Сочинение по направлению: Победа и поражение. Сочинение на тему победа и поражение Победа и поражение подготовка

Итоговое сочинение.
Тематическое направление «Победа и поражение»
В сочинениях по данному направлению можно порассуждать о победе и
поражении в разных аспектах:
социально-историческом, нравственно-философском и психологическом.
Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными
событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой
человека с самим собой, её причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и
относительность понятий «победа» и «поражение» в разных
исторических условиях и жизненных.

«Чтобы жить честно,
надо рваться, путаться, биться,
ошибаться,
а спокойствиедушевная подлость»
Л.Н Толстой

Победа и поражение. Афоризмы по теме

Нужно уметь проигрывать. Иначе нельзя было бы
жить.
э. М. Ремарк
Успех-это всегда чьё-то поражение.
Человек создан не для поражения.
Человека можно уничтожить, а одолеть нельзя
Эрнест Хемингуэй

Примерные темы сочинений

Можно ли прожить счастливую жизнь без побед?
Самая главная победа-победа над самим собой.
Победы можно быстро добиться, самое трудное-её
закрепить.
Победа над страхом придаёт человеку силы.
Чтобы выиграть «войну», иногда нужно проиграть
«бой».
Поражение помогает понять себя.

Как написать вступление по теме? Вступление первое.

Победа и поражение…В человеческой жизни они всегда существуют рядом.
Каждый из нас стремится добиться определённого успеха, одержать победу
и закрепить её.
Жизненный путь любого человека очень труден. Это, как
правило, путь побед и поражений. Человек стремится к тому, чтобы
меньше допускать ошибок, которые приводят его к полному поражению.
В жизни мы тяжело переживаем любое поражение. Это достаётся очень трудно, так как
человек находится в сложном положении.
Но бывает и другая ситуация, когда человек одерживает победу, которая потом оказывается
полным поражением. Бывает и третья ситуация, когда человек одерживает не одну победу и
умеет всегда закрепить этот успех.
Почему же так происходит в жизни?

Переход от вступления к основной части сочинения

Эти и другие вопросы, связанные с проблемой победы и поражения,
всегда были интересны мировой литературе.
Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» мы видим,
какой трудный жизненный путь проходят его любимые герои-это путь
путь исканий, путь побед и поражений.
Анализируем страницы романа с точки зрения того, какие победы
одерживали в жизни князь Андрей Болконский и Пьер Безухов, через
какие неудачи и поражения они прошли.

Второй аргумент к основной части сочинения

А в рассказе Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» мы
встречаемся с простым русским солдатом, попавшим в плен к немцам.
Да, плен –это страшное поражение. Но мы убеждаемся в том, что автор
рассказа, показывая такую сложную жизненную ситуацию,
подчёркивает, что поражение оказывается высокой нравственной
победой русского человека. В сцене допроса поражение Андрея
Соколова становится его нравственной победой, когда комендант лагеря
военнопленных под Дрезденом Мюллер восхищается достоинством,
мужеством и стойкостью пленного и высоко оценивает его за это сохраняет жизнь, называет его настоящим русским солдатом.

Заключение к сочинению

Итак, какой же вывод можно сделать? К чему привели меня
рассуждения по книгам Л. Н. Толстого и М. А. Шолохова?
Перечитывая и вспоминая страницы этих произведений, прихожу к
выводу о том, что в жизни любого человека проблема победы и
поражения играет серьёзную роль, так как трудно пройти жизненный
путь без побед и поражений. И то, как человек переносит победу и
поражение, полностью зависит от него самого, от его характера. Это
очень важно в жизни каждого из нас. Так пусть же в нашей реальной
жизни будет больше таких людей, которые одерживают победы,
чем терпят поражение.

Чацкий. Кто он? Победитель или побеждённый?

В комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» мы
видим, что Чацкого мало кто понимает в доме Фамусова. Герой со своими
взглядами оказался совсем не ко двору.
Московский свет выносит Александру Чацкому свой приговор:
сумасшествие.
А когда герой произносит свою главную речь, его никто не хочет слушать.
Что это? Поражение Чацкого?
Писатель И.А. Гончаров в очерке «Мильон терзаний» утверждал, что
Чацкий-победитель. Почему к такому выводу пришёл автор очерка?
С Гончаровым трудно не согласиться: ведь Чацкий встряхнул
застойное московское общество, разрушил надежды Софьи, пошатнул
положение Молчалина.
А это и есть настоящая победа!

Сцены из спектакля «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери»

Личность австрийского композитора Моцарта итальянец Сальери воспринимает как
какое-то чудо, которое опровергает всю его жизнь как человека и композитора.
Сальери мучается и терзается, так как безумно завидует великому Моцарту.
Итальянец-сухой человек, эгоистичный, рассудочный, страшно завистливый. Он
отравил австрийского гения. Фактическая победа достаётся Сальери. Но чего же добился
итальянский композитор?
Ведь он понимает и осознаёт превосходство Моцарта над собой, чувствует великую
силу его таланта и великую силу его музыки.
Убив Моцарта, Сальери не смог освободиться от той страшной зависти,
которая является источником его настоящей нравственной пытки. Он утратил
способность легко и радостно воспринимать жизнь, его душу сжигает зависть и гордыня.
А жизнь в таком психологическом состоянии- пытка, это и есть настоящее поражение.

«Моцарт и Сальери». Сцены из спектакля

Победа и поражение Сальери

Теория Раскольникова и её крах

Читая роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание», мы узнаём, что мысль
о спасении мира заставила Раскольникова создать собственную теорию. В качестве жертвы
он выбирает старуху-процентщицу. Идея не даёт герою покоя. Всё, что происходит вокруг,
подталкивает Раскольникова к убийству старухи. Благородное преступление оборачивается
кровавым убийством. Убийство-страшное преступление, его невозможно рассчитать.
Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую смиренную
Лизавету. Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшно терзается.
Антигуманные мысли и дела никогда не могут служить во благо человечеству. Счастье невозможно
построить на крови, жестокости и насилии. Поэтому эта теория потерпела крах. Это полное
поражение Раскольникова. Он приходит к переосмыслению нравственных ценностей:
«Разве я старушонку убил? Я себя убил».
И, читая страницы романа, мы чётко осознаём и понимаем, что только через гуманное начало
человечество может подняться и возвыситься, что другой дороги нет и быть не может.

Кадры из фильма «Преступление и наказание»

Поражение и победа старого рыбака Сантьяго

Старый рыбак Сантьяго-герой повести американского писателя, лауреата
Нобелевской премии Эрнеста Хемингуэя.
Сантьяго прожил очень трудную жизнь, у него не было семьи. У кубинского старика есть
верный друг-мальчик Манолино.
Восемьдесят четыре дня старик возвращался ни с чем. А на восемьдесят пятый день все его
усилия были вознаграждены. Рыба тянула старика с лодкой вперёд. Впервые ему
пришлось сражаться с такой огромной рыбой. Обессиленный Сантьяго побеждает. Когда
рыбак мужественно охранял рыбу от акул,
которые наскакивали целыми стаями, он потерял гарпун. Старик притянул к берегу лишь
огромный скелет.
«Они одолели меня, Манолин»,- сказал рыбак мальчику.

Что же показал Эрнест Хемингуэй?
О чём заставляет задуматься его повесть «Старик и море»?
Чем всё закончилось? Победой или поражением? Безусловно, победой!
Это была не просто победа, а победа человеческого духа, выносливости и
мужества. Находясь в открытом море, Сантьяго разговаривал сам с собой
и говорил: «Человек создан не для поражения. Человека можно
уничтожить, а одолеть нельзя». Как здорово сказано! Повесть
американского писателя о человеке, который не сдаётся. Поединок
старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, оказал
на писателя огромное впечатление.
И он решил рассказать о достоинстве человека,
о горе и счастье победителя. Тема победы и поражения в
повести обретает особую роль. Старик побеждает не только рыбу, но собственную
слабость, усталость и старость.

Повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»

Повесть Хемингуэя «Старик и море»

И герой спрашивает себя: «Кто же тебя победил,
старик?» Рыбак объясняет поражение очень просто и философски:
«Просто я ушёл далеко в море».
Подплывая к родной деревушке, старик отказывается считать себя
побеждённым, так как торжествует его человеческое достоинство.
А это самое главное для человека.
Человек непобедим!
Сантьяго приходит к мудрому философскому выводу, поэтому в его душе
невероятная лёгкость.

Поражение и победа Андрея Соколова

Главный герой рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»-русский солдат Андрей Соколов.
. Он-ровесник века, его жизнь вобрала в себя историю страны.
Русский солдат попал в плен к немцам и находится в лагере Б-14 недалеко от Дрездена. Здесь около
двухсот тысяч военнопленных.Это страшное поражение.
Кто-то донёс на Андрея Соколова, который возмутился непосильной нормой выработки. Пленного
вызывает на допрос Мюллер, комендант лагеря.
Диалог с Мюллером-это психологическая дуэль, из которой русский солдат выходит победителем.
В конце допроса комендант вышел безоружный и сказал,что Соколов-храбрый русский солдат и
стрелять в него Мюллер не будет. Комендант наградил пленного: подал ему буханку хлеба и кусок
сала. Соколов-победитель, так как он сумел выстоять, сохранил честь солдата, проявил стойкость
несгибаемую силу воли, мужество, самообладание, храбрость, проявил свой твёрдый характер. Он
настоящий русский солдат!
И мы видим, что «Характер человека зависит не от того, как он переносит победу, а от того, как он
переносит поражение» .

Кадры из фильма «Судьба человека»

Поражение и победа Николая Плужникова

Главный герой романа Бориса Львовича Васильева « В списках не
значился» встретил войну молодым лейтенантом. Девятнадцатилетний
москвич Николай Плужников окончил военное училище. Не суждено
было молодому офицеру
попасть в свой полк и встать на воинский учёт. Такова военная
действительность. С первого дня войны он становится бойцом
невидимой армии спасателей Брестской крепости. Защитники крепости
знали, что обречены на гибель, но продолжали бороться до конца.
Николай Плужников перед смертью заявил: «Человека нельзя
победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя».

Что такое победа? Что такое поражение? Почему порой мы терпим поражения или, наоборот, одерживаем победы? Победа – это успех, достижение поставленной цели, преодоление самого себя и враждебных обстоятельств. Каждый день мы сталкиваемся со всевозможными проблемами, препятствиями и терниями. Людям мешает лень, страх, неуверенность в себе. Именно поэтому на пути к цели важно проявить силу воли, твердость духа.

Обратимся к роману , где главный герой проиграл сражение с самим собой, со своей ленью. Он вырос в среде, где все шло своим чередом, плавно, спокойно, размеренно. Илюша всегда был окружен заботой, вниманием и именно поэтому в будущем ему не хватило самостоятельности. Горячо любимым занятием Обломова было лежание на диване. Шли дни, месяцы, годы… Но все «хорошее» когда-нибудь заканчивается, верно? На Илью Ильича навалились проблемы, которые, при желании, наверное, можно было решить, но он не изменил себе и не стал что-либо предпринимать, дабы исправить бедственное положение дел. Говорят, любовь меняет людей, так произошло и с Обломовым: он сделал попытку преодолеть себя. Благодаря любви к Ольге он : поднялся с дивана, начал читать, гулять. Однако вскоре он отказался от этой затеи, оправдывая себя тем, что не сможет дать возлюбленной того, чего она действительно заслуживает. Найдя оправдание, герой возвращается к родному дивану и привычному образу жизни. А вот его ближайший друг Штольц смог добиться своего,ведь его воспитание было суровым и, как показала жизнь, правильным. Штольц переборол страх большого города и тоску по дому, чтобы состояться в большом городе и найти свое призвание. Он достиг карьерного успеха и завоевал расположение Ольги.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» поистине великую . На своем пути он пережил массу жестоких ударов судьбы. В гражданскую войну он потерял семью, остался совершенно один. Взяв себя в руки, Соколов миновал пору страданий: получил образование, затем устроился на работу, а через какое-то время женился. Дружная семья, трое детей, вот оно, казалось бы, счастье… Все разрушилось в один момент. Началась война, героя забрали на фронт. Плен, голод, изнуряющий труд, смерти товарищей. В такие минуты греть душу может лишь мысль о семье, о доме, лишь они могут дать надежду на светлое будущее. В дом, где находились жена с его двумя дочерями, упал снаряд, а в День Победы Соколов узнал о гибели сына. Сложно представить, что чувствует человек в такие секунды. Откуда берет силы? Несмотря ни на что, он продолжил жить, усыновил такого же одинокого, как и он сам, мальчишку. Думаю, что любой другой уже бы сломался, но только не

Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:
«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».
И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт.Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:
…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.

Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, апобеда ли это!

Всего: 608 слов

Направление "Честь и бесчестие" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Честь и бесчестие". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Ниже даны видеоразборы работ по тематическому направлению "Честь и бесчестие".

Понятия чести в наше время

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

Дата публикации: 03.12.2016

Проверенное итоговое сочинение на тему «Все победы начинаются с победы над самим собой» по направлению «Победа и поражение»

Введение (вступление):

Жизненный путь каждого человека тернист и труден. Он соткан из множества побед и поражений , которые сопровождают нас на протяжении всей жизни. Мы ошибаемся, терпим поражение, глубоко переживаем по этому поводу, и, как случается очень часто, опускаем руки. Человек теряет веру в свои силы и способности. Чтобы одержать победу , необходимо для начала победить самого себя, свои страхи и сомнения. Это и есть та самая дорога, ведущая к большим победам, и только люди сильные духом способны преодолеть этот трудный путь.

Комментарий: Умничка, очень хорошо. Только будь внимательнее с повторами, не допускай их, используй синонимы, местоимения или синонимичные выражения. Иногда можно просто убрать слово.

Объем хороший, тема раскрыта. Только тезис не оформлен. Чтобы он не терялся на фоне остального текста, желательно сделать на нем акцент.


Аргумент 1:

Что значит победить себя? Победа над собой - это огромный успех, значимое достижение, потому что победить себя могут лишь люди, обладающие определенным набором качеств. Одни из них - это целеустремленность, а также желание жить и стремление к лучшему (слишком длинный переход) . Ярким примером такого человека является главный герой повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» - Алексей Мересьев. История об отважном летчике основана на реальных событиях, что доказывает, что победить себя может каждый, если сумеет приложить все усилия. Один из полетов Алексея закончился печально: произошла страшная авария, по вине которой летчик утратил способность самостоятельно передвигаться. Но, даже потерпев поражение в небе, герой не сдался, не опустил руки, а смог не только поставить цель, но и достичь ее. Алексей Мересьев мечтал о том, как он снова взлетит и увидит с высоты лазурное небо, ширь полей, луга и реки. Только желание вернуться к прежней полноценной жизни, целеустремленность и ежедневная работа над собой помогли Алексею победить страх и недуг и достичь своей цели.


Комментарий: Очень хорошо. Но переход великоват, можно от него вообще отказаться. Аргумент хороший, даже стало ясно, какой тезис ты доказываешь.

Аргумент 2:

Иногда от победы над своими страхами зависит главная ценность - человеческая жизнь (может это и верно, но не в данном аргументе. Получается, что ты немного съехала с темы). Именно благодаря своей выносливости выжил старый рыбак Сантьяго в повести Эрнеста Хемингуэй «Старик и море». Только на восемьдесят пятый день удача улыбнулась рыбаку, и на его крючок попалась огромная рыба. Сантьяго бросает все силы на борьбу с ней, но она тащит его все дальше в море. Превозмогая усталость и голод, рыбак все-таки вступает в финальную схватку с рыбой и побеждает ее. Что бы случилось с Сантьяго, опусти он руки и перестань бороться за жизнь? Его жизнь в таком случае закончилась бы нелепой смертью посреди моря, а люди на берегу никогда бы и не узнали о том, что произошло на самом деле. Не каждый смог бы выстоять в такой неравной борьбе, но старому рыбаку это удалось благодаря его храбрости и силе духа.

Когда мы слышим слова «победа» и «поражение», перед глазами обычно всплывают образы военных действий или спортивных состязаний. Но сами эти понятия, разумеется, гораздо шире и сопровождают нас ежедневно. Победа или поражение всегда предполагают противостояние с кем-либо или чем-либо. Наша жизнь, хотим мы этого или нет, представляет собой борьбу с обстоятельствами, проблемами, конкурентами. И чем серьёзнее соперник, тем победа над ним значительнее, важнее для нас. Одержать победу в изнурительной борьбе с могучим врагом — значит стать лучше, сильнее. Но если противник заведомо слабее, можно ли назвать такую победу настоящей?

Мне кажется, что победа над слабым — это всё-таки поражение. Более того, если человек вступает в противостояние с тем, кто не сможет дать отпор, показывает свою моральную слабость. Этого же мнения придерживались многие русские писатели. Так, в романе А.С.Пушкина «Дубровский» мы видим помещика Троекурова, который из чувства обиды лишил имения своего давнего друга Андрея Гавриловича. Властный самодур Кирила Петрович, пользуясь своим влиянием и богатством, разорил семью Дубровских. В результате Андрей Гаврилович, пораженный таким предательством, сходит с ума и вскоре умирает, а его сын Владимир становится благородным разбойником. Можно ли назвать Троекурова, воспользовавшегося слабостью своего соперника, настоящим победителем? Конечно же, нет. Истинную нравственную победу в романе одерживает младший Дубровский, который отказался от мести, полюбив Машу, дочь своего врага.

Материал подготовила