Смотреть что такое "Каяк" в других словарях. Что такое каяк? Эскимосский и спортивный каяк Как выглядит каяк

Название происходит из эскимосских языков: qajaq (ᖃᔭᖅ ), qayaq (от qai - «покрытая») и алеутского языка: Iqyax (игах). Традиционно делался из кож моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах - из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла ;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ - может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak , в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большие размеры, а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.

Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка ». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak . В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке "кайəк" означает большую лодку.

Как известно (см. пост ниже) - каяки были придуманы еще задолго до нащей эры. Это были каяки с посадкой гребца внутри каяка. С тех пор много изменилось и каяки стали очень разнообразные, но все же основные черты каяка сохранились.

Классические каяки во всем мире принято называть каяками типа "Sit-in" (с англ. - "сидеть внутри" ).

Каяки sit-in - Это традиционные каяки, в которых гребец (гребец) расположен наполовину внутри корпуса каяка, ноги каякеров "спрятаны" под палубой каяка внутри.

В зависимости от конструктивных особенностей корпуса и материалов, из которых сделан каяк, каяки sit-in бывают следующих видов:

Разборные, или каркасные каяки - Собственно их принято называть "байдарками ". Обычно каркасные байдарки, состоят из прочного и легкого металлического или деревянного каркаса и "кожи", которая натягивается на каркас. Сегодня функцию кожи выполняют синтетические материалы, которые являются более долговечными и не требуют такого тщательного ухода. Главным назначением каркасных байдарок является, как и у их исторических предшественников - перевозка значительных грузов на большие расстояния.
Неоспоримым преимуществом каркасных байдарок является возможность их компактного складывания (сборки), хранения и перевозки, однако на этом, вроде все преимущества и заканчиваются. Для того чтобы собрать каркасную байдарку и подготовить ее к спуску на воду одному человеку требуется в среднем от 0,5 до 1 часа времени или больше, в зависимости от опыта байдарочника и модели байдарки, которая используется. Другая общая для каркасных каяков проблема - это обеспечение симметричности расположения носовой и кормовой частей каркаса относительно оболочки (кожи), здесь имеет значение то, как сшита кожа байдарки. Третьей проблемой каркасных байдарок является их "неуниверсальность": каркасная байдарка не является плавсредством для бурной воды, она недостаточно живучая - контакты с камнями являются внештатными случаями эксплуатации и часто приводят к повреждению оболочки, а на бурной воде контакта с камнями избежать невозможно. Каркасные байдарки недостаточно непотопляемые - у них нет герметичных камер (отсеков), как в современных пластиковых каяках. Они недостаточно управляемые из-за отсутствия жесткости корпуса. Довольно большие габариты и низкая свободная посадка гребец не позволяют задействовать тело в управлении каркасной байдаркой.

Если против столкновений с камнями пытаются принимать меры - доработка шкуры или подкладывание пены, а для оказания эффекта непотопаемости подкладывают емкости (надувные камеры и т.п.), то против "неуклюжести" каркасной байдарки практически ничего невозможно поделать. Большие по размерам каркасные байдарки не предназначены для резких маневров. Их целевое назначение - движение в спокойной или даже стоячей воде по относительно прямолинейной траектории.

Надувные каяки - В некоторой степени похожи по своему принципу на надувные лодки, однако они более узкие и длинные. В общем, основным недостатком некоторых надувных каяков является прогиб каяка в месте посадки гребца под его собственным весом, что вызывает задирание носа и кормы каяка. Особенно эта проблема может быть выражена в одноместных каяках, где сидение расположено по середине каяка. Во избежание этого эффекта каяк должен быть равномерно нагружен по всей длине. Очевидным преимуществом надувных каяков является их непотопаемость, большая грузоподъемность а также компактность в сдутом виде. Среди недостатков можно выделить недолговечность - как и любые синтетические материалы, из которых изготавливаются надувные лодки, они имеют свой ограниченный срок эксплуатации. Также возможны прорезы или прокалывания камер каяка. Немного неудобным может оказаться тот факт, что в надувных каяках нет камер для хранения вещей, иногда они могут заменяться карманами, но все же места у них значительно меньше, чем в каркасных байдарок и неразборных каяков. Выпускаются также модели с немного расширенным дном, но тогда такой каяк уже мало чем отличается от обычной надувной лодки. Могут возникать трудности при использовании надувных каяков в ветреную погоду - надувной каяк довольно легкий и практически "лежит на воде", что приводит к большой парусности, поэтому в ветреную погоду грести на надувном каяке против ветра крайне тяжело, не говоря уже о направлении движения - оно меняется с направлением порывов ветра.

Неразборные каяки - маломерные суда, которые отличаются от всех предыдущих типов, в первую очередь, почти полностью закрытым корпусом. Имеется лишь относительно небольшое отверстие (кокпит) где, расположенное сиденье гребец, и куда собственно, садится последний. В зависимости от назначения каяка размеры могут существенно колебаться: от 2,5 м до 5 м и более в длину а также от 45-48 см. до 70 см и более в ширину.
Неразборные каяки sit-in изготавливаются преимущественно из полимерных материалов, стеклополимеров, карбона, кевлара, полиэтилена, композитных материалов, полиэстера и др. На сегодняшний день неразборные каяки являются безоговорочными лидерами в мире каякинга и именно они приходят в голову в первую очередь при упоминании слова "каяк".

Преимуществами неразборных каяков (в первую очередь - пластиковых) является их долговечность и износостойкость. Современные полимерные материалы могут выдерживать большие нагрузки при резких ударах и столкновениях с камнями, острыми режущими поверхностями (ракушник, битое стекло и т.д.), которые оставляют только царапины на прочном корпусе каяка.
Преимуществом также являются свойства материалов, из которых изготовлены современные каяки - это, в первую очередь, термоизоляция, а также т.н. "память" - при сильных резких столкновениях на корпусе каяках возможны вмятины, для их устранения достаточно просто поставить каяк на солнце и материал восстановит свою форму - вмятины выровняются.
Другим существенным преимуществом корпусных каяков является возможность использовать массу всего тела для управления каяком. Относительно узкий кокпит у многих моделей каяков и жесткий корпус каяка позволяют передавать инерцию и движение всего тела на корпус каяка, легче контролировать крен, осуществлять повороты, а в случае переворачивания - осуществлять т.н. "Эскимосских переворот" (eskimo roll) - то есть возвращаться обратно в предыдущее положение над водой с помощью определенных движений с использованием весла не покидая при этом каяк.

При правильно сделанном выборе каяка его можно использовать в большинстве вод без существенного снижения ходовых характеристик, однако на практике все же есть разделение, где именно характер водной стихии определяет основные характеристики каяка. Поэтому основное, что нужно знать перед покупкой каяка - это воды в которых Вы будете плавать на нем.

Если кратко - морские и экспедиционные каяки можно использовать повсеместно, за исключением малых рек и бурной воды через их большие размеры, которые в среднем составляют 4-5м, что почти исключает вхождения в резкие повороты и резкие стоки или водопады. В свою очередь каяки для белой воды можно с успехом использовать для катания на морских волнах, однако они несколько неудобны на спокойной воде, через короткий корпус, о чем речь пойдет чуть дальше. Есть также категория каяков, которые можно считать универсальными - это средние по размерам, сочетающие определенные характеристики как экспедиционных морских каяков, так и каяков для белой воды. Иногда их называют еще "гибридными каяками " (hybrid kayak ) Однако всегда нужно помнить, что от такого каяка нельзя ожидать 100% отдачи на бурный воде и в долговременной экспедиции морем.

Технологии изготовления каяков.

Бесспорными лидерами среди всех каяков являются полиэтиленовые (пластиковые) каяки, изготовленные из различных видов полиэтилена, преимущественно с применением технологии бесшовного изготовления - ротомолдингу (Rotational Molding ) - ротационного формования изделия из пластмассы. Технология ротомолдинга применяется для производства большинства каяков, которые представлены на интернет портале Pobeach-kayaks.com . Также наряду с ротомолдингом применяют два другие способы изготовления каяков: формирование под высоким давлением (т.н. технология HTP ) по этой технологии производят каяки Prijon) или склеивания двух листов пластика , которым предварительно предают соответствующую форму верхней и нижней частей каяка (так производят каяки канадской фирмы Pelican и др.). Своей популярностью пластиковые каяки обязаны, в первую очередь, доступной цене и износостойкости материалов.

Наряду с этим сегодня также изготавливаются деревянные каяки (Преимущественно из тонких планок кедрового дерева), которые могут быть настоящими произведениями искусства.
Процесс изготовления таких каяков довольно длительный, они могут быть инкрустированы орнаментом и, соответственно, стоят значительно дороже привычных пластиковых или полимерных аналогов. Деревянные каяки значительно легче чем их пластиковые аналоги такого же размера, однако они менее устойчивы к износу и механическим повреждениям, также иногда случается рассыхания и появление щелей. Классические деревянные каяки преимущественно изготовляют в США и Канаде. Средняя стоимость таких каяков ручной работы колеблется в пределах 4000-8000 долларов США а каяки ручной работы высококлассных брендов могут достигать 22000 $. Также продаются наборы комплектующих (до 1500 $), из которых каждый желающий может собрать каяк самостоятельно.

Изготовление деревянных каяков от недавнего времени стало возможно и в Украине. Заказать изготовление каяка по лекалам всемирно-известной компании Guillmont kayaks можно на сайте www.pobeach-kayaks.com При этом стоимость таких каяков, изготовленных в Украине будет составлять от 900 до 1500$ в зависимости от избранной модели.

В зависимости от назначения каяка и вод, в которых используются каяки, принято выделять следующие основные классы каякинга:

Рекреационный каякинг - характеризуется использованием более широких каяков средней длины, которые часто бывают второй даже 3-местными, обычно 3-е место предусмотрено для ребенка. Рекреационные каяки отличаются в первую очередь широким корпусом и большим кокпит. Их главное назначение - короткий активный отдых на воде. Относительным недостатком можно назвать плохую линейную управляемость некоторых рекреационных каяков, при недостаточных навыках техники плотины, каяком может "бросать" в стороны (каяк будто плывет зигзагом. Для исправления этого "дефекта" рекомендуем использовать рулевое весло, которое значительно облегчает управление каяком.Преимуществом рекреационных каяков является их высокая устойчивость на воде а также большой и просторный кокпит, который предоставляет свободу ногам, колени не упираются о палубу каяка, что характерно для морских и некоторых маленьких туристических (туринговых) каяков. Каяки рекреационного класса идеально подходят для семейного отдыха, они вместительные, часто оборудованы герметичной камерой для хранения вещей, не слишком длинные и очень устойчивые на воде. В основном они рассчитаны на короткие заплывы.

Туристический каякинг - или, как его еще называют - "туринговый" каякинг, от англ. touring - что можно перевести как "для путешествий ". Туринговые каяки это каяки, которые могут использоваться наиболее широко. Они сочетают в себе стабильность и комфорт рекреационных каяков а также линейную управляемость и скорость морских (экспедиционных) каяков. Туринговые каяки в о сновном рассчитаны на более длительные путешествия, одно-двухдневные заплывы, преимущественно оборудованы одним-двумя герметическими отсеками для хранения вещей, продуктов и воды. На таких каяках дополнительно может быть установлено рулевое весло (руль), которым управляют (поворачивают) ногами с помощью педалей.Большинство современных туринговых каяков имеют удобное мягкое регулируемое сиденье с высокой спинкой, корпус обтянутый эластичной сеткой и шнуром по периметру каяка, позволяющим ухватиться за каяк в случае переворачивания, когда каякер находится за бортом. Туринговые каяки в основном предназначены только для одного гребца, хотя есть модели и для двух гребцов.

Экстремальный каякинг (whitewater) - Известный также как "бурноводинг". Основным отличием каяков типа whitewater является короткий корпус в среднем от 2,5 м до 3,5 м, который может иметь заостренный нос и срезанную корму. Такие каяки предназначены в первую очередь для прохождения горных рек и порогов наивысшей сложности.

Говоря об экстремальном каякинге всегда употребляют понятие категории сложности реки/воды. На этом остановимся немного подробнее.

Существует шесть категорий белой воды. Вопрос этот спорный и имеет несколько вариантов. Чтобы получить правильное представление о сложности воды, вам понадобиться полное описание. Оно включает информацию о природе порогов, степени и равномерности уклона, количестве и качестве препятствий, возможностях просмотра и страховки, температуре воды и удаленности реки от населенки. Такая система не особо точна и река не всегда вписывается в одну категорию, к тому же существуют индивидуальные особенности восприятия препятствий. Всегда прибавляйте сложности в смысле безопасности на реках с холодной водой и удаленностью от населенных пунктов.

Категория II - для начинающих
Прямые пороги с широкой и чистой основной струей, хорошо видимой с воды. Время от времени необходим маневр, но все камни и средние валы легко обходятся тренированными гребцами. Травмы вне лодки редки и групповое взаимодействие при страховке редко требуется, хотя является обязательным.

Категория III - средней сложности

Пороги с умеренными нерегулярными валами, которые довольно сложно обойти и которые могут залить открытое каноэ. Часто требуется сложный маневр на быстрой струе, полный контроль лодки в узких проходах и у сливов. Можно встретить высокие валы и завалы с топляками, но они легко обходятся, мощные суводи и возмущения струи, особенно при большом расходе воды. Просмотр препятствий с берега рекомендуется неопытным группам. Травмы вне каяка редки, самоспас достаточно прост, но групповая поддержка необходима, чтобы избежать продолжительного купания.

Категория IV - продвинутые
Мощные, интенсивные, но предсказуемые пороги, которые требуют высокой точности управления каяком в турбулентном потоке. В зависимости от характера реки можно наблюдать большие валы и бочки, которые нельзя обойти, а также узкие проходы, требующие точного и быстрого маневра под воздействием струи и ее характеристик. Часто необходимо заходить в суводи, чтобы из них начать маневр или просмотреть порог дальше. Пороги могут потребовать комплекса движений, необходимых для прохода опасных препятствий. Просмотр с берега необходим. Риск получить травму вне каяка варьируется от среднего до высокого. Условия воды делают самостоятельное спасение затрудненным. Групповая страховка обязательна и требует тренированных навыков. Очень рекомендуется уметь стабильно производить эскимосский переворот.

Категория V - для опытных
Очень длинные, с большим количеством трудностей мощные пороги, которые подвергают гребца опасности выше средней. Сливы могут содержать огромные валы и бочки, которые не обойти. Один слив идет за другим, меняя направление потока, что требует сложной траектории движения. Уловы неспокойны, турбулентны и заход в них осложнен. Просмотр с берега обязателен, но часто осложнен рельефом и расстоянием. Сплав вне лодки очень опасен, а страховка сложна даже для экспертов. Для выживания необходимо надежное умение выполнять эскимосский переворот, правильное снаряжение, большой опыт и тренированные навыки страховки и спасработ.

Категория VI - экстремальные
Такие реки представляют высшую степень экстремальной сложности, непредсказуемости и опасности. Последствия ошибок очень серьезны, а спасработы могут быть вообще невозможны. Предназначены только для групп профессионалов, при определенном уровне воды, только после тщательного изучения воды и принятия всех мер безопасности. Эта категория не включает водопады, заранее и ни при каких условиях непроходимые, но может включать время от времени проходимые водопады.
________________________________________ ________
* Информация о категориях сложности воды взята с сайта "Школа Белой Воды ".
Рекомендуем Вам тщательно перечитать материал, изложенный на указанном ресурсе
. http://wwsch.home.nov.ru/index.htm


Морской каякинг
по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на белой воде (бурноводингу. Правда здесь ставятся совершенно другие цели и другие требования к каякам. Первое, что отличает морской каяк из когорты других - это большие размеры и заостренные и поднятые вверх нос и кормовая часть. Такое строение каяка специально приспособлено для разрезания высоких морских волн и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основными требованиями, которые ставятся к морским каякам это его "умение" бороться с волнами, управляемость и непотопаемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также еще называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются, иногда их количество может достигать 4-х. Также на таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта каяках, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных термоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяках и сделать его непотопаемым при любых условиях.

В мире есть много видов спорта, в том числе экстремальных. Обычные люди, которых нельзя назвать спортивными, выбирают себе разные виды активного отдыха для разрядки и испытания своих сил.

В этой статье речь пойдёт про каяки. Что же это такое? Каякинг - это вид спорта, смысл которого состоит в управлении маленькой маневренной лодочкой. Маневренная она из-за своего строения. Лодочки такого типа имеют узкий корпус, большую длину и заострённые концы. Это сделано для того, чтобы этот вид водного транспорта быстрее и проще рассекал водную гладь, а специальные вёсла с более широкими концами помогают гребцу в этом.

Но всё началось с промысловых лодочек народов Камчатки. Именно они использовали такого рода лодочки, которые называли каяком, для лучшего прохождения рек. Гребец пристегивал себя к лодке при помощи ремня и управлял однолопастным веслом. На таких каяках охотились и рыбачили.

На сегодняшний день ситуация изменилась. Каяк служит спортивным целям, где важна сила и скорость. Но не только эти характеристики бывают решающими. Допустим, захотелось кому-то попробовать этот экзотический вид спорта. Какой каяк выбрать? Как правильно это сделать?

В мире существует несколько видов и подвидов классификации каякинга: прогулочный, морской, проводимый в сильных течениях и так далее. Тот, который проводится в сильных течениях, разделяется на родео и сплав. Но спуск по горным рекам можно осуществить на других средствах, помимо каяка. Это и лодки, и байдарки, и многое другое.

Итак, прогулочный вариант каякинга , это, по сути, мерное хождение по ровной глади озера на хорошо стоящих маленьких лодочках. Проводится такая прогулка для расслабления и отдыха. В основном этот вид популярен у туристов, его берут в прайс-листы именитые отели различных известных курортов. Но если такой же отдых проходит вдоль линии моря, он называется морским каякингом.

Здесь важно помнить, что лучше всего выходить в море в каяке рано утром или поздно вечером, когда открываются поистине красивые пейзажи моря. Но далеко в море на таком водном средстве передвижения не заплывёшь, поэтому лучше соблюдать осторожность и правила безопасности (например, не садиться в каяк в нетрезвом виде).

Следующая разновидность - это каякинг на сильном течении . Обычно такой вид активного отдыха на любом плавательном средстве сочетает в себе прохождение водной глади, а также преодоление водных потоков, горных рек, порогов и многого другого.

Главным здесь является драйв и желание получить удовольствие от всего этого. Как уже упоминалось, в соревнованиях, проводимых на сильных течениях и быстрых водах, есть два подвида. Это родео и сплав. Весь смысл родео, набирающего популярность в настоящее время, состоит в выполнении трюков и сальто на каяке. Эти элементы выполняются в бочке, участке пенного противотока или в сильных течениях.

Элементов, выполняемых в этом виде спорта, множество. Существуют элементы для новичков и профессионалов. Часто проводят состязания, на которых все любители этого вида спорта показывают новые трюки, развлекают зрителя интересными финтами и фишками, каждый по-своему.

Третье- это сплав . Суть этого вида состоит в проходе сложных участков и порогов рек. Сплав также имеет свои разновидности. Это туристический сплав, который включает в себя многодневные выходы с проходом сложнейших участков рек. Экстремальный сплав, который проходит на сложных порогах рек, но при этом рядом есть группа поддержки, готовая в случае чего всегда прийти на помощь.

Помимо вышеописанных сведений, расскажем о том, как выбрать каяк , на какие характеристики при выборе обращать внимание. Итак, во многих зонах отдыха такие маленькие лодочки могут сдаваться в прокат. Но там они могут быть плохого качества. Что же делать? Отправляться в специализированные магазины и выбирать вариант для личного пользования.

Таких вариантов на рынке предложено множество. Но в этом виде спорта не всегда высокая цена гарантирует хороший результат для клиента. Высокая стоимость каяка говорит о том, что лодочка будет произведена из современных эргономичных материалов. Такие материалы используются в изготовлении лодок для профессиональных спортсменов. Современные материалы, в свою очередь, обеспечивают лучшее касание нужных частей с поверхностью воды и, как результат, наибольшую скорость.

Но если новичку не стоит брать дорогие модели, что же выбрать взамен? Лучше остановиться на вариантах средней стоимости. Эти модели будут проще в плане применения тех же эргономичных материалов. Помимо этого, профессиональные каяки отличаются от любительских массой вещей. Доходит даже до того, что каяк, как средство достижения победы, изготавливают индивидуально. Потому что со временем у гребца появляются характерные движения, присущие только ему.

В итоге можно сказать, что каякинг очень интересный вид спорта, имеет несколько разновидностей, относительно доступен и безопасен для человека. Им увлекаются и любители, и профессионалы.

Моржей и тюленей, натянутых на каркас из дерева (плавника) и кости, а в безлесных районах - из китового уса (восточные эскимосы). Крепление каркаса и сшивка водонепроницаемым швом производилась с помощью жил и китового уса. Использовались на внутренних водоёмах и в прибрежных водах Северного Ледовитого океана, Северной Атлантики, Берингова моря и Северной части Тихого океана.

Современные модели каяков обычно изготавливаются промышленным способом с использованием современных материалов и технологий.

  • на каяке гребут при помощи двулопастного весла ;
  • на каяке гребец сидит только на ягодицах, тогда как на каноэ - может располагаться любым способом, в том числе и на специальном сиденье (на спортивном каноэ гребут, стоя на одном колене).

Современные каяки используются в водном туризме и предназначаются, в зависимости от конструкции, для плавания по бурным рекам, озёрам или морям. Различают каяки для гребного слалома , для водного родео (фристайла), каяки для водного туризма, для экспедиций, а также для плавания по обширным водоёмам (морские каяки).

Как правило, посадочное место гребца закрывается специальным фартуком («юбкой»), не дающим воде проникнуть в лодку даже при перевороте. Это даёт гребцу возможность совершать эскимосский переворот (постановку лодки на ровный киль из перевёрнутого состояния).

Некоторые каяки (т. н. sit-on-top kayak , в России распространения не получили) не имеют ни деки, ни юбки. Их непотопляемость обеспечивается герметичным корпусом, на котором сидит гребец.

Морской каяк

Морской каякинг по уровню экстрима мало чем уступает каякингу на бурной воде. Правда, здесь ставятся совершенно другие цели и предъявляются другие требования к каякам. Первое, что выделяет морской каяк из когорты других - это большие размеры, а также заострённые и поднятые вверх нос и корма.
Такое строение каяка специально приспособлено, чтобы разрезать высокие морские волны и чтобы вода каждый раз не заливала кокпит каяка. Основные требования, которые предъявляются к морским каякам, - это «умение» бороться с волнами, управляемость и непотопляемость.

Разновидностью морских каяков можно назвать экспедиционные каяки, которые также называют океаническими. Их отличают большие вместительные отсеки, которые герметично закрываются; количество отсеков может достигать четырёх. На таких каяках устанавливают рулевое весло, эластичные сетки для удержания предметов, канат по периметру борта, может быть также специальное место для установки GPS-приемника.

Для путешествий в холодных водах каяки изготавливаются из специальных теплоизолирующих материалов, позволяющих уберечься от переохлаждения. Все современные экспедиционные каяки имеют герметичные камеры, которые отделены и полностью изолированы. Это позволяет повысить плавучесть каяка и сделать его непотопляемым практически в любых условиях.

Использование термина

Имеются некоторые особенности в использовании в русском языке довольно поздно заимствованного термина «каяк». Термин «каяк» традиционно употребляется в основном для одноместных лодок, хотя бывают и двухместные каяки. Спортивные и туристические лодки для гребли по гладкой воде (которые не рассчитаны на выполнение эскимосских переворотов) в русском языке называются ранее пришедшим в русский язык словом «байдарка ». В английском же языке все они обозначаются одним словом kayak . В киргизском и казахском языках словом кайык называют любую лодку. В хантыйском языке "кайəк" означает большую лодку.

См. также

Напишите отзыв о статье "Каяк"

Ссылки

  • // Yoav Rosen, Wavewalk Kayaks

Отрывок, характеризующий Каяк

Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.

Один из наиболее популярных в западных странах видов активного отдыха. Тысячи европейцев в разное время года покидают на выходные свои дома, чтобы пройтись на веслах по прибрежной полосе моря, вдоль живописных обрывистых берегов или красивой равнинной речушке, полюбовавшись окружающей природой. Некоторые даже отваживаются бросить вызов белой воде, сплавляясь по бурным горным потокам. Постепенно каякинг обретает популярность и у нас.
Первые в мире байдарки , теперь известные как каяк , были созданы тысячи лет назад коренными жителями Арктики известными как Эскимосы и Инуиты, которые населяли Гренландию, северо - восток России и Аляску. При изготовлении своих байдарок они использовали древесину и китовую кость, из которых они делали каркас, который потом обтягивали тюленьими шкурами. Чтобы байдарка получалась непотопляемой, воздушные полости Эскимосы заполняли пузырями из шкур, наполненными воздухом.Управлялись эти байдарки , как и сейчас при момощи двухлопастного весла. Эти древние байдарки использовались в течении летних месяцев, в основном для охоты и рыбалки. Слово «каяк» на эскимосском языке буквально означает «Лодка охотников». Европейцы в конце концов обнаружили универсальность каяка и в 1905 году немецкий изобретатель по имени Ганс Клеппер изготовил складную версию каяка, он назвал этот каяк «Fold boat».Так начались первые в мире продажи первого, серийно изготовленного складного каяка.
В 1936 году соревнования на каяках стали частью олимпийских игр в Берлине. Каякинг клубы начали появляться по всей Европе, и каяки становились со временем все более и более популярны.
С 1950 годов каяки впервые начали изготавливать из стекловолокна. Впервые такой каяк изготовила фирма под названием «Valley», который назывался «Anas Acuta». Такие каяки стали еще более легкими, прочными и маневренными, чем их предыдущие собратья.
Первые пластиковые каяки были произведены в 1980 годах, и изготавливаются по сей день. Эти каяки продолжают становиться более легкими, крепкими и универсальными. В данным момент разработано несколько видов каяков для различных спортивных мероприятий. Эти байдарки имеют разную форму корпуса, длину и ширину. В свою очередь, каякинг делится на морской, речной, и озерный.

Речной каякинг в Крыму
Несмотря на их большое количество, реки Крыма маловодны. Это обусловлено засушливым климатом, и небольшой высотой гор, на которых не накапливается достаточное количество снега в зимний период. Речной или whitewater каякинг в Крыму практически не развит, и носит сезонный характер. Сплавы по горным рекам возможны в Крыму во время весенних паводков с марта по май. В это время в горах происходит мощное таяние снега, и уровень воды в реках существенно увеличивается. Известны случаи частичного прохождения рек Черная, Бельбек, Кокозка.

Самым экзотичным, и самым непредсказуемым, пожалуй, является сплав по реке Кокозка в верхнем течении Большого каньона, где сплав возможен только в условиях мощного паводка.

На участке от верховьев каньона до Ванны молодости встречаются участки 4-5 категории сложности, которые характеризуются узкими прижимами, и высокими сложными порогами. Для преодоления таких участков требуется опыт прохождения рек не ниже 3-й - 4-й категории сложности.
Бельбек - самая полноводная река Крыма. Известны отдельные случаи полного прохождения реки от села Соколиное - до устья. В основном, р. Бельбек пригодна для прохождения от турбазы Орлиный залет, где встречаются пороги 2-й категории сложности. С 1982 по 1992 год Севастопольская секция водного туризма даже проводила открытые соревнования по гребному слалому на р. Бельбек и Черная.
Р. Черная - по полноводности немногим уступает реке Бельбек. На данный момент это самая интересная река для сплава, а Чернореченский каньон, по которому течет река с одноименным названием не уступает по красоте Большому каньону Крыма. В верхнем течении в районе вершины Кизил-Кая река имеет очень сложные пороги, до 5-й категории сложности! Ниже по течению, извилистая река образует узкие прижимы, сливы, и пороги - водопады высотой до 5 метров. Самый интересный для прохождения участок начинается от вершины Кизил-Кая до с. Морозовка, в нижнем течении реки. Ниже села - река имеет спокойный характер течения.
На устье реки Черная, в поселке Инкерман, в месте где река впадает в Севастопольскую бухту, ранее существовала база всесоюзного значения по «гладкой гребле» - (одна из олимпийских дисциплин), где ежегодно тренировались сотни спортсменов с разных городов и областей Украины и бывшего СНГ. Сейчас на базе Инкерманской спортивной базы по гладкой гребле, тренируются десятки спортсменов, организуются спортивные соревнования по гребле на каноэ и байдарках.

Морской каякинг в Крыму.
Морской каякинг или сиякинг (Seayaking) получил более широкое распространение в Крыму, ввиду благоприятных условий, и живописной береговой черты Черноморского побережья Крыма. Морской каяк отличается от речного килеватыми обводами и более удлиненной формой корпуса,. Одноместные морские каяки бывают длиной от трех, с небольшим, до пяти и более метров. Такой каяк с легкостью преодолевает большие волны, и способен выдержать небольшой шторм. У него высокие мореходные качества, которые зависят еще и от мастерства гребца. Морские каяки или сияки, как их еще называют, в зависимости от формы и посадки гребца делятся на Sit-in (где нижняя часть гребца находится внутри замкнутого объема корпуса каяка, который называется кокпитом. При этом нижняя часть тела гребца, изолирована от попадания воды специальным водонепроницаемым фартуком, который плотно облегает верхнюю часть талии, а его края крепятся к краям кокпита.) и Sit-on top (в этом случае гребец сидит в открытом углублении, и никак не изолирован от попадания воды на нижнюю часть тела, так как вся нижняя часть находится на поверхности каяка, который представляет из себя водонепроницаемую пластиковую капсулу)

Каяк сит-ин:

Каяки Sit-in - идеально подходят для длительных путешествий по морю, океану, арктическим и антарктическим водам, они имеют отсеки для хранения вещей и продуктов. Известны также случаи пересечения Атлантического океана на каяках. Впервые это сделал Франц Ромер в 1928 году, а впоследствии Ханнес Линдеман в 1956 году и Питер Брей в 2001 году. Для плавания на sit-in каяках надо пройти специальный курс обучения, по самоспасению на воде. При опрокидывании такого каяка надо уметь подняться в вертикальное положение при помощи весла не покидая посадочного места, такой способ самоспасения получил название «эскимосский переворот»

Каяки Sit-on top более в большинстве случаев более устойчивы к опрокидыванию, и хорошо подходят для летнего семейного отдыха на воде. По скоростным характеристикам они, как правило, уступают каякам sit-in, но зато их универсальность делает их более доступными для новичков и людей разных возрастных групп. Эти каяки позволяют купаться с них не приставая к берегу, легки в транспортировке, и очень устойчивы за счет соотношения ширины и длины корпуса.

В Крыму морской каякинг интересен на Юго-Восточном, Южном, Юго-западном и западном побережье Крыма. Наиболее интересными районами для сиякинга являются мыс Тарханкут, участок от мыса Херсонес до мыса Айя, мыс Меганом, Новый свет, Карадагский биосферный заповедник, Керченский полуостров, мыс Казантип.

Тарханкут - причудливые формы выветривания берегов, узкие расщелины, сквозные гроты, через которые можно проплыть. Чистая вода. Тарханкут - отличное место для того чтобы совместить каякинг и дайвинг.

Участок от Херсонеса до мыса Айя - пожалуй, самый интересный участок береговой линии Крымского полуострова для сиякинга . Разнообразный рельеф береговой линии, высотой от десяти метров на западе, до шестисот метров на востоке, радует обилием многочисленных бухточек, гротов и затерянных диких пляжей, с разнообразной флорой и фауной. Скалы Юго-Западного побережья Севастополя сложены осадочными породами юрского периода, и имеют очень разнообразный рельеф. Здесь очень много надводных гротов разной величины. В большинство из них можно заплыть на каяке. Ближе к мысу Фиолент, начинается страна вулкания. Скалы высотой до двухсот метров имеют бурый оттенок и состоят из магматических пород. Много миллионов лет назад вулканическая лава вырываясь из морских глубин застыла в причудливых образах сказочных персонажей. Удивительной формы темные вулканические мысы, напоминающие горгульи и химеры готических соборов врезаются с изумрудные пляжи. Над ними белеют известняковые обрывы, пронизанные звенящей зеленью фисташковых деревьев. Идеально прозрачная хрустальная вода и лохматые буро-желтые рифы под нами. Подобно двум стражам, охраняющим покой древнего потухшего вулкана застыли в своих образах две морские скалы-останца Орест и Пилат. Дальше берег поднимается в небо, и перед взором открывается розоватая цельная стена Караньского плато. Плиты мраморовидного известняка - литые, цельные, благородные. Красновато - розовый оттенок камня отражается в идеальной глади воды. Прямо за горой Кая-баши - глубоко в материк, врезается язык Балаклавского фьорда, а прямо за ним виднеется огромный массив мыса Айя, с его известными гротами «Дыхание дракона и Екатерининский. В Екатерининский грот можно зайти на каяке. Массивный скальный свод освещают Лучи солнца, отраженные от дна. Игра света изумрудной бездне лишь немного оживляет это царство Аида.

Карадаг - древний потухший вулкан, с очень интересно выраженным рельефом. В настоящее время недоступен для каякинга, так как является биосферным заповедником.

Новый свет - очень красивое место где плавать на каяке - приятно и интересно. Если повезет то вашими попутчиками станут стаи дельфинов, которые весело резвятся в царской бухте в поисах рыбы.

Каякинг дарит невообразимую легкость от путешествия по морским просторам. Можно в буквальном смысле лететь над водой рассекая безгранично синюю морскую гладь, любуясь окружающими пейзажами. Подплывать к водопаду на расстояние вытянутой руки или исследовать морские гроты и скалистые рифовые островки, посещать интересные или труднодоступные уголки побережья, и дикие пляжи, совмещая это со сноркелингом, дайвингом или рыбалкой. Путешествуя на каяках , вы можете остаться один на один с морской стихией, почувствовав на себе всю ее силу и мощь.