Японские луки. Японский лук — древнейшее оружие Японский длинный лук

弓 , «лук») представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один (низ) к двум (верх). В современной Японии используется во время занятий кюдо (яп. 弓道 кю:до: , «путь лука») . Традиционные луки изготавливаются из слоёного бамбука , дерева и кожи , используя технологии, не меняющиеся веками, хотя существуют более дешёвые аналоги изготовленные из стекло- и углеволокна .

Форма

Юми - асимметричный лук, с расположением рукоятки приблизительно в одной трети длины лука снизу. Существуют несколько гипотез возникновения такой формы. Основная гипотеза гласит, что такая форма необходима для стрельбы с лошади с возможностью свободного прицеливания в любую сторону. По другой гипотезе данная форма нужна для стрельбы из положения сидя. Также существует гипотеза, что такая форма возникла во времена до изобретения композитного лука для компенсации различий свойств древесины по удалению от корня. Без тетивы лук выгибается в противоположную сторону

Тетива

Цуру (яп. 弦 , «тетива ») для юми традиционно изготавливают из пеньки , но большинство современных лучников используют синтетическую тетиву из таких материалов, как кевлар из-за большей долговечности. Обычно тетиву не меняют до самого обрыва. Место контакта со стрелой усиливают дополнительной нитью с клеем, что позволяет защитить тетиву и более надёжно удерживать стрелу.

Отношение к луку

Серьёзно занимающиеся кюдо относятся к луку с уважением, как к предмету великой силы, говорят, что лук содержит часть души человека его изготовившего. Ученик никогда не должен переступать лук лежащий на земле, что рассматривается как неуважение. Обычно к луку относятся так, как хотели бы, чтобы относились к ним, например храня подальше от жары или холода, в сухом, но не слишком, месте. Также считается неуважительным трогать лук без разрешения его владельца.

Уход

Бамбуковый лук требует внимательного ухода . Без этого лук может потерять форму и стать бесполезным. Форма лука может измениться в худшую сторону, и для исправления может потребоваться приложение давления через специальные болванки, или оставление его с натянутой тетивой или, наоборот, без тетивы на некоторое время. Если лук принял примерно плоскую форму, то его оставляют без тетивы. При чрезмерном выгибании лук оставляют с тетивой. При хорошем уходе лук может прослужить многим поколениям, в противном случае его жизнь будет коротка.

Длина лука

Выбор лука зависит от роста владельца.

Рост Длина стрелы Рекомендуемый лук
< 150 см < 85 см Сансун-дзумэ (212 см)
150-165 см 85 - 90 см Намисун (221 см)
165-180 см 90 - 100 см Нисун-ноби (227 см)
180 - 195 см 100-105 см Ёнсун-ноби (233 см)
195-205 см 105-110 см Рокусун-ноби (239 см)
> 205 см > 110 см Хассун-ноби (245 см)

История

Напишите отзыв о статье "Японский длинный лук"

Отрывок, характеризующий Японский длинный лук

– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c"est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l"ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.

АКТУАЛЕН НА 2019-2020 год
!!Если вы что-то выбрали, можно отписаться под записью в разлогиненном виде, чтоб и сюрприз не испортить, и без дублей!!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Дарить можно в любых количествах, а если много людей подарят одно и то же, то не страшно.
- Под вышивку - шкатулки, подносы, подстаканники, магниты, брелки, полотенца - т.е.: все, куда вышивку можно вставить или прям на этом вышить.
- подарочные карты в книжные магазины Москвы, а еще лучше в
- вкусные сушеные фрукты! МНОГО)/ Вот вкусные

(можно дарить денежку на конкретную вещь, как часть оплаты, я с удовольствием добавлю и куплю подарок)

ВЫШИВКА
НЕ НАДО: пяльцы, рамы, бобинки, магнитики, органайзеры для вышивки.
НАДО:
- волшебные держатели для канвы
- Красивые деревянные штуки, куда можно вставить, пришить вышивку или и
- Шкатулки под вышивку , необычные рамки
- тубус (ролл) для хранения отшитых работ или . Или еще где.
- красивые ткани под вышивку ручного крашения ,
- рамки для вышивки
- набор Mill Hill LB30-1712 Moroccan Mares НА ЛЬНЕ
- ЗАНЯТО набор «Кот Баюн» Owl Forest

КНИГИ
- ЗАНЯТО "Властелин Колец" Толкин Джон Рональд Руэл
- Иэн Нейтан: Питер Джексон и создание Средиземья: Всё, что вы можете себе представить -
- ЗАНЯТО Алистер МакГрат "Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию"

РАЗНОЕ

Приятности косметики от http://cafemimi.ru/
- Мыло густое Тайское Манго и Кокос

Держатели для книг красивые
- Кошка https://www.wildberries.ru/catalog/9745126/detail.aspx?targetUrl=GP
- ЗАНЯТО Девушка в библиотеке https://www.wildberries.ru/catalog/4137299/detail.aspx?targetUrl=GP

Из не совсем вещественного
- сертификат на МК по керамике
- билеты в кино/театр (не на грустное, пожалуйста), на мюзиклы НЕ русские (разочарована раз и навсегда), в IMAX
- конная прогулка

Всегда буду рада сделанному собственными руками:0)

Не дарите, пожалуйста, колец, сережек, картин, статуэток, свечек, благовонных палочек и мягких игрушек.

Решила с 2014 года вести список "сбывшихся" подарков)
- Спасибо, Света, за набор для открыток из акварельной бумаги в жестяной коробочке!
- Спасибо, Наташа, за электрическую соковыжималку для цитрусовых! ням!
- Спасибо, Света, за сумку для рисовальных принадлежностей Derwent Carry All!
- Спасибо, Наташа, за книгу "Привычка к творчеству" Твайлы Тарп (как только нашла!)
- Спасибо, Катя Б. ;), за книги на английском (ты мегакрута!): "The Practice and Science of Drawing" от Harold Speed. "Freehand Sketching: An Introduction" от Paul Laseau. "The Creative License: Giving Yourself Permission to be the Artist You Truly Are" и "Everyday Matters" от Danny Gregory. "The Awe-manac: A Daily Dose of Wonder" от Jill Badonsky.
- Спасибо, Наташа, за Anne & Todd McCaffrey - Dragon Harper!
- Спасибо, Света, за
- Спасибо, Катя Д., за капиллярные ручки Micron Sakura разной толщины и цвета! И шлоколадку с апельсином;)
- Спасибо, Катя Б., за билет на оперетту "Граф Орлов"!
- Спасибо, Наташа, за Кэти Джонсон: Артбук. Ваша жизнь в словах и рисунках
- Спасибо, Света, за МК «Рисуем камни и скалы акварелью, используя приёмы китайской живописи»!
- Спасибо, Наташа, за всего Шерлока Холмса!!
- Спасибо, Катя Д. за курс по обработке акварели!
- Спасибо, Света, за тканевый фотофон!
- Спасибо, Света, за органайзер для игл и ниток Низанку!
- Спасибо, Катя Б., за билет в Планетарий!
- Спасибо, Катя Б., за поход в Большой театр!
- Спасибо, Наташа, за Брайан Петерсон "В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии"
- Спасибо, Света, Роберт Энсон Хайнлайн "Чужак в стране чужой"
- Спасибо, Света за косметические приятности от Сafemimi
- Спасибо, Катя Д., за Большая энциклопедия вышивки. Английская Королевская школа вышивки. Полное руководство по стежкам.
- Спасибо, Света за "Время, занятое жизнью. Размышления волшебницы Земноморья" Ле Гуин Урсула

Лучник в костюме самурайского воина стреляет в цель из лука в Sumida Park в Токио

Искусство стрельбы из лука в средневековой Японии было известно под общим термином сягэй («умение стрелять из лука»), хотя в настоящее время его больше знают как кю-дзюцу («искусство или техника лука») или кю-до («путь лука»). Для средневекового японского воина значение слов «война» и «лук и стрела» (юми-я) были синонимами. О боге войны Хатимане люди говорили, как о юми-я-но-хатиман; левая рука по-японски юндэ (юми-но-тэ - «рука, в которой держат лук»). Вообще, японцы всегда считали левую руку более важной по сравнению с правой. Интересно, что если у человека отсутствовал мизинец на левой руке, то предполагалось, что он уже не сможет хорошо владеть мечом. Видимо, отсюда проистекает обычай отрезания собственного мизинца на левой руке в качестве искупления за серьезный проступок. Эта традиция сохранилась в среде японской мафии якудза до наших дней.

Резкий взлет интереса к луку у древних японцев наблюдается во второй половине периода Ямато (300-710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV - начале V веков. Это вызвало революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, приходят всадники с луком и длинным мечом. Однако лучник итэ, также называемый юми-тори («держатель лука») или ума-юми («конный лучник»), в древней Японии был обязательно знатным воином. Военная аристократия буси и придворная знать кугэ с детства обучались обращению с луком. Размеры армии в древней Японии также измеряли по количеству луков, то есть количеству знатных хорошо вооруженных всадников. Для сравнения - в средневековой Европе армию исчисляли по количеству копий, то есть количеству рыцарей, чьим основным оружием было копье. На протяжении X и в начале XI веков растущая доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить курс, чтобы перегруппироваться. Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел».

Детали лука «дайкю»:

  • дзюхацу - утоньшение на концах плечей лука перед рогами, на которые ложится тетива
  • ката - плечо лука
  • юдзука - рукоять лука
  • ю-хадзу - концы лука
  • отоканэ - рога лука
  • цуру - тетива

Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: примерно две трети длины лука находятся выше рукояти, и только одна треть - ниже. Это позволяло конному лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня.

Большой боевой лук дайкю имел среднюю длину 2,2 м, но некоторые известные экземпляры доходили до 2,5-2,8 м. Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юми-си использовали большой деревянный блок юдамэ с прорезями, один конец которого лежал на полу, а другой был приподнят над землей примерно на 0,5 м.

Деревянный блок юдамэ для изготовления лука

Тетива лука цуру делалась специальными мастерами цура-саси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству - от прочной, сильной тетивы для боевых луков до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основном для спортивных и охотничьих луков. На концах плечи лука (ката) утоньшались, образуя рога (отоканэ), к которым крепилась тетива. Рога иногда покрывались металлом; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук, часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.

Оценить силу лука можно было, сосчитав, сколько требуется человек, чтобы натянуть его. Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннин-бари. Запасную тетиву гэн носили в колчане или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной. Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч. Безусловно, сложносоставные луки азиатских кочевников были известны и в Японии, но японцы их применяли редко. По такой конструкции делались только короткие луки. Вероятной причиной этого факта служит то, что рога и жилы, необходимые для таких луков, поступали от убоя скота, а скота держали немного, потому что большинство японцев были буддистами и для них было отвратительно есть мясо и вообще касаться чего бы то ни было, что происходит от мертвых животных.

Подобно большинству азиатов, японцы оттягивали тетиву большим пальцем правой руки, держа его согнутым под стрелой; указательный и средний пальцы упирались в ноготь большого. Для этого требуется, чтобы стрела находилась с правой стороны лука с точки зрения лучника, а не с левой, как при натягивании тетивы указательным и средним пальцами. В отличие от китайцев японцы, очевидно, не пользовались кольцами из камня или слоновой кости для защиты большого пальца, вместо них они носили кожаную перчатку югакэ. Перчатки, которые носили во время тренировки, часто прикрывали только указательный и средний пальцы, и у них был увеличенный большой палец, укрепленный роговиной или кожей в том месте, где он соприкасается с тетивой. Во время боя, когда такая перчатка мешала бы обращению с мечом или даже со стрелами, надевалась пара более обычных перчаток, опять-таки усиленных, но только небольшим куском второго слоя кожи с внутренней стороны большого пальца правой руки. Два средних пальца перчатки, средний и безымянный, часто почему-то отличались по цвету от других.

Перчатки югакэ. Период Эдо

Для того чтобы натянуть тетиву, лучник поднимал лук над головой, чтобы не задеть лошадь, затем, опуская лук, он разводил обе руки так, что в конце концов левая рука была вытянута прямо, а правая кисть находилась около уха. Другой стиль, использовавшийся пешими воинами, напоминал европейский - когда начиналось натягивание тетивы, лук держали горизонтально на уровне талии.

Действия всадника при стрельбе из лука

Действия пехотинца при стрельбе из лука

Угол эффективной стрельбы из лука всадника в доспехе о-ёрой

Существовали в Японии и различные варианты короткого лука, известного под общим термином ко-юми или сёкю («малый лук»). Наибольшее распространение из коротких луков получил ханкю. Это был сложносоставной симметричный лук, длиной 50-90 см, изготавливаемый с использованием дерева, китового уса и сухожилий. Ханкю, вероятно, происходит от корейского лука, который в свою очередь является разновидностью монгольского лука. Несмотря на свои скромные размеры, он обеспечивал высокую начальную скорость полета стрелы и был весьма эффективным оружием на ближней дистанции. Ханкю вместе с небольшими стрелами (по длине примерно равными длине лука) обычно хранили в лакированном кожаном футляре. За небольшие размеры и высокую эффективность ханкю любили и шпионы-диверсанты синоби. Каго-ханкю часто брали в дорогу даймё, так как он позволял стрелять не выходя из паланкина.

Вопреки распространенному мнению, японцы знали и использовали арбалет, хотя широкого распространения он и не получил. Японцы впервые познакомились с арбалетом в 618 г., когда корейское государство Когурё передало Японии двух китайских пленников и несколько образцов нового оружия. К 672 г. арбалеты уже активно использовались в военных операциях. В 860-х годах японское правительство, опасаясь возможного вторжения со стороны корейского государства Силла, приказало снабдить арбалетами ряд стратегических постов на побережье, где высадка противника была наиболее вероятна. В 894 г. арбалеты применяли в морском сражении между корейским и японским флотами. Применяли японцы и арбалет, стрелявший камнями.

Арбалеты исиюми. Предназначены для стрельбы камнями

Магазинный арбалет докю

Варианты как для стрельбы стрелами (болтами), так и для стрельбы камнями были весьма компактными: размах лука так же, как и длина ложа, равнялись примерно 60 см. Ложе было отделано костью или китовым усом и часто богато украшено. Совсем редко встречаются образцы магазинного арбалета докю, вероятно, скопированного с китайских моделей. Интересным замаскированным оружием является веер-арбалет. В сложенном состоянии он представлял собой обычный веер, а при его раскрытии натягивалась тетива и производился выстрел. Конечно, дальнобойностью такой арбалет не отличался, зато имел элемент неожиданности.

Стрелы я делались мастерами по изготовлению стрел я-хаки. Древко ягара обычно было из бамбука. Он срезался в ноябре или декабре, когда бамбук был в наилучшем виде, и для изготовления древка с него счищали кору и наросты. Ушко для тетивы вырезалось сразу над одним из наростов, для прочности на конце, удаленном от корня растущего растения. Таким образом, древко несколько сужалось от наконечника к пяте стрелы. Каждое древко размягчали в горячем песке, а затем старательно выпрямляли, применяя зазубренную палку в качестве рычага. На лучших комплектах стрел периода Эдо (1603-1868 гг.) можно видеть, что древки сортировались так, чтобы наросты были на одном уровне при расположении стрел в колчане. Выше пяты и под наконечником стрелы были отделаны тканью или нитями, сверху покрытыми лаком, чтобы предотвратить расщепление древка в этих уязвимых точках, и во многих случаях на обмотке пяты стрелы красным лаком ставилась подпись мастера.

Детали стрелы «я»:

  • куцумаки - обмотка древка стрелы под наконечником
  • я-хадзу - ушко для тетивы
  • ягара - древко
  • я-но-нэ - наконечник
  • ябанэ - оперение
  • я-саки - острие

В оперении использовались все виды перьев, но большей частью это были перья орлов, ястребов, журавлей и фазанов.

Наконечники стрел я-но-нэ (или ядзири) изготовлялись специальными кузнецами. Иногда последние ставили свою подпись или на самом клинке, или мельчайшими иероглифами на хвостовике.

Наконечники были самых разнообразных форм, размеров и делались из различных материалов в зависимости от назначения. Стрелы с костяными или роговыми наконечниками назывались цуноги и использовались для охоты. Наконечники боевых стрел, конечно, были стальными. Многие наконечники были огромных размеров и часто со множеством ажурных украшений; очевидно, они не предназначались для стрельбы, а использовались при различных церемониях.

Наконечники хикимэ свистящих стрел кабура-я. Стрелы с такими наконечниками издавали свистящий звук и использовались для сигнализации в битве и конных соревнованиях ябусамэ.

Кроме боевых стрел каждый самурай носил в колчане одну «родовую стрелу» с указанием его имени. Она была предназначена не для боя - по этой стреле узнавали убитого после сражения. Стрелы носили в колчанах, прикрепленных сбоку или за спиной. Все многообразие колчанов - военных, охотничьих и декоративных - можно разделить на две группы: открытые и закрытые. В первых стрелы были отделены одна от другой; таким образом сохранялись их перья и стрелок в любой момент мог ими воспользоваться. В этих открытых колчанах могло помещаться до 50 стрел, хотя обычно было 24.

Колчан эбира. К нему прязана катушка для запасной тетивы (цурумаки).

Открытые богато декорированные колчаны хэйкороку носила дворцовая стража дзуидзин; в них стрелы были выстроены за спиной подобно павлиньему хвосту.

В закрытых колчанах стрелы были надежно защищены от капризов погоды, но они были весьма неудобны, когда надо было быстро пускать одну стрелу за другой. Тем не менее, хотя перья могли оказаться несколько помятыми, если стрелы были непрочно закреплены внутри, конные лучники всё-таки предпочитали закрытые колчаны, потому что они лучше защищали стрелы при быстрой езде (часто по пересеченной местности) в любую, даже самую плохую погоду.

Колчаны ядзуцу

Три колчана уцубо

Расположение стрел в колчане уцубо

Ящички для стрел я-бако и подставки для луков и стрел (тядо-какэ) всегда стояли на видных местах в доме знатного буси.

Состязяния конных лучников вызывали особое восхищение у изнеженных придворных на протяжении всего периода Хэйан (794-1185 гг.). Обучение стрельбе с мчащегося коня было более аристократическим как по природе, так и по традициям. Это искусство требовало хорошей координации при управлении галопирующим конем и одновременном выпускании одной за другой стрел по ряду разнообразных мишеней, которые могли быть как неподвижными, так и движущимися. Среди популярных форм стрельбы из лука были: стрельба по трем мишеням, стрельба по мишени «шапка из бамбука», стрельба по собакам, охота на собак, охота на птиц и крупная охота на оленя, медведя.

Состязание инуоумоно. Изображение на ширме периода Эдо.

Стрельба по собакам состояла в том, что пускали собак на огороженную площадку и затем гоняли их по кругу, стреляя по ним с коня. 36 конных лучников делились на три группы по 12 всадников в каждой. Каждой группе по очереди разрешалось входить в круг, куда затем запускалось по 50 собак для каждой группы. Отвращение, возникавшее при этой бессмысленной бойне, углубленное распространением буддизма в японском обществе, привело к эдиктам, согласно которым лучники в этой стрельбе по собакам должны были пользоваться несмертельными стрелами с большими деревянными круглыми наконечниками, в то время как на собак следовало надевать специальные доспехи на мягкой подкладке. В этом измененном виде, лишь иногда с небольшими отступлениями, обучение и состязания продолжались веками.

Японские лучники отличались не только меткостью, но также скорострельностью и выносливостью. Известно, что в 1686 г. некто Вада Дайхати послал 8133 стрелы из одного конца Сандзюсангэн-до (Зала 33 столбов и арок) в другой за 24 часа непрерывной стрельбы с заката до заката. Скорострельность составляла в среднем 5 стрел в минуту. Однако в 1852 г. этот рекорд был побит. Цурута Масатоки в том же самом зале за 20 часов непрерывной стрельбы выпустил 10050 стрел, из которых 5383 попали в центр мишени, а средняя скорострельность составила 9 стрел в минуту. Стрельба из лука практикуется в Японии и сегодня. Высокоритуализованное искусство стрельбы из лука кю-до практикуется во многих школах и высших учебных заведениях. Считается, что оно развивает координацию, выдержку и воспитывает характер. 15-16 сентября каждого года в городе Камакура проводятся соревнования по стрельбе из лука с лошади.

КЮДО – стрельба из лука. Из всех , трансформировавшихся в середине ХХ в. в спортивные виды, кюдо в наибольшей мере сохранило свою первоначальную форму.

Кю-дзюцу (японское искусство стрельбы из лука)

Знатоки японского оружия знают, что Японию издавна называют Страной Длинных Луков. Лук – самое старое японское оружие , а с учетом природных условий страны – самое выгодное. Бой на кораблях, в труднодоступных горных массивах, оборона обрывистых берегов, лесные засады – лук везде является самым важным оружием. Конный лучник мог справиться с группой атакующей пехоты, либо убежать от группы не вооруженных луками преследователей, при этом стреляя с разворота назад. При правлении сегунов конная езда и владение луком были разрешены только высокородным самураям.

В то время, когда лук имел военное значение, хороших лучников отмечали. Лучших брали охранниками императорских садов (фактически – дворцовая стража), либо в личную охрану сёгуна.

После отражения монгольского вторжения среди лучников стали проводиться “турниры-марафоны”, где нужно было стрелять быстро и в течении долгого времени, сохраняя при этом точность. В хрониках отмечено много достижений японских лучников на этих состязаниях. В 1686 году в Киото лучник Вада Деихати выстрелил в течении 24 часов 8 тысяч стрел, попадая раз за разом в мишень на расстоянии ста метров. В 1852 году лучник Масатоки повторил это достижение. В течении двадцати часов он выпустил в цель 10 тысяч стрел, попав 8 тысяч раз. Японцы использовали луки разных типов. Женщины пользовались небольшими луками адзуса-юми . соревновались с луками аудзумэ-юми , в бою пользовались луками ханкю и ёкю , реже – луком монгольского типа ёко-юми . Лучники-снайперы пользовались огромными луками дайкю . Для стрельбы использовались разные типы стрел. Фактически, каждый крупный род использовал свою форму наконечников. Особым искусством было изготовление колчанов, отделка колчана показывала ранг самурая.

Монгольское вторжение продемонстрировало японцам непривычную тактику использования луков – групповую стрельбу конных лучников. Хотя тайфун и помог избежать опасности, но стало ясно, что нужно думать об обороне страны в случае массированного вторжения. Была сделана ставка на повышение индивидуального мастерства конных лучников отдельных самурайских родов, когда каждый из родов отвечал за оборону своего участка побережья. Воины, пережившие пятьдесят дней битв, сделали упор на два аспекта стрельбы из лука: физическую выносливость лучника, и его психическую устойчивость. В поисках тренировочных методов взоры обратились к . Требовалось научить воинов быстрому техничному натяжению лука (без лишних затрат сил) и стрельбе без прицеливания (а, следовательно, без смещения линии стрельбы), ибо в условиях битвы прицелиться практически невозможно. Однако со временем боевое значение лука сошло на нет. Кюдзюцу (искусство стрельбы из лука) превратилось в (путь стрельбы из лука) – не , а систему духовного самосовершенствования, где лук и стрелы – просто инструмент для самопознания.

Инуоумоно

Упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня, вид спорта буси. ИНУОУМОНО представляло собой стрельбу по собакам тупыми стрелами. В центре конного манежа веревкой окружался круг диаметром около 14,3 м. Внутри него выделялся круг меньшего диаметра…

Касагакэ

При практике КАСАГАКЭ стрелки пускали коней галопом по специальной дорожке по направлению к мишени и с середины ее начинали выпускать стрелы по обтянутой кожей деревянной мишени диаметром около 50 см., установленной на расстоянии около 15 м в стороне от дорожки…

Ябусамэ

Церемония синто, проводимая для отпугивания злых духов и гадания, и упражнение в стрельбе из лука (кю:дзюцу) с коня по мишеням. ЯБУСАМЭ включает 4 элемента: сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелу в небо и в землю для установления вечного мира между ними…

Тяжелые юми обычно использовали в морских сражениях. Огромные стрелы поражали вражеские лодки. Этот лук имеет двухтысячелетнюю историю. В настоящее время он используется для занятий кюдо и различных обрядов.

Особенности юми

Традиционный японский лук изготавливают из дерева, бамбука и кожи. Современные аналоги создают из угле- и стекловолокна. Японский лук - оружие асимметричной формы. По одной из версий, такая форма более удобна для стрельбы с лошади. Также из юми можно стрелять с колена и стоя.

Техника стрельбы из лука

Особенность японского лука в том, что стрелок использует более длинные стрелы, натягивая тетиву за ухо. При этом стрела удерживается неподвижно одной рукой, а другая натягивает тетиву луком. Европейская техника предусматривает натягивание стрелы той рукой, в которой лучник держит стрелу. Всадник поднимал японский лук юми вверх и разворачивал его вертикально.

Пешие войны во время похода держали лук сбоку. При стрельбе юми также поднимали и разворачивали. Захват стрелы производился с помощью специального костяного кольца. Иногда вместо него использовали перчатки с кожными накладками. После выстрела лук свободно проворачивался в руке. Такая техника наименее травмоопасна, но требует долгих тренировок. Наконечники стрел полые. Поэтому при полете они издают характерный свист. Считается, что так стрелок отпугивает злых духов и устрашает своих врагов. Свист стрелы также был сигналом о начале боя.

Лучники и их оружие

Японские лучники отличались выносливостью и скорострельностью. Опытный мастер поражает мишень с расстояния Тетиву для юми делали из пеньки. Современные лучники предпочитают ей различные синтетические материалы. Тетиву не меняют до обрыва. Место, в котором стрела соприкасается с тетивой, усиливают нитью с клеем.

Отношение к юми

Люди, занимающиеся кюдо (японское искусство стрельбы из лука), верят, что юми содержит часть души изготовившего его мастера. Поэтому к нему относятся как к живому человеку, защищают от жары и холода. К луку нельзя прикасаться без разрешения его владельца. Также нельзя переступать через лежащий на земле лук. Юми нужно хранить в помещении с определенной влажностью воздуха, чтобы он не потерял свою форму. При этом можно корректировать форму лука, натягивая и ослабляя тетиву. Также для этого используют специальные приспособления. При должном уходе юми может прослужить своему хозяину несколько десятилетий.

Искусство стрельбы из лука

Кюдо относят к традиционным боевым искусствам. В середине ХХ века оно трансформировалось в вид спорта. Кюдо появилось во времена монгольского нашествия на Японию. Тогда начали создаваться первые школы по стрельбе. Большое внимание уделялось воспитанию духовной личности воина. Поэтому кюдо для японцев - это еще и образ жизни. На это искусство огромное влияние оказал дзен-буддизм.

Стрельба из японского лука стала особым ритуалом. Она значительно отличается от традиционной европейской техники. При стрельбе большая часть лука находиться под держащей его ладонью. Диаметр мишени - 36 см. Расстояние до нее - 28 м. Мастер должен соблюдать все формы и правила кюдо. Это гораздо важнее попадания стрелы в цель. В Японии этим боевым искусством занимается 500 тысяч человек. Это государство издревле называют Страной Длинных Луков.

Учить стрельбе начинали с детства. Будущий лучник удерживал в вытянутой руке тяжелый посох, постепенно увеличивая время. Юми изготавливали из дешевых природных материалов. Поэтому японский длинный лук был самым доступным оружием.

Использование в бою

Юми незаменим в любых природных условиях. Его использовали в морских боях, для обороны берегов, горных массивов, лесных засад. Опытный лучник на коне легко справлялся с группой пехотинцев. Удобна форма лука позволяла ему стрелять в любую сторону, резко поворачивая корпус. Такое занятие было обычным делом для благородных самураев. Для обезвреживания война с луком необходимо было убить его коня. Менее состоятельные японцы становились пешими лучниками. Их использовали для штурма замков и других укреплений. Войны выстраивались в несколько рядов. Каждая линия выпускала стрелы поочередно, пока другие лучники готовились. Это позволяло обрушить на противника непрерывный град из стрел. С изобретением мушкетов эффективность использования конных лучников стала минимальной. Но самураи не прекращали заниматься этим искусством. В их резиденциях создавались огромные стрельбища, на которых устраивались соревнования. Юми также применяли для охоты. Убийство конным лучником оленя было редким событием. В этом случае в семью самурая отправляли гонца с сообщением.

Турниры

Лучших лучников набирали для охраны сегунов и в дворцовую стражу императора. Среди них проводились турниры, на которых оценивалась не только точность стрелка, но и его скорость и выносливость. Лучник Вади Деихати в 1686 г. за сутки выпустил 8 тысяч стрел, каждая из которых поразила мишень. Лишь через 150 лет другой стрелок, Масатоки, повторил его достижение. Японские женщины пользовались небольшими луками - адзюса-юми.

Ханку, екю, еко-юми, дайкю - названия боевых типов луков. Таби-юми - складной лук. Ко-юми - лук ниндзя. Каждый род самураев пользовался стрелами с особой формой наконечников. По отделке колчанов можно было определить ранг война. Изначально кюдзюдзу считалось искусством стрельбы из лука. Его главной целью было повышение физической выносливости и психологической устойчивости война. Мастера кюдзюдзу защищали границы побережья от монгольского вторжения. Постепенно воинское искусство превратилось в систему для духовного совершенствования кюдо.

Материалы

Лук изготавливали из японского тиса и укрепляли пластинами бамбука. Все части лука смазывали рыбьим клеем и стягивали. Затем изделие обтягивали конопляными нитями и покрывали лаком. Луки генералов обматывали по всей длине. Тетива изготавливалась отдельно специальными мастерами. Ведь она считалось самой важной частью оружия. Для ее изготовления использовали сухожилия животных, кожу, шелк и другие материалы. Тетива также обматывалась нитью. Во время натягивания тетивы на лук мастер зажимал в зубах дополнительную петлю на ней. Лук хранили в специальном чехле из кожи или материи. К колчану война крепили деревянный футляр с запасной тетивой, намотанной на специальную катушку. Стрелы изготавливали из прочных и легких пород дерева. Некоторые стрелы склеивали из четырех фрагментов и обматывали пальмовым лыком. Затем стрелу сушили, проверяли и балансировали с помощью оперения. Чаще всего использовали перья филина и орла. На задней стороне стрелы делали выемку для тетивы.

Наконечники делали из камня, рогов животных. Затем их сменили на бронзовые и железные. Наконечники вбивали в стрелу и закрепляли обмоткой. Их форма зависела от назначения. Существовали "родовые" наконечники. На них изображался фамильный герб. Такие стрелы оставались в колчане и не использовались в бою. По ним опознавали самурая в случае гибели. Колчаны были двух типов - открытые и закрытые. В первых стрелы отделялись друг от друга перегородками. Так их оперение не повреждалось. Стрелу можно было легко извлечь из колчана. От выпадения их удерживали специальные шнуры. Закрытые колчаны надежно удерживали стрелы и защищали их от дождя. Они закреплялись на спине или поясе война двумя кожаными ремнями. Лук и колчан хранили в доме на специальных подставках. Обычно длина стрелы не превышала 1 м, средний диаметр - 14 мм, масса - 80 г.

Левая рука

Войны считали свою левую руку, в которой держали лук и меч, более нужной, чем правая. Самурай повредивший левую конечность считался бесполезным в бою. У японских якудза сохранился обычай отрезать себе палец на левой руке в знак признания своей вины. До сих пор жители Страны восходящего солнца с почтением относятся к лучникам и японскому луку. Фото со стрелками любят делать туристы, путешествующие по этой стране.

Некоторые термины

Иноуномо - упражнение, в котором конный лучник стрелял по собакам тупыми стрелами. При этом пространство ограничивалось веревками. Касагакэ - еще одно упражнение. Конные стрелки должны были преодолеть определенное расстояние и поразить мишень.

Ябусаме - специальная церемония, которая включает изгнание злых духов, гадание и стрельбу из лука. В ее начале один из стрелков выпускает стрелу в небо в знак вечного мира.