Спортивное прозвище российского теннисиста евгения кафельникова. Евгений Александрович Кафельников: теннис и личная жизнь. Личная жизнь модели

И на примерах показывает, какую роль может играть хрупкая женщина в жизни сильного мужчины, и что она получает взамен, приходя к выводу, что случившееся - это прежде всего человеческая трагедия, разрыв по живому.

Далеко не всегда уход человека из жизни заставляет размышлять, выстраивать в мыслях запоздалую ретроспективу, вспоминать какие-то события и заново переосмысливать их. А вот сейчас не идет из головы: не стало Людмилы Белоусовой. Милы… Так всегда называли ее те, кто катался рядом, так она представилась и мне, когда мы познакомились с ней в 1995-м на чемпионате Европы по фигурному катанию в Дортмунде. Тогда это даже не казалось противоестественным: Белоусовой не было и шестидесяти, выглядела она на добрых два десятка лет моложе и оставила впечатление необыкновенно скромной, очень доброжелательной и в то же самое время слегка застенчивой женщины-ребенка. Возможно, это впечатление сложилось потому, что говорил в том интервью только Олег. Олег Алексеевич Протопопов.

В отличие от супруги, он не только не испытывал дискомфорта при подчеркнуто почтительном к себе обращении, но и сам постоянно давал понять, что не считает и никогда не считал себя обычным фигуристом.

Я просто знаю себе цену, - резковато заметил он, рассказывая о том, как договаривался о гонораре с представителями одного из известных американских шоу, наотрез отказавшись от первоначально предложенных условий и тут же получив гораздо более выгодное предложение.

Меня тогда, признаться, покоробила его фраза: "Знаю, что русские согласились бы кататься и за пятьсот долларов, но мы, увы, не русские".

Не думаю, что это был эпатаж. Скорее, наоборот: совершенно привычная манера поведения. Еще когда Мила и Олег катались в России и много лет входили в сборную страны, один из известных фигуристов того времени заметил, что Протопопову всегда требовалась свита. Она всегда у него и была: кто-то носил камеру, кто-то решал бытовые вопросы, а кто-то просто восхищался кумиром, благо кумир всячески это поощрял.

Тогда мне казалось, что на характер Протопопова наложила слишком большой отпечаток вынужденная эмиграция в 1979-м, из-за чего Людмила и Олег на многие годы оказались вдвоем против всего остального мира. Но по мере того, как продолжалось наше знакомство, начинала понимать: Протопопов был таким всегда. Непримиримым, бескомпромиссным, стопроцентно уверенным в собственной правоте и собственном превосходстве, чем бы ни занимался. А Мила - она просто ему служила. Преданно, ежеминутно, всепоглощающе. Такие союзы, как принято говорить, складываются на небесах. И даже со смертью одного из супругов не могут быть разрушены.

Тот самый первый наш разговор долго сидел у меня в памяти. Протопопов безапелляционно рассказывал мне о своих планах подготовиться к Олимпийским играм в Нагано и выступить на них. За час с небольшим, что мы разговаривали, а точнее пикировались с Олегом (слишком уж абсурдно звучало все то, о чем он говорил), Мила не произнесла ни слова. Просто кивала в такт каким-то словам и фразам мужа.

Много лет спустя я осознала, что совершила тогда грандиозную ошибку: не поняла, что мне открылась дверка, позволяющая заглянуть в чужую и достаточно уединенную жизнь, понять, кто они такие - эти легендарные фигуристы. Это не предполагало ни оценок, ни обсуждений, ни попыток подогнать услышанное под те или иные стереотипы. Понадобилось, чтобы прошло время, прежде чем пришло понимание: Мила и Олег просто были другими. Не такими, как все. Хотя правильнее, наверное, здесь будет иная формулировка: такими, как все, они не были никогда.

И всегда эти двое были единым целым. Наверное, поэтому, даже сейчас, когда Милы не стало, по-прежнему невозможно говорить о ней в отрыве от того единственного человека, кто более шестидесяти лет был рядом и по сути распоряжался всей ее жизнью.

Протопопову (а значит и Белоусовой тоже) было свойственно крайне эгоистичное отношение к собственной спортивной карьере. В свое время для меня стал большим откровением тот факт, что фигуристы долго работали с одним из самых выдающихся тренеров того периода Игорем Борисовичем Москвиным. Мила и Олег никогда об этом не упоминали, а сам Москвин никогда не был склонен афишировать собственное участие в их судьбе. На этот счет очень точно заметил однажды Алексей Мишин, сказав, что работа Москвина очень неправильно оценивалась прежде всего самим Олегом, который искренне полагал, что сам себя тренирует, и позволял себе достаточно оскорбительные для Игоря Борисовича высказывания.

Сам Москвин оценил свою работу несколько иначе.

Не могу похвастаться тем, что сделал эту пару, - сказал он мне однажды. - Мила и Олег сделали себя сами. Я же на определенном этапе просто развил их катание в нужном направлении.

Возможно, как раз это было главным: Белоусова и Протопопов со своим уникальным лирическим и воздушным стилем катания идеально вписались в картинку, которая на том этапе оказалась максимально востребованной. Мир еще не был готов ни к гротеску, который были готовы предложить Алексей Мишин и Тамара Москвина, ни к запредельной сложности, над которой сутками напролет размышлял еще не ставший великим Станислав Жук с Ириной Родниной и Алексеем Улановым. Мир просто хотел любви и красоты. И то и другое сделали своей визитной карточкой Белоусова и Протопопов.

Удивительно, но стержнем пары в тренировках всегда была тихая и бессловесная Мила. Именно она гасила все вспышки Олега в бесконечных спорах на льду, а дома просто превращалась в молчаливую фею - хранительницу очага и семьи.

Мила всегда поддерживала и меня тоже, - вспоминал Москвин. - Она была идеальной фигуристкой: легкая, красивая, ее не нужно было в чем-то убеждать, заставлять пробовать какие-то вещи. Она просто выслушивала задание и молча шла выполнять. Олегу, напротив, постоянно нужно было что-то доказывать.

Уехав из России в Швейцарию в 1979-м, Белоусова и Протопопов обрубили себе дорогу назад - в единственную страну, где тысячи людей, несмотря на опалу фигуристов, по-прежнему ими восхищались. В Швейцарии 43-летняя (на момент отъезда) Людмила и 47-летний Олег могли только продолжать кататься. Ничем другим они просто не заработали бы на дальнейшую жизнь.

Пока Мила и Олег у меня катались, мы были довольно дружны, - рассказывал Москвин. - Вместе ездили отдыхать, вместе жили на сборах в гостинице в Воскресенске, там Мила в своем номере постоянно готовила для всех блинчики на электрической плитке, которую постоянно возила с собой. Мы часто выбирались в лыжные походы, то есть отношения были гораздо более близкими, нежели служебные.

Потом, когда они уже ушли из спорта, я слышал, что у них был конфликт с руководством ледового балета, где они тогда катались. Но никогда не думал, что развязка может оказаться именно такой.

В Ленинграде они жили неподалеку от нас с Тамарой, и я, честно признаться, был тронут, когда получил по почте толстенный конверт с фотографиями. Туда же было вложено письмо: "Дорогие Игорь и Тамара! Не поминайте лихом. Надеемся - до встречи".

Там были собраны все фотографии, где мы с Протопоповыми были запечатлены вместе или в одной компании. То есть они не хотели, чтобы их отъезд создал хоть какие-то сложности тем людям, кто их знал и с кем они на том или ином жизненном этапе были близки.

Много лет спустя я спросила Москвина, какие чувства у него вызывает тот факт, что бывшие ученики, которым уже за 70, продолжают выходить на лед перед публикой.

Если человек действительно это любит, почему нет? - спокойно ответил тренер. - Возьмите меня. Если бы я сейчас вдруг вздумал вспомнить молодость и снова начал ходить на яхте, кто мог бы меня осудить за это? Что касается Протопоповых, я испытываю определенное уважение к тому, что люди настолько преданы фигурному катанию. В каком-то смысле они напоминают мне математика, который доказал гипотезу Пуанкаре, но отказался от крупной премии. Не поехал ее получать лишь по той причине, что пожалел тратить время на поездку, отвлекаясь от своей работы. Олег в этом отношении - нормальный человек. Он всегда с удовольствием принимал все, что ему положено. Но любил фигурное катание как никто другой. У них с Милой было прекрасное скольжение, хотя дело даже не в этом. А в том, что это скольжение было осмысленным. Наполненным. В том числе и технически. Это большая редкость.

Сама я видела Белоусову и Протопопова на льду лишь однажды - на чемпионате Европы-1996 в Софии. На протяжении предыдущего года фигуристы пару раз выступали в благотворительных шоу, а в Софию организаторы соревнований пригласили Протопоповых не только в качестве почетных гостей, но и с тем, чтобы легендарные фигуристы приняли участие в церемонии открытия соревнований. Тренировались Олег и Мила по ночам: дневной лед был отдан участникам, а поздно вечером начинались репетиции открытия.

И именно к ночи трибуны активно заполнялись зрителями.

Первое мое впечатление от катания Белоусовой и Протопопова было сильным. Ни прыжков, ни поддержек, ни выбросов двукратные олимпийские чемпионы не делали, да, наверное, и не могли. Но со льда веяло какой-то особой магией абсолютного единства движений, жестов, чувств. Коньки скользили по льду без единого шороха. При этом меня не покидало чувство, что это катание не предназначено для зрителей: оно было слишком интимным. Видимо, то же самое чувствовали трибуны, оцепеневшие в каком-то немом восхищении.

В Софию Белоусова и Протопопов приезжали бесплатно. Их выступлению на церемонии открытия организаторы отвели полторы минуты и чуть меньше половины катка (на остальной площади льда стояли участники праздничной массовки).

После я не раз жалела, что видела это. Протопопов вышел на лед в соломенного цвета парике (под софитами искусственные волосы казались рыжими), лицо было покрыто толстым слоем грима с нарисованным на нем румянцем, подведенными глазами и губами. Его партнерша была в коротеньком красном платьишке ("Мы до сих пор влезаем в костюмы, в которых катались в 1968 году") с красным бантиком в волосах.

Контраст с ночными тренировками был разителен: там, на льду, были Мастера, для которых кататься было так же естественно, как дышать. Здесь - двое немолодых людей, отчаянно, но тщетно пытающихся скрыть свой возраст. Эти попытки - нелепые, а главное, абсолютно ненужные - напрочь заслоняли катание пары и заставляли вспомнить высказывание выдающегося русского хореографа Игоря Моисеева: "Танцевать можно и в тридцать лет и в шестьдесят. Но в шестьдесят на это не надо смотреть".

Вспоминая все это сейчас, я снова прихожу все к тому же выводу: когда имеешь дело с уникальными личностями, вряд ли стоит подходить к ним с общепринятыми мерками. Мне было отчаянно жаль Милу, когда в 1997-м, получив возможность побеседовать с легендарной фигуристкой наедине во время чемпионата мира в Лозанне (Олега в тот день пригласили комментировать выступления спортивных пар) она рассказывала о своей жизни в Гриндельвальде.

- У вас есть какие-нибудь любимые женские дела, - спросила я ее тогда. Она пожала худенькими плечами:

Разве что кухня. Я много готовлю, все съедается, как правило, в тот же день. Раньше шила, теперь в этом нет необходимости. У нас есть небольшой огородик - три грядки. Одно время выращивали огурцы, теперь зелень. Просто так, для удовольствия. Еще есть три вишенки - сестра привезла из Москвы. Но ягоды постоянно склевывают птички. 12 лет жила приблудная кошка. Когда мы уезжали на гастроли, она даже плакала. А два года назад умерла. Похоронили мы ее прямо у дома, под елочкой.

- Какую крупную покупку вы сделали себе за последние годы?

Никаких. Мне ничего не нужно.

- А какой подарок в последний раз дарили мужу?

Мы не дарим друг другу подарки. Достаточно того, что друг у друга есть мы сами. Мне никогда в жизни даже не хотелось иметь детей. Если бы они у нас были, разве мы смогли бы кататься так долго?

Точно так же мне было жаль и Олега, который там же, в Лозанне рассказывал, как в 1982-м, когда фигуристы закончили кататься в известном американском шоу Ice Capades, они вместо покупки собственного жилья по обоюдному решению решили сделать фильм. О себе.

Все деньги (по словам Протопопова, около миллиона франков) были потрачены на покупку профессиональной аппаратуры, аренду катка, съемки. Осветительные установки были заказаны в Германии. Фильм (16 часов чистого катания без единого дубля) снимал 17-летний фигурист, родители которого в 1968-м перебрались в Швейцарию из Чехословакии. Костюмы к каждому из показательных номеров Людмила шила сама. На той самой, привезенной из Питера машинке.

Я пробовал монтировать пленку сам, сделал кассету продолжительностью 1 час 20 минут, - говорил Протопопов. - Все, кто видел, соглашаются, что работа в высшей степени профессиональная, а сам фильм уникален. Мы пытались обращаться в компании, которые занимаются производством кассет или телевизионных материалов такого рода, но все хотят получить фильм даром. Если найдутся состоятельные люди, способные по-настоящему оценить то, что у нас есть, возможно, я соглашусь продать пленку. Пока таких предложений нет.

Там же в Швейцарии Протопопов начал писать книгу. Когда он сказал, что сам, случается, читает написанное часами и не может оторваться, я вдруг поняла, что эту книгу он никогда не отдаст ни одному редактору в мире: для него она (как, впрочем, и фильм) - выношенный и выстраданный ребенок. А собственных детей не отдают в переделку. А может быть все дело в том, что он и не стремился выставлять свою с Милой жизнь напоказ. Сказал однажды, что никогда не хотел бы увидеть, как эту жизнь кто-то продает с аукциона.

Вернувшись с того чемпионата, я написала:

"…Можно осуждать легендарных спортсменов за эгоизм, который до сих пор, случается, сквозит в их поступках и высказываниях. А можно просто позавидовать паре, пронесшей фантастическую преданность друг другу и любимому вида спорта через всю свою жизнь. Какая разница, что думаем о них мы? Они заслужили право иметь собственное мнение о мире фигурного катания, в котором, несомненно, навсегда останутся как самая большая его легенда…"

На самом деле Белоусова и Протопопов в своей долгой спортивной карьере, в которой, применительно к фигурному катанию, так и не появилась приставка "после" вовсе не были несчастны. Рассуждая о жизни, в которой судьбы супругов были спаяны так крепко, что не разорвать, Олег Алексеевич как-то сказал, что до сих пор, о чем бы ни шла речь, ставит перед собой (а значит и перед Милой) только максимальные цели, поскольку максимальная цель дисциплинирует, помогает сохранить психику свежей. Он собирался жить очень долго, подчинил этой идее весь бытовой уклад, тщательнейшим образом штудировал любую информацию о здоровом питании, об очищении всех жизненно важных органов. В эту же систему были органично вписаны тренировки, всевозможные мероприятия по восстановлению и даже отпуска, к каждому из которых пара готовилась предельно тщательно.

К сожалению, Протопопов так и не сумел заставить жизнь играть по своим законам: в 2009-м у него случился инсульт. Тогда легендарный фигурист сумел не просто полностью восстановиться, но стал относиться к себе с удвоенной требовательностью. Но еще через несколько лет у Людмилы диагностировали рак…

А теперь она ушла навсегда, оставив тем, кто ее знал и любил, светлые воспоминания, а Олегу - страшное испытание: продолжать жить в одиночку. Дай бог ему сил на это…

Олег Алексеевич Протопопов. Родился 16 июля 1932 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский фигурист, двукратный олимпийский чемпион (1964 и 1968) в парном катании в паре с Людмилой Белоусовой. Заслуженный мастер спорта СССР (1962; лишен в 1979).

В детские годы пережил блокаду Ленинграда.

Воспитывал его отчим, поэт Дмитрий Цензор, который спас их с матерью во время войны. Как вспоминал Протопопов, Цензор вытащил их из блокадного города, когда они уже были на грани смерти.

Именно отчим и подарил ему первые в жизни коньки. Однако серьезно фигурным катанием он начал заниматься только в 15 лет - в 1947 году у тренера Нины Васильевны Лепнинской.

В 1951 году готовился принять участие во всесоюзных соревнованиях, но был призван в армию на Балтийский флот. Демобилизовался в 1956 году, однако во время службы продолжал занятия фигурным катанием - его отпускали с корабля на тренировки.

Сначала выступал в паре с Маргаритой Богоявленской, с которой завоевал бронзовую медаль чемпионата СССР 1953 года.

В 1954 году начал выступать с Людмилой Белоусовой , с которой познакомился на семинаре в Москве. Они решили просто покататься вместе, пробовали исполнить некоторые элементы. Спортсменам показалось, что они подходят друг другу. Белоусова переезжает в Ленинград и в декабре 1954 года спортсмены начинают тренироваться вместе под руководством И. Б. Москвина, некоторое время - П. П. Орлова. Временами работали вдвоём, сами ставили свои программы. К 1957 году они были серебряными призёрами первенства СССР и мастерами спорта.

В декабре 1957 года фигуристы поженились и с тех пор не расставались.

На международной арене дебютировали в 1958 году. Технический арсенал спортсменов был небогатым, к тому же сказалась неопытность, поэтому они перенервничали и выступили на чемпионате Европы 1958 года не очень удачно - допустили ошибки, исполняя несложные элементы.

На чемпионате Европы 1959 года допустили падение, судьи выставили в среднем оценки 5,0-5,1. На своей первой Олимпиаде 1960 в США пара получила оценки с большим расхождением: от 4,6/4,5 канадского судьи до 5,2/5,2 от австрийского и швейцарского судей.

В 1960-е пара значительно выросла как в техническом, так и в художественном плане. Олег Протопопов и Людмила Белоусова придумали и первыми исполнили многие элементы, которые впоследствии вошли в обязательную программу соревнований фигуристов всего мира. Так, впервые ими был исполнен тодес вперёд на внутреннем ребре, т. н. «космическая спираль».

Первый успех пришёл в 1962 году: фигуристы наконец впервые выиграли чемпионат СССР (с восьмой попытки!) и заняли 2-е места на чемпионате Европы и чемпионате мира, где пара уступила канадской паре О. и М. Джелинек одним судейским голосом и лишь одну десятую балла.

В 1963 пара поставила произвольную программу на джазовую музыку, получая средние оценки уже на уровне 5,7-5,8. На чемпионате Европы 1964 года в обязательной программе пара получила более высокие оценки, чем М. Килиус - Х.-Ю. Боймлер (ФРГ), но по большинству мест уступили им, в произвольной программе пара из ФРГ также обошла советскую пару и выиграла. На Олимпиаде-64 неожиданно с преимуществом в один судейский голос обыграли Килиус и Боймлера, благодаря высокому уровню согласованности, синхронности и гармоничности катания, были исполнены красивые спирали, комбинация прыжков шпагат и аксель в полтора оборота, двойной сальхов, несколько поддержек, включая зубцовое лассо в два оборота. Почти все судьи выставили оценки 5,8-5,9.

выступление Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова

Шедеврами стали их программы 1965-68, в которых вдохновенно, с тонким психологизмом раскрыт образ влюблённых, достигнута практически абсолютная синхронность всех движений, удивительная красота и плавность линий. Белоусова - Протопопов повели мировое парное катание по пути художественного обогащения программ.

В 1966 году острейшую конкуренцию им составила новая пара Жук - Горелик, проигравшая им на чемпионате мира лишь одним судейским голосом.

На своей третьей Олимпиаде (1968) пара выиграла обе программы. В оцененной журналистами, как триумфальной, произвольной программе на музыку Рахманинова и Бетховена чисто были исполнены: комбинация двойной риттбергер - шаги - аксель в полтора оборота, двойной сальхов, 7 разнообразных поддержек, включая зубцовое лассо и лассо-аксель, а также огромная по длине спираль в позе либела, длившаяся 15 секунд. Лишь первый стартовый номер в сильнейшей разминке не позволил судьям выставить оценки 6,0, при этом шесть судей поставили 5,9/5,9, двое 5,8/5,9, а оценка судьи из ГДР 5,8/5,8 была освистана зрителями.

На чемпионате мира 1968 года почти все судьи выставили оценки 5,8/5,9, а судьи из ФРГ и ГДР оба дали 5,7/6,0.

Однако затем пара стала проигрывать более молодым советским парам, чрезвычайно усложнившим программу. На чемпионате мира 1969 года спортсмены допустили несколько ошибок и заняли третье место. В 1970 году на чемпионате СССР лидировали после исполнения обязательной программы, однако по сумме двух видов остались лишь четвёртыми и не попали в сборную страны (впоследствии заявили о судейском сговоре). На чемпионате СССР 1971 года пара лишь шестая, а в апреле 1972 - третья, но в отсутствии сильнейших пар, после чего спортсмены покинули любительский спорт.

Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени (1965, 1968), призом Жака Фавара Международного союза конькобежцев.

Уйдя из большого спорта, спортсмены не расстались с фигурным катанием, работали в Ленинградском балете на льду.

В 1978 году квартиру Белоусовой и Протопопова в Ленинграде обворовали, украли все медали.

Пытались вступить в КПСС, как честно признавались, из карьерных соображений. Но их не приняли. Олег Протопопов рассказывал: "Три года ждали очереди, но нас так и не приняли. Сказали, мол, партия рабоче-крестьянская, среди кандидатов есть не менее достойные люди, чем вы. Да, с нашей стороны это был конъюнктурный расчет... Мы написали заявления, взяли рекомендации у Тамары Москвиной, директора питерского Дворца спорта «Юбилейный» Сергея Толстихина, но ничего не помогло".

Бегство из СССР

24 сентября 1979 года Белоусова и Протопопов, находясь вместе с Ленинградским балетом на льду на гастролях в Швейцарии, попросили у руководства этой страны политического убежища и отказались возвращаться в СССР.

В СССР спортсменов лишили званий заслуженных мастеров спорта, их имена вычеркнули из всех советских справочников, рассказывающих об олимпийских достижениях СССР, а самих спортсменов в открытую называли предателями.

Сами Белоусова и Протопопов свой шаг объясняли тем, что в родной стране паре не давали развиваться дальше, они же не хотели бросать спорт и верили, что за границей их талант будут ценить больше.

Олег Протопопов о причинах эмиграции:

"Одно время распускали слухи, будто бы просимся обратно, но такого не было. Да, я родился в Ленинграде и никуда оттуда не собирался уезжать. Как-то даже сказал Екатерине Фурцевой, министру культуры, звавшей нас с Людой в Москву, что хочу умереть в родном городе. Но потом обстоятельства изменились. В какой-то момент почувствовали себя, словно в тюрьме. Единственным способом вырваться была эмиграция. И решение это, поверьте, далось совсем не просто. Нас вынудили принять его. Как до этого выпихнули из большого спорта.

Дело прошлое, сегодня, наверное, немногие помнят, но мы готовились к Олимпиаде-72, собирались ехать в Саппоро. Фаворитами считалась пара Роднина – Уланов, вторыми шли наши ученики Смирнова – Сурайкин, мы же могли рассчитывать на твердое третье место. Как минимум. Помню, убеждал Сергея Павлова, главного спортсмена страны: «Есть шанс занять весь олимпийский пьедестал почета! Нельзя упускать возможность». Наивный придурок! Это я о себе… Нас никуда и не думали везти: «бронзу» в парном катании уже пообещали команде ГДР, а за это немцы пообещали поддержать Сергея Четверухина в соревнованиях одиночников, где позиции СССР были послабее.

По сути нас продали, хотя по форме все выглядело вполне прилично. Перед Олимпиадой собрался тренерский совет и... Никто не поддержал наши кандидатуры. Игры выиграли Роднина и Уланов, хотя должны были побеждать Люда Смирнова с Андрюшей Сурайкиным, которым мы ставили произвольную программу. Они откатали чисто, а Уланов не выполнил обязательный элемент, не прыгнул двойное сальто, что являлось грубым нарушением. Тем не менее судьи простили ошибку. Сейчас такой фокус не прошел бы...

Тогда на правила плевали, творили, что хотели. В 70-м году на чемпионате СССР в Киеве мы лидировали после первого дня, а Роднина и Уланов шли восьмыми. Закончилось же тем, что они победили, а нас отбросили на четвертое место. Разве подобное возможно при нормальном судействе? Мы должны были на пузе ползать, чтобы так низко упасть!".

Проживали в Гриндельвальде.

В 1995 году получили швейцарское гражданство, после чего смогли выступить на открытии чемпионата Европы в Софии (1995).

В ноябре 2005 года посетили Россию по приглашению Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга.

Присутствовали на Олимпиаде 2014 в Сочи.

В сентябре 2015 года 79-летняя Людмила Белоусова и 83-летний Олег Протопопов выступили на льду в США на «Вечере с чемпионами».

Олег Протопопов и Людмила Белоусова. Москва. 2015 год

Рост Олега Протопопова: 175 сантиметров.

Личная жизнь Олега Протопопова:

Был женат на фигуристке Людмиле Белоусовой, своей партнерше по льду. Поженились в декабре 1957 года и вместе прожили всю жизнь.

Детей они не имели.

Согласно пояснениям пары, не рожали детей, чтобы не стать заложниками советской системы. Судя по всему, план побега на Запад у них вызрел давно. Белоусова говорила: "Мы же видели, как мучился Виктор Корчной. Он уехал на Запад, а Белла с сыном остались в СССР. Витю фактически шантажировали, говоря: если выиграешь у Карпова, о семье забудь. Знаем это не понаслышке, у Беллы в Швейцарии был тот же адвокат, что и у нас. Советский строй не прощал пытавшихся плыть против течения".

Спортивные достижения Олега Протопопова:

Зимние Олимпийские игры: золото (1964, 1968);

Чемпионаты мира: золото (1965, 1966, 1967, 1968), серебро (1962, 1963, 1964), бронза (1969);

Чемпионаты Европы: золото (1965, 1966, 1967, 1968), серебро (1962, 1963, 1964, 1969);

Чемпионаты СССР: золото (1962, 1963, 1964, 1966, 1967, 1968), серебро (1957, 1958, 1959, 1961, 1969), бронза (1953, 1954, 1955).


Недавно теннисист Евгений Кафельников дал откровенное интервью журналисту Юрию Дудю, вызвавшее большой общественный резонанс. Заслуженный мастер спорта России открыл некоторые детали своей биографии, а также поделился своими взглядами на деятельность ряда публичных персон. Так, мужчина рассказал о своем личном самолете, на котором он прилетел на матч Лиги чемпионов в «Лужниках», состоявшийся в 2000 году. Тогда Евгений специально прибыл в Москву из Стокгольма, чтобы поддержать «Спартак».

По словам спортсмена, самолет был не роскошью, а средством передвижения, позволявшим ему значительно сэкономить время.

«Обслуживание борта – с летным составом, парковкой и всем остальным – обходилось мне в 400 000 евро в год. У меня на тот момент была хорошая модель – Cessna Citation X (Model 750). Базовая цена была порядка 17 млн евро. И я единственный, кто на этом смог заработать: купил его за 17 млн, а продал – за 17,5 млн», – рассказал мужчина.

Теннисист не стал брать кредиты для приобретения воздушного судна. Евгений Кафельников достаточно хорошо получал, чтобы позволить себе подобную покупку, не обращаясь в банки. А за всю свою карьеру, по данным сайта ATP, он заработал 23 миллиона 800 тысяч долларов. 30% от своих доходов спортсмену пришлось заплатить в качестве налогов.

В первый раз Кафельников заработал баснословный гонорар в 1994 году. «По отчету, который предоставляет ATP, ты видишь: career prize money – $1 000 000», – вспоминает мужчина. Как только он получил крупную сумму, то поставил планку выше. Следующей целью теннисиста стало добиться суммы в размере 10 миллионов долларов.

90-е стали временем бурного развития карьеры Евгения. Он был одним из немногих, кто ходил с мобильным телефоном, а не пейджером. Ежемесячный счет за услуги сотовой связи составлял порядка 3-4 тысяч долларов, но мужчину это не беспокоило. Он также признался, что не согласен с критикой первого президента РФ. Кафельников не скрывает, что общался с политиком, а когда тот вышел на пенсию, спортсмен ездил к нему на дачу.

«Бориса Ельцина принято воспринимать как человека, который погубил страну. Только идиоты могут так говорить, винить его во всех бедах. Человек сам отдал власть – это же говорит о том, какой структуры он был. Я до мозга костей убежден: при Борисе Николаевиче была демократия...» – отметил теннисист.

// Фото: Известия / PhotoXPress.ru

Сейчас, когда Кафельников и сам завершил карьеру – в 2003 году мужчина ушел из большого спорта – он является вице-президентом Федерации тенниса России. Многие пользователи Интернета также знают, что Евгений активно ведет «Твиттер» и «Инстаграм». В своем микроблоге Евгений Кафельников поддержал решение организаторов «Ролан Гаррос», не выдавших Марии Шараповой специальное приглашение (wild cart).

«Я к ней не агрессивен. Я к ней нейтрален… Когда говорят, что мельдоний безобидный препарат, я в это не верю. Она его специально для каких-то целей использовала. Допустим, у тебя проблемы с сердцем. Тогда ты объяви об этом заранее: у меня – проблемы. Тогда отпали бы все вопросы. Но если ты не сделала это раньше, а продолжала пользоваться этим препаратом, я отказываюсь верить в то, что он безвредный», – объяснил спортсмен.

В недавнем интервью Евгений Кафельников также рассказал о своем желании завести семью и снова стать отцом. После того, как спортсмен официально поставил точку в отношениях моделью Марией Тишковой, прошло около года. «Уверен, что рано или поздно это случится – причем наверняка в ближайшее время», – цитирует теннисиста Sports.ru .

Добавим, что в середине нулевых известный спортсмен серьезно увлекался покером и даже принимал участие в международных турнирах. Впрочем, у Кафельникова не всегда получалось одерживать победу – поговаривали, что мужчина спускал крупные суммы на свое увлечение. В связи с этим его даже подозревали в лудомании. Однако после того, как Кафельников попал на крупное соревнование в Лас-Вегасе, желание играть в карты у него пропало. Вот уже много лет как Евгений не жалует азартные игры.

Восемнадцатого февраля 1974 года новорожденный сочинец Женя Кафельников, прозванный за свой пятикилограммовый вес "князем", ещё не подозревал, что его ждёт в будущем: теннисные корты, миллионы болельщиков по всему миру, победы на самых престижных соревнованиях. Конечно, всё это пришло к нему далеко не сразу и стоило многих часов усиленных тренировок.

Любовь к теннису Жене привил отец, бывший волейболист, который отдал маленького Евгения на попечение тренера В.Б.Песчанко. Проходили первые тренировки, изучались базовые приёмы, стало понятно, что у Жени есть чувство мяча. Было принято решение передать пятилетнего Евгения наставнику В.В.Шишкину. Тренер сразу полюбил Женю, полюбил как теннисиста и человека, считая того самым перспективным своим учеником. Они проработали вместе около 12 лет. Под руководством Валерия Шишкина Евгений сформировался как игрок. Уже в 1981 году Женя был включен в группу "Олимпийского резерва" при сборной СССР. Первых значительных успехов Кафельников достиг в парном разряде, дважды становясь чемпионом Европы (до 14 и до 16 лет) в паре с Андреем Медведевым. В 1989, 1990 годах становится обладателем Кубка Мира в составе сборной СССР - с Медведевым, Томашевичем и Огородовым. Весной 1991 года побывал на стажировке в академии Ника Боллитьери, где впервые сыграл несколько сетов с Питом Сампрасом. После поездки в США (осенью 1991 года) Шишкин и Кафельников расстались.

Новым тренером Жени стал Анатолий Лепешин. Наставник изначально не верил в Евгения, считая молодого спортсмена ничем не отличающимся от других, хотя уже тогда Женю увидел и хорошо оценил Шамиль Тарпищев. Он писал: "В элиту ворвался Евгений Кафельников, талантливый теннисист - в возрасте 12-14 лет его оценивали выше Андрея Медведева".

Забыв о первоначальных разногласиях, Лепешин и Кафельников сработались. Тренер оказался сильным психологом, волевым человеком. Он очень помог Жене, дисциплинировал его, заставил серьёзно относиться к делу. И кто знает, добился бы Женя таких успехов, если бы в тот момент его тренировал другой человек. А успехи действительно были потрясающими: победы в профессиональном туре, выигрыш турнира "Большого Шлема" - "Roland Garros", одновременно и в одиночном, и в парном разряде. До Жени никому из россиян не покорялись такие вершины!

Тем не менее, в 1998 году пути Лепешина и Кафельникова разошлись. С 1999 года лучшего российского теннисиста стал тренировать Ларри Стефанки, очень известный тренер, который дал толчок потенциально не исчерпавшему себя таланту. И Женя выиграл ещё один турнир "Большого Шлема", "Australian open"! А затем вновь и вновь Евгений выигрывал в различных турнирах. Под руководством Стефанки Кафельников стал первой ракеткой мира и Олимпийским чемпионом. Казалось бы, идеальный дуэт. Видимо, что-то было всё-таки не так: Ларри и Женя расстались. Не сложилось у Жени и с женой Машей - остался один с дочерью Олесей. Какой-то злой рок - расставаться с близкими людьми!

Несмотря на все невзгоды, Евгений Кафельников - незаурядный человек и великий спортсмен. Женя любит не только теннис - с детства ему нравится рыбалка, в зрелом возрасте стал управлять самолётом, а в последнее время увлёкся гольфом. За профессиональную карьеру он выиграл 26 турниров в одиночном разряде и 27 в парном, стал чемпионом Открытых чемпионатов Франции и Австралии, в 2000 году ему покорилось и золото на Олимпиаде в Сиднее. А в 2002 году осуществилась ещё одна мечта Жени - "Кубок Дэвиса". Вместе с Маратом Сафиным, Михаилом Южным и Андреем Столяровым, Евгений выиграл самый престижный командный теннисный трофей. После победы российской сборной в Кубке Дэвиса, Евгений планировал уйти из большого тенниса. Однако он остался и почти весь 2003 год провёл в туре. Дошёл до финала в Милане, на Мастерсе в Риме был в полуфинале, выиграл 2 турнира в паре - Индиан Уэлльс и Вашингтон. В октябре 2003 г. Евгений Кафельников сыграл свой последний официальный матч.

Почти два года Женя отдыхал от тенниса - рыбачил, играл в гольф и покер, воспитывал дочь Олесю, которая после развода с Марией Тишковой, осталась с ним, принимал участие в различных светских мероприятиях. Но настал момент, когда любовь к теннису заставила его поддаться уговорам А. Дмитриевой, которую не покидала надежда затащить Евгения в комментаторскую кабину. В 2005г. счастливые обладатели зеленой тарелки НТВ+ услышали голос Кафельникова. Он стал штатным комментатором компании.

Прямым текстом:

В 2000 году на матч «Спартака» вы, бросив все, прилетели на собственном самолете.
- Был я в Стокгольме, а «Спартак» в Москве принимал «Арсенал». Позвонил Тарпищев: «Собираюсь на футбол. Не хочешь составить компанию?» «Если смогу», - отвечаю. Специально попросил организаторов, чтоб поставили меня играть в среду с утра. После матча - сразу в аэропорт. Футбол был потрясающий - наши 4:1 выиграли! На страшном морозе в переполненных «Лужниках»!



Сколько бы камней в огород Валерия Карпина не бросали, видно, что он работает продуктивно. Другое дело, что, может быть, кто-то из игроков недоволен его тактическими, техническими действиями. Но это уже их проблемы. Карпин справляется со своими функциями, не думаю, что он должен покидать тренерский пост. Его звездный час еще не настал.



"Для меня как болельщика это приятнее будет наблюдать, чем всех этих иностранцев, легионеров, которые отбывают номер", - добавил Кафельников. Собеседник агентства уверен, что место Дзюбы с радостью займет один из воспитанников клуба. "Свято место пусто не бывает. Я уверен, что есть молодые талантливые ребята в спартаковской школе, которые играют в дубле, они с удовольствием займут это место и будут с большим рвением пытаться утвердиться в основном составе", - сказал Кафельников.


Восемнадцатого февраля 1974 года новорожденный сочинец Женя Кафельников, прозванный за свой пятикилограммовый вес "князем", ещё не подозревал, что его ждёт в будущем: теннисные корты, миллионы болельщиков по всему миру, победы на самых престижных соревнованиях. Конечно, всё это пришло к нему далеко не сразу и стоило многих часов усиленных тренировок.

Любовь к теннису Жене привил отец, бывший волейболист, который отдал маленького Евгения на попечение тренера В.Б.Песчанко. Проходили первые тренировки, изучались базовые приёмы, стало понятно, что у Жени есть чувство мяча. Было принято решение передать пятилетнего Евгения наставнику В.В.Шишкину. Тренер сразу полюбил Женю, полюбил как теннисиста и человека, считая того самым перспективным своим учеником. Они проработали вместе около 12 лет. Под руководством Валерия Шишкина Евгений сформировался как игрок. Уже в 1981 году Женя был включен в группу "Олимпийского резерва" при сборной СССР. Первых значительных успехов Кафельников достиг в парном разряде, дважды становясь чемпионом Европы (до 14 и до 16 лет) в паре с Андреем Медведевым. В 1989, 1990 годах становится обладателем Кубка Мира в составе сборной СССР - с Медведевым, Рыбалко и Огородовым. Весной 1991 года побывал на стажировке в академии Ника Боллитьери, где впервые сыграл несколько сетов с Питом Сампрасом. После поездки в США (осенью 1991 года) Шишкин и Кафельников расстались.

Новым тренером Жени стал Анатолий Лепешин. Наставник изначально не верил в Евгения, считая молодого спортсмена ничем не отличающимся от других, хотя уже тогда Женю увидел и хорошо оценил Шамиль Тарпищев. Он писал: "В элиту ворвался Евгений Кафельников, талантливый теннисист - в возрасте 12-14 лет его оценивали выше Андрея Медведева".

Забыв о первоначальных разногласиях, Лепешин и Кафельников сработались. Тренер оказался сильным психологом, волевым человеком. Он очень помог Жене, дисциплинировал его, заставил серьёзно относиться к делу. И кто знает, добился бы Женя таких успехов, если бы в тот момент его тренировал другой человек. А успехи действительно были потрясающими: победы в профессиональном туре, выигрыш турнира "Большого Шлема" - "Roland Garros", одновременно и в одиночном, и в парном разряде. До Жени никому из россиян не покорялись такие вершины!

Тем не менее, в 1998 году пути Лепешина и Кафельникова разошлись. С 1999 года лучшего российского теннисиста стал тренировать Ларри Стефанки, очень известный тренер, который дал толчок потенциально не исчерпавшему себя таланту. И Женя выиграл ещё один чемпионат "Большого Шлема", "Australian open"! А затем вновь и вновь Евгений выигрывал в различных турнирах. Под руководством Стефанки Кафельников стал первой ракеткой мира и Олимпийским чемпионом. Казалось бы, идеальный дуэт. Видимо, что-то было всё-таки не так: Ларри и Женя расстались. Не сложилось у Жени и с женой Машей - остался один с дочерью Алесей. Какой-то злой рок - расставаться с близкими людьми!

Несмотря на все невзгоды, Евгений Кафельников - незаурядный человек и великий спортсмен. Женя любит не только теннис - с детства ему нравится рыбалка, в зрелом возрасте стал управлять самолётом, а в последнее время увлёкся гольфом. За профессиональную карьеру он выиграл 24 турнира в одиночном разряде и 25 в парном, стал чемпионом Открытых чемпионатов Франции и Австралии, а в 2000 году ему покорилось и золото на Олимпиаде в Сиднее. Однако есть у Жени одна нереализованная мечта - "Кубок Дэвиса". Остаётся пожелать Евгению, чтобы она сбылась: мы хотим посмотреть на Женю с поднятой высоко над головой "Серебряной салатницей"!

Общая информация

Лучшие дня

Работа на камеру – это удовольствие
Посетило:235
Инга Лепс