Кто на чём. Обзор необычных городских средств передвижения. Зато не пешком: экзотические альтернативные виды транспорта с Kickstarter Альтернативные транспортные средства в современном мире


Времена больших автомобилей с большим мотором, сжигающим огромное количество топлива, прошли. Сейчас в моде компактные и экономные виды транспорта, некоторые из которых вообще можно возить с собой в рюкзаке. И сегодня мы расскажем про 7 самых запоминающихся миниатюрных средств передвижения .


Impossible – это идеальное персональное транспортное средство для жителей больших городов. Этот электрический скутер позволяет комбинировать разные виды частного и общественного транспорта в течение одного дня. В отличие от велосипеда или других мопедов, Impossible можно заносить в метро, автобус или трамвай, не боясь при этом наткнуться на отпор контролеров и упреки пассажиров.



Дело в том, что электроскутер Impossible легко помещается в обычном рюкзаке. Его можно сложить и разложить в течение нескольких секунд. А весит это транспортное средство всего 5 килограммов. Но, несмотря на свои малые размеры, Impossible может перевозить людей весом до 85 кг.



Impossible обладает литиево-ионным аккумулятором, который позволяет проехать на одной полной зарядке батарей примерно 25 км. При этом скутер можно разгоняться до скорости 20 километров в час.



– это еще один компактный электроскутер для поездок в пределах большого города, когда человеку необходимо в течение дня многократно пересаживаться с одного вида общественного транспорта на другой, а также ходить пешком.



Trikelet позволяет избавиться от пеших прогулок на большие расстояния, он легко довезет владельца до ближайшей станции метрополитена или остановки автобуса, после чего хозяин этого скутера может быстро сложить свое персональное транспортное средство и взять его с собой в салон.



Ведь в сложенном виде Trikelet настолько компактен, что может поместиться на багажной полке в вагоне электрички или в рюкзаке владельца. Правда, весит этот электроскутер заметно больше, чем упомянутый выше Impossible, - двенадцать килограммов.



Китайский фермер He Liangcai, в качестве хобби занимающийся инженерным делом, создал компактный , которому даже рюкзака для переноски не нужно, ведь это транспортное средство само является чемоданом.



Этот электроскутер является интегрированной частью сумки для путешествий. Его можно использовать как для передвижения по городу, так и для поездок внутри больших помещений – торговых центров, терминалов крупных аэропортов и прочих просторных зданий. Но при этом чемодан все еще можно использовать по прямому назначению – в нем достаточно место для хранения и перевозки одежды и других личных вещей.



Чемодан-скутер без вещей внутри весит 7 килограммов. Он может проезжать до 50 км, развивая при этом скорость максимум 20 километров в час. Это отличное транспортное средство для людей, которые много путешествуют и потому устали бесконечно передвигаться пешком с чемоданом в руке или за плечами.



– это, пожалуй, самый известный в мире пример интеграции сумки и транспортного средства, но мы никогда не устанем про него рассказывать. Речь идет об обычном рюкзаке для путешествий, в который встроен самокат.



Этим и ценен Gig Pack. Ведь данное транспортное средство значительно ускоряет среднюю скорость передвижения туриста, но при этом оно совершенно не зависит от уровня заряда аккумуляторов – человек может проехать ровно столько, на сколько у него хватит физических сил.



Рюкзак-самокат Gig Pack может выдержать человека весом до 90 килограммов. В нем есть защищенное отделение для ноутбука, а колеса в этом транспортном средстве сделаны из прочной резины, что значительно повышает его проходимость.



Onewheel – это необычное электрическое транспортное средство, которое дает человеку ощущение настоящего полета. В отличие от других скейтбордов, оно обладает не двумя и не четырьмя колесами, а всего одним.



Но электрический мотор и интеллектуальная система балансировки Onewheel позволяет человеку буквально парить в пространстве, не отрываясь ногами от доски. Ему не нужно отталкиваться при езде ногой от асфальта – доска сама несет его вперед, достаточно лишь выбирать направление движения, а делать это на Onewheel также интуитивно просто, как и на популярном электроскутере Segway.



Onewheel может передвигаться со скоростью 20 километров в час, проезжая на одном полном заряде батарей до 10 км. Скорость зарядки аккумуляторов – от 20 минут (80 процентов емкости) до двух часов (полная зарядка).



Solowheel – это еще одно одноколесное электрическое средство передвижения. Но, в отличие от упомянутого выше Onewheel, речь идет не об аналоге скайтборда, а о скутере. Правда, от мопеда у Solowheel осталось разве что колесо, да и то, одно.



Но в это колесо Solowheel встроено все, что нужно человеку для передвижения по городу. Это и две платформы для ног, и электрический мотор, и аккумулятор, и интеллектуальная система управления. Держать равновесие на Solowheel так же легко, как и на Segway. Но этот скутер имеет куда меньше масштабы и стоимость.



Одноколесный электрический мопед Solowheel имеет 43 сантиметра в диаметре и 13 см в ширину. Он весит всего 9 килограммов, а для удобства переноски с места на место это транспортное средство обладает встроенной сверху удобной ручкой.



Solowheel может проехать на одном заряде аккумуляторов до 19 километров. Его батареи можно полностью зарядить всего за сорок пять минут. Стоимость этого транспортного средства начинается от 1495 американских долларов.
Boosted Boards – это скейтборд, который и выглядит, как настоящий скейтборд. Но в отличие от своего оригинального предшественника, данное транспортное средство не обязательно приводить в движение за счет ног человека, ведь Boosted Boards обладает встроенным электрическим мотором.



За счет электродвигателя доска Boosted Boards может ехать самостоятельно не только по горизонтальным поверхностям, но даже под легким уклоном вверх. Это отличное средство передвижения не только для ленивых скейтбордистов, но и для тех, чья профессиональная деятельность связана с постоянными разъездами по городу, к примеру, курьеров, почтальонов или разносчиков пиццы.



Boosted Boards может разгоняться за счет силы электрического двигателя до скорости 30 километров в час и проезжать на одном заряде батарей до 10 км. Но и после полной разрядки аккумуляторов доску Boosted Boards можно продолжать по-старинке приводить в движение за счет силы ног человека на ней.


Москва занимает первое место в Европе по загруженности дорог. В пробках жители столицы тратят 92 часа своего времени ежегодно. А ведь его можно использовать на что-то более полезное. Поэтому сегодня появляется много альтернативных способов передвижения по городу. Мы подобрали 5 самых популярных средств, с которыми ты легко сэкономишь и время, и деньги на бензин.

1. Лонгборд

Лонгборд в топе нашей подборки неслучайно. Это одна из разновидностей роликовых досок. Он более устойчив из-за удлиненной формы, широкой поверхности деки и специальных мягких колес. Лонгборд - это ни выхлопных газов, ни пробок, ни трат на бензин. Лонгборды реже используют для трюков, прыжков и скольжений, ведь такие доски в большей степени - средства передвижения. Для неторопливой прогулки есть особое название - круизинг. И для него существует отдельный вид лонгбордов - круизеры, самые популярные модели в мире. На них легко обучаться азам катания, а хорошая маневренность позволит даже новичкам прокатиться по парку с ветерком, не пугая прохожих. Такие борды удобны и компактны и легко поместятся в багажник авто, не потеснят пассажиров в вагоне метро и весят совсем немного. Большой выбор лонгбордов мы нашли в Ridestep - первом в России онлайн-магазине кастом-лонгбордов. Здесь ты сам можешь собрать свой борд и даже самостоятельно создать дизайн. Бесплатная доставка - приятный бонус к заказу. Ознакомиться с ассортиментом →

2. Электроскейт

Использовать инерцию своего тела удобно и эффективно при перемещении на небольшие расстояния. Но чем больше километраж, тем выше вероятность добраться на работу потным и грязным. Чтобы утро начиналось более приятным образом, попробуй электроскейт. Это доска с электрическим двигателем. Управлять ею можно с помощью пульта. Скорость в некоторых моделях превышает 40 км/ч, а расстояние, которое можно проехать за один заряд, достигает 50 км. Мобильность отличает электроскейт от других электронных средств передвижения. С ним тебе не нужно искать парковочное место или пытаться объехать сложную преграду: в любой непонятной ситуации бери его в руки, и проблема решена. Обучение катанию займет не более 2 часов, а сэкономит всего за неделю гораздо больше. В Evolve электроскейты изготавливают из легких и высокопрочных сплавов, чтобы они не мешали и в руках. Основатель компании Джеф Эннинг на собственном опыте подбирал все составляющие, чтобы в итоге сконструировать эргономичный и удобный борд. С таким средством передвижения ты не только быстро доберешься до работы, но и каждый день сможешь тренировать навыки баланса и равновесия. Купить электроскейт →

3. Моносайкл

Нет, это не то, на чем ездят медведи в цирках. Но очень похоже. И уж если они смогли удержать равновесие на одном колесе, то сможешь и ты. Моносайкл - это одноколесное транспортное средство для передвижения по городу. Его скорость уступает электроскейту, так как здесь требуется больше усилий для удержания равновесия. Следовательно, скорость больше 25 км/ч становится небезопасной. Зато с помощью моносайкла ты легко сможешь маневрировать между медленно идущими прохожими и обгонять стоящие в пробках машины. Выбрать моноколесо→

С английского название этого устройства переводится как «плавный путь». Его особенность - это механизм самобалансировки. Система реагирует на твои движение и подстраивается под них. При этом специальных навыков для управлением сегвеем не требуется. Поэтому он подходит для всех возрастов и уровней физической подготовки. Правда, цена, сопоставимая с отечественным автомобилем, делает этот вид транспорта не таким популярным. Выбрать сегвей →

5. Скрузер

Сочетает в себе преимущества самоката и скутера. Поэтому на нем можно ездить как сидя, так и стоя. Ему не страшен наш асфальт: широкие колеса спокойно проезжают ямы и ухабы. В среднем конструкция позволяет перевозить до двух человек одновременно. Поэтому, помимо поездок до работы, можешь устраивать мини-путешествия со своей подругой. Выбрать скрузер →

А. В. Гузенко

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Проектирование современного городского пассажирского транспорта должно проводиться с использованием не только традиционных, но и альтернативных видов транспорта, поскольку сочетание их преимуществ позволит создать оптимальную с позиции логистики систему.

Ключевые слова

Альтернативные виды транспорта, скоростной трамвай, городская электричка, логистика.

ALTERNATIVE TRANSPORT AS THE BASIS OF PASSENGER TRANSPORT SYSTEMS LOGISTICS

Designing a modern urban public transport should be carried out using not only traditional but also alternative modes of transport, because the combination of their advantages allow to create an optimal system on logistics basic.

Alternative modes of transport, light rail, city train, logistics.

Современное развитие городской среды обусловлено параллельным развитием таких направлений, как архитектура города, объекты социальной сферы, коммерческая недвижимость, транспортная инфраструктура. Последняя при качественном планировании и реализации оказывает сильнейшее влияние на потенциал следующего витка развития, либо может привести к стагнации. Качественно проектированная транспортная система обеспечивает перемещение грузов и пассажиров, фактически поддерживая экономику, социальную и культурную жизнь города.

Создание продуктивно работающей транспортной системы во многом определяется ее составляющими. Современные транспортные технологии позволяют сочетать различные логистические преимущества различных видов транспорта для построения оптимальной системы с учетом различных ограничений.

Зарубежные системы пассажирского транспорта сформированы таким образом, что позволяют создать конкурентную среду, давая тем самым пользователям рынка транспортных услуг выбирать между различными видами транспорта с позиции не только скорости перемещения, но и населенности транспортных средств, количества пересадок (беспере-садочности) маршрута движения, эколо-гичности перемещения. При этом системы государственного регулирования позволяют создавать конкуренцию между маршрутами одного и того же вида наземного транспорта, поскольку маршруты осуществляются различными транспортными компании. Таким образом, пассажиры, планируя свои перемещения, могут выбрать тот вид транспорта и тот маршрут, который наиболее всего будет удовлетворять множественным требованиям. Вместе с тем в системе городского транспорта предусмотрены кон-

структивные и административные решения, позволяющие обеспечить бесперебойное движение транспортных средств по заданным маршрутам, тем самым повышая его привлекательность. Пользователям транспортных услуг предоставляется гарантированная услуга, при этом не только перемещение из пункта А в пункт Б, но и максимальное информирование для возможности построения оптимального маршрута.

Достаточно активно применяются различные альтернативные виды транспорта, поскольку современные технологии позволяют увеличивать качественную составляющую городской транс-

портной системы. Вложение в развитие системы городского пассажирского транспорта в свою очередь улучшает качественную составляющую облужи-вания, которая является важным критерием для выбора в пользу общественного транспорта перед личным.

Рассмотрим основные составляющие системы городского транспорта. Сюда будут входить не только различные транспортные средства, но и объекты инфраструктуры. Графически составляющие транспортной системы городов представлены на рисунке 1. Стоит отметить, что представленные подсистемы связаны между собой.

транспортная система города

внешнии транспорт

внутригородской транспорт

пути сообщения

1 а о р н е с

ВРЕМЕННЫЕ СТОЯНКИ

МЕСТА ХРАНЕНИЯ ЛИЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

транспортные средства, i

скоростной транспорт

наземный

транспорт

Рисунок 1 - Транспортная система города и ее структурные элементы

ВЕДОМСТВЕННЫЕ

управление дд >>

движением о с а

Представленная декомпозиция разделяет на подсистемы по признакам перевозки грузов или пассажиров, выделение подсистем происходит по признаку «вид транспорта», поскольку каждый обладает своей выделенной территорией. Подсистема внутригородского облуживания отнесена к понятию «городской транспорт».

Проектирование и формирование эффективных систем городского пассажирского транспорта возможно при сочетании различных преимуществ видов транспорта. Все виды можно подразделить на две основные группы: традиционные и альтернативные виды транспорта. К первой группе отнесем автобусное сообщение, троллейбусное и трамвайное.

Данные виды транспорта чаще всего используются в различных системах российских городов при формировании каркаса маршрутной сети города. При этом учитываются особенности и возможности использовании каждого из них.

Использование того или иного вида транспорта на различных участках городской дорожной сети также определяется провозной способностью видов транспорта, их маневренностью, скоростью перемещения. Классически применение автобусного сообщения возможно при большом пассажиропотоке. При этом как преимущества выделяют не только вышеперечисленные факторы, но и возможность отклоняться от заданных маршрутов движения в случае возникновения непредвиденных ситуаций. В г. Ростове-на-Дону основой системы городского пассажирского транспорта является именно автобусное движение. При этом активно используются как автобусы большой вместимости, так и автобусы малой вместимости. И последние, на начальном этапе внедрения призванные оказывать услуги более высокого качества за большие деньги, в настоящий момент являются просто транспортными средствами, неконтролируемо осуществляющими пассажирские перевозки, поскольку количество их действительно значительно, в то время как не ведется регулятивный баланс между количеством автобусов большой вместимости и особо малой.

Второй по количеству перевозимых пассажиров в городе - троллейбусный транспорт. Классически его основными преимуществами являются: «экологичность, низкое вибрационное воздействие, комфортность поездки, маневренность (по сравнению с рельсовыми видами транспорта), чистоту поездки с позиции отсутствия запахов выхлопных газов в салоне, относительно низкую себестоимость перевозок и, как следствие, более низкий размер тарифа за проезд» . Вместе с тем его манев-

ренность и возможность изменения маршрута в случае экстренных ситуаций достаточно малы, также необходимо помнить о зависимости от источника энергии для организации и осуществления движения. Так, за рубежом данные проблемы решаются путем приобретения универсального подвижного состава, способного работать как на электрической тяге, так и - при ее отсутствии или возникновения помехи на пути движения - на дизельном топливе. Такое техническое решение позволяет повысить количество аргументов в пользу данного вида транспорта.

Третий традиционно используемый вид транспорта - трамвай. Российский опыт некоторых крупных городов показывает положительные результаты развития данного вида транспорта, при достаточно высоком пассажирообо-роте. Ряд преимуществ, такие как высокая провозная способность, экологич-ность, низкое шумовое и вибрационное воздействие (при условии вложения денежных средств в модернизацию трамвайного пути и подвижного состава) позволяют активно использовать данный вид транспорта во многих городах, и даже проводить его эволюционное развитие до скоростного трамвая. Исторически транспортная система г. Ростова-на-Дону имела обширнейшую сеть трамвайных маршрутов, связывавших центральную часть города с окраинами, и фактически имелась база для ее использования. Однако проведенная оценка при стратегическом планировании развития городской среды выявила ряд недостатков, такие как привязка к колее при небезопасном выходе пассажиров из салона трамвайного транспортного средства, а также остановки автомобильного движения, обязанного пропустить выходящих пассажиров, что привело к отказу от данного вида транспорта. К примеру, в США, Австрии, Германии, Франции, а также в некоторых городах нашей страны были

изменены условия работы данного вида транспорта, что в конечном итоге привело к появлению скоростного трамвая.

Монорельсовый транспорт целесообразен для связи крупных жилых районов с промышленными зонами города. При проектировании нужно учитывать необходимость размещения опор и эстакад с балкой-монорельсом для движения, а также остановочных комплексов. Данный вид транспорта нечасто используется при развитии системы городского транспорта, однако в настоящее время существует проект использования данного вида транспорта в г. Болонья (Италия) для связи железнодорожного вокзала с аэропортом. При этом сам монорельс будет иметь всего три остановочных пункта. Как ожидается авторами данного проекта, это позволит сократить время перемещения пассажиров между транспортными узлами, увеличить пропускную способность данного направления по сравнению с существующими показателями. Следует сказать, что это уникальный случай, поскольку данный вид транспорта считается низкоэффективным.

Развитие городской линии зачастую «запирает» в городской черте железнодорожные пути. И на современном этапе существуют проекты по использованию таких путей для запуска «городской электрички», позволяющие перемещать значительные пассажиропотоки в городской черте, минуя пробки и стандартные маршруты движения. При этом стоит отметить высокую экологичность и то, что используется уже существующая инфраструктура. Преимуществами таких проектов является повышение мобильности населения в черте города, разгрузка улично-дорожной сети .

Метрополитен экономически целесообразен в городах с населением более 1 млн человек. Применение данного вида транспорта позволяет быстро и безопасно перемещать массовые пассажиропотоки под землей или на огражденных путях. Однако стоит отметить, что это самый дорогостоящий вид транспорта с позиции затрат на его строительство и эксплуатацию, поэтому экономически его использование оправдано только при величине пассажиропотока в одном направлении не менее 25 тыс. человек в час .

Скоростной трамвай является логистическим синтезом развития уличного трамвая с применением современных технологий. В настоящее время его транспортные характеристики позволяют многим крупным городам мира делать выбор в пользу активного его развития. Сюда относят низкое шумовое воздействие, экологичность, высокую скорость перемещения и безопасность. В ряде случаев он имеет ряд преимуществ перед ранее рассмотренным метрополитеном, поскольку требует меньших экономических вложений. С позиции пассажиров поездка на скоростном трамвае занимает значительно меньше времени, чем перемещение на такое же расстояние на метро.

В некоторых городских системах можно встретить такие виды транспорта, как фуникулер и канатную дорогу. Их использование обусловлено особенностями рельефа. Однако стоит понимать, что скорость и частота их перемещений не совсем пригодна для организации деловых и трудовых поездок, скорее в культурных и досуговых целях. Использование таких видов транспорта обосновано в городах с большим туристическим потоком.

Построение гармоничной и эффективной функционирующей системы городского пассажирского транспорта должно протекать с учетом значительного ряда факторов как технического, экономического, социального и экологического характеров. Проектирование должно

осуществляться не только с учетом количественных характеристик, но и качественных требований пассажиров, а также современных требований логистики.

Библиографический список

1. Гузенко, А. В. Вихрева, Н. А.

Система городского пассажирского транспорта: логистика и регулирование: моногр. - Ростов н/Д, 2011.

2. Мамаев, Э. А., Ковалева, Н. А. Железнодорожный транспорт в системе развития городского пассажирского транспорта на примере г. Ростова-на-Дону // Вестник Ростовского государ-

ственного экономического университета (РИНХ). - 2013. - №4(44). - С. 53-59.

Bibliographic list

1. Guzenko, А. V., Vikhreva, N. А.

Passenger Transport System: Logistics and Regulation: monograph. - Rostov-on-Don, 2001.

2. Mamaev, E. A., Kovaliova, N. A. Railway transport in development of city passenger transport on example of Rostov-on-Don // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). - 2013. - №4 (44). - P. 53-59.

На чем еще можно передвигаться по городу, кроме личного автомобиля и общественного транспорта? Велосипед, мотоцикл, ролики, конечно, приходят на ум в первую очередь. Но оказывается и без них отыщется немало транспортных средств, способных (хотя бы в какой-то мере) заменить личный автомобиль и автобус.

Так называемые «альтернативные транспортные средства» в основной своей массе двухколесны, не имеют крыши, просты в использовании и абсолютно безвредны для окружающей среды. Какая замена подрастает автомобилю – в нашем обзоре.

САМОКАТ

Незамысловатое транспортное средство о двух колесах, который традиционно принято считать очень детским, вполне может подойти и взрослым, желающим найти свой оригинальный способ передвижения по городу. В самом деле, от самоката, на первый взгляд, одна только польза: он и скорость передвижения увеличит, и физическую нагрузку обеспечит, и пробок вездесущих позволит избежать. К тому же, специально для взрослых, уже давно придумали складные самокаты с ремнем, которые можно носить с собой.

Видов самокатов ныне существует великое множество – одни подойдут только для прогулки по паркам и аллеям, другие оснащены достаточно толстыми колесами, которые справятся с городскими выбоинами. Есть и так называемые «кикбайки» - нечто вроде «недовелосипеда» и очень напоминающее те самые колоритные велосипеды прошлого с двумя колесами: очень большим и очень маленьким. И это, кстати, абсолютно «взрослый» вид двухколесного транспорта.

Управлять самокатом проще просто: отталкивайся себе, да езжай, только за равновесием следи. Но вот по центру города на нем не шибко-то поездишь: тротуары кишат пешеходами, а о выезде на проезжую часть и помыслить страшно. Но если ваш путь до работы пролегает по тихим улицам или тенистым аллеям и вы не обременены заботами о том, что думают окружающие, то самокат в качестве средства передвижения вам вполне подойдет. Правда, только в сухую погоду.

СКУТЕР

Скутер – один из самых популярных видов транспорта как среди всевозрастных детей, так и среди взрослых. Двухколесный железный «пони», прообраз которого был создан еще в начале 20 века, давно облюбовали жители европейских государств и стран Юго-Восточной Азии (в последних, по словам бывалых туристов, улицы просто кишат людьми на скутерах).

Россия же преимущества сего вида транспорта признала не так давно, хотя они и налицо: скутер дает возможность довольно быстро передвигаться по городу, притом в удобном сидячем положении, позволяет объезжать городские пробки и при всем это прост в управлении, обладая автоматической коробкой передач. К тому же, маленький скутер (с двигателем до 50 куб. см) не нуждается в регистрации в ГИБДД. Собственно, именно поэтому скутер так полюбился подросткам. Однако российское законодательство пока умалчивает о правах и обязанностях водителей скутеров, а посему неизбежно возникновение массы спорных моментов, если вы решите обзавестись таким двухколесным «другом».

«Сбалансированный двухколесный скутер» или «самокат для взрослых» - так называют набирающее все большую популярность транспортно средство под названием Segway. Создателем чудо-машины на двух колесах стал американец Дин Кейман и ранее отличавшейся особой изобретательностью.

Название происходит от англ. слова segway - «следовать, переходить». Управлять сегвеем просто: баланс водителю обеспечивают два колеса по бокам от площадки, на которую нужно встать обеими ногами. Чтобы начать движение, нужно немного наклониться вперед, чтобы остановиться, соответственно, - отклониться назад. При наклоне влево или вправо сегвей поворачивает в нужную сторону. Так можно развить скорость до 20 км/ч.

В некоторых штатах США (и в ряде других стран) сей вид транспорта нашел свое применение – на нем передвигаются полицейские и почтальоны, а вот в Европе сегвей одно время запрещали, объясняя его высокой небезопасностью. К слову сказать, владелец компании Segway Джими Хэселден погиб во время катания на сегвее: не справившись с управлением, он сорвался с обрыва в реку.

В любом случае сегвей - удовольствие довольно дорогое: от 90 тысяч за одну такую тележку и выше. Но сегодня сегвей можно встретить в крупных городах нашей страны – на нем предлагают покататься неспешным гулякам предприимчивые «частники».

ДЕЛЬТАКАТ

Новый вид транспорта, очень похожий на американский сегвей, придумали ни где-нибудь, а в нашем славном Томске. Изобретение томича Владимира Ковалева прославило город и его самого на всю Россию. Тележка под названием «дельтакат» представляет собой гибрид скейтборда и электросамоката; весит всего 25 кг и работает на аккумуляторах. Принцип движения тот же, что и у сегвея: водитель встает на подножки и, балансируя как на скейтборде, задает направление движения. Скорость регулируется с помощью рычага газа и может достигать 25 км/ч.

По словам самого создателя, в основу изобретения легло пресловутое желание каким-то образом избежать городских пробок. Первый экземпляр томич слепил из того, что было: части гардин, электродвигатель, металлические уголки, большие и маленькие колеса.

Летом 2011 года томский проект вошел в число победителей конкурса «Старт» Фонда Бортника и мог рассчитывать на финансирование для завершения стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Собственно, сейчас эти работы и ведутся.

ВЕЛОКЭБ

Экологичных видов транспорта, никак не загрязняющих атмосферу, становится все больше. Одно из таких новоизобретений – велокэб или велотакси. Придумали его в Германии еще в 90-е годы. Непосредственный автор идеи – Стефан Буеркле.

Кабина велокэба открытая по бокам и по форме очень напоминает яйцо. Водитель помещается в узкой части этого яйца, пассажиры, соответственно, в широкой. Велокэб оснащен электромотором, который и позволяет ему двигаться. Кроме того, каждый веломобиль оборудован бортовым компьютером и звуковым сигналом, передними фарами, зеркалами заднего вида, задними фонарями указателей поворота, стоп-сигналами, дисковой тормозной системой… В общем, всем, чем положено порядочному такси.

Вряд ли найдутся желающие обзавестись такой машинкой для собственного пользования, но в качестве прогулочного транспорта велокэб куда приятнее, скажем, той же повозки с лошадью.

РАСТАБАЙК

По сути растабайк – это тот же велосипед, с той лишь разницей, что у него более причудливый внешний вид. Главное, что роднит растабайк с привычным велосипедом – это принцип движения. Здесь тоже надо крутить педали ногами, чтобы двигаться вперед.

Растабайками называют все те оригинальные конструкции, которые выходят из под легкой руки самородных российских мастеров. Перепаянный велосипед на выходе может получиться совершенно невиданной формы, но обязательно будет ездить. В Москве даже существует сообщество любителей переделанных велосипедов – РАСТАБАЙК (Российская ассоциация самодельных транспортных аппаратов байков), периодически радующая столичных жителей и гостей феерическими выездами на растабайках всех цветов и конструкций. Есть большие сомнения насколько такой вид транспортного средства удобен, но зрелищен, как минимум.

ЭЛЕКТРОБАЙК

Другой байк, уже с приставкой «электро» - это опять-таки тот же велосипед, но с электрическим приводом. Однако привести в движение электробайк можно и при помощи педалей. Мало чем отличающийся от классического велосипеда, электробайк очень подойдет всем любителям экологичного транспорта. Электробайки обычно оснащены электродвигателями в180 Вт,250 Вт и 350 Вт; от одной четвёртой до одной второй лошадиной силы.

Очень популярен этот вид транспорта в Китае - электробайков там чуть ли не в пять раз больше, чем автомобилей.

22 сентября во всех цивилизованных странах отмечают Всемирный день без автомобиля: автомобилистам хотя бы на день предлагается отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств. «Пусть Всемирный день без автомобиля (сarfree) будет наглядным примером того, как наши города могли бы выглядеть, ощущаться и звучать без автомобилей... 365 дней в году ! » - таков лозунг

Наступает эра суборбитальных туристических полетов - практически это выход в космос со всем вытекающими, ощущением невесомости, видом на Землю из круглого иллюминатора и сильными перегрузками, однако без фиксации на околоземной орбите. Стартует суборбитальный самолет с ракеты-носителя. Дальше разгоняется до скорости примерно 4000 км/ч и на середине пути идет без двигателя на остаточной тяге. Достигнув примерно 100–200 км над Землей, как запущенное ядро, начинает падать по баллистической кривой, в этот момент пассажиры чувствуют невесомость, но совсем недолго, всего около 5 минут. Входя в тропосферу, космолет начинает планировать и приземляется на посадочную полосу, как обычный самолет.

Впервые суборбитальный полет совершил сконструированный еще в 1950-е годы в США экспериментальный ракетоплан X-15. Это судно было предназначено только для военно-воздушных сил США. Сейчас созданием суборбитальных самолетов занимается несколько частных компаний. Россия тоже решила не отставать от этого научно-коммерческого тренда, и сейчас в НПО «Молния» разрабатывается суборбитальная космическая система на базе высотного самолета М-55 «Геофизика».

Скорость

Максимальная около 4000 км/ч, однако с учетом того, что космолеты предназначены в основном для туризма, воспользоваться такой скоростью, чтобы быстро долететь из России в США, пока не получится.

Вместительность

В зависимости от модели космолета, от 4 до 14 человек.

Когда ждать

Полеты с обычными пассажирами могут начаться уже через два-три года.

02. Колеса, гироскоп и ничего лишнего

«Это что-то среднее между тапочками и велосипедом», - так свое изобретение, электрический самокат сегвей, называет Дин Кеймен. В магазинах разработка появилась уже в 2002 году и резко стала популярной. Сейчас этот вид экологичного и удобного транспорта используют не только простые горожане, но и различные государственные службы, например, большинство американских почтальонов разносят посылки и письма по адресам на сегвеях, в нескольких городах Германии такой самокат - обязательный атрибут сотрудника полиции. Недавно изобретатель Шейн Чен решил усовершенствовать сегвей и создал подобное, но только более компактное транспортное средство, моноколесо, или solowheel. По принципу работы - то же самое, что и электросамокат, приводится в движение без всяких кнопок и работает на основе гироскопа и датчиков, непрерывно оценивающих смещение центра тяжести, то есть любые движения пользователя. Если вы наклонились вперед, самокат поедет прямо, если чуть склонились вбок - будет поворачивать. Такой самокат можно носить с собой повсюду.

Скорость

Примерно 20 км/ч.

Вместительност ь

И сегвей, и моноколесо рассчитаны на индивидуального пользователя, балансировать вдвоем на них, скорее всего, не получится, если, конечно, вы не парочка синхронисток.

Когда ждать

Уже сейчас все пешеходы мира постепенно переходят на эти электросамокаты.

03. Настоящий внедорожник

Транспорт, способный на высокой скорости перемещаться по воде, льду, снегу, земле и воздуху, - это экранолет, прямой потомок экраноплана, гибридного судна на динамической воздушной подушке. Экранолет лучше предшественника тем, что способен парить не только над ровной поверхностью, но и подниматься ввысь, преодолевая даже самые непроходимые маршруты.

Впервые гибридное судно на воздушной подушке изобрел еще в 1937 году советский инженер Владимир Левков. Позже, поняв все преимущества этого вида транспорта, его модификациями и новейшими разработками занялись в Китае и Корее, стали строить большие и вместительные современные экранолеты, на которых можно очень быстро перемещаться из одной азиатской страны в другую. Пока такая система пассажирских перевозок идеально не налажена, но экранолеты там отлично используют для водного туризма.

Россия этим транспортом всерьез занялась в конце 1990-х, в ОКБ «Сухого» был даже создан многоместный современный экранолет С-90, однако широкая общественность его так и не увидела. Возможно, судно дорабатывается после испытаний, и когда-нибудь мы сможем быстро добираться из центральной части России до ее отдаленных регионов, например до Сибири или Дальнего Востока, на вездеходном самолетокорабле.

Скорость

Экранолет медленнее пассажирского авиалайнера примерно вполовину, его скорость - около 400–450 км/ч.

Вместительность

Самое большое судно рассчитано на 50 мест.

Когда ждать

В Азии или в Арабских Эмиратах, куда экранолеты поставляют из Китая, уже можно найти эти похожие на самолет крылатые суда и прокатиться на них недалеко от побережья.

04. Левитирующий поезд

Самый быстрый вид наземного транспорта - это поезд на магнитной подушке. Впрочем, правильней сказать - надземного, ведь поезд не едет, а летит в нескольких миллиметрах над монорельсом. Поэтому его и называют Maglev – magnetic levitation. Задумываться о таких поездах стали лет сто назад, а первые работающие маглевы построили в 1980-х в Англии и Германии.

Но единственный маглев, выполняющий сегодня роль не аттракциона, а полноценного средства общественного транспорта, работает в Шанхае, соединяя город с аэропортом и преодолевая 30 км за 7 с половиной минут. Пока маглев остается транспортом будущего - экологически безупречным, сверхбыстрым, дешевым в использовании и безопасным. Вот только построить инфраструктуру для него совсем не дешево. Сейчас дороги для них строят в Японии и Южной Корее, планируют создать и в других странах, в том числе в России. Если бы такую трассу построили от Москвы до Владивостока, поездка занимала бы меньше суток.

Скорость

На сегодня самый быстрый Maglev - японский, показавший на испы-таниях в 2003 году в префектуре Яманаси рекордную скорость, 581 км/ч. Пока он возит избранных счастливчиков.

Вместительность

Сотни людей. Это же поезд, и, как в любом поезде, число пассажиров может меняться в зависимости от числа вагонов.

Когда ждать

Сооружение самой длинной строящейся сейчас трассы от Токио до Осаки планируют завершить в 2027 году.

05. Водители - это анахронизм

Кажется, уже становится банальностью, что транспортным средствам будущего водитель ни к чему, они будут передвигаться при помощи оптических датчиков, «умных дорог», радиолокации, а главное - искусственного интеллекта. По данным журнала The Economist, 90 % ДТП происходят из-за человеческих ошибок. Эта статистика звучит как приговор людям-водителям.

Самолеты, корабли и автомобили шаг за шагом отвоевывают автономию. Для хорошей машины парковочный автопилот, круиз-контроль, способность предупреждать водителя об опасности уже стали нормой. Их разработкой активно занимаются Tesla, General Motors и другие автогиганты. Но впереди всех Google - десяток беспилотных «Приусов», доведенных до самостоятельного ума в секретных лабораториях GoogleХ, уже несколько лет разъезжает по дорогам Калифорнии. В ближайших планах Google выпуск собственного автомобиля. Компания инвестировала $250 млн в службу такси Uber, которую планирует укомплектовать своими беспилотниками.

Скорость

Автопилоту видней.

Вместительность

Когда ждать

Массовый выпуск полностью автономных автомобилей ожидается где-то в районе 2020 года.

06. Реактивная мощь на плечах

Как прекрасно было бы передвигаться при помощи аэрорюкзака - никаких пробок, никаких столпотворений! Работы над созданием такого индивидуального средства передвижения начались еще в 1950-е годы, когда ученый Венделл Мур создал ранец Bell Rocket Belt.

Однако дальше не очень удачных испытаний дело у Мура не пошло. И несмотря на то что над созданием этого летательного транспорта трудятся уже достаточно давно, пока ни в одной стране мира не встретишь летящую на аэрорюкзаках стаю офисных работников. Хотя вполне жизнеспособные прототипы устройства существуют и постоянно совершенствуются.

Есть две основные разработки: это реактивный рюкзак от американской компании Tecaerome, который пока может парить в воздухе лишь 40 секунд, и еще один, самый успешный проект, аэроранец инженера из Новой Зеландии Гленна Мартина под названием Martin Jetpack. Мартин начал трудиться над ним еще в 1990-е годы и при первом тестовом полете предложил жене стать летчиком-испытателем, она не отказалась. В большом ангаре ученый закрепил рюкзак на высоком шесте таким образом, чтобы он мог двигаться строго по оси вверх и вниз, не улетая в стороны или выше шеста, и пристегнул жену к изобретению. Рюкзак все-таки взлетел, но только на пару метров. Все прошло удачно, жена не пострадала.

Скорость

Сейчас такие рюкзаки летают на скорости 60 км/ч, что вполне сопоставимо с автомобильной в городе. Но разработчики планируют ускорить рюкзак до 100 км/ч.

Вместительность

Аэрорюкзак предназначен для одного человека. Но если вы будете пролетать горящее здание, из окна которого выпадет красивая девушка, можете позволить себе вжиться в роль супермена и спасти ее: двоих взрослых со средним весом ранец выдержит.

Когда ждать

Широкому кругу пользователей рюкзаки будут доступны примерно к 2018 году.

07. Пневмопочта для пересылки людей

Hyperloop - еще один проект Илона Маска, назвавшего «Гиперпетлю» пятым видом транспорта (другие четыре - водный, воздушный, автомобильный и ж/д). Проект был представлен в 2012 году в качестве альтернативы скоростному поезду между Сан-Франциско и Лос-Анджелесом. «Гиперпетля» представляет собой систему размещенных на эстакадах трубопроводов диаметром 2,2 метра, в которых поддерживается очень низкое давление. По трубопроводам перемещаются капсулы, парящие на небольшом расстоянии от дна трубы за счет закачивания в зазор воздуха и аэродинамики. Это похоже на гигантский рукав пневмопочты, только пересылать по ней будут контейнеры с людьми или грузами. Разгоняемые электромагнитным импульсом по трубе, они смогут преодолевать 600 км за полчаса - быстрее самолета. Энергия для нового вида транспорта будет обеспечиваться солнечными батареями. У проекта одна проблема - самому Маску некогда его воплощать, нужно, чтоб кто-то взялся за это.

Скорость

Вместительность

Размеры контейнеров «Гиперпетли» позволяют перевозить до 28 человек.

Когда ждать

Пока никто не начал реализовывать Hyperloop, но если начать, ничто не помешает завершить проект за несколько лет.

08. Автомобиль с вертикальным взлетом

Редкий фантастический фильм или книга обходятся без летающих автомобилей. Но когда же они станут реальностью? Оказывается, работа над аэромобилем вовсю идет, и один из самых перспективных проектов создает Центр промышленного дизайна Владимира Пирожкова, построившего Citroen C3, C4, С5, Toyota Auris, Toyota Avensis, Toyota iQ. Как ни трудно в это поверить, примерно каждое двадцатое авто на дорогах мира - дело интеллекта и рук Пирожкова. Кому, как не ему, создавать автомобиль с вертикальным взлетом? «В какой-то момент я понял: очередной проект традиционного автомобиля - всего лишь еще одно место в пробке», - признается Пирожков. Он называет свою мечту 3D-мобилем, ведь он передвигается в трех измерениях. Сейчас Пирожков собирает прототип 3D-мобиля в масштабе 1:4.

Скорость

Как у легкомоторного самолета, 200–400 км/ч.

Вместительность

Как у автомобиля.

Когда ждать

Лет через двадцать.

09. Серфинг в воздухе

Летающий скейтборд или ховерборд - давняя мечта беззаботных подростков и серьезных и умных изобретателей. В начале 2000-х годов был просто бум разработок ховербордов, западные инженеры каждый год выдавали по новой модели. Но все это оказалось профанацией, потому что такие якобы левитирующие доски были сконструированы по принципу судна на воздушной подушке, где в качестве удерживающего в воздухе механизма использовались мощные насосы для уборки опавших листьев. Первое устройство, похожее на летающий скейт, как у главного героя Марти Макфлая из фильма «Назад в будущее 2», представили в 2011 году французы. Их доска, названная MagSurf, для парения в воздухе использует эффект Мейснера - когда магнит отталкивается от охлажденного сверхпроводника и левитирует. При испытаниях этот скейт действительно поднимался в воздух, хоть и на небольшую высоту, всего на 3 см. Летать он мог исключительно над сверхпроводящими стальными рельсами. Еще одна разработка, действующая по такому же принципу, ховерборд HENDO. Летает тоже невысоко, заряда батареи хватает всего лишь на 8 минут полета, и парить эта штуковина может только над металлической поверхностью.

Скорость

Достаточно шустрое средство передвижения, разгоняющееся до 40 км/ч.

Вместительность

Один или два человека. Ховерборд обоих производителей выдерживает до 100 кг.

Когда ждать

Пока на такой штуке далеко не уедешь, и полноценным транспортом ее не назовешь, это просто аттракцион. Хотя лет через пять разработчики обещают представить миру скейт, который будет летать повсюду, а не только над металлическими поверхностями.

10. Прощай, бензин

Еще недавно люди пытались сделать электромобиль, хоть как-то приближающийся к бензиновым автомобилям, о конкуренции и речи не шло. На наших глазах произошла революция - электрокар Tesla Model S, созданный Илоном Маском, называют лучшим автомобилем мира. Этот люксовый седан разгоняется до 100 километров в час за 4 секунды, превосходит все бензиновые машины эргономикой и безопасностью, да и продается лучше бензиновых моделей былых королей авторынка.

Следующий автомобиль Маска, Tesla Model D, на подходе, а мир тем временем покрывается сетью заправок для электромобилей, черпающих энергию от солнца. «Я полагаю, что все виды транспорта должны перейти на электропитание», - заявляет Маск, раздумывая о создании электросамолета. Ведь даже если сжигать газ на ТЭС и перерабатывать эту энергию в электричество, его использование в электромобиле дает на выходе примерно шестидесятипроцентный КПД от энергии газа. А когда вы сжигаете топливо в двигателе автомобиля, КПД - лишь 20%. Лишнего газа ни у кого нет, ресурсы планеты надо беречь, так что автомобили будущего придется заряжать от электросети.

Скорость

Максимальная скорость Tesla Model D - 249 км/ч.

Вместительность

Когда ждать

Бюджетный электромобиль Маск планирует выпустить в 2017 году, но в России есть еще проблема с сетью зарядных станций.

Фото: Mark Greenberg/Zuma Press/Global Look Press; Inventist.com/Ferrari Press/East News; Григорий Сысоев/ТАСС; Toru Yamanaka/AFP/East News; Dominic Wilcox/Exclusivepix/East News; Martin Aircraft Company Limited, EyePress News/AFP/East News; из личного архива В.Пирожкова; Hendo; Nancy Pastor/Polaris/East News