От какого слова происходит понятие физическая рекреация. Активная физкультура "физическая рекреация". Что будем делать с полученным материалом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция

" Средства физической рекреации "

Современный этап развития физической культуры характеризуется появлением новых или модернизацией известных, традиционных двигательных действий, которые иногда становятся настолько популярными, что трансформируются из видов рекреационной направленности в спортивную. физический двигательный упражнение

По мнению В.В. Матова (1988), решение задач массовой физической культуры должно сочетать выполнение физических упражнений и использование других факторов - гигиенических, средств психорегуляции и т.д. Весьма интересна точка зрения И.В. Муравова (1987), который считает, что воздоровительных целях можно использовать любые физические упражнения, при условии, что нагрузка строго соответствует возможностям организма. В.Н. Васильев и В.С. Чугунов (1984) формулируют идею о том, что на основе адренограмм можно выделить несколько биологических типов людей: адреналиновый тип (с повышенным выделением адреналина), эти люди отличаются повышенной тревожностью; норадреналиновый тип (с повышенным выделением норадреналина), типичное поведение проявляется во внутреннем напряжении, мнительности, агрессивности; смешанный тип - характеризующихся гиперэмоциональностью.

Каждому типу должен соответствовать определённый образ жизни, питания, двигательной активности. Например, людям с повышенным выделением адреналина необходимы занятия релаксационной гимнастикой, для других - аутотренинг.

Выбор средств должен зависеть от возрастных периодов человека

На выбор средств физической рекреации влияют различные компоненты (мода, географические и климатические условия, особенности национальной культуры и др.). Так, например, для подрастающего поколения наиболее привлекательными являются: плавание, гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры (особенно волейбол и баскетбол), подвижные игры, лыжи, коньки, игры на льду и снегу, настольный теннис, бадминтон, танцы. Для взрослых людей предпочтительны: туризм, летние прогулки, ориентирование на местности, бег трусцой, велосипед, футбол, настольный теннис, лыжи, водные виды спорта, игры (ботча, ринго, крокет), тропинки здоровья.

Изучая популярность физических упражнений в XVIII-XIX веках в Европе, von H. Grimm (1989) установили, что наиболее популярными видами двигательной деятельности были ходьба, бег, прогулки (контент-анализ включал 38 пунктов), гимнастика (17), купание и плавание (16), коньки (13), охота и игра в мяч (11), рыбная ловля (9), катание на санях (8), верховая езда (6), лазание (5), гребля и силовые упражнения (4), метания (3), стрельба из лука, лыжи, велосипед и танцы (2), фехтование (1), (цит. по А.Ю. Гаврикову, 1990).

Выдвигая идею о едином рекреационном пространстве, П.К. Виноградов и Л.А. Калинкин (1991), предлагают создать межреспубликанские рекреационные зоны, включающие системы парк-отелей, природных туристских парков, сеть зелёных дорог ("greenways"), т.е. широко использовать природные средства в "ландшафтной физкультуре".

Одними из самых эмоциональных средств физической рекреации являются спортивные и подвижные игры. Е.М. Геллер (1987) акцентирует внимание на отставании в разработки как теории игры, так и основных функций, в частности, их социально-педагогической роли в современном обществе. Особенностям организации и проведения оздоровительных занятий спортивными и подвижными играми с людьми разного возраста посвящено исследование В.В. Костюкова (1996).Выявлено, что круглогодичные занятия по два раза в неделю с нагрузкой различной направленности позволяют повысить уровень здоровья мужчин в возрасте 28-39 лет с 3 до 8 баллов (по 21-балльной шкале здоровья).

Как отмечал в своей работе В.М. Калинин (1985), исследовавший влияние различных восстановительных средств, постоянное или частое использование неспецифических средств восстановления не всегда целесообразно, поскольку может нарушить естественную адаптационную перестройку организма. Основные положения использования средств восстановления включают: а) рациональное сочетание и совместимость физических, фармакологических, психологических и педагогических средств; б) оценку состояния здоровья; в) учёт специфики вида двигательной деятельности.

При использовании средств восстановления важно учитывать основную энергетическую направленность тренировки: аэробную, анаэробную, аэробно-анаэробную. Например, на скорость протекания восстановительных процессов после больших по объёму и интенсивности нагрузок будет влиять комплексное использование средств восстановления: сауны, ручного восстановительного массажа, контрастного душа или ванны.

Безусловно, что различным видам гимнастики принадлежит ведущее место при занятиях физической рекреацией. В целях рекреации можно использовать такие виды гимнастики, как пластическая гимнастика и антистрессовая пластическая гимнастика, которые позволяют уменьшить хронический стресс, повышают чувствительность стресстормозящих и снижает чувствительность стрессреализующих механизмов, замедляет прохождение сигналов, исходящих от гормонов и медиаторов, предупреждает возникновение трофических нарушений клеточного метаболизма.

Какой вид двигательной активности можно использовать в целях физической рекреации? На наш взгляд - любой вид спорта можно использовать в целях физической рекреации. Следовательно, можно использовать и все упражнения, которые составляют его содержание, т.е. соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Универсальным критерием при выборе средств рекреации может служить фактор удовольствия, которое человек испытывает от занятий физическими упражнениями. Другими немаловажными критериями являются нагрузка и возникающее вследствие этого утомление, а также -потенциальная возможность травматизма при занятиях тем или иным видом спорта.

Утомление является логическим результатом любой активности, будь то двигательная или интеллектуальная. По определению В.М. Волкова (1977) утомление "является следствием сложного взаимодействия периферических, гормональных и центрально-нервных факторов при ведущем значении последних". Различают несколько типов утомления: физическое, сенсорное, эмоциональное и умственное.

В зависимости от направленности и объёма мышечной работы выделяют пять стадий утомления: 1) лёгкое утомление - проявляется в виде усталости без снижения работоспособности; 2) острое утомление - отмечается резкое снижение работоспособности и уровня мышечной силы, возникают атипические реакции сердечно-сосудистой системы; 3) перенапряжение - характеризуется общей слабостью, вялостью, обморочными состояниями; 4) перетренированность - связана с выраженными нервно-психическими сдвигами; 5) переутомление - является патологическим состоянием организма, проявляется в виде невроза, апатии и безразличия к окружающей обстановке.

Каждый человек имеет свою границу утомления, которая предопределяется резервными возможностями организма. При определённой мотивации и уровне подготовленности, человек может показывать феноменальные достижения физической работоспособности. Несколько примеров резервных возможностей человека, проявляющихся в выносливости:

в 1980 году тульский инженер Александр Комиссаренко пробежал 100 км за 8 часов и 1 минуту, а за сутки непрерывного бега он преодолел 266 км 529 м;

в 1985 году англичанин М. Барниш прошёл по дорожке стадиона 650 км за 159 часов;

в 1980 году итальянец Карло Сала за сутки преодолел на лыжах 161 милю;

в 1929 году американец Джонни Сальво за 79 дней пробежал более 5810 км.

Следовательно, зная пути раскрытия резервных возможностей, а также методику подготовки, в которой, по нашему мнению, особое место должно отводиться психологической подготовке и средствам восстановления, можно демонстрировать, если не подобные феноменальные достижения, то во всяком случае близкие к ним.

Среди основных средств восстановления различают следующие группы: педагогические, медико-биологические и психологические. Разумеется, что выбор средств восстановления весьма широк, однако во многом ограничения, как нам кажется, в большей степени связаны с консервативностью мышления.

Например, издавна на Руси практиковались различные средства, способствующие восстановлению сил ратников, повышению их боевого духа. Особое место занимали заговоры, настрои, а также приготовленные по специальным рецептам настои, отвары, экстракты и мази. Со временем эти древние знания были утрачены, поэтому в контексте современных знаний, они отнесены в разряд нетрадиционных восстановительных мероприятий.

Средства растительного происхождения можно использовать в трёх направлениях: адаптогенном (способствующем приспособлению организма к неблагоприятным факторам внешней среды), релаксационном (оказывающим успокоительное воздействие) и лечебном.

Наиболее популярными адаптогенными средствами являются: женьшень (разовая дозировка составляет 15-25 капель спиртовой настойки в пропорции 1:10), элеутерококк (2 мл спиртового экстракта), аралия маньчжурская (30-40 капель спиртовой настойки 1:5), заманиха (30-40 капель спиртовой настойки 1:50), левзея (используется корневище с корнями левзеи), родиола розовая (применяется спиртовая настойка 1:5 корневища и корней), лимонник китайский (порошок семян лимонника по 1 г два раза в день или 35040 капель спиртовой настойки).

Эффективными успокоительными средствами являются отвары валерианы, пустырника и боярышника.

Огромный лечебный потенциал сосредоточен почти во всех деревьях, дикорастущих плодах и ягодах, дикорастущих съедобных и лекарственных растениях. Так, например, отвары и настои берёзовых почек используются как желчегонное, мочегонное и дезинфицирующее средство. Настои чаги (берёзового гриба) повышают защитные силы организма, положительно воздействуют как общеукрепляющее средство. Берёзовый сок хорошо утоляет жажду. Настои липы эффективны при лечении ангины, хорошо снимают головную боль, а также служат проверенным средством в качестве болеутоляющих и успокоительных факторов. Эфирные масла сосен обеззараживают воздух и оздоровляют организм человека.

Настои сосновых почек помогают при выведении камней, уменьшают воспалительные процессы в мочевом пузыре и обладают некоторым мочегонным и желчегонным качеством. Хвойные отвары считаются антицинготным и общеукрепляющим средством. Сухую еловую смолу используют в виде порошка для заживления гнойников и застарелых ран. Кора молодого дуба с успехом используется в целях вяжущего, противовоспалительного и противогнилостного средства. В виде отваров кора дуба применяется при лечении гнойных язв, незаживающих ран, воспалении мочевого пузыря.

Некоторые лесные растения обладают галлюциногенным воздействием. Известно, что викинги перед битвами употребляли в пищу гриб мухомор, приготовленный по особому рецепту для того, чтобы повысить свою боеспособность.

Во время Крымской войны военными медиками было отмечено, что у турок раны заживают быстрее, чем у их союзников англичан и французов. Было высказано веское предположение о том, что наиболее вероятная причина - вегетарианство турок, которые по религиозным соображениям не ели мяса. В научных опытах на кроликах было установлено, что при добавлении в пищевой рацион карбоксилина происходит ускорение регенерации повреждённых тканей на 30%, а клеток крови в два раза (Н.А. Агаджанян, А.Ю. Катков, 1990).

Эффективными средствами восстановления являются физические упражнения. Сохранилось описание очень простого и доступного средства для снятия утомления, которое практиковал сам Юрий Долгорукий. Вечером при ясной погоде нужно выйти на воздух и повернувшись к Луне поднять руки вверх и вдыхать в себя воздух (Папюс, 1993).

Не менее простым средством успокоения и снятия нервного напряжения является гимнастика для пальцев, которая издавна практиковалась японскими самураями (Й.Цуцуми, 1992).

А. Сгибание пальцев перед лицом:

Вдыхая через нос, на высоте глаз сложить кисти рук ладонями друг к другу. Выдыхая через рот, сдвинуть правую руку вниз, одновременно согнуть пальцы левой руки и схватить кончики пальцев правой руки.

Вдыхая через нос, разогнуть пальцы левой руки, одновременно сдвинуть вверх правую руку и схватить кончики пальцев левой руки правой рукой. Упражнение выполнять плавно, 10-15 раз.

Б. Прогибание пальцев:

Перед грудью сложить руки ладонями друг к другу, делая нормальные вдохи и выдохи. Оставляя руки в том же положении, быстро развести пальцы и разъединить ладони. Все пальцы рук сильно прижать друг к другу, через рот сделать быстрый выдох. Отвести пальцы друг от друга, оставляя кончики пальцев в прижатом положении, сделать вдох. Повторить соприкосновение пальцев и их разъединение.

Прижимая кончики пальцев рук друг к другу, направить их к себе, продолжить движения, указанные в пунктах 2 и 3. Повторить не менее 10 раз, дыхание ритмичное, пальцы прогибать до отказа.

В. Сгибание и разгибание пальцев:

Делая нормальные вдохи и выдохи, поднять руки на уровень глаз ладонями к лицу.

Сделать полный выдох, задержать дыхание, вдыхая через нос, сгибать все пальцы один за другим, начиная от большого пальца правой руки. Потом, начиная от мизинца левой руки, сгибать пальцы один за другим. После сгибания всех пальцев, выдыхая через рот, разгибать их в обратном порядке, начиная от большого пальца левой руки. Повторять движения более 10 раз.

Г. Катание орехов в руках:

Катание ореха между ладонями.

Катание ореха на тыльной стороне руки, прижимая его ладонью другой руки.

Одновременные круговые движения орехами в каждой руке: в правой - по часовой стрелке, в левой - против часовой.

Весьма эффективно снимают нервно-мышечное напряжение упражнения с отягощениями, выполняемые в спокойном медленном темпе. В природных условиях отягощением могут служить различные камни. Рекомендуется следующая методика выполнения релаксационных упражнений с подобными отягощениями.

Вес отягощений - лёгкие камни. Темп выполнения упражнений - медленный. Исходные положения - в зависимости от степени усталости: стоя, лёжа или сидя. Количество упражнений в комплексе 3-4 (в основном для мышц рук, ног и спины). Количество повторений упражнения 15-20 раз. Количество серий 2-3.

Простые упражнения для снятия мышечного напряжения и повышения тонизирующего воздействия на группы мышц, несущие основную физическую нагрузку: Подъёмы рук через стороны вверх. Исходное положение: стоя, ноги врозь на ширине плеч. Делая вдох, медленно поднять руки через стороны вверх до уровня головы, делая выдох медленно опустить руки.

Разведение рук. И.п.: лёжа на спине, руки подняты вверх. Делая вдох медленно опустить руки до горизонтального положения, удерживая их в слегка согнутом положении, делая выдох вернуть руки в исходное положение.

Неполные приседания. И.п.: стоя, ноги расставлены немного шире плеч. Отягощение удерживается за головой или в опущенных руках. Делая вдох, присесть до достижения бёдрами горизонтального уровня. Наклоны туловища вперёд. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, немного согнуты в коленях. Отягощение удерживается за головой. Делая выдох наклонить туловище вперёд, спину удерживать прямо или в чуть прогнутом положении, делая вдох вернуться в исходное положение. Повороты туловища. И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, отягощение удерживается за головой. Делая выдох повернуть туловище влево, делая вдох вернуться в исходное положение. Повторить в другую сторону.

Особое место в системе нетрадиционных средств повышения бодрости духа, а, следовательно, достижения оптимального уровня работоспособности занимают психологические средства внушения и самовнушения.

Контрольные вопросы:

1. Существует ли связь между биологическим типом людей и образом жизни? В чём она выражается?

2. От чего зависит выбор средств физической рекреации?

3. Что необходимо учитывать при выборе средств восстановления?

4. Что является универсальным критерием при выборе средств физической рекреации?

5. Перечислите стадии утомления.

5 Виды рекреационного эффекта и нагрузки

При занятиях физической рекреации возникают эффект - это результат воздействия нагрузки на организм спортсмена.

Виды рекреационного эффекта:

- частный (результат воздействия отдельного упражнения);

- ближайший (результат воздействия занятия или его частей);

- отставленный (результат воздействия занятия и времени отдыха перед следующим занятием). Подразделяется на три фазы:

а) недовосстановление работоспособности;

б) восстановление работоспособности до исходного уровня;

в) сверхвосстановление.

г) суммарный или кумулятивный (результат воздействия многих занятий).

Внимание к проблематике занятий физическими упражнениями оздоровительной направленности обуславливается тем непременным обстоятельством, что в отличие от других видов физической культуры в физической рекреации решается весьма ценный комплекс как биологических, так и психологических задач, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой, получения удовольствия от двигательной деятельности. Однако в научно-методической литературе нет единого мнения о целесообразности использования тех или иных педагогических средств восстановления.

Отметим, что под термином педагогические средства восстановления понимается применение, в первую очередь, общефизических и специально-подготовительных упражнений неспецифического характера, а также вариативность компонентов тренировочной нагрузки.

В теории спортивной тренировки для определения тренировочной нагрузки используются такие компоненты, как общий объём, интенсивность, количество повторений, характер и интервалы отдыха между подходами. Количественные показатели объёма и интенсивности выражаются в конкретных величинах (километрах, тоннах, количестве повторений, частоте сердечных сокращений, среднем весе отягощений т.п.).

Однако эти показатели не совсем точно отражают влияние физических упражнений на функциональные изменения организма спортсмена. Состояние занимающегося физическими упражнениями человека обуславливается внешними и внутренними факторами. К экзогенным факторам относятся внешние условия подготовки, к эндогенным -особенности адаптации организма к нагрузкам. Именно эндогенные факторы предопределяют количественные параметры состояния спортсмена и его качественные характеристики.

Ответом на физические нагрузки являются приспособительные реакции, которые направлены на повышение неспецифической резистентности организма. По мнению А.С. Солодкова (1990), в ускорении адаптации важную роль играют средства и методы повышения неспецифической резистентности (рациональный режим нагрузок и отдыха, сбалансированное питание, центральная анальгезия, гипербарическая оксигенация, гипоксическая тренировка, разрешённые к применению биологические стимуляторы и др.).

Рассматривая физиологические основы оздоровительного эффекта физической тренировки, профессор А.А. Виру (1984) отмечал, что под влиянием двигательной активности в организме происходят изменения, увеличивающие физическую работоспособность и повышающие сопротивляемость организма к вредным факторам.

Занятия физическими упражнениями оздоровительной направленности не должны сводиться только к формированию суммарного тренировочного эффекта, что является характерной чертой регулярных тренировок. Не менее важными видами эффектов следует считать: регуляторно-трофический, восполнения двигательной недостаточности, устранения избыточности "функционального и материального" порядка. Особое место отводится эффекту погашения вегетативных реакций, который проявляется в уменьшении степени напряжения важнейших систем организма.

Существуют различные точки зрения по величине оздоровительных тренировочных нагрузок.

Соблюдение условий непредельности нагрузок является важным фактором их оздоровительного влияния. Допустимыми для оздоровительной тренировки следует считать мышечную работу в зоне от 60 до 70 % МПК. Признаки неадекватных реакций организма испытуемых были отмечены при нагрузках свыше 85 % МПК.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Использование средств физической культуры с лечебно-профилактической целью и для более быстрого восстановления здоровья и трудоспособности больного, предупреждения последствий патологического процесса. Особенности метода лечебной физической культуры.

    реферат , добавлен 14.01.2010

    Возникновение физических упражнений у восточных славян. Спорт как составляющая физической культуры. Этапы развития физической культуры в России. Советская система физического воспитания. Государственная система управления физической культурой и спортом.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Сколиоз - обозначается боковое искривление позвоночника во фронтальной плоскости. Противопоказания при занятиях физкультурой. Опасности при наклонах вперед. Правильное поднятие предметов с пола. Индивидуальный комплекс физических упражнений при сколиозе.

    реферат , добавлен 10.04.2009

    Значение физической культуры и спорта. Поддержание хорошей физической формы человека. Выбор оптимальных нагрузок, их виды. Повышение физической подготовки. Интенсивность, длительность и частота физической нагрузки. Регулируемые затраты энергии.

    презентация , добавлен 28.04.2014

    Гигиеническая направленность занятия физическими упражнениями. Тренировочная направленность занятий физическими упражнениями. Ходьба как лечебное средство широко используется для восстановления двигательных функций. Ходьба на лыжах.

    реферат , добавлен 05.11.2003

    Исследование вопроса по литературным источникам. Проблема воспитания личной физической культуры у школьников. Формирование культуры личности в процессе занятий физической культурой. Гимнастика как средства формирования культуры личности школьника.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2007

    История развития лечебной физической культуры, ее особенности, применение и влияние на организм. Причины возникновения гипертонии и сопутствующих заболеваний. Лечебная гимнастика и комплекс физических упражнений для больных гипертонической болезнью.

    реферат , добавлен 08.06.2009

    Гимнастика как основа физических упражнений и формирования их традиционных систем. Основа физической тренировки в фитнесе. Калланетика как система упражнений, направленная на увеличение активности глубоких мышечных групп. Выполнение упражнений ушу.

    реферат , добавлен 15.04.2016

    Понятие и основные причины возникновения миопии. Понятие и основные средства физической культуры. Близорукость и занятие спортом. Комплекс специальных упражнений для глаз Э.С. Аветисова. Комплекс упражнений для исправления близорукости от М.Д. Корбетт.

    реферат , добавлен 22.05.2014

    Комплекс физических упражнений для коррекции функционального состояния человека. Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Ежедневные упражнения для позвоночника. Оздоровительные системы питания – кислото- и щелочеобразующее.

Рекреация (лат. -- recreation, - "восстановление") -- 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация -- это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Физическая рекреация - это вид физической культуры, который отражает активный отдых человека, в т.ч. студента, вне производственной, учебной, научной, спортивной и иной деятельности, направленный на формирование, восстановление, укрепление и сохранение его здоровья и приносящий удовольствие, удовлетворение, благополучие от данного мероприятия. Причем основой активного отдыха являются все средства физической культуры, ее формы и методы занятий. Физическая рекреация, как и рекреация вообще, это педагогические процессы, связанные с решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и социальных задач. Она характеризуется общими признаками учебно-педагогического процесса или осуществляется в порядке самовоспитания. Отличительная особенность физической рекреации заключается в том, что этот процесс направлен на формирование двигательных навыков во время активного отдыха и воспитание так называемых физических качеств человека, в т.ч. больного человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность.

Реабилитация в медицине -- комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных заболеваний, а также в результате травм. Проводится при некоторых заболеваниях внутренних органов, врожденных и приобретенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, последствиях тяжёлых травм, психических болезнях и т. д. Имеет особое значение реабилитация у детей с умственной отсталостью, с дефектами слух, речь, зрения и др. Реабилитация -- это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.

Содержание адаптивной физической реабилитации направлено на восстановление у инвалидов временно утраченных или нарушенных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок в связи с основным заболеванием, являющимся причиной инвалидности) после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений, возникающих в процессе какого-либо вида деятельности или тех или иных жизненных обстоятельств.

Профессионально-прикладная, или производственная, физическая культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики. Профессионально-прикладная физическая культура, может как предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ, техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (физкультпаузы, производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время (восстановительные мероприятия). Научными исследованиями установлено, что высокий профессиональный уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость производственных показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно, производительность их труда намного выше. Одной из разновидностей профессионально-прикладной физической культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то, что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и сержантского состава после демобилизации возвращаются к своим гражданским специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо рассматривать как составную часть профессионально-прикладной физической культуры. Во-первых, подготовка к защите Отечества - одна из основных задач физической культуры. вторых, служба в Вооруженных Силах - конституционная обязанность каждого гражданина мужского пола. В-третьих, физ. подготовка в армии и на флоте имеет особую направленность, отражающую не только специфику Вооруженных Сил в целом, призванных защищать страну от возможного нападения, включая атомную агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск, ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение конкретной воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов физической культуры. Основная цель физической подготовки в Вооруженных силах - достижение высокого уровня готовности личного состава в короткий срок и с наибольшей эффективностью решение боевой задачи.

Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная -- это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у инвалидов осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических; занятиях физическими упражнениями И, вообще, в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии. Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др. ценностей физической культуры.

Лечебная физическая культура (ЛФК) -- метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого метода лежит использование основной биологической функции организма -- движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания. Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения. Термин «лечебная физкультура» прежде всего обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и масажем) С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности. Вместе с тем лечебная физкультура -- это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это -- медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы. В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной. ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, -- обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины.

Физической культуры и спорта как специальная социологическая теория и как учебная дисциплина знакомит с основами теории и методологии, организации и методики социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, с результатами таких исследований, с основными социологическими проблемами и аспектами физической культуры и спорта. Физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в физкультурно-спортивной деятельности, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в спортивной деятельности. Физическая культура - социальная, т.е. организуемая, обеспечиваемая и осуществляемая людьми деятельность по развитию и совершенствованию физических (или естественно-природных) качеств и способностей человека

Балушкина Александра Александровна
Должность: тренер-преподаватель по чир спорту
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ "Юность"
Населённый пункт: г.Аксай
Наименование материала: Конспект
Тема: "Физическая рекреация,как вид рекреационной деятельности"
Дата публикации: 23.01.2018
Раздел: дополнительное образование

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ КАК ВИД РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самым главным в жизни человека является здоровье, ведь именно этот аспект помогает

человеку добиться успеха во всех сферах жизнедеятельности. Здоровье у большинства

людей расценивается как средство достижения своих потребностей, нежели как средство

прожить долгую жизнь. Эти две характеристики здоровья противопоставляются друг

другу, ведь если использовать здоровье для достижения целей, то оно быстро

растрачивается, а сохранять его для длительных лет жизни то необходимо укреплять его

активной жизнедеятельностью. Поэтому еще в древние времена появляется понятие

достижения желаемого.

Со временем, благодаря многолетнему опыту и практическим знаниям, люди начали

изучать вопрос, касающийся физической рекреации. Ученые заинтересовались данным

понятием лишь во второй половине XX века. С этого времени он постепенно становится

предметом исследований в истории, социологии, биологии, географии и других научных

дисциплинах.

Физическая рекреация возникла в системе физического воспитания и первоначально

выполняла педагогическую функцию. Затем она широко использовалась в религиозных

обрядах, национальных играх, праздниках, развлечениях, приобретая массовый характер,

со временем становилась неотъемлемой частью жизнедеятельности людей . Такие

условия способствовали обогащению физической рекреации различными социальными

функциями, она становилась важным фактором социализации молодых людей, хоть и не

обеспечивала подготовку к выполнению социальных обязанностей. Физическая рекреация

являлась способом активного отдыха, игр, формирующих здоровье.

А Выдрин В.М. объяснял причину ее возникновение, сказав: «Физическая рекреация

возникла в жизни и быту людей еще в дpевнейшие времена за десятки тысяч лет дo

высочайшего расцвета культуры телесности Древней Греции, хотя и не имела своегo

названия и термина. Из-за ускоренного развития капитализма в Западной Европе

потребность в рекреационной деятельности увеличилась. Это обосновывалось

воздействием на население напряженного труда в плохих условиях». В наше время в

случае с физической рекреацией мы говорим о восстановлении после трудного рабочего

дня, переутомления, перенапряжения человека. Если речь идет о двигательной

реабилитации, то подразумевается компенсация функций после травм или патологий.

Поэтому необходимо выделять признаки, которые разграничивали бы различные виды

физической культуры. Это помогло бы в решении проблем с их социальным

использованием. Но социальная суть физической рекреации на сегодняшний день

недостаточно изучена.

В литературе достаточно большое количество видов рекреаций. Выделяют основные

признаки, по которым можно было бы отличить физическую рекреацию от других:

1) Основой данного вида рекреации является физическая активность.

2) Включает в себя не только физические, но и эмоциональные, а также интеллектуальные

компоненты.

3) При правильных занятиях положительно влияет на функции организма.

4) Имеет развлекательный характер.

5) Главными средствами достижения результатов являются физические упражнения.

6) Имеет собственную методику

Как было сказано, любой вид рекреации влияет не на одну научную отрасль, так в

физической рекреации выделяют следующие аспекты:

1) Биологический аспект изучает, какое влияние рекреация способна оказывать на

организм человека

2) Психологический аспект отвечает на вопрос, какие мотивы преследует человек начиная

заниматься физической рекреацией, и как психологически изменяется его поведение.

3) Экономический аспект заключается в средствах, используемых для организации

физической рекреацией.

4) Социальный аспект отвечает за объединение людей, занимающихся активной

двигательной деятельностью, в группы и в процессе объединения обменом социальным

5) Культурный аспект выясняет, какие культурные ценности усваивает человек в процессе

физической рекреационной деятельности, и в какой мере она способствует созданию

новых личностно- общественных ценностей.

6) Образовательно-воспитательный аспект изучает, какое влияние физическая рекреация

оказывает на формирование личности в её физическом, интеллектуальном, нравственном,

творческом развитии.

Различают несколько способов занятий физическими упражнениями, которые имеют

исключительно рекреационный характер. Это и физкультминутки, вводная гимнастика, и

элементарные физические упражнения во время перерыва на работе или после рабочего

дня. На некоторых предприятиях даже выделяют такие места, где можно заниматься

физическими упражнениями, они оборудованы специальным инвентарем и тренажерами

(площадки для игры в теннис, бильярд и т.д.).

Вводной гимнастикой занимаются по протяжении 5-10 минут перед началом работы.

Комплекс упражнений зависит от того насколько работа подвижна и какой способ труда

используется (физический, интеллектуальный). На основе этого упражнения могут быть

как более активными, так и расслабляющими. От правильного подбора упражнений

зависит скорость адаптации, работоспособности и восстановление физиологических

функций организма.

Физкультминутки необходимы для того что бы человек смог отвлечься от работы. Этот

способ смены деятельности помогает повысить внимательность, снизить нагрузку от

однообразной позы, снизить влияние на организм обездвиженности и в целом улучшить

его функционально состояние. Оптимальным временем для проведения физкультминуток

считается за 2 часа до перерыва на обед. Элементарные физические упражнения помогают

разрядить организм, разогнать кровь и расслабится после рабочего дня. Рекомендуется

провести всего 10 минут вечером в упражнениях на растяжку. Такое времяпровождения

улучшает кровообращение, обмен веществ и способствует здоровому сну. Смотря на

способы занятий физической рекреацией, можно сделать вывод о том, что их объединяет

доступность и конечный результат – достижение такого физического состояния, при

котором обеспечивается нормальное функционирование организма.

Физическая рекреация имеет множество преимуществ перед другими компонентами

физической культуры. Во-первых, рекреация доступна людям любых возрастов - от

малышей до пожилых людей. Во-вторых, человек сам может выбирать время для занятий

и их продолжительность можно заниматься рекреацией в любое удобное для вас время

(начиная с утра и заканчивая поздним вечером), а длительность может варьироваться от 10

минут до нескольких часов. Это преимущество является главным, т.к. показывает, что вне

зависимости от занятости, любой человек способен поддерживать свой организм в

отличной форме при минимальных усилиях. В - третьих, занятия физической рекреацией

не имеют определенного место проведения, это показывает, что она не требует

экономических вложений для абонементов в дорогие спортивные комплексы (вы можете

заниматься дома, в зале, на площадке и т.п.). И последним, но не менее важным плюсом

является состав для занятий (возможны как индивидуальные, так и групповые занятия).

Но, не смотря на такой вариативный вид двигательной деятельности, рекреация все же

требует соблюдение культуры занятий, которая включает в себя самоконтроль,

медицинский контроль, умеренная нагрузка и отдых, соответствующий полу, возрасту и

физическому развитию. Ведь не зная возможностей своего организма, человек может

перенагрузить его и только ухудшить его функциональное состояние. Рекреационные

занятия дают полную свободу самовыражения личности в процессе двигательной

деятельности. Нерегламентированные, свободные занятия на природе дают радость

общения с ней, наслаждения. Формирования положительных эмоций в высшей степени

благотворно действуют на психику и интеллект человека .

Заключение. Рекреалогия – это раздел науки об отдыхе, восстановлении здоровья и

оздоровлении. Данная наука включает в себя процесс физического, культурного и

социального развития человека, с помощью которого он способен более универсально

адаптироваться к любым изменяющимся условиям (социальным, природным и т.д.). В

наше время потребность в физической рекреации увеличивается. Она помогает

удовлетворить потребности людей в движении и тем самым становится незаменимой в их

жизнедеятельности. Если человек не ведет активный образ жизни, а занятия физической

рекреацией сведены к минимуму, то в большинстве случаев такие люди более подвержены

различным заболеваниям (ожирение, ослабление иммунной системы, развитие сердечно

сосудистых заболеваний, остеопороз и т.д.). Поэтому если вы не хотите причинять

сильный ущерб своему организму, то необходимо поддерживать двигательную

деятельность.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что физическая рекреация

является одним из самых популярных и доступных видов рекреационной деятельности.

Физическая рекреация – это часть физической культуры, совокупность свободной,

нерегламентированной двигательной деятельности, направленной, в конечном счете, на

обесᴨечение оптимального физического состояния человека, способствующего

нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни. Помимо

восстановления сил и своеобразного вида отдыха, физическая рекреация помогает

адаптационные возможности и улучшить эмоциональный настрой.

Безусловно, для достижения быстрого результата необходимо пересмотреть свой прежний

жизненный образ, поставить перед собой определенную цель.

Каждому человеку, решившему заниматься активным отдыхом, будет очень полезно

завести дневник, в котором он сможет отмечать динамику развития физических

способностей, эмоциональное и интеллектуальное состояние, самочувствие и т.д.

Список литературы

1. Выдрин В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры / В.М. Выдрин

//Культура физическая и здоровье. 2004. № 2. С. 18-21

2. Зайцев В.П., Прусик Кристоф, Ермаков С.С.// Физическое воспитание студентов. 2011.

3. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена «Физическая рекреация» / Ю.Е.

Рыжкин //Теория и практика физической культуры. 2011. № 4. С. 55-57.

4. Смородинов А.С. Физическая рекреация как средство сохранения и укрепления

здоровья студентов / А.С. Смородинов, В.И. Смородинова //Культура физическая и

здоровье. 2004. № 1. С. 30-32.

5.Тадеуш Станишевски. Задачи и обусловленности подвижной рекреации в современной

польской семье / Тадеуш Станишевски // Педагогіка, психологія та медико-біологічні

проблеми фізичного виховання і спорту. 2006. №5. С.94-98.


Подобные документы

    Теоретические основы рекреации. Функциональные ориентации рекреационной деятельности: лечебно-оздоровительная; познавательная; спортивная; садово-дачная. Туризм как составная часть рекреации. Формы и виды туризма, их классификация по различным критериям.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    Использование рекреации. История образования первых особо охраняемых природных территорий России относится еще к петровским временам. Сейчас это целая система, объединяющая несколько десятков тысяч ООПТ федерального, регионального и местного уровней.

    учебное пособие , добавлен 11.12.2008

    Понятие и оценка влияния культурной политики на развитие туристской индустрии и городской рекреации. Культурная политика г. Перми с 2007 по 2011 гг. Проект и направления создания новых экскурсионных маршрутов в связи с изменением культурной жизни города.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2012

    Социально-экономические условия развития рекреации и туризма в Тюменской области, население и структура экономики региона. Особенности природных ресурсов и культурно-исторический потенциал. Виды, проблемы и перспективы развития туризма в регионе.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Понятие, специфика и классификация услуг рекреации и туризма. Анализ развития и организации туристической сферы у Крыма, его место в международной и украинской туристической системе. Оценка преимуществ отдыха в Украине в сравнении с курортами Европы.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Утомление в изолированном нервно-мышечном аппарате. Изменение физиологических функций организма при его развитии. Циклические упражнения как средство рекреации. Сравнение уровня физического восстановления у спортсменов, использующих плавание и бег.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2015

    Виды туристских путешествий в РФ. Понятие "этнического туризма" и его классификация. Недостатки современного сценария развития рекреации на Русском севере. Посещение этнических или фольклорных деревень как одно из перспективных направлений этнотуризма.

    реферат , добавлен 20.01.2015

    Понятие рекреации и туризма. Экологическое просвещение. Влияние агротуризма на природу. Агротуризм в системе национальной экономики. Понятие "агротуризма". Виды экологического туризма. Классификация агротуризма по видам транспорта. Объекты агротуризма.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2008

    Виды досуговой деятельности человека. Исторические и культурные предпосылки организации досуга в англоязычных странах. Место индустрии досуга в культурной жизни общества. Специфика организации досуга в Соединенных Штатах Америки в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2014

    Понятие о курортном деле и курортологии. Определение места санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению РФ. Курортные факторы: понятие, классификация, возможности использования в лечебных и оздоровительных целях. Понятие о рекреации.