Этапы организационной работы по подготовке к соревнованиям. Организация и проведение соревнований по спортивным играм Подготовка к соревнованиям начинается с разработки положения

Успех проведения соревнования любого масштаба в значитель­ной степени зависит от проделанной подготовительной работы, ко­торую целесообразно подразделить на три этапа:

На первом этапе необходимо определить даты и место соревно­вания, разработать, утвердить и довести до сведения участников и организаций, занятых в соревновании, положение о соревновании, выделить и утвердить оргкомитет или ответственное лицо, а" также главную судейскую коллегию или главного судью, составить и утвердить смету соревнования.

На первом этапе подготовка к соревнованию в основном ведется организацией, проводящей соревнование. Главный судья может вы­ступать здесь в роли консультанта.

На втором этапе необходимо ознакомиться с местом и условия­ми проведения соревнования (в том числе с положением и предва­рительными заявками), составить график соревнования, подгото­вить место соревнования, укомплектовать секретариат и судейскую коллегию, подготовить информацию о предстоящем соревновании. Эта работа должна выполняться главным судьей соревнования совместно с ответственным лицом и комендантом (выделены орга­низацией, проводящей соревнование), а также главным секретарем. На крупных соревнованиях главному судье помогает весь состав главной судейской коллегии и оргкомитет организации, проводящей

соревнования.

Приступая к подготовке соревнования (на втором этапе), глав­ный судья руководствуется: положением о соревновании, Единой классификационной программой (действующей или специально разработанной организацией, проводящей соревнование) и прави­лами соревнований.

Прежде всего необходимо внимательно познакомиться с поло­жением, в котором указаны: сроки проведения соревнований, место, контингент участников, программа и условия зачета. Затем сов­местно с главным секретарем соревнования, ответственным лицом от организации, проводящей соревнование, и комендантом следует внимательно изучить условия проведения соревнования и пригод­ность мест для предстоящей работы.

Следует осмотреть подсобные помещения (гардероб, раздевал­ки с душевыми, комнаты для судей и секретариата), места для


предварительной разминки перед выступлением и основную пло­щадку соревнования (место для вольных упражнений, наличие и качество основных снарядов и способ их расстановки), наличие за­пасных снарядов, деталей к ним и частей, наличие вспомогатель­ного инвентаря, рабочие места для судей и секретариата на самой площадке соревнования, места для представителей, для зрителей (на крупных соревнованиях надо выделить места для официаль­ных лиц и представителей прессы).

Одновременно следует проверить качество радиофикации и освещения, а также всего, что необходимо для торжественных це­ремоний.

Все недостатки, обнаруженные при осмотре, фиксируются и устраняются с помощью ответственных лиц от организации, прово­дящей соревнование.

Главный секретарь, ознакомившись с условиями работы на предстоящем соревновании (с его положением, программой, предва­рительными заявками), под руководством главного судьи присту­пает к разработке графика соревнования.

При разработке графика соревнования учитывается помимо всего указанного выше еще и способ комплектования смен. Есть два варианта составления графика.

Первый вариант: все команды располагаются в порядке мест, занятых на предыдущем соревновании, и смены комплектуют­ся так, чтобы в последней команде были самые сильные участ­ники, занявшие у мужчин первые б мест, а у женщин первые 4 места, то есть начинать соревнования с менее сильных гимнастов и заканчивать более сильными.

Второй вариант: проводится жеребьевка среди команд-участников. Каждая смена комплектуется по тому же принципу, что и в первом варианте.

Вид, с которого каждая команда начинает соревнование в сво­ей смене, определяется либо жеребьевкой, либо порядковым номе­ром команды в смене. Общепринятая последовательность прохож­дения видов: у мужчин - вольные упражнения, конь-махи, кольца, прыжок, брусья, перекладина, у женщин - прыжок, бревно, брусья, вольные упражнения.

Жеребьевку необходимо проводить заблаговременно, чтобы каждая смена перед вступлением в соревнование на специальной разминке могла подготовиться к тому виду, с которого она начина­ет соревнование.

Важно тщательно подготовить место для соревнования. Снаряды надо расположить так, чтобы выступающие участники хорошо были видны судьям и зрителям.

Площадку соревнования следует отделить от зрителей. Она должна иметь специальные проходы для входа и выхода команд и должностных лиц соревнования.

Независимо от масштаба соревнования обязательна радиофика­ция. Вблизи площадки соревнования надо оборудовать место для оперативной группы секретариата, для главной судейской коллегии,


Работающей непосредственно на месте соревнования, и для инфор­матора (диктора).

На втором этапе подготовки комплектуются судейские бригады по видам многоборья и назначаются старшие судьи в видах много­борья. Секретариат подготавливает всю необходимую документа­цию для проведения соревнования: протоколы на видах, сводные протоколы по командам, таблицы для информации о результатах соревнования и знаки различия (жетоны) для всех должностных

лиц соревнования.

На третьем этапе подготовки устанавливаются контакты между главной судейской коллегией и участниками по всем организацион­ным вопросам, проводится совещание с представителями и разда­ются им документы, уточняются именные заявки и окончательно комплектуются команды, смены, составляется график, заполняются протоколы по видам и сменам, а также сводные протоколы по орга­низациям-участникам, проводится опробование снарядов участни­ками, совещание с судьями и окончательно укомплектовываются судейские бригады по видам, проводится семинар по подготовке к практическому судейству и пробное судейство, окончательно про­веряется вся организационная и материально-техническая подго­товленность к началу соревнования.

На третьем этапе в работу судейской коллегии включается про­смотровая комиссия (на крупных и ответственных соревнованиях), которая проверяет работу судейских бригад, выделяет наблюдате­лей по видам, проверяет качество организации соревнования. Пред­седатель просмотровой комиссии является помощником главного судьи соревнования.

Успешное проведение соревнований во многом зависит от тщательной и глубоко продуманной подготовки. Всю подготови­тельную работу целесообразно разделить на несколько этапов.

Первый этап включает: а) определение сроков и места сорев­нований; б) составление и утверждение положения и сметы рас­ходов; в) выделение ответственных за проведение или утверж­дение организационного комитета; г) утверждение главного судьи и секретаря соревнований.

На этом этапе подготовки составляется положение о сорев­нованиях, в котором должны быть указаны:

1. Наименование соревнования,

2. Цель и задачи соревнований,

3. Время и место проведения соревнований,

4. Руководство проведением соревнований (кто организует и проводит состязание),

5. Участвующие организации и участники соревнований,

6. Сроки предоставления заявок (предварительных и оконча­тельных),

7. Условия проведения соревнований и определение победителей,

8. Награждение победителей.

Основными требованиями к положению о соревнованиях яв­ляются: четкость, ясность, конкретность и исключение различных толкований основных пунктов. Этот документ составляется по действующим правилам и утверждается проводящей соревнова­ния организацией. После утверждения он является обязатель­ным для участников и судейской коллегии.

Положение о соревновании является не только организацион­ным, но и методическим документом, который определяет в пери­од подготовки направление учебно-тренировочной работы. По­ложение должно быть известно участвующим организациям за 3-4 месяца до начала соревнований.

Одновременно с положением о соревновании составляется смета, на основании которой организации, проводящие эти сос­тязания, выделяют денежные средства и материальные ценности. При составлении сметы указывается наименование соревнова­ний, сроки и место проведения, количество судей, участников (в том числе иногородних) и расходы на их питание, размещение, проезд и т. д. В смете предусматриваются также расходы по аренде помещений, художественному оформлению места сорев­нований, транспортным расходам, а также оплата обслуживаю­щего персонала (рабочих, врачей, медсестер).

При подготовке к соревнованиям крупного масштаба создают организационный комитет из 5-7 человек. В план его работы входит организация мероприятий, необходимых для успешной подготовки и проведения соревнований (выбор и подготовка ме­ста соревнований, подготовка инвентаря, оборудования, оформ­ления, документации и т. п.)

Организационный комитет широко привлекает к своей рабо­те общественный актив.

Во второй этап подготовки к соревнованиям входят: а) выбор и оборудование мест соревнований; б) составление программы и графика проведения соревнований; в) укомплектование секрета­риата и судейской коллегии; г) проведение предварительной ин­формации о соревнованиях.

При выборе и оборудовании места соревнований необходимо учитывать его соответствие требованиям правил. Кроме того, важно проследить, чтобы были созданы максимальные удобства для участников и зрителей.

Помещение, где проводятся соревнования, должно соответ­ствовать санитарно-гигиеническим требованиям (освещение, вен­тиляция и т. п.), а также иметь необходимое количество раздева­лок, мест для зрителей, судей, комнат для отдыха.

Нужно подготовить необходимую сигнализацию, демонстра­ционные и рекламные щиты, афиши, лозунги, приветствия, фото­витрины, дипломы, жетоны, переходящие призы, вымпелы и т. п. При комплектовании судейской коллегии следует исходить из расчета, указанного в официальных правилах соревнований. Предварительная информация о соревнованиях заключается в том, что через печать, радио, телевидение, афиши делаются со­общения о соревновании, условиях, сроках и месте проведения. Во время крупных соревнований из актива корреспондентов создается пресс-бюро, подготавливается выпуск специальных бюллетеней, программ и проводятся пресс-конференции.

На третьем этапе подготовки к соревнованиям проводится следующая работа: а) прием и размещение участников; б) про­верка необходимой документации и допуск к соревнованиям; в) ознакомление участников с программой, требованиями и усло­виями проведения соревнований; г) окончательное комплектова­ние судейской коллегии и завершение работы с ней, семинар по судейству, составление бригад, назначение на взвешивание и т. п.; д) установление контакта между судейской коллегией, представителями, тренерами и участниками.

Прием и размещение участников осуществляется членами ор­ганизационного комитета и общественным активом, а допуск Участников к соревнованиям - мандатной комиссией. Мандатная комиссия состоит из членов судейской коллегии и проверяет именную заявку, личные анкеты и документы, предусмотренные положением.

Накануне соревнований проводится заседание, на котором представляется судейская коллегия, объявляется порядок про­ведения соревнований, заключение мандатной комиссии о допу­ске команд и участников, уточняются отдельные пункты правил и положение о соревновании, назначается время и место взвеши­вания.

Последующая работа заключается в непосредственном про­ведении соревнований.

При составлении программы и графика соревнований надо учитывать, чтобы спортсмены и судьи были заняты на сорев­нованиях не более 6-8 часов в день. Кроме того, судья перио­дически должен иметь отдых.

Программа соревнований может быть составлена по следую­щему плану:

Й день

8.00- 9.00-взвешивание участников,

9.00-10.00 - проведение жеребьевки; составление первого круга соревнова­ний, сообщение участникам программы и порядка проведения первого круга соревнований,

11.40-12.00 - построение участников для торжественного парада,

12.00-12.20 -торжественный парад участников и судей". Рапорт принимаю­щему парад. Приветственное слово. Объявление об открытии соревнований. Подъем флага. Исполнение Гимна Советского Союза. Торжественный марш участников,

12.20 - выход судей к своим местам и начало соревнований,

12.20-15.00 - проведение соревнований,

15.00-18.00 -перерыв,

18.00-22.00 - продолжение соревнований,

22.00- заседание судейской коллегии. Обсуждение и утверждение

первого дня соревнований. Заседание может проводиться сов­местно с представителями команд.

Й день

9.00-10.00- взвешивание участников,

10.00-11.00 - составление пар,

15.00-18.00 -перерыв,

18,00-22.00 - продолжение соревнований,

22.00-заседание судейской коллегии. Обсуждение и утверждение результатов второго дня соревновании.

Й день

9.00-10.00 - взвешивание участников,

10.00-10.20 - составление пар,

11.00-15.00 - продолжение соревнований,

15.00-18.00 -перерыв,

18.00-20.00 - финальные схватки,

20.00-20.10 - подведение итогов. Утверждение результатов соревнований,

20.10-21.00 - заключительный парад. Объявление результатов. Награждение победителей. Опускание флага. Торжественный марш победи­телей.

Примечание . Учитывая, что вечернюю часть соревнований посещает большее количество зрителей, чем утреннюю, торжественное открытие в пер­вый день можно перенести на вечер.

ОРГАНИЗАЦИЯ СУДЕЙСТВА И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ*

Главный судья возглавляет судейскую коллегию. Он наиболее опытный из судей. Он руководит всем проведением соревнований и отвечает за соблюдение правил, положения и дисциплину участников. От главного судьи, его организаторских способно­стей, объективности, принципиальности, выдержанности и дис­циплинированности зависит успех соревнований. С самого нача­ла он должен задать спокойный и четкий тон в работе.

На подготовительном этапе работы главный судья изучает положение о соревновании, составляет график и программу, дает указание по оборудованию места соревнований, участвует в ком­плектовании судейской коллегии.

До начала соревнований главный судья совместно с предста­вителем или членом организационного комитета и врачом осматривает место соревнований и проверяет состояние ковров, покры­шек, оборудования, инвентаря, весов. В случае, если все выпол­нено в соответствии с правилами, главный судья оформляет при­ем места соревнований соответствующим актом (см. правила со­ревнований) .

Накануне соревнований главный судья проводит совещание судей. На совещании он знакомит их с положением, распределяет обязанности, дает единое толкование отдельных пунктов правил. На этом же совещании назначается комиссия, проводящая взве­шивание, и составляются судейские бригады. При составле­нии бригад для обеспечения квалифицированного судейства каж­дой схватки необходимо равномерно распределить наиболее опытных судей, принимая во внимание их квалификацию и ин­дивидуальные качества. В этот же день проводится совместное совещание судей, представителей команд и участников, на кото­ром уточняются все организационные вопросы.

В день соревнований главный судья организовывает взвеши­вание, жеребьевку и распределяет бригады судей на судейство схваток.

В ходе соревнований главный судья следит за встречами, за работой судейской коллегии и в целом за соревнованиями.

От главного судьи требуется отличное знание правил и уме­ние безошибочно применять их в конкретных случаях. Если пос­ле какой-либо схватки подан официальный протест, главный судья разбирает его на оперативном совещании бригады в при­сутствии представителя команды, опротестовавшего решение судей.

При разборе протеста главный судья знакомит судей с его содержанием, заслушивает представителя команды и мнение су­дейской бригады. Если в ходе детального обсуждения схватки выясняется, что была совершена ошибка, необходимо ее испра­вить.

Совершенно неправильно поступают те главные судьи, кото­рые считают, что ошибку судьи не следует исправлять, так как это может подорвать авторитет судейской коллегии. Защищая таких судей, главный судья способствует снижению качества судейства, замалчивает необъективность или слабую квалифи­кацию.

Опыт показывает, что наиболее часто ошибки наблюдаются в момент оценки действий спортсменов на краю ковра, квалифи­кации запрещенных приемов, оценки отдельных приемов и опре­деления пассивности. Если в ходе судейства допущена ошибка, главный судья должен помочь ее исправить. В случаях, если в судейской бригаде полное разногласие или главный судья уве­рен, что мнение отдельных судей пристрастно или вызвано незнанием правил, вопрос обсуждается на заседании всей судей­ской коллегии в присутствии организаторов соревнований.

Решение должно быть принято немедленно после окончания схватки, пока каждый судья в деталях помнит весь ее ход и свою оценку спорных эпизодов. Только в особо сложных случаях глав­ный судья может отложить вынесение решения до специально­го обсуждения. Однако окончательное решение во всех случаях следует вынести в тот же день.

С большим вниманием главный судья должен отнестись к оп­ределению причин, вызвавших ошибочное судейство, и организо­вать разбор ошибок так, чтобы это было наглядным уроком и хо­рошей школой для всех судей. Каждый разбор нарушения пра­вил (умышленного или случайного) должен иметь воспитательное значение и способствовать повышению квалификации судей. Если судьи проявили нечестность или необъективность, необхо­димо строго наказать их, вплоть до снятия с соревнований, а ес­ли ошибка допущена из-за непонимания отдельных положений,- помочь разобраться в этом.

Во всех случаях главный судья должен проявлять максимум такта и учитывать, что судейство соревнований по борьбе явля­ется очень сложным и в известной мере субъективным.

Повышению квалификации судей способствует ежедневное об­суждение результатов судейства, где главный судья указывает на хорошее и плохое судейство, по-деловому и объективно оце­нивает работу каждого судьи и дополнительно их инструк­тирует.

В последний день соревнований главный судья проводит ито­говое заседание судей, представителей команд, тренеров, утверж­дает результаты и выносит оценку всей проделанной работе.

По окончании соревнований {не позднее трех дней) главный судья и главный секретарь за своими подписями сдают отчет (см. правила соревнований) в организацию, поручившую им проведе­ние соревнований. В отсутствие главного судьи его обязанность выполняет заместитель.

Арбитр выполняет наиболее ответственные функции во время непосредственного судейства схватки: он руководит ходом всего поединка. Работа арбитра заключается в том, что он вниматель­но следит за борцами, оценивает их действия и не допускает ни­каких нарушений правил. Мастерство арбитра заключается в хо­рошем знании правил соревнований, своих прав и обязанностей, тонком понимании сущности борьбы, ее техники и тактики, учете индивидуальных особенностей спортсменов.

Судья на ковре должен обладать выдержкой и уметь в напря­женные моменты борьбы сохранять спокойствие и уверенность. Он не должен подпадать под влияние зрителей, участников и представителей команд. Каждая допущенная ошибка может ли­шить борца выгодного положения и тем самым оказать сущест­венное влияние на исход схватки. Лучшие качества судьи на ковре проявляются именно в том, что он точно, без задержки ре­агирует на создавшееся положение. Действия судьи на ковре имеют воспитательное значение не только для борцов, ведущих схватку, но и для всех, кто наблюдает за нею. Они видят дейст­вия судьи, оценивают его объективность и делают для себя соот­ветствующие выводы. Все это накладывает большую ответствен­ность на арбитра.

Работа арбитра начинается с момента вызова борцов на ко­вер. Проверив готовность спортсменов, судей и секундометриста, он дает свисток о начале встречи. Во время схватки арбитру следует находиться в таком месте, откуда он лучше всего может оценить действия борцов или проведенные приемы. Он не должен мешать наблюдению за борцами судье и зрителям.

Арбитр должен видеть все части тела борцов, предугадывать их действия и направление бросков, правильно оценивать их расположение на площади ковра и быть готовым в любой момент предотвратить неправильные или опасные действия. Арбитр оце­нивает все технические действия борцов. Для этого он прибегает к жестам: один балл - поднимает большой палец, два балла - Два пальца, три балла - три пальца. При опасном положении он отсчитывает секунды движением руки. После отсчета пяти се­кунд арбитр поднимает три пальца.

Арбитр должен быть энергичным и подвижным, но не тороп­ливым и суетливым. При передвижении по ковру лучше всегда находиться от борцов на расстоянии 3-4 м и перемещаться по краям ковра. Если возникает необходимость, арбитр может при­близиться к борцам вплотную, занять положение в центре ковра, за ковром или пересекать его в любых направлениях. Он должен уметь легко и быстро нагнуться, присесть, опуститься на коле­ни, а в некоторых случаях даже лечь. Это требует хорошей физи­ческой подготовки и определенной тренировки. Арбитр руково­дит действиями борцов при помощи определенных жестов и сви­стка. Частые остановки схватки создают обстановку нервозности и неблагоприятно сказываются на ведении единоборства.

Поэтому судья на ковре должен уметь правильно классифи­цировать различные нарушения и отличать случайные и незначи­тельные от сознательных и грубых - таких, которые могут повли­ять на исход схватки. Незначительные нарушения можно испра­вить не останавливая схватки (поправить захват, положение руки или ноги, коротким возгласом обратить внимание борцов на не­правильный захват). При грубых нарушениях следует остановить схватку, сделать замечание, предупреждение или дисквалифици­ровать борца.

Во всех случаях арбитр выполняет все обязанности, преду­смотренные § 15 правил.

Боковой судья оценивает технические действия борцов, помо­гает арбитру выявить нарушения правил и определяет побе­дителя.

К основным качествам бокового судьи относится наблюда­тельность, внимательность и знание техники и тактики борьбы. Отсутствие внимания во время схватки приводит к тому, что боковой судья теряет целостность представления о ходе единобор­ства. Он может не заметить важных технических действий спорт­сменов и этим внести путаницу в определение победителя. Недостаточное понимание техники и тактики, плохое знание сов­ременных требований и правил соревнований отрицательно ска­зываются на качестве судейства. В этих случаях боковой судья может неправильно оценивать различные технические действия и положения спортсменов и внести разногласие в работу судей­ской бригады.

Действия и приемы борющихся спортсменов оцениваются пре­дусмотренной правилами системой. Боковой судья не только оце­нивает действия борцов, но и воздействует на их активность в ходе схватки. Оценка осуществляется открытым судейством.

Эти большие права налагают на боковых судей серьезную от­ветственность, требуют от них постоянного совершенствования.

Старший судья. Назначается из наиболее опытных судей. Он руководит ходом схватки, объявляет оценку технических дейст­вий в баллах, показанную арбитром и боковым судьей, и разрешает показать зрителям. При разногласии между арбитром и боковым судьей присоединяет свой голос к решению одного из них. Решение большинства из 3 судей считается окончательной оценкой, которую и объявляют.

Дисквалификация или снятие борцов со схватки за пассив­ную борьбу объявляется только при единогласном решении З судей и разрешении на то главного судьи или его заместителя, который наблюдал за ходом схватки.

Судья-секундометрист ориентирует борцов, судей и зрителей во времени. Он фиксирует время чистой победы, отмечает опоз­дание борцов, учитывает потерю времени, не относящуюся к процессу единоборства. Все свои действия он согласует с арбит­ром; включает и выключает секундомер по его свистку.

Работа судьи-секундометриста требует большой точности и аккуратности: неправильно зафиксированное время может из­менить результат схватки, всего выступления участника и даже команды. Чтобы избежать всякого рода ошибок, надо отмечать каждую минуту, перерыв или остановку схватки на бумаге. Эти записи могут служить документом, подтверждающим правиль­ность действий судьи-секундометриста.

Главный судья может использовать их для характеристики отдельных особенностей соревнования. В случае победы до исте­чения времени схватки показания секундомера не сбрасывают на ноль до тех пор, пока не будет объявлен результат схватки.

Судья-счетчик фиксирует на демонстрационном щите или све­товом табло оценки за технические действия каждого борца, информирует спортсменов, судей и зрителей о ходе поединка. Точ­ность и своевременность показаний на щите облегчает судейст­во, делает схватку более интересной для зрителей и ориентиру­ет борцов.

Судья-информатор выполняет важную агитационную работу. Он способствует лучшей организации соревнований и повышает интерес к ним.

Он объявляет о порядке встреч, изменениях в программе, вы­зывает борцов на ковер. Особенность соревнований по борьбе заключается в том, что они проходят в течение многих часов подряд и зрители, естественно, несколько утомляются.

Хорошая информация помогает зрителям правильно ориен­тироваться в ходе соревнований, а борьба на ковре становится для них более понятной и доступной. Информатор сообщает зрителям о наиболее ответственных встречах, результат которых должен определить личные и командные места, обращает вни­мание на наиболее поучительные и интересные схватки. Для того чтобы информация была живой и интересной, ее надо свя­зывать с непосредственными событиями на ковре. Информация должна быть ясной н краткой и не мешать борцам вести поеди­нок, а зрителям его смотреть.

Судья-информатор должен быть знатоком спортивной борь­бы, а при подготовке к соревнованиям ознакомиться с положе­нием, подобрать интересный материал из истории борьбы, озна­комиться с результатами прошедших соревнований, знать спор­тивные биографии участников.

Просмотровая комиссия . Для оценки качества проведения соревнований главный судья организует наблюдение специаль­ной комиссии за работой отдельных судей и выступлением спорт­сменов. Б состав комиссии включают наиболее опытных судей. Просмотровая комиссия дает сведения, которые позволяют сде­лать обоснованные выводы о проведении соревнований, о ре­зультатах, о работе членов судейской коллегии и мастерстве отдельных спортсменов.

Врач входит в состав судейской коллегии и отвечает за меди­цинское обслуживание участников и санитарно-гигиенические условия проведения соревновании.

Врач должен принять все профилактические меры для пре­дупреждения заболеваний и повреждений участников, для чего он проверяет оборудование места соревнований, места питания и размещения борцов, а также прохождение медицинского обсле­дования каждым спортсменом накануне соревнований. Во время взвешивания врач проводит внешний осмотр всех борцов.

Врач должен быть хорошо знаком со спецификой борьбы. Он должен проводить большую работу по установлению причин травматизма и устранять их; в ходе соревнований определять возможность дальнейшего участия спортсмена в соревнованиях.

Глава VII

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования используются для подготовки к более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; про­верки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о при­ведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходи­мом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражне­ния, количество попыток и количество участников, можно опреде­лить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Основным документом, регламентирующим проведение сорев­нований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ И СПОРТИВНЫХ ПРАЗДНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Спорт является органической частью физической культуры и представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, которые создаются и используются обществом для игровой физической деятельности людей, направленной на интенсивную специализированную подготовку для последующего максимального проявления способностей путем соревнования в заранее определяемых двигательных действиях.

Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам

общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, но не является постоянной специальностью (профессией) человека.

Это наиболее ярко выражается в детском спорте, поскольку спортивная деятельность учеников является внеучебной, не предусмотренной государственными планами и программами в качестве учебной дисциплины общеобразовательной школы и осуществляется через внеклассные и внешкольные формы работы, то есть сугубо на добровольных началах.

  1. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СПОРТА.

Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и, оказывает большое влияние на развитие человека. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, единством цели всех видов воспитания; во-вторых, диалектикой самого воспитательного процесса, в ходе которого затрагиваются не отдельные стороны человеческой личности, а вся личность в целом; в-третьих, наличием общей основы, на которой развертывается воспитание, а именно деятельности.

В спорте представлены все виды человеческой деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, общение и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение людей в нужном направлении.

В процессе спортивных занятий осуществляется умственное воспитание участников. Здесь присутствуют две связи: непосредственная и опосредованная.

Непосредственная связь заключается в том, что в ходе физического воспитания осуществляется прямое воздействие на развитие интеллектуальных качеств занимающихся. В процессе занятия спортивными упражнениями непрерывно возникают двигательные познавательные ситуации, решение которых требует значительного умственного напряжения: как сделать движение быстрее, точнее, что надо предпринять, чтобы исправить допущенную ошибку – это цепь мыслительных операций, включающих наблюдение, обобщение, принятие решения. Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями: занимающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся способом познания и освоения окружающего мира.

Опосредованная связь спорта с умственным развитием личности состоит в том, что занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент в виде крепкого здоровья, которое позволяет человеку полноценно выполнять умственную деятельность. Занятие спортом зачастую используется как средство для снятия умственного напряжения и стимуляции интеллектуальной деятельности.

В процессе занятия спортом происходит нравственное развитие занимающихся. Оно направлено на формирование у человека социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика – стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Занятия спортом развертываются на фоне общения, в коллективе, под руководством учителя. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся, с самого начала занятий спортом они начинают сознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством тренера укрепляются нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д.

  1. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД.

Одним из специфическим методов физического воспитания является соревновательный метод. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнения в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

  1. В виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);
  2. Как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

Стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

Выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

Обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

Содействовать воспитанию волевых качеств.

  1. СУЩНОСТЬ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Спортивные соревнования и традиционные спортивные праздники, проводимые спортивной школой – один из наиболее эффективных путей привлечения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такие мероприятия способствуют воспитанию коллективизма, сопричастности, чувства гордости за свою школу. Спортсмены учатся соблюдать традиции школы, приобщаются к ее истории.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.

Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, они способствуют смелым и решительным действиям участников, их высоким достижениям.

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественные задачи.

Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию физкультуры и спорта в целом и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности; проверки качества учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитации за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки спортсменов.

То есть календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья. Судья ответственен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это - отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть прежде всего безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Организация и проведение соревнований предусматривает тщательную подготовку к ним, проведение соревнований, подведение их итогов.

  1. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

Подготовка к проведению соревнований

Соревнования планируются с учетом:

  • климатических условий;
  • наличия учебно-спортивной и материально-технической базы;
  • наличия профессионально подготовленных специалистов;
  • разницы возрастных категорий дворовых команд;
  • наличия экипировки у участников соревнований;
  • сроков и характера соревнований, проводимых вышестоящим спортивным комитетом и т.д.

В целях обеспечения успешной подготовки мероприятия следует:

  • составить Положение о соревнованиях и своевременно разослать его;
  • составить смету расходов на проведение соревнований;
  • определить ответственных лиц за подготовку мест соревнований, судейство, решение организационных вопросов и т.д.;
  • составить сценарий открытия и закрытия соревнований (кто будет принимать парад, приветствовать участников, поднимать флаг и т.д.);
  • подготовить билеты участников, пригласительные билеты, афиши и другую рекламную продукцию;
  • обеспечить освещение соревнований в местной газете, по радио, ТВ, организовать выпуск фотомонтажей;
  • обеспечить медицинское обслуживание участников соревнований, безопасность спортсменов и зрителей (совместно с органами внутренних дел);
  • подготовить необходимую документацию (протоколы, таблицы), измерительные приборы (секундомеры, часы, рулетки, нагрудные номера и др.).

Перед началом соревнований необходимо проверить подготовку мест соревнований.

При проведении соревнований следует:

Вносить результаты игр (эстафет) в таблицу хода соревнований;

Комментировать ход соревнований.

В период соревнований главный судья может назначить совещание представителей команд, если это необходимо.

В последний день соревнований подсчитываются очки каждой команды, определяются места, подготавливаются программы, дипломы, памятные вымпелы, жетоны, призы и др. Затем проводится закрытие соревнований и награждение победителей.

Основным документом, регламентирующим проведение соревнований, является Положение о проведении данного состязания. Положение о соревнованиях разрабатывается и утверждается не позднее 10-15 дней до начала соревнований. Любые отступления от утвержденного положения недопустимы.

В Положении о соревнованиях должно быть четко сформулировано следующее:

В Положение о соревнованиях при необходимости можно добавить и другие пункты в зависимости от масштаба, характера соревнований, наличия спонсоров и т.д.

При подготовке к проведению соревнований необходимо привлечь следующие организации:

  • медицинскую службу;
  • службу безопасности;
  • прессу;
  • предприятия питания и т.д.

При необходимости привлекаются и другие организации, которые могут обеспечить культурную программу, обеспечение призами и т.д.

Организаторы физкультурных или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, несут ответственность за их организацию и проведение, имеют право приостанавливать такие мероприятия, изменять время их проведения, прекращать такие мероприятия и утверждать их итоги. Организация и проведение физкультурного мероприятия или спортивного соревнования осуществляются в соответствии с положением (регламентом) о таком физкультурном мероприятии или таком спортивном соревновании, утверждаемым его организаторами.

Форма описательного отчета о проведении спортивно-массовых мероприятий

Информирует,

(наименование проводящей организации)

что в соответствии с приказом (распоряжением) от «___» _________20 __г.

№ ___ «____» ___________________________________________ 20__г.

(сроки проведенного мероприятия)

проведен(ы)____________________________________________________

(место проведения)

(наименование мероприятия)

Непосредственными организаторами мероприятия являлись ______________

Главный судья (организатор) -_______________________________________

(Ф . И.О., судейская категория)

Мероприятие было проведено с _____ до ________ (включительно) ч.

Численность участников составила чел., в том числе ______чел.

в возрасте до 18 лет.

Состав участников (команд) мероприятия ___________________________

Краткая информация о непосредственном проведении мероприятия _______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Краткая информация о проведении церемоний открытия и закрытия мероприятия и награждения _______________________________________

__________________________________________________________________

Дополнительная информация ______________________________________

Оценка работы судейской коллегии (для мероприятий, проводимых в форме соревнований) __________________________________________________

Замечания по проведению мероприятия_______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Главный судья (организатор) ____________________________________

Руководитель проводящей организации ________________/___________ /

Дата ________________ м.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что в спортивных соревнованиях решаются те же задачи, что и в физическом воспитании в целом. Кроме того, они действенный стимул систематических занятий спортом, способствующий развитию физической культуры и спорта в стране.

Спортивные соревнования используются для подготовки к последующим, более ответственным, соревнованиям; отбора, выявления спортивных данных и спортивной подготовленности, проверки качества и учебно-тренировочной и воспитательной работы; агитация за спорт, пропаганды идей физического воспитания и спорта.

Список литературы.

  1. Тер–Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1980.
  2. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Вилевский, К. Х. Грантынь. – М., Просвещение, 1985.
  3. Физическая культура в 5-8 классах. Под ред С.К. Елисеевой. М., Просвещение,1980.
  4. Физическая культура в школе. Под ред. Э. И. Кузнецовой. М., Просвещение, 1979.

Состав судейской коллегии (бригады) формируется в соответствии с правилами проведения соревнований по данному виду спорта.)


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к разработке и составлению положений
об областных соревнованиях по видам спорта

Положение является неотъемлемой частью системы управления физической культуры и спорта в Новосибирской области;
- Положение представляется на утверждение в Департамент ФК и С НСО не позднее, чем за 1 месяц до начала соревнований;
- Спортивные соревнования проводятся в соответствии с правилами проведения соревнований по видам спорта (аккредитованными) в установленном порядке Департаментом ФК и С НСО.

Структура положения

Положение включает в себя введение и разделы.
Во введении указываются причины и обоснованность проведения указанных в Положении соревнований (соревнований по решению президиума Федерации).

Разделы положения

I. Цели и задачи
Цели и задачи должны соответствовать основным направлениям развития вида спорта и отрасли Физической культуры и спорта в целом.
II. Сроки и места проведения соревнований
В положение вносятся в хронологическом порядке официальные спортивные соревнования, включенные в Единый календарный план областных и Всероссийских спортивных мероприятий предстоящего года в соответствии со структурой областных соревнований по видам спорта:
- Комплексные спортивные мероприятия среди различных категорий населения;
- Чемпионаты области;
- Первенства области;
- Кубки области;
(розыгрышей кубков Новосибирской области в одном виде спорта не может быть более двух : один среди мужской категории спортсменов и один – среди женской. Кубок области может также вручаться по итогам командного зачета среди муниципальных образований, поселений и городских округов области).
- Областные соревнования по видам спорта;
Отборочные соревнования проводятся в рамках чемпионатов и первенств Сибирского федерального округа.
Места проведения соревнований (особенно комплексных мероприятий) выбираются на конкурсной основе с учетом интересов развития вида спорта и условий, предлагаемых организациями-конкурсантами.
III. Руководство проведением соревнований
Перечисляются государственные, общественные и другие организации, которые отвечают за общее руководство проведения соревнований.
Указывается организация, непосредственно отвечающая за организацию и проведение (оргкомитет), судейские коллегии, обслуживающие соревнования, ответственные за прием и отправку судей, подготовку и оформление мест соревнований, размещение, питание участников и судей.
Организаторы соревнований и ГСК несут ответственность за исполнение всех требований, изложенных в Положении. В случае неисполнения организаторами и ГСК требований Положения департамент может отменить результаты этих соревнований.
IV. Требования к участвующим организациям, участникам соревнований и условия проведения
Участники соревнований:
- классификация соревнования;
- состав участников (возраст, рейтинг и т.д.);
- условия, определяющие допуск организаций и спортсменов к соревнованиям;
- численные составы команд (спортсмены, тренеры, специалисты, судьи и т.п.);
- запрещено противоправное влияние на результаты официальных спортивных соревнований и участие в азартных играх в букмекерских конторах и тотализаторах путем заключения пари на официальные спортивные соревнования в соответствии со статьей 26.2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Программа соревнований:
- дата начала (день приезда);
- дата и время заседания главной судейской коллегии;
- даты проведения официальных тренировок;
- расписание стартов по дням с указанием видов программы соревнований и кода спортивной дисциплины в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта и приказами по внесению в Реестр дополнительных видов спорта.
Порядок жеребьевки:
Указывается:
- срок подачи заявок;
- дата и время жеребьевки;
- условия проведения (процедура) жеребьевки.
V. Условия подведения итогов
Определение первенства
Указываются условия определения победителей, призеров и порядок их награждения в отдельных видах программы соревнований. Для определения рейтинга вида спорта необходимо обозначать рейтинговые старты и условия начисления очков (баллов, мест и т.д.) по согласованию с федерацией по видам спорта.
В одной спортивной дисциплине, где нет возрастного ограничения, на Чемпионате области максимально может быть разыграно два комплекта медалей – один среди женщин, один среди мужчин.
В первенстве области, в одной спортивной дисциплине в одной возрастной группе максимально может быть разыграно два комплекта медалей – один среди юниоров, юношей и ветеранов в своей возрастной группе и один среди юниорок, девушек и женщин-ветеранов в своей возрастной группе.
Количество первенств области в виде спорта не может быть больше количества возрастных групп. Количество последних не может превышать количество Первенств России плюс одна следующая младшая возрастная группа.
Розыгрышей Кубков области в виде спорта не может быть более двух – один среди мужчин и один среди женщин. Кубок может также вручаться по итогам командного зачета (муниципальным районам, городским округам).
VI. Обеспечение безопасности участников и зрителей
Соревнования проводятся на объектах спорта, отвечающих требованиям соответствующих нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности участников и зрителей, при наличии актов готовности объектов спорта к проведению спортивных соревнований, утвержденных в установленном порядке.
Обязательным условием проведения соревнований является наличие в местах проведения соревнований автомашин «Скорая помощь» с квалифицированным медицинским персоналом и штатным набором лекарственных, санитарно-гигиенических и других средств, необходимых для оказания экстренной медицинской помощи.
Проводящая организация обязана предусмотреть комплексные меры по антитеррористической защищенности и обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий.
VII. Условия финансирования
Обязательно учитывать в данном разделе Положения следующее:
- За счет средств областного бюджета принимаются к финансированию расходы по проведению соревнований, на основе распределения видов спорта по группам финансирования с учетом выделенных лимитов и утвержденным порядком финансирования спортивных мероприятий на соответствующий год.
Дополнительно в Положение могут быть внесены разделы, учитывающие специфику и особенности вида спорта, например «Допуск спортсменов из бывших союзных республик» и т.д.
Допускается взимание проводящими организациями стартовых, заявочных либо иных взносов за участие в соревнованиях (далее взносы). Решение о взимание взносов принимается Федерацией по виду спорта и подтверждается официальным документом. Порядок сбора взносов и оформление отчетной документации производится в рамках действующего законодательства Российской Федерации и Новосибирской области и описывается в соответствующем пункте Положения.
VIII. Порядок согласования и утверждения положения об областных соревнованиях
- Положение представляется на утверждение в Департамент ФК и С НСО не менее чем в 3-х экземплярах. Два утвержденных экземпляра и электронная версия (CD, другой электронный носитель) остаются в Департаменте ФК и С НСО у куратора вида спорта, 1 экземпляр отдается организатору мероприятия. Ответственность за достоверность информации в электронной версии Положения, представленной в Департамент, возлагается на руководство спортивной федерации.
- На оборотной стороне каждого листа Положения ставится виза исполнителя, дата и согласование куратора вида спорта.

Тема: Организация и проведение соревнований по спортивным играм.

Цель: Научить составлять положение о соревнованиях, ориентироваться в системах розыгрыша.

Литература:

    «Спортивные игры». Учебное пособие для пед училищ, отделений физвоспитания. Под редакцией Н.П. Воробьёва. М., «Просвещение», 1975.

    Планирование, организация и проведение спортивных соревнований/. Сост. Антонов В.В. – Караганда: Болашақ-Баспа, 2001.-63с.

    Правила соревнований по видам спорта.

    Виды соревнований.

    Положение о соревнованиях.

    Системы розыгрыша.

Ход занятия:

Соревнования являются органической и неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, одним из методов привлечения широких масс к занятиям спортивной игрой. В соревнованиях про­веряется качество учебно-тренировочной работы, выявляются ее недостатки, подводятся итоги работы за определенный период времени, определяются сильнейшие спортсмены и лучшие команды. Кроме того, соревнования стимулируют систематическую трениро­вочную работу, повышают уровень спортивного мастерства.

I . Виды соревнований.

Соревнования по спортивным играм подразделяются на сле­дующие виды: первенства, или чемпионаты, соревнования на кубок (приз), матчевые встречи, контрольные встречи, уравнительные, классификационные, отборочные соревнования, однодневные сорев­нования (блицтурниры), показательные и товарищеские встречи.

    Первенства, или чемпионаты (школы, района, города, респуб­лики и т. п.), проводятся обычно только один раз в год. Это един­ственный вид соревнований, в котором присваивается звание чем­пиона. Как правило, первенства проводятся по круговой системе с определением мест всех участников.

    Соревнования на кубок (приз) учреждаются различными органи­зациями: комитетами по физической культуре и спорту; редакция­ми печатных органов; спортивными клубами; советами физкульту­ры школ. Они проводятся по системе с выбыванием.

    Матчевые встречи организуются специально, они предусматри­ваются календарем спортивных соревнований. Многие из таких встреч являются традиционными.

    Контрольные встречи проводятся с целью проверки готовности команд к предстоящим ответственным соревнованиям.

    Уравнительные соревнования проводятся между командами раз­личной подготовленности. Благодаря специально созданным усло­виям силы участников до некоторой степени уравниваются: более слабая команда получает еще до начала игры некоторое количество очков (фору), что уравнивает возможный исход встречи. Это за­ставляет участников вести спортивную борьбу в полную силу. Раз­меры форы зависят от разницы в классе игры команд. Фора объявляется заранее или же только после окончания соревно­ваний. Уравнительные соревнования обычно проводятся в коллек­тиве физической культуры (школы, предприятия). Часто в школе в этих соревнованиях младшим приходится играть со старшими. Количество очков, за­ранее получаемое более слабой командой, определяет учитель.

    Классификационные соревнования проводятся для определения уровня спортивной подготовки и присвоения спортивного разряда.

    Отборочные соревнования проводятся с целью выявления одной или нескольких команд для участия в более крупных соревнова­ниях.

    Однодневные соревнования (блицтурниры) проводятся в течение одного дня с участием большого количества команд. Обычно такие соревнования планируют в праздничные дни, посвящают открытию сезона, началу учебного года.

    Показательные встречи проводятся с целью популяризации спортивных игр и демонстрации спортивного мастерства.

    Товарищеские встречи - это неофициальные встречи, которые проводятся без утвержденного положения, по взаимной договорен­ности между отдельными командами, для проверки подготовлен­ности игроков к предстоящим соревнованиям.

Качество проведения соревнований зависит от тщательной их подготовки.

II . Положение о соревновании.

Подготовка к соревнованию начинается с разработки положе­ния о соревновании. До проведения соревнований по спортивным играм соответствующая организация обязана утвердить положение о соревновании. Положение следует утвердить заблаговременно с таким расчетом, чтобы участвующие организации могли заранее с ним ознакомиться и тщательно подготовиться. Отступления от утвержденного положения недопустимы.

В положении о соревнованиях указывают: цели и задачи; время и место проведения соревнований; руководство соревнования­ми; участников соревнований; порядок проведения соревнований и определения победителей; награждение команд и участников; ус­ловия приема команд; формы и сроки представления заявок; место и время жеребьевки.

Спортивные соревнования проводит судейская коллегия. В ее состав в зависимости от вида спорта могут входить: главный судья и его заместители; главный секретарь и его помощники; судьи- секундометристы; судья-информатор; врач и др. Права и обязан­ности судей определяются правилами соревнований по каждому виду спортивных игр.

III . Системы розыгрыша.

В практике проведения соревнований по спортивным играм в большинстве случаев применяется две системы розыгрыша: кру­говая и система с выбыванием (олимпийская). Кроме указанных систем, иногда применяется смешанная система.

Круговая система. При круговой системе соревнований каждая команда (участник) играет по очереди со всеми остальными. При небольшом числе участников возможно проведение встреч со всеми противниками дважды или по нескольку раз. Победительницей считается команда (участник), выигравшая наибольшее количество встреч.

Круговая система дает возможность наиболее точно определить силы команд. Элемент случайности при проведении соревнований по этой системе минимальный. Недостатком круговой системы яв­ляется то, что для проведения соревнования нужно много времени.

Для определения количества встреч при проведении соревнова­ний по круговой системе пользуются следующей формулой:

где А-число команд, Х-количество встреч. Например, количество встреч при 16 командах будет равно:

При нечётном количестве команд количество календарных дней будет равно количеству команд, при чётном – на один меньше. Очерёдность встреч при круговой системе определяется по специальной таблице, которую можно составить двумя способами: с чередованием полей и без чередования полей.

Первый способ (с чередованием полей). В этом способе команда, которая стоит в паре первой, играет на своём поле. Для составления таблицы всегда берётся нечётное количество участников и чертится соответственное количество вертикальных линий. Внизу под первой линией ставится первый номер, а остальные вписываются по порядку змейкой. В результате справа и слева от вертикальной линии будут располагаться участники одного дня соревнований.

Примерный календарь соревнований для пяти команд:

Команды, номера которых вписаны снизу и сверху вертикали, будут в этот день свободны от игры. Если количество команд будет чётным, то к команде, не играющей в этот день, подставляется очередная цифра, равная последней, и в строчку записываются пары.

В нашем примере для пяти команд календарь игр будет выглядеть так:

1-й день 1-0 5-2 4-3

2-й день 0-4 2-1 3-5

3-й день 2-0 1-3 5-4

4-й день 0-5 3-2 4-1

5-й день 3-0 2-4 1-5

Для шести команд календарь проведения встреч будет таким:

1-й день 1-6 2-5 3-4

2-й день 6-4 5-3 1-2

3-й день 2-6 3-1 4-5

4-й день 6-5 1-4 2-3

5-й день 3-6 4-2 5-1

Второй способ (без чередования полей) используется в тех случаях, когда смена полей не имеет значения или когда игры проводятся на одной площадке. Таблица составляется для чётного количества участников: если количество участников нечётное, то вместо следующего чётного номера ставят ноль.

Принцип составления таблицы следующий. Все участвующие команды делят пополам, и номера команд записывают вертикальным столбцом в два ряда. Первая половина номеров, начиная с первого, записываются сверху вниз, а последующая – снизу вверх. Номера, попавшие рядом, составляют пары первого дня соревнований. Для определения второго дня и последующих дней соревнований в таблице первый номер оставляют остальные передвигают на одно место по кругу против часовой стрелки.

Календарь встреч для семи команд:

1-й день 2-й день 3-й день 4-й день 5-й день 6-й день 7-й день

1-0 1-7 1-6 1-5 1-4 1-3 1-2

2-7 0-6 7-5 6-4 5-3 4-2 3-0

3-6 2-5 0-4 7-3 6-2 5-0 4-7

4-5 3-4 2-3 0-2 7-0 6-7 5-6

При участии большего количества команд и возникновении необходимости проведения соревнований в ограниченные сроки календарь встреч составляют с разбивкой команд на предварительные подгруппы. В этом случае часто прибегают к рассеиванию команд. В каждую подгруппу включают победителей предыдущего розыгрыша. Остальные участники определяются жребием. В каждой подгруппе встречи проводят по круговой системе и определяют место каждого участника. Занявшие первые места в подгруппах играют между собой и т.д.

Иногда применяют и другой вариант. Участники, занявшие 1 и 2 места, образуют первую финальную группу, где разыгрывают места по круговой системе; 3 и 4 места образуют вторую финальную группу и т.д.

Система розыгрыша с выбыванием заключается в том, что коман­да, потерпевшая поражение, выбывает из дальнейшего участия в соревновании. Победителем соревнования считается команда, за­кончившая соревнование без поражения. Обычно по такой системе разыгрывают соревнования на кубок (приз). Положительной сто­роной этой системы является то, что при большом количестве команд соревнования можно провести в относительно короткие сроки. От­рицательные стороны системы с выбыванием заключаются в том, что она определяет только 1-2-е места, возможны случаи выхода в финал не самых сильных команд, половина команд выбывает из соревнования сразу после первой игры, и поэтому большинство команд проведет малое количество игр.

Составляя расписание игр и таблицы соревнований, порядко­вый номер команды в таблице определяют жеребьевкой. Если число участвующих команд удваивается (4,8,16,32 и т. д.), то на­звание команд располагают в таблице сверху вниз в порядке, опре­деленным жребием. Первая команда играет со второй, третья – с четвертой и т.д. В игру вступают все команды-участницы. Победи­тели первого этапа играют между собой (также попарно) в порядке сверху вниз.

Если число участвующих команд не представляет степени чис­ла 2, то часть команд, в зависимости от полученных ими по жеребьевке номеров, вступает в игру со второго тура, что определяется по формуле: - 2 n)*2 = х, где А - количество участвующих команд, п - степень 2, дающая число, максимально приближенное к числу участвующих команд. Например: в соревнованиях уча­ствуют 11 команд, приближенное число 2 в степени п будет 2 3 , т. е. 8. Раскроем формулу: (А - 2 3)*2 = (11- 2 3)*2 = (11 - 8)*2 = 6. Следовательно, в первом туре должны играть 6-команд, а 5 команд начнут соревнования со второго тура.

Если число команд четное, то сверху и снизу играет во вто­ром туре равное количество команд, а если нечетное - то снизу играет на одну команду больше, чем сверху.

Контрольные вопросы.

    Какие виды соревнований существуют?

    Какие пункты входят в положение о соревнованиях?

    Составить график игр по круговой системе.

    Составить график игр по способу с выбыванием.