Основы футбольной тактики. Как воспитать будущую звезду футбола. Советы для родителей Секция или спортивная школа – что выбрать

Практический каждый мальчишка мечтает научиться хорошо играть в футбол. Ведь эта увлекательная игра, включает в себя не только отличную физическую подготовку, но азарт и меткость, скорость и отличную координацию движений, ловкость и радость победы.

И какой папа не мечтает, чтобы его сын почувствовал и разделил с ним радость от этой замечательной игры, торопясь научить его всем премудростям этого вида спорта. Когда же приступать, к обучению играть в футбол? Некоторые педагоги утверждают, что полтора года — возраст вполне подходящий. Но, тем не менее, торопиться не стоит, ведь все дети развиваются по-разному, следует учитывать, что неустойчивость походки малыша пропадает только к трем годам, следовательно, неминуемые падения будут достаточно частыми, да и координация движений у полуторагодовалого крохи еще недостаточно развита. Поэтому занятия с мячом необходимы, а футболом можно заняться, когда малыш немного подрастет, годика в 2,5.

Заниматься можно и дома, и на футбольном поле на травке, но в любом случае необходима экипировка: шлем желателен, необходимы налокотники и наколенники во избежание синяков и травм во время падений. Выберете подходящий мяч, он не должен быть очень тяжелым, накачен до упругости, не мягкий, но и не очень твердый. Чтобы не бегать за мячом постоянно, привяжите к нему веревку, прикрепленную к палочке.

Задача малыша на начальном этапе – научиться бить по мячу, стоящему перед ним. Сначала ребенок старается попасть по мячу ножкой стоя перед неподвижным мячом. Папа обязательно должен показать, как это делать правильно. Освоив это упражнение, можно учиться бить мяч с разбега. Также объясните, что игра в футбол — это не прочистка канализации и одной силой не выиграть.

Очень понравится юному футболисту, когда ему покажут вратарскую подачу мяча. Необходимо взять мяч в руки и выбить его коленом или ногой. Удар должен быть довольно сильным, чтобы мяч улетел на достаточное расстояние. Тут потребуются тренировки, но вскоре все получится.

Еще нужно научиться падению, стараясь задеть мяч ногой. Его лучше отрабатывать на мате или на густом травяном покрытии. Это очень сложное упражнение для маленького ребенка, но впереди еще много времени до выхода на поле в групповой игре, так что тренировкам ничто не помешает.

Познакомить с правилами игры можно по ходу тренировок, объясните ребенку, для чего на поле нападающий, защитник, что означает штрафной удар. Покажите, как настоящие футболисты ведут мяч, познакомьте его с этой техникой. Данному упражнению малыш может учиться и сам, когда главный тренер на работе.

Когда вместе с ребенком будете отрабатывать выученные приемы, обязательно дайте возможность малышу и постоять в воротах, и побыть нападающим. Договоритесь, сколько раз бьете мячом вы, и сколько малыш. Учитывайте его желания, соглашайтесь с ним, а в случае отказа аргументируйте.

Учите крошку бить мяч головой, набивать его, отрабатывайте удар пяткой. Научите малыша попадать мячом в цель, например, в пластиковую бутылку или кегли. Отрабатывайте элементы вместе, давайте ребенку задания и помните, что занятия с папой этим видом спорта – не только прекрасная физическая подготовка для вашего малыша, но и укрепление отношений отца со своим ребенком, что для родителя бесценно.

Какой спорт помогает одновременно развивать ловкость, координацию движений и стратегическое мышление? Футбол! Во время простых игр с мячом, заниматься которыми можно прямо во дворе, ребенок научится давать пас, жонглировать мячом, метко отправлять мяч в ворота, а вместе с этим — мыслить и действовать «спортивно»!

Ваш сын любит гонять мяч по коридору? А вы, в свою очередь, стремитесь помочь ему вырасти здоровым, целеустремленным и успешным? Значит, пришло время перейти на новый уровень владения мячом и освоить детский футбол.
Давайте вместе разберемся, как научить ребенка играть в футбол, с чего стоит начать его путь в этом спорте, и какие упражнения помогут освоить игру?

Этап первый: учимся владеть мячом

К радости детей и их родителей, этот спорт начинается с веселых игр и простых упражнений на детской площадке. Играя с друзьями, ваш сорванец научится оценивать расстояние и силу удара и освоит первые футбольные упражнения.
Поддержите малыша в его начинаниях — покажите, как управляться с мячом и предложите несколько вариантом упражнений.

Футбольные упражнения для игры друзьями и родителями

Прокати мяч в «ворота». Расставьте две кегли и предложите детям по прямой пасовать друг другу мяч между кеглями.

Мяч под шнуром. Поперек игровой площадки на высоте 50 см от земли натягивается шнур, а на расстоянии 3 — 6 м по обе стороны шнура проводятся линии. Игроки должны по очереди ударом ноги посылать мяч так, чтобы он прокатился под планкой и не выкатился за пределы противоположной линии

Перебеги на другую сторону площадки. В этом упражнении ребенок ведет мяч бегом на другую сторону площадки, слегка подбивая его то правой, то левой ногой. Важно, чтобы мяч не откатывался далеко.

Пробеги змейкой. Дети проводят мяч бегом, огибая расставленные по одной линии кегли.

Удачный пас. Предложите детям встать напротив и пасовать мяч друг другу, прокатывая его по земле ударом ноги. Начинать можно с игры в паре, а вскоре пригласить больше игроков, встать в круг и передавать мяч и стоящему напротив, и соседу по кругу.

Сыграем: футбол с простыми правилами

За время первых тренировок во дворе у вас сформировалась команда юных любителей футбола? Предложите детям сыграть в футбол, применяя самые простые правила.

Где играть и сколько по времени играть? Вам подойдет любая ровная площадка размером не более 30 — 40 метров в длину и 15 — 30 метров в ширину. Поперек площадки проведите линию, а края площадки обозначьте шестью флажками (четыре из которых угловые, а два — средние). На торцевых сторонах площадки обозначьте ворота размером по 3 — 4 метра. Игра состоит из двух таймов по 15 минут. Между таймами у игроков есть пятиминутный перерыв.

Состав команд. В каждую из команд входят 4 — 5 игроков, включая вратаря. Один из игроков команды избирается ее капитаном.
Процесс игры. Капитаны команд бросают жребий. Одна команда получает право начать игру, а другая — выбрать ворота. В момент розыгрыша первого мяча игроки начинающей команды находятся на своей половине поля, а игроки второй команды — на расстоянии трех метров от мяча. Капитан ударом посылает мяч к чужим воротам.

Игроки, получившие мяч, стараются подвести его ближе к воротам и забить гол. Задача игроков второй команды — не подпустить противника к своим воротам. Ворота защищают вратари, которым разрешается брать мяч руками. Все остальные должны передавать, останавливать и забивать мячом только ногами.

Судейство. За порядком на поле и счетом следит судья. Игрокам нельзя подставлять подножки и отталкивать друг друга во время борьбы за мяч. Если игрок нарушает правила, судья делает ему замечание, поясняя всем игрокам, в чем состоит нарушение, а мяч передает противоположной команде.

Упражняйтесь, тренируйтесь, осваивайте правила игры. И обязательно делайте это регулярно, чтобы приобретенные игровые навыки оттачивались и не забывались, а ребенок испытывал радость достижения успеха!

Популярность футбола в мире последние полвека находится на неизменно высоком уровне. Каждый футбольный чемпионат (Мундиаль) превращается во всемирный праздник, собирающий у экранов миллиарды зрителей на всем земном шаре. Не является исключением и наша страна – футбол в России любят и ценят.

Дошкольники, подростки, молодые и взрослые люди желают научиться играть в футбол – одни с мечтою о спортивных достижениях, другие – в оздоровительных и физкультурных целях. Данная статья познакомит вас с историей и особенностями этой популярной игры и расскажет, как научиться играть в футбол.

Футбол – спортивная игра №1 в мире. В футбол играют десятки миллионов людей (из них 30% – женщины). Согласно официальному определению, футбол – командная спортивная дисциплина, в которой целью является – забить мяч в ворота соперника ногами или иными частями тела, помимо рук. Про футбол написаны сотни книг, снято множество художественных и документальных фильмов; в некоторых странах (например, в Южной Америке) этот спорт – религия для миллионов людей.

История футбола уходит в глубокую древность – в подобную игру играли в Древнем Китае, Римской Империи, в Спарте. Футбол, в который играют сегодня, появился в Англии в XIX веке – в него играли в основном учащиеся колледжей. В середине 19 века были приняты единые правила футбола, а также введены стандартные размеры поля и ворот.

В 1871 году состоялся первый на планете официальный футбольный турнир. В настоящее время футбольные турниры проходят практически во всех странах мира – от Австралии до Канады. В мире существует более 2 миллионов команд (клубов). Наблюдается прогрессирующий рост популярности футбола среди женщин. Люди любят не только играть сами, но и смотреть, как играют в футбол: Чемпионат мира 2014 в Бразилии смотрело более 3 миллиардов человек – половина планеты.

Польза занятий футболом и возможный вред

Прежде чем выяснить, как научиться хорошо играть в футбол, следует сказать несколько слов о пользе занятий этим видом спорта и возможном вреде. Речь пойдет не о профессиональной игре, а о любительской: у «профи» совсем другой подход к тренировочному и игровому процессу, включающий повышенные риски травм и повреждений.

Перечислим по пунктам, чем полезен футбол с оздоровительной точки зрения:

  • Во время игры задействованы практически все группы мышц, что поддерживает организм в постоянном тонусе;
  • Длительные тренировки и игры способствуют развитию выносливости;
  • Расход энергии в футболе намного выше, чем при выполнении статических упражнений, что способствует стабилизации веса и устранению жировых отложений;
  • Футбол развивает координацию и чувство равновесия;
  • Игра способствует творческому мышлению, поскольку победа в футболе невозможна без тактики и стратегии;
  • Укрепление миокарда снижает риск заболеваний сердца;
  • Во время тренировок и игр улучшается кровоснабжение органов и тканей, а из сосудов устраняется «вредный» холестерин.

Помимо перечисленного, футбол вызывает положительные эмоции, а также расширяет круг общения. Играть в эту игру можно в любое время года (зимой можно проводить тренировки в помещениях). Польза футбола для здоровья заключается также в формировании позитивных черт характера – воли, выдержки, радости от достижения результата.

Нельзя не сказать о травматичности этого вида спорта. Футбол не так опасен, как хоккей или бокс, но вероятность получения повреждений выше, чем в индивидуальных видах спорта. Футболистам следует беречь суставы и ноги в целом: и тренировки, и игры имеют повышенную опасность травм, поэтому всем футболистам (особенно начинающим) следует принимать полноценные защитные меры.

Кому противопоказано играть в футбол

Медицинские противопоказания для игры в футбол можно разделить на абсолютные и относительные. Абсолютные – те, при которых игра в футбол противопоказана категорически. При относительных противопоказаниях все зависит от стадии заболевания и степени симптоматики.

  • Бронхиальной астмы;
  • Серьезных проблем с позвоночником;
  • Близорукости;
  • Серьезных проблем с сердцем;
  • Диагностированных психических заболеваниях.

Относительными противопоказаниями считаются хронические заболевания внутренних органов. Тренировки по футболу следует начинать не ранее, чем с 6 лет – до этого возраста можно с 3-4 лет проводить общефизическую подготовку ребенка.

Особенности тренировочного процесса

Начинающему игроку понадобится футбольная атрибутика – гетры, бутсы и футбольная форма. Все эти вещи можно приобрести в любом спортивном магазине – для начала подойдут самые экономичные и простые варианты. Помимо обмундирования, вам понадобиться футбольный мяч – его тоже можно купить в магазине спорттоваров.

Главное в тренировочном процессе – развить чувство мяча в футболе: умение игрока тонко чувствовать движения главного футбольного снаряда и умело им управлять. Для этого нужно потратить немало времени на индивидуальные упражнения с мячом.

Перечислим другие навыки и умения футболиста:

  • Дриблинг – умение контролировать мяч во время бега. В этом навыке главное – касаться мяча не слишком сильно, чтобы не отпустить его далеко, но и не слишком слабо – иначе он не будет катиться с необходимой скоростью. Быстрый бег с мячом – одно из главных качеств хорошего футболиста.
  • Умение отдавать передачу. Пас – основа футбола как командной спортивной дисциплины. Для начала следует научиться делать пас внутренней стороной стопы – так получается мягче и точнее. Освоив низкий пас, можно переходить к технике «навешивания» на партнера. Учитесь давать пас «на ход» - отдавать передачу не туда, где находится игрок сейчас, а туда, где он будет через несколько секунд.
  • Умение бить по воротам. Главное в футболе – голы, без которых нет результата. С ближней дистанции лучше бить мягко и несильно внутренней стороной стопы, однако чаще приходится бить издали центральной частью стопы (зоной шнурков на бутсах) – сильно и прицельно, учитывая положение вратаря.
  • Движение без мяча. На протяжении 90 минут матча игрок пробегает в среднем 10 км – большую часть времени он двигается без мяча. Умение открываться под пас и обороняться – качества, без которых не стать хорошим футболистом.
  • Игра в обороне. Если вы играете в защите, учитесь занимать правильную позицию: в случае нападения следует располагаться между мячом и собственными воротами.
  • Умение принимать мяч : футболист должен уметь принять и обработать мяч, попавший к нему на любой высоте. Данный навык можно отрабатывать с партнером или со стенкой.
  • Умение играть головой. Не нужно бить макушкой: учитесь ударять по мячу линией роста волос. Для приема верхнего мяча, отводите в сторону не голову, а корпус.
  • Навык выполнения стандартов : у опытных игроков даже заурядный штрафной или угловой превращаются в грозное оружие. С углового нужно подавать мяч так, чтобы игроки вашей команды могли нанести удар головой в ворота соперника.

Обязательным является знание футбольной теории и правил игры, но не стоит на начальном этапе слишком углубляться в нюансы. Достаточно сложной для понимания новичков является ситуация «вне игры» или «офсайд» : чтобы уяснить в точности смысл данного термина, лучше посмотреть соответствующие видеоматериалы.

Футбол – контактный вид спорта: он состоит из столкновений, борьбы и отбора мяча. И на профессиональном поле, и в помещении случаются падения, удары по ногам, жесткие стыки. Избежать травм сложно, но можно хорошо подготовиться к ним.

Учитесь группироваться при падении, избегать прямых столкновений, подставлять корпус и убирать ноги. Впрочем, без синяков, ссадин и ушибов в футболе не обойтись: такие повреждения не должны отвлекать вас от игры и препятствовать тренировкам. Однако если болезненные ощущения не проходят после тренинга, лучше своевременно посетить врача: серьезные повреждения лучше лечить в дебюте.

Футбол – игра мужественная и одновременно интеллектуальная. Иногда этот вид спорта называют «контактными шахматами»: чтобы победить, нужно бегать, думать и принимать решения одинаково быстро и эффективно.

Малыш едва научился ходить, но уже пытается бить ножкой по мячу: помогите ему освоить такой популярный и богатый разнообразными движениями вид спорта, как футбол. Эта игра поможет развить координацию движений малыша, а результаты всегда будут радовать его: ведь как приятно, когда мама с папой кричат во весь голос «ГОЛ!» и радуются твоим успехам.

Зачем учить ребенка играть в футбол?

Футбол считается одним из самых комплексных видов спорта. Комплексность его заключается в том, что в процессе игры задействованы все виды мышц, кроме того, в процессе активной игры много работают легкие, и, следовательно, развивается дыхательная система, увеличивается уровень общей выдержки дыхательной системы и всего организма.

Кроме того, если рассматривать футбол - как будущую карьеру для ребенка, то плюсом в футболе является еще и то, что, для того, чтобы добиться высоких результатов, вовсе не обязательно иметь высокий рост. Такая, банальная на первый взгляд, причина является препятствием к достижению высоких результатов в других видах спорта, к примеру, в баскетболе или волейболе. Именно, поэтому, если в семье родился мальчик, самым лучшим функциональным вариантом будет отдать его в футбол.

Тогда начинать занятия следует с самого раннего возраста.

Мотивация

Сначала вместе посмотрите телевизор: ребенок должен узнать, чему он будет учиться, услышать, как радостно кричат болельщики во время забитого гола, как скандируют трибуны. Все это повысит мотивацию ребенка к занятиям.

Тренируйтесь

Так футболом можно начать развивать малыша уже с возраста полтора года. Для таких совсем маленьких деток надо ставить лишь задачи ознакомления с мячом. Далее это уже может быть удар по мячу. Более того, учить ударять по мячу можно как с места, так и с разбега, это когда малыш уже немного подрастет и освоится с мячом. Далее можно научить малыша бить мяч с лета. Еще важным, особенно для развития плечевого сустава, будет упражнение вратарского выбрасывания мяча. Далее можно научить малыша выбиванию мяча из рук и из ног. Чуть позже, когда малыш уже окончательно освоится с мячом, можно научить его вести мяч ногой, вначале одной, затем двумя ногами по очереди. Для начала, пока малыш еще мал ростом, можно играть маленьким мячом, постепенно увеличивая размер мяча в соответствии с ростом самого ребенка. Кроме того, надо в игре использовать маленькие воротики.

Для отработки ударов вполне подойдет стеночка, так как удары еще не на столько сильны, и мяч не будет опасно отскакивать от стеночки. Кроме того, для развития меткости можно выполнять упражнение по попаданию в цели. Например, в какую-нибудь коробку или баночку. Для развития силы удара можно использовать мячи не только разных размеров, но и мячи, разные по весу.

В любой спортивной игре очень важно умение правильно падать: учите ребенка падать назад (во время тренировок обязательно подстелите мягкий мат или толстое одеяло!), вбок и вперед так, чтобы не нанести себе травму. Пусть в падении ребенок пытается задеть мяч ногой, как заправский игрок.

В этом нежном возрасте ребенку гораздо полезнее учиться играть дома с родителями или другими взрослыми. Сверстники на площадке, скорее всего, еще не освоили данный вид спорта, а ребятам постарше будет неинтересно играть с таким неопытным игроком.

Играя дома, можно забивать маленький мячик в маленькие воротики. Пусть малыш сначала атакует, а потом защищает ворота. Объясните ребенку, что такое штрафной удар. Практикуйте удары ногой в стеночку. Удары головой, отбивание грудью, удары пяткой - все это - непростые элементы, но над ними можно и нужно работать. Попадание мячом в цель, перекидывание мяча от одного к другому (постепенно увеличивайте расстояние, с которого бросаете мяч), - играйте во все игры, которые придут Вам в голову, чтобы ребенок полностью освоился с мячом.

Постепенно отрабатывайте все элементы, а спустя пару-тройку лет малыш с успехом пустит их в ход. Можно играть мячиками разных размеров и разного веса, но старайтесь большую часть тренировки проводить мячом, висящим на веревке, прикрепленной к палке: это значительно сокращает все подготовительные операции.

Поверьте, домашний футбол может доставить всей семье огромное удовольствие! Это прекрасная разрядка как для детей, так и для взрослых. Кроме физического развития и получения навыков игры, ребенок и родители получат большое истинное удовольствие от игры и от общения друг с другом.

Основные положения начальной подготовки

Футбол — командная игра, но на начальном этапе многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение техническим приемам и развитие координационных способностей. В современном футболе особенно востребованы игроки, чье индивидуальное техническое мастерство позволяет им эффективно действовать на насыщенных соперником участках поля.

Футбол — это игра со своими законами и правилами. Кроме того, здесь действуют общие закономерности и принципы подготовки спортсменов, и тренировочный процесс должен строиться на их основе. Есть, например, закономерности освоения технических приемов. Одна из них заключается в том, что в основе обучения эффективной технике лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координация развивается и совершенствуется при многократном повторении одного и того же приема вначале в стандартных, а затем в разнообразных игровых условиях. В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками мальчик сотни раз повторял основные технические приемы футбола: остановки и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Хорошую черту дворового футбола — многократное повторение технических приемов — мы должны воспроизвести в организованных условиях.

Обучение техническим приемам в футбольной школе сродни обучению грамоте в общеобразовательной школе. Прежде чем написать сочинение на заданную тему, нужно научиться писать буквы, затем эти буквы сложить в слова, потом из слов формировать предложения. И, наконец, так сочетать эти предложения, чтобы получились рассказ, сочинение. Так же и в футболе: прежде чем начать хорошо играть, нужно освоить технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации, необходимые для решения задач каждого игрового эпизода.

Тренер должен понимать, что мальчик или девочка — это не уменьшенная копия мужчины или женщины. У них есть своя специфическая психология, особый род взаимоотношений с партнерами, особенности протекания физиологических и биохимических процессов.

На начальном этапе обучения мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Связано это с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста практически одинаков. Хотя причины этого равенства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость возмужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накладываясь один на другой, обуславливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного периода.

Учет индивидуальных особенностей

При одном и том же паспортном возрасте у детей может быть разный биологический возраст. Предположим, что по паспорту двум детям по 10 лет, но по уровню развития функциональных систем организма (костно-мышечной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т. д.) один из них соответствует 8-летнему возрасту, а другой — 12-летнему. Есть и спортивный возраст, который определяется эффективностью техники выполнения игровых приемов, тактическими знаниями. И здесь между детьми одного паспортного возраста могут быть значительные различия. Все эти факторы нужно учитывать при планировании тренировочных нагрузок.

Величина, объем и интенсивность нагрузок должны соответствовать как требованиям игры, так и особенностям структуры подготовленности. Лучшие качества каждого юного футболиста, которые определяют меру его талантливости, должны развиваться и совершенствоваться в первую очередь.

Мотивация на начальном этапе обучения

Большинство детей приходят в футбольную школу не учиться футболу, а играть в него, и нужно так организовать учебно-тренировочный процесс, чтобы они, во-первых, навсегда остались в футболе, и во-вторых, стали хорошими игроками. История футбола знает только один путь решения этих вопросов: детям должно быть интересно. Именно игра и игровые упражнения должны стать для начинающих основными тренировочными средствами. Такова психологическая мотивация детей, особенно младшего возраста, и ее необходимо учитывать, подбирая средства и методы тренировки.

Основными средствами обучения детей технике футбола, особенно на первых этапах, являются игра в уменьшенных составах и игровые упражнения. Только одной игрой невозможно обучить детей футболу, нужны и упражнения, которые воздействуют на развитие важных двигательных качеств — ловкости, быстроты, координации — и обучают технике игры.

Главное в планировании тренировки для детей — найти оптимальное соотношение между объемами интересной для них нагрузки (игры в футбол) и не очень интересной, но полезной для обучения футболу (упражнения общей и специальной подготовки).

Да и в собственно футбольных тренировках есть два вида упражнений. Игровые всегда интересны детям, и они готовы заниматься ими все время. Другие — стандартные упражнения (передачи и остановки мяча в парах, разнообразные ведения и т. п.) — менее интересны. Одной из задач тренера является воплощение менее интересных, но очень полезных в плане обучения технике упражнений в форму соревнования или разнообразных эстафет.

В ходе начального обучения технике владения мячом необходимо правильно расставлять приоритеты. В период с 6 до 9 лет мальчики и девочки должны изучать технику следующих игровых приемов:

1. Ведение мяча:

– внутренней и внешней сторонами подъема;

– с разной скоростью и сменой направления;

– с обводкой стоек;

– с применением обманных движений;

– после остановок разными способами.

2. Жонглирование мячом:

– одной ногой (стопой);

– двумя ногами (стопами);

– двумя ногами (бедрами);

– с чередованием «стопа-бедро» одной ногой;

– с чередованием «стопа-бедро» двумя ногами.

3. Остановки мяча:

– подошвой и разными частями стопы.

4. Передачи мяча:

– короткие и средние;

– выполняемые разными частями стопы.

5. Обводка соперника (без борьбы или в борьбе)

6. Отбор мяча у соперника

7. Вбрасывание мяча из аута

Обучать всем этим приемам в равном объеме при 2-3-разовых занятиях в неделю невозможно. Поэтому в первый год нужно сосредоточить внимание на основных технических действиях. Такими, прежде всего, являются: ведение, удары, остановки и передачи мяча. Кроме того, нужно использовать различные упражнения для повышения разностороннего физического развития детей. Предлагаемая программа составлена с учетом всего выше сказанного, в ее основе лежит принцип многократного повторения одного и того же технического приема в различных игровых и стандартных упражнениях.

Основы подготовки

Обучение будет наиболее эффективным, если дети будут выполнять упражнения с мячом и без мяча не только в футбольной школе, но также дома и на улице, во дворе.

Дома: объясните детям, что утром надо выполнять элементарную зарядку, в которую должны входить упражнения на равновесие (стойка на одной ноге), гибкость, а также упражнения с маленьким мячом (например, для большого тенниса). Любые упражнения с мячом можно выполнять в квартире или рядом с домом на улице: жонглирование разными частями тела, ведение мяча и т. п.

На улице: играть в футбол с друзьями. Обязательно, чтобы это происходило в безопасном месте. Желательно играть на площадке небольших размеров. В этом случае контакты с мячом будут частыми и, следовательно, игрок будет совершать много ведений и обводок.

В футбольной школе: два-три занятия и один игровой день в течение недели.

При планировании нагрузок для детей этого возраста нужно понимать, что направленность в них будет смешанная. Поэтому тренер должен определить для себя несколько типовых тренировок, в которых игра будет сочетаться с упражнениями, обучающими основным элементам футбола.

Тренировочные занятия для детей 6-7 лет (1-й год обучения)

Дети, впервые придя на тренировку, очень хотят играть в футбол, но, как правило, еще не умеют обращаться с мячом. Поэтому основными для них на начальном этапе будут, во-первых, упражнения по элементарному владению мячом, сама игра и различные игровые упражнения. Во-вторых, подвижные игры, упражнения для развития ловкости, равновесия, координации движений, ходьба и бег, прыжки.

В каждом тренировочном занятии необходимо:

Сделать краткое введение в тренировку, которое должно помочь детям настроиться на занятие;

Дать каждому ребенку по мячу. Размеры и масса мяча должны соответствовать возрасту и двигательным возможностям детей (футбольный мяч №3, волейбольный мяч, теннисный мяч и т. д.);

Четко показывать и объяснять каждое упражнение;

Как можно чаще поощрять детей за выполнение заданий;

Сделать краткое заключение, чтобы дети завершили тренировку с положительными эмоциями.

Занятие №1

Инвентарь: мячи, жилетки, конусы.

2. Обучение элементарному владению мячом, то есть двигательным действиям, которые необходимы для освоения техники футбола.

Разминка

Продолжительность не более 10 минут. В ходе разминки дети перемещаются по площадке, выполняя упражнения с мячом и без мяча.

1. Перебежать с одной стороны площадки на другую (10-15 метров) различными способами: приставным шагом левым боком, затем правым боком, спиной вперед; по два повторения.

2. У каждого занимающегося в руках мяч, тренер дает задание по передвижению:

– бег «лисички» на носочках, медленный, «черепаший» бег чередуется с быстрым; по три-четыре повторения;

– подбросить мяч руками вверх и поймать его — 10 раз;

– ноги поставить как можно шире, проводить мяч левой рукой вокруг левой ноги и правой рукой вокруг правой ноги (восьмеркой) — по пять раз вокруг каждой;

– двигаться по площадке с мячом в руках, доставая его бедром — по 10 раз левой и правой ногой.

Основная часть

У каждого игрока по мячу. Контроль мяча подошвой правой и левой ноги:

– перекатывать мяч подошвой, стоя на месте и выполняя круговые движения правой, а затем левой ногой;

– перекатывать мяч подошвой — стоя на месте, катить мяч вперед подъемом и тянуть мяч назад подошвой, поочередно правой и левой ногой. По 20 раз на каждую ногу;

– перешагивать через лежащий на поле мяч по 20 раз, сначала левой ногой, затем правой.

Может оказаться, что непрерывное, в течение 10 минут, выполнение упражнений в стандартных условиях приведет к снижению интереса у занимающихся. Поэтому в этой части тренировки можно дать детям поиграть в футбол 2х2 или 3х3 на небольшой площадке в малые ворота. Продолжительность игры — 2 тайма по 8 минут. В перерыве между таймами тренер объясняет детям, что у них получается хорошо и что — плохо.

Мотивация восстановится, и в течение следующих 10 минут разучивание технических приемов можно продолжить. Также в целях восстановления интереса можно использовать подвижную игру (см. ниже).

В конце основной части тренировки выполняются удары в малые ворота с расстояния 5 метров.

Заключительная часть

В заключительной части тренировки тренер должен найти поощрительные слова для всех детей. Например, сказать, что они сегодня хорошо выполняли задания и играли в футбол, но можно играть еще лучше, и о том, как это сделать, тренер расскажет на следующем занятии.

Занятие №2

Количество занимающихся: не более 16 человек.

Инвентарь: футбольные и теннисные мячи, жилетки, конусы.

1. Обучение технике передвижения.

2. Обучение элементарному владению мячом.

3. Обучение технике футбола в игровых упражнениях.

Разминка

1. Подвижная игра «Ловкие ребята» (см. ниже). Она повысит настроение детей и их игровую активность.

2. На отрезке 20 метров ставятся три конуса (на расстоянии 5 метров друг от друга). Задача — обежать конусы заданным способом: приставным шагом левым боком, правым боком и спиной вперед. По 2-3 повторения.

3. Упражнения с теннисным мячом: подбросить мяч правой рукой, поймать левой, затем подбросить левой и поймать правой — и так по 20 раз.

Основная часть

У каждого игрока по футбольному мячу

– стоя на месте, перекатывать мяч подошвой правой ноги влево-вправо с остановкой его поочередно внешней и внутренней стороной правой стопы; 20 раз;

– то же — левой ногой;

– стоя на месте и положив мяч на землю между ног, перекатить его влево внутренней стороной стопы левой ноги и остановить подошвой правой стопы, затем внутренней стороной правой стопы перекатить мяч обратно с остановкой его подошвой левой ноги — и так далее, от 20 до 30 раз за серию;

– вести мяч по прямой (8-10 метров) с остановкой мяча под подошву, затем выполнить разворот на 180 градусов; по 8-10 повторений.

Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3, 2 тайма по 8 минут.

В конце основной части тренировки — удары в малые ворота с расстояния 7 метров.

Заключительная часть

(См. выше).

Мяч в ногах у занимающихся — одна нога на мяче, другая на земле. В прыжке нужно поменять ноги местами. 10-15 прыжков. Два варианта исполнения по расположению мяча: мяч перед игроком или между ног.

Ведение мяча вокруг гимнастического обруча, сначала по часовой стрелке внешней частью подъема правой ноги. Затем против часовой стрелки внутренней частью подъема. По 2-3 повторения.

Игра на площадке 20х10 метров в малые ворота командами 2х2 или 3х3; 2 тайма по 8 минут.

Вбрасывание мяча из-за головы на землю и ловля его на отскоке. 15-20 раз.

Игра 4х4 с малыми воротами на площадке 25х20 метров, 2 тайма по 5 минут.

В конце основной части занятия — удары в малые ворота с расстояния 5 метров. Каждый исполняет по 8-10 ударов.

Заключительная часть

Тренер должен найти поощрительные слова для всех детей, а также дать им домашнее задание. Например, выполнять простые упражнения с теннисным мячом — перекатывать его подошвой или вести разными способами, как футбольный.

Приложение. Подвижные игры

«Ловкие ребята»

На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два «дома». Расстояние между ними 15-20 метров. Между «домами» посредине площадки находится водящий, все остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома. Если игра проводится на большой площадке, ее надо ограничить боковыми линиями на расстоянии 10 метров друг от друга.

Водящий, находясь посредине площадки, громко произносит: «Раз, два, три!» В ответ все играющие хором отвечают:

«Мы веселые ребята, Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас догнать!»

После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию «дома».

Водящий старается поймать перебегающих, пойманные отходят в сторону. Затем, когда все дети перебежали, водящий снова дает сигнал и все повторяется, после двух-трех раз подсчитываются пойманные и выбирается новый водящий из не пойманных. Пойманные снова входят в группу, игра начинается сначала.

– перебегать на другую сторону можно только после слов «попробуй нас догнать»;

– нельзя, выбежав за линию «дома», вернуться за нее. Игрок, сделавший это, считается пойманным;

– «поймать» — значит «дотронуться до играющего»;

– чтобы пойманные дети не скучали, можно их только сосчитать и снова вводить в игру.

«Займи свободное место»

На линии выставляются фишки с интервалом 1,5 метра. Количество фишек должно быть на две меньше числа участников игры. Параллельно выставленным фишкам, в 15-17 метрах от них, лицом к ним в шеренгу по одному выстраиваются играющие. По сигналу тренера они идут в направлении фишек, а когда тренер говорит «секретное слово» (по уговору с игроками), они бегут к фишкам и стараются занять свободную. Двое последних, кто не успел занять фишки, выбывают из игры. В следующем повторении, так как игроков стало на два меньше, на две меньше остается и фишек. Игра повторяется, и опять двое последних выбывают, а фишек становится на две меньше. Выигрывают три последних оставшихся в игре. Можно выполнять до трех повторений этой игры.