Презентация на тему "акробатические упражнения". Легкие акробатические упражнения для начинающих: характеристика, виды и техника выполнения Акробатические упражнения на уроке физкультуры

Дозировка

Организационно-

методические указания

Подготовительная часть – 12 минут

Построение учащихся.

Приветствие.

Сообщение задач урока.

2минуты

Проверка готовности класса, выявление больных и освобожденных. Сообщение задач урока.

Строевые упражнения. Повороты на месте.

1 минута

Проследить за чётким выполнением строевых упражнений

При ходьбе учитель должен следить за правильной осанкой, обращать внимание на постановку стопы на пол, следить за работой рук

Ходьба с носка.

Ходьба с различным положением рук и ног:

Укрепление мышц голеностопных суставов и стоп – профилактика плоскостопия.

  1. На носках, пальцы в замок вытянуть вверх;
  1. На пятках, руки за голову;
  2. На внешнем своде стопы, руки на пояс;
  3. На внутреннем своде стопы, руки на пояс;
  4. В полуприседе, руки на поясе;

2минуты

Дистанция 1шаг. Следить за осанкой: спина прямая, голову вниз не опускать, плечи развёрнуты.

Ноги в коленях не сгибать, подняться на носках как можно выше.

Ноги в коленях не сгибать. Носок тянем на себя, спина прямая.

Ноги в коленях не сгибать, пальцы ног сжаты. Немного загребать носками.

Бег в умеренном темпе.

«Легко бегом марш!»

«Класс шагом марш!»

2минуты

Следить за дистанцией, руки работают вдоль туловища. Не задерживаем дыхание.

Звуковая дыхательная гимнастика для восстановления дыхания, с хождением по тропинке «Здоровье».

1. Как пыхтит тесто? «пых-пых-пых...»

2. Как паровоз выпускает пар? «Из-из-из...»

3. Как шипит гусь? «Ш-ш-ш...»

4. Как мы смеемся? «Ха-ха-ха…»

5. Как воздух выходит из шарика? «С-С-С...»

6. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони, «ф-ф-ф...»

1,30 минуты

Вдох - через нос,

Выдох – через рот

Выдох дольше, чем вдох.

Перестроение в три колонны

« Через центр в колонну по три!»

« Направляющие на месте!»; «Дистанция – на вытянутые руки вперед».

Перестроение в шеренгу по три.

30 секунд

Размыкание на вытянутые вперед руки.

Следить за дистанцией, за равнением в строю.

Набрать интервал, следить за равнением в шеренгах.

Общеразвивающие упражнения:

1. И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе; 1 - наклон головы вправо; 2 - и. п.; 3 - наклон головы влево; 4 -и. п.

3минуты

Амплитуда движения больше, темп медленный.

2. И. п. - стойка ноги врозь, кисти к плечам, круговые движения 1-4 - вперед; 5-8 - назад.

6-8 раз

Локти в стороны и максимально назад.

Выполнять с большой амплитудой.

3. И.п.- ноги на ширине плеч, правую руку вверх, 1-2 рывки правой рукой;

3-4 - левой рукой.

6-8 раз

Рука прямая, локти не сгибаем, отведение руки назад.

4. И. п. - основная стойка руки на поясе;

1 - глубокий присед, колени вместе, руки вперед;

2 - и. п.

10-12раз

Спина прямая, руки не опускать.

ладонями вниз

Выполняя приседание, пятки от пола не отрывать.

5. И. п. - сидя, ноги врозь шире плеч, руки вверх;

1 – 2 наклон к левой ноге,

3 - 4 правой ноге;

6-8 раз

При наклоне ноги в коленях не сгибать, наклон максимальный

6. И. п. - сидя, ноги на шире плеч, руки вверх;

1 – 2 наклон к левой ноге,

3 - 4 правой ноге;

При наклоне ноги в коленях не сгибать

7. И.п. – о.с. руки на поясе, прыжки на месте. 1 - ноги врозь; 2 - вместе ноги.

15-20раз

Не задерживаем дыхание, прыжки на носках.

Перестроение по станциям.

Первая номера в обход направо к станции № 2 шагом марш!

Третьи номера в обход налево к станции № 1 шагом марш!

Вторые номера в обход налево к станции № 3 шагом марш!

Четкое выполнение команд. Маршировка на месте. Остановка всех отделений по команде.

Основная часть – 25-30 минут.

Объяснить учащимся выполнения упражнений на станциях, напомнить технику безопасности во время выполнений упражнений.

«Отделения приступить к работе!»

После работы отделений по станциям дается команды по окончанию выполнения упражнений, на построение и перестроение:

«Отделения закончили!»

«В колонну за направляющими - становись!»

«К смене мест – вперед шагом марш!».

3 минуты.

Напоминание техники безопасности в форме опроса учащихся.

Карточки с заданиями на каждой станции заранее подготовить и прикрепить к стене у мест занятий.

На станциях №2,3 дети работают самостоятельно, на станции №1 – с учителем.

По команде «закончили» отделения строятся в шеренги возле своих рабочих мест.

1. Станция

  1. Акробатика.

Кувырок вперед из упора присев до упора присев. Из упора присев, наклоняясь вперед, поставить руки на ширину плеч впереди ступней и перенести на них тяжесть тела. Сгибая руки и полностью выпрямляя ноги, наклонить голову к груди, приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и, группируясь, мягко перекатиться вперед до упора присев без дополнительной опоры руками.

16 минут.

Перед тем как выполнить кувырок учащиеся выполняют перекат в группировке. Следить за прижиманием подбородка, за правильным обхватом руками ног.

Упражнение должны выполняться только в одном направлении.

2. Станция

Прыжки через скакалку

15 раз

Прыжки на двух ногах с вращением скакалки вперед.

3. Станция

Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке.

  1. Лазанье по гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях разноименным способом.
  2. Лазанье по гимнастической скамейке в упоре стоя на согнутых ногах.
  3. Лазанье по гимнастической скамейке лежа на животе (подтягиваясь руками).

Упражнение выполняется в колонне друг за другом.

Соблюдая дистанцию, следить за техникой безопасности.

Руки вытягиваем вдоль туловища полностью.

Игра: «У ребят порядок строгий»

Игра на внимание.

Ученики по одному или по двое спокойно ходят по площадке по разным направлениям и поют

У ребят порядок строгий,

Знают все свои место;

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

По окончании этого куплета учитель, вытягивая левую руку в сторону, командует: «Становись!» Ученики стараются как можно скорее выполнить эту команду, строясь по росту в шеренгу по направлению, указанному учителем. По команде учителя «Разойдись» ученики расходятся по разным направлениям. Учитель снова подает команду «Становись».

3минуты

По сигналу учителя все разбегаются по залу и произносят слова. По следующему сигналу учителя, играющие быстро строятся.

При построении в шеренгу каждый должен уступать товарищу дорогу; запрещается толкаться и «напором» занимать свое место.

Игра может повторяться несколько раз с использованием разных вариантов построений.

Заключительная часть – 3 минуты.

Учащиеся сидят на скамейке.

Упражнения, направленные на сохранение зрения.

1. Поморгайте 15 – 20 раз.

2. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз.

3. Повращайте глазами сначала влево, затем вправо.

4. Поморгайте 10 раз.

2 минуты.

15 – 20 раз.

8-10 раз

6-8 раз

10 раз

Темп быстрый.

Темп медленный.

Темп средний.

Темп быстрый.

Не зажмуриваясь.

Построение. Подведение итога урока.

Организованный уход

1 минута

Сообщить о выполнении задач урока.

Отметить старательных учеников.

План – конспект урока

Предмет: физическая культура.

Класс: 2

Место и время проведения: с/зал, 45 мин.

Тема раздела: Акробатические упражнения с элементами гимнастики.

Цель урока: совершенствование техники выполнения акробатических упражнений, развитие двигательных качеств: гибкости, ловкости, координации движений

Образовательные задачи:

1. Совершенствовать технику выполнения перекатов вперёд, назад ;

2. Совершенствовать технику выполнения кувырка вперед;

Оздоровительные задачи:

1. Продолжать работу по формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия посредством коррекционно-профилактических упражнений.

2. Развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, смелость, активность;

2. Содействовать развитию психических процессов (внимание, памяти, мышления).

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний .

Место проведения: спортивный зал.

Оборудование: гимнастический мат – 4 шт., гимнастическая скакалка – 3 шт., гимнастическая скамейка – 2 шт., карточки-задания.


Большой популярностью у детей пользуются акробатические упражнения, которые содействуют общей и специальной физической подготовке школьников - развивают силу, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат (орган равновесия) и, что очень важно, оказывают разностороннее воздействие на двигательный аппарат учащихся. Занятия акробатическими упражнениями способствуют также развитию волевых качеств (смелости и решительности), столь необходимых для достижения высоких спортивных результатов.

Благодаря разностороннему влиянию на организм занимающихся, большой эмоциональности, доступности в организации и оборудовании акробатические упражнения являются одним из важных средств физического воспитания школьников. Школьная программа по физическому воспитанию предусматривает следующие акробатические упражнения.

(рис. 182-183). Упражнения в группировке выполняются в положении сидя, в приседе и лежа на спине. Изучая группировку, необходимо следить, чтобы колени были плотно подтянуты к груди (держаться руками за голени ниже колен), локти прижаты к туловищу, спина округлена, голова наклонена вперед, стопы ног несколько разведены. При выполнении некоторых акробатических упражнений применяется «широкая» группировка, при которой захват руками ног осуществляется снаружи, за бедра, около голеней.

Перекаты (рис. 184) - движения с последовательным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекаты как самостоятельные упражнения применяются редко. В основном они используются как связующие элементы в вольных упражнениях и как подводящие упражнения при изучении сложных акробатических упражнений. Однако их следует тщательно разучивать, так как они часто применяются и при самостраховке. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, в группировке, согнувшись, прогнувшись. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

Рис. 182. а - сидя; б - в приседе; в - лежа на спине

Рис.


Рис. 184. а - из упора присев; б- из седа; в - лежа на спине; г - круговой перекат; д - вперед прогнувшись

Перекаты

  • 1. Перекаты в группировке назад, вперед из положения лежа на спине, сидя и упора присев.
  • 2. Из положения лежа на груди прогнувшись, руки вверх, перекат вправо кругом. То же в другую сторону.
  • 3. Из стойки на коленях в группировке перекаты вправо, влево.
  • 4. Из упора присев перекат назад в стойку на лопатках и наоборот : из стойки на лопатках в упор присев.
  • 5. Круговой перекат - из седа ноги врозь перехват руками снаружи под коленями, лечь на правый бок и, поднимая левую ногу, левой рукой перекатиться на спину, затем на другой бок и снова в сед ноги врозь лицом в противоположном направлении.
  • 6. Перекат вперед прогнувшись - из стойки на коленях руки вдоль туловища, прогибаясь вперед на грудь (касаясь пола бедрами и животом), обратным движением прийти в упор лежа на бедрах.

Кувырки (рис. 185-187) - вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Они выполняются вперед и назад, в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных исходных положений в конечные.

Из упора присев, выпрямляя ноги, перенести вес тела на руки. Сгибая руки, наклонить голову вперед, отталкиваясь, перевернуться через голову, коснуться лопатками пола, сгруппироваться и перекатиться вперед на спине. При касании стопами пола, выпрямляясь, встать.

Длинный кувырок вперед выполняется из полуприседа, руки назад, махом рук вперед, разгибая ноги, опереться руками как можно дальше от ног и, оттолкнувшись ногами, выполнить кувырок в группировке. Фаза полета отсутствует.

Из полуприседа руки назад, махом рук вперед и толчком ног сделать прыжок вперед с приземлением на руки и выполнением кувырка вперед в группировке.

При обучении кувырку вперед необходимо следить, чтобы учащиеся не ставили руки близко к ногам и выполняли плотную и правильную группировку. После освоения одного кувырка следует выполнять два и более кувырка подряд. Далее рекомендуется приступать к обучению длинному кувырку и кувырку прыжком. При этом особое внимание необходимо уделить мерам предосторожности. Маты нужно класть в несколько слоев. Постепенно усложнять прыжок (изменять высоту, длину фазы полета, начальное и конечное положение тела, включать дополнительные движения рук и т.д.).

Осуществляя страховку, преподаватель должен стоять сбоку от ученика, у того места, где он должен опираться руками о мат. Одной рукой поддерживать под живот или бедра, другая рука должна находиться сверху в области шеи с тем, чтобы при необходимости помочь принять группировку.

Из упора присев сгруппироваться и выполнить перекат назад на лопатки, быстро подставить руки на уровне головы ладонями на пол (пальцы к плечам) и, опираясь на них, перевернуться через голову и прийти в упор присев.


Рис. 185.


Рис. 186.


Рис. 187.

Кувырок назад через плечо - из седа с прямыми ногами перекатом назад с последовательным сгибанием и разгибанием ног в тазобедренных суставах и отведением головы влево (вправо) выполнить перекат, прогнувшись через плечо до упора лежа на бедрах.

В дальнейшем кувырки назад рекомендуется изучать, изменяя исходное (стоя ноги врозь, согнувшись, стоя на коленях и т.д.) и конечные положения тела, способы выполнения и в сочетании с другими акробатическими упражнениями. После овладения кувырками вперед и назад рекомендуется изучать их в соединениях, например: кувырок вперед - кувырок прыжком вперед ноги скрестно - поворот кругом в приседе - кувырок назад - кувырок назад через плечо в упор лежа на бедрах.

(см. рис. 116-119, 188)

Стойка на лопатках - из положения лежа на спине сгибаясь поднять ноги и таз, прогнуться, принять положение стойки на лопатках,


Рис. 188. Стойки: а - на груди; 6 - на плече; в - на предплечьях; г-на предплечьях и голове упереться руками в поясницу, локти ближе друг к другу. Стойку на лопатках можно выполнить из разных исходных положений и с опорой прямых рук.

Стойка на голове. Из упора присев, выпрямляя ноги, оттолкнуться, принять положение стойки на голове и руках. Вес тела равномерно распределить на руки и голову (опора верхней частью лба). Первоначальное изучение стойки на голове следует осуществлять с помощью партнера.

Школьный материал предусматривает изучение и других вариантов стоек: стойка на груди, стойка на плече, стойка на предплечьях, стойка на предплечьях и голове.

Стойка на руках выполняется махом одной ноги и толчком другой, толчком двух ног, силой, силой согнувшись и прогнувшись. Руки ставятся на ширине плеч, пальцы широко расставлены, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута в поясничной части, смотреть на кисти. Первоначальное изучение стойки на руках осуществляется с помощью партнера. Далее стойка на руках с опорой стоп о стену.

Перевороты (см. рис. 119-121) характеризуются переворачиванием тела через голову с последовательной опорой рук и ног в направлении движения, выполняются вперед, назад, в сторону. Наиболее доступным из группы переворотов является переворот в сторону (колесо), включенный в школьную программу.

Переворот в сторону (см. рис. 121) - из стойки лицом по направлению движения поднять руки вперед-вверх, шагом левой, сгибая ее, наклониться вперед, опереться левой рукой на расстоянии шага от левой ноги, махом правой ногой и толчком левой с поворотом на 90° налево выйти в стойку на руках, ноги врозь (пошире); пройдя вертикаль, оттолкнуться левой рукой, приземлиться на правую ногу, затем оттолкнуться правой рукой и прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны, приставить правую ногу к левой, руки вниз. Рекомендуется после овладения переворотом в сторону из стойки лицом по направлению движения изучить его, стоя боком по направлению движения.

«Мосты» (см. рис. 122-126). «Мост» - максимально прогнутое положение тела спиной к полу с опорой на руки и ноги. Это упражнение выполняется разными способами. Оно успешно применяется в вольных упражнениях и требует хорошей подвижности в плечевых, тазобедренных суставах и грудной части позвоночника. Обучать этому упражнению следует из исходного положения лежа на спине и далее из стойки ноги врозь наклоном назад (с помощью и без).

Примерные упражнения:

  • 1) из положения лежа на спине согнуть ноги, поставить их на ширине плеч, руки опираются за плечами (пальцы к плечам). Прогибаясь, разогнуть ноги и руки, голову назад (смотреть на кисти рук). При этом плечи должны находиться над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на точки опоры;
  • 2) из стойки ноги врозь руки вверх, наклоняясь назад (смотреть на кисти), прогибаясь, поднять таз, согнуть в коленях ноги, опуститься в «мост». Необходимо следить, чтобы пребывание в положении «мост» было недлительным, так как оно затрудняет дыхание и увеличивает приток крови к голове;
  • 3) из «моста» возможны различные переходы (в основную стойку, вупорстоянаколенях,из«моста»в«мост»вращенияна360°). Переход из «моста» в «мост» поворотом кругом в различное положение (стоя на одном колене, стоя на коленях, сидя на пятках и т. д.).

«Шпагаты» (см. рис. 127-130). Приступая к обучению «шпагатам», необходимо учитывать, что мышцы и связки конечностей занимающихся получают очень большую нагрузку, поэтому следует тщательно подготавливать их к предстоящей работе.

Подготовительные упражнения:

  • 1) в выпаде правой (левой) вперед пружинящие приседания;
  • 2) «полушпагат» на полу;
  • 3) стоя у гимнастической стенки (в разных исходных положениях), поочередные махи ногами вперед, назад, в сторону;
  • 4) стоя у гимнастической стенки, отведение ног вперед, назад, в сторону с помощью партнера;
  • 5) стоя боком к гимнастической стенке, ноги врозь (пошире), правая (левая) вперед, рукой взяться за рейку на уровне пояса, пружинящие покачивания;
  • 6) то же, стоя лицом к гимнастической стенке;
  • 7) в дальнейшем «шпагат» нужно выполнять из приседа и основной стойки, опираясь на руки скольжением вперед и назад правой (левой);

Изучать упражнения на гибкость («мосты», «шпагаты» и т.д.) следует систематически, постепенно увеличивая амплитуду движения и число повторений. Невыполнение этих требований часто приводит к травмам.

Примерные акробатические соединения. Разучивая акробатические упражнения, составляются различные комбинации.

  • 1. И.п. - основная стойка. Приседая, перекат назад, скрещивая ноги, перекат вперед в упор присев, поворот кругом, кувырок вперед.
  • 2. И. п. - упор присев. Перекат назад до стойки на лопатках, перекат вперед, сесть с прямыми ногами, наклон вперед, кувырок назад в стойку на коленях, сесть на пятки, руки назад, прыжком встать.
  • 3. И. п. - основная стойка. Перекат согнувшись с прямыми ногами в стойку на лопатках, носком одной ноги коснуться мата за головой, соединить ноги, перекат вперед, скрещивая ноги, встать с поворотом кругом.
  • 4. И. п. - упор стоя ноги врозь. Кувырок вперед в положение сидя ноги врозь, захватить руками бедра под коленями, круговой перекат с поворотом кругом, руки в стороны, опираясь на руки, встать.

При обучении акробатическим упражнениям возможны ошибки. Наиболее характерные из них:

при выполнении кувырка : медленное переворачивание и задержка в завершающей фазе (причина - слабый толчок ногами); опора головой о пол; неправильная группировка; опора руками сзади при завершении кувырка; неправильное положение кистей при опоре, преждевременное разгибание ног в коленных суставах; отсутствие активной опоры руками во время переворачивания через голову; при выполнении переворота : потеря направления (при опоре рук и ног не на одной линии, сгибание в тазобедренных суставах, сильный прогиб в пояснице); слабое поступательное и вращательное движения (отсутствие толчка руками и ногами); при выполнении стойки (стойка на лопатках): отсутствие строго вертикального положения тела, расслабление ног, сгибание в тазобедренных суставах, большое расстояние между локтями; стойка на голове: опора головой близко крукам, сильное прогибание, согнутые и расслабленные ноги;

при выполнении «моста»: неправильное расположение рук, ног, сильно согнутые или расслабленные ноги, недостаточный прогиб в грудной и поясничной части позвоночника.

При исправлении этих ошибок следует указать на них, проверить правильность выполнения, а в некоторых случаях оказать помощь, благодаря которой ученик мог бы правильно прочувствовать выполнение данного упражнения.

Изучение акробатического упражнения начинается с выполнения подготовительных и подводящих упражнений. Эти упражнения подбираются преподавателем и выполняются под его непосредственным наблюдением. Подводящие упражнения должны преследовать цель имитации движений, которые обеспечивают выполнение данного упражнения.

Парные упражнения (рис. 190-192). Уверенность и легкость выполнения парных упражнений (кувырки и поддержки) во многом зависят от правильности хватов руками. Существуют следующие хваты (рис. 189):


Рис. 189. Акробатические хваты: а - простой; б - лицевой; в - за большие пальцы; г - пальцами; д - глубокий; е - плечевой

  • - простой хват, при котором партнеры соединяют одноименные руки, второй и третий пальцы разводят и обхватывают ими запястье;
  • - лицевой хват, при котором правая рука одного партнера соединяется с левой рукой другого, причем кисти одного развернуты наружу, другого - направлены прямо;
  • - хват за большие пальцы",
  • - хват пальцами ;
  • - глубокий хват, при котором партнеры держат друг друга за запястье;
  • - плечевой хват, при котором один из партнеров держит другого за плечо, а другой - под локоть.

Хват может быть одноименным (правой за правую), разноименным (правой за левую) и скрестным.

Кувырок вперед вдвоем, взявшись под руки. Приседая, опереться о пол руками, находящимися снаружи, оттолкнуться одновременно ногами, выполнить кувырок вперед. В момент переворачивания свободной рукой захватить голень одноименной ноги (плотная группировка).


Рис. 190.


Рис. 191.

Рис. 192.

(см. рис. 190). Один из партнеров лежит на спине, подняв прямые ноги, второй стоит за головой лицом к нему. Оба захватывают друг друга за ноги у голеностопных суставов. Наклоняясь вперед, второй отталкивается ногами, ставит согнутые в коленях ноги первого на пол на ширину плеч, сгибая руки, выполняет кувырок, поднимая ногами партнера, и так поочередно выполняет кувырки (2-3 и т.д.). Желательно на первом этапе обучения подбирать партнеров, примерно одинаковых по весу и росту, и оказывать помощь, стоя сбоку.

Поддержки (см. рис. 191, 192). Упражнения в поддержках очень разнообразны. Они могут с успехом применяться на первых этапах обучения на уроках гимнастики. С их помощью вырабатывается чувство согласованности движений, приобретаются навыки в балансировке, осваиваются простейшие способы страховки, воспитываются некоторые физические качества.

Презентация акробатических упражнений.

Акмолинская область, Аршалынский район, Аршалынская средняя школа №2 учитель физкультуры: Дмитриев Павел Юрьевич.


ПОЛОЖЕНИЯ В СТОЙКАХ

Стойка на правом (левом) колене - при обычном способе выполнения одну ногу поднимают и, сгибая, отводят назад. Одновременно с этим сгибают другую ногу, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу.

Стойка на коленях - стойка, в которой колени, голени и носки опираются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты.

Стойка на лопатках - выполняется с опорой лопатками и затылком . Обычно руки упираются в поясницу.

Стойка на голове - выполняется с опорой головой и руками.

Стойка на руках - выполняется на прямых руках, тело вертикально .


ПОЛОЖЕНИЕ В УПОРАХ

Упор присев - присед, колени вместе, руки опираются около носков снаружи, голова прямо .

Упор стоя на коленях - опора руками и коленями, носки вытянуты .

Упор лежа - занимающийся обращен передней стороной тела к опоре. Термин «спереди» принято опускать .

Упор лежа сзади - учащийся обращен к опоре спиной .


ПОЛОЖЕНИЯ В РАВНОВЕСИИ

Равновесие - это положение, в котором учащийся стоит на одной ноге, наклонившись вперед, подняв другую ногу назад до отказа и руки в стороны. Для принятия равновесия из основной стойки отвести одну ногу максимально назад и прогнуться. Сохраняя такое положение, сделать наклон вперед.

Боковое равновесие - одноименная рука вверх, положение другой – оговаривается.

Заднее равновесие - отвести одну ногу максимально вперед и прогнуться назад. Положение рук оговаривается.

Типичные ошибки.

При наклоне туловища вперед нога опускается.

Не полностью выпрямлена опорная нога.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку со стороны отводимой ноги, одной рукой помогать под плечо, другой под бедро.

равновесие боковое равновесие одноименная заднее равновесие

вверх, другая на пояс руки в стороны


ПОЛОЖЕНИЕ ШПАГАТА

Шпагат - сед с предельно разведенными ногами (в стороны),туловище вертикально, руки в стороны.

Шпагат правой (левой) - указывается нога, находящаяся спереди .

Полушпагат - сед на пятке согнутой вперед ноги, другая сзади, туловище вертикально, руки в стороны .

Типичные ошибки.

Туловище наклонено вперед.

Стопа согнутой ноги отведена в сторону.

Отведенная назад нога согнута в колене.

Руки согнуты.

шпагат шпагат правой полушпагат


ПОЛОЖЕНИЕ В ВЫПАДАХ

Выпад выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием ее.

Выпад правой (левой) - выставление ноги вперед с одновременным сгибанием ее так, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу (а).

Выпад назад - выставление ноги назад (б).

Выпад с наклоном - соединение выпада с одновременным наклоном туловища вперед, руки свободно скрещиваются перед коленом выставленной ноги. Например, выпад вправо с наклоном (в).

Глубокий выпад - выпад с максимальным разведением ног. Положение рук и туловища указываются дополнительно. Например, глубокий выпад правой, руки в стороны - назад ( г).


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок вперед.

Из упора присев (с опорой руками впереди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на руки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группировку. Заканчивая кувырок, принять упор присев.

Типичные ошибки.

Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).

Отсутствие отталкивания ногами.

Недостаточная группировка.

Неправильное положение рук.

Опора руками сзади при переходе в упор присев.

Страховка и помощь.

Партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему наклонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок назад в группировке.

Из упора присев, тяжесть тела перенести на руки, затем отталкиваясь

руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий момент за счет плотной группировки; в момент касания опоры лопатками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, перевернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор присев.

Типичные ошибки.

Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).

Разгибание ног в момент постановки рук и переворачивания через голову.

Неплотная группировка.

Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент переворачивания через голову.

Медленное переворачивание.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, подтолкнуть под спину.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок вперед в стойку на лопатках.

Из упора присев или упора стоя на коленях, разгибая ноги, согнуться в тазобедренных суставах и, наклоняя голову на грудь, опуститься на шею и лопатки. Далее, не отрывая носки от пола, подставляя руки под спину, поднять ноги в стойку на лопатках, перекатом вперед в группировке встать.

Типичные ошибки.

Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.

Постановка рук с широко разведенными локтями.

Ошибки, типичные для стойки на лопатках.

Страховка и помощь.

Во избежание сильного вращения и возможного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок назад в полушпагат.

Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпрямиться, скользя руками по полу, - полушпагат.

Типичные ошибки.

Резкое опускание согнутой и прямой ноги.

Сгибание ноги, отведенной назад.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку, поддерживать под бедро прямой ноги и под плечо.


АКРОБАТИЧСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Длинный кувырок.

Выполняется из полуприседа, руки назад. Махом рук вперед, разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группировке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками.

Типичные ошибки.

Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.

Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.

Появление фазы полета из-за большого расстояния между стопами и местом постановки рук.

Ошибки, типичные при выполнении группировок, перекатов и кувырка вперед.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку у места постановки рук, одной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Кувырок вперед прыжком с 3х шагов разбега.

Характерная особенность техники - полетная фаза после толчка ногами, в безопорном положении тело слегка согнуто в тазобедренных суставах. После касания руками опоры выполняется кувырок вперед. Кувырок вперед прыжком выполняется из полуприседа, с шага, с разбега.

Типичные ошибки.

Ошибки, типичные при выполнении кувырка в группировке, длинного кувырка.

Слишком высокая или низкая траектория в полетной фазе.

Постановка рук под себя и резкое их сгибание.

Страховка и помощь

обеспечивается в фазе полета, особенно в момент прихода руками на опору. Стоя сбоку, страхующий одной рукой берет ученика за затылок, наклоняет его голову вперед, а другой рукой помогает снизу под бедро.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стойка на лопатках.

Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, упереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище должно быть прямым, локти широко не разводить.

Типичные ошибки.

Сгибание в тазобедренных суставах. Тело отклонено от вертикальной плоскости. Широко разведены локти.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках дополнительно (по мере необходимости) поддерживать сзади за бедро, добиваясь более точного вертикального положения тела с вытянутыми носками.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стойка на голове согнув ноги.

Упражнение является подводящим для освоения стойки на голове и руках. Из упора присев, разгибая ноги, опереться головой о мат, перенося массу тела на руки и голову, без толчка и маха согнуть к груди сначала одну ногу, затем другую, принимая стойку на голове согнув ноги.

Типичные ошибки.

Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.

Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).

Сгибание ног не к груди, а за спину.

Страховка и помощь.

Помогать, стоя сбоку на коленях, поддерживая одной рукой под спину, другой за голени.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стойка на голове и руках.

Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний треугольник, толчком ног, стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения.

Типичные ошибки.

-Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).

-Голова поставлена близко или далеко от рук.

-Неполное разгибание в тазобедренных суставах.

-Излишнее прогибание в пояснице.

-Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку, одной рукой

поддерживать за голень снизу,

другой под спину.

При выходе в стойку поддерживать

одной рукой за бедро, а другой за

голень, добиваясь точного

вертикального положения.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Мост» из положения лежа на спине.

Лежа на спине, сильно согнуть ноги и развести их (на длину стопы), носки развернуть кнаружи, руками опереться у плеч (пальцами к плечам). Выпрямляя одновременно руки и ноги, прогнуться и наклонить голову назад.

Сгибая руки и ноги, наклоняя голову вперед, медленно опуститься на спину в исходное положение. При выполнении стремиться полностью разогнуть ноги и перевести массу тела на руки

Типичные ошибки.

Ноги в коленях согнуты, ступни на носках.

Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей.

Руки и ноги широко расставлены.

Голова наклонена вперед.

Страховка и помощь.

Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.


АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Стойка на руках махом одной и толчком другой.

Стоя на маховой ноге, толчковую вперед на носок, руки вверху ладонями вперед, шагом сделать выпад, наклонить туловище вперед, поставить прямые руки на пол на ширине плеч и махом одной, толчком другой выйти в стойку на руках. В стойке ноги соединить, смотреть на пол, немного наклонив голову назад.

Типичные ошибки.

Неправильное положение головы (не отклоняется назад).

Слишком прогнутое тело.

Слишком широкая или узкая постановка рук.

Не полностью выпрямлено тело в плечевых и грудинноключичных суставах.

Страховка и помощь.

Помогать со стороны маховой ноги,

вытянув одну руку вперед

(над местом постановки рук),

второй захватить ученика за

бедро или голень маховой ноги.

Поднятая рука служит ориентиром.

Учащийся должен остановиться в

момент касания ее ногами.

Согласно комплексной программе обучение акробатическим упражнениям предусмотрено с 1 по 11 класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Перечень упражнений сравнительно невелик. Это перекаты вперед и назад, равновесия, кувырки вперед и назад, «мосты» и шпагаты, стойки (на лопатках, голове, руках), переворот боком, а также различные соединения и варианты перечисленных упражнений.

Учащиеся I-IV классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатический раздел программы. Однако к V-VII классам этот интерес зачастую начинает снижаться, а в VIII-XI - вовсе падает. Подобное объясняется тем, что для младших школьников перекаты, кувырки, равновесия и «мосты» являются новинкой, но затем эти упражнения почти без изменений переходят вместе со школьниками из класса в класс и интерес к ним, естественно, пропадает.

Так не должно быть: зародив интерес к акробатическим упражнениям, учитель физической культуры должен не только поддерживать его, но и развивать. Для этого необходимо как на уроках, так и на секционных занятиях изучать разнообразные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять, выпол¬нять в соединении с другими элементами.

Организация занятий на уроках по разделу «Акробатика» требует особого подхода. Наиболее рационально изучать акробатические упражнения фронтальным методом, при котором весь класс строится в две шеренги, по обе стороны акробатической дорожки или гимнастических матов, уложенных дорожкой. Первые номера выполняют задание по счету или сигналу педагога, вторые наблюдают, подмечают ошибки и помогают партнерам. Затем занимающиеся меняются ролями. Указанным методом можно осваивать большинство упражнений школьной программы, за исключением соединений из нескольких кувырков или переворотов колесом с продвижением в одном направлении. Практика показывает, что фронтальный метод позволяет добиться высокой плотности выполнения акробатических упражнений: за 15-20 мин., отводимых в уроке на акробатику, можно выполнить 6- 8 упражнений, повторяя каждое 4-8 раз. , Надо отметить, что однообразные упражнения, например кувырки - перекаты - кувырки, "приводят к быстрому утомлению учащихся. Чередование же различных по характеру и мышечным усилиям упражнений позволяет выполнять их без пауз для отдыха.

Успех проведения урока и освоения упражнений во многом зависит от проявления учениками интереса к занятиям, возникновение которого определяется мастерством педагога. Его требовательность и заинтересованность, умение образно объяснить задание, готовность обод¬рить неудачника и помочь ему исправить ошиб¬ки гарантируют устойчивую заинтересован-ность и активность занимающихся. Не менее важное значение имеют рациональный подбор и чередование упражнений с учетом их доступности, сложности, новизны и нагрузки. На уроке учителю следует придерживаться определенной их последовательности и чередования: перекаты - стойки кувырки «мосты», шпагаты - соединения кувырков и перекатов - равновесия - соревнования и игры с элементами акробатики.

Несложные и хорошо освоенные равновесия, шпагаты, «мосты», стойки и общеразвивющие упражнения можно с успехом выполнять в парах в первой части уроков гимнастики, подвижных и спортивных игр, художественной гимнастики, борьбы как разминочные, так и с целью совершенствования.

Важным элементом уроков акробатики являются организованные учителем взаимопомощь и взаимообучение занимающихся. Фронтально-посменное выполнение акробатических упражнений позволяет чередовать нагрузку с отдыхом, а выполнение с наблюдением за тем одноклассником, который стоит в шеренге напротив. Педагог должен добиваться, чтобы наблюдение постепенно перерастало во взаимообучение. (указание на отдельные ошибки) и взаимопомощь. Первые задания по взаимообучение должны быть предельно доступными и касаться лишь какого-либо одного момента техники выполнения упражнений. Например, на уроке изучается положение группировки: в первой серии заданий дается указание учителя обратить внимание на захват ног за середину голени и, если ученик допускает ошибку, партнер должен сказать ему; во второй серии разрешается напоминать о необходимости разведения коленей; в третьей- о недостаточно плотной группировке; в четвертой - о наклоне головы на грудь. По мере приобретения опыта и освоения техники выполняемых упражнений дети смогут указывать друг другу и на 2-3 ошибки. Это заметно ускоряет процесс обучения, помогает ученикам точнее запоминать детали техники выполняемых упражнений, активизирует их. Знания и опыт, постепенно накапливаемые учениками, позволяют ввести в процесс обучения и элементы взаимопомощи. Так, например, уже в1 -5 классах учащиеся могут помогать друг другу при выполнении перекатов и кувырков, прогибаний, равновесий, других несложных упражнений. Если учитель сумеет добиться правильной взаимной помощи на этом этапе обучения, то уже в 5-6 классах ученики смогут помогать друг другу при выполнении «мостов», стоек на лопатках. Хотя перечисленные упражнения не относятся к числу сложных (при соответствующей физической подготовке занимающихся на их освоение достаточно 4-8 занятий), но тем не менее обучение должно осуществляться с поддержкой или помощью. Естественно, что в ходе урока учитель не в состоянии помочь всем ученикам класса ни физически, ни по лимиту времени. В школах, где учителя физической культуры применяют взаимопомощь и взаимообучение, значительная часть учащихся VI-VIII классов легко выполняют такие доступные упражнения, как «колесо» или медленный переворот вперед через стойку.

Передовой опыт проведения уроков акробатики показывает, что уже во II-III классах мальчики и девочки легко осваивают способы помощи при выполнении «мостов», переворотов боком, переворотов вперед и назад, стоек. Для изучения способов помощи школьников можно объединять в группы по 3-5 человек: один выполняет упражнение, двое помогают, незанятые наблюдают и отдыхают.

Обучение всех учащихся способам помощи и страховки является основным резервом времени для изучения более сложных и интересных упражнений, стимулирует их спортивные занятия, активность, творчество, самостоятельность.

Физические упражнения – залог красивого и подтянутого тела. Однако даже те, кто не стремится улучшить свою фигуру, знают, что акробатические упражнения помогают поддерживать жизненный тонус. Нужно только правильно подобрать комплекс общеукрепляющих упражнений.

Акробатика – это набор гимнастических упражнений, тренирующих мышцы и подразумевающий неплохую растяжку. Комплекс акробатических упражнений входит в:

  • профессиональную спортивную подготовку гимнастов и других спортсменов (например, хоккеистов, пловцов);
  • обязательный образовательный стандарт уроков физкультуры в школах;
  • программы, связанные со снижением веса;
  • комплекс общеукрепляющих занятий спортом.

Существует несколько видов акробатических упражнений:

  • одиночные;
  • парные;
  • групповые.

Если говорить о профессиональном спорте или уроках физкультуры, то вид выбирается в соответствии с задачами, которые ставят перед собой тренер (учитель) и спортсмен. Что касается акробатики как части программы снижения веса или общеукрепляющего комплекса, то в этом случае все зависит от ваших предпочтений. Суть и эффективность занятий при этом никак не меняются.

Акробатические упражнения на уроках физкультуры

Физическая подготовка школьников – важный компонент образовательного стандарта. Поэтому комплекс физических упражнений на уроке должен строго соответствовать нормам и требованиям. Важное условие уроков акробатики – наличие хорошего инвентаря. Не менее важен контроль и страховка. Рассмотрим технику выполнения акробатических упражнений на уроках физкультуры.

  • Группировки. Основная задача – сгруппировать тело из положения стоя или лежа с выпрямленными руками и ногами.
  1. Локти прижимаем к телу, колени тянем до уровня плечевого пояса.
  2. Ладонями захватываем голеностопный сустав.
  3. Округляем позвоночник, голову кладем на грудную клетку и слегка разводим колени.
  • Перекат. Используется и как отдельное упражнение, и как связка между многими другими.
  1. Ноги на ширине плеч, наклоняемся вперед.
  2. Руки отводим назад, опускаем вниз.
  3. Не сгибая ноги, захватываем руки под коленями.
  4. Перекатываемся назад, носки при этом касаются опоры за головой.

Существует также боковой перекат.

  1. Выводим тело из равновесия в позе ноги на ширине плеч, касаясь плечом пола.
  2. Далее предплечье соприкасается с опорой.
  3. Принимаем исходное положение.

В этом случае страховка необходима с той стороны, из которой делается перекат.

  • Передний и задний кувырки. На уроках физкультуры дети осваивают 2 вида кувырка.
  1. Приседаем и делаем упор на руки.
  2. Отталкиваемся и перекатываемся через голову назад.

В этом случае кувырок выполняется из исходного положения в твердом упоре. Есть также способ кувыркаться, согнув тело в поясе.

  1. Расставляем ступни так, чтобы они соответствовали ширине плеч.
  2. Делаем прогиб вперед.
  3. Присаживаемся при прямых ногах.
  4. Делаем перекат назад через спину.
  • Стойка или ограниченное равновесие. Выполняется, когда ноги находятся в вертикальном упоре. Опорной точкой при этом служат плечи (лопатки, руки, голова).
  • Мостик.
  1. Исходная поза – лежим на спине.
  2. Ноги ставим на полную ступню, согнув в коленях.
  3. Руки выпрямляем за головой и поднимаем торс.
  4. Возвращаемся в исходное положение.

Для учеников младших классов комплекс упражнений не включает кувырки назад, вперед и мостик. Постепенно к старшим классам задания по акробатике усложняются. При этом появляется разграничение для юношей (например, стойка с опорой на руки) и для девушек (например, мостик).

Комплекс упражнений в гимнастике

В гимнастике последние годы имеет место усложнение акробатических трюков. Но эти дополнительные упражнения «надстраиваются» на базовые элементы. Что касается гимнастики общеукрепляющей, то в дополнение ко всем известным школьным элементам задействуют следующие.

Ласточка

  1. Исходное положение – стоя на коленях.
  2. Поднимаем выпрямленную одну ногу.
  3. Сгибаем ее и тянем до уровня головы (этот элемент добавляется не сразу, а после успешного освоения предыдущих шагов).

Корзинка

  1. Исходное положение – лежим на животе.
  2. Ноги сгибаем в коленях, ступни выпрямляем и тянем к голове.
  3. Руками обхватываем внешнюю часть ступни и подтягиваем к голове.

Шпагат

  1. Исходное положение – ноги на ширине плеч.
  2. Руки опускаем вдоль тела.
  3. Медленно начинаем раздвигать ступни при прямых коленях.
  4. Ставим руки на локти на пол, опуская торс максимально низко.

Боковой шпагат

  1. Ставим ноги в шаг.
  2. Руки опускаем вдоль тела, обхватив ноги.
  3. Ногу, стоящую впереди, направляем одной рукой, а стоящую сзади – второй.
  4. Медленно возвращаемся в исходное положение.

Когда мышцы уже достаточно подготовлены, ногу, которая выступает перед телом, можно класть на невысокую скамью – тогда растяжка будет еще лучше.

Акробатические упражнения очень полезны для здоровья каждого человека. Они не только поддерживают жизненный тонус, но и способствуют хорошей растяжке, укреплению мышц. Поэтому стоит не только активно посещать уроки физкультуры в школе, но и обязательно включить ряд акробатических трюков в свою ежедневную гимнастику.