Театрализованные игры в обучении детей пдд. «Самый главный урок». Театрализованная игра по ПДД. Видео: интерактивные игры по ПДД

Сценарий мероприятия по ПДД для подготовительной группы

Театрализованная постановка «Мы пешеходы»

Автор : Круглякова Елена Николаевна, воспитатель ГБОУ СОШ 285, города Москвы
Описание материала: данное развлечение для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения. Поможет воспитателям организовать досуг детей во второй половине дня. Развлечение происходит в зале детского сада, дети старшего дошкольного возраста показывают детям младшего возраста.

Ход постановки:

Дети играют во дворе (стоят коляски дети играют в мяч), двор огорожен забором. Мальчики играют в мяч, кричат: «давай сюда», «пас мне», «сейчас я забью гол», «бросай мяч мне», «я тоже хочу».
Вдруг мяч вылетает на проезжую часть. Все ребята подходят к проезжей части и смотрят на мяч.
1 ребенок
Что же делать, как же быть,
Как нам мячик раздобыть.
2 ребенок
Давай быстро побежим
Схватим его и убежим.
3 ребенок
Нет нельзя ведь там опасно,
Можно с жизнью распрощаться.
4 ребенок
Там машины быстро едут,
Незаметно и наедут.
5 ребенок
Ладно вам пугать меня
Ведь быстрее в мире я.
Побегу я очень быстро,
И достану мячик я.
Дети пытаются остановить ребенка, но он выбегает на проезжую часть.

Раздается свист машин, удары столкновения. Ребенок подает и не подвижно лежит. Дети подходят к проезжей части, водители выходят из автомобилей.
1 ребенок
Что же делать, как же быть
Нужно в скорую звонить.
2 ребенок
У кого есть телефон
У кого есть телефон.
3 ребенок
Алло, Алло, скорая помощь
Бегите скорее сюда
У нас произошла авария
Наш детский сад 1222.
Раздается вой сирены. Доктора бегут с носилками. Начинают реанимацию.
Дети по очереди вздыхают. Ребенка кладут на носилки, раздается вой сирены. Скорая уезжает.
Приходит инспектор ГИБДД.
Инспектор ГИБДД
Что здесь произошло ребята.
1 ребенок
Здесь произошла беда
Ой беда, беда, беда.
2 ребенок
Здесь ребенка задавили.
3 ребенок
Все машины повредили
4 ребенок
Петька наш бежал так быстро
Он хотел свой мяч забрать
Вдруг от куда то машины
Появились загудели
Завизжали тормоза.
5 ребенок
Смотрим мы, а Петька наш
Лежит не смотрит он на нас
Не шевелит руками,
Не шевелит ногами.
6 ребенок
Мы позвонили в скорую,
Примчалась быстра та
Всех погрузила на носилки
И в больницу увязла.
Инспектор ГИБДД
Да, все ясно - авария, вы молодцы что вызвали скорую помощь она отвезла всех пострадавших в больницу, но и машинам тоже нужна срочная техпомощь (отвозит машины к знаку «Техобслуживание»). Так на дороге разобрались теперь поехали в больницу к пострадавшим (едут в больницу), забирают пострадавших.
Инспектор ГИБДД
Теперь вы знаете правила дорожного движения, и надеюсь вы будете их соблюдать.
До свидания ребята.

7. Развивающие игры

8. Обучающие игры

9. Сюжетно-ролевые игры

ИГРЫ НА ПОДИУМЕ

Макет улицы - готовая модель или изготовленная из нетрадиционного материала. Усложняется по содержанию в соответствии с возрастом детей.

1. Младшая группа
Цель: учить детей различать проезжую часть улицы и тротуар; формировать представление о назначении зелёного и красного сигналов светофора.

2. Средняя группа
Цель: закрепить у детей представление о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зелёный сигнал светофора

3. Старшая группа
Цель: формировать у детей представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицы переходят в специальных местах, сообразуясь с сигналами светофора, пассажиры ожидают общественный транспорт на остановках; познакомить с назначением "островка безопасности".

4. Подготовительная к школе группа
Цель: научит детей соблюдать следующие правила дорожного движения и поведения на улице: ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, переходить улицу в указанных местах на зелёный свет светофора, при красном и жёлтом свете стоять, не играть на проезжей части улицы, дороги.

"Наша улица" (старшая группа)
Цель:

1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
2. Закрепить представления детей о назначении светофора.
3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрёстком; автомобили (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (игрушка); дорожные знаки, деревья (макеты).

"Улица города" (старшая группа)
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. "Летит, плывёт, едет"
- Игра, которая в увлекательной форме знакомит детей с видами транспорта: наземным, воздушным, водным.

2. "Дорожные знаки"
- Игра познакомит детей с дорожными знаками, средствами регулирования дорожного движения и опознавательными знаками транспортных средств. Особое внимание уделено знакам, непосредственно относящимся к детям - участникам дорожного движения.

3. "Дорожная азбука"
- Хочешь узнать о знаках дорожного движения? Открой этот сборник игр и представь, что ты сидишь за рулём автомобиля. Проехав по дорогам всех игр, ты познакомишься с предупреждающими, а также предписывающими знаками.

4. "За рулём"
- Игра познакомит детей с настоящим и прошлым отечественного транспорта и научит его квалифицировать:
транспорт города
грузовые
мототранспорт
легковые
спецмашины.

5. "Красный, жёлтый, зелёный"
- Игра способствует изучению правил дорожного движения.

6. "Доски Сегена":
"Правила дорожного движения"
"Транспорт"
"Город"
Цель: подбирать вкладыш в соответствии с изображением, закрепляя основные понятия

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1. "Цветные автомобили" (младшая группа )
По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках - это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили.

2. "Машины" (младшая группа )
Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи - рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу.

3. "Воробушки и автомобиль" (младшая группа )
Цель: Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

4. "Трамвай" (младший возраст )
Цель: Учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

5. "Светофор" (старшая и подготовительная группы )
Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых жёлтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная или зелёная).
Руководитель напоминает ребятам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись "переход", сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.

Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…..(опасно).
Свет зелёный говорит:
"Проходите, путь……(открыт)".
Жёлтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для….(движенья).
Затем руководитель объясняет правила игры:
- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый - хлопают в ладоши, а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.

6. "Мы юные автомобилисты" (дети дошкольных групп)
Инспектор ГИБДД (воспитатель), проверив знания детей правил дорожного движения, вручает каждому из них водительское удостоверение.
Получив права автомобилиста, дети старших и подготовительных групп двигаются по игровой площадке, соблюдая правила дорожного движения:
1. Придерживаться правостороннего движения
2. Правильно реагировать на сигналы светофора
3. Пропускать пешеходов (детей младшей группы с педагогом)

7. "Стоп" (старшая группа )
Участники игры двигаются в соответствии со словами и цветовыми сигналами ведущего: "Дружно шагай" - зелёный кружок,
"Смотри, не зевай" - жёлтый кружок,
"Стоп!" - красный кружок.

Литература:
1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1983.
2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. - М.: Просвещение, 1985.
3. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ

1. "Паровозики" и "машины"
Вместе с детьми сделайте из подручного материала (стульчиков, крупных модулей) две пересекающиеся дорожки. По одной их них, изображающей железнодорожные пути, будут двигаться "паровозики", по другой - "машины". Пересечение дорог образует железнодорожный переезд. Предложите детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале первая подгруппа - "паровозики" - освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, организуйте их движение друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмоционального фона подберите соответствующее музыкальное сопровождение.
Затем предложите группе детей, изображающей машины, освоить свой путь. Они будут двигаться в обе стороны по другой дорожке. Следите за тем, чтобы "машины" придерживались правой стороны и не сталкивались друг с другом.
После того как дети каждой подгруппы проедут по своему маршруту, усложните игру и предложите "паровозикам" и "машинам" двигаться по пересекающимся дорожкам. Внимательно наблюдайте за поведением детей, отмечая ситуации, в которых произошли столкновения, и ситуации, в которых дети уступали друг другу путь.
Остановив игру, проанализируйте вместе с детьми, почему "паровозики" и "машины" иногда сталкивались, мешали друг другу. Обсудите с детьми, как следует организовывать движение, чтобы всем было удобно и безопасно. Выслушав ответы, постарайтесь подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Расскажите о роли шлагбаума на железнодорожном переезде. Можно упомянуть также о семафоре.
После этого продолжите игру, выбрав одного или двоих детей, которые будут изображать шлагбаум: поднимать и опускать руки, открывая и закрывая таким образом путь "машинам". Обратите их внимание на то, что закрытие шлагбаума означает остановку движения поездов-"паровозиков". В этом случае столкновение невозможно. Если это всё-таки произойдёт, проанализируйте вместе с детьми, кто из участников игры нарушил правила.
Аналогичный тренинг может предшествовать объяснениям правил регулирования дорожного движения на улицах города, где вместо шлагбаума работает светофор. В этой роли может выступать одни из участников игры, который в нужный момент поднимает красный (зелёный, жёлтый) флажок или другой предмет соответствующего цвета (кубик, картонный кружок).

2. "Игры во дворе"
Предложит детям построить из кубиков дом с аркой. Арка должна быть таких размеров, чтобы под ней могли проехать игрушечные машинки. Попросите детей разместить их перед аркой. Куклы будут изображать мальчиков-футболистов или девочек, играющих в "классики". В качестве футбольного мяча можно использовать шарик для пинг-понга, а "классики" изобразить с помощью полосок бумаги или верёвочек. В игре одновременно может участвовать несколько детей, которые меняются ролями.
В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки - игру в "классики". При этом один ребёнок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.
Сюжет игры можно менять: например, играющих детей предупредит об опасности зайчик, высунувшийся из окна дома.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

1. Кукольный спектакль "Уважайте светофор"
Действующие лица: Светофорчик, Ёж, Петух, Заяц, Лиса, Пертушка, Пёс, Кот

2. Инсценировка "На лесном перекрёстке"
Действующие лица: Сорока, Медвежонок, Зайчонок, Лягушонок, Кот, Козлёнок, доктор Айболит.

3. Кукольный театр "Игры во дворе"
Действующие лица: куклы - мальчики, девочки, машины.

4. Игра "Путешествие за город"
Действующие лица: дорожные знаки.

5. Настольный театр "Друзья Светофорика"
Действующие лица: Светофорик, зверята.

6. Кукольный спектакль "На лесном перекрёстке"
Действующие лица: Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса

7. Стенд - книжка "Приключения Помехи-Неумехи"
Действующие лица: сюжетные рисунки с изображением дорожных знаков.

8. Игра-драматизация "Незнайка нам дороге"
Действующие лица: Незнайка, Знайка, Шпунтик, Винтик, постовой.

9. Театр игрушек "Происшествие в Светофории"
Действующие лица: Светофор, Кот в сапогах, Богатырь, Иванушка, Алёнушка.

Литература:
1. Захарова С.Н. "Праздники в детском салу" - Москва - Владос - 2000.
2. Карпушина М.Ю. "Логоритмические занятия в детском саду"
3. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. "Праздник в детском саду" - Ростов-на-Дону - Феникс - 2001.
4. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. "Приходите к нам на праздник" - Ярославль - Академия развития - 1999.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

1. "Светофор" (младшая и средняя группы )

Цель:
1. Закрепить представление детей о назначении светофора, о его сигналах.
2. Закрепить представление детей о цвете (красный, жёлтый, зелёный).

Материал: цветные картонные кружочки (жёлтые, зелёные, красные); макет светофора.

2. "Поставь дорожный знак" (старшая группа )

Цель:
1.Учить детей различать следующие дорожные знаки: "Железнодорожный переезд", "дети", "Пешеходный переход", "Дикие животные" (предупреждающие); "Въезд запрещён", "Проход закрыт", "Движение на велосипедах запрещено" (запрещающие); "Прямо", "Направо", "Налево", "Круговое движение", "Пешеходная дорожка" (предписывающие); "Место стоянки", "Пешеходный переход", "Пункт медицинской помощи", "Телефон", "Пункт питания", "Автозаправочная станция", "Пункт технического обслуживания" (информационно-указательные); "Пункт первой медицинской помощи", "Автозаправочная станция", "Телефон", "Пункт питания", "Место отдыха", "Пост ГАИ" (знаки сервиса).
2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного перехода, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрёстков.

3. "Теремок" (старшая группа )

Цель:
1. Учить детей различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов.
2. Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: "Железнодорожный переезд", "Дети", "Опасный поворот"; запрещающих знаках: "Въезд запрещён (велосипедисту, водителю)", "Движение на велосипедах запрещено", "Проход закрыт"; предписывающих знаках: "Обязательное направление движения", "Прямо", "Направо", "Налево", "Круговое движение", "Велосипедная дорожка"; информационно-указательных знаках: "Место стоянки", "Пешеходный переход"; знаках сервиса: "Пункт первой медицинской помощи", "Телефон", "Пункт питания", "Автозаправочная станция", "Техническое обслуживание автомобилей".
3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображением дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в ней окошком; палочка.

4. "Угадай, какой знак" (старшая группа )

Цель:
1. Учить детей различать дорожные знаки.
2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

5. "Виды перекрёстков" (старшая группа )

Цель:
1. Познакомить детей с видами перекрёстков.
2. Учить правилам перехода улицы.
3. Развивать внимание и наблюдательность.

Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрёстков.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1. Мнемотаблицы
"Дорожные знаки - лучшие друзья водителей и пешеходов"

1 - форма знака в виде геометрической фигуры (треугольник, круг, квадрат)
2 - цвет (красный, голубой)
3 - вид знака (П - предупреждающий, З - запрещающий, У - указательный)
4 - рисунок (дети, велосипед, человечек, "зебра" и т.д.)
5 - фигурка человечка (его действия)
6 - транспорт

2. Кольцо Луллия
На внешнем круге - символы дорожных знаков, на внутреннем - изображение ребёнка, автомобиля.

3. Морфологическая дорожка (Действия ребёнка в соответствии с ПДД)

1- цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)
2 - сигнал - словесный ("Стой!", "Внимание!", "Иди!")
3 - символы - сигналы (кружок - восклицательный знак - прямая линия)

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ

Игра «Пешеходы и водители»
Ход игры:
Часть ребят изображает пешеходов, а часть - водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофера и получить автомобиль. Ребята - водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек за покупками. Затем с куклами, колясками идут к перекрестку. Комиссия задает вопросы водителям:
- На какой свет могут двигаться машины?
- На каком свет двигаться нельзя?
- Что такое проезжая часть?
- Что такое тротуар?
- Назовите знаки («пешеходный переход», «дети» и т.д.)
Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зеленый кружочек) и талоны; члены комиссии поздравляет их. Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрестку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрестку. У перекрестка:
- Внимание! Сейчас начнется движение по улицам. Следите за светофором, (подключается светофор, едут автомобили, идут пешеходы. Смена сигналов.)
игра продолжается до тех пор, пока все дети не усвоят правила движения.

Игра-соревнование
Дети, которые были водителями в предыдущей игре, становятся пешеходами, а пешеходы -водителями. Водители делятся на две команды по 5 человек в каждой и выстраиваются в колонну у линии «Старт» с обеих сторон перекрестка на расстоянии 15 м от него. Каждой команде вручается жезл.
Ход игры:
Участники игры должны проехать перекресток при зеленом сигнале светофора и соответствующем жесте регулировщика, ответить на вопросы ЮИД возвратиться на место, не получив ни одного прокола талона.
По сигналу команды начинают соревнование. Первые участники команд движутся навстречу друг другу. В 10 м от перекрестка их встречает юный инспектор движения и предлагает взять дорожный знак, обозначающий «Пешеходный переход».
В руках у инспектора набор дорожных знаков. Водитель берет нужный знак и продолжает движение через перекресток в соответствии с сигналом светофора. За перекрестком он совершает разворот и возвращается к своей команде, передавая жезл следующему участнику игры, а сам становится в конец команды.
Второй участник игры должен выбрать у инспектора указатель «Переход» и проехать перекресток в соответствии с жезлом регулировщика. Третий водитель выбирает знак «Дети» и движется через перекресток на сигналы светофора.
Затем задания повторяются или по желанию могут быть заменены на загадки (задает юный инспектор движения на остановках).
Во время игры юный инспектор движения, регулировщик, пост ГИБДД следят за действиями водителей и пешеходов. За каждое нарушение водитель получает прокол талона. По окончании игры команды представляют набор знаков и талоны, где отмечены нарушения в виде проколов. Комиссия подсчитывает нарушения и определяет победителей. При этом учитывается и то, какая команда раньше закончила соревнования. Игра заканчивается разбором ошибок и награждением победителей. Всем участникам вручаются памятки или значок.

Игра «Стоп - Идите»

Подготовка к игре: Дети игроки располагаются по одну сторону помещения, а водящий с пешеходным светофором в руках - по другую.
Правила игры: Игроки по сигналу светофора «Идите» начинают двигаться в сторону водящего. По сигналу «Стоп» замирают. По сигналу «Идите» продолжаю движение. Тот, кто первым достигнет водящего, побеждает и занимает его место. Двигаться игроки могут бегом или в небольших помещениях «лилипутиками», переставляя ногу на длину ступни пятка к носку.

Игра «Наш друг постовой»

Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали.
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему.
(Я.Пишумов )

Подготовка к игре: Объяснить, зачем и когда нужен регулировщик. Рассмотреть на рисунках обозначения жестов регулировщика (какой жест, какому сигналу светофора соответствует).
Правила игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем, когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по очереди.

Игра «Найди безопасный путь»
Подготовка к игре: В зависимости от возраста детей воспитатель рассказывает или спрашивает детей:
- Везде ли можно переходить улицу?
- Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу?
- Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы?
- Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны?
- Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода?
- Для чего на дороге нарисовали «зебру»?

Игра «Где мое место?»
Подготовка к игре: Конструирование дороги, расстановка на дороге предупреждений (школа, столовая, ремонт дороги и т.п.), соответствующих изученным знакам дорожного движения.
Правила игры: Задача игроков заменить словесные предупреждения на нужные знаки. Игра может проводиться в двух вариантах.
1. Один игрок расставляет знаки, остальные оценивают правильность.
2. Два игрока соревнуются, кто быстрее и правильнее расставит знаки.

Игра «Путаница»
Подготовка к игре : Воспитатель заранее конструирует дорогу и расставляет знаки неправильно (около «Зебры» знак «Скользкая дорога» и т.д.) Затем рассказывает детям историю про то, как злые духи решили навести в городе беспорядок я просит помочь исправить положение.
Правила игры: Дети, превратившись в добрых волшебников, расставляют знаки правильно. Объясняют, что делают.

Игра «Дорожный экзамен»
Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка знаков.
П равила игры : Ребенок-водитель-ученик, сдающий экзамен на право вождения автомобиля. Он «едет» по дороге и, завидев тот или иной знак, объясняет, что он должен сделать. Например: впереди скользкая дорога. Снижаю скорость, еду осторожно, не обгоняя другие машины.

Игра «Выполни поручение»
Подготовка к игре : Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.
Правила игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить, например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает сразу два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь». Ребенок должен выполнить задания в заданной последовательности. Постепенно количество одновременно данных поручений возрастает.

Игра «Повороты»
Подготовка к игре :
Дети строятся в шеренгу лицом к воспитателю. Если игра проводится подгруппой из 6 человек, то детям раздаются рули. У воспитателя знаки: «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево».
Правила игры : Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети делают один шаг вперед, если знак «Движение направо» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают направо, если знак «Движение налево» - дети, имитируя поворот руля, поворачивают налево.

Игра «Как проехать?»
Подготовка к игре : Конструирование дороги с использованием знаков «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево». Отмечаются пункты отправления и назначения.
Правила игры : Дети (от одного до трех) должны правильно проехать к пункту назначения. Побеждает тот, кто сделал это быстрее, не нарушая правил дорожного движения.

Игра «Угадай знак»
Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.
Правила игры : Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ПО ПДД
(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы»

Информационная часть. Рассказать детям:

  • об обязанностях пешеходов;
  • о том, где разрешается ходить;
  • о правилах перехода в установленных местах;
  • о том, что запрещается пешеходам;
  • о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Атрибуты:

  • Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек;
  • Накидки, обозначающие различные виды транспорта;
  • Иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации

  • Дети отправились на экскурсию по городу
    Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.
  • Что случится, если не будет дорожных знаков
    Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»

Информационная часть. Рассказать детям:

Атрибуты:

  • Шапочка кондуктора,
  • Таблички остановок

Создание проблемной ситуации

  • Детей пригласили в музей.
    Задача детей: подобрать безопасный способ передвижения.

Сюжетно-ролевая игра «Службы спасения»

Информационная часть

  • Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах:
  • движение и переход дороги в неустановленных местах;
  • погодные условия;
  • неожиданный выход пешеходов на проезжую часть;
  • переход на запрещающий знак светофора;
  • игры в неустановленных местах.
  • Познакомить со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

Атрибуты:

  • Набор дорожных знаков,
  • пешеходных дорожек;
  • Накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта;
  • Иллюстрации специального транспорта

Создание проблемной ситуации

  • На вызов едет пожарная машина
    Задача детей: организовать движение других транспортных

Конспект театрализованно – игрового развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные всем знать положено»

Цель: формирование представлений о правилах дорожного движения.
Задачи:
Уточнить знания детей о светофоре, его назначении.
Развивать умение воспитанников применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках и повседневной жизни.
Способствовать развитию осторожности, осмотрительности, внимательности на дорогах.
Расширять и активизировать словарный запас по данной теме.
Воспитывать культуру поведения на улицах, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, магнитофон, аудиозаписи с музыкой, костюмы для персонажей сценки: халат, шапочка, инструменты для доктора Айболита, костюмы для ёжика, лисы, волка; набор дорожных знаков; оборудование для подвижных игр: контейнер с кубиками трёх цветов, штендеры - цветные ладошки (красная, жёлтая, зелёная); сундучок со светоотражающими наклейками.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал под детскую песню «Про правила дорожного движения» и садятся на стульчики.
Воспитатель: Внимание! Внимание! Сегодня очень важный день! Мы будем играть и правила дорожные запоминать!
На дороге целый день
Сильное движение,
Не остановить поток даже на мгновение.
Чтобы не случилось
Опасных столкновений
Существуют Правила Дорожного Движения!

Девочка: А я слышала, что даже лесные звери изучают правила дорожного движения, потому что однажды им понадобилась помощь доброго доктора Айболита. Вот какая беда с ними приключилась.
(На сцену выходят персонажи: доктор Айболит (взрослый), лиса, волк, ёжик (дети в костюмах)).
В это время слышится волшебная музыка и на сцену, кружась, вылетает Емеля: «Ой, ой, и куда это я попал? Ну-ка, ну-ка, посижу и посмотрю!» (присаживается на пенёк)

Воспитатель: добрый доктор Айболит, он под деревом сидит, а в очереди лечиться к нему лисичка, ёжик и волк.
И приходит к нему полечиться лисичка.
Лисичка: Прокатилась на скейтборде,
Прицепившись к задней шине,
Удержаться не сумела –
Под колёса полетела.
Доктор, милый, помоги!
Хвост и ножки полечи!
Айболит: Сделаю сейчас уколы,
Хвост пришью тебе я новый,
Ты катайся по дорожке –
Будут целы твои ножки!
Лисичка: Спасибо, доктор Айболит!

Подходит, хромая ёжик.
Ёжик: очень, очень торопился
И клубочком покатился
Прямиком на красный свет!
Отдавили мне вот лапу. (Показывает доктору лапку)
Айболит. Твоей беде я помогу-
Лапку вновь тебе пришью.
Будет больно, потерпи.
Где машины – не ходи!
Ёжик: Спасибо, доктор!

Подходит волк с перевязанной головой.
Волк: Здравствуй, доктор Айболит!
Голова моя болит…
Я катался без заботы,
Не смотрел на красный свет –
Налетел на бегемота,
Поломал велосипед.
Айболит: Тебе, волчок, я помогу:
Голову я полечу.
Должен думать, где кататься.
Да и правила движения
Ты не должен забывать!
Волк: Спасибо, доктор Айболит!

Айболит: Правила знаешь – ходи себе смело,
Будут и лапки, и хвостики целы.
А вам, ребята, хочу я сказать:
Дорожные правила нужно всем знать!

На середину зала выходит Емеля: «Подумаешь, правила… Вот я, например, никаких правил, никогда не соблюдаю, еду себе на печи куда хочу. И ничего…. Всё у меня на месте»
Девочка: И где твоя печка?

Емеля: Ну, в ремонт сдал, пострадала она немножко. Подкрасят её, починят мотор и будет ещё быстрее ездить.
Девочка : А что случилось?
Емеля: Да дорогу ремонтировали, а я не увидел и в яму вместе с печкой свалился. Люди в оранжевых одеждах сказали: «Смотрите внимательно на знаки!» А что это такое и зачем они мне?
Девочка: Емеля, а ты знаешь что такое СВЕТОФОР?
Емеля: Цветофор, цветофор... Это, наверное, дерево такое? А-а-а, нет. Я вспомнил. Это такой столбик с разноцветными фонариками, они ещё моргают по очереди. Красиво!
Воспитатель: Да, красиво, только правильно будет - СВЕТОФОР и его не для красоты ставят.
Емеля: (обращается к детям). А для чего же тогда? И куда это я попал? Щука что-то перепутала, я желание загадал: «Попасть на развлечение, пока печку ремонтируют».
Воспитатель: это детский сад, здесь дети играют и полезные знания получают. Вот послушай, ребята расскажут стихотворение:

1 ребёнок: Самый главный с давних пор
На дороге светофор.
Всем дорогу он укажет,
Где и как пройти покажет.
Гордо он стоит, мигает.
Смотрит, кто и как шагает.
Всем поможет верный друг –
Все, кто рядом и вокруг.
2 ребёнок: Вот, моргнул он жёлтым глазом,
Пешеходы встали разом.
Все стоят, молчат и ждут.
На какой же свет пойдут?
Но моргнул тут красный свет –
Значит всё – дороги нет.
Стой ты смело тут без спору, улыбайся светофору
Вместе: Всем приходится стоять
И зелёный свет тут ждать.
Что ж ещё мы подождём,
А на зелёный свет пойдём!

Девочка: А давайте сейчас поиграем в игру «Собери светофор», а ты, Емеля, запоминай расположение цветов светофора.
Выносится контейнер с кубиками трёх цветов. Каждый ребёнок выбирает себе один кубик. Пока звучит музыка, дети свободно передвигаются по залу. Как только музыка остановилась, участники должны встать тройками – собрать светофор, правильно расположить кубики.

Воспитатель: Да, на дороге встречаются не только светофоры, а еще многие другие дорожные знаки. Они рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать.
Емеля: Да зачем же мне нужны знаки, у меня есть волшебная щука, она выполняет все мои желания, поэтому я делаю что захочу.
Девочка: Знаешь, Емеля, щука ведь живёт в воде, а там нет правил дорожного движения, поэтому она не сможет тебе помочь в этом желании просто потому, что она их не знает.
Воспитатель: Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми дорожными знаками, которые нужно знать пешеходу.
Звучит фонограмма «Песни дорожных знаков». Под музыку выходят дети, в руках у каждого крупная картинка с изображением дорожного знака и по очереди дети озвучивают знак.

«ДВИЖЕНИЕ ПЕШЕХОДОВ ЗАПРЕЩЕНО»
И в дождь, и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»

«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД»
По полоскам чёрно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идёт, -
Пешеходный переход!

«ПЕШЕХОДНАЯ ДОРОЖКА»
По пешеходной дорожке
Шагают только ножки.
Лишь в коляске ездить тут разрешено.

«ДЕТИ»
Это очень важный знак,
Он висит не просто так.
Будь внимателен, шофёр!
Рядом садик, школьный двор.

«ВЕЛОСИПЕДНАЯ ДОРОЖКА»
На жёлтой дорожке
Обгоняй, Илья, Серёжку.
Вам никто не помешает -
Этот знак все дети знают.

«ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ»
Здесь дорожные работы –
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти!

«ПУНКТ ПИТАНИЯ»
Если вам нужна еда,
То пожалуйте сюда.
Эй, шофёр, внимание!
Скоро пункт питания!

«АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ»
Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
«Рядышком бензоколонка»

«БОЛЬНИЦА»
Если нужно вам лечиться,
Знак подскажет, где больница.
Сто серьёзных докторов
Там вам скажут: «Будь здоров!»

«СТОЯНКА ЗАПРЕЩЕНА»
Тормозить здесь можно смело,
Но нельзя стоять без дела.
Пассажиров ты сажай и скорее уезжай!
Здесь стоять запрещено любой машине.
ВСЕ:
Мы - важные знаки,
Дорожные знаки.
На страже порядка стоим.
Вы правила знайте
И их соблюдайте,
А мы вам помочь поспешим.

Воспитатель: Спасибо вам, говорящие знаки. А сейчас, ребята, чтобы их лучше запомнить давайте споём песню «Дорожный знак» (слова И.Шевчук, музыка И.Зарицкого)
Емеля: А-а-а, вот теперь я всё понял. Значит, чтобы на печи ездить и по улицам ходить нужно обязательно знаки дорожные учить!
Воспитатель: Не только знаки, но ещё и правила дорожные нужно знать.
Девочка: По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Воспитатель: Как называются люди, которые идут по улице? (Пешеходы)
- Где должны ходить пешеходы? (По тротуарам)
- Как называется часть улицы, по которой ездит транспорт? (Проезжая часть)
Ребята, вы обратили внимание на то, что проезжая часть разделена белой линией?
Когда машины движутся в обе стороны, какое это движение? (Двустороннее движение)
При двустороннем движении люди, прежде чем перейти дорогу, смотрят налево, а дойдя до середины улицы, смотрят направо.
Ребята, давайте покажем Емеле, как надо переходить улицу с двусторонним движением.
Проблемно – игровая ситуация «Переходим улицу».

Воспитатель: Емеля, скажи, пожалуйста, где надо переходить дорогу?
Емеля: Где захочется.
Воспитатель: Ребята, правильно он ответил? А как надо?
Ребёнок: Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный и наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт!
Воспитатель: Правильно! Можно ли играть на проезжей части?
Емеля: Да, вот в мячик можно, когда машин нет, места много, дорога широкая!
Воспитатель: А вы, ребята, согласны с Емелей?
Ребёнок: Чтобы не было, дружок,
У тебя несчастий,
Не играй ты никогда
На проезжей части!
Воспитатель: Чтобы на улице был порядок, все пешеходы должны соблюдать определённые правила:
(показ соответствующих слайдов на экране)
* Идти спокойным шагом, не бежать;
* Придерживаться правой стороны;
* Проезжую часть улицы можно переходить только в специальных местах, там, где есть светофор или пешеходный переход и только на зелёный сигнал светофора;
* Маленькие дети переходят дорогу только со взрослыми.
Девочка: На улице много опасностей. Надо быть очень внимательными. Я предлагаю тебе, Емеля, поиграть в игру «Цветные ладошки»
- Если подниму красную ладошку – нужно стоять и хлопать в ладоши.
- Если жёлтую – шагать на месте.
- Если зелёную – нужно двигаться, идти вперёд.
Емеля выполняет упражнение, иногда ошибается, дети его поправляют.
Девочка: Молодец, Емеля, я надеюсь, что ты будешь грамотным пешеходом.
Воспитатель: Подытожим мы в игре правила дорожного движения.

Игра «Ответь правильно!»
Если положительный ответ, то поднимают руки вверх, если нет – руки на коленях .
Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что красный свет – это значит «Хода нет»?
Кто из вас в вагоне тесном уступал старушке место?
Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду?

Емеля: Эти правила движенья,
Как таблицу умножения,
Наизусть я заучу.
И, конечно, их я буду,
Соблюдать везде и всюду.
Ой, ребята, я так рад, что попал к вам в детский сад. Много полезных знаний получил.
- По щучьему велению, по моему хотению появись здесь сундучок с сувенирами для ребят!
Емеля дарит детям светоотражающие наклейки.
Ну а я пойду в автосервис забирать своё транспортное средство. До свидания!

Воспитатель: Тем, кто правила все знает легче ехать и идти
На прощанье пожелаем
Всем счастливого пути!
Поднимают руки вверх, машут ладошками «счастливого пути».

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель урока: систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках.

Задачи урока:

Воспитательная задача.

Воспитывать чувство ответственности, желание помочь друзьям.

Развивающая задача.

Развитие зрительной памяти, логического мышления, связной речи, мелкой моторики рук.

Обучающая задача.

Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице, систематизировать знания детей о дорожных знаках.

Активизация словаря: пешеход, тротуар, светофор, пешеходный переход, водитель, проезжая часть, подземный переход, осторожно дети, дорожные знаки.

Методические приемы: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.

Проблемная ситуация: “Как избежать опасностей на улице”

Демонстрационный материал: Слева – домик ДПС. Справа – домик козы. Между ними пешеходный переход (зебра). Над ним – светофор. На стенах нужные дорожные знаки.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Волк и семеро козлят”, рисование дорожных знаков.

Ход игры

Действующие лица:

ВЕДУЩИЙ
КОЗЛЯТА
ВОЛК
ВОРОН
КОЗА
МЕДВЕДЬ

Очень важная наука –
Правила движения,
И должны их соблюдать
Все без исключения.

Вы на знаки посмотрите
И спасибо им скажите,
Изучайте, уважайте,
На дороге не зевайте.

Тем, кто правила не знает,
Тем, кто их не соблюдает,
Мы расскажем и покажем
Сказку "Волк и семеро козлят"
Старая сказка на новый лад.

Непростая сказка эта –
В ней и шутка, и намёк:
В нашей сказке спрятан где-то
Добрым молодцам урок.

Коза сидит на стульчике около домика – перематывает клубок ниток. Звучит музыка. Дети играют на ложках, под р.н.п. “Ах, утушка, моя луговая”

Семь козляток у меня,
Вот она – моя семья.
Как зовут их, я скажу,
По порядку расскажу.
Вот Главная дорога
Вот Велосипедная дорожка
Вот Поворот налево,
Вот Поворот направо,
А это пешеходный переход,
Это вот запрет,
И железнодорожный переезд.

Коза обращается к козлятам, они играют возле домика.

На базар иду я снова,
Чтоб купить вам всем обновы.
Не случилось чтобы лиха,
Посидите вы тут тихо.

Берёт корзинку, уходит из дома. Козлята сразу вскакивают, уходят от домика, начинают танцевать на пешеходном переходе.

Нам не нужен светофор,
Обойдёмся без него,
Мы идём, куда хотим,
На него мы не глядим,
Пусть горит зелёный,
Жёлтый или красный,
До него нам дела нет,
Он горит напрасно.
Мы не станем ожидать,
Правила эти соблюдать.

Козлята продолжают танцевать на проезжей части дороги. На дороге появляется медведь за рулём машины и врезается в козлят. Козлята падают на дорогу.

Что несётесь под колёса,
Козлята мокроносые?
Ведь могла беда случиться!
Надо вам, друзья, учиться,
Как по улицам ходить,
Чтоб к врачам не угодить.

Выбегает Волк (свистит в свисток)

Вы не в цирке,
Здесь – дорога!
Ну, кого вы удивите?
Повернётся руль немного –
Под машину угодите!
Неужели вам не ясно?
На дороге быть опасно!
Нарушители за мной!

Уводит козлят к себе в домик ДПС.

Появляется Коза с полной корзиной, подходит к домику.

Всем обновки я купила,
Никого я не забыла.
Вы к окошку подойдите,
На корзину поглядите.
Быстро время не теряйте,
Все обновки примеряйте.

Замечает, что козлят нет.

КОЗА (плачет):

Ой, беда, козлята где?
Не видать козлят нигде!

Недалеко я летал,
Всё видал, всё видал,
А козлята твои все
У волка в полиции.

Коза хватается за голову и идёт к Волку.

Волк-Волчонок, отдай мне моих деток
Ненаглядных малолеток.
Очень прошу тебя,
Съешь тогда уж и меня.
Не могу я жить без них,
Моих деток дорогих.

Ты газеты не читаешь,
Новостей совсем не знаешь:
За порядком я слежу,
Полицейским я служу.
Чтоб мамой доброй зваться,
С детьми нужно заниматься.

КОЗА (возмущённо):

Это я не занимаюсь?
Это мало я стараюсь?
Порядок в доме навожу,
Целый день варю, стираю,
Подметаю, прибираю.
Минутки нет, чтоб отдохнуть,
Ночью некогда вздремнуть.
Я кормлю их очень вкусно,
Что попросят – всё куплю.
Обуваю, одеваю,
Только ими и живу!
С базара я иду опять,
Вот корзина – не поднять!
Все обновки для ребят
Дорогих моих козлят

В этом вся твоя печаль?
Мне твоих козляток жаль.
Слёзы чтоб потом не лить,
Нужно разуму учить.
Очень важная наука –
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.

На первый раз прощаю твоих козлят, а во второй раз пусть не попадаются! И дарю я Вам книгу и пазлы, чтоб изучали правила движения.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо.

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный!
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся - стой!
Желтый вспыхнул - подожди!
А зеленый свет - иди!
Что это такое?
Правильно, это Светофор.

ВЕДУЩИЙ: Давайте поиграем в игру “Светофор”! Если я покажу красный цвет - вы стоите на месте; желтый цвет - присели на корточки, а зеленый - маршируем на месте. (Проводится игра с детьми)

А теперь ребята скажите, знаете ли вы дорожные знаки, и что они обозначают.

Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем! (знак “Уступи дорогу”)
Этот знак ну очень строгий,
Коль стоит он на дороге,
Говорит он нам: “Друзья,
Ездить здесь совсем нельзя! (Знак “Движение запрещено”)
Знает каждый пешеход
Про подземный переход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает. (Знак “Подземный переход”)
В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно-
Здесь ходить запрещено! (Знак “Движение пешеходов запрещено!”)
Посреди дороги - дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель! (знак “Осторожно, дети”)

ВЕДУЩИЙ: Ребята, давайте сыграем в игру “Запомни свой знак”. Мальчики будут собираться возле знака “Подземный переход”, а девочки - возле знака “Осторожно дети”. (Ведущий и коза держат знаки, дети под музыку разбегаются. Как только музыка замолкает, дети находят свой знак. Ведущий и коза меняются сначала местами, потом знаками)

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, справились с заданием.

Чтобы правила движения
Взрослым, детям твёрдо знать,
Нужно правила движения
Постоянно повторять!

Изучайте, изучайте правила движения
И всегда их соблюдайте
Все без исключения.

Ведь не зря на светофоре
Зажигаются огни –
Красный, жёлтый и зелёный –
Нам хотят помочь они!

Звучит “Песня Незнайки”.

Движеньем полон город
Бегут машины в ряд
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Под солнышком веселым
Стоит на мостовой,
Ребята, посмотрите –
Ведь это постовой.
Один он только может
Движением руки
Остановить прохожих
Пропустить грузовики.
Мы ехали, мы пели
И с песенкой такой
Без нарушения правил
Приехали домой!