Упражнения офп для детей 7 10 лет. Танцы. Формы и методы организации занятий

Общеукрепляющие упражнения для детей от 4 до 7 лет показывают специалист физической культуры и спорта (Уральский Университет физкультуры и спорта), инструктор по карате регионального центра танца «Данс-холл» Андрей Малков и его воспитанник Миша (6 лет).

1. Приседания

Эффект: укрепляет мышцы ног.

Техника выполнения:

  • ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед
  • спина прямая
  • пятки прижаты к полу
  • выполнять от 20 до 50 раз в зависимости от физической подготовки ребенка

2. Отжимания

Эффект: укрепляются мышцы рук, груди. Важно делать отжимания именно после приседаний, чтобы разгрузить мышцы ног и нагрузить верхний плечевой отдел - это равномерно распределит нагрузку на разные мышцы.

Техника выполнения:

  • в зависимости от ширины положения рук вы можете выбирать нагрузку: если руки стоят близко друг к другу, то идет проработка бицепсов, если руки расставлены широко - прорабатывается грудная часть
  • корпус должен находиться в прямом положении, сгибаются только руки
  • выполнять максимум 10 раз
  • еще один вариант выполнения - плавно опуститься на пол в такой очередности - колени, таз, корпус, так же плавно нужно выходить наверх в исходное положение

3. Берпи

Эффект : развитие общей выносливости. В работу включаются ноги, пресс, корпус, руки. Выполняется в шесть этапов.

Техника выполнения:

  • исходное положение - стоя
  • упор присев
  • выпрыгивание двумя ногами в упор лежа
  • полностью лечь на пол, выполнить отжимание
  • подтянуть ноги к груди, оказавшись вновь в положении упор присев
  • выпрыгнуть вверх, сделав во время прыжка хлопок руками над головой
  • выполнять 10 раз

На начальном этапе нужно добиться правильного выполнения, затем постепенно наращивать темп во время упражнения.

4. Пресс

Техника выполнения:

  • исходное положение - лежа на спине, ноги прямые, руки за голову или руки вдоль тела прямые
  • первыми ребенок тянет руки, создавая инерцию, затем поднимается голова, плечи, скручивание делается постепенно, руками дотянуться до носочков - чтобы в этот момент растяжения отдохнуть
  • плавно опуститься назад
  • нельзя резко падать прямым корпусом назад и резко подниматься вперед
  • для удобства выполнения можно придерживать ноги ребенку или зацепить носочки за основание дивана, чтобы ноги при подъеме не отрывались от пола
  • выполнять 10–15 раз

5. Лодочка

Эффект: .

Техника выполнения:

  • исходное положение - лежа на животе, руки прямые вдоль пола, стопы вместе
  • одновременно ребенок поднимает обе руки и обе ноги, создавая напряжение в пояснице
  • замирать в таком положении не нужно
  • выполнять 20 раз

6. Закидывание ног за голову

Эффект: , растягивается поясничный отдел.

Техника выполнения:

  • исходное положение - лежа на спине
  • постепенно поднимаем ноги и закидываем за линию головы
  • упор при этом на плечи, не на шею и голову
  • выполнять 10–15 раз

ВАЖНО: во время занятий дома необходимо соблюдать питьевой режим - не более одного-двух глотков воды с периодичностью через два упражнения, всего в день ребенок должен выпивать полтора литра воды. Есть лучше за полтора-два часа до занятия и насытить пищу сложными углеводами. После занятия ребенку необходимо поесть, но не раньше, чем через 30–40 минут.

А ваш ребенок занимается спортом?

Многие мечтают, чтобы их физическое развитие было всесторонним и гармоничным. Практика показывает, что об этом нужно задуматься как можно раньше — с детских лет. И в этом может помочь общая физическая подготовка (ОФП) — комплекс мер, который направлен на повышение основных физических качеств. Это будет полезно и для общего развития, и для подготовки к занятиям по тому или иному виду спорта.

Опытные тренеры, владеющие разнообразными методиками ОФП, поспособствуют развитию ловкости, выносливости, силы и других важнейших качеств у ребят нашего города. Большую роль играет гармоничное, правильное развитие основных групп мышц — брюшного пресса, поясничной области, бицепсов, трицепсов и пр. Главная задача — полностью раскрыть потенциал человека. А этого можно достичь за счет упорных тренировок, верных методик, огромного желания и хорошей восприимчивости к нагрузкам.

Как известно, почти каждый исторический этап налагал свои требования на некий физический эталон человека, играли роль и географические, и национальные условия. Что было «классикой», допустим, в Древнем Риме, отличалось от «стандартов» Египта, свои особенности были и в Спарте... Однако времена меняются, но неизменно мнение о том, что физическое развитие является одним из важнейших показателей общего развития человека.

Занимаемся физкультурой дома. Что помнить родителям дошкольника?

Физическая активность - обязательное условие для любого человека. Конечно, не все могут похвастаться одинаковой выносливостью, или, говоря научным языком, толерантностью к нагрузкам, но это не самое главное. Важно, чтобы упражнения доставляли удовольствие и приносили ощутимую пользу. А для этого нужно соблюсти несколько правил. В частности, продолжительность одного занятия зависит от того, сколько какого возраста ребенок: так, для детей 3-4 лет оптимальным временем будет 15-20 минут, а ребятам 5-7 лет можно выделить и полчаса. Важно, чтобы количество различных упражнений было не менее 6. И каждое необходимо повторять от 2 до 6 раз. Конечно же, даже в самом непродолжительном занятии нужны перерывы. Сами упражнения лучше подавать в игровой форме, можно оригинально их назвать, чтобы ребенок запомнил необычное слово. Безусловно, во время занятий должны развиваться различные группы мышц и физические качества детей и при этом стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как проводятся занятия ОФП в детском саду?

Не стоит полагать, что любая активность детсадовцев зависит только от них: кто хочет - тот бегает, прыгает, играет в прятки или качается на качелях. Это касается только свободного времени и прогулок. Существуют определенные правила проведения занятия физической культурой и в детском саду - как в помещении, так и на улице. На нём мальчиков и девочек учат строиться и перестраиваться (например, из одной шеренги в несколько, меняться местами и пр.), практикуется бег и ходьба, а также происходит обучение основным видам движений. Помимо ходьбы и бега, это прыжки, лазанье, метание, ползание, бросание. От занятия к занятию увеличивается их длительность, а также дозировка упражнений, что позволяет развивать выносливость ребят.

О правилах закаливания


Физкультура и закаливание практически всегда шли «рука об руку». Их взаимосвязь подчеркивалась и подчеркивается не только любителями, но и учеными, профессиональными тренерами и учителями. Закаляться можно не только водой, но и воздухом и даже солнцем! Какие же три главных правила этой полезной процедуры выделяют? Первое: начать никогда не поздно, но лучше не затягивать, хотя наверстать всегда можно. Второе: несистематическое закаливание практически бесполезно. Если проводить такие процедуры «по большим праздникам» - например, раз в месяц, то никакого эффекта добиться нельзя. Если закаливание началось, не нужно искать повод, чтобы его пропускать! И третье правило: время проведения процедур следует увеличивать пошагово. Иначе можно добиться противоположного: ребенок может заболеть.

Пояснительная записка

Согласно современным научным взглядам на проблему физического воспитания детей и молодежи, происходит процесс переориентации от полученных только знаний и умений к духовному и физическому развитию личности, к её самоопределению в социуме; от усвоения готовых образцов к получению физкультурного образования, именно овладение физической культурой как естественным видом деятельности человека и как результатом физического воспитания детей с мотивацией на выбор физкультурно-спортивной деятельности.

В основу программы дополнительного образования «Общая физическая подготовка» вошли основные разделы программы по физической культуре общеобразовательной школы. Программа рекомендуется для дополнительных занятий с детьми 7-17 лет образовательных учреждений всех типов и видов.

Обучение занимающихся по программе « Общая физическая подготовка»

осуществляется в трех возрастных этапах:

1 этап - занимающиеся 7-10 лет,

2 этап - занимающиеся 11-14 лет,

3 этап - занимающиеся 14-17 лет.

Для реализации данной программы педагог дополнительного образования

подбирает учебный материал в соответствии с возрастно-половыми особенностями занимающихся, материально-технической оснащенностью и методическим обеспечением учебного процесса. Содержание учебного материала определяется в соответствии с учебными, оздоровительными и воспитательными целями занятий.

Занятия проводятся три раза в неделю по 2 академических часа.

1. Цель программы:

содействие всестороннему развитию личности занимающихся посредством освоения ими основ физкультурного образования с общеразвивающей направленностью, с обеспечением прав и возможностей учащихся по удовлетворению их потребностей в двигательной деятельности.

Задачи . Программа направлена на решение основных задач физического воспитания:

Формирование целостного представления о духовном и физическом

Развитии человека в социуме;

Развитие физических качества и способностей занимающихся;

Формирование знаний о физкультурной деятельности, её культурно- исторических,

Психолого-педагогических и медико-биологических основах;

Совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, формирование

Умений их интегрированного использования в игровой, соревновательной

Деятельности и в самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

Приобретение знаний и умений в выполнении физических упражнений, связанных

С укреплением здоровья и профилактикой утомления, коррекцией телосложения

И формированием правильной осанки;

Расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его

Адаптивных свойств посредством направленного развития основных физических

Качеств и способностей;

Формирование прикладных умений и навыков для организации досуговой

Деятельности;

Содействие воспитанию личностных качеств: силы воли, смелости, настойчивости,

Дисциплинированности, самостоятельности, чувства ответственности и т.д.;

Привитие организаторских навыков.

2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для занимающихся 7-17 лет

№№

П.п.

1 этап

2 этап

3 этап

Основы знаний

ОФП и СФП из них:

ОФП

СФП

Контрольные испытания

ВСЕГО:

1 этап программы

для занимающихся 7-10 лет

Цель 1 этапа программы:

Мотивация воспитанников младшего возраста к занятиям общефизической

Подготовкой для укрепления здоровья и улучшения работоспособности.

Задачи 1 этапа программы:

  1. освоение занимающимися физических упражнений из разделов государственной программы по физической культуре. Изучение технических элементов легкой атлетики, волейбола, баскетбола, гимнастики, настольного тенниса, лыжной подготовки и т.д.;
  2. улучшение осанки, профилактика плоскостопия;
  3. развитие координационных способностей, движения во времени, пространстве. Дифференцирование временных и силовых параметров движений (равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве). Развитие кондиционных способностей (выносливости, гибкости, скоростных, скоростно-силовых качеств);
  4. формирование представлений об основных видах спорта, использовании спортивного оборудования и инвентаря;
  5. соблюдение правил техники безопасности во время занятий и на соревнованиях;
  6. воспитание личностных качеств в процессе занятий физическими упражнениями: дисциплинированности, доброжелательного отношения, к товарищам, честности,

Отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений,

Содействие развитию психических процессов в ходе двигательной активности.

ПРИМЕРНЫЙ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 этапа

для занимающихся 7-10 лет

№№

П.п.

Теория

Практика

Всего часов

Основы знаний:

История физической культуры.

Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Самоконтроль.

Правила техники безопасности на занятиях

Физические качества и их связь с общим

развитием, предупреждение травм.

Правила соревнований

ОФП и СФП из них:

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Контрольные испытания

Контрольные упражнения

Тестирование

Участие в соревнованиях

Инструкторская и судейская практика

ВСЕГО:

1 ЭТАП ПРОГРАММЫ

для занимающихся 7-10 лет

На первом этапе программы уделяется внимание формированию знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, использованию их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта,

На этом этапе начинается обучение технике различных видов спорта. Уделяется внимание развитию основных физических качеств: координационных, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости.

1 раздел. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ .

Здоровье и физическое развитие человека. Строение человека. Положение тела в пространстве (стойки, седы, висы, упоры). Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические). Работа органов дыхания, сердечно-сосудистой системы. Роль зрения, слуха при движениях и передвижениях. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Значение напряжения и расслабления мышц. Правила формирования осанки. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Приемы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки). Понятия о спортивном оборудовании, инвентаре. Правила поведения занимающихся. Техника безопасности на занятиях и на соревнованиях. (См. инструкции №1 в приложении). Правила соревнований.

2 раздел. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА .

Гимнастика. Построения и перестроения: из одной шеренги в две и обратно; из колонны по одному в колонну по два, по три.

Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами (большими и малыми мячами, скакалками, гимнастическими палками).

Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

Акробатические упражнения. Группировка. Перекаты. Кувырок вперед. Кувырок назад. Стойка на лопатках. «Мост». Поворот с «моста». Стойка на руках. Переворот в сторону.

Легкая атлетика . Ходьба обычная и с изменением положений рук, туловища, ног. Бег прямолинейный, равномерный, с ускорением, с изменением направления и темпа движения, с преодолением препятствий. Бег в колонну по два, по три человека. Беговые упражнения. Высокий и низкий старт. Стартовый разгон. Бег на короткие дистанции 10,15,...,30, 60 м. Медленный бег до 10 минут. Кросс 300-500-1000 м. Эстафетный бег.

Метания . Метание теннисного мяча в цель и на дальность с места, с 3-х шагов разбега на дальность.

Прыжковые упражнения . Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжок в высоту с прямого разбега, способом «перешагивание». Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, с места, с высоты. Прыжки со скакалкой.

Преодоление полосы из 5-6 препятствий с помощью прыжков и бега.

Подвижные игры . Игры на внимание : «Запрещенное движение», «Что изменилось», «Отгадай, чей голосок», «Совушка».

Игры с элементами бега : «Караси и щука»», «Шишки, желуди

С глубокой древности пришла идея введения для людей комплексной физической подготовки. Издавна известно, что так наилучшим образом развиваются основные физические способности человека, при этом не нарушается гармония в деятельности органов и всех систем организма в целом. Например, развитие силы должно происходить в единстве с развитием скорости, ловкости и выносливости. Только благодаря такой слаженности происходит овладение жизненно необходимыми навыками.

Для чего нужна общая физическая подготовка?

ОФП - это, несомненно, благоприятное воздействие на психологическое и физическое здоровье ребенка. А систематические тренировки способны оказать благоприятное воздействие на поведение и эмоциональное состояние школьника.

Кому нужно ОФП?

  • при частых заболеваниях простудного характера;
  • при нарушениях осанки;
  • при чрезмерной гиперактивности ребенка.

Помогают детям успокоиться и сосредоточиться на определенном увлечении. При этом и ребенок, и родители будут чувствовать себя комфортнее и увереннее друг с другом.

Как и где проводится общая физическая подготовка?

Существуют специальные кружки для проведения общей физической подготовки, которые работают на базе школ или в специальных спорткомплексах. Подготовка в таких кружках проводится для того, чтобы:

  • укрепить здоровье и закалить спортсменов;
  • развить всесторонний кругозор;
  • приобрести инструкторские навыки и овладеть способностью самостоятельно заниматься спортом;
  • сформировать моральные и волевые качества гражданина.

К занятиям в таких кружках допускается любой школьник, который успешно прошел медосмотр.

Общая физическая подготовка способна повлиять на воспитание в человеке следующих качеств:

  • быстроты;
  • ловкости;
  • силы;
  • гибкости;
  • выносливости.

Проводить ОФП для детей можно даже в домашних условиях, так как она включает в себя весьма доступные упражнения. Приветствуются занятия спортивными мероприятиями на свежем воздухе, особенно в весенне-осенний период.

Такие физические нагрузки способны все время держать мышцы в тонусе, улучшают работу опорно-двигательного аппарата, работу внутренних органов и систем, психически-эмоциональное состояние ребенка.

К тому же комплекс программных мероприятий направлен на развитие личностных качеств школьника, проявление способности к самостоятельности в решении многих задач и легкой усвояемости школьной программы.

Важный аспект при курировании кружка по ОФП - это заинтересовать ребенка руководителю кружка. Ведь только опытный специалист сможет найти индивидуальный подход к малышу и развить интерес у того к занятию, тем самым благоприятно воздействовать на его физическое и психическое здоровье.

Кружок ОФП

Существует множество спортивных секций по ОФП для детей, очень сложно будет перечислить все. В таком многообразии выбора нелегко выделить что-то одно. В случае когда заняться хочется сразу несколькими видами спорта, можно обратить своё внимание на кружок общей физической подготовки.

Программа кружка ОФП

Программа по ОФП в кружке очень схожа с программой и методиками, которую дети изучают в общеобразовательных школах. Рассчитана она на один год при посещении кружка один час в неделю.

План учебно-тренировочных занятий

Поскольку программа ОФП - это в первую очередь различные самостоятельные виды двигательной деятельности, которые отличаются характером выполнения и объемом нагрузок, стоит обязательно учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. Руководитель кружка должен подходить к данному вопросу достаточно серьезно и внимательно изучать данные своих будущих воспитанников, чтобы избежать в дальнейшем негативных последствий.

Секция ОФП подразумевает следующие этапы для составления индивидуального плана занятий. Первая встреча тренера с будущим воспитанником - это и есть начальный этап в изучении ребенка и составлении плана занятий. Руководитель кружка лично общается с ребёнком и его родителями, узнаёт о предпочтительных видах спортивной нагрузки.

Немаловажную роль играет медицинское обследование детей и беседа с врачом о каждом конкретном ребенке. В ходе этой беседы уже более четко можно обозначить границы нагрузки для детей. Уже на первых занятиях, наблюдая за кружковцами, можно ясно выделить сильные и слабые стороны детей, подобрать определенные индивидуальные планы занятий. Заключающим же могут стать результаты контрольных упражнений, которые следует проводить при поступлении и в конце каждого месяца.
Но и после стоит уделять внимание каждому ребёнку, оценивая их реакцию на предлагаемую нагрузку, дабы избежать перенапряжения детей.

Основные этапы работы

  • Первое общение с ребенком и родителями.
  • Результаты медицинского обследования ребенка.
  • Педагогические наблюдения на первых занятиях.
  • Результаты контрольных упражнений.
  • Систематическая оценка реакции учащихся на нагрузки.

Обязанности тренера

Но не только рабочая программа по ОФП входит в обязанности воспитателя. Тренер должен научить детей правильному питанию и режиму дня, при необходимости помочь их составить, помочь сформировать умения и навыки ребёнка по отношению к спортивной одежде и обуви, личной гигиене, проследить, чтоб дети изучили и выполняли технику безопасности и следили за состоянием своего здоровья, вовремя сообщая о его изменениях.

Подбор средств и методов практических занятий

При составлении плана занятий тренер должен не только учитывать учебную сторону процесса, но и прививать детям интерес к разным видам спортивной нагрузки. Каждое занятие должно быть увлекательным, оно должно занимать детей, с этой задачей будет легко справиться, если занятие будет сочетать в себе несколько видов спорта (ориентирование, легкая атлетика, волейбол, настольный теннис). Кружок по ОФП предполагает систематическое проведение спортивных соревнований - это качественно повысит интерес детей к спорту, поможет развить им лидерские качества.

Следует учитывать:

  • индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • медицинские показания;
  • возраст каждой группы детей;
  • различные спортивные задания;
  • интерес к победе.

Если учитывать все вышеперечисленные факторы, то занятие в кружке будет интересным и занимательным для каждого ребенка.

Занятия по общей физической подготовке. Их построение

Продолжительность учебного года - девять месяцев (сентябрь - май). На протяжении всего этого времени проводятся занятия по общей физической подготовке.
Выделяются несколько видов групп ОФП. Так, в группах с начальной подготовкой занятия на протяжении всего учебного года не имеют каких-либо разграничений и протекают единым процессом. Такая особенность связана с отсутствием всякого участия в соревнованиях любого из уровней. Деятельность же таких групп заключается в проведении большого количества внутренних эстафет, сдаче базовых нормативов и различных развлечений спортивного характера. Интенсивность занятий остается высокой независимо от смены сезонов. Особый акцент делается на проведение занятий вне помещения.

Планирование по ОФП

Планирование строится с учетом двух основных характеристик нагрузок:

  1. Занятие низкой интенсивности и низкого объема.
  2. Занятие высокой интенсивности и высокого объема.

В каждом из результаты индивидуальные по ОФП. Кружок рассчитан на индивидуальные варианты нагрузок для детей разной физической подготовки.

Еще один вид - это В данном варианте построение занятий происходит с учетом следующих видов упражнений:

  1. На развитие ловкости. Это сложные упражнения координационного характера.
  2. Упражнения силового характера. Их используют параллельно с упражнениями на развитие гибкости, также включаются приемы тренировки выносливости.

Итак, ОФП - это предмет, обязательным элементом которого должна являться игра. Она может быть как подвижного характера, так и спортивного. Игры используются для эмоционального подъема в группе, повышения уровня скоростных и силовых показателей, ловкости. Причем в зависимости от конкретно поставленного задания меняется набор и последовательность упражнений, что влияет на конечный результат.