Упражнение снежный ком. Коррекционная работа психолога в школе. Упражнение «Сосед справа, сосед слева»

Возраст: 5-12 лет.

Цель упражнения: Сплочение группы детей, поднятие эмоционального фона.

Выполнение упражнения: Дети становятся в круг и берутся за руки. Ведущий тихо говорит: «Мы - большое доброе животное. Послушайте, как оно дышит!» Каждый прислушивается к своему дыханию, и к дыханию детей находящихся рядом с ним.

«А сейчас будем дышать вместе!»

Вдох - шаг в перед, выдох - шаг назад.

Вдох - два шага вперед, выдох - два шага назад.

«Вместе с дыханием животного бьется его доброе сердце.

Каждый шаг это стук сердца»

УПРАЖНЕНИЕ ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ДОТРОНЬСЯ ДО ЦВЕТА»

Возраст: 5-8 лет. Цель: Поднятие эмоционального фона и развитие внимания.

Выполнение Упражнения: Ведущий зачитывает предложения содержащие слова с названиями цветов. Дети быстро находят глазами предметы такого цвета и по команде дотрагиваются до него. Пример:

Белый воробей на веточке сидел. Зимой и летом стройная зеленая была В траве сидел кузнечик оранжевый он был В небе ярко светит зеленое солнце

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ТРЕНИНГА С ДЕТЬМИ «ЗМЕЙКА»

Упражнение рассчитано на группу до 10 детей.

Возраст: 7-10 лет.

Цель упражнения: развитие умения действовать сообща по заранее установленными правилам.

Выполнение упражнения: Выбирается голова змейки, можно с помощью считалки. Выбранный участник становиться за ведущим, остальные дети выстраиваются за ним, держась за талию друг друга. Змейка начинает движение - поворачиваясь, изгибаясь. Затем голова меняется, по очереди все дети должны побывать в роли головы змейки.

После упражнения провести обсуждение кому кем больше понравилось быть - хвостом или головой.

«Интервью»

Цель: умение почувствовать другого, быть на его месте.

Дети разбиваются на пары, поворачиваются лицом к друг другу и за одну минуту узнают как можно больше. Затем каждый рассказывает о другом ребенке, от своего имени. Другие дети в могут задать ему дополнительный вопрос. В конце каждый отвечает на вопросы:

Когда было легче говорить от имени другого или слушать о себе.

Согласны ли вы с представлением вас другого человека.

«Костер проблем»

Цель: снижение тревожности, придание уверенности в возможности самосовершенствования.

Раздать листочки бумаги, На них каждый пишет проблемы, которые хотел бы решить или избавиться. Затем сжигают эти листочки самостоятельно либо складываются вместе и все это поджигается.

Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действоватьрешительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиямидругих людей.



Ход упражнения: 6-10 участникам даютгимнастический обруч и просят держать его горизонтально на указательных пальцахвытянутых рук. Вместо обруча можно использовать и другие предметы подходящихразмеров и веса (например, швабру или сделанную из плотного картона настеннуютаблицу размером приблизительно 1х1 м).

Задача участников: опустить предмет вуказанное психологом место. При этом он должен постоянно лежать на указательныхпальцах всех участников; если чей-то палец теряет контакт с предметом или онпадает, игра начинается заново.

Упражнение «Переправа»

Цель: Сплочение, «ломка» пространственныхбарьеров между участниками, тренировка уверенного поведения в ситуациивынужденного физического сближения, необходимости решить нетривиальную задачу вмежличностном взаимодействии.

Описание упражнения: Участники стоят плечомк плечу на полосе шириной 20-25 см. Игра проходит интереснее, если эта полосапредставляет собой не просто линию на полу, а небольшое возвышение: например,гимнастическую скамейку, бордюрный камень на обочине дороги или бревно налесной поляне. Каждый участник поочередно переправляется с одного конца шеренгина другой. Ни ему, ни тем, кто стоит в шеренге, нельзя касаться ничего запределами той полосы, на которой стоят участники.

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировкауверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостаткаинформации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колоннуи положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза.Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другиеучастники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить спомощью стульев.

Задача«поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательнообъехав по кругу 3-4 препятствия (психолог указывает, какие именно) и, нестолкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков(желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из ихчисла), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояниемогут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.

Играповторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий,и в составе «поезда».

Еслиучастников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру болеединамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Упражнение«Постройтесь по росту!»

Цель: Преодолетьбарьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрываютглаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытымиглазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать командуоткрыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить,сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет.

Примечание: Игра имеет несколько вариантов. Можно дать заданиепостроиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, незакрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д.

Упражнение «Счёт додесяти»

Цель:прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза,опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Нохитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один»,другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре естьодно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голосаскажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга безслов.

Упражнение-игра «Тик-так»

Цель: Игра веселая и легкая, помогает снять напряжение предыдущегоупражнения.

Ход упражнения: Участники передают другдругу звуковую передачу: «тик» – направо, «так» – налево по кругу. «Бум» –означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет правоизменить направление передачи.

УПРАЖНЕНИЕ ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»

Возраст: 6-10 лет.

Цель тренинга: поднятие эмоционального фона.

Выполнение упражнения: Ведущий говорит, – «Вы все смотрели мультик про Крошку Енота, который с помощью улыбки подружился со своим отражением в пруду». Дети садятся в круг и берутся за руки, молча смотрят в глаза и дарят друг другу свою самую добрую улыбку. В конце Ведущий всех благодарит за улыбки.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чемони похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются вдва круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников вобоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерамнапротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...».Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участникивнутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что унас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущегоучастники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера.Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга неповстречается с каждым участником внешнего круга.

УПРАЖНЕНИЕ ТРЕНИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЩЕПКИ НА РЕКЕ»

Возраст: 7-10 лет(для школьников младших классов)/

Цель тренинга: Сплочение группы детей, установление физического взаимодействия.

Выполнение упражнения:Дети становятся друг напротив друга, в два ряда, на расстоянии вытянутых рук. Ка бы создавая «коридор». Это - русло реки. Река может быть произвольно изогнута изогнута. Первый участник закрывает глаза и начинает свое плавание перемещаясь по руслу реки. Дети своими руками направляют щепку, помогая достигнуть конца реки. Затем щепка становитсья частью реки, а следующий участник начинает плавание. Так все дети поочереди проплываю по реке.

1.Что изменилось?

На столе расставляются в определенной последовательности несколько предметов (мяч, скакалка, гантели и др.) спортивного инвентаря. Детям предлагается подойти и запомнить как стоят эти предметы. Затем дети поворачиваются и идут к противоположной стороне стола и поворачиваются спиной. В это время воспитатель переставляет предметы и предлагает вернутся и посмотреть, что изменилось. Кто быстрее определит изменения, тот и выигрывает.

2.Испорченый телефон

Дети выбирают ведущего. Все остальные игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий очень тихо (на ухо) говорит тому, кто сидит первым в ряду, какое нибудь слово, а тот передает его следующему и так до последнего игрока. Переспрашивать не разрешается. У последнего игрока ведущий спрашивает: "Какое слово ты услышал?". Если ребенок скажет слово, предложенное ведущим, значит "телефон исправный". Если же слово не то, ведущий спрашивает всех по очереди (начиная с конца), какое они услышали слово. Так находят того, кто "испортил телефон". Кто не правильно передал слово, занимает место ведущего.

3.В настроение

Ведущий шопотом, на ухо, одному из игроков говорит, какое выражение лица ему надо изобразить, для передачи того или другого настроения: "Сделай счастливое лицо" или "Сделай грустное лицо". Все остальные игроки отгадывают "настроение".

4.Ухо, горло, нос

Игроки становятся в шеренгу. Ведущий встает перед ними и говорит: "Каждый будет закрывать то, что буду называть". Дети должны закрывать только те части лица, которые называет ведущий. Он начинает поочереди называть и закрывать ухо, горло, нос, но при этом специально путать игроков. Кто ошибается, тот выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

5.Найди мяч

Игроки становятся в круг, близко друг к другу, лицом в центр круга. Ведущий выходит на середину круга. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Ведущий старается отгадать у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому участнику, он говорит: "Руки вверх!". После этих слов игрок должен сразу поднять руки вверх. Тот, у кого оказывается мяч, или кто, упустив его, стает ведущим.

6. Почтальон принёс посылку

Ведущий складывает в ящик вещи, игрушки, конфеты, фрукты. Поворачивается к игрокам и говорит: "Сегодня почтальон принес посылку и вам нужно отгадать, что там в нутри". Вызывает одного из игроков, тот должен описать что то из вещей, которые он там увидел (не называя их при этом), а остальные отгадывают. Выигрывает тот, кто больше всех отгадал из спрятанного в посылке.

7. Девочки-Мальчики

Описание игры
Девочки и мальчики садятся напротив друг друга. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Правила игры

  1. Девочки и мальчики садятся напротив друг друга.
  2. Игру начинают мальчики. Они по очереди называют любые имена девочек.
  3. Если находится девочка, чье имя произнесли, она встает, и еще раз называет свое имя и немного рассказывает о себе.
  4. После этого наступает очередь девочек, и они начинают называть имена мальчиков.

Примечание
Рассказы детей не должны быть очень длинными или очень короткими. Чтобы маленький авто портрет получился, ведущий должен помочь детям.

Упражнение «Снежный ком».

Участники группы сидят в кругу.

Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от негр называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся,до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

Упражнение «Сосед справа, сосед слева»

Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.

Упражнение «Чем мы похожи»

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой.

Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

Упражнение «Комплименты»

Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Своеобразное развлечение представляет собой так­же и упражнение типа «Снежный ком». Его принцип и позаимствован из известной забавы. Кто-то (в нашем случае - преподаватель) читает первую строчку - сту­дент ее повторяет; преподаватель читает вторую - сту­дент повторяет первую и вторую; читается третья - повторяются все три и т. д. В конце нужно повторить весь текст:

Один оригинальный официоз,

Два диких дикобраза,

Три трепетных тарантула,

Четыре чумазых чародея чесали череп чудака,

Пять пухленьких пигалиц приятно пели, плотно пообедав,

Шесть шустрых шакалов швырялись шелковыми широкополыми шляпами,

Семь смуглых сирот смотрели серые снимки,

Восемь волооких воробьев варили вишневое варенье,

Девять дюжих дурней дразнили деревянного дра­ кона, домогаясь: дядя, дай дыньки!

С каждой строчкой растет количество слов и услож­няется синтаксическая структура. Вспомогательным средством для запоминания является, как и в стихах, ассоциативная связь слов по звучанию - в каждой строчке все слова начинаются на одну букву/звук (ал­литерируют). Элемент абсурда помогает закрепить навык безассоциативного (нелогического) запоминания. Навык ступенчатого удлинения структуры смыкается с навыком синтаксического развертывания (см. §10), только в данном случае предлагается, развертывание линейное. Кстати, для этого удобнее всего варианты «снежного кома», сконструированного на основе одной структуры:

Мой друг.

Мой друг пошел в кино.

Мой друг пошел в кино один.

Мой друг пошел в кино один, а девочек не взял.

Короче говоря, возможности «снежного кома» весь­ма широки, и вы можете с помощью него решать раз­ные тренировочные задачи, строя упражнение, напри­мер, на материале нужной вам лексики. Труднее дается воспроизведение «снежного кома» на иностранном язы­ке; тогда можно предложить облегченный вариант за­дачи: каждый должен повторить лишь две соседние строчки. Вот один из примеров немецкого «снежного кома»:

Eine eigenartige Eidechse

Zwei zottelige Zollbeamten

Drei doppelseitige Deserteure

Vier vernünftige Veilchen sind voneinander vervoll­ kommnend verziert.

Fünf fromme Frösche fauchen, falls Flöhe fort­ springen.

Sechs saumseligen Südafrikanern sagt man: sie sollten sich saubermachen.

Sieben selbstvergessen singende Säuglinge suchen sorglos süße Suppe.

Acht allwissende Astronomen arbeiten allerlei Arten von Atommodellen aus.

Neun nutzlose Nichtskönner neigen sich nacheinan­ der, nachdem sie nebeneinander niederfallen.

Упражнение 9. Запоминание текста

Объем текста, который переводчик может запом­нить, - контрольный показатель мобилизованности его памяти на данный момент. Поэтому контрольные про­верки объема запоминания текста и упражнения такого рода желательно проводить регулярно на всех этапах обучения.

В таких заданиях для любого человека нет ничего принципиально нового. Еще в школе мы пересказыва­ли тексты и писали изложения. Но для переводчиков необходимы несколько иные требования при воспроиз­ведении текста. Рассмотрим возможные варианты:

1. Максимально точное воспроизведение фрагмен­та текста на родном языке. Начните с фразы, затем увеличьте объем до нескольких фраз, абзаца, страни­цы. Предпочтительно начинать с жанра официальной речи, текстов с максимально частотной лексикой или с художественной прозы, приближенной к разговорному стилю. Позже можно перейти к текстам с более слож­ными функционально-стилистическими характеристи­ками. Не исключены дополнительные задания, касаю­щиеся содержания текста или суждений по поводу его содержания. Текст вы зачитываете вслух или включае­те магнитофонную запись.

Проводя контрольные проверки длительное вре­мя, вы обнаружите парадоксальное явление: сначала будет заметен все увеличивающийся объем оператив­ной памяти, а затем - все большее количество слов при воспроизведении текста студенты будут заменять синонимами. Это - нормальное явление, свидетель­ствующее о том, что начал расширяться диапазон ва­риантов в активном словарно-грамматическом запасе родного языка. Значит, пришла пора возобновить бо­лее интенсивный тренинг механического запоминания, поскольку переводчику в его работе иногда требуется запомнить и повторить именно слово в слово, а не ва­риативно.

В дополнение можно по цепочке восстановить со­держание текста.

2. Те же задачи преследуют упражнения по запоми­нанию текста на иностранном языке (языке перевода).

    Выборка информации по определенной теме из прослушанного текста. Нужно выбрать и точно воспроизвести только информацию по теме, которую назвал преподаватель. Такого рода запоминание можно совмес­тить с тренировкой навыка переключения: прослушав текст на иностранном языке, тематически объединенную информацию воспроизвести на родном языке, и наоборот.

Воспроизведение фрагментов текста на незнакомом иностранном языке. Вряд ли переводчику доведется повторять в его работе значительные фраг­менты текста на совершенно незнакомом или мало­ знакомом языке. Но отдельные цитаты (скажем, на латыни, французском языке и т. п.), а также перечисление имен общественных деятелей (например, китайских, африканских), довольно объемные названия организаций - встретятся непременно. Поэтому навык воспроизведения фрагментов с до­вольно высоким качеством фонетического подражания хорошо бы иметь. Для этого преподавателю стоит за­пастись магнитофонными записями образцов речи на разных языках. Такого рода упражнения можно вводить на самом раннем этапе обучения. Более широкий круг задач можно обозначить, если в каче­стве материала для запоминания подобрать текст на близкородственном языке. На занятиях с переводчи­ками с немецкого таким языком оказался голланд­ский. После выполнения упражнения по запоминанию фрагментов голландского текста (это был юмористи­ческий рассказ, состоящий в основном из реплик пер­сонажей) интересно было обсудить содержание, сю­жет, дать характеристику персонажам. А будущие переводчики в результате такого упражнения приобретают навык извлекать, в случае крайней необходи­мости, информацию из текста на малознакомом язы­ке; очень полезно для переводчиков с немецкого будет запоминание текста на диалекте (баварском, нижне­немецком и др.).

    Воспроизведение поэтического текста. Это - облегченный вид запоминания. Он хорошо мобилизует речь и подходит в качестве «зарядки» в начале занятия, а также как способ переключения с одного типа тренинга на другой. Опыт показал, что для этой цели прекрасно подходят так называемые лимерики - их много в современной европейской дет­ской поэзии:

Es heulen nicht immer nach Noten die musisch begabten Cojoten, ohne Rücksicht auf Phon und dem Lärmschutz zum Hohn: für unsereins war" das verboten.

Ein Tischler - es war ein Chinese -

der aß so schrecklich gern Käse.

Er hatte Ideen,

Die ließen sich sehen:

Er schnitt den Käs" mit der Fräse.

Для запоминания сначала предлагаются первые две строки, а затем конец. Если задание окажется слишком трудным, материал можно давать так, как в упражне­нии «снежный ком ».

Оттенок абсурда в сюжете и современный язык делают лимерики плодотворным материалом именно для переводческого обучения. В обычных же стихах слишком «ожидаемое» содержание, которое наталки­вает на привычный, логический тип запоминания.

При проведении упражнений на запоминание тек­ста не забывайте контролировать темп воспроизведе­ния; иногда уместно вводить как прием тренинга усло­вие жесткой конкуренции: при затянувшейся паузе задание продолжает выполнять другой студент.

Упражнение 10. Внимание переводчика

При обучении устному переводу студенты с самого чала должны быть ориентированы на активное усвоение и воспроизведение звучащей речи в любой ситуации. Это специфическое «всасывающее» внимание переводчика полезно распространить и на письменный текст. Предложите студентам в качестве отдыха от устной работы в режиме «слух-голос» написать диктант, состоящий из слов, которые они часто видят в письменном оформлении, например:

Диктант 1. VOIMIX, KARL FAZER, BOUNTY, SN ICKERS, DOVE, HALLS, UNCLE BEN"S, NESCAFE C LASSIC.

Диктант 2. TOYOTA, MERCEDES-BENZ, NISSAN, CHRYSLER, CHEVROLET, RENAULT, PEUGEOT.

Вы можете использовать для диктантов, кроме названий товаров, марок, фирм, также имена известных общественных деятелей, географические названия - все то, что мы часто встречаем и в написании, Конечно, звуковой облик частотной лексики для устного переводчика наиболее значим, но связь его с графическим оформлением должна всегда поддерживаться, особенно это касается частотной лексики с нестандартным графическим и звуковым оформлением (в приведенных выше двух образцах диктантов вы видите в основном слова с графикой не немецкого происхождения). Иначе переводчик невольно сделает ошибку, опираясь при устном переводе на письменный текст - скажем, в случае устного перевода документа с листа или синхронного перевода с опорой на письменные материалы.

Упражнение 11.

Мнемотехника + логические

Инструкция ведущего (для группы ранее не знакомых друг с другом людей):

– Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется шикарная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих,– скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя. Все остальные члены группы в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.

Такое предложение наверняка вызовет оживление и улыбки. Возможен вопрос о том, можно ли оставить свое собственное имя, которое его носителя вполне устраивает. Безусловно, человек вправе оставить за собой любое имя. За каждым сохраняется и право изменить свое имя в течение тренинга. Использование игрового имени в тренинге не только сразу задает определенную игровую условность происходящему в группе и готовит участников к выходу за пределы житейски ограниченной реальности, но и способствует развитию рефлексивных процессов. Иногда только апробирование «чужого» имени позволяет осознать важность и принять полностью свое собственное имя. Кроме того, это интересная возможность побыть «другим», посмотреть на себя с непривычной точки зрения, а значит, осознать новые грани своей личности.

– А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, чье имя вы забыли. Дополнительное условие – называя человека, обязательно посмотреть ему в глаза.

Большое значение имеет то, какое имя предлагает первый из участников: если он не побоится рискнуть, то и другие выберут необычные, яркие имена.

Если в группе собрались люди, ранее уже знакомые друг с другом, то ведущему лучше настоять на использовании нетрадиционных игровых имен, чтобы не включались стереотипы привычных отношений.

Упражнение «Выявление соответствия индивидуального

и общего мнения»

Цель: актуализировать потребность к децентрации, готовность к восприятию (или даже допущению возможности существования) иной, отличной от собственной, позиции.

А. Все участники сидят в кругу. Одному из них предлагается пересадить всех, учитывая цвет глаз – от светлоглазых до темноглазых. Никто не имеет права корректировать его мнение в ходе выполнения задания.

После того как задание выполнено, кому-нибудь другому предлагается скорректировать полученную комбинацию по-своему. Затем то же самое предлагается выполнить следующему желающему.

Чаще всего кто-нибудь высказывает мысль о том, что у каждого свое видение, и сколько бы ни было «корректоров», каждый внесет свои изменения: «Каждый видит по-своему». Если же к этому выводу никто не приходит, руководитель сам подводит к нему, задавая наводящие вопросы.

Б. Предлагается одному участнику пересадить всех в соответствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голосом» свое имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу – от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участников по тембру голоса.

После нескольких попыток всем становится очевидным, что каждый «слышит по-своему». Таким образом, в первых двух упражнениях демонстрируется оригинальность зрительного и слухового восприятия.

Предлагается расставить участников «по теплоте рук» (желательно для выполнения упражнения выбрать самых стеснительных участников, поскольку это упражнение дает и терапевтический эффект, прикосновения увеличивают степень доверия участников группы). Первый участник берет в свои руки поочередно руки остальных (или пожимает руки в виде приветствия), а затем рассаживает всех по принципу «руки теплее – холоднее». Второй участник корректирует расположение участников в ряду.

В заключение всем участникам предлагается занять место, на котором ему хочется сидеть в данный момент. Членам группы предлагается обсудить, как при наличии таких больших различий в индивидуальном восприятии людям удается решать проблемы общения и взаимодействия.

В финале обсуждения желательно подойти к формулированию принципа: «Каждый имеет право чувствовать, видеть, слышать, думать по-своему; каждый обязан признавать это право за окружающими».

Рефлексия занятия

Занятие 2 (2 часа)

Цель: «расшатывание» психологического барьера эгоцентризма, формирование готовности увидеть точку зрения другого человека (толерантных установок в сознании).

Разминка

Сейчас мы поздороваемся друг с другом и сделаем это так: будем подходить друг к другу и здороваться. При этом каждый из партнеров использует свой способ приветствия, который должен быть невербальным. Со следующим партнером надо поздороваться тем способом, который использовал, здороваясь с вами, ваш предыдущий партнер. Если в какой-то из пар встретятся два одинаковых приветствия, то следующих своих партнеров эти два человека должны приветствовать новым способом.

В результате этого упражнения улучшается настроение, возрастает непринужденность поведения членов группы, сокращается дистанция в общении.

После упражнения нужно дать возможность участникам группы высказаться о своем актуальном состоянии, чувствах, впечатлениях.

заседанием методического объединения воспитателей

Зам. директора ГПОУ «САТ»

__________/В.А. Пилипенко

Занятие с элементами тренинга «Знакомство»

(адаптация студентов-первокурсников к техникуму)

Тренинговая работа является одной из наиболее эффективных форм работы со студентами. Групповая форма тренинга позволяет достаточно легко моделировать процесс межличностного взаимодействия, отрабатывать различные ситуации с учетом индивидуального уровня развития коммуникативной деятельности и уровня социально-психологической адаптации.

Социально-психологический тренинг (СПТ) предполагает совмещение информационной подготовки и тренировочных («игровых») упражнений с последующим анализом ситуаций, возникающих в ходе их выполнения.

Основной или стержневой целью СПТ является развитие компетентности в общении. Однако, это не единственная цель, которая стоит перед практикой социально-психологического тренинга. Ей сопутствуют и являются не менее важными две другие цели – развитие активной социальной позиции личности и повышение психологической культуры.

Цели тренинга предполагают решение следующих задач:

  • развитие процесса самопознания участников за счет снижения барьеров психологической защиты и перехода на личностный уровень общения;
  • осознание условий, влияющих на функционирование группы;
  • овладение умениями анализа индивидуальных, групповых и организационных проблем;
  • овладение приемами эффективного взаимодействия;
  • расширение диапазона творческих способностей.

Контингент: студенты 1 курса (возможно участие классного руководителя группы).

Цель занятия : оптимизация процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в техникуме.

Основные задачи :

  • знакомство с группой;
  • осознание личностных качеств и сценариев, проявляющихся в общении;
  • отработка навыков эффективного взаимодействия;
  • возможность проявления себя в группе и получение обратной связи;
  • приобретение навыков совместной деятельности;
  • определение статусно-ролевой позиции в группе;
  • создание позитивного микроклимата;
  • установка на взаимодействие, взаимопомощь и поддержку.


1. Введение

  • Вводная информация
  • Цели и задачи занятия
  • Прояснение запросов участников группы
  • Правила группы

2. Разминка

  • «Снежный ком»
  • «Слепой и поводырь»
  • Упражнения на восприятие себя через восприятие другими людьми («механизм обратной связи»)
  • «Интервью»
  • «Визитка»
  • «Я за тебя отвечаю»
  • «Дерево талантов»
  • «Факс»
  • Заключительная часть
  • «Образ группы»
  • Рефлексия (подведение итогов работы)

Для наиболее легкого и быстрого запоминания имен участников группы и возможности обращения к ним по именам, предлагаю заранее подготовить бейджи или визитки для каждого члена группы с указанием его имени, происхождения, краткой характеристики.

Перед началом тренинга необходимо раздать бейджи участникам группы, в том числе и кл. руководителю, и попросить аккуратно прикрепить их булавками к одежде.

Образец:

Введение

Общение людей друг с другом чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться эффективному общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это можно при помощи игровых упражнений. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности – общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, экспериментировать, проявлять творчество, искать более эффективные способы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».

Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое поведение в последующих ситуациях. Важно помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении других людей, чем свои собственные.

Правила группы

В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными. Они обсуждаются всеми членами группы и принимаются как основные правила взаимоотношений или отклоняются, при этом выдвигаются альтернативные правила.

  • Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как бояться показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область рассуждений. Но, основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения. Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
  • Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что…» - на такое: «Я считаю, что…». Отказываемся и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли…» - на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
  • Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».
  • Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
  • Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить.
  • Правило «Стоп». Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений.

Упражнение «Снежный ком».

Цель данного упражнения – создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение, знакомство с участниками тренинга.

Каждый участник группы называет свое имя и личностное качество, за которое его можно ценить, любить, уважать и т.д. Первый участник называет свое имя и качество, второй – называет имя и качество первого, затем свое и т.д. Таким образом, имена и качества нарастают как снежный ком. Последний участник называет всех.

Если вы уже достаточно хорошо узнали своих одногруппников, можете обозначить качества товарищей от своего имени, если нет, воспользуйтесь его визиткой.

Обсуждение:

  1. Что помогало выполнить упражнение?
  2. В каких случаях возникало волнение?
  3. Смотрели ли говорящие в глаза тем, о ком говорили?
  4. Как использовали приемы для запоминания?
  5. Смогли ли вы запомнить имена и характеристики всех участников группы?
  6. Часто ли пользовались визитками?

Упражнение «Слепой и поводырь».

Цель игры – формирование доверия к окружающему миру.

Я хочу предложить вам игру, в которой ваши глаза будут отдыхать, а вести вас будут руки, уши, интуиция.

Предлагаю вам разделиться на пары. Один человек из пары закрывает глаза (можно глаза завязать шарфом). Второй становится поводырем. Он должен провести партнера по всему помещению, обходя при этом препятствия. «Слепой» при этом должен довериться своему «поводырю», ни в коем случае не открывать глаза. Обойдя помещение, участники пары меняются ролями.

Ребята используют любые приемы для проведения своего партнера по всему помещению, кто-то держа его за руку, кто-то на своей спине, получается очень интересно.

Обсуждение:

  1. Кому из участников больше понравилось быть поводырем, а кому слепым.
  2. Что вы чувствовали в этих ролях.
  3. Когда я чувствовал неуверенность?
  4. Когда я чувствовал себя уверенно?

Следующие два упражнения взаимосвязаны между собой и вытекают одно из другого. Цель этих упражнений – самораскрытие, самовыражение, более подробное и близкое знакомство членов группы друг с другом, сближение коллектива.

Упражнение «Интервью» Выполняется в парах.

«У вас есть 20 минут в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке».

Упражнения «Визитка», «Я за тебя отвечаю».

Для выполнения упражнения участники садятся в круг.

Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе.

Ведущий может задавать уточняющие вопросы, помогая сделать «визитку» наиболее информативной.

Упражнение «Дерево талантов»

Цель: самораскрытие участников группы, формирование позитивного самовосприятия и восприятия других людей.

Материалы: нарисованное на листе ватмана «дерево талантов», вырезанные из цветной бумаги листочки, клей.

Перед вами – дерево талантов. Но на нём нет листьев, а только голые ветки. Наша задача – украсить своими талантами это дерево (раздаются вырезанные из цветной бумаги листочки, на которых каждый участник занятия пишет один или несколько своих талантов).

Заключение ведущего : Подойдите теперь к дереву ваших талантов, полюбуйтесь, какое оно красивое, несмотря на осенние холода и, когда все деревья уже сбросили свою листву, ваше дерево радует глаз обилием ваших лучших умений.

Образец уже заполненного дерева талантов одной группы,

а также оформленная аллея талантов первокурсников:

Упражнение «Факс»

Рекомендации ведущему . Для выполнения упражнения необходимо заготовить картонку с предложением «Мы лучшая группа!», ручку и бумагу. Можно подобрать спокойную музыку для выполнения упражнения, т.к. оно должно выполняться молча.

Все участники становятся в колонну или змейку один за другим. Последний участник получает неизвестное группе сообщение («Мы лучшая группа!»). Он передает сообщение по одной букве или символу (рисует пальцем на спине впереди стоящего). Каждый участник передает полученную букву (символ) следующему, выводя у него на спине. Участник, который стоит первым, записывает полученные буквы. Должно получиться предложение. Если кто-нибудь из участников не понял букву, которую ему передали, то хлопает себя по плечу, значит ее нужно повторить. Буквы лучше использовать печатные.

Обсуждение:

  • Довольны ли вы результатом работы?
  • Что помогало и что мешало выполнить задание эффективно?
  • Что можно сказать о слаженности работы группы?
  • Достаточно ли ответственно вы выполняли свои функции?

Упражнение «Образ группы»

«Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение группы как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например можно сказать: «Она похожа на клетку со львами, где прекрасные и могучие звери мало знакомые друг другу втиснуты в маленькое пространство. Прутья мешают им двигаться, теснота и тревога делают их агрессивными, и, помимо всего этого их еще кормят непривычной для них пищей». Другую группу можно было бы описать так: «Мерседес без мотора, который пассажиры должны приводить в движение, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед».

Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы вашей группе».
Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа может обсудить следующие вопросы:

  • Есть ли во всех этих образах что-то общее?
  • Все ли образы вам понравились?
  • Почему возникли те или иные образы?

Во второй части упражнения участники создают метафоры, характеризующие идеальную группу, то есть такую, в которой они могли бы учиться с радостью и увлечением. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общее во всех метафорах и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены группы.

Рефлексия . Эта процедура завершает занятие.

Необходимо выслушать каждого члена группы, узнать о его эмоциональном состоянии, дать возможность высказать свое отношение к происходящему. Обсуждение может направляться следующими вопросами:

  • С какими чувствами вы заканчиваете занятие?
  • Какое упражнение для вас было самым эффективным?
  • Что помогало и что мешало вам выполнять задания?
  • Что открыли нового для себя вы на этом занятии?
  • Довольны ли вы результатом нашей работы?
  • Что вы можете сказать о слаженности вашей группы?

Данная процедура (рефлексия) может выполняться и в виде анкетирования.
«Вам нужно закончить предложения, которые даны в анкете, и тем самым высказать свое отношение к происходящему. Будьте предельно откровенны, так как ваше мнение поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для всей группы в целом.»


Анкета «Откровенно говоря…»


Мое имя

  • Если оценивать мое внутреннее состояние по 10-бальной шкале то:

самочувствие - …

активность - …

настроение - …

  • Во время занятия я понял, что…
  • Самым полезным для меня было…
  • Я не смог быть более откровенным, так как…
  • На занятии мне удалось…
  • На занятии у меня не получилось…
  • На следующем занятии я хотел бы…
  • На месте ведущего я…