Клейдесдаль - красивые тяжеловозы англии. Лошади породы клейдесдаль (шотландский тяжеловоз): фото, описание, история происхождения Происхождение породы и этапы племенной работы

Сегодня отношение к лошадям совершенно иное, чем сотни лет назад. С появлением мощных грузовиков и большого числа различных видов современной сельскохозяйственной техники эти четвероногие труженики стали менее востребованными. Однако всё-таки они ещё остаются популярными, даже несмотря на то, что интерес к ним снизился. Среди существующих пород особо стоит выделить шотландского пони, которая относится к самым многочисленным в мире. Эту лошадь можно встретить на разных континентах нашей планеты - в Европе и Азии, Африке и Австралии, а также Америке.

Происхождение

Родиной этой породы является шотландский архипелаг, который разделён с одной стороны Северным морем, а с другой - Атлантическим океаном. Это самая крайняя северная точка Британских островов. В этом архипелаге сосредоточено 18 рифов и островов, среди которых только 24 считаются обитаемыми. Место, где был впервые обнаружен шетлендский пони, не располагает к активному заселению. Причиной тому являются неблагоприятные условия - множество пустынь, скалистые сопки, суровый климат, скудная растительность, множество заболоченных участков, постоянная сырость и сильные ветры.

Хотя об этой породе известно достаточно давно, до сих пор учёные не имеют точных сведений о ее происхождении. Согласно историческим документам, первые образцы этой породы были обнаружены в 500 году нашей эры. Предполагается, что тогда это были потомки тундровых пони, которые эмигрировали в эту часть планеты из Скандинавии 10 тыс. лет назад.

Но также есть и другая версия происхождения шотландского пони. Ученые не исключают, что на острова в I-IV веках пони были завезены пиктами, который является самым древним народом Шотландии. В те далекие времена местность было очень лесистой и располагала к разведению этой породы. Однако в период с IX по X век в этом регионе сильно поменялся климат, что привело к полному исчезновению пони. К столь условиям смогли приспособиться лишь некоторые животные - овцы, полевые мыши, ежи и шетлендский пони. За долгие столетия эта порода эволюционировала и на сегодняшний день они представляют собой рослых, выносливых с крепкой конституцией животных.

Поскольку долгое время шетлендский пони жил изолированно, разведение этой породы происходило между соплеменниками. При этом неоднократно делались попытки скрестить ее с обычными лошадями, однако ничего из этого не вышло.

Описание

У шетлендского пони имеется ряд характерных признаков, по которым их можно легко распознать. Выглядят они как тяжеловозы в миниатюре. У породистого представителя можно выделить следующие черты:

Размножается так же, как и обычные лошади. Поскольку конематки достаточно миниатюрные, во время родов желательно присутствие опытного ветеринара. От конематки чаще всего появляются на свет один или два жеребенка. При подборе кандидатов для скрещивания придерживаются общих правил разведения сельскохозяйственных животных. Шетлендский пони - мощная лошадь с хорошо развитым крупом. С учетом ее веса она может перевозить груз, вдвое превышающий тот, который могут осилить ее рослые собратья.

Особенности

Для получения более полного представления о породе перечислим отличительные черты шетлендского пони:

Некоторые владельцы, особенно малоопытные, относятся к жеребятам шетлендского пони неправильно, воспитывая их неподходящим образом. В возрасте 3 лет они получают взрослое животное массой 200 кг и высотой при подъеме на дыбы до 2 м, которого очень трудно заставить повиноваться. Поэтому необходимо с раннего возраста проявлять строгость в воспитании представителей этой породы. Хозяева должны добиваться от животных полного и беспрекословного послушания.

Особого внимания заслуживает заездка под седло. С этим возникают трудности, а связано это с особенностями строения маленькой лошади с круглыми боками. Она в отличие от других животных более верткая, поэтому лишь опытный наездник сможет удержаться на ней.

Чтобы приучить лошадь к езде под седлом, на ней сначала ездят в тележке. После того, как животное начнет подчиняться поводу и голосовым командам, а для этого требуется примерно месяц , с ней осваивают езду под верх.

Разведение

Хотя на протяжении всего времени небольшие животные пользовались большой популярностью, конезаводчиков мало беспокоил вопрос чистоты представителей этой породы. Первые эксперименты по разведению шетландского пони с правильным отбором начали проводиться лишь в 1870 году. Пионером в этом начинании стал поклонник лошадей лорд Лондондерри, который решил построить на острове Брессей конный завод по разведению пони. Началась серьезная работа по отбору кандидатов, которые должны были обладать не только определенными рабочими качествами, но и иметь необходимый экстерьерный тип.

Учитывая значительный вклад Лондондерри в разведение этой породы, появившееся впоследствии общество по разведению шотландских пони внесло этого производителя в первый том племенной книги. Несмотря на то, что предприятие просуществовало недолго и прекратило свою работу уже в 1899 году вследствие снижения интереса к пони, сегодня все еще можно встретить современных чемпионов этой породы, у которых в родословной значится немало знаменитых производителей легендарного завода.

До XIX века разведением шотландского пони занимались только с участием представителей этой породы. Когда же у производителей возникла цель использовать пони в качестве верховых лошадей, им потребовалось увеличить рост животных. Это привело к проведению ряда экспериментов, которые позволили вывести несколько внутрипородных типов или отродий:

Сэмбергское

Один из первых экспериментов был организован в 50-ых годах 19 века на полуострове Сомберг и южном побережье острова Майнланд, где было решено скрестить шотландских пони и норвежских фьордских жеребцов. Полученное от родителей потомство имело высоту в холке 130 см.

Фитларское

Этот тип появился в результате скрещивания шотландского пони с выводным арабским жеребцом. В результате на свет появились жеребята высотой 120 см.

Американский шетленд

Этот тип удалось создать посредством скрещивания шотландских кобыл с жеребцами породы хакнэ, а затем добавления к ним крови арабской и чистокровной верховой породы. У выведенного таким путем потомства высота в холке достигала 130 см.

В результате проведения подобных опытов по скрещиванию появилось два новых класса породы:

  • А», или базовый тип. Его представителями являются животные с высотой в холке не более 107 см;
  • «Б», или облагороженный тип. К нему относятся особи ростом от 170 до 120 см.

Активное распространение породы по континентам началось в период с конца XIX до начала XX веков. Причём на сегодняшний день наблюдается ситуация, что в других странах популяция этой породы превышает ее численность на исторической родине.

Чтобы создать благоприятные условия для шотландских пони, необходимо исключить в помещении сырость, сквозняки, обеспечить высокую подстилку, качественный корм, чистую воду и ежедневный моцион. В процессе ухода за представителями породы не требуется проведения специальных мероприятий. Это довольно неприхотливые животные, очень выносливые, которые могут питаться на пастбищах максимально возможное время. При содержании шотландского пони в конюшнях необходимо регулярно стричь густую шерсть. Миролюбивый характер позволяет содержать в одном деннике сразу двух животных.

Для нормального развития необходимо обеспечить животных правильным рационом, основу которого должно составлять сено или пастбищная трава. Овес давать лошадям нежелательно из-за риска аллергической реакции. При содержании животных в конюшне их нужно каждый день чистить. Шотландских пони не требуется ковать. Мероприятия по ветеринарной обработке полностью аналогичны тем, которые проводятся с обычными лошадьми.

Заключение

Шетландских пони незаслуженно обходят вниманием животноводы, хотя они обладают достаточным количеством качеств, чтобы быть востребованными так же, как и традиционные породы. Хотя они и проигрывают по росту обычным лошадям, сегодня выведено немало специальных типов в рамках шетландского пони, которые могут рассматриваться в качестве альтернативы им. В любом случае перед тем как заниматься разведением этих лошадей, необходимо изучить их особенности. Тогда эта порода не только не разочарует, но и принесёт немалую выгоду от их содержания.

Как и в случае со многими другими породами, о происхождении клейдесдалей ходит несколько историй. Многие шотландцы верят, что эти лошади появились в результате долгой селекционной работы на основе исключительно местных пород. Существование такой «патриотической» версии вполне понятно, ведь клейдесдали - национальная гордость Шотландии. Впрочем, действительность, по всей видимости, была несколько сложнее.

Традиционно считается, что история породы насчитывает около 300 лет, и появилась она в результате скрещивания местных упряжных пород с тяжеловозными лошадьми, завезенными из ненавистной Англии. Причем у ее истоков стоят два совершенно непохожих человека: герцог и фермер, которые не могли пересечься при жизни, но зато оставили общий след в истории. Шестой герцог Гамильтонский был истинным английским аристократом и, соответственно, горячим поклонником лошадей. Именно он привез в графство Клейдесдаль - современный Ланкашир - несколько бельгийских тяжеловозов. Впрочем, создавать новую породу тогда никто не планировал, а фламандцев герцог использовал просто в качестве поощрения для своих крестьян: заполучить жеребенка от сильного и красивого бельгийского тяжеловоза было настоящей мечтой для любого человека, работающего на земле. Именно так началось смешивание фламандских и местных шотландских кровей.

Вторым основателем породы стал Джон Паттерсон, фермер из Лохлиоха. Он привез в Клейдесдаль всего одного бельгийского тяжеловоза, но зато распорядился им настолько удачно, что смог создать устойчивую популяцию лошадей, походивших по сохранившимся описаниям на современных клейдесдалей. Это были чалые животные с белыми отметинами на ногах и животе, которые позднее, кстати, стали считаться чуть ли ни признаком чистоты породы.

Неудивительно, что новые лошади - сильные, мощные и очень красивые - стали быстро набирать популярность среди фермеров и горняков Ланкашира. К концу XVIII века о шотландских тяжеловозах узнали в северной Англии, где к формирующейся породе отнеслись с большим интересом.

Победным маршем по империи

XIX век стал важнейшим этапом в истории молодой породы. Британия находилась в зените своего могущества, и к концу столетия клейдесдалей можно было встретить даже в самых медвежьих уголках империи. А возможным это стало благодаря самоотверженной деятельности Лоуренса Дрю и Дэвида Риддела, положившим жизнь на совершенствование породы и ее официальное признание.

Первым клейдесдалем сегодня считается Глансер 335, рожденный в 1806 году. Именно его потомков: великолепного Принца Уэльского 673 и Дарнлея 222, а также шайров использовали в своей работе Лоурэнс и Дэвид. В 1877 году их усилиями было основано Общество клейдесдальских лошадей (CHS), а спустя год появилась первая породная книга. К этому времени шотландские тяжеловозы уже экспортировались за пределы Британских островов в доминионы викторианской империи, причем особую любовь клейдесдали снискали в Австралии и Новой Зеландии, где их использовали в сельском хозяйстве и на рудных разработках. Интересно, что австралийцы, хорошо знающие, с какими трудностями приходилось сталкиваться первым переселенцам, никогда не упускают возможности воздать должное трудолюбивым животным и до сих пор любят повторять: «Эти лошади создали нашу страну!»

Только по официальным данным CHS с 1884 по 1945 гг. из Британии было вывезено более 20 тыс. клейдесдалей. Многие из них направлялись не только в британские владения, Европу или Россию, но и в Америку, где в это время шло быстрое освоение новых территорий. И хотя первые на континенте шотландские тяжеловозы появились в Канаде, именно США было суждено стать для них второй родиной. В 1879 г. была основана Американская ассоциация клейдесдалей (АСА), и к началу 90-х гг. XIX в. поголовье клейдесдалей в США насчитывало уже тысячи лошадей.

Начало XX века не принесло каких-то существенных изменений, разве что прилитие шайрской крови стало более активным, в результате чего клейдесдали немного увеличились в размерах. Популярность шотландских тяжеловозов росла по всему миру. В основном это было связано с интенсивным развитием сельского хозяйства и добывающей промышленности, которая еще не могла обойтись без гужевого транспорта. В 1911 году за пределы Британских островов было вывезено 1617 жеребцов - абсолютный рекорд!

На грани исчезновения

Тогда никто не мог предположить, что спустя всего несколько десятилетий клейдесдалей будет не сыскать днем с огнем, а сама порода окажется на грани вымирания. Началось все с Первой Мировой войны. Клейдесдали, будучи отличными упряжными лошадьми, быстро привлекли внимание военных и в большом количестве мобилизовывались для нужд фронта. Четыре кровавых года сильно ударили по поголовью шотландских тяжеловозов, но и окончание бойни в Европе не принесло спасения, так как начавшаяся с 20-х гг. быстрая механизация сельского хозяйства выбила из под истерзанной породы последнюю опору. Лошади, даже такие сильные и выносливые, не могли тягаться с тракторами, а красота клейдесдалей волновала в ту пору очень немногих... Где-то тяжеловозов отправляли под нож, а где-то - например, в Австралии - просто отпускали на волю. Но результат обычно всегда был один - смерть. С 1921 по 1941 гг. только в одних США численность шотландских тяжеловозов сократилась более чем на 4000 голов. Грянувшая на этом фоне Вторая Мировая лишь по счастливой случайности не поставила окончательную точку в истории клейдесдалей. В 1946 году в Англии оставалось еще около двухсот лицензированных жеребцов, но в 1949 году их число сократилось до 80, а процесс не прекращался…

Надежда на возрождение

В 1975 году было официально признано, что уникальная порода находится на грани исчезновения, и с этих пор началась активная работа по восстановлению поголовья шотландских тяжеловозов. Сегодня порода еще не вышла из зоны риска, но возросшая популярность деревенского экотуризма и появляющийся в последнее время интерес к традиционным способам ведения хозяйства позволяют с оптимизмом взглянуть на будущее тяжеловозов вообще и клейдесдалей в частности. Об этом свидетельствует и успех многочисленных шоу клейдесдалей, проводящихся сейчас как на их родине в Шотландии, так и в Америке.

Особенно большой восторг огромные шотландцы вызывают у детей. Неудивительно, что за последние годы эти красавцы появились во многих туристических центрах на семейных фермах. Остается надеяться, что сегодняшнее робкое возрождение не будет прервано каким-нибудь очередным ударом судьбы, и у этих великолепных лошадей появится предсказуемое будущее. В том числе и в России, где, как известно, они распространены еще с дореволюционных времен и внесли большой вклад во многие советские породы.

Экстерьер

Клейдесдали славятся своей красотой, силой и универсальностью. Эти спокойные гиганты - шотландские тяжело- возы - могут достигать 180 см в холке и весить более тонны - отличаются крупной головой с несколько горбатым носом, небольшими ушами, тяжелой челкой и выразительными глазами. Шея у клейдесдалей короткая, сильная и немного изогнута. Грудь и плечи - мощные и заметно обмускулены, спина короткая, холка хорошо обозначена. Ноги очень сильные, с хо- рошо оформленными суставами, большими фризами и крупными копытами, которые в диаметре обычно раза в два больше копыт хорошо знакомых нам легких верховых лошадей.

Двигательные качества клейдесдалей оцениваются в основном на рыси, которая для таких гигантов очень энергична и создает незабываемое впечатление. На галопе шотландские тяжеловозы быстро устают, да он им и не нужен.

Традиционные для этих лошадей масти - чалая (особенно в самой Шотландии), рыжая, вороная и, конечно, различные оттенки гнедой. Характерной особенностью клейдесдалей являются большие белые отметины на голове, ногах и животе. Шикарные фризы на ногах обычно также белого цвета, хотя бывают окрашены и в основную масть. Изредка одна или сразу несколько ног могут оставаться темными. Генетически белые пятна на теле клейдесладей связаны с геном оверо, поэтому изредка среди шотландцев встречаются также лошади с подмасткой сабино. Особенно они популярны в Америке. Кроме того, как у всех пегих лошадей, копыта у клейдесдалей бывают полосатыми.

Страна происхождения: Шотландия (Великобритания)
Масть: чалая, вороная, гнедая, серая
Высота в холке: 1, 63 - 1, 73 м
Использование: сельскохозяйственные работы
Экстерьер: При оценивании стандарта породы исследуют ноги лошади. Не допускаются плоские и тонкие. Копыта по стандарту должны быть достаточно широкими и эластичными, без какого-либо подозрения на твердость.

У клейдесдальской лошади не должен быть широкий лоб, у нее довольно большие ноздри, ясные и умные глаза, большие, подвижные уши, длинная, хорошо поставленная шея. Спина - короткая. Лошади этой породы производят впечатление самой выносливости и силы.
При столь большом росте и очень мощном развитии мускулатуры и костяка, клейдесдали обладают широким шагом и свободной рысью.
Масть в основном гнедая, различных оттенков, на голове зачастую белая отметина, на ногах четыре белых больших "носка", которые доходят до колен.
Представители этой породы очень работоспособны, скороспелы, но так же требуют хороших условий содержания и качественного кормления.


История:
Свое название порода получила от долины Клейд, небольшой шотландской речки, впадающей в Северное море.
Ещё в Средние века местность Апперворд, которую пересекает небольшая речка, прославилась могучими и сильными лошадьми. Фиксироваться порода начала примерно в 1715 - 1720 годах. В те времена IV герцог Гамильтон закупал лошадей фламандской породы для того, чтобы скрестить их с местными кобылами шотландского типа.


Позже В Шотландию были завезены лошади из Англии, которые также внесли свою лепту в формирование клейдесдальской породы. Окончательное формирование клейдесдаля как породы произошло примерно в середине XIX века, когда из Центральной Англии, местечка Мидленда была завезена старинная английская порода лошадей блэк хорс.


Среди всех британских тяжелоупряжных лошадей клейдесдали стали первыми, у кого появилась посвященная только их породе организация. Она называлась «Общество лошадей клейдесдаль», и была основана в 1877 году, именно ему принадлежит заслуга селекции. Жеребец – основатель этой замечательной породы - Глансер 355.


В 1878 году была создана племенная книга, что поспособствовало популяризации породы по всему миру. Клейдесдальская лошадь экспортировалась в Южную и Северную Америки, в Россию и Австралию.
На сегодняшний день клейдесдальская порода практически единственная аборигенная лошадь Новой Зеландии и Шотландии.
Использование: Лошади этой породы играют важную роль в сельском хозяйстве Шотландии


Клейдесдаль — одна из самых популярных в мире тяжеловозных пород лошадей. Свое название клейдесдали получили по имени шотландской реки Клайд, на берегах которой зародилась эта порода. Впервые название клейдесдаль прозвучало на выставке лошадей в Глазго в 1826 году.

Лошади породы клейдесдаль в парной пряжке.

Появились клейдесдали сравнительно недавно, лошади подобного типа стали известны с середины XVIII века. В этот период в графство Ланаркшир на севере Англии были завезены из Голландии три крупных фламандских жеребца, которых стали скрещивать с местными низкорослыми, но выносливыми рабочими кобылами. Потомство этих лошадей получалось более крупным и гармонично развитым, чем их предки. Ядром будущей породы стали лошади заводчика Джона Патерсона из Лохлилоха и безымянный жеребец, принадлежащий герцогу Гамильтону. Интересно, что все современные клейдесдали содержат в своей родословной имя жеребца Глансера, который оказал огромное влияние на породу. В XIX веке распространению клейдесдалей способствовала система аренды производителей, которую тогда практиковали в Шотландии. Согласно этой схеме владелец лучшего жеребца в округе получал за него вознаграждение, а в обмен обязывался сводить его со всеми местными кобылами, владельцы которых желали получить потомство от этого коня. Благодаря такой схеме за очень короткое время клейдесдали распространились не только в Шотландии, но и по всей Англии.

Клейдесдали везут традиционную английскую повозку.

С 1877 года начала вестись племенная книга этой породы. Примерно в это же время к клейдесдалям была прилита кровь лошадей другой тяжеловозной породы — шайр — с целью укрупнения. В конечном счете слава клейдесдалей перешагнула границы Англии. С 1884 по 1945 год из Англии в британские колонии, Северную и Южную Америку и Европу было вывезено свыше 20 000 лошадей этой породы! Клейдесдали во всем мире получили звание улучшателей, которых использовали для облагораживания и повышения рабочих качеств упряжных и рысистых лошадей. Везде лошади этой породы зарекомендовали себя как неутомимые труженики. Так, например о клейдесдалях говорили, что они «построили Австралию». Однако после Второй Мировой войны наступил крах. Повсеместное распространение автомобилей и механизация сельского хозяйства оставили лошадей без работы и численность клейдесдалей стремительно сократилась. К 1975 году осталось только 900 племенных кобыл и клейдесдали были внесены в Список исчезающих пород Великобритании — своеобразную Красную книгу домашних животных. К счастью, консервативный дух англичан не позволил утратить это символ колониальной Британии и в 90-х годах ХХ века их вновь стали разводить. Хотя содержать таких огромных лошадей нелегко, но у энтузиастов породы во всем мире сейчас насчитывается около 5000 чистокровных клейдесдалей (в том числе 4000 в США и Канаде).

Кобыла породы клейдесдаль с жеребенком.

Клейдесдали — крупные и мощные лошади с гармоничным экстерьером. Высота в холке составляет 163-183 см, вес 820-910 кг, но отдельные жеребцы могут весить 1 т! Голова крупная с широким лбом и мордой, профиль прямой или слегка прогнутый (горбоносый). Ноздри широкие, глаза большие и чистые, уши большие. Шея длинная, мускулистая, с красивым арочным изгибом. Холка высокая. Грудь широкая и длинная. Туловище несколько укороченного формата, спина короткая, прямая и широкая. Круп мощный, широкий, мускулистый. Ноги высокие, прочные, с круглыми, прочными копытами. Шерсть короткая, на ногах сильно развиты щетки, которые в некоторых случаях могут доходить до туловища. Грива и хвост прямые, густые, но не слишком длинные. Масть гнедая, вороная, бурая, реже рыжая и серая. Для лошадей этой породы очень характерны белые отметин на морде и ногах, причем отметины на ногах подымаются высоко и могут переходить на нижнюю часть туловища.

По традиции хвост клейдесдалям заплетают или коротко обрезают.

Нрав клейдесдалей очень добродушный и уравновешенный, даже немного флегматичный, что, впрочем, характерно для всех тяжеловозных лошадей. Они очень понятливы и послушны, в то же время достаточно активны. Лошади этой породы отличаются очень высоким ходом, энергичной продуктивной рысью. Клейдесдали выносливы, неприхотливы, обладают высокой грузоподъемностью, хорошо приспосабливаются к любому климату. Благодаря этим качествам они издавна широко применялись на сельскохозяйственных работах (пахота), для перевозки тяжеловесных грузов (особенно вывоз угля с шахт), транспортировки дилижансов и т.д.

Помимо хороших рабочих качеств клейдесдали имели еще одно редкое достоинство — элегантный внешний вид. Если большинство тяжеловозных пород отличаются грубой и неброской внешностью, то клейдесдали выглядят очень нарядно. Этот аристократический шарм позволил рабочим лошадкам сподобится неслыханной чести быть причисленными к королевским породам. Так, клейдесдали официально отнесены к породам лошадей, используемых для выездов королевской семьи и королевских гвардейцев: на праздничных парадах упряжки клейдесдалей везут королевский экипаж, а также используются под седлом конным военным оркестром королевы Великобритании.

В настоящий момент эта порода стала символом британского духа — клейдесдаль в традиционной упряжи и украшениях олицетворяет собой старую Британию.

Впрочем, в остальных странах к этим лошадям также питают уважение. Во многих странах клейдесдали участвуют в соревнованиях тяжеловозов по перевозке грузов, вспашке земли на скорость, в качестве прогулочных лошадей.

Пара клейдесдалей участвует в соревнованиях по скоростной пахоте в Великобритании.