Тип учебно тренировочного занятия. В спортивной тренировке. Построение тренировочных занятий

Занятие 31.

Тема: Тренировочное занятие как относительно самостоятельное звено тренировочного процесса .

Учебные вопросы:

1. Виды тренировочных занятий

2. Структура тренировочного занятия.

3.План-конспект тренировочного занятия

Виды тренировочных занятий.

Классификации тренировок, которые отражают следующие аспекты отдельного тренировочного занятия: организацию, задачи и уровень нагрузки.

Классификация тренировок по форме организации

Тип тренировки Форма организации Возможные преимущества
Групповая Выполняется коллективом спортсменов согласно строгому или гибкому плану Командный дух, эмоциональная привлекательность, использование элементов соревновательности и партнерства
Индивидуальная Запрограммированная, выполняется под руководством тренера Сосредоточение внимания тренера и спортсмена на правильном выполнении деталей тренировочных упражнений/техники
Запрограммированная выполняется спортсменами самостоятельно Снижение эмоционального напряжения, выполнение нагрузки в удобное время и в удобном месте
Свободная свободная без строгого плана Раскрепощение инициативы спортсмена, самостоятельное регулирование уровня нагрузки
Смешанная Комбинация двух предыдущих организационных форм (свободная и запрограммированная) Разнообразие, возможность комбинирования преимуществ представленных выше организационных форм

Многие факторы определяют соотношение используемых типов организации тренировки: специфика вида спорта, средства тренировки, количество спортсменов, контролируемых тренером, доступность индивидуальных приспособлений для самонаблюдения (секундомера, метронома и т.д.), возможность комбинирования упражнений, выполняемых в помещении и на улице, в рамках одной тренировки, и, конечно, особенности каждого спортсмена и его предпочтения в плане работы в группах или индивидуально.

Групповые тренировки, как организационная форма, позволяют тренерам управлять максимальными нагрузками; этот тип тренировки наиболее часто используется в программе тренировочных сборов и при так называемой централизованной подготовке, когда ряд одинаково подготовленных спортсменов тренируется вместе. Разумеется, это преобладающая организационная форма в командных видах спорта и единоборствах. Нужно отметить, что длительная подготовка с использованием исключительно групповых тренировочных занятий имеет четкие психологические и нейрофизиологические ограничения. Если спортсмены тренируются с высокой мотивацией, соревновательным и длительным эмоциональным напряжением, это может привести к чрезмерному и хроническому возбуждению центральной нервной системы и, в конечном счете, к эмоциональному истощению. Вот почему так важно найти гармоничное сочетание таких групповых (строго запрограммированных) и других типов тренировочных занятий.

Индивидуальные тренировки используются для осуществления как амбициозных и строго запрограммиронных тренировочных программ (таких, как при использовании групповых тренировок, см. выше), так и для более свободной и менее напряженной подготовки. Конечно, индивидуальные тренировочные занятия чаще используются в индивидуальных дисциплинах, чем в командных видах и единоборствах

Смешанные тренировки часто используются во многих видах спорта. В индивидуальных дисциплинах индивидуальная часть тренировки обычно нужна для совершенствования техники, восстановления и расслабления; в командных видах и единоборствах индивидуальные части тренировочных занятий обычно посвящаются кондиционной подготовке, приобретению отдельных технических навыков и расслаблению.

Классификация тренировок по типу задач тренировочного процесса

Тип тренировки Задачи тренировки Примечания
Кондиционная Совершенствование двигательных способностей, обшей и/или специальной по виду спорта двигательной подготовленности Этот тип тренировки является преобладающим во многих видах спорта; он часто комбинируется с решением технических задач
Техническая Приобретение новых технических навыков, совершенствование техники движений Этот тип тренировки предназначен для совершенствования движений и требует наличия показателей оценки качества
Тактическая или технико-тактическая Приобретение новых тактических (или технико-тактических) навыков, совершенствование индивидуальной и/или командной тактики Физические и интеллектуальные упражнения могут комбинироваться; возможно включение теоретических занятий
Контрольная Оценка возможностей спортсмена Могут моделироваться специфические по виду спорта соревновательные условия
Комбинированная Развитие различных спортивных способностей комбинированным решением различных задач Два варианта: 1) последовательное включение различных типов тренировки; 2) комбинированное решение различных задач в определенных упражнениях

Кондиционные тренировки , посвященные развитию общих и специфических по виду спорта двигательных способностей, формируют главную часть тренировочных программ во многих видах спорта. Очень часто этот тип тренировочных занятий включает техническую работу, хотя и не слишком напряженную. Здесь могут использоваться различные организационные формы, такие, как групповые или индивидуальные занятия, проводимые тренером или самими спортсменами.

Технические тренировки обычно требуют большего внимания и больших организационных усилий. Приобретение новых технических навыков, например, совершенствование техники движений, нуждается в оценке в реальном масштабе времени и в немедленной коррекции в следующих попытках. Конечно, эта работа должна тщательно контролироваться тренером или специально приглашенными экспертами; следовательно, индивидуальные тренировки, проводимые самими спортсменами, не являются подходящими для этой цели. Дополнительный фактор, влияющий на уровень сложности технических тренировок, - использование средств визуализации, подобных видеозаписи, для обеспечения спортсменов объективной информацией о качестве выполнения соревновательного упражнения и значимых деталях правильной техники. Этот тип тренировки весьма значительно нагружает центральную нервную систему спортсменов, что должно быть принято во внимание при планировании тренировочного процесса.

Тактические или технико-тактические тренировочные занятия сосредоточены, главным образом, на приобретении новых тактических навыков и совершенствовании индивидуальной или командной тактики Этот тип тренировки более характерен для командных видов спорта и единоборств, где значимость тактических навыков относительно выше.

Контрольные тренировки предназначены, главным образом, для оценки физических и технических способностей спортсменов в плане специальных компонентов подготовленности (типа специфических по виду спорта силы или выносливости) или осуществляются в искусственно созданных ситуациях с максимальным приближением к условиям предстоящих соревнований.

Комбинированные тренировки посвящены развитию некоторого количества спортивных способностей (например, физических и технических или физических и технико-тактических) в рамках одного занятия. Например, первая часть тренировки может быть посвящена освоению движений, в то время как вторая - кондиционной тренировке. Точно так же контрольная тренировка может сопровождаться кондиционной.

скоростной выносливости.

Классификация тренировок по уровню соотношения цели и нагрузки

При планировании и анализе тренировочного процесса дифференцирование тренировочных занятий по нагрузке имеет особое значение. Для практических целей необходимо перечислить три главные функции тренировки: развитие, поддержание и восстановление. Правильно выбранный уровень нагрузки должен соответствовать этим целям. Фактически каждый план тренировки является определенной комбинацией этих функций: некоторые занятия предназначены для развития, другие необходимы для поддержания определенных способностей на предварительно достигнутом уровне; а для восстановления должны быть запланированы специальные занятия.

Ранжирование тренировок: классификация по соотношению цели и нагрузки

Главное ограничение касается тренировок, связанных со значительными психологическими и нейрофизиологическими усилиями. Классификация, представленная выше, использует время, необходимое для полного восстановления, как объективный индикатор уровня нагрузки. Фактически такой подход применим к кондиционной тренировке с использованием упражнений на силу, мощность, выносливость и скорость. Тренировки, требующие проявления высокого уровня координации, и тренировки, вызывающие повышенное нервно-эмоциональное напряжение, обычно требуют меньше времени для полного восстановления. Тем не менее общепринятый подход предусматривает серию из нескольких тренировочных занятий, которая соответствует желаемому уровню нагрузки, оцененному педагогическими и специфическими по виду спорта показателями.


Похожая информация.


Каждый конкретный этап спортивной подготовки подразделяют на основные и дополнительные занятия. В основных занятиях выполняется основной объем работы, связанный с решением главных задач периода или этапа подготовки, в них используются наиболее эффективные средства и методы, планируются наиболее значительные нагрузки и т. п. На дополнительных занятиях решаются отдельные частные задачи подготовки, создается благоприятный фон для протекания адаптационных процессов. Объем работы и величина нагрузок в таких занятиях обычно невелики, применяемые средства и методы, как правило, не связаны с максимальной моби­лизацией возможностей функциональных систем организма спорт­сменов.

По признаку локализации направленности средств и методов, применяемых в занятиях, следует различать занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.

Занятия комплексной направленности. Существует два варианта построения занятий, предусматривающих одновременное развитие различных качеств и способностей. Первый заключается в том, что программа отдельного занятия делится на две или три относительно самостоятельные части.

При анализе методики построения занятий с последовательным решением задач возникают два основных вопроса. Первый заклю­чается в определении рациональной последовательности примене­ния средств, способствующих развитию различных качеств, вто­рой - в выборе рационального соотношения объема этих средств.

При сочетании средств различной направленности в комплексных занятиях следует учитывать взаимодействие упражнений. Оно может быть положительным – очередная нагрузка усиливает сдвиги, вызванные предыдущей нагрузкой; нейтральным – очередная нагрузка не изменяет существенно характера и величины ответных реакций; отрицательным – нагрузка уменьшает сдвиги, возникшие в ответ на предыдущее воздействие.

Направленность занятий с параллельным решением задач обу­словлена характером и методикой применения тренировочных средств. В таких занятиях обычно удается полноценно решать две равнозначные задачи: 1) обеспечивать совершенствование скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного харак­тера; 2) развивать выносливость при работе аэробного и анаэроб­ного характера; 3) совершенствовать техническое и тактическое мастерство и т. п

Нагрузка в занятии

Основным фактором, определяющим степень воздействия трени­ровочного занятия на организм спортсмена, является величина на­грузки.

Большая нагрузка сопровождается значительными функциональными сдвигами в организме спортсмена, снижением работоспособности, свидетельствующим о наступлении явного утомления. Для получения большой нагрузки спортсмену необходимо выполнить значительный объем работы, адекватной уровню его подготовленности в данное время. Внешним критерием большой нагрузки является неспособность спортсмена продолжать выполнение предлагаемой работы.

Значительная нагрузка характеризуется большим суммарным объемом работы в условиях устойчивой работоспособности и не сопровождается ее снижением. Завершают работу в этом случае при появлении стойких признаков компенсированного утомления. Объем работы в занятиях со значительными нагрузками обычно составляет 70 % объема работы, выполняемой до наступления яв­ного утомления.

Средняя нагрузка соответствует началу второй фазы устойчивой работоспособности, сопровождающейся стабильностью движений. Объем работы в этом случае обычно колеблется в пределах 40- 50% объема работы, выполняемой до наступления явного утом­ления.

Малая нагрузка значительно активизирует деятельность различных функциональных систем, сопровождается стабилизацией движений. Количество упражнений, выполняемых спортсменами в занятиях с малой нагрузкой, составляет обычно 20-25 % объема работы до наступления явного утомления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Основные понятия тренировки и типы тренировочных занятий

Понятие «спортивная тренировка» во многом совпадает с понятием «подготовка спортсмена», однако не полностью. Второе понятие значительно шире как по содержанию, так и по объему. Подготовка спортсмена представляет собой процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Тренировка - часть подготовки. Подготовка гимнастов - это многолетний, круглогодичный, специально организованный единый процесс обучения, воспитания и повышение функциональных возможностей спортсменов. Подготовка квалифицированных гимнастов предусматривает решение следующих основных воспитательных, оздоровительных и образовательных задач:

1. Укрепление здоровья, опережающее развитие способностей, воспитание личностных свойств, необходимых для успешного овладения сложными гимнастическими упражнениями и достижениями высокого спортивного мастерства.

2. Изучение новых элементов, соединений, упражнений обязательной и произвольной программ, совершенствование техники их исполнения; работа над школой движений, виртуозностью, выразительностью движений, артистизм в исполнении целостного упражнения (комбинации).

3. Непосредственная тактическая, психологическая, теоретическая и другие виды подготовки, необходимые для успешного выступления на соревнованиях.

Понятие подготовка собирательное, обобщающие и включает, все частные, относительно самостоятельные виды и формы подготовки. В качестве комплексной системы подготовка спортсмена включает в себя (формы подготовки): тренировочные формы, соревновательные формы и вспомогательные формы (внетренировочные и внесоревновательные). Схема 1 - Подготовка гимнастов.

А) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов, которые дополняют тренировку и соревнования. Это общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специальное питание, средства и методы восстановления после спортивной нагрузок (массаж, сауна, гидропроцедуры), а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена;

Б) Соревновательные формы - система соревнований включает в себя ряд официальных и неофициальных состязаний, являющихся специфическими формами спортивной подготовки. Они организуются в соответствии с принципами, нормами и правилами, принятыми в спорте, и различаются по масштабу, значимости и другим признакам.

Особенно ответственные основные соревнования как бы разграничивают крупные этапы подготовки, ее планируют и строят применительно к задачам успешного выступления в них. Отборочные соревнования дают возможность определить стартовый состав команд и резерв к главным. Другие соревнования являются, как бы, подготовительными вспомогательными. Задачи на них могут быть достаточно разнообразные: проверка готовности, приобретение соревновательного опыта, отбор в сборную команду и т.д.

В) тренировочные - спортивная тренировка - основная форма спортивной подготовки к спортивным соревнованиям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой педагогически организованный процесс управления развитием спортсмена (его спортивного совершенствования). В спортивной тренировки большое многообразие воспитательный, оздоровительных, образовательных, развивающих задач.

В содержании спортивной тренировки входят все основные виды интегральной подготовки спортсмена, связанные с преимущественным проявлением двигательной, функциональной или интеллектуальной активности занимающихся: физическая, техническая, тактическая, теоретическая, психологическая. В результате систематических и целенаправленных воздействий достигается определенный уровень подготовленности гимнаста. Целостный эффект спортивной подготовки обозначают термином «подготовленность». В процессе многолетней спортивной деятельности уровень подготовленности спортсмена закономерно изменяется. Основную роль в этом играет систематическая тренировка. Различают общую и специальную тренированость (подготовленность) спортсмена. Специальная тренировоность характеризуется степенью приспособленности организма к специфическим требованиям избранного вида спорта, а общая тренировоность - степенью приспособленности к комплексу различных видов деятельности.

Выделение отдельных видов подготовки оправдано не только удобством изучения и изложения, но и наличием специфического содержания каждого вида, оригинальных средств, упражнений, методов и приемов реализации. Все виды подготовки осуществляется в процессе тренировочных занятий, соревнований и при провидении вспомогательных, дополнительных (внетренировочных и внесоревновательных) мероприятий.

Основная цель подготовки сводится к участию в соревнованиях и сравнению своих результатов с достижениями соперников. Основной формой подготовки, как мы уже говорили, к конкретным соревнованиям и к будущим более сложным программам является тренировка.

Понятие «тренировка» весьма емкое. В общем виде - это специализированный процесс, основанный на системном применение специфических упражнений, используемых на различных этапах подготовки гимнастов. В процессе тренировки гимнасты овладевают программным материалом (объемным материалом и классификационными упражнениями), повышают уровень развития психомоторных качеств и улучшают функциональное состояние организма. В узком смысле «тренировкой» в гимнастике называется одна из форм (разновидностей) занятий, направленная на совершенствование освоенных упражнений с целью подготовки к соревнованиям.

Таким образом, под тренировкой понимается и долгосрочный процесс, и отдельное занятие. Основное содержание тренировки отражается в программах по видам спорта для различных уровней подготовки.

Термин «занятие» имеет более точный смысл, так как позволяет выделить несколько типов специфических для гимнастики занятий, рассмотреть различные нюансы, отличающие их одно от другого. Чтобы подчеркнуть двоякий характер тренировки, сочетающий разучивание нового и совершенствование уже освоенного, применяется термин учебно-тренировочное занятие. Выделяют 8 разновидностей занятий: разминочное, учебное, тренировочное, СФП, ОФП, контрольное, модельное, восстановительное.

спортсмен тренировка гимнаст учебный

Классификация учебно-тренировочных занятий

Термин «занятие», в отличие от понятия «тренировка», имеет более точный смысл, так как позволяет выделить несколько типов специфических для гимнастики занятий, рассмотреть различные нюансы, отличающие их одно от другого. Чтобы подчеркнуть двоякий характер тренировки, сочетающий разучивание нового и совершенствование уже освоенного, применяется термин учебно-тренировочное занятие. Организация занятий может, носит различные формы:

Урочную (учебно-тренировочное занятие).

Самостоятельную (утренняя разминка, домашнее занятие, самостоятельная работа, пробежки и др.)

Демонстрационную (показательные выступления, прикидки, зачеты и соревнования).

Как и в любом виде спорта в гимнастике различают теоретические и практические занятия. Теоретические занятия проводятся в форме лекций, тематических бесед, видеопросмотров и др. Эти занятия имеют относительно небольшой удельный вес в общем процессе подготовки гимнастов и проводятся, главным образом, с занимающимися старшего возраста и, в меньше степени, с гимнастками среднего возраста.

Практические занятия являются основной формой подготовки гимнастов. Они классифицируются по следующим признакам и подходам:

По признаку соответствия главным задачам периода или этапа подготовки выделяются основные и вспомогательные (дополнительные) занятия;

По характеру текущих задач, узкой прикладности различают несколько типов занятий: разминочное, учебное, тренировочное, СФП, ОФП, контрольное, модельное, восстановительное (в х/г др. класс. - обучающие, тренировочные, контрольные, восстановительные, постановочные, комплексные) - таблица 1;

По характеру и степени нагрузки различают занятия с оптимальной для данного спортсмена нагрузкой (ординарные), умеренные, а также ударные и разгрузочные занятия;

Таблица 1. Типы занятий в системе круглогодичной подготовки гимнастов

Этапы многолетней

подготовки

Периоды кругл. подготовки

Информативный показатель, фактор учета

Высшдост.

Обучаемость. Кол-во новых заданий, эл-тов. Объем работы (кол-во эл-тов). Общее время занятий

Спец. выносливость. Качество выполнения программы (кол-во комбинаций на высокую оценку, количество срывов). Кол-во эл-тов, комбинаций, оп. прыжков. Кол-во подходов.

Модельное

Стабильность показателей качества выполнения. Качество выполнения (баллы). Количество срывов.

Результаты тестирования, выполнения контрольных нормативов - интегральная оценка в баллах.

Кол-во упр-ний, содержание. Общее время занятий. Показатели САН.

вительное

Функциональная диагностика. Эмоциональное состояние, САН.

Соревнова-

Балльная оценка. Занятое место

По характеру организации учебно-тренировочные занятия могут быть: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Имея представления о характере и структуре отдельных типов занятий, тренеру легче управлять тренировочным процессом в целом. Выделение отдельных типов занятий и детальная разработка их структуры вызваны углубленной специализацией подготовки гимнастов. Только на начальных этапах занятия с новичками, не владеющими большими объемами гимнастических навыков, носят универсальный комплексный характер. В тренировке высококвалифицированных гимнастов решается гораздо больший круг задач, не «вмещающихся» в одно занятие. Занятия становятся узкоприкладными, с более четко очерченной направленностью. Что в конечном итоге приводит к решению всего комплекса задач. Смысл выделения и совершенствования структуры отдельных видов занятий сводиться к тому, чтобы решать все многообразие педагогических задач не одновременно, а последовательно, концентрируя внимание и силы на относительно малой группе задач и достигая при этом ощутимых результатов. Структура микроцикла и этапа тренировки дает тренеру возможность выбора наиболее подходящих типов занятий.

Примечание: знак «+» - малое значение; «++» - большое значение; «+++» - преимущественное значение. Знак % - процентное соотношение с другими типами занятий.

Характеристика занятий по типу

Учебное занятие типично для подготовительного периода тренировки, особенно на этапе освоения новой программы. Большая часть времени такого занятия отводиться на обучение новому материалу. Это и определяет характерные особенности занятий подобного типа. В общем виде задача этого занятия сводится к идеи обновления гимнастики, к творческому началу. Благодаря подобным занятиям гимнасты овладевают всем объемом доступных упражнений. В масштабе отдельных тренировочных занятий решаются задачи, связанные с овладением упражнениями конкретного спортивного разряда. Содержание и организация учебного занятия подчинены созданию благоприятных предпосылок для процесса обучения. Это значит, что тренер должен спланировать освоение «цепочек» родственных по структуре элементов, основываясь на принципе доступности и эффекте положительного переноса навыка.

Несмотря на кажущееся различие и оригинальность каждого вида многоборья, многие элементы близки по техническим действиям. Это повод для размышления и принятия решения: планировать ли в одном занятии параллельное освоение родственных элементов или идти путем «контраста». Чаще всего следует идти первым путем, поскольку при кажущемся полном подобии этих элементов, выполняемых в разных видах многоборья, имеется много тонкостей техники, отличающихся элементы друг от друга. Это специфика опоры о снаряд, детали ухода с опоры, быстрота вращения в полете. Однако, гимнаст, перегруженный информацией по теме одного элемента, перестает различать нюансы техники (соскок - сальто назад на перекладине и кольцах). В этом случае, следует аналогичные по технике элементы, осваивать последовательно, предлагать контрастные задания.

Другая проблема - определить количество нового материала, планируемого на одно занятие. Обучение проходит успешно при хорошем эмоциональном состоянии, на свежие силы, не в стадии физического и психического утомления. В связи с этим тренер должен представлять, какую трудность составляет новый материал для конкретного ученика. Каков коэффициент новизны предлагаемых упражнений. Для подготовленных гимнастов абсолютно новых элементов практически не бывает, если учесть, что техника нового элемента включает новых знакомых деталей, фрагментов, заложенных еще на этапе базовой подготовки. Чаще всего в содержании учебных занятий предусматривается сочетания нового материала с повторением, закреплением техники старого. Актуальный вопрос - количество повторений нового элемента.

Таким образом, как видим, намечая план подобных занятий, тренер должен решить следующие вопросы:

Определить наиболее важные двигательные задания (элементы, соединения), которые будут осваиваться на данном занятии;

Не перегружать занятия новым материалом (1-2 новых упражнения на снаряде);

Планировать учебное занятие сериями, чтобы создать условия для повторения, закрепления двигательного навыка без пауз между занятиями (4-6 занятий «плотного» обучения);

Спланировать освоение сложного материала ближе к началу основной части занятия;

Разделить эти задания на группы по признаку координационной, психологической и физической сложности;

Определить посильное для гимнастов количество видов многоборья в занятии, считая упражнения акробатической и хореографической подготовки также видами многоборья;

Определить общую продолжительность занятий и время на каждый вид многоборья.

Тренировочное занятие является основной формой работы с гимнастами и в общем объеме составляет от 25до 30% количества занятий в год. Тренировочное занятие направлено преимущественно на повторение уже освоенной программы, ее совершенствование. Основная задача - закрепление навыков, их совершенствование при выполнении в соединениях, частях комбинаций и в целых комбинациях программ, воспитание специальной выносливости. Это основной тип занятий при подготовке к соревнованиям. По объему и интенсивности нагрузки в тренировочных занятиях достигает наивысших величин, особенно в тренировке ударного характера.

Промежуточной формой, соединяющей содержание учебного и тренировочного занятий, является достаточно распространенный тип учебно-тренировочного занятия. Действительно, развития содержания и форм занятий по мере возрастания мастерства (как в многолетней подготовке, так и от подготовительного периода к соревновательному) можно представить как последовательную смену одних типов занятий другими, с акцентом на их приоритетные задачи - табл. 2. Учебно-тренировочные занятия, сменяют чисто учебные, а затем перерастают в собственно-тренировочные. Если при обучении элементам результат оценивается больше по критерию «получилось или не получилось», «сделано - не сделано», то в тренировочных занятиях эффективность работы определяется и количественными и качественными критериями: «сделал сколько раз», «насколько хорошо выполнено».

Таблица 2. Преимущественное направление типов занятий в тренировочном цикле

В учебно-тренировочных занятиях учебным материалом могут быть не только новые элементы, но и учебные комбинации, которые являются либо облегченными вариантами соревновательными, либо специальными, состоящими из базовых элементов. Интенсивность тренировочных занятий можно определить по количеству подходов. Если в каждом подходе выполняются комбинации в целом, то такая тренировка имеет очень высокую интенсивность. Кроме этого показателями интенсивности являются, количество элементов и прыжков, количество подходов, а также качественные характеристики.

При планировании чисто тренировочных занятий тренеру предстоит определить количество видов многоборья, их чередование, количество подходов с выполнением комбинаций и их частей, опорных прыжков. Сложнее при планировании учебно-тренировочных занятий, когда сочетаются задачи по освоению и совершенствованию техники элементов с задачами развития выносливости при выполнении упражнений программы соревнований. В любом случае тренер должен руководствоваться принципом приоритета главных педагогических задач. Хорошие возможности в «разведении» учебных и тренировочных занятий во времени создаются при двухразовых занятиях в день, когда одно занятие проходит «обучающие», другое - «тренировочное».

Модельное занятие - форма подготовки гимнастов к предстоящим соревнованиям. Его основная задача - проведение занятий в точном соответствии с регламентом предстоящих соревнований и прогнозируемой ситуации (дни недели, место, время, условия, первый вид многоборья, расстановка гимнастов по номерам и др.). Следовательно, каждое модельное занятее имеет свои особенности. Строгая регламентация подходов во времени является отличительной признаком этих занятий. Поэтому они проводятся с секундомером, так как тренеру необходимо строго выдерживать паузы, предоставлять ответственные подходы к снаряду в соответствии с моделью соревновательной обстановки (30сек. на участницу).

Как правило, они планируются в модельный микроцикл, если предстоящие соревнования проводятся в несколько дней. Но могут планироваться и отдельно в других микроциклах. Поэтому моделирование можно осуществлять и для контроля за ходом подготовки, и с целью отбора команды. Эти занятия проводиться не часто, 2-3 раза в соревновательный период. При групповом занятии наиболее полно решаются задачи тактического характера.

Гимнастика характерна небольшим количеством соревнований (5-7 раз в год), а соревновательный опыт необходимо приобретать постоянно. На этапе начальной подготовки - это контрольные проверки, мини-соревнования внутри группы, что можно больше отнести к применению соревновательного метода в процессе обучения и тренировки.

Нагрузки - количество элементов и комбинаций - спланировать несложно, опираясь на цифры, характеризующие нагрузку на соревнованиях. Но психическую напряженность смоделировать гораздо сложнее. Чтобы в большей степени подготовиться к предстоящим соревнованиям прибегают к модельно-ударному занятию: при проведении тренировки по модели того или иного дня соревнования предлагается выполнить или несколько большее число комбинаций, или добавляется нагрузка типа СФП. В модельном микроцикле, кроме модельных занятий, добавляются дополнительные занятия не восстановительного плана, а с нагрузкой, близкой к базовой. Во время адаптационного (настроечного) микроцикла перед соревнованиями, как правило, гимнастам предоставляются дни для опробования снарядов. В этих случаях также планируются модельные занятия.

Показателями модельного занятия являются: стабильность и качество выполнения программы, наличие предполагаемых и непредполагаемых срывов, психоэмоциональное состояние гимнаста.

Контрольное занятие в отличие от модельного не тестирует готовность гимнастов к соревнованиям, а лишь степень освоения учебной или классификационной программы, комбинаций, отдельных элементов, соединений, контролируется медико-биологического состояние спортсмена (ЧСС, АД), уровень физической, технической и психологической подготовленности. Словом, контролю подлежат любые результаты работы, позволяющие определить, насколько успешна методика тренировки.

В любом занятии тренер может оценить выполнение того или иного упражнения. Однако контрольное занятие отличается особой организацией, когда заранее планируется программа упражнений, и доводится до сведения гимнастов. Необходимо, чтобы спортсмены хорошо знали условия и основные критерии оценки упражнений.

Критерии оценки устанавливаются в зависимости от сути контроля. Наиболее типичными являются: «выполнено-невыполнено», «выполнено на какую оценку» (шкала оценок ОФП, СФП - количество раз, расстояние м,см; временные показатели сек, мин.). По сумме баллов можно ранжировать гимнастов, выявлять победителей.

Регулярное проведение контрольных занятий (раз в месяц, неделю и т.д.) дисциплинируют гимнастов, позволяет тренеру шире использовать соревновательный метод подготовки. Эти занятия способствуют воспитанию у гимнастов инициативности, самостоятельности, ответственности, организованности, необходимые гимнастам в соревновательной деятельности. Распространенной формой контрольного занятия является тестирование физической подготовленности. Информационный показатель в этом занятии - оценка за выполнения нормативов, тестов, выраженная в интегральной оценке в баллах.

Занятие по ОФП организуется как самостоятельное занятия, хотя обычно ОФП или СФП начинается или заканчивается учебное или тренировочное занятие, и дополняют общую нагрузку, воздействуя на развитие отдельных физических качеств.

Известно, что длительный бег по дистанции, ходьба на лыжах, плавание, спортивные игры многие другие виды двигательной активности прямого влияния на спортивный результат в гимнастике не имеют. Аргумент, что ОФП благотворно сказывается на здоровье спортсмена сегодня, к сожалению, не является главным. Спорта высших достижений связан с концепцией специализации средств и направленностей всей подготовки на конечный результат. Тем не менее, есть весомые аргументы в пользу ОФП в гимнастике, особенно на этапах становления - начальной и специализированной подготовки. Прежде всего, средства ОФП развивают общую работоспособность. Она проявляется в способности противостоять суммарному утомлению в процессе круглодичной тренировки, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, способствует закаливанию организма. Кроме того, элементы л/а, плавания, с/и, единоборств способствуют гармоничному развитию организма. Гимнастика общепризнано является средством всестороннего и гармоничного физического воспитания. Тем не менее, ранняя специализация в применении средств физической подготовки не оправдывает в себя в работе с юными гимнастами.

Таким образом, ОФП планируется в значительном объеме на этапе начальной подготовки, в подготовительный период занятий с гимнастами разрядниками, в переходный период подготовки гимнастов высокой квалификации. Основная задача - развитие общей работоспособности, гармоничное развитие двигательных качеств, переключение на иной тип двигательной деятельности для восстановления.

Занятия по ОФП в зависимости от применении средств проводятся либо в зале, либо на стадионе, бассейне, на местности. Методика проведение занятий, техника, правила соответствуют и заимствуют из видов спорта, но с поправкой на прикладность к гимнастике. Например, упражнения со штангой выполняются не рывком и толчком, а в качестве отягощения для развития силы мышц. Беговые дистанции подходят по нагрузке и времени выполнения к параметрам В/У и прыжков. Планируют занятия по ОФП в сочетании с другими типами занятий по принципу «маятника». Одного-двух занятий в недельном микроцикле в сочетании с другими занятиями достаточно. Но большей частью эти занятия носят однонаправленный характер. Не исключены и комплексные занятия, сочетающие бег, игры, плавание.

В оценке результатов занятий ОФП информативными показателями и факторами учета являются объем и интенсивность упражнений, их содержание, общее время занятий. Например, в с/и важно учесть не количество голов, а темп и общее время игры, по динамике ЧСС определить интенсивность нагрузки. Общая продолжительность занятий по ОФП колеблется от 30 до 180 мин. Разная продолжительность занятий по ОФП связана с их содержанием и задачами. Наиболее рекомендуемая форма проведения занятий по ОФП - групповая тренировка, обеспечивающая соперничество и эмоциональный тонус занимающихся.

Занятия по СФП более представительны, чем занятия по ОФП. В общем количестве дней подготовки они составляют около 10%, в общем объеме элементов занимают до 20% в подготовительный период (как основные) и 10-15% в соревновательный (как дополнительные). В содержание таких занятий входят упражнения, направленные на воспитание ведущих физических качеств, уровень развития которых оказывает прямое влияние на результативность спортивно-гимнастической деятельности. Большая часть их непосредственно связана с техникой гимнастических элементов, соединений и выполнением комбинации в целом и применяется по принципу сопряженного воздействия. Следует подчеркнуть, что сами гимнастические элементы из обязательной и произвольной программ являются отличным средством СФП (подъем разгибом, отмах в стойку, сальто и др.). Практически все силовые жимовые и статические элементы включаются в программу СФП.

В связи со значительными нагрузками, большой суммарным эффектом от упражнений занятия по СФП, как правило, не очень продолжительны 1-2 ч. Занятия по СФП очень продуктивны, так как выполнение специальных упражнений не в качестве дополнения в каком-либо учебно-тренировочном занятии, а на свежие силы дает ощутимый результат. Например, показатель ЧСС (более 200 в 1 мин) зафиксированный во время упражнений СФП круговым способом. Приобретается уверенность в выполнении силовых элементов. К примеру, держать не 2с, в соответствии с правила соревнований, а 8-10с.

Подбор и чередование упражнений СФП могут строиться по принципу воздействия на отдельные мышечные группы (анатомический принцип локального воздействия по типу: упражнения для разгибателей или сгибателей рук, ног, туловища), либо по принципу развития определенных физических качеств (физиологический принцип подбора упражнений скоростно-силового характера, упражнений для развития максимальной медленной или статической силы, гибкости, выносливости).

Одной из наиболее действенных форм организации занятий по ОФП и СФП является круговая тренировка, позволяющая точно контролировать и дозировать нагрузку. В этом случае, наиболее важными вопросами, стоящими перед тренером при организации занятий по СФП круговым способом, является следующие:

Определить содержание упражнений, их направленность, принципа подбора;

Подбор необходимых упражнений для комплекса (определение количества «станций» круга);

Определение последовательности, очередности выполнения упражнений (замыкание круга);

Уточнение дозировки, количества повторений каждого упражнения;

Определение времени выполнения упражнений на «станциях» и интервалов отдыха между станциями;

Определение количества кругов - серий упражнений.

В занятиях по СФП информативными показателями являются: содержание упражнений, способ проведение, объем и интенсивность упражнений, общее время занятий. Тестируется СФП с помощью контрольных нормативов, проведением функциональных проб и функциональной диагностики.

Разминочное занятие можно отнести к вспомогательному виду занятий. Правомерность выделение этого типа занятий подтверждается реальной потребностью в нем. Выделяются две разновидности: утреннее разминочное занятие (зарядка) и собственно разминочное перед ответственной тренировкой или соревнованиями. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не разминка непосредственно перед стартом - специальная разминка, а организованное занятие утром, если соревнование проводятся вечером.

В отличие от обычной гигиенической зарядки, разминочное занятие гимнаста насыщается более сложными, но знакомыми элементами технической и физической подготовки. В схему занятий включается разогревающий бег в спокойном темпе, упражнения на гибкость, равновесия, стойки на руках, элементы хореографии, батутная разминка - настойка на предстоящую в течение дня работу. Это разминочное занятие проводится для активизации, настройки на основную тренировку, снятия нервного напряжения перед соревнованиями, успокоиться. Благодаря выполнению знакомых упражнений в видах многоборья, гимнаст приобретает уверенность в своих силах, может убедиться в готовности к ним. При планировании такого занятия тренер должен определить содержание, количество упражнений, общее время занятий. Внимательно оценивается субъективное состояние гимнастов по показателям самочувствиям, активности, настроения (САН).

Зарядка в условиях централизованной подготовки приучает гимнастов к неоднократным занятиям в день. Постепенно обычная зарядка перестает в занятия продолжительность до 40-60мин. Она может проводиться в различных условиях (дома, в зале, на площадке). Основная задача - тонизировать гимнастов после сна, привести организм в состояние готовности. С юными гимнастами можно разучивать несложные комплексы общеразвивающих упражнений (образовательные задачи).

Разминочное занятие первого варианта актуальна уже на этапе специализированной подготовки, а второй - в работе с подготовленными спортсменами, когда соревновательная практика шире.

Восстановительное занятие - это типичная форма, характерная для современной гимнастики с большими объемами нагрузки. Применяется преимущественно в периоды напряженной работы для разгрузки, а также после соревнований. Может проводиться после ударных тренировок или в конце микроцикла с большой суммарной нагрузкой. В связи с этим, актуальность данного типа занятий в работе с юными гимнастами невелика.

Восстановительное занятие должно отличаться от учебно-тренировочных не только заметно сниженным объемом и интенсивностью нагрузки, но и содержанием. Специально организованные восстановительные занятия должны содержать упражнения, не связанные с программой подготовки к соревнованиям.

Цель - реабилитация физического состояния гимнаста, переключение на контрастно отличные от основных, упражнения игрового характера. Путем упражнений умеренного воздействия и средств активного отдыха способствовать более быстрому протеканию восстановительных процессов в организме, а также профилактике перетренировки и психологической перегрузки.

Выполняются разминочные упражнения, подвижные игры. Весьма желательно использовать музыку, музыкальные игры. При проведении подобных занятий гимнастам предоставляется относительно полная самостоятельность в выборе упражнений, в определении количества повторений. В целом занятие должно вызвать эмоциональный подъем, желание тренироваться. Занятие целесообразно сочетать с восстановительными мероприятиями (сауна, массаж, физиотерапия). Педагогический контроль за эмоциональным состоянием (САН) дополняется методами функциональной диагностики (ЧСС, АД, ЭКС).

Планирование подготовки гимнастов в конечном итоге сводится к разработке детальных планов отдельных занятий. В связи со сложностью вида спорта спектр проблем, возникающих при подготовке классных гимнастов, не может быть разрешим в занятиях одного плана, одно профиля. Возникла необходимость выделить несколько типов занятий. Созданы предпосылки, в зависимости от задач. Для варьирования и применения различных типов занятий, т.е. для управления тренировочным процессом. В практике планируются серии - «цепочки» однопрофильных и разнопрофильных занятий, занятия смешанного типа (учебно-тренировочное, модельно-контрольные). Но не должно быть занятий неопределенной структуры. Мастерство тренера проявляется в умении определять соотношение средств подготовки в разных по масштабам интервалах времени, в умении варьировать различными типами занятий.

Литература

1. Спортивная гимнастика. Под ред. Ю.К. Гавердовского и В.М.Смолевского.- М.: ФиС, 1979. - стр. 199, 215.

2. Спортивная гимнастика. Под ред. Ю.К. Гавердовского.- изд.Украина, 1999.- стр. 338, 353.

3. Гимнастика. Под ред. М.Л.Журавина, Н.К.Меньшикова.- М.: Изд.Центр «Академия», 2002. - стр.385.

4. Художественная гимнастика. Под ред. Л.А.Карпенко.- Москва 2003. стр. 14, 220.

5. Художественная гимнастика. Уч. пос. под ред. Т.С. Лисицкой.-М.:Фис, 1982.

6. Спортивная акробатика. Уч. пос. под ред. В.П.Коркина.-М.:Фис,1981.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика спортивных игр, их специфические признаки. Механизмы применения специальных упражнений волейболистов в учебно–тренировочном процессе. Динамика изменения росто-весовых показателей и выносливости спортсменов в процессе тренировочных занятий.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Основы построения спортивной тренировки. Характеристика малых тренировочных циклов: собственно-тренировочные, предсоревновательные, соревновательные, восстановительные. Реакции организма спортсменов на чередование тренировочных нагрузок и отдыха.

    лекция , добавлен 10.06.2011

    Основные положения пищевого рациона, питьевой режим спортсмена. Гигиенические требования к планированию тренировок и проведению занятий по каратэ. Профилактика травматизма и грибковых заболеваний кожи. Нормирование тренировочных занятий спортсмена.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2016

    Гигиеническая характеристика мест занятий спортсменов. Изучение режимов тренировочных занятий и соревнований. Проведение медицинского обследования. Спортивная форма и индивидуальные средства защиты. Исследование особенностей питания лыжника-гонщика.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2013

    Тренировки по плаванию спортсменов-многоборцев. Организационно-методические указания по проведению начальной тренировки пловцов. Начальная тренировка в условиях круглогодичных занятий. Начальная тренировка в условиях ограниченного количества занятий.

    лекция , добавлен 18.11.2008

    Подготовка сильнейших спортсменов. Воздействие физических упражнений на организм. Нагрузки в спортивной тренировке. Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки и их изменения. Отдельные упражнения, их комплексы и программы тренировочных занятий.

    реферат , добавлен 27.02.2010

    Развитие и современное состояние художественной гимнастики. Задачи в подготовке учащихся, возрастные особенности обучения. Методика проведения учебно-тренировочных занятий по хореографии: развитие гибкости, прыгучести. Музыкально-ритмическое воспитание.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2010

    Данные о теории и методике юношеского спорта. Признаки физического воспитания и физиологического развития девушек 13-15 лет. Психологические особенности подростков и воздействие занятий баскетболом на организм. Подготовка в учебно-тренировочных группах.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2011

    Составляющие круговой тренировки, подбор и распределение упражнений для ее проведения. Показатели физического развития и подготовленности тяжелоатлетов, отбор подростков. Методика повышения эффективности учебно-тренировочных занятий в тяжелой атлетике.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Вопросы по построению последовательности тренировочных компонентов системы спортивной тренировки. Решение задач управления в процессе тренировки квалифицированных спортсменов. Структура соревновательной деятельности. Функциональные возможности спортсмена.

Тренировочные занятия - это минимальные завершенные структурные компоненты тренировочной системы, которые при объединении в определенной последовательности формируют все остальные более длительные тренировочные циклы и этапы Бойцов С.М. Биологические и педагогические аспекты физической тренировки // Теория и практика физической культуры. 2002. № 8. С. 29-33.

Как указывает Л.П. Матвеев удовлетворительного результата в занятиях физической культурой и спортом можно достичь в результате многолетних непрерывных занятий, основанных на учете закономерностей развития организма и особенностей вида занятий (вида спорта). По мнению автора, секционные занятия планируются на весь период обучения под руководством преподавателей с целью четкого определения последовательности решения задач, овладения техникой различных физических упражнений и повышения уровня функциональной подготовленности организма. Планирование должно предполагать увеличение объема, интенсивности и общей тренировочной нагрузки по сравнению с прошедшим годом Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М: Известия, 2001. 333 с..

Тренировочное занятие отличают некоторые характеристики:

2) ранняя и углублённая специализация спортсмена в избранном виде спорта;

3) большая продолжительность занятий необходимая для достижения максимальных тренировочных результатов;

4) исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок;

5) высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсмена;

6) необходимость систематического и углублённого контроля в ходе тренировочных занятий;

7) широкое использование не специфических средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма.

Тренировочный процесс является основой спортивной подготовки, определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также финансового, материально-технического, информационного, научного и медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий Общая характеристика и виды тренировочных занятий.

Функцию и морфологию организма занимающегося на тренировках формируют совершенно определенные, конкретные варианты различных физических упражнений, используемых в тренировочном процессе. Применяемое для этого упражнение определяется не столько выбранным видом спорта, сколько тем физическим качеством, которое следует воспитывать в данном виде спорта. Однако, следует отметить, что в разных видах спорта формируются и развиваются одинаковые физические качества (выносливость, скоростные способности, гибкость, силовые способности, координация, а так же и их всевозможные сочетания). Имеются критерии, свойственные для групп спортивных упражнений, которые направлены на воспитание конкретных качеств, позволяющие изучать общие закономерности. Для чего происходит объединение различных видов спорта в группы, в каждой из которых физиологические закономерности физических упражнений, используемых в тренировочном процессе, одинаковы. Поэтому у спортсменов различных видов спорта, но объединенных в группу с определенной направленностью тренировочного процесса, в организме в большей или меньшей степени появляются сходные изменения и развиваются сходные приспособительные механизмы Бойцов С.М. Биологические и педагогические аспекты физической тренировки. № 8. С. 29-33.

Главной структурной единицей учебно-тренировочного процесса является отдельно взятое занятие, в процессе которого применяются разнообразные средства тренировки, которые направлены на решение задач физической, технико-тактической и других видов подготовки.

Структура занятий определяется многими факторами, в числе которых: задачи данного занятия, закономерные колебания функциональной активности занимающихся в процессе мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений.

По основной педагогической направленности тренировочные занятия могут быть: основные, дополнительные, избирательной и комплексной направленности.

При двух тренировочных занятиях в день, одно из них, как правило, является основным, а другое - дополнительным.

Решение основных задач подготовки, поставленных на учебно-тренировочное занятие, решается в основных занятиях, где и выполняется основной объём работы. Применяются на них наиболее эффективные средства и методы, нагрузки более значительные, которые необходимы для воспитания и повышения тренированности.

В дополнительных занятиях применяются средние по величине нагрузки, связанные с решением отдельных частных задач подготовки и используемые для поддержания достигнутого уровня тренированности. В дополнительных занятиях могут применяться и малые нагрузки, применяемые в качестве ускорения процессов восстановления после предшествующих больших или значительных нагрузок Терованесян И.А. Подготовка спортсменов: современный взгляд. М: Терра-Спорт, 2000. 128 с.)..

По направленности используемых на занятиях средств и методов Н.Г. Озолин выделяет занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности.

Программа занятий избирательной направленности планируется так, чтобы существенный объём упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи. К примеру, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей.

В настоящее время зачастую используются занятия, которые способствуют преимущественному воспитанию отдельных качеств и способностей: скоростных или силовых качеств, аэробной или анаэробной производительности. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М: ООО «Издательство Астрель», 2003. 863 с.

Повышение экономичности работы, эффективности использования функциональных возможностей, психической устойчивости к преодолению ощущений утомления осуществляется обычно параллельно с развитием конкретных физических качеств. Это же можно сказать и о большой части работы по совершенствованию техники: она должна проводиться постоянно в процессе развития различных качеств. Только тогда занимающийся начнет в совершенстве владеть техникой, отвечающей разнообразным задачам, которые необходимо решать в соревнованиях.

Выделяют два вида построения занятий комплексной направленности, которые включают одновременное развитие различных качеств и способностей.

К первому виду относятся занятия комплексной направленности с последовательным решением задач, то есть программа отдельного взятого занятия разделяют на 2 или 3 относительно самостоятельные части, которые выполняются в строгой последовательности. К примеру, в I части используют средства для повышения скоростных возможностей, во II - силовой подготовленности, в III части выносливости. Или в первой части - решаются задачи обучения новым техническим элементам, во второй части - физической подготовки, в третьей части - тактическое совершенствование.

Второй вариант предполагает не последовательное, а одновременное развитие нескольких, чаще всего двух физических качеств. Параллельно решаются задачи, когда два процесса энергообразования в процессе выполнения тренировочной нагрузки идут одновременно (параллельно). Например, тренировочная работа, которая направлена на повышение аэробной и анаэробной производительности (третья зона интенсивности), или на увеличение скоростных и анаэробных возможностей (скоростная выносливость - четвёртая и пятая зона интенсивности) Гордон С.М. Спортивная тренировка. М: Физкультура и спорт, 2008. 256 с..

По направленности физической нагрузки В.А. Геселевич выделяет:

Выносливость (аэробные упражнения, бег, лыжный спорт, плавание);

Быстрота и скоростная выносливость (аэробный и смешанный характер нагрузки);

Сила и силовая выносливость;

Ловкость;

Гибкость.

Из спортивной тренировки известно, что при построении микро- , мезо- и макро- циклов целесообразно строго определенным образом планировать направленность нагрузки Геселевич В.А. Структура тренировочного занятия.

Так на одном занятии можно объединить такие качества как:

Гибкость и силу;

Гибкость и выносливость;

Быстроты и силу;

Быстроту и выносливость.

Включение других качеств допустимо в виде фоновой нагрузки, иначе возможет отрицательный перенос качеств и снижение показателя здоровья с признаками перетренировки.

Выбор ключевого упражнения имеет первостепенное значение в составлении программы тренировки и является профессиональной задачей для тренера.

При воздействии в процессе воспитания на одно из физических качеств, это автоматически влияет и на остальные. Характер и величина такого влияния зависит от следующих причин: интенсивности применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М: Советский спорт, 2013. 216 с..

На начальном этапе тренировочных занятий воспитание одного физического качества влечет за собой развитие и других. Но следует отметить, что при истечении какого то времени это развитие заканчивается. Те упражнения, которые ранее участвовали в воспитании всех физических качеств, далее будут влиять некоторые из них. В дальнейшем возможно проявление отрицательного взаимоотношения между отдельными физичесими качествами. И.М. Козлов пишет, что несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силовых способностей (поднимание большого веса) и максимальных показателей выносливости (бег, марафон). Все же автор сообщает, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных Великий спортсмен, педагог, тренер. О спортивной школе, ее руководителе и его учениках / И.М. Козлова, Н.А. Орлова. СПб., Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, 2005. 168 с..

Тренировочное занятие имеет структуру: подготовительная, основная часть и заключительная часть тренировки. Содержание этих разделов зависит от поставленных задач тренировки.

В подготовительной части проводится разминка, врабатывание - выход на необходимую функциональную активность систем и органов занимающихся.

Основную часть тренировки называют нагрузочной фазой, так как она концентрирует все реальные нагрузки, запланированные для выполнения. Основная часть - самая длинная в тренировочном занятии. В зависимости от специфики вида спорта основная часть тренировочного занятия может содержать большое количество упражнений (как в легкой атлетике, плавании или гимнастике) или только одно задание (типа двухсторонней игры в игровых видах спорта).

В практике подготовки спортсмена выделяются основные формы организации спортивной тренировки: учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах, участие в спортивных соревнованиях, самостоятельные тренировочные занятия спортсмена.

Учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях и командах проводятся по постоянному расписанию и при педагогическом руководстве тренера (преподавателя физического воспитания). Эти занятия обычно направлены на обучение спортсмена и повышение его спортивного мастерства.

Участие в спортивных соревнованиях стимулирует учебно-тренировочный процесс, воспитывает у спортсменов волю, черты самостоятельности и ответственности перед коллективом за результаты своей деятельности, спортивной подготовленности. Соревнования проводятся в соответствии с положениями и правилами, утвержденными соответствующими организациями. Их проводят специально созданные судейские коллегии. Спортсмены на соревнованиях выступают, как правило, самостоятельно: выполняют разминку, ведут спортивную борьбу, отдыхают между попытками и т. п.

Самостоятельные тренировочные занятия (самотренировки) спортсмены проводят индивидуально или в составе небольшой группы. Самотренировка организуется в неучебное время по индивидуальному плану. Обычно занятия проводятся без непосредственного участия тренера: он лишь помогает в их планировании, анализе и оценке. Наибольшего успеха в самотренировке достигают учащиеся, хорошо подготовленные теоретически, занимающиеся в спортивных секциях. Таких самостоятельных тренировочных занятий может быть 1, 2 и 3 в неделю. В каникулярный же период, во время производственной практики можно увеличить количество занятий до 5-6 в неделю. Продолжительность каждого такого занятия колеблется от 1 до 1,5-2 ч.

Другими формами самостоятельных занятий физическими упражнениями, способствующими росту уровня тренированности спортсмена, являются утренняя специализированная гимнастика, выполнение домашних заданий, активное участие в физическом труде и др.

Утренняя специализированная гимнастика (УСГ) представляет собой увеличенную по времени утреннюю гигиеническую гимнастику, в которой кроме гигиенических и оздоровительных ставятся и решаются частные задачи по совершенствованию отдельных элементов техники, воспитанию отдельных физических качеств, например силы. Длительность одного занятия индивидуальна и может колебаться от 30-40 до 50 мин. По структуре такое занятие УСГ напоминает учебно-тренировочное занятие: оно включает все три его части - подготовительную, основную и заключительную. Первая часть более продолжительна, в ней решаются преимущественно гигиенические задачи, присущие утренней гимнастике. Основная же часть небольшая: в УСГ не применяют больших объемов и интенсивных нагрузок. Ее средствами являются ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, несложные элементы техники избранного вида спорта, другие специальные упражнения.

В тренировочных целях выполняются также домашние задания. В них, как правило, включают упражнения, направленные на преимущественное воспитание наиболее важных для данного спортсмена физических качеств, на ликвидацию отставания в технике отдельных движений, например: подтягивания в висе, сгибания и разгибания рук в упоре лежа, поднимания и опускания туловища в положении лежа на спине, упражнения со скакалкой, гантелями, гирей и т.п. Чаще всего домашнее задание спортсмен получает от тренера (преподавателя), но может и сам для себя сформулировать самозадание, исходя из задач спортивной подготовки, личной заинтересованности.

Физический труд, участие в туристских походах, подвижные игры и другие дополнительные формы занятий физическими упражнениями также могут использоваться для повышения уровня тренированности спортсменов. Большинство этих форм можно применять самостоятельно, в дополнение к учебно-тренировочным занятиям.

Большое значение для повышения эффективности тренировочного процесса имеют учет и анализ проделанной работы. Документом учета является «Дневник спортсмена», в котором перечисляются учебно-тренировочные и самостоятельные занятия, фиксируются объем и интенсивность физических нагрузок, средства и методы, результаты прикидок и спортивных соревнований, делаются отметки о самочувствии, эффективности восстановительных мероприятий, записываются замечания и пожелания тренера.

Высокие достижения в современном спорте невозможны без правильного применения разнообразных восстановительных мероприятий: они стали органической составной частью подготовки спортсмена. К числу восстановительных, относятся психолого-педагогические и медико-биологические средства.

Для всех учащихся доступными медико-биологическими средствами являются обоснованный режим жизни, рациональное питание и достаточное употребление витаминов, различные виды массажа и самомассаж, водные процедуры, баня, пребывание на свежем воздухе и др. Применение других медико-биологических средств восстановления работоспособности назначается и контролируется врачом и тренером. Поэтому, прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, к самотренировке, следует посоветоваться с тренером, преподавателем физического воспитания.

спортивный тренировка физический