Какую скорость развивает горнолыжник спускаясь по трассе. Слалом, гигантский слалом, скоростной спуск на лыжах Скорость горнолыжника на скоростном спуске

Симоне Оригоне из Италии 31 марта 2014 года показал максимальную скорость, согласно организации France Ski de Vitesse. Этот рекорд равен 252,454 км/ч. Спортсмен состязался на гонке «Летящий Километр» для горных лыж «speed skiing». Второе место занял его брат Иван (248,61 километров в час). На 3-м месте оказался Бастьен Монтес из Франции (248,15 километров в час). Он смог выступить, хотя допустил падение на тренировке.

Оригоне родом из Италии, город Шамполюк. На его счету 8 кубков мира и пять призовых мест. Он трудится горнолыжным инструктором и экскурсоводом .

В 2006 году он уже ставил мировой рекорд на спуске - 251,400 километров в час. Тогда все думали, что эти цифры уже никто не сможет превзойти. В 2014 году Симоне на трассе Chabrieres во французском Варе удалось улучшить этой рекорд. Кто знает, возможно, пройдёт ещё немного времени, и итальянец или другой спортсмен сможет побить и этот рекорд.

У трассы в Варе средний градиент 65 процентов. Она практически вертикальна на выходе.

Для спортсменов, спускающихся , трасса «Летящий Километр» 31 марта 2014 года это практически Формула 1. Ведь это быстрейший немоторизированный вид спорта. Цифры, показываемые спортсменами, восхищают. Автомобили Формулы 1 разгоняются до 200 километров в час за четыре секунды. Горнолыжники достигают таких показателей за пять секунд.

Максимальная скорость на горных лыжах: как достичь?

Горнолыжный вид спорта «speed skiing» пока не входит в программу зимней Олимпиады. Это быстрейший из безмоторных видов спорта на суше. Он представляет собой скоростной спуск на лыжах по прямому горному склону. Примечательно, что парашютист в свободном падении достигает максимальных показателей в 190 км/ч. Лыжники, в свою очередь, летят по трассе с максимальными показателями выше 200 км/ч.

Трасса

Спортсмены соревнуются на специальных трассах. Их длина составляет 1 км, подобных трасс существует на планете примерно 30. Для уменьшения сопротивления воздуха выбирается высокогорье для таких трасс.

Есть три зоны на трассе. Первая зона дана для того, чтобы спортсмен набрал скорость. В среднем это 400 метров. Второй участок составляет 100 метров, здесь измеряется время. Оставшиеся 500 метров нужны для того, чтобы спортсмен смог снизить скорость и остановиться.

Часто профессионалы говорят, что через некоторое время после старта (в среднем через сорок минут) кататься становиться труднее, снег делается более рыхлым. Теряется порядка двух-трёх километров в час.

Экипировка

У гонщиков есть специальная экипировка из герметичного латекса и шлемы с аэродинамикой. Костюм сшит из ПВХ-ткани, он должен сильно облегать тело спортсмена, чтобы не было никаких складок. Это позволяет минимизировать сопротивление воздуха. Если гонщик упадёт, то подобное обмундирование ещё даёт некоторую защиту.

Лыжи для таких заездов обладают особыми параметрами: 240 см в длину, не больше 10 см в ширину, вес не больше пятнадцати кг. Такие лыжи выпускает только производитель Атомик. Чтобы получить отличный результат, надо использовать . Также помогает специальное положение в аэродинамической трубе, которая получается при спуске.

Шлем для скоростных заездов тоже особый. Он достаточно большой, даёт воздуху спокойно перемещаться. Отсутствие зоны турбулентности минимизирует трение.

На планете сейчас есть всего пятьдесят людей, постоянно занимающихся скоростными заездами с гор на лыжах.

История «speed skiing»: как повышалась максимальная скорость

Скоростной спуск на горных лыжах имеет достаточно богатую историю. Первые состязания были аж в 1930 году. Самый быстрый рекорд в 139 километров в час показал Лео Гасперл из Австрии. В 1960-е годы спортсмены облюбовали трассу в Червинии, Италия. Ежегодно сюда стали приезжать лучшие гонщики. Они ставили всё новые и новые рекорды. Луиджи ди Марко из Италии установил рекорд в 175 километров в час, а Моришито из Японии - сто восемьдесят.

В 1970-е годы появились интересные трассы, а за ними и новые рекорды. В Чили на трассе Портильо в 1978 году Стив Мак-Кинни из Америки пролетел со скоростью больше 200 км/ч.

В 1980-е годы Лез-Арк во Франции стал новым излюбленным местом для гонщиков. Здесь и на трассе Вар много раз были побиты мировые показатели. Сейчас рекорд у мужчин установлен, как мы уже писали выше, Симоне Оригоне, а у женщин - шведкой Санне Тирстранд. Её максимальная скорость равна 242,590 километрам в час.

В 1992 году во французском Лез-Арк были показаны выступления «speed skiing» во время Олимпиады в Альбервиле. Но до сих пор эта дисциплина не была включена в официальную программу этих значимых соревнований. Возможно, в будущем «speed skiing» будет восприниматься обывателями, как достаточно привычный вид спорта, например, как хоккей.

Скоростной спуск в горнолыжном спорте – самый зрелищный, эффектный вид, который требует от спортсмена великолепной техники, превосходных физических данных, выносливости безупречной реакции и, безусловно, отваги, мужества. Конечно, слалом, гигантский слалом (слалом-супергигант), с которых, собственно, в XIX веке и начинался горнолыжный спорт, тоже привлекают сложной техникой и хорошими скоростями, но размах всё же меньший. В скоростном спуске максимально проявляются все профессиональные качества горнолыжника. Ведь этот вид горных лыж связан с прохождением самых длинных и сложных трасс. Именно здесь самые высокие скорости – лыжник может развивать скорость до 120 – 130 км в час (кстати, максимальная скорость в истории этого вида достигала и 200 км в час в условиях высокогорья), а отдельные «полёты» лыжника превышают длину 40 метров. На трассе скоростного спуска в течение 2 – 3 минут происходит яркая борьба. Спортсмены по одному проходят дистанцию один раз. В процессе спуска спортсмен не имеет информации о собственных времени и скорости прохождения трассы, он не может сравнивать свои результаты с результатами других гонщиков, например, как в Формуле-1. В целом же на соревнованиях спортсменам необходимо преодолеть две трассы, из суммы результатов складывается итоговое время. Самый быстрый и устойчивый к условиям и стрессам спортсмен выигрывает соревнования.

Основная стойка скоростного спуска требует хорошо развитых мышц бедер, спины и шеи. Спина лыжника округлена, туловище параллельно лыжам, голова приподнята для лучшего обзора. Лыжи разведены на ширину таза. Такая постановка кора, рук и ног требует исключительной координации, тонкого чувства равновесия, устойчивости. Стойка лыжника играет важную роль, но всё-таки умение вести лыжи, добиваясь наилучшего скольжения, является основной задачей в скоростном спуске.

Регулирование скорости осуществляется частично изменением положения ног, стойки спортсмена. Согнутые в коленях ноги и наклоненное туловище с прижатыми к нему изогнутыми лыжными палками при параллельном ведении лыж на расстоянии 30 см (в зависимости от строения тела) - такая стойка при хорошем обзоре трассы дает возможность экономить силы, а главное, спускаться с минимальным сопротивлением воздуха.

Для завоевания высоких позиций в этом виде спорта необходимы длительная, систематическая подготовка, большой объем тренировочных спусков на разных трассах, исчисляемый тысячами километров, высокая интенсивность тренировок. В итоге успех будет зависеть от самого спортсмена: его способности анализировать характеристики трассы, процесса спуска, выбора им правильной тактики спуска.

/ Скорость горнолыжника

Скорость горнолыжника

Горнолыжный спорт – это спуск на лыжах с крутой горы. На спортсменов-лыжников, занимающихся им, приходится больше всего травм. Поэтому горнолыжный спорт по праву является одним из экстремальных видов спорта.

Лыжи для горнолыжного спорта имеют специальное строение. Они значительно длиннее и уже, чем обычные лыжи. Задний ботинок зафиксирован натяжным креплением, носок – зажат в железную скобу. Для равномерного распределения веса человека по всей площади лыж сделаны плавные прогибы (весовые прогибы). Для сохранения равновесия во время движения по центру каждой лыжи проходит специальный желоб.

В целях увеличения прочности лыжи ее изготавливают из сочетания нескольких слоев древесины разной породы - ясеня, бука, березы или гикори. Для лучшего сцепления со снегом края лыж окантованы плотными сортами древесины (дуб) и тонкими листами железа. К лыжам прикрепляются специальные высокие и жесткие пластиковые ботинки.

Среди способов выполнения спуска с горы различают:

«телемарк» – когда одна из ног сильно согнута и продвинута вперед. Она выполняет роль «руля». Другая нога опирается носком и коленом в лыжу. Руки широко расставлены, держат равновесие. На большой скорости способ ненадежен.

«христиания» - во время спуска спортсмен сильно приседает вбок, при этом одна из его рук скользит по снегу, выполняя функцию «руля».

Такая техника позволила спортсменам развить высокие скорости при спуске, достигающие 150 – 200 километров в час. В настоящее время рекорд скорости принадлежит французскому спортсмену Филиппу Гуатшелю. Ему удалось достичь рекордной скорости, равной 250,7 километров в час.

/ Скорость горнолыжника

Горнолыжный спорт - один из видов лыжного спорта. Представляет собой спуск с гор на специальных приспособлениях (лыжах) по заранее подготовленным трассам. Чрезвычайно популярен как один из видов активного отдыха, особенно в зимнее время. Выделяют такие дисциплины горнолыжного спорта:

Скоростной спуск (англ. downhill - "вниз с холма") - прохождение специально подготовленной трассы (которая проложена по естественному рельефу склона, и предусматривает прохождение через направляющие ворота, преодоление трамплинов, поворотов, бугров, гребней и т.д.) за максимально короткий отрезок времени. Трасса помечается с двух сторон цветными линиями на снегу или яркими флажками, на ней расположены направляющие ворота - сдвоенные древки с флагами красного и синего цвета прямоугольной формы. Спортсмены в отдельных случаях могут развить скорость до 140 км/ч, длина полета при прыжках может составлять от 40 до 50 м. Этот вид горнолыжного спорта включен в программу Зимних олимпийских игр.

Слалом (от норв. "спускающийся след") - максимально быстрый спуск с горы на лыжах, при котором спортсмен обязательно должен проехать через все ворота (если лыжник пропустил ворота или пересек их только одной лыжей, он выбывает из числа соревнующихся). Длина трассы составляет от 450 до 500 м, перепад высот между стартовой и финишной точкой - от 60 до 150 м; ширина ворот, установленных на трассе - от 3,5 до 4 м, расстояние между ними может колебаться от 0,7 до 15 метров. Лыжники развивают скорость до 40 км/ч, при подведении итогов учитываются результаты, продемонстрированные спортсменами во время спусков по двум разным трассам. С 1931 года слалом и скоростной спуск для мужчин и женщин включен в программу чемпионатов мира по горнолыжному спорту.

Гигантский слалом (слалом-гигант) и супергигант - спуск с горы на лыжах проводится с соблюдением правил слалома. Отличие состоит в том, что длина трассы составляет от 800 до 2000 м, перепад высоты между стартом и финишем - 200-500 м, ширина ворот, установленных на трассе - 8 метров. Преодолевая дистанцию, лыжники могут развить скорость до 65 км/ч, при подведении окончательных итогов учитываются результаты двух спусков (для спортсменов-мужчин) или одного (для женщин).

Могул (от слова mugl, которое в венском диалекте немецкого языка имеет значение "небольшой холм") - один из видов лыжного фристайла - спуск с достаточно крутого бугристого склона и выполнение прыжков на трамплинах. Бугры (могулы) на склонах образуются в процессе выполнения лыжниками поворотов малого радиуса (чаще всего на трассах, которые невозможно выровнять из-за крутизны, наличия препятствий, малой ширины и т.д.) или же специально строятся при помощи технических средств (например, ратрака) для проведения соревнований. Могул включен в программу Зимних олимпийских игр с 1988 года.

Лыжная акробатика - родоначальник лыжного фристайла - выполнение трюков на лыжах. Олимпийский вид спорта с 1994 года.

Нью Скул (от англ. new school "новая школа") - одно из направлений фристайла, выделившиеся в конце 90-х годов прошлого столетия. По стилю данный вид катания на лыжах напоминает сноубординг, и, в отличие от фристайла, свободен от ограничений сложности выполняемых элементов. Вначале представители данного направления катались исключительно в сноубордических парках, позднее переместились на специально подготовленные трассы и даже на городские улицы (катание по перилам, боксам, стенам (волрайдам, от англ. wall - "стена" и rclasse - "ездить") и рейлам (от англ. rails - "перила, изгородь").

В наше время New School подразделяется на такие подвиды:

Хафпайп (англ. half-pipe - "дренажный желоб") - катание в U-образной полутрубе;

Бигэйр (от англ. big-air - "большой воздух") - спортсмен разгоняется и совершает прыжок с трамплина, выполняя при этом различные трюки. Длина полета составляет от 5 до 30 м;

Слоупстайл (от англ. slope - "склон, гора для катания" и style - "стиль") - соревнование, заключающееся в виртуозном выполнении прыжков и акробатических трюков на специально оборудованной трассе (трамплины, пирамиды, перила, контр-уклоны и т.д.);

Ски-кросс (от англ. ski - "лыжи" и cross - "кросс") - гонка на лыжах по специально оборудованной трассе (трамплины, волны, виражи и т.д.). На первом этапе соревнований (квалификация) лыжники проходят трассу поодиночке. В соответствии с показанными результатами они распределяются в группы по 4 человека для участия в финальной гонке, проходящей по олимпийской схеме (с выбыванием);

Спидскиинг (от англ. speed - "скорость" и ski - "лыжи") - соревнования по спуску на лыжах по прямой, хорошо подготовленной трассе. Цель - пройти дистанцию с максимальной скоростью. Особенности экипировки - на носках лыж размещаются свинцовые пластины, перед креплениями устанавливаются рукоятки, позволяющие легко сохранять положение глубокого приседа, на плечах спортсмена закрепляется надувной обтекатель. Максимальная скорость, развитая лыжником при данном виде спуска, зарегистрирована в 1999 году - 248,105 км/ч. Это достижение принадлежит спортсмену из Австрии Харри Эггеру.

Телемарк (от англ. Telemark - "поворот с выпадом на лыжах") - вид горнолыжного спорта, зародившийся в провинции Телемарк (Норвегия) благодаря усилиям Сондре Норхейма (Аверсена), который сумел систематизировать знания и техники спуска с гор. В экипировку для телемарка, кроме традиционных лыж с телескопическими палками, входит специальный шест (лург).

Фрирайд (от англ. free rclasse - "свободная езда") - спуск, проводящийся на горных лыжах вне подготовленных трасс (лучше всего по нетронутому снегу). Главные опасности данного вида катания - опасность схода лавин и сложности при оказании медицинской помощи в случае получения травмы. Потому спортсмен-фрирайдер должен быть не только хорошо подготовлен физически, но и соответственно экипирован, ознакомлен с правилами поведения на горном склоне. В некоторых случаях обязательны услуги опытного гида.

Виды катания:

Облегченный фрирайд - спортсмены поднимаются на гору на подъемниках, после чего спускаются по нетронутому снегу;

Бэккантри (от англ. back country - "удалённая местность") - спуск по целинному снегу, которому предшествует восхождение на горы, не оборудованные подъемником;

Ски-тур (от англ. ski - "лыжи", tour - "путешествие, поход") - поход, предусматривающий периодическое восхождение на горы и спуск по снежной целине на специальных облегченных лыжах;

Хели-ски (от англ. heli - "вертолет" и ski - "лыжи") или хелибординг (от англ. heli - "вертолет" и board - "доска") - лыжников забрасывают на вершину горы на вертолете. В некоторых местах данный вид фрирайда запрещен;

Сноумотобординг - катание на лыжах по снегу с использованием снегохода (мотоцикла) как тягловой силы (принцип водных лыж).

Также выделяют такие стили катания на лыжах:

Туристическое катание (Allround - англ. "универсальный", Recreation - англ. "отдых, восстановление сил, развлечение") - не разделяется на уровни, не характеризуется четко выраженными техниками. Чаще всего люди, выбирающие данный стиль катания, не стремятся к достижению спортивных результатов, а просто стараются извлечь максимум пользы и удовольствия от самого процесса спуска на лыжах со сверкающего белизной заснеженного склона;

Фрирайд - катание вне подготовленных трасс. Выделяют два направления фрирайда: собственно фрирайд, предполагающий катание в любых условиях (по мягкому и жесткому снегу, льду, камням и т.д.) и "паудер" (от англ. powder - "пудра") - спуск по глубокому пушистому снегу. Иногда в процессе спуска фрирайдеры не только совершают прыжки с различного рода возвышенностей, используя их как трамплины, но и выполняют разнообразные акробатические трюки;

Фанкарвинг или экстремальный карвинг (от англ. carving - "резать") - спуск с горы на специальных карвинговых лыжах, включающий в себя крутые повороты (не только в стороны, но и по кругу). Отличия в технике - строго резаные повороты, широкое ведение лыж с глубоким наклоном внутрь поворота, отказ от использования лыжных палок.

Нью Скул фристайл, фристайл "новой школы", современный фристайл - катание, предусматривающее выполнение различного рода трюков, прыжки с трамплинов, катание в желобе (хафпайпе), катание по перилам и рельсам.

Горные лыжи - наиболее травмоопасный вид спорта, особенно для детей. Нет, в детском горнолыжном спорте травмы чрезвычайно редки, поскольку и экипировку опытные тренеры правильно подбирают, и спускаются по склону юные спортсмены по одному (что исключает потенциальную возможность столкновения с другим лыжником). На более высоком уровне, у спортсменов постарше травмы действительно имеют место. Причин несколько: неправильно подобранные и настроенные крепления лыж (ведь чаще всего любители занимаются этим самостоятельно, считая себя достаточно компетентными, результат - вывихи и переломы после падений); переоценка своих сил; плохая организация движения на склоне, в результате чего катающие сталкиваются на полной скорости. Именно поэтому как начинающие спортсмены, так и профессионалы обязаны соблюдать правила FIS: быть внимательным к другим лыжникам; контролировать скорость и способ спуска, а также правильно выбирать траекторию движения; избегать остановок в плохо просматриваемых узких местах, проявлять внимание к знакам. В то же время, согласно статистике, горнолыжный спорт гораздо менее травмоопасен, чем, например, хоккей или футбол.

Слалом зародился в Норвегии. Действительно, спуск по горным склонам с древних времен был чрезвычайно популярным в Норвегии - издавна местные жители соревновались между собой в мастерстве скоростного спуска с гор в Хопменколлене вблизи Христиании (ныне - город Осло). На соревнованиях, которые проводились в 1767 году, было разыграно 4 приза среди лыжников, перед которыми ставилась задача: пройти по склону, поросшему кустами и деревьями, стараясь не упасть и не поломать лыжи. Еще за 6 призов вели борьбу смельчаки, спускавшиеся с крутого склона без помощи лыжных палок. В те времена не проводилось разграничение между лыжным и горнолыжным спортом - техника горных лыж начала складываться несколько позже, в норвежской губернии Телемарк. В 1875 году в той же норвежской Христиании был основан первый в мире горнолыжный клуб, а в 1877 году при клубе открылась горнолыжная школа. В 1879 году были проведены первые горнолыжные соревнования на горе Гусби недалеко от Христиании. Однако некоторые специалисты считают, что основоположниками горнолыжного спорта были жители Австрии - ведь именно в Альпах с 1905 года начали проводиться официальные соревнования по данной спортивной дисциплине.

Лыжный фристайл появился в начале прошлого века. Действительно, принято считать датой рождения данного вида горнолыжного спорта 1930 год - именно тогда норвежские лыжники стали включать в программу тренировок по беговым и горным лыжам акробатические трюки. Однако некоторые исследователи настаивают на том, что первый акробатический прыжок на лыжах был совершен еще в 1860 году. К этому можно добавить, что разработал лыжную акробатику в 50-х годах прошлого века Стейн Эриксон, а соревнования по фристайлу, как альтернатива традиционным горнолыжным дисциплинам, начали проводиться с начала 60-х годов. В 60-70 гг лыжный фристайл (вначале именовавшийся "хот-доггинг") продолжал развиваться, и вскоре из одной дисциплины, предполагающей демонстрацию техники и выполнение трюков по собственному выбору, выделились три современных направления - могул, лыжная акробатика и лыжный балет.

Сперва появился новый стиль катания - карвинг, а потом уж - соответствующий инвентарь. Это не так. Вначале были созданы лыжи с новой (карвинговой) геометрией, и лишь несколько позднее появились люди, старающиеся использовать все возможности новой модели особой формы, порой снабженной пластинками-лифтерами, позволяющими поднять ботинок над поверхностью снега на 8-10 см, что идеально подходит для экстремального карвинга.

Экипировка горнолыжника чрезвычайно дорога. Безусловно, профессиональные спортсмены тратят на экипировку довольно внушительные суммы. А начинающему лыжнику достаточно приобрести крепкий шлем, качественные горнолыжные ботинки (максимум 100 €) и удобную теплую одежду. Лыжи, палки, крепления и т.д. поначалу можно не покупать - все это предоставляется в спортивных школах и секциях. Со временем, набравшись опыта, можно приобретать и собственный инвентарь, стоимость которого - около 250 €, а если комплект б/у - то и в 50 € можно уложиться.

Лучше всего начинать заниматься горнолыжным спортом с 11-12 лет. Возрастных ограничений в данном виде спорта нет. Начинать можно и в 4-6, и в 11-12, и в 14-15 лет. Да и пенсионный возраст отнюдь не помеха для занятий горными лыжами.

Горнолыжным спортом могут заниматься только люди здоровые, обладающие большой физической силой и выносливостью. Конечно, если речь идет об экстремальном катании, без хорошей подготовки не обойтись. А для овладения азами данного вида спорта физические данные не важны (в некоторых случаях на лыжи вставали люди с почти полностью атрофированными мышцами, довольно почтенного возраста - и достигали немалых успехов) - интеллект гораздо важнее. В горнолыжные школы, как правило, принимают всех желающих, и только от самого человека зависит, насколько он продвинется в овладении всеми тонкостями данного вида спорта.

Горные лыжи - занятие для богатых. Напротив, это один из самых демократичных видов спорта. Во многих горнолыжных школах и секциях тренировки бесплатные либо же стоят не так уж дорого (хотя в некоторых "раскрученных" местах цены действительно заоблачные), да и на летние сборы в горах попадают все воспитанники, вне зависимости от толщины кошелька родителей. Правда, официальные спортивные школы не всегда удобно расположены, но щадящий график занятий позволяет мириться с этой проблемой. Единственный минус - для того, чтобы кататься круглый год, действительно следует иметь довольно крупную сумму денег. Если же таковой нет - приходится привыкать к сезонным перерывам в тренировках.

Наиболее престижными считаются спортивные лыжи. Из всего разнообразия спортивных лыж (лыжи для слалома, слалома-гиганта, супергиганта, скоростного спуска, фристайла) для любителей подойдут лыжи для слалома-гиганта, хотя при соответствующей подготовке лыжники, отдающие предпочтение высоким скоростям и не боящиеся жестких склонов, могут воспользоваться слаломными лыжами и лыжами для могула (спуска по буграм). При этом следует помнить, что спортивные лыжи рассчитаны, как правило, на высокие скорости, леденистые трассы, потому непрофессионалу катание на них удовольствия не принесет. Проще всего приобрести универсальные лыжи, имеющие в дизайне все атрибуты спортивных (например, надписи competition, equip, racing, и т.д.). Изделия такого рода легко управляемы, позволяют при спуске развивать довольно приличную скорость и, одновременно, служат средством удовлетворения амбиций владельца.

Лыжникам-любителям и начинающим спортсменам подойдут туристские лыжи. Это действительно так, однако следует учесть, что данный вид спортивного инвентаря подразделяется на несколько групп:

лыжи для детей и юниоров - отличаются высокой управляемостью на небольших скоростях и легкостью выполнения поворотов;

лыжи для прогрессирующих лыжников разработаны специально для агрессивных лыжников, цель которых - самосовершенствование в данном виде спорта;

лыжи "эксперт" подходят для спуска по различным трассам с разным состоянием снегового покрова. Они высокопослушны, стабильны в поворотах, и рассчитаны на довольно опытных лыжников;

лыжи для спортсменов-любителей и лыжи для спусков по бугристым трассам отличаются хорошей управляемостью (даже на жестком снегу) и меньшей чувствительностью к техническим погрешностям по сравнению со спортивными моделями. Однако на леденистых трасах, на больших скоростях такие лыжи проявляют себя хуже, чем спортивные;

специальные виды горных лыж - специально разработанные максимально облегченные изделия для горнолыжных походов (ски-тур), для экстремальных спусков по крутым склонам (ски-экстрим), для спусков по целинным склонам и для техники телемарк.

Выбирая лыжи нужно учитывать длину, жесткость и спецификацию изделия, остальные параметры значения не имеют. Это не совсем так. Чтобы избежать некоторых досадных недоразумений в будущем, кроме вышеупомянутых параметров следует обратить внимание на радиус бокового выреза, который наиболее приемлем для избранного вами способа катания.

Для радикального карвинга лучше всего приобретать лыжи с минимальным боковым вырезом (желательно около 10 м), идеальный выбор - лыжи для крав-слалома, радикального карвинга или модели помягче, геометрия которых в целом соответствует лыжам для спецслалома. Лыжные палки в этом виде спорта почти не нужны, а вот перчатки с усиленной кевларом ладонью очень даже пригодятся;

Для ски-кросса, слалома, слалома-гиганта следует остановить свой выбор на изделии, радиус бокового выреза которого составляет не менее 15 метров (если, конечно, вы не ставите перед собой цель проходить слаломные повороты с максимальной скоростью - в этом случае придется использовать лыжи с радиусом 10-12 м). А чтобы добиться ширины и плавности очерчивания дуг, нужно покупать модель с радиусом 16-18 м. Хорошо, конечно, приобрести самую последнюю, усовершенствованную модель, однако учтите, что такие лыжи чрезвычайно требовательны к трассе и, чтобы кататься на них, следует обладать довольно высоким уровнем мастерства;

Если ваш выбор - сноупарк или Нью Скул, - при покупке лыж отдайте предпочтение модели с загнутыми пятками и минимальным собственным радиусом. Однако следует отметить, что чем меньше радиус - тем сложнее приземляться после прыжка;

Для универсального катания по разбитым нецивилизованным склонам (фристайла) вне специально проложенных трасс лучше всего подойдут лыжи для фрирайда и универсальные модели для карвинга (например, allmountain - от англ. "лыжи для всей горы"). Радиус бокового выреза модели не должен превышать 20 м, чтобы при переходе на подготовленный склон вам не пришлось менять лыжи;

Для могула предпочтительны (но отнюдь не обязательны) могульные лыжи с достаточно мягким носком, средним уровнем жесткости, узкие, имеющие радиус бокового выреза от 20 до 25 м.

Лучше всего в начале обучения отдать предпочтение лыжам покороче. Не обязательно. При выборе лыж кроме уровня подготовки лыжника (новичок, среднего уровня, спортсмен) учитывается его комплекция и телосложение (крепкий и коренастый или худой и высокий), возраст, пол, а также намерения. Например, короткие лыжи (мини) лучше всего подойдут для эволютивного (последовательного) обучения, предусматривающего частую смену лыж от длины 100-135 см до 160 см.

Лыжи compact (компакт), длина которых составляет от 150 до 190 см., отличаются высокой маневренностью даже на глубоком снегу, узкой талией, дающей немало преимуществ на поворотах, а потому идеально подходят для освоения резаного скольжения. Кроме того, следует учесть, что самые короткие лыжи наиболее управляемы, но при спуске по жесткому леденистому склону на больших скоростях предпочтительны более длинные лыжи.

Подбирая длину лыж, обязательно принимайте во внимание рекомендации изготовителя. В соответствии с номограммой вы легко сможете определить нужную вам длину изделия, просто прочертив линию через показатели, соответствующие вашему росту и весу. При этом следует сделать поправку на уровень подготовленности (начинающий лыжник должен остановить свой выбор на изделии, расположенном на строку ниже, опытный и агрессивный - на строку выше полученных параметров) и пол (женщинам подойдут лыжи, расположенные на две строки ниже указанных в номограмме для их роста и комплекции).

Самые дорогие лыжи - спортивные. Чаще всего это действительно так. Однако порой цена туристических лыж класса "эксперт", при создании которых используются последние достижения в технологии производства данного вида спортинвентаря, может быть более высокой.

Для первых шагов в освоении фрирайда подойдут специализированные лыжи "начального уровня". Это не совсем так. Успешность процесса освоения фрирайда во многом зависит от качества используемой экипировки. А качественное снаряжение для данного вида горнолыжного спорта, в частности, младшие фрирайд-модели, мало подходят и для обучения, и для обычного катания по подготовленным склонам. Потому на начальных этапах следует остановить свой выбор на лыжах категории фрирайд-фристайл (FR/FS), вполне подходящих как для освоения искусства катания вне трасс, так и для простого катания. Причем рекомендуется выбирать лыжи меньшей ростовки, чем указана в номограмме для ваших физических параметров - с ними новичку будет легче справляться.

Жесткость лыж одинакова по всей длине изделия. На самом жесткость распределяется по длине лыжи по-разному, в зависимости от типа и назначения спортивного инвентаря. Например, у слаломных и спортивных лыж центральная часть (конек) более мягкая, чем у лыж для слалома-гиганта. А у туристских центральная часть жестче, а носок и задник мягче, чем у спортивных лыж. Такие особенности конструкции обусловлены спецификой склонов, на которых те или иные лыжи будут использоваться (скажем, туристические лыжи предназначены для катания по более мягкому снежному покрову, спортивные рассчитаны на скольжение по более жесткой, хорошо утрамбованной поверхности специально подготовленной трассы). А более мягкие пятка и носок лыж для сноупарка предназначены для того, чтобы сделать приземление после прыжка максимально комфортным.

Неопытному лыжнику трудно определить качество лыж и правильно подобрать нужную жесткость изделия. Действительно, поначалу лучше всего обратиться к опытному инструктору в секции, горнолыжном клубе или на туристической базе. Но способы проверить качество изделия существуют, и знать о них обязан даже начинающий спортсмен. Во-первых, лыжи должны быть ровными, не деформированными. Если при резком сдавливании лыж, поставленных друг к другу скользящими поверхностями, слышен глухой звук - перед вами изделие хорошего качества. Мягкость лыж также легко проверить. Для этого следует поставить их вертикально скользящими поверхностями друг к другу и большим и указательным пальцами одной руки попытаться сжать лыжи в центральной части. Обычно при нормальной жесткости такого усилия достаточно для соприкосновения изделий. Однако следует помнить, что данным способом невозможно определить распределение жесткости по длине лыжи, а ведь именно этот фактор влияет на их маневренность. Например, мягкие лыжи (особенно снабженные мягким носком) более маневренны, а более жесткие - просто находка для энергичного лыжника.

Опытные спортсмены чувствуют даже небольшую разницу в конструкции лыж. Это действительно так. Установлено, что хороший специалист вполне способен ощутить даже такие изменения, как 5% жесткости, 2% длины и 4% ширины изделия. Ведь с уменьшением длины лыжи на 10 см ее вес снижается почти на 130 грамм, ширина уменьшается на 1мм, а жесткость увеличивается на 3%. Однако разницу между качественными и посредственными изделиями могут ощутить даже начинающие лыжники.

Все лыжи загнуты только спереди. Нет, существуют лижи твин-тип (англ. twin tip - "два конца"), по конструкции напоминающие сноуборд и загнутые как спереди, так и сзади. Такая особенность конструкции позволяет скользить как лицом, так и спиной вперед. Чаще всего твин-тип используют в могуле и некоторых разновидностях фристайла.

Покупка наиболее дорогих лыж - залог достижения успеха в овладении умениями и навыками горнолыжного спорта. Это не так. За деньги можно приобрести хороший инвентарь и нанять тренера-профессионала, а вот знания, умения и навыки приходят в процессе практических занятий, причем в течение довольно длительного времени.

На лыжах можно кататься в любой одежде, лишь бы она была удобной и теплой. На начальных этапах обучения действительно можно одеваться как угодно. Однако позже, когда возросший уровень мастерства позволит вам уделять занятиям горными лыжами довольно продолжительное время, следует позаботиться о том, чтобы такие занятия проходили в максимально комфортных условиях, что напрямую зависит от правильного подбора экипировки. Например, нижнее белье из хлопка хорошо впитывает пот, вследствие чего долго остается сырым. Это приводит не только к дискомфорту, но и к переохлаждению. А вот белье из синтетических тканей (полартека, полиэстера) обладает меньшей гигроскопичностью, следовательно, больше подходит лыжникам и сноубордистам. Выбирая носки, также лучше всего отдать предпочтение изделиям из полиамида, полипропилена, полиакрила или же комбинации шерсти с эластаном (лайкрой). Кроме вышеперечисленных деталей экипировки следует приобрести теплую флисовую кофту, а при покупке костюма проследить, чтобы подкладка была изготовлена из материи класса WindBloсk или WindStop - в этом случае вы будете надежно защищены от холодного ветра.

Кататься в Альпах очень дорого, потому следует отдать предпочтение горнолыжным курортам Кавказа. Действительно, посещение Домбая обойдется вам примерно в два раза дешевле равноценной по длительности поездки в Альпы. Однако учтем разницу в сервисе. Ведь любой горнолыжник, будь то профессионал или любитель, отправляется в горы, по большому счету, ради одного - покататься. Следовательно, оплачиваться должно проживание и время катания. Как с этим обстоят дела на различных горнолыжных курортах? На альпийских курортах время спортсмена распределится примерно так: 10% - стояние в очереди, 45% - подъем на склон, 45% - спуск. А на Кавказе, из-за огромных очередей на подъемник, время распределяется следующим образом: стояние в очереди - 30 минут (т.е. 60%), подъем - 10 минут (20%), спуск - 10 минут (20%). Из всего вышесказанного делаем вывод: в Альпах время чистого катания почти вдвое превышает таковое на горнолыжных курортах Кавказа. К этому стоит также прибавить разнообразие альпийских трасс и высокоорганизованный сервис для детей, чем отечественные курорты, увы, пока не могут похвастаться.

Пребывая на горнолыжном курорте, нужно начинать кататься с первого же дня. Это не так. Учтите, что в горах более разреженный воздух, потому следует повременить хотя бы один день, давая организму возможность адаптироваться к недостатку кислорода. Кроме того, обязательно устраивайте себе дни отдыха, посвятив их экскурсиям или посещению оздоровительных процедур.

Если регулярно посещать спортзал или фитнес-клуб, на горнолыжном курорте не почувствуешь дискомфорта - ведь мышцы основательно подготовлены к предполагаемым нагрузкам. К сожалению, это не так. Дело в том, что при занятиях спортом тренируются одни группы мышц, а когда человек встает на лыжи (сноуборд) - включаются в работу другие, чаще всего не особо тренированные мускулы. Потому на второй день после катания боли в теле наблюдаются у многих начинающих спортсменов. Чтобы свести вышеупомянутый болевой эффект к минимуму, следует в первый день кататься не более 60 минут, в последующие дни удлиняя время пребывания на склоне на 30-50 минут. Если боль все же возникла - помогут некоторые медицинские препараты. Например, "АЕ-вит", обезвреживающий вещества, вызывающие мышечную боль. Также положительное воздействие окажет посещение сауны или принятие горячей ванны с морской солью, с последующим растиранием тела и нанесением на кожу противовоспалительной мази ("Финалгон", "Фастум-гель" и т.д.). Вышеуказанные способы помогут максимум через 2 дня устранить болевые ощущения в мышцах.

Тем, кто не умеет кататься на лыжах, ехать в горы ни к чему. Как и любой другой курорт, горнолыжный, кроме катания на лыжах, предоставляет отдыхающим довольно широкий набор дополнительных услуг: катание на коньках и санках, конные прогулки и пешие экскурсии, спа-процедуры и т.д. Кроме того, несколько дней пребывания на свежем воздухе, среди живописной природы поможет вам укрепить здоровье, избавиться от стрессов, забыть о тревогах и бытовых проблемах, сгармонизировать распорядок дня.

Иван Орегоне установил рекорд скорости передвижения на горных лыжах — теперь он составляет 254,958 км/час. Новый рекорд был установлен на альпийских склонах французского курорта Варс.

Влияние зимы ещё очень сильно ощущается в северном полушарии, особенно в горных его районах, где ещё полным ходом продолжается лыжный сезон. И когда некоторые любители лыж с удовольствием совершают неспешные пробеги, другие, быстро спускаясь по склонам, с удовольствием ощущают, как морозный ветер обдувает разгорячённое лицо.


Вот и итальянский любитель скоростных спусков на лыжах Иван Орегоне в компании со своим братом Симоном и французом Билли Симоном взяли своё снаряжение и отправились попытать счастья на склонах Варс. И всем троим удалось преодолеть скоростной порог в 250 км/час (155,37 мили в час). Но первым из них оказался Иван, который и установил мировой .

Наблюдая за тем, как Иван Орегоне взял старт на горном склоне, создаётся впечатление, что это совсем несложно. Однако просмотр видео, снятого с вертолёта, убеждает в обратном. Вид очень крутого спуска поневоле заставляет содрогнуться. Как стало известно, крутизна нисходящего уклона позволяет достигать безумного ускорения, сопоставимого с тем, которое развивает .

Ивану для развития скорости от 0 до 200 км/час (124,3 мили в час) понадобилось всего пять с половиной секунд. А ведь спортсмен, в отличие от пилотов F1 , надёжно закреплённых на своих местах, открыт ветру и снегу, несущимся навстречу. При этом он должен стараться устоять на ногах, находясь в положении, обеспечивающим наилучшие .