Как называется способность человека перестраивать двигательную. Общая характеристика координационных способностей. Скоростные способности: основные факторы влияния

Все основы уровня и качества жизни взрослого человека закладываются в детские годы – это сегодня ни для кого не секрет. Не является исключением и здоровье. Каким будет здоровье человека во взрослые годы во многом зависит от того какое внимание уделялось физическому развитию ребенка и в частности общей физической подготовке его организма. Одним из показателей уровня физического развития ребенка является уровень развития физических качеств.

Физическими качествами человека называют отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость и пр. Другими словами, это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают изменения в процессе роста и развития организма. Однако эти изменения можно усилить за счет целенаправленных занятий физическими упражнениями. Жизнь красноречива в своих примерах и неустанно демонстрирует нам, что нельзя серьезно мечтать о хорошем здоровье без достаточного уровня развития целого комплекса физических качеств. Поэтому в программе воспитания «Стиль Белого Льва» уделяется не малое внимание данному аспекту общей физической подготовки в процессе занятий боевыми искусствами.


В основе совершенствования физических качеств человека лежит одна из многих замечательных способностей человеческого организма. Эта способность – отвечать на повторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления тренировочных физических нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возможностей.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать внешнему сопротивлению за счет мышечных усилий.

Быстрота – способность человека выполнять движения в минимально короткий срок. Развить быстроту помогут простые по координации физические упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью.

Выносливость – это способность человека выдерживать физические нагрузки, совершать работу заданной интенсивности в течение по возможности более длительного времени. Еще выносливость можно охарактеризовать, как способность организма противостоять утомлению.

Гибкость – это способность выполнять движения, в том числе движения специальных физических упражнений, с большой амплитудой.

Координация движений – это способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении. Это качество необходимо для успешного проведения большинства физических действий, в том числе и в повседневной жизни. Координация движений играет главную роль в развитии ловкости.

Ловкость – способность человека менять, перестраивать свою двигательную деятельность с учетом требований внезапно меняющейся обстановки и обстоятельств.

Координация движений и ловкость являются теми физическими качествами, которые можно развить только через тренировки. И занятия боевыми искусствами – один из наиболее эффективных методов развития координации движений. Отрабатывая приемы самообороны, требующие высокого уровня координации, ребенок постепенно добивается согласованности в сложных движениях, тем самым повышая уровень развития не только специальной, но и общей координации движений. В программе воспитания «Стиль Белого Льва» через занятия боевыми искусствами решается целый комплекс различных педагогических задач, в том числе воспитательных (об этом подробнее расскажем в другой статье).

Физические качества человека не развиваются изолированно. Совершенствуя одно из физических качеств, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос физических качеств). Такой перенос качеств может быть и положительным, и отрицательным. Приведем пример: развитие силовых качеств улучшает скоростные качества, но только до определенного предела, перешагнув который силовые качества начинают отрицательно влиять на скорость движений. Штангисты не могут выполнять быстрые движения так же эффективно как те кто, например, занимается боевыми искусствами. Из этого следует, что одностороннее развитие физической силы на определенном этапе приведет к снижению показателей быстроты и даже выносливости. Вот почему для достижения хороших результатов в физическом развитии ребенка необходима разносторонняя правильно сбалансированная общая физическая подготовка. Этот принцип неукоснительно соблюдается в программе воспитания «Стиль Белого Льва» в тренировочном процессе во время занятий боевыми искусствами. Такой подход обеспечивает разностороннее физическое развитие ребенка. И является частью процесса воспитания, направленного на развитие гармонической разносторонне развитой личности ребенка. Правильно организованная разносторонняя общая физическая подготовка ребенка помогает заложить прочный фундамент его хорошего здоровья во взрослые годы.

Основными средствами развития физических качеств являются

Физические качества - это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями.

Известно, что любой человек может научиться кататься на коньках или на велосипеде . Но это не значит, что любой человек сможет пробежать на коньках 10 км или проехать 100 км на велосипеде. Это сможет только тот, у кого развита сила, быстрота, выносливость, ловкость. Мы говорим: человек сильный, быстрый, выносливый, ловкий. Этими словами и обозначают физические, или, как их еще называют, двигательные, качества.

Изменение физических качеств с возрастом.

Без достаточного развития физических качеств нельзя серьезно мечтать о каких-либо успехах в спорте. Физические качества развиваются во время тренировок, занятий физическими упражнениями. От степени их развития и зависит физическая подготовка спортсмена. Общая физическая подготовка - разностороннее развитие всех качеств; специальная физическая подготовка-развитие физических качеств, необходимых в определенном виде спорта.

Развитие физических качеств (например, силы ) - это не самоцель. Определенная сила нужна спортсмену, чтобы быстрее овладеть необходимыми двигательными навыками. Если у подростка нет силы поднять прямые ноги к перекладине из виса, то он никогда не научится выполнять подъем разгибом, как бы хорошо он ни знал технику выполнения этого гимнастического элемента. Поэтому, прежде чем выучить какое-либо движение, надо обязательно хорошо сделать целую серию подготовительных упражнений. Физические качества важны. Они помогают занимающимся научиться управлять своими движениями, воспитывают двигательный навык. А для этого важно, чтобы физические качества развивались всесторонне и своевременно. Дисгармония в их развитии - такое же отклонение от нормы, как и диспропорция в телосложении. Помогают развить физические качества нормативы комплекса ГТО. Спортсмены, чтобы получить разряд или звание по избранному виду спорта, обязательно сдают нормы комплекса ГТО.

В жизни человека имеются определенные периоды, когда лучше всего можно развить то или иное двигательное качество. Это следует учитывать при тренировках. Чтобы оценить уровень развития физических качеств, используют различные тесты или контрольные упражнения. Основным показателем силы как двигательного качества является максимальная величина развиваемого мышцами напряжения. Измеряют силу различными динамометрами. Известно, что сила мышцы зависит от ее толщины. При одинаковом уровне тренированности люди большего веса могут проявить большую силу. Для сравнения силы людей разного веса пользуются понятием «относительная сила» , т. е. максимальное напряжение.

Абсолютная сила - сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. В видах спорта, связанных с перемещениями тела спортсмена в пространстве, важное значение имеет относительная сила .

Для каждого вида спорта требуется развитие силы определенных групп мышц. Для штангистов наиболее важно развить мышцы рук, ног и туловища, для прыгунов - ног, для гимнастов - мышц плечевого пояса. Чтобы развивать различные мышцы, надо постоянно менять упражнения.

Быстрота . Существуют два слова для определения одного и того же двигательного качества: быстрота и скорость. Скорость бега, например, зависит от частоты и длины шагов, от силы мышц ног. Для характеристики этого физического качества пользуются понятием «быстрота», - которая складывается из трех показателей: времени двигательной реакции (времени ответа на какой-либо заранее известный сигнал); времени отдельного движения; частоты, темпа движений. Быстроту можно определить как способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Скоростные способности человека относительны: можно очень быстро выполнять одни движения и значительно медленнее другие. Если движения разные, например бег и плавание, то можно быстро бегать и очень медленно плавать . Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя и в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык. Чтобы воспитать быстроту, нужно чтобы была правильно освоена техника упражнения. Упражнение выполняют в полную силу, как можно быстрее и в короткий промежуток времени, так как долго поддерживать максимальную скорость невозможно. Число повторений должно быть таким, чтобы очередная попытка не вызывала снижения скорости. Между попытками необходимо отдохнуть, чтобы упражнения напоминали соревнования или игры.

Выносливость - способность человека к длительному выполнению какого-либо вида деятельности без снижения его эффективности, способность противостоять утомлению. Различают общую выносливость - способность длительно выполнять различные виды движений умеренной интенсивности - и специальную выносливость - способность длительно сохранять работоспособность. Чтобы развить выносливость, нужно постепенно увеличивать время выполнения упражнений умеренной интенсивности: бежать в спокойном темпе, идти на лыжах, плавать. В дальнейшем надо постепенно увеличивать скорость прохождения дистанции. С развитием выносливости воспитываются волевые качества , развивается способность, как говорят спортсмены, «терпеть» на дистанции. Появление чувства тяжести в ногах (ноги, как гири), стеснение в груди (сердце вот-вот выскочит), удушье (нечем дышать), апатия (зачем все это нужно) - признаки наступления так называемой мертвой точки. От спортсмена требуется большая сила воли , чтобы преодолеть это состояние. После этого наступает «второе дыхание», спортсмен испытывает чувство облегчения и может еще долго продолжать работу. Главная причина «мертвой точки» - недостаточная перестройка работы сердца и органов дыхания. Это состояние появляется при чрезмерно высокой нагрузке или скорости в начале дистанции, если разминка перед забегом была недостаточной или если спортсмен плохо подготовлен физически. Волевые качества развиваются и при спуртах - ускорениях на дистанции.

Развитие выносливости требует времени и терпения.

Ловкость - способность человека быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки.

Ловкость - это сложное двигательное качество, и измерить его очень трудно.

Показатель ловкости - точность выполнения движения, высокая координация, быстрая реакция, способность к быстрому овладению новыми движениями. Нагляднее всего ловкость проявляется в спортивных играх и в видах спорта, связанных с единоборствами: боксе, борьбе, фехтовании.

Для развития ловкости надо постоянно менять упражнения и усложнять условия их выполнения.

Среди других физических качеств очень важны: гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой; координация - умение точно и экономно выполнять различные движения; равновесие - умение сохранять заданное положение тела, а также чувство времени, ритма, пространства.

Наивысшего развития какого-либо физического качества невозможно достичь без высокого уровня развития других физических качеств. Физическая подготовленность должна быть разносторонней.

Большое значение для улучшения физической подготовленности имеет точное знание и регистрация спортивных результатов.

Каждый школьник, каждый спортсмен должен записывать и знать свои результаты. По ним можно судить, насколько изменилась физическая подготовка. Такие записи наглядно покажут эффект занятий физическими упражнениями.

двигательный координационный способность

3. Средства воспитания координационных способностей

Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.

Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:

а) подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта;

б) развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта (например, в баскетболе специальные упражнения в затрудненных условиях - ловля и передача мяча партнеру при прыжках через гимнастическую скамейку, после выполнения на гимнастических матах нескольких кувырков подряд, ловля мяча от партнера и бросок в корзину и др.).

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.

Выполнение координационных упражнений следует планировать на первую половину основной части занятия, поскольку они быстро ведут к утомлению.

4. Методические подходы и методы воспитания координационных способностей

При воспитании координационных способностей используются следующие основные методические подходы.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности. Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании, а также на первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Обладая большим двигательным опытом (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие координационных способностей.

    Воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методический подход также находит большое применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

    Повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический прием широко используется в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

    Преодоление нерациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тонической и координационной).

1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состоянии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть стойким. Для ее снятия целесообразно использовать:

а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера;

б) разнообразные маховые движения конечностями в расслабленном состоянии;

в) плавание;

г) массаж, сауну, тепловые процедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления).

Для преодоления координационной напряженности целесообразно использовать следующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у занимающихся необходимо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически расслабляющие моменты должны войти в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслабления одних мышечных групп с напряжением других; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувствование полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения:

3) игровой;

4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода - со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:

Строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному заданию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

Изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование конечных положений - бросок мяча вверх из исходного положения стоя - ловля сидя и наоборот);

Изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

- «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

Выполнение освоенных двигательных действий после воз действия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в равновесии сразу после вращений, кувырков);

Выполнение упражнений с исключением зрительного контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (напри мер, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьирования связаны с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местности), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-тактических действий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.

Координационные способности – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях.

Основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию в пространстве, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Их можно разделить на три группы.

Первая группа. Способности точно соизмерять и регули­ровать пространственные, временные и динамические параметры движений.

Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.

Третья группа. Способности выполнять двигательные дей­ствия без излишней мышечной напряженности (скованности).

Координационные способности, отнесенные к первой группе, зависят, в частности, от «чувства пространства», «чувства време­ни» и «мышечного чувства», т.е. чувства прилагаемого усилия. Координационные способности, относящиеся ко второй группе, зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статичес­ких положениях и ее балансировке во время перемещений. Коор­динационные способности, относящиеся к третьей группе, мож­но разделить на управление тонической напряженностью и коор­динационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмер­ным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, из­лишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формирова­нию совершенной техники.

Проявление координационных способностей зависит от цело­го ряда факторов, а именно:

1) способности человека к точному анализу движений;

2) деятельности анализаторов и особенно дви­гательного;

3) сложности двигательного задания;

4) уровня раз­вития других физических способностей (скоростные способнос­ти, динамическая сила, гибкость и т.д.);

5) смелости и решитель­ности;

6) возраста;

7) общей подготовленности занимающихся (т.е. запаса разнообразных двига­тельных умений и навыков) и др.

Наиболее распространенными и общепринятыми критериями проявления координационных способностей считаются:

1. Время освоения нового движения или какой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координационные способности.

2. Время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией.

3. Биомеханическая сложность выполняемых двигательных дей­ствий или их комплексы (комбинации).

4. Точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространст­венным).

5. Сохранение устойчивости при нарушенном равновесии.

6. Экономичность двигательной деятельности, связанная с уме­нием расслабляться по ходу выполнения движений.

Разные проявления координационных способностей имеют свое­образную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный воз­раст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются. В юношеском возрасте они снова улучшаются, а в дальнейшем – сначала стабилизируются, а с 40–50 лет начинают ухудшаться.

В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают взрос­лым людям.

Возрастной период с 6–7 до 10–12 лет является наиболее благоприят­ным (сенситивным) для развития координационных способностей с помощью специально организованной двигательной активности.

Задачи развития координационных способностей. При развитии координационных способностей решают две группы задач:

Первая группа задач предусматривает разностороннее развитие координационных способностей. Эти задачи преимущественно решается в дошкольном и базовом физическом воспитании учащих­ся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Задачи второй группы обеспечивают специальное развитие координационных способностей и решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой из­бранного вида спорта, во втором - избранной профессией.

Средства. Практика физического воспитания и спорта располагает ог­ромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности.

Основным средством совершенствования координационных способно­стей являются физические упражнения повышенной координа­ционной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения про­странственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снаря­дов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограничен­ное время.

Наиболее широкую и доступную группу средств для совершенствования координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без пред­метов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакал­ками, булавами и др.), относительно простые и достаточно слож­ные, выполняемые в измененных условиях, при различных положе­ниях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья.

Для совершенствования способности быстро и целесообразно перестра­ивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местно­сти, горнолыжный спорт.

Особую группу средств составляют упражнения с преимуще­ственной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигатель­ных действий. Это упражнения по выработке чувства простран­ства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.

Специальные упражнения для совершенствования координа­ции движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражне­ния с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.

Методы: Для развития координационных способностей ис­пользуют методы, которые обычно применяют при формировании и совершенствовании двигательных навыков: целостного упражнения, расчлененного упражнения, стандартного упражнения, вариативного (переменного) упражнения, игровой и соревновательный.

Наиболее эффективными методами формирования координационных способностей являются те, которые обеспечивают вариативность условий выполнения и характеристик двигательного действия. Их можно представить в двух основных вариантах: методы строго регламентирован­ного и не строго регламентированного варьирования.

Методы строго регламентированного варьи­рования содержат 3 группы методических приемов:

1-я группа - приемы строго заданного варьи­рования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия:

А) изменение направления движения (бег или ведение мяча с изменением направления движения, лыжное упражнение «слалом», прыжки «с кочки на кочку» и т.п.);

Б) изменение силовых компонентов (чередование метаний при использовании снарядов разной мас­сы на дальность и в цель; прыжки в длину или в высоту с места в полную силу, вполсилы, в одну треть силы и т.п.);

В) изменение скорости или темпа движений (вы­полнение общеразвивающих упражнений в обычном, ускоренном и замедленном темпе; прыжки в длину или в высоту с разбега с повышенной скоро­стью; броски в корзину в непривычном темпе - ускоренном или замедленном и т.п.);

Г) изменение ритма движений (разбег в прыж­ках в длину или в высоту, бросковые шаги в мета­нии малого мяча или копья, в баскетболе или ганд­боле и др.);

Д) изменение исходных положений (выполнение общеразвивающих и специально подготовительных упражнений в положении стоя, лежа, сидя, в при­седе и др.; бег лицом вперед, спиной, боком по на­правлению движения, из приседа, из упора лежа и т.д.; прыжки в длину или глубину из положения, стоя спиной или боком по направлению прыжка и т.п.);

Е) варьирование конечных положений (бросок мяча вверх из и.п. стоя, ловля - сидя; бросок мяча вверх из и.п. сидя, ловля - стоя; бросок мяча вверх из и.п. лежа, ловля - сидя или стоя и т.п.);

Ж) изменение пространственных границ, в которых выполняют упражнение (игровые упражнения на уменьшенной площадке, метание диска, толкание ядра из уменьшенного круга; выполнение упражнений в равновесии на уменьшенной опоре и т.п.);

З) изменение способа выполнения действия (прыж­ки в высоту и в длину при использовании разных ва­риантов техники прыжка; совершенствование техники бросков или передач мяча при целенаправленном из­менении способа выполнения приема и т.п.).

2-я группа - приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях:

А) усложнение привычного действия добавочны­ми движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши, поворотом кругом, прыжком с поворотом и др.; опорные прыжки с дополнительными поворотами перед приземлением, с хлопком руками вверху, с кругом руками вперед и др.; под­скоки на обеих ногах с одновременными движени­ями рук и т.п.);

Б) комбинирование двигательных действий (объ­единение отдельных освоенных общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами в но­вую комбинацию, выполняемую с ходу; соединение хорошо освоенных акробатических или гимнастиче­ских элементов в новую комбинацию; включение вновь разученного приема единоборства или игры в состав уже разученных технических или технико-тактических действий и т.п.);

В) зеркальное выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и в длину с разбега; метание снарядов «не ведущей» рукой; выполнение бросковых шагов в баскетболе, гандболе начиная с другой ноги; передачи, броски и ведение мяча «не ведущей» рукой и т.п.).

3-я группа - приемы введения внешних усло­вий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования:

А) использование различных сигнальных раздра­жителей, требующих срочной перемены действий (изменение скорости или темпа выполнения упраж­нений по звуковому или зрительному сигналу, мгно­венный переход от атакующих действий к защит­ным по звуковому сигналу и наоборот и т.п.);

Б) усложнение движений с помощью заданий типа жонглирования (ловля и передача двух мячей с отскоком и без отскока от стены; жонглирование двумя мячами одинаковой и разной массы двумя и одной рукой и т.п.);

В) выполнение освоенных двигательных действий после раздражения вестибулярного аппарата (упраж­нения в равновесии сразу после кувырков, враще­нии и т. п.; броски в кольцо или ведение мяча после акробатических кувырков или вращении и т.п.);

Г) совершенствование техники двигательных действий после соответствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления (со­вершенствование техники передвижения на лыжах, бега на коньках на фоне утомления; выполнение серии штрафных бросков в баскетболе после каждой серии интенсивных игровых заданий и т.п.);

Д) выполнение упражнений в условиях, ограни­чивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо в усло­виях плохой видимости или в специальных очках; общеразвивающие упражнения и упражнения в рав­новесии с закрытыми глазами; прыжки в длину с места на заданное расстояние и метание на точность с закрытыми глазами и т.п.);

Е) введение заранее точно обусловленного про­тиводействия партнера в единоборствах и спортивных играх (с отработкой финта только на проход вправо или на бросок - проход к щиту справа или слева от опекуна; заранее оговоренные индивиду­альные, групповые или командные атакующие и защитные тактические действия в спортивных иг­рах; заранее принятая и оговоренная тактика в еди­ноборстве и т.п.).

Методы не строго регламентированного варьи­рования содержат следующие примерные приемы:

А) варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде и др. по пересеченной и незнакомой местности; бег по сне­гу, льду, траве, в лесу и др.; периодическое выпол­нение технических, технико-тактических действий и проведение игры в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол в непривычных условиях, например на пес­чаной площадке или в лесу; выполнение упражне­ний, например прыжковых, на непривычной опор­ной поверхности и т.п.);

Б) варьирование, связанное с использованием в тренировке непривычных снарядов, инвентаря, обо­рудования (технические приемы игры разными мя­чами; прыжки в высоту через планку, веревочку, резинку, забор и др.; гимнастические упражнения на незнакомых снарядах и т.п.);

В) осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защитных тактических дви­гательных действий в условиях не строго регламен­тируемых взаимодействий соперников или партне­ров. Это так называемое свободное тактическое варьирование (отработка технических приемов и тактических взаимодействий, комбинаций, возника­ющих в процессе самостоятельных и учебно-трени­ровочных игр: выполнение различных тактических взаимодействий с разными соперниками и партне­рами; проведение вольных схваток в борьбе и т.п.);

Г) игровое варьирование, связанное с использова­нием игрового и соревновательного методов. Его мож­но назвать состязанием в двигательном творчестве (соперничество в оригинальности построения новых движений и связок у акробатов, гимнастов, прыгунов в воду и на батуте и др.; «игра скоростей» - фартлек; игровое соперничество в искусстве создания но­вых вариантов индивидуальных, групповых и команд­ных тактических действий в спортивных играх: упраж­нения на гимнастических снарядах в порядке огово­ренного соперничества с партнерами и т.п.).

При применении методов вариативного (перемен­ного) упражнения необходимо использовать неболь­шое количество (8–12) повторений разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требования к способу управления движением; много­кратно повторять эти упражнения, как можно чаще и целенаправленнее, изменяя при выполнении их от­дельные характеристики и двигательные действия в целом, а также условия осуществления этих действий.

Методы строго регламентированного варьирования рекомендуется в большей степени применять при формировании координационных способностей в младшем и среднем школьном возрасте, не строго регламентированного - в старшем.

Широкое применение в развитии и совершен­ствовании координационных способностей занимают игровой и соревновательный методы.

Для характеристики способности человека координировать свои движения долгое время применялся термин «ловкость» (Бернштейн Н.А., 1947, 1991; Зациорский В.М., 1970; Ильин Е.П., 1982; Лях В.И., 1995; и др.). Но начиная с середины 1970-х годов все чаще используется термин «координационные способ­ности» (Донской Д.Д., 1971; Платонов В.Н., 1986, 1997, 2004; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997; Курамшин Ю.Ф., 2004; и др.). Координационные способности проявляются в деятельности, протекающей в вероятностных и неожиданно возникающих си­туациях, которые требуют находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, про­странственной, временной, динамической точности движений и быстрому их освоению.

В настоящее время из-за сложности проявления этого двига­тельного -качества существует большое количество определений координационных способностей. Наиболее полное определение, по нашему мнению, дает Ю.Ф. Курамшин (2004): координаци­онные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успеш­ность управления двигательными действиями и их регуляции.

К элементарным формам проявления координационных спо­собностей Ю.Ф. Курамшин относит способности:

К обучению новым движениям;

К дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.);

К ориентировании в пространстве;

К равновесию;

К соединению (комбинированию) движений;

Приспособления к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;

К выполнению заданий в заданном ритме;

К управлению временем двигательных реакций;

Предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

К рациональному расслаблению мышц.

В реальной деятельности все указанные способности прояв­ляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии, во мно­гом определяя успешность исполнения двигательных действий. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к проявлению элементарных форм координационных способностей. В одних видах деятельности отдельные способно­сти играют ведущую роль, в других - вспомогательную.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. В возрасте 15-16 лет их уровень развития приближается к показа­телям взрослого человека.

Основными особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их новизна, сложность, нетрадиционность, возможность много­образных и неожиданных решений двигательных задач (Плато­нов В.Н., 1986).

При воспитании координационных способностей используют следующие основные методические подходы:

Обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности;

Воспитание способности перестраивать двигательную дея­тельность в условиях внезапно меняющейся обстановки;

Повышение пространственной, временной и силовой точ­ности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий;

Совершенствование статического и динамического равно­весия.

Обучение новым разнообразным движениям в основном ис­пользуется в базовом физическом воспитании и на начальных этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упраж-

пения, занимающиеся не только пополняют свои двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений.

Для развития координационных способностей при разучи­вании достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, поскольку овладеть такими движе­ниями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.

Для воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в условиях меняющейся обстановки используют метод вариативного упражнения с его многими разновидностями. При этом различают методические приемы со строгой и изменяю­щейся вариативностью действий и условий выполнения.

К группе строго варьируемого упражнения относят следующие методические приемы:

Строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (например, прыжки в длину или высоту в полную силу и в полсилы; изменение скоро­сти или темпа движений по предварительному заданию или вне­запному сигналу и пр.);

Изменение способов ведения действий (например, бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения);

Изменение исходных или конечных положений (например, старты из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа, и т.п.; бросок мяча: вверх, вперед, вправо, влево, после ловли, ве­дения, стоя и т.п.);

- «зеркальное» выполнение упражнений (например, выпол­нение отталкивания с правой или левой ноги, броска правой или левой рукой);

Выполнение двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, прыжок вверх сразу после вращений или кувырков);

Выполнение двигательных действий с исключением зритель­ного контроля (например, в специальных очках или с закрытыми глазами);

Исключение из движения отдельных координирующих дей­ствий (например, прыжок вверх или вперед без помощи маха руками).

К группе методических приемов меняющихся действий и усло­вий выполнения упражнений относят:

Выполнение двигательных действий в необычных условиях внешней среды (например, бег на лыжах по пересеченной мест­ности, выполнение прыжков на упругой опоре);

Отработка индивидуальных и групповых действий при раз­личных вариантах действиях партнеров и противников.

Методика совершенствования пространственной, времен­ной и силовой точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способности к воспроизведению, оцен­ке и дифференцированию отдельных параметров движений. Эти способности, с одной стороны, во многом зависят от степени раз­вития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений, а с другой стороны, от его способности осознанно воспринимать свои ощущения.

«Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и ре­гулированием пространственных параметров движений: расстоя­ния до какого-либо объекта, размера площадки или препятствия, формы, направления, амплитуды движения и т.п.

При развитии «чувства пространства» прибегают к следую­щим методическим приемам:

Совершенствование точности воспроизведения эталонных пространственных характеристик (например, точно воспроиз­вести определенные положения тела, направление и амплитуду движения при многократном выполнении упражнения);

Совершенствование точности выполнения движения в соот­ветствии с заданными изменениями параметров; при этом можно выделить несколько вариантов заданий:

С постепенным увеличением или уменьшением величин про­странственных характеристик выполняемых заданий (например, попадание мячом в корзину с расстояния 4, 6, 10 м и в обратном порядке);

С использованием чередования контрастных упражнений «контрастного задания» (например, броски мяча в корзину с даль­ней дистанции и из-под щита);

С постепенным сближением грубых и тонких дифференцировок в оценке пространственных восприятий «сближаемого за­дания».

Точная дифференцировка силовых параметров движений свидетельствует об эффективности их управления. Средствами воспитания точности силовых параметров движений являются упражнения с различными по величине отягощениями, метания

снарядов разного веса, прыжки в длину и высоту с дозированны­ми параметрами, а также упражнения на тренажерах, позволяю­щих задавать ту или иную величину мышечного усилия.

Методическими приемами воспитания дифференцирования точности силовых параметров могут служить постепенное из­менение сложности выполняемых заданий, а также выполнение «контрастного задания» и «сближаемого задания». Методи­ка воспитания способности к управлению силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки разви­ваемого усилия с объективными результатами.

Совершенствование способности к произвольному расслабле­нию мышц позволяет снизить энерготраты выполняемых двига­тельных действий, увеличить их скорость и величину развивае­мых усилий, улучшить технику движения.

Для воспитания способности к произвольному расслаблению мышц применяют специальные упражнения, включающие раз­личные формы чередования и сочетания напряжения и рассла­бления соответствующих мышечных групп:

Сочетание предварительного напряжения с последующим расслаблением (например, удержание свободного звена в опреде­ленном положении за счет напряженных мышц и последующее их расслабление в сочетании с «падением» звена или переводом в другое положение);

Расслабление одних мышечных групп в сочетании с напря­жением других (например, движение расслабленной части тела по инерции за счет мышечных сокращений, осуществляющих движе­ния другими звеньями тела);

Сочетание расслабления мышц с воздействием на другие функциональные системы (например, напряжение - на вдох, рас­слабление - на выдох, расслабление под музыкальное сопровож­дение, свето-, звуко- и ритмолидеров, использования массажа, сауны и т.п.).

Упражнения, направленные на развитие «чувства времени», в большинстве случаев основаны на сравнении субъективно оце­ниваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания. Величина допущенной ошибки позволяет судить о степени развития этого качества. Используют как сум­марную оценку времени всего задания, так и дифференцирован­ную оценку времени выполнения отдельных его частей, а также способность ускорить или замедлить время выполнения задания на определенный промежуток времени.

Большое значение при воспитании «чувства времени» в по­следние годы придается использованию различных технических и тренажерных устройств (метрономов, звуко- и светолидеров, при­боров срочной информации и др.), позволяющих воспроизводить, корректировать и программировать длительность, теми, ритм и другие временные характеристики движения.

Важный фактор, характеризующий двигательную деятель­ность человека, - способность выполнять ритмические движения. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способ­ствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Совершенствование ритмических способностей достигается специальными упражнениями на соразмеренность движений в за­даваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий.

Средствами развития ритмичности могут быть:

Упражнения на месте, включающие в себя выполнения дви­жений руками, ногами, головой, туловищем под счет, сигналы звуколидера или музыкальное сопровождение;

Упражнения в движении в соответствии с задаваемыми сиг­налами (звуковыми, световыми, тактильными) - в постоянном темпе и с изменением темпа и направления движения;

Импровизированные упражнения - двигательная импро­визация по ритмическому образцу или под музыку, свободный танец под современную музыку;

Многократное выполнение упражнений с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимаю­щимися мер времени, пространства и усилий.

Совершенствование статического и динамического равно­весия включает следующие методические приемы;

а) позно - статического равновесия:

Удлинение времени сохранения позы;

Исключение или ограничение зрительного анализатора;

Уменьшение площади опоры;

Увеличение высоты опорной поверхности;

Введение неустойчивой опоры;

Введение сопутствующих движений;

Создание противодействия (парные движения);

б) динамического равновесия:

Изменение внешних условий выполнения упражнений (ре­льеф, покрытие, местоположение, климатические условия);

Изменение воздействия на вестибулярный аппарат (качели, лонжи, центрифуги и т.п.);

Ограничение зрительного анализатора.

В заключение следует подчеркнуть, что воспитание различных видов координационных способностей происходит в тесной связи с другими двигательными способностями.

?Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дать определение физическим способностям.

2. Что лежит в основе формирования физических способностей?

3. Дать определение скоростным способностям.

4.Перечислить элементарные формы проявления скоростных способ­ностей. Что обусловливает их проявление?

5. Раскройте методику совершенствования двигательных реакций.

6. Раскройте методику совершенствования быстроты одиночного дви­жения.

7. Какова методика совершенствования частоты движений?

8. Методика совершенствования скорости двигательных действий.

9. Дать определение мышечной силе.

10. В каких режимах проявляется сила мышц?

11. Какие показатели силы используются в спорте?

12. Как проявляется зависимость между силой и скоростью, силой и вы­носливостью?

13. Какие сопротивления используются при воспитании силы и в каких режимах они выполняются?

14. Какие методики используются для создания максимального силово­го напряжения в динамическом режиме?

15. Как реализуется метод максимальных усилий?

16. Как реализуется метод повторных нагрузок?

17. Как реализуется метод динамических нагрузок?

18. Как реализуется метод повторных изометрических усилий?

19. Раскройте особенности воспитания силовых способностей у детей.

20. Дайте характеристику концентрического метода воспитания силы.

21. Дайте характеристику эксцентрического метода воспитания силы.

22. Дайте характеристику полиметрического метода воспитания силы.

23. Дайте характеристику изокинстического метода воспитания силы.

24. Дайте характеристику метода переменных усилий.

25. Дайте характеристику методу сопряженного воздействия.

26. Какие неспецифические методы используются в воспитании силы?

27. Дайте характеристику выносливости.

28. Какие виды выносливости проявляются в спортивной практике?

29. Что такое общая выносливость и как она совершенствуется?

30. Дайте определение специальной выносливости и в каких формах она проявляется?

31. В чем заключается методика воспитания специальной выносливости в циклических видах спорта?

32. Охарактеризуйте основы методики воспитания специальной вынос­ливости в скоростно-силовых видах.

33. Охарактеризуйте основы методики воспитания и совершенство­вания специальной выносливости в спортивных играх и едино­борствах.

34. Охарактеризуйте основы методики воспитания и совершенствова­ния специальной выносливости в сложнокоординационных видах спорта.

35. Дайте определение гибкости. Какие элементарные формы проявле­ния гибкости рассматриваются в спортивной практике?

36. Чем обусловлено проявление гибкости и ее совершенствование?

37. Какие упражнения используются для совершенствования пассивной гибкости?

38. Какие упражнения используют для совершенствования активной гибкости?

39.Какие упражнения используются для совершенствования амплиту­ды соревновательных движений?

40. Каковы методы развития гибкости?

41. Что понимается под термином «координационные способности»?

42. Какие существуют единичные формы проявления координационных способностей?

43.Какие методические приемы используются при воспитании коорди­национных способностей?