Как определить, где лево — где право. Читаем план комнаты с помощью веселого человечка. Использование подсказок и «опознавательных знаков»

В царской армии самая большая проблема возникала из-за того, что солдаты — выходцы из крестьян — не различали правую и левую стороны. Проблему решили, привязывая к ногам солдат пучки сена и соломы. Командиры так и командовали: Сено — Солома. Тут уж ошибок в поворотах в нужную сторону не было.

Времена дремучего невежества миновали и современные солдаты браво выполняют приказы своих командиров, безошибочно поворачиваясь налево и направо. Но в начальной школе, проблема определения где лево, где право стоит очень остро. Большинство детей путают левую и правую сторону. Особенно заметно это на уроках физкультуры.

Как научить малыша различать где право, где лево?

Я сторонник незаметного обучения детей. Пока ребенок еще маленький, одеваем его и комментируем. Одеваем штанину на левую ножку, одеваем штанину на правую ножку.

Кормим ребеночка, тоже комментируем: берем ложку в правую ручку, хлебушек держим в левой ручке.

В год наша дочка легко ориентировалась где право, где лево.

Где право где лево

Зеркальное отражение в определении сторон

Когда нашей дочке было два года, мы ходили с ней на развивашки в детский центр. Педагог берет в левую руку козленка и говорит детям: » Берем козлят в правую руку». Я после занятия подошла к педагогу и спрашиваю: «Почему Вы держали козленка в левой руке, а детям говорили брать козленка в правую руку?»

Педагог мне ответила: «Потому что я сидела лицом к детям и у нас получалось зеркальное отражение. Чтобы они все повторяли за мной, я им называла неправильно».

Такое объяснение выглядело правдоподобно, но мне оно как-то не по душе. Я привыкла называть вещи своими именами, даже если говорю с малышами.

В тот период времени, когда дочке было 2 года, она легко различала правую и левую сторону. Педагога она слушала и брала козленка в ту руку, в которую нужно.

В 3 года мы стали ходить с дочкой на занятия танцами. Педагог по танцам сказала, что дети путаются где лево, где право и попросила пришить к платочкам петельки, чтобы платочки вешать на правую ручку. Прямо, как у солдат солому вешали на ноги 🙂

После занятий Олеся мне стала рассказывать: «Мама, а наша учительница по танцам на правую руку говорит: это левая рука. А на левую руку говорит, что это правая рука».

Когда я присутствовала на занятиях по танцам, то выяснилось, что педагог тоже озвучивает правую и левую сторону неправильно — в зеркальном отражении.

Когда Олесе было 2 года, она еще не обращала внимания на то, что педагог держал козленка в левой руке, а называл руку правой. А вот в три года дочка заметила, что педагог держит платок в левой руке, а говорит «Держите платочек, как у меня — в правой руке».

Похоже, что большинство педагогов, которые занимаются , называют левую и правую сторону в зеркальном отражении. Тем самым, на мой взгляд, они только путают детей. Ведь дети очень умные и большинство детей к 3 годам прекрасно различают правую и левую сторону. А вот название сторон в зеркальном отражении приводит к тому, что к школе дети начинают путаться со сторонами.

Как же быть? Нужно ввести в совместные игры с детьми, игры, помогающие ориентироваться где право, где лево.

Игры с детьми по ориентации в пространстве

К четырем годам ребенок должен уметь:

  • различать правую и левую руку;
  • определять направление от себя: вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз
  • понимать и использовать слова и предлоги: вверху, внизу, посередине; внутри, снаружи, около; над, на под; слева, справа, посередине.

Игра 1: Право-лево

Просим ребенка поднять правую руку. Если он поднимает нужную руку, то даем ему игрушку в эту руку. И спрашиваем в какой руке у него игрушка и как называется вторая ручка.

Потом просим свободной левой ручкой дотронуться до щеки, до ноги, до колена. Просим ребенка называть, какую часть тела ребенок трогает левую или правую.

Затем просим малыша переложить игрушку в левую руку и повторить все действия правой рукой: дотронуться до щеки, ноги, коленки и назвать их.

Переходим к лицу и трогаем левой ручкой левый глаз, бровь, ноздрю, ухо, плечо. А правой ручкой трогаем правые парные части тела.

Обычно детки с удовольствием показывают свои части тела и легко определяют, что находится слева, а что справа.

Игра 2: Бравый солдатик

Даем ребенку в руки две небольшие игрушки разного цвета (флажки, шарики, карандаши).

Мама — командир, а ребенок — бравый солдатик. «Командир» дает различные команды, а «бравый солдатик» их выполняет.

Команды могут быть такими:

  • руки вверх
  • руки вниз
  • правую руку поднять
  • левую руку поднять
  • правую руку опустить и т.д.

Затем, мама и ребенок меняются ролями. Теперь мама — «бравый солдатик», а ребенок — «командир». Маме желательно тоже ошибаться в выполнении команд, чтобы ребенок мог исправить маму. Детям доставляет истинное наслаждение поправлять взрослых.

Игра 3: Куда бросили мяч

Ребенок по команде бросает мяч в заданном направлении: вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево. Затем малыш командует, а мама (папа, старшие братья и сестры) выполняют команды.

Эти простые игры достаточно интересны для трехлетних малышей. Играясь, ребенок учится ориентироваться в пространстве и леко определяет где право, где лево .

Как быстро научить ребенка ориентироваться в пространстве? Как показывает практика, такие понятия, как «низ» и «верх» даются детям легко, а вот такие, как «лево-право» — сложно.

Знаете ли Вы, что когда-то давно, в царской армии у солдат, которые походили из крестьян, была большая проблема с понятиями «лево-право», они не различали этих сторон, поэтому руководить ими было сложно. Так вот командиры придумали, как решить этот вопрос. Они дали задание привязывать к ногам солдат пучки соломы и сена. Тогда команда звучала таким образом: «Сено-Солома». И солдаты перестали путаться. Но, время идет, и такие методы обучения нам не подходят. Сегодня солдаты браво выполняют все команды, не путаясь, поскольку уже с рождения учатся различать, где правая сторона, а где – левая. Эти знания важны для того, чтобы ориентироваться в пространстве, на уроках физкультуры и т. д.

Как научить малыша различать, где право, где лево?

1. Для начала нужно научить его ориентироваться, где правая рука, а где левая, а позже – нога. Удобно это делать, объяснив, что правая рука та, в которую он обычно берет ложку, карандаш, ручку.

2. Одевая кроху, комментируйте: эту штанину одеваем на правую ногу, а эту – на левую. Один ботинок одеваем на одну ногу (левую), а второй — на другую (правую).

3. В процессе приема пищи тоже можно комментировать: ложку мы держим в правой руке, а хлеб – в левой.

4. После того, как малыш разберется с тем, где у него правая рука, а где – левая, откройте ему еще один маленький секрет: все то, что находится с той же стороны, что и правая рука – находится справа, и наоборот. Например, глаз, ухо, щека и т. д.

5. Важно также научиться, не только определять части тела, но и положение предметов в пространстве. Для этого используйте специальные упражнения, например, дайте задание положить игрушку справа от себя. Спрашивайте, какие предметы находятся по правую сторону, а какие – по левую и т. д.

6. Учитесь не только дома, но и на улице. Обращайте внимание ребенка на то, что он видит справа от себя, а что – слева. Например, «Давай присядем на лавочку, слева от тебя». Либо так: «Посмотри, какие интересные качели находятся справа от тебя».

7. Гуляя по улице, делайте акцент и на маршруте. «Вот мы повернем направо и будем уже дома». «Для того чтобы попасть в магазин, нам нужно повернуть налево».

8. Ежедневно обращайте внимание ребенка на стороны лево-право. Например, спрашивайте: «Где ты положил свою любимую игрушку? Так вот же она, лежит справа от мяча». Попросите ребенка дать вещь, которая лежит слева от чего-то. Благодаря таким регулярным упоминаниям сторон, ребенок быстрее их запомнит.

9. Используйте для обучения различные игры, танцы, песенки, стишки, мультфильмы и видео. Например:

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

Предлагаем Вашему вниманию игры, которые позволят ребенку быстрее запомнить, где право, а где лево:

1. Игра «Лево-право»

Просим ребенка поднять вверх левую руку. Если он это делает правильно, даем ему в эту руку игрушку. Затем просим, чтобы он правой рукой дотронулся до правого глаза, уха, щеки, ноги и т. д. Потом наоборот.

2. Игра «Бравый солдатик»

В этой игре нужно выбрать командира. Им может быть как мама, так и ребенок. «Командир» «солдатику» должен давать различные команды, а тот — выполнять их. Команды могут быть следующими:
* Поднять вверх правую руку.
* Поднять в сторону левую руку.
* Закрыть правый глаз.
* Стать на левую ногу.
* Поднять вверх правую ногу и т. д.

Если в роли «командира» выступает малыш, можно ошибаться, чтобы он исправлял. Детям обычно нравиться исправлять действия взрослых.

3. Игры с мячом

Ребенок тоже учит такие понятия, как «верх-низ», «право-лево», «вперед-назад», и другие. Пусть он бросает и комментирует, либо дает задание, куда бросить другим игрокам.

Используя такие несложные игры и придерживаясь простых правил, Вы легко сможете научить малыша ориентироваться в пространстве и различать, где право, а где – лево.

Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровене интеллектуального развития ребенка.

Тема «правое и левое» изучается в школе довольно бегло. Однако, довольно много взрослых людей путают право и лево. Умение различать правую и левую стороны - это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка - у леворуких детей.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Начинать вводить понятие «право» и «лево» ребенку нужно как можно раньше! Ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Это же разные части тела! Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о правом и левом встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью.

Как искать правую руку?

Правую руку часто ищут при помощи привычного действия (пытаются взять ложку, например). Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную» (сравните у Пушкина: «он еще не мог добиться, чтобы все они знали, которая сторона правая и которая левая, хотя многие из них, чтобы в том не ошибиться, перед каждым оборотом клали на себя знамение креста»). Вот еще один способ - для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя - справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь.

Право не лево, а лево не право

Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того, чтобы понять его, я должен (мысленно или физически) поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами.

Думать о чем-то с позиции другого человек непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственно образования.

КОММЕНТАРИЙ: Попросите ребёнка сложить руки, как на картинке. Прочитайте подписи под картинками. Обсудите, как получилось, что правая рука оказалась слева. Попросите ребёнка положить левую руку на правую коленку, хлопнуть правой рукой по левой ступне, достать правой ногой до правого уха. Можно одновременно топать правой ногой и махать левой рукой. В движении многие вещи запоминаются проще.

В европейских странах люди здороваются, пожимая друг другу правую руку.

Задание №1. Определите, где у жука правые части тела и где левые. Впишите в прямоугольники слова:

Какой усик жука мы видим слева от его головы?

Задание №2. Человек вошёл в лабиринт. Сначала он положил правую руку на стену и идёт вперёд, не отрывая руку от стены. Через какой выход он выйдет из лабиринта? Ответ: выход №___. Затем он положил левую руку на стену и идёт впрёд, также не отрывая руки от стены. К какому выходу он придет? Ответ: выход № ___.

КОММЕНТАРИЙ: Это задание требует известной аккуратности. Попросите ребёнка нарисовать путь человека вдоль стенок лабиринта.

Разберитесь теперь с рисунками и определениями ниже!

А теперь выполни задание!

Задание №3. Вот дерево. Сколько листьев на этом дереве?

Попробуй выбрать лист дерева под любым номером и самостоятельно написать путь, как туда добраться.

Задание №4.

Комментарий: Это задание даёт ребёнку главный инструмент: учит его вставать на точку зрения другого человека.

Задание №5. За столом будут ужинать четыре рыбака.

Представь себя сидящим на одном из табуретом.

Где у тебя правая рука?

Нарисуй около каждой тарелки вилку и нож так, чтобы каждый рыбак видел нож справа от тарелки, а вилку слева.

Комментарий: Это задание попробуйте порешать не только в теории, но и на практике, пересаживаясь со стула на стул вокруг обеденного стола.

Задание №6. Морковки, груши и яблоки нарисованы в ряд.

Покажи самую правую морковку.

Покажи самую левую грушу.

Назови фрукты, которые нарисованы левее самой левой морковки?

А сейчас сделайте похожее задание самостоятельно: Нарисуйте в ряд четыре треугольника и три круга так, чтобы самый правый круг был левее самого левого треугольника.

Обведи самый правый круг.

Обведи самый левый треугольник.

Какая из этих фигур расположена левее?

Задание №7. Вот ряд букв.

Какая в этом ряду самая правая буква? Назови?

Какая в этом ряду самая левая буква? Назови?

Перечисли все буквы, которые расположены левее буквы П?

Сколько букв в этом ряду расположено правее буквы Р?

Задание №8. Нарисуй рыбу, плывущую справа налево. Нарисуй змею, ползущую слева направо.

Задание №9. На картинке нарисованы четыре зверя.

Перечислим их. На картинке справа налево нарисованы: СВИНЬЯ, КОШКА, ЖИРАФ, ЗАЯЦ.

Перечисли зверей слева направо (как это обычно и делают).

Покажи правое ухо каждого зверя.

Кого кошка может увидеть слева от себя?

Перечисли зверей, которых жираф может увидеть слева от себя?

КОММЕНТАРИЙ: в этом задании присутствуют два действующих лица: ребенок, рассматриваюий картинку, и животные на картинке. Ребёнок сначала отвечает на вопросы со своей точки зрения, а потом с точки зрения животных.

А теперь давайте немного отдохнём и прочитаем стихотворения про ПРАВО и ЛЕВО:

Где право, где лево
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

3. Можно вспомнить веселый танец буги-вуги и станцевать его:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся!

Давайте поговорим о зеркальном отражении!

С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если малыш прекрасно знает, где у него право, а где лево, он обязательно будет путаться с зеркальным отражением. Можно очень долго втолковывать ему, что есть что, но, как известно, лучше один раз увидеть… Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку ‛лицом‛ к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть малыш сам покрутит игрушку несколько раз, что бы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, что бы малыш понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

В статье использовались материалы из пособия: "Левое и правое. Ориентировка на плоскости и в пространстве. Точка зрения."

Как научить ребенка различать где лево, где право.

Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире нашим малышам придется усвоить много умений и навыков. Одним из важных навыков является сформированное представление о пространстве , попросту говоря, умение различать правую и левую сторону. Если такие определения, как «верх» и «низ» даются ребенку более-менее легко, то отличать левую сторону от правой, ребенка нужно учить. Нужно это для того, чтобы в дальнейшем не было сложностей с письмом, счетом, конструированием, занятиями танцами и физкультурой.

Начиная с трехлетнего возраста нужно начинать формировать у ребенка представление о правой и левой стороне тела.

С чего начать?

Придумайте игры, где Вы могли бы использовать термины право – лево. В игре многие вещи запоминаются быстрее.

Правая и левая рука

Так как у ребенка этого возраста мышление конкретно, он воспринимает только те предметы, которые видит или может потрогать, абстрактное понятие «пространство» ему еще непонятно, поэтому начиная объяснять ребенку, где лево, а где право, Вы должны «привязаться» к конкретным вещам, другими словами создать у ребенка ассоциацию. Например, правая рука, это та, который ты держишь ложку или карандаш. Теперь ребенок методом исключения будет определять, что та рука, которой он ложку не держит – левая.

Веселые детские стихи помогут закрепить понятия.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И. Токмакова)

Стоял ученик

На развилке дорог.

Где право, где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» - раздался

Ликующий крик,

Где лево, где право,

Узнал ученик. (Берестов В.)

Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ -
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ - я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ - мячик кидает,
А ЛЕВАЯ - ей помогает.

Правая и левая часть тела

После того, как путаница с руками закончится, и ребенок безошибочно определяет левую и правую руку, попросите его опустить правую руку и взяться за ногу. Объясните, что это ножка, как и ручка, тоже правая. И все, что находится с этой стороны – глазик, ушко, тоже правое.

Во время одевания обращайте внимание ребенка, проговаривая: «Оденем, ботинок на правую ногу» или «Оденем, варежку на левую руку» и т. д.

Для закрепления как нельзя лучше подойдет домашняя утренняя зарядка. Выполняя упражнения вместе с детьми, делайте акцент на изученных понятиях.

После освоения правой и левой стороны тела, переходите к следующему этапу.

Расположение предметов по отношению к себе

Попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие слева от него находятся предметы. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «то, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.

Можно поиграть в игру «Где звенит колокольчик»: ребенку дается колокольчик, в который он может позвенеть, называя его пространственное расположение по отношению к себе. Например, «Колокольчик звенит у правого уха» или «Колокольчик звенит с левой стороны» и т. д.

Еще эффективнее будет игра со сказочными персонажами, например колобком. Играя в театр по сказке вместе с ребенком можно добавить: «Покатился колобок по тропинке в лес, сначала направо, за березку, затем налево за сосенку. Катится, катится, а навстречу ему заяц» и т.д.

Закрепляйте уже полученные знания ежедневно, в процессе обычных повседневных занятий. Во время прогулки обращайте внимание на маршрут: «здесь мы с тобой повернем налево», «справа растет сосна», «машина поехала направо» и т.п.

Пространственное соотношение между предметами

Разложите на столе игрушки, например: в центре – кукла, справа – кораблик, слева – котик, сзади – мишка, спереди – зайчик.

Ребенок должен ответить на вопросы:

Какая игрушка перед куклой?

Что находится между корабликом и котиком?

Какая игрушка за куклой и т.д.

Отражение в зеркале

Важно научить ребенка определять не только свою правую и левую руку, но и право, лево собеседника. Здесь Вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого Вы объясните малышу, почему изображение получается перевернутым.

Посадите спиной к ребенку куклу, спросите, где у нее левая рука, завяжите на ней ленточку, малышу тоже повяжите ленту. Теперь поверните куклу лицом к ребенку, теперь ленты окажутся с разных сторон. Опять поверните куклу спиной к ребенку, снова ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок понял, что правая рука, правой и остается, а волшебство, получается, из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется.

В итоге поиграйте с ребенком в малоподвижную игру «Зеркало», объясняя при этом правила: « Ты - зеркало и будешь повторять те движения, которые я покажу. Будь внимателен!»

К четырем годам (но помните, что все дети разные) ребенок должен уверенно различать правую и левую руку, понимать слова «посередине», «внизу», «снаружи», «около», «налево», «направо»; предлоги: над, под, из.

Ежедневные занятия и терпение, и результат вы увидите очень скоро. Веселых вам занятий.


(3 голоса : 4,3 из 5 )

Многие скажут, что у маленького ребенка большой необходимости в применении понятий «верх-низ» и «право-лево» до выхода в «большой мир» нет. И будут совсем не правы.

Оказывается, пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы - мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку. Посему, знакомя кроху с понятиями «верх - низ - право - лево», мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную «зону ближайшего развития», на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки.

Для того чтобы помочь маленькому человечку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же. Результат «исследований» окружающего пространства его интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.

Ориентируемся. Знакомимся с окружающим миром.

У ребенка отсутствует мотивация достижения конкретных целей. Карапузу гораздо более интересен сам процесс знакомства с окружающим миром. Поэтому, как минимум, бесполезно ругать малыша за бесцельное, на ваш взгляд, околачивание возле знакомых объектов во время ежедневных прогулок. Ибо кроха нарабатывает банк чувственных образов, который позже послужит базой для освоения мышления и речи.

Память детей до двух лет ассоциативна, то есть возможность что-либо вспомнить основана на способности узнать объект, вызвавший яркую эмоциональную реакцию. И только к трем годам начинает формироваться конкретная память, дающая способность описать словами события, заново их переживая. Выводы из вышеперечисленного таковы:

познаем пространство играя, постоянно вовлекая карапуза в процесс познания (при этом не рекомендуется начинать игру в месте незнакомом малышу);

во время игры провоцируем у крохи появление положительных эмоций и сразу же пресекаем игровые занятия, как только они начинают утомлять;

многократно вводим незамысловатые пространственные обозначения в ежедневные ритуалы (умывание, принятие пищи, прогулки и так далее).

Узнаем и знаем

Первая ось, существование которой становится понятным малышу, как только он начал ходить, - вертикальная. Если Ваш карапуз уверенно может пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки, значит «верх» и «низ» для него уже практически освоены. Теперь осталось только ввести эти понятия в его речь: «Смотри, солнышко, ножки внизу, а головушка вверху» или «Вставай на ножки, поднимайся вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз». К полутора годам малыш начинает покорять диваны и стулья, самостоятельно пытаясь на них забраться. Вот Вам и повод для произнесение слов «вверх» и «вниз».

Не обязательно искусственно создавать обучающую ситуацию - для начала достаточно включения взрослого в спонтанные действия ребенка. Например, маленький верхолаз пытается спуститься со стула, держась ручками за спинку стула, а ножкой нащупывая пол. Обязательно озвучьте инструктаж: «Ручкой возьмись ниже - тогда ножка достанет до пола». Аналогично можно использовать обратную ситуацию, когда малыш пытается взобраться на диван или стул: «Подними ручки вверх, еще выше, теперь подними вверх ножку».

Не забывайте, что все виды лестниц и ступенек также «поработают» в освоении тренажерами для подъема вверх и спуска вниз (естественно, под бдительным присмотром родителей - телохранителей).

«Лево - право» игра

Ближе к двум годам карапуз уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки «правая» и «левая». С этого ориентационного «приручения» и начинается телесное осознание где лево, где право, которое позже перекочует в мышление и будет работать на логические процессы анализа, синтеза и сравнения. Как малышу легче запомнить «имена» своих ручек? Конечно, самый лучший вариант - посредством игр.

Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую - тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой ручке разместилась). Затем поиграйте в игру «Покажи нужную руку»: попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-то время поменяйтесь ролями.

Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно, особенно, если к «двуручному» рисованию подключится и мама.

Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой - к левой.

Надевание одежды и обуви - это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: «Правую ручку - в правый рукавчик, а левую ручку - в левый. Готово?»

Следует помнить, что понятия «спереди» и «сзади» усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.

Первые уроки

Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве. Сопровождайте бегалки словами: «Я бегу за тобой, а ты - впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты - сзади!» Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол. Не упускайте такую возможность потренироваться - отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.

Учеба с настроением

Склонность детей к подражанию - ваш помощник в их развитии и воспитании. Уборка в квартире, прогулка в парке - всюду, где вы вместе, используйте возможность назвать и показать, что Вы делаете и какой рукой. Что Вы перемещаете вверх, вниз, вправо, влево. При этом помните, что ребенок развивается «во все стороны», в каждой игре включаются все его чувства и способности.

Ближе к трем годам уже можно организовывать ориентационные игры в виде веселых уроков.

Поставьте два стула, на каждый положите три-четыре одинаковых предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.

Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует определить с какой стороны находится диван, а с какой - стол, где расположено окно.

Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.

Есть возможность привлечь в игре еще одного - двух участников - пусть походят паровозиком по квартире или по двору, попутно рассказывая, что находится справа, слева, поворачивая паровоз по команде машиниста, роль которого с удовольствием исполнит ваш малыш.

Показывая рисунки в книжках, объясняйте, что где расположено, где лево, где право. Например: «Видишь зайка - в левом нижнем углу под кустом сидит, а с правой стороны - мишка».

Позже переходите к раскрашиванию симметричных картинок. Предложите крохе зарисовать одежду клоуна, мячик, листочки. В общем не важно, что именно, главное - чтобы малыш каждую половинку раскрашивал в нужный цвет.

Чем бы Вы не занимались с ребенком, делайте это в игровой веселой форме.