярославль видео .

Александр Галимов - правый нападающий всю свою карьеру играл за «Локомотив». Он родился в Ярославле, и считался настоящим местным героем. Главный тренер команды Бред МакРиман с нетерпением ждал первой игры в сезоне. В команде были собраны одни из лучших российских хоккеистов. Один из них - капитан команды Николай Ткаченко. В предсезонных играх «Локомотиву» сопутствовала удача. Они выиграли семь игр из девяти. Поэтому болельщики уверенны, что в этом году у клуба есть все шансы выиграть Кубок Гагарина.

Как заместитель компании по летной работе Живелов воспользовался случаем, чтобы пилотировать самолет со своими героями на борту. В этом рейсе командир Соломенцев управлял самолетом, а Живелов отвечал за радиосвязь.

Экипаж запускает три двигателя Як-42 и выставляют стабилизаторы во взлетное положение. Самолет направляется в столицу Белоруссии - Минск, в двух часах лета от Ярославля. Для игроков это первый из многих полетов, который им предстоит совершить в этом сезоне. Почти в четыре часа дня самолет начал разбег по взлетной полосе. Бортинженер следил за приборами. Его задача - сообщить командиру, когда самолет наберет взлетную скорость.

Эксперт: От тяги двигателей зависит скорость самолета. Если все сделано правильно и закрылки и предкрылки выставлены верно, то подъемная сила созданная скоростью поднимет самолет над землей, что обычно и происходит.

Когда взлетная скорость была достигнута, бортинженер сказал командиру поднимать самолет. Тот потянул штурвал на себя, что бы повернуть элероны на 10 градусов. Этого должно было быть достаточно, чтобы самолет взлетел. Однако он остался на земле. Ничего не произошло. Самолет не отреагировал на движение штурвалом. Командир попросил дать полную тягу, но опять ничего не произошло. Даже регулеровка стабилизаторов не дала результата. Вместо того, что бы взлететь самолет продолжал катиться дальше выехав пределы взлетной полосы.

Эксперт: Для пилотов это настоящий кошмар. Самолет не летит, и ты катишься по земле со скоростью 230 км/ч.

Кто выжил в авиакатастрофе локомотив ?

Экипаж предпринимал отчаянные попытки оторвать самолет от земли. Наконец у них это получилось. Самолет поднялся в воздух, но беды избежать не удалось. Як-42 рухнул в Волгу менее чем в километре от взлетно посадочной полосы. Местные полицейские, патрулировавшие реку, первыми прибыли на место крушения. Александр Галимов выжил в крушении, и смог самостоятельно выбраться из под обломков. Инженер Александр Сизов также выжил. Прибывшие на место крушения в шоке от известия, что на борту находились одни из самых известных российских спортсменов. В густом черном дыму не видно других выживших.

Патологоанатом: Когда мы прибыли на место происшествия то увидели, что вся земля была выжжена. Вокруг валялись мелкие обломки самолета и фрагменты одежды. В середине поляны уже были сложенны тела погибших хоккеистов.

Через несколько часов на место катастрофы прибыли российские авиационные эксперты. Они должны определить причину катастрофы. Из 45 человек поднявшихся на борт погибло 43, включая пилотов. Хоккейный клуб «Локомотив» погиб почти в полном составе.

Житель Ярославля: Это было горе для всего города, ведь ребят многие знали не только как известных хоккеистов, но и лично. Все очень тяжело переносили эту утрату.

Новость моментально облетела весь мир. Все были в шоке. Невозможно было поверить, что такое могло случиться с командой таких молодых, талантливых парней. В Уфе матч открытие сезона Континентальной Хокейной Лиги был прерван страшным известием. Игроки не могли продолжать матч, и он так и не закончился.

Команда была любима всеми, и люди хотели получить ответы на вопросы. Все внимание было экспертов сконцентрировано на главном. Почему самолет не смог оторваться от взлетной полосы? Для взлета, главными являются три фактора. Первый - мощность двигателей. Второй - подъемная сила. Закрылки должны быть установлены верно, чтобы улучшить аэродинамические характеристики крыла. И наконец, что бы самолет взлетел под нужным углом, горизонтальный стабилизатор должен быть выставлен так, чтобы прижимать хвост самолета, и поднимать его нос.

Эксперты изучают все, что может указать на неверную взлетную конфигурацию самолета. Похоже закрылки на крыльях были выставлены верно. Также и хвостовой стабилизатор был в порядке. Помимо этого они не нашли ничего, что говорило бы о том, что двигатели не обеспечивали достаточно тяги, чтобы оторвать самолет от земли. К счастью бортовые самописцы были найдены. Именно в них мог содержаться ключ к пониманию того, что произошло.

У следователей два вопроса. Почему пилоты рейса 9633 не смогли оторваться от взлетной полосы? А также: почему они не отказались от взлета при первых признаках беды? Команда экспертов, расследующая катастрофы, всегда находиться под особым давлением. Но это был особый случай. Сам президент России берет дело под личный контроль, и требует установить истину.

Чтобы понять, что происходило в последние мгновенья рейса 9633, следователи изучают записи с камер службы безопасности аэропорта. Камеры запечатлели тот момент, когда Як-42, наконец, смог оторваться от земли. На видео видно, что самолет правильно сконфигурирован для взлета. Но нет никаких подсказок, почему все пошло не так.

Что бы подняться над землей самолету требовалось всего 1200 метров. У них было свободно еще около 2800 метров полосы. Что-то удерживало самолет в то время, как он уже должен был взлететь. Эксперты ломают голову, что именно? Они полагают, что, возможно, самолет был слишком тяжелым.

Эксперт: Если недооценить или неправильно рассчитать вес, вы не будете обладать полной картиной. Вы не знаете чего ожидать от самолета.

Подозрения возросли, когда следователи узнали, что у компании «Як Сервис» в аэропорту не было весов. Все расчеты делались приблизительно. Но когда эксперты рассчитали теоретический вес команды и их багажа, они пришли к заключению, что самолет не был перегружен. Даже со всем хоккейным снаряжением вес самолета был далек от максимально допустимого.

Авиакатастрофа Локомотив Ярославль

Возможно дело было в скорости? Эксперты возвращаются к двигателям. Используя расчетный вес самолета, они определили, что для взлета ему требовалась скорость в 215 км/ч . Неверная работа двигателей могла бы объяснить произошедшее. Однако исследуя записи бортового самописца они определили, что двигатели разогнали самолет до скорости намного больше той, что требовалась для взлета. Следствие в тупике.

Эксперт: Самолет создан летать. Самолет стремиться летать. При скорости в 210 км/ч и установке стабилизатора на 7 градусов, Як-42 сам отрывается от полосы; ничего сложного.

10 сентября 2011 года премьер-министр России Владимир Путин вместе с 40000 скорбящих болельщиков принял участие в панихиде по хоккеистам «Локомотива». А два дня спустя Александр Галимов, последний член одной из лучших хоккейных команд России, скончался от травм. Ярославская трагедия унесла 44 жизни.

Эксперты всеми силами пытаются установить причину трагедии. Они тщательно исследовали информацию регистратора полетных данных. Наконец им удалось заметить нечто необычное. Несмотря на полную тягу двигателей Як-42 ускорялся не так быстро, как должен был.

Эксперт: Во время взлета, когда самолет должен был постоянно набирать скорость, он в реальности замедлял ход к концу полосы. Это очень необычно, и потенциально опасно.

Следователи полагают, что у самолета были включены тормоза . Это крайне маловероятно, но включение тормозов может объяснить необычное поведение самолета. Чтобы подтвердить эту теорию, следователи провели испытания в летно-исследовательском институте имени М. Громова. Во время испытания, при взлете, они плавно включили тормоза колес. Самолету хватило тяги, что бы взлететь. Однако, расстояние потребовавшееся для набора взлетной скорости возросло более, чем вдвое.

Эксперт: Эти тесты показали, что 4 тормоза на шасси были включены, и активно замедляли самолет во время разбега по полосе. Невероятная ситуация, объяснить которую, действительно не просто!

На речевом самописце слышно, как экипаж перед взлетом проверил тормоза. Они были исправны. Возможно тормозная система отказала уже при взлете, и тормоза включились по ошибке? Такие проблемы уже случались с Як-42. Однако проверка шасси разбившегося самолета не показала следов механических неполадок. Вероятность же самопроизвольного включения всех тормозов сразу ничтожно мала. Это было просто невозможно.

Внимание комиссии привлекает еще один вопрос. Почему экипаж продолжал пытаться подняться в воздух, когда проблема была уже очевидной. Запись с кабины пилотов во много это объясняет. Эксперты слышат, как командир экипажа объявляет скорость, так называемого, рубежа решения. Когда самолет набирает эту скорость, командир должен решить продолжать взлет или отказаться от него. Однако на записи слышно, как пилоты спорят о том, какая скорость взлетная . Такого быть не должно! Экипаж не должен спорить о критически важных скоростях во время взлета . Они не установили рубеж скорости, хотя ее нужно было определить еще до начала движения самолета.

Эксперт: Предполетный инструктаж это очень важный элемент. Он проводиться командиром воздушного судна. Однако, он был проведен небрежно. Три человека в кабине так и не договорились о скорости, при которой отменить взлет уже будет нельзя.

Если бы они отказались от взлета через 3-5 секунд после первой попытки отрыва, все остались бы живы. Вместо этого они пытались исправить ситуацию, до тех пор пока у них не кончилась полоса.

Эксперт: У них было время остановиться. Однако, они не думали об отмене взлета, а продолжали его.

Почему они так поступили, можно лишь догадываться. Возможно они хотели, во что бы то ни стало, доставить своих престижных пассажиров по назначению. Ведь если бы случилась задержка из-за технических проблем, это ударило бы по имиджу авиакомпании.

Придя к выводу, что тормоза были исправны, эксперты полагают, что один из пилотов сам включил их.

Эксперт: Это предположение изумило многих в русском авиационном сообществе. Мы знали, что пилоты были очень опытны.

Но появляется новая зацепка. Исследование личных дел пилотов показало, что они летали на двух разных моделях самолетов . Первый из них Як-40. Второй - Як-42, более крупный лайнер. На Як-42 пилоты летали только от случая к случаю, и это была совершенно некорректная практика. Опасно обучать пилотов летать на двух моделях самолетов одновременно.

Сосредоточив свое внимание на педалях тормоза двух самолетов, эксперты заметили одно потенциально важное различие. Педали тормоза Як-40 охватывают всю ногу пилота. Но конструкция педали в Як-42 подразумевает, что каблук пилота остается на полу кабины.

Эксперт: Пилоты летали то на одной модели самолета, то на другой. А как оказалось, у них разный способ размещения ноги на педали тормоза.

Исходя из этой информации следователи сделали предположение, что пилот поставил всю ногу на педаль тормоза . Таким образом он непроизвольно включил тормоза. Такое возможно.

Почему пилот не заметил своей ошибки? Исследовав медицинские карты пилотов, открылась важная информация. Второй пилот в тайне проходил лечение нервной системы . Он терял чувствительность в ногах, и ни в коем случае не должен был управлять самолетом . В результате он нажимал на педали тормоза, сам этого не понимая.

Включение тормозов на вращающемся колесе создает прижимную силу на носу самолета. Як-42 как будто клеем приклеили к взлетной полосе. А попытки экипажа поднять нос лишь ухудшили ситуацию, когда самолет все же смог подняться в воздух. Он резко задрал нос. На 20 градусов за 2 секунды, и не мог удерживаться в воздухе. Поднятие носа привело к потере подъемной силы на крыльях. Лобовое сопротивление увеличилось, и самолет ушел в сваливание.

При дальнейшем изучении личных дел пилотов, эксперты совершают другую шокирующую находку. Во многих случаях им выдавали сертификаты об обучении, которого они не проходили . Они имели большой опыт. Но их обучение полетам на Як-42 было не достаточным . Федеральное агентство воздушного транспорта немедленно лишило лицензии компанию «Як Сервис».

Помимо этого, прослушивание бортового самописца показало, что уже после выхода за пределы полосы, командир начал отмену взлета. Его примеру последовал бортинженер, который уменьшил тягу двигателей. Однако второй пилот закричал: «Что ты делаешь?!», и командир отменил свое решение, и снова пытался взлететь.

Эксперт: Правила действия в кабине пилотов подразумевают четкую иерархию, во главе которой - командир. Проблема «Як Сервис» заключалась в том, что второй пилот формально был начальником командира. Он был заместителем компании по летной работе.

У них был их последний шанс спастись, но из-за неразберихи, кто главный, они им не воспользовались.

Через два месяца после катастрофы следователи опубликовали свой отчет. Неумышленное торможение было указанно в качестве основной причины трагедии. Однако главной причиной стало то, что авиакомпанией не были соблюдены меры безопасности.

После страшной трагедии «Локомотив» отказался от участия в сезоне 2011 года. На следующий год команда с триумфом вернулась в лигу. Она снова надеется выиграть Кубок Гагарина. Также общественность узнала, что капитан погибшей команды Николай Ткаченко анонимно занимался благотворительностью, жертвуя миллионы рублей тяжелобольным детям. За считанные минуты до взлета он сделал свое последнее пожертвование 16-летней девочке, которую никогда не знал.

Многие надеются, что трагедия «Локомотива» приведет к повышению безопасности полетов в России.

7 сентября 2011 года самолет Як‑42 авиакомпании "Як Сервис" разбился при взлете из аэропорта "Туношна" в Ярославской области. На борту самолета находилась хоккейная команда "Локомотив" (Ярославль), которая летела на матч в Минск. По предварительным данным, спасти удалось двоих из 45 находившихся на борту человек.15 июля 2009 года на северо-западе Ирана разбился самолет Ту‑154М иранской авиакомпании Caspian Airlines, совершавший перелет из Тегерана в Ереван. На борту самолета находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо. Спортсмены летели в Армению на тренировки, а затем должны были вылететь в Венгрию для участия в соревнованиях. Все 168 человек, совершавших этот перелет, погибли.

24 августа 2008 года в Киргизии потерпел крушение самолет Боинг‑737, направлявшийся из Бишкека в Тегеран. На борту самолета находились 90 человек, в том числе 17 членов юношеской сборной Ирана по волейболу. Десять из них погибли. Спастись удалось 25 пассажирам и членам экипажа.

27 апреля 1993 года недалеко от Габона (Африка) в результате неисправности двигателя в море упал самолет DHC‑5 Buffalo, на борту которого находились члены футбольной сборной Замбии. Всего погибло 30 человек, в том числе 18 футболистов.

7 июня 1989 года в аэропорту столицы Суринама Парамарибо (Южная Америка) произошла авиакатастрофа самолета серии DC‑8‑60, в результате погибли 23 голландских футболиста суринамского происхождения, находившихся на борту разбившегося самолета. В общей сложности погибли 176 человек (из 187 пассажиров и членов экипажа).

8 декабря 1987 года около города Лима (Перу) в результате взрывов на борту самолета F‑27 в полном составе погибла футбольная команда "Альянс". Тела погибших обнаружить не удалось, поскольку самолет упал в море. Известно, что всего в самолете находились 43 человека.

14 марта 1980 года в авиакатастрофе польского самолета Ил‑62 под Варшавой (Польша) погибли 22 члена национальной сборной США по боксу.

11 августа 1979 года над городом Днепродзержинск (Украина) самолет Ту‑134, выполнявший рейс Ташкент‑Минск, столкнулся с самолетом, летевшим из Челябинска в Кишинев. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды "Пахтакор" из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге. Команда летела в Минск на игру с местными динамовцами.

29 ноября 1975 года в авиакатастрофе погибла команда автогонщиков Формулы‑1 Embassy Racing with Graham Hill пилота Грэхэма Хилла. Шестиместный самолет "Пайпер Ацтек", на котором команда возвращалась с гонок во Франции в Лондон, упал и сгорел при посадке.

13 октября 1972 года в Андах на пути в столицу Чили город Сантьяго в авиакатастрофе погибла часть команды по регби из Монтевидео (Уругвай).

Всего на борту самолета FH‑227 находилось 45 человек, из них выжили 16.

31 декабря 1970 года в авиакатастрофе в полном составе погибла любительская футбольная команда из Алжира "Эйр-Ликвид", направлявшаяся на товарищеский матч в Испанию.

14 ноября 1970 года в Вирджинии (США) в авиакатастрофе погибли 37 игроков команды университета Маршалла (Хантингтон, Западная Вирджиния) по американскому футболу. Помимо спортсменов на борту самолета находились члены тренерского штаба, болельщики, а также заведующий кафедрой спорта (всего 75 человек). Никто не выжил.

1 апреля 1970 года под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан‑24. Погибли все пассажиры (в том числе юношеская волейбольная команда) и члены экипажа.

26 сентября 1969 года в Андах на пути в Ла-Пас (Боливия) разбился самолет с 25 игроками боливийской футбольной команды "Стронгест". Погибли 19 футболистов и руководители клуба.

3 апреля 1961 года произошло крушение самолета Douglas C‑47A в Кордильерах (Чили). В результате катастрофы погибли все, находившиеся на борту - чилийская футбольная команда "Грин Кросс" и члены экипажа (24 человека).

15 февраля 1961 года при посадке в Бельгии разбился "Боинг-707" авиакомпании Sabena, совершавший полет по маршруту Нью‑Йорк‑Брюссель. Погибли все находившиеся на его борту 72 человека, а также один человек на земле. В катастрофе погибла сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена и тренера), которая направлялась на чемпионат мира в Прагу (Чехословакия). Чемпионат мира по фигурному катанию 1961 года был отменён в знак скорби по погибшим.

16 июля 1960 года при заходе в аэропорт Каструп (Дания) потерпел крушение самолет, погибли восемь футболистов второй сборной Дании.

6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена (ФРГ) при попытке взлететь разбился самолет, в котором находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед". Всего из находившихся на борту погибли 23 человека, в том числе 8 спортсменов, тренер, секретарь команды, один из директоров "Манчестер Юнайтед" и восемь спортивных корреспондентов.

5 января 1950 года во время третьего захода на посадку в сложных метеоусловиях в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли‑2. Погибли 8 хоккеистов команды ВВС СССР, а также тренер, врач и массажист.

4 мая 1949 года в результате авиакатастрофы возле Турина (Италия) погибла в полном составе команда футбольного клуба "Торино" и все остальные, находившиеся на борту самолета (в т.ч. журналисты, официальные лица, тренер). В общей сложности погиб 31 человек.

18 ноября 1948 года в авиакатастрофе над Ла‑Маншем погибли 6 ведущих хоккеистов сборной Чехословакии (вратарь, защитники и нападающие).

Трагедия, произошедшая с хоккейной командой "Локомотив" (Ярославль), повергает в шок, поскольку гибель спортсменов из Ярославля - утрата для всего российского спорта вообще, заявил агентству "Р-Спорт" бывший нападающий сборной СССР и московского Спартака Борис Майоров.

"Такое просто не укладывается в голове. Сейчас нахожусь не в Москве, и когда узнал о случившемся... Это катастрофа для всего нашего хоккея. Это трагедия! Вторая в истории нашего хоккея после ХК ВВС (авиакатастрофа 1950 года, унесшая жизни 21 человека). Там нет людей, которых я лично знал, но все равно пребываю в шоке", - сказал Майоров корреспонденту "Р-Спорт" по телефону.

"Очень сложно сейчас говорить об этом. Я думаю, что команда все-таки будет существовать. Самое страшное, что сейчас не знаешь, что можно сказать и сделать для родных и близких погибших. Мы все должны выразить им соболезнования. Я не знаю, что еще можно сказать в этой ситуации", - добавил Майоров.

Самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив Ярославль» на борту разбился в нескольких километрах от Ярославля через несколько минут после взлета, едва успев подняться на высоту около 10 метров.
По словам представителей МЧС, при крушении Як-42 разломился на две части: носовая рухнула в теку Токша, а хвостовая осталась на суше. Лайнер летел в столицу Белоруссии — Минск. Самолет пропал с экранов радаров в 15.50, практически сразу после взлета.

P.S. Пост регулярно обновляется!

(13 фото + 3 видео)

Первый полет самолет Як-42Д, регистрационный номер RA-42434 совершил 1 октября 1993. Эксплуатировался компаниями: Орел-авиа (93–97г), Быково-авиа(97–2005), Аэро-рент(2005–2009) и Як-Сервис 2009 - 2011. завод-изготовитель - Саратовский Авиационный Завод (САЗ), заводской номер: 4520424305017.

1. Самолету был назначен ресурс: 15000 летных часов (использован на 42%), 7000 посадок (использован 43%). Срок летной годности - 18 лет (до 1 октября 2011 года) (100%). Соответственно, после октября самолету должны были продлевать ресурс, а значит отправлять его на ремонт. Самолет даже на половину не отлетал своего ресурса, соответственно должен был быть в хорошем техническом состоянии. Воздушное судно было допущено к полетам МВЛ (международные воздушные линии) и оборудовано всеми современными системами BRNAV, TCAS, GPWS, RVSM.

2. Два человека выжили при крушении Як-42 под Ярославлем, сообщил РИА Новости представитель управления информации МЧС РФ.
«При крушении, по уточненным данным, выжили два человека», - сказал собеседник агентства. По данным источника в силовых структурах, выжили пилот и один из хоккеистов ярославского «Локомотива». Всего на борту было 45 человек.

3. Нападающий сборной России по хоккею 26-летний Александр Галимов был доставлен в реанимацию городской больницы Ярославля с ожогами и переломами. Александр Галимов с 2004 года выступает за «Локомотив» в Суперлиге, а затем в КХЛ: серебряный призёр 2008 и 2009, бронзовый призёр 2005 и 2011.

4. За хоккейный клуб «Локомотив» играли спортсмены из Германии, Латвии, Чехии, Словакии Белоруссии и Швеции. Тренером команды выступал гражданин Канады, Брэд Маккриммон.

5. Посольства и подтверждают гибель своих хоккеистов, входивших в клуб «Локомотив». Как передает «Интерфакс», подтверждена гибель капитана сборной Словакии по хоккею Павола Демитры и трех чешских игроков - Йозефа Вашичека, Яна Марека и Карела Рахунека.
Павола Демитру называли иконой словацкого хоккея. «Его все знают, он был почти как герой… Для нас это огромная трагедия», - сказал Растислав Мойто, третий секретарь посольства Словакии.

6. Временно закрыт сайт хоккейного клуба «Локомотив»
На главной странице сайта висит надпись: «Уважаемые пользователи! Сайт временно прекращает свою работу в связи с чрезвычайным происшествием».

7. Опубликован список погибших в авиакатастрофе Як-42 под Ярославлем. По состоянию на 20.00 по московскому времени спасатели извлекли из-под обломков лайнера 36 тел. По данным Life News, в уточненном списке жертв числятся:

Соломенцев Андрей Анатольевич, командир
Живелов Игорь Константинович, 2-ой пилот
Журавлев Сергей Васильевич, бортмеханих
Сарматова Елена Александровна, бортпроводник
Максумова Надежда Мурзафаровна, бортпроводник
Шавина Елена Михайловна, бортпроводник
Матюшин Владимир Юрьевич, бортмеханик

Пассажиры

Аникеенко Виталий Сергеевич
Бахвалов Юрий Алексеевич
Беляев Александр Владимирович
Баландин Михаил Юрьевич
Васюков Александр Сергеевич
Вашичек Йозеф
Вьюхин Александр Евгеньевич
Дитрих Роберт Генрихович
Демитра Павол
Зимин Андрей Валерьевич
Калимулин Марат Натфуллович
Карповцев Александр Георгиевич
Калянин Александр Игоревич
Кирюхин Андрей Анатольевич
Клюкин Никита Сергеевич
Королев Игорь Борисович
Кривоносов Николай Иванович
Куннов Евгений Геннадьевич
Кузнецов Вячеслав Михайлович
Лив Стефан Даниэль Патрик
Марек Ян
МакКриммон Брэд Байрон
Остапчук Сергей Игоревич
Пискунов Владимир Леонидович
Рахунек Карел
Сидоров Евгений Владимирович
Скрастиньш Карлис Мартинович
Снурницын Павел Сергеевич
Собченко Даниил Евгеньевич
Ткаченко Иван Леонидович
Траханов Павел Сергеевич
Урычев Юрий Олегович
Чурилов Геннадий Станиславович
Шувалов Максим Алексеевич
Ярчук Артем Николаевич

8. Президент ФХР Владислав Третьяк выразил соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе под Ярославлем, в которой разбился Як-42 с хоккеистами ярославского «Локомотива» на борту.

9. «Мы выражаем соболезнования и семьям погибших, и клубу. В хоккейном мире России это очень сильная утрата, потому что в Ярославле играло очень много сильных хоккеистов. Будем делать всё, чтобы разобраться в причинах трагедии, и, конечно, поддержим семьи, и чтобы хоккейный Ярославль не умер», - сказал Третьяк.

В нашей памяти вы останетесь навсегда. Земля пухом 🙁

7 сентября в древнем Ярославле в память о трагически погибших хоккеистах «Локомотива» пройдет марш тишины. В нем примут участие тысячи болельщиков.

Как выяснил «Советский спорт», у этой народной инициативы есть автор. Это скромная ярославская девушка Екатерина Кожан. Как не поцеловать такой руку?..

Катя болеет за «Локомотив» с 2005 года. С тех пор, как студенткой переехала в Ярославль из Карелии…

– Официального фан-клуба в Ярославле нет. Зато какие преданные команде болельщики! И я постепенно влилась в эту семью… – вспоминает Екатерина. – Вообще на выезды за «Локомотивом» езжу не так уж часто. Но горжусь тем, что в декабре отправилась с нашими в Челябинск на матч чемпионата ВХЛ.

– Видели игру нового «Локомотива», которому предстоит стартовать в чемпионате КХЛ?
– Да. Два матча во время предсезонки. В Москве с ЦСКА и в Ярославле с питерскими армейцами. Важно было увидеть не только новые фамилии игроков, но и то, как играют ребята в хоккейных свитерах нашего любимого «Локомотива».

– Понравилась игра?
– Видно было, что многие молодые ребята буквально зубы оставляли на льду! Так они хотели себя проявить, попасть в основной состав. Ну и мячиками отскакивали от матерых соперников. Приятно было, что наши взрослые за них заступались. Алексей Калюжный рванул в драку… Сразу видно, что коллектив сплоченный.

«КАПИТАНОМ ВИЖУ КОЗЛОВА»

– А кто, на ваш взгляд, является лидером нового «Локомотива»?
– Пока не могу определить. Мне бы хотелось, чтобы им стал защитник Виталий Вишневский. Он ведь играл в «Локомотиве». И, значит, может передать новичкам особый дух нашей команды.

– И каков он, этот дух?
– «Локомотив» всегда был семейной командой. Наши ребята не просто играли вместе. Они и по жизни дружили. Я заметила, что люди с гнильцой в «Локомотиве» надолго не задерживались… Игроки часто собирались вместе. Могли всей командой укатить за город, душевно и тепло пообщаться с болельщиками. Потому и мы – фанаты – считали себя с болельщиками одной семьей.

– О лидере вы сказали. А кого бы вы хотели видеть капитаном нового «Локомотива»? Или капитан и лидер – это одно лицо?
– Виктор Козлов достоин быть капитаном. Знаю, к нему все игроки уважительно относятся. И сам он очень открытый человек.

ЭМИЛЯ ГАЛИМОВА ПРИНЯЛИ ТЕПЛО...

– Как ярославские фанаты отнеслись к тому, что в «Локомотиве» появился однофамилец Александра Галимова – Эмиль?
– Когда в декабре в «вышке» Эмиль забил в Ярославле первый гол, а диктор объявил: гол забил Эмиль… люди так прокричали фамилию Галимов, что у меня слезы брызнули из глаз. Этого новичка приняли болельщики очень тепло.

– Как вы думаете, а примут ли в целом новый «Локомотив» давние поклонники команды?
– Кому-то, конечно, сложнее, чем, например, мне принять новых игроков. Но ведь они же будут выступать в нашей, «классической» форме. Год без команды научил нас, болельщиков, ценить и любить то, что имеем здесь и сейчас. Нельзя все время жить одним только прошлым…

КАК ЭТО БЫЛО
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПОД ЯРОСЛАВЛЕМ ГОД НАЗАД


7 сентября в 15.58 самолет Як-42 с «Локомотивом» на борту получил разрешение на взлет в ярославском аэропорту «Туношна». Чартерный рейс должен был доставить команду в Минск. В столице Белоруссии на следующий день была запланирована встреча регулярного чемпионата КХЛ с местным «Динамо».

Через полторы минуты после взлета, пролетев около 120 метров, Як-42 упал на левое крыло. Практически сразу произошел взрыв керосина…

На борту находился весь основной состав ярославской команды – 37 хоккеистов, тренеров и персонала, а также 8 членов экипажа.

В момент авиакатастрофы выжили лишь два пассажира – нападающий команды Александр Галимов, у которого было 90 процентов ожогов тела, и бортинженер Александр Сизов с 15 процентами ожогов.

12 сентября Александр Галимов, боровшийся со смертью пять суток после катастрофы, скончался в столичном Институте хирургии имени Вишневского. Позже специалисты скажут, что выжить при таком проценте ожогов практически невозможно.

«90 процентов ожогов…Как бы вам объяснить, что такое столь обширный ожог, – рассказали врачи. – Ну, если очень приблизительно… Это как раздетого догола человека выгнать на лютый сорокаградусный мороз на несколько часов. В такой ситуации можно было надеяться только на чудо. К сожалению, его не случилось…».

Александр Сизов через некоторое время был выписан из больницы.

12 ноября Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследования катастрофы Як-42, которая привела к гибели «Локомотива». Крушение самолета, по данным комиссии, спровоцировали действия одного из пилотов, который ошибочно использовал притормаживание вместо того, чтобы «жать на газ»…