Техника метания гранаты легкая атлетика. Методическая разработка "обучение технике метания гранаты" методическая разработка по физкультуре на тему. Бросок из положения лежа

Метание гранаты - один из наиболее простых и доступных видов метаний, который используется как вспомогательное упражнение для совершенствования броскового движения на занятиях с начинающими копьеметателями. Крупные соревнования по этому виду не проводятся, и в настоящее время метание гранаты входит только в школьную программу физического воспитания и как прикладной вид используется в армии.

Для удобства описания техники метания гранаты условно выделяют следующие части: держание снаряда , разбег (предварительный и заключительный), финальное усилие и сохранение равновесия после броска .

Держание снаряда . Существует несколько способов держания гранаты. Квалифицированные спортсмены применяют способ захвата гранаты с высоким расположением ее центра тяжести; граната держится за конец рукоятки четырьмя пальцами, ручка гранаты своим основанием упирается в мизинец, согнутый и прижатый к ладони, кисть расслаблена, большой палец расположен вдоль оси гранаты. Этот способ метания позволяет получать хорошие результаты спортсменам с сильно развитой кистью руки. При способе, когда граната берется «в кулак», рычаг укорочен, кисть более закрепощена, ось гранаты направлена перпендикулярно руке, контроль за выпуском снаряда невозможен (отсюда частое явление низкой траектории броска), однако и этим способом достигались хорошие результаты.

Первый из описанных способов держания гранаты, хотя и более труден, однако дает целый ряд преимуществ перед способом захвата «в кулак», т.к. здесь увеличивается длина рычага метания, раскрепощается кисть и сохраняется возможность до самого момента выпуска гранаты направлять ее. В ходе тренировки каждый занимающийся подбирает для себя наиболее целесообразный способ держания гранаты.

Разбег . В начале разбега гранату несут в согнутой руке, впереди правого плеча на уровне головы. Это более эффективный способ, при котором спортсмен может контролировать положение руки с гранатой.

Разбег состоит из двух частей : а) от начала до контрольной отметки – предварительная часть ; б) от контрольной отметки до планки, ограничивающей место разбега, – заключительная часть . Предварительная часть разбега составляет 16-20 м, или 8-10 беговых шагов , а заключительная часть – 7-10 м, или 4-5 бросковых шагов .

В первой части разбега метатель приобретает оптимальную скорость движения, которая помогает ему эффективно выполнить заключительную часть, где решаются главные задачи метания. При этом рука с гранатой должна быть ненапряженной, а весь разбег ритмичным и ускоряющимся, сохраняя прямолинейность продвижения и вертикальное положение туловища. Когда спортсмен приближается к контрольной отметке, он должен набрать необходимую скорость, которая равна, приблизительно 2/3 его максимальной спринтерской скорости. Превышение оптимальной скорости разбега следует считать технической ошибкой, ибо это приводит к нарушению правильного ритма последующих движений метателя и в итоге – к неудачному броску. В принципе, бег в предварительной части разбега не должен отличаться от обычного бега, хотя немного и осложнен несением гранаты (рука с гранатой не должна колебаться по вертикали!), а, приближаясь к контрольной отметке, следует повышать темп последних шагов, не удлиняя их.

Заключительная часть разбега (или бросковые шаги) начинается с попадания на контрольную отметку, ориентирующую метателя на начало отведения гранаты и на подготовку к броску. Как показывает практика, осуществление этих движений, а также сам бросок, лучше выполнить за 5 шагов (считая шагом прыжок после броска). При этом подготовка к отведению снаряда начинается, как правило, с момента постановки левой ноги на дорожку (здесь и далее имеется в виду, что метание выполняется правой рукой).

С шагом правой ноги спортсмен начинает поворачиваться левым боком по направлению метания и одновременно отводить руку с гранатой по возможно большей дуге, чтобы удлинить рабочий путь в момент броска. Имеется два основных варианта отведения гранаты: вперед-вниз-назад (отведение гранаты «нижней дугой») и прямо-назад. Первый вариант более широкоамплитудный, но координационно достаточно сложен, второй более рациональный и простой для выполнения. Суть отведения состоит в том, чтобы на бросковых шагах «уйти» от снаряда и, не теряя скорости, приобретенной в разбеге, продвинуться вперед тазом и ногами.

Таким образом, в конце второго шага рука с гранатой выпрямляется, и в дальнейшем метатель будет «вести» снаряд за собой свободной рукой и ускоряться при финальном усилии. Во время этих двух шагов не следует слишком поворачивать туловище направо, что может привести к бегу боком. Если в начале бросковых шагов ось плеч уже повернута в направлении метания, то ось таза только начинает поворачиваться в том же направлении. Следует помнить, что полного совпадения осей плеч и таза не должно происходить до заключительной фазы финального усилия. Кроме того, чтобы сохранить вертикальное положение туловища в бросковых шагах, важно, не поворачивать голову вправо, а устремлять взгляд в направлении разбега.

Следующий бросковый шаг обычно называют «скрестным», смысл которого «обогнать» снаряд, т.е. увеличить скорость нижних звеньев тела по сравнению с плечевым поясом и гранатой. Считается, что он является связующим звеном между разбегом и финальным усилием. Следовательно, чтобы избежать потерь скорости и увеличить ее, целесообразно выполнить этот шаг с ускорением, с короткой безопорной фазой, что создает определенные преимущества при выполнении последнего шага.

Итак, с началом третьего, «скрестного» шага (правой перед левой) метатель, сильно оттолкнувшись левой ногой, посылает более ускоренно таз в направлении метания. Этот «обгон» снаряда сопровождается значительным наклоном и поворотом туловища направо. Рука с гранатой занимает положение замаха и немного заводится за спину. Правая нога ставится с внешнего свода стопы, с последующим быстрым переходом на всю стопу, а затем, амортизируя, она сгибается в коленном и тазобедренном суставах. Постановка ноги с пятки или носка – характерная ошибка. В первом случае метатель резко снижает скорость и нарушает непрерывность движений, а во втором – вынуждает ставить ногу на грунт излишне согнутой и напряженной. Кроме этого, правая стопа ставится на грунт под углом 35-45°, что позволяет без помех продвигать вперед таз, а не плечи и способствует сохранению «закрытого» положения (левым боком) перед броском.

Основные задачи метателя при выполнении следующего, четвертого шага: занять наиболее выгодное (растянутое) положение для броска и резко затормозить скорость движения вперед, что позволяет быстрее и полноценнее выполнить финальное усилие. Для этого метателю следует сделать этот шаг оптимально длинным, с постановкой на грунт напряженной левой ноги стопой слегка внутрь. Если следы стоп на всех шагах расположились по линии разбега, то стопа левой ноги на четвертом шаге ставится левее этой линии на 30-50 см. Это дает лучшую возможность для выполнения броска.

Финальное усилие . Эта часть техники метания гранаты начинается с момента прохождения телом вертикали, проведенной через стопу правой ноги еще до постановки на грунт левой в четвертом шаге. Таким образом, выход в исходное положение и фаза броска как бы наслаиваются друг на друга.

Начиная финальное усилие из хорошо растянутого положения, при котором оси плеч и таза расположены параллельно, необходимо повернуть их почти перпендикулярно руке с гранатой, т.е. выполнить ряд условно названных элементов финального усилия: «захват», с последующей «тягой снаряда» и «взятием снаряда на себя». Следует отметить, что все перечисленные элементы финального усилия – это одно движение, невыполнение одного из элементов которого ведет к уменьшению длины пути приложения усилий и, как следствие, снижает результат. «Захват» выполняется за счет сгибания и разгибания правой ноги в коленном суставе с некоторым поворотом его внутрь и завершается касанием левой ногой грунта. При этом происходит поворот правой руки, слегка согнутой наружу, а левой внутрь. Находясь в двухопорном положении и закончив поворот правой руки наружу, метатель, продвигая плечи вперед, создает дополнительное натяжение мышц («тяга снаряда»). Поворот оси плеч до положения «грудью вперед» в сторону метания помогает вывести локоть метающей руки вперед-вверх («взятие снаряда на себя»), причем важно, чтобы этот поворот сопровождался движением туловища вперед.

Ведущим элементом техники метания гранаты, способствующим переходу набранного метателем в разбеге количества движения в финальное усилие, является работа левой ноги в последнем бросковом шаге. Первым показателем эффективности стопорящей работы левой ноги в финальном движении является степень ее сгибания в коленном суставе. Если левая нога не выдерживает нагрузки, то энергия разбега как бы гасится при сгибании коленного сустава. К тому же туловище метателя, не имея под собой жесткой опоры, не способно развить достаточного ускорения в движении вперед. При таком броске сам спортсмен не чувствует натяжения мышц туловища и плечевого пояса. Бросок получается слабым, или «пустым», как говорят метатели.

Вторым важным показателем эффективности стопорящей работы левой ноги является угол постановки ее на грунт. Чрезмерно близкая постановка левой ноги (под углом более 60°) к проекции ОЦМТ приводит к тому, что метатель «проходит» на левую ногу, не замедляя движения таза. В таких случаях резко ухудшается выполнение основной задачи, возложенной на левую ногу, - упругого торможения скорости движения туловища для создания «удара» плечевым поясом и хлеста рукой.

Выходом метателя в положение «натянутого лука» заканчивается первая часть финального усилия. В этом положении он, будучи повернут грудью вперед, «тянет» гранату всем телом, еще не включая полностью руку в движение. Если метатель хорошо сделал выход, то мышцы передней поверхности туловища, плечевого пояса и ног оказываются чрезвычайно сильно растянутыми. Подобно тому, как разогнется напряженный лук, поставленный одним концом на землю, если тетива будет внезапно перерезана, так и метатель «разряжается» быстрым и длинным рывком. Следовательно, бросок гранаты выполняют не одной рукой, а совместными усилиями ног, туловища и рук.

Заключительное движение – «рывок» – быстрое, но вместе с тем достаточно продолжительное воздействие на гранату, главным образом за счет поступательного движения верхней части туловища. Важно, чтобы правая рука со снарядом «выносилась» из-за спины локтем вперед, а выпуск гранаты заканчивался захлестывающим движением предплечья и кисти, благодаря чему создается вращательное движение гранаты в вертикальной плоскости. «Хлестообразное» движение будет эффективным лишь при соблюдении требований законов механики, предъявляемых к условиям передачи количества движения от отдаленных звеньев к ближайшим. Заканчивая бросок, метатель быстро переносит тяжесть тела вперед на левую ногу, выполняя при этом, так называемый, «навал» на гранату, который достигается как бы падением тела вперед. Следует отметить, что успешное выполнение финального усилия возможно только, если движения в нем начинаются с ног и поддерживаются ими до момента вылета снаряда. Выпускается граната под углом 40-42° к горизонту.

Сохранение равновесия после броска . После окончания броска инерция движения метателя вперед еще довольно значительна, и надо уметь сдержать ее на кратчайшем отрезке (1-1,5 м). Это можно сделать, если метатель после выпуска снаряда совершит резкий переход с левой на правую ногу, слегка повернув ее носком влево, т.е. прибегнет к пятому, тормозящему шагу. В случае, если перескок сделан вяло, правая нога не сдерживает напора и сгибается, а метатель неумело использует компенсаторные движения руками и левой ногой, торможения не получится. Метатель перейдет линию, бросок не будет засчитан. Практика свидетельствует, что лучше от места постановки левой стопы (в исходном положении для броска) до планки оставлять 2-2,5 м, чтобы быть уверенным, что впереди достаточно места для тормозящего шага. Метатели, старающиеся сэкономить это расстояние, почти всегда боясь перейти границу, «комкают» финальное усилие, что снижает результат броска.

Характерно, что начинающие метатели очень часто усиленно изучают технику разбега, броска и мало обращают внимания на торможение. В результате создается навык пробегания вслед броску, который очень трудно поддается исправлению.

МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

Обучение технике метания гранаты способствует развитию силы мышц рук и плечевого пояса, мышц спины и брюшного пресса, а также мышц ног.

Повышает общую выносливость, работоспособность и совершенствует физические способности, укрепляет здоровье.

Цели занятия:

Образовательная - обучение студентов выполнению физических упражнений, совершенствование изученных упражнений, а также развитие умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке.

Обучающая:

Студенты должны иметь представление:

О ТБ и поведении при выполнении;

О выполнении физических упражнений;

О технике разгона;

О технике выполнения метания гранаты.

Развивающая:

Способствовать развитию мышления;

Развивать искусство общения;

Способствовать саморазвитию личности.

Воспитательная: развитие у студентов внимания, дисциплинированности, аккуратности, целеустремленности, воли, решительности, смелости, самостоятельности и настойчивости в преодолении трудностей.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРЕДМЕТ

Профессиональные качества

Возможность их формирования на занятиях через содержание деятельности студентов

подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков

При подготовке к занятию

высокий уровень развития жизненных сил

При общении с преподавателем, друг с другом

спортивные достижения

Непосредственно при занятии физической культурой

нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие

При ответах, комментариях к ответам других студентов

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

После изучения данной темы:

Студенты должны знать :

- сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

- работать в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, клиентами.

Студенты должны уметь владеть техникой метания гранаты.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

Время урока – 90 минут

Место проведения: Спортивный зал «Энгельсского медицинского колледжа»

Оснащение занятия

№ п/п

Наименование

Имеется

Секундомер

Гранаты 500гр. и 700гр.

Обруч

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

№ п/п

Наименование этапа

Краткое описание деятельности преподавателя

Время

Организационный момент

Приветствует

Проверяет присутствие студентов

Построение в шеренгу

Сообщает задачи урока

5 мин

Изложение темы и ее обоснование

Сообщает тему занятия

Объясняет важность и значимость темы

5 мин

Определение цели занятия

Определяет цели занятия, пути достижения поставленных целей.

5 мин

Ознакомление с техникой метания гранаты

Рассказывает и показывает студентам технику метания гранаты

20 мин

Углубленный опрос

Проводит опрос студентов по вопросам темы

20 мин

Самостоятельная работа студентов

Имитация техники метания гранаты

20 мин

Подведения итогов занятия

Объявляет оценки студентам, обсуждение ошибок

10 мин

Домашнее задание

Задает домашнее задание к следующему занятию

5 мин

Легкая атлетика. Метание гранаты

Изучению и совершенствованию техники метания способом «бросок из-за головы через плечо», к которому относится метание гранаты (или любых утяжеленных предметов – из-за отсутствия средств и инвентаря), не всегда уделяется должное внимание.

Метание копья относится к технике метания данным способом и имеет тысячелетнюю историю. Еще во второй половине V века древний ваятель Поликлет создал своего знаменитого «Дорофора», статую атлетически сложенного юноши с коротким копьем в руках, выражающую стремление к гармоничному развитию человека.

Впервые метание копья появилось на Олимпийских играх в Древней Греции и являлось составной частью пятиборья, в которое входили: бег на одну стадию, прыжок в длину, метание диска, копья и борьба. Копье метали с небольшого возвышения, причем копье держали при помощи петли из кожаного ремня, в которую метатель вставлял пальцы.

Нередко можно слышать, что легкоатлетические упражнения просты и доступны для выучивания. Это не так. Действительно, основой легкоатлетических упражнений служат ходьба, бег, прыжки и метания. Однако внимательное изучение техники этих движений в легкоатлетических видах указывает на то, что они доведены до высочайшей степени усовершенствования. В технике движений копьеметателя (и других метателей) существует много тончайших нюансов: в его разбеге, последних шагах и всех фазах согласования движений ног, туловища и рук.

Метания относятся к военно-прикладным умениям и навыкам. Они составляют важную часть подготовки школьников к службе в армии.

Разбег и подготовка к броску

Снаряд держится над плечом чуть выше уровня головы, причем локтевой сустав не должен быть ниже уровня плечевого, а угол между плечом и предплечьем должен быть более 90°. Такое положение метающей руки считается наиболее эффективным перед выполнением второй части разбега – подготовки к броску.

Разбег совершается равномерно ускоренно легким пружинистым шагом, при этом спортсмен контролирует положение снаряда и метающей руки. Длина разбега может колебаться и зависит от индивидуальных особенностей метателя. В метаниях малого мяча и гранаты – разбег до 20 м.

Разбег условно можно разделить на две части. Первая часть (6–8 шагов) разбега проводится с целью приобретения метателем первоначальной скорости, вторая (4–6 шагов) – подготовка к броску. Для сохранения скрестной работы ног и рук в разбеге спортсмен с шагом правой ноги выполняет незначительное движение назад кисти со снарядом.

Разбег до начала отведения снаряда выполняется на передней части стопы со слегка наклоненным вперед туловищем. Вторая часть разбега называется подготовкой к броску (финальному усилию) и выполняется бросковыми шагами с незначительным ускорением, активно отводя снаряд назад. Обычно начало отведения снаряда отмечается на дорожке разбега контрольной отметкой.

В практике существует несколько способов отведения снаряда в момент выполнения бросковых шагов, но все они направлены на обгон нижней частью тела (ноги) верхних. Это необходимо для увеличения пути приложения силы к снаряду – одного из основных факторов, влияющих на результат в метаниях. Школьники успешно осваивают отведение снаряда назад от плеча с одновременным поворотом плеча боком в направлении метания.

Однако при метаниях малого мяча и гранаты более эффективным является отведение снаряда от плеча вперед-вниз-назад. Отведение кисти со снарядом от плеча прямо назад облегчает сохранение общего прямолинейного продвижения метателя по разбегу. Отведение снаряда способом вперед-вниз-назад позволяет четче контролировать своевременность движений руки со снарядом относительно центра тяжести тела и является более динамичным замахом, что немаловажно для увеличения пути приложения силы к снаряду.

Стремясь к созданию высокой (но не максимальной) скорости в разбеге, не следует допускать излишнего напряжения мышц тела, в противном случае это приводит к нарушению необходимого контроля за своими действиями и создает дополнительные трудности для выполнения следующей, наиболее ответственной, части движения.

Скорость разбега метателя является его индивидуальной особенностью, соответствующей его физической и технической подготовленности. В заключительной части разбега в момент выполнения бросковых шагов, связанных с отведением снаряда и принятием удобного положения для выполнения финального воздействия на снаряд, важно правильное выполнение предпоследнего из бросковых шагов, так называемого «скрестного шага». Увеличивая скорость его выполнения, метатель создает условия для перехода к броску без остановки, что значительно повысит скорость воздействия на снаряд в финальном усилии. Это осуществляется быстрым отталкиванием стопой левой ноги, способствующим ускоренному выносу стопы правой ноги, обгону нижними частями тела верхних и облегчает отклонение туловища в правую сторону.

При выполнении «скрестного шага» необходимо следить за последовательностью и согласованностью действий всех частей тела метателя. Приземляясь на стопу слегка развернутой наружу (25–40°) ноги, что создает впечатление «скрестного шага», метатель должен быть убежден в полном отведении снаряда метающей рукой. Такая постановка стопы с некоторым поворотом наружу вызовет незначительный поворот таза, но следует помнить, что этот поворот должен быть необходим.

В исходном положении для броска ученик оказывается на слегка согнутой правой ноге, сохраняя положение с выведенным вперед тазом. Носок стопы правой ноги слегка развернут наружу, туловище повернуто левым боком по направлению к метанию, правая рука со снарядом отведена назад и в локтевом суставе прямая; левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, создавая натяжение мышц левой стороны туловища. В этот момент рука со снарядом и ось плеч составляют почти прямую линию, тяжесть тела находится в основном на правой ноге, левая нога внутренней стороной стопы касается грунта, прямая в коленном суставе.

Финальное усилие

Бросок начинается с поворотом стопы правой ноги пяткой наружу с одновременным разгибанием ноги в колене. Это разгибание продвигает вперед-вверх таз, опережая плечи. Одновременно кисть метающей руки поворачивается ладонью вверх, поворачивая руку в плечевом суставе и сгибаясь в локтевом. В результате этих действий оптимально растягиваются группы мышц передней части туловища, передней части бедра правой ноги и плеча правой руки со снарядом, и метатель оказывается в положении «натянутого лука». Из этого положения правая нога продолжает распрямляться в колене и стопе, левая, упираясь в грунт, способствует продвижению таза вверх-вперед и сохраняет натяжение мышц всего тела. Метатель полностью повернулся грудью вперед, из этого положения метающая рука со снарядом двигается через плечо мимо уха, еще более сгибаясь в локтевом суставе, оставляя предплечье и кисть со снарядом как бы волочащимся сзади. Эти действия метателя значительно влияют на увеличение пути приложения силы к снаряду, а значит, и начальной скорости его вылета.

Одновременно с движением тела метателя вперед-вверх левая рука начинает движение локтем назад ладонью наружу, способствуя продвижению вперед туловища. Необходимо контролировать положение руки со снарядом над плечом. Это способствует использованию крупных групп мышц всего тела в необходимом прямолинейном воздействии на снаряд в финальном усилии. При приближении локтя метающей руки к уху плечи закончили поворот в направлении метания и начинают резкое движение вперед. Метающая рука, проходя над плечом, выпрямляется в локтевом суставе. Прочно упираясь стопой левой ноги в грунт, метатель завершает движение туловища хлестообразным движением кисти со снарядом. Метатель по инерции поворачивается правым боком по направлению метания, тем самым увеличивая путь воздействия на снаряд.

Отклонение туловища метателя влево от направления метания, сгибание левой ноги в колене в момент выпуска снаряда – грубые ошибки, ведущие к уменьшению пути приложения силы к снаряду, а значит, к уменьшению начальной скорости вылета снаряда. Движение тела вперед после выпуска снаряда гасится перескоком с левой ноги на правую с поворотом ее под углом примерно 45° и сгибанием в коленном суставе с тем, чтобы не пересечь линию, ограничивающую коридор для разбега метателя.

Методика и последовательность обучения

Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом.

Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.

Упражнения для тренировки

1. Броски и ловля мяча.

2. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, левая нога (при метании правой рукой) впереди на всей ступне, правая сзади на носке, правая рука впереди, мяч на уровне головы. Из этого положения перенести вес тела на правую ногу (правую ногу на всю ступню), одновременно отвести правую руку назад за голову и слегка отклонить туловище назад (замах). Затем, перенося вес тела на левую ногу, выпрямиться и резким движением руки вперед-вверх (под углом около 45°) бросить мяч.

3. То же, что и 2, но другой рукой.

4. Метание мяча с места по горизонтальной мишени.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, левая нога на носке (в сторону метания), правая рука с мячом вверху, смотреть на мишень, находящуюся в 3–4 м. Из этого положения перенести вес тела на левую ногу (правую на носок), туловище повернуть влево по направлению метания, правую руку слегка согнуть (замах). Затем в темпе энергичным движением бросить мяч в цель. Чтобы сохранить устойчивое положение, ноги слегка сгибаются, а туловище наклоняется вперед-влево.

5. То же, что и упражнение № 4, но другой рукой.

6. Метание мяча из-за головы, стоя лицом по направлению метания, в цель (щит 1ґ1 м), расположенную на высоте 2 м, с расстояния 2 м (упражнение, развивающее координацию и точность движения, глазомер).

7. То же, что и упражнение № 6, но с постепенным увеличением расстояния до 4–6 м.

8. Метание мяча из-за головы, стоя боком по направлению метания.

И.п.: встать левым боком (при метании правой рукой) по направлению метания, ноги на ширине плеч, вес тела на обеих ногах, правая рука с мячом на уровне головы. Из этого положения согнуть правую ногу, левую на носок, отвести правую руку вправо-назад и отклонить туловище вправо. Затем быстрым движением разогнуть правую ногу и перенести вес тела на левую, одновременно повернуть туловище влево и энергичным движением кисти бросить мяч под углом около 45°.

9. Метание мяча через веревку, натянутую на высоте 2–3 м.

10. То же, что и упражнение № 9, но другой рукой.

11. Метание мяча, стоя боком к цели, расположенной на высоте 2–2,5 м, с расстояния 3–3,5 м.

12. Метание мяча. Обращать внимание учеников на правильное отведение руки и сгибание ноги перед броском.

13. Метание мяча. Обращать внимание на поворот туловища во время броска и заключительное движение рукой.

14. Метание мяча в цель (щит 1ґ1 м) с постепенным увеличением расстояния до 6–8 м.

15. Метание мяча и других легких предметов с места на дальность.

16. Метание мяча с места с минимальных расстояний в цель, расположенную на высоте 3 м; цель – щит с концентрическими кругами, диаметры кругов – 20, 40, 60, 80, 100 см.

17. То же, что и упражнение № 16, но с постепенным увеличением расстояния от цели до 8–10 м.

18. Метание мяча и других легких предметов через веревки, волейбольные сетки, щиты, расположенные на высоте 3–4 м.

19. Метание мяча изученными способами на дальность.

20. Метание мяча по горизонтальной цели шириной 2 м с расстояния до 12 м.

21. Метание мяча изученными способами по «коридору», ширина «коридора» 10 м.

Упражнения в метании можно усложнить, выполняя их из различных положений (сидя, с колена, с шага, с разбега, из-за укрытия).

При метании в цель желательно иметь как можно больше мишеней (целей). Лучше всего, если они будут расположены в одну линию. Для проведения метания класс разбивается на группы по числу имеющихся мишеней.

Факторы, влияющие на результат в метаниях

Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат.

Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей копья показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда.

В-третьих, на дальность полета влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать.

В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда.

Совершенствование техники

Основой совершенствования техники метания является координационный навык броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Однако единого мнения, что является определяющим элементом техники метания, у специалистов и спортсменов нет. Финская школа метания считает, что главное – это умение быстро выполнить все движения и сочетать в финальном усилии поворотно-разгибательное движение правого бедра и хлестообразное движение руки с ритмом разбега. Советская ленинградская школа метания (в частности В.И. Алексеев) считала главенствующим сочетание разбега с финальным усилием. Олимпийская чемпионка Э. Озолина подчеркивает важную роль элементов финального усилия – взятие «на себя» и выход грудью в последнем бросковом шаге. Обгон снаряда в скрестном шаге, совмещение тяговых усилий с осью снаряда и предполагаемой траекторией полета снаряда, сочетание работы метающей руки и левой ноги – моменты, на которых заостряли внимание тренеры сборной команды СССР В. В. Кузнецов и В.И. Алексеев.

Мы считаем важным добавить в финальное усилие резкий выдох, который, по нашему мнению, многократно увеличит силу броска и скорость полета (как в восточных единоборствах в момент удара или броска). Большинство специалистов сходятся в одном: важен ритм и свобода в движениях.

Главным средством в совершенствовании техники метания предметов является повторное выполнение упражнения. Под упражнением в данном случае надо понимать как целостное выполнение движений при метании предметов и вспомогательных снарядов, так и комплекс специальных и имитационных упражнений, помогающих создать правильные мышечные ощущения. С этой целью рекомендуем выполнять имитационные упражнения со снарядами и без них. При этом на замах делать вдох через нос, а на финальное усилие – выдох через рот, как в восточных единоборствах.

Места для проведения

Разбег совершается в коридоре шириной 4 м, длиной не менее 30 м, ограниченном по бокам линией белого цвета. Окончание разбега в метаниях мяча ограничивается криволинейной планкой или линией белого цвета шириной 7 см, вычерченной в виде круга радиусом 8 м.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРОСА СТУДЕНТОВ

1.Сколько весит мужская/женская граната?

2.Что такое сектор метания?

3.ТБ при метании гранаты?

4.Где можно проводить метание гранаты?

5. От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Развитие силы, ловкости, быстроты в домашних условиях (бег, подтягивание, отжимание, прыжки через скакалку). Совершенствование техники метания гранаты.

1. Физическая культура: учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И.Ляха. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. -237с.

2. Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.И.Лях. – М.: Просвещение, 2014. -255 с.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Физическая культура»

тема: «Обучение технике метания гранаты»

специальность:

«Лечебное дело»

«Фармация»

«Сестринское дело»

«Лабораторная диагностика»

На соревнованиях по легкой атлетике гранату метают с разбега от планки длиной 3,66 м в коридор шириной 10 м. Вес гранаты для мужчин и женщин 700 г, для юношей и девушек - 500 г.

Гранату держат способом, показанным на рисунке. Обхватывают четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец касался торца ручки; продольная ось гранаты находится в линии предплечья. Лишь при выполнении броска кисть вначале сгибается в тыльном направлении, а потом во время хлесткого движения рукой - в ладонном.

Во время разбега гранату держат над плечом. Полусогнутая рука с гранатой- свободной двигается вперед-назад в такт бега. Разбег, бросковые шаги и метание гранаты выполняются так же, как и при метании копья.

Подняв гранату над плечом, метатель начинает разбег (25-30 м). В первой части разбега движение прямолинейное и равноускоренное (до 20 м), затем следуют пять бросковых шагов (до 10 м).

Попав левой ногой на контрольную отметку примерно за 10 м от планки для метания (кадры 2-4), делая шаг с правой ноги (с пятки), метатель начинает плавно отводить гранату по дуге, посылая руку вперед-вниз. Затем во время второго шага левой ногой с пятки он переводит руку с гранатой вниз-назад (кадр 5).

Третий шаг с правой ноги, так называемый «скрестный», - наиболее ответственный, так как во время его выполнения происходит подготовка к метанию. Его делают быстро за счет толчка левой ноги и махового движения правой, стопа которой ставится с наружной части пятки на всю подошву, поворачиваясь носками на 45° к линии разбега. Ускоренное движение ног и таза опережает верхнюю часть туловища и руку с гранатой. Туловище наклоняется в сторону, противоположную направлению метания; рука с гранатой поднимается до высоты плечевого сустава в том же направлении (кадры 6, 7).

С четвертым шагом начинается бросок гранаты. Левая нога ставится на грунт с пятки стопой внутрь до 45° к линии метания и несколько левее от этой линии (20-30 см).

Выпрямляя и поворачивая правую ногу влево, метатель поворачивает туловище грудью в направлении метания, выводит таз вперед на левую ногу и, поднимая локоть руки с гранатой вверх, переходит в положение «натянутого лука» (кадры 8, 9).

Мышцы передней части туловища сильно растягиваются и вслед за этим быстро сокращаются. Вначале сокращаются мышцы туловища, затем руки и, наконец, кисти и пальцев. Хлестким движением кисти и пальцев заканчивается рывок, и граната выбрасывается под углом 42-44°.

Чтобы не переступить через планку после броска, метатель делает пятый, тормозящий, шаг, останавливающий поступательное движение тела. Этот шаг выполняется прыжком с левой ноги на правую, стопа которой ставится носком влево от линии метания. Левая нога поднимается назад. Иногда делают еще дополнительно 2-3 скачка на правой ноге в направлении метания.

В связи с тем, что пятый шаг делается прыжком на метр-полтора в направлении броска, левая стопа при четвертом шаге ставится не у планки, а за метр-полтора от нее.
После хлесткого движения кистью и пальцами руки граната в полете вращается вертикально (в плоскости полета).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

ВИДЫ МЕТАНИЯ Метания характеризуются кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями, при которых в работу вовлекаются не только мышцы рук, плечевого пояса и туловища, но и ног. Чтобы метать снаряды, необходим высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умения концентрировать свои усилия. Метания представляют собой упражнения в метании гранаты и мяча, а также в толкании ядра на дальность. В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на: броски из-за головы (граната, мяч); толчком (ядро); метания (молота, диска, копья).

4 слайд

Описание слайда:

История метания Метание - древнейший вид легкой атлетики, имевший большую популярность еще в Древней Греции и включали в себя метание диска и копья. Раскопки показали, что диски в древности изготовлялись из различного материала: камня, плотного дерева, железа, свинца. В VI в до н.э. стали появляться спортивные диски линзообразной формы разной массы и объема. Метание копья входило в программу соревнований на Олимпийских играх в Древней Греции. Сначала копье метали на точность, а затем - и на дальность. В современных Олимпийских играх метание копья было включено (у мужчин) с 1908 г. Первым олимпийским чемпионом в метании копья стал швед Э.Лемминг - 54 м 44 см. У женщин в программу Олимпийских игр метание копья включили в 1932 г. Первой чемпионкой стала американская спортсменка М.Дидриксон - 43 м 68 см. Метание копья долгое время считалось элитным видом легкой атлетики. Им занимались члены аристократических и богатых семей. В настоящее время метание копья широко распространено в Европе, США, на Кубе. В странах Южной Америки, на Азиатском и Африканском континентах метание копья широкого распространения не получило.

5 слайд

Описание слайда:

Метание молота - сравнительно молодой вид легкой атлетики. Его история начинается в середине XVIII в. В те времена кузнецы Ирландии и Шотландии часто соревновались в ловкости и силе, бросая на дальность обыкновенный молот - свое основное орудие производства. Со временем это увлечение стало очень популярным и было включено в программу легкоатлетических соревнований. Первый чемпионат Англии состоялся в 1866 г. Победителем стал Р.Джеймс, показавший результат 24,50 м. Первый мировой рекорд был зафиксирован в 1877 г. - 33,53 м, установил его англичанин Г.Халес.

6 слайд

Описание слайда:

Техника метания гранаты Техника метания малого мяча и гранаты. Техника метания этих двух снарядов на отличается друг от друга. Единственное отличие в технике – это держание снаряда. Техника метания состоит из: Держание мяча или гранаты; Разбега (если метание выполняется с разбега или с трех шагов); Замаха; Броска.

7 слайд

Описание слайда:

Техника держания гранаты. Граната держится плотным хватом, удобнее всего держать снаряд ближе к концу, чтобы мизинец упирался в конец ручки. Рука, удерживающая снаряд, не напряжена.

8 слайд

Описание слайда:

Метание гранаты с места При метании гранаты с места, техника двигательных действий такова. В исходном положении стать левым боком к цели, ноги по ширине плеч. Сгибая правую ногу, наклонить туловище вправо. Правая рука с мячом отведена вправо, левая рука согнута перед грудью. Из этого исходного положения выполнить бросок за счет активного разгибания правой ноги, поворота грудью в сторону метания и переноса массы тела на левую ногу. При этом метающий принимает положение "натянутый лук": обе ноги выпрямлены в коленных суставах, правая ставится с носка, левая стоит на всей стопе, рука с мячом согнута под углом около 120 градусов и отведена назад. Из этого положения без задержки и фиксирования его выпрямить туловище и пронести руку с мячом над плечом. После выпуска снаряда туловище повернуть налево и левую руку отвести в сторону.

9 слайд

Описание слайда:

Метание гранаты с разбега При выполнении разбега: разбег выполняется строго по прямой линии с 10–12 м (длина разбега строго индивидуальна); разбег выполняется с ускорением, но следует помнить, что слишком большая скорость затрудняет правильное выполнение броска. Замах При выполнении замаха: в конце разбега разогнуть руку и выполнить замах назад; одновременно поворачивать туловище направо; затем выполняется «скрестный шаг», т.е. выполняется шаг правой ногой носком кнаружи, с поворотом таза в ту же сторону; этот шаг выполняется значительно быстрее других, чтобы обогнать туловище. Бросок При выполнении броска: левая нога ставится немного влево от линии разбега; туловище энергично поворачивается грудью к направлению разбега; рука, слегка сгибаясь в локте, проходит над правым плечом, и снаряд выбрасывается вверх-вперед. Особое внимание надо обращать на то, чтобы рука со снарядом сначала отставала от туловища, создавая этим условия для броска. Эти движения в сочетании с выпрямлением ног способствуют мощному броску.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Способы метания гранат Метание гранаты способом “из-за спины через плечо” Этот способ метания гранаты является основным, так как обеспечивает наибольшую дальность и меткость броска и может применяться в самых разнообразных условиях. Из‑за спины через плечо гранаты метают по траншеям и огневым точкам, в окна и двери, по живой силе и бронетехнике, снизу вверх и сверху вниз (например, с верхних этажей зданий), по неподвижным и двигающимся целям. Метание одной рукой с места без шага. Слегка откинув корпус назад, отвести правую руку по дуге вверх назад через плечо, сделать замах и резким движением корпуса вперед, разгибая локоть, бросить гранату с рывком кистью. В момент броска граната должна проноситься над плечом (а не сбоку) и выпускаться в наиболее высоком положении кисти над плечом. Метание гранаты с места с шагом. Отставляя правую ногу назад, согнуть ее в колене и, повернув туловище вправо, сделать замах по дуге вниз назад. Затем, выпрямляя правую ногу, резко повернуться грудью к цели и бросить гранату так же, как при метании с места без шага. Этим способом удобно метать гранаты из‑за забора, стены, бронетехники, а так же из окопа или ямы. Метание гранаты на ходу. При движении шагом (или бегом) на шаге правой ногой вперед поставить ее на каблук, разворачивая носком наружу. Одновременно замахнуться рукой с гранатой вниз назад. Не задерживая движения и заканчивая замах, выставить вперед левую ногу; с постановкой левой ноги на землю бросить гранату так же, как и при метании с места. Метание гранаты с колена. Стать на левое или правое колено, повернуть туловище вправо, произвести замах по дуге вверх назад через плечо и, резко поворачиваясь грудью к цели, произвести бросок. Если обстановка позволяет, то в момент броска целесообразно быстро приподняться и бросить гранату как из положения «стоя на месте».

12 слайд

Описание слайда:

Методика и последовательность обучения Главными составляющими основ техники являются правильное выполнение хлестообразного движения рукой и последовательность работы звеньев тела, позволяющие использовать усилия всего опорно-двигательного аппарата. Из-за различной физической подготовленности школьников при обучении метанию могут возникать некоторые сложности, которые необходимо учитывать при планировании работы с классом. Начинать обучение лучше всего с метания больших по размеру, но не тяжелых мячей, позволяющих правильно выполнить заданное упражнение. Положение кисти при держании относительно большого мяча позволяет ребятам лучше его чувствовать. С первых уроков обращайте внимание на четкую организацию занятий, добиваясь необходимой дисциплины. Дети очень эмоциональны и, испытывая желание лучше, быстрее, дальше бросить мяч, поймать его, выбегают со своих мест, мешают одноклассникам. Учитывайте и то, что однообразные упражнения детям быстро надоедают, поэтому дозировку упражнений ограничивайте до 6–10 повторений. Большинство упражнений в бросках, ловле мячей лучше всего выполнять в парах. Это способствует воспитанию взаимной координации движений, значительно повышает интерес к занятиям. Следите за удобным и рациональным размещением занимающихся на площадке на достаточном расстоянии друг от друга. После того как одно упражнение будет освоено, переходите к изучению следующего, постоянно совершенствуя предыдущее.

13 слайд

Описание слайда:

Ошибки во время метания Таз и правая нога слишком вывернуты вправо. Метающая рука не полностью выпрямлена. При броске метающая рука слишком отводится в сторону от туловища.

14 слайд

Описание слайда:

При броске голова и верхняя часть туловища отклоняются влево. Левая нога «стопорит», в результате чего метатель сгибается в пояснице. Правая нога выставлена вперед, поэтому невозможно нормальное перенесение усилия.

15 слайд

Описание слайда:

Упражнения при тренировках метания Специальные бросковые упражнения 1. Ноги на ширине плеч, мяч за головой. Бросок выполняется вперед-вверх в цель при пружинистой работе ног, разгибанием туловища и захлестом предплечьями и кистями. 2. То же из и.п. стоя в шаге. 3. Тот же бросок с постановкой левой ноги на грунт из и.п. стоя на слегка согнутой правой ноге, мяч за головой. 4. Метание тяжелых снарядов с трех шагов. 5. Стоя в шаге, в руках блин от штанги. Выполнить замах вправо-вниз-назад, занять положение натянутого лука. 6. Стоя в шаге, в правой руке гантель или предмет (весом 1–2 кг). Выполнить замах вперед-вниз-назад, обращая внимание на поворотное движение правого бедра влево. 7. Стоя в шаге, в правой руке ядро (предмет 1–2 кг). Выполнить замах и метнуть его в цель. 8. Метание тяжелых снарядов с трех шагов и с подбега. 9. Дыхательная гимнастикадиафрагмальное дыхание без задействования межреберных мышц.

16 слайд

Описание слайда:

Факторы, влияющие на результат От чего зависит дальность полета снаряда в метаниях? Во-первых, от начальной скорости вылета снаряда, которую ему задает спортсмен и которая зависит от пути приложения силы к снаряду и скорости прохождения этого пути. Чем больше путь активного воздействия спортсменом на снаряд и чем меньше понадобится времени для преодоления этого пути, тем выше начальная скорость вылета снаряда и выше результат. Во-вторых, от угла вылета снаряда. Анализ кинограмм сильнейших метателей копья показывает, что оптимальным является угол в 40°. Чем дальше может метнуть снаряд спортсмен (а значит, создать снаряду высокую начальную скорость вылета), тем ближе к оптимальному должен быть угол вылета снаряда. В-третьих, на дальность полета влияет сопротивление воздушной среды, которое зависит от площади поперечного сечения снаряда, находящегося в полете. Например, если спортсмен может метнуть снаряд только на 30 м, а придает снаряду угол вылета, который необходим при броске на 90 м, то снаряд, выпущенный метателем и имеющий малую начальную скорость вылета, испытывает большое сопротивление воздуха. Снаряд, выпущенный под необходимым к горизонту углом, опирается на подъемные, более плотные слои воздуха под ним, что дает ему возможность планировать. В-четвертых, от начальной точки вылета снаряда. При всех прочих равных возможностях лучший результат будет у того метателя, у которого наивысшая точка вылета снаряда.

17 слайд

Описание слайда:

Лучшие результаты в метаниях Метание копья: Мировой рекорд у мужчин равен 98,48 м (1996 год) и принадлежит Яну Железны из Чехии. Рекорд у женщин составляет 72.28 м (2008) и был установлен Барбарой Шпотаковой из Чехии. Олимпийский рекорд у мужчин 90,57 м (2008) установил Андреас Торкильдсен из Норвегии. Рекорды мира на копье старого образца: Уве Хон - 104,80 м и Петра Фёльке-Мейер 80,00 м.Мировой рекорд Сеппо Рети в 1991 г. - 96, 96 м. Метание молота: Мировой рекорд у мужчин равен 86,74м (1986 г) и принадлежит Юрию Седых СССР, рекорд у женщин составляет 79,42м (2011г) и был установлен Бетти Хайдлер из Германии. Олимпийский рекорд у мужчин 84,80м (1988г) установил Сергей Литвинов СССР в Корее. А у женщин 76,34 (2008) установила Оксана Менькова из Белоруссии в Китае.

Метание гранат - распространенное упражнение в легкой атлетике. Особенно при сдаче нормативов в школе или армии. Популярность это упражнение получило в последние годы, благодаря возвращению в России массовой сдачи норм ГТО "Готов к труду и обороне".

Метание на дальность

Существует несколько способов метания учебных гранат. Один из самых распространенных из них - метание гранат на дальность. Делается это с разбега или с места, на усмотрение судей и организаторов соревнований и сдачи нормативов.

Снарядом выступает учебная граната, вес которой 600 граммов. У каждого участника есть три попытки. Если вы выполняете это упражнение в армии, то особые требования будут к форме. Форма должна быть полевая с автоматом в руке. При этом допускаются некоторые послабления - разрешен расстегнутый воротник либо немного ослабленный ремень на поясе. При этом снимать головной убор строго запрещается.

Метание гранаты на дальность производится от специальной планки, также ее может заменить линия длиной около 4 метров. Внимание уделяют также качеству дорожки для разбега. Она должна быть плотной, шириной около полутора метров, а протяженностью не менее 25 метров. В самом конце, перед планкой, от которой предстоит бросок, ширина дорожки увеличивается до 4 метров.

Как установить результаты?

Бросок засчитывается только в том случае, если граната упала в пределах коридора, не вылетев по ширине. В этом случае старший судья отдает команду: "Есть", а результат спортсмена фиксируется в протоколе. Еще одно условие - участник не должен нарушить правила при осуществлении броска, например, не выходить за пределы дорожки для разбега, не переступать за черту.

Также старший судья поднимает вверх флажок. Таким образом, он отдает команду судье-измерителю зафиксировать результат. Он производит специальный замер.

Попытка не засчитывается, если спортсмен нарушает одно из правил: касается любой частью тела или обмундирования пространства за чертой. Причем все равно в момент броска или сразу после него. Наступает на саму планку или задевает ее.

След, оставшийся от гранаты, упавшей в коридор, отмечается колышком. Замер результата спортсмена проводят с помощью рулетки. Точность устанавливается до сантиметра.

Измерения производятся не сразу, а только после того, как выполнены все три броска. В протокол соревнований заносится лучший результат.

Если два или более спортсменов демонстрируют одинаковые результаты, то считается, что они разделили между собой места. Исключение из этого правила только при определении победителя. Если на победу претендует несколько спортсменов с одинаковыми показателями, им предоставляются дополнительные три броска.

Метание гранаты на точность

Метание гранат этим способом также производится с разбега или с места. На расстоянии в 40 метров от бросающего расположены 3 круга. В центральный попасть сложнее всего - его диаметр составляет всего полметра, за и оценивается это попадание наивысшим баллом.

Радиус второго круга составляет полтора метра, а третьего два с половиной. Главная цель спортсмена - попасть в самый центр мишени, в котором установлен красный флаг на высоте 30 сантиметров от земли. Форма одежды, а также размер и вес учебной гранаты такие же, как и при метании снаряда на дальность.

При этом для того, чтобы попасть в мишень, участнику дается намного больше попыток. Три только пробных и 15 бросков в зачет. При этом спортсмен ограничен во времени. Тренироваться он может не больше минуты, а бросать зачетные броски максимум 6 минут.

Оценка бросков

Метание гранат в цель оценивает судья, который находится в непосредственной близости от мишени. После каждой попытки он оценивает точность попадания и поднимает соответствующие табличку, также дублирует эту информацию голосом. Только после того, как выставлена оценка за бросок, разрешается бросать следующую гранату.

Попадание в каждый раздел мишени оценивается разным количеством очков. За гранату в центральном круге спортсмен получит 115 баллов, за попадание во второй круг 75 баллов и, наконец, за попадание в третий - 45 очков.

Если граната попала в флажок, установленный в самом центре мишени, то дополнительных очков за это не предусмотрено. Спортсмен получит 115 баллов.

Победителей определяют как в личном, так и в командном первенстве.

Техника метания

Первое правило, которое необходимо знать, чтобы техника метания гранаты была верной - как правильно держать снаряд.

Важно держать гранату таким образом, чтобы ручка снаряда упиралась основанием в мизинец спортсмена. Сам мизинец в это время должен быть согнут и максимально прижат к ладони. Остальные пальцы должны плотно охватывать ручку гранаты.

Еще один важный момент, расположение большого пальца. Он может находиться как вдоль оси снаряда, так и поперек его.

Упражнение для метания

Для того чтобы освоить обучение метанию гранаты, специалисты советуют выполнять определенные упражнения.

Первое. Встаньте в стандартную стойку - ноги на ширине плеч. Руку, в которой держите гранату, занесите над плечом. Производите имитацию броска, поочередно выпрямляя руки вперед и вверх. Так не менее 9-10 раз.

Следующее упражнение. Исходное положение тоже. Учебную гранату на время тренировки можно заменить на мяч. Бросаете мяч в пол и ловите после отскока. Упражнение повторяете не менее 10-15 раз.

Последний совет. Выполняете похожее упражнение с отскоком мяча, но уже от стены, а затем от мишени, нарисованной также на стене. При этом стремитесь попасть как можно ближе к центру. Броски проводите с расстояния 5-6 метров.

Правила метания

Правила метания гранаты не слишком сложные, но чтобы добиться наилучших результатов, важно знать некоторые секреты.

Высокие показатели демонстрируют спортсмены, которые выбирают наилучший способ захвата снаряда. Причем зависит это от индивидуальных особенностей участника соревнований. Их несколько - длина пальцев, сила рук, подвижность суставов.

Самое главное, гарантировать надежную фиксацию гранаты в момент, когда спортсмен готовится к броску. В то же время важно увеличить рычаг таким образом, чтобы центр тяжести вашего снаряда оказался максимально высоко в руке метателя.

Разбег спортсмена

Важный элемент выполнения этого элемента сдачи норм ГТО - разбег спортсмена перед броском гранаты. Для того чтобы подготовиться к этому финишному усилию, есть два способа. Сам решающий элемент перед броском состоит в том, чтобы грамотно отвести снаряд.

Зная эти небольшие хитрости можно добиться хороших результатов, выполняя метание гранаты. Техника выполнения при первом способе заключается в том, чтобы отвести снаряд прямо назад.

Второй способ метания - отвести снаряд по дуге сначала вперед, потом вниз и в конце резко назад.

Решающий элемент

Итак, чтобы правильно провести метание гранаты, нормативы все выполнить, нужно четко следовать инструкциям.

Начинаем с предварительного разбега. Необходимо набрать оптимальную скорость, чтобы к контрольной отметке подойти в оптимальной форме. Лучше всего, если разбег составит 10-12 широких полушагов-полупрыжков. Размах для отведения гранаты рекомендуется начинать, поставив на планку левую ногу.

Перед броском два решающих этапа - скрестный шаг и постановка ноги в положение упора.

После того как нога поставлена в упор, начинается торможение стопой и голенью, а таз при этом продолжает движение вперед. В это время правая нога спортсмена распрямляется в коленном суставе, тазобедренный сустав получает толчок вперед и вверх.

Следующий этап - спортсмен отводит левую руку далеко назад, при этом сильно растягивая грудные мышцы. Правая рука в это время распрямляется в локтевом суставе. Когда кисть правой руки пролетает мимо головы, локтевой сустав распрямляется и граната отправляется в полет под нужным спортсмену для достижения максимального результата углом. На заключительном этапе кистью выполняется хлестообразный бросок и граната, наконец, отрывается от руки.

Теперь важно затормозить, чтобы не пересечь черту и попытка была засчитана. Чтобы удержаться при этом на ногах, нужно спортсмену перескочить с опорной левой ноги на правую. Левую ногу при этом лучше всего отвести назад и немного наклониться вперед. Затем резко выпрямиться, отвести плечи назад, помогая при этом себе руками.

Важно, чтобы затормозить вовремя и гарантированно не переступить черту, левой ногой нужно начать останавливаться за полтора-два метра до линии броска. Это можно сделать и ближе, но это зависит от квалификации спортсмена и скорости, которую он при этом набрал при разбеге.