Упражнения для детей от 1 года. Утренняя гимнастика (зарядка) для детей разных возрастов. Упражнения для совершенствования ходьбы

Движение – это основа всей нашей жизни. Даже лёгкая физическая нагрузка очень полезна каждому человеку для нормального самочувствия.

Для правильного и своевременного развития ребёнка родителям стоит хорошо изучить теоретический материал о специальных упражнениях для грудничков и ежедневно использовать полученные знания на практике.

Чем полезна гимнастика для грудных детей?

В первые месяцы жизни малыш большую часть времени проводит во сне: пока он только набирается сил для того, чтобы активно познавать окружающий мир. Поэтому гимнастика в совокупности с – это великолепный способ для того, чтобы поддерживать мышцы ребёнка в тонусе.

Рассмотрим, что ещё полезного в занятиях гимнастикой:

1 Развитие координации движений . Примерно к 1-2 месяцам малыш уже начинает совершать координированные движения ручками, к 3 месяцу – осознанно и с интересом ощупывать предметы вокруг себя. А к 6-7 месяцам вы уже можете заметить, как малыш держит равновесие в положении сидя, без вашей помощи.

Тем самым, ребёнок уверенно преодолевает множество этапов для того, чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги. Правильное формирование опорно-двигательного аппарата происходит именно благодаря комплексу упражнений для развития равновесия (например, упражнения на мяче – фитболе).

2 Улучшение работы желудочно-кишечного тракта . Физические упражнения благоприятно влияют не только на мускулатуру, но и на работу внутренних органов. В частности, движение обеспечивает появление здорового аппетита, лучшее переваривание пищи, снижает вероятность появления желудочных расстройств и коликов.

3 Развитие речи . Как правило, во время гимнастики мамочка озвучивает свои действия, общается с ребёнком, хвалит его и всячески подбадривает.

Слуховое восприятие звуков помогает малышу формировать собственное представление о речи. Ребёнок подражает маме, тем самым приобретая самые первые речевые навыки.

4 Улучшение циркуляции крови и работы обмена веществ . Любое движение способствует правильной циркуляции крови по организму и, как следствие, нормализации работы сердца и сосудов. Гимнастика в раннем возрасте позволит избежать развития болезней и отклонений, связанных с артериальным давлением. Также прилив крови к мягким тканям положительно сказывается на росте.

5 Общение, развитие тактильных ощущений . Во время гимнастики происходит непосредственный контакт мамы или папы с ребёнком: и тактильный, и визуальный. Совместные занятия дают возможность лучше узнать друг друга, почувствовать малышу то, что он важен для родителей. Это успокаивает ребёнка, благотворно влияет на сон и нервную систему в целом.

Интересно! Как правильно купать новорожденного

С какого возраста можно начинать делать гимнастику для детей?

Вводить первые элементы гимнастики можно начинать уже с возраста нескольких недель.
Это аккуратные поглаживания конечностей и животика, которые, по сути, являются частью массажного комплекса, однако также играют роль подготовки к гимнастике.

Если у малыша нет соответствующих противопоказаний, то начинать рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание конечностей, «ходьба» и др.) можно с 1-1,5 месяца.

Любопытно, что лучшим первым гимнастическим опытом для ребёнка является плавание. Придя в наш мир из влажной среды, детки сохраняют инстинктивную способность к плаванию до трёх месяцев. Тщательно наблюдая за малышом, проводить сеансы плавания в домашней ванне можно с момента полного заживления пупочной раны. Если вы не уверены в своих силах, так как плавание – достаточно травмоопасная процедура, обратитесь к врачу-педиатру за помощью.

Основные правила гимнастики для грудных детей

Естественно, что для новорожденного малыша нужен более деликатный подход абсолютно во всём. Для того чтобы гимнастика приносила только пользу, к этому процессу нужно относиться внимательно и аккуратно. Существует несколько несложных правил, благодаря которым от упражнений можно добиться максимального эффекта:

1 Оценивайте реально способности ребёнка. Главной целью гимнастики всё-таки является стимуляция и развитие навыков, а не серьёзная спортивная подготовка. Не спешите, выбирайте упражнения, доступные для возраста вашего малыша. Если вы видите, что ребёнок не справляется с нагрузкой, уменьшите количество времени, отведённое на тренировку, ослабьте интенсивность выполняемых действий.

2 Не стоит начинать гимнастику, если вы не в настроении. Упражнения с ребёнком должны быть интересными и желанными, а не рутинной скучной процедурой.

Если вы чувствуете, что достаточно устали за сегодня, то лучше сделать выходной, чем лишний раз портить настроение себе и крохе.

Подходите к выполнению упражнений исключительно с позитивным настроем и ребёнок, как лучший непредвзятый психолог, обязательно ответит вам взаимностью. То же самое касается и ребёнка – если малыш хочет отдохнуть и капризничает, не стоит заставлять его.

3 Желательно выработать режим тренировок. Идеальное время для занятий с малышом – полдень. К этому времени ребёнок должен быть сытым, настроенным на упражнения, но с момента последнего кормления должно пройти не менее 20-30 минут.

Отложите занятия гимнастикой, если ребёнок не здоров. Также упражнения не следует выполнять несколько дней после прививок.

5 Хорошо проветривайте комнату перед гимнастикой, но также следите за температурой воздуха в комнате. Упражнения будут гораздо более эффективными, если во время них малыш будет голым, поэтому температура ниже 22-23 градусов не допустима для занятий.

Гимнастика для детей 1-3 месяцев

В этот период все упражнения имеют рефлекторный характер. Главный принцип – раздражение кожи малыша с целью получения ответной реакции. Все движения делаются только при помощи взрослых. Тренировка длится не более 15 минут. Стоит помнить, что любая гимнастика начинается с лёгкого массажа, поглаживания.

Интересно! Когда ребенок начинает ходить?

1 Выкладывание на живот . Пожалуй, самое простое упражнение. При выкладывании ребёнка на живот, например, для массажа спины, проявляется одна из его интересных инстинктивных особенностей: малыш сразу кладёт голову набок. Такое упражнение помогает развитию мышц шей и спины.

2 Реакции на прикосновение, сгибание и разгибание пальцев . Аккуратно придерживайте ножку ребёнка за голеностопный сустав и проводите подушечками пальцев по его ступне. Малыш будет сгибать и разгибать пальчики ног.

3 «Ползание» . Исходное положение – лёжа на животе. Ножки полусогнуты в стороны. Одной рукой аккуратно придерживайте малыша под грудью, другой дотрагивайтесь до ступней. Ребёнок рефлекторно выпрямляет ножки, отталкиваясь и как бы «ползя» вперёд.

4 «Ходьба» . Крепко, но осторожно придерживая малыша в области подмышек, поставьте его на ножки. Пятка должна коснуться поверхности стола или кушетки. Ощутив твёрдое основание, ребёнок будет рефлекторно перебирать ногами.

5 Разгибание позвоночника . Исходное положение – лёжа на боку. Одной рукой придерживайте ноги малыша, большим и указательным пальцами другой проводите линию вдоль позвоночника. Это упражнение направлено на развитие сгибателей и разгибателей спины.

Гимнастика для детей 4, 5 и 6 месяцев

Помимо предыдущих, в комплекс могут быть добавлены упражнения, провоцирующие ребёнка к самостоятельным действиям, а также упражнения с мячом.

1 «Боксёр» . Это упражнение заключается в выполнении ритмичных сгибании и разгибаний рук ребёнка. Осторожно обхватите его за запястья, вложив большие пальцы ему в ладошку. Поочерёдно поднимайте ручки: если левая поднята, то правая находится в согнутом положении, и наоборот.

2 Положите ребёнка на мяч (он не должен вызывать неприятных ощущений у ребёнка, например, быть холодным). Малыш должен слегка развести колени, обеспечив более устойчивое положение. Придерживая его за спину, не спеша раскачивайте на мяче из стороны в сторону. Это же упражнение можно выполнять и лёжа на спине.

В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! — пусть эти слова станут девизом вашей семьи.

Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5—10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.

ЗАРЯДКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Достань солнышко. Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.

На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.

Приседания. Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.

Мостик. Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»

Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.

Самолетик. Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».

Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное — старание!

Кошечка. Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.

Бег и прыжки. Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ. Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».

◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.

◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)

А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)

А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички).

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть

Руки вниз, на бочок,
Зажимаем в кулачок.
Руки вверх и в кулачок,
Разжимаем на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
Ноги вместе, ноги врозь.

Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки, ноги шире.
Пять, шесть — тихо сесть.

Раз — руки вверх махнули,
И при том вздохнули,
Два — три нагнулись, пол достали.
А четыре — прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем.
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.

На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок.
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок.
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:»Такого свиста, мы не слышали пока».
плечи поднять

Руки вверх поднимем — раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться, не дрожать.
Три — опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты.
Выполняйте все с охотой.
Раз — налево поворот,
Два — теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.

Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Встав на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.

Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок.

Развивать физические данные маленького ребенка очень важно: чем больше работы с ним будет проведено, тем быстрее и увереннее он пойдет. Работа с детьми после года даст возможность сделать малыша более координированным, ловким и подвижным, что является предпосылкой для правильного развития и счастливого детства. Чтобы правильно заниматься с ребенком гимнастикой, необходим определенный комплекс упражнений и заданий, которые кроха должен выполнять ежедневно.

Особенности

Дети, которым исполнился годик, уже имеют немалый запас умений и знаний и хотят еще больше его расширять и совершенствовать. Благодаря помощи родителей, у них может появиться такая возможность, важно лишь взяться за дело всерьез и надолго. Зарядка для детей 1-2 лет должна быть несложной, но увлекательной , ведь основа деятельности малыша – это игра.


Чтобы правильно подобрать упражнения, важно проанализировать деятельность ребенка и сделать акцент на том, что пока не получается.

Исходя из возрастных особенностей и физического развития детей, можно строить занятия с малышом на базе следующих знаний.

  • В 12-14 месяцев ребенок должен уже достаточно хорошо ходить, взбираться на метровую лестницу, лазить на четвереньках и преодолевать препятствия таким образом, подпрыгивать на одном месте и бросать мячик при помощи двух рук. Если какой-то вид деятельности не получается или идет с большими трудностями, стоит придумать комплекс игровых заданий на развитие проблемных умений.


  • Для детей 14-16 месяцев нормой становятся свободное перешагивание через препятствие, броски мяча на расстояние, спуск и восхождение на лестницу при помощи приставного шага, а также подъем на невысокую горку. Занятия с малышом могут проходить как дома в виде зарядки, так и в виде активных игр на детской площадке.


  • Когда малышу уже исполнилось 1.5 года , он может справиться с препятствиями, высота которых составляет не менее 10 сантиметров, влезть на бревно или небольшой пенек, бросить мячик в определенное место, прыгать на одном месте и ходить по небольшой возвышенности: бордюр, скамейка. Появление новых способностей может помочь в построении более сложного комплекса занятий для ребенка.
  • В 1.6-2 года малыш может справиться с ходьбой по наклонной поверхности, залезть на лестницу высотой более метра, перешагнуть через препятствие высотой до 20 см, бросить мяч в нужное место с места на расстоянии до 70 см, активно бегать и прыгать. В этом возрасте полезно включать большое количество активных игр с перемещением, поскольку малыш уже достаточно развит.
  • В 2-3 года у ребенка можно наблюдать способности к прохождению по наклоненной поверхности с разницей в 20-30 см от уровня пола, залезанию на табуретку, перешагиванию через препятствия любого размера и диаметра, не превышающего 30 см в высоту и 20 см в длину. Кроме того, он может достаточно далеко бросать мячик, активно бегать и прыгать. Для окрепших и сформировавшихся малышей нужно создавать полноценный комплекс утренней зарядки, который, кроме игр, уже будет включать спортивные упражнения.




Проведение физических упражнений положительно скажется на всех сферах развития ребенка, он будет более веселым, активным и любознательным. При помощи родителей сможет освоить гораздо больше умений, которые некоторым сверстникам будут еще не под силу. Правильно выбирая упражнения для детей разного возраста, можно добиться положительных результатов.

Зарядка для самых маленьких

Утренняя гимнастика помогает прогнать сон и быстрее прийти в норму, что важно как взрослому, так и ребенку, особенно если он ходит в садик или школу. Однако заниматься с детьми можно начинать гораздо раньше. В 1 год можно проводить профилактические массажи перед тренировкой, а в заключение – небольшую растяжку и упражнения на расслабление организма ребенка.


Суть работы в этом возрасте сводится к самым простым заданиям.

  • Собрать предметы в корзинку соответствующего цвета. Задание помогает не только развивать физическую активность, но и учить цвета, что в этом возрасте очень важно.
  • Бросить мяч в ведро (имитация баскетбола). Если есть детский баскетбол, можно бросать мяч в специальное кольцо.
  • Найти спрятанную игрушку. Мама прячет недалеко игрушку средних размеров, ребенок должен ее найти.
  • Зайди в круг. Положить на пол обруч и попросить ребенка зайти в него и выйти. Можно подать как игру: когда на улице дождик – нужно спрятаться, когда солнце – можно выйти из круга.
  • Обязательно немного потанцевать с малышом, вырабатывая чувство ритма и поднимая настроение ребенку.




Занятия с детьми от года до двух

В полтора года можно усложнить комплекс занятий с ребенком.

  • Ходьба, но не прямо, а вокруг предмета. Хорошо будет в процессе движения петь песни или проговаривать стишок.
  • Игра в догонялки. Родитель направляет обруч катиться вперед, а ребенок должен успеть прийти к финишной черте быстрее, используя только ходьбу, а не бег.
  • Прыг в лужу. Используется тот же обруч, задача в том, чтобы с двух ног перепрыгнуть обод и попасть внутрь. Чтобы малышу было интереснее, можно имитировать прыжки в лужи.

  • Упражнения на ловкость. Поставить обруч на пол, ребенок должен сразу пройти через него, потом прыгнуть в него, а в конце – пролезть на четвереньках через него.
  • Баскетбол. При помощи обруча, который родитель держит как баскетбольное кольцо, можно тренировать ловкость и координацию малыша, стоящего с мячом. Задача ребенка – правильно бросить мяч одной или двумя руками и попасть внутрь обруча.
  • Упражнение на полу. Лежа на спине, подняв ноги вверх, нужно проводить кругообразные движения ногами, как бы прокручивая педали велосипеда.
  • Упражнение на животе. Нужно одновременно поднять ноги и руки, имитируя лодочку, плывущую по волнам. Важно держать стопы и кисти прижатыми друг к другу. Задача малыша – как можно дольше удерживать такое положение.
  • В качестве заминки можно использовать упражнение для развития мышц стопы: сидя на стуле, пальцами ноги подтянуть к себе обруч поочередно каждой ногой. Когда ребенок будет справляться с этим заданием легко, можно использовать мелкие игрушки, которые стопой нужно перекладывать с одного места в другое.



Такая активная и в то же время веселая работа с ребенком очень скоро даст свои плоды, и малыш будет активнее сверстников, более координированным и ловким, что поможет в подготовке к занятиям в садике и будущей спортивной секции.

Если говорить о занятиях с детьми в два года, то для них комплекс еще больше усложняется, и может иметь такой вид.

  • Ходьба с использованием искусственно созданного возвышения или горки, на которую нужно зайти и сойти. Для первых попыток важно сопровождать ребенка и вести за руку, позже – лишь присутствовать рядом.


В возрасте двух-трех лет дети любят подражать взрослым. Используйте это качество в полезных целях. Делать зарядку вам придется вместе. Всего лишь покажите малышу хороший пример, и он обязательно будет делать все так, как мама или папа. «Делай, как мы, делай лучше нас»! — пусть эти слова станут девизом вашей семьи.

Гимнастика для малышей не должна превращаться в сложные силовые упражнения, отжимания, качания пресса или акробатические трюки. Ее необходимо проводить в течение 5—10 минут, и только в игровой форме. Иначе и не получится. В таком возрасте трудно удержать внимание ребенка, его необходимо чем-то увлечь. Используйте и обыгрывайте темы, близкие и понятные малышу. Не давайте сразу все упражнения. Достаточно двух-трех, чтобы малыш поиграл и в то же время усвоил какие-то новые двигательные навыки.

ЗАРЯДКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Достань солнышко. Скажите малышу, что солнце светит прямо у него над головой (можете держать в руках желтый воздушный шар). Попросите его достать солнышко. Он будет вытягивать ручки вверх и подниматься на носочки. Вот вам и упражнение № 1.

На носочках и на пяточках . Спросите у ребенка: как он умеет ходить на носочках и на пяточках? Покажите, как это делать. Пусть кукла или любимая мягкая игрушка тоже примут участие и продемонстрируют свои способности.

Приседания. Как научить ребенка приседать? Разбросайте по комнате разные предметы (или игрушки) и попросите малыша приносить их вам по одной и складывать, например, в коробку. Условия игры «заставят» его приседать.

Мостик. Этот мостик отличается от взрослого, потому что выполняется наоборот. Малыш должен стоять на руках и стопах, но не животом, а спиной вверх. Следите, чтобы он выпрямлял коленки. Загляните крохе в лицо и спросите: «А кто у нас мостиком стал?»

Паровозик . Пусть малыш станет на четвереньки и покажет, как едет паровоз. Можно сопровождать движения звуками: «чух-чух». Обозначьте траекторию движения «паровозика», пусть попробует сделать задний ход.

Самолетик. Расставьте руки в стороны и облетите вокруг комнаты. Сопровождайте ваши движения звуками летящего самолета: «у-у-у-у».

Ножницы . Это классическое упражнение, которое все мы хорошо знаем. Мышцы пресса у ребенка еще не настолько крепкие, чтобы долго удерживать ноги на весу. У него будут свои «ножницы». Главное — старание!

Кошечка. Пусть малыш станет на четвереньки и прогнет спинку вверх и вниз, как кошечка. Не забудьте помурлыкать!

Мишка косолапый . Спросите у ребенка: «Как ходит мишка?» Пусть он покажет. Продемонстрируйте и вы неуклюжие движения косолапого.

Бег и прыжки. Спринтерский бег для двухлетнего карапуза, скорее всего, закончится падением. Учитесь быстрому бегу постепенно. Для хорошей координации движений и равновесия предложите малышу бегать между расставленными предметами. После бега займитесь прыжками. Это не составит огромного труда: попросите малыша показать, как прыгает заяц.

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ. Для профилактики плоскостопия делайте гимнастику для стоп.

◈ Усадите малыша на пол и предложите ему побыть обезьянкой. Вокруг разбросайте разные (небольшие) предметы и попросите кроху собрать их пальчиками ног. Покажите, как это делать. Задача окажется не из легких!

◈ Сядьте на полу (на мягкой поверхности) друг напротив друга, зажмите полотенце (или одежду) между ногами и поиграйте в «перетягивание каната».

◈ Сядьте на полу, передавайте друг другу мяч, толкая его стопами.

◈ Пусть малыш поднимет руки вверх, станет на носочки и пройдет несколько кругов по комнате. Это упражнение хорошо тренирует мышцы голени и стопы.

Двигаемся под песенки

При желании любую детскую песенку можно использовать в качестве музыкального сопровождения, а также подсказки к действию при выполнении зарядки. Вот, например, такую:

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (поднимаем руки вверх)

А-а, в Африке реки вот такой ширины, (поднимаем руки в стороны)

А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай (машем руками, как птички)

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика готовит организм ребенка к будущей физической и эмоциональной дневной нагрузке. Ее нужно проводить с конца второго года жизни в виде развлекательной игры, не забывая при этом включать ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с переходом на ходьбу. Необходимо учитывать следующую последовательность упражнений:

  • * упражнения дыхательного типа для плечевого пояса, например, поднимание рук в стороны и опускание их вперед или удары ладонями на уровне груди и за спиной;
  • * упражнения для мышц спины и живота, развития гибкости хребта, например, приседания с легким наклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голени, потом корпус выпрямляется, руки отводятся за спину. Эти упражнения дают большую нагрузку и должны следовать за более легкими (дыхательными);
  • * снова, упражнения, способствующие расширению грудной клетки, например, поднимание рук в стороны, до уровня плеч и их опускание.

Упражнения с большой нагрузкой (приседания, наклоны) повторяются не более двух-трех раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) - до пяти-шести раз.

Затем необходим кратковременный (десять-пятнадцатть секунд) бег или подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику необходимо ходьбой на месте.

Необходимо стараться правильно выполнять каждое упражнение, при ходьбе следить за тем, чтоб ребенок держался прямо, плечи расправлены, голова не опускается, руки двигаются свободно, без напряжения, дыхание через нос. Хорошо, если утреннюю гимнастику выполняют под музыку и вместе с родителями.

  • 1. Исходное положение: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, проговаривайте какую-нибудь считалочку или просто: “тик-так”. Повторить упражнение 10-12 раз.
  • 2. Исходное положение: сидя, кисти рук зажаты в трубочку и подняты вверх. Медленный выдох с громким звуком: “п-ф-ф-ф-ф-ф-ф”. Повторить упражнение 4-5 раз.
  • 3. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки в стороны, а потом стукнуть ими по бедрам (имитируя петушка). Выдыхая, произнести: “ку-ка-ре-ку”. Повторить упражнение 5-6 раз.
  • 4. исходное положение: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот - выдох. Во время выдоха громко произносите звук “ф-ф-ф-ф-ф”. Считайте, что ваш живот - это кастрюля, в которой закипает каша. Повторить упражнение 3-4 раза.
  • 5. Паровозик: ходите по комнате, делая попеременные движения руками, и произносите: “чух-чух-чух-чух”. Продолжительность упражнения 20-30 секунд.
  • 6. На турнике. Исходное положение: стоя, ноги вместе, в обеих руках перед собой держать гимнастическую палку. Поднять палку вверх, стать на носки - вдох, палку опустить назад, на лопатки - длительный выдох с произнесением звука: “ф-ф-ф-ф-ф”.

Физические упражнения

Детей дошкольного возраста нельзя заставлять выполнять упражнения, навязывать им что-либо, чего им не хочется делать. Занятия должны оформляться в виде игры дома или во время прогулки. Неплохо организовать в квартире место для “мини-стадиона”, создать условия для активных движений ребенка.

Специальные занятия гимнастикой необходимо проводить ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна на протяжении 10-12 минут. Форма одежды - трусы, майка, босиком. Выполнять упражнения следует на ковре при открытой форточке.

Для занятий необходима будет веревка или скакалка, палка длиной 1-1.5 метра, диаметром 2 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики.

Во время занятий физкультурой необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц. Лучше начинать с легких упражнений, постепенно увеличивая их сложность. В каждое занятие необходимо включать упражнения для развития и совершенствования ходьбы, бега, прыжков, ползания, координации движений. Следите за правильностью выполнения упражнений ребенком. Переходить к следующему комплексу упражнений следует только после хорошо усвоенного предыдущего. В два года постепенно, от занятия к занятию, увеличивайте нагрузку, включая в выполняемый комплекс упражнений бег в различном темпе. Начинать и заканчивать занятия необходимо ходьбой на месте и дыхательными упражнениями.

Занятия должны быть интенсивными с достаточной степенью нагрузки, в конце занятия у ребенка должны прослеживаться следы небольшой усталости в виде ускоренного дыхания, незначительного румянца на щеках и потовыделения, но не должно быть жалоб; общее самочувствие - хорошее, движения - бодрые.

При выраженных признаках сильного переутомления следует понизить степень нагрузки и продолжительность занятий.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года до 1 года и 2 месяцев

  • 1. Ходьба. Взрослый стоит перед ребенком и манит его к себе яркой игрушкой, подбадривая ласковыми словами.
  • 2. Приседания. Приседания (3-4 раза) с поддержкой за обруч двумя руками для укрепления мышц туловища, ног и плечевого пояса. Малыш охватывает обруч сверху двумя руками, взрослый держит его с другой стороны и со словами: “приседаем” - приседает на корточки вместе с ребенком. Обруч опускается вниз, потом со словами: “встаем” - оба выпрямляются, поднимая обруч вверх.
  • 3. Ползание. Ползание (1-2 раза) под палку с последующим выпрямлением туловища (для укрепления мышц туловища, рук, ног, кистей, развития координации, внимания, смекалки). Ребенок ползет за игрушкой под палку, поднятую на высоту 30-35 см от пола. Потом игрушку кладут на табуретку высотой 45 см, малыш должен встать, чтобы взять ее.
  • 4. Ползание. Ползание (1-2 раза) через обруч с последующим выпрямлением туловища. Взрослый держит обруч, перед ребенком кладут на пол яркую игрушку, которую постепенно отодвигают, предлагая, таким образом, ребенку проползти через обруч, поставленный перед ним, еще раз. Потом игрушку кладут на табуретку (стул) высотой 45 см на расстоянии 1-2 метра от обруча. Малыш должен встать, чтобы взять ее.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 2 месяцев до 1 года и 6 месяцев

  • 1. игра “Беги ко мне” (2-3 раза) служит для повышения эмоционального тонуса ребенка. Взрослый становится на расстоянии 2-6 метров от ребенка (в зависимости от его умения бегать) и зовет малыша к себе, а когда тот подбежит - подхватывает на руки и подбрасывает вверх. Потом быстро переходит в другое место и упражнение повторяется.
  • 2. Ходьба (1-2 раза) по коврику (длиной 2 м, шириной 35 см), лежащем на полу. Упражнение помогает малышу развить чувство равновесия, внимание. В дальнейшем ширину коврика можно уменьшить до 25 см. Возле другого конца коврика кладут игрушку и предлагают ребенку принести ее, пройдя по дорожке приставным шагом или обычным шагом. Можно также провести ребенка по коврику, поддерживая за руку.
  • 3. Перешагивание через палку, лежащую на полу (2-3 раза). Упражнение необходимо для развития чувства равновесия, координации движений, внимания, умения переступать (поднимать ноги на определенную высоту). Необходимо положить на пол палку и показать, как через нее можно переступить. Если малышу поначалу это еще сложно, помогите ему.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 1 года и 6 месяцев до 2 лет

  • 1. игра “Догони собачку” (2-3 раза) служит для повышения эмоционального тонуса ребенка. Взрослый держит в руках большую игрушечную собаку (или любую другую большую игрушку: кошку, мишку и т.д.) и бежит, предлагая малышу догнать его (20-25 секунд), потом переходит на спокойную ходьбу.
  • 2. Ходьба с разведенными в стороны руками по наклонной доске развивает чувство равновесия при ходьбе, умение держаться направления, координировать свои движения, воспитывает смелость. Доска длиной 2 м, шириной 25 см с одного конца поднята над уровнем пола на 20-25 см (этого можно достичь, положив ее, например, на тумбочку). Ребенок с разведенными в стороны руками поднимается по доске на тумбочку, потом возвращается вниз.
  • 3. Ползание на четвереньках по лавке (1-2 раза) помогает укреплению мышц туловища, развитию координации движений рук и ног, внимания. Малыш ползет по гимнастической лавке по всей ее длине, потом выполняет какое-нибудь задание для выпрямления туловища, например, берет со стола кубик и кладет его в коробку.

Общий комплекс упражнений

Исходное положение - ноги вместе. Ходьба, приставной шаг - влево, вправо по одному шагу. Темп средний. Движения можно сопровождать ударами в ладоши под музыку.

* Упражнение для дыхания.

Исходное положение - ноги на ширине плеч. Руки на поясе или разведенные в стороны и следуют за корпусом во время его поворота. Начинаем поворот корпуса влево и вправо, а потом возвращаемся в исходное положение. Выполнить, не спеша, 2 подхода по 8 раз.

* Упражнение для дыхания.

Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Руками потянуться вверх, становясь на носочки. Вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 8 раз. После этого руками тянуться вперед. Выполнить также 2 подхода по 8 раз.

* Упражнение для общего развития.

Исходное положение - стоя. На счет “раз” - присесть, на счет “два” - встать. Руки вперед. Выполнить упражнение в 2 подхода по 8 раз.

* Упражнение для общего развития.

Исходное положение - ноги вместе. Выпад вперед, обязательный упор руками в колени. Ногу приставить, поворот в другую сторону (на 180°), повторить то же самое другой ногой. Выполнить 2 подхода по 8 раз с каждой ноги.

* Упражнение для спины.

Исходное положение - лежа на животе. Согнуть ноги, подтянуть корпус, достать руками голень и потянуться. Вернуться в исходное положение. Выполнить по 1-2 подхода по 3 раза.

* Упражнение для спины и бедер.

Исходное положение - опора на колени и руки (можно локти). Выпрямляем ногу назад по очереди. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз. Повторяем упражнение указанное количество раз на каждую ногу.

* Упражнение для мышц груди и рук.

Для мальчиков. Исходное положение - опора на колени или стопы (усложненный вариант) и на руки. Отжимание от пола. Выполнить 1-2 подхода - сколько будет сил.

Для девочек. Исходное положение - сидя, ладони вместе на уровне груди. Надавливая на ладони, напрягать руки. Выполнить 1-2 подхода по 6-8 раз.

* Упражнение для мышц пресса.

Для мальчиков. Исходное положение - сидя на полу, ноги вытянуты вперед. На счет “раз” - слегка приподнимаем корпус, одновременно сгибая ноги в коленях. На счет “два” - вернуться в исходное положение. Выполнить 1-2 подхода по 5-8 раз.

Для девочек. Исходное положение - лежа на боку. Ноги лежат так как удобно. Одна рука вперед, другая - за головой. Подъем корпуса с небольшой амплитудой и возврат в исходное положение. Выполнить 1-2 подхода по 5-6 раз на каждом боку.

* Упражнение на растягивание.

Исходное положение - сидя, одна нога прямая, другая - согнута. Необходимо задержать согнутую ногу в таком положении 1-3 секунды. Вернуться в исходное положение. Повторить по одному разу для каждой ноги.

* Растягивание ног.

Исходное положение - сидя, ноги вместе, вытянуты вперед. Руками дотянуться до стопы и задержаться в таком положении 1-3 секунды. Вернуться в исходное положение. Соединить стопы, согнув ноги в коленях и развести их в стороны. Локтями упереться в колени, легкий наклон вперед и задержаться в этом положении 1-3 секунды. Повторить несколько раз.

* Упражнение для спины.

Исходное положение - стоя, правая рука на поясе, левая вытянута вперед, правая нога - вперед, на носке. На счет “раз” одновременно отставляем ногу назад и заводим руку за спину, на счет “два” - возвращаемся в исходное положение. Выполнить в медленном темпе 2 подхода по 8 раз в каждую сторону.

* Упражнение для плечевого пояса и мышц между лопатками.

Исходное положение - основная стойка. На счет “раз” поднять плечи вверх, руки свободно опущены, на счет “два” - плечи опустить. Выполнить упражнение 10 раз.

Исходное положение - стоя, ноги расставлены по возможности широко, колени слегка согнуты. На счет “раз” - небольшой наклон вперед, спина прямая. На счет “два” - локти проходят максимально назад, при этом руки согнуты. Если ребенку сложно держать ровно спину в наклоне, то положение спины может быть вертикальным и делать движения только руками. Выполнить 2 подхода по 3-5 раз.

* Упражнение для мышц низа спины.

Исходное положение - стоя, одна нога протянута вперед, согнута в колене, другая - отведена назад, опора рукой на согнутое колено, спина прямая, другая рука свободно опущена. По счету заводим согнутую руку максимально назад и одновременно поднимаем плечо. Выполнить 2 подхода по 3-5 раз.

* Упражнение для развития грудной клетки и легких.

Исходное положение - стоя, руки в “замок” над головой. На счет “раз” - переводим руки вперед к груди, спина круглая, ноги можно слегка согнуть в коленях. На счет “два” - вернуться в исходное положение. Выполнить 2 подхода по 5-10 раз.

* Упражнение для мышц спины.

Исходное положение - лежа на животе. На счет “раз” - достать правой рукой левую ногу, на счет “два” - поменять ногу и руку. Выполнить по 5 раз в каждую сторону.

* Упражнение для мышц пресса.

После упражнений для спины необходимо выполнить несколько упражнений для мышц пресса. Исходное положение - сидя, голова опущена на колени, ноги согнуты. На счет “раз” - опираясь руками в пол, отводим корпус назад, ноги в висячем положении разгибаем в колене, но не до конца. На счет “два” - возвращаемся в исходное положение. Выполнить 2-3 подхода, повторений - сколько хватит сил.

* Упражнение на растягивание.

В конце комплекса ребенку необходимо выполнить такое упражнение: стоя, наклониться вперед, спина круглая, и постоять в таком положении 10 секунд. Также очень полено ребенку повисеть на руках на турнике. Исходное положение - лежа на животе. На счет “раз” - взять ребенка за руки (за ноги) и медленно потянуть, но не вверх, а на себя и задержать на 10 секунд в таком положении. На счет “два” - медленно опустить. Выполнить 2-3 подхода по 5 раз.