Образовательная кинестетика кросс. Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология. Кинезиология и профилактика старения мозга

Уважаемый читатели, если у вас пока нет проблем с головой, с памятью, с координацией, то вы можете не занимать свое драгоценнейшее время чтением этой статьи. Вернетесь к ней, когда жизнь преподнесет сюрприз. У подавляющего большинства людей он случается, только в разное время. И этот судьбоносный подарок проявится в том, что однажды

  • вы почувствуете неуверенность в себе, раздражительность
  • вам станет трудно сосредоточиться и принять решение в трудной ситуации,
  • заметите, что стрессовая ситуация наступает все чаще и чаще, а уходит все медленнее и медленнее
  • заметите легкое нарушение координации.

Например, вы отлично видите дверной косяк или шкаф, но, проходя мимо, ударяетесь об него, заполучив синяк. Или отчетливо видите стоящие на столе чайную чашку или стакан, но, попытавшись взять их, опрокидываете.

Все эти вроде бы мелочи, свидетельствуют о том, что первый звоночек от вашего мозга уже прозвенел, и посылом этого сигнала мозг требует внимания к себе.
В народе говорят, что «если Бог кого-то хочет наказать, то лишает его разума». Этот афоризм доказывает огромную важность сохранения человеком способности к умственной деятельности. Человек, утративший ум, перестают быть человеком, Личностью. И что же делать? Ведь процесс старения мозга – это естественный биологический процесс, а со старением мозга ослабляется мыслительная деятельность, ухудшается память, снижается концентрация внимания.
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с функциями мозга.
Homo sapiens – человек разумный, т.е существо, обладающее разумом и сознанием.
По безграничности возможностей, человеческий мозг можно сравнить с компьютером. Наш мозг с самого рождения настроен на познание мира. Он каждый день познает что-то новое, запоминает информацию, хранит ее, а при невостребованности оной удаляет.
Мозг разделен на два полушария: левое и правое. Каждое из них выполняет свои функции.
Наблюдая за деятельностью ума, можно убедиться, что он – великий труженик, потому что никогда не отдыхает. А еще ум – великий обманщик, потому что он создает иллюзию собственного отдыха. Так, например, человек, который жалуется на постоянный недосып, отсутствие энергии, вялость и находит кучу причин для оправдания своего состояния, улучив свободную минутку, садится за компьютер и проводит не один час за компьютерными играми.

КИНЕЗИОЛОГИЯ И ПРОФИЛАКТИКА СТАРЕНИЯ МОЗГА.

В современном мире проблемы с памятью стремительно «молодеют». И физиологическими причинами ухудшения памяти являются не только возрастные изменения, и проблемы с кровоснабжением мозга, уменьшение числа нервных клеток мозга, атеросклероз, снижение уровня физической активности, но и отсутствие тренировки мозга. И если не тренировать ум и память, то процесс деградации остановить будет невозможно, и восстановить утраченную функцию не удастся. Но при систематической необременительной тренировке мозга интеллектуальными нагрузками память и ум можно восстановить.
Нельзя забывать об общем физическом состоянии, потому что оно влияет на интеллект и память. Активный образ жизни способствует повышению и физического, и психологического тонуса, улучшению настроения и самочувствия. Мозг, утомленный большими умственными усилиями, восстанавливается значительно быстрее после выполнения физической нагрузки. Под ее воздействием происходят структурные изменения в мозге, которые способствуют росту нервных клеток и выработке нейрохимических веществ, стимулирующих рост и восстановление клеток мозга.
Общеизвестен тот факт, что при работе мозг использует только 10-15% своего потенциала. Но применяя гимнастику для ума, можно повысить эффективность мозговой деятельности.
Вы удивитесь, да разве могут физические упражнения повлиять на работу головного мозга? Да, могут. Есть упражнения, которые могут стимулировать работу мозга. Существуют специальные упражнения гимнастики для мозга для пожилых людей.
Врач из США Пол Деннисон еще в 70 годы прошлого века разработал систему занятий несложными физическими упражнениями, получивших название «Гимнастика для ума». Время показало, что эта гимнастика очень эффективна, особенно для детей и для людей пожилого возраста. В России эта практика стала известна в конце 80-х годов ХХ столетия и дала развитие новому направлению в медицине – кинезиологии.
Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение.
На базе этой науки была разработана педагогическая программа образовательная кинестетика.
Нам, привыкшим к тому, что наш мозг управляет телом, трудно поверить, что движение приносит пользу в развитии мозга и улучшает умственные способности. Но координированные движения, особенно перекрестные, повышая резервные возможности мозга, увеличивают количество нервных связей, повышая его резервные возможности. Занимаясь практическими разработками в этой области, кинезиологи доказали, что гимнастике для ума, как и любви, «все возрасты покорны», но особенно хороша она для детей и людей зрелого возраста. Гимнастика для ума – это метод сохранения способности к концентрации внимания, восстановления памяти. Она очень проста, требует не более получаса и заниматься ею можно всегда и везде независимо от места и времени.
Упражнений для тренировки ума – великое множество. Необходимо выбирать то, которое решит именно вашу индивидуальную задачу, не надо гнаться за большим количеством упражнений. Вспомните мудрость пословицы: «Трудно усмирить стаю обезьян, но с одной обезьяной справить намного легче». Постарайтесь справиться именно со «своей обезьяной». Ум поддается тренировке, как и тело, только немного медленнее.
Мозг запоминает повторяющиеся медленные движения, поэтому нужны регулярные ежедневные занятия. Хорошо было бы выполнять весь предложенный комплекс ежедневно, но при современном цейтноте достаточно выполнить одно упражнение, которое даст в эту минуту нужный результат. Просто для этого надо иметь под рукой список упражнений с их терапевтическим эффектом.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА И РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ.

Есть одна важная особенность освоения гимнастики для ума именно русскими людьми. Мы привыкли считать, что «без труда не вынешь рыбку из пруда», т.е. для достижения сколь-нибудь стоящего результата надо потрудиться до седьмого пота. Уж такова особенность нашего менталитета. А гимнастика для мозга не требует ни пота, ни напряжения, ни усилий, потому что это не спорт.
Вот и сомневается русский человек в возможности положительного результата. А зря сомневается!
Упражнения чрезвычайно просты, для них не надо ни инвентаря, ни спортивной формы. Программа занятий составлена для детей. Но эта программа «Гимнастика для ума» и для пожилых людей великолепно подходит. А поскольку дети любят играть и не любят учиться, то и названия эти упражнения получили забавные. Это не должно вызывать тревоги у занимающихся, потому что упражнения с такими несерьезными названиями дают достаточно серьезный положительный результат.

КИНЕСТЕТИКА И УПРАЖНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Эти упражнения – практическая часть образовательной кинестетики. Они полезны как детям, так и родителям, а также дедушкам и бабушкам, потому помогут снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины. Особенно они рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз». И, пожалуй, самое главное, стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Упражнение «КРОСС КРОЛЫ».

Вариант 1.

Ползайте по полу, как ребенок. Можно просто маршировать на месте или с минимальным продвижением.
Вариант 2.
Стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях пальцами вверх.
Поднимите правое бедро и одновременно наклонитесь к нему левым плечом. Выпрямитесь.
Поднимите левое бедро и одновременно наклонитесь к нему правым плечом.
Голова слегка поворачивается в сторону наклона.
Рот и губы расслаблены.

Терапевтический эффект.
Упражнение улучшает интеграция левого и правого полушария. Активизируется работа прямых и косых мышц живота, что способствует снижению веса и улучшению работы внутренних органов. Заставляя работать мышцы живота, расслабляет поясничную мышцу и тем самым снимает боль в спине при радикулите, но выполнять упражнение нужно медленно в положении лежа.

Упражнение «КНОПКИ МОЗГА».

Большой и указательный пальцы левой руки поставьте под ключицы (в том месте есть 2 ямки). Правая рука расположена на пупке. Слегка помассируйте ямки в течение минуты. Поменяйте положение рук.
Также нужно массировать ямочки, расположенные между 1 и 2 ребром под ключицами.

Терапевтический эффект.

Это мощная нейро-лимфатическая зона с крупными сосудами, идущими от сердца, поэтому упражнение синхронизирует работу крупных сосудов мозга и сердца. Упражнение увеличивают тонус коры головного мозга, а массаж биологически активных точек позволяет заставить работать обе половинки мозга.

Упражнение «КОЛПАК ДЛЯ ДУМАНЬЯ».

Возьмитесь за верхнюю часть уха, так чтоб большой палец был сзади, а остальные четыре на переднем крае, и мягко массируйте, продвигаясь по краю уха сверху вниз и слегка растягивая назад и выворачивая каждую точку уха.
Затем поверните голову влево до предела. Массируйте себе уши, позволяя голове уходить все дальше и дальше. При этом старайтесь заглянуть назад как можно дальше. Массаж делайте сверху вниз. Когда голова повернется до предела, прекратите выполнение упражнение.
Поверните то же вправо.

Терапевтический эффект.
На крае уха расположено много биологически активных точек, связанных с позвоночником. Массаж этих точек позволяет растянуть и расслабить весь позвоночник. Улучшается кровоснабжение мозга, активизируются мыслительные процессы.

Упражнение «СОВА».

Возьмитесь правой рукой за левое плечо посередине, слегка поверните голову влево.
Разминайте мышцу, на выдохе сжимая пальцы и произнося «УХ». Глаза расширьте и смотрите, как сова. Голову немного поворачиваете из стороны в сторону.
Повторите то же левой рукой.

Терапевтический эффект.

Благодаря «уханью», снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительного письма, работы с компьютером, вождения машины (для взрослых). Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело.

Упражнение «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ».

Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени слегка согнуты. Тело расслаблено.
Согните левую руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Нарисуйте лежащую восьмерку, следя глазам за движением большого пальца.
Повторите то же правой рукой.
Потом выполните его двумя руками вместе.

Терапевтический эффект.
Восьмерки в воздухе для синхронизации деятельности мозга и тела.
Во время движения глаз, следящих за движением пальца, растягиваются все восемь пар глазных мышц, улучшается кровоснабжение глаз, и это способствует восстановлению зрения. Глаза тесно связаны с позвоночником и общим лимфотоком в организме. Ленивые восьмерки активизируют работу крестцовых и мышц живота и улучшает работу внутренних органов. Они раскрепощают шейный отдел позвоночника, в связи с чем лучше циркулирует спинномозговая жидкость.

Упражнение «КРЮКИ ДЭНИСОНА».

1 часть.
Поставьте ноги скрестно, руки вытяните вперед ладонями наружу.
Соедините ладони, переплетая пальцы и выворачивая руки к груди.
Язык прижмите к небу, глаза поднимите вверх.
Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.
2 часть.
Стойка – ноги врозь, ладони соедините лодочкой, руки вниз на уровне низа живота. Глаза опустите вниз, язык прижмите к небу. Стойте в таком положении столько времени, сколько вам будет комфортно.
Это упражнение можно выполнять, сидя на стуле. Ладони, соединенные лодочкой нужно положить на колени, посмотреть на них и подумать о проблеме, вызвавшей стрессовую ситуацию.

Терапевтический эффект.
В перекрестном положении рук и ног происходит мощная интеграция полушарий головного мозга. Эта поза помогает человеку постепенно успокоиться, снять стресс и напряжение.

ВИДЕО С КОМПЛЕКСОМ «ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА».

Если у вас после прочтения статьи и просмотра видео с отдельными упражнениями еще остались вопросы, посмотрите видео с единым комплексом, где упражнения даны в определенной последовательности.

Видео по теории и методике занятий «Гимнастикой для мозга.

А это видео поможет вам найти ответы на вопросы по теории и методике применения «Гимнастики для мозга». В нем Ольга Троицкая, известный психолог и консультант, член московского общества семейных терапевтов и консультантов, в беседе с Александром Гордоном дает мастер-класс по обучению «Гимнастике для ума».

Будьте здоровы и успешны!

Салова Светлана Анатольевна,
методист ГБОУ ЦПМСС «Лекотека» г. Москвы

"Мудрый человек должен понимать,

что здоровье - это самое ценное

из того, что у него есть,

и научиться справляться с болезнями

силой своих собственных суждений"

Гиппократ

В современный век информационных технологий все мы и наши дети, в большей или меньшей степени, страдаем от интенсивного темпа и требований повседневной жизни. Вся наша жизнь состоит из ежедневного стресса.По данным Института возрастной физиологии, более 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья, а к концу первого класса таких детей становится 60-70%. По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза . Во многом это происходит из-за постоянного возрастания действия стрессогенных факторов и неумения справиться с ними. Хотя большинства проблем вполне можно было бы избежать, оказывая должное внимание внедрению в школьный процесс здоровьесберегающих технологий, таких как образовательная кинесиология.Это уникальный метод, обучающий детей и взрослых справляться с негативными последствиями стресса, возвращающий им уверенность в собственных силах, помогающий более эффективно достигать поставленных целей и быть всегда в согласии со своим телом.

1. Общее понятие стресса и его виды, причины, влияние стресса на здоровье человека

Стресс - это состояние психического напряжения, возникающего под воздействием различных факторов. Под ними понимаются всевозможные внешние влияния, а также «влияния внутренние», такие как наши чувства и мысли или процессы обмена веществ. Наличие в определении слова «напряжение» уже говорит о том, что для борьбы со стрессом происходит мобилизация сил организма, что требует значительных затрат энергии. Мобилизация этих сил происходит для того, чтобы организм смог приспособиться (адаптироваться) к новым требованиям ситуации. В результате такой активизации человек либо преодолевает стресс и приспосабливается к новым условиям, либо его организм истощается, что может привести к возникновению отклонений в поведении, психосоматическим заболеваниям.

Термин «стресс» (англ. stress («напряжение»), получивший в наши дни широкое распространение, впервые был введен в употребление в XVII веке английским ученым Робертом Гуком, который использовал его для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей.

Уже ХХ век вошел в историю как век стресса. Именно тогда его заметили, описали и обвинили в причинении огромного вреда человеческому организму. Основоположником учения о стрессе является выдающийся канадский ученый Ганс Селье. В 1936 году Г.Селье опубликовал результаты своих первых наблюдений за лабораторными крысами, заложившие фундамент учения о стрессе. Он вводил крысам гормоны, и те изменения, которые происходили в организме, были результатом реакции на эти внешние раздражения. Г.Селье назвал эти изменения стрессом. В 1977 году вышла книга Ганса Селье "Стресс без дистресса" - по признанию самого автора, его любимое детище, итог многолетних исследований и размышлений. К середине 80-х годов ХХ века большинство ученых согласились с определением стресса как состояния психического напряжения, возникающего у человека в экстремальных условиях.

Г.Селье описывал стресс как состояние напряжения, представляющее собой реакцию организма на любое направленное на него неблагоприятное воздействие. Эта реакция происходит автоматически, без наших усилий. Г.Селье впервые показал, что адаптационные ресурсы человека не безграничны, и в условиях длительного стресса неизбежно наступает их истощение.

Г.Селье описал два вида стресса: эустресс - конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс - деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям (от греч. dys - приставка, означающая расстройство + англ. stress - напряжение).

Если ресурсов организма хватает для противодействия повышенным требованиям среды, то такой стресс называется стимулирующим, «хорошим», или эустрессом. Он оказывает положительное воздействие на организм, повышая его устойчивость к воздействию раздражителей. Спорт, походы, путешествия - все это варианты эустресса. Примером дистресса может являться напряжение, возникающее под воздействием мощных стрессовых факторов, в тяжелых жизненных ситуациях (смерть близких, тяжелая травма, болезнь и т.п.)

Таким образом, причиной возникновения стрессамогут являться как неприятные, так и радостные события. Любое значительное изменение в обыденном течении жизни может вызвать стресс. Это происходит потому, что они часто нарушают привычный и удобный для нас порядок жизни, предлагая взамен новые, неизвестные ситуации. Даже факторы внешней среды - жара, влажность, беспорядок, шум, толпа, увеличивают чувство внутреннего напряжения и поэтому способствуют возникновению стресса. К сильным стрессорам относятся наши мысли и чувства. Нельзя недооценивать влияние того, что происходит «всего лишь» у нас в голове. Сегодня ученые склоняются к тому, что более 50 процентов всех болезней человека можно отнести на счет эмоционального стресса.

Рассмотрим, какие виды стресса характерны для современного человека.

1. Физический. Если организм человека попадает под воздействие внешних факторов, и они вызывают ожоги, отравления, травмы, заболевания, то проявляется физический стресс.

2. Эмоциональный стресс наблюдается тогда, когда на организм действуют психические факторы, вызывающие сильные эмоции. Такой стресс характерен на работе, в школе, при общении подчиненного с начальством, ученика с учителем.

3. Информационный стресс. Он возникает, когда человека подвергается информационной перегрузке. А в наше время это происходит практически ежедневно и наиболее опасно для детей, которые не могут ограничить и упорядочить выливающийся на них поток всевозможной информации.

4. Стресс бездеятельности. Появляется в том случае, когда человеку, привыкшему активно работать, оказывается нечего делать, им овладевает скука.

Стрессы отрицательно влияют на здоровье человека, вызывают многие недомогания и болезни: головную боль, мигрень, хронические боли в спине, язвы, астму, колиты, гипертонию и некоторые болезни сердца. Ученые отмечают, что рост некоторых заболеваний в современном обществе связан с возросшими эмоциональными перегрузками. Стресс снижает способность иммунной системы противостоять болезням и уменьшает эффективность работы внутренних органов. Люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции.

С доисторических времен люди жили под постоянной угрозой нападения. Древний человек, сталкиваясь с опасностью, должен был действовать мгновенно: нападать или убегать. На размышления времени у него не было. Это так называемый первобытный, физиологический стресс.

Современные люди испытывают намного большую стрессовую нагрузку, чем раньше, но ударить, убежать или накричать - сбросить возникшее напряжение, - не имеют возможности.

Неизрасходованная энергия остается в теле, вызывая дискомфорт, физическую боль, зажатость мышц. «А поскольку человек - система взаимосвязанная, то в результате напряжения сигналы от мозга к важным органам тела и обратно через зажатые мышечные зоны начинают проходить с трудом, также блокируются или неадекватно воспринимаются свои и чужие эмоции… Как давно уже доказано учеными, исследовавшими работу мозга, когда человек сильно эмоционально включается в ситуацию, первое, что страдает - мыслительная и творческая активность» .

2. Учебный стресс, его причины.

Как уже отмечалось, по данным Института возрастной физиологии, более 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья, а к концу первого класса таких детей становится 60-70%. По данным Минздрава, за последние 10 лет число школьников с хроническими заболеваниями возросло в 1,5 раза .

Значительную роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. Нужно отметить, что любой школьник может испытывать стрессовые ситуации помимо школы: в семье, переживать какие-либо события, происходящие в обществе.

Школьная учеба - это постоянные контрольные работы, опросы, экзамены в 9-м и 11- м классах. Известно, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором, а экзамены часто накладываются на проблемы, связанные с подростковым возрастом. В этот период все обыденные школьные трудности ощущаются учащимся особенно остро. Внешне признаки учебного стресса почти всегда выражаются в тревожности, утомлении, обидчивости, раздражительности, уменьшении интереса к жизни, ослаблении защитных сил, ухудшении успеваемости, плохом поведении. Периоды выставления оценок, подготовки к экзаменам, контрольным работам, являются той частью школьной жизни, когда ученик подвергается наибольшему стрессовому воздействию и нуждается в помощи.

Одним из возможных вариантов поддержки учащихся в таких ситуациях является обучение детей справляться с негативными последствиями стресса при помощи упражнений образовательной кинесиологии.

В кинесиологии понятие «стресс» играет одну из ключевых ролей. Стресс разрушает хрупкое равновесие в функциональной системе «Человек». Кинесиологические упражнения помогают «перенастроить» негативное эмоциональное состояние человека в позитивное. При этом используется связь между мышцами и работой мозга. При возникновении стрессовой ситуации сам человек может быстро снять его на начальном этапе с помощью простых упражнений.

3. Понятие и история возникновения кинесиологии. Образовательная кинестетика. Мышечное тестирование.

Слово «кинесиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего «движение», и «логос» - наука.

Кинесиология - это наука о мышцах и мышечном движении. Есть и упрощенное определение: кинесиология - это наука о снятии напряжения. Действительно, с помощью кинесиологических упражнений можно снять внутренние напряжения: как мышечные, так и психические. Значит, кинесиология предназначена для снятия стрессов.

Кинесиология появилась на свет более 50 лет назад. В 1962 году мануальный терапевт и экс-главный врач Олимпийской сборной США Джордж Гудхарт пришел к выводу: информацию о состоянии здоровья можно получать из единственно полного и достоверного источника - самого организма. После 20 лет практики и наблюдений он выяснил, что все внутренние органы связаны с определенными мышцами. Если орган в порядке, мышца в нормальном тонусе. Когда появляется сбой, мышечный тонус ослабевает. Но достоверный диагноз - еще не все преимущества кинесиологии. Используя обратную связь и воздействуя определенным образом на тело, можно нормализовать и работу организма в целом. Гудхарт разработал свой собственный метод работы с мышцами и назвал его «прикладной кинесиологией» («applied kineziology»).

Основатели метода Кинесиология «Единый мозг» - американские ученые Гордон Стокс и Дэниел Уайтсайт (США), авторы ряда программ по оздоровлению человека. В 1972 году Стокс и Уайтсайд создали новое направление кинесиологии - концепцию «Три в одном» и разработали уникальный метод - «Единый мозг», рассматривая человека как единство трех взаимосвязанных свойств - тела, разума и духа.

С 1990 года кинесиология в западных странах стала неотъемлемой частью физического воспитания, спорта и спортивной медицины.

В России одним из ведущих врачей - кинезиологов, который успешно продвигает и использует этот метод, является Президент Ассоциации Профессиональных Кинезиологов Чобану Ирина Константиновна (5).

Широкое применение термина «кинесиология» в нашей стране началось в начале 1990-х годов.

С этого времени кинесиология уже довольно широко применяется врачами, остеопатами (мануальными терапевтами), физиотерапевтами, диетологами, педагогами.

В настоящее время существует несколько направлений кинесиологии, одно из которых - образовательная кинестетика. Образовательная кинесиология занимается связями «интеллект - тело». С помощью определенных упражнений координируется работа обоих полушарий мозга, включается совместное взаимодействие интеллекта и тела.

Система «Образовательной кинестетики», или «образовательной кинесиологии», разработана более 40 лет назад американским психологом Полом И. Деннисоном (Paul Dennison)¸ который всю свою профессиональную жизнь посвятил сфере образования. В течение 20 лет Деннисон помогал детям и взрослым успешно справляться с трудностями обучения с помощью разработанной им «Гимнастики мозга».

Данный метод успешно применяется в сфере образования за рубежом. Оказывает положительное воздействие при сложностях в обучении, нарушении координации и т.д. Программы Образовательной кинестетики апробированы и развиваются в 30 странах мира. В 20 из них - в США, Канаде, Германии, Англии, Австрии, Швейцарии и др. она принята в качестве школьной программы в частных и государственных учебных заведениях (6).

В России она известна с начала 90-х годов, но не получила еще такого широкого развития, как за рубежом.

Когда мы находимся в стрессе, в нашем теле запускаются процессы, не поддающиеся нашему влиянию. Стресс мобилизует наши силы и наше тело.

Данный механизм достался нам по наследству. Когда нашим предкам, охотникам, угрожала опасность от животного, им приходилось либо с ним бороться, либо от него убегать. Современный же человек в стрессовой ситуации, как бы она ни выглядела, не может реализовать мобилизованные организмом силы на борьбу или бегство. Мы и не боремся, и не бежим. Если мы не расходуем эту энергию (например, выкладываясь в спортивном зале), наши мышцы остаются в напряжении. Мы зажаты, и через некоторое время у нас появляются боли в мышцах и суставах, появляются проблемы с давлением и сердцем, памятью, нарушается сон, возникает ощущение подавленности, слабости, вялости, ухудшается память и способность к обучению и т.п.

В кинесиологической практике существует интересный тест, подтверждающий данную мысль - «мышечное тестирование». С его помощью можно выявить ситуации, вызывающие у человека стресс и определить способы его нейтрализации.

Тестирование испытуемому должен проводить другой человек. Одну руку он кладет на плечо тестируемого, касаясь дельтовидной мышцы, а два пальца другой руки на предплечье противоположной руки тестируемого между запястьем локтем, затем легко нажимает на нее. Рука тестируемого в это время находится под прямым углом, он как бы сопротивляется ею. Проводящий тест называет ситуацию, например, «экзамен по математике». Далее оба человека делают одновременный выдох. Если данная ситуация вызывает у человека, которому проводят тест, стресс, то рука чуть ослабнет и сопротивление будет меньшим. Мышцы реагируют на то, что происходит в мозге. С помощью мышечного тестирования можно назначать упражнения «Гимнастики мозга». Тестирование проводится по той же схеме, только проводящий называет блок упражнений, например, «Упражнения, пересекающие среднюю линию тела». Если тест сильный, проводящий тест называет конкретные упражнения из «Гимнастики мозга» для их выбора.

4. «Гимнастика мозга»: упражнения основные и дополнительные

Многие упражнения в кинесиологии направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья, профилактику отклонений в развитии. Под влиянием кинесиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения и, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального равновесия, улучшается зрительно-моторная координация, развивается пространственная ориентировка, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Проведем простой пример. В спокойном состоянии мы можем стоять на одной ноге довольно долго и устойчиво. А в стрессовом состоянии, при волнении, удержать равновесие становится практически невозможным - человек падает. Причина этого - разбалансированность.

Кинесиологические упражнения развивают чувство равновесия и координацию движений. Под их влиянием активнее формируется взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Это делает его работу более гармоничной.

Гармония между правой и левой, верхней и нижней, передней и задней сторонами тела создает пространственное восприятие, которое необходимо для освоения таких важных учебных навыков, как распределение текста в пространстве листа, восприятие страницы и понимание написанного текста, понимание чисел, и, конечно, координация рука-глаз, отвечающая за устойчивое внимание при чтении и письме. Человек, находящийся в разбалансированном состоянии, тратит на эти простые действия намного больше времени.

Кинесиология предлагает эффективные упражнения на каждый день, которые не занимают много времени и способствуют снятию нервного напряжения, усталости; поднятия энергетики организма; восстановления работоспособности и продуктивности; для помощи себе в различных стрессовых ситуациях. Они не сложные и не требуют много времени и силы для выполнения. Доступны и взрослым, и детям. Эти упражнения можно делать во время приготовления уроков и в школе перед контрольными, экзаменами, ответственными выступлениями. Упражнения создают базу для хорошей работы вестибулярного аппарата и дают ощущение уверенности.

Также происходит развитие интеллектуальных и творческих способностей; улучшение работы долговременной и кратковременной памяти; развитие способностей к обучению и усвоению информации; формирование абстрактного мышления.

Комплексы упражнений включают в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

В прикладной кинесиологии существует комплекс обязательных упражнений - «Ритмирование».

Первое и необходимое условие выполнение комплекса «Ритмирование» - это прием воды.

Вода - лучший проводник электрического сигнала в нашем теле. Она необходима для нормальной работы лимфатической системы, улучшает циркуляцию крови в организме, передачу информации в мозг. Обезвоживание вызывает снижение энергетического потенциала тела и усугубляет стрессовую реакцию. Важно пить воду перед началом и в процессе любой умственной деятельности. С приемом воды улучшаются абсолютно все учебные навыки, т.к. улучшается работа мозга. Особенно необходим прием воды перед контрольными и самостоятельными работами или в ситуациях возможного стресса.

Упражнение «Крюки Деннисона»

Упражнение состоит из двух частей.

Часть 1.

Встать, скрестив ноги. Ступни должны опираться на пол. Вес распределен на обе ступни.

Вытянуть руки вперед на уровне груди ладонями наружу. Скрестить их, образуя замок ладонями.

Сгибая локти, вывернуть этот «замок» вовнутрь и прижать к груди.

Язык должен быть прижат к твердому нёбу сразу за верхними зубами. Взгляд направлен вверх, но голова при этом не задирается. При желании глаза можно закрыть. Дыхание и тело расслаблены.

Часть 2.

Поставить ноги параллельно на небольшом расстоянии друг от друга.

Разомкнуть замок из ладошек и соединить кончики пальцев одной руки с кончиками пальцев другой. Пальцы смотрят вниз чуть ниже пупка. Взгляд направлен вниз, язык остается по-прежнему на нёбе. Постоять нужное время.

Данное упражнение помогает лучше воспринимать информацию, сосредоточиться при выполнении контрольных работ, улучшает социальную адаптацию.

Упражнение «Перекрестные шаги»

Встать прямо. Мысленно провести линию от лба к носу, подбородку и ниже - она разделяет тело на правую и левую половины.

1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.

2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.

3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4-8 раз.

Упражнение желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.

«Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, улучшает у детей навыки письма, слушания и усвоения информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота. Упражнение «Перекрестные шаги» рекомендуется делать ежедневно.

Упражнение «Кнопки мозга»

1. Встать удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены.

2. Положить одну руку ладошкой на пупок.

3. Вторую руку разместите под ключицами. Под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые «кнопки мозга», воздействие на которые помогает сосредоточиться.

4. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны - средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной.

После того как движения станут привычными, дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Если во время этого в шее чувствуются зажимы- глаза отвести в одну сторону. Голова при этом остается неподвижной.

5. Поменять руки и повторить упражнение.

Это упражнение обеспечивает приток обогащенной кислородом крови к клеткам головного мозга. Вследствие этого лучше воспринимается новая информация, снижается визуальное напряжение, становится больше энергии, быстрее находятся пути решения сложных вопросов. Параллельно улучшается одновременная работа глаз, что важно для быстрого и грамотного чтения и письма (4).

Условия проведения: многие из упражнений можно выполнять как стоя, так и сидя, делать практически незаметно в классе перед контрольными или просто находясь в людном месте, таким образом, не мешая другим и не привлекая внимания. Но лучше, если комплекс упражнений проводится целенаправленно под руководством опытного специалиста или самостоятельно в спокойной обстановке ежедневно от 5-10 минут до 20-35 минут.

Большинство учеников старших классов, которые регулярно занимались кинесиологическими упражнениями под нашим руководством, в начале каждого учебного дня почувствовали улучшение в своем самочувствии уже после первой недели.

5. Результаты работы и вывод

Через 2 месяца после регулярных занятий с учащимися старших классов был проведен повторный тест на уровень тревожности. Всеми школьниками, принимавшими участие в эксперименте, было отмечено, что выполнение упражнений приводило к снятию эмоционального напряжения. Влияние их на успеваемость не удалось отследить достоверно из-за небольшого срока эксперимента и трудностей самостоятельной оценки успеваемости. Однако половина испытуемых на занятиях упоминали о том, что они склонны связывать свои учебные достижения в текущем периоде с систематическим выполнением «Гимнастики мозга». Также всеми школьниками отмечена высокая эффективность упражнений в психологическом плане. Все участники не только были ориентированы на результат, но и получали удовольствие от самого процесса. По окончанию эксперимента продолжают самостоятельно выполнять «Ритмирование» и некоторые дополнительные упражнения, так как видят результат. Кинесиологические упражнения при их регулярном выполнении могут стать эффективным инструментом, помогающим в процессе обучения.

Вывод

Кинесиология относится к здоровьесберегающим технологиям, что очень важно в современных условиях.

Кинесиологическая гимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений. Под влиянием тренировок в организме происходят положительные изменения. Особенно актуально применение «Гимнастики мозга» у современных школьников в условиях учебного стресса. Несложный комплекс кинесиологических упражнений помогает школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно работать или учиться, выстраивать отношения с окружающими и просто хорошо себя чувствовать. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.

Привлекательность “Гимнастики мозга” состоит в её простоте и практичности. Человек может заниматься ею в любое время и в любом месте.

Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Они улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Выполнение кинесиологических упражнений в школе возможно как на предметных уроках, например, на уроках физической культуры, так и на специальных занятиях по кинесиологии, а также на переменах по типу «физкультминуток».

Список использованной литературы

1. Селье Ганс. Стресс без дистресса, - Москва, Прогресс, 1982

2. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология - Москва, Центр развития межличностных коммуникаций, 2011

3. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2005

4. Смирнова С.С., Цыпленкова О.А. Проект центра развития межличностных коммуникаций «Школа без стресса», 2011

5. Чобану И.К. Что такое кинезиология? Москва, Российский Университет Дружбы Народов.

6. К. Ханнафорд. Мудрое движение, 1999 Перевод: А.Патрушев, Н.Казанцева

Научные исследования, проводимые в психологии и нейрофизиологии выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека.
На основании полученных выводов возникла новая система - Образовательная Кинезиология , направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
На теоретической базе образовательной кинезиологии американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана программа Нейрогимнастики - "Гимнастика мозга" . Это методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Цели кинезиологических занятий:

Развитие межполушарной специализации.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие комиссур (межполушарных связей).
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания.
Развитие речи.
Развитие мышления.
Устранение дислексии и дисграфии.

Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательную кинезиологию необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как дома с родителями, так и на предметных уроках или на специальных занятиях по кинезеологии. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.

УПРАЖНЕНИЯ

Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

1. «Кнопки мозга»

Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: Выполняется стоя.
Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. «Крюки»

Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно.

Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

3. «Колено – локоть»

Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.


Исходное положение: Стоя.
Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Сгибание пятки»

Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.


Исходное положение: Сидя.
Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

5. «Кулак». «Ребро». «Ладонь».

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: Сидя, руки находятся на плоскости стола.
Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

1. Сжатая в кулак ладонь.


2. Положение ладони ребром на плоскости стола.


3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.


Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.

6. «Слон»

Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.


Исходное положение: Стоя.
Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.

Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

7. «Ленивые восьмерки для глаз»

Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.


Исходное положение: Стоя или сидя.
Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.

8. «Ленивые восьмерки для письма»


Обводим контур рукой от центра против часовой стрелки: вверх, влево и обратно к центру;
затем по часовой стрелке: вверх, вправо и обратно через низ к центру.
Каждой рукой рисуется пять или более восьмёрок, затем также обеими руками.

9. «Зеркальное рисование»


Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.


Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

10. «Энергетическая зевота»

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.


Исходное положение: Сидя.
Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.

11. «Думающая шляпа»

На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.


Исходное положение: Сидя или стоя.
Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.

Продолжительность занятий от 5–10 минут до 20–35 минут. Упражнения выполняются ежедневно, длительность одного цикла 45–60 дней.

Занятие подготовила и провела Тимонина О.А., учитель-логопед, школа №5 г.Щелково

Биологически активные тексты - это чтение, предназначенное для тела, точнее – для его здоровья. Такие тексты могут напрямую воздействовать на ваше тело, и, если будет на то ваше согласие, то и улучшить его состояние. Важно, чтобы это было время вашего отдыха, когда можно читать, не торопясь, останавливаясь на многоточиях, чтобы возникающие ощущения могли спокойно наполнить ваше тело.

Под кинестетикой обычно понимают чувство движения и покоя, принимаемой позы и равновесия. Кинестетика, - как бы, наше шестое чувство. Это ощущение своего тела, изменения его положения в пространстве и изменений, происходящих в нём самом. Сравнительно небольшое количество людей воспринимают мир, прежде всего, кинестетически. Остальные же ощущают своё тело не так ярко. Но чувствовать своё тело необходимо всем. Чтобы легче двигаться, избегать случайных травм, наконец, получать удовольствие от движения. Обратите ненадолго внимание на положение и движения своего тела, и, возможно, его состояние заметно улучшится.

1. Наверное, сейчас, читая, вы удобно устроились. Может быть, вы слышите какие-то посторонние звуки… или чувствуете запахи... Но это привычные звуки и запахи, и они не отвлекают вас. И, конечно, вам достаточно света, чтобы легко чувствовали себя при чтении ваши глаза…

В каком положении сейчас находится ваша голова?... Может быть, она чуть выдвинута вперёд или немного наклонена… Ваша шея кажется вам при таком положении головы лёгкой и свободной?...

А плечи и руки почти расслаблены? И правые плечо и рука… и левые…

Может быть, удобно и вашей спине, и вашей пояснице… Вашим ногам не нужно сейчас держать ваше тело, и они расслабились, отдыхают…

Вы читаете и отдыхаете. И такая поза удобна вам. А, если со временем она перестанет вам казаться удобной, ваше тело легко сменит её, чтобы ничто не нарушало ваш покой.

И, если, читая, вы сейчас немного внимания уделили вашему телу, оно, наверное, благодарно ответило вам.

2. Но, представьте, что, может быть, вы захотели бы сейчас немного прогуляться. Конечно, прогулка должна быть приятной. Представьте, где бы вы хотели совершить такую небольшую прогулку: по аллее парка или берегу моря, по лесной тропинке или тихой улице? Наверное, вы выберете место, где лёгкая прогулка будет для вас желаемой и наиболее комфортной.

Выбирайте…

Конечно, вы выберете и самое удобное время для прогулки и, тогда, вы будете наслаждаться тем, что увидите вокруг…, услышите, какие до вас доносятся звуки…, какие вас окружают запахи… И вы будете наслаждаться свежим, лёгким воздухом… и таким же лёгким, как воздух, движением своего тела…

Ваши ноги идут легко. Ступни ступают мягко. Правая, левая, правая, левая… Вы могли бы ощутить, как на каждом шаге также мягко сгибаются колени. Правое, левое, правое, левое… В такт движения ног движутся и ваши плечи. Левое, правое, левое, правое…

Наверное, ваша голова смотрит прямо, чуть-чуть покачиваясь на верху шеи. И, может быть, легко и свободно чувствуют себя при этом плавном лёгком движении ваш затылок и ваша шея…

Всё ваше тело участвует в этом спокойном и плавном движении. Оно движется так мягко, так легко, что, возможно, иногда, вам может показаться, что вы почти не касаетесь земли, и, даже, может быть, у вас на мгновение возникнет чувство полёта…

Хотя, вы просто гуляете и никуда не спешите. Просто, ваша походка легка и почти воздушна... Как лёгок окружающий вас воздух, который мягко обнимает и несёт вас вперёд. Воздух, которым так легко дышится...

3. А, может быть, вы любите плавать. В море, озере или бассейне. Вода – наша естественная среда. И, поэтому, нам бывает так легко и хорошо в воде. При этом, не так уж и важно, хорошо ли вы умеете плавать. Важно, чтобы вы чувствовали, что вода всегда поддерживает вас.

И она поддержит. Особенно, солёная морская вода. Некоторые знающие люди, даже, могут сказать, что можно лежать почти на поверхности Мёртвого моря, такая солёная и плотная в нём вода, что необычайно хорошо держит на поверхности человека. И, может быть, вы могли бы представить, что сейчас лежите на поверхности такой воды...?

Тогда, возможно, вы ощутите, что ваше тело, как будто, потеряло большую часть своего веса… Вода выталкивает его на поверхность, и вам не нужно никаких усилий, чтобы удержаться на ней…

И, тогда, ваше тело становится лёгким-лёгким, почти невесомым… И, наверное, вы можете ощутить, что ваши ноги сами поднимаются… и мягко распрямляются, становятся лёгкими ваши плечи и руки… И, может быть, даже, расслабляясь, удлиняется ваша шея… потому, что лёгкой стала и ваша голова...

Наверное, всё ваше тело сейчас само расправляется…, как бы, расплывается… И таким же лёгким и плавным будет сейчас любое ваше движение…

Если хотите, вы можете плыть. Для этого вам достаточно делать даже слабые движения ногами или руками… А можете и просто полежать на водной поверхности, наслаждаясь абсолютным равновесием…, лёгкостью и покоем…

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МЕТОД «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕСТЕТИКА» Абубякирова Ирина Анатольевна педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС «РАДИНЕЦ»

Ребёнок, находящийся в разбалансированном состоянии, тратит на простые действия очень большое количество времени.

Мышление Эмоции Тело

Проблема социализации «особого» ребёнка приводит: к социальной дезадаптации; к нарушению эмоционально-волевой сферы; к задержке развития ВПФ; к задержке развития коммуникативных навыков; к заниженной самооценке; к нарушению поведенческих аспектов

МЫШЛЕНИЕ ЭМОЦИИ ТЕЛО

Упражнения метода «образовательная кинестетика» «КНОПКИ МОЗГА» «ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ШАГИ» «ПОЗИТИВНЫЕ ТОЧКИ» «ПОМПА» «ЛЕНИВАЯ ВОСЬМЁРКА» «ДУМАТЕЛЬНЫЙ КОЛПАК» «СОВА» «СЛОН» «ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ»

«КНОПКИ МОЗГА» СПОСОБСТВУЕТ ОБОГАЩЕНИЮ МОЗГА КИСЛОРОДОМ, ЗА СЧЁТ ЭТОГО УЛУЧШАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

«ПЕРЕКРЁСТНЫЕ ШАГИ» АКТИВИЗИРУЕТ РАБОТУ ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ БЫСТРОМУ ВКЛЮЧЕНИЮ В СИТУАЦИЮ, УСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ СПОСОБСТВУЕТ РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТИ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ, АКТИВНОГО ПОНИМАЮЩЕГО СЛУШАНИЯ

«ПОЗИТИВНЫЕ ТОЧКИ» ВЫЗЫВАЕТ ОСЛАБЛЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ТОРМОЖЕНИЯ В ПАМЯТИ, ЛЕГКО ВСПОМИНАЕТСЯ ВЫУЧЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРОИСХОДИТ ЛУЧШЕЕ УСВОЕНИЕ ПОЛУЧАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПЕРЕВОД ЕЁ В ДОЛГОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ ПОМОГАЕТ СБАЛАНСИРОВАТЬ СТРЕССОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОИСХОДИТ ОСЛАБЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ ХОРОШО ПРИМЕНЯТЬ ПЕРЕД КОНТРОЛЬНЫМИ РАБОТАМИ

«ПОМПА» ПРОИСХОДИТ РАССЛАБЛЕНИЕ ЗАЖИМОВ, ВЫЗВАННЫХ СТРЕССОМ СПОСОБСТВУЕТ УСИЛЕНИЮ ПОНИМАЮЩЕГО СЛУШАНИЯ, ЧТЕНИЯ,ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА СПОСОБСТВУЕТ ЗАВЕРШЕНИЮ НАЧАТОГО, ВЫРАЖЕНИЮ МЫСЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ РЕЧИ ПОМОЩЬ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

«ЛЕНИВАЯ ВОСЬМЁРКА» УЛУЧШАЕТ ВСЕ ДЕЙСТВИЯ, ТРЕБУЮЩИЕ ПРОСЛЕЖИВАНИЯ ГЛАЗАМИ. СНИМАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ С ГЛАЗ И С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА ВКЛЮЧАЕТ СВЯЗЬ «РУКА-ГЛАЗ » ВКЛЮЧАЮТСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБА ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПРОИСХОДИТ УЛУЧШЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ,ЧТЕНИЯ, ПИСЬМА, СЛЕЖЕНИЯ ЗА МАТЕРИАЛОМ, КОТОРЫЙ НАПИСАН НА ДОСКЕ

«ДУМАТЕЛЬНЫЙ КОЛПАК» СПОСОБСТВУЕТ ЛУЧШЕМУ УСВОЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ НА СЛУХ

«СОВА» ПРОИСХОДИТ СНЯТИЕ НАПРЯЖЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩЕГО ПРИ ДЛИТЕЛЬНОМ ПИСЬМЕ ИЛИ СИДЕНИИ В СТАТИЧНОЙ ПОЗЕ НОРМАЛИЗУЕТСЯ ПРИТОК КРОВИ К ГОЛОВНОМУ МОЗГУ ПОЗИТИВНО ВЛИЯЕТ НА НАВЫКИ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, ЧТЕНИЯ СПОСОБСТВУЕТ БОЛЕЕ ПЛАВНОЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ СНИМАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЬЮТЕРОМ И ДРУГОЙ ТЕХНИКОЙ

«СЛОН» АКТИВИЗИРУЕТ ВСЕ КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ: - КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ(ТЕЛЕСНЫЙ) -ВИЗУАЛЬНЫЙ (ЗРИТЕЛЬНЫЙ) -АУДИАЛЬНЫЙ (СЛУХОВОЙ) ПОВЫШАЕТСЯ УРОВЕНЬ ВНИМАНИЯ УЛУЧШАЕТСЯ КРАТКОВРЕМЕННАЯ И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ УЛУЧШАЮТСЯ НАВЫКИ ПОНИМАЮЩЕГО ЧТЕНИЯ,ЧТЕНИЯ ВСЛУХ,ПОНИМАЮЩЕЙ РЕЧИ, СОЕДИНЕНИЯ СЛОГОВ В СЛОВА, СЛОВ ВО ФРАЗЫ, ПОНИМАНИЯ,УЗНАВАНИЯ СИМВОЛОВ СТИМУЛИРУЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ И СПОСОБНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

«ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ» ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РАСШИРЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ПОЛЯ, ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ПЛАВНЫМИ СПОСОБСТВУЕТ УЛУЧШЕНИЮ НАВЫКОВ ПИСЬМА,ЧТЕНИЯ АКТИВИЗИРУЕТ ОБА ПОЛУШАРИЯ МОЗГА И СПОСОБСТВУЕТ ЛУЧШЕМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ЛЮБЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Литература Смирнова С.С. Образовательная кинестетика. М.2008

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

1 слайд

Метод «Образовательная кинестетика»

  • ГОВОРЮ: Добрый день, уважаемые коллеги. Я сегодня хочу вас познакомить с методом «образовательная кинестетика», который использую в своей работе с детьми.
  • ГОВОРЮ: Слово «кинестетика» произошло от греческого корня «кинесис», что означает телесное ощущение. Таким образом, название метода «образовательная кинестетика» можно перевести как приобретение знаний о своём восприятии, о своих ощущения, в том числе об ощущении положения собственного тела в пространстве. Иногда мы не обращаем внимания на то, насколько связано наше восприятие собственного тела и успешность в учебной деятельности. 2 и 3 слайды
  • Очень важно находится в сбалансированном состоянии постоянно. Но это невозможно, ведь как только происходит какая-либо стрессовая ситуация, наше сбалансированное состояние тела исчезает.
  • ГОВОРЮ: Давайте с Вами рассмотрим, с чего начинается сбалансированное состояние у детей, в связи с чем оно нарушается и каким образом можно применять метод образовательной кинестетики, используя его в своей работе с детьми

4 слайд

  • ГОВОРЮ: Видимо, самой природой человек задуман как существо гармоничное. Гармония основана на трёх началах: мышление (интеллект), эмоции (чувства) и тело. В идеале между ними должны быть прочные связи, но, к сожалению, болезни, стрессы, проблемы социализации «особых» детей, приводят к сложностям различного вида:

5 слайд

  • ГОВОРЮ: к социальной дезадаптации, нарушению эмоционально-волевой сферы, задержке развития ВПФ, коммуникативных навыков, заниженной самооценке, нарушению поведенческих аспектов.

6 слайд

  • ГОВОРЮ: В результате всего этого эмоции становятся мрачным, появляется стыд, злость на себя и окружающих, отчаяние. И прочная связь между мышлением, эмоциями и телом нарушается.
  • ГОВОРЮ: Работа психолога, прежде всего, направлена на упрочнение этих связей. Этому и помогает использование метода образовательной кинестетики ГОВОРЮ: Тело выступает посредником учения, поскольку оно собирает все ощущения, передающие нам информацию о мире и о нас самих. 7 слайд
  • ГОВОРЮ: Остановимся на этих упражнениях, разберем, как они выполняются и на что направлены. 8 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Кнопки мозга» - выполняется стоя или сидя. Ноги стоят параллельно друг другу, колени расслаблены. Одна рука кладётся на пупок. Пальцы другой руки прикасаются к двум точкам, расположенным под ключицами между первым и вторым ребром таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний – на другой. Далее слегка массируем эти точки пальцами. Рука на пупке просто спокойно лежит. Меняем руки и повторяем упражнение. Продолжительность выполнения по собственному ощущению. Дышим в обычном темпе. Выполнение этого упражнения способствует обогащению мозга кислородом, за счёт этого улучшается восприятие информации. Делаем вместе с детьми и говорим, что мозг наш просыпается. 9 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Перекрёстные шаги» выполняется стоя или сидя. Локтём левой руки нужно тянуться к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, потом локтём правой руки тянуться к поднимающемуся навстречу колену левой ноги. Упражнение желательно делать в медленном темпе. Выполняя его правильно, мы должны почувствовать, как «работают» мышцы живота, если этого ощущения нет, то может быть, слишком низко наклоняется локоть, либо слишком высоко поднимается колено. «Встреча» должна происходить по середине. Продолжаете выполнение упражнения по собственному ощущению.

10 слайд

  • ГОВОРЮ: Упражнение «Позитивные точки» выполняется стоя или сидя. Указательный и средний пальцы обеих рук кладутся на точки на лбу, расположенные посередине между линией бровей и линией волос. Можем просто держать пальцы на этих точках. Можно представлять

Позитивное разрешение предстоящей стрессовой ситуации. При выполнении дышим в привычном ритме. 11 слайд

  • ГОВОРЮ: При задержке речевого развития необходимо использовать упражнение «Помпа». Выполняется оно стоя, одна нога впереди, другая сзади на носке. Вес тела переносим на переднюю ногу, для удобства можно опереться на стул. Сгибаем ногу, которая впереди а ту, которая сзади, опускаем с носка на всю стопу. Вес тела остаётся на передней ноге. Возвращаемся в исходное положение, затем снова приседаем. Меняем ноги и делаем то же самое. При правильном выполнении этого упражнения вес тела всегда приходится на ногу впереди. Это легко проверить: если вы можете оторвать заднюю ногу от пола-это значит, что вес распределён верно. Также при правильном выполнении упражнения, когда задняя нога опускается на полную стопу, вы чувствуете натяжение икроножной мышцы сзади, чуть ниже коленных сухожилий. Всё это необходимо говорить ребёнку и проверять правильно ли он делает упражнение. 12 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Ленивая восьмёрка» выполняется стоя или сидя. Рука вытягивается вперёд и чуть сгибается в локте. Пальцы сжимаются в кулак, большой выпрямляется. Прямо перед собой этой рукой в воздухе рисуется знак «бесконечность». Он похож на цифру 8, лежащую на боку. Глазами мы следим за вытянутым большим пальцем. То есть глаза также вслед за рукой «рисуют» восьмёрку, лежащую на боку. Делаем 4 восьмёрки одной рукой, то же самое другой рукой. Дальше обе руки вытягиваются вперёд, пальцы обеих рук перекрещиваются между собой, большие пальцы подняты. Снова 4 раза рисуем ленивую восьмёрку и следим глазами за пальцами. Важно следить за движениями руки только глазами, а не головой. Голова прямая, двигаются только глаза. Так же можно восьмёрку рисовать перед собой на парте. Правой рукой 4 раза, затем левой рукой 4 раза, затем указательные пальцы обеих рук соединяются вместе и двумя руками рисуем восьмёрку 4 раза. Это позволяет активизировать связь «рука-глаз» перед письменной работой или чтением. Также педагог рисует восьмёрку мелом на доске, и ученики с места обводят её контур в воздухе перед собой. Также сначала одной рукой, потом другой рукой, затем обеими. Это позволяет активизировать связь «рука-глаз» и концентрацию внимания при работе с материалом, который уже написан на доске или который предстоит написать самостоятельно. 13 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Думательный колпак» выполняется стоя или сидя. Берём оба уха руками таким образом, чтобы большие пальцы были сзади, а остальные спереди. Мягко массируем край уха сверху вниз, чуть выворачивая назад (в сторону затылка). Затем разминаем мочку уха. Повторяем 4 раза. Дыхание при этом остаётся в привычном темпе.

14 слайд

  • ГОВОРЮ: Упражнение «Сова» также выполняется стоя или сидя. Правая рука захватывает мышцу посередине плеча с левой стороны. Далее все движения выполняются синхронно: рука сжимает мышцу; губы вытягиваются трубочкой и произносят звук «ух»; шея сдвигается немного вперёд, подбородок выпячивается; глаза расширяются. Возвращаемся в исходное положение: рука отпускает мышцу; губы расслабляются, шея занимает своё естественное положение, глаза тоже. Также делаем с другим плечом. Обязательно соблюдать синхронность сжимания мышцы и «уханья».

15 слайд

  • ГОВОРЮ: Упражнение «Слон» выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правая рука вытянута вверх и прижимается к уху. Глаза смотрят на пальцы вытянутой руки. Рисуем ленивую восьмёрку всем телом. Для этого приседаем и корпусом как бы задаём движение рук, рисующей восьмёрку. Одновременно с этим движением гудим звук «у». Всё повторяем с другой рукой. Важно добиться ощущения задействованности всего тела в процесс рисования восьмёрки. 16 слайд
  • ГОВОРЮ: Упражнение «Двойные рисунки» выполняется стоя, сидя. Представьте, что у вас в каждой руке по карандашу, а перед вами доска. Одновременно двумя руками начинайте рисовать на воображаемой доске рисунки. Они должны быть зеркальные. То есть две руки рисуют одно и то же. Глаза следят за рисунком. Руки вытянуты и чуть согнуты в локтях. Дыхание в естественном ритме. Если начинают уставать руки, значит, упражнение выполняется неверно. Найдите удобное положение. Также на бумаге рисуем карандашами или на парте рисуем пальцами. 17 и 18 слайды Литература. Спасибо за внимание.