Сумо японская национальная борьба одна. Борьба сумо: история, правила, особенности техники и самые интересные факты. Одежда и причёска

У историков нет достоверных данных о том, возникла ли эта борьба собственно в Японии или она была привнесена с материка. Однако японские специалисты, дотошно изучающие историю возникновения и развития сумо, небезосновательно полагают, что сумо появилось на Японских островах не менее 2 тысяч лет тому назад.

Среди японских мифов и легенд есть немало сказаний, связанных с сумо. Так, в древнейших японских летописях "Кодзики" ("Записи о делах древности") рассказывается о том, как богиня солнца Аматэрасу-омиками (главная синтоистская богиня, сотворившая Японские острова) направила к богу Окунинуси-но микото, управлявшему страной Идзумо, нового назначенца Такэмидзути-но ками с тем, чтобы он принял бразды правления в свои руки.

Сын и наследник Окунинуси - бог Такэминаката-но ками (тогда все правители были богами), рассчитывавший получить власть над страной из рук стареющего предка, не посмел напрямую ослушаться приказа верховной богини и заявил богу-назначенцу: "Давай померяемся силами, поборемся, и тот, кто победит, тот и станет правителем". И вот, сошлись в борцовском поединке два бога. Такэмидзути победил и стал правителем страны Идзумо.

Легенда эта во многом знаменательна.

Во-первых, это, вероятно, был первый в истории Японии поединок сумо, и состоялся он во времена незапамятные - никто из историков не возьмется даже приблизительно определить, когда жили и правили страной Идзумо эти боги.

Во-вторых, одно из первых самонаименований Страны восходящего солнца созвучно с сумо. Может быть, древние японцы само становление своей страны связывали с сумо?! И самое интересное! Это, видимо, был первый в истории случай относительно мирного исхода борьбы за власть!

В других древних японских свитках - "Нихонсёки" ("Японские хроники") изложена легенда о том, как в 7-ой день, 7-го месяца, 7-го года эпохи Суйнин (29 г. до н. э. - 70 г. н. э.) пред очи Императора, а он по преданию был уже одиннадцатым императором страны, в поединке сумо сошлись два знаменитых воина - Номиносукунэ и Тайманокэхая.

По древнему (лунному) календарю 7-ой месяц приходился на август - период сбора первого урожая риса. Видимо, поединки сумо уже в те времена проводились регулярно в дни празднеств - благодарений богам за богатый урожай и были частью религиозного ритуала.

Благодаря легенде, победитель этого поединка - Номиносукунэ - был обожествлен, стал одним из синтоистских богов, и до сих пор почитается в Японии как родоначальник сумо.

Сумо в древней Японии

К 3-6 вв. н. э. относятся археологические находки, свидетельствующие о широком распространении сумо и приобретении им новых функций.

В те времена существовал обряд захоронения правителей в высоких могильных холмах - кофун. Этот период в истории Японии так и называется эпоха Кофун.

Среди вещей, найденных при раскопках могильных холмов, были обнаружены глиняные фигурки ханива, исполненные в виде рикиси (борцы сумо, дословно - сильный воин), а также ритуальная и бытовая глиняная посуда, на которой сохранились росписи с изображением сценок поединков сумо.

Видимо, поединки сумо становятся также частью погребального ритуала. Интересно, что бог-основоположник сумо Номиносукунэ почитался также как родоначальник клана гончарных мастеров, ответственных за изготовление ритуальной посуды для погребения императоров.

Знаменательно, что на росписях изображались не только пары рикиси, сошедшиеся в поединке, но и фигурки зрителей. А это значит, что сумо в те времена уже было зрелищем.

Первым исторически обоснованным фактом проведения турнира по сумо, видимо, можно считать свидетельство из тех же "Японских хроник" (Нихонсёки)

Император Когёку в первый год своего правления (642 г. н. э.), 22-го дня, 2-го месяца, принимая посланника страны Кудара (южная часть Корейского полуострова), собрал со всей страны, лучших, избранных воинов-силачей (по-японски - кондэй, то же, что по-русски - богатырь) и устроил в его честь турнир по сумо.

Япония в те времена была если не колонией, то "младшим братом", сателлитом корейского царства: государственность на Корейском полуострове начала складываться несколько раньше, чем на Японских островах. Потому-то принимал Император Когёку посланника из страны Кудара как особу высокопоставленную.

Проведение в честь корейского посланника турнира по сумо свидетельствует о том, что сумо к тому времени становится также неотъемлемой частью придворного, светского ритуала.

Сумо в раннем средневековье.

В эпоху Нара (710-794 гг.) начинает складываться придворный ритуал "лицезрения сумо" (сумай-но сэтиэ). Турниры по сумо устраиваются прямо в императорском дворце. Ритуальным становится появление Императора и его свиты на почётных зрительских местах, выход борцов и судей на площадку для состязаний.

В эпоху Хэйан (794-1185 гг.) турниры по сумо при императорском дворе регулярно проводятся уже несколько раз в году. Главный турнир организовывался 7-го числа, 7-го месяца в честь поединка между Номиносукунэ и Тайманокэхая. Правда, с течением времени эти даты соблюдались уже не так строго.

Борцов, а их называли тогда сумаибито, собирали по всей стране. В роли селекционеров выступали высшие чины императорской гвардии, которые перед каждым турниром разъезжались по самым дальним уголкам Японии и отбирали среди сильнейших воинов-сумаибито.

К этому времени уже сложилась турнирная система, система правил и судейства.

В день турнира борцов условно делили на две группы - "правых" и "левых" (по правую и левую руку от императора). На первом этапе "правые" и "левые" боролись только между собой. Каждый сумаибито за время турнира проводил примерно 20 поединков.

Дохё (площадка для борьбы) тогда не было; борьба проходила на ничем не ограниченной площадке, и победителем в поединке становился тот, кто опрокидывал своего соперника на землю. Борцам было запрещено хватать соперника за волосы, бить кулаками в голову и пинать ногами.

А победитель турнира, как и ныне, уже тогда выявлялся по соотношению побед и поражений. Если у двух сумаибито этот показатель оказывался равным, между ними устраивалась решающая схватка.

Рефери именовался тогда идэи, и был он главным и единственным арбитром. Однако, если императору казалось, что исход поединка сомнителен, по его знаку начальник гвардии мог дать указание провести повторную схватку (торинаоси).

Существовали понятия изготовки, стартовой позиции (нэриай) и повторного старта (сикиринаоси), а стало быть, рефери должен был следить за синхронностью старта борцов и назначать сикиринаоси, если кто-либо из них совершал фальстарт.

В этот период сложился и определенный турнирный ритуал, была регламентирована и экипировка сумаибито. На поединок борцы выходили в набедренных повязках, которые именовались тогда тосаги. Правда, не ясно, повязывались ли они также, как в современном сумо или просто обвязывались вокруг пояса.

Перед турниром все сумаибито для торжественного выхода пред очи Императора поверх тосаги надевали специальное охотничье кимоно каригину, а на голову нахлобучивали особой формы остроконечный с короткими, загнутыми вверх полями головной убор цвета вороньего крыла, который назывался эбоси.

В более поздние времена каригину и эбоси становятся основными элементами повседневной одежды придворной знати самураев, а в современном одзумо - униформой рефери (гёдзи).

В дальнейшем по мере усиления воинского сословия (буси) и ослабления императорской власти придворные турниры стали проводиться с большими перерывами, а в 4-й год эпохи Сёан (1174 г.) "лицезрение сумо" как придворный ритуал было проведено в последний раз, и четыре века эта страница императорских ритуалов была закрыта.

Сумо в феодальной Японии.

В период феодальной раздробленности, в эпоху Камакура (1185-1333 гг.), когда в стране окончательно устанавливается власть сёгуна (верховного военного правителя) и, особенно, в эпоху Муромати (1392-1568 гг.) сумо широко распространяется как вид прикладного боевого искусства, средство (путь) воспитания духа и укрепления тела воинов-самураев.

В известных хрониках того периода "Восточное зерцало" (Адзумакагами), составленных правительством Минамото (династия сёгунов, правивших в эпоху Камакура), целые разделы посвящены "лицезрению сумо", как ритуалу, проводимому при дворе сёгуна.

В "Зерцале" особо подчеркивается, что сёгун обязательно присутствовал (а может быть и сам участвовал) и на рыцарских турнирах, регулярно проводимых при главном храме Бога войны Хатимангу в городе Цуругаока, что неподалеку от тогдашней ставки верховного правителя, и наблюдал за состязаниями конных лучников (ябусамэ), скачками (кэма) и поединками сумаибито.

В более позднее время, в эпоху Муромати, когда правила династия сёгунов Асикага, при храме Хатимангу появляются даже специальные священнослужители - сумосёку, которые отвечали за проведение турниров по сумо. Турнирный ритуал, правила борьбы и регламентация судейства совершенствуются, и, по сути дела, в этот период закладываются основы профессионального сумо.

Наряду с прикладным, воинским видом этой борьбы по всей стране широко распространяется "народное" сумо. "Народное" сумо ведет свое начало от самых древних ритуальных поединков в дни празднеств - благодарений богам за урожай.

Турниры по сумо, посвященные сбору урожая, началу строительства или открытию нового моста проводятся во всех уголках Японии.

В большинстве случаев это было так называемое сумо-жертвоприношение. Поединки сумаибито были частью мольбы об урожае или ритуального благодарения за урожай. Позже широко стали проводиться благотворительные турниры по сумо, на которых собирались пожертвования на строительство дорог, мостов и другие общественные работы.

В таких турнирах принимают участие крестьяне, ремесленники, торговцы и другие простолюдины. Поединки часто проходили прямо на улицах и площадях городов и поселков и собирали несметные толпы зевак. Ни дохё, ни рефери, ни ритуального одеяния борцов на таких поединках не было. Победитель выявлялся самым демократическим путем, им становился тот, кто заваливал соперника на землю или выпихивал его в толпу зрителей.

Образ этого сумо в наши дни угадывается в различных народных празднествах и синтоистских обрядах, до сих пор широко проводимых по всей Японии.

В период Сэнгоку дзидай (эпоха Воюющих провинций) (1467-1568 гг.), во второй половине правления династии сёгунов Асикага, когда феодальная раздробленность достигла своего предела, сумо становится по-настоящему массовым народным зрелищем. Процветает и рыцарское, и "народное" сумо.

Крупные землевладельцы, князья-даймё, стремясь перещеголять друг друга и даже сёгуна, устраивали в своих замках пышные массовые турниры по сумо, в которых принимало участие несколько сот сумаибито.

Так в один только 1568 г. были проведены два крупнейших турнира, которые, наверное, смело можно назвать Играми сумо, поскольку в одном из них, в провинции Омиэ приняло участие 300 борцов, а в другом - в Киото, собралось 1500 (!) сумаибито.

В конце этой эпохи появляются первые профессиональные объединения сумотори - прообраз современных профессиональных домов-клубов (хэя). Они даже имели свой устав, но были крайне малочисленны - 8-10 человек, и во многом зависели от финансовой и материальной поддержки местных даймё.

"Золотой век" сумо.

Новый импульс для дальнейшего развития сумо получило в эпоху Эдо (1703-1868 гг.), когда после объединения страны усилиями сёгуна Токугава Иэясу, в Японии складывается новая политическая и социально-экономическая ситуация, благоприятная для развития торговли, ремесел, искусств.

Особенно бурно в этот период распространяется "народное" сумо. Поединки и массовые турниры по сумо регулярно проводили крестьянские общины, сообщества ремесленников и торговцев. Обеспокоенный угрозой размывания устоев "чистого", рыцарского сумо, сёгунат пытался в начале 18 в. специальным указом запретить "уличное" сумо.

Попытка эта была, естественно, неудачной, и через несколько лет указ был практически аннулирован. Новым указом поощрялось проведение в специально отведенных местах "благотворительных" турниров.

На "уличное" сумо были наложены ограничения, поскольку при определении победителей поединков, проводившихся на площадях и перекрестках городов без всякого судейства, возникали массовые потасовки и даже вооружённые столкновения горожан.

В трех крупнейших городах Японии - Осака, Киото и новой столице Японии - Эдо (Токио) в 18 в. уже действовали профессиональные Сообщества рикиси, наподобие объединений ремесленников.

Однако сумотори имели более высокий социальный статус, нежели ремесленники и торговцы. Поскольку большинство из них были выходцами из военной среды, они были приравнены к беспоместным самураям.

Сёгунат разрешительными мерами начал регламентировать деятельность сообществ рикиси. В "благотворительных" турнирах с конца 18 в. имели право участвовать только члены этих сообществ. От этих турниров уже напрямую ведется история современного сумо.

В этот же период появляются специальные площадки для проведения поединков сумо. Они были поначалу квадратными, позже внутри площадки мешками с землёй стали выгораживать круг, в котором и проходил поединок. Таким образом, родилось дохё, придавшее древней борьбе особую зрелищность и эмоциональную окрашенность.

Окончательно складываются правила борьбы, регламент и ритуал турниров, утверждается система судейства, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней. В это же время начала складываться и система рангов в сумо. появился и высший пожизненный титул ёкодзуна.

Эпоху Эдо справедливо называют "золотым веком" в становлении и развитии сумо. Турниры профессиональных рикиси (басё) с конца 18 в. проводятся регулярно два раза в год.

Став неотъемлемой частью жизни японского народа, сумо оказало серьезное влияние на культуру и искусство страны. Появляются литературные произведения, в которых в летописно-репортажном стиле описываются турниры по сумо, в традиционном японском театре Кабуки ставятся спектакли, где главными действующими лицами становятся популярные рикиси.

В ныне всемирно известной цветной японской гравюре укиёэ сложился даже самостоятельный жанр - сумоэ. Цветные гравюрные портреты борцов - любимцев публики или картинки-зарисовки жарких поединков сумо по цене были доступны даже малоимущим японцам, и расходились по всей стране громадными по тем временам тиражами. Этот жанр укиёэ жив и процветает в современном одзумо.

Сумо в новое и новейшее время

Тяжелые времена японскому сумо пришлось пережить после Реставрации Мэйдзи 1868 г., когда в стране был свергнут режим сёгуната, восстановлена самодержавная императорская власть, и на политическую арену поднялась молодая буржуазия.

Япония после почти трех веков затворничества, под угрозой орудий американской эскадры была открыта для внешнего мира и жадно начала впитывать все новое, западное.

Стремительная модернизация Японии оказала огромное влияние на нарождающееся общественное мнение. Сторонники исконно японских, самобытных явлений в культурной и общественной жизни страны громогласно объявлялись ретроградами и реакционерами. Яростным нападкам подвергалось и сумо.

Самые ретивые японские прогрессисты требовали в законодательном порядке запретить сумо как пережиток феодальной эпохи.

Сумо лишилось поддержки своих меценатов. Профессиональные клубы (хэя) и целая армия рикиси остались без средств к существованию. Популярнейшие борцы были вынуждены искать дополнительные источники доходов.

Так, в Эдо, переименованном в Токио, по решению Сообщества сумо было организовано самостоятельное пожарное подразделение, в котором героически трудились 56 рикиси целого профессионального дивизиона.

Кризис был преодолен благодаря всеобщей народной любви и усилиям самих сумотори. Сообщество было преобразовано в Токийскую Ассоциацию Сумо, которая под влиянием общей демократизации внесла несколько прогрессивных поправок в турнирный регламент.

В 1873 г. на турниры по сумо разрешили допускать женщин-зрительниц, которые сразу стали яростными болельщицами и сторонницами возрождения былой славы сумо.

Точку в борьбе за будущее древнейшей японской борьбы поставил император. По его высочайшему соизволению в 1885 г. в специальном зале Энрёкан в присутствии Его Величества был проведен показательный турнир по сумо. Император, таким образом, напомнил своим подданным о ритуале "лицезрения сумо" и ясно дал понять, что сумо находится в сфере его пристального внимания и заботы.

Вплоть до начала Второй мировой войны сумо в Японии развивалось без каких-либо катаклизмов, окончательно завоевав любовь и поддержку всей нации от императора до простолюдина.

История сумо в этот период отмечена такими важными событиями, как строительство в 1909 г. в Токио, в районе Рёгоку Дворца Сумо - Кокугикан, в котором отныне проводились все токийские басё, и объединение в 1927 г. региональных Сообществ Сумо в единую Ассоциацию Сумо Великой Японии, которая стала организацией коммерческой, т.е. сугубо профессиональной.

Самой популярной фигурой в одзумо этой эпохи был ёкодзуна Хитатияма, который за время выступлений в высшем дивизионе - макуути - добился выдающегося результата: его соотношение побед и поражений составило 150-15. Хитатияма был, ко всему прочему, человеком интеллигентным, высокообразованным.

Благодаря его усилиям, в одзумо был принят новый регламент поведения рикиси в обществе, согласно которому сумотори должны были являться в свет "одетыми строго и красиво" в соответствующее своему рангу кимоно и "вести себя учтиво и вежливо, как подобает рыцарю".

Хитатияма вел широкую просветительскую деятельность, всячески содействовал популяризации сумо, причем не только в Японии, но и за рубежом. В 1909 г. он побывал в США, где был принят президентом Т. Рузвельтом и провел несколько показательных выступлений.

Важным этапом в развитии сумо в 1928 г. стало начало прямых радиотрансляций с турниров по сумо. Некоторые изменения произошли в правилах проведения поединков: на дохё стали наносить две белых стартовых линии - сикирисэн, а сам дохё несколько расширен в диаметре с 13 (около 4 м) до 15 сяку (4,55 м).

Было увеличено количество судей: к рефери на дохё - гёдзи и четырём боковым судьям - симпан добавился главный судья - симпантё. Турниры, благодаря этим нововведениям, стали проходить более динамично и зрелищно.

Предвоенные годы были отмечены появлением ярчайшей звезды одзумо Великого Ёкодзуна - Футабаяма. Поднявшись на вершину сумо весной 1936 г., Футабаяма в течение трёх лет не знал поражений. Он победил в 69 поединках и с абсолютным результатом выиграл 5 басё подряд.

В марте 1939 г., на следующий день после первого за три года поражения Футабаяма от известного рикиси Акиноуми, все японские газеты разразились специальными выпусками и раскупались огромными тиражами. Это было событием общенационального масштаба, гораздо более значимым, чем отставка Кабинета министров.

В 1941 г. началась Тихоокеанская война, и жизнь одзумо, как и все в Японии, замерла на долгие пять лет.

В первые послевоенные годы сумо снова пришлось пройти через испытание. На пике новой волны демократизации рьяные сторонники модернизации страны вновь пытались предать анафеме историческое достояние японского народа. Но, как и веком ранее, всенародная любовь и внимание высших слоев японского общества помогли сумо выстоять.

Уже весной 1946 г. в Токио был проведен первый послевоенный турнир, а с 1947 г. в одзумо под влиянием общедемократических процессов был проведен ряд реорганизаций. Был в частности несколько изменён порядок проведения басё, увеличено с 3 до 6 их количество (теперь они проводятся не только в Токио, но и в Осака, Нагоя и Фукуока).

С середины 60-х годов Ассоциация Сумо Японии в целях пропаганды одзумо начала регулярно проводить показательные зарубежные выступления, причём первые гастроли японских рикиси состоялись в 1965 г. в Москве и в Хабаровске. Так что, россияне познакомились с сумо раньше многих других народов.

Сумо — это вид борьбы в набедренной повязке (маваси) на специально оборудованной площадке (дохё).

В соревнованиях по сумо определены следующие весовые категории:

  • Юноши 13-18 лет: до 75 кг, до 100 кг, свыше 100 кг и абсолютная весовая категория.
  • Мужчины: до 85 кг, до 115 кг, свыше 115 кг и абсолютная весовая категория.
  • Женщины: до 65 кг, до 80 кг, свыше 80 кг и абсолютная весовая категория.

Одежда

Участники соревнований должны надевать набедренный пояс-повязку — маваси. Однако в любительском сумо разрешено под маваси одевать плавки или облегающие шорты черного цвета. Ширина маваси составляет 40 см, определенная длина не предписана, но длина маваси должна быть достаточной для того что бы его можно было обернуть вокруг торса спортсмена 4-5 раз.

Спортсменам запрещается выходить на схватку с надетыми на себя предметами, которые могут травмировать противника. Это в первую очередь относится к металлическим украшениям (кольца, браслеты, цепочки и т.д.). Тело борца должно быть совершенно чистым и сухим, ногти на руках и ногах коротко острижены. Эмблему клуба, федерации, номер и т.д. разрешается прикреплять (привязывать) к маваси.

Место проведения соревнований — дохё

Соревнования по сумо проводятся на квадратной площадке со стороной 7,27 м, которая называется дохё.

Существуют два типа дохё:

  • мори-дохё — глиняный или земляной трапезоид высотой 34-60 см;
  • хира-дохё — плоский дохё, который используется для тренировок и для соревнований в случае отсутствия мори-дохё.

Арена схватки представляет собой круг диаметром 4,55 м, центром которого является пересечение двух диагональных линий квадрата, указанного в п.5.1. Арена схватки по периметру ограничена жгутом из рисовой соломы — себу-давара.

В центре круга с восточной и западной стороны дохё на поверхность наносят на расстоянии 70 см друг от друга две стартовые линии белого цвета (сикирисэн). Длина сикирисэн — 80 см, ширина — 6 см.

Внутри круг посыпается песком. Песок разбрасывается также и снаружи круга, вдоль себу-давара, на ширину около 25 см, чтобы образовалась «контрольная» полоса — дзяномэ. В спорных случаях наличие или отсутствие следов на дзяномэ помогает правильно определить исход схватки.

Состав судейской коллегии

В судейскую коллегию входят: главный судья соревнований, заместитель главного судьи, главный секретарь, судьи, информаторы и другой обслуживающий персонал.

Главный судья несет ответственность за исполнение всех положений, относящихся к общим правилам судейства, включая назначение судейских бригад.

Состав судейской бригады

Судейская бригада должна состоять из 6 человек:

  • руководитель бригады — симпанте,
  • рефери — гёдзи,
  • 4 боковых судьи — симпаны.

Правила борьбы

За исключением особых ситуаций, нижеследующие положения определяют победителя схватки:

  • побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела за пределами себу-давара;
  • побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела, кроме подошв ступней, в пределах себу-давара.

К особым ситуациям относится положение синитай («мертвое тело») — полная потеря равновесия, неизбежно приводящая к поражению.

Атакующий не проигрывает схватку, касаясь дохё рукой, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаитэ.

Атакующий не проигрывает схватку, заступая за себу-давара, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаиаси.

Атакующий не проигрывает схватку, заступив за себу-давара, когда он, подняв противника выносит и опускает его за себу-давара. Данная ситуация называется окуриаси. Однако атакующий проигрывает схватку, если, проводя это техническое действие, выходит за себу-давара спиной вперед.

Атакующий не проигрывает схватку, если при выполнении победного броска подъем его ноги касается дохё.

Не является поражением, если горизонтальная передняя часть маваси (орикоми) касается дохё.

Борцу могут объявить поражение по решению судей в следующих случаях:

  1. Если он не может продолжать схватку из-за травмы,
  2. Если он проводит киндзитэ (запрещенные действия),
  3. Если он самостоятельно заканчивает схватку,
  4. Если он умышленно не поднялся из исходного положения,
  5. Если он не выполняет команды гёдзи,
  6. Если он не явился в сектор ожидания после второго официального вызова,
  7. Если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки.

Если схватка длится дольше установленного времени, но победитель не определен, она останавливается и проводится повторная схватка.

Запрещенные действия (киндзитэ):

  • Удары кулаком или тычки пальцами.
  • Удары ногами в грудь или живот.
  • Захваты за волосы.
  • Захват за горло.
  • Захваты за вертикальные части маваси.
  • Заламывание пальцев соперника.
  • Кусание.
  • Прямые удары в голову.

Ритуалы

В сумо, как и в других традиционных боевых искусствах Японии, сохраняют и чтят ритуалы и этикет.

Ритуалы состоят из рицу-рей (поклон стоя), тиритедзу (очищение водой) и сикири (изготовка).

Тиритедзу — это уникальный ритуал, ведущий свое начало от древнего японского обычая омовения воина перед битвой.

Тиритедзу выполняется обоими борцами одновременно при выходе на дохё. Они опускаются на корточки в позу соноке, балансируя на носках. Пятки оторваны от пола, туловище и голова держатся прямо, руки опускаются на колени. Борцы опускают руки вниз и кивают друг другу. Затем спортсмены сводят вытянутые руки на уровне груди, разводят их в стороны ладонями вниз и вновь сводят спереди с хлопком ладонями, выпрямляют руки и разводят их в стороны параллельно земле ладонями вверх, а в завершение ритуала поворачивают ладонями вниз.

Сикири — предстартовые подготовительные движения. Борцы садятся на корточки, широко расставив ноги и наклонив туловище вперед. Бедра и плечи при этом держат горизонтально, а руками, стиснутыми в кулаки, опираются на поверхность дохё вдоль сикирисэн, не касаясь, что соответствует положению «готов!»

Переход из сикири в татиай (стартовый рывок-подъем) должен осуществляться спортсменами одновременно.

Ритуалы являются неотъемлемой и важной составной частью сумо и должны выполняться без спешки, достойно и спокойно, подчеркивая гармонию и величие сумо.

Схватка

Продолжительность схватки составляет:

  • для возрастной группы 13-15 лет — 3 минуты;
  • для возрастной группы 16-17 лет — 5 минут;
  • для взрослых 18 лет и старше — 5 минут.

Если после указанного времени победитель не определен, назначается повторная схватка (торинаоси).

Какой-либо перерыв между схватками не установлен. Следующая схватка начинается сразу по окончании предыдущей.

Вызов участников

Участники соревнований выходят на дохё-дамари в следующем порядке:

  • в командных соревнованиях две команды, которым предстоит выступать следующими, должны выйти и расположиться в дохё-дамари до окончания предшествующей встречи;
  • в личных соревнованиях борец должен находиться в дохе-дамари за 2 схвати до своей собственной.

Находясь на дохё и дохё-дамари, участники соревнований должны вести себя достойно, не допускать грубых выражений, чтобы не ущемлять чувства окружающих.

Борцы приглашаются на дохио судьей-информатором по микрофону громким и внятным голосом 2 раза. Если после второго официального вызова участник не выходит на дохё, ему засчитывается поражение.

Представление участников

Борцы принимают участие в соревнованиях под теми номерами, которые они получили на жеребьевке. Судья-информатор представляет всех борцов в каждой весовой категории в начале соревнований поименно. Перед началом каждой схватки участников представляют поименно с указанием их данных (возраст, рост, вес), титулов и званий.

Начало схватки

Схватка начинается по команде гёдзи после выполнения необходимых ритуалов.

Остановка схватки

Гёдзи может остановить схватку один или несколько раз из-за травмы, непорядка в одежде (маваси) или по какой-либо другой причине, не зависящей от желания участника.

Время, затраченное на перерывы на одного борца, может быть установлено Положением о соревнованиях.

Конец схватки

Схватка заканчивается, когда гёдзи, определив исход схватки, объявляет: «Себу атта!» — и указывая рукой в ту сторону дохё (Восток или Запад), с которой начинал схватку победитель. Борцы по этой команде должны прекратить борьбу.

Объявление победителя (катинанори)

После окончания схватки и объявления «Себу атта!» гёдзи и борцы возвращаются на исходные позиции.

Проигравший выполняет поклон (рэй) и покидает дохё. Победитель принимает позу сонкё и, после того как гёдзи, указывая на него рукой, объявит: «Хигаси-но кати!» («Победа Востока!») или «Ниси-но кати!» («Победа Запада!»), протягивает правую руку в сторону и вниз.

В случае прекращения схватки из-за применения одним из борцов запрещенного прием объявление победителя происходит в установленном порядке.

В случае невозможности продолжения схватки одним из борцов из-за травмы его противник принимает позу сонкё, и гёдзи в установленном порядок объявляет его победителем.

В случае неявки одного из борцов вышедший на дохе борец принимает позу сонкё, и гёдзи в установленном порядке объявляет его победителем.

На первый взгляд японская борьба сумо выглядит странно: мужчины с избыточным весом, одетые в огромные бикини, толкают друг друга в маленьком круге, а предв...

От Masterweb

21.04.2018 06:00

На первый взгляд японская борьба сумо выглядит странно: мужчины с избыточным весом, одетые в огромные бикини, толкаются в маленьком круге, а предварительная церемония обычно продолжительнее самого боя. Однако, копнув немного глубже, можно обнаружить уникальный и техничный спорт с богатой историей и борцами, чей строгий режим тренировок и самоотверженность не могут не впечатлить.

Сумо – вид борьбы, который уже давно является национальным видом спорта в Японии. Ее происхождение восходит к периоду Яей (около 300 г. до н. э. – 300 г. н. э.). Она включает множество элементов синтоистской религии в виде различных ритуалов и церемоний, которые обычно длятся намного дольше самого поединка. До сих пор соревнования в этом виде спорта считаются священным событием, а павильон, в котором совершаются поединки, приравнивается к синтоистскому храму.

Происхождение и развитие

Истоки борьбы сумо теряются в тумане времени, но, как полагают, она впервые практиковалась в период Яей как часть синтоистского ритуала, когда на бой вызывались «ками» или духи.

Традиционно самым первым борцом считается Номи-но Сукунэ, которому император Суйинин (29 до н. э. – 70 г. н. э.) приказал сразиться с Тагима-но Кэхаем. Номи-но Сукунэ победил, хотя и закономерно, так как был потомком Аменохохи, сына богини солнца Аматэрасу.

Фигуры сумоистов окружали самые древние японские захоронения, также были найдены изображавшие их глиняные игрушки периода Кофун.

Соревнования по борьбе сумо в Японии стали важным ритуалом в VIII в. н. э. В поединках, известных как цудзи-дзумо, участвовали самураи. Они не отличались большим количеством правил, часто заканчивались смертью, а призом были наличные. Другим типом боев были кандзин-дзумо, которые проводились в храмах, чтобы собрать деньги на их содержание.

После XII века эта борьба почти исчезла, поскольку упадок власти Императорского двора и появление класса самураев привели к политической нестабильности. Последний официальный сумо-сэти проводился в 1174 году. При сегунах публичные матчи были запрещены, но среди самураев занятие боевыми искусствами поощрялось. Есть несколько картин, изображающих людей, занимающихся этим видом борьбы в полной экипировке вне площадки дохе.

Считается, что круг, отделяющий борцов от зрителей, появился в XVI в. на турнире, организованном главным военачальником Японии Одой Нобунагой. Тогда сумоисты носили свободные набедренные повязки, а не гораздо более жесткие современные маваси. В период Эдо во время схватки борцы носили окантованные кэсе-маваси, а сегодня их одевают только на время предтурнирных ритуалов. Большая часть остальной спортивной формы, используемой в данное время, появилась в ту же эпоху.

Современная история правил и техники борьбы сумо началась в синтоистском храме Томиока Хачимангу в Токио. Регулярные поединки здесь организовывались с 1684 года. В частности, бывший самурай Икадзути Гондаю создал правила и арену, которые используются и по сей день. Борцы сумо, в народе называемые «рикиси», позже стали профессиональными спортсменами, а сама борьба – национальным видом спорта. Как и раньше, она продолжает считаться священной.

Синтоистские ритуалы

Взрывному физическому удару в борьбе сумо предшествует длинная серия ритуалов и поз, которые происходят от древних поединков и синтоистской религии. Один из таких ритуалов заключается в том, что участник соревнования поднимает одну ногу и несколько раз сильно ударяет ею по земле. Он происходит из архаичной практики воинов, совершавших такие движения перед битвой, чтобы напугать врага, которая носит название «сико». Этот же ритуал совершала богиня Аматэрасу, когда она столкнулась с непослушным братом Сусаноо в мифологии Синто.

Также борцы перед боем хлопают в ладоши. Это еще одна синтоистская традиция: верующий хлопает, чтобы обозначить начало и конец молитвы.

Другой ритуал заключается в том, что спортсмены периодически разбрасывают соль. Это акт очищения, который практикуется в синтоистских святынях, чтобы прогнать злых духов.

Наконец, судья матча сумо сам по себе является поразительным зрелищем, поскольку одет в халат, похожий на те, которые носили в средневековые времена в императорском дворе Японии, и которые сегодня одевают синтоистские священники.

Площадка для борьбы

Два борца смотрят друг на друга, стоя на поднятой квадратной платформе из утрамбованной глины, покрытой слоем песка. Площадка для борьбы сумо в ширину имеет размеры ровно 5,7 м с каждой стороны и 34–60 см в высоту. Ринг или дохе представляет собой идеальный круг диаметром 4,57 м, отмеченный плетенками из рисовой соломы. После каждых соревнований площадка разбирается. Высоко над платформой поднят навес с цветными кистями, свисающими с 4-х его углов, и весь ансамбль имеет статус священной святыни Синто, которую он близко напоминает.


Победитель схватки должен либо вытолкнуть своего оппонента из соломенного круга, либо заставить его опуститься. Если какая-либо часть тела борца, кроме его ног, касается глиняного пола, то он проигрывает. Спортсмены с волосами, связанными сложным узлом в подражание средневековым самураям, носят «маваси» или большой пояс, за который может схватиться противник, чтобы бороться или поднимать его обладателя, выталкивая его за пределы круга или сбивая с ног. В самых быстрых схватках на выполнение этой задачи может уйти всего несколько секунд, но сложность заключается в огромном размере борцов. Многие сумоисты весят 150 кг, но масса отдельных гигантов может превышать 200 кг.

Организация

Некоторые борцы сумо в Японии являются суперзвездами, особенно победители турниров, которые получили престижное звание «екодзуна» или великого чемпиона. Однако участие в этом виде спорта не ограничивается только японцами, поскольку некоторые екодзуна родились в Монголии и на Гавайях. Даже менее известные сумоисты пользуются популярностью, так как их часто приглашают в частные дома в конце зимы, чтобы избавить дом от плохих духов или «они» в церемонии, известной как «сецубун» («второй день, второй месяц»). Борец сумо бросает бобы и неоднократно выкрикивает фразу «они ва сото, фуку ва ути», что означает «демоны прочь, удача приди».

Сумоисты на японском языке называются «рикиси». Два иероглифа, образующих это слово, означают «силу» и «воина». В 6 лигах – маку-ути, дзуре, макусита, санданме, дзонидан, дзонокути – насчитывается около 650 рикиси.

Маку-ути (включает 42 лучших спортсмена), естественно, получает наибольшее внимание средств массовой информации. На вершине находится екодзуна, великий чемпион. Эту позицию обычно занимают, выигрывая два хон-басе (крупных турнира, которые определяют рейтинг) подряд. Ежегодно проходит 6 хон-басе (в Токио, Осаке, Нагое и Фукуоке), по одному в каждый нечетный месяц, и они продолжаются 15 дней. К 2018 году в истории спорта было всего 72 екодзуна, что должно дать представление о том, как сложно добиться этого титула. Рикиси из двух лучших дивизионов (известных как «секитори») борются в каждом крупном турнире.

Предварительный ритуал

Уникальность японской борьбы сумо заключается в том, что зрелищная предматчевая церемония столь же увлекательна, как и сам бой. За день до каждого крупного турнира глиняная платформа дохе с кругом диаметром 4,55 м, в котором происходит поединок, «очищается» молитвой за безопасность рикиси. Она включает помещение соли, очищенного риса, высушенного каштана, сушеных водорослей, сушеных каракатиц и ягод мускатного ореха в маленькой ямке в центре ринга в качестве приношения богам.

Рикиси взбираются на дохе с востока и запада, при этом восточная сторона делает это первой. Борцы выходят в центр круга и останавливаются точно за линиями сикири-сэн, разделенные всего несколькими сантиметрами. Они пристально смотрят друг другу в глаза и совершают ритуал, называемый «сико». Он заключается в том, что борцы хлопают в ладоши и поочередно поднимают и опускают правую и левую ноги, что, вероятно, является тем действием, с которым больше всего ассоциируются этот вид спорта за пределами Японии. Но это больше, чем просто разогревание мышц. Хлопки служат для привлечения внимания богов, поднятые к небу руки демонстрируют отсутствие оружия, а знаменитое топание ногами необходимо, чтобы раздавить любого злого духа.

По окончании сико рикиси покидают круг и очищают себя. Первый ритуал называется «тикара-мидзу», что буквально означает «сильная вода». Каждый рикиси получает эту воду от противника, которого они победили последним. Подобно очищающему ритуалу в святилищах и храмах, каждый рикиси принимает горсть воды, ополаскивает ею рот и омывает тело. Затем борцы берут горсть соли и разбрасывают ее над рингом.


Поединок

Как только судья синпан дает сигнал начала схватки, каждый рикиси приседает за белой линией длиной 80 см, называемой «сикири-сэн». Так как рассчитана борьба сумо на двоих участников, то таких линий две. Поединок начинается, когда оба рикиси положат сжатые кулаки за свой сикири-сэн.

Поскольку именно сами борцы в конечном итоге решают начало боя, эти моменты могут быть невероятно напряженными. Рикиси часто приседают на нескольких секунд, осторожно наблюдая, что сделает их противник, прежде чем встать снова. Они могут выйти из ринга в свой угол, но если они это сделают, они должны снова очистить круг солью перед повторным входом. Победителя определяет единственный бой (это не самая лучшая система), и, поскольку первые несколько секунд, в течение которых рикиси сталкиваются, часто оказываются решающими, можно понять, почему предварительные действия часто являются самыми интенсивными моментами боя.

Если судья определит, что один из борцов не положил оба кулака на землю до начала поединка или если оппонент решит, что он не совсем готов, схватка останавливается. В этом случае сумоисты должны вернуться на свою стартовую позицию.

Стартовый рывок тати-ай является одним из наиболее важных этапов поединка. Хорошее начало позволяет сумоисту бороться в том стиле, который ему подходит более всего.

Официально существует 82 техники, называемых кимари-те («решающая рука»), с помощью которых рикиси может выиграть матч (например, вытолкнуть, бросить за шею и т. д.). Как только победитель будет определен, оба рикиси становятся по обе стороны от круга и кланяются друг другу, не показывая эмоций, прежде чем побежденный покинет ринг для борьбы сумо, и синпан официально объявит победителя.


Общий выход на ринг

Каждый день соревнований начинается с поединков нижнего ранга, прежде чем настанет время матчей дзюре и маку-ути. Каждому раунду боев предшествует специальная процессия, называемая дохе-ири, когда рикиси стоят за пределами круга дохе, одев свои маваси (шелковые набедренные повязки), и выполняют альтернативную версию ритуала сико, упомянутого выше. Они хлопают в ладоши и потирают руки, чтобы убедиться, что боги смотрят, символически очищаясь, прежде чем покинуть ринг, махнув своим маваси, чтобы показать, что под ним нет никакого оружия.

Екодзуна исполняет свой собственный ритуал выхода в круг, представляющий собой более сложную и более продолжительную версию сико, в котором также участвует синпан и два других рикиси, присутствующие на дохе.

Правила боя

Основное правило борьбы сумо простое: если какая-либо часть тела, кроме ног, касается земли или спортсмен выходит за пределы круга, матч заканчивается, и оппонент объявляется победителем. Во время поединка запрещены следующие действия:

  • хватание за волосы;
  • выдавливание глаз;
  • удары кулаками (шлепки открытыми ладонями допускаются);
  • удушение (хотя толчки открытыми ладонями в горло противника разрешены);
  • захват части маваси противника в области промежности.

Борец, использовавший запрещенный прием, автоматически проигрывает, как и тот, у кого развязался маваси. Также поражение засчитывается тому, кто не может продолжить бой (например, после травмы). После объявления победителя судья должен сообщить о приеме, который привел к победе.

Весовые категории отсутствуют. Речь идет не только о размерах: маневренность может быть также важна, и маленькие рикиси имеют то преимущество, что они могут отступить и, проскользнув за своего более крупного противника, использовать его значительную инерцию против него.

Участие иностранцев и женщин

Хотя исторически в этом виде спорта доминировали японцы, в последнее время привычными участниками соревнований по сумо все больше становятся иностранцы. Рикиси, который одержал самые крупные победы в турнирах, – монгольский спортсмен по имени Хакухо Се (Мунхбатын Давааджаргал). В настоящее время иностранцы (из которых большая часть являются монголами) составляют около 5% от общего числа сумоистов.

В профессиональной борьбе сумо женщины участвовать не могут. Но этот запрет не распространяется на любителей. Центром женской борьбы сумо считается Бразилия.


Самый длинный матч сумо продолжался 32 минуты, включая 2 мидзу-ири (короткими перерывами, которые объявляются, когда поединок заходит в тупик).

Наибольшее количество побед подряд – 69 – одержал Футабаяма Сададзи (1912-1968).

Самым тяжелым борцом сумо в истории был Орара Сатоси – российский спортсмен из Республики Бурятия, граничащей с Монголией, который весил 271 кг.

Базовое вознаграждение сумоиста определяется его рангом. Екодзуна получает около 2,8 млн иен в месяц, а борцы дзюре – около 1 млн.

После серьезной автокатастрофы с участием спортсмена Митоидзуми Ассоциация сумо запретила сумоистам сидеть за рулем автомобиля.

Судьи гедзи, подобно борцам, вступают в профессию с 16 лет и остаются в ней до выхода на пенсию. Их традиционная одежда строго зависит от ранга, и по мере профессионального роста они получают почетные звания. Гедзи наивысшего ранга берет себе имя Кимура Сеносукэ, но, в отличие от екодзуна, носить его может только один.

У каждого судьи есть короткий меч танто длиной 15–30 см. С его помощью он должен совершить ритуальное самоубийство в случае принятия неверного решения.

В соответствии со строгими правилами, регламентирующими их жизнь, сумоистам запрещено выбирать себе одежду. Они должны отращивать волосы, чтобы можно было завязать их в узел тен-магэ, подобный тому, который был у самураев в период Эдо. Такую прическу, как и традиционную одежду, борцы сумо должны носить постоянно. При этом одежда начинающих сумоистов должна быть сделана из дешевого хлопка, а на ногах у них обязательно должны быть деревянные сандали гета, даже зимой. С повышением ранга борцам позволяется иметь все более дорогую одежду и даже выбирать ее самому.

Описывая борьбу сумо, нельзя не упомянуть основной рацион сумоистов – тянко-набэ. Это богатое белками японское рагу, состоящее из рыбы, мяса и овощей в курином бульоне, специально разработанном для того, чтобы помочь рикиси набрать вес. Не обязательно быть борцом, чтобы его попробовать – есть рестораны, которые специализируются на этом блюде.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Я с большим уважением и вниманием отношусь к культуре Японии. Она интересна, хотя и не всегда понятна европейцу, а иногда кажется просто парадоксальной. Одной из составных частей культуры этого островного государства является сумо. Откровенно говоря, люблю этот вид философии. Именно философии, а не просто спорта и (или) единоборства, как это принято считать. Благо, сейчас при помощи канала Eurosport есть возможность следить за всеми перипетиями басё, а также за мастерством тех рикиси, которые мне по душе.

Поразительно, но если я в разговоре упоминаю, что являюсь давним и преданным любителем сумо, то в 80 % случаев реакция у наших людей одинаковая: «не понимаю, что может быть интересного в толкании животами заплывших жиром толстяков» или «цирк уродов». В лучшем случае, «сумо - это не эстетично».

Считаю, что вызвано это только с одним: мало кто понимает, что происходит на дохё, практически никто не знает правил и церемоний, а главное, очень трудно принять мысль о том, что сумотори - не нелепые, обросшие жиром и неповоротливые обжоры, а координированные, гибкие, хорошо подготовленные и очень сильные бойцы. Я не тешу себя иллюзиями относительно того, что моя статья может что-либо изменить в общественном сознании, но, во всяком случае, попытаюсь (мечты-мечты!) приоткрыть кому-то истину. Итак, давайте начнем с основ - с истории.

Сумо - это, прежде всего, религиозный ритуал. В Японии развилась собственная, достаточно интересная философия, впоследствии превратившаяся в религию, которая получила название синто. Не буду сейчас подробно останавливаться на этом веровании, ибо кто желает, тот найдет о нем немало литературы. Скажу лишь, что порядок проведения нынешних соревнований, система судейства, даже подготовка площадки для единоборств являются не чем иным, как несколько модифицированными и осовремененными религиозными ритуалами. По сути своей, даже поединок двух бойцов является аллегорией состязания духов, человека и бога, хтонических сил природы.

Впервые о сумо упомянуто в письменных источниках VIII века. Примерно с IX века единоборство (под именем «сумаи») является непременным атрибутом церемоний «Хризантемового трона» (японской императорской династии). В то же время разрабатывается и свод правил, которые действуют до сих пор. Однако популярность борьбы и философии распространилась за пределы дворцовых помещений. Стихийно начало развиваться «народное сумо», которое поначалу жестоко пресекалось, и только после реставрации династии Мэйдзи все слои населения смогли узнать о правилах и ритуалах «истинного» сумо. Это боевое искусство и философия глубоко традиционны для японцев, а насколько эта нация уважает свои традиции, вам, наверно, известно.

Борцы

Люди, занимающиеся сумо, называются рикиси, или сумотори. Профессиональное сумо существует только в Японии, и чтобы заниматься им, надо поступить в так называемое хэя (школу сумо). Никаких особых требований, кроме возрастных (не меньше 18 и не больше 25 лет), к потенциальному бойцу не предъявляется, однако поступить в хэя трудно, так как руководители школ, называемые ояката (обычно вышедшие на пенсию бывшие борцы), стараются выявить у новичка талант, физический потенциал и стремление к победе. Если отсутствует одно из этих качеств, о поступлении в школу мечтать не приходится.

Хэя представляет собой закрытую систему, где борцы совместно живут, тренируются, работают и учатся, порядки напоминают монастырские. Кроме рикиси, в хея также обычно проживают сисё (владельцы школы), ёбидаси (ассистенты-помощники), токояма (парикмахеры), а также ояками-сан - супруги ояката, которые выполняют административные функции.

Чтобы получить привилегии и послабления в работе и тренировках, а также проживать вне пределов хэя, надо достичь определённых успехов, а именно, стать хэягасира (старшим по званию борцом) или еще лучше - сэкитори.

Кто такие сэкитори? В профессиональном сумо сейчас шесть дивизионов. Низший, 6-й, называется дзенокути, пятый - дзёнидан, четвертый - сандаммэ, третий - макусита. Все сумотори, обучающиеся в этих низших дивизионах, носят названия деси. А вот борцы двух главных дивизионов, дзюрё и макуути, и называются сэкитори. Наибольший интерес у нас вызывает макуути, поскольку лучшие мастера проводят свои поединки именно в этом дивизионе.

Заканчивая рассказ о хэя, отмечу, что число школ ограничено количеством 105. Больше быть не может, а вот меньше - сколько угодно. В данный момент насчитывается 52 хэя, наиболее известными в последнее время являются Миягино, Азумазэки и Исэгахама.

Площадка для проведения поединка, требования и ритуалы

Поединки проводятся на специальном помосте, сделанном из утрамбованной глины и носящем название дохё. Высота дохё в переводе на нашу метрическую систему составляет 65 сантиметров, и на его возведение уходит до 12 тонн глины, специально привезенной из места, которое известно лишь посвященным. Глину доставляют за трое суток до проведения басё и слой за слоем трамбуют до нужной кондиции. Сам дохё обычно прямоугольной формы, но соревновательная площадка представляет собой круг диаметром 4,55 метра, очерченный с помощью так называемого тавара, то есть каната, сделанного из переплетенной рисовой соломы. Перед тем, как проложить тавара, судьи гёдзи, проводят синтоисткий ритуал. В дохё закапывают шесть предметов: каштан (символизирующий победу), рис (достаток и богатство), сушеного кальмара (счастье), морские водоросли (продолжение рода и жизни), куст китайского мискантуса (терпение и выносливость) и соль (очищение от злых духов). Вокруг ритуального «посева» этих предметов набрасывается тавара, получившийся круг засыпают тонким слоем морского песка, означающего чистоту помыслов борцов и судей, а сверху круг поливают ритуальным сакэ. По правилам, на дохё категорически запрещено ступать женщине.

Внутри круга проводятся две параллельные линии, означающие стартовые позиции борцов перед поединком. Над дохё возводится специальный навес, называемый яката, похожий на крышу синтоисткого храма. Туда вешаются специальные флаги и четыре разноцветные кисти по краям. Флаги символизируют постоянное движение небес, а кисти - четыре стороны света и четыре времени года. Кисти имеют определенный цвет: белая означает осень, черная - зиму, зеленая - весну, красная - лето.

Турниры

Турниры борцов называются басё. За год обычно проводится шесть басё: январское (место проведения - Токио), мартовское (Осака), майское (Токио), июльское (Нагоя), сентябрьское (Токио), ноябрьское (Фукуока).

Первым днем турнира является первое или второе воскресенье месяца. Продолжительность его - 15 дней. Поединки организуются так, чтобы борцы более высокого ранга боролись с более сильными противниками, борцы рангом пониже - с противниками послабее. Главное, чтобы на дохё не могли встретиться ученики одного хэя.

По итогам турнира у борца может быть только два результата: катикоси (преобладание побед) или макэкоси (преобладание поражений). Если высшие показатели оказываются у двух или нескольких борцов одновременно, объявляются дополнительные поединки, в том числе и для «великих чемпионов», и для представителей одного хэя. Проводятся они по завершении всех встреч последнего дня турнира. От количества побед зависит, какое место в иерархии макуути будет занимать рикиси перед началом следующего басё, а также определяется победитель турнира, который получает специальный приз - Кубок императора.

Иерархия

Все борцы макуути делятся на две категории: рикиси запада и рикиси востока. Нижним рядовым бойцом считается маэгасира (их считают по ранжиру - с шестнадцатого по первый). Например, наш Алан сейчас пятый маэгасира востока. Следующая ступень - кумусуби (подающий надежды), затем идет звание сэкивакэ (молодой чемпион), после него второй по значимости титул - озэки (чемпион), и, наконец, «великий чемпион» йокодзуна.

Борцы получают тот или иной титул по решению японской ассоциации сумо. Передвижение по ступенькам маэгасира, скажем, с пятой на третью, зависит от выступления на одном турнире, так же, как и получение титула кумусуби. Для звания сэкивакэ рассматривается преобладание побед уже на двух турнирах. Получение ранга озэки еще труднее. Надо успешно выступить на трех турнирах подряд, притом, что количество поражений должно быть минимально. Потерять это звание легче, чем приобрести: достаточно, чтобы на двух турнирах подряд количество поражений превышало число побед, тогда ассоциация сумо примет решение о лишении звания.

Высшим званием в иерархии сумо является йокодзуна. Четких правил присвоения звания нет. Что абсолютно необходимо иметь, так это звание озэки, наибольшее число побед и завоеванных Кубков императора на протяжении трех турниров подряд. Общему стабильному росту мастерства борца способствует и так называемый принцип хинкаку, то есть соотношение достоинства, изящества, искусства и поведения претендента. Соответствовать всем этим требованиям очень сложно, поэтому количество йокодзуна никогда не было большим. Нынешний «великий чемпион» Хакухо Сё (монгол Давааджаргал Мунхбат) - всего лишь 69-й по счету начиная с XVII столетия, а многие заслуженные бойцы, например, озэки Кайо Хироюки, несмотря на огромную популярность, более 100 проведенных басё и пять выигранных императорских кубков, пока так и не стал йокодзуна.

Осталось добавить, что совокупно борцов четырех высших рангов йокодзуна, озэки, сэкивакэ и комусуби называют термином санъяку.

Индивидуализация борца

Начнем с самого главного - с имени. При поступлении в хэя человек меняет свою фамилию на так называемый сикона (псевдоним). Сикона также содержит имя и фамилию, причем фамилия пишется первой и является именно той частью индивидуализации, по которой распознают борца. Например, 68-й йокодзуна, монгол Долгорсурэнгийн Дагвадорж взял себе сикона Асасёрю Акинори и вошел в историю именно как Асасёрю.

Следует упомянуть о прическах. Рикиси делают специальную сложную прическу, при которой волосы должны быть уложены особым образом в виде листа растения гингко билоба.

Это кропотлива работа, занимающая много времени, поэтому-то в хэя и живут токояма (парикмахеры). Кроме прически, каждый сумотори имеет специальный шелковый пояс маваси. Он очень длинный (до 10 метров) и оборачивается вокруг талии и бедер несколько раз, завязываясь особым узлом за спиной. На маваси обычно крепят так называемые сагари, то есть амулеты и обереги. Цвет маваси зависит от хэя бойца. Кроме поясов для поединка, каждый сэкитори имеет индивидуальный пояс, используемый для ритуалов и напоминающий фартук. Он называется кэсе-маваси.

Это очень красивые изделия, часто вышитые золотом и даже украшенные драгоценными камнями. Рисунок, цвета и стоимость зависят исключительно от фантазии бойца и размеров кошелька его спонсоров. Единственное требование, чтобы рисунки отражали содержание истории или преданий Страны Восходящего Ростка (одно из самоназваний Японии).

Отдельного упоминания достоин наряд йокодзуна. Поверх кэсе-маваси «великий чемпион» носит специальный, сплетенный из рисовой соломы канат, называемый сэминава, или дзуна. Канат может быть 20 кг весом и символизирует тяжелую ношу чемпиона.

Ритуалы перед проведением поединков

Ритуал, который открывает любое басё, называется дохё-ири (вступление на помост). Борцы в кэсё-маваси появляются в строгом соответствии со своим рейтингом. Сначала выходят сумотори востока, а затем - запада.

Они выстраиваются вдоль дохё и громко хлопают в ладоши для того, чтобы отогнать злых духов.

Потом настает время йокодзуна. Он идет в сопровождении двух оруженосцев, выносящих церемониальный меч. «Великий чемпион» входит в центр круга, громко хлопает в ладоши для привлечения божеств и духов предков, потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя, что у него нет ни оружия, ни темных тайных мыслей. После этого йокодзуна высоко поднимает одну ногу и опускает ее на помост, начиная ритуальный танец. Процедура танца йокодзуна достаточно сложна, существует даже два отдельных стиля, но я намеренно опускаю эти подробности как не столь значимые в рамках нашего повествования.

Итак, процедура изгнания злых духов за пределы дохё закончена. Теперь на помост могут подняться гёдзи. Они облачены в роскошные, дорогие шелковые одежды. Можно начинать поединки. Каждый рикиси перед схваткой бросает на помост соль - для очищения себя и своих мыслей перед боем, а также в качестве «подношения» небесам, чтобы они даровали победу.

Церемония окончания каждого дня басё тоже очень красочна. Один из сумотори выходит на помост и исполняет так называемый «танец с луком». Такова древняя традиция сумо.

Правила поединка

С одной стороны, они выглядят несложными, с другой, как всегда у японцев - не все так просто, как кажется.

Проигрывает тот, кто:

а) коснется дохё любой частью тела (даже кончиком волос), кроме стоп;
б) коснувшийся дохё за пределами круга даже стопами;
в) потерявший свое маваси за время поединка.

Казалось бы, что трудного? Тот, кто тяжелее и внушительнее, выходит на помост и с легкостью одерживает победу. Но я не зря упомянул вначале о том, что рикиси - люди очень сильные, гибкие и, главное, техничные. Простое силовое давление часто не дает результата, так как соперник легко перестраивается и использует твои же преимущества в весе и габаритах против тебя. Существует, по крайней мере, 50 различных комбинаций атак и связок для достижения победы, и, поверьте, санъяку не только знают их наизусть, но и понимают, как в считанные мгновения оценить возможность противодействия. Причем, есть такие интересные комбинации, как идзори - опрокидывание соперника броском назад. Сумотори подсаживается под соперника, захватывает обеими руками его колено и совершает бросок. Или, скажем, какэдзори - бросок соперника назад после подныривания под его атакующую руку с использованием зацепа разноименной ноги противника с внешней стороны. Естественно, такие приемы используются не очень часто, хотя все поклонники сумо до сих пор вспоминают, как на ноябрьском басё 2000 года Кайо победил йокодзуна Мусасимару великолепным броском через спину c захватом руки. В сумо такой прием называется иппондзой и проходит очень редко. Особую пикантность этой победе придает то, что габариты Кайо (рост 185 см, вес 170 кг) намного скромнее, чем у Мусасимару (рост 192 см, вес 235 кг). Так что, глубоко заблуждается тот, кто считает, что победа в сумо достается самым тяжелым и массивным.

Личности

Каждый может найти себе борца, за которым стоит пристально следить и «болеть». Сейчас мир сумо очень разнообразен. Несмотря на достаточно молодой возраст, популярен уже упомянутый мной Кайо Йокодзуна Хакухо. В 26 лет он уже 18 раз выиграл Кубок императора. Два европейца носят высокое звание озэки. Это добродушный эстонец Кайдо Хёвельсон, именуемый Балт, и самый высокий (203 см) и целеустремленный болгарин Калоян Стефанов Махлянов, выступающий под сикона Котоосю.

Есть трое грузин - Гагамару, Тотиносин и Коккай, много монголов, восходящая звезда, бразилец Кайсэй. Ну и, безусловно, надо «болеть» за нашего Алана Габараева. Ему трудно, но его поединки всегда красивы и интересны.

Как болельщик, я отдавал предпочтение первым йокудзуна - не японцу Акебоно и жизнерадостному любителю футбола и радостей жизни Асасёрю. Но мой главный фаворит - мастер, который был великим не только на дохё, но и за его пределами. Он известен в истории как Таканохана. Великий сумотори!

Надеюсь, прочитав это, вы теперь другими глазами взглянете на сумо и понаблюдаете хотя бы за одним днем соревнований. Может быть, вам даже понравится.

Сумо - традиционный японский вид спорта, в котором два спортсмена пытаются вытолкнуть друг друга за пределы круга или заставить коснуться земли любой частью тела, кроме стоп. Кроме боевой составляющей, сумо сочетает в себе элементы шоу и традиций.

Японская ассоциация сумо - организация, которая контролирует профессиональную борьбу сумо в Японии.

История возникновения и развития сумо

Археологические находки свидетельствуют о том, что сумо было распространено в Японии уже в III-VI веках (глиняные фигурки ханива в виде борцов сумо), а первые письменные упоминания о сумо датируются VII-VIII веком (книга «Кодзики»). В книге говорится о том, что 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. Победу в поединке одержал Такэмикадзути. Другое упоминание о борьбе сумо можно найти в книге «Нихон сёки», которая датируется 720 годом. В ней также идет речь о поединке, который состоялся между двумя силачами.

Слово “сумо” образовалось от японского глагола “Сумафу” (меряться силами). От данного глагола было образовано существительное “сумахи”, спустя сотни лет оно трансформировалось в слово “сумаи”, а затем и в “сумо”.

В эпоху Хэйан сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Специальных судей не было, обычно за боем следили военачальники дворцовой стражи, основными их задачами были пресечение запрещенных приемов и контроль синхронности старта. Если возникал спорный вопрос, то обращались за помощью к аристократии, если и те не могли принять решение, то вердикт выносил сам император. Победителю соревнований присуждался титул чемпиона, а также вручались ценные призы.

Конец XVII века в Японии был для сумо “Золотым”. Страна находилась в изоляции, это дало толчек к развитию народных промыслов и боевых искусств. Отличившиеся борцы и актеры театра очень быстро становились знаменитостями. Заводились специальные списки, в которых были перечислены имена лучших борцов, а также отмечены все их титулы. В этот период практически полностью сформировались правила сумо и определились основные приемы (72 приема или кимаритэ).

В 1909 году был построен большой спортивный комплекс Кокугикан для проведения соревнований и турниров по борьбе сумо.

Сумо является неотъемлемой частью японской культуры, которая бережно хранилась целыми поколениями. Каждый борец сумо должен пройти очень тяжёлый путь, жизнь такого

Правила сумо

Продолжительность схватки составляет 3 минуты для возрастной группы 13-15 лет и 5 минут для возрастной группы 16 лет и старше. Если после отведенного времени победитель не определен, назначается повторная схватка (торинаоси).

Поединок в сумо начинается по команде гёдзи (судья) после выполнения необходимых ритуалов. Гёдзи вправе остановить поединок один или несколько раз из-за травмы, непорядка в одежде (маваси) или по какой-либо другой причине, не зависящей от желания участника. Схватка заканчивается, когда судья, определив исход схватки, объявляет: "Себу атта!" — и указывая рукой в ту сторону дохё (Восток или Запад), с которой начинал схватку победитель.

Борцу могут объявить поражение по решению судей в следующих случаях:

  • не может продолжать схватку из-за травмы,
  • использует запрещенные действия,
  • самостоятельно заканчивает схватку,
  • умышленно не поднялся из исходного положения,
  • игнорирование команд гёдзи,
  • не явился в сектор ожидания после второго официального вызова,
  • если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки.

В сумо запрещается:

  • наносить удары кулаками или делать тычки пальцами;
  • наносить удары ногами в грудь или живот;
  • делать захваты за волосы;
  • делать захваты за горло;
  • делать захваты за вертикальные части маваси;
  • заламывать пальцы соперника;
  • кусаться;
  • наносить прямые удары в голову.

Площадка для сумо

Соревнования по сумо проводятся на специальной квадратной площадке со стороной 7,27 метра, которая называется дохё. Существует 2 вида таких площадок:

  • мори-дохё — глиняный или земляной трапезоид высотой 34-60 см;
  • хира-дохё — плоский дохё, который используется для тренировок и для соревнований в случае отсутствия мори-дохё.

Сама арена ограничена по периметру жгутом из рисовой соломы и представляет собой круг диаметром 4,55 метра. В центре круга на расстоянии 70 сантиметров друг от друга нанесены 2 линии (сикирисэн) длиной 80 сантиметров.

Экипировка

У борцов сумо из экипировки только специальная набедренная повязка (маваси), повязанная на талии через пах. Ширина маваси составляет 40 см, а её длины должно хватать, чтобы повязку можно было обернуть вокруг торса спортсмена 4-5 раз. Спортсменам запрещается иметь при себе предметы, которые могут травмировать противника (кольца, браслеты, цепочки и т.д.). Тело борца должно быть чистым и сухим, ногти на руках и ногах коротко острижены.