Лукашев михаил николаевич. Лукашев, михаил николаевич М.h. лукашев самбо на службе родине

1. Искрометный юмор, обаятельная улыбка, обаяние, почему же он обойден вниманием?

2. Лектор, откровенно говоря, хреновый. Лекции не систиматизированы — когда вспомнит, тогда и скажет. Тупые, иногда пошлые шуточки абсолютно не в тему. Забивальшикам никогда не сдать ему экзамен.

3. Помимо того, что он хреновый лектор, ТАК ОН ЕЩЕ И ХРЕНОВЫЙ СЕМИНАРИСТ!!! И не в тему у него не только шутки, а вообще все!!!Ничего позитивного сказать не могу. Полный бес в ребро. Отзыв (1)- просто черный юмор.

4. А мне кажется он прототип Шеховцовой, только в штанах! :-)

5. Уж не знаю, какой он лектор и семинарист. Но на экзамене девушкам ему лучше не попадаться, так как по его мнению, они знать не могут и думать не умеют. После «общения» с ним вырабатывается стойкое отвращение к органической химии. К слову, Фосу и то приятней сдавать.

6. Не знаю, почему на экзамене девушкам лучше к нему не попадаться. Наблюдая за ним год, можно сказать только одно. Абсолютно необъективен. И в особенности по отношению к девушкам…Он обеспечивает им полную халяву. Особенно в тех случаях, когда девушка громко смеётся на его «отличные» шутки.

7. Не только смеется, но и ШИРОКО открывает глаза, улыбается, смотрит ему в рот и говорит «…ну перестаньте же, какой вы…». Да-а-а-а, такие девочки нигде не пропадают, это факт!!!

8. Да нет, нормальные лекции. К экзамену по ним готовиться можно было, хотя программу экзамена он пока не успел заменить и она практически курцевская. Все, что надо, дает, и даже больше того — в смысле множества примеров, так что потенциальная, извините, умственная энергия переходит в кинетическую — движения ручки по бумаге. Лекции несколько неорганизованные — вроде и торопится, а задерживает; конец темы получается скомканным, как никем так и не выботанные производные угольной кислоты, которые он дал за 15 минут на последней лекции.

9. to 8: это он у тебя, милый, семинары и прак не вел, а то бы ты, наверное, по-другому заговорил! Искренне желаю, чтобы все ваше общение ограничилось только лекциями!

10. To 8: Согласен с 9! Ты бы тогда, дружочек, по-другому заговорил! Химию не знает вообще, хотя и мировой олимпиадник. Тупые шутки, объективности ровно НОЛЬ! Полностью неудовлетворен жизнью и если девушка не смотрит ему в рот и не смеется на его тупейшие шутки, то горе той девушке, уничтожит ее и всех кто окажется рядом. Благо девушки у нас просто супер, да и те, кто с ними рядом. Не поддаются!!! Не ломаются, а все терпят и получают ПЯТЬ, только потому, что пашут как проклятые в семестре! Тяжело? ДАААА! Зато честно!

11. Известная история о том как сей субъект зарезал автомат одному третьекурснику. У него был самый высокий рейтинг на курсе при полном отсутствии на лекциях. Лукашев это узнал, специально пришел на экзамен и поставил ему 8,5. Кто еще хочет сказать, что он добрый и остроумный???

12. Отзыв 1(написанный мной), заявляющий доброту и остроумие Лукашева, просто ШУТКА На самом деле он просто полный …

13. Удивляет то, что на лекции по органу ещё кто-то ходит. Сам химию не знает принципиально, в голове каша мала из набора фактов, которые он даже связать не может, а со своим чувством юмора может в программе Аншлаг выступать. Хотя, конечно, мало кому захочется читать лекции по органике, и его мужество заслуживает уважения, но, всё равно…

15. Ничего странного нет, просто чтобы стать профессором нужно прочитать курс лекций. А начальство у него такое, что без особенных проблем пролоббировало. Так что лекции читать будет именно он, даже не надейтесь на благополучный исход.

16. to 11: что за гон! если бы у того чувака действительно был самый высокий рейтинг и автомат, на кой хрен ему идти на экзамен?!

17. to 16: Не знаешь не говори, что это гон. Насчет этой истории, это все чистая правда. Я сам при этом присутствовал и все видел и слышал.

18. to 16: Не знаешь не говори, что это гон. Насчет этой истории, это все чистая правда. Я сам при этом присутствовал и все видел и слышал.

19. Чувак (мой одногруппник, вся история разыгрывалась на моих глазах) пошел на экзамен, ибо автоматы выставляются только во втором семестре.

20. Преподаватель он хреновый, да и как человек — не супер, так прапор средней руки

21. Как хотите, а меня его лекции в этом семестре вообще радуют. Я автор отзыва 8.

22. Одни терпены и стероиды (среди которых женские и мужские половые гормоны) на уме. А ещё эта скотина обещала, что вопросов по углеводам и терпенам не будет на экзамене.

23. Лично у меня с ним связаны одни из самых отвратительных воспоминаний о студенческих временах. В начале учебы он выбирает себе жертву и имеет ее: в первом семестре жертвой оказалась я, но добиться моего исключения у него не получилось (хоть и пропустила три из четырех экзамена из-за неимения зачета), во втором семестре выбрал парня и «отправил его до дому». Короче говоря, если ты попался к нему — не завидую.

24. С ТАКИМ удовольствием я ходил только на лекции Чирского. Отличные объяснения, отличный юмор и, главное, все понятно! =)

25. to 24: НЕ СМЕЙТЕ осквернять милое нашему сердцу имя Чирского даже упоминанием рядом с ним Лукашева! Юмор тупой, знания предмета весьма сомнительное, да и как человек, тоже Владимиру Григорьевичу в подметки не годится!

26. Озабочен больше личными делами. Профессор для имиджа. Свою корысть скрывает за подчеркнуто по-советски демократическим стилем общения.

27. Часто тормозит, структурные формулы рисует невнимательно, медленно, иногда с ошибками, студенты зачастую его поправляют. Наиболее частые ошибки(стандартные на каждой лекции) — число углеродных атомов, индекс при атоме H (или др). Плохо преподает материал и читает лекции вообще. Постоянные лирические отступления, шутки. -Кто помнит, что это за…/как называется, поднимите руку? Никто из принципа не поднимает, так как уже в 10-й раз он просит ее поднять, а вопрос просто издевательски-легкий. И только некоторые вроде Джигайло тянут. -хмм.. мало рук. И начинает обьяснять всю эту фигну повторно, причем как обычно — медленно, запинаясь, с ошибками. или: -Кто принес цветные карандаши, как я в прошлый раз просил просил? -какая группа? -запишите и подчеркните цветным карандашом!:……. Еще утверждал както, что алкалоид КОКАИН — их орехов КОЛА, поэтому мол раньше он был в составе кока-колы, а теперь стали очищать от него. А про листья КОКИ он видимо ничего не слышал…! В итоге все в негодовании, так как за время лекции он не успевает многое рассказать по программе. Зато по лирическим отступлениям — первый лектор на факультете! При том что он хреновых лектор, так еще и вредный, мстительный! Экзамены принимает плохо(при том что сам нихера не знает),судит необьективно.

28. Может он кого-то из «дедов» и обидел, автомат не поставил, или зачет в срок, не знаю, но могу сказать — лекции клевые, готовиться по ним — удобно, нужный материал распечатывает для каждого студента. А если и потеряет атом углерода (1 из 18 тут чуть не потерял) так и что? пишет-то сам, а не на компе показавает. Слушать интересноооо! А то что халявщикам к нему лучше не попадаться — сам об этом говорит.

29. to 27: про кока-колу — чистый гон. Все на той лекции сказано было правильно и про орешки с кофеином и, отдельно, про листья с кокаином. Кому-то может и не нравится, а по-моему, лучшиие лекции, которые я слышал.

30. to 28: если бы он потерял 1 атом углерода, это бы ничего. Но проблема в том, чтго еще когда-то давно он потерял кое-что гораздо более важное!

31. Уважаемый 29! Эта лекция была в весеннем семестре 2004г по теме «амины». Лекция началась с алкалоидов. Может, он не говорил про то, что «от кокаина потом стали очищать»(это я сам логически домыслил), однако он говорил что он содержится в орехах кола — факт. Хотя, может это была «оговорка» по невнимательности, как и его «опечатки» на доске. Что касается «отличных лекций» — смотря как это понимать.. Бывают лекции на химфаке, где НИЧЕГО не понятно. Например, кванты и строймол. У лукашева же все предельно ясно, но «тормозит» он не по дестки! В этом смысле он плохо читает.

32. to 31: Уважаемый 31! Не надо выдавать за факт, то что ты домыслил или вообще забыл. Я тоже был на этой лекции. Если лектор читает медленно так, чтобы все можно было записать, при этом идет по программе и не отстает, и у него все понятно — так это хорошо. Мне это нравится А про алкалоиды он мог бы вообще не рассказывать, в программе нету-у, но интересно. Именно после этого я знаю, что в листьях, а что в орешках, и т.п., поэтому и ответил.

33. На мой взгляд, человек должен представлять на каком месте он находится и какой у него должен быть статус. Так вот: Лукашев в этом отношении абсалютно неадекватный тип!!! Этот доморощенный Трахтенберг, что не лекция, то разглагольствует о менструальных циклах или голубых, причем без тени смущения. Подчтенный павиан, не иначе, может сморозить такое, что я не могу себе представить как милые, нежные ботаншы продолжают сидеть на его лекциях. Впрочем иногда подкармливает халявными баллами. Нет я сам когда то «сидел под юхой», и осквернял, наверное, тем самым что-то, но я, простите, не официальное лицо

34. автору 33. А вы сильно смущаетесь, когда лектор упоминает о голубых или менструальных циклах? Примитивно говорить, что это нас окружает, но придется. Думаю в разговорах с вашими друзьями вы можете обсудить это и далее не возмущаться, так чем же плох лектор? По сабжу: в течение почти года я ровно один раз заглянул в учебник Курца, да и то, когда семинаристка приперла к стенке. Все остальное время пользуюсь только лекциями, вероятно получу автомат, хотя суровым ботаном не являюсь. Что касаемо людей не ходивших на лекции и попавших к Лукашову — если человек будет знать химию не хуже его самого, то даже последний п*****т снизит оценку не более, чем на полбалла. Я ему сдал на 9.5. Это его право — принимать экзамен как он хочет.

35. Изучал органику в том году, сдавал ему зимой экзамен. Билет ответил, но пока не рассказал ему все не то 4, не то 5 методов получения фенилмалонового эфира, про которые он на лекции рассказывал, не отпустил.

36. Это нормально, что преподаватели имеют слабости. Вот у Николая Вадимовича — пристрастие к собственным лекциям. По-моему, бывает и хуже. Это ведь не отменяет доступность этих лекций (а потом и составляемых им контрольных, не то что у Курца), демократизм в общении, раздачу бумажек с какими-то элементами материала, имбирный корень и много всего другого, что он приносит на занятия с той целью, чтоб эмоциональнее запоминалось; наконец, 3-5 лекторских баллов к рейтингу просто за то, что вы есть: есть на лекционной контрольной. А если ходить постоянно, то он нежно любит. Встретив в коридоре, спрашивает, например, разгадали ли вы последнюю задачу в курсовой контрольной… Очень даже приятно.

37. to33:совершенно согласна! to34:Просто, когда твои друзья ведут себя несколько неадкватно, их вполне можно 1)не слушать,2)поставить их на место С Лукашевым этот номер проходит довольно плачевно. А шутки о менструальном цикле..Может кому-то смешно, но, например мне, не очень. Не забуду, как Лукашев, будучи моим семинаристом, проявлял чудеса прподавательской некомпетентности и человеческой гадливости, умоляя Вейца не ставить мне 5 на экз. Слава Богу, что Вейца уравновешенная психика и он от своего решения не отступился

38. to 37: чего-то я не понял. Семинаристу ничего не стоит поставить такой рейтинг и обоснованно показать, кто чего стоит, чтобы 5 баллов стали оч-чень проблематичными. И сделать это Лукашев мог легко в течение семестра, мнгократно, а не «бегать потом и упрашивать кого-то там, чтобы поставили 4». Чушь какая-то! Кстати рейтинг в семестре он не занижал, а наоборот завышал почти всем, кроме откровенных халявщиков. И за наши средние баллы по контрольной не то чтоб переживал, но всем подсказывал, как их оспорить у Курца, была бы зацепка.

39. to 33: парень, ты похоже слишком этим озабочен (голубыми и менструациями то есть, интересно, чем больше?). У Лукашева есть любимая тема, которой как он говорил, много лет не было в программе — это стероиды. Стероиды, между прочим, действуют НА ЭТО. Не могу сказать, что мне эти стероиды очень нужны, но любопытно, блин, почему я мужик! Но чтобы «на каждой лекции про менструации» — это, мля, чистый гон. Зато когда готовился к экзамену, (согласен с 34) лекции очень помогли. Очень четко по программе, все время смотрит на часы, чтобы все успеть. надо только записать хорошо, или найти у знакомого ботана запись.

40. Не удивительно что по его лекциям легче всего готовится к экзамену. Ведь это оон же и составляет программу к нему. На кафедре органической химии есть люди и похуже Лукашева. Так что зря вы его так. Ему не очень-то и хотелось читать лекции третьекурам, но его кафедра обязала. То что происходит со студентами на орге на третьем курсе-так это отбор тех кто ее любит и знает и всех остальных. Но (для тех кто любит оргу) на кафедре очень много «полититеской химии». Если-бы мне предоставили возможность еще раз выбрать я бы пошел в другое место. Золотых гор вы там не получите, зато г..вна нанюхаетесь вдоволь.

41. to 40 Так значит он сам пишет программу а потом читает сам же по ней лекции…хм А я не понимаю, что тебе ещё надо-то? Что плохого, что лекции читает именно тот препод, который составляет программу курса? И кстати читает лекции очень даже неплохо! Можно Курца открывать только ради любопытства, т.к. необходимость в учебнике после лекций практически полностью отпадает (для верности можно проботать тему Тернею, и если ты был на лекциях, этого хватит). А вот про человеческие качества Лукашева я ничего определенного сказать не могу (хамелеон?)…

42. Лектор нормальный, но юмор частенько бывает пошлым, иногда черным. Но в целом, впечатление хорошее.

43. Да ну клёвый лектор! По крайней мере мне нравится, факт.

44. to31: если вам непонятны лекции по квантам и строймолу, то просто чаще надо на них появляться было. Если систематически посещать все и иметь хоть чуток мозга — все там логично и понятно. Лектор офигенный, а если кому-то и не нравится, что он рассказывает и как — то это их проблемы. И в общении очень приятный человек.

45. Мне для подготовки его лекций не хватило, пользовалась Курцем. Растягивает на лекции всякую любому дураку понятную фигню, а сложные и нужные вещи пробалтывает за 2 минуты. Шутить не умеет… хотя пытается

46. лично меня удивило количество негативных отзывов. И вот почему. я видела и как Курц читает и как Лукашев. Так вот Курц был великолепным лектором, сравним по качеству объяснений с лекциями Козлова по физике (ИМХО лучшие лекции, жаль что первой парой). И Лукашев ничем не хуже Курца. Вот реально ничем. Лекции понятные. Да, растекается мыслями по древу, но вполне нормально возвращается к заданной теме.

47. а вообще в целом как-то странно читать мысли из серии: «Лукашев плАхой чИлАвек» вам с ним детей крестить?? Нет?? а чего тогда так беситесь-то? на химфаке есть (не будем показывать пальцем) реально мерзкие люди. которых (которого, точнее) ненавидят все. вообще все. а Лукашев вполне миловидный человек. и видимо тут просто поток негативных отзывов от тусы халявщиков.

48. Кто такой этот «реально мерзкий человек», я понимаю. Но зачем же сравнивать с ТАКИМИ людьми? При таком сравнении не то что НВ — кто угодно покажется святым! А Лукашев далеко-далеко не святой…

49. Как лектор мне очень нравится!Особенно, когда приходит время учить коллоквиум или экзамен, понимаешь, что лучше канспекта по его лекциям ничего нет. Всё чётко и по плану. Просто действительно нужно больше заниматься.

51. зубри свои ХПС САМ! нечего их во все билеты пихать!

52. To 49: это уж точно, что лучше его кАнстекта к экзамену ниче не найдешь

55. отзыву 53 — +1! никогда еще не посещал все лекции ни по какому предмету, а тут — почти не пропускаю! клево читает и интересно)

56. Нормальный Лектор, свою работу знает. Только на экзамене пусть спрашивает в меру.

57. Все равно лекции скучные. Вроде и читать умеет, и отступления порой интересно слушать — но не то. Потому что большинство лекций — список реакций, выписываемых на доску. Эт, простите, для каких-нибудь врачей. Н.В., уделяйте же больше внимания механизмам и прочим интересным вещам! Поверьте, рядовому студенту это гораздо интереснее чем переписывать с досочки десяток-другой реакций. Остальное мы и в книжках посмотрим.

59. to 57: а баба-Яга -против!

60. экзамен я, конечно, ему не сдавала, но лекции посещала и на мой взгляд они достаточно интересные и полезные… ну и не уж настолько плохие у него шуточки как большинство здесь пишут, весьма забавные и по теме. имхо)

61. Прекрасный лектор! Я вообще информацию на слух воспринимаю очень плохо — гораздо проще прочитать. Обычно из-за этого лекции не посещаю и вообще, честно говоря, не вижу в них никакого смысла — есть же книга. Но Н.В. настолько классный лектор, что хожу на него из уважения. Отличные шутки, истории к месту, угощает морковкой и яблоками.

61. Лекции хорошие, ничего с листочка не переписывает. Всё, что-нужно к экзамену, полностью, с механизмами разбирает. А ещё за посещение лекций ставит дополнительные баллы независимо от того, знаешь ты ответ на вопрос на лекционной контрольной или нет

62. шутки отвратительны, но почерк и дикция хорошие. не самый плохой вариант, по-моему.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаил Николаевич Лукашев
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Почётный член исполкома Всероссийской федерации самбо .

Творчество

Впервые в советской периодике опубликовал материалы о монастыре Шаолинь , о традициях рукопашного боя средневековой Европы , о спортивной борьбе с «канонами дзюдо» от мэтра Мифунэ .

Автор нескольких книг по истории боевых и спортивных единоборств, общий тираж которых превышает 400 тыс. экз. Работы М. Н. Лукашева переведены на английский, французский, немецкий и другие иностранные языки .

Избранные сочинения

Источник -

  • Лукашев М. Н. 10 тысяч путей к победе. - М: Мол. гвардия, 1982. - 175 с. - 200000 экз.
  • Лукашев М. Н. И были схватки боевые… : Рассказы о неизвест. эпизодах из слав. прошлого отеч. борьбы, бокса и кулач. боя. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 240 с. - 50000 экз. - ISBN 5-278-00224-7
  • Лукашев М. Н. На заре российских систем рукопашного боя. - М.: Будо-Спорт, 2003. - 128 с. - (Боевые искусства. Додзе). - (Рукопашный бой в России в первой половине XX века: Системы и авт.). - 3000 экз. - ISBN 5-901826-05-1
  • Лукашев М. Н. Родословная самбо. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 160 с. - 50000 экз.
  • Лукашев М. Н. Самозащита для революции. - М.: Будо-Спорт, 2003. - 80 с. - (Рукопашный бой в России в первой половине XX века: системы и авторы; Кн. 2). - (Боевые искусства. Додзе). - 3000 экз. - ISBN 5-901826-06-X
  • Лукашев М. Н. Слава былых чемпионов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 96 с. - 50000 экз.
  • Лукашев М. Н. Сотворение САМБО: система САМ становится САМБО: [О деятельности Виктора Афанасьевича Спиридонова]. - М.: BudoSport, 2003. - 48 с. - (Боевые искусства. Додзе). - (Рукопашный бой в России в первой половине XX века: Системы и авт.). - 2000 экз. - ISBN 5-901826-07-8
  • Чем счастлив тренер… : Очерки, зарисовки, интервью: [Сб. / Сост. М. Н. Лукашев]. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 177 с. - 50000 экз.

Награды

Напишите отзыв о статье "Лукашев, Михаил Николаевич"

Примечания

Ссылки

  • Горбылёв А. . Международная Федерация САМБО (ФИАС) (16 августа 2014). Проверено 11 марта 2016.
  • . Нят-Нам.ру. Проверено 11 марта 2016.

Отрывок, характеризующий Лукашев, Михаил Николаевич

– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
– Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
– Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
– Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.
И таким принесли его с собою Меравингли. Ну, а потом, после гибели династии Меравинглей, новые короли присвоили его, как и всё остальное, объявив символом королевского дома Франции. А ритуал движения (или кресчения) «позаимствовала» себе та же христианская церковь, добавив к нему четвёртую, нижнюю часть... часть дьявола. К сожалению, история повторяется, Изидора...

Ведущий российский специалист в области истории отечественного рукопашного боя, почетный член исполкома Всероссийской федерации самбо, талантливый писатель, способный преподнести результаты своих уникальных исследований в увлекательной литературной форме, автор десятков публикаций в различных периодических изданиях (печатается с 1957 года).
Работы М.Н. Лукашева привле...

Краткая биография

Ведущий российский специалист в области истории отечественного рукопашного боя, почетный член исполкома Всероссийской федерации самбо, талантливый писатель, способный преподнести результаты своих уникальных исследований в увлекательной литературной форме, автор десятков публикаций в различных периодических изданиях (печатается с 1957 года).
Работы М.Н. Лукашева привлекают своим первооткрывательским характером. Так, хотя наши боксеры уже в 1948 г. торжественно отпраздновали полувековой юбилей российского ринга, Михаил Николаевич сумел доказать ошибочность этой даты и увеличил возраст отечественного бокса на два года. Его же перу принадлежат первые на русском языке технико-тактические и методические материалы по спортивному дзюдо («Физкультура и спорт», 1972-1974 гг.), публикации о монастыре Шаолинь и его боевой системе. Большой интерес вызвали книги М.Н. Лукашева «Слава былых чемпионов», «Десять тысяч путей к победе», «Родословная самбо», «И были схватки боевые...», которые получили высокие рецензионные оценки таких крупных специалистов, как Б.М. Чесноков, К.В. Градополов, Д.Л. Рудман, А.М. Ларионов, В.С. Харитонов и других. «Слава былых чемпионов» была удостоена Почетного диплома Всесоюзного конкурса на лучшую спортивную книгу 1978 г. Его исследование о занятиях А.С. Пушкина боксом было опубликовано во «Временнике» Пушкинской комиссии Института русского языка и литературы Академии наук СССР.
Несколько десятилетий своей жизни М.Н. Лукашев отдал исследованию истории возникновения советской спортивной борьбы и системы рукопашного боя самбо и борьбе с официозным мифом о создании самбо не мастером Кодокан дзюдо, «врагом народа и шпионом» Василием Сергеевичем Ощепковым, а его учеником А.А. Харлампиевым. В своих строго документированных, аналитических публикациях Лукашев воссоздал подлинную историю зарождения и формирования самбо и восстановил авторское право В.С. Ощепкова. За свою многолетнюю работу в этой области Михаил Николаевич был удостоен Серебряного ордена Международной федерации любительского самбо (ПАЗ).
Работы М.Н. Лукашева переведены на английский, французский, немецкий и другие иностранные языки.

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Лукашева Михаила Николаевича в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Лукашева Михаила Николаевича в жанрах история, физическая культура.








ББК 75.715 Л 84

Лукашев М.Н.

СОТВОРЕНИЕ САМБО: родиться в царской тюрьме и умереть в сталинской... / Лукашев М.Н. - М.: ООО «Будо-спорт», 2003. - 104 с. Под редакцией A.M. Горбылёва

ISBN 5-901826-02-7

В этой книге почетного члена исполкома Всероссийской федерации самбо, кавалера Серебряного ор­дена Международной любительской федерации самбо М.Н. Лукашева речь идет о жизни и деятельнос­ти основоположника отечественного дзюдо и самбо, выпускника Кодокана и советского разведчика B.C. Ощепкова, трагически погибшего в застенках НКВД в 1937 г. В деталях прослеживается эволюция его системы от классического дзюдо к прообразу современного спортивного и боевого самбо, показан сложный процесс адаптации дзюдо к условиям Советского Союза. Здесь же впервые в отечественной литературе дан подробный анализ истоков и развития мифа о разработке самбо на основе националь­ных видов борьбы СССР.

Огромное количество документов, архивных материалов, в том числе из архивов КГБ и ГРУ, публи­каций отечественной и зарубежной прессы, личное знакомство М.Н. Лукашева со свидетелями событий и авторами ряда систем, взвешенность оценок и высокий профессионализм делают книгу уникальным изданием, призванным стать настольной книгой для каждого российского дзюдоиста, самбиста, джиу-джитсера, рукопашника.

© М.Н. Лукашев, 2003

© Дизайн. А.Л. Иванов, 2003

© ООО «Будо-спорт», 2003 ISBN 5-901826-02-7

От редактора

В руках читателя - очередная книга из серии «РУКОПАШНЫЙ БОЙ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА». Она продолжает тему предыдущей книги «Сотворение самбо: система САМ превращается в самбо» и посвящена жизни Василия Сергеевича Ощепкова (1892-1937), патриота, разведчика, выдающегося отечественного специалиста в области самозащиты, основателя советского дзюдо, бесспорно оставившего самый яркий след в истории российского рукопашного боя первой половины прошлого века.

Из нашего сегодня, отстоящего на много десятилетий от 1910-х - 1930-х гг., когда раз­ворачивалась деятельность этого замечательного человека, чья жизнь трагически оборвалась в сталинских застенках, очень непросто было оценить его вклад в развитие отечественно­го рукопашного боя. А между тем здесь важна каждая деталь. Ведь речь идет ни много, ни мало, а об авторстве самой знаменитой и признанной отечественной системы самоо­бороны и спортивной борьбы самбо - важнейшего вклада России в мировую сокровищ­ницу боевых и спортивных единоборств.

До сих пор наши специалисты самбо и дзюдо ведут яростные споры друг с другом на эту тему. Одни абсолютно уверены, что автором самбо следует считать А.А. Харлампи-ева, который, по их мнению, осуществил синтез различных национальных и интернацио­нальных видов борьбы и самозащиты и разработал качественно новую систему. Другие -и в их числе Михаил Николаевич Лукашев, автор этой книги, - твердо убеждены, что при­оритет в разработке самбо следует отдать B.C. Ощепкову, учителю А.А. Харлампиева, ко­торый провел большую работу, творчески развивая наследие наставника.

Работая с Михаилом Николаевичем, я убедился в том, что это настоящий исследова­тель, стремящийся к объективному анализу и оценке доступных ему источников. И мне кажется, что эта книга, выходящая в свет в знаменательный год 110-летия B.C. Ощепко­ва, является достойной данью светлой памяти этого выдающегося российского мастера и гражданина. Надеюсь, что работа М.Н. Лукашева будет способствовать росту популярности в нашей стране таких мужественных видов спорта как дзюдо и самбо.

В тоже время я не думаю, что предлагаемый читателю труд М.Н. Лукашева поставит конечную точку в споре наших самбистов или закроет тему изучения наследия B.C. Ощеп­кова. Он, несомненно, вызовет возражения, аргументированное изложение которых изда­тельство «Будо-спорт» с удовольствием опубликует в виде отдельного тома.

A.M. Горбылёв

Глава 1

«Двери все заглушены... >

Такое нередко бывало на фронте... Ночью в развалинах разбитого войной города не­сколько наших саперов внезапно лицом к лицу столкнулись с немцами. Случилось это так неожиданно и для тех, и для других, что никто не успел ни передернуть затвор авто­мата, ни сорвать с плеча ремень висевшей за спиной винтовки. Да и поздно было уже стрелять: в одну секунду все перемешались. В кромешной темноте вспыхнула беспо­щадная рукопашная схватка. Люди хватали друг друга за горло, валили наземь, наступа­ли сапогами на упавших, колотили по голо­вам попавшим под руку обломком кирпи­ча. Слышались только хриплое дыхание де­рущихся, глухие звуки ударов и яростная ругань на двух языках. В судорожно бестол­ковой суматохе смертельной борьбы пона­чалу трудно было понять, кто же одержива­ет верх, но гитлеровцев было больше, и они явно стали одолевать. И едва ли кто-нибудь из наших саперов, людей уже не молодых, вышел бы живым из этих развалин, если бы на помощь не подоспел сопровождавший их на «передок» сержант из разведвзвода.

Схватившего его, казалось, мертвой хват­кой сзади за шею немца он так швырнул через себя, что тот грохнулся всей спиной

на острые кирпичные зубцы разрушенной стены, да так и остался лежать. Еще двоих уложил рядом с ним точными ударами но­ги, обутой в тяжелый кованный солдатский сапог. Тому, который пытался ткнуть его в живот ножом, разведчик вывихнул руку, поймав ее на безотказный болевой прием. И сейчас же что было силы рубанул ребром ладони сзади по шее дюжего немца, под­мявшего под себя и почти уже придушив­шего низкорослого саперного лейтенанта... А когда все уже было кончено, сорокалет­ний лейтенант, все еще сидя на земле, с тру­дом поворачивая голову из стороны в сто­рону и потирая ладонью шею, хрипловато произнес:

Ну, ты силен, мужик... Если б не ты,
всем нам здесь капут. И кто тебя только так
ловко драться научил?

С трудом переводя дыхание, разведчик не сразу и с непонятной печалью ответил:


  • Был один такой хороший человек - Ва­
    силий Сергеевич Ощепков...

  • А почему - был? На фронте погиб что
    ли?

  • Да нет... Похуже...

  • Ты скажешь тоже. Чего же хуже-то мо­
    жет быть?..

В ночь на второе октября жильцов дома номер шесть по Дегтярному переулку раз­будил звук мотора въехавшего во двор ав­томобиля. Прежде никто на это не обратил бы никакого внимания, разве что какой-ни­будь старичок, мучимый бессонницей. Но сейчас шла осень тридцать седьмого года, и к подобным угрожающе знакомым ноч­ным звукам прислушивались особенно на­стороженно и с таким страхом, что сердце начинало бешено колотиться где-то под са­мым горлом. Те, кто осмелились осторож­но, из-за занавески, взглянуть в окно, уви­дели въехавший во двор автофургон с крупной желтой надписью «Хлеб» на боко­вых стенках. Впрочем, такая наивная и примелькавшаяся маскировка уже никого не могла обмануть...

Шум автомобильного мотора умолк у са­мого подъезда, а затем уже в подъезде по­слышался громкий топот нескольких пар сапог. И по всей лестничной клетке у своих

дверей тревожно прислушивались полуоде-

тые, насмерть перепуганные люди: «К нам?.. Или не к нам?» Сапоги протопали до двад­цать первой квартиры на первом этаже, и каким это сейчас ни покажется нам непри­ятным, отталкивающим, но все остальные напряженно прислушивавшиеся жильцы об­легченно вздохнули: «Слава богу! Это не к нам...» Так уж воспитывала, уродуя людей, беспощадная сталинская мясорубка...

А у двери квартиры двадцать один раздал­ся оглушительно громкий в ночной тиши­не, долгий и требовательный звонок. И те­перь уже только в этой коммунальной квар­тире стучало у людей в висках: «За кем же на этот раз?.. Неужели за мной?..»

Откройте! НКВД!

И тотчас в передней оказались четверо мужчин в штатских темных демисезонных пальто, из под которых виднелись армей­ские хромовые сапоги.

Ощепков Василий Сергеевич?

И в Комитете по делам физкультуры и спорта, и в Центральном институте физ­культуры, где он работал, уже шли поваль­ные аресты. Люди исчезали один за другим, и все слишком хорошо знали, что это зна­чит. Знакомая сердечная боль остро отда­лась вдруг под правой лопаткой...

Анечка, дай мне нитроглицерин... Что-то
сердце чувствуется...

Жена трясущимися руками заторопилась

достать лекарство и заранее приготовленные кусочки сахара, на которые его нужно бы­ло накапать. Но один из пришедших мол­ча взял у нее из рук пузырек и опустил се­бе в карман.


  • Что вы делаете?! Это же сердечное лекар­
    ство... Он умереть может без него...

  • Пора бы знать, гражданочка, что нитро­
    глицерин в жидком виде - это взрывчатое
    вещество.
Боль еще сильнее воткнулась в спину, и в голове Василия Сергеевича промелькнула горькая мысль: «Неужели я родился в цар­ской тюрьме для того, чтобы умереть в ста-

Когда в годы горбачевской гласности ста­ли все чаще появляться немыслимые преж­де публикации о безвинно репрессирован­ных людях, их массовых захоронениях, я присоединился к тем, кто начал осаждать КГБ ходатайствами об ознакомлении с дела­ми безвинно казненных и затем полностью реабилитированных лиц.

Как спортивный журналист, я стремился узнать о судьбе весьма известных когда-то в спортивном мире людей, в первую очередь, о Василии Сергеевиче Ощепкове, бесследно исчезнувшем вдруг в 1937-ом.

«Враг народа» был предан принудительно­му забвению. О нем боялись даже говорить, в страхе сжигали книги и связанные с ним бумаги, густо замазывали его лицо на груп­повых фотографиях. В течение десятилетий само имя этого замечательного человека бы­ло под запретом. Казалось, Ощепков раз и навсегда вычеркнут из истории советского спорта. В самбо вырастали новые поколе­ния спортсменов, никогда даже не слышав­ших этого славного имени. Нужно было пе­реломить эту свинцовую сталинскую под­лость испачканного кровью неблагодарного беспамятства. Восстановить не только доб­рое имя, но и украденный творческий при­оритет этого честного, безвинно замученно­го человека, который так много сделал для нашей страны. И мне, его младшему совре­меннику, очень хотелось рассказать о нем сегодняшнему читателю. О нем, о его вре­мени, которое нынешним поколениям ри­суется уже весьма и весьма туманно, если не сказать извращенно...

Ответа на письменные заявления прихо­дилось ожидать месяцами. Затем предлагали прийти в приемную КГБ - Кузнецкий мост, 22. Там два здоровяка в штатском требова­ли для чего-то заполнить анкету с предъяв­лением паспорта. А затем очень доходчиво разъясняли, что знакомиться с делами нет

никакого смысла: в них всего две-три стра­нички, и ровным счетом ничего существен­ного нет. Согласиться с этим я, конечно, не мог, отлично понимая, что меня нагло об­манывают, и упорно продолжал свой «эпи­столярный роман» с КГБ. А шел-то уже де­кабрь 1990 года, и хотя еще никто об этом не догадывался, но могущественный Коми­тет уже дышал на ладан...

И вот, вскоре после моего очередного, последнего ходатайства на имя самого пред­седателя КГБ небезызвестного Крючкова, у меня раздался телефонный звонок. Очень вежливый мужской голос спросил, когда мне будет удобно ознакомиться с интересу­ющими меня «уголовными» делами.

Когда? Да, конечно же, прямо завтра!

Разве мог я хотя бы на день отложить эту открывшуюся вдруг прямо-таки фантастиче­скую возможность узнать, наконец, то, что целых полвека хранилось за семью замками в архивах НКВД под сакраментальным гри­фом «Секретно»? Не дай бог, политическая погода снова изменится, и приоткрывший­ся было вдруг таинственный «сезам» вновь захлопнется и тогда уже навсегда...

И вот, на следующее утро я спускаюсь по широким ступеням подземного перехода, прохожу по его тоннелю, пересекая под землей начало Мясницкой, и, поднявшись наверх, оказываюсь возле дома, в который иду. Этот большой бежевый дом с часами хорошо знает каждый по разместившемуся в нем учреждению и еще - по старому и возвращенному названию площади, на ко­торой он стоит - Лубянка.

Обширный светлый парадный фасад, объединивший в единое целое два прежних перестроенных здания, возник сравнительно недавно. И я хорошо помню его совсем другим. Дом памятен мне еще с ранних детских лет и отнюдь не из-за своей страш­ной репутации, а всего лишь потому, что

возле него всегда расхаживали часовые в ос­троверхих шлемах и с настоящими, с при-мкнутым штыком, винтовками в руках. (Сейчас я только недоумеваю, от кого вы­ставлялись эти устрашающие наружные ка­раулы?) Темно-зеленый фасад старой «Лу­бянки» в затейливом стиле модерн начала века запомнился мне, как ни странно, тоже из-за красноармейцев, но уже не живых, а скульптурных. Нарядный портал централь­ного входа увенчивался фигурным двух­скатным карнизом, а на каждом из его ска­тов полулежали симметричные гипсовые красноармейцы в натуральную величину. Тоже в буденовках и с винтовками в руках, но почему-то выкрашенные в беспросветно черный цвет. Поначалу там, конечно, возле­жали какие-нибудь недопустимо безыдей­ные аллегорические фигуры, но затем, учи­тывая целеустремленно-революционный ха­рактер занявшего здание учреждения, эту легкомысленную устаревшую аллегорию сместил такой вот бдительный черно-гипсо­вый караул...

Однако эти безмятежные детские впечат­ления беспощадно прерывают совсем дру­гие - угрожающие. Лет пятьдесят назад мне пришлось побывать внутри этого здания и отнюдь не по своей воле. Тогда из оконно­го проема лестничной клетки был виден ок­руженный стенами небольшой внутренний двор с выходившим в него множеством за­решеченных тюремных окон. Каждое окно с большим «спецкозырьком», идущим не сверху вниз, а вверх от подоконника, поз­волявшим заключенным видеть лишь небо «в крупную клетку». А в длиннейшем кори­доре по обе стороны выступали пристроен­ные к дверям небольшие коробки тамбу­ров. И двери, и тамбуры оббиты черной кожей с полностью поглощавшей любые звуки толстой прокладкой.

Двери все заглушены

Способом особым,

Выступают из стены

Вертикальным гробом.

Когда через несколько лет я прочитал эти строки Твардовского, то сразу понял, что эти черные «гробы» ему тоже довелось по­видать собственными глазами...

Я миную огромный облицованный поли­рованным гранитом портал центрального входа, увенчанный большим гербом СССР («подъезд номер один», по здешней терми-

нологии), и направляюсь к несколько более скромному подъезду «один А». В былые вре­мена именно он служил центральным и был украшен черными гипсовыми стражами. Поднявшись на несколько гранитных ступе­ней, тяну на себя за массивную бронзовую ручку туго подающуюся створку больших дверей. Миную короткое, шага в три, меж­дверное пространство и открываю вторые такие же высокие остекленные двери.

Вы к кому? Предъявите документы, - го­ворит один из двух, стоящих по обе сторо­ны дверей «привратников» - прапорщиков в фуражках с голубым околышем. А тот, к кому я иду, уже ожидает меня на верху бе­ломраморной лестницы, широким маршем поднимающейся к дверям лифта и расходя­щейся там на два более узких, обходящих лифт с обеих сторон марша.

Вместе с моим «Вергилием» поднимаем­ся на второй этаж и идем по коридорам с нумерованными дверями по обе стороны. Стены отделаны коричневатым пластиком. Не сохранилось ничего похожего на то, что мне когда-то довелось видеть. Кроме пра­порщиков у входа, ни одного человека в форме. Довольно заурядная обстановка со­вершенно обычного, хотя и солидного, со­ветского учреждения. Разве, кроме того, что коридоры пустынны, и никто не покурива­ет по углам, разводя бесконечный треп.

Но вот, наконец, на письменный стол пе­редо мной ложится тощая, сильно потре­панная папка грязно-желтоватого тонкого картона. Внешне, казалось бы, самая обыч­ная затрапезная канцелярская папка - одна из тех, какие сотнями тысяч хранились в наших учреждениях, организациях, архивах и содержали в себе нудную служебную пе­реписку, бесчисленные приказы, бухгалтер­ские ведомости и прочую бумажную «тре­буху». Но в этой измызганной папке сов­сем другие бумаги, это документы чудо­вищно трагической силы. В ней упакована страшная судьба замечательного и ни в чем не виновного человека. Первую и послед­нюю страницу разделяет время всего лишь в десять дней, но в этой декаде безжалост­но спрессована целая человеческая жизнь...

Под угрожающим грифом «Секретно» надпись: «СССР. НКВД. Управление по Московской области. Дело № 2641 по об­винению Ощепкова B.C. по ст. 58 п. 6 УК РСФСР. Том № 1»...








ББК 75.715 Л 84

Лукашев М.Н.

На заре российских систем рукопашного боя / Лукашев М.Н. - М.: ООО «Будо-спорт», 2003. - 104 с.

Под редакцией А.М. Горбылёва

ISВN 5-901826-05-1

В этой книге почетного члена исполкома Всероссийской федерации самбо, кавалера Серебряного ор­дена Международной любительской федерации самбо М.Н. Лукашева в деталях рассказывается обо всех попытках создания систем рукопашного боя для нужд полиции, армии и гражданских лиц в дореволю­ционной России. Джиу-джитсу, французская борьба, исландская глима, английский и французский бокс, приемы нападения и защиты преступного мира - вот далеко не полный перечень боевых и спортивных единоборств, которые в начальные десятилетия прошлого века явились источниками первых отечествен­ных систем самозащиты. Перед читателями пройдут такие незаслуженно забытые ныне первопроходцы российского рукопашного боя, как А. Демерт, И. Лебедев и другие.

© М.Н. Лукашев, 2003

© Дизайн. А.Л. Иванов, 2003

© ООО «Будо-спорт», 2003 ISВN 5-901826-05-1

Как только не называли очень непростое и мно­голикое минувшее XX столетие: век электричества, радио, авиации... Телевизионное, атомное, компью­терное, космическое столетие. Любой из этого пышного букета эпитетов является совершенно справедливым. Но я бы добавил еще один: эпоха небывалого увлечения боевыми искусствами!

Ведь еще на заре века, когда не успели отшуметь торжества встречи нового, XX столетия, вспыхнула искорка любопытства к японскому джиу-джитсу. И всего лишь за несколько лет этот слабенький огонек уже забушевал буйным пожаром, опалив пламенем неудержимого интереса сердца людей во всем циви­лизованном мире. Это был глобальный и невероят­но шумный триумф экзотической восточной систе­мы, «таинственной и неодолимо всемогущей».

И хотя пожар этот вскоре заметно приугас, но всего лишь для того, чтобы в середине века, после Второй Мировой войны, вспыхнуть с новой, не­удержимой силой и продолжать бушевать в наши дни - уже в третьем тысячелетии. Да так, что былое триумфальное шествие джиу-джитсу кажется сегод­ня всего лишь скромненькой прелюдией к нынеш­нему глобальному всевластию восточных едино­борств. Вдогонку за невероятно популярным дзю­до, в Европу и Америку хлынули каратэ, ушу, ай­кидо, тхэквондо и прочие боевые искусства. А уже эти «чужеземцы» пробудили у нас вполне естествен­ный интерес и к своему собственному боевому на­следию, завещанному многими поколениями ге­роических предков, но, увы, уже сильно подзабыто­му. Вот здесь-то и было совершенно закономерно востребовано необходимое историческое обоснова­ние. И начались неизбежные несуразности. Если писать о восточных пришельцах можно было, все­го лишь пересказывая переводы зарубежных публи­каций, то в отношении отечественных систем та­кой облегченный способ демонстрации своей «эру-

Диции» никак не «срабатывал». Непосильным ока­зался не только профессиональный анализ, но да­же просто установление элементарных сведений о возникновении этих систем и об их создателях.

Дело в том, что никаких специальных исследова­ний по данной тематике никогда прежде не велось. Случайные, отрывочные сведения, приводившиеся иногда в предисловиях иных старых руководств, были крайне скудны и нередко противоречивы. Да­же известные специалисты, которые затрагивали эту тему, лежавшую на обочине их главных, техни­ко-тактических интересов, впадали в серьезные за­блуждения. В результате одни из систем знали у нас лишь по названию, другие оказались прочно забы­ты и вообще оставались неизвестными.

Густо замешанная на крови политическая конъюнктура зачеркнула и работу, и фамилии не­скольких репрессированных в тридцатые годы ода­ренных авторов боевых систем. Очень мешал гриф секретности, закрывавший основные материалы. А некоторые недобросовестные и корыстно заинтере­сованные лица намеренно вводили в заблуждение читателей и препятствовали установлению подлин­ных фактов.

Так и пришлось новоявленным летописцам ру­копашного боя надеяться лишь на свои скромные силы. Чего только здесь не было: и беспочвенные догадки, и добросовестное заблуждение, и ложь из благих побуждений, и явное корыстно-спекулятив­ное вранье! Уж очень много появилось излишне самоуверенных «знатоков» явно коммерческого толка!

Публикация исторических «трактатов» стала не только престижным, но и весьма прибыльным де­лом. Самозванные «историки»-дилетанты не покла­дая рук трудились, удовлетворяя огромный интерес молодежи к этой почти неизвестной сфере нашей истории. И совсем не требовались для этих скоро-

спелых «ненаучно-фантастических» откровений ни скрупулезные «археологические раскопки» в архи­вах и книгохранилищах, ни иные какие-либо обре­менительные затраты времени и умственной энергии.

Можно было бы подробно и документально пе­речислить все то бесчисленное множество невежес­твенных ошибок и намеренных подтасовок, кото­рыми успели «накормить» доверчивых читателей наши специалисты коммерчески-боевых искусств за последнее уж очень печальное и позорное десятиле­тие. Но это потребовало бы целого тома справоч­ника, который просто-напросто не вместился бы в эту книгу. Поэтому о наиболее существенных и распространенных заблуждениях и вредоносных фальсификациях я скажу непосредственно в соот­ветствующих главах книги. А здесь отмечу лишь «особо отличившихся» «героев» нашего рыночно-правового времени, свободного от совести и неза­висимого от закона, которые рекордным количест­вом своих сомнительных публикаций особенно ус­пешно засоряли мозги доверчивых читателей.

Среди всего обилия «творений» минского русо­фоба А. Тараса, хозяина недавно «почившего» жур­нала «Кэмпо», яркой звездой горит энциклопедиче­ский справочник «Боевые искусства» (Минск, 1996, с. 623). В нем старательно доказывается, вопреки общепризнанному отечественному, мнимое пре­восходство британской пехоты в штыковом бою. В качестве доказательства «энциклопедист» ссылается при этом на подвиги сынов Альбиона в Битве на­родов под Лейпцигом, в которой, как нас учили еще в неполной средней школе, англичане... вооб­ще не участвовали. (Не правда ли, остроумная ал­люзия старого анекдота, в котором уже надоевше­го «боксера-заочника» сменили «заочные штыковые бойцы»?)

Доктор исторических наук, профессор, Генераль­ный секретарь Международной федерации шао-линьского ушу, обладатель восьмого дана по кун­фу А.А. Маслов, обличая массовое халтурно-плаги­аторское поветрие, в качестве наиболее «яркого» образца этого «жанра» прямо назвал вышеупомя­нутое «творение», отштампованное уже третьим из­данием: «Такова работа А.Е. Тараса, по сути, пря­мой плагиат. Разные части его «Энциклопедии» списывались с различных и зачастую не самых до­стоверных источников, поэтому порой они полно­стью противоречат друг другу» (Энциклопедия во­сточных боевых искусств. Т.1. Традиции и тайны китайского ушу. М., «Гала пресс», с. 15-16)...

А весьма плодовитый «сенсей» А. Медведев уму­дрился издать толстенный пятисотстраничный том

«Как дрались (?! - М.Л.) в НКВД», наивно не ведая даже о существовании трех засекреченных руко­водств В.А. Спиридонова и руководства В.П. Вол­кова, по которым только и обучали рукопашному бою в этом жутковатом ведомстве. Зато в качестве компенсации очень подробно поведал о содержа­нии общедоступных армейских наставлений по преодолению препятствий, метанию гранат, шты­ковому бою и прочем.

Харьковчанин Г. Панченко совершенно безнака­занно оклеветал отличного специалиста тридцатых годов Н. Н. Ознобишина, облыжно обвинив в том, что он поначалу успешно обучал агентов цар­ской охранки, а затем умело «перекрасился» и бро­сился «наставлять агентов тайной полиции уже со­ветского образца...».

Я уже не говорю о публикациях, посвященных В.А. Спиридонову и В.С. Ощепкову, с которыми еще 40 лет назад мне довелось познакомить чита­телей. Вполне естественно, что материалы, только что введенные в научно-спортивный оборот, мно­гократно пересказывались самыми различными ав­торами. Но, увы, делалось это с неистребимой не­ряшливостью, перевиранием фактов и даже высо­санной из пальца «отсебятиной». Даже «Телестади­он» программы ТВЦ удивил миллионы телезрите­лей фантастическим рассказом о некоем «Иване Спиридонове», который якобы еще в дореволюци­онные годы создал приемы самозащиты. Встречал я в прессе и «Владимира Спиридонова».

Последним, кто «порадовал» меня таким убогим и безграмотным пересказом на уровне школьного двоечника, стал С. Иванов-Катанский в двух своих абсолютно идентичных книгах, но со спекулятивно разными названиями: «Техника борьбы в одежде» (М., «Фаир-пресс», 2000) и «Джиу-джитсу. Базовая техника борьбы в одежде» (М., «Фаир-пресс», 2002). Сомнительное «историческое» повествование этого «ученого мужа» (в 2000-м году кандидата, а в 2002-м - уже доктора наук) назойливо пестрит моими за­кавыченными и раскавыченными цитатами!..

И все это в то самое время, когда целые пласты истории нашего рукопашного боя продолжали ос­таваться в полной безвестности! Точно так же, как славные дела и даже сами имена его создателей: А. Демерта, И. В. Лебедева, И. Л. Солоневича, Г. Ка-лачева, И. В. Васильева, В. В. Сидорова, А. М. Ла­рионова, И. Г. Маркотенко, В. Г. Кузовлева, В. П. Волкова, Н. И. Симкина, Г.Н. Звягинцева, не говоря рке о таинственном, прямо-таки «мистиче­ском» немце Эрихе Ране, которого целых три деся­тилетия упорно именовали не иначе как «А. Буцен-ко», и многих, многих других.

Издавна остается незаполненной, все еще пустует эта существенно важная ниша. А ведь знание о бы­лых боевых системах - это не просто необходимый элемент профессиональной культуры, но еще и га­рантия того, что современные специалисты будут избавлены от грустновато-смешной необходимости иной раз изобретать тот самый велосипед, который еще когда-то давным-давно уже лихо пылил на на­ших дорогах!

1 Как это ни печально, но за последнее нестабиль­ное десятилетие к истории рукопашного боя успе­ло сложиться совершенно незаслуженное, несерьез­ное отношение, как к чему-то явно третьестепенно­му и не слишком нужному. И, как это ни странно, приходится доказывать, что боевые искусства на­ших предков - это неотъемлемая часть националь­ной культуры. Конкретная историческая дисципли­на, а вовсе не одно из направлений частнопредпри­нимательской деятельности отдельных доброхотов. Деятельности, которая принесла печальную необхо­димость не столько отыскивать и исследовать новые сведения, сколько помогать читателям отсеивать добросовестные и недобросовестные заблуждения некоторых обильно публиковавшихся авторов.

Почти полное отсутствие полноценных публика­ций по истории отечественных боевых искусств провоцирует ошибки даже в самых капитальных и авторитетных наших справочных изданиях, кото­рые вынуждены черпать исходные сведения по дан­ной теме из многочисленных, но заведомо мутных источников. Так, давно и хорошо известное не только у нас, но и за рубежом научное издательст­во «Большая российская энциклопедия» в год сво­его 75-летнего юбилея выпустило «самое полное и новейшее справочно-энциклопедическое издание последнего десятилетия» - «Новый энциклопедичес­кий словарь», из которого можно узнать, что еще с 1980 года борьба самбо... входит в программу Олимпийских игр!!!

В следующем, 2001 году увидел свет «Популяр­ный энциклопедический словарь» того же извест­нейшего издательства, не только повторивший эту скандальную ошибку, но добавивший к ней и еще одну. Автору соответствующей дефиниции, кото­рый утверждает, что дзюдо практикуется «в СССР с начала 1960-х гг.», осталось неизвестным, что В.С. Ощепков начал преподавать эту японскую борьбу в Советском Союзе еще в 20-30-х годах. В связи с этим Федерации борьбы самбо пришлось даже обращаться к руководству издательства с про­тестующим письмом!

На этом фоне особенно приятно констатиро­вать, что в Российском государственном

Университете физической культуры данная дисцип­лина поставлена на строго научную основу, и там уже была успешно защищена не одна диссертация по тематике рукопашного боя.

А вот бесшабашно халтурные и откровенно неве­жественные измышления некоторых авторов, кото­рым не хватает не только профессиональной, но за­частую и общей культуры, просто невозможно вос­принимать иначе, как личное оскорбление. Уж очень много времени и сил довелось мне посвя­тить воссозданию подлинной истории отечествен­ных боевых искусств, очищенной от глубоко въев­шихся в нее несуразностей и фальсификата.

Одним из результатов этой работы стала настоя­щая серия книг. Насколько мне известно, подобно­го рода публикаций еще не издавалось ни у нас, ни за рубежом. В ней показаны все системы руко­пашного боя, практиковавшиеся в России в пер­вой половине XX века. С профессиональной точки зрения анализируются особенности каждой из них, разбираются отдельные приемы. Рассматривается процесс создания системы, особенности конструи­рования, ее истоки и исходные элементы, а также дальнейшее развитие, совершенствование, практи­ческое использование и выросшие из нее школы.

Существенной частью темы является вопрос о преемственности, заимствовании, творческой пере­работке и влиянии более ранних систем на после­дующие как закономерном цикле постепенного, но постоянного совершенствования искусства ру­копашного боя, в котором, разумеется, присутство­вали не только достижения, но и неизбежные за­блуждения и неудачи.

Кроме того, я привожу биографии авторов, боль­шинство из которых прочно забыты, а об осталь­ных в прессе даются ошибочные, надуманные и да­же откровенно лживые сведения. И очень важным было по справедливости возвратить истории небла­годарно забытые имена и дела наших замечатель­ных старых специалистов рукопашного боя...

Материалы книги - результат моих более чем полувековых поисков, работы во многих, в том числе и закрытых, архивах (МВД, ФСБ, ГРУ), из­учения спецруководств для служебного пользова­ния и непосредственного общения с авторами или их лучшими учениками. Большинство мате­риалов обнародуется впервые. Строгую научно-документальную фактуру серии книг я старался сочетать с популярным, увлекательным изложени­ем, избегая официально-казенного стиля. На­сколько это удалось - судить читателям. Сокра­щенные, журнальные варианты некоторых глав были апробированы публикацией в периодичес-

ком издании «Боевые искусства планеты» и встре­чены с интересом.

В качестве иллюстраций использованы редкие фотографии и рисунки из моего архива, многие из которых еще не публиковались.

Когда в семидесятые годы готовилась к изданию моя книга о В. А. Спиридонове, то завредакцией, суровая дама старого советского закала, явно в ущерб содержанию, беспощадно кромсала руко­пись, максимально сокращая и безжалостно фор­мируя ее в обязательном тогда «железобетонном стиле». При этом не уставала упрекать меня, как в чем-то совершенно недопустимом и даже крими­нальном: «Вы хотите написать все, что знаете!!!»

А я, грешный, и сегодня очень хотел бы расска­зать обо всем, что успел познать за свои 77 лет. Слишком много еще неизвестных, но важных и интереснейших материалов у меня накопилось, и слишком мало времени остается для того, чтобы успеть их обнародовать...

Один известный искусствовед очень точно отме­тил, что старшие поколения, уходя, оставляют сво­их одиноких часовых. Таким вот часовым я сегод­ня себя и чувствую. Те, кто знал и тоже мог бы по­ведать «о делах минувших дней», давно лежат в могилах...

А наши славные мастера былых времен, которые еще много лет назад начинали прокладывать нелег­кие пути к высокому совершенству современного рукопашного боя, по-прежнему остаются в обидно неблагодарном, глухом забвении, все еще ожидая своей сильно припоздавшей очереди появиться, на­конец, не в засекреченных наставлениях «Только для служебного пользования», а на страницах об­щедоступных публикаций...

Вот почему я считаю: написать эту серию книг -моя прямая моральная обязанность. Современные поколения молодых специалистов должны узнать -и только лишь чистую правду! - о славных перво­проходцах - своих былых предшественниках!

Теперь остается только сказать несколько необхо­димых слов о классификации и терминологии, ис­пользуемых в данной книге.

Сразу же после первых журнальных публикаций мне позвонил старый знакомый, мастер спорта по самбо, опытный специалист рукопашного боя, за­щитивший на эту тему кандидатскую диссертацию, Б. П. Корякин. Он положительно отозвался о мо­ей работе, но вот в отношении нескольких терми­нов у нас с ним выявились некоторые расхожде­ния. И я благодарен ему за то, что он поднял этот существенный и актуальный вопрос. Ведь в данной области мы все еще не располагаем единой обще-

Принятой терминологией и классификацией. Хотя на этот счет и существуют различные предложения.

Мне представляются целесообразными следую­щие соображения. Разумеется, существует немалая разница между рукопашной схваткой солдат вою­ющих армий и дракой двух ревнивых обывателей или нападением грабителя на свою жертву и задер­жанием преступника милиционерами. Однако, при всем внешнем различии, каждый из подобных слу­чаев несет определенный признак, объединяющий их в единую общность. Это - непосредственное противоборство определенных людей. А поэтому, абстрагируясь от конкретных обстоятельств, кото­рые помешают увидеть всю картину в целом, име­ет смысл воспользоваться универсальным, «широ­коохватным» военным термином - «ближний бой». Понимая под этим любую схватку, при которой противников разделяет расстояние, не превышаю­щее дальности действия метательного холодного оружия или заменивших его подручных предметов.

В зависимости от того, ведут ли противники схватку в непосредственном соприкосновении друг с другом или разделены каким-то расстоянием, можно говорить о контактном или бесконтактном ближнем бое.

Наличие или отсутствие оружия или заменяю­щих его предметов определяют понятия вооружен­ного или безоружного ближнего боя. При этом во­оруженный бой охватывает противостояния как во­оруженному, так и безоружному врагу.

Как вооруженный, так и безоружный ближний бой может иметь характер единоборства или мас­сового боя, при котором с одной или с каждой из сторон участвуют двое или более бойцов.

Виды и принципы действия оружия или исполь­зуемых вместо него средств поражения позволяют классифицировать бесконтактный ближний бой следующим образом.

Огневой бой - использование огнестрельного оружия для стрельбы на близком расстоянии или даже в упор.

Метательный бой - поражение противника на расстоянии с помощью броска (метания) обычно­го или специально приспособленного холодного оружия (центрированный нож, острие которого специально утяжелено; нож с рукоятью-стабилиза­тором; нож с залитой в клинок ртутью; стреляю­щий нож; сюрикэн и т.д.), а также подручных предметов. В особом положении находится здесь специальное ручное метательное оружие - лук, ар­балет, праща и прочие, которые способны отпра­вить свой метательный снаряд на расстояние, суще­ственно превышающее дальность обычного броска

рукой. Как и в случае с огнестрельным, здесь дей­ствие специального метательного оружия имеется в виду только лишь в зоне ближнего боя. За ее пре­делами речь пойдет уже не о ближнем, а о дистан­ционном бое.

«Химический» бой - применение различного ро­да химических веществ для выведения противни­ка из строя с помощью газовых пистолетов и ре­вольверов, газовых баллончиков или простого об­ливания его лица кислотами и прочими едкими жидкостями.

Термический бой - использование подожженных бутылок с бензином («коктейль Молотова»), факе­ла, головни, кипятка и других обжигающе горячих жидкостей и предметов. При этом если «коктейль» по своему воздействию на человека имеет чисто термический характер, то по способу «доставки» его к противнику вполне может быть отнесен и к средствам метательного боя.

Использование в схватке животных, обычно спе­циально выдрессированных, как правило, собак, представит, своего рода, «биологический» бой. Ког­да-то кавалерийские лошади тоже помогали всадни­ку в бою, кусая и топча противников. А в наше вре­мя дельфины, обученные и снабженные прикреп­ленным к морде кинжалом, представляют для вра­жеских подводных пловцов смертельную опасность.

Последние научные достижения в области воен­ной техники в виде создания лазерных пистолетов, которые были задуманы как оружие для космонавтов в «звездных войнах», и вполне земно­го, ручного электронного оружия, пожалуй, уже позволяют говорить о почти виртуальном лазер­ном и электронном бое.

Вероятно, следует также упомянуть и о «психо­логическом бое», то есть воздействии на противни­ка гипнотическими методами и мимически-рече­выми средствами. Сюда же будет относиться и бо­евое использование так называемой «внутренней энергии», если считать подобное воздействие вооб­ще существующим.

Пожалуй, это все, что можно сказать о бескон­тактном ближнем бое.

Что же касается контактного ближнего боя, то к нему следует отнести рукопашный бой, в точном смысле этого термина, и фехтовальный бой - бой холодным оружием на расстоянии, позволяющем поразить противника, не выпуская оружия из рук (контакт оружия, в отличие от метательного боя). В зависимости от разновидностей используемого холодного оружия такой бой может принимать форму сабельного фехтовального боя, штыкового, боя ножом, кинжалом, тростью, дубинкой и т.п.

Логично отнести сюда же и бой с помощью под­ручных предметов (палка, лопата, молоток, стамес­ка и прочее), учитывая, что применение их в схват­ке довольно близко технике действия соответствую­щим холодным оружием.

И еще одну форму контактный бой приобрета­ет при использовании электрических средств пора­жения: электрошокер, «электрические перчатки» и прочее.

И, наконец, рукопашный бой - бой голыми ру­ками с безоружным или вооруженным противни­ком. Принятие этого термина именно с данным смысловым наполнением явилось бы возвратом к его первоначальному, исконному смыслу, который придавали этим словам наши далекие предки. Бой холодным оружием они называли «сеча», а схватку голыми руками - «рукопашная», «рукопашка», «борьба рукопашечная». Сейчас у нас, говоря о ру­копашном бое, частенько называют его самозащи­той. Это слово является калькой английского «5е1г*-с!егеп$е». В терминологическом смысле это не со­всем правильно. Так как приемы «самозащиты» предназначены не только для защиты, но и для на­падения. Вместе с тем, слово это настолько прочно вошло в широкий обиход, что иногда я тоже по­зволяю себе использовать его в своих работах. Ведь бесконечное повторение одного и того же выраже­ния «рукопашный бой» в стилистическом отноше­нии крайне нежелательно. Однако при этом все-та­ки стараюсь говорить «самозащита», «самооборо­на» только там, где сами авторы именовали так свою систему или где речь идет о бытовых потасов­ках и понятие «защита» наиболее соответствует ре­альному положению вещей.

В заключение необходимо отметить, что отдель­ные формы ближнего боя могут сочетаться между собой и переходить одна в другую.

Существует и еще один немаловажный вопрос: на какие виды можно подразделить ближний бой и особенно его рукопашную форму? Что именно должно послужить здесь критерием?

М. Колесников на страницах журнала «Кэмпо» утверждал, что виды рукопашного боя определяют­ся в зависимости от «профессионально решаемых ими задач». При этом перечислил!се четыре суще­ствующие, по его мнению, вида, именуя их поче­му-то стилями. А в их числе «спортивный стиль» и даже «оздоровительный» (вообще никакого контак­та с противником). Против того, что в любом слу­чае какие-то задачи решаются, не поспоришь. Толь­ко вот каким образом мальчишки из детских спортсекций или старички, исповедующие «оздоро­вительный бесконтактный стиль», умудряются ре-

В действительности вид любого рукопашного боя определяется той социальной сферой, в кото­рой он реализуется. Это позволяет выделить 7 ви­дов рукопашного боя:


  1. воинский (военный, армейский);

  2. полицейский (милицейский);

  3. спортивный;

  4. криминальный;

  5. бытовой;

  6. сценический;

  7. демонстрационный.
Чаще говорят не о «воинском», а об «армей­ском» виде рукопашного боя, но мне кажется, что такой термин менее точен, так как этот вид прак­тикуется не только в армии, но еще в десантных частях военно-воздушных сил и военно-морского флота, а также в пограничных войсках и войсках Министерства внутренних дел.

Технико-тактические особенности каждого из ви­дов рукопашного боя, естественно, имеют свою специфику, определяемую стоящими перед ними задачами. Хотя провести безупречно четкую грани­цу здесь едва ли возможно, так как ряд приемов могут использоваться в каждом из видов. Однако степень опасности для противника приемов, доми­нирующих в любом из названных видов рукопаш­ного боя, выявляется вполне очевидно и продикто­вана тем вредом, который необходимо и достаточ­но причинить врагу.

Так, воинский и полицейский бой довольно близки по своему техническому характеру, но в то же время являются как бы зеркальным отражени­ем друг друга. В военной схватке главное - уничто­жить врага или хотя бы надежно вывести его из строя, причинив серьезное повреждение. А подчи­нение своей воле живого и, желательно, «неповреж­денного» противника - всего лишь частная, хотя и очень важная задача при взятии «языка». При ми­лицейской акции - обратная картина: главное - за­хват живого преступника и только в самых край­них случаях его травмирование или даже уничтоже­ние. Это, соответственно, и определяет особеннос­ти соотношения технического арсенала рукопашно­го боя милиции и вооруженных сил.

Криминальный бой - оружие преступного мира -не имеет, да и не может иметь того организован­но-выстроенного характера и единообразия, как во­инские, полицейские (милицейские) или спортив­ные системы, хотя и использует некоторые их при­емы. Чаще всего наиболее простые и «испорчен­ные», то есть утратившие технически правильный

Рисунок и немаловажные детали. Обычно источни­ками подобных «познаний» служат телеэкран или наставления таких же «знающих» приятелей. Впро­чем, за последние десять демократических лет в криминалитет было «выдавлено» и немало клас­сных военных, милицейских и спортивных специ­алистов рукопашного боя. Здесь уже свой и доста­точно высокий уровень.

Кроме упомянутых приемов «общего употребле­ния», уголовники располагают также рядом соб­ственных специфических и нередко действенных приемов, перенимаемых в «тюремной академии».

В спортивном рукопашном бою обычно исполь­зуется лишь определенный круг приемов (только броски и болевые определенного характера, только удары кулаком или кулаком и ногами и т.д.) при строгом соблюдении правил, исключающих серьез­ные травмы спортсменов. И даже рекламно-коммер-ческие «бои без правил» в действительности имеют пусть куцые, но, тем не менее, правила, запрещаю­щие выдавливать глаза, бить "по половым органам, использовать пальцевые удушения и прочие.

Сейчас можно услышать разговоры об устрой­стве коммерческих боев, в которых действительно не будет никаких запретов. В этом не слишком от­радном случае придется предусмотреть еще один вид рукопашного боя - «гладиаторский».

Бытовой бой характеризует крайняя пестрота бо­евых средств и столь же крайняя их неравноцен­ность. Начиная с беспорядочного обмена неточны­ми кулачными ударами и пинками до попыток ис­пользовать увиденные где-то настоящие боевые приемы. Но чаще всего повторяется лишь внеш­ний рисунок «подсмотренного» приема, потеряв­шего большую часть своей эффективности. Так, ап­перкот может наноситься только усилием бьющей руки, без включения веса корпуса. Попытки улич­ных драчунов наносить каратистские удары ногой, особенно «верхние», замедленны, искажены и зача­стую представляют большую опасность для нанося­щего их, чем для противника. Чистое исполнение приемов можно отметить только тогда, когда в бы­товой бой вмешивается боец, подготовленный по какой-либо определенной системе. Нередко быто­вая схватка принимает характер неумелой силовой борьбы, с целью свалить противника и, прижимая к земле, наносить удары.

Сценический рукопашный бой - имитация боя в рамках театральной или телевизионной постановки или в кинематографе. Используя общие характер­ные черты приемов определенной эпохи и стиля, имеет задачей не только воссоздать специфическое впечатление лихих и ярких схваток того времени,

но, главное, передать определенные нюансы режис­серского замысла. Так, сценический бой предостав­ляет отличную возможность показать мастерство, отвагу и высокое благородство или, наоборот, под­лое коварство сражающихся персонажей.

Близким «родственником» сценического руко­пашного боя является демонстрационный руко­пашный бой - заранее оговоренный и отрепетиро­ванный публичный показ техники той или иной боевой системы, при котором приемы не доводят­ся до своего критического предела, грозящего трав­мой. Это как бы эстрадное проявление воинской, полицейской или спортивной системы, не имею­щее ее боевых или спортивных задач, как и своих собственных технико-стилистических особенностей, а демонстрирующее особенности одной из трех упомянутых систем. Целью такого показа является ознакомление зрителей с определенной системой рукопашного боя, ее популяризация и пропаганда.

В заключение приходится коснуться еще одного существенного вопроса терминологии боевой тех­ники. Сейчас утвердилась практика недифференци­рованного наименования болевых приемов. Любой их них перекрывается стандартным термином «ры­чаг». Нечто похожее уже существовало у нас в тридцатых годах, когда все болевые приемы имено­вались японским термином «гяку».

Мне кажется, что имеет смысл возвратиться к той терминологической системе, которую создавал В. А. Спиридонов. Он не «сваливал» болевые в од­ну общую кучу, а классифицировал в зависимости от характера воздействия на сустав.

Чрезмерное сгибание сустава в направлении есте­ственного сгиба он назвал «дожимом». Выкручива­ние сустава - «вывертом». Перегибание сустава про­тив естественного сгиба получило название «ры­чаг». При этом, в зависимости от направленности давления на сустав, Виктор Афанасьевич различал «рычаги вверх» и «рычаги вниз». 1

В отличие от практикуемой ныне, спиридонов-ская терминология дает максимум информации о болевом приеме, достаточно точно и понятно ха­рактеризуя его." В то время как принятая сейчас вполне способна дезориентировать недостаточно знающего читателя. Так, например, под термином «рычаг кисти» могут «скрываться» три совершенно различных болевых приема: рычаг, дожим и выверт кисти, да еще с несколькими своими вариантами. Вот почему я отдаю предпочтение старой спиридо-новской терминологии и именно ее использую в настоящей книге.;