Даосская практика дыхания. Работа внимания при выполнении полного дыхания обратного круга. Упражнение «возвращение весны»

Дыхательная гимнастика имеет в Китае древние корни. В известном даосском сочинении «Баопу-цзы» (начало IV в.) ученый даос Гэ Хун писал, что с помощью дыхательных упражнений можно «исцелить все болезни, оградить себя от змей и тигров, находиться под водой и ходить по воде, избавиться от голода и жажды и продлить свою жизнь».

В «Истории поздней Хань», в биографии Ван Чжэня, есть даже такая запись: «Ван Чжэню было почти сто лет, но лицо его лоснилось; он был похож на пятидесятилетнего. Мог выполнять упражнения утробного дыхания и утробного питания. «Утробное дыхание» означает внутреннюю циркуляцию дыхания в статической позе сидя; «утробное питание» означает сглатывание образовавшейся во рту слюны.

Среди многих способов дыхания даосов наибольшей известностью пользовался способ «Утробное дыхание». Свое название этот способ получил потому, что стремился воспроизвести дыхание плода в утробе матери. Даосы учили, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли «воротами судьбы». Всем практикующим дао рекомендовалось овладеть утробным дыханием, т. е. дышать как плод в материнском чреве. Даосы считали этот способ дыхания основой жизни, полагали, что с его помощью можно достичь состояния зародыша, изгнать старость, «возвратиться к истоку, вернуться к основе», а это означало по их мнению означало достижение бессмертия.

История возникновения

«Утробное дыхание» было открыто в начале эпохи Тан. В даосских сочинениях оно определялось как внутреннее дыхание, то, которое использует внутренний воздух, находящийся в теле человека изначально. Что касается внешнего дыхания, то оно использует воздух внешний.

Когда даосы обратили внимание на циркуляцию воздуха в теле человека, дыхание было подразделено на внешнее и внутреннее. По представлениям даосов того времени, внутренней воздух выходил из «поля киновари», из области печени и диафрагмы. Этот внутренний воздух, содержавшийся в теле каждого отдельного человека, назывался еще «изначальным воздухом» (юань ци). Даосы полагали, что «изначальный воздух» в человеке соответствует изначальному воздуху Неба и Земли, что человек получает этот изначальный воздух Неба и Земли при своем рождении, что этот воздух становится его «духом» (шэнь) и его телом (син), что человек получает изначально единый воздух, который становится также его слюной и эссенцией (т.е. семенем). Кроме того, полагали даосы, изначальный воздух Неба и Земли в макрокосме возникает на севере, принадлежит стихии воды, соотносится с триграммой кань, доминирует в северных районах и, в частности, в районе горы Хэн, Пика севера. «Изначальный воздух» человека, т.е. микрокосма, возникает в почках, соответствующим стихии воды, триграмме кань и северу. Он является источником жизненного воздуха, движущегося между почками. Он - основа пяти внутренних органов, корень всех двенадцати каналов, ворота вдоха и выдоха, источник «трех плавильщиков» («трех обогревателей» или «горящих областей»). Этот воздух - корень человека, поэтому если корень уничтожить, все органы и каналы поведут себя как ветви и листья, которые засыхают с гибелью корня.

Поскольку «изначальный воздух» представлялся даосам жизненным корнем, его надлежало бережно сохранять, тем более что количество его, как считалось, весьма ограниченно, всего шесть цуней. Потеря одного цуня «изначального воздуха», считали даосы, уменьшает жизнь человека на тридцать лет, сохранение же всех шести цуней обеспечивает вечную жизнь. Поэтому предписывалось овладеть правилами дыхания, чтобы «изначальный воздух» не выходил наружу через нос и рот, а постоянно заполнял собой «поле киновари» и циркулировал по всему телу, не смешиваясь с внешним воздухом.

Теория и практика циркуляции внутреннего воздуха разрабатывалась даосами периода Тан и Сун. Они представляли себе механизм циркуляции следующим образом: поскольку движение внутреннего и внешнего воздуха скоординированы, то, когда внешний воздух поднимается для выдоха, внутренний, содержащийся в нижнем «поле киновари» также поднимается вверх; когда же внешний воздух опускается после вдоха, внутренний воздух тоже опускается и возвращается в «поле киновари». Циркуляция внутреннего воздуха, как полагали даосы, проходила в два такта: во-первых, поглощения воздуха и, во-вторых, собственно циркуляции этого воздуха. Даосские сочинения описывают лишь один способ поглощения воздуха и два способа циркуляции.

Что такое Утробное дыхание?

В сочинении Гэ Хуна «Баопу-цзы» говорится, что практикуя циркуляцию воздуха, следует вдыхать носом и затем закрывать, запирать воздух, удерживая его в течение 120 ударов сердца, после чего осторожно выдыхать ртом. Вдох и выдох следует производить бесшумно и без напряжения, так, чтобы перо, помещенное перед носом или ртом, не шевелилось. При этом необходимо вдыхать большое количество воздуха, а выдыхать малое. По мере овладения этой практикой следовало увеличить интервал между вдохом и выдохом до тысячи ударов сердца, что должно было, привести к омоложению старых.
Для получения эффекта необходимо заниматься по 30 - 50 мин каждый день. Естественно, начинать надо минут с пяти и постепенно довести время до вышеуказанного.

Как осуществлять дыхание?

Дыхание осуществляется преимущественно при помощи движений животом, втягивая и выпячивая его. При прямом брюшном дыхании на вдохе передняя стенка живота выпячивается вперед, живот как бы надувается. Диафрагма при этом опускается вниз, создавая вакуум в легких и увеличивая объем вдыхаемого воздуха. На выдохе живот втягивается, диафрагма поднимается.

В какой позиции выполнять дыхание?

Лучше всего выполнять Утробное дыхание в позе Лотоса. Скрестите обе лодыжки и расположите каждую пятку на колене противоположной ноги так, чтобы подошвы обеих ног смотрели вверх. (По мере привыкания к позе старайтесь помещать пятки все ближе к тазу.) Затем следует положить правую кисть на левую, ладонями вверх, соединив большие пальцы, и опустить кисти на стопы напротив живота. Это лучшее положение для практики.

Если вам не можете сидеть в лотосе, лучше начинать с обычной позиции со скрещенными ногами. Икры пересекаются так, что пятки находятся под серединой каждого бедра. Тело выпрямлено, плечи расслаблены, локти естественно опущены вниз, ладони легко положены на колени либо сложены перед животом как в позиции Лотоса.

Почему лучше заниматься «внутренним достижением» в Лотоса? В этом тоже есть свой смысл. Послушник, сидящий в такой позе, имитирует положение эмбриона в утробе матери, и полностью запечатывает жизненные точки тела, чтобы создать наиболее благоприятные условия для «Утробного дыхания» и открыть в животе так называемое «десятое отверстие» - точку обмена «внутренней энергии» даоса и «небесной энергии» космоса. Другое важное назначение этой позы состоит в том, что она способствует осознанию послушником энергетических каналов в своем теле.

Соответственно, победа над старостью, возврат к «младенческому» и даже «эмбриональному» состоянию, являются главной целью даосского совершенствования. Хотя процесс старения неизбежен и человек не может весь целиком снова стать младенцем, есть возможность восстановить некоторые свойства младенческого состояния, например - полную систему энергетических каналов, какой она бывает у новорожденных. Эти каналы нельзя различить ни обычным глазом, ни какими-либо научными приборами. Увидеть их могут лишь те, кто пережил опыт «внутреннего достижения». Такая способность позволяет послушнику Дао не только поддерживать здоровье, но и восстанавливать молодость.

Как практиковать Утробное дыхание?

Глаза лучше закрыть. Воздух следует вдыхать через ноздри медленно животом, настолько плавно, что не должно быть слышно никакого шума, и вдох надо прекратить, когда грудная клетка начинает расширяться. Затем дыхание следует задержать как можно дольше, по крайней мере, на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 120 (в идеале потом 120 ударов пульса). После этого необходимо выдохнуть воздух через рот полностью и так плавно, чтобы лебединое перо, подвешенное перед лицом, не шевельнулось. Затем опять следуют вдох, задержка, выдох и т.д.

Теоретическая цель этого процесса состоит в том, чтобы вернуться к дыханию плода в утробе матери, при котором зародыш непрерывно растет, ничего не теряя. Идеалом была бы задержка дыхания на время, которое необходимо, чтобы сосчитать от 1 до 1000, так как воздух восстанавливает и оживляет организм человека.

Воздух должен быть живым, а не мертвым. Желательно выполнять его на свежем воздухе или предварительно проветрить помещение. Это упражнение необходимо выполнять между полночью и полднем. В этот период воздух живой – Ян. Между полднем и полночью – Инь.

Тот, кто выполняет дыхательное упражнение данного типа, должен быть вегетарианцем. Помимо обновления организма, как говорят древние мудрецы, это дыхание способствует отвлечению мыслей и, как следствие, хорошей концентрации ума. Оно приносит здоровье и полное умиротворение.

Уникальная система оздоровления. Упражнения, работа со скрытыми энергиями, медитации и настрои Кацудзо Ниши

Обратное брюшное дыхание -  «даосское дыхание»

Обратное брюшное дыхание?-? «даосское дыхание»

«Даосское дыхание» используется при занятиях боевыми искусствами. Оно позволяет быстро увеличить энергию тела при условии, что вы вдыхаете и выдыхаете воздух через нос.

При вдохе вы втягиваете живот, максимально наполняя грудную клетку воздухом (новичкам делать это не советую?-?может закружиться голова, а курящие могут даже потерять сознание). При выдохе живот надувается и немного выдается вперед.

Без учителя или в начале занятий дыхательными упражнениями применять «даосское дыхание» следует не дольше 2–3 минут.

Из книги Йога для запада автора Кернейц С

Дыхательные упражнения. Простое полное дыхание. Попеременное дыхание. Гимнастические упражнения. В логическом плане кажется более последовательным начинать физическое обучение с упражнений, которые работают с кровообращением, ибо, как мы уже отмечали раньше, оно

Из книги Прививка от стресса [Как стать хозяином своей жизни] автора Синельников Валерий

ДЫХАНИЕ Дыхание, как и сердцебиение, – это такое поведение человека, которое им, как правило, не осознается. Поэтому, если вы присоединитесь к дыханию, то это окажет на него очень сильное влияние.УпражнениеНайдите для себя время и возможность и поупражняйтесь в течение

Из книги Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун. автора Хоушен Линь

198. Всегда ли при выполнении разных видов цигуна необходимы статическая концентрация сознания на даньтяне и брюшное дыхание Некоторые считают, что при выполнении любого цигуна следует концентрировать внимание на даньтяне и осуществлять брюшное дыхание. Данная точка

Из книги Йога автора Аткинсон Вильям Волкер

Глава VI ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ И ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ РОТ Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы научиться дышать носом и победить обычную привычку – дышать ртом.Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело

Из книги Действовать или ждать? Вопросы и ответы автора Кэрролл Ли

Дыхание Вопрос: Дорогой Крайон, я хотел бы узнать немного больше о той форме многомерной жизни, что присутствует в воздухе. Каким образом она воздействует на нас? Как она воздействует на наше дыхание? Можно ли сказать, что дыхание само по себе является многомерным

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

ДЫХАНИЕ Великое Дыхание, о котором говорит оккультизм, – это Дыхание Божие. Когда это Дыхание распространилось, оно привело хаос в порядок и форму. Иными словами, заложило основу проявленной Вселенной. Великое Дыхание также создало семь иерархическим планов с их

Из книги Исцеляющая сила мудр. Здоровье на кончиках пальцев автора Брахмачари Свами

Из книги Играющий в пустоте. Мифология многоликости автора Демчог Вадим Викторович

Из книги Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром автора Данн Патрик

Виртуальное дыхание, или Дыхание Мифа Это дыхание Героя, или, говоря словами могучего безумца Ницше, дыхание Космического Танцора. Уже в одном цикле это дыхание заключает в себе грандиозную мистерию «смерти и возрождения».И почему оно так важно? Дело в том, что наше

Из книги Йога для начинающих автора Бережнова И. А.

Дыхание Наш пульс, если мы специально не тренировались, преимущественно не подвластен контролю сознания, но дыхание может одновременно и находиться под нашим контролем, и осуществляться автоматически. Чтобы понять, каковы границы этого контроля и какую жизненно важную

Из книги Человек-дельфин автора Майоль Жак

Дыхание При выполнении различных упражнений или асан необходимо правильно дышать. Для каждого конкретного случая подходит определенный тип дыхания. Ниже будет рассказано о некоторых из них.Полное глубокое дыханиеОно сочетает в себе 3 вида дыхания: брюшное, среднее и

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Жизнь без границ. Концентрация. Медитация автора Жикаренцев Владимир Васильевич

238 Дыхание Когда дыхание полноценно, все остальное становится на свои места. Дыхание есть жизнь. Люди пренебрегают дыханием, не обращают на него внимания. Но любая перемена, которая только случится, случится благодаря перемене в дыхании. Каждый человек дышит неправильно,

Из книги Терапия Ошо. 21 рассказ от известных целителей о том, как просветленный мистик вдохновил их работу автора Либермайстер Свагито Р.

ДЫХАНИЕ Ещё один способ обойти нежелание ума медитировать – это дать ему какое-нибудь задание, чтобы он был занят. Слежение за дыханием – лучший способ занять ум, успокоить его и повести за собой.Когда в уме появляется множество разных мыслей, когда он мечется, начинайте

Из книги Уникальная система оздоровления. Упражнения, работа со скрытыми энергиями, медитации и настрои автора Кацудзо Ниши

Глава 14 Алмазное дыхание: дыхание Будд Девапат Экстаз означает выйти – из всех оболочек и всех защит, из всех эго и всех удобств, всех смерти подобных стен. Быть в экстазе – значит выйти, быть свободным. (Ошо) Японский Будда сидит в экстазе, показывая нам своим большим

Из книги автора

Грудное дыхание?-? дыхание силы Этот вид дыхания применяется для обретения силы при тяжелом физическом труде, например переноске тяжестей, перекатывании крупных камней и тяжелых стволов деревьев, а также при подготовке спортсменов, водолазов и в боевых

Медитативное дыхание.

Первый и важнейший шаг на пути к эффективной медитации - это правильное дыхание. В китайской медитации используются два базовых метода дыхания - даосский и буддийский.

Д аосское, или обратное дыхание, служит для подготовки ци к циркуляции, и поэтому правильности его выполнения придается огромное значение. В даосском дыхании «обратным» по отношению к «нормальному» является движение нижней части живота. На вдохе она НЕ РАСШИРЯЕТСЯ, а ВТЯГИВАЕТСЯ, а на выдохе - соответственно, наоборот.

Никогда не задерживайте и не форсируйте дыхание! Вдыхайте медленно через нос, плавно и легко, втягивая и поднимая нижнюю часть живота. Когда легкие наполнятся, начинайте мягко выдыхать.

Вдох считается иньским процессом, а выдох - янским. Вдох и выдох должны образовывать подобие символа Инь — Ян, плавно переходя друг в друга в текучем циклическом движении. На выдохе медленно, без усилий выталкивайте Даньтянь и всю нижнюю часть, живота вниз и вперед («во вне»). Область Данътяня - место, где генерируется и накапливается ци перед началом малой циркуляции. Поэтому мышцы вокруг Данътяня нужно тренировать, чтобы они могли в должной степени обеспечивать дыхательные движения живота. Поначалу выпячивание нижней части живота при выдохе может казаться трудным, но с практикой мышцы научатся растягиваться больше и больше, позволяя вытягивать всю нижнюю часть живота от пупка до лобковой кости. Не форсируйте этот процесс, но работайте настойчиво и регулярно.

Даосское дыхание - глубокое: не в том смысле, что оно тяжелое, а в том, что легкие при нем задействуются почти на полную мощность. Часто люди, выполняя тяжелую физическую работу, дышат тяжело, но не глубоко. Глубокое дыхание заставляет внутренние органы вибрировать в ритме дыхания, что стимулирует их деятельность и укрепляет их. Но этого не происходит, если дыхание не глубокое, даже при самых напряженных гимнастических упражнениях: они укрепляют лишь мышцы, принося мало пользы жизненно важным органам.

В буддийской методике движения нижней части живота противоположны даосским, то есть на вдохе живот выпячивается, а на выдохе - втягивается. Такой вид дыхания называется также «нормальным». Так дышат, например, певцы.

Оба метода используют один и тот же принцип генерирования энергии ци. Различие между ними - лишь в координации движений живота с дыханием. Многие медитирующие практикуют и даосский, и буддийский методы, легко переключаясь с одного на другой.

Медитация и циркуляция ци.

Научившись правильно дышать по вышеописанным методам, можно приступать к медитации и осваивать циркуляцию ци. Первый шаг - достижение спокойствия ума при концентрации на глубоком дыхании. Требуется войти в как бы умиротворённое состояние и оставаться в нем до тех пор, пока выпячивание и втягивание Даньтяня не начнет происходить без сознательного усилия и внимание не перестанет блуждать.

С достижением контроля над мышцами живота дыхание становится как бы мехами, раздувающими огонь ци в печи Даньтяня. Весь процесс генерирования и накопления ци в Даныпяне называется «дыханием нижнего уровня», а простые вдохи — выдохи в легких - «дыханием верхнего уровня». Первая система ставит целью накопление ци как энергии, а вторая - ци как воздуха. Избыточная ци в Даныпяне вызывает у большинства людей подергивание и ощущение тепла в области живота. «Мехи» (глубокое дыхание), таким образом, вызывают огонь (накопление ци) в районе Даньтяня. Когда это происходит, ци уже готова вырваться из Дянътяня и отправиться в другую полость. Чтобы быть уверенным в том, что накопленная ци пойдет в нужную полость, надо принять правильную позу (со скрещенными ногами). Когда ци готова вырваться из Даньтяня, нельзя позволить ей уйти в ноги. Если же ноги правильно скрещены, поток ци частично перекрывается. Дело в том, что, направившись вниз, ци может застрять в некоторых полостях. Для начинающего ученика это опасно, поскольку он еще не имеет опыта контроля над ци. Эта остаточная ци в полостях позднее будет влиять на циркуляцию в ногах и даже, в исключительных случаях, может вызвать паралич.

Когда ци входит в нежелательный канал и вызывает какие — то проблемы, это называется цзоу хо, или «утечка огня». Поэтому, осваивая круговорот ци, всегда держите ноги скрещенными. Ноги можно не скрещивать только тогда, когда малая циркуляция уже полностью освоена и вы начинаете пробовать большую.

Чтобы правильно начать малую циркуляцию, ци должна направиться в полость Вэйлюй, расположенную в копчике.

Итак, ци идет из Даньтяня вниз через промежность, называемую «Морским дном» (Хайди), в копчик. По пути к Вэйлюй ци проходит и через другие полости, но Вэйлюй проявляет наибольшую сопротивляемость: здесь поток ци блокируется костью.

Во время медитации разум должен сознательно вести ци по ее круговому руслу. Без сознательного руководства циркуляция ци не будет последовательной и плавной. Иногда случается, что ци проходит из Даньтяня в Вэйлюй без сознательного усилия, но для дальнейшего продвижения активное командование со стороны разума необходимо. Начиная с Даньтяня, разум остается спокойным и полностью сосредоточенным только на проведении ци через Вэйлюй. Этот процесс никогда нельзя «подталкивать» силой. Просто сосредоточьтесь на следующей полости, и пусть ци сама дойдет туда. Расслабление помогает лишь локальной циркуляции. Для более длинных круговоротов совершенно необходимо волевое сосредоточение.

Секрет ввода ци в Вэйлюй заключается в том, что нужно мягко сжать анусна вдохе. Это называется биган («закрывание ануса»). На выдохе же анус расслабляется и ци направляется разумом в Вэйлюй. Это сунган («расслаблениеануса»). Такая координация необходима всегда, даже после освоения малой циркуляции.

Из Вэйлюй ци идет вверх вдоль позвоночника к следующему из главныхпрепятствий - Цзяцзи. Она расположена на спине, прямо позади сердца, между остистыми отростками шестого и седьмого грудных позвонков. Когда ци доходит сюда, сердце начинает биться быстрее, что может помешать сосредоточению.

Последнее из главных препятствий на позвоночнике - Юйчжэнь, или Наоху. Эта полость находится в основании черепа, на конце затылочной кости. Здесь канал отчасти перекрывается костью. Если энергия не пройдет через эту точку плавно, она может войти в другие каналы на голове или в мозг. В этом случае возможны головные боли или лихорадочные, бредовые мысли.

Когда ци входит в голову, ощущение циркуляции ци становится иным, чем в спине. Поскольку слой мускулатуры на голове очень тонок, ощущения сокращения мышц здесь не будет. Будет зуд, может быть щекотно, словно по голове ползают насекомые, и это ощущение пройдет через макушку головык лицу.

Рассмотренные три главные полости в китайской медитации называются «Тремя воротами», или сань гуань.

После прохждения точки Юйчжэнь разум ведет ци через макушку головы вниз, через срединную линию лица и груди, обратно в Даньтянь, где цикл начинается снова. Обычно достижение малой циркуляции требует трех медитаций в день на протяжении как минимум 90 дней. На большую же циркуляцию иногда тратятся годы.

Пока что мы совсем мало внимания уделяли дыханию в процессе управляемого круговорота ци. Теперь же сообщаем, что циклическое движение энергии должно быть точно скоординировано с процессом глубокого дыха ния (рис.1). На этом рисунке показана базовая схема даосской медитации, в которой один полный круг малой циркуляции происходит за время двух вдохов — выдохов. В таблице 1 перечислены названия важнейших точек и даны их буквенные обозначения, используемые в рис. 1, 2 и 3.

Сначала, во время первого вдоха, создание ведет ци из носа в Даньтянь. Затем вы выдыхаете и ведете ци из Даньтяня в Вэйлюй. Снова вдох - и ци ведется вверх к точке на уровне плеч, называемой Шанбэй или Дачжуй (см. табл.1). Наконец, вы выдыхаете и ведете ци через голову в нос, завершая цикл. Итого один круговорот ци за два дыхания.

Когда этот двухдыхательный цикл освоен, можно приступать к циклу «однодыхательному». Он является базовым в боевом цигун. Однодыхательный цикл показан на рис. 2. Ци ведется до копчика на выдохе и затем до
носа на вдохе.

Иногда новички говорят, что они не чувствуют потока ци или чувствуют, что ци остановилась в одной точке. Ответ в обоих случаях будет один: продолжайте выполнение цикла. Поначалу поток ци будет больше воображаемым, чем реальным, но при упорной практике он станет сильнее и ощутимее. Помните, что поток ци существует всегда, иначе вы бы не жили. Поскольку ци следует за мыслью, движение внимания будет вызывать соответствующее движение ци по каналам и постепенно удалит все препятствия.

Опытные ученики могут пробовать обратить поток ци в малой циркуляции, то есть сделать так, чтобы энергия шла вверх по груди и вниз по спине. В обратной циркуляции этапы движения ци таковы:

Вдох - из Дяньтяня в нос;

Выдох - через голову в Шанбэй;

Вдох - в копчик (Вэйлюй);

Выдох - возвращение в Дянътянь.

Однодыхательный цикл следует тому же принципу. Обратная циркуляция помогает лечить болезни и прочищать труднопроходимые при обычной циркуляции места.

К однодыхательным циклам относится также буддийская система циркуляции ци (рис. 3). Медитирующий буддист вдыхает и ведет ци из носа вниз, через промежность в копчик. Затем он выдыхает и ведет ци вверх вдоль позвоночника, через голову в нос. Буддисты также могут менять направление

Точка

Даосское название

Название в акупунктуре

Месторасположение

Дяньтянь

Цихай

Полтора дюйма ниже пупка

Хайди

Хуэйинь

Основание таза

Вэйлюй

Чанцян

Линтай

На позвоночнике на уровне сердца

Шанбэй

Дачжуй

Верхняя часть спины

Юйчжэнь

Наоху

Основание черепа

Тянълингай

Байхуэй

Суляо

Дуци

Шэньцюэ

Таблица №1

циркуляции. Следует помнить, что в буддийском методе Даньтянь расширяется (т. е. живот выпячивается) на вдохе и сжимается на выдохе.

Есть и другие методы медитации, в которых Даньтянь не задействуется как источник ци. Роль такового могут играть солнечное сплетение, центр лба и другие точки; иногда ци генерируется без координации с дыханием.

Совет начинающим.

Человек, подходящий к медитации серьезно, на первых порах не должен пытаться заниматься циркуляцией ци. Ваша начальная цель - натренировать мышцы вокруг Даньтяня для естественного и легкого даосского дыхания. Это достигается предварительной практикой обратного дыхания. Когда мышцы адекватно натренированы и сознание в достаточной степени успокоено - только тогда можно переходить к циркуляции.

В Китае дыхательные практик сыскали себе большую популярность в рамках даосской йоги во всех ее разновидностях от цигун, до собственно даосской внутренней алхимии, от боевых систем до целительства. В чем же особенности даосских дыхательных практик?

Особенность даосских дыхательных практик

Особенностью дыхательных практик даосизма является тесное сочетание собственно дыхательной техники и визуализаций, с концентрацией на определенных участках тела или состояниях.

Дыхательные практики и школы внутренней алхимии Китая

Внутренняя алхимия (нэй дань), как и западная алхимия, она первоначальной целью ставит достижение бессмертия, путем выплавления, так называемой пилюли бессмертия в нижнем котле (дань-тяне). Говоря об адепте внутренней алхимии, Мирча Элиаде писал: «Приняв свою душу за «неблагородный металл», он направляет все свои силы на то, чтобы произвести трансформацию и превратить ее автономную, вечную душу - в «золото»». Таким образом, приверженец нэй дань подвергает алхимическому воздействию - очищению, обжигу - свое тело и душу, добиваясь бессмертия не только духа, но и физической оболочки. Кстати, это очень важный момент, поскольку китайцев, в отличие, скажем, от индийцев, подразумевающие под бессмертием, в первую очередь, вечное существование души, интересовало исключительно бессмертие физическое.

Самым главным «средством» достижения бессмертия в практике внутренней алхимии выступали техники трансформации сексуальной энергии, непосредственно связанными с практикой контроля дыхания.

Эмбриональное дыхание

Одной из характерных практик даосской йоги является метод «эмбрионального» дыхания. Для него необходимо выбрать тихо, спокойное место вдалеке от всех, лучше всего в доме, где никто не живет, или в лесу. Распустить волосы и расстегнуть одежду. Лечь в правильную позу и гармонизировать вдохи, а потом задержать дыхание настолько, насколько это возможно. Затем выдохнуть, опять гармонизировать вдохи и снова задержать дыхание. Так необходимо выполнять несколько десятков раз, сопровождая дыхание сложными внутренними техниками, одна из которых называется «плавить дыхание». Эта техника считается настолько сложно и мощной, что ее запрещено выполнять каждый день. Между сеансами следует выдержать не менее пяти дней.

Традиционно считается, что «эмбриональное» дыхание приносит различные сверхспособности. В одном из древнейших трактатов по внутренней алхимии «Эффективные и секретные устные формулы, касающиеся нескольких методов впитывания дыхания» говориться: «Человек может тогда войти в воду (и не тонуть) или ходить по огню (и не обжигаться)».

Предписания, относительно дыхательных практик даосизма

Другие предписания, касающиеся дыхательных практик, рекомендуют также найти уединенное место, принять правильное положение тела, закрыть глаза и выполнять задержку дыхание в диафрагме груди таким образом, чтобы волосинка, положенная на нос и рот практикующего, не шевелилась. То есть «запечатывание» должно быть абсолютно полным. Многие китайские мастера древности утверждали, что для достижения бессмертия необходимо научиться задерживать дыхание время, равное тысячам обычных вдохов и выдохов. Но для оздоровительных целей делать такую продолжительную задержку дыхания, свершено не обязательно. Вполне достаточно, сделать полноценный вдох, задержать дыхание насколько это возможно, без ощущения дискомфорта и направить весь задержанный воздух в больной орган. Это нужно выполнять несколько раз. Таким образом, больной орган будет насыщен новой живительной силой, перемещаемой вместе с потоками воздуха. В одном из даооских текстов мы читаем: «Те, кто впитывают вдохи, должны мысленно сопровождать их до тех пор, пока они не войдут во внутренности, с тем чтобы (вдохи) проникали в жидкость (органов) и каждый вдох без напряжения достигал бы того внутреннего органа, которым он управляет, и, таким образом, они (вдохи) могли бы циркулировать по всему телу и лечить все болезни».

Дыхательные практики подражания животным

Еще одной характерной особенностью китайских дыхательных практик является подражание дыханию животных. Особенно это распространенно в школах боевого мастерства, использующих в сове арсенале повадки животных - школа змеи, школа стиль орла и так далее. Например, было очень популярно глубокое и бесшумное дыхание, напоминающее дыхание животных в зимней спячке. Оно оказывало настолько мощное седативное воздействие, что, в сочетании со специальными медитациями, позволяло перейти на новые уровни сознания.

Дыхательные практики и система цигун

Но наиболее целенаправленно дыхательные техники в Китае стали использоваться в школах цигун. Цигун дословно переводиться как «работа с энергией ци». Но тут имеется важный нюанс. В данной системе упор делается не собственно на технику дыхания, как таковую, а на состояние сознания, обретаемого посредством концентрации на различных точках тела и задержки дыхания, останавливающего внутренний поток мыслей. Также дыхание, в большинстве случаев, сочетается с плавными движениями различными частями тела. Особенно это используется в практиках тай-цзи-цюань.

Дыхательные практики Китая и Индии

В целом даосские дыхательные практики по своей продуманности очень близки индийским, но, при этом, если так можно выразиться более «практичны», ибо их применение нашло отражение не только в плане духовного совершенства, но и телесного, как отражения стремления к физическому бессмертию.

© Алексей Корнеев

Повышающийся с каждым годом интерес к древним традициям Востока вполне оправдан. Знания, которые веками оттачивали жители Поднебесной, раскрывают нам секреты здоровья и долголетия. В продлении молодости помогает китайская дыхательная гимнастика. Можно ли овладеть техникой выполнения упражнений? Да, это осуществляется либо самостоятельно (с привлечением специализированной литературы), либо с помощью опытного мастера. Китайская подразделяется на виды, каждый из которых имеет свои особенности. Рассмотрим наиболее распространенные типы лечебных упражнений.

Китайская дыхательная гимнастика цзяньфэй

Слово «цзяньфэй» с китайского языка дословно переводится как «сбросить жир». Три несложных упражнения помогут снизить вес путем нормализации обмена веществ и устранения чувства голода. Они также помогут расслабиться и снять усталость. Все это обеспечивает постепенное снижение веса, что не приносит вреда человеческому организму, в отличие от диет, обещающих супербыстрое похудение. Плюсом также является тот факт, что выполнение этих упражнений можно производить в домашней обстановке и без применения каких-либо специальных тренажеров. Единственное: нужно запастись комфортной одеждой, не сковывающей движений. Важно понимать, что китайская дыхательная гимнастика даст результат только в том случае, если вы будете выполнять все упражнения регулярно и правильно.

Упражнение № 1. «Волна»

Оно направлено на снижение чувства голода. Его необходимо выполнять перед приемом пищи. Наиболее удобная позиция - лежа на спине. Ноги согните в коленях, ступни расположите ровно. Положите одну ладонь на грудь, вторую - на живот. При глубоком медленном вдохе втяните живот и приподнимите грудь. на несколько секунд, затем медленно выдохните. На выдохе грудь втягивайте, а Сделайте сорок полных циклов «вдох-выдох».

Упражнение №2. «Лягушка»

Это упражнение позволит нормализовать функционирование ЦНС. Сидя на невысоком стульчике, поставьте ноги на ширину плеч. Угол между бедром и голенью - прямой. Локти на коленях, левая рука сжата в кулак (у мужчин - правая), другая ее обхватывает. Далее необходимо упереться лбом в кулак, расслабиться и закрыть глаза. Делайте глубокие вдохи и выдохи не менее 15-ти минут.

Упражнение №3. «Лотос»

Оно поможет отрегулировать обмен веществ и активизировать циркуляцию крови. Исходное положение - поза «сидящего Будды». Руки ладонями вверх лежат на ногах перед животом. Женщины располагают правую кисть под левой, а мужчины - наоборот. Глаза должны быть закрыты. 1-й этап: 5 минут глубокого ровного дыхания. 2-й этап: 5 минут естественного и непринужденного дыхания. 3-й этап: 10 минут дыхания без контроля над процессом с очищением сознания от посторонних мыслей.

Китайская дыхательная гимнастика цигун

Упражнения выполняются под плавную расслабляющую музыку. Эта гимнастика улучшает физическое, интеллектуальное и эмоциональное состояние человека.

Упражнение №1. «Дыхание огня»

На выдохе живот резко втягивается. Дышим диафрагмой. Это упражнение является очень динамичным. Может вызывать головокружение у начинающих.

Упражнение №2

Дышим медленно и глубоко. Вдох и выдох характеризуются равной интенсивностью. Выполняем не менее десяти минут.

Упражнение №3

Вдох и выдох делаем только через нос. Тело расслаблено, глаза закрыты. Продолжительность - 10 минут.

Как утверждают врачи из Поднебесной, проблема лишних килограммов и возникновения заболеваний кроется в дисгармонии инь-ян нашего организма. Стабилизация потоков Ци поможет забыть о многих проблемах, в том числе и об излишках жира. В этом придет на помощь китайская дыхательная гимнастика.