Спортивное ориентирование обозначение знаков на карте. Условные знаки карт для спортивного ориентирования на лыжах. Маленький земляной вал

Для облегчения ориентировки на крупных курортах существует определенная классификация трасс спуска (а в некоторых странах - например в Америке - и подъемников, ведущих к трассам) по цветовому признаку. Как же различаются различные трассы?
Самые простые трассы - зеленые. Это трассы, на которых начинающий горнолыжник может ехать по прямой, практически не набирая скорости. В том случае, если уклон несколько больше - обязательно есть контруклон, на котором даже не умеющий поворачивать индивидуум обязательно остановится. Опытный катальщик на таких трассах может ехать задом наперед, на одной лыже, вальсировать. В некоторых местах для того, чтобы лыжи скользили, приходится толкаться палками. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют.
Следующие по сложности - синие трассы. На таких трассах комфортно себя чувствует лыжник, уже освоивший повороты "из упора". Поворот плугом неудобен из-за возросшей крутизны отдельных участков трасс. Несколько возросшая крутизна, переменный рельеф, отсутствие бугров и резких перепадов рельефа склона делает спуски по синим трассам более интересными и разнообразными для лыжников среднего уровня, а частые прямые участки с маленьким уклоном дают возможность покататься на скорости и тем, кому более серьезные трассы пока "не по зубам". Опытный катальщик на трассах этого типа может кататься по прямой, в крайнем случае используя повороты большого радиуса на высокой скорости. Трассы тщательно ухожены, бугры отсутствуют. В некоторых странах, например в Америке, этот тип трасс объединен со следующими - красными трассами. Цветовое обозначение - синие трассы.
Наиболее интересные - красные трассы - имеют еще более возросшую крутизну, характеризуются отсутствием пологих участков или сочетанием недлинных крутых мест, где уже необходимо достаточно хорошо владеть поворотами малого радиуса на параллельных лыжах и выполаживаний, на которых можно успеть погасить скорость. Опытный катальщик на красных трассах может кататься "большими или маленькими дугами" во всем диапазоне скоростей, спуски по прямой уже приведут к нежелательным последствиям. Трассы тщательно ухожены, бугры при большом количестве катающихся могут появляться к концу дня. В эту-же категорию попадают некоторые спуски "вне трасс", которые имеют меньшую крутизну, но из-за природных особенностей (например глубокий снег или узкие места) не могут быть рекомендованы лыжникам с малым опытом катания. Спуски такого типа часто обозначаются красным пунктиром.
Следующий класс трасс - черные - для экспертов. В большинстве стран на эти трассы ратраки не выпускают, и на них можно встретить все, что угодно - от крутых жестких досок с буграми до целинного крутого-же снега, узкие (но не пологие) места, резкие повороты с перепадами склона, поэтому если Вы не можете уверенно и быстро проходить красные трассы, на черные лучше не ходить - удовольствия не получите. В некоторых местах катание уже переходит в прыгание. К этой-же категории относятся спуски "вне трасс", по которым опытный лыжник сможет спуститься (но удовольствие от спуска не гарантируется). Обычно на схемах такие спуски обозначаются черным пунктиром. Кроме того, сюда-же относятся искусственные бугры для могула, халфпайп и трамплины для сноубордеров.
В Америке существует еще один класс трасс - двойные черные . Имена этих трасс соответствуют их характеру, наиболее, на мой взгляд, яркое - "widowmaker" (создатель вдов). Только для экспертов. Без комментариев.

Мировые склоны: Цветовая маркировка и сложность горнолыжных трасс

Приезжая в другую страну, лыжник часто сталкивается с множеством проблем, одна из которых - как оценить, насколько сложна трасса, по которой собираешься пройти, отмаркированая, к примеру, "синим ромбом"? Ниже приводится справочник по принятым обозначениям трасс во всем мире.

Сложность трассы Франция
Италия
Скандинавия
Austria
Германия
Швейцария
Япония США
Канада
Австралия
Очень простые Зеленая Синяя Зеленый круг Зеленый круг
Простые Синяя Синяя Зеленый круг Зеленый круг
Более сложные Красная Красная Красный квадрат Синий квадрат
Очень сложные Черная Черная Синий ромб Черный(ые) ромб(ы)

Делай это по-французски!

В Европе французы и итальянцы стремятся классифицировать трассы четырьмя цветами: зелый используется для обозначения очень простых трасс, синий - для простых, красный - для более сложных и черный - для экспертных. Обычно каждый регион катания располагает трассами для всех уровней лыжников.

Регионы катания в Скандинавии (Норвегия и Швеция) также, как и в Южной Америке (Аргентина и Чили), в-основном, следуют Французской модели цветовой маркировки, несмотря на то, что некоторые не заморачиваются относительно зеленых трасс.

Немецкий метод

Немецкий подход, используемый в Германии, Австрии и Швейцарии, похож на французскую систему, за исключением того, что не используется зеленый цвет. Синие - легкие, красные - слеожные и черные - для экспертов.

Многие регионы из этих стран не публикуют (как это принято во Франции) общего количества трасс или количества трасс разной сложности. Вместо этого дается информация по длине трасс каждой категории или суммарная длина трасс и процентное соотношение трасс разной сложности. К примеру, если регион располагает трассами суммарной длиной 100 км, из которых 50 км - синие, 30 км - красные и 20 км - черные, вы разберетесь, где вы будете толкаться палками, а где - кататься...

Северная Америка

В Северной Америке нет красных трасс, Но они используют фигуры для маркировки (для дальтоников, наверное:-) - AD) Зеленый круг соответствует Европейской синей или зеленой трассе, синий квадрат - между синей и красной и черный ромб - между красной и черной. Более сложные трассы обозначаются в Северной Америке двумя или даже тремя черными ромбами.

В Северной Америке регион катания характеризуется общей площадью (в акрах) склонов и процентным соотношением этиз склонов по сложности. Напимер регион площадью 2000 акров может состоять из 50% (1000 акров) легких, 30% (600 акров) сложных и 20% (400 акров) экспертных трасс.

Регионы катания в Австралии и Новой Зеландии используют такую же маркировку.

Япония - лучшее из двух миров

Японцы, вероятно располагающие самыми крутыми регионами катания в мире, скрестили Североамериканские фигуры и Европейские цвета, привнеся что-то свое и получили уникальную систему маркировки: самые сложные трассы - синие! Зеленые круг - легкие, как и в Северной Америке, а средние обозначаются красным квадратом - американская фигура, европейский цвет.

Сопоставление цветовых маркировок

Продвинутые лыжники соглашаются с утверждением, что цветовая маркировка носит условный характер. Черная трасса может быть легче при хорошем снеге, чем синяя - при плохом.

Обычно европейские лыжники считают, что большинство "одинарных черных" трасс в Северной Америке не тянут на "черную" европейскую трассу. Не потому, что они недостаточно круты, а из-за лучшей подготовки трассы. Черные трассы в Альпах редко специально подготавливаеются: дело ограничивается только первоначальной расчисткой склона.

Следует еще отметить, что небольшие регионы катания, не располагающие разнообразным рельефом, часто маркируют трассы как "красные" и "черные" только лишь для привлечения турисов в этот регион. Менеджеры этих регионов обычно при этом упоминют, что разметка трасс является относительной, а не абсолютной и определить действительную сложность трасс таких регионов по каталогам и рекламным проспектам практически невозможно.

Занятия 7-8 (ознакомление кружковцев с условными знаками спортивных карт СССР; закрепление ранее полученного навыка определения расстояний)

Перед выходом на учебный полигон руководитель выдает ребятам карты района предстоящих занятий, фототаблицы «Условные знаки спортивных карт СССР» и подробно объясняет, как с помощью условных знаков на карте передается действительная картина местности. Вкратце содержание беседы сводится к следующему. Условные знаки спортивных карт СССР разделены на пять групп (см. рис. б): 1) рельеф, 2) скалы и камни, 3) гидрография и болота, 4) растительность, 5) искусственные сооружения. В отдельную группу (6, 7) выделены знаки обозначения, дистанции и стрелки магнитного меридиана.

Рисунок 6. Условные знаки спортивных карт

Для лучшего запоминания условных знаков каждой однородной группы предметов установлен типовой знак, схематически напоминающий вид предмета сверху или сбоку (дорога, строение, дерево).

Условные знаки спортивных карт СССР подразделяются на масштабные, линейные и внемасштабные.

Масштабными знаками обозначают леса, поля, луга, крупные сооружения и т. д., границы которых на карте полностью соответствуют очертаниям на местности, уменьшенным согласно масштабу карты.

Линейными знаками обозначают тропинки, дороги, ручьи, канавы, просеки и т. д., которые показываются на карте в виде различных линий. Длина этих линий соответствует размерам изображаемых объектов в масштабе карты, а ширина большей частью дается увеличение.

Внемасштабные знаки используют для обозначения отдельных камней, маленьких ямок, холмиков, мостиков, родников и т. д., т. е. таких предметов, которые трудно или практически невозможно показать в масштабе карты из-за небольших размеров. Точное положение внемасштабных объектов на карте соответствует центру знака.

В таблице условные знаки спортивных карт сопровождаются порядковым номером, названиями, а также необходимыми размерами для тиражирования спортивной карты.

Дальнейшее детальное ознакомление юных ориентировщиков с условными знаками целесообразно построить не в соответствии с их расположением в таблице, а в зависимости от трудности их восприятия и понимания.

Практика показывает, что значительную сложность при чтении карты вызывают у ребят знаки изображения различных масштабных форм рельефа - горизонтали. Поэтому объяснение сущности передачи рельефа местности на карте следует выделить в отдельную тему занятий и приступить к ее изучению лишь после того, как кружковцы приобретут некоторые навыки чтения карты.

Первые занятия по чтению карты целесообразно начать со знаков обозначения дистанции. Это дает руководителю возможность сразу установить нужную последовательность изучения условных знаков на основе маршрута предстоящего движения группы, быстрее раскрыть связь между содержанием карты и действительной картиной местности.

В процессе объяснения руководитель показывает ребятам треугольник и просит найти его на своих картах, напоминая, что этим знаком обозначается место старта. Одна из вершин треугольника, как правило, обращена в направлении первого КП, отмеченного на карте кружком и порядковым номером 1. Теперь юные спортсмены отчетливо представляют направление своего движения, их внимание привлекает пространство, ограниченное треугольником и первым КП. Для того чтобы повысить активность ребят и привлечь их к самостоятельной работе с картой, руководитель ставит перед ними несколько вопросов, которые направляют внимание на анализ содержания карты от старта до первого КП. Например: чему равно расстояние от старта до первого КП? Какие условные знаки встретятся при движении на первый КП?

Как правило, пользуясь таблицей условных знаков, кружковцы старательно и с большим интересом включаются в работу, отыскивая на карте данные обозначения. Через некоторое время они имеют достаточно определенное представление о маршруте своего движения на первый КП. Чтобы несколько облегчить решение поставленной задачи, руководитель принимает активное участие в «путешествии» по карте: уточняет и дополняет отдельные детали, упущенные ребятами в ответе; показывает и повторяет названия географических объектов, которые встретятся ученикам при движении на первый КП. Последующий этап закрепления в памяти юных ориентировщиков данных условных знаков может быть связан с поиском аналогичных обозначений по всему полю карты. Контролируя в процессе коллективной работы ответы кружковцев, руководитель рассказывает, какие отличительные особенности характерны для условных знаков, показывающих различный класс дорог, различную проходимость болот, лесных массивов, ширину водных преград и т. д.

Вполне естественно, что весь рассказ об условных знаках должен сопровождаться одновременным их показом на таблице, карте, а также рисунках, соответствующих внешнему виду изображаемого предмета. Такое наглядное объяснение, органически связанное с показом условных знаков, способствует более осмысленному их восприятию и запоминанию.

Заканчивая объяснение, руководитель вновь возвращает группу к чтению карты, но несколько видоизменяет и усложняет задание. Теперь ребятам предлагается перечислить (без таблицы) условные знаки от старта до КП-1, а также определить расстояние до названных географических объектов. Например, если со старта на КП-1 путь частично проходит по дороге, следует назвать расстояние до ближайшей развилки, изгиба дороги или ее перекрестка, а также до тех объектов, которые видны слева и справа по ходу движения.

Подобные задания, во-первых, сразу приучают юных ориентировщиков к установленной последовательности работы с картой (согласно правилу: «Вначале определи расстояние до нужного ориентира и лишь затем начинай движение к нему»). Во-вторых, дают возможность руководителю установить, насколько кружковцы запомнили изученные условные знаки и усвоили навык определения расстояний по карте. В ходе чтения карты, если ребята уверенно справляются с поставленной задачей, руководитель поочередно вызывает их и просит продолжить «путешествие».

Для практического ознакомления юных спортсменов с условными знаками руководитель проходит с ними по первому отрезку учебной дистанции (дороге или тропинке), останавливая группу через определенные промежутки у ярко выраженных ориентиров, и просит показать на таблице и карте данный условный знак. Одновременно он рассказывает и объясняет значение встречаемых условных знаков при выборе пути движения на КП. А когда кружковцы выйдут на КП, руководитель поздравляет их с первой маленькой победой.

После того как ребята рассмотрят призму, зададут возникшие у них вопросы, руководитель предлагает вспомнить и зарисовать по памяти с помощью условных знаков географические объекты, встреченные на пути движения. Эти упражнения составляют один из начальных этапов формирования у учащихся необходимых качеств ориентировщика: памяти, внимания, мышления. Выполнение их требует от юных спортсменов большой сосредоточенности, мобилизации внимания в ходе движения по маршруту, а также умения запечатлевать и сохранять в памяти последовательное расположение встречаемых географических объектов.

Учитывая, что кружковцы еще не имеют достаточно четкого представления о вычерчивании тех или иных условных знаков, руководитель может разрешить им на первых порах пользоваться таблицей для успешного выполнения подобных заданий. По истечении времени, отведенного на упражнение, руководитель разрешает ребятам сверить выполненное задание с оригиналом карты и подсчитать количество пропущенных знаков.

Сделав небольшой анализ всей проделанной работы, руководитель вновь возвращает учащихся к чтению карты. Им предлагается найти на ней следующую точку движения - КП-2. После того как юные ориентировщики найдут данный КП на своих картах, они получают задание определить расстояние до него. Выполнив эту задачу, группа совместно с руководителем приступает к чтению карты, определяя расстояние до названных ориентиров. Если кружковцы в ходе чтения карты встречают незнакомые новые знаки, руководитель подробно объясняет их значение и просит зарисовать эти знаки в тетрадь.

Затем группа начинает движение на КП-2. Ребята называют встречаемые географические объекты и показывают изображение данных объектов на карте. Такая система занятий способствует тому, что условные знаки усваиваются не механически, а при многократном их повторении в различных сочетаниях. Это обеспечивает наглядность в ходе изучения темы.

Учитывая, что подросткам трудно сосредоточиться на длительное время, руководителю следует делать через определенные промежутки (8-10 мин) привалы, заполняя паузы различными подвижными играми. В ходе движения на следующий КП можно предложить занимающимся выполнить отдельные упражнения командами.

Например. Группа разбивается на четыре команды. Первая и вторая команды начинают движение, не глядя в карту, а лишь запоминая те объекты, которые встретятся им на пути. По сигналу руководителя команды останавливаются и показывают на своих картах те объекты, которые они увидели. Первая команда показывает четвертой, вторая команда - третьей. Через 300-350 м команды меняются местами.

Во время отдыха на третьем и четвертом КП руководитель может предложить выполнить последовательно ряд упражнений, направленных на закрепление темы. Перед тем как приступить к ним, целесообразно провести беседу с юными спортсменами, повторяя уже изученные знаки. Беглым фронтальным опросом руководитель освежает в памяти ребят приобретенные знания и, лишь убедившись, что материал хорошо усвоен, приступает к объяснению цели и задач предстоящих упражнений.

Перечислим некоторые из них. 1. Назвать указанные в таблице (без пояснительной надписи) условные знаки. 2. В течение 10-30 с запомнить определенное количество знаков на таблице, а затем зарисовать их в тетрадь по памяти. 3. Взять одну из карточек, на которой нанесены 10-12 условных знаков (без пояснительной надписи), и вслух объяснить значение каждого из них.

После разбора ошибок, допущенных при выполнении упражнений, группа продолжает знакомство с условными знаками, двигаясь по учебной дистанции.

В конце занятий следует провести фронтальный опрос ребят, с тем чтобы закрепить пройденный материал. Занимающиеся поочередно показывают на таблице (без пояснительной надписи) условный знак, определяя его значение, после чего выполняют обратное задание, т. е. рисуют называемые руководителем условные знаки.

В заключение подводятся итоги занятия и дается задание на дом. Домашняя работа имеет важное значение для выработки качеств, необходимых ориентировщику,- памяти, внимания, мышления. Содержание домашних заданий должно быть практически увязано с пройденным учебным материалом и направлено на совершенствование технической подготовленности кружковцев, а также на устранение отдельных ошибок, которые не удалось ликвидировать в ходе занятий.

Подобные задания могут носить групповой или индивидуальный характер и основываться на учете подготовленности отдельных ребят или всей обучаемой группы. Условия каждого задания должны быть четко и подробно объяснены. Для того чтобы приучить юных ориентировщиков к систематическому добросовестному решению поставленных задач, руководитель должен давать оценку каждой работе и наиболее хорошо выполненные упражнения использовать в ходе занятий, называя с целью поощрения фамилии и имена учащихся, подготовивших их.

Проверку домашних заданий лучше делать после разминки, уделяя этому 8-10 мин. Коллективная проверка домашних заданий имеет свои положительные стороны. Во-первых, выполнение упражнений, которые выносятся на совместное обсуждение, потребует от занимающихся большой мобилизации внимания и ответственности при их подготовке. Во-вторых, в ходе группового обсуждения ребята вторично повторяют пройденный материал, что содействует закреплению полученных знаний.

Домашнее задание. 1. Подготовить несколько упражнений для других кружковцев в определении расстояний. На отдельном листочке бумаги вычертить 8-10 отрезков различной длины, ответы в соответствующем порядке записать на обратной стороне листа.

2. Сделать выкопировку небольшого, заранее указанного руководителем кусочка карты размером 8Х8 см.

3. Из плотного листа бумаги сделать две карточки размером 5 Х 12 каждая (см. рис. 7). На первой приводятся изображения условных знаков, название которых предлагается определить; на второй называются условные знаки, которые нужно вычертить.

4. Определить размеры объектов на карте с помощью компаса и записать полученный ответ в тетрадь в порядке перечисленных руководителем объектов.

5. С помощью 10-15 пройденных условных знаков составить карту-план в масштабе 1:15 000, размером не более 10 X 10 см.

Занятия 9-11 (закрепление навыка чтения условных знаков, определения расстояний)

Данное занятие целесообразно начинать с повторения пройденного материала. Руководитель в течение 8-10 мин на наглядных пособиях (таблицах, рисунках, картах) показывает кружковцам условные знаки, которые они изучали на предыдущем занятии, дает характеристику их использования при выборе пути движения. Затем поочередно вызывает ребят и просит их назвать условные знаки, которые он выборочно будет указывать на таблице (предварительно закрыв на ней полоской бумаги названия). Группа внимательно следит за ответами товарищей и делает необходимые замечания и поправки.

На нескольких примерах руководитель еще раз объясняет принцип определения расстояний на карте визуально и с помощью линейки компаса, после чего предлагает учащимся выполнить ряд упражнений, направленных на закрепление пройденного материала. Для этой цели он может с успехом использовать домашние задания, подготовленные кружковцами.

Ребята получают листочки с заданием для определения расстояний. Руководитель объясняет последовательность выполнения этого упражнения. Длину первых трех отрезков нужно определить с помощью линейки компаса и тут же записать полученный результат; длина последующих отрезков определяется сначала визуально, а потом с помощью линейки компаса. Полученный результат измерений длины отрезков записывается в тетрадь по определенному образцу (см. табл. 2).

Таблица 2

Для того чтобы повысить интерес занимающихся к выполнению задания, руководитель вводит дополнительные условия в игру. Например, за каждую ошибку в 2 мм юный спортсмен наказывается штрафом - прыжком на одной или двух ногах. После самостоятельного определения ошибок ребята без дополнительной команды руководителя приступают к выполнению прыжков. Каждый сам ведет подсчет прыжков и выполняет их все согласно полученному штрафу.

По окончании задания руководитель еще раз обращает внимание занимающихся на то, что небрежное отношение к определению расстояний по карте может привести к серьезным последствиям. Например, ошибка в.5 мм на карте 1:20000 равна 100 м (1) на местности. Здесь же следует напомнить ребятам, что двойной контроль при определении расстояний по карте, визуально и с помощью линейки компаса, позволяет исключить возможность появления грубой ошибки. Затем руководитель может разбить кружковцев на пары и дать задание подготовить аналогичные упражнения друг для друга, сохраняя при этом те же условия игры.

Пока ребята выполняют упражнения, руководитель может просмотреть домашнее задание. После того как будут выполнены 5-6 упражнений в определении расстояний, руководитель дает задание дежурному раздать заготовленные карточки с условными знаками (как и при выполнении первого задания, ребята работают только с карточками, заготовленными товарищами).

Вначале учащиеся определяют название каждого из приведенных условных знаков. Затем после смены 5-6 карточек приступают к выполнению другого задания, вычерчивая условные знаки по приведенным названиям географических объектов. Соблюдение указанной последовательности в выполнении упражнений на начальном этапе изучения условных знаков помогает юным ориентировщикам восстановить в памяти графическое изображение знаков, а следовательно, быстрее и качественнее выполнить задание в карточках № 2.

Занятие, на котором выполняются эти упражнения, можно сделать более интересным и увлекательным, если ввести элемент соревнования. Например, выполнить упражнение за 30-50 с, запомнить за 30 с все условные знаки, а затем после 10-15 приседаний (или бега на месте) написать последовательно название каждого условного знака, при условии, что ошибка влечет штраф - 5 приседаний или 2-3 отжимания, и т. д.

Далее руководитель может предложить членам кружка раскрыть содержание изготовленной ими карты. С этой целью он называет фамилии тех, чьи работы выполнены лучше и нагляднее. Как правило, ребята с большим интересом и увлечением раскрывают содержание своей карты, что помогает всем остальным лучше настраиваться на предстоящую работу и глубже понять" пройденный материал. Завершается проверка домашнего задания анализом всей выполненной работы.

Перед выходом на учебную трассу руководитель знакомит учащихся с новыми условными знаками, которые они встретят, используя необходимые наглядные пособия. Аналогично первому занятию проводится ряд игр и упражнений, направленных на закрепление в памяти ребят новых изученных условных знаков. Затем дежурный раздает карты полигона с нанесенной на них трассой.

Руководитель дает задание ребятам - найти на карте место старта, рассказать, что представляет собой на местности данная точка, найти КП-1 и определить расстояние до него. Один из юных спортсменов отвечает на поставленные вопросы, а группа следит за ответом товарища, дополняет и уточняет его. Перед следующим учащимся руководитель ставит задачу назвать ориентиры, которые встретятся в ходе движения по учебной дистанции на КП-1, и определить расстояние до них.

Убедившись в том, что ребята правильно ответили на поставленные вопросы, руководитель выходит с группой на учебную дистанцию. Проходя по ней, руководитель дает уже более подробную характеристику условным знакам с точки зрения ориентирования; указывает, как на местности выглядят труднопроходимые участки, редколесье; объясняет, что означают знаки «внемасштабная группа деревьев», «хвойный лес», «лиственный. лес», «вырубка», «внемасштабные объекты», «заболоченные участки» и т. д. Другими словами, он старается, чтобы ребята сами поняли, насколько выгодно или невыгодно движение по тому или иному участку местности.

После того как кружковцы вышли на КП-1, руководитель может дать им задание зарисовать (по памяти) с помощью условных знаков те географические объекты, которые они встретили в пути.

После выполнения упражнения проверяют выполнение поставленной задачи. При прохождении оставшейся части учебной дистанции можно усложнить задание. Если на первом занятии требовалось лишь назвать и показать условные знаки, определить расстояние до КП, то теперь руководитель предлагает кружковцам по очереди, разделившись на команды, самостоятельно вести группу по учебной трассе.

Этим заданием предусматривается не только дальнейшее изучение условных знаков, но и закрепление первых навыков в чтении карты. Группа разбивается на команды по 3-4 человека в каждой. Первая команда получает задание прочитать путь движения на КП-2. Вполне естественно, что данная учебная трасса спланирована заранее руководителем с учетом тех навыков и знаний, которые имеют юные ориентировщики, т. е. от КП до КП ребята идут по четким, хорошо читаемым ориентирам.

Первая команда, читая карту, называет ориентиры, которые встречаются в пути. Руководитель просит членов других команд дополнить ответы товарищей, а затем сам делает необходимые замечания и поправки, после чего дает разрешение группе начать движение на КП-2. После того как первая команда закончит свою работу, руководитель анализирует ее и дает задание начать движение второй команде. И т. д.

Таким образом, в ходе прохождения учебной дистанции команды пробуют свои силы, получают оценку проделанной работы и каждый кружковец реально осознает необходимость прочного усвоения условных знаков. Такая постановка дела дает возможность ребятам проявлять с самых первых занятий определенную самостоятельность, вырабатывает у них умение точно оценивать свои действия и действия товарища.

Для закрепления прочного навыка чтения изученных знаков руководитель во время привалов, как и на предыдущих занятиях, вспоминает с занимающимися названия всех географических объектов, которые встретились во время движения по учебной дистанции, и предлагает выполнить самостоятельно ряд упражнений. Например, в течение 3 мин вычертить 8-10 условных знаков, а затем составить с их помощью карту-плакат размером 10х10 см. Руководитель показывает небольшой рисунок местности, ребята в своих блокнотах шифруют с помощью условных знаков увиденное.

Поочередно вызывая ребят, руководитель предлагает показать на карте внемасштабные, линейные, масштабные условные знаки, а группа внимательно следит за ответом товарища. Для того чтобы повысить интерес группы к выполнению упражнений и придать им характер соревнования, можно несколько изменить форму их проведения. Например, группа разбивается на 3-4 команды, каждая из которых решает свою, определенную задачу.

Место старта для всех команд-пересечение дорог (тропинок, просек). По команде каждая группа движется по своей дороге (просеке, тропинке) до отметки, указанной руководителем (150-200 м), туда и обратно, запоминая встречаемые слева и справа ориентиры. На финише ведущий группы рисует, используя условные знаки, пройденный маршрут, а команда ему в этом помогает. Затем группа самостоятельно продолжает движение по другой просеке, выполняя такое же задание. После завершения каждого маршрута в группе меняется лидер. Победитель соревнований определяется после прохождения группой всех четырех маршрутов по сумме затраченного времени и правильности нанесения встречаемых объектов с помощью условных знаков.

Члены всех команд получают порядковые номера. На пункте К (50-100 м от КП) руководитель раскладывает несколько стопок карточек (соответственно числу участвующих команд) по 6-8 штук в каждой. Причем каждый порядковый номер карточки в стопке имеет значительное отличие в содержании условных знаков от предыдущего. По команде участники под первыми номерами бегут на пункт К, берут первые верхние карточки и отмечают карандашом против каждого условного знака название географического объекта. Затем быстро возвращаются с карточкой к месту старта для передачи эстафеты товарищу по команде, после чего сдают карточки руководителю. Участники под вторыми номерами также на пункте К заполняют карточки и вместе с ними возвращаются на место старта для передачи эстафеты, после чего сдают их руководителю. И т. д. Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, затраченного на выполнение упражнения. За каждый неправильно опознанный знак команда получает 10 с штрафного времени.

На пункте К руководитель раскладывает карты в соответствии с числом участвующих команд. Причем каждая карта разделена цветным карандашом на равные, одинаково пронумерованные квадраты размером не менее 3х3 см. На старте член каждой команды получает вырезанный однотипный кусочек оригинала карты такого же размера-3х3 см.

По команде руководителя участники под первыми номерами бегут на пункт К, отыскивают соответствующий кусочек карты на образце, записывают указанный на нем порядковый номер и быстро возвращаются к месту старта для передачи эстафеты следующему товарищу. Вторые номера команд выполняют аналогичные действия. И т. д. Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, затраченного на выполнение упражнения. За каждый неправильно опознанный кусочек карты команда получает 2 мин штрафа.

Следующее упражнение аналогично вышеописанному. На старте-участники под первыми номерами. Расстояние от старта до пункта К-20-30 м. Всем участникам команд выдаются кусочки карт. По команде руководителя первые номера команд кладут карту на землю и бегут на пункт К, где отыскивают соответствующий кусочек карты на образце, записывают на бумагу указанный на нем порядковый номер и быстро возвращаются на старт для передачи эстафеты своему товарищу. По команде вторые и все последующие номера команд выполняют аналогичные действия. По окончании эстафеты каждая команда самостоятельно проверяет точность выполненного задания по карте-образцу. Команда-победительница определяется по меньшей сумме времени, затраченного на выполнение упражнения. За неправильно опознанный кусочек карты команда получает штраф - 2 мин.

Проверить качество усвоения кружковцами условных знаков руководитель может также путем проведения в заключительной части занятия различных форм топографического диктанта или контрольного соревнования.

Система всех выполненных игр и упражнений должна не только обеспечить прочное усвоение таблицы условных знаков, но и способствовать успешному приобретению навыка быстрого чтения карты. В конце занятия руководитель подводит итоги и дает кружковцам задание на дом.

Тематика и методика проведения занятий кружка:
Вводное занятие
Тема 1. Топографические и спортивные карты
Тема 2. Работа с компасом
Тема 3. Определение расстояний и работа с компасом
Тема 4. Условные знаки спортивных карт СССР
Тема 5. Рельеф местности и его изображение на спортивных картах
Тема 6. Чтение карты
Тема 7. Приемы ориентирования карты
Тема 8. Способы определения точки стояния

Знаки в спортивном ориентировании очень разнообразны. Нельзя выделить среди них важные или не очень, поэтому знать необходимо все. Но все же есть такие условные обозначения, на которые следует обращать внимание в первую очередь. Только зная все эти нюансы, получится достичь совершенства в чтении карты, а значит и в спортивном ориентировании

Практически все, что мы видим на местности, отображено на карте в виде условных знаков. Каждый, хотя бы из курса школьной географии, знает самые простые топографические условные обозначения. Но этих знаний будет недостаточно, чтобы успешно читать спортивную карту, потому что топографические и спортивные знаки различаются. Начинающий ориентировщик первым делом должен выучить наизусть все спортивные условные обозначения, которые делятся на следующие большие группы:

— рельеф;

— гидрография;

— растительность;

— скалы и камни;

— искусственные объекты;

— знаки дистанции;

— лыжни (для зимнего ориентирования).

Так же в небольшую группу относят вспомогательные знаки на картах, такие как: линии магнитного меридиана, точки с отметками высоты и крест совмещения цветов. Первые обязательны для любой карты, а вторые и третьи встречаются очень редко.

Обозначения и расшифровка на картах

1.Рельеф

Обозначается исключительно коричневым цветом. Горизонталями обозначаются подъемы, спуски, большие ямы и холмы. Микрорельеф обозначается точками, галочками, одиночными линиями и прочими условными знаками.

2.Гидрография

К гидрографии относятся любые реки, озера, болота, заболоченности, родники и лужи. Следует понимать, что составитель карты не будет наносить на бумагу лужи, образовавшиеся из-за дождя, а будет прорисовывать только постоянные лужи. Озера, реки и болота, обведенные черной линией, являются непреодолимыми и пересекать их ни в коем случае нельзя.

3.Растительность

К растительности относятся условные обозначения не только растительности, но и ее отсутствия. Любые кусты отмечаются зеленым, поляны желтым, а чистый лес белым цветом. Причем в спортивных картах не будет указываться тип леса и породы растений. Единственным исключением являются четкие границы разных лесов. Например, если посадки ели переходят в посадки березы, то их границы будут обозначены черной пунктирной линией.

4.Скалы и камни

Обозначаются черным цветом. Могут выделяться как группы камней, так и отдельные камни. Скалы, преодоления которых опасно для жизни, а значит и запрещено передвижение по ним, рисуются жирнее, чтобы спортсмен сразу обращал на них внимания.

5.Искусственные объекты

Все что создано человеком относится к группе искусственных объектов. Дома, дороги, тропинки, мосты, заборы, линии электропередач, а иногда и просто груды хлама, брошенные в лесах, отмечаются в основном черными или серыми цветами.

6.Знаки дистанции

Знаки дистанции обозначаются розовым цветом. К ним относятся контрольные пункты, места старта, места финиша и пункты подпитки (питания).

Символьные легенды контрольных пунктов:

Скачать знаки и символьные легенды контрольных пунктов вы можете по ссылке :

На что в первую очередь обращать внимание?

Выбор правильного пути движения на соревнованиях очень важен. Определиться с ним помогают знаки в спортивном ориентировании. Существует несколько различных мнений по поводу того, на что следует в первую очередь обращать внимание. Логичнее всего будет сначала оценить рельеф, потому что преодоление высоких и крутых склонов отнимает много времени и сил. Как говориться: «Умный в горы не пойдет, умный гору обойдет». Автор Сергей Владимирович Михалков.

Не стоит идти напролом, лучше поискать обходные, более доступные пути.

Следующее на что следует обращать внимание - это проходимость леса. Если прямо по курсу нарисован густой лес с подлеском или сильная заболоченность, то лучше оббежать это место по дороге или чистому лесу. В некоторых случаях будет даже быстрее пробежать через бугор, чем лезть через болото.

Запрещающие знаки

Особое внимание обратите на запрещающие знаки.

Если пересечь запрещенную территорию, то спортсмен будет дисквалифицирован.

Самые важные знаки в спортивном ориентировании

Несмотря на то, что на рельеф и проходимость следует обращать внимание в первую очередь, нельзя сказать какие условные знаки в спортивном ориентировании важнее. Можно сказать, что важна система этих знаков. Достичь успехов в ориентировании получится только в том случае, если читать и обращать внимание на все, что нарисовано на карте. Иногда даже точечный ориентир поможет спортсмену больше, чем большая поляна, нанесенная на карте.

Знаки важны все!

Подведем итог

Знаки в карте местности делятся на 8 больших групп, каждая из которых имеет свой цвет (смотрите рисунки выше).

Знание всех спортивных знаков будет гарантировать то, что в голове у спортсмена будет складываться точная картина того, что ожидает его впереди.

В первую очередь следует обращать внимание на рельеф и проходимость леса, но не стоит пренебрегать и другими условными обозначениями в карте.

Если не выучить все знаки, то велик риск заблудиться, и тогда пригодятся следующие советы из видео:


Редакция 2002 г.

5. УЗ карт для ориентирования на лыжах

5.1. Общие требования

Карты для ориентирования на лыжах (ЛО) базируются на условных знаках (УЗ) используемых при составлении карт для ориентирования бегом. Однако специфика ЛО определяет некоторые изменения и отклонения в базовых УЗ, необходимые для передачи информации требуемой спортсмену для ориентирования на лыжах. Эти специальные требования и УЗ описаны в этой главе.

Отклонения от УЗ допустимы только с санкции национальной Комиссии ЛО. Для международных мероприятий, санкция должны быть дана Комиссией ЛО IOF (IOF Ski-O Commission ).

Карты для ориентирования бегом могут быть использованы для проведения соревнований ЛО всех уровней, если темно-зёленый цвет (знак 410) будет изменен на светло-зёленый цвет (знак 406) . Для международных соревнований требуется разрешение Комиссии ЛО IOF.

Ориентирование на лыжах - это вид спорта, в котором спортсмен, передвигаясь на лыжах, использует карту, чтобы выбрать и осуществить оптимальный вариант движения, используя предлагаемую организаторами сетку лыжней, для преодоления маршрута от старта, через множество контрольных пунктов, до финиша. В ЛО лыжная подготовка и умение ориентироваться должны сочетаться таким способом, чтобы умение ориентироваться являлось решающим элементом.

В ориентировании на лыжах, кроме оценки качества лыжни и протяженности выбираемого варианта, также необходима оценка перепадов высот. Очевидно, что карта должна точно и понятно отображать эти особенности. Карта также должна быть легко и однозначно читаемой при передвижении на лыжах в условиях соревнований. Это означает, что карта должна избегать большой детализации в местах не видимых с лыжни, чтобы выделить сеть лыжней, и упростить представление форм земной поверхности (рельефа). Показывать нужно только детали, которые влияют на: а) выбор маршрута и б) ориентирование и определение местонахождения.

Для осуществления принципа справедливости во время соревнований должны быть введены дополнительные УЗ. Эти знаки описывают качество и ширину лыжней.

5.3. Масштаб

Масштаб карты для длинных дистанций должен быть 1:15000, для средних дистанций и эстафет 1:15000 или 1:10000, для коротких дистанций 1:10000 и для спринта 1:10000 или 1:5000. В специальных случаях, для мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать карты иных масштабов. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

Укрупнение масштаба позволяет создать более плотную и тоже время легко читаемую сетку лыжней. Кроме того, уменьшается вероятность ошибок при отображении форм перемычек (соединений) и углов в точках разветвлений и перекрещивания лыжней.

5.4. Сечение рельефа

Интервал сечения рельефа должен быть, как правило, 5 м., но могут использоваться другие, альтернативные варианты (2,5 м или 10 м). В специальных случаях, при проведении мероприятий IOF, организатор и представитель IOF могут выбрать другой интервал сечения рельефа. Национальная Комиссия ЛО может сделать то же самое для национальных мероприятий.

5.5 Цвета

Правильный порядок наложения цветов играет важную роль в читаемости карты ЛО. Порядок установки цветов при печати карты на цветном принтере должен быть следующий:

    верхний фиолетовый: номера и коды контрольных пунктов (КП), запрещенные территории, загрязненные или бесснежные дороги и точка начала ориентирования, а также (при необходимости) центр соревнований

  1. коричневый

    верхний зеленый (PMS 354): лыжни

    нижний фиолетовый: контрольные пункты и линии между ними

  2. нижний зеленый (PMS 361): все другие УЗ зеленого цвета, кроме лыжней

Порядок цветов при офсетной печати карты тот же самый.

Линии горизонталей смещаются в случаях совмещения их с линиями зеленого цвета (лыжни). Требуется цветной принтер высокого качества для того, чтобы коричневые линии не закрывали линии лыжней. Степень влияния совмещения коричневых линий с зелеными на читаемость карты, при проведении мероприятий IOF, могут оценить организатор и представитель IOF, и принять соответствующее решение.

5.6. Печать и тиражирование

Карты для соревнований по ЛО часто обновляются накануне соревнований. Сетка лыжней может быть пересмотрена за несколько дней до старта. Поэтому новые цифровые методы печати: лазерные принтеры, цветовые копировальные устройства и т. д. хорошо удовлетворяют требованиям, предъявляемым к картам ЛО.

Ответственность по качеству карты должны нести организатор и представитель IOF (для мероприятий IOF).

5.7.1. Использование условных знаков для ориентирования бегом

Рельеф

Форма рельефа показывается с помощью горизонталей. Для того, чтобы улучшить читаемость карты при быстром беге на лыжах, линии горизонталей должны быть более обобщёнными по сравнению с картами ориентирования бегом. Линии горизонталей не должны быть пропущены, если они необходимы на плоской местности.

Скалы и камни

Камни и скалы не подходят на роль критерия для выбора маршрута, но в некоторых случаях они могут служить в качестве значимых объектов для ориентирования и привязки. Карта может показывать эти особенности, если они видимы для участника, когда земля покрыта снегом.

Гидрография и болота

Кроме ориентирования и привязки, знаки этой группы важны для участника так как они способствуют определению высоты (что есть «верх», а что есть «низ») в картах со сложным рельефом.

Открытое пространство и растительность

Представление растительности важно спортсмену большей частью для ориентирования, но также может быть использовано для выбора маршрута в случаях, когда он хочет попробовать сделать срезку. Чтобы не испортить читаемость зелёных лыжней, все знаки проходимости растительности должны быть показаны знаком 406 .

Искусственные объекты и сооружения

Знак 509 - узкая просека используются для не вспаханных дорожек, хорошо видимых на местности.

5.7.2 Размеры знаков для карт различных масштабов

Толщина линии горизонтали может быть уменьшена (0.11 мм), для того, чтобы УЗ лыжней не закрывались ими.

5.7.3. Специальные условные знаки

Следующие знаки предназначены для карт лыжного ориентирования

Лыжни

Сетка лыжней отображается разнообразными зелеными линиями интенсивного и четко видимого цвета (рекомендуется PMS 354). Когда лыжня проложена по тропе (лесной дороге), тропа не показывается, (то есть черный не используется).

В отличие от всех других лыжней (показываемых зелеными линиями), наезженные дороги пригодные для передвижения на лыжах показываются черной линией, потому что дороги должны отличаться от специально подготовленных лыжней. Условия для передвижения на лыжах по наезженной дороге отличаются от тех, которые существуют на специально подготовленных лыжных трассах. Состояние наезженной дороги может измениться более быстро (например, дождь, снегопад, таяние на солнце).

Все разветвления и пересечения должны быть вычерчены тщательно, чтобы точно отобразить подобие разветвлений и пересечений. Это действительно также и для пунктирных линий.

801 Очень широкая лыжня > 3 м

Очень быстрая, широкая коньковая трасса в лыжных центрах, сделанная с лыжной бороной или специальным выравнивателем.

Ширина 0,85 мм

802 Широкая лыжня 1,5 - 3,0 м

Быстрая, коньковая лыжня, сделанная снегоходом, ширина обычно 2–3 м. Коньковая лыжня, более грубая и более мягкая, чем широкая коньковая трасса.

Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

Ширина 0,60 мм

803 Лыжня 0,8 - 1,5 м

Хорошая лыжня, сделанная снегоходом, обычно 1,0 - 1,5 м шириной. На крутых наклонах, лыжня может быть сделана шире, чтобы уменьшить расширение в течение соревнования.

Цвет: верхний зелёный (PMS 354).

804. Медленная лыжня 0.8–1 м.

Грубая, медленная лыжня, запорошенная небольшим количеством снега или не очищенная от веток и сучков. Этот знак не используется на крутых склонах,если ширина следа позволяет использовать шаги «елочкой» для подъема, или плужения для замедления и остановки.

Чтобы яснее показать развилки и перекрестки медленной лыжни, их следует отобразить короткой линией.

Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

Диаметр точек 0,7 мм и расстояние между точками 1,3 мм

805 Дорога, покрытая снегом

Наезженные дороги, присыпанные снегом, пригодные для передвижения на лыжах, показываются нормальным знаком улучшенной дороги, но шире.

Цвет: чёрный.

Ширина линии 0,7 мм

806. Загрязненная или малоснежная дорога

Дорога, которая является загрязненной (посыпана песком) или малозаснеженной (снежный слой или отсутствует или не сплошной) в течение соревнования. Цепь V-образных значков поперек знака асфальтированной дороги показывают, что дорога не пригодна для передвижения на лыжах.

Цвет: верхний фиолетовый

Высота 3,0 мм

807. Непроезжая автомобильная дорога

Дорога, которая не используется для движения, без каких-либо следов.

Цвет: черный

808. Закатанная область

Слаломные склоны и другие территории, пригодные для передвижения на лыжах.

Границы областей показывают с узкой зеленой линией (0,13 мм), для того, чтобы ясно читались их края.

Цвет: верхний зеленый (PMS 354).

Ширина линии 0,2 мм, расстояние между линиями 0,8 мм, угол 45 градусов

809. Запрещенные для движения автомобильные дороги

Знак , запрещающий движение, увеличенный для того, чтобы быть лучше видимым в сетке лыжней.

Цвет: верхний фиолетовый.

Крест фиолетового цвета, 3,5 мм

Другие знаки

810. Контрольный пункт и точка центра

Точка центра кружка может использоваться, когда необходимо более точно указать положение КП, например, в густой сетке лыжней. Контрольные пункты в ЛО предпочтительно ставятся на проходной лыжне, а не на развилках или пересечениях. Точка центра помогает, определите точное местоположение контрольного пункта на лыжне.

Цвета: кружок контрольного пункта - нижний фиолетовый, точка центра кружка - верхний фиолетовый

Диаметр кружков контрольных пунктов 5.5 – 6.0 мм (для всех масштабов), толщина линии 0.5 мм. Диаметр точки центра 0.65 мм

811. Порядковый номер и номер контрольного пункта (код)

В соревнованиях ЛО, не используются легенды. Коды контрольных пунктов помещены или рядом с порядковыми номерами на рабочем поле карты или в отдельном списке.

Размер карты и конфигурация рисунка дистанции - важные факторы в определении лучшего места положения для написания номеров и кодов. Если сетка лыжней густая, и/или конфигурация рисунка дистанции сложна, должен быть использован отдельный список (строка, колонка). Между номером и кодом КП должна стоять черточка (дефис).

Цвет: верхний фиолетовый

812. Место запасного оборудования

Место для запасного оборудования в районе соревнований.

Цвет: верхний фиолетовый

Высота: приблизительно 10 мм

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Географический факультет

ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ И СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ

Для студентов, обучающихся по специальности

050720 Физическая культура

Горно-Алтайск

РИО Горно-Алтайского госуниверситета

Печатается по решению Методического совета

Горно-Алтайского госуниверситета

Основы топографии и спортивного ориентирования . – Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2010. – 40 с.

Захаров П. Я., к.филос.н., заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта Горно-Алтайского государственного университета.

Пичугина Т.В., старший преподаватель кафедры экономической географии Горно-Алтайского государственного университета.

Рецензенты:

В учебном пособии рассматриваются основы топографии, ориентирования на местности и спортивного ориентирования. Даны рекомендации по организации массовых соревнований и графические формы документов для проведения соревнований по спортивному ориентированию.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура». Также пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей по физическому воспитанию, педагогов дополнительного образования, инструкторов и тренеров по спортивному ориентированию.

© Захаров П.Я., Пичугина Т.В. 2010

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ 6
1.1 План и карта 6
1.2 Масштаб карты 8
1.3 Компас 9
1.4 Условные знаки 11
2. СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ 16
2.1 Из истории спортивного ориентирования 16
2.2 Основы спортивного ориентирования 21
2.3 Соревнования по спортивному ориентированию 24
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МАССОВЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ 30
4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ СПОРТИВНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ 35
5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, человек тесно связан с природой и постоянно испытывает необходимость ориентироваться на местности, то есть определять своё местоположение относительно окружающих предметов и сторон горизонта, находить нужное направление пути. Обладая навыками наблюдения за различными явлениями природы и в ориентировании на местности, мы можем более уверенно чувствовать себя в туристическом походе и в повседневной жизни, умело пользоваться различными путеводителями и схемами автомобильных дорог, легко разбираться в картах-схемах расположения улиц и отдельных зданий в различных городах и т.д.

При исследовании местности для ориентирования используют точнейшие приборы, но умение ориентироваться с помощью карты и компаса, по небесным светилам и местным признакам не утратило своё практическое значение и на сегодняшний день. Твёрдые навыки ориентирования легче приобретают те, кто постоянно общается с природой, наблюдает за ней, замечает её особенности.

Познавать и понимать природу, содействовать умственному и физическому развитию человека, укреплять здоровье помогают занятия спортивным ориентированием. Этот вид спорта всё ещё относится к малоизвестным, и хотя многие слышали о нём, в своём большинстве сути и смысла самого вида спорта не представляют.

Это тот вид спорта, в котором можно состязаться круглый год. Соревнования по так называемому летнему ориентированию, то есть по спортивному ориентированию бегом, или кроссовому ориентированию, начинаются ранней весной и заканчиваются поздней осенью. Но как только образуется устойчивый снежный покров, спортсмены меняют летнюю беговую форму на лыжную экипировку и продолжают соревноваться уже в зимнем сезоне - это спортивное ориентирование на лыжах.

Спортивное ориентирование выделяется из других видов спорта как массовый, приемлемый для любых возрастных групп вид активной деятельности с целью спортивного совершенствования и поддержания физической работоспособности, а также как средство активного отдыха. Это один из немногих видов спорта, где в соревнованиях могут участвовать представители самых разных возрастов - от 8-9 до 80-90 лет, каждый из которых находит для себя в этом занятии свои преимущества. Для ребят школьного возраста каждое состязание - это маленькое приключение, окруженное ореолом тайны и романтики. Соревнования требуют от них смелости, ловкости и смекалки. Войдя во вкус поиска, дети непроизвольно учатся упорству, выдержке, самообладанию, оказываясь во власти непреложных законов лесного спорта. Для большинства хорошо подготовленных спортсменов главную прелесть бега с картой и компасом составляет напряженная работа мысли, связанная с большой физической нагрузкой, постоянная новизна ощущений и неограниченная возможность совершенствования. Людям зрелого возраста предоставляется возможность испытать свои силы на менее трудных (в отношении физической нагрузки) дистанциях. В первую очередь их привлекает душевное напряжение, вызываемое передвижением по малознакомой местности и порождаемое легкой неуверенностью в правильности выбранного пути. Это напряжение физическое и духовное имеет колоссальное значение для современного человека как антидепрессирующий фактор.

Для проведения соревнований по спортивному ориентированию не требуются стадионы или дорогостоящее оборудование. Ареной увлекательных состязаний может стать любой участок леса или большой парк, любой участок местности, который при помощи условных знаков «зашифрован» в спортивную карту.

Работа с картой и параллельное наблюдение за местностью ведут к приобретению новых знаний по топографии, концентрации внимания, развитию памяти, навыков восприятия, представления, чувства расстояния, чувства скорости, ощущения себя в пространстве.

ОСНОВЫ ТОПОГРАФИИ

План и карта

На рисунке местность выглядит такой, как она есть в действительности, но как бы издалека: ближние предметы выглядят крупнее, дальние - мельче (по законам составления рисунка). На таком рисунке нельзя точно измерить расстояние между предметами и определить стороны горизонта.

Вид на местность сверхуподробно и точно отображает все элементы земной поверхности. Всё, что видно сверху, что можно с высоты сфотографировать или изобразить на бумаге, будет называться планом местности. План не так подробен, как фотография или рисунок, так как на нем предметы изображаются такими, какими мы их видим сверху, с помощью специальных условных знаков. Причем на плане изображают лишь основные объекты, где все предметы и расстояния между ними показывают в масштабе. На плане можно измерить расстояние между различными предметами и ориентирами, стрелка (север-юг) указывает направление, что позволяет ориентироваться и находить взаимное расположение предметов по сторонам горизонта. Научное название плана какой-либо местности - топографическая карта.

Карта (план) - это уменьшенное плоское графическое изображение земной поверхности, выполненное в определенном масштабе при помощи специальных условных знаков.

В спортивном ориентировании карта является основой всех соревнований. Спортивная карта, в отличие от обычной, топографической, имеет высокую точность и подробность, издается в более крупных масштабах. На ней меньше цифрового материала, нет километровой сетки, истинного меридиана, но обозначается магнитный меридиан, линии которого проводятся через 500 метров независимо от масштаба карты.

Спортивная карта должна точно отражать местность и передавать направление от всех окружающих объектов, в ней должна быть показана вся информация, которая может повлиять на «читаемость» карты или на возможности выбора маршрута. Один из основных принципов Международной федерации ориентирования (IOF) гласит: «Ни один из участников не должен получить преимущества или пострадать по вине карты!» Карта соревнований должна соответствовать текущему состоянию местности во всех ее частях, и если этого соответствия нет, то ранее изготовленная карта должна быть улучшена, то есть откорректирована. Спортивные карты издаются в соответствии с Международной системой условных знаков IOF, дополненной национальными условными знаками, утвержденными Федерацией спортивного ориентирования (ФСО) России.

Линии магнитного меридиана наносятся на карту тонкими линиями черного или синего цвета со стрелками, указывающими на север. Стороны карты (бумаги) должны быть параллельны линиям магнитного меридиана.

Все надписи, присутствующие на карте местности и за ее рабочим полем, располагаются перпендикулярно линии севера и пишутся в направлении с запада на восток. Среди надписей обязательны для указания показатели масштаба, сечения рельефа, названия населенных пунктов, входящих в рабочее поле карты. Принято также указывать год выпуска карты, авторов и название соревнований, к которым она подготовлена.

Недостатком спортивной карты является то, что она быстро устаревает (зарастают полянки, появляются новые вырубки и тропинки, особенно вблизи турбаз, лагерей, населенных пунктов и т. д.). В связи с этим рисовщикам карт приходится постоянно вносить изменения и корректировать карту.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие рисунка от плана местности?

2. Что общего и различного в топографических и спортивных картах?

3. Для чего на карту наносят линии магнитного меридиана?

4. Какие существуют требования к спортивной карте для соревнований по спортивному ориентированию?

5. Назовите достоинства и недостатки спортивной карты.

Масштаб карты

Местность на любой карте изображается в уменьшенном виде, о степени уменьшения земной поверхности, представленной на той или иной карте, можно судить по масштабу карты.

Масштаб карты - это отношение длины линии на карте к длине соответствующих линий на местности.

Выраженный отношением чисел масштаб называют численным. Величина эта отвлеченная и не зависит от системы линейных мер. Записывается численный масштаб в виде дроби (например, 1: 50 000), в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - число, показывающее, во сколько раз действительные размеры на местности уменьшены при», изображении их на карте. При сравнении нескольких масштабов более крупным будет тот, у которого знаменатель меньше, и наоборот, чем больше знаменатель, тем масштаб мельче.

Практически расстояния по карте определяют с помощью линейного масштаба. Линейным масштабом называют графическое изображение численного масштаба в виде прямой линии с делениями для отсчёта расстояний Текстовый масштаб записывается словами, здесь допускаются сочетания различных величин (например, в 1 сантиметре 500 метров).

На топографических и географических картах масштаб (численный, линейный и текстовый) можно найти под нижней стороной рамки. На спортивных картах масштаб наносят только в численном виде.

В работе со спортивной картой процедуру пересчета длины отрезков карты на соответствующие отрезки местности можно значительно упростить, не пользуясь пятизначными числами масштаба. Известно, что самая распространенная мера расстояний на местности для пешеходов и бегунов - это метр. При этом глазомерная оценка отрезков разной длины на чертежах и картах в основном производится в сантиметрах. Поэтому, например, масштаб 1:15000 легче и понятнее воспринимается следующим образом: 1 сантиметр карты соответствует 150 метрам местности (а не 15 000 сантиметрам).

Пользуясь масштабом, можно:

Определить любое расстояние по карте;

Нанести на карту расстояние, измеренное на местности.

Во время тренировок и соревнований ориентировщику для быстрого и безошибочного определения своего местонахождения на карте в ходе движения на местности непрерывно приходится сталкиваться с необходимостью измерять или приближенно оценивать расстояния как на карте, так и на местности.

Существует два основных способа измерения расстояний на карте: по линейке и с помощью глазомера. Линейка с сантиметровой шкалой имеется на плате компаса, а глазомерный способ требует постоянной тренировки. Сопоставив полученное измерение с масштабом карты, можно узнать расстояние на местности до нужного объекта или ориентира. На местности расстояния можно определять подсчётом шагов (пар или четверок), с помощью глазомера и по времени движения.

Применение того или иного способа определения расстояний или их сочетаний основывается на учете различных факторов. Основными из них являются: характер местности, загруженность карты, время проведения соревнований, метеорологические условия, физическая и техническая подготовленность.

Контрольные вопросы

1. Что такое масштаб? В каких единицах он измеряется?

2. Какие бывают виды масштабов?

3. В каком виде наносится масштаб на спортивную карту по стандартам IOF?

4. Назовите способы измерения расстояний на карте и на местности.

Компас

Основное предназначение любого компаса - определение сторон горизонта - основано на воздействии магнитного поля на свободно вращающуюся магнитную стрелку, которая всегда стремится повернуться на север. Отличие спортивного компаса от обычного заключается в том, что магнитная стрелка у первого в специальной герметичной колбе помещена в жидкость. Жидкость смягчает удары подпятника стрелки об иглу, возникающие при ходьбе или беге, а также способствует угасанию колебаний стрелки. Обычные спортивные компасы имеют прямоугольное плато, на котором находятся сантиметровая линейка, масштабные линейки; на некоторых имеются увеличительное стекло и счетчик расстояния. С помощью компаса можно сориентировать карту, двигаться по азимуту и по направлению, измерить расстояние на карте. Спортивный компас является главным элементом снаряжения спортсмена-ориентировщика.

Ориентировать карту - это значит расположить ее так, чтобы линии магнитного меридиана на карте были обращены на север местности, с этого начинается сопоставление карты с местностью.

Для движения по азимуту сначала нужно определить направление на нужный ориентир по карте. При этом важно соблюдать следующую последовательность действий:

1)наложить компас на карту так, чтобы одна из боковых сторон платы соединяла точки «откуда» и «куда» надо идти или бежать, причем плато компаса должно смотреть в сторону «куда» надо идти;

2)вращая колбу компаса, красные линии на её дне нужно расположить параллельно магнитному меридиану карты, причём риски колбы должны быть направлены на север;

3)убрав компас с карты, и держа его в руке, повернуться так, чтобы северный конец магнитной стрелки расположился между рисками колбы.

Направление платы компаса будет показывать направление движения на ориентир.

Контрольные вопросы

1. Что такое компас, как он устроен?

2. Кем и для чего используется компас?

3. Для чего нужно ориентировать карту?

4. Какая должна быть последовательность действий при движе­нии по азимуту?

Условные знаки

Условные обозначения, как и карты, для которых они предназначены, прошли длинный путь развития. Изображения местных предметов на картах ранних эпох имели картинный характер. Каждый предмет передавался рисунком, понятным без каких-либо пояснений. Города, горы, леса, крепости и т.п. изображались в перспективе, т.е. так, как они наблюдались бы в натуре. Реки, озера, дороги, границы наносились в горизонтальной проекции.

С расширением знаний о земной поверхности, с развитием военного дела, возникла необходимость в отражении на картах все более широкого круга предметов. В этих условиях стало весьма затруднительным сохранять на картах индивидуальные свойства каждого местного предмета. Потребовалось ввести для однородных предметов общие обозначения. Рисунки постепенно заменялись горизонтальными проекциями объектов.

В ходе эволюции условных знаков изображение населенных пунктов на картах изменялось от перспективного рисунка к плановому, а затем - от рисунка к условному знаку.

Условные знаки - это символы карты, которые являются ее языком. На всех картах все предметы местности изображаются условными знаками. С их помощью на карте наглядно передается действительная картина местности. Большая часть графических условных знаков напоминает форму изображаемых предметов при взгляде на них сверху или сбоку, что позволяет нам сравнительно легко запоминать их.

Условные знаки в топографии делятся на три основные группы: масштабные, внемасштабные и пояснительные.

Масштабными условными знаками изображаются местные предметы (населенные пункты, участки леса, пашни, озера, болота, крупные реки), которые по своим размерам могут быть выражены в масштабе карты.

Внемасштабные условные знаки применяются для изображения таких местных предметов, которые из-за малых размеров не могут быть отражены в масштабе карты, но имеют важное значение или являются хорошими ориентирами - колодцы, родники, радиомачты, мосты, сооружения башенного типа, километровые столбы и т. п. Эти местные предметы изображаются на картах увеличенными.

Промежуточное положение между масштабными и внемасштаб-ными знаками занимают условные знаки дорог, ручьев, электролиний и других нешироких линейных местных предметов, у которых в мас­штабе выражается только длина линии. Ширина этих знаков является внемасштабной. Такие условные знаки обычно называют линейными.

Пояснительные условные знаки применяются в сочетании с мас­штабными и внемасштабными и служат для дополнительной характе­ристики предметов. К ним относятся все цифры, собственные наимено­вания объектов и подписи, характеризующие местные объекты.

Условные знаки в спортивном ориентировании.

В спортивном ориентировании принята единая система условных знаков. Это означает, что спортивные карты во всем мире подчиняются единым правилам и требованиям - спортсменам не приходится каждый раз запоминать новые знаки иобозначения, так как они одинаковы на всех спортивных картах любой страны мира. Условные знаки спортивных карт отличаются от условных обозначений в топографии.

На ранних стадиях развития ориентирования карты готовились в черно-белом изображении. В настоящее время всё многообразие объектов на местности выражают на спортивных цветных картах с помощью шести цветов:

черный - для изображения искусственных сооружений: домов, дорог, тропинок, контуров, границ и каменного рельефа;

желтый - для изображения открытого пространства;

коричневый - для изображения любых форм рельефа (кроме скальных пород), шоссейных дорог и асфальтированных территорий;

голубой или синий - для изображения гидрографии и линий магнитного меридиана;.

зеленый - для изображения растительности (оттенки зеленого цвета отображают разную степень проходимости: чем темнее цвет, тем труднее проходимость) и для обозначения лыжней в зимнем ориентировании. Проходимость зависит от пород леса (густота деревьев, кустарников и низкой растительности - папоротник, ежевика, крапива и т. п.). При изображении проходимости зелёным цветом не принимаются во внимание болота, каменистые земли, которые показываются отдельными символами;

Для удобства классификации условные знаки разбиты на пять основных групп, в каждой из которых собраны однородные объекты.

Рельеф (горы, холмы, впадины, обрывы, промоины, овраги и т.п.). Изображение рельефа на карте выполняется с помощью коричневых линий - горизонталей. Горизонтали (изогипсы) - это линии на карте, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой и в совокупности передающие форму рельефа. Чем ближе расстояние между горизонталями, тем круче склон или впадина. Что бы отличить склон от впадины, наносят черточку - бергштрих, всегда обращенный в сторону понижения. Основные горизонтали изображаются на картах сплошной линией, причем каждая пятая горизонталь нарисована более толстой линией для удобства чтения карты и оценки разницы в высоте. Если невозможно точно передать рельеф основными горизонталями, применяют вспомогательные горизонтали. Они наносятся между двумя горизонталями в виде прерывистой линии. Небольшие объекты рельефа, которые невозможно отобразить в масштабе, но которые являются важными объектами для ориентирования, обозначаются иа карте отдельными символами. Воронки - ямы и отверстия с явными крутыми боками диаметром не менее 2 м иглубиной не менее 1 м - обозначаются галочкой; корчи, большие пни, муравейники - крестиком. Все виды горизонталей и символов рельефа выполняются на карте коричневым цветом.

При нанесении рельефа на карту используют такой показатель, как сечение рельефа. Цифры сечения рельефа указывают на вертикальный интервал по высоте между соседними контурами сечения - горизонталями. Показатели сечения рельефа указываются на карте за её рабочим полем следующим образом: Н-5 м, или Н-2,5 м.

Скалы и камни (камни, скалы, группы камней, скальная и каменистая поверхности и т.п.). Скала - это особая категория земного рельефа. Её включение в карту дает необходимые сведения об опасности и трудной проходимости местности. На карте скалы и камни показываются черным цветом, чтобы отличить их от других элементов рельефа.

Гидрография и болота (озера, реки, ручьи, канавы с водой, болота, родники, колодцы и т. п.). Все элементы воды показываются cuним или голубым цветом. Если кайма в изображении реки или другого водного объекта имеет черную окантовку, то это указывает на то, что этот объект нельзя пересечь при нормальных погодных условиях. При изображении болот применяется классификация, отражающая степень препятствия при движении спортсменов. Болота бывают как открытыми, так и сочетающимися с густорастущими деревьями. В последнем случае символы болот применяются совместно с символами проходимости, о которых сказано ниже. Неопасное для спортсмена пробегаемое болото с явным краем обозначается линейным растром. Непроходимое болото, опасное для человека, обозначается утолщенными полосками и обязательно обводится черной линией.

Растительность (поля и поляны, луга, вырубки, леса, посадки леса, отдельные деревья, кусты и т. п.). Для изображения растительности на карте используются желтый и зеленый цвета. Лесные пространства и открытые места могут показываться как сплошными, так точечными или линейными растрами. Белым цветом показываются типично открытые проходимые лесные пространства - легкопроходимая растительность, которую спортсмены пробегают без снижения скорости, зрительный обзор на такой местности не затруднен. Участки местности со среднепроходимой и труднопроходимой растительностью наносятся на карту зеленым цветом разной насыщенности, в зависимости от проходимости (чем хуже проходимость, тем темнее цвет). Линейным растром наносятся участки густого леса, когда его пространство предоставляет возможность хорошего пробегания только в одном направлении. Белые полосы на растре показывают направление свободного бега. Желтый цвет - основа символов открытых участков местности (лугов, травянистых земель, т. е. площадей без деревьев - полян). Важная деталь на спортивных картах - границы: засеянные поля и покосы ограничиваются сплошной черной ли­нией, а границы полян и труднопроходимых участков показывают цепочкой черных точек, таким же образом выделяют леса с различными породами.

Искусственные сооружения (здания, отдельные постройки, стены и ограды, населенные пункты, шоссе, дороги и тропинки разного качества, линии электропередач, железные дороги и т. п.). За исключением знаков, изображающих асфальтированные или вымощенные участки (наносимых на карту коричневым цветом), знаки этой группы имеют черный цвет. Сплошная черная линия обозначает хорошую дорогу, извилистым пунктиром обозначаются лесные дороги и дорожки, тропы и тропинки. Надо иметь в виду, что чем тоньше и короче штрихи в обозначении, тем незаметнее на местности дорога или тропа.

Вспомогательные группы знаков:

Знаки обозначения дистанций (старт, КП, линии, соединяющие их, финиш, запрещенная для бега территория - все знаки этой группы вносят в карту красным или пурпурным цветом);

Линии магнитного меридиана;

Знаки для лыжного ориентирования в заданном направлении.

Соревнования по лыжному ориентированию предполагают наличие трех разновидностей лыжней:

Скоростные - это лыжни, подготовленные снегоходом с шириной не менее 2 м под свободный стиль передвижения; на карте такие лыжни изображаются толстой сплошной зеленой линией;

Быстрые - лыжни, подготовленные снегоходом с шириной 1,0-1,5 м без нарезки лыжного следа - тонкая сплошная зеленая линия;

Медленные - подготовленные либо снегоходом, либо лыжами шириной 0,8-1,0 м - прерывистая тонкая зеленая линия.

Сеть лыжней в лыжном ориентировании планируется в соответствии с возможностями местности. Для скоростной, быстрой и медленной лыжней нет жестких установленных норм процентного соотношения. Однако медленных лыжней не должно быть более 10 % от всей сети.

Контрольные вопросы

1. Какие группы условных знаков существуют в топографии?

2. На какие группы, согласно спецификации, разбиты все условные знаки спортивных карт?

3. Чем характеризуется каждая из основных групп условных знаков в спортивном ориентировании (объекты местности, цветовая гамма)?

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти КП, расположенные на местности. Результаты, как правило, определяются по времени прохождения дистанции (в конкретных случаях - с учетом штрафного времени) или по количеству набранных очков.