Индейское оружие. "Викинги" Северной Америки: оружие и доспех тлинкитов. Как и из чего делали томагавки

Макуауитль (также макуавитль, макуахутл, макуахуитль) (аст. Mācuahuitl; переводится примерно как «ручная палка») — холодное оружие ближнего боя жителей Мезоамерики, в частности у ацтеков, майя, миштеков, тлашкальтеков и пурепеча.

Макуаитль очень тяжело классифицировать по европейской оружейной системе. Фактически, это нечто среднее между дубинкой и мечом. Древко макуахутла обычно было длинным, плоским и гладким, без острого конца. Часто на него наносили резьбу или рисунки с традиционными религиозными символами и ликами богов. По обеим сторонам на торцевой части имелись специальные пазы, в которых при помощи клейкой смеси (состоящей, помимо прочего, из голубой глины, помета черепах и даже крови летучих мышей) крепились трапециевидные или треугольные кусочки обсидиана, игравшие роль лезвия.

Существовало множество разновидностей такого оружия. Согласно «Военному делу ацтеков» («Aztec Warfare») Росса Хассига, ширина его варьировалась от 76 до 102 мм, а длина достигала метра. Таким образом, он мог служить как в качестве одноручного, так и двуручного оружия. Согласно сохранившимся гравюрам эпохи колонизации Америки, часто воин вступал в бой с макуаитлем в одной руке и легким (но довольно большим) щитом в другой.

Кому-то может показаться, что это примитивное оружие совершенно бесполезно против стального меча. Напоминаем, что на дворе — начало XVI века, и мастерство изготовления воинской экипировки из стали достигло своего пика, а на вооружении уже начал появляться огнестрел. И тем не менее, воины с макуаитлями успешно противостояли конкистадорам в рукопашных схватках.

Во-первых, культура боевых искусств в Мезоамерике была на весьма достойном уровне. Воинов тренировали с малых лет, и каждый из них превосходно владел своим оружием. Макуахутл — оружие универсальное: им можно резать, рубить, оглушать и просто избивать человека тяжелым древком. Известен случай, когда во время религиозной церемонии воин, вооруженный всего лишь миниатюрной копией макуаитля с перьями вместо лезвий, успешно одолел шестерых противников с боевым оружием.

Во-вторых, обсидиан — это очень интересный материал. Вулканическое стекло не только красивое, но и невероятно твердое. Конечно, как и любое стекло оно легко крошится, но его структура позволяет при правильном сколе получить лезвие, толщина которого составляет лишь несколько нанометров. Такой осколок без труда рассекает мягкие ткани человека, кожу и сухожилия. Конкистадоры рассказывали, что как-то раз воин на спор обезглавил коня с одного удара, отделив голову от тела в районе шеи. Может быть, это и преувеличение, но в бою макуаитль оставлял страшные раны на теле человека: рассеченная, свисающая лоскутами плоть очень долго не заживала и в сырых тропиках быстро подвергалась воздействию инфекции. Впрочем, это явно не оружие «медленной смерти». Человек, получивший удар макуаитлем, если не умрет мгновенно, то имеет все шансы быстро скончаться от кровопотери и болевого шока.


Минусы макуаитля — это стандартные слабости любого дробящего оружия: оно инерционное, не позволяет наносить колющие удары (хрупкое стекло в этом случае наверняка треснет или сломается, а потому против тяжелой брони оно весьма бесполезно). Конечно, макуаитлем можно было без проблем размозжить человеку череп или промять шлем, оглушив врага; да и просмоленное дерево, из которого изготавливалось древко, было достаточно толстым и волокнистым, чтобы выдержать пару-тройку ударов меча.

Последний из сохранившихся макуаитлей хранился в Мадриде до 1884 года, пока не был уничтожен пожаром. К сожалению, из-за того, что дерево быстро гниет и рассыпается в труху, до наших дней дошли лишь редкие фрагменты обсидиана и рисунки, иллюстрирующие внешний вид оружия.

159

Дорогие друзья, сам давно интересуюсь этой темой и решил создать темку по индейцам Северной Америки.

Начнем с дубинок так как именно от них пошли томагавки или по алгонкинский "томахоак" (Алогнкины это такие дядьки индейцы из Северо востока США к границе с Канадой)))привет от Фенимора Купера.


Согласно описаниям различных племен индейцев начала XIX века, мужчина-воин редко появлялся на людях без оружия даже в собственной деревне в мирное время. Основными в арсенале индейцев по-прежнему оставались луки, стрелы, ножи, топоры и даже боевые деревянные дубины или каменные палицы. Например, воина племени сиу нельзя было считать полностью экипированным, если у него на поясе не висела боевая каменная палица. И это несмотря на то, что со времен первого знакомства с огнестрельным оружием прошло почти двести лет.

В XIX веке по сравнению с XVII ружья стали доступнее для индейцев, но все еще воспринимались как роскошь. Вместе с тем, зачастую времени на перезарядку ружья (с кремневым замком) непосредственно в бою не хватало, поэтому индейцы привычным им способом хватались за дуло и использовали приклады в качестве ударной поверхности. Это, как считается, и способствовало распространению деревянных дубин так называемой прикладовидной формы среди многих индейских племен.

Индейцы, особенно степные, обладали огромным разнообразием боевых дубин и палиц, которые естественно состояли на их вооружении еще задолго до высадки первых европейских поселенцев в начале XVII века. Так, например, каменные палицы (вместе с тем очень похожие на булаву) представляли собой достаточно простое оружие: камень, чем-то похожий на заостренное с обеих сторон яйцо, крепился к уже обтянутому кожей древку при помощи петли все из той же сыромятной кожи, которая высохнув, обеспечивала крепость всей конструкции. Рукоять при этом специально делалась из эластичного дерева, поэтому при ударе не ломалась.

Сам камень по размерам был не очень большим: длиной в среднем 10−12 см при ширине от до 7,5, а с рукоятью вместе такая палица в целом была от 60 до 90 см в длину. При этом вес камня мог достигать 4 фунтов (чуть более полутора килограмм), а у некоторых племен - например, обитавших на севере Великих равнин ассинибойнов - и всех пяти (приблизительно 2,5 кг), то есть был достаточно тяжелым.

На рукоятке иногда проделывали отверстие, куда продевали кожаный шнурок так, чтобы получилась петля - своего рода темляк, который воин надевал на кисть, что страховало оружие от выпадения из руки. Даже такое, казалось бы, простое оружие индейцы всегда украшали. В ход шли перья, иглы дикобразов, хвосты бизонов, коров или лошадей. Такими палицами пользовались и сиу, и шайены, и черноногие, причем последние не отказались от них и в 70-е годы XIX века, когда, казалось бы, все остальные посчитали оружие устаревшим и в полной мере отказались от палиц в пользу метательных топориков томагавков и ружей.

Другие племена индейцев, обитавших в местах соприкосновения Равнин и лесов, такие, как омахи и арикары, использовали оружие, как минимум, внешне гораздо более грозное. В их арсенале одним из основных орудий для ближнего боя была деревянная дубина с вырезанным в ней шарообразным набалдашником.

Такое оружие было в меру тяжелое для того, чтобы нанести серьезный удар, например, по голове противника. По словам исследователя быта и в частности вооружения индейцев Ю. Стукалина («Военное дело индейцев Дикого Запада), современники омахи утверждали, что этой дубиной можно было «вышибить из человека мозги. Омахи изготавливали ее из корня ясеня, а над самим деревянным шаром вырезали изображение какого-нибудь тотемного животного, например, ласки. А вот у воина племени арикаров подобное же оружие, согласно свидетельствам шотландского натуралиста Джона Бреэдбери, который участвовал в составе торговой экспедиции Тихоокеанской пушной кампании 1811 года, было усовершенствовано лезвием ножа длиной от 12 до 15 см, которая торчало прямо из деревянного круглого набалдашника, причем сам он был полый, а внутри него находились куски металла, которые должно быть звенели при размахивании оружием, что, по всей вероятности, должно было создавать дополнительный эффект устрашения при нападении.

Однако одной из самых популярных боевых палиц, которая получила большое распространение среди многих племен индейцев, причем не только на Равнинах, считается прикладовидная дубина (согласно Ю. Стукалину, племя понков, обитавшее на территории юго-восточных лесов, взяло на вооружение эту дубину еще до XIX века). Вспомните фильм «Последний из могикан» Майкла Манна: в финальной сцене Чингачгук расправляется с индейцем племени гуронов Магуа как раз с помощью этого оружия. Прикладовидная дубина, по-английски - gun stock war club, имела форму ружья, а его ударная поверхность по форме напоминает приклад, оттуда и название. К ней под прямым углом, там, где у ружья должен находиться спусковой механизм, был приделан нож или наконечник копья от 10 до 15 см длинной, однако количество ножей могло варьироваться. Помимо самих клинков устрашающий вид оружию придавали украшениями из гвоздей с большими шляпками. Интересно, что несмотря на то, что в XIX веке индейцы уже в большей степени могли позволить себе приобрести настоящее ружье (за него теперь можно было отдать всего лишь 20 бобровых шкурок в то время, как в XVII веке индеец должен был отдать кипу мехов чуть ли не высотой с само ружье), прикладовидные дубины только набирали оборот особенно в период 1860-1880 годов.


В бою индейские воины пользовались традиционным индейским оружием: копьями, томагавками, ножами, боевыми булавами. Огнестрельное оружие они стали использовать гораздо позже. Исторически самое старинное из названного оружия - это, бесспорно, копьё (оно имело обычно обсидиановый наконечник; иногда наконечник был из кремния).

Метательное оружие индейцев

До того как североамериканские индейцы начали пользоваться копьем, они, очевидно, использовали, как когда-то мексиканские индейцы, «атлатль»- приспособление для метания дротиков. Это была короткая дощечка, в которой был вырезан желоб для дротика с тяжелым каменным наконечником. Стабильность оружия обеспечивала каменная гиря, укрепленная на задней стороне «атль-атля».

Холодное оружие индейцев

Во времена прихода белых самым привычным индейским оружием стали военные булавы. Ирокезские воины использовали два типа деревянных булав: для обороны увенчанные тяжелым деревянным шаром; для нападения - шар заменял заостренный рог. Индейцы прерий использовали для булавы каменные шары.

Ручка булавы у них была обмотана кожей, так что военные булавы не были теми популярными «военными топорами», которые индейцам были известны уже давно.

Белые «создали» для них оружие, ставшее, так сказать, национальным оружием индейцев - знаменитый томагавк. Томагавки, поставляемые из европейских стран, сильно различались по форме. Томагавком индейцы научились владеть в совершенстве, вскоре он стал их любимым оружием.

В Северной Америке существовали такие племена, представители которых не употребляли лук и стрелы даже во время охоты. Одно из таких племен белые начали называть «санз арк» - дословно «без луков», «те, у которых нет луков».

Помимо копьев, военных булав, томагавков и луков, индейские воины пользовались иногда ножами. Металлические лезвия были известны до прихода белых только индейцам северо-западного побережья Северной Америки, которые в оборонительных боях жителей Нового Света почти не участвовали.

Остальные группы североамериканских индейцев изготовляли лезвия ножей из природного материала. Самым интересным из этих ножей был бобровый нож алгонкинских племен северо-востока Северной Америки, лезвием которого был бобровый зуб. Рукоятка ножей делалась обычно из дерева, камыша, кремня или кости.

Огнестрельное оружие индейцев

Первое огнестрельное оружие к североамериканским индейцам попадает только в начале восемнадцатого века. Главными поставщиками были представители компании, торгующих мехами. Особенно широкий обмен мехов на огнестрельное оружие развернула в то время известная «Хадсон Бэй Компани» среди индейцев сегодняшней Канады. Позднее продажа огнестрельного оружия индейцам была радикально ограничена.

Они заполучили его у отдельных торговцев, чаще всего опять-таки в обмен на шкурки. Свое вооружение индейские воины пополняли и из военных трофеев Так что, несмотря на многочисленные запреты, некоторые племена сумели за два-три поколения «перевооружиться».

Например, в сообщении об ассинибойнах, датированном 1809 годом, отмечается, что это племя, которое в то время насчитывало 1880 становищ с двумя тысячами боеспособных воинов, имело на вооружении 1100 единиц огнестрельного оружия.

Но с ростом количества огнестрельного оружия возрастала и потребность в боеприпасах.

И поскольку у индейцев изъять оружие практически было невозможно, американцы с начала XIX века стремились продажу им боеприпасов свести к минимуму.

Каждая унция пороха, каждый патрон имел для индейцев цену золота. Индейские воины добывали боеприпасы различными способами. Нападением на вражеские обозы, а в дни мира вновь путем тайного обмена на меха.

Некоторые даже предлагали одиноким белым своих жен на одну или несколько ночей.

Доспехи индейцев

На традиционно индейское военное дело повлиял и другой «дар белого человека» - лошадь. Животное, которое, собственно, создало индейцев прерий, оказавшихся потом для американской армии самым твердым орешком.

Но еще раньше прерийных индейцев лошадей от испанцев получили индейские жители Аризоны, Техаса, Нью-Мехико. Первыми наездниками стали апачи. По примеру испанцев они начали одевать своих коней в кожаные «доспехи» ( , к слову, долго использовали такие кожаные «доспехи» и для собственного предохранения.

Вообще же индейские воины предохранялись в бою щитами из кожи, индейцы северо-запада пользовались сделанными из дерева шлемами). Апачи, имеющие, таким образом, лучшее снаряжение для войны, сумели потом, как рассказывает иезуит Масне в своем сообщении от 1691 года, победить все соседние племена.

Слабость врага-наша сила. (Племя Чероки)

Североамериканские индейские племена вели между собой многочисленные войны задолго до того, как в Новом Свете появился первый белый человек. Период боевых действий обычно называли «военной тропой».

О том, ступить или нет воинам племени на военную тропу, как правило, решал его совет. Если у совещательного огня было принято решение начать боевые действия, то совет одновременно определял, кто возглавит воинов.

Индейцы вожди

У некоторых североамериканских индейских племен мы встречаемся с двумя группами вождей. Одни руководили как мы бы сегодня сказали -«своим ведомством» в период мира, другие - в период войны. Командные обязанности и права «вождей на период войны» заканчивались в день возвращения из военного похода.

Многие из славных вождей, о героических делах которых мы рассказывали, как раз и были именно такими индейскими «офицерами», которые в период мира не имели прав на какие-либо особые привилегии.

Таким образом, еще до того, как индейские воины вступили на военную тропу, совет племени должен был выбрать из их рядов командующего. Таким военным вождем мог быть избран только тот индейский воин, к которому - если так можно выразиться - «были благосклонны индейские боги». А это значит, что его сила, отвага, героизм, тактические и стратегические способности были не его личным дарованием, а дарованы богами, которые помогали ему и охраняли его.

Эту магическую охрану и помощь сверхъестественных сил военный вождь принимал или сам, или при помощи посредника. Специальная литература называет обычно этих посредников кэта-бэрер.

Так что теперь мы знаем вождя и его помощника. Ну а воины? На военную тропу, если совет племени не решил по-другому, вступили все взрослые мужчины, умеющие обращаться с оружием. Жены-индианки могли сопровождать своих мужей, но непосредственно в боях не участвовали. У некоторых же племен воины перед вступлением на тропу войны не имели права встречаться с женами.

Индейцы воины

Индейский воин - этот факт необходимо особо подчеркнуть - ступал на тропу войны не только для того, чтобы защищать интересы и честь своего рода, но также и для того, чтобы поднять свой собственный престиж. У ряда племен, живущих в прериях, существовал даже точный перечень поступков, которые общественное мнение племени считало особенно героическими. Этот комплекс заслуг в специальной литературе называют «коуп систем».

«Коуп» в этом случае означает «касание». Считалось, что индейский воин тогда проявил храбрость в бою, когда он коснулся тела вражеского воина. Оценка личных заслуг каждого воина проводилась по возвращении в деревню и имела свой строгий, традиционно сохраняемый порядок, определяла до следующего похода место и звание каждого мужчины в племени. Американский этнограф Бернард Мишкин, например, насчитал у одного из племен более двадцати различных титулов среди мужчин.

Ритуал скальпирование

С представлением о том, что касанием у вражеского воина отнимается магическая жизненная сила, непосредственно связан и самый известный и самый осуждаемый индейский обычай - «скальпирование». Скальп был для индейца доказательством отваги, военным трофеем. Индейские воины скальпы заботливо сохраняли. Они консервировали их и размещали на своих жилищах или перед ними, а часть их даже прикрепляли к одежде. К слову, живучести этого военного обычая способствовали больше всего сами белые - торговцы и европейские фабрики.

Они создали для индейцев стальные ножи для скальпирования. В период, когда в Северной Америке воевали англичане с французами, обе стороны предлагали индейцам высокие вознаграждения за скальпы вражеских солдат. Британцы платили за один французский скальп двенадцать фунтов.

Тактика индейцев

Приход белых в Америку почти все изменил в индейском военном искусстве. Если раньше индейцы совершали лишь короткие военные походы, а потом возвращались в свои деревни, то теперь они должны были годами бороться с врагами. Если раньше в течение всего похода погибал, скажем, один воин, то теперь индейцы должны были немилосердно убивать, чтобы их самих не уничтожили.

Тактические и стратегические принципы, которыми руководствовались индейские вожди, менялись. Вернее, должны были меняться. Индейцы, в конце концов, были побеждены не только превосходством оружия, но и бесспорными тактическими и стратегическими способностями своих противников.

План боевых действий индейцев до прихода белых был всегда очень простым: выход со своей территории, нападение на лагерь враждебного племени, решающее сражение и возвращение в исходный пункт. Индейская военная наука не знала совместно координируемого выступления многих боевых подразделений, не знала позиционного боя, не знала осады.

Многие из вождей, пытались решить задачи, вытекающие из новой ситуации. Они стремились создавать крупные индейские войска (Текумсе), осаждали длительное время вражеские крепости (Понтиак) и, наконец, научились командовать и координировать боевые операции различных подразделений (Сидящий бык).

Но, как правило, они побеждали благодаря исключительному героизму своих воинов. А необходимо было оружие, нужны были тактика и стратегия. Положение вещей не могло измениться за несколько десятков лет.

До прихода белых в Северную Америку исход войны обычно решало одно-единственное сражение, часто даже бой. Отдельные индейские племена Северной Америки были немногочисленны, в отличие от индейских групп Месоамерики и Андской области, часто все племя проживало в одной деревне, в одном военном лагере.

Взятие лагеря племени, как правило, решало исход войны. Однако для того, чтобы напасть на одну из деревень или главную деревню враждебного племени, индейцы должны были совершать многодневный поход всей своей деревней (лошадей, напомним, у них не было; они получили их уже от европейцев).

Ритуалы индейцев

Вечером индейцы всегда строили лагерь, танцевали военные танцы: это были скорее танцевальные драмы - своего рода пантомимы, с помощью которых они готовились к предстоящему бою. Особую роль имела первая такая стоянка, которая устраивалась не для ночевки, а лишь для выполнения различных религиозных обрядов.

Именно на первой «священной» стоянке принимал на себя командование военный вождь. После большего или меньшего числа стоянок воины племени добирались, наконец, до цели своего похода - деревни или лагеря враждебного племени.

Решительный бой происходил здесь. Самому бою всегда предшествовала очень тщательная разведка. (Индейские разведчики-лазутчики прекрасно ориентировались на местности, были великолепными следопытами, выносливыми и физически крепкими. Поэтому белые - особенно армия Соединенных Штатов - нанимали для своих походов против индейцев следопытов-индейцев.

Сигналы индейцев в бою

Для успеха боевых акций имело значение не только вооружение, но и организация связи. Во время войны с белыми необходимо было передавать сообщения и приказы частям, нередко значительно удаленным.

Индейские воины использовали разные трюки с одеялами, особую езду на лошади (например, быстрая езда одного всадника вперед и назад означала приказ всем подразделениям немедленно собраться на этом месте). Индейцы прерий передавали сообщения и с помощью стрел, которые выстреливались различными способами и в различном направлении.

От американцев индейцы заимствовали гелиографический способ: связь посредством точно направляемых отражений зеркалец. У апачей большую роль играли дымовые сигналы. Каждое апачское «подразделение» выделяло одного воина для наблюдения за дымовыми сигналами. Они немного напоминали телеграф. В согласованные интервалы времени дым искусственно задерживался (например, одеялом).

Язык жестов индейцев

В период совместных выступлений многих племен против белых возрастала роль особого средства общения языка жестов. Он помогал договориться индейцам, говорящим на разных языках. Для передачи сообщений на большое расстояние подходил больше всего «уолс хэнд дайлект»- сообщения, передаваемые посредством движения всей руки; для личного общения -«фангер дайлект», «язык-пальцев».

Язык жестов не был бедным. Словари, которые были составлены, содержат несколько тысяч слов. Язык жестов легко воспринимался, и индейцы очень быстро научились передавать на нем и сложные мысли.

Например, существует и «Отче наш», «переведенный» на язык пальцев.

Хотя бы два слова в качестве примера: тесно сведенные пальцы правой и левой руки означали оборону.

Два сжатых кулака, двигающиеся, как вражеские войска, один навстречу другому,- войну. На языке жестов звучали и местные названия, и собственные имена, которые обычно носили совершенно конкретный смысл. Так, например, имя известного вождя Бешеного коня индеец изображал сначала знаком для выражения бешенства, а потом - знаком, обозначающим мустанга.

Ведение войн индейцами

До прихода белых война для индейцев заканчивалась в день решающего сражения и возвращения в свою деревню. Индейские племена никогда не вели между собой войну за то, чтобы территория племени, вышедшего победителем, была расширена за счет территории потерпевших поражение. И уничтожение как можно большего числа воинов враждебного племени тоже не было единственной целью военного похода индейцев.

Тем не менее в руки победителей попадало большое число военнопленных. Какой была их дальнейшая участь? Племя победителей или принимало их полноправными членами, или убивало. Решение принимал совет. Чаще всего пленных спасала необходимость заменить вдовам погибших в только что закончившемся походе мужей

Однако мужчину, который не оправдал ожиданий вдовы, позднее убивали. Один из французских иезуитов рассказывает, что какой-то индейский вождь приговорил к смерти сорок недостаточно крепких в сексуальном отношении мужчин-пленных, которых он одного за другим предлагал в качестве мужей жене своего брата, погибшего на войне.

Обращение с пленными индейцами

Наиболее жестоко обращались с пленными ирокезские племена. Например, сенека сначала пытали пленных в специальном здании, потом пытали на открытом пространстве перед женщинами и детьми на чем-то вроде дыбы. Ирокезы, как правило, пытали своих пленных огнем, затем сжигали.

Привязывание пленных к столбу для пыток, судя по всему, индейцы заимствовали уже у белых. Утверждение, что североамериканские индейцы ели пленных врагов, не соответствует действительности. Но у некоторых племен (например, у оглалов) было принято ритуальное закалывание собаки и совместное поедание собачьего мяса перед вступлением на военную тропу. Собачье мясо символизировало тело врага, убитого в предстоящем бою

Победившее «войско» возвращалось с пленными в деревню, и вражда прекращалась. Иногда это скреплялось особым договором. У индейцев на востоке Северной Америки такие мирные договоры заключались с помощью вампунов (вампуновых поясов).

Эти пояса первоначально изготовлялись из морских ракушек, позднее - из цветных бус, которые поставлялись из Северной Чехии. Вампу новые пояса имели - в зависимости от своего предназначения - различный цвет. Красные вампуны объявляли войну и созывали союзнические племена на военную тропу, черные вампуны означали поражение собственного войска или смерть его вождя, и, наконец, с белыми вампунами заключался мир.

В основном мы уделили внимание военному искусству прерийных индейцев - всех групп сиу, чейеннов, ассини, байнов и т. д. Индейцы, которые продолжали борьбу и после поражения прерийных племен - апачи, мозоки и другие - должны были в новой ситуации воевать уже по-новому, изменив традиционным способам ведения войны. Они создавали небольшие группы захвата, прообраз отрядов, известных нам по последней мировой войне, укрывались в горах и оттуда вели партизанскую войну.

Оружие индейцев Северной Америки

В бою индейские воины пользовались традиционным индейским оружием: копьями, томагавками, ножами, боевыми булавами. Огнестрельное оружие они стали использовать гораздо позже. Исторически самое старинное из названного оружия - это, бесспорно, копьё (оно имело обычно обсидиановый наконечник; иногда наконечник был из кремния).

Метательное оружие индейцев

До того как североамериканские индейцы начали пользоваться копьем, они, очевидно, использовали, как когда-то мексиканские индейцы, «атлатль»- приспособление для метания дротиков. Это была короткая дощечка, в которой был вырезан желоб для дротика с тяжелым каменным наконечником. Стабильность оружия обеспечивала каменная гиря, укрепленная на задней стороне «атль-атля».

Холодное оружие индейцев

Во времена прихода белых самым привычным индейским оружием стали военные булавы. Ирокезские воины использовали два типа деревянных булав: для обороны увенчанные тяжелым деревянным шаром; для нападения - шар заменял заостренный рог. Индейцы прерий использовали для булавы каменные шары.

Ручка булавы у них была обмотана кожей, так что военные булавы не были теми популярными «военными топорами», которые индейцам были известны уже давно.

Белые «создали» для них оружие, ставшее, так сказать, национальным оружием индейцев - знаменитый томагавк. Томагавки, поставляемые из европейских стран, сильно различались по форме. Томагавком индейцы научились владеть в совершенстве, вскоре он стал их любимым оружием.

В Северной Америке существовали такие племена, представители которых не употребляли лук и стрелы даже во время охоты. Одно из таких племен белые начали называть «санз арк» - дословно «без луков», «те, у которых нет луков».

Помимо копьев, военных булав, томагавков и луков, индейские воины пользовались иногда ножами. Металлические лезвия были известны до прихода белых только индейцам северо-западного побережья Северной Америки, которые в оборонительных боях жителей Нового Света почти не участвовали.

Остальные группы североамериканских индейцев изготовляли лезвия ножей из природного материала. Самым интересным из этих ножей был бобровый нож алгонкинских племен северо-востока Северной Америки, лезвием которого был бобровый зуб. Рукоятка ножей делалась обычно из дерева, камыша, кремня или кости.

Огнестрельное оружие индейцев

Первое огнестрельное оружие к североамериканским индейцам попадает только в начале восемнадцатого века. Главными поставщиками были представители компании, торгующих мехами. Особенно широкий обмен мехов на огнестрельное оружие развернула в то время известная «Хадсон Бэй Компани» среди индейцев сегодняшней Канады. Позднее продажа огнестрельного оружия индейцам была радикально ограничена.

Они заполучили его у отдельных торговцев, чаще всего опять-таки в обмен на шкурки. Свое вооружение индейские воины пополняли и из военных трофеев Так что, несмотря на многочисленные запреты, некоторые племена сумели за два-три поколения «перевооружиться».

Например, в сообщении об ассинибойнах, датированном 1809 годом, отмечается, что это племя, которое в то время насчитывало 1880 становищ с двумя тысячами боеспособных воинов, имело на вооружении 1100 единиц огнестрельного оружия.

Но с ростом количества огнестрельного оружия возрастала и потребность в боеприпасах.

И поскольку у индейцев изъять оружие практически было невозможно, американцы с начала XIX века стремились продажу им боеприпасов свести к минимуму.

Каждая унция пороха, каждый патрон имел для индейцев цену золота. Индейские воины добывали боеприпасы различными способами. Нападением на вражеские обозы, а в дни мира вновь путем тайного обмена на меха.

Некоторые даже предлагали одиноким белым своих жен на одну или несколько ночей.

Доспехи индейцев

На традиционно индейское военное дело повлиял и другой «дар белого человека» - лошадь. Животное, которое, собственно, создало индейцев прерий, оказавшихся потом для американской армии самым твердым орешком.

Но еще раньше прерийных индейцев лошадей от испанцев получили индейские жители Аризоны, Техаса, Нью-Мехико. Первыми наездниками стали апачи. По примеру испанцев они начали одевать своих коней в кожаные «доспехи» (апачские воины, к слову, долго использовали такие кожаные «доспехи» и для собственного предохранения.

Вообще же индейские воины предохранялись в бою щитами из кожи, индейцы северо-запада пользовались сделанными из дерева шлемами). Апачи, имеющие, таким образом, лучшее снаряжение для войны, сумели потом, как рассказывает иезуит Масне в своем сообщении от 1691 года, победить все соседние племена.

У меня всё...


tex 29.01.2007 - 17:19

Где можно почитать поподробнее про боевой холодняк, применяемый индейцами, кто знает? Вопрос навеян недавным просмотром фильма Apocalypto 😊 Там разные образцы показаны.
Но более всего меня давно мучит вопрос, что за оружие использовал один из героев фильма "Последний из могикан" (1992г.)? Там он рубит врага необычным широким изогнутым Г-образно подобием двуручного меча, не совсем понятной конструкции, с лямкой для носки. Может кто то подскажет, что это за оружие такое? Вот кадр из фильма, где последний из могикан со своим любимым оружием во время поединка:

Thom 29.01.2007 - 17:25

Дык это ружье по-моему и долбит его как дубинкой

bayan 29.01.2007 - 17:39

По-моему это томагавк в его первоначальном виде. Лопатку лося или кабана какого-нибудь к палке привязали, край о камень заточили и вперёд-головы снимать.

тов.Сухов 29.01.2007 - 17:46

специально для кино,для зрелищности выдумали такую стильную шнягу.

Sommelier 29.01.2007 - 19:01


Наверное это разновидность двуручного томагавка, деревяная с железным зубом. Похожа кстати на африканские металки, которые тоже кидают 2-мя руками из-за головы

Sommelier 29.01.2007 - 19:21

да, чуть не забыл, называется она почему-то просто "боевая дубина" (war club)

мак 29.01.2007 - 19:25

Какое нафиг железо в приложении к фильму "Апокалипсис"? Господа, учите матчасть.... В фильме, кстати, все весьма достоверно, только деревянные палицы и обсидиановые ножи, плюс копья, тоже деревянные, замечу. Вязали пленников лианами и т.д., т.е. в фильме соблюдена историческая правда по большей части. Железо привезли с собой европейцы, а до этого наши американские друзья весело и беззаботно жили в позднекаменном веке, по-научному - энеолит.

tex 29.01.2007 - 20:54

Sommelier
Эта "шняга", как вы говорите, встречается довольно часто на картинках и в фильмах про индейцев, которые снимало ГДР в 70-80-х.
Наверное это разновидность двуручного томагавка, деревяная с железным зубом. Похожа кстати на африканские металки, которые тоже кидают 2-мя руками из-за головы
Большое, спасибо! Это именно она! Интересно бы поподробнее разузнать про это оружие.
Thom Дык это ружье по-моему и долбит его как дубинкой
Я тоже было про ружьё сначала подумал, но он этой штукой врагов на бегу режет в фильме, и звук такой как от бритвы 😊
мак Какое нафиг железо в приложении к фильму "Апокалипсис"? Господа, учите матчасть....
Хм..., а кто говорил про железо, применительно к Апокалипто?

tex 29.01.2007 - 21:07

Тамагавк с железным зубом, это из уже фильма "Последний из могикан", события относятся к другому периоду. Анонс к фильму начинается со слов: "1757 год. Англо-французская война за американские колонии в самом разгаре...."

bulawog 30.01.2007 - 01:09

Кстати,читал где-то любопытную версию,что вид таких боевых дубинок индейцы скопировали с европейских ружей,чтобы,так сказать,сделать их более угрожающими и эффективными.

мак 30.01.2007 - 09:47

Правильная версия, могу ее развить: первые такие дубинки были обычными европейскими ружьями, которые индейцы использовали как дубинки, если им удавалось их отнять у владельцев. После того, как приклад отлетал от ствола после нескольких сильных ударов и получалась такая дубинка. Не надо забывать, что индейцы в массе своей были людьми каменного века, оставшиеся в бассейне Амазонки племена показывают их тогдашний уровень, а все американские цивилизации были созданы пришлыми людьми типа викингов, осевшими на территории Америки и подчинившими местные племена, поэтому все эти цивилизации, не имевшие местных корней и исчезали вскорости без следа и видимых причин.

Скромный 30.01.2007 - 12:26

Mac, вы все же не совсем правы. Давайте не будем валить всех индейцев в одну кучу иже это все-таки были разные культуры, и находились на разном уровне развития. И все они возникли и развивались исключительно в местных условиях. Ни одной культуры, созданной выходцами из Старого Света в Америке до сих пор не обнаружено, говорить можно только об отдельных спорных элементах внешнего влияния. Викингов я бы вообще не упоминал всуе, т.к. они вообще никак в Америке не отметились кроме самого факта посещения. Да, большая часть американских культур - неолит, в лучшем случае уровень медного века или даже бронзы. Но это не значит, что каменные и бронзовые культуры не могут достигать высокого уровня развития и у них не может быть своих достижений. На момент конкисты европейцы столкнулись минимум с двумя цивилизациями имперского порядка - ацтеки в Мезоамерике и инки в Южной (о майя сознательно не говорю, на то время они находились в упадке). Отставали от Старого Света, прежде всего технологически - но в ряде областей не уступали, а то и превосходили - сельское хозяйство (достаточно сейчас открыть холодильник 😛), астрономия, монументальное строительство, изобразительное искусство (прежде всего у майя), государственное устройство (у инков). Американские цивилизации находились на уровне древних Египта и Месопотамии, у них была своя богатая история с войнами, подъемами и падениями, отставание можно объяснить естественными причинами которые не буду перечислять, прежде всего - это местные особенности и условия.

Теперь по оружию. В ветке речь пошла о североамериканских индейцах и о европейском влиянии, а "Апокалипсис" - не то, это как раз доколумбова Мезоамерика.

Основной холодняк древней Мексики - это деревянная основа, на которой закреплены рубящие или режущие элементы из обсидиана (вулканическое стекло). Известно и используется название из языка науатль (ацтекская империя) - "маквакуитл" или "макуаитль" в разной транскрипции. Маквакуитл мог иметь разную форму и устроиство, в зависимости от культуры и времени. На конце деревянной рукояти крепилась плоская обсидиановая пластина, тогда оружие напоминало североамериканский томагавк. Пластин могло быть и больше, иногда они крепились с двух сторон. Ацтекский маквакуитл сделан по типу меча, и в бою использовался как меч - в деревянную основу в форме доски с рукоятью вставлялись рубящие обсидиановые кромки, на конце - обсидиановый же шип, для колющего удара. Кстати, в "Апокалипсисе" такие мечи ни к чему бы, это всеж не оружие майя.. Использовались и дубины, утыканые обсидиановыми шипами по типу палицы - Кортес упоминает их у своих союзников, индейцев Тласкалы. Инки тоже использовали подобные палицы.

У майя основное боевое оружие - копье, ударная сила - отряды копьеносцев. Диего де Ланда утверждал что оружия подобного маквакуитлу на момент прихода европейцев у майя не было, однако на фресках и статуэтках майя более раннего времени они встречаются. Скорее всего, это влияние тольтеков и сапотеков, неоднократно грабивших и завоевывавших Юкатан.

Маквакуитл - штука по своему эффективная, но выходить с ним против стального меча или шпаги, тем более в руках закаленного и пассионарного испанца...хмм...

А вообще индеец - это не национальность, а состояние души 😊

мак 30.01.2007 - 16:35

Ну так я и пишу - дерево и обсидиан. А про состояние души - так я сам в душе индеец, причем первобытный...

Скромный 30.01.2007 - 18:28

Индейцы - рулят 😊 Хотя я сам как-то больше тяготею к Мезоамерике, ну да это вопрос личных пристрастий...

tex 30.01.2007 - 18:39

Мне все мысли, про аналогии форм этого томагавка с формами трофейных европейских ружей, тоже кажутся не беспочвенными. Форма приклада очень напоминает древние мушкеты, а зуб - затворный фитильный, а позже кремневый, механизм. Возможно, действительно, индейцы трофейные мушкеты использовали именно как дубины, и им эта форма настолько пришлась по вкусу, что они почти всё старательно скопировали, включая приклад, курок, цевьё и даже плечевой ремень не забыли 😊

Любопытная форма у этого зуба, она не совсем типичная для лезвия топорика, такого как томагавк. Она мне очень напоминает зуб гиганской белой акулы, практически полноразмерная копия (не считатя щелевых вырезов), который я видел в музее и окаменевшие остатки которых можно до сих пор найти в отложениях мелового периода. Он, был точно такой же формы, как и зубы современных белых акул: по краям усыпан мелкими зубчиками, которые остры как бритва и могут легко резать бумагу, в тоже время сечение и профиль позволяют легко наносить колящий удар легко и выдёргивать оружие.

У более древнего холодного оружия каменного века - рубила, аналогичная форма. Возможно индейцы найденные ископаемые акульи зубы тоже использовали как прототипы при массовом исготовлении холодняка? Уж больно похоже, и придумывать ничего не надо, только копируй в точности то, что природа вылизала за миллионы лет как наиболее точную форму для колюще-режущего удара целюстей самого соврешенного морского хищника 😊

Кроме того, где то давно, видел в музеях палицы аборигенов Австралии и осровов Тихого океана, они были усеяны зубами современных акул. Так что акульи зубы идут в дело и без всяких переделок, так где они есть, конечно.
Вот такие вот мысли пришли в голову. Не ругайте строго, если кому то покажется излишней фантазией 😛

мак 30.01.2007 - 18:46

Что такое Мезоамерика я, честно говоря, не петрю, но душой я с Вами.

Скромный 30.01.2007 - 19:04

Под понятием Мезоамерика обычно подразумеваются американские доколумбовы цивилизации современной Центральной Америки, от Мексики до севера Колумбии. Разные культуры, росли, поднимались, воевали, падали - но не теряли связи между собой, хранили историческую и культурную традицию (погибшую с приходом европейцев...) Корень их - цивилизация ольмеков, юг Мексики, дальше - понесло: майя, прошедшие несколько стадий развития и неоднократно менявшиеся, теотиуакан, тольтеки, миштеки, сапотеки, ацтеки наконец. Колумбийских муисков тоже можно отнести к культурам Мезоамерики, хотя они уровня государственности не достигли. Нужно отметить, что цивилизации Южной Америки - культуры мочика, наска, тиауанако, инков и проч. - к Мезоамерике не относят. Они не менее достойны - но развивались самостоятельно, в полной изоляции, и связей с Центральноамериканскими цивилизациями не имели, потому и рассматриваются отдельно.

Fet 30.01.2007 - 19:20

Интересная штуковина, которая на ружье похожа. Может, действительно, передрали просто. Широкая и плоская на конце - это я понимаю зачем, что бы утяжелить конец, не увеличивая парусности, если как-то логически обосновывать форму. А вот чего не понимаю - зачем поражающий элемент так далеко от края? Неудобно же, наверное. И зачем он смотрит в сторону, если смотреть от держащего эту палку? На топорах или европейских аналогах с клювом он как раз загнут к владельцу устройства. Удар то - нечто, близкое к окружности по траектории. А тут в другую сторону - зачем?

Кстати, а есть у кого-нибудь адекватная картинка этого, маквакуитла, или как его там? Интересно было бы поглядеть, чего там за камушки и как они сидят.

Скромный 30.01.2007 - 19:59

Fet 30.01.2007 - 20:02

Спасибо, любопытно.

tex 30.01.2007 - 20:16

Действительно, познавательно. Спасибо за ссылку.
Рискну предположить, что "камушки", это головки "заклёпок", фиксирующие зуб в массиве дерева.

мак 30.01.2007 - 21:03

Да, в общем все то же: палка-копалка и обдрюченный камень - обсидиан. Каменный век, он и в Америке - каменный век. Поймал пленника - принес в жертву или съел, или и то и другое. "Експедисия"..... понятно, почему эта цивилизация пала под ударом нескольких десятков слегка вооруженных испанцев, якуты и то дольше продержались. Я все же думаю, что все артефакты американской цивилизации доколумбовой эры связаны с внешними влияниями, недаром ацтеки или майя, уже не помню, или инки, ждали белокурых богов из-за океана, которые должны вернуться и опять их возглавить. Не верю, что пирамиды Южной Америки строили эти неандертальцы... только для того, чтобы отрезать пленникам головы. Обычно, строят пирамиды цивилизованные люди, а дикари потом используют их по своему разумению.

Скромный 30.01.2007 - 23:12

мак
Каменный век, он и в Америке - каменный век.

Опять же осмелюсь не согласиться. Каменный век - понятие очень растяжимое. Практически у всех народов, относимых к эпохе бронзы - по-прежнему доминировали неметаллические орудия. Например Египет времен Древнего Царства, пик, строительство Великих Пирамид, цивилизация, которой подражали тысячелетиями - бронзу знали и широко использовали, но большинство инструментов - все равно каменные...

Палка-копалка. Я бы порекомендовал пожарить на ужин картошки (потато) на подсолнечном масле (подсолнух - косочитль), и для вкуса добавить кетчуп из томатля. И сигарету выкурить. Все это создали доколумбовы индейцы, палкой-копалкой...

Поймал пленника - принес в жертву или съел, или и то и другое.
Ну, тут сложнее и намного интереснее. Человеческие жертвоприношения практиковали все доколумбовы цивилизации Америки, но ацтеки поставили это дело на широкую ногу, совершали их массово и многотысячно. Дело в том, что они впервые в истории создали государственную службу защиты мира от глобальных природных катастроф 😛 (кстати, современная цивилизация только подходит к этому 😉) Как известно, каждое утро могущественный колдун Уицитлопочтли, создавший человеческий род и покровительствующий ему, вступает в бой с силами тьмы и ночи чтобы над миром взошло Солнце. Он же помогает Солнцу восходить. Мощь темных сил велика, богу нелегко каждое утро биться с ними... А если однажды он не справится, не выстоит против ночи, утро не наступит и солнце не осветит Землю? Люди просто обязаны помочь Уицитлопочтли в его трудной борьбе, морально поддержать его цветами и песнями, подкрепить его силы духом многочисленных жертв. Дело хорошее, нужное 😊 И желательно жертвы приносить повыше, на вершине пирамиды, ближе к небу и богу, дабы дух не терялся...

Кстати, сам с интересом посмотрел бы на ритуальное оружие ацтеков.

все артефакты американской цивилизации доколумбовой эры связаны с внешними влияниями

Нет, однозначно. До сих пор в Америке не найдено ни одного ДОСТОВЕРНОГО предмета, который можно идентифицировать с доколумбовым периодом и Старым Светам. Есть совпадения в художественных элементах некоторых культур, совпадения слов и терминов - но не более. Контакты в обоих направлениях однозначно были, но одиночные, и глобальных следов не оставили.

недаром ацтеки или майя, уже не помню, или инки, ждали белокурых богов из-за океана, которые должны вернуться и опять их возглавить.

Да, легенда о Великом Пернатом Змее, и у ацтеков,и у майя, и у других в Мезоамерике, у инков не было. У мексиканских индейцев - Кецалькоатль, у майя - Кукулькан, бородатый белый бог, приплывший со спутниками на крылатом (парусном?) корабле с востока, и вроде даже крест упоминался. Оставил по себе хорошую память и обещал вернуться. Эта легенда была широко распространена и сильно расслабила индейцев при встрече с испанцами, они просто не ждали от белых такой подлой агрессивности. Безусловно, след какого-то контакта (уверен что не викинги) - но идентифицировать сложно. Материальных свидетельств - никаких. Признаков передачи культурной традиции или технологических заимствований - тоже. Время также не датируется. Образ Пернатого Змея запутан еще и религиозными, и историческими моментами. Кецалькоатль одновременно одно из трех верховных божеств ацтекского пантеона, вполне местное по атрибутам. Кукулькан майя - еще и реальная историческая личность, один из правителей Тулы (центра цивилизации тольтеков), был оттуда изгнан, и о нем есть своя стихотворная легенда...

Не верю, что пирамиды Южной Америки строили эти неандертальцы... только для того, чтобы отрезать пленникам головы. Обычно, строят пирамиды цивилизованные люди, а дикари потом используют их по своему разумению.

Неандертальцев в Америке никогда не было, только наш вид homo sapiens. Уверяю, пирамиды там строили вполне цивилизованные люди. Индейцы 😊

Mika_Belov 31.01.2007 - 05:42

Скромный, опоздал к началу разговора,
+5
Добавлю только -
ВЫ МОЛОДЕЦ!!!

Скромный 31.01.2007 - 10:52

Спасибо, Mika_Belov, право же не за что меня так 😊

Strelezz 03.02.2007 - 14:55

мак
Ну ладно, эта дискуссия здесь не к месту, останемся каждый при своем мнении, при всем моем уважении к оппонентам. Но в душе я - индеец.

.
Согласно твоей же теории 😛 думается, что индейцы просто пролюбили стволы своих древнеиндейских мушкетов. (Снятых после очередной войны) 😀
И пришлось биться тем чем осталось... Воодушевленные экономией пороха и эффективностью девайса о стволах полностью забыли...

мак 04.02.2007 - 09:54

Не, они их как пулялки стрелок использовали, ну тех в которые дуют. Прикинь - нарезная духовая пулялка.

Strelezz 04.02.2007 - 11:00

мак
Не, они их как пулялки стрелок использовали, ну тех в которые дуют. Прикинь - нарезная духовая пулялка.

.
Сроду бы не допер! Голова!!! 😊

мак 04.02.2007 - 11:52

unecht 05.02.2007 - 18:09

По поводу аналогии форм боевой дубины и мушкета хотелось бы добавить пример маори. В период английской колонизации Новой Зеландии маори вырезали палицы в форме ружья, чтобы тем самым хотя бы частично переманить убойную силу оружия белых людей. До встречи с англичанами маори использовали боевые палицы в форме весла.

мак 05.02.2007 - 19:11

И эти люди говорят мне о навороченной индейской цивилизации.... дикари-с.

Strelezz 08.02.2007 - 03:00

unecht
По поводу аналогии форм боевой дубины и мушкета хотелось бы добавить пример маори. В период английской колонизации Новой Зеландии маори вырезали палицы в форме ружья, чтобы тем самым хотя бы частично переманить убойную силу оружия белых людей. До встречи с англичанами маори использовали боевые палицы в форме весла.

Ну да. Дикари, они везде дикари. 😊
Вот только непонятно, почему-же они штык-то не скопировали? 😀

Strelezz 09.02.2007 - 04:37

Наверняка достаточное оружие для случаев когда на бойце -
" ... ничего, помимо бус " 😀

Gambler 09.02.2007 - 10:06

Не совсем в тему, наверное, поскольку эти дубинки - полинезийские. Самоанские, точнее. Но, по-моему рациональное оружейное зерно в них тоже есть. Как и древность замысла. Особенно в той слева, с крючком для зацепа шеи. Прошу также прощения за не очень удачное фото с лишними предметами в кадре.

Скромный 09.02.2007 - 11:58

И как после этого можно осмелиться назвать полинезийцев дикарями?
Искусство более чем высокого класса...
Я бы не назвал полинезийцев и маори соседями, скорее маори - одна из групп полинезийского этноса.

эмден 09.02.2007 - 12:09

я имел в виду географические "соседи" 😊

Скромный 09.02.2007 - 12:28

Безусловно 😊

relikt 11.02.2007 - 12:16

А что это за "флюгер" на двух последних фотографиях?

эмден 11.02.2007 - 19:34

незнаю 😊 помесь копья с чем-то.информации по маори мало, фоту я с новозеландского форума вытащил.

14771 14.02.2007 - 11:36

Gambler
В реальной жизни маори довольно ублюдочный народец. Что-то вроде цыган. Ленивые, часто грязные и склонны к воровству. Хотя государство о них заботится так, как из нас никому и не снилось.

если в паспорте записать - "немножечко майори", гос-во заботится будет? я тоже ленивый и склонный к воровству. а также часто грязный - особенно на охоте и рыбалке.

мак 14.02.2007 - 20:38

Ну, тогда я чисто майори, во - моя нация.

Gambler 14.02.2007 - 22:05

мак
Ну, тогда я чисто майори, во - моя нация.

Ну и зачем вам такая экзотика? Становитесь просто цыганами. Принципиальной разницы абсолютно никакой, но значительно ближе к российским реалиям. 😛

мак 14.02.2007 - 23:59

А я и так цыган, экзотики хотца, чтоб под пальмой с бананом в одной руке и кокосом с заброженным соком в другой. И чтоб представительница под бочком, пока сама бочкой не стала. И чтоб юбка из пальмовых листьев на мне, чтоб юбка, а иначе - душа не отогреется. А цыган, так что цыган, вот он - мой табор.

BeardMax 15.02.2007 - 02:45

А дубина Чингачгука, скоторой началось обсуждение, действительно имитирует ружейное ложе. Более того, по-английски она так и называется: Gunstock War Club.
Первоначально это была просто палица с "зубом"

А с приходом европейцев трансформировалась в подобие ружья.

Gambler 15.02.2007 - 08:44

У меня когда-то давно, еще в московском детстве, был настоящий "сарбакан". Отец привез из Перу в начале 70-х. Его американского приятеля-вертолетчика однажды случайно занесло к каким-то совсем примитивным индейцам в то время еще практикующим каннибализм. Из их деревни он взял и подарил отцу этот самый "сарбакан" и вдобавок еще пару сушеных голов размером с кулак. Вертолетчик утверждал, что еще пара десятков подобных голов сушилась на кольях торчащих возле хижин. На этих двух головах оставались и волосы, и брови, и даже ресницы. Обе были мужскими, насколько я понимаю. Костей не было, только набитый какой-то травой кожный покров для сохранения формы, без всяких швов и разрезов и аккуратно обрезанный по линии шеи. Веки сохранены, но глазницы пустые. Сама же трубка была длиной примерно 2,3 - 2,4 метра. Может и больше. Точно помню, что вертикально поставить ее на пол в нашей квартире мы не могли - потолок мешал. Стрел к нему не было. Из чего была сделана сама трубка не очень понятно. Ее наружный диаметр был около 4.5-5 сантиметров в самой широком месте у мундштука и она плавно сужалась до примерно 2,5-3 сантиметров у "дульной" части. По всей длине трубка была обмотана длинными тонкими полосками древесной коры типа луба и обмазана чем-то вроде смолы. Темного, почти черного цвета, немного в красноту. Мундштук был костяной, из полированной трубчатой кости человека или крупного животного. Размер отверстия около двух сантиметров. Отец подозревал, что из фрагмента берцовой кости человека и даже носил в одну из лабораторий к себе на работу, но разбирать для полного анализа не стали, методики ДНК исследований тогда еще не было, хотя было сделано заключение, что структурно кость похожа на человеческую.

© 2020 Данный ресурс является облачным хранилищем полезных данных и организован на пожертвования пользователей сайта forum.guns.ru, заинтересованных в сохранности своей информации