Сколько выделяют фаз при выполнении нападающего удара. Прямой нападающий удар. Методические указания. При выполнении всех упражнений удары по мячу следует производить не в полную силу, так как при увеличении силы удара, как правило, нарушается точность и

в волейболе вашему вниманию предлагаю статью, где мы подробно рассмотрим самый сложный технический элемент в волейболе.
Все нижеописанное подойдет, как для классического волейбола, так и для пляжного.
Отдельными статьями мы рассмотрим различия в нападающих ударах на песке и в зале, а также ТОП-5 ошибок любителей

Нападающий удар по частям.

1. Выход под мяч

Принцип "падающего шкафа"
Представьте как падает шкаф, вначале его скорость минимальна, постепенно скорость нарастает и в конце его падения скорость достигает максимального значения.
Также и разбег при атаке ускоряется от первого шага к напрыжке под мяч.
Принято разбегаться, начиная движение в 4-5 метрах от сетки.
Для правшей. Первый шаг делаем правой ногой, второй левой, с шага левой ноги напрыгиваем на 2 ноги и отталкиваемся вверх.
Формулу выхода под мяч можно описать так:
Шаг правой+шаг левой+напрыжка+вертикальный прыжок.

Почему именно так?

  • используя такой разбег вы максимально точно выйдете под мяч
  • задействуете всю "механику" тела, так как каждый шаг и напрыжка дает вам энергии для максимального прыжка

Принцип "лев на охоте".

Представьте льва на охоте. Лев- это вы, мяч- это жертва. Если вы начнете движение очень рано, жертва от вас уйдет.

Вот почему необходима напрыжка в конце разбега, вы должны напрыгнуть под мяч таким же большим скачком, как хищник набрасывается на свою жертву.

2. Фаза выпрыгивания.


Чтобы вы выпрыгнули максимально высоко вам нужно сбалансировать движения рук и ног во время выхода под мяч и выпрыгивания.

  • До момента напрыжи, руки не должны мешать и разбалансировать движения. Они находятся у корпуса, предплечия параллельны полу.
  • Во время нарыжки(вы прыгаете вреред на расстоянии больше своего шага), руки отводятся назад как можно выше и как можно дальше.
  • В тот момент когда вы прыгаете вверх, руки делают мах из крайне заднего положения в положения руки над головой. При этом левая рука тянется к мячу, как бы прицеливаясь, правая бьющая рука отводится назад согнутая в локте. Важно чтобы локоть был выше линии плеча.
3. Фаза удара.

Итак мы точно выпрыгнули под мячом, правильно вынесли руки, теперь готовы к удару.

  • Забываем про левую руку сразу же, как прицелились ей в мяч.
  • Правой рукой бьем по мячу, заканчивая движение прямой в локте рукой
  • Положение руки на мяче зависит от высоты вашего прыжка и положения кисти относительно сетки. Если вы "встречаете" мяч выше троса, положение кисти сверху мяча. Если вы бьете ниже уровня сетки, кисть бьет под мяч.
  • Не останавливайте руку после контакта с мячом, это приведет к потере инерции и удар будет слабее. Рука должна описывать форму "серпа". Начало движения- рука идет из-за спины, конец движения- рука приходит к левому колену.

Для левшей весь разбег строится симметрично наоборот. От зоны атаки разбег не меняется.

В следующей статье мы разберем ТОП-5 наиболее частых ошибок любителей в нападении.

Игорь Шепелев,

Главный тренер

Школы волейбола "Залп" (с)

Трудно найти физическое упражнение, подобное напа­дающему удару в волейболе, которое включало бы в себя бег, прыжок и метание. При кажущейся простоте всего комплекса движений волейболиста, идущего в атаку, координация его движений весьма сложна, хотя в силу естественности движений, привычных человеку, волейболист этого не замечает. В правильной координации движений таится значительный резерв повышения мастерства нападающего.

Бытует мнение, что при напрыгивании вперед следует выносить так называемую толчковую ногу. Это неверно. Толчковая нога - это выражение чисто условное. Оно идет от привычки считать сильнейшей ту ногу, которой привычно отталкиваться. На самом деле возможности обеих ног одинаковы. Это, кстати, подтверждается тем, что квалифицированные легкоатлеты-многоборцы, прыгая в высоту, отталкиваются одной ногой, а в длину - другой.
Игроки, у которых более ловкая рука правая, чаще от­талкиваются левой ногой. Поэтому в напрыгивании перед прыжком они вперед посылают правую ногу, что как раз и будет наиболее целесообразным для удара правой рукой. Энергичный замах рукой и отведение плеча поворачивает несколько вправо туловище игрока, при этом правая нога касается площадки раньше левой (рис. 20).

Движения нападающего в замедленной съемке.

Эта последовательность нужна не только для правильной координации - взаимодействия рук и ног. Более энергичный (при отталкивании) рывок вверх правой рукой раньше потянет за собой всю правую сторону тела игрока. Поэтому правая нога тогда получит равную по времени с левой ногой нагрузку, когда при постановке, опережая ее, посылается вперед. Пренебрежение равномерным распределением нагрузки на ноги может быть причиной их травм.

Есть волейболисты, выполняющие напрыгивание, посылая вперед левую ногу (при ударе правой рукой). Стремясь равномерно распределить нагрузку на обе ноги, они подпрыгивают и за счет этого успевают опередить правой ногой левую. Внешне это оставляет впечатление «путающихся ног». Эти движения особенно опасны, если у игрока при выходе на удар нет твердых навыков и уверенности. Такой волейболист не сможет стабильно и успешно выполнять нападающие удары.

В последнем шаге (напрыгивании) надо соблюдать разумную меру в высоте напрыгивания, помня, что оно является лишь средством для увеличения прыжка, а не самоцелью. В фазе полета (напрыгивания) руки отводят назад. Этому способствует опережающий рывок туловищем вперед. К моменту постановки ног руки, естественно, круговым движением «тянут» тело вверх. Иногда рекомендуют ставить ноги перед толчком на пятки. Это неверно. Ноги ставят так: правая вначале на внешний свод стопы, а левая на всю стопу. Обе ноги как бы упираются в пол, а для этого необходима наибольшая площадь опоры. Чем больше скорость разбега, тем больший нужен вынос ног вперед, большее опережение постановки правой ноги и общий поворот вправо. Погасив инерцию напрыгивания и разбега, игрок энергично отталкивается ногами.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что главным ключевым компонентом выхода на удар является последний шаг, т. е. напрыгивание. Количество же шагов в зависимости от игровой обстановки может быть любым. Чаще, однако, применяется разбег. Очень важно определить начало разбега, своевременность которого позволяет выйти на мяч в нужный момент. Всякая остановка в разбеге - грубая ошибка, снижающая качество прыжка и уменьшающим возможности, встречи с мячом в удобном положении.

Некоторые игроки, прежде чем сделать первый шаг, наблюдая за пасующим, переминаются на месте - это не ошибка. Главное - не пойти вперед преждевременно и не опоздать с разбегом. Время начала разбега и его направление определяют по восходящей траектории передачи мяча для нападающего удара. Для выработки умения определять это время необходимы многократные упражнения. Надо стараться определять время и место встречи с мячом тогда, когда он только оторвался от рук пасующего.

Таким образом первым шагом при трехшаговом разбеге определяется начало разбега, второй служит для корректировки направления движения, а последний шаг - напрыгивание - необходим для преодоления оставшейся до толчка дистанции. В зависимости от удаления игрока от мяча последний шаг может быть совсем небольшим или достигать 2-3 м и более.

Помня о том, что в волейболе каждое последующее движение должно получать наилучшие предпосылки от предыдущего, локти рук с началом движения вверх должны опережать кисти. Небьющую руку останавливают на уровне чуть выше плеча несколько согнутой. Если ее оставить внизу, то она будет затруднять выполнение удара. Локоть бьющей руки обгоняет кисть до исходного положения для удара. В момент самого удара локоть снова обгоняет кисть, за счет чего достигается хлысто-образное движение бьющей руки.

Прямой нападающий удар.

Рассмотрим исходное положение бьющей руки. В практике довольно широко распространено мнение, что кисть бьющей руки нужно заносить назад за голову. Это ошибочное мнение. При таком положении руки волейболисты, даже очень одаренные, редко добиваются высоких результатов, но довольно часто травмируют плечевой сустав. В каком же положении должна быть кисть перед ударом? Можно ли кисть расположить, например, над головом (такие рекомендации тоже существуют) ? Нет, нельзя. В этом случае кисть окажется в центре вращения тела вокруг вертикальной оси и скорость ее движения будет равна нулю. Наибольшее ускорение можно получить, вынося кисть в сторону, но тогда удару помешает сетка. Только один наклон туловища тоже не будет давать желаемого эффекта.

В положении замаха туловище несколько отклоняют назад (сильный прогиб допустим только в том случае, если мяч оказался за головой), ноги свободно опущены, колени несколько согнуты, нога, одноименная бьющей руке, чуть выше над площадкой, чем другая (из-за приподнятости плеча).
В исходном положении для удара кисть может быть напряжена или расслаблена, что зависит от той задачи, которую решает игрок своим ударом. Прежде всего надо найти свободное, естественное положение пальцев. Чем сильней нужно пробить по мячу, тем расслабленней должна быть кисть. По мере же увеличения точности удара увеличивается и степень напряжения кисти.

Рассмотрим сказанное на примерах. После передачи для нападающего удара мяч оказался далеко от сетки. Сильно пробить такой мяч неудобно, нецелесообразно. Лучше произвести не очень сильный, но точный удар. Для этого игрок активнее отводит плечо бьющей руки назад, а удар выполняет в основном за счет вращения туловища вокруг вертикальной оси, стараясь придать движению кисти прямолинейное направление. Кисть напряжена, отведена пальцами вверх и при ударе как бы давит на мяч.

Движение туловища при этом примерно такое же, как у толкателя ядра. Такой удар чище всего применяют для того, чтобы мяч от блока ушел в ауг, а также при необходимости «закручивания» (или «срезки») мяча.

Другой пример. Мяч находится в не удобном для удара положении. В этом случае движения будут похожи на финальную фазу дейстний метателя копья, завершающего бросок так называемым хлыстом. Здесь во­лейболист активно сгибает туловище вокруг горизонтальной оси. В момент удара игрок как бы «повисает» на мяче. Причем повисать должна не только рука, а все тело: в удар вкладывается масса всего тела. Для этого кисть накрывает мяч, заканчивая хлыстообразное движение.

Во всех видах метания, как известно, особое значение имеет концовка. Это в полной мере относится и к нападающему удару в волейболе. Вот почему самый главный компонент нападающего удара-работа туловища. Только тот, кто способен сделать резкий рывок телом п конце удара, может сочетать силу удара с его точностью. Для спортсменов, владеющих концовкой удара, очень характерно резкое опускание головы в сочетании с движением ногами вперед. Бывают случаи, когда игрок касается сетки ногами. По правилам это, конечно, ошибка, но по технике - само совершенство, если это касание не делаемся нарочито, а является следствием энергичной работы туловища. Теперь о так называемой работе кистью. Можно часто слышать суждения об игроках, у которых «работает кисть» или «не работает кисть», без каких-либо определенных рекомендаций. Обычно критерием хорошей «работы кистью» считается уже следствие удара: попал в площадку - «работает кисть», не попал - «кисть не работает. В чем же здесь дело?

Угол между направлением полета мяча от удара и по­верхностью площадки зависит от перемещения кисти а лучезапястном суставе по горизонтальной оси. Чем больше кисть при ударе будет отведена назад, тем дальше полетит мяч и угол между направлением его полета и плоскостью площадки будет меньшим. И наоборот: чем больше кисть согнется вперед и накроет мяч, тем круче будет направление полета мяча, а угол между этим направлением и плоскостью площадки будет все больше приближаться к прямому. Отсюда можно сделать вывод, что направление полета мяча зависит от изменения положения кисти в лучезапястном суставе, от ее движений по горизонтальной оси. Однако игрок, не видя кисти в момент удара, не в состоянии почувствовать разницу в ее положении в пределах 10-20°. В то же время эти 20° при ударе на заднюю линию дадут существенную разницу. Поэтому «работа кисти», ее движение по горизонтальной оси приобретает ценность при близких к сетке передачах и сильных ударах или во всех других случаях, когда не требуется особой точности. Правда, с уменьшением силы удара ценность этого способа, его точность, повышается, а для игры выше блока «кистевой» удар считается главным, единственным целесооб­разным ударом.

В современном волейболе, когда все большее значение приобретает расширение сферы действий нападающих ударов, в том числе и при значительном удалении их от сетки, все чаще применяют движения кистью вокруг вертикальной оси («переводы» кистью влево и вправо). Как правило, успешная игра в защите (при блоке и на задней линии) зависит от умения заранее правильно определить направление полета мяча после нападающего удара. Рассчитывать только на реакцию игрока - дело мало перспективное. Поэтому изучают многие компоненты действий нападающих, что позволяет предвидеть направления их действий. Вот здесь-то «работа кистью» вокруг вертикальной оси и дает особый эффект, так как с помощью этого движения можно изменить направление полета мяча совершенно неожиданно для игроков противника. Какого-либо особою исходного положения для различных нападающих ударов нет и не должно быть, так как оно могло бы преждевременно раскрыл, намерение нападающего. Движение кисти вокруг вертикальной оси предпочтительней и для точности удара. Посмотрим на траекторию движения кисти нападающего при активном движении вокруг горизонтальной оси («хлыст»). Она представляет собой часть окружности. Направление полета мяча от удара идет по касательной этой части окружности в зависимости от места удара. Таким образом, для того чтобы мяч попал в площадку, нужно коснуться его при ударе в строго определенном участке этой окружности. Выход касания за границы этого участка приводит к тому, что мяч или выйдет за пределы площадки, или попадет в сетку. Если же уменьшить активность вращения кисти вокруг горизонтальной оси и увеличить вокруг вертикальной, то появляется возможность прямолинейного движения кисти, отчего увеличивается точность удара.

Еще несколько слов о положении локтя. Во всех случаях, особенно когда мяч находится в неудобном для удара положении, нельзя локоть бьющей руки опускать ниже плечевого сустава, так как желание «накрыть» мяч приводит к движению руки в этом сутсаве и кисть по малой окружности опустит мяч в сетку. При поднятии локтя «накрывание» мяча совмещают с движением всего туловища вперед и мяч как бы «толкают» в нужном направлении.

Разобравшись в принципиальных положениях прямого нападающего удара, рассмотрим теперь его общую структуру (рис. 21). Игрок начинает движение правой ногой, делая маленький шаг. Скорость движений в этом шаге он регулирует в зависимости от высоты и удаленности мяча. Нужно строго соблюдать правило: «ждать» мяч или в начале движении или уже в воздухе, в прыжке. Остановка в промежутке между этими крайними положениями (первый шаг и прыжок) резко снижает качество прыжка или приводит к прыжку с места. Вторым шагом (левой ногой) игрок определяет направление разбега. Ногу выставляют так, чтобы в дальнейшем направление разбега уже не менялось. Третий шаг обеспечивает преодоление дистанции, оставшейся до места отталкивания. Трехшажный разбег самый рациональный. В игровой же обстановке встреча­ются и другие виды разбега (от одного шага до нескольких шагов бега). Чтобы добиться «рессорности», растянуть мышцы-разгибатели и заставить их с большим эффектом сократиться, игрок как бы «натыкается» на чуть согнутые в коленях ноги. Выполнив все эти движения, игрок в наивысшей точке своего прыжка встречается с мячом.

Вконтакте

Начальная точка.
Располагайтесь позади трехметровой линии. Важно, чтобы у вас было достаточно большое пространство для разбега, который является ключевым пунктом для успешного осуществления нападающего удара. Подберите разбег и прыжок таким образом, чтобы контакт с мячом произошел в самой верхней точке вашего прыжка.

Обмен информацией.
Дайте знать связующему о том, что вы готовы к атаке. Если все игроки атаки, включая играющих на задней линии, голосом подадут сигнал о готовности атаковать, связующий будет точно знать кому можно пасовать, а кто не готов.

Взмах рук.
Сделайте мах руками назад непосредственно перед прыжком, а затем с силой выбросьте руки вперед во время прыжка. Таким образом вы придадите ускорение вашему телу по направлению вперед-вверх во время прыжка, а поднятые вверх руки готовы к удару по мячу.

Лицом к связующему.
Прыгайте всегда лицом к связующему. Ваши плечи должны формировать воображаемый квадрат по направлению к связующему, что намного облегчит выполнение нападающего удара.

Снимайте мяч высоко.
Удар по мячу должен осуществляться полностью вытянутой рукой в самой высокой точке вашего прыжка. Мяч должен находиться на одной линии с плечом вашей бьющей руки.

Движение кисти.
Кисть должна быть напряжена, пальцы немного разведены. Удар по мячу должен быть завершен движением кисти вниз. Придание нисходящей траектории мячу в большей степени, если не полностью, зависит от сгибательного движения кисти во время удара, а не от маха ударной руки.

Сопровождение удара.
При ударе по мячу продолжайте движение тела, сгибаясь в направлении удара.

Сфокусируйтесь на том месте, куда бьете.
Выберите место куда вы хотите направить мяч после удара, в независимости от того, «дыра» ли это в блоке противника, или определенная часть площадки. Сфокусируйтесь на этом месте во время удара, а не просто наносите произвольный удар.

Равновесие при приземлении.
Приземляйтесь на носочки и сохраняйте равновесие при приземлении. Важно, чтобы вы были готовы к блокированию (или приему мяча в падении, если вы на задней линии) и не выключались из игры.
Дополнительные советы
Прыгайте вертикально вверх. Не смещайтесь вперед вовремя прыжка, так как это может привести к касанию сетки. Также вы рискуете потерять равновесие при приземлении.
При ударе задействуйте все ваше тело. Используйте мышцы брюшного пресса. Усиление крутящего момента может быть достигнуто путем продолжения движения плеча в момент удара.
При ударе мяч должен быть на одной линии с плечом вашей бьющей руки. Удары поперек туловища или «из-за головы» могут привести к ошибкам в атаке.
При правильно проведенной атаке, мячу придается верхнее вращение, что является результатом сгибания кисти во время удара.

Основы нападающего удара

Движение руки при ударе

Со стороны может показаться, что атака в волейбола элементарна: прыгаешь да бьешь по мячу. Однако на деле она является самым сложным игровым элементом после силовой подачи в прыжке.

Атака приносит команде около 60% очков. При должных навыках, профессионалы придают мячу ускорение до 130 км./ч. Вся игра команды должна быть нацелена на создание максимально благоприятной ситуации для нападающего удара.

Для качественного нападения игрок должен постоянно держать визуальный контакт с мячом. Техника нападения индивидуальна и зависит от роста игрока, длины рук, формы кисти, правша или левша, высоты прыжка, скорости разбега, пластичности и других факторов. Самое сложное - поймать нужный момент удара.

Амплуа игроков, или кто откуда бьет?

  • Игрок первого темпа (центральный блокирующий, связующий, «распасовщик») - стоит под сеткой, дает пас нападающим во 2-ю или 4-ю зону. Если ему дали пас на удар, то такой пас обычно короткий и невысокий: буквально полметра над сеткой. Номер центрального блокирующего 3-й.
  • Игроки второго темпа (доигровщики) - главные нападающие в команде. На площадке это первая линия игроков (те, что ближе к сетке). Номера: 2-й и 4-й. Их основная задача - забить мяч, сыграв против блока противника. Обычно атакуют в любую зону, кроме 6-й, т.к. там стоит на приеме либеро - главный защитник команды.
  • Диагональные - игроки второй линии под номерами 1 и 5. Атакуют со второй линии, страхуя неудачный пас связующего. Диагональный не имеет право бить из 2-й или 4-й зоны! Его разбег и удар должен происходить ДО линии нападения.

Техника удара

Рассмотрим техническую составляющую на примере основных нападающих игроков: доигровщиков (2, 4 зоны).

Ситуация на игровой площадке меняется ежесекундно, и соблюсти все технические тонкости возможно далеко не всегда. Однако игрок в нападении должен стремиться к соблюдению следующих технических элементов:

    1. Оттягиваемся . После приема, мяч переходит к связующему. Нападающий игрок должен отойти от сетки на несколько шагов и встать примерно на линии нападения. Это делается для того, чтобы увеличить разбег для атаки.

  1. Занимаем подготовительную позицию для удара . Ноги присогнуты в коленях. Если нападающий правша, ставим правую ногу на полшага вперед. Если левша - то левую ногу.
  2. Первый шаг на удар . Первый шаг самый медленный, примерочный. Делается в тот момент, когда связующий выпускает мяч из рук, делая пас. Тело полурасслаблено. Внимательно смотрим за мячом. Если нападающий правша, шагаем с левой ноги. Если левша - с правой.
  3. Второй шаг . Ускоряемся. Отводим руки назад и в стороны для будущего замаха. Очень важный шаг. Игрок уже должен провести внутренний расчет: в каком месте и с какой высоты он будет снимать мяч, не касаясь сетки и не заступая на площадку противника.
  4. Третий шаг . Состоит из двух «полушагов»: стопорящего и приставного. Игрок резко останавливается, приседает и готовится для предстоящего прыжка. Руки разведены назад и в стороны. Пальцы растопырены. Стопы должны быть параллельны и на небольшом расстоянии друг от друга (~50-60 см). Делаем вдох.
  5. Замах руками . Обе почти выпрямленные руки отводятся до предела назад. Размах руками помогает сохранить динамику разбега и равновесие игрока. Помогает максимально вложиться в прыжок.
  6. Толчок . Время отталкивания после шага приставной ноги должно быть минимальным. Присели и сразу выбросили корпус вверх и чуть вперед. Ноги держим вместе. Ни в коем случае не разбрасываем ноги в стороны. Отталкиваемся максимально сильно, стараясь прыгнуть как можно выше.
  7. Маховое движение руками вверх . Если игрок правша, резко заводим правую руку за спину, разворачивая корпус для удара. Прямую левую руку выводим вперед: она служит «мушкой» для прицела. Для левши замахиваемся левой, прицеливаемся правой. Важный момент: кисть нападающей руки должна быть параллельна этой руке. Не загибаем кисть! Локоть не отводим в сторону. Держим его параллельно голове. Мяч находится перед корпусом атакующего.
  8. Контроль площадки противника периферическим зрением . Для наибольшей эффективности удара, во время прыжка и замаха атакующий игрок должен не только следить за мячом и его траекторией, но и боковым зрением наблюдать за площадкой противника. Это даст информацию о наиболее слабых зонах, куда можно нанести удар (например, зона со слабым игроком или пустое, незащищенное место), а также о позиции блокирующего игрока.
  9. Удар . Начинается с разворота корпуса вокруг своей оси, затем включается плечо бьющей руки. Бьющая рука выпрямляется и наносит максимально сильный удар по мячу. Удар должен приходиться ровно в центр мяча ладонью: таким образом повышается контроль удара. Пальцы растопырены. Делаем выдох. Провожаем мяч рукой в нужном направлении. Загибаем кисть, чтобы мяч попал в поле противника, а не в аут.
  10. Приземление . Очень важно контролировать свое тело и после удара. Приземляемся на полусогнутые ноги. Не задеваем сетку! Не заступаем на площадку противника! Если что-то из этого произошло, то, как бы хорош ни был удар, очко засчитается в пользу противника.

Крайне тяжело держать в голове одновременно столько технических аспектов, поэтому тренировка нападающего удара - очень долгий и трудный процесс, длящийся годами.

Важные нюансы атаки

  • При ударе мяч должен находиться перед вами! То есть не НАД головой, а ПЕРЕД глазами. Таким образом вы сможете контролировать направление удара и точность попадания по мячу.
  • Кисть нападающей руки не должна загибаться относительно этой руки! Это лишнее движение, которое искусственно увеличивает амплитуду замаха, делая удар неточным и кривым.
  • Локоть нападающей руки не отводим в сторону. Это также искусственно увеличивает амплитуду замаха, сбивает удар. Следует держать руку на замахе параллельно голове!
  • Обе ноги при прыжке должны быть параллельны друг другу и перпендикулярны полу. Вытягиваемся «в струнку». Распространенной ошибкой начинающих игроков с плохой пластикой является «разброс» ног в разные стороны. От этого теряется высота прыжка. Кроме того, вы рискуете нанести травму окружающим вас игрокам.
  • Кисть до удара должна быть расслаблена. Это позволит нанести хлесткий удар, словно плетью.
  • Важно загнуть кисть после удара. Многие новички забывают об этом, и мяч после такого удара улетает в аут.
  • Бить следует именно центром ладони, а не пальцами. Пальцы корректируют удар.
  • При ударе важно растопырить пальцы как можно шире: это увеличивает площадь ладони и улучшает контроль мяча!

Распространенные ошибки

Их масса:

  • Запаздывание при набеге на мяч . Из-за чего удар происходит несвоевременно или вообще не происходит. Такой удар чаще всего приходится в сетку или в аут. Это очень распространенная ошибка, главной причиной которой является неумение игрока поймать нужный момент для удара. Иногда запаздывание происходит из-за плохого паса связующего. Лечится только регулярной практикой.
  • Слишком быстрый набег . Когда игроку говорят, что он движется к мячу слишком медленно, он начинает ускоряться и прибегать под мяч на этот раз слишком рано. Ошибка также связана с неумение поймать момент удара.
  • Бьющий забегает под мяч . Тоже одна из самых популярных ошибок. При разбеге создается иллюзия повышенного контроля, если забежать прямо под мяч. Но это не так. Забегая под мяч, мы теряем простор для удара и контроль над мячом. Как правило, такие удары полностью непредсказуемы: может получиться неплохо, а может выйти сетка, аут или вообще промах по мячу. Чтобы избегать этой ошибки, тренируйтесь чеканить мяч об стену: контролируйте его так, чтобы он находился на расстоянии вытянутой прицеливающейся руки.
  • Бьющая рука согнута . Ошибка часто возникает из-за несвоевременного забега. Атакующий поздно начинает движение к мячу и успевает ударить по нему только согнутой рукой.
  • Удар приходится не по центру мяча ладонью, а пальцами, ребром или неполной частью ладони . Также тренируйтесь бить мяч об стену, тренируйтесь, стоя в паре с другим игроком.
  • Удар слишком «зажатый» и происходит не «хлыстом», а скорее «веслом» . У таких игроков не развита гибкость.
  • Не согнутая кисть в момент удара . Игрок забывает согнуть кисть под нужным углом и проконтролировать направление мяча пальцами. Такой мяч часто улетает в аут.
  • Небрежность к правильной работе рук и ног . Ошибка, связанная с плохой гибкостью игрока. Ноги разлетаются в стороны, уменьшая высоту прыжка. Руки двигаются непредсказуемо, от чего теряется контроль над мячом.
  • Выключение после удара . После нанесения атакующего удара, игрок часто расслабляется, но волейбол - одна из самых быстр спортивных игр. Нападающему могут поставить удачный блок или принять мяч и быстро перебросить обратно. Нужно постоянно оставаться в игре и быть готовым ко всему, пока не прозвучит свисток судьи.

Кроссовки для волейбола

Игра с парой или в кругу . В начале просто перебрасываете мяч между игроками верхней и нижней передачей. Затем, разогревшись, играете «на 3». Первый игрок дает верхний пас, второй принимает мяч и верхней или нижней передачей дает максимально удобный для удара пас. Первый игрок бьет по мячу, стараясь попасть ровно в руки своему партнеру: целиться нужно в район живота и колен. Второй принимает мяч нижним приемом и отдает пас первому. Первый верхней передачей пасует мяч на удар второму игроку, и на этот раз второй бьет, а первый принимает. И так далее. Это классическая разминка перед любой игрой.

Броски теннисного мячика через сетку с места и с разбега
.

Нападающий удар по подвесному мячу .

Нападающий удар с собственного подбрасывания стоя и в прыжке . Последние 3 метода также лучше всего практиковать в спорт. зале.

Эффективность атакующего удара во многом зависит от физического состояния игрока: от его выносливости, силы, высоты прыжка, роста и гибкости. Развивая эти показатели в совокупности, вы значительно повысите свои игровые навыки.

Короткое видео-обучение

В волейбольном матче один из наиболее захватывающих моментов - это атака. Она дает победные очки и заставляет болельщиков, затаив дыхание, наблюдать за процессом. Но провести результативный нападающий удар в волейболе не так просто. Игрок должен владеть техникой атаки, а команда уметь создать в нужное время момент для ее реализации.

Каким может быть атакующий удар в волейболе

Рассмотрим вкратце, как пробивать в волейболе, и какие виды нападения используют.

Опытный игрок способен придать скорость мячу до 125 км/ч. Принять такую подачу сложно, но еще сложнее выполнить. Блокирующий и доигровающий проходят обязательное обучение удару в волейболе, отрабатывая основные маневры и технику. Но одними нападениями матч не выиграть. Соперника нужно сбить с толку и измотать комбинациями различных по типу подач.

Виды и характеристики удара:

  • Скидка. Защитный маневр, используемый, когда нужно сбить с ритма соперника. Позволяет разрушить его схему защиты.
  • Замедленное нападение. Незначительной силы подача с подкрученным мячом.
  • Сильный удар. Резкая и четкая подача мяча над сеткой в воздухе. Игрок должен рассчитать и силу, и точность атаки. Мяч обязан приземлиться в пределах игровой площадки соперника. Сложная подача. Только многочасовая отработка удара в волейболе даст результаты.
  • Прямое нападение. Атаку проводят с коротко-энергичного разбега и максимального прыжка.
  • Боковое нападение. Выполняется в высоком прыжке и при выпрямленной руке.

Эффективной будет в волейболе с опытным тренером, который расскажет и на практике покажет, как правильно нужно выполнять прыжок и разбег, выбирать место для подачи, когда и в какой позиции задержаться, чтобы подача была результативной.

Техника нападающего удара

В волейболе для результативной атаки важна и досконально отработанная на занятиях техника такого удара, и положение игрока (пасс ближней или дальней рукой), и его физические данные. Нападение сочетает:

  • разбег в три шага;
  • выбор места прыжка;
  • высокий прыжок;
  • замах и удар по мячу.

Провести правильный удар в игре в волейбол крайне сложно. Но только такое нападение даст результат, а еще грамотное «чтение» соперника.