Лечебная гимнастика для детей до года. Занятия ЛФК (лечебной физкультурой) для детей Комплекс лечебной физкультуры для детей

На сегодняшний день лечебная физкультура в детском возрасте представляет собой великое , разнообразных игр, занятий, которые позволяют восстановить и улучшить работу органов и остальных систем организма не препятствуя детскому развитию.

Польза упражнений

Движение - основа развития организма особенно в детском возрасте, человек без движения не может прожить и дня. Отдельные виды упражнений способны повлиять на возможные нарушения в функциях организма, что очень важно при учёте заболеваний в отдельных органах и системах. для детей основывается на положительном влиянии упражнений на нервную систему ребёнка, укреплении иммунитета и коррекции имеющихся патологий ().

Очень важную роль в лечебной физической культуре, проводимой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеют специальные подвижные игры, которые не только обладают терапевтическим эффектом, но и стимулируют положительные эмоции. Упражнения способны регулировать разные функции всех без исключения систем и органов детского тела. Во время проведения упражнений ЛФК для детей применяется великое множество методов и практик, а точнее:

  • упражнения, включающие гимнастические элементы;
  • простые активные игры;
  • закаливание;
  • массажи для оздоровления и лечения;
  • вспомогательные механические устройства (механотерапия);
  • гимнастика в бассейне.

Особенности занятий ЛФК у младенцев

Залогом успешного выполнения назначенных упражнений ЛФК для детей является соответствие средств и методик проведения занятий возрастным особенностям ребенка. Важно помнить, что занятия ЛФК для детей раннего младенческого возраста должен проводить дипломированный специалист, особенно в первые месяцы жизни. Необходимо обязательно придерживаться методов рассеянной нагрузки. Время, отведённое на занятие ЛФК, не должно поначалу превышать 7–15 минут.

Первые годы жизни ребенка характеризуются очень высокими темпами развития и роста организма в целом. Интенсивно увеличиваются все возможные показатели: рост, вес, объем грудной клетки, размеры стоп. По мере взросления и развития детского организма, движения становятся более осмысленными, приобретают физическую законченность действий, определённую целесообразность. Но в детском сознании все еще преобладают процессы безмятежности над процессами концентрации. По результатам социальных опросов двухлетние дети 60% времени физически активны, если не считать время сна, а уже к третьему году активность достигает показателя 70% времени бодрствования.

Учитывая особенности детей этой возрастной группы, упражнения должны подбираться несложные, которые не требуют высокой концентрации внимания и интенсивной физической активности.

Очень хорошо подойдут упражнения в бассейне и пассивная гимнастика, массаж. По мере развития и взросления можно подключать активные игры с элементами лечебных упражнений для правильной осанки.

Особенности ЛФК у дошкольников

В период дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) у детей отмечается интенсивный рост конечностей. Проходят фундаментальные изменения и преобразование развития речевых способностей. Малыш овладевает первоначальными навыками взаимодействий с окружающим миром.

Совершенствуется дальнейшее развитие основных видов движений, прицельность бросания и метания различных предметов, возникают беговые навыки, новые элементы в построении прыжка и приземления.

Учитывая быструю утомляемость мышц и относительную слабость костей скелета, дети младшего дошкольного возраста все еще неспособны к длительной физической активности. Желательно упражнения во время занятий максимально разнообразить и проводить их в игровой форме. Время полезной нагрузки может быть немного увеличено и не должно превышать 15–20 минут.

Этой возрастной группе детей подойдут:

  • активные игры с элементами ЛФК на свежем воздухе;
  • гимнастические упражнения с применением мяча, фитбола;
  • занятия в бассейне;
  • лечебные и оздоровительные массажи.

Особенности занятий ЛФК школьников

Уже в школьном возрасте объём ЛФК используется в полную силу. Занятия длятся не менее 30–45 минут и ведут к , что очень важно в этом возрасте, так как асимметричное развитие мышц тела влечет нарушение осанки и возникновение искривления позвоночника, что в будущем чревато патологией внутренних органов. Поэтому методика проведения занятий разрабатывается с учетом возраста детей, их физических возможностей и уровня активности. Для этого необходим оснащенный всеми необходимыми тренажерами и инвентарем спортивный зал. Проводить занятия ЛФК и подбирать упражнения для детей должен исключительно специалист.

Правильно подготовленная и отработанная специалистом до малейших деталей техника упражнений действительно поможет укрепить здоровье ребят.

Важно знать что в лечебной физической культуре, проводимой с детьми школьного возраста, особое место занимают игры подвижного характера, в которые включаются лечебные элементы. Во время игры задействовать все части тела в беге, ходьбе, приседании, прыжке, метании и ребенок сам будет выполнять все упражнения, так как увлечен игровым процессом.

Для детишек старше 7 лет игровые занятия разнообразны и включают множество элементов и техник. В этом возрасте можно ознакомиться с книгами о физическом воспитании. Для младших школьников лучше всего использовать сюжетные игры, то есть называя детей персонажами мультфильмов и предлагая выполнить подражательные действия любимых героев («Том и Джерри», «Мышеловка»). Обязательно выполняйте игровые элементы с мячом. Дети более старшего возраста с удовольствием участвуют в играх-эстафетах с выполнением спортивных элементов, использованием гимнастических снарядов.

Назначение ЛФК

Для того чтобы выбрать игру, которая содержит лечебные элементы, инструктор или врач сначала ознакомится с диагнозом ребенка. После этого, учитывая возрастную нагрузку и степень адаптации ребенка к ней, подберет соответствующую развитию группу. На комбинации всех факторов строится насыщенность игры лечебными упражнениями и корригирующими двигательными элементами (бег, прыжки, ходьбы, метание снаряда).

Очень важно учитывать уровень сложности восприятия правил игры и баланс эмоциональной и физической нагрузки при выполнении ролей. Также инструктор должен иметь в виду, что игра которую он предлагает, должна заинтересовать и вызвать желание продолжить, повторять ее.

Занятия на свежем воздухе

Очень полезны занятия ЛФК на открытых площадках, где, кроме лечебного эффекта от упражнений, достигается закаливание детского организма. Особенно это актуально для учебных санаториев, где дети находятся целый учебный год. В таких учреждениях занятия ЛФК проводятся очень часто на свежем воздухе практически весь учебный год.

Чаще всего в санатории есть большой спектр игровых площадок для разнообразных спортивных игр, например, поле для мини-волейбола. Эта игра является эффективным средством всестороннего физического развития ребенка, она способствует гармоничному росту мышц тела, формированию мышечного корсета. Разнообразие движений с применением игровых ситуации на площадке способствует устранению опасности переутомления, профилактируют развитие мышечного дисбаланса.

При наличии опытного инструктора и соответствующего инвентаря, активные игры не только принесут удовольствие ребятам, но и окажут должный лечебный эффект.

Детям, которым нужны прогулки и свежий воздух, рекомендуется ходить в походы определённой длительности, катание на велосипедах в специально отведённых местах.

Считается, что наиболее сложным видом спортивно-прикладных упражнений является плавание, но если тщательно подготовиться, подобрать верный комплекс упражнений, можно получить массу хороших впечатлений и положительный лечебный эффект.

Детство – это не только то прекрасное время, когда малыш отличается непосредственностью, живостью, любознательностью, а еще это время – когда его детский организм растет и развивается, когда происходит становление всех систем организма. Поэтому очень важно в этот период помогать ребенку, но не только психологически (играть с ним, заниматься, объяснять), но и физически, а именно – заниматься гимнастикой. И делать это необходимо, даже если медициной это не показано. Для ребенка (особенно до года жизни) занятия гимнастикой имеют большое значение, надо сказать – даже больше, чем для взрослого человека. Ведь физкультура оказывает очень благоприятное воздействие и на физическое, и на психическое развитие детей. Благодаря систематическим занятиям физкультурой у детей происходит своевременное возникновение двигательных и речевых навыков, и, в дальнейшем, их правильное развитие и совершенствование.

А если ребенок недоношенный, находящийся на искусственном вскармливании, малоподвижный, если у него плохой аппетит, он нервно возбудим и перенес какое-либо заболевание, то в таких случаях занятия физкультурой особенно необходимы и важны. И очень большую необходимость в занятиях физической культурой испытывают те дети, у которых имеются отклонения в физическом или психическом развитии.

Надо сказать, что ЛФК для детей, которым еще не исполнился год, состоит из рефлекторных, пассивных и активных упражнений. Что представляют из себя эти упражнения? Движения, которые ребенок совершает в ответ на какое-либо раздражение извне называются рефлекторными упражнениями. Эти движения являются неосознанными. Если человек, занимающийся с ребенком, делает упражнения за него, т.е. ребенок в этот момент пассивен, то тогда такие упражнения называются пассивными. А если ребенок сам выполняет упражнения, все делает самостоятельно, то, соответственно, это – активные упражнения. Также физкультура для детей, как правило, дополняется массажем детей .

Гимнастика для детей от 1,5 до 3-х месяцев.

Надо отметить, что дети этого возраста отличаются повышенным тонусом мышц, а также у них происходит выявление некоторых врожденных рефлексов. Поэтому в этом возрасте рекомендуется использовать только рефлекторные упражнения. А именно:

  • разгибание позвоночника – ребенок лежит на боку, и у него вызывается рефлекс в результате проведения пальцами по обеим сторонам позвоночника от ягодиц до плечевого пояса (упражнение рекомендуется выполнять по 2-3 раза на каждом боку).
  • следующее упражнение – поднимание головы. Рефлекс вызывается при поднимании ребенка, который лежит на животе, одной ладонью, в то время как другая ладонь придерживает малыша за стопы и голени (повторить 1-2 раза).
  • Сгибание и разгибание пальцев стопы – этот рефлекс вызывается, когда ноги ребенка захватываются одной рукой, при этом другая рука сначала надавливает на подошву у корней пальцев, а затем проводит пальцем по наружному краю стопы (упражнение следует выполнять 3-4 раза).
  • И последнее рекомендуемое упражнение – «пританцовывание». Этот рефлекс вызывается, когда ребенка ставят на стол, поддерживая под мышки (выполнять 4-6 раз).

Физкультура для детей от 3-х до 4-х месяцев.

Этот возраст ребенка характеризуется тем, что у него устанавливается равновесие тонуса сгибательных и разгибательных мышц рук. Поэтому в это время следует делать акцент на пассивные упражнения для грудничков . Необходимы следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине, и ему скрещивают руки на груди (повторить 4-6 раз).
  • Ребенок также лежит на спине, и его поворачивают на живот вправо и влево – пассивное упражнение, при котором ребенка одной рукой держат за стопы, а другой – за руку, согнутую в локте (сначала одну руку, затем – другую) (выполнить 1-2 раза).
  • Разгибание позвоночника и ног – это рефлекторное упражнение, при выполнении которого ребенок удерживается одной рукой под живот, а другой – за ноги, и поднимается над столом (сделать 2-3 раза).
  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится рефлекторное упражнение – отведение и приведение стоп, при котором нужно проводить пальцем (с легким нажимом) по краю и вокруг стопы ребенка (выполнить 2-3 раза).
  • И, наконец, «пританцовывание», о котором говорилось выше (повторить 6-8 раз).

Гимнастика для детей от 4-х до 5 месяцев.

Этот возраст примечателен тем, что у ребенка происходит устанавливание тонуса мышц ног и шеи. В это время с детьми следует заниматься следующими упражнениями:

  • Пассивное упражнение – скрещивание рук ребенка на груди плюс сгибание и разгибание рук (повторить 6-8 раз).
  • Рефлекторное упражнение – ребенок лежит на спине, и производится сгибание головы, позвоночника и ног ребенка, при этом надо взять малыша под спину и ягодицы и удерживать над столом (выполнить 1-2 раза).
  • Затем выполняем пассивное упражнение, которое называется «топание». Для этого голени ребенка обхватываются руками и сгибаются ноги в тазобедренных и коленных суставах, стопы опускаются на стол попеременно и обе сразу (повторить 8-12 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот ребенка со спины на живот вправо и влево (выполнить 1-2 раза).
  • Затем следующее рефлекторное упражнение – ребенка приподнимают, держа под живот, и выполняют разгибание позвоночника и ног (сделать 1-2 раза)
  • Пассивное упражнение – «присаживание». При выполнении этого упражнения ребенка кладут на спину, берут его руки выше кисти, отводят их в сторону, слегка потягивая (выполнить 2-3 раза)
  • Вновь пассивное упражнение – приподнимание ребенка на ноги. Ребенок кладется на живот, и его руки, согнутые в локтях, отводятся назад (повторить 2-3 раза)
  • И, наконец, активное упражнение – «переступание». При выполнении этого упражнения ребенка держат под мышки и приставляют стопами к столу (сделать 1 раз)

Физкультура для детей от 6-ти до 9-ти месяцев.

У ребенка в этом возрасте происходит развитие произвольных движений. Поэтому в комплекс занятий физической культурой входят активные упражнения, которые побуждают ребенка к ползанию, сидению и стоянию. Рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Ребенок лежит на спине и с ним проводится пассивное упражнение – поднимание прямых рук и круговые движения в плечевых суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение – поднимание прямых ног, при котором руками фиксируются колени ребенка и его ноги поднимаются до вертикального положения (повторить 4-6 раз).
  • Пассивное упражнение. Ребенок лежит на спине, и выполняются круговые движения ног в тазобедренных суставах (выполнить 4-6 раз).
  • Рефлекторное упражнение – поворот со спины на живот вправо и влево (сделать 1-2 раза).
  • Пассивное упражнение – отведение плеч назад до сведения лопаток. При выполнении этого упражнения ребенок кладется на живот и его руки отводятся назад (повторить 1-3 раза).
  • Ребенок кладется на спину и выполняется пассивное упражнение – сгибание и разгибание ног (выполнить 3-5 раз).
  • И, наконец, активное упражнение – ползание. Для этого перед ребенком кладется игрушка яркой расцветки, а его стопы фиксируются таким образом, чтобы ноги были согнуты в коленных и тазобедренных суставах (повторить 4-6 раз).

Гимнастика для детей от 9-ти до 12-ти месяцев.

Этот возраст ребенка характерен тем, что у него развиваются координированные движения, а также стремление к ходьбе. Необходимо выполнять следующие упражнения:

  • Активное упражнение – сгибание и разгибание ног. Можно выполнять из любого положения (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – вставание на ноги. При этом ребенка необходимо поддерживать и направлять (выполнить 1-2 раза).
  • Активное упражнение – наклон и выпрямление туловища. Данное упражнение выполняется, когда ребенок стоит, прислонясь спиной к взрослому, а около его ног кладут игрушку и просят ребенка ее поднять (сделать 2-3 раза).
  • Активное упражнение, заключающееся в доставании игрушки, похожее на предыдущее упражнение, только игрушка располагается на уровне плеч ребенка (выполнить 4-6 раз).
  • Активное упражнение, которое состоит в сгибании и разгибании рук ребенка. Ребенку предлагается обхватить кольца, а затем взрослый тянет за них, сгибая и разгибая руки ребенка (повторить 5-6 раз).
  • Активное упражнение – приседание. Ребенку предлагается присесть, при этом взрослый должен его придерживать и помогать (выполнить 4-6 раз)
  • И, последнее – ходьба (активное упражнение) . Это упражнение следует выполнять примерно 1-2 минуты.

Каждый родитель должен помнить о том, что физкультура для ребенка должна быть ежедневным занятием, она должна приносить ребенку радость и удовольствие. Старайтесь выполнять все перечисленные упражнения, если вы сами не знаете, как правильно их выполнять, то попросите педиатра, чтобы он вам показал, и в дальнейшем вы уже сами сможете их делать дома.

3738 0

Базовый комплекс упражнений

Начальный комплекс упражнений при сколиозе 1 степени включает в себя следующие части:

  • разминка;
  • упражнения, ИП - лежа на спине;
  • упражнения, первоначальная позиция - лежа на животе;
  • упражнения, ИП - стоя, — отдыхать между упражнениями нужно в исходной позиции, т. е, если упражнение делаются лежа на спине, то отдыхать нужно в таком же положении.

Занятие начинается с разгрузки позвоночного столба. Встать в коленно-локтевую позу и походить минимум 2-3 минуты.

Упражнения, выполняемые лежа на спине

Такие упражнения помогают укрепить мускулатуру брюшного пресса:

Упражнения лежа на животе

Упражнения, лежа на животе, помогают укрепить спинную мускулатуру:

  1. Вытяжение позвоночника . Лежа на животе тянуть нижние и верхние конечности. Делать упражнение 4 раза по 15 секунд.
  2. «Плавание» . Лежа на животе, нижние конечности прямые, голова лежит на обратной стороне ладоней. Прогнуться в пояснице, одновременно поднять голову, верхнюю часть торса, верхние и нижние конечности. В этой позиции выполнять движения, напоминающее «плавание» брассом.
  3. Лежа на животе голова находиться на внешней стороне кисти, нижние конечности вытянуты . Делать ими горизонтальные и вертикальные махи, при этом следить, чтобы бедра были оторваны от пола.
  4. Удержание . Исходная позиция такая же, как в упражнение выше. Одномоменто поднять голову, верхнюю часть туловища и конечности. Нижние конечности свести вместе, верхние развести в стороны, ладони смотрят вверх. Задержаться в положении на четверть минуты. Выполнить 4 раза. Перерыв между упражнениями 10 секунд.

Работа в положении стоя

Упражнения стоя:

  1. Вращение руками . Встать прямо, локти развести в стороны, подушечки пальцев рук установить на плечи. Совершать вращательные движения руками назад. Важно, чтобы амплитуда движений не была слишком большой.
  2. Приседания . Встать ровно, верхние конечности развести в стороны, ладони смотрят вверх. Встать на носочки, затем присесть, затем - снова на носочки и принять первоначальную позицию. Сделать не спеша 5-10 приседаний.

Нужно делать все упражнения осторожно или совсем прекратить занятия, если у ребенка наблюдается прогрессирование заболевания или и IV степени. Присутствует острый болевой синдром в спине во время занятий. Или присутствуют тяжелые нарушения мозгового кровообращения, серьезные патологии сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

ЛФК при 2 стадии заболевания

Подбирать упражнения при должен только специалист.

Дома можно выполнять несложные упражнения, которые позволят укрепить мускулатуру и подготовить ее к дальнейшим физическим нагрузкам:

  1. Спиной прислониться к стене и медленно опуститься, пока колени не образуют прямой угол. Задержаться в таком положение несколько секунд.
  2. Лежа на спине. Одна нога прямая, лежит на полу, вторая поднята вверх и образует с туловищем угол 90 градусов.
  3. Лежа на спине , нижние конечности согнуты в коленных суставах. Коленями нужно достать лоб.
  4. Встать на четвереньки , округлить спину, затем вернуться в исходную позицию. Это упражнение поможет укрепить мышцы спины.
  5. Для растягивания мышц верхней части туловища : сесть на колени, пятки прижать к ягодицам. Верхние конечности протянуть вперед и пытаться достать поверхности пола грудью и плечевым поясом.

Гимнастика при искривлении поясничного отдела

В домашних условиях для выполнения детьми подойдут такие упражнения для исправления :

  1. Исходная позиция , сидя на коленях, пятки прижаты к ягодицам, руки расположены на коленях. Сделав вдох согнуться в пояснице, грудной отдел должен быть не подвижен. На выдохе выдохнуть и прогнуться.
  2. Лежа на левом боку на краю кровати . Левая нога прямая, правая согнута в колене и ее носок касается подколенной ямочки левой нижней конечности. Левая рука касается согнутого колена правой ноги, а правая рука отведена в сторону. Затем сделать вдох и максимально повернуть голову вправо. Задержаться в этом положение несколько секунд.
  3. Чтобы проработать нижний участок поясничного отдела верхнюю ногу расположить не в подколенной ямочке, а у пяточного сухожилия. Все остальное выполнять точно также как и в предыдущем упражнение.

Упражнения при патологии грудного отдела

  • наклоны головы влево и вправо;
  • стоя прямо, опустит голову вперед, а затем запрокинуть назад;
  • стоя прямо, руки вдоль туловища поднимать и опускать плечевой пояс.

Как размяться при правостороннем сколиозе

В домашних условиях можно выполнять следующие упражнения:

  1. Правую верхнюю конечность отвести назад , а левую поднять вверх.
  2. Упражнение «насос» . Стоя прямо правая рука скользит по телу вниз, а левая двигается в противоположном направлении к плечевому поясу.
  3. Лежа на животе , выгнуть спину, при этом левую руку поднять вверх.
  4. Нужно специальное косое сидение , у которого один край ниже другого. Расположившись на нем делать наклоны вправо.

При все эти же упражнения делать в зеркальном отображении. Это наиболее простые упражнения, которые если выполнять регулярно достаточно эффективные.

Спорт и сколиоз

Занятие спортом при сколиозе допустимы только после консультации врача.

В частности запрещены:

  1. При искривлении позвоночника стоит избегать асимметричных физических нагрузок, таких как бокс, теннис и фехтование .
  2. Отдельные виды спорта, к примеру, борьба, прыжки в высоту, тяжелая атлетика , предполагают чрезмерные нагрузки на позвоночный столб.
  3. Бадминтон, теннис, игра в гольф противопоказаны из-за резких поворотов.
  4. Велоспорт может спровоцировать развитию , так как из-за низкого руля спина будет постоянно согнута.
  5. Спортивная гимнастика, регби, футбол, хоккей опасны в плане травматизма позвоночника.

А вот лучшими видами спорта считаются лыжи, бег и плавание. Особенно плаванье «брассом». Плавать можно как на спине, так и на животе. Полезно просто лежать на воде это расслабляет позвоночник.

Нужно помнить, что при искривлении позвоночника 3 степени специалист может разрешить занятия спортом, при 4 стадии патологии спорт противопоказан.

Профилактические мероприятия

Для профилактики искривления позвоночника полезно заниматься в бассейне, ходить на лыжах, как с палками, так и без, бегать, совершать пешие прогулки.

Базисные упражнения, которые выполняются при начальной стадии сколиоза, эффективны и для его профилактики.

При диагностировании сколиоза желательно обратиться к специалисту и под его контролем выполнять комплекс ЛФК. В домашних условиях разрешено выполнять самые простые упражнения, но даже если делать постоянно только их результат не заставит себя долго ждать.

ЛФК для детей с нарушениями осанки играет очень большую роль. При регулярном проведении такой гимнастики результаты становятся заметны уже через несколько месяцев. Кроме того, лечебная физическая культура укрепляюще воздействует на весь организм.

Нормальная осанка подразумевает симметрию всего тела, правильное положение позвоночника. Однако все чаще дети страдают от неправильной осанки. Причины такого явления заключаются в том, что современные дети много времени проводят перед телевизорами, игровыми приставками, компьютерами и очень мало двигаются.

Это состояние нельзя назвать недугом в полном смысле этого слова. Однако неправильная осанка сильно увеличивает риск развития различных патологий скелета и не только. У такого ребенка больше вероятность заболеваний пищеварительного тракта, органов дыхательной системы, склонность к неврозам. Это связано с тем, что объем легких уменьшается, все внутренние органы несколько смещаются.

Различают несколько разновидностей такого состояния:

  1. Кифоз. Состояние, при котором физиологичные изгибы позвоночника, направленные наружу, увеличены, а направленные внутрь - сглажены.
  2. Сколиоз. Асимметричная осанка, при которой отмечается смещение позвоночного столба в одну из сторон. При этом можно заметить, что плечи ребенка расположены асимметрично (одно выше другого).
  3. Плоская спина. При такой патологии все физиологические изгибы позвоночного столба несколько сглажены.

ЛФК при нарушении осанки является чуть ли не панацеей для таких детей. Ведь детский организм только формируется, он податлив, и все недостатки легко можно скорректировать. Если такое состояние запустить, то во взрослом возрасте человеку не избежать серьезных проблем с позвоночным столбом.

Для того чтобы верно скорректировать осанку, важно подобрать правильные упражнения. Лучше всего это сделает ортопед, которому обязательно следует показать ребенка. Ведь в запущенных случаях одной лишь гимнастикой не обойтись. Возможно, врач порекомендует ношение специального корсета или другого ортеза, или даже оперативное лечение.

Если говорить непосредственно об упражнениях лечебной физкультуры, то существуют такие, которые подходят для всех. Это, как правило, общеукрепляющие упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие координации.

При кифозе грудного отдела показаны упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, при этом растягивающие мышцы груди.

Комплекс ЛФК при плоской спине направлен на равномерное укрепление мышц ног, плечевого пояса, поясничного отдела.

При асимметричной осанке (сколиозе) упражнения направлены на увеличение подвижности позвоночника, его растягивание, улучшение координации движений. При этом важно соблюдать симметрию частей тела, поэтому упражняться лучше перед зеркалом.

Очень важным моментом является частота проведения сеансов лечебной гимнастики. Их нужно делать ежедневно до полного выздоровления. Если же выполнять упражнения 1-2 раза в неделю никакого эффекта не будет.

Комплекс ЛФК для дошкольников:

  1. Ходьба разнообразная - на носках, с высоким подниманием колен - 30с.
  2. Махи. И. п. - о.с. Взмахнуть руками вверх через стороны, подняться на носки - вдох, принять и.п.- выдох.
  3. Махи гимнастической палкой. И.п. - о.с., палка внизу. Поднять гимнастическую палку вверх, потянуться за ней - вдох, опустить вниз - выдох.
  4. Махи ногами. И.п. - лежа на животе. Поднимать ноги, при этом туловище не должно отрываться от пола.
  5. «Ласточка». И.п. - то же самое. Поднимать верхнюю часть туловища, при этом таз не отрывается от пола.
  6. «Пловец». И.п. - о.с. Полуприсесть, согнув ноги в коленях, отвести руки назад - вдох, принять и.п. - выдох. Следить за тем, чтобы спина ребенка была ровной.
  7. Поочередно стоять на одной ноге с разведенными в стороны руками. Следить за осанкой.
  8. Стоять у стены, при этом у спины и стены должно быть не менее 2-х точек соприкосновения.

Комплекс ЛФК для детей школьного возраста:

  1. Поднимать и опускать руки с мячом. Локти должны быть разведены в стороны.
  2. Опускать мяч за голову и поднимать его над головой. Спина ровная.
  3. Заводить руки за спину - одну сверху, другую снизу. Сомкнуть их в замок.
  4. Делать наклоны в стороны с разведенными руками.
  5. Лежа на спине прогибать спину в поясничном отделе. Таз при этом не отрывается от пола.
  6. Стоя в упоре на колени и ладони по очереди прогибать и выгибать спину.
  7. В том же положении поднимать одновременно сначала правую руку и ногу, затем левую.
  8. Лежа на животе синхронно поднимать плечи и ноги. Задержаться так на несколько секунд.
  9. Имитировать езду на велосипеде лежа на спине.

Очень важно постоянно следить за верным положением спины таких детей в период занятий лечебной физкультурой. Обязательно нужно правильно, глубоко дышать. После выполнения ЛФК следует спокойно походить и восстановить дыхание.

Кроме этого, замечательно корректирует осанку такой вид спорта как плавание. Он дает равномерную нагрузку на абсолютно все мышцы, и тем самым развивает их. Еще таким детям полезны подтягивание, висение на турнике и просто ходьба, при которой гимнастическую палку держат с помощью рук за спиной.

Важно помнить, что такая патология - вполне корректируемое явление. Просто нужно вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Специалист подберет необходимый комплекс ЛФК для детей с нарушенной осанкой, и тогда ваш ребенок будет здоров!

Ваш ребенок постоянно болеет или имеет врожденные пороки? Советуем попробовать лечебную гимнастику, которую вполне успешно используют педиатры со всего мира. Она станет прекрасным дополнением к основным методам лечения и поможет вашему малышу быстрее вернуться к нормальному ритму жизни. Но обо всем по порядку!

Лечебной гимнастикой называют целую систему специальных физических упражнений, которые помогают унять болевые ощущения и избавиться от ряда тяжелых заболеваний. Такая гимнастика основана на активных движениях, которые ребенок выполняет самостоятельно. В тех же случаях, когда он не в состоянии двигать какой-либо частью тела, используется помощь специалиста. Именно он приводит в движение отдельные группы мышц или суставы.

Главная цель лечебной гимнастики для детей состоит в восстановлении и укреплении психологического и физического здоровья. Данная система упражнений применяется и в тех случаях, когда присутствует необратимый дефект (поперечный паралич или ампутированная конечность). С ее помощью пациент учится выполнять движения, которые заменят ему функции ампутированных частей тела.

Кто назначает

Систему упражнений назначает лечащий врач, а проводит их специалист, прошедший обучение в специализированной школе (кинезитерапевт).

Эффективность

Лечебная гимнастика для детей не зря пользуется такой популярностью. Ее пользу вряд ли можно переоценить:

  • — Она способствует укреплению и растяжению тела человека;
  • — Помогает в кратчайшие сроки избавиться от повреждений сухожилий, мышц, нервов и суставов;
  • — Улучшает физическое состояние пациента;
  • — Заменяет новыми утраченные функции тела;
  • — Учит координации движений;
  • — Предотвращает появление тромбозов, пролежней, воспаления легких (читайте );
  • — Помогает пациенту обходиться без помощи других людей в повседневной жизни.

Все эти свойства успешно используются во многих областях медицины: ортопедии, травматологии, неврологии, гериатрии, спортивной медицине, хирургии, гинекологии и многих других.

Упражнения лечебной гимнастики для детей

Приведенные ниже упражнения являются лучшей , искривления ног, сколиоза, бронхита, плоскостопия, гипотрофии, расстройства ЖКТ и прочих заболеваний. Эту систему, направленную в основном на коррекцию осанки, можно использовать для детей от трех до шести лет (средний дошкольный возраст).

«Бросок»

Попросите ребенка лечь на спину, вытянуть руки на уровне груди и взять в них гимнастическую палку. Ребенку нужно поднять обе ноги, перекинуть их через эту палку и таким же образом принять исходное положение. Повторяйте не меньше 13-15 раз.

«Воздушное письмо»

Уложите ребенка на спину, ноги нужно сомкнуть и поднять вверх. Попросите его ногами нарисовать в воздухе предметы, которые переносит на своей спинке муравей. Пусть кроха также укажет направление и скорость движения, прорисует даже самые мелкие детали. Это упражнение достаточно выполнить 1 раз.

«Пловец»

Исходное положение – лежа на животе. Ребенок должен совершать движения, имитирующие плавание, при этом его руки не могут касаться пола. Специалист или кто-то из родителей может предложить несколько ситуаций, которые кроха должен изобразить. Например: «Собачка шла в гости к своему другу, но на ее пути встала речка. Собачке нужно переплыть речку, а затем добраться домой с противоположного берега».

Выполняйте упражнение до тех пор, пока малыш не устанет достаточно сильно.

«Ходьба»

Исходное положение – стоя, руки на поясе. Попросите ребенка пройти один круг по комнате на пяточках («Зайчик переступает лужу»), на носочках («Зайчик тихонько крадется мимо спящей Лисы»), на внешней и на внутренней стороне стопы («По лесу идет Медведь»).

Упражнения лечебной гимнастики не должны вызывать у детей негативных эмоций. Чтобы получить хороший результат проводите занятия как можно чаще – ежедневно или же через день. Физические нагрузки увеличивайте постепенно, чтобы ребенок смог адаптироваться.

Видео лечебной гимнастики и физкультуры для делей от 2 до 7 лет: