Водное поло: адреналин с пользой для здоровья. Водное поло - правила Правила игры в поло кратко

В правила водного поло не раз вносились изменения, чтобы сделать игру более динамичной и зрелищной. Одним из самых кардинальных нововведений стала в свое время отмена правила, запрещавшего после свистка судьи любые перемещения игроков по полю. Столь же важным было решение (в 1970) Международного комитета по водному поло ограничить штрафное время и время непрерывного владения мячом одной командой без броска по воротам (позже оба этих временных отрезка были сокращены). Прежде удаленный игрок мог вернуться на площадку только после того, как забьют гол, и нередко команда, имея устраивающий ее счет в матче, не торопилась реализовать численное преимущество, поскольку время владения мячом (без броска по воротам) не ограничивалось.

В разные годы была также сокращена длина площадки, увеличена продолжительность периодов, ограничена силовая борьба, разрешены замены не только во время остановок в игре, но и в ходе игры и т.д. Сейчас правила водного поло пересматриваются каждые 4 года: при необходимости туда вносятся изменения, «подсказанные» игровой практикой.

Составы команд. Команды в водном поло состоят не более чем из 13 человек, непосредственно в игре участвуют 7 из них: вратарь и 6 полевых игроков. Замену можно производить в любое время: во время остановки в игре - в любой точке, а непосредственно в ходе игры - только в зоне повторного входа.

Хронометраж. Матч состоит из 4 периодов по 7 мин чистого времени каждый с 2-минутным перерывом между ними. (После 2-го периода и 1-го периода дополнительного времени команды меняются воротами.) Если ничья в матче исключена, а победитель в основное время не был выявлен, назначается дополнительное время : 2 периода по 3 мин с минутным перерывом между ними. Если и в этом случае ни одна из сторон не добьется победы, назначается третий дополнительный период, игра в котором идет до первого гола.

Каждая команда имеет право на два таймаута (по 1 мин). Взять их тренер может в любое время, но только в ситуации, когда мячом владеет его команда.

Ход игры. Игра в начале каждого периода начинается с розыгрыша мяча. Обе команды располагаются на линиях своих ворот, а мяч устанавливается в центре поля. По свистку судьи самый быстрый игрок от каждой команды устремляется к мячу с тем, чтобы завладеть им раньше соперника и начать атаку партнеров. После гола (который фиксируется, если мяч полностью перешел линию ворот в пространстве между стойками и под перекладиной ворот) «потерпевшая» команда возобновляет игру с центра поля.

Команде, овладевшей мячом, на завершение атаки дается не более 35 сек (если команда в течение этого времени успела произвести бросок по воротам и вновь завладела мячом, отсчет 35 сек начинается снова).

Если мяч вышел за линию ворот от игрока атакующей команды, защищающаяся сторона возобновляет игру броском от ворот (бросок производится из створа ворот и с линии ворот). Если же мяч ушел за линию ворот от игрока обороняющейся команды, атакующая сторона получает право на угловой бросок . Он производится с 2-метровой отметки - при этом ни один игрок (за исключением вратаря) не имеет права находиться в 2-метровой зоне.

В некоторых ситуациях (вынужденный перерыв в игре; игроки обеих команд одновременно совершили «равноценные» нарушения или вместе коснулись мяча перед тем, как он покинул пределы площадки; мяч в полете задел препятствие над полем; судья по ошибке остановил игру или не может точно установить виновника нарушения и др.) производится спорное вбрасывание : рефери бросает мяч приблизительно напротив того места, где возникла спорная ситуация, - так, чтобы игроки обеих команд имели равные шансы завладеть им.

Нарушения правил. Обычные фолы. В водном поло существуют определенные ограничения в «работе» с мячом: запрещается полностью погружать его под воду (в момент противодействия со стороны соперника), наносить удар по мячу кулаком, а также касаться его одновременно двумя руками (это разрешено только вратарю - в пределах своей 4-метровой зоны). Если кто-то из игроков допустил подобное нарушение, команда-соперница получает право на свободный бросок , а гол, забитый ударом кулака или броском двумя руками, не засчитывается. Правилами запрещено также передавать мяч партнеру, находящемуся впереди пасующего в 2-метровой зоне у ворот соперника. В подобной ситуации мяч тоже отдается сопернику для проведения свободного броска. (Свободные броски в водном поло выполняются с места нарушения, а если оно допущено в пределах 2-метровой зоны, - то с 2-метровой линии напротив места нарушения.)

К числу обычных фолов , которые наказываются присуждением свободного броска в пользу команды-соперницы, относятся также следующие нарушения: держание или отталкивание в ходе игры от стоек ворот и их креплений, а также стенок бассейна; активное участие в игре спортсмена, который в этот момент стоит, ходит или отталкивается от дна бассейна (запрет не распространяется на вратаря в пределах его 4-метровой зоны); толчок или создание каких-либо помех передвижению соперника, не владеющему мячом; превышение командой 35-секундного лимита на непрерывное владение мячом; затяжка времени; выполнение штрафного не по правилам; касание вратарем мяча на чужой половине поля и некоторые др.

Фолы удаления. К их числу относятся: захват, блокировка, толчок или «топление» не владеющего мячом соперника (по правилам, дриблинг не считается владением мячом); помехи сопернику при свободном (угловом, штрафном) броске; «уход» с площадки; удар соперника рукой или ногой; намеренный плеск водой в лицо сопернику и пр.

Игрок, допустивший любое из таких нарушений, удаляется с поля на 20 сек (чистого времени) без права замены. Он может вернуться на площадку раньше, - в случае, если соперник реализует численное преимущество. Если в матче назначается дополнительное время, а удаленный игрок не отбыл полностью наказание, остаток его штрафного времени переходит на овертайм.

В водном поло возможны обоюдные удаления: когда игроки противоборствующих команд одновременно допускают нарушения.

Правилами предусмотрено и такое наказание, как удаление до конца игры (с правом замены). Оно назначается за неспортивное поведение игрока: словесное оскорбление соперников, судей и пр.; грубая игра или жестокость; неуважение к судьям и др.

Фолы штрафного броска. За фолы удаления в своей 4-метровой зоне, а также в ситуации, когда игрок обороняющейся команды спас ворота от неминуемого гола, но сделал это с нарушением правил (например, сместил ворота или коснулся мяча двумя руками/кулаком), команда-соперница получает право на пенальти - штрафной бросок с 4-метровой линии. Пенальти назначается и в ситуации, когда запасной (или удаленный игрок, чье штрафное время еще не истекло) появляется на площадке, чтобы предотвратить гол или на последней минуте игры (овертайма), а также когда тренер вмешивается в ход игры или пытается взять таймаут не по правилам.

Штрафной бросок выполняется любым игроком атакующей команды, кроме вратаря. Все спортсмены, за исключением вратаря и игрока, пробивающего пенальти, покидают 4-метровую зону и при этом располагаются на расстоянии не менее 2 м от пенальтиста.

Если нарушение произошло в момент окончания периода, пенальти должен быть пробит. Но в отличие от «обычного» штрафного, если мяч после пенальти отлетит в поле от вратаря (стоек/перекладины ворот), его уже нельзя добивать в ворота.

За грубую игру в своей 4-метровой зоне судья, помимо назначенного пенальти, может также удалить провинившегося игрока до конца матча (с правом или без права замены - в зависимости от характера нарушения).

Персональные фолы. Персональный фол засчитывается игроку за фол удаления (штрафного броска). Получив 3 персональных фола, спортсмен автоматически удаляется с площадки до конца игры - с правом замены.

Федерация водного поло России

СОРЕВНОВАНИЙ

ПО ВОДНОМУ ПОЛО

2009 - 2013гг.

Правила соревнований по водному поло.

Материалы предоставлены Федерацией водного поло России.

Подписано в печать 10.12.2010.

Формат 210х297. Бумага Lumisilk. Печать цифровая. Заказ 1357/10. Тираж 250 экз.

Сверстано и отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в типографии ООО «КИНЕФ».

Россия, 187110, Ленинградская область, г.Кириши, шоссе Энтузиастов, д.1.

I. Правила соревнований по водному поло

Игровое поле и оборудование

Команды и запасные

Судейская коллегия

Судьи игры

Судьи на линиях ворот

Хронометристы

Секретари

Продолжительность игры

Тайм-ауты

Начало игры

Способ ведения счета

Броски от ворот

Угловые броски

Спорные вбрасывания

Свободные броски

Простые ошибки

Грубые ошибки

Нарушения 5-ти метрового штрафного броска

Выполнение 5-ти метровых штрафных бросков

Персональные замечания

Инцидент, травма или болезнь

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А Инструкция по использованию двух судей игры

Приложение В Сигналы, подаваемые судьями

Приложение С Дисциплинарные меры в водном поло на соревнованиях ФИНА

Возрастные группы

II. Количественный состав судейской коллегии по водному поло

III. Правила игры в мини водное поло

Раздел 1 Поле для игры и оборудование

Состав судейской коллегии

Судья игры

Секретарь игры

Удаления и замены игроков

Продолжительность игры

Начало игры

Взятие ворот

Возобновление игры после взятия ворот

Бросок от ворот

Угловой бросок

Спорный бросок

Свободный бросок

Простые ошибки

Грубые ошибки

4-х метровый штрафной бросок

Выполнение 4-х метрового штрафного броска

IV. Таблица по проведению соревнований с разным количеством

участвующих команд

V. Положение о судейской коллегии

VI. Кодекс этики судьи по водному поло

VII. Дисциплинарный кодекс

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОДНОМУ ПОЛО

WP 1. Игровое поле и оборудование

WP 1.1. Организация, проводящая соревнования, отвечает за правильные размеры и маркировку игрового поля и обеспечивает всеми необходимыми креплениями и оборудованием.

WP 1.2. Разметка и маркировка игрового поля при проведении игры двумя судьями игры должна соответствовать Схеме 1.

Судья на линии ворот

СУДЕЙСКИЙ СТОЛ

Минимальное

расстояние от линии ворот до стенки

бассейна

Границы игрового поля (боковые и лицевые линии)

Судья на линии ворот

Зона замены

СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ

игроков (красная)

Лицевая линия (белая) Линия ворот (пунктирная)

2-х метровая линия (красная)

5-ти метровая линия (желтая)

Середина поля (белая)

5-ти метровая линия (желтая)

2-х метровая линия (красная)

Линия ворот (пунктирная) Лицевая линия (белая)

игроков (

СКАМЕЙКА ЗАПАСНЫХ

Рис. Схема 1.

WP 1.3. При судействе одним судей, он должен находиться на той стороне, где установлен судейский стол, а судьи на линиях ворот - на противоположной стороне.

WP 1.4. Для игр мужских команд расстояние между лицевыми линиями должно быть не менее 20 м, но не более 30 м. Для игр женских команд расстояние между лицевыми линиями должно быть не менее 20 м, но не более 25 м. Ширина игрового поля должна быть не менее 10 м, но не более 20 м. Границы игрового поля (лицевые линии) должны находиться на расстоянии 0,30 м за линиями ворот.

WP 1.5. Для соревнований, проводимых Международной федерацией плавания (ФИНА), размеры игрового поля, глубина бассейна, температура и освещенность должны соответствовать нормам, изложенным в Правилах ФИНА.

WP 1.6. По обеим сторонам игрового поля должны быть нанесены четкие линии разметки:

белые - линии ворот и средняя линия поля;

красные - 2 м от линии ворот;

желтые - 5 м от линии ворот.

Боковые границы игрового поля должны быть:

от линии ворот до отметки 2 м красного цвета;

от отметки 2 м до отметки 5 м - желтого цвета;

от отметки 5 м до середины поля - зеленого цвета.

WP 1.7. Для обозначения зоны для замены игроков на лицевых линиях поля наносятся красные метки на расстоянии 2 м от углов в сторону ворот на противоположной от судейского стола стороне бассейна.

WP 1.8. На бортиках бассейна должно быть обеспечено достаточно свободного пространства для того, чтобы судьи могли без помех передвигаться от одного конца игрового поля до другого. Должно быть достаточно места также и для размещения судей на линиях ворот.

WP 1.9. У секретаря должны быть отдельные флаги красного, белого, желтого и синего цветов, каждый размером 0,35х0,20 м.

WP 2. Ворота

WP 2.1. По обеим сторонам игрового поля, на линиях ворот, устанавливаются две стойки и перекладина ворот прямоугольной формы толщиной 0,075 м, обращенные в сторону игрового поля и окрашенные в белый цвет. Они должны быть установлены строго посередине линии ворот и на расстоянии не менее 0,30 м от границ игрового поля.

WP 2.2. Расстояние между стойками ворот должно быть 3 м. Если глубина бассейна составляет 1,5 м или более, то нижний край перекладины должен находиться на высоте 0,90 м над поверхностью воды. Если же глубина бассейна менее 1,50 м, то нижний край перекладины должен отстоять от дна бассейна на 2,40 м.

WP 2.3. К стойкам и перекладине ворот должна надежно крепиться мягкая сетка, закрывающая всю площадь ворот, и она должна быть закреплена таким образом, чтобы обеспечить по всему пространству ворот не менее 0,30 м свободного пространства позади линии ворот.

WP 3.1. Мяч должен быть круглым и иметь воздушную камеру с закрывающимся ниппелем. Мяч должен быть без наружных отслоений, водонепроницаемый и не покрытым жиром или подобным веществом.

WP 3.2. Вес мяча должен быть не менее 400 гр., но не более 450 гр.

WP 3.3. Для игр мужских команд длина мяча по окружности должна быть не менее 0,68 м, но не более 0,71 м, а давление внутри него должно быть в пределах 90-97 кПА (килопаскаль), (13-14 фунтов на квадратный дюйм атм. давления).

WP 3.4. Для игр среди женских команд длина мяча по окружности должна быть не менее 0,65 м, но не более 0,67 м, а давление внутри него должно быть в пределах 83-93 кПА (12-13 фунтов на квадратный дюйм атм. давления).

WP 4. Шапочки

WP 4.1. Одна из играющих команд должна быть в шапочках белого цвета, а другая - в шапочках контрастирующего цвета, отличного от цвета мяча, но не ярко-красного и одобренного судьей игры. Судьи могут потребовать, чтобы вторая команда играла в шапочках синего цвета. Вратари должны играть в шапочках красного цвета. Шапочки должны быть застегнуты под подбородком и надеты в течение всей игры. Если во время игры игрок потеряет шапочку, то он должен заменить ее во время следующей остановки игры.

WP 4.2. Шапочки должны иметь прочные ушные протекторы, которые должны быть одного цвета с шапочками команды. Только протекторы на шапочках вратарей могут быть красного цвета.

WP 4.3. На каждой стороне шапочек должны быть нанесены номера с высотой цифр 0,10 м. Вратарь должен иметь шапочку с номером 1, а все другие игроки - с номерами от 2 до 13. Запасной вратарь должен играть в красной шапочке под номером 13. Игрокам не разрешается менять номер во время игры, за исключением разрешения на это судьи и при уведомлении секретаря.

WP 4.4. Для международных матчей на шапочках спереди должна быть нанесена трехбуквенная аббревиатура страны, а также возможно, и национальный флаг. Высота букв аббревиатуры страны должна быть 0,04 м.

WP 5. Команды и запасные

WP 5.1. Каждая команда должна состоять из семи игроков, одним из которых должен быть вратарь, играющий во вратарской шапочке, и не более шести резервных игроков, которые могут быть использованы как запасные. Команда, играющая с менее чем 7 игроками, может не иметь вратаря.

WP 5.2. Все игроки, не принимающие участия в игре, должны находиться, вместе с тренерами и официальными лицами, за исключением главного тренера, на скамейке своей команды, и не должны покидать ее с момента начала игры, за исключением перерывов между периодами и тайм-аутов. Главному тренеру атакующей команды разрешено продвигаться к 5-ти метровой линии. Команды должны меняться сторонами только в середине игры и перед началом второго периода добавочного времени. Обе скамейки команд должны размещаться на противоположной от судейского стола стороне бассейна.

WP 5.3. Капитаны должны быть играющими членами своих команд, и каждый из них отвечает за примерное поведение и дисциплину игроков своей команды.

WP 5.4. Игроки должны играть в непрозрачных, двойных плавках или купальниках. Перед вступлением в игру игроки должны снять с себя любые предметы, которые могут нанести травму сопернику.

WP 5.5. Игроки не должны наносить на тело жир или подобное вещество. Если рефери перед началом игры убедится, что такое вещество было использовано, он должен заставить игрока немедленно удалить его. Начало игры при этом не должно задерживаться. Если такое нарушение будет обнаружено после начала игры, то нарушивший правило игрок удаляется до конца игры, а запасному разрешается войти в игру немедленно из зоны для замены игроков, ближайшей к своей линии ворот.

WP 5.6. Игрок, в любое время игры, может быть заменен, покидая игровое поле в зоне для замены игроков, ближайшей к своей линии ворот. Запасной может войти в игру из зоны для замены игроков, как только заменяемый игрок явно появится над водой в зоне для замены игроков. Если по этому Правилу заменяется вратарь, то запасной дол-

жен надеть шапочку вратаря. Никакая замена по этому Правилу не должна проводиться в период между назначением и проведением 5-ти метрового штрафного броска, за исключением тайм-аута.

WP 5.7. Запасной может войти в игровое поле с любого места:

a) во время перерывов между периодами игры, включая перерыв между периодами дополнительного времени;

b) после взятия ворот;

c) во время тайм-аута;

d) для замены игрока, получившего травму, или у которого появилась кровь.

WP 5.8. Запасной должен быть готов заменить игрока без задержки. Если он не готов, игра должна продолжаться без запасного, который затем может в любое время войти в игровое поле из ближайшей к своей линии ворот зоны для замены игроков.

WP 5.9. Вратарь, замененный запасным, и возвратившийся затем в игру, может играть на любой позиции.

WP 5.10. Если вратарь покидает игру по любой причине медицинского характера, судья должен разрешить немедленную замену, при условии, что один из игроков наденет шапочку вратаря.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Если тренер команды на игру заявляет одного вратаря.

Тренер может заменить вратаря в любое игровое время (согласно действующих Правил) на любого игрока. При условии:

! если игрок, которого ставят в ворота не был задействован в текущей игре, он надевает красную шапочку, и на него распространяются все привилегии вратаря;

! если игрок был задействован в текущей игре, он надевает красную шапочку и на него не распространяются привилегии вратаря, т.е. он стоит в воротах как полевай игрок.

WP 6. Судейская коллегия

WP 6.1. Для соревнований, проводимых ФИНА, судейская коллегия должна включать: двух судей игры, двух судей на линиях ворот, хронометристов и секретарей, причем каждый из них наделяется соответствующими полномочиями и обязанностями. Соревнования другого уровня должны, по возможности, обеспечиваться таким же составом судейской коллегии. В случае если, игра проводится двумя судьями без судей на линиях ворот, в этом случае они принимают права и обязанности последних.

ПРИМЕЧАНИЕ.

В зависимости от степени важности, игры могут вестись бригадами, включающими от четырех до восьми судей, следующим образом:

а) судьи игры и судьи на линиях ворот:

! два судьи игры и два судьи на линиях ворот; или

! два судьи игры без судей на линиях ворот; или

! один судья игры и два судьи на линиях ворот

b) хронометристы и секретари:

! один хронометрист и один секретарь:

хронометрист регистрирует время непрерывного владения мячом каждой командой в соответствии с WP 20.17. Секретарь регистрирует чистое время игры, тайм-ауты и время перерывов между периодами, а также точное время удаления игроков, удаленных в соответствии с Правилами. Секретарь также должен вести запись игры, как установлено в Правиле WP 10.1.

Два хронометриста и один секретарь:

хронометрист №1 регистрирует чистое время игры, тайм-ауты и время перерывов между периодами. Хронометрист №2 регистрирует время непрерывного вла-

дения мячом каждой командой в соответствии с Правилом WP 20.17. Секретарь ведет запись игры в соответствии с Правилом WP 10.1.

Два хронометриста и два секретаря:

хронометрист №1 регистрирует чистое время игры, тайм-ауты и время перерывов между периодами. Хронометрист №2 регистрирует время непрерывного владения мячом каждой командой в соответствии с Правилом WP 20.17. Секретарь №1 ведет запись игры в соответствии с Правилом WP 10.1.(а). Секретарь №2 выполняет обязанности, изложенные в Правиле WP 10.1.(b), (с) и (d), относящиеся к удалению игроков и третьему персональному замечанию.

WP 7. Судьи игры

WP 7.1. Судьи игры должны полностью контролировать игру. Этот контроль над игроками должен быть полным в течение всего времени нахождения судей игры и игроков в бассейне. Все решения судей игры по фактическим вопросам должны быть окончательными. Интерпретация правил судьями игры должна быть обязательной для игроков в течение всей игры. Судья игры не должен делать каких-либо предположений в отношении фактов любой ситуации во время игры, но должны интерпретировать самым наилучшим образом все наблюдаемое ими.

WP 7.2. Судья игры должен подавать сигнал свистком о времени начала и возобновления игры, а также о взятии ворот, бросках от ворот, угловых бросках (независимо от того, был ли подан сигнал судьей на линии ворот или нет), спорных бросках и о нарушениях правил. Судья игры может изменить свое решение при условии, что он сделает это до возврата мяча в игру.

WP 7.3. Судьи игры должны воздерживаться от объявления нарушения, если, по их мнению, такое решение будет в пользу команды, игрок которой нарушил правила.

Судьи игры не должны фиксировать простую ошибку, когда еще остается возможность играть в мяч.

ПРИМЕЧАНИЕ.

Судьи игры должны придерживаться этого принципа в полной мере. Они не должны, например, фиксировать простую ошибку в пользу игрока, владеющего мячом и продвигающегося по направлению к воротам соперника, т.к. ясно, что в этом случае выгоду получит нарушившая правила команда.

WP 7.4. Судьи игры обладают правом удалять любого игрока, тренера и любое официальное лицо в соответствии с данными Правилами и прекратить игру, если кто-либо из них отказывается подчиниться их решению.

WP 7.5. Судьи игры обладают правом удалять из бассейна любого игрока, запасного, зрителя или официальное лицо, чье поведение препятствует судье выполнять свои обязанности соответствующим и независимым образом.

WP 7.6. Судьи игры имеют право покинуть игру в любое время, если, по их мнению, поведение игроков, зрителей, или другие обстоятельства препятствуют ее завершению. Если судьи игры покидают игру, то они должны доложить о своих действиях в соответствующую инстанцию.

WP 8. Судьи на линиях ворот

WP 8.1. Судьи на линии ворот должны располагаться на той стороне бассейна, на которой установлен судейский стол.

WP 8.2. В обязанности судей на линиях ворот входит подавать сигнал:

а) о правильном расположении игроков на своих линиях ворот при начале периода поднятием руки вертикально вверх;

b) о неправильном старте поднятием обеих рук вверх;

c) при броске от ворот указанием рукой направление атаки;

d) при угловом броске указанием рукой направление атаки;

e) о взятии ворот скрещенными руками;

f) о неправильном входе удаленного игрока или неправильном входе в игру запасного поднятием обеих рук вертикально вверх.

WP 8.3. Каждый судья на линии ворот должен иметь запас мячей, и при вылете мяча, находившегося в игре, за границы игрового поля, судья должен немедленно бросить вратарю новый мяч (для броска от ворот) или игроку атакующей команды (для углового броска), таким образом, как укажет судья игры.

WP 9. Хронометристы

WP 9.1. В обязанности хронометристов входит:

a) регистрировать точное чистое время, тайм-ауты и время перерывов между периодами;

b) регистрировать время непрерывного владения мячом каждой командой;

c) регистрировать время удаления игроков в соответствии с Правилами

и время повторного входа таких игроков или игроков, входящих на замену; d) подавать голосом сигнал о начале последней минуты игры

или последней минуты второго периода дополнительного времени; e) подавать сигнал свистком после 45 секунд и об окончании каждого тайм-аута.

WP 9.2. Хронометрист должен подавать сигнал свистком (или любыми другими имеющимися ясно различимыми акустически и легко понятными средствами) об окончании каждого периода независимо от судьи игры и его сигнал должен иметь немедленное воздействие, за исключением когда:

a) одновременно с этим сигналом судья игры присуждает 5-ти метровый штрафной бросок.

В этом случае, в соответствии с Правилами, должен проводиться 5-ти метровый штрафной бросок;

b) мяч находится в полете и пересекает линию ворот. В этом случае взятие ворот засчитывается.

WP 10. Секретари

WP 10.1. В обязанности секретарей входит:

a) вести запись игры: игроки, счет, тайм-ауты, грубые ошибки, 5-ти метровые штрафные броски, а также персональные замечания, получаемые каждым игроком;

b) следить за временем удаления игроков и подавать сигнал об окончании времени удаления поднятием соответствующего флага, за исключением случая, когда судья игры должен подавать сигнал на повторный вход удаленного игрока или запасного при досрочной смене владения мячом. Через 4 минуты секретарь должен сигнализировать игроку, заменившему игрока совершившего акт жестокости, отмашкой желтого флага одновременно с флагом соответствующей команды;

c) подавать сигнал свистком и красным флагом о каждом неправильном повторном входе в игру удаленного игрока или неправильном входе запасного (также и после сигнала судьи на линии ворот о неправильном повторном входе или входе в игру запасного). Такой сигнал должен немедленно останавливать игру;

d) без задержки подавать сигнал о наказании третьим персональным замечанием любого игрока, следующим образом:

! красным флагом, если третье персональное замечание является удалением;

Правила водного поло неоднократно менялись и дорабатывались с целью улучшения динамичности и зрелищности игры. В настоящее время они пересматриваются каждые 4 года, при необходимости вносятся дополнения и изменения.

Составы команд

Общее число заявленных игроков в одной команде составляет 11-13 спортсменов. На поле играют шесть полевых участников и вратарь. Замена игроков производится в случае получения травмы или в игровых паузах.

Для вратаря предусмотрены определенные правила поведения. Он вправе ударять по мячу кулаком, брать его обеими руками, но не может переплывать среднюю линию, касаться мяча за ее пределами. После фиксации положения вне игры голкипер должен ввести мяч броском от ворот между стойками.

Поднятый красный флаг линейными арбитрами сигнализирует о правильном построении команд, после чего главный судья начинает игру свистком, бросает мяч на середину поля. После забитого гола матч возобновляется путем вбрасывания на средней линии, при этом игроки находятся на своих половинах.

По правилам водного поло каждый коллектив имеет право на минутный тайм-аут, который может взять тренер, если его команда владеет мячом. На атаку спортсменам дается 25 (30) секунд. Если за этот период произошел бросок мяча по воротам, отсчет возобновляется снова.

Игровое поле, мяч, экипировка

Площадка представляет собой прямоугольник на водном поле. Его размеры:

  • Длина – 30 м;
  • Ширина – 20 м;
  • Глубина – не менее 1,8 м.

На поле размечена средняя линия, черта ворот и 2-х, 4-х, 7-ми метровые разметки. На рубеже игровой площади в 2-х метрах от судьи обозначена зона повторного входа для игроков замены или после удаления.

Ворота монтируются посредине вратарской линии, представляют собой две стойки с поперечиной. Они окрашены в белый цвет, высота составляет 90 сантиметров над уровнем воды, ширина между боковинами – 3 м. Вес мяча в водном поло составляет 0,4-0,45 кг, его диаметр – от 65 до 71 см.

Амуниция ватерполистов состоит из плавательной экипировки и специальных шапочек, отличающихся по цвету от команды соперников и мяча. На головных уборах обозначаются номера участников. Голкиперы выступают в шапочках красного цвета с номером 1.

Броски (удары)

Гол засчитывается в том случае, если мяч полностью оказался в створе за линией ворот. Взятие ворот можно производить любой частью туловища, если до этого его коснулись ладонью не менее двух участников матча. Гол после угловых, спорных или свободных розыгрышей засчитывается, если второй игрок в поле бросил мяч целенаправленно.

После того, как спортсмен выбил мяч за собственную линию ворот, назначается угловой удар. Он проводится оппонентами с отметки 2-х метровой линии, где не один спортсмен в этот момент, кроме вратаря, не должен находиться.

После травм, неоднозначных нарушений, судья может назначить спорный розыгрыш. Игроки обеих команд находятся на одинаковом удалении от места вбрасывания, арбитр вводит мяч в эту зону. После того, как он коснулся воды, спортсмены вправе до него дотронуться.

Ошибки и нарушения

  • Погружение мяча полностью в воду;
  • Нанесение полевым игроком удара по мячу кулаком или прием его обеими руками;
  • Передача партнеру, находящемуся впереди пасующего в пределах двухметровой зоны соперника;
  • Активное участие в игровом процессе спортсмена, который ходит по дну или отталкивается от него;
  • Создание помех передвижению оппонента без мяча;
  • Превышение ограничения времени на проведение атаки;
  • Касание голкипером мяча на половине соперника.

Подобные фолы наказываются свободным броском.

К числу нарушений удаления относятся такие фолы, как захват, жесткая блокировка, помехи при проведении свободного и углового броска, грубое обращение с соперником. Участник удаляется на 15 (20) секунд чистого времени без права замены.

Удаление до конца матча практикуется при неспортивном и грубом поведении спортсменов по отношению к другим игрокам, арбитрам, зрителям.

Нарушения, карающиеся штрафным броском с 4-х метровой линии:

  • Предупреждение взятия собственных ворот с нарушением правил;
  • Появление запасного или удаленного игрока с нарушением хронометража;
  • Влияние на игру тренера не по правилам;
  • Грубая игра.

За три персональных фола спортсмен удаляется с поля до конца матча с правом замены.

Судьи

Матчи в водном поло обслуживает команда арбитров, которая состоит из двух главных рефери, секундометриста, линейных судей. Главный арбитр отвечает и контролирует начало партий, ввод мяча в игру, поведение игроков, взятие ворот.

Хронометристы следят за временем атаки, правильностью проведения замен и удалений. О своих решениях судьи оповещают при помощи свистков и флажков разного цвета.

Занимаясь спортом, вы понимаете, что для создания и поддержания отличной физической формы, одного тренажерного зала мало. Бассейн играет в этом деле немаловажную роль. Однако, просто так ходить в бассейн рано или поздно наскучит. Альтернативой в этом случае может стать водное поло. Эта захватывающая игра требует хорошей координации и отличной физической подготовки. Причем, умение хорошо плавать не является главным критерием. Нужно не только уметь держаться на поверхности воды, но и подниматься в воде до пояса, и все без помощи рук. При плавании нужно держать голову над водой, чтобы видеть игру. Кроме того, это отличная кардиотренировка, во время которой происходит жиросжигание, работают все мышцы, укрепляется позвоночник, тренируется выносливость. Здоровый азарт и отличное настроение также являются составляющими этой командной игры.

История возникновения игры

Впервые в водное поло стали играть во второй половине ХIХ века в Великобритании. Тогда целью игры было продемонстрировать силу и плавательные навыки. Так как Англия была в ХIХ веке великой морской державой, то все водные игры обязательно были в программах летних ярмарок и праздников, и несли в себе оттенок патриотизма. В основу водного поло легли принципы регби.

Немаловажную роль сыграли в становлении игры индийские колонии в Великобритании. Материалом из которого изготавливались первые мячи стал индийский каучук. А слово " поло" произошло от индийского pulu, обозначающего " мяч". Поначалу играли в местных водоемах, и игра была достаточно грубой. Тогда правила не запрещали использовать силу при завладении мячом, так же удержание игрока под водой не являлось нарушением. Вратарь находился за пределами игровой зоны и должен был охранять так называемый причал, куда соперник стремился положить мяч. Кроме того, он мог прыгать в воду каждый раз, когда кто-то атаковал ворота. Современный вид игра получила в 1880 годах.

В 1888 году прошел первый чемпионат по водному поло в Англии. Тогда-то окончательно и установились правила игры. Олимпийским видом спорта Водное поло стало в 1900 году, а для женщин стало возможным играть в водное поло и участвовать в Олимпийских Игр ах только в 2000 годах, да и то после протеста австралийской женской команды.

Рекордсменом в данном виде спорта является венгр Деже Дьярмати. Он стал пятикратным обладателем медалей: три золотые, одна серебряная и одна бронзовая. Этот рекорд пока еще никто не побил. А первым советским спортсменом, попавшим в Зал славы водных видов спорта, стал ватерполист Алексей Баркал.

Чемпионаты Мира по мужскому Водному поло проходят с 1973 года, а женские игры — с 1986. Особой популярностью игра пользуется в Бывшей Югославии и Венгрии.

Основные правила

В игре участвуют две команды, по семь человек в каждой: голкипер и шесть полевых игроков. Цель — забросить мяч в ворота соперников. Униформа игроков — это шапочки, которые различаются по цвету. Белые шапочки обычно у гостей, а темные — у хозяев игры. У голкиперов шапочки красные и обычно имеют номер 1 или 13, иногда 15.

Игра длится четыре периода, каждый по восемь минут. Мяч должен находиться у каждой команды не более 30 секунд. Когда команда пытается забить гол, секундомер останавливается и команде снова дается 30 секунд. Правила дают возможность каждой команде взять два минутных тайм-аута в основное время и один тайм-аут в дополнительное время. Но для этого у команды должен быть мяч.

Конкретных правил к размеру бассейна при игре не установлено, обычно он варьируется от 20*10м до 30*20 м. Глубина бассейна минимум 1,8 метра. Ворота обычно шириной три метра, а высотой 90 см. Мяч — желтого цвета.

Для матчей в бассейне используется определенная разметка: белая линия — центр поля, желтая — линия пенальти (5 метров до ворот), красная линия у ворот (2 метра). За красную линию атакующим ватерполистам без мяча заплывать запрещено.

Правила предполагают, что спортсмены пасуют мяч или толкают мяч перед собой, он всегда должен быть на поверхности. Во время паса мяч не должен касаться воды, он передается по воздуху. В некоторых случаях, пас специально передается так, чтобы отскочить от воды и попасть к игроку, который находится наиболее близко к воротам. Тогда он в прыжке забрасывает мяч. Причем мяч нельзя трогать двумя руками. Только голкипер обладает таким правом. При этом он должен всегда находиться только на своей половине поля, тогда как в распоряжении полевых игроков все поле.

Грубым нарушением в игре считается атака соперника, который не владеет мячом. Кроме того, нельзя топить, удерживать соперника, тащить его. За такое нарушение спортсмена удаляют из воды на 20 секунд или на время атаки противника. Если у игрока набирается три удаления, он отправляется на скамейку запасных с правом замены, при этом шапочка развязывается.

Водное поло очень зрелищная игра. Даже болельщики заряжаются от игроков духом соперничества. Сейчас эта игра становится все популярнее в России. Во многих спортивных центрах проходят тренировки, а потом устраиваются турниры по водному поло. Съезжаются спортсмены из разных городов. Все больший и больший интерес к водному поло проявляют дети и женщины. Замечено даже, что женщины играют гораздо жестче и хитрее, чем мужчины. Может быть поэтому, женская сборная — одна из самых сильнейших в Европе. Так что, товарищеские встречи проводятся обязательно с учетом полового признака, чтобы никому не причинить вреда.

В общем, если хотите получить порцию адреналина с пользой для здоровья, добро пожаловать в бассейн на водное поло. Только там вы сможете показать свою отличную физическую форму, проплыв около трех километров за четыре периода игры и получить удовольствие от командной игры. Только сначала обрежьте ногти под корень, чтобы никого не поцарапать, это главное условие.


Мужчины
Размер поля 30 х 20 м
Размер ворот высота над уровнем воды - 0,9 м, ширина - 3 м
Глубина бассейна не менее 2,8 м
Мяч 400-450 грамм

Боковые границы игрового поля от линии ворот до отметки 2 м должны быть красного цвета; от 2 м отметки до отметки 5 м - желтые, и от отметки 5 м до середины поля - зеленые.

В экипировку игроков обязательно входят специальные ватерпольные шапочки: белые - у одной команды, и цвета, контрастного белому, а также отличного от красного и от цвета мяча, - у другой команды. Вратари выступают в красных шапочках. Шапочки должны быть снабжены ушными протекторами (избежание травм уха). На шапочках изображаются номера игроков - от 1 до 15. У вратарей должны быть номера: 1 и 13.

Составы команд. В заявке на матч должно быть указано не более чем из 13 человек, непосредственно в игре участвуют 7 из них: вратарь и 6 полевых игроков. Замену можно производить в любое время: во время остановки в игре - в любой точке, а непосредственно в ходе игры - только в зоне повторного входа.


Время игры

Продолжительность игры 4 периода по 8 минут чистого времени. Первый и третий перерыв по 2 минуты, второй - 5 минут. В это время команды меняются сторонами. Главный тренер команды может взять по 2 тайм-аута во время владения мячом своей команды. В случае взятия тайм-аута во время атаки соперника, этой команде автоматически назначается пенальти
Владение мячом - 30 секунд.


Дополнительное время

Если необходимо, как правило, в играх плей-офф


В случае ничейного результата после четырех периодов:

  • перерыв пять минут
  • главному тренеру дают возможность взять по два тайм-аута.
  • после первого 3-х минутного периода дополнительного времени: перерыв две минуты, во время которого команды меняются сторонами.
В случае ничейного результата после 2-х периодов дополнительного времени:
  • пробиваются штрафные броски с 5м, для выполнения которых должны быть назначены по пять игроков от каждой команды. В случае ничейного результата, пенальти пробиваются по одному до первого не забитого со стороны одной команды.

Линия 5 м

Все прежние правила в отношении линий 4 м и 7 м теперь будут применяться в отношении линии 5 м. Немедленный бросок может быть выполнен со свободного броска, присужденного вне зоны 5 м. Штрафной бросок производится с линии 5 м.


Неправильный вход или повторный вход игроков

Команда, владеющая мячом: удаление (или новое удаление удаленного игрока) .
Команда, не владеющая мячом: удаление и штрафной бросок


Поведение официальных лиц на скамейке

Одежда: длинные брюки и закрытые туфли. Первый тренер может ходить по бортику бассейна до 5 метровой линии.
Неправильное поведение: предупреждение первому тренеру желтой карточкой, а при повторном нарушении предъявление красной - автоматически удаление на данную игру, а также на последующую или больше.
Неправильное поведение: другие официальные лица на скамейке получают красную карточку немедленно. В случае красной карточки для первого тренера, второй тренер может выполнять функции первого тренера, но в данной игре должен оставаться на скамейке. В следующей игре второй тренер может пользоваться правами первого тренера.


Угловые броски

Угловой бросок назначается только в том случае, если мяч ушел за лицевую линию поля после касания вратарем или после преднамеренных действий защищающегося полевого игрока.


Бросок от ворот

Бросок от ворот может быть выполнен любым игроком команды, владеющей мячом.

Одновременные удаления

Если игроки команд одновременно совершают фол удаления, то оба игрока должны быть удалены, а атакующая команда сохраняет владение мячом.


Блокирование мяча двумя руками

Запрещается играть или блокировать бросок двумя руками, кроме вратаря.
Внутри зоны 5 м: назначается штрафной бросок. Вне пределов зоны 5 м: удаление.


Удаление

Игрок удаляется на 20 секунд. В случае 3 удалений, игрок удаляется до конца игры с правом замены, но при этом он должен находится на скамейке запасных с развязанной шапочкой.


Удаление за грубость до конца игры

Игрок удаляется до конца игры, а команда наказывается штрафным броском
Игрок, удаленный до конца игры, может быть заменен по истечении четырех минут чистого времени.


Назначение штрафного броска на последней минуте игры

Если на последней минуте игры штрафной бросок присуждается в пользу команды владеющей мячом, то её тренер может отказаться от пробития штрафного броска, сохранив мяч для выполнения свободного броска. Хронометрист, регистрирующий владение мячом должен включить секундомер для нового отсчета времени.