Небольшие психологические упражнения всегда правильный выбор. Лучшие психологические тренинги и упражнения. Психологический тренинг для педагогов «Я познаю себя»

«Список дел на будущую неделю»

Сегодня мы будем практиковать осознанность: учиться слышать свои истинные потребности, эмоции, видеть свои поступки со стороны.

Есть такая шутка: «Бывает, отвлечёшься, а у тебя уже дом жена и трое детей. Или ты лежишь и подыхаешь где-нибудь на хате от передоза. Не отвлекайтесь!»

Наше психологическое упражнение — кропотливая медитация, его польза и смысл проявляются только в ходе честной заинтересованной работы. Как говорится, начни делать и ты поймёшь - «зачем» всё это.

Можно сказать и так, что данное психотерапевтическое упражнение учит истинно «рациональному планированию», только не так, как это делают гуру «тайм-менеджмента». Гуру тайм-менеджмента учат нас как взваливать на себя ещё больше ненужной нам работы. А упражнение сегодняшнего дня — учит сбрасывать со своих плеч практически... все дела.

Итак, психологическое упражнение «Список дел на будущую неделю» (или упражнение «Как бы — На самом деле») учит говорить «НЕТ», ищет и латает дыры, в которые утекает наша энергия, деньги, время, жизнь.

Первый этап работы психологического упражнения- список дел

Итак, возьмите пять листов блокнотной бумаги и неторопливо крупными заголовками напишите пять дел, которые вы действительно собираетесь сделать на грядущей неделе.

Исписали пять листов?. У вас должно остаться ещё много места для предстоящей писанины.

Второй этап работы психологического упражнения- знакомимся со своими эмоциями

Теперь возьмите свою рукопись и начинайте зачитывать вслух то, что у вас получилось, тщательно смакуя каждое предстоящее дело. (Пожалуйста, не пишите в список те рутинные дела, из которых состоит костяк вашего графика).

В качестве зачина-присказки, добавляйте к каждому делу из списка фразу

«На следующей неделе я КАК БЫ собираюсь...»

Прочитали одно дело? Остановитесь. Проследите за собой — какую эмоцию вызвала у вас перспектива заняться этим делом на будущей неделе?

Запишите эту эмоцию, опишите её. Воспользуйтесь для этого местом, оставшимся на бумаге. Попытка вникнуть в свои эмоции - первый шаг к будущему сатори.

Третий этап психологического упражнения «А на самом деле...»

Теперь прочитайте ещё раз весь список своих дел, но с новым зачином:

«На будущей неделе я как бы собираюсь делать..., но НА САМОМ ДЕЛЕ я буду...»

Ну а теперь, внимание. На этом этапе работы у вас могут получиться немного разные результаты. В основном, процесс может пойти по двум руслам самопознания.

Первое русло мы назовём «Хотели как лучше, а получилось как всегда»

Это - поверхностный взгляд на проблему.

Второе русло самопознания - глубже, и оно приведёт нас к сатори по имени «Так вот зачем я это делаю на самом деле!» (типичный ага-эффект).

Приведу примеры двух вариантов развития событий.

«Хотели как лучше, а получилось как всегда»

  • На будущей неделе я как бы собираюсь веселиться на дне рождения, а на самом деле я буду испытывать страшный стресс и искать веский повод убежать оттуда через пару часов;
  • На будущей неделе я собираюсь поехать за полочками в Икеа, но на самом деле, скорее всего, просто встречусь с подружкой и напьюсь шампанского.

«Так вот зачем я это делаю!»

  • На будущей неделе я собираюсь на день рождения, но на самом деле пролежу весь день с мигренью и не поеду туда;
  • На будущей неделе я как бы собираюсь поехать в магазин IKEA, чтобы подыскать себе полочки, а на самом деле я буду старательно убивать свой выходной день , придумывая себе «занятие» , потому что не знаю, чем ещё можно занять воскресенье, чтобы не сойти с ума. Если Икеи будет мало, я ещё и встречусь с подружкой.

Цена удовлетворения подлинных потребностей

Рассуждения по типу «На следующей неделе я как бы собираюсь писать диплом, и на самом деле буду... писать диплом », терапевтической ценности не имеют. Это - тавтология. И это - саботаж упражнения.

Наша цель, при выполнении упражнения «Список дел на будущую неделю» состоит в другом.

Мы должны обязательно поймать себя на том, что вместо одного мы делаем другое.

Это нам помогут выяснить наши эмоции - тщательно запротоколированные. Поход на день рождения вызывает шквал негативных эмоций? Странно... Поход в магазин за продуктами вызывает бурю радости? Тоже странновато...

Например, наша реальная потребность - больше бывать на воздухе и больше гулять пешком. Для этого мы создаём фальшивую цель: идём в дальний магазин за хозяйственными покупками.

(Информация добыта из фразы: «Я как бы собираюсь пройтись за покупками, но на самом деле я просто буду с удовольствием идти пешком и дышать свежим воздухом »).

Или - наша реальная потребность - не видеть мужа, детей и свекровь несколько часов.

Для этого мы создаём схожую фальшивую цель - идём в дальний магазин за покупками.

Увидев, что из этого всего в нашей жизни - реальное, а что «подставное», мы должны задать себе самый главный «бухгалтерский» вопрос:

Главный бухгалтерский вопрос: итог психологического упражнения

«Не слишком ли дорого мы платим за возможность реализовывать свою подлинную потребность? Есть ли способ реализовать нашу подлинную потребность — иначе — проще, современнее, дешевле, приятнее, здоровее?»

Если тот способ, которым вы достигаете своих подлинных целей вас устраивает — скажите психологическому упражнению «спасибо» за свет понимания, которой оно проливает на ваши действия «в полусне».

Пользу даже от этого вы поймёте немного позже.

Но если окажется, что тот способ, которым вы пытаетесь удовлетворить свои реальные потребности - удовлетворяет их лишь частично и при этом — поедает все ваши ресурсы, а стало быть — слишком дорого вам обходится, то немедленно начинайте латать дыры.

Елена Назаренко

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются об...

Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в пол...

В новой книге-тренажере от автора психологических бестселлеров Виктора Шейнова вы найдете множество заданий на развитие творческого и практического мышления, сообразительности.Предлагаемые упражнения подобраны так, чтобы они развивали разные виды творческого мышления. При этом сложность предлагаемых заданий постоянно меняется, легкие перемежаются более трудными в решении. Надеюсь, вы получите удов...

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумаж...

1. В торговом зале. ТП договаривается с секретарем о встречи с директором. Остальная часть группы, не слышит. (Тренером производится видеозапись).

Тренер описывает ситуацию в которой...

Упражнение служит для снятие психофизиологических "зажимов" и формирования приемов релаксации состояния.Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Игра веселая, создает положительную атмосферу. Фраза "Я люблю, конечно, всех..." настраивает участников на доброжелательное отношение друг к другу. Игра может проводиться в группе от 6 человек. В нее могут играть, как взрослые, так и дети.Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но... (называет какой-либо признак, например, ...

Чтобы поработать над собой, не всегда нужно обращаться к психологу. В ряде случаев достаточно воспользоваться специальными упражнениями. Они эффективны, если требуется восстановить веру в собственные силы. Не поддаться унынию в сложной ситуации бывает непросто. Цель может состоять в восстановлении психической формы, ясности ума. Подобные занятия достаточно просты, интересны и эффективны. Поэтому хорошее психологическое упражнение позволяет очень быстро настроить себя в нужном направлении.

Как избавиться от стресса

Достаточно интересным и простым является упражнение «Воздушный шарик». Задание выполняется мысленно. Оно состоит в том, чтобы представить шарик, который надувается при каждом вдохе. После его увеличения следует на 30 секунд задерживать дыхание. Это психологическое упражнение нужно повторять 5-6 раз.

Можно положить руки на колени. После этого следует расслабиться, закрыв глаза. В правой руке надо представить лимон, а затем выдавить из него сок полностью. То же самое нужно выполнить и для левой руки. Тем более представить это совсем нетсложно. Затем следует повторить движение одновременно двумя руками.

Психологическое упражнение «Семь свечей» выполняется сидя. Следует удобно расположиться, закрыв глаза. После этого надо представить семь горящих свечей. Следует глубоко вдохнуть. Затем, представляя свечу, задуть её. Эти же действия нужно повторить с оставшимися свечами.

Избавиться от напряжения лица поможет упражнение «Муха». Для этого надо закрыть глаза и представить, что сейчас муха усядется на лицо. Она назойлива и постоянно опускается на разные участки кожи. То есть насекомое приходится прогонять. Глаза открывать не следует.

Если представить лампу на уровне груди, то это также позволяет улучшить самочувствие. Если освещение направлено вниз, это сопряжено с комфортными ощущениями. Затем лампа начинает светить вверх, ослепляя глаза. Следует направить её в своих мыслях вниз.

Повышение самооценки

С помощью простых упражнений несложно приподнять самооценку. Это могут быть психологические упражнения для тренингов и те, которые можно делать самостоятельно. Нужно выявить качества, над которыми будет осуществляться работа. С этой целью предпочтительнее взять обыкновенный листок бумаги и перечислить на нём положительные особенности характера, которые нужно усилить. Следует ежедневно обращаться к этому перечню, работая над указанными чертами.

А вот вечером не нужно грустить или заниматься самобичеванием. Следует составить список пусть даже небольших побед. Перечень должен включать даже незначительные достижения. Здесь каждая победа обладает большим значением. Это задание является очень эффективным для

Упражнения можно осуществлять как ежедневную работу с аффирмациями. Надо выделять для себя положительную установку и заниматься её прочтением с утра. Этот подход очень помогает наладить ситуацию днём. Если что-либо не получается, то нужно лишь вспомнить утреннюю установку и повторить её. Также следует читать книги, написанные успешными людьми. Например, «Самый богатый человек в Вавилоне» Дж. Клейсон, «Подсознание может всё» Дж. Кехо и другие.

Не стоит полагать, что использование подобных упражнений позволит достаточно быстро добиться явных результатов. Всё зависит от настойчивости и веры в собственные силы. Если двигаться поэтапно, то постепенно будет получаться всё лучше.

Психологические упражнения для группы

Достаточно эффективными являются занятия в коллективе, который может быть сформирован из нескольких человек. Психологические упражнения (групповые) направлены на одновременную работу с несколькими участниками. Лучше всего такие занятия помогают наладить сложности с общением.

Довольно популярной проблемой является следующая: человек чувствует себя не таким, как все. Из-за этого в нём развивается ощущение внутреннего дискомфорта. Также он начинает испытывать одиночество, полагает, что другие не понимают его. В этом случае помогает определённое психологическое упражнение.

Цель его состоит в том, чтобы проявить индивидуальность каждого из присутствующих. Для этого нужно раздать всем участникам по салфетке. Затем следует осуществить ряд действий, на остальных участников:

  • Сложить листок вдвое.
  • Открыть верхний правый угол.
  • Вновь сложить листок вдвое.
  • Повторить действие с углом.
  • В третий раз сделать то же самое.
  • Повторить всё 4 раза.

После этого каждому участнику нужно развернуть листок и показать снежинку. Участники сравнивают между собой полученные посредством сгибания изображения. И примечательно здесь то, что изначально была использована одна и та же инструкция. При этом получились разные снежинки. Именно таким образом работают лучшие психологические упражнения. Они ненавязчивы и показательны. Рассмотренный тренинг наглядно демонстрирует проявление индивидуальности каждого участника.

Улучшение отношений в семье

Семья, в которой между детьми и родителями отсутствует взаимопонимание, не является счастливой. Следует уметь договориться, объяснить и отстоять свою точку зрения. При этом крайне важно поступить тактично и никого не обидеть своим поведением. Чтобы получалось понимать друг друга как можно лучше, следует также обратить внимание на психологические упражнения для детей и взрослых.

Одним из удачных примеров является упражнение «Стеклянная дверь». Для его осуществления нужно представить вагон метро. Как будто один участник успел в него войти, а другой - нет. Между ними возникли стеклянные двери, которые препятствуют слышимости, но сохраняют обзорность. И вот оставшийся на перроне человек желает рассказать товарищу о том, где состоится следующая встреча. Времени на разговор - 15 секунд, потому что после этого поезд уходит.

Во время упражнения участники должны расположиться на расстоянии 1 метра друг от друга. После этого 15 секунд им нужно потратить на то, чтобы договориться о месте встречи и времени. Затем поезд уходит, и оставшийся на перроне человек рассказывает о том, понял ли он своего напарника.

Психологические упражнения для тренингов в домашней обстановке могут задействовать большее количество людей, чем в паре. Таким образом, отец мог остаться на перроне, а мама и сын - уехать. Или же дочь одна в вагоне, а мама и папа договариваются с ней о месте встречи. Это упражнение следует повторить несколько раз. Чем больше вариантов будет придумано, тем лучше.

Упражнения для самых маленьких

Детям нравится разыскивать спрятанный предмет, выполняя соответствующее психологическое упражнение. Для этого нужно поместить что-либо в комнате и завязать ребёнку глаза. Затем следует давать вслух команды относительно того, как передвигаться по комнате. Они могут звучать в такой форме: «Сделай шаг вправо, повернись, присядь». А после нахождения предмета неплохо изменить роли.

Как подведение итогов следует обсудить с ребёнком сложности выполнения упражнения. Что было делать проще - слушать приказы или командовать?

Большой популярностью пользуется игра «Крокодил». Один участник, используя мимику и жесты, объясняет всем какое-то слово. Им может являться какое-либо существительное или устойчивое выражение. Оно может быть абстрактным или конкретным. Решивший загадку правильно задаёт следующий вопрос.

Упражнения для повышения общительности

При возникновении проблем с коммуникативными навыками также нужно обратиться к ряду упражнений. Это совсем не сложно сделать дома, но лучше всего заниматься в группе. При проведении разного рода тренингов используются разные социально-психологические упражнения. Успешность работы тренинговой группы состоит в том, чтобы улучшить способности индивидуума к межличностному взаимодействию.

Такие упражнения направлены на то, чтобы:

  1. Научиться воспринимать себя и окружающих.
  2. Получить ряд социально-психологических знаний.
  3. Лучше понимать сообщения друг друга.
  4. Ощутить собственную причастность к возникающим ситуациям.
  5. Понять особенности межличностного общения.

Примеры упражнений для тренинга

Немного разрядить обстановку в начале любого тренинга отлично помогает упражнение «Снежный ком». Оно состоит в том, чтобы каждый из участников поочерёдно называл своё имя и эпитет к нему. Но прилагательное должно начинаться на первую букву имени. Это может быть Андрей Адекватный, Сергей Серьёзный, Дарья Добрая и другие. Таким образом, присутствующие получают первое представление о новых знакомых. И, что немаловажно, психологическое упражнение позволяет разрядить атмосферу и сформировать первые контакты между участниками. На проведение упражнения выделяется 10 минут.

Существует ещё одно упражнение под названием «Комплимент». Для его выполнения нужно разделить по парам всех присутствующих. После этого каждый из них должен представиться партнёру, сказав ему комплимент. Другой человек повторяет это действие. Затем пары должны поменяться. Но уже другому партнёру следует назвать услышанный последним комплимент. Игру следует продолжать до полного знакомства присутствующих друг с другом. Упражнение занимает 7 минут.

Варианты для родителей

Каждый взрослый человек ежедневно сталкивается с большим количеством требующих решения вопросов. Это касается рабочей деятельности, проблем в личной жизни, сложностей с воспитанием детей, материальных вопросов.

Чтобы наладить жизнь, нужно взять на себя ответственность за всё происходящее вокруг. В этом виноват не кто-либо, а человек, с которым происходят не устраивающие его события. Поэтому надо осознать важность своего влияния на происходящее. После этого можно делать несложные психологические упражнения для родителей.

Нужно представить, что вся семья является очень маленькой компанией. И для её успешности надо вести себя по аналогии с предпринимателями. Следует ставить цели, заниматься планированием, управлять работниками, осуществлять анализ деятельности, распределять обязанности. Но не стоит приравнивать семью к чему-то производственному, например, предприятию, занимающемуся выращиванием детей.

Теперь нужно описать идеальную в своём представлении семью. Следует поразмышлять об общем состоянии семейных дел. Нужно выявить и записать моменты, в которых родителям удаётся управлять происходящим. Также должны быть отмечены все форс-мажорные ситуации. Таким образом, все слабые места компании становятся выявленными.

Ещё одно упражнение для родителей

В течение дня следует записывать все жалобы, которые возникают. Также надо обращать внимание на обвинения других людей. Такие психологические упражнения очень эффективны. Часто мы даже не подозреваем о том, сколько энергии расходуем на обвинение в своих бедах окружающих.

После того как в голове возникает что-то похожее, надо на эту мысль обращать внимание. Все умозаключения типа «Это случилось, потому что он поступил таким образом», следует заменить на «А что я могу сделать, чтобы ситуация стала лучше?». Надо поработать над собой в течение трех недель. Наградой станет привычка брать на себя ответственность за всё происходящее в собственной жизни.

Если же сложность в решении жизненных проблем продолжает ощущаться, то нужно воспринимать всё как новую задачу для творчества. Следует осознать, что всё происходящее - эксперимент. Также необходимо работать над поиском новых решений, использовать фантазию. Ведь подобный подход к делу является очень интересным в сравнении с тем, который подразумевает плытие по течению.

Упражнение для улучшения отношений в семье

Теперь нужно определиться с мечтаниями и желаниями. Возможно, жена считает, что в первую очередь нужно позаботиться о приобретении хорошего дома. Муж при этом может полагать, что образование для детей имеет большую важность. Практические психологические упражнения также предусматривают обсуждение материальной стороны вопроса. Качества, которые хочется видеть в своей семье, также имеют существенное значение. Притом очень важно, чтобы супруги уважали друг друга.

На этом этапе нужно устроить вечер мечтаний. Он состоит в том, чтобы поведать друг другу свои соображения об идеальной семье. При этом муж и жена должны быть взаимно откровенны. Очень важно здесь подумать о личностном росте, уделив значение детям. Какими видятся отношения с ними через годы? В качестве опорных периодов можно выбрать 5, 10, 20 лет.

Несложные психологические упражнения часто позволяют добиться существенных результатов. Для этого нужно приложить совсем немного усилий и терпения. Возможно, жизнь без стресса - это вполне достижимая цель. Так почему же мы часто игнорируем обыкновенные методики, для воплощения которых не нужны дополнительные расходы? Ведь лучше ситуацию предвидеть или заняться устранением проблемы в самом начале, чем впоследствии обращаться к помощи специалиста.

Упражнения — это тщательно подготовленные психофизические занятия для отряда. В процессе их выполнения создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышаются взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в упражнениях, ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря чему происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять, как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Ребята думают и над тем, что можно сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. Упражнения — это процесс взаимообучения, в котором участники познают все из собственного опыта, согласно своим действиям.

Данные упражнения проводятся в организационный период для раскрепощения и создания атмосферы открытости и доверия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Экскурсия

Инвентарь: По одному платку на пару для завязывания глаз.

Описание упражнения: Все участники разбиваются на пары. Вожатый рассказывает легенду игры: «Вы с другом решили посетить город, в котором вам так давно хотелось побывать, но внезапно друг «ослеп». Но вы все равно сделаете все возможное, чтобы ваш друг смог увидеть город вашими глазами. Вы должны водить друга за руку и рассказывать, что происходит вокруг, предупреждать его о препятствиях. В паре сначала один становится слепым, выбирая город, в котором он хотел бы побывать, а зрячий проводит экскурсию в течение 2-3 минут. Затем участники меняются.

Дрозд

Описание упражнения: Участники образуют два круга — внутренний и внешний. Игроки внутреннего круга становятся спиной в центр, образуются пары. Участники повторяют слова и движения за ведущим:

. «Я дрозд, ты дрозд», — открытой ладонью показывают на себя и соседа.

. «У меня нос и у тебя нос», — прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа.

. «У меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие», — теребят свои щечки и соседа.

. «Мы с тобой два друга», — пожимают руку.

. «Любим мы друг друга», — обнимаются.

Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, упражнение продолжается, пока пары не вернутся на исходные позиции.

Моечная машина

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.

Неваляшка

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары, становятся один позади другого. По команде ведущего первый падает (колени не сгибать), второй ловит первого. Далее меняются местами.

Рекомендации: Важно предусмотреть место проведения и контролировать расстояние между падающим и ловящим. Помимо этого следует учесть, что упражнение проводится на этапе формирования доверительных отношений в отряде.

Маятник

Описание упражнения: Все участники встают в круг, а один — в центр круга. Очень важно, чтобы у тех, кто стоит в кругу, одна нога была поставлена чуть вперед для устойчивости. У участника, стоящего в центре круга (по очереди все побывают в этой роли), ноги должны быть вместе, руки скрещены на груди, глаза закрыты (пожеланию). После того как стоящий в центре участник получит утвердительный ответ на вопрос «Все ли готовы?», он опускается на чьи-либо руки, и группа плавно передает его по кругу или аккуратно перекидывает его. Участнику, стоящему в центре, следует не забывать о том, что ноги его должны быть все время вместе и не сгибаться.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Угадай, кто ты

Инвентарь: Маркер, стакеры или бумага формата А4 с английскими булавками.

Описание игры: Каждому участнику на спину вешается бумажка с названием животного или предмета. Для того чтобы догадаться о том, что на бумажке написано, участники передвигаются по площадке и задают вопросы с ответами только «Да» или «Нет» остальным игрокам (например: «У меня есть перья?», «Я хищник?», «Я живу в воде?»). Одному участнику могут отвечать сразу несколько игроков. Те, кто угадал, что написано на его спине, помогают отвечать на вопросы.

Вариации игры:

Участник показывают игроку жестами и мимикой, какое животное или предмет на его спине. Тот в свою очередь перечисляет свои догадки до тех пор, пока не отгадает.

Все сидят в кругу, бумажка с названием пишется игроками и клеится на лоб соседу слева, затем игроки по очереди задают вопросы с ответами «Да» или «Нет» соседу справа, пытаясь отгадать, кто он («Я травоядное?», «Я живу в Африке?»). Если сосед отвечает «Да», то можно задавать следующий вопрос, если «Нет», ход переходит к отвечающему, и далее он задает вопросы своему соседу справа.

Передай пантомиму

Описание игры: Команда становится в шеренгу в затылок друг другу, ведущий просит повернуться первого игрока к нему лицом и говорит ему слово. Игрок, получивший слово, поворачивает следующего и пантомимой изображает слово. Пантомима переходит от игрока к игроку, но только последний должен произнести слово (по принципу испорченного телефона).

Ха-ха-ха

Описание игры: Все участники ложатся на пол (землю), кладут голову на живот другому участнику, образуя длинную цепь. Первый играющий говорит: «Ха», второй: «Ха-ха» и т.д. Игра начинается заново, если кто-нибудь засмеется.

Прорыв

Описание игры: Ведущий спрашивает: Способны ли вы добиться своего, невзирая ни на какие препятствия? Способны ли вы защитить свои позиции, отстоять свое, несмотря на мощный натиск противника? Сейчас мы можем попробовать свои силы в этих двух направлениях. Давайте разделимся на две части и образуем два круга — внутренний и внешний. По моему сигналу участники, стоящие во внутреннем круге, начинают двигаться по часовой стрелке, а те, кто находится во внешнем круге, — против часовой стрелки. По сигналу ведущего — хлопку — останавливайтесь. Образовались пары. Задача «внешнего партнера» любыми доступными ему средствами (это могут быть слова, физическая сила в пределах приличия, хитрость и т. п.) прорваться в центр. Задача «внутреннего партнера» — не пустить ни за что. Он также применяет все имеющиеся у него на вооружении способы препятствия к своему противнику.

Итак, если задание понятно, то мы можем приступить к первому поединку.

Игра повторяется несколько раз. В конце определяются самые настойчивые игроки.

Три предмета

Инвентарь: Три предмета разной величины и объема (например, скотч, мяч, маркер).

Описание игры: Участники становятся в круг. Вожатый бросает первый предмет игроку, стоящему напротив, называя его имя. Игрок, поймавший мяч, также перекидывает его следующему, называя его имя. Нельзя передавать предмет рядом стоящему. Каждому игроку в руки должен попасть предмет, пройдя всех, вернуться обратно, к вожатому. Каждый игрок запоминает, кому передает предмет, т.е. устанавливается четкая последовательность. Запомнив последовательность, игру начинают с одного предмета. Постепенно к игре присоединяются остальные два предмета, и в итоге все три предмета одновременно участвуют в игре. Задача группы — вернуть по цепочке все предметы, не уронив ни один из них. Если хоть один предмет уронил кто-либо из игроков, все начинается заново.

Рекомендации: Возможно постепенное увеличение количества предметов по согласованию с группой. Когда с тремя предметами участники справляются легко, можно задать вопрос: «А с четырьмя сможете? А с пятью? А с шестью?» Механизм игры такой же. Главное, что может показать упражнение: что всегда есть к чему стремиться даже суперсплоченному коллективу.

Башня из коробков

Инвентарь: Пустые спичечные коробки по количеству участников.

Описание игры: По команде ведущего участник подходит к столу и оставляет один коробок, с другим пустым коробком возвращается к команде и передает его следующему участнику. Тот должен положить коробок на предыдущий и т.д. Если башня падает, упражнение выполняется сначала.

Рекомендации: Упражнение лучше проводить в закрытом помещении. Для младших отрядов лучше использовать полные коробки, но следите, чтобы дети не пользовались спичками. Упражнение можно включить в качестве конкурса в общелагерное мероприятие.

Хрю

Описание игры: Участники стоят или сидят в кругу. Задача группы по очереди произносить слово «хрю», постепенно ускоряя, дойти до минимального количества времени на весь круг.

Гомеостат

Описание игры: Гомеостат — это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Мы для этих же целей вместо прибора воспользуемся упражнением. Участников просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.

Рекомендации: Упражнение позволяет вожатым выявить лидеров, под которых подстраивается большинство, одиночек, которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.

Броуновское движение

Инвентарь: Теннисные мячи.

Описание игры: Участники встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга три теннисных мячика. Они не должны останавливаться или выкатываться за пределы круга, мячи можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют задание, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей.

Плетень

Описание игры: Участники группы вместе с ведущим встают в круг и берутся за руки. Затем ведущий дает команду повернуться всем на 180 градусов, не расцепляя рук. Необходимо зафиксировать это положение. Затем по команде «раз» нужно Снова развернуться и встать в первоначальное положение, также не расцепляя рук.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.