Основные понятия спортивной тренировки и подготовленности легкоатлета. Тема: Техническая подготовка спортсмена Техническая подготовка спортсмена

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность -- это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (например, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании, конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика некоторых видов спорта накладывает отпечаток на характер и степень развития отдельных психических качеств у спортсменов. Однако для воспитания волевой подготовленности используются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования.

1. Регулярно и обязательно выполнять тренировочной программы и соревновательных установок.

Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей, с четким пониманием невозможности достичь спортивных вершин без соответствующей мобилизации духовных и физических сил. На этой основе реализуется воспитание целеустремленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные трудности.

Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложненных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные программы.

3. Использовать соревнования и соревновательный метод. Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психической напряженности спортсмена, а значит, к нему предъявляются дополнительные требования: проявить активность, инициативность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

Понятие структуры физических качеств в общем виде было сформулировано в ряде работ (В.М. Зациорский, 1961, 1965; Ю.В. Верхошанский, 1963, 1970, 1972), однако лишь в плане по-становки проблемы, и до сих пор не получило достаточной со-держательной разработки. Вместе с тем факты, относящиеся

к проблеме структуры физической подготовленности спортсме-нов, довольно обширны и концентрируются в литературе вокруг таких вопросов, как взаимосвязь физических качеств в процессе их развития, «перенос» этих качеств с одного вида деятельности на другой (см. обзоры Н.В. Зимкин, 1956, 1965; Н.Н. Яковлев и др., 1960; В.М. Зациорский, 1965; D. Hebb, 1949; F. Lindeburg, 1949; D. Nelson, 1957; R. Woodworth, 1958; В. Cratty, 1962, 1964). Здесь целесообразно отметить только основные положения, опре-деляющие подходы к содержательной разработке понятия струк-туры физической подготовленности спортсмена.

Установлено, что степень переноса физических качеств с ро-стом тренированности уменьшается (Н.В. Зимкин, 1965; В.М. За-циорский, 1965), что механизм переноса в высшей степени спе-цифичен (F. Cumbeca. о., 1957; D. Nelson, 1957; I. Bachman, 1961; В. Cratty, 1968; I. Lawther, 1968; A. Barrow, 1971), что взаимосвязь между физическими качествами может быть положительной,


– 47 –


отрицательной или нейтральной (Н.В. Зимкин, 1956) и из поло-жительной на начальном этапе тренировки может затем перехо-дить в отрицательную (А.В. Коробков, 1958).

В работах, касающихся методических вопросов взаимосвязи физических качеств, неоднократно отмечалось, что тренировка, состоящая из упражнений, требующих быстроты, силы и вынос-ливости, лучше развивает каждое из этих качеств, нежели тре-нировка каждого из них, производимая даже с увеличенной на-грузкой (Н.Г. Озолин, 1949, 1970). Развитие каждого качества положительно влияет на развитие других, и, наоборот, отставание

в развитии одного или нескольких качеств лимитирует развитие других (А.Н. Крестовников, 1951; С.В. Каледин, 1961; Н.В. Зим-кин, 1956; Н.Н. Яковлев и др., 1961). Например, развитие силы и быстроты обусловливает развитие способности к проявлению быстрой силы (А.В. Коробков, 1953; Н.В. Зимкин, 1956; В.В. Куз-нецов, 1970).

Теоретической предпосылкой здесь выступает гипотетическое предположение о так называемом едином физиологическом ме-ханизме (условном рефлексе), лежащем якобы в основе деятель-ности мышц. Тренировка приводит к образованию «обширного фона» временных связей, на базе которых благодаря так называе-мой пластичности нервной системы могут возникать различные сочетания качественных сторон двигательной деятельности в за-висимости от направленности тренировочного процесса. В связи с этим предполагалось, что вначале соответствующими средства-ми следует отдельно развивать составляющие сложного двига-тельного качества, а затем интегрировать их в основном спортив-ном упражнении или структурно сходных с ним движениях.



В последнее время получила развитие сложившаяся еще в 30-х годах концепция так называемой качественной специфичности двигательных способностей человека, основывающаяся на об-ширном фактическом материале (I. Downev, 1923; G. Allport, 1933; С. Мс Cloy, 1937; Н. Iones, 1949; обзор см. Ю.В. Верхошанский, 1970, 1972), который свидетельствует о весьма сложных отноше-ниях между двигательными способностями, развиваемыми раз-личными средствами при различных режимах мышечной работы и имеющими вследствие этого низкую степень общности, высо-кую степень специфичности и плохую переносимость с одного вида деятельности на другую. В соответствии с этой концепцией существуют общие и специфические способности. Общие способ-ности лежат в основе выполнения более чем одного задания; они


– 48 –


относительно постоянны по сравнению со значительными коле-баниями условий, в которых выполняется задание. Общие двига-тельные способности человека обеспечивают основу для осущест-вления моторной деятельности и определяются относительно устойчивыми конституционными признаками, регулируемыми наследственностью, строением и физиологией тела.

Специфические способности обусловливают функциональную специфику поведения в сложных двигательных ситуациях и яв-ляются главным образом результатом двигательного опыта, влия-ния окружения и взаимодействия с ним. Если общие способности обеспечивают выполнение нескольких близких по качественным признакам групп заданий, то специфические способности, будучи



в высшей степени независимыми, обеспечивают только одну кон-кретную деятельность.

Предпринимались попытки сформулировать теории, объяс-няющие сущность и физиологический механизм качественной специфичности и функциональной независимости двигательных способностей наличием специфичной нейромоторной координа-ции мышечной деятельности (P. Fitts, 1954; F. Henky, 1952, 1960; F. Henky, G. Whitlec, 1960; K. Smith, 1962). Однако такие попытки представляли собой лишь умозрительные заключения, основы-вающиеся на довольно легковесных фактах.

Что касается структуры силовых способностей, то здесь еще очень много неясного и противоречивого, несмотря на многочис-ленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом. Анализ литературных данных (см. обзор Ю.В. Верхошанский, 1970, 1972) позволяет выделить некоторые положения, в основе которых лежит более или менее единодушное мнение специали-стов. Так, значительная часть экспериментальных работ указывает на то, что сила мышц, развиваемая одним средством, не может быть разносторонне полезной, что сила мышц не коррелирует со скоро-стью движений и силовые упражнения ухудшают быстроту движе-ний, что статическая сила и динамическая сила не связаны между собой, что изометрическая тренировка может не иметь переноса на динамический режим, что динамическая сила в большей мере свя-зана с двигательными способностями, чем изометрическая.

Следует, однако, отметить, что приведенные выводы, касающи-еся взаимосвязи двигательных способностей, зачастую делались на основе экспериментальных данных, полученных на случайном контингенте испытуемых преимущественно низкой спортивной квалификации и без учета объективных закономерностей, опреде-


– 49 –


ляющих динамику спортивного мастерства. Поэтому относиться

к этим выводам надо весьма осторожно, ограничивая пределы их справедливости той категорией спортсменов (испытуемых), на которых они были получены, и не спешить с обобщениями.

Ниже предлагается концепция структуры физической (и, в частности, силовой) подготовленности спортсменов на основе учета фактических данных и результатов исследования (Ю.В. Верхошанский с сотр.). При этом представляется целе-сообразным различать понятия состава и структуры физической подготовленности спортсмена. Под составом подразумевается комплекс качественно специфических форм работоспособности, объективно присущих человеку и определяющих успех его спор-тивной деятельности, а под структурой – целесообразный систе-мообразующий принцип взаимосвязи в комплексе двигательных способностей, обеспечивающий их функциональное единство и рабочие возможности человека.

Структура подготовки спортсмена в процессе тренировки.

Актуальность . Важным вопросом подготовки спортсмена в процессе тренировки является поиск рациональных форм организации тренировочных нагрузок в рамках годичного цикла и отдельных его этапов. В структуре годичной подготовки спортсмена выделяют подготовительный и соревновательный периоды. Как подготовительный, так и соревновательный период включает в себя ряд этапов, характеризующихся определенной направленностью, сочетанием и длительностью применения тренировочных нагрузок. Их планирование осуществляется с учетом особенностей адаптации и во многом обусловлено календарем соревнований. Результаты, показанные в соревнованиях, зависят не только от особенностей построения тренировочного процесса, но и от технической, физической, тактической, психологической, интеллектуальной и интегральной подготовленности спортсмена. У спортсменов тренировочный микроцикл, макроцикл и мезоцикл могут быть различны. Поэтому тема работы представляется мне актуальной.

Цель работы – рассмотреть виды подготовки спортсмена и раскрыть основы спортивной тренировки.

Объект исследования – виды и циклы подготовки спортсмена.

Предмет исследования – виды подготовки спортсмена и основы спортивной тренировки.

Задачи работы :

1.Выявить наиболее важные этапы видов подготовки спортсмена. 2.Рассмотреть циклы подготовки спортсмена. 3.Выделить особенности видов и циклов подготовки спортсмена.

Выводы :

1 .Наиболее важными этапами в подготовке спортсмена являются: - повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма. – развитие всех основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. – развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта. – повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта. – воспитание способностей проявлять имеющейся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности. – приобретение спортсменом знаний об освоение и совершенствование тактических, технических приемов, двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта. – овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП.

2. Рассмотрели циклы подготовки спортсмена. Наиболее эффективным является соревновательный микроцикл, построенный по следующей схеме: разминка, тренировка, тренировка, отдых, разминка, соревнования.

3 .Особенностью циклов является микроцикл построенный по схеме: разминка, тренировка, тренировка, отдых, разминка и соревнование. Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Один из них связаны со спецификой вида спорта – структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившиеся в данном виде спорта системой соревнований, другие – с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей, в третьих – с организацией подготовки, климатическими условиями, материально-техническим уровнем.

Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются всё технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия, видами - наступательная, оборонительная и контратакующая тактика.

Тактика определяется основными стратегическими задачами: участием спортсмена в серии соревнований целью подготовки и успешного выступлния в главных соревнованиях сезона (задачи перспективного характера); с участием в отдельных соревнованиях или же в конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре и т. д. (задачи локального характера). Тактические задачи связаны с нахождением и использованием эффективных путей решения стратегических задач.

В зависимости от специфики вида спорта, квалификации спортсмена, возникшей в соревнованиях, тактика может носить алгоритмический, вероятностный и эвристический характер. Алгоритмичная тактика строится на заранее запланиро­ванных действиях и их преднамеренной реализации. Такая тактика особенно характерна для видов спорта с минимальной вариа­тивностью тактических решений - плавания, гребли, конькобеж­ного спорта, тяжелой атлетики, метаний и др. Вероятностная тактика предполагает преднамеренно-экспромтные действия, в которых планируется лишь определенное начало; варианты продолжения действий зависят от конкретных реакций противника и партнеров, ситуации, складывающейся в соревнованиях. Эвристическая тактика.строится на экспромтном реагировании спортсменов в зависимости от создавшейся ситуации в ходе соревновательного поединка (В. С. Келлер,. 1986). Вероятностная и эвристическая тактика особенно характерны для спортивных единоборств и игр, часто применяются в групповых велосипедных гонках на шоссе и треке, спринтерской гонке на треке, а в отдельных случаях -и в сложнокоординационных видах спорта.

В основе тактической подготовленности отдельных спортсменов и целых команд лежит владение современными средствами, формами и видами тактики данного вида спорта; соответствие тактики уровню развития конкретного вида спорта с оптимальной для него структурой соревновательной деятельности; соответствие тактического плана особенностям конкретного соревнования (состоянию мест соревнований, характеру судейства, поведению болельщиков и т. п.); увязывание тактики с другими сторонами подготовленности - технической, психологической, физической, интеллектуальной; учет при разработке тактического плана технико-тактических и функциональных возможностей партнеров (в командных видах спорта); знание тактических действий сильнейших спортсменов, основных соперников, их тактических и физических возможностей, уровня психической подготовленности; вариативность тактики в зависимости от характера технических и тактических действий соперников и партнеров, хода спортивной борьбы.

Исключительно сложна структура тактической подготовленности в спортивных играх и единоборствах. Она определяется трудностями восприятия, принятия решений и реализации действий из-за их большого разнообразия, дефицита времени, пространства, информации, маскировки действительных намерений, неопределенности момента начала действий и др. Эти трудности умышленно создаются противодействующим соперником. Все это мешает правильно оценить создавшуюся ситуацию, принять оптимальные двигательные решения, предъявляет повышенные требования к деятельности нервно-мышечного аппарата, усиливает психическую напряженность.

В видах спорта циклического характера, связанных с проявлением выносливости, наиболее целесообразным с точки зрения энергообеспечения работы является равномерное «прохождение соревновательной дистанции. Многие тренеры, разрабатывая тактическую схему преодоления дистанции в плавании, беге на средние и длинные дистанции, ориентируют спортсменов прежде всего на необходимость выдерживать рекордный график, предполагающий сохранение равномерной скорости на отдельных отрезках; Такой подход часто оказывается наиболее правильным, так как исключает неоправданную реакцию спортсмена на неожиданные действия соперников, что особенно важно в командных дисциплинах. Ярким примером эффективности такой тактики является ре­зультат участия сборной команды СССР по велосипедному спорту в командной гонке преследования на 4 км на XXII Олимпийских играх (рис. 16).

На выбор.варианта тактики существенно влияют специфика вида спорта, индивидуальные особенности спортсмена, а также ряд психологических моментов, связанных с особенностями конкретных соревнований. Например, при прохождении дистанции 200 м способом баттерфляй сильнейшие пловцы мира резко снижают скорость проллывания дистанционного участка и соответственно мощность работы в середине дистанции. Они как бы делят ее на два участка, каждый из которых проходят в полную силу, а между ними отдыхают (рис. 17). Влияние индивидуальных особенностей спортсменов на тактику прохождения соревновательных дистанций в различных видах спорта убедительно демонстрируют рис. 18, 19.

Высказываясь в пользу равномерного распределения сил на дистанции, В. В. Михайлов (1971) рекомендует учитывать в то же время возможные ситуации. В тех случаях, когда спортсмены соревнуются на отдельных дорожках с ровной поверхностью (плавание, гребной спорт), от­носительно равномерное прохождение дистанции дает наибольший эффект. Когда же несколько спортсменов соревнуются на одной дорожке (бег 800 м и более, групповые гонки в велосипедном спорте- шоссе и трек), стремление занять наиболее удобное место с аэродинамической позиции, особенности трассы и т. п. требуют постоянных тактических маневров и, естественно, изменения скорости. Велосипедистам-шоссейникам, например, выгоднее идти с равномерной скоростью на равнинных участках трассы, увеличивать мощность работы на подъемах и уменьшать ее на спусках. Сложность тактической борьбы в групповой шоссейной гонке подтверждается значительными колебаниями скорости на различных участках дистанции. Достаточно сказать, что у победителя этой гонки (189 км) на XXII Олимпий­ских играх С. Сухорученкова скорость при прохождении каждого из 14 кругов (13,64 км) колебалась в пределах 36,9-41,6 км/ч; лучший результат (3-й круг) составил 19 мин 28 с, худший (11-й круг) - 21 мин 55 с. Такие же колебания скорости отмечаются и у других велогонщиков - победителей крупнейших соревнований.

Потери в экономичности работы, связанные с резкими ускорениями, которые иногда позволяют себе спортсмены при прохождении соревновательных дистанций, могут быть компенсированы психологическим преимуществом, которое получает спортсмен, неожиданно для соперников резко увеличивающий скорость. Однако нужно подчеркнуть, что этот прием под силу только исключительно хорошо подготовленным в функциональном отношении спортсменам и командам; он целесообразен лишь в том случае, если подготовка к нему не снижает скорости продвижения и если после окончания ускорения спортсмен или команда в состоянии сохранить оптимальный темп и ритм работы.

Особенно сложной является тактическая борьба в спринтерской велосипедной гонке на треке. Здесь можно выделить ряд умений спортсмена, которые в комплексе определяют эффектив­ность его тактических действий: умение свободно маневрировать с целью занять удобную позицию, эффективно выполнять «сюр пляс», контролировать действия противника и ведение тактиче­ской борьбы -в сложных условиях прохождения виражей, правиль­но выбирать время для неожиданного рывка, быстро реагировать на рывок противника, эффективно выполнять заключительный бросок на линию финиша.

Тактическое мастерство спортсмена теснейшим образом свя­зано с уровнем его технической, физической и других видов под­готовленности. Так, спортсмены с высоким уровнем развития спринтерских качеств, специализирующиеся в видах спорта цик­лического характера,"могут бурно начать дистанцию с целью ока­зать психологическое давление на соперников. Такой вариант тактики успешно реализовал С. Копылов в гонке на треке на ди­станцию 1000 м с места на чемпионате мира 1983 г. Стартовав раньше основных соперников, он за счет стремительного начала щ максимального проявления воли на финише показал выдаю­щийся результат, что полностью деморализовало его основных конкурентов, являвшихся фаворитами на этой дистанции (рис. 20).

Боксеры или борцы, обладающие большим скороетно-силовым потенциалом и недоста точной выносливостью, обычно стремятся реализовать активную наступательную тактику с тем, чтобы до­биться победы уже на первых минутах поединка. "Вместе с тем они могут использовать экономичный оборонительный варианттактики в первой части поединка с тем, чтобы сохранить силы для активных действий в конце его.

Особенности физической подготовленности спортсменов могут оказаться решающими при выборе рациональной тактики соревновательной деятельности. Так, гребцы-байдарочники с преимущественным.развитием скоростно-силовых качеств ориентнруются прежде всего на стартовый компонент при прохождении 500 м, гребцы с доминирующим развитием специальной выносливости -на финишный компонент, а спортсмены с относительно пропорциональным развитием этих качеств стремятся к относительноравномерному прохождению дистанции (рис. 21).Всестороннее овладение всеми основными средствами, форма­ми и видами тактической борьбы особенно важно в спортивных играх где недостатки в тактиче­ской подготовленности отдельных спортсменов могут существенно снизить эффективность групповых и командных действий. Однако разносторонняя тактическая под­готовленность не должна отрица­тельно сказываться на индивиду­альной тактической манере веде­ния борьбы. Выдающихся спортсменов, особенно специализиру­ющихся в играх, единоборствах, некоторых сложнокоординацйонных и циклических видах спорта, отличает яркая индивидуальная манера ведения борьбы, осно­ванная на максимальном исполь-. зовании своих физических, технических, психологических и интел­лектуальных возможностей.

Важным показателем спортивного мастерства является актив­ность тактических действий. Спортсмен высокой квалификации умеет навязывать сопернику свою волю, оказывать на него пси­хологическое давление разнообразием и эффективностью своих действий, выдержкой, волей к победе, уверенностью в успехе. Особое значение активность тактических действий приобретает в тех видах спорта, в которых имеют место прямое взаимодей­ствие соперников (в футболе, хоккее, баскетболе, всех видах борьбы и др.), неожиданные ситуации, требующие адекватного технико-тактического решения (в парусном, горнолыжном спор-; те). Активность в играх и единоборствах является важным пока­зателем тактической подготовленности при ведении как наступа­тельных, так и оборонительных действий.

В командные видах спорта важной стороной тактической подготовленное спортсменов является уровень взаимодействия партнеров в групповых и командных действиях. Именно от эф­фективности взаимодействия, умелого сочетания отработанных тактических схем с нестандартными решениями, использования индивидуальных возможностей каждого спортсмена для дости­жения конечного результата зависит, например, эффективность комбинаций в спортивных играх.


Похожая информация.


Спортивная подготовка (тренировка) - это целесообразное использова­ние знании, средств, методов и уоювии, позволяющее направленно воз­действовать на физическое развитие спортсмена и обеспечивать необ­ходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Ранее уже отмечалось, что в настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность: массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отли­чаются друг от друга. Однако что касается средств, методов, принци­пов спортивной подготовки, то они аналогичны как в том, гаки в дру­гом его виде. Принципиально обшей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массово­го спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

1. Под технической подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими возможнос­тями его, а также с условиями внешней среды. Изменение правил со­ревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения, К базовым от­носятся движения и действия, составляющие основу технической ос­нащенности данного вида и являющиеся обязательными для спорт­сменов. К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных осо­бенностей данного спортсмена.

2. Физическая подготовленность - это возможности функциональ­ных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития именно тех физических качеств, от которых зависит соревнователь­ный успех в определенном виде спорта.

3. Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, на­сколько он владеет средствами спортивной тактики (например, тех­ническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакую­щей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (напри­мер, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне) и локальный, т.е. связанный с участием в конкретном состязании.

Специфика вида спорта - это решающий фактор, определяю­щий структуру тактической подготовленности спортсмена. Так. при забеге на средние дистанции (800, 1500 м) бегун с более высоким уровнем спринтерских качеств будет стремиться замедлить пробе-гание участниками всей дистанции, чтобы коротким (100-150 м) быстрым финишным рывком добиться победы. Бегуну же с более высоким уровнем выносливости, наоборот, выгоднее вести бег в, высоком равномерном темпе по всей дистанции. Среди равных бе­гунов победит тот, кто сможет навязать соперникам свою тактику бега.

Сложнее дело обстоит с тактической подготовкой в играх, едино­борствах, где тактика связана не только с технической и функцио­нальной подготовленностью, но и с быстротой принятия решений и их реализацией при частой смене соревновательных ситуаций. Спо­собность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта.

Активность тактических действий во время соревнований являет­ся важным показателем спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь посредством тактических приемов навя­зать сопернику свою волю во время соревнований.

4. Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновре­менно взаимосвязанные стороны; волевую и специальную психичес­кую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целе­устремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманно­стью решений), настойчивость и упорство, выдержка и самооблада­ние, самостоятельность и инициативность. Большая часть этих ка­честв воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

Специфика некоторых видов спорта сама по себе накладывает от­печаток на характер и степень развития отдельных психических ка­честв. Однако для воспитания волевой подготовленности использу­ются и определенные методические приемы. Практически основой методики волевой подготовки служат следующие требования:

  • регулярное и обязательное выполнение намеченной тренировоч­ной программы и соревновательных установок (это должно делаться сознательно), что связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодоле­нии трудностей. На этой основе реализуется воспитание целеустрем­ленности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодис­циплины и стойкости;
  • системный ввод дополнительных трудностей, включение допол­нительных двигательных заданий, проведение тренировочных заня­тий в усложненных условиях, увеличение степени риска;
  • использование соревнования и соревновательного метода. Сам дух соперничества служит средством повышения психической устой­чивости спортсмена при различной степени психической напряжен­ности в условиях соревнований или тренировки (табл. 9.3).

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые также можно совершенство­вать в ходе спортивной подготовки:

  • устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревно­вательной деятельности;

Таблица 9.3 Психическая напряженность фехтовальщика при выполнении специализиро­ванных упражнений (по С.С. Гурвичу, В.С. Келлеру, В.Н. Платонову)

  • кенестетические и визуальные восприятия двигательных дей­ствий и окружающей среды;
  • способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;
  • способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;
  • способность к формированию в структурах головного мозга опе­режающих реакций, программ, предшествующих реальному дей­ствию.

Мы специально уделили столько внимания психической подго­товленности в общей структуре подготовки спортсмена, поскольку эта сторона подготовки часто остается в тени. Но именно психическая подготовленность человека, приобретенная в процессе регулярных тренировок и спортивных соревнований, становится сутью его харак­тера, т.е. может широко проявляться в обычной и профессиональной жизнедеятельности человека.

Говоря о структуре подготовленности спортсмена, нельзя не ска­зать о роли специальных знаний. Теоретическая подготовленность приобретается спортсменом в процессе всей его спортивной жизни. Она опосредованно включает в себя и биологические, и физиологиче­ские, и психологические, и биомеханические аспекты различных сто­рон тренировки. Как правило, чем выше спортивное мастерство, тем большими теоретическими знаниями должен обладать спортсмен. Теоретическая осознанность своих действий помогает ему сознатель­но и оправданно идти на преодоление тех трудностей, которые посто­янно возникают в процессе многолетней тренировки. Теоретическая подготовленность спортсмена, безотносительно к его базовому спе­циальному образованию, во многом зависит от степени понимания ее важности, а следовательно, от его личной заинтересованности в само­образовании.