Какую скорость развивает хоккеист во время игры. Как в «Реванше» развивают стартовую скорость. Рекорды матчей звезд

Одно из самых важных качеств современного хоккеиста - быстрота. Ныне все нужно делать быстро: и стартовать, и бежать на коньках, и передавать шайбу, и обрабатывать ее, и бросать по воротам. И, пожалуй, самое главное - быстро соображать на площадке. Мгновенно принимать тактическое решение и сразу его выполнять.

Как развить необходимую хоккеисту быстроту? Мы решили, что на этот вопрос исчерпывающий ответ нам сможет дать многолетний партнер Владимира Петрова Борис Михайлов, хоккеист, выделяющийся высокими, скоростными качествами.

Заботиться о развитии скорости надо с детства, с занятий в группе мальчиков. Фундамент для развития быстроты - высокая техника. Когда научишься легко и свободно управлять шайбой и без напряжения кататься на коньках, тогда сможешь постепенно повысить быстроту своих действий.

На тренировках все хоккейные приемы игроку нужно совершенствовать не в статических положениях, а на бегу. И стремиться доводить бег до максимально быстрого. Пусть даже иногда потеряешь шайбу. Постепенно совладаешь со своей максимальной скоростью. Вспомните, например, игру молодого . Когда тренер команды ЦСКА Анатолий Владимирович Тарасов стал изредка выпускать на лед молодого игрока в основном составе, Харламов все делал очень быстро, быстрее многих мастеров. Но часто терял шайбу. Тренер поставил перед ним задачу закрепить свои «вспышки мастерства», сделать игру постоянно быстрой и устойчивой, надежной. И Харламову удалось это.

На высших скоростях нападающие сталкиваются в первую очередь с задачей повышенной трудности - обработать шайбу и выполнить бросок, озадачить соперника неожиданным ходом. Один из самых быстрых чехословацких хоккеистов Богуслав Эберман отвечает на вопрос, какие еще игровые возможности открывают высокие скорости.

Признаться, появление высоких скоростей поначалу застало нас врасплох, но постепенно мы привыкли. Важным было то, что в ходе тренировок мы отработали несколько стандартных маневров, которые впоследствии с успехом применяли на практике. Одним из них была и организация контратаки. Правое крыло подбирало шайбу в центре поля и устремлялось по своему флангу к воротам соперника. С некоторой задержкой, примерно в 5-7 метров от ушедших вперед товарищей, набегал я по месту левого края. В этой наигранной комбинации мне отводилась роль принимающего пас. Тотчас по приеме шайбы следовал финт в сторону левого борта, уход от защитника и рывок к воротам. Предположим, что я выкатывался с левой стороны один. В такой ситуации, как правило, у вратаря оставалось мало шансов. На большой скорости я делал обманное движение вправо, на полпути, однако, притормаживал, вновь делал финт, но уже влево, запутывая голкипера своими действиями и ожидая ошибки с его стороны. Ведь в этот момент он вынужден реагировать на мой замысел и переместиться в ту часть ворот, которая оказывалась неприкрытой. Для меня же полностью открывалась правая сторона ворот. Но нередко случалось и так, что вратарь не успевал реагировать на мои обманные движения и не двигался с места. Вслед за этим без труда нейтрализовывал мой прорыв.

Начало одной из контратак чехословацкой сборной было зафиксировано на пленку на пражском чемпионате мира 1978 года (фото 1). Начал контратаку как раз Эберман (№ 25). Со своего левого края, где он опекал шведского форварда, Эберман устремился на помощь вратарю. Холечек только что отбил бросок шведского нападающего, прорвавшегося к воротам, и шайба отскочила на пятачок. Эберман тут же ее подобрал, развернулся, обыграл соперника и выкатился на свободное место. Теперь его задача - найти лучшее продолжение для быстрой контратаки. Подтолкнув вперед шайбу, он на миг освободился от управления ею и взглянул на передних партнеров. Готов ли кто-нибудь из них принять пас или нужно сначала самому повести шайбу?

Современный хоккей - игра с высокими скоростями и обилием силовых единоборств, и существует мнение, что последнее является большой помехой для быстрых нападающих.

Но настоящему мастеру как раз и надлежит доказать превосходство быстроты над силой, и не просто быстроты движения, а прежде всего быстроты мышления.

Быстрота движений зависит в большой степени и от энергетических возможностей организма: содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и ресинтеза (восстановления). Наибольшее практическое значение для хоккеистов имеет скорость целостных двигательных актов (бег на коньках, ведение, передача и бросок шайбы и т. д.), а не элементарные формы проявления быстроты.
Скорость в целостном сложнокоординационном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других факторов. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, которая, в свою очередь, определяется длиной ног, силой отталкивания и выносливостью и т. д.
Исследования многих авторов показали, что латентное время реакции снижается непрерывно до 17, а в отдельных случаях до 20 лет и происходит неравномерно. Наибольшие темпы прироста приходятся на возраст с 7 до 12 лет.
Частота (темп) движений в единицу времени больше всего возрастает от 7 до 9 и в 12—13 лет, а после 15—16 лет происходит полная остановка темпов прироста частоты движений.
В период первоначального обучения (8—10 лет), когда юные хоккеисты еще не в совершенстве овладели техникой катания на коньках, специальным развитием быстроты на льду заниматься не следует
В возрасте 11 —12 лет объем ледовой подготовки увеличивается, однако значительная доля нагрузки пока приходится на упражнения, выполняемые на земле и в зале
Все виды реакций генетически обусловлены, определенным образом взаимосвязаны и довольно трудно поддаются развитию . Это обязывает более внимательно подходить к отбору детей для занятия хоккеем, где наряду с оценкой других качеств нужно определять и способность детей к быстроте проявления двигательных реакций при помощи соответствующих тестов
Быстрота выполнения технических приемов (ведение, обводка, броски, удары и передачи шайбы) определяется быстротой тактического мышления; быстротой одиночного движения и быстротой двигательной реакции (антиципации и на движущийся объект); взрывной силой мышц плечевого пояса и особенно кистей рук; техникой движения.
Техника движения должна соответствовать уровню скоростного потенциала хоккеиста — обеспечивать его реализацию при выполнении игрового приема. Для повышения скорости выполнения технического приема необходимо, прежде всего, сократить подготовительные действия, уменьшить время выполнения отдельных фаз движения. Например, в бросках и ударах надо сократить длину замаха и разгона шайбы, а для того чтобы не снижать скорости шайбы, увеличить специальную взрывную силу кистей рук.
многократное выполнение одного и того же упражнения приводит обычно к образованию так называемого двигательного динамического стереотипа. При этом стабилизируется скорость движения, образуется так называемый скоростной барьер, т е. дальнейшее увеличение скорости в движениях прекращается.
Упражнения для развития быстроты двигательных реакций:
1. Старты с места из различных исходных положений: стоя (лицом, спиной, боком), сидя, лежа. Выполняются, но звуковому и зрительному сигналам.
2. Старты в движении. Выполняются в основном по фительному сигналу с максимальной быстротой реагирования. Например, группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу (поднятая тренером вверх рука) группа выполняет слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу (рука в сторону) группа резко останавливается п начинает бег в максимальном темпе в обратную сторону. По сигналу (рука за головой) группа выполняет поворот на 180° и осуществляет бег спиной вперед в максимальном темпе.
3. Подвижные игры: «День и ночь», «Разведчики и часовые», «Салки-пересалки», «Круговая охота», «Вороны и воробьи» и др.
4. Игрок № 1 движется вперед, выполняя различные приемы: ускорения, повороты, торможения, финты, остановки. Задача игрока № 2 — как можно быстрее реагировать и повторять движения партнера.
5. Передача шайбы в парах, тройках на месте и в движении с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения шайбы. Передавать шайбу партнеру в ноги, под неудобную руку, заставляя его быстро реагировать на передачу. То же с малой шайбой, мячом.
6. Игра в волейбол через плотное полотно, натянутое вместо сетки, для того чтобы игроки не видели подготовительных действий игроков соперника и быстро реагировали на внезапно появляющийся над «сеткой» мяч.
7. Упражнения с теннисными мячами у стенки. Игрок № 1 пытается поймать отскочивший от стенки (можно с неровной поверхностью) мяч, брошенный игроком № 2 в стенку из-за спины партнера.
8. Игра в настольный и большой теннис.
9. Игровые упражнения из хоккея.
Упражнения для развития стартовой скорости
1. Пробегание с максимальной скоростью отрезков 5, 10, 15 м с места с шайбой и без шайбы. Бег в гору, бег с отягощениями, бег под уклон, бег по песку, по воде.
2. Те же упражнения, но в единоборствующих парах, тройках.
3. Прыжки вверх, в длину с места, многоскоки.
4. Подвижные игры: «Встречные старты», «Убегай-догоняй», «Старт с преследованием соперника», «По беговой дорожке» и др.
5. Различные виды эстафет на коротких отрезках.
6. Игровые упражнения 1X0, 2X0, 3X0, 2X1, 3X1, выполняемые на максимальной скорости и с догоняющим защитником.
Упражнения для развития дистанционной скорости
1. Бег на 30, 60, 100 м.
2. Бег на 10—30 м с высоким подниманием бедра, с забрасыванием голени.
3. Бег на 10—30 м под уклон с ходу, бег с максимальной частотой движения ног на месте.
4. Многократные пробегания 15—40-метровых отрезков с паузами (1—3 мин) для отдыха.
5. Подвижные игры: «Команда быстроногих» и др.

Скорость — это один из наиболее важных компонентов в современном хоккее. Думаю мало кто в этом сомневается. Само понятие скорость можно разделить на две составляющие:

Скорость стартовая;

Скорость дистанционная.

В этом разделе мы уделим внимание «стартовой скорости» и расскажем как в ШХМ «Реванш» работают над этим элементом. Но для начала немного теории о том, что такое стартовая скорость и каково ее значение в жизни хоккеистов.

Стартовая скорость — это физическое качество, которое определяет способность хоккеиста, мгновенно переходить из состояния относительного покоя в бег с максимальным ускорением.

В развитии стартовой скорости важнейшую роль играет уровень физической подготовки. Даже у хоккеиста с хорошей техникой катания, может быть плохая стартовая скорость, если уровень его физической подготовки оставляет желать лучшего. Если у хоккеиста слабые ноги и пресс, он не сможет в течении продолжительного времени сохранять «правильную посадку», а значит лишит себя мощного толчка при разгоне, который проявляется методом пружины. Из согнутого положения нога быстро выпрямляется и осуществляет выталкивание от поверхности льда. Чем сильнее согнута нога и мощнее выталкивание, тем больше расстояние, которое прокатит хоккеист на другой (опорной) ноге.

Существует мнение, что не все хоккеисты могут развивать свою стартовую скорость. Это не так. Точнее сказать, что у одних хоккеистов она лучше от природы, а у других хуже. Но развивать свои скоростные качества способны и должны все хоккеисты. И если в ходе упорных тренировок удается повысить стартовую скорость хотя бы на 10-15%, то эффективность игры такого хоккеиста резко возрастет.

В ШХМ «Реванш» есть три в неделю, где одним из основных направлений является развитие стартовой скорости. Такие тренировки проходят по выходным дням. Все ребята в зависимости от уровня подготовки разделяются на группы и каждая группа занимается развитием стартовой скорости по своей программе. Группа где занимаются ребята по слабее, больше времени уделяется правильной технике катания, а затем уже им объясняют азы ускорений с максимальной скоростью. В группах, куда попадают более подготовленные ребята, мы меньше внимания уделяем технике катания и больше работаем над стартовой скоростью. Тут главное не спешить! Если у ребенка плохое скольжение, не хватает координации для того, чтобы плавно двигаться по льду, то не следует его обучать скоростному бегу на коньках. Для начала нужно заниматься катанием, а потом уже развивать стартовую скорость. В противном случае, придется переучиваться, а это гораздо сложнее, чем научиться сразу правильно.

Для развития стартовой скорости, мы используем множество разнообразных упражнений- от простых линейных ускорений, до упражнений с преодолением сопротивления. В качестве сопротивления используются утяжелители и напарники-хоккеисты. Развивая стартовую скорость, мы выделяем три основных компонента:

Частота движения ног;

Мощность выталкивания;

Длина шага.

Комплексная и упорная работа над этими компонентами играет очень важную роль в развитии стартовой скорости. Тренировки в этом направлении мы проводим на земле и на льду, уделяя много внимания развитию физических качеств хоккеистов. В тренировках на земле применяются не только упражнения, но и подвижные игры в ограниченных площадках (для того, что бы хоккеисты более резко двигались и быстрее думали). В ледовых тренировках, кроме выполнения самих упражнений, мы объясняем ребятам, как нужно правильно двигаться во время ускорения, как нужно дышать, куда смотреть и как правильно ставить коньки в лед.

Тренировки по развитию стартовой скорости у нас проводятся еженедельно, записаться и принять участие может каждый желающий в возрасте от 7 до 16 лет.

наиболее выгодно отталкивание ногой, вытянутой под углом 45° ко льду. С увеличением угла возрастает и нагрузка на отталкивающую ногу: при 90° она в точности равна весу хоккеиста.

Зная величину толчка, можно рассчитывать и остальные характеристики движения хоккеиста. Например, ускорение, величина которого при правильном разгоне доходит до 7 м/сек сек.

А какова скорость движения хоккеистов? Если принять, что при отталкивании центр тяжести смещает-

стей мы провели следующий эксперимент. По одну сторону ледяной дорожки прикрепили бумажную полосу длиной 20 м с отметками через каждые 0,5 м. С помощью скоростной синхронизированной кинокамеры велась съемка технически опытных хоккеистов в полной форме, от старта в начале бумажной полосы и по всей ее длине. Снимали с расстояния 30 м. Оказалось, что среднюю скорость в 8 м/сек хоккеисты развивали на отрезке 10-12 м от старта. На дальнейших отрезках скорость при том же усилии оставалась постоянной - 8 м/сек.

ся внутрь дуги, чтобы тангенциональ-ное ускорение не унесло его прочь по касательной.

Чтобы получить нужную центростремительную силу (составляющую веса тела), хоккеист при скорости 7 м/сек и радиусе виража 5 м должен наклониться на 45°.

С помощью простой форму-

Результаты эксперимента подтвердили, что на достижение хоккеистом максимальной скорости решающим образом влияет именно правильная техника бега, правильная последовательность и сила толчков. Отрицательно сказывается на быстроте длинное скольжение. Трение коньков о лед и сопротивление воздуха невелики и не имеют значения для определения скорости скольжения Так как величина трения не зависит от размеров трущихся плоскостей, то для хоккеиста неважно, скользит ли он на одном коньке или на обоих. Правда, сила трения увеличивается, когда хоккеист из состояния покоя переходит в движение.

На виражах, которые при игре в хоккей встречаются очень часто, на первый план выступают еще две важные силы - центробежная и центростремительная. При езде по дуге компоненты отталкивающего усилия должны действовать центростремительно. Спортсмен наклоняет-

ста во время матча можно найти и графически, определив все его движения по льду на уменьшенном (1: 400) макете игровой площадки, где обозначены все линии, служащие опорными точками. Длина всего пути игрока в метрах определяется с помощью картографического измерителя. Одновременно определяется время активной игры данного игрока. Таким образом, мы нашли, что во время встречи игрок пробегает 6000-8000 м. Скорость нападающих составляет 5,4 м сек (324 м/мин), защитников - 4,3 м сек (258 м/мин). Канадские профессиональные игроки достигали средних скоростей 6,8- 8,3 м/сек, то есть 409-502 м, мин.

Как и в других коллективных играх, удар в хоккее на льду - важнейший элемент состязания.

Опытные болельщики знают: игроки наносят удар различными способами, которые можно подразделить на удары с руки (с длинным за

ся на 10 см, она составляет 1,2 м/сек.

Согласно расчетам, если в дальнейших фазах отталкивания исходные данные останутся теми же (угол отталкивающей ноги - 45°, центр тяжести смещается на 0,1 м), хоккеист достигает максимальной скорости 12 м/сек (около 44 км/ч) уже в 10 м от старта, сделав 10 толчков обеими ногами попеременно.

Конечно, нужно учесть, что речь идет о живом теле. Принципиально невозможно сохранять постоянный угол отталкивания в 45°, который при дальнейших толчках увеличивается и влияет на смещение центра тяжести. Кроме того, расчетная величина скорости движения - 1,2 м/сек - говорит только о перемещении в направлении толчка, а не о результирующем движении эпе-ред, которое может быть не столь быстрым.

Для проверки теоретических расчетов и упомянутых закономерно-

Развитие скоростных качеств

Хоккеист должен уметь все выполнять быстро: стартовать и бежать на коньках, тормозить, маневрировать, обводить соперника, вести, передавать и принимать шайбу, бросать шайбу в ворота, останавливать соперника силовым приемом или, наоборот, уходить от силового единоборства. Вместе со всеми перечисленными качествами он должен молниеносно реагировать на действия соперников и партнеров, оценивать и просчитывать хоккейную ситуацию, сложившуюся на поле, принимать единственно верное тактическое решение и сразу же его выполнять. Чтобы с успехов выполнять все перечисленное, хоккеист должен обладать скоростными способностями.

Под скоростными способностями понимают возможности спортсмена в минимально короткий промежуток времени выполнение правильных двигательных действий. Выделяют семь основных форм проявления скоростных качеств: скорость простой и сложной зрительно-моторной реакции, стартовое ускорение, дистанционная скорость, скорость рывково-тормозных движений, быстрота выполнения технических приемов и быстрота переключения от одного действия к другому.

Выделяют также элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным относятся: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений.

Двигательные реакции подразделяются на простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал – зрительный, слуховой или тактильный – представляет собой простую реакцию. К таким простым реакциям относится действие прекращение игры при свистке судьи. Быстрота реакции определяется по временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Как правило, время простой реакции не превышает 0,3 секунды.

Сложные двигательные реакции характеризуются постоянной сменой ситуации. Большинство таких реакций относится к реакциям выбора, когда из нескольких возможных вариантов действий требуется выбрать одно, адекватное данной ситуации. Например, реакция на движущуюся шайбу. Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (бросок шайбы), тоже характеризует скоростные способности.

Частота или темп движений

– это число движений в единицу времени. В хоккее элементарные проявления скоростных движений выступают в совокупности с другими физическими качествами хоккеиста и во взаимодействии с другими техническими средствами. В таком случае принято говорить о комплексных скоростных способностях. К ним относятся быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность быстро набирать и поддерживать максимальную скорость. Скорость – это лишь косвенная характеристика быстроты, так как она обусловлена еще и техникой владения клюшкой, волевыми качествами хоккеиста, его координационными способностями, мотивациями и т. д.

Способность развивать максимальную скорость определяется по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем это время составляет 5–6 секунд. Скоростная выносливость – это время, в течение которого хоккеист может сохранять достигнутую максимальную скорость. Быстрота торможения – это способность хоккеиста в связи с изменившейся ситуацией мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении.

Быстрота – это многофакторное качество и определяется несколькими независящими друг от друга элементарными формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений.

Функциональные характеристики центральной нервной системы периферического звена нервно-мышечного аппарата хоккеиста (подвижность нервных процессов, скорость, сила и частота нервных импульсов, соотношение быстрых и медленных мышечных волокон, реактивность мышц и их вязкость, способность мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное) – характеризуют уровень развития быстроты.

Уровень координационных возможностей, техническое мастерство, предельная мобилизация волевых качеств также имеет большое значение в проявлении быстроты. Быстрота зависит и от энергетических возможностей организма: содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и восстановления. На быстроту оказывают влияние самые различные факторы: температура, положение тела, разминка, процессы утомления, фаза дыхательного и сердечного циклов, биологический ритм жизнедеятельности организма, климатические условия, шумы, помехи, время суток и др.

Большое значение для хоккеистов имеют такие практические навыки как: бег на коньках, ведение, передача и бросок шайбы и др., а не элементарные формы проявления быстроты. Скорость передвижения зависит не только от уровня быстроты, но и от длины шага, который определяется длиной ног, силой отталкивания, выносливостью и т. д.

При изучении скоростной подготовленности хоккеистов выявляется состав и структура скоростных качеств, включающие различные виды их проявления: быстрота простой и сложной реакции, стартовая скорость, дистанционная скорость, быстрота тормозных движений быстрота выполнения технических приемов игры, быстрота перехода от одного действия к другому. Во время проведения соревнований эти, казалось бы, независимые друг от друга факторы, проявляются комплексно, однако, при проведении тренировочного процесса на каждый вид надо воздействовать избирательно.

Очень часто скоростные способности оцениваются по результатам бега на короткие дистанции с коньками и без коньков. У более опытных хоккеистов значительные различия в беге на коньках и беге без них, в то время как у начинающих хоккеистов этого различия может вообще не быть. Самые хорошие показатели быстроты у квалифицированных спортсменов. Проявления быстроты по мере повышения квалификации хоккеистов разнообразно: повышается точность движений, появляется способность вовремя задерживать ошибочные движения, тоньше различать мышечные ощущения и др.

Чтобы развить и совершенствовать скоростные качества проводятся тренировки с помощью упражнений в двух направлениях: аналитическом воздействии на отдельные факторы, обуславливающие скорость движения и точном выборе тренировочных упражнений целостного законченного характера.

Для развития скоростных качеств хоккеистов выбирают упражнения, которые можно выполнять на предельных скоростях. Упражнения должны удовлетворять следующим требованиям:

1. техника упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях;

2. упражнения должны быть хорошо изучены и освоены, чтобы во время их выполнения волевые усилия были направлены не на способы их осуществления, а на скорость выполнения;

3. продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость оставалась постоянной (для новичков – не более 10 секунд);

4. интервалы отдыха должны быть достаточными для достижения оптимального возбуждения центральной нервной системы и восстановления вегетативных функций.

Высокий уровень волевых качеств является обязательным условием скоростных упражнений. По своим кинетическим и динамическим характеристикам тренировочные упражнения должны соответствовать соревновательным упражнениям. Среди методов скоростной подготовки хоккеистов выделяют: соревновательный, игровой, повторный, вариативный.

Соревновательный метод способствует предельной волевой мобилизации, проявлении максимальных скоростных качеств, при высоком эмоциональном подъеме и наличии повышенного интереса и духа соперничества. В упражнениях могут использоваться: бег на коньках в тренировочной форме без защитного обмундирования и т. д.

Игровой метод подготовки – это комплексное развитие скоростных качеств хоккеистов. Подвижные и спортивные игры воздействуют на скорость двигательных реакций, быстроту движений и быстроту переключений с одних действий на другие.

Повторный метод применяется в двух разновидностях: выполнение собственно-скоростных упражнений с предельной или околопредельной скоростью и выполнение скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий), при котором предельное силовое напряжение обеспечивается путем перемещения относительно легкого груза с максимальной скоростью. При выполнении упражнений повторным методом необходимо строго следить за выполнением режима тренировок и режима отдыха. Интервал отдыха должен быть достаточным, чтобы к началу выполнения следующего упражнения полностью восстанавливалась работоспособность вегетативной системы и возбудимость центральной нервной системы. Интервал отдыха, после бега на дистанции 100 метров – 8 минут, на дистанции 30 метров – 2 минуты. В интервалах выполняются различные упражнения на расслабление мышц и упражнения, не требующие больших усилий – ведение шайбы в медленном темпе, броски и другие.

Вариативный метод предполагает выполнение скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях. Использование вышеперечисленных методов в их различном сочетании помогает достичь более быстрого эффекта в скоростной подготовке хоккеиста. Для достижение более быстрого результата при воспитании скоростных качеств, иногда целесообразно воздействовать на ту или иную форму быстроты, для чего следует подобрать соответствующие средства.

Примерные упражнения для развития быстроты двигательных реакций:

1. старты с места из различных исходных положений – стоя лицом, спиной, боком; сидя и лежа. Выполняются по зрительному и звуковому сигналу;

2. старты в движении. Выполняются по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования. Например, группа движется по кругу в среднем темпе, по сигналу поднятой руки тренера группа начинает выполнять слаломный бег в максимальном темпе. По сигналу (рука в сторону) группа резко останавливается и начинает бег в максимальном темпе в обратную сторону. По сигналу (обе руки верху) группа выполняет поворот на 180 градусов и осуществляет бег спиной вперед в максимальном темпе.

3. Подвижные игры. Первый игрок движется вперед, выполняя различные приемы: ускорения, повороты, торможения, остановки, финты. Задача второго игрока: как можно быстрее реагировать и повторять движения партнера;

4. передача шайбы в парах, тройках на месте и в движении с уменьшением расстояния между партнерами и увеличением скорости движения шайбы. Передавать шайбу партнеру в ноги, под неудобную руку, заставляя его быстро реагировать на передачу. То же с малой шайбой, мячом;

5. игра в настольный теннис и в теннис на корте;

6. игровые упражнения из хоккея.

Упражнения для развития стартовой скорости:

1. бег с максимальной скоростью на расстояние 5, 10, 15 метров с места без шайбы, с места с шайбой;

2. бег в гору, бег с отягощениями, бег по воде, бег по песку, бег по пересеченной местности, бег под уклон, бег по лестнице;

3. выполнить первые два упражнения в паре с партнером;

4. прыжки вверх, прыжки в длину, различные подскоки;

5. подвижные игры: старт с преследованием соперника, по беговой дорожке, убегай-догоняй и др.;

6. различные виды эстафет на короткие дистанции.

Упражнения для развития дистанционной скорости:

1. бег на дистанции 30, 60, 100 метров;

2. бег на дистанции 10–30 метров под уклон с ходу, бег с максимальной частотой движения ног на месте;

3. бег на дистанции 10–30 метров с высоким подниманием бедра, с выбрасыванием голени;

4. многократные пробежки 15–40 метровых отрезков с паузами в 1–3 минуты для отдыха;

5. подвижные игры.

Упражнения для развития быстроты выполнения отдельных двигательных актов и технических приемов:

1. упражнения на скорость разгибательного движения при имитации бега на коньках;

2. упражнения на скорость движения клюшкой при имитации ударов и бросков шайбы;

3. выполнение этого же упражнения с небольшими отягощениями;

4. упражнения в быстроте выполнения технического приема игры в целом: ведения, обводки, передачи, удара шайбы, броска.

Упражнения для развития быстроты выполнения рывково-тормозных действий и переключений:

1. челночный вид и различные его виды 3 х 9, 5 х 9 м;

2. слаломный бег с отягощением и обводкой стоек;

3. бег по коридору с притормаживанием на его сторонах;

4. бег с поворотами на 180 и 360 градусов;

5. выполнение бега с поворотами на 180 и 360 градусов с шайбой;

6. игровые упражнения с чередованием различных технических приемов – ведение, прием, обводка, передачи и броски и др.

Упражнения для развития скоростных качеств:

1. эстафеты, выполняемые в режимах, обеспечивающих увеличение скоростных качеств;

2. выполнение различных спортивных игр (футбол, хоккей, баскетбол, ручной мяч, регби), проводимых в режиме, способствующем развитию и увеличению скоростных качеств (чередование работы с предельно допустимой мощностью в течение 15 секунд и интервалов активного отдыха (2–3 минуты).

Упражнение на развитие быстроты владения клюшкой:

1. ведение на месте;

2. ведение в движении;

3. передачи; приемы;

4. броски и удары шайбы;

5. удары мяча;

6. игровые упражнения и игры с мячами для тенниса и хоккея с мячом.

Вначале все упражнения следует выполнять с умеренной скоростью, постоянно увеличивая ее темп, при этом постоянно контролировать состояние хоккеистов. Постепенное увеличение темпа позволяет избежать скованности движений и способствует развитии координационных качеств. Движения в спортивных играх должны быть быстрые и кратковременные. Во время разминки, перед игрой в раздевалке целесообразно включать несколько упражнений на быстроту.

Использование соревновательных упражнений представляет собой выполнение технических приемов хоккея с предельными скоростными характеристиками. Упражнения могут выполняться самостоятельно и по команде. Особенно важны упражнения в которых внимание хоккеиста концентрируется на действиях соперника и он как можно скорее пытается реагировать на это своим движением. Упражнение на быстроту требуют сосредоточенности и максимальной собранности, поэтому выполнять их требуется четко и точно.

Самотренировка спортсмена. Упражнения на развитие скоростных качеств:

1. старты из разных положений: сидя, лежа, прижавшись к дереву в ходе единоборства;

2. прыжки на одной ноге, с одной на другую;

3. прыжки на одной ноге и с одной на другую, вращаясь, преодолевая препятствия, вбегая в гору, по лестнице;

4. ускорения вправо, влево, вперед, назад на 3–5 м;

5. то же с клюшкой, с жонглированием клюшкой, с ведением хоккейного или теннисного мяча;

6. ускорения во время ведения футбольного мяча;

7. ускорения с камнем в руках, жонглирование камнем;

8. старты, ускорения с имитацией бега на коньках;

9. старты с преодолением препятствий;

10. ускорения, старты по «восьмерке»;

11. ускорения, старты по «восьмерке» при беге спиной вперед;

12. ускорения, старты по «восьмерке», вращаясь.

Упражнения в парах:

1. салочки; то же, жонглирование камнями в руках; жонглирование с клюшкой; салочки ведутся на склоне горы, где растут деревья и имеются препятствия;

2. хоккеисты передают друг другу клюшкой хоккейный мяч с расчетом, чтобы каждый выполнял ускорения;

3. хоккеисты передают друг другу клюшкой хоккейный мяч с расчетом, чтобы каждый выполнял ускорения в прыжках;

4. хоккеисты передают друг другу клюшкой хоккейный мяч с расчетом, чтобы каждый выполнял ускорения в маневренном беге с вращением;

5. хоккеисты прижимаются друг к другу грудью. Один из них старается уйти от единоборства и пробежать мимо партнера, который не пропускает его;

6. повторение пункта номер 5 с в клюшкой в руках;

7. повторение пункта номер 5 с камнем в руках.

Под влиянием физических нагрузок и при выполнении упражнений в организме спортсменов происходят функциональные изменения, которые способствуют более слаженному, четкому, точному выполнению движений, развивают способность к более быстрому освоению новых упражнений и движений, необходимых в дальнейшей игровой деятельности хоккеиста.

Из книги Подготовка юного тяжелоатлета автора Дворкин Леонид Самойлович

1.4. Развитие физических качеств 1.4.1. Особенности развития силы и скоростно-силовых качеств в молодом возрастеВ процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной силы, причем абсолютная мышечная сила растет непрерывно и

Из книги Теория и методика детско-юношеского дзюдо автора Шестаков Василий Борисович

10.2. Развитие скоростно-силовых качеств Скоростно-силовые возможности штангиста характеризуются умением выполнять подъем штанги с максимально высокой скоростью. Скоростные возможности спортсмена зависят от мышечной силы, точности выполнения упражнений, гибкости,

Из книги Фитнес-спорт: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ Занятия дзюдо требуют от занимающихся любого возраста обязательного проявления воли, волевого усилия не только в соревновательной деятельности, но и в учебно-тренировочном процессе. Воля проявляется не только в противоборстве, еще больше она

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать путем мышечного сокращения. Различают два режима работы мышц:1 – статический;2 – динамический.Сокращение длины мышц – преодолевающий; Удлинение длины

Из книги Бег с Лидьярдом автора Гилмор Гарт

Воспитание физических качеств Отдельные двигательные возможности человека принято называть физическими качествами. Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Все эти физические качества проявляются в движениях, и характер их проявления зависит от структуры

Из книги Гири. Спорт сильных и здоровых автора Воротынцев Алексей Иванович

Развитие скоростных и анаэробных способностей О фазе, которая идет за периодом марафонской тренировки, надо помнить постоянно. Для этого следует регулярно выполнять упражнения на растягивания для мышц ног и сухожилий, добиваясь таким образом развития гибкости, что в

Из книги Интуитивное тело. Мудрость и практика айкидо автора Палмер Венди

Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев Игорь

Глава 3. Добавление качеств Мало-помалу мы меняем мир, в котором живем. Даже величайшие исторические события, потрясшие землю, проистекают из мыслей какого-то отдельного человека. Экнат Исваран Когда я впервые начала медитировать, сидя неподвижно и наблюдая за

Из книги Библия триатлета автора Фрил Джо

Тренировка скоростных качеств В условиях групповой гонки олимпийского триатлона, а также из-за особенностей трасс скоростные качества на велоэтапе имеют далеко не последнее значение. Умение быстро разогнаться после поворота, отбить атаку соперников и резко

Из книги Библия велосипедиста автора Фрил Джо

Тренировка скоростных навыков (Ск) (Помните, что термин «скоростные навыки» в данном контексте означает не повышение темпа, а способность двигаться более эффективно).Ск1. Упражнения. В ходе занятия, обычно сразу же после его начала, займитесь упражнениями, которые

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Тренировка скоростных навыков (Ск) Ск1. Раскрутка. При движении вниз с холмов или на тренажере с низким уровнем сопротивления постепенно в течение 1 минуты повышайте каденс до максимального (который вы можете поддерживать без раскачивания тела), одновременно позволяя

Из книги Физическая подготовка хоккеиста автора Мельников Илья Валерьевич

Тренировка скоростных навыков (Ск) Ск1. Шаги. Сделайте 4–8 пробежек по 20 секунд с 95 %-ными усилиями (уровень воспринимаемого напряжения в зоне 5c) на мягкой поверхности, например в парке. Расслабьте лицо и пальцы, двигаясь с гордой осанкой и в быстром ритме. Вариант упражнения

Из книги автора

Тренировка скоростных навыков (Ск) Ск1. Брик перед гонкой. За день до гонки типа A или B проведите комбинированное упражнение, состоящее из 30-минутной поездки на велосипеде и 15-минутного бега. В ходе каждого этапа проделайте от трех до пяти ускорений (темп может быть чуть

Из книги автора

Из книги автора

25.4. Воспитание волевых качеств В истории моей тренировочной деятельности было много случаев, когда физически одаренные ученики, обладающие хорошей растяжкой, координацией и моторикой не достигали больших успехов и бросали занятия только потому, что не обладали

Из книги автора

Развитие силовых качеств Сила – это способность человека внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий – напряжений. Силовые способности это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых