Упражнения для пальцев рук для детей. Общая характеристика пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика: игры с прищепками

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Учитель-логопед: Савченко Альбина Александровна

Игры с предметами:

сборные матрёшки; пирамидки; обведи по контуру (карточки с изображением предметов из бархатной бумаги, крупы, меха, наждачной бумаги, семечек и т.д.); чашки-ложки (пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую); лепим из пластилина (буквы, цифры и т.д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; игра “Золушка” (сортировать смешанных две крупы: например белую и красную фасоль или фасоль и горох и т.д.); забавные картинки (на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек или спичек; графические упражнения.

Упражнения без речевого сопровождения.

Зайчик. Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.

Человечек. Указательный и средний палец руки “бегают” по столу.

Ёжик. Руки сцепить в замок. Пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить. И другие.

Массаж (или самомассаж)

подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечек одного пальца).

Грибы

Вылезли на кочке (мизинец)

Мелкие грибочки: (безымянный)

Грузди и горькушки, (средний правая рука)

Рыжики, волнушки. (указательный)

Даже маленький пенёк (большой)

Удивленья скрыть не мог. (большой)

Выросли опята (указательный)

Скользкие маслята, (средний левая рука)

Бледные поганки (безымянный)

Встали на полянке. (мизинец)

Овощи

Массаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок, (указательный)

Перец, томат, кабачок, (средний правая рука)

Тыква, капуста, картошка, (безымянный)

Лук и немножко горошка. (мизинец)

Овощи мы собирали, (мизинец)

Ими друзей угощали, (безымянный левая рука)

Квасили, ели, солили, (средний)

С дачи домой увозили. (указательный)

Прощай же на год, (большой палец левой руки)

Наш друг – огород! (большой палец правой руки)

Фрукты. Игра с пальчиками

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные)

Есть лимоны, апельсины, (средние)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные)

Но купили мы арбуз - (большие пальцы - в кулак)

Это самый вкусный груз! (а большой отводится вверх.)

Домашние животные

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

2 3 4 5

Кусается сильно котёнок-глупыш,

5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2 3 4 5

Но я же играю с тобою, малыш,

5 4 3 2

А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Игра «Пальчики в лесу»

«Раз, два, три, четыре, пять
(ребёнок держит перед собой левую руку ладонью к себе.)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл,
(загибает мизинец.)
Этот пальчик чистить стал,
(загибает безымянный палец.)
Этот резал,
(загибает средний палец.)
Этот ел,
(загибает указательный палец.)
Ну, а этот лишь глядел!»
(загибает большой палец и щекочет ладошку.)

1.Выполнение того же упр., но с правой рукой.

2.Одновременное выполнение упр. двумя ручками.

Игра «Кто приехал?»
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

«Кто приехал?» (Быстро хлопает кончиками больших пальцев.)
«Мы, мы, мы!» (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)
«Мама, мама, это ты?» «Да, да, да!» (Хлопают кончиками указательных пальцев.)
«Папа, папа, это ты?» (Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да!» (Хлопает кончиками средних пальцев.)
«Братец, братец, это ты?» (Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да!» (Хлопает кончиками безымянных пальцев.)
«Ах, сестричка, это ты?» (Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да!» (Хлопает мизинцами.)
«Все мы вместе, да, да, да!» (Хлопает всеми пальцами.)

Игра-потешка «Ну-ка, братцы, за работу»

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова нарубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить,

А тебе - обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все пальцы.

Дождик и солнце.
Слушай гром, слушай гром (руки приставить к ушам)
Но не бойся, но не бойся (пальчиком показать)
На лицо, на лицо.
Каплет дождик, каплет дождик
(пальцами постукать по лицу и голове)
Вот и солнце, вот и солнце (растопырить пальцы, руки ладонями вперёд)
Светит так, светит так!
Будет сухо, будет сухо
(трясти, кистями рук как бы стряхиваем воду)
Славно как! славно как! (хлопаем в ладоши)

Горох.
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна
И тесно ей уже
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая. Пятая…
(выпрямляем соответственно пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «БОМ!» (хлопаем).

Козочка.
- Шёл старик дорогою (идти пальчиками по столу)
- Нашёл козу безрогую. (
показать пальчиками рога)
- Давай, коза, попрыгаем, (
постучать пальчиками по столу)
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается, (
снова показать рога)
- А старик ругается. (погрозить пальчиком.)

Оказывают положительное влияние на развитие головного мозга. Активизация центра управления руками в головном мозге влияет и на речевой центр, который тесно связан с мыслительной деятельностью человека. Гимнастика для пальцев способствует развитию всех психических процессов центральной нервной системы: внимания, памяти, речи и мышления; а также координации движений и мелкой моторики пальцев.

В лечебной физкультуре упражнения для пальцев рук и кистей применяются для реабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговые травмы и инсульты, клещевой энцефалит, для компенсации моторики рук и координации движений при рассеянном склерозе, а также для профилактики развития умственной недостаточности при дисциркуляторной энцефалопатии и других заболеваниях.

Некоторые упражнения влияют на развитие творческих способностей и расширяют мыслительную деятельность: человек получает возможность находить выход из затруднительных ситуаций (логика и смекалка).

Теперь вы поняли, как полезны упражнения для пальцев рук . Желательно перед гимнастикой для пальцев рук сделать самомассаж кистей. Лечебный эффект невероятно возрастает при применении техник Суджок – акупунктуры.

Самомассаж кистей с элементами Суджок-терапии.

Применим систему соответствия организма человека на руках для лечения центральной нервной системы. Держа руки перед собой, соедините локти, запястья и кончики пальцев так, как-будто обхватили кистями небольшой мячик.

На руках, сложенных вместе, находим соответствие организму человека.

Рассмотрите внимательно данную конструкцию.

Кисти, сложенные вместе, напоминают два полушария головного мозга,

пальцы – участки коры головного мозга: большие пальцы – мозжечок, мизинцы и безымянные пальцы – лобные доли,

поверхности кистей со стороны мизинцев, сложенные вместе, соответствуют двум половинкам лица. (Вы смотрите вперед, и ваша "куколка" смотрит вперед).

Лучезапястные суставы – шейный отдел позвоночника.

Если вам все понятно, как на кистях найти соответствие собственному головному мозгу и расположение областей мозга, то вы получили «пульт управления» своей центральной нервной системой.

Представив на кистях рук свою голову и применив мысленное воздействие на головной мозг во время массажа кистей, можно добиться потрясающего лечебного результата в борьбе с дисциркуляторной энцефалопатией и другими заболеваниями цнс.

Если вы затрудняетесь в понимании метода Суджок-терапии, то сделайте самомассаж кистей без мысленного воздействия на сосуды и клетки головного мозга через систему соответствия. Польза для головного мозга все равно будет.

Приступим к самомассажу кистей с ментальным (мысленным) воздействием на головной мозг с целью оздоровления. Будет очень хорошо, если вы примените гармонизирующий крем «Малавтилин».

1). Растираем ладони между собой, слышится шуршащий звук трения, гармонизируем инь-ян энергии полушарий головного мозга, они должны быть в равновесии (поровну по 50% каждой энергии: 50% - инь и 50% - ян).

Растираем ладони между собой.

Слышится шуршащий звук трения.

2). «Моем» руки: поочередное скольжение с надавливанием кистей друг на друга. Мысленно представляем, как нормализуется кровообращение в полушариях мозга, сосуды молодые, чистые, эластичные. …Кисти согреваются.

«Моем» руки.

…Кисти согреваются.

3). Теперь левой кистью плотно обхватите правый лучезапястный сустав и разотрите его, разогревая кожу (слышится шуршащий звук трения). Этот участок правой руки в системе «Большое насекомое» Суджок - акупунктуры соответствует правой половине шеи.

Мысленно устраняем признаки остеохондроза шейного отдела позвоночника: межпозвонковые диски эластичные, здоровые, отличное кровоснабжение тканей, спинномозговые нервы свободны, ущемления и отека нет.

Проблемы с шейным отделом позвоночника у людей могут быть разные. Не стоит сейчас их подробно описывать. Просто представляйте себя здоровыми, молодыми, крепкими.

То же выполните на левом лучезапястном суставе.

Разогрейте лучезапястные суставы, применяя растирание.

Массируемая рука поворачивается, слышится шуршащий звук трения.

4). Снова «моем» руки, тщательно разогревая кисти, мысленно восстанавливаем нормальное кровоснабжение головного мозга.

5). Теперь делаем массаж пальцев от кончиков к ладони. Хорошо представьте, что каждый палец соответствует определенному участку головного мозга. Сосредоточьтесь и думайте о том, как капилляры расширяются, и кровь свободно циркулирует в головном мозге.

Массаж пальцев от кончиков к ладони.

Массажер - кольцо для массажа пальцев рук.

6). Снова «моем» руки и растираем ладони.

Теперь приступим к гимнастике для пальцев и кистей рук .

Упражнения для пальцев рук.

1). Упражнения для пальцев рук «Монетки» - круговые движения большим пальцем по кончикам всех других пальцев поочередно по и против часовой стрелки.

"Монетки".

"Монетки" на кончиках всех пальцев поочередно.

2). «Шалбаны» всеми пальцами поочередно.

"Шалбаны" всеми пальцами поочередно.

"Шалбаны".

"Шалбаны".

"Шалбаны".

3). «Щепотки». Держать руки перед собой.

1- Соединить кончики всех пальцев в «щепотку». Щепотки обеих кистей соединить друг с другом.

2- Широко раздвинуть пальцы кистей.

"Щепотки".

"Щепотки".

4). «Кнопочки» - нажимать большим пальцем на кончики всех пальцев поочередно.

"Кнопочки". Качественно надавливайте на кончики пальцев, чтобы импульс пошел в головной мозг.

"Кнопочки".

"Кнопочки".

"Кнопочки".

5). «Фигушки» между всеми пальцами.

"Фигушки". Просунем большой палец между всеми другими пальцами.

"Фигушки".

6). «Подозвать к себе всеми пальцами поочередно».

Позвать к себе всеми пальцами поочередно.

7). «Выпрямить каждый палец поочередно из кулачка».

Выпрямить указательные пальцы.

Выпрямить средние пальцы.

Выпрямить безымянные пальцы.

Выпрямить мизинцы.

8). «Выпрямить и раздвинуть все пальцы – сжать пальцы в кулаки».

Сжать пальцы в кулаки.

Раскрыть ладони и раздвинуть пальцы.

9). «Крючки». Зацепить указательные пальцы друг за друга в виде крючков и плавно потянуть руки в стороны.

Поменять положение указательных пальцев: один сверху – другой снизу. Снова потянуть руки в стороны.

То же проделать и со всеми другими пальцами.

"Крючки".

Так продолжайте всеми пальцами поочередно.

10). «Поднять каждый палец - 1». Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы.

1- Поднять вверх только мизинцы, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола.

То же проделайте всеми другими пальцами в одном и другом направлении.

11). «Поднять каждый палец - 2». Большие пальцы не задействуются. Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы.

1- Поднять вверх только мизинец правой руки и указательный палец левой руки, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. Вернуться.

2- Правый безымянный палец и левый средний. Вернуться.

3- Правый средний и левый безымянный.

4- Правый указательный и левый мизинец.

То же проделайте и в другом направлении.

12). «Прогулка по пальцам».

1- Соедините кончики правого большого и левого мизинца.

2- Переставьте руки так, чтобы соединились еще и левый большой с правым мизинцем.

3- Первое соединение расцепите и переставьте руки так, чтобы соединились правый большой и левый безымянный.

4- Расцепите второе соединение и соедините левый большой и правый безымянный.

5- Переставьте правый большой - на левый средний.

6- Теперь левый большой - на правый средний.

7- Правый большой - на левый указательный.

8- Левый большой - на правый указательный.

Правый 1 + левый 5.

Правый 5 + левый 1.

Правый 1 + левый 4.

Правый 1 + левый 3.

Правый 3 + левый 1.

Правый 1 + левый 2.

Правый 2 + левый 1.

Упражнение простое, не бойтесь его выполнять. Нужно постараться найти закономерность перемещения пальцев. К тому же, вы можете придумать и свои подобные упражнения и делать их вместе с детьми.

13). «Обнимашки». Сомкнуть пальцы в «замок», правый большой палец сверху, ладони плотно прижать друг к другу.

1- Выпрямить и раздвинуть пальцы,

2- сделать другой «замок», переставив все пальцы так, чтобы левый большой палец оказался сверху. Ладони при перемене положения «замка» не размыкать.

3- Передвинем пальцы обратно через один.

4- Сделать другой «замок», переставив все пальцы так, чтобы правый первый оказался сверху.

Правый первый сверху.

Раз! Передвинем все пальцы через один.

Два! Левый первый палец сверху.

14). «Поцелуйчики». Плотно соединить ладони и пальцы.

Поочередно постукать всеми пальцами друг об друга: указательными пальцами, затем средними, безымянными, мизинцами и большими пальцами.

"Поцелуйчики". Постукать пальцами друг об друга.

15). «Веер». Плотно соединить ладони и сомкнутые пальцы. 1- Раздвинуть пальцы «веером». 2- Снова соединить.

16). «Ступеньки». Пальцы соединить в «замок», ладони разомкнуты.

1- Из предплечий и кистей создать подобие ступеньки, предплечья параллельны полу, кисти - вертикально.

2- Изменить направление ступеньки.

"Ступеньки". Предплечья параллельны полу.

Вместо упражнения "Ступеньки" можно сделать "Волны", имитируя движение волн в одном и в другом направлении.

17). «Родничок – ключик». Кисти в «замок», ладони и предплечья соединить.

Теперь вращаем кистями, сомкнутыми в «замок», предплечья смещаются по отношению друг к другу вверх – вниз. Это гимнастика для лучезапястных суставов.

"Родничок-ключик". Вращаем кистями - "замком", предплечья скользят друг по другу вверх-вниз.

А эти дополнительные упражнения активизируют "спящие" отделы мозга. У человека открывается неординарное творческое мышление и способность находить выход из трудных ситуаций.

1 шаг.

Начинать нужно с простого. Практикуйте использование двух рук одновременно. Для этого постарайтесь выводить одинаковые геометрические фигуры и правой, и левой руками. Поначалу "нерабочая" рука будет выводить фигуры, отдаленно похожие на круги и квадраты, но после нескольких дней тренировок у Вас все получится. Когда убедитесь, что фигурки идентичны друг другу, переходите к следующему шагу.

2 шаг.
Усложните задачу.

3 шаг.
Рисуйте разные фигуры.

4 шаг.
Пишите разные слова.

Здесь вариант упражнений для пальцев для копирования без картинок.

Упражнения для кистей и пальцев рук.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук, лучезапястных суставов.

2. «Монетки» - круговые движения большим пальцем на кончиках всех других пальцев поочередно.

3. «Шалбаны» всеми пальцами поочередно.

4. «Щепотки». Держать руки перед собой. 1- Соединить кончики всех пальцев в «щепотку». Щепотки обеих кистей соединить друг с другом. 2- Широко раздвинуть пальцы кистей.

5. «Кнопочки» - нажимать большим пальцем на кончики всех пальцев поочередно.

6. «Фигушки» между всеми пальцами.

7. «Подозвать к себе всеми пальцами поочередно», «Выпрямить каждый палец поочередно из кулачка».

8. «Выпрямить и растопырить все пальцы – сжать пальцы в кулаки».

9. «Крючки». Зацепить указательные пальцы друг за друга в виде крючков и плавно потянуть руки в стороны. Поменять положение указательных пальцев: один сверху – другой снизу. Снова потянуть руки в стороны. То же проделать и со всеми другими пальцами.

10. «Поднять каждый палец - 1». Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы. 1- Поднять вверх только мизинцы, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. 2- Исходное положение. То же проделайте всеми другими пальцами в одном и другом направлении.

11. «Поднять каждый палец - 2». Большие пальцы не задействуются. Положите кисти на стол ладонями вниз рядом друг с другом, широко раздвинув пальцы. 1- Поднять вверх только мизинец правой руки и указательный палец левой руки, проверьте: прижаты ли все остальные пальцы к поверхности стола. Вернуться. 2- Правый безымянный палец и левый средний. Вернуться. 3- Правый средний и левый безымянный. 4- Правый указательный и левый мизинец. То же проделайте и в другом направлении.

12. «Прогулка по пальцам». 1- Соедините кончики правого большого и левого мизинца. 2- Переставьте руки так, чтобы соединились еще и левый большой с правым мизинцем. 3- Первое соединение расцепите и переставьте руки так, чтобы соединились правый большой и левый безымянный. 4- Расцепите второе соединение и соедините левый большой и правый безымянный. 5- Переставьте правый большой на левый средний. 6- Теперь левый большой - на правый средний. 7- Правый большой на левый указательный. 8- Левый большой на правый указательный. Далее пункт первый и так далее. Упражнение простое, не бойтесь его выполнять. Нужно постараться найти закономерность перемещения пальцев. К тому же, вы можете придумать и свои подобные упражнения и делать их вместе с детьми.

13. «Обнимашки». Сомкнуть пальцы в «замок», правый большой палец сверху, ладони плотно прижать друг к другу. 1- Выпрямить и раздвинуть пальцы, сделать другой «замок», переставив все пальцы так, чтобы левый большой палец оказался сверху. Ладони при перемене положения «замка» не размыкать.

14. «Поцелуйчики». Плотно соединить ладони и пальцы. Поочередно постукать всеми пальцами друг об друга: указательными пальцами, затем средними, безымянными, мизинцами и большими пальцами.

15. «Веер». Плотно соединить ладони и сомкнутые пальцы. 1- Раздвинуть пальцы «веером». 2- Снова соединить.

16. «Ступеньки». Пальцы соединить в «замок», ладони разомкнуты. 1- Из предплечий и кистей создать подобие ступеньки, предплечья параллельны полу, кисти - вертикально. 2- Изменить направление ступеньки.

17. «Родничок – ключик». Кисти в «замок», ладони и предплечья соединить. Теперь вращаем кистями, сомкнутыми в «замок», предплечья смещаются по отношению друг к другу вверх – вниз.

19. А эти дополнительные упражнения активизируют "спящие" отделы мозга. У человека открывается неординарное творческое мышление и способность находить выход из трудных ситуаций.

Как научиться писать двумя руками одновременно?

Прочитав заголовок, Вы воскликните: “Это невозможно!”. Многие думают, что писать двумя руками одновременно могут только уникумы. Ан нет! На это способен каждый. Нужно лишь проявить терпение и тренироваться.

1 шаг.
Научитесь использовать две руки одновременно.
Начинать нужно с простого. Просто практикуйте использование двух рук одновременно. Для этого постарайтесь выводить одинаковые геометрические фигуры и правой и левой конечностью. Поначалу нерабочая рука будет выводить фигуры, отдаленно похожие на круги и квадраты, но после нескольких дней тренировок у Вас все получится. Когда убедитесь, что фигурки идентичны друг другу, переходите к следующему шагу.

2 шаг.
Усложните задачу.
Теперь надо выводить буквы. Это сделать значительно тяжелее, чем фигуры, ведь буквы сложнее по своей структуре. Как только и с буквами будет покончено – переходите к словам.

3 шаг.
Рисуйте разные фигуры.
До этого вы тренировали свои руки. Этого определенно не достаточно. Теперь же надо обучить свой мозг. Попробуйте выводить одной рукой квадрат, а другой круг. Делайте это именно одновременно, а не рисуйте по очереди черточки каждой рукой. Не отступайте и тренируйтесь, пока у вас не получатся красивые фигурки.

4 шаг.
Пишите разные слова.
Когда с фигурками покончено, пришло время самого сложного: написания различных слов. Это самый непростой этап всего обучения, так что будьте готовы. Тренируйтесь, и у вас все получится. Пытайтесь написать целые словосочетания и предложения. Всегда ставьте перед собой невозможные задачи и решайте их. Только так можно добиться совершенства в этом деле.

Надеюсь, что вам понравились упражнения для пальцев рук и, конечно, радует хороший результат от предложенной гимнастики для пальцев . Продолжайте заниматься регулярно вместе с детьми. Это поможет и вам, и вашим детям быть успешными и сохранить ум и память до глубокой старости..

Что такое мелкая моторика пальцев рук ? Так учёные называют движения мелких мышц кистей рук и пальцев и считают, что совершенствование этих движений улучшает внимание, память, координацию и речь. По крайней мере, у детей. Мы, взрослые, в лего играем не часто, а из пластилина лепим и того реже, но мелкая моторика и нам нужна. Потому что разминка, помогающая избавиться от усталости в пальцах, возвращает рукам молодость, пальцы от упражнений приобретают изящную форму, а кожа, благодаря улучшению кровообращения, становится более упругой и морщин на ней появляется меньше.

Если делать регулярно, хотя бы раз в день, сделав минутный перерыв во время работы, отложив ручку или отодвинув клавиатуру компьютера в сторону, будете чувствовать себя бодрым и энергичным обладателем гибких и красивых пальцев. Рукам надо уделять не меньше внимания, чем всему остальному… А недавно обнаружили, что у тех, кто работает пальцами, ногти быстрее растут.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №1. «Пальцы вместе»

Это упражнение-рекордсмен в борьбе с морщинками в областях суставов пальцев, а ещё хорошая растяжка для рук, которые занимаются монотонной работой.

Поставьте локти на стол, сложите пальцы на показано на фото. А теперь разводите напряжённые пальцы в стороны как можно дальше, не отнимая одной руки от другой. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №2. «Вопрос ребром»

То есть никаких вопросов ребром мы не ставим. Напротив, мы стараемся уменьшить напряжение в кистях рук и пальцев, а заодно успокоиться.

Одна рука расположена горизонтально ладонью вверх. Легонько постукиваем по ней ребром другой ладони в течение 30 секунд. Пальцы вернхей руки держим расслабленными. Меняем руки и массируем фаланги пальцев ещё полминуты.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №3. «Вот-поворот»

А теперь упражнение, которое помогает укрепить суставы и мышцы запястий . Особенно полезным оно будет для тех, чьи руки работают в положении навесу, например над клавиатурой компьютера.

Сложите руки в замок и, сгибая их в кистях, начните не спеша вращать ими по кругу сначала по, а затем против часовой стрелки. Можете менять ритм и вращать то медленнее, то быстрее в течение минуты.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №4. «Гибкость – 90 градусов»

Сложите руки как показано на картинке, расположив их горизонтально на уровне груди. Упритесь ладонью правой руки в тыльную сторону левой кисти и толкайте, но не очень сильно. Поменяйте руки. Повторите 5 раз. Упражнение тренирует и растягивает мышцы и связки запястья, и, кстати, укрепляет мышцы груди.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №5. «На подушечках»

Используем рабочий стол в качестве тренажёра, не вставая с места. Возьмитесь за крышку стола и, уперевшись подушечками пальцев в нижнюю поверхность столешницы, пытайтесь поднять стол. Грудные мышцы не включайте, а то можете его нечаянно опрокинуть… Повторите 5 раз.

Упражнение для развития мелкой моторики пальцев рук №6. «Ручная гребёнка»

Пальцы одной руки выпрямлены и разведены, пальцы другой – согнуты в положении «гребёнка». Ставим руки на стол и согнутыми пальцами одной руки делаем «расчёсывающие» движения от кончиков до основания выпрямленных пальцев другой. Это хороший массаж, улучшающий кровообращение и предотвращающий отложение солей. Сделайте 10-12 движений вверх-вниз и поменяйте положение рук.

Вот эти не сложные упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук осилит каждый, делайте их регулярно, чтобы добиться желаемого эффекта. Будьте здоровы!!!

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Для каждого детского возраста свои упражнения

Развитие мелкой моторики должно начинаться как можно раньше, с самого раннего возраста. Пока ваш малыш еще грудничок, ему необходимо делать массаж ручек и пальчиков. Таким образом вы будете оказывать действие на те точки, которые непосредственно имеют связь с головным мозгом. Ваш малыш уже раннего и младшего дошкольного возраста, значит необходимо делать абсолютно простые упражнения. Сопровождайте упражнения веселыми стишками. Так для ваших детей будет намного интереснее. Мелкая моторика развивается при обучение малыша застегиванию и расстегиванию пуговиц, при завязывании шнурков. Когда ваш ребенок достигнет уже более старшего возраста, развитие мелкой моторики должно быть самым важным шагом для того, чтобы подготовить детей к походу в школу. Главным навыком является подготовка рук к письму.

Развить мелкую моторику рук и пальцев детей очень важно. В коре нашего головного мозга есть центры, которые отвечают за разные навыки. И центры, которые отвечают за мелкую моторику рук и пальцев находятся очень близко к другим центрам. Например, к центрам, отвечающим за речь детей. Таким образом при активации определенных центров вы задействуете и соседние центры.

Поэтому родители детей должны четко понимать важность таких упражнений.

7 упражнений для развития мелкой моторики


Обязательно позволяйте трогать и рассматривать свои руки. Играйте с детьми в пальчиковые игры сопровождая их забавными считалками. Пусть малыш учится вдевать шнурки через дырочки на своих детских ботиночках. Помогайте ему проходить эти шаги. Желание детей быть как взрослые поможет ему развивать сосредоточенность.

Развитие мелкой моторики должно стоять на первом месте. Поскольку у многих детей наблюдается сильное отставание в развитие, как следствие.

К 4-5 годам ребенок должен уметь завязывать шнурки, лепить из пластилина сложные фигуры. К 6 годам малыш уже должен самостоятельно пришить пуговицу. Пальчики должны с уверенностью удерживать карандаш или ручку и уже уметь что-то писать.

Развиваем общую моторику

Упражнения позволяют повысить энергию ваших детей. Шаги помогают изучить собственное тело и повысить чувствительность пальцев рук.

  1. Делаем массаж ушей. Пусть ребенок зажмет мочку своего уха двумя пальцами и постепенно массирует ее. Двигаться при этом нужно снизу вверх и в обратном направлении.
  2. Массаж своих пальчиков. Пальцами одной руки делать массаж каждого пальчика и ладошки.
  3. Делаем массаж головы. Пальцы рук слегка согнуть и поглаживать себя по головке нежными массажными движениями. Начинать от макушки до ушей.
  4. Положите ребенка на спину и вытяните руки вверх. Теперь по очередности называйте часть тела (рука, нога, голова), а ребенок должен поднимать вверх то, что вы называете. Лучше будет, если эти шаги вы будете проходить вместе.
  5. Сжать ручки в кулачки и разжать. Затем, согнуть ручки в локтях, разомкнуть. Повторять упражнение постоянно повторяя темп.

Развитие крупной моторики

Такие упражнения позволяют развивать сенсорику, ощущать рамки своего тела и учится управлять им.

  1. Лечь на спину. Ноги сомкнуть вместе, руки вытянуть вверх. Сделать перекат в левую сторону, затем вернуться в исходное положение и перекатиться в правую сторону.
  2. Остаться в положении лежа на спине. Поднять ноги и обхватить их руками. Отпустить. Сделать несколько повторений. Следите за тем, чтобы у ребенка не было резких движений и не было сильных ударов при возврате в исходное положение.
  3. Также лежа на спине поднять сначала левую руку и попробовать написать в воздухе небольшое предложение. Затем тоже другой рукой.
  4. Для следующего упражнения нам понадобится доска и мел. Если у вас нет их под рукой, то можно использовать лист бумаги и карандаши. Дайте ребенку мел или карандаши в обе руки. Малыш должен пробовать написать что-то одновременно обеими руками.
  5. Возьмите несколько мелких и разных предметов. Ребенок должен закрыть глаза. Положите один или несколько предметов в руку вашего малыша. Малыш должен сжать руку и угадать количество и форму предметов. Затем смените предметы и их количество. Чередуйте руки.
  6. Принять положение сидя на полу. Начинать сгибать и разгибать колени. Затем делать это нужно чередуя ноги и снова вместе. Отводить каждую ножку по очереди назад.

(Детей 3-х, 4-х лет)

Введение

Актуальность исследования Использование пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в науке, имеем большое значение и расценивается как один из показателей физического и психического развития ребенка.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), авто дидактические игры с предметами (Л. Павлова, Цвынтарный).

Объект исследования - мелкая моторика младших дошкольников.

Предмет исследования – пальчиковая гимнастика.

Цель исследования – изучить особенности использования пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Изложить значения мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

3. Дать общую характеристику особенностей развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

4. Рассмотреть диагностику уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

5. Изучить педагогический аспект проведения пальчиковой гимнастики.

Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики у дошкольников.

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Значения развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

1) в связи с развитием познавательных способностей;

2) в связи с развитием речи;

3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин) .

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой , Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается .

Вопрос о развитии собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий будет рассмотрен при освещении особенностей развития мелкой моторики в онтогенезе.

Понять основные психофизиологические закономерности двигательного развития ребенка дошкольного возраста позволяет теория Н.А. Бернштейна. Развитие двигательной сферы ребенка заключается в формировании сложнейшей организации действий, обеспечивающих быстрое, верное и точное выполнение разнообразных движений за счет их исправления, уточнения, изменения по ходу выполнения.

Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущего органа, превращение его в управляющую систему» . Рука человека от плеча до кончиков пальцев, обладает огромным числом степеней свободы: целенаправленно (произвольно) совершить движение рукой, скажем, донести ложку до рта, означает не дать этому бесконечному числу степеней свободы осуществиться, ограничить их до минимума, который необходим в данном конкретном случае. Например, ребенок, учась действовать с ложкой, учится ограничивать подвижность суставов.

Н.А. Бернштейном был предложен совершенно новое понимание управления движениями: он назвал его принципом сенсомоторных коррекций, уточняющие моторные импульсы в процессе движения на основе непрерывно поступающей информации об изменениях в ходе условии его протекания. Он описал, что какую информацию несут сигналы обратной связи: сообщают ли о степени напряжения мышц, о положении частей тела, о скорости, афферентные сигналы приходят в разные чувствительные центры головного мозга и соответственно переключаются на моторные пути на разных уровнях. Н.А. Бернштейн описал уровни построения движений. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений: центральный отдел управления - этаж, тип сенсорных коррекций, тип двигательных задач и репертуар движений .

Уровень А - этот уровень функционирует с первых недель жизни новорожденного. Обеспечивает удержание тела в равновесии. Движения, где данный уровень выступает в качестве ведущего: дрожь, ритмично-вибрационные движения, принятие и удержание определенной позы, при этом большая часть движений, которые регулируются данным уровнем, остается на протяжении всей жизни непроизвольной и неосознаваемой.

Уровень В - этот уровень обеспечивает переработку сигналов от мышечно-суставных рецепторов, сообщающих о взаимном расположении частей тела, обеспечивает согласованную работу больших групп мышц. Этот уровень начинает функционировать на 2 году жизни ребенка.

Уровни А и В обеспечивают удержание общей позы, например, при выполнении ребенком движений кистями и пальцами рук. Они, хотя не ведут непосредственно движения, тем не менее обеспечивают согласование работающего органа со всем телом. В повторяющихся движениях уровень В обеспечивает ритмическую организацию, обуславливающую оптимальную работу руки и энергетических затрат, т.е. выступает в качестве фоновых уровней .

Уровень С - уровень пространственного поля. На него поступает информация о состоянии внешней среды. Этот уровень отвечает за построение движений, приспособленных к пространственным свойствам объектов - к их форме, массе и другим особенностям. Среди них виды локомоций (перемещения), тонкая моторика рук и др. В обеспечение этого уровня наряду с подкорковыми структурами принимает участие кора, поэтому его созревание, начинаясь очень рано - на первом году жизни - продолжается на протяжении всего детства и даже юности.

Следующие уровни - могут принимать непосредственное участие в тонких движениях рук, в качестве ведущих уровней.

Уровень С - нечто вроде 2-х раздельных уровней, один из которых в какой-то мере подчинен другому - подуровни С1 и С2 .

Подуровень С1 - обеспечивает приспособленность движения по ходу процесса. Эта группа приспособлений выступает проекцией двигательного процесса на внешне реальное пространство с его силами и объектами. С 6-7 до 10 лет интенсивно развивается уровень регуляции произвольных движений во внешнем пространственном поле - движений, требующих прицеливания, копирования, подражания. Движения приобретают точность и силу. С 3 лет постепенно начинает расти успешность действий, которые обеспечиваются уровнем регуляции осмысленных действий. В дошкольном возрасте этот уровень регуляции движений только начинает своё развитие, которое продолжается на протяжении всей последующей жизни.

На подуровень С2 - та же приспособленность движений к внешнему пространству становиться тоньше, специализированнее, приобретая более выраженный целевой или финальный характер, и превращается в проекцию движения на его конечную точку во внешнем пространстве с установкой на точность и меткость. Так, например, этот подуровень пространственного поля делает решающее ударение на точность попадания или меткости, а в более сложном оформлении на точности воспроизведения видимой формы, например, срисовывание фигуры с соблюдением геометрического подобия .

Уровень D - уровень действий. Он функционирует при обязательном участии коры (теменных и премоторных зон) и обеспечивает организацию действий с предметами. Это специфически человеческий уровень организации двигательной активности, поскольку к нему относятся все виды орудийных действий и ручных манипуляций. Характерная особенность движений этого уровня - в том, что они не только учитывают пространственные особенности, но и согласуются с логикой использования предмета. Это уже не просто движения, но в значительно большей степени - цепочки движений (шнуровка, завязывание узелков, застегивание пуговиц).

Уровень Е - высший уровень организации движения, смысловой координации. Выполняет работу артикуляционного аппарата при речи, движения при письме .

Естественный онтогенез складывается из двух очень разновременных фаз.

Первая фаза есть анатомическое дозревание центрально-нервных субстратов двигательных функций, запаздывающее к моменту рождения и заканчивающееся к 2-2,5 годам .

Вторая фаза, затягивающаяся иногда довольно далеко за возраст полового созревания, и есть фаза окончательного функционального дозревания и налаживания работы координационных уровней.

Развитие движений, соответствующих каждому уровню, становится возможным в онтогенезе по мере морфофункционального созревания отделов головного мозга, обеспечивающих эти движения.

Наряду с этим, как подчеркивает Бернштейн, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук.

Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

1.2 Общая характеристика особенностей развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитию мелкой моторики уделяется внимание с первых месяцев жизни ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопредены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой .

А.М. Фонарева считает, что ведущую роль зрительного анализатора в развитии движений руки. Исследование зрительных реакций младенцев с помощью точной аппаратуры, проведенные в последнее десятилетие, показали, что развитие органов чувств малыша, в том числе осязания и кинестезии, лежащих в основе движения рук, осуществляется при ведущем участии зрения. Наиболее ранняя функция зрения - отражение объектов - делает зрительный анализатор центральным аппаратом в познании движения. Через восприятие движения происходит, как это показал И.М. Сеченов, отражение пространственно-временных характеристик реального мира.

Движение, осуществляя практический контакт - «реальную встречу» руки с внешним объектом, подчиняется его свойствам: ощупывая предмет, рука воспроизводит его величину и контур и через посредство сигналов, идущих от её двигательного аппарата, формирует «слепок» в мозгу.

А.Н. Леонтьев писал: «"сетчатка обученного глаза" - это, собственно говоря, сетчатка глаза первоначально научившегося у руки. В отличие от процесса контактной рецепции формы, величины и расстояния, которая осуществляется в движении, как бы принудительно навязываемом объектом, жестко не определяется и не контролируется: ведь сам объект не оказывает физического сопротивления движению взора, какое он оказывает движущейся по нему руке».

Это позволяет понять сложность взаимосвязей анализаторов, взаимодействие зрительно-тактильно-кинестических связей. «Глаз учит руку - рука учит глаз» .

У ребенка умение направлять движения своих ручек к предмету и его ощупывание возникают лишь только на 4 месяце. Хватание предмета возникает между 5 и 6 месяцами жизни. Развитие руки как анализатора, начинается с появления у ребенка ощупывающих движений. Рука движется здесь не за предметом, а по предмету.

С ощупывания начинается интенсивное развитие движений ребенка. К 5 месяцам у него формируется акт хватания, в котором объединяются два движения: направление руки к предмету с его ощупыванием и рассматривание своих ручек.

Акт хватания связан с образованием зрительно-двигательных координации, и он представляет первое направленное действие, также являясь важным условием развития разнообразных манипуляций с предметом.

К 6 месяцу - ребенок самостоятельно переходит из лежачего положения в сидячее. Это позволяет ребенку следить глазами за движением рук с предметом.

В 7 месяцев - происходит захватывание предмета почти мгновенно. Акт хватания совершается с противопоставлением большого пальца остальным.

На протяжении второго полугодия жизни ребенка особенно интенсивно развиваются его ручные движения. Н.Л. Фигурин и М.П. Денисова указывают, что с появлением повторных движений начинается новая фаза в развитии движений .

Сначала появляется похлопывание - ребенок ударяет по предмету чем-либо, затем перекладывание предмета из руки в другую руку. Возникают цепные движения, т.е. такие, в которых несколько различных движений следуют одно за другим.

В процессе формирования у ребенка повторных и цепных движений складываются представления о свойствах предметов и возможном действии с этими предметами. В дальнейшем ребенок учится манипулировать двумя предметами одновременно, у него появляются первые функциональные действия с этими предметами.

К концу 1-го года жизни происходят существенные изменения в развитии действий ребенка. Приблизительно в 10-11 месяцев дети проделывают с игрушками те действия, которые показывают им взрослые.

Эти действия происходят сначала в совместной деятельности со взрослым, позже на основе этих действий - появляются самостоятельные действия.

На начальном этапе развития действия ребенка связаны не с предметами, а с единичной вещью, на которой был показан и усвоен способ действия с ней. Первые функциональные действия - это еще не собственно предметные действия. В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи - как основному средству общения взрослого с ребенком.

Формирование действий в раннем детстве тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

I этап - «манипулятивная деятельность».

II этап - зрительная ориентировка. Форма фигурок, основа для ориентиров по которым ребенок устанавливает возможные действия с предметом. Что с этим можно сделать - главный вопрос ориентирования в предмете.

Выделяют 2 вида действий с предметами у детей раннего возраста:

1. действие с предметами - орудиями. Действия на основе ориентирования в особенностях самих предметов и условиях их использования. Например, в таком движении, как питье молока из чашки. Все действия направлены на форму чашки и наличие в ней молока. П.Я. Гальперин выделил основные этапы овладения орудием (в данном тексте они не рассматриваются).

2. действия с игрушками, обладающими большей функциональностью, допускающими свободу действий с ними. Один и тот же предмет может выступать как предмет-орудие и как игрушка. Кубик позволяет производить с ним разные действия, как орудие действия - конструктор, как кружка молока .

1.3 Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В связи с важностью развития мелкой моторики остаётся актуален вопрос быстрого выявления уровня мелкой моторики на простых заданиях. В нашей стране 1923 году широкое распространение получил тест Н. Озерецкого . «Тесты оценки моторики» объединены в несколько групп по разным компонентам движения: статическая координация; динамическая координация; скорость движений; сила движений; сопровождающие движения. Тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Рассмотрим некоторые тесты для детей 4-8 лет. Это задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук.

«Статическая координация». Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

«Скорость движений». Укладывание монет в коробку (при выполнении этого теста испытуемых всех возрастов следует предупреждать о том, что уложить монеты необходимо с необходимой скоростью) .

Для детей 5 лет.

«Динамическая координация». Испытуемому дают квадратный листок папиросной бумаги и предлагают как можно быстрее пальцами правой руки скатать его в шарик.

«Скорость движения». Укладывание спичек в коробку.

«Статическая координация». Начертание вертикальных линий.

Тест «Лабиринт». Перед испытуемым, который сидит за столом, кладут два лабиринта, правой рукой испытуемый берет заточенный карандаш и по звуковому сигналу начинает вести карандашом непрерывную линию, пока не дойдет до выхода из лабиринта.

Тест на раскладывание карт. 8 лет.

На поочередное прикосновение кончиком большого пальца поочередно к кончикам других пальцев той же руки, начиная с мизинца .

В последнее десятилетие возобновляются попытки создания батареи тестовых заданий по мелкой моторики в качестве одного из разделов так называемых карт индивидуального двигательного развития. В числе таких заданий - выполнение предметных и орудийных действий, в овладении которыми, на той или иной возрастной ступени, свидетельствует о соответствии установленных норм психофизиологического развития.

Так в «Дневнике воспитателя» представлены тесты для детей дошкольного возраста, начиная с 3 лет, в числе которых задания на выявление развития мелкой моторики. Большинство заданий выполняются с предметами; выборочно используются тесты Н. Озерецкого .

Тестирование осуществляется индивидуально с каждым ребенком.

Для детей 3-4 лет. Перекладывание по одному мелких предметов (пуговицы, фишки, горошины), поверхности стола в небольшую коробку.

Для детей 4-5 лет. Нанизывание бусин средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

Для детей 5-6 лет. Вдеть шнурок в ботинок, зашнуровать крест на крест, завязать ботинок.

Для детей 6-7 лет. Прикасаться по очереди концом большого пальца к кончикам пальцев той же руки, начиная с мизинца, и потом - в обратном направлении; выполнять в подвижном темпе, сначала для правой руки, потом для левой .

Выводы

Организованные движения рук формируются у ребенка постепенно на протяжении первого - второго полугодия жизни, прежде всего в результате развития действий с предметами.

Диагностические тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Тестовые задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук.

Глава 2. Педагогические аспекты проведения пальчиковой гимнастики с младшими дошкольниками

2.1 Значения пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка .

Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма .

2.2 Общая характеристика пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика -

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные :

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные :

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

2.3 Подбор упражнений для пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Цель

Дети повторяю слова и движения за психологом:

У меня есть две руки, (поднять руки перед собой)

Есть и десять пальчиков. (расставить пальцы в стороны)

Десять ловких и веселых,

Быстрых чудо–мальчиков. (шевелить пальцами)

Будут наши пальчики трудиться, (сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук)

Не пристало чудо-мальчикам лениться!

Пальчиковая гимнастика «Встреча»

Цель: азвитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Дети повторяю слова, и пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, прикасаясь друг к другу кончиками.

На правой ручке – пальчики.

На левой ручке – пальчики.

Пришла пора им встретиться –

Готовьте чемоданчики.

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит. (Покачивать руками из стороны в сторону.)

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо! (Покачивать руками вниз-вверх, не сгибая пальцы.)

Пальчиковая гимнастика «За грибами»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Дети повторяю слова и загибают пальцы, начиная с мизинца:

Мы положим в кузовок

Самый маленький грибок:

Подосиновик, волнушку

И забавную свинушку

Белый, рыжик, сыроежку,

Подберезовик конечно,

А красавиц мухомор

Пусть украсит косогор!

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Бабочка-капустница

Над цветком летела,

Весело порхала –

Пыльцу собирала.

Пальчиковая гимнастика «По бревнышку»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

По бревнышку, по бревнышку

Ползла букашечка, (Передвигать пальцы обеих рук по поверхности стола, имитируя движения букашки)

Пролетела бабочка, (Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу.)

Пропорхала пташка. (Пальцы прямые. Легкими, но резкими движениями рук в Запястьях имитировать полет пташечки.)

Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.

Дождик-дождик,

Не дожди!

Не дожди! Ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко –

Золотое донышко.

Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Дети повторяют за психологом слова и движения.

В гости к пальчику большому (Выставить вверх большой палец.)

Приходили прямо к дому (Соединить под углом кончики пальцев обеих рук.)

Указательный и средний, (Поочередно называемые пальцы соединять с большим на двух руках одновременно.)

Безымянный, и последний

Сам мизинец-малышок (Выставить мизинцы, пальцы сжаты в кулак.)

Постучался о порог. (Кулачками стучать друг о друга.)

Вместе пальчики-друзья, (Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.)

Друг без друга им нельзя.

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Произнося слова, синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Расцвели в саду цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки,

Пять волшебных лепесточков.

Пальчиковая гимнастика «Цветки»

Цель: развитие речевой функции и движения кистей и пальцев рук.

Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибать пальцы из кулачков.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо-влево.)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулак.)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивание кулачков вперед – назад.)

Заключение

Целью исследования было изучить особенности использования пальчиковой гимнастики, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели нами были решены теоретические задачи и сделаны выводы о том, что:

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Развитие мелкой моторики очень важно для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Организованные движения рук формируются у ребенка постепенно на протяжении первого - второго полугодия жизни, прежде всего в результате развития действий с предметами.

Диагностические тесты разработаны как ориентир для диагностики психомоторного развития в соответствии возрастным нормам. Тестовые задания, выполнение которых требует участие тонких движений рук

Пальчиковая гимнастика способствует развитию кисти рук, и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковая гимнастика - это игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой. Все эти занятия помогают развить двигательные навыки и умения кисти и пальцев, совершать сложные манипуляции с предметами.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возрастных особенностей ребенка, уровня развития мелкой моторики.

Список литературы:

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2007. – 117 с.
  2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991. – 210 с.
  3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.
  4. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб., 2003. – 382 с.
  5. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985. – 324 с.
  6. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание. - Б.м...-2005.-N 2.- С. 76-78.
  7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.
  8. Косинова Е.М. Пальчиковая гимнастика. – М.: Эксмо. 2004. – 94 с.
  9. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981. – 516 с.
  10. Логопедия: учебник. /Под ред. Л.С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.
  11. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991. – 205 с.
  12. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 2002. – 157 с.
  13. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с
  14. Соковых С.В. использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики. /С.В. Соковых.//Логопед. Научно-методический журнал. – 2009. – № 3. – С. 63-67.
  15. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М.:АСТ Астрель, 2007. – 174 с.
  16. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М, 2007. – 214 с.
  17. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010. – 113 с.
  18. Фигурина Л.Н., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1961. – 239 с.
  19. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977. – 241 с.
  20. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для уч-ся пед. училищ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1984. – 208с.
  21. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с.
  22. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 517 с.
  23. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 2001. – 170 с.
  24. Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. – 305 с.
  25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., «Педагогика», 1989. – 518 с.